ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 26

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 26

 

 

402 

 

Таблица 3.   ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ в 2003 - 2013 гг.[3] 

(зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) (Данные Минздрава России, расчет Росстата) 

  

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

  

Всего, тыс. человек 

Все болезни 

107385,1  106287,3  105886.2  108842.1  109571.5  109590.4  113877.1  111428.3  113922.2  113688,5  114721.2 

из них: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инфекции и паразиты 

5414.2 

5505.3 

5312.2 

5327.1 

5332.4 

5187.5 

4916.6 

4690.7 

4626.2 

4592.1 

4434.2 

онкология 

1287.3 

1375.2 

1357.1 

1418.4 

1437.5 

1437.8 

1525.6 

1540.4 

1586.2 

1656.1 

1629.3 

гематология 

626.1 

648.2 

647.3 

765.4 

776.1 

758.3 

724.2 

705.3 

676.4 

675.5 

668.4 

эндокринология 

1373.2 

1407.1 

1361.2 

1672.2 

1638.3 

1629.1 

1481.1 

1461.3 

1475.4 

1519.5 

1527.6 

неврология 

2174.2 

2228.1 

2178.3 

2318.4 

2361.5 

2419.2 

2374.3 

2345.5 

2354.1 

2330.2 

2364.3 

офтальмология 

4722.3 

4871.1 

4778.2 

5107.3 

4976.2 

4858.5 

4778.6 

4715.2 

4758.2 

5043.1 

5023.3 

отоларингология 

3231.1 

3415.2 

3425.2 

3502.1 

3563.1 

3526.3 

3733.4 

3867.5 

3975.2 

4032.1 

4014.2 

кардиология 

2954.1 

3146.2 

3278.3 

3787.4 

3719.5 

3781.1 

3761.3 

3734.5 

3804.2 

3814.1 

4285.3 

пульмонология 

44560.2 

41946.2 

41915.1 

42338.3 

42958.4 

43221.5 

48148.1 

46281.2 

48437.5 

47381.6 

48568.7 

403 

 

гастроэнтерология 

5063.3 

5079.4 

5034.5 

5024.2 

4904.1 

4910.3 

4902.4 

4778.5 

4767.2 

4982.1 

5055.3 

дерматология 

6763.4 

6993.2 

7073.9 

7239.5 

7161.7 

7056.8 

6991.3 

6886.3 

6795.2 

6876.1 

6740.1 

патологии опорно-

двигательного 

аппарата и 

соединительной 

ткани 

4818.5 

4875.5 

4746.6 

5040.7 

5022.2 

5013.3 

4952.2 

4789.1 

4809.6 

4761.5 

4634.4 

урология 

6035.1 

6523.3 

6560.2 

6967.4 

6940.5 

6916.6 

6835.7 

6842.1 

7050.2 

7101.3 

7147.1 

осложнения 

беременности, родов 

и послеродового 

периода 

2512.2 

2468.3 

2471.5 

2519.6 

2651.4 

2736.2 

2881.3 

2889.8 

2816.4 

2832.6 

2778.5 

врожденные 

аномалии (пороки 

развития), 

генетические 

патологии 

236.3 

236.4 

243.5 

257.9 

273.1 

295.5 

296.2 

295.4 

303.6 

299.4 

298.3 

Токсикология и 

травматология 

12903.4 

12846.5 

12808.9 

12759.4 

13072.5 

13021.2 

12855.4 

13096.3 

13261.2 

13426.4 

13285.5 

 

На 1000 человек населения 

1)

 

Все болезни 

748,1 

743,6 

743,7 

760,9 

767,3 

767,7 

797,5 

780,0 

796,9 

793,9 

799,4 

из них: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

инфекции и паразиты 

37,7 

38,5 

37,3 

37,2 

37,3 

36,3 

34,4 

32,8 

32,4 

32,1 

30,9 

404 

 

онкология 

9,0 

9,6 

9,5 

9,9 

10,1 

10,1 

10,7 

10,8 

11,1 

11,6 

11,4 

гематология 

4,4 

4,5 

4,5 

5,3 

5,4 

5,3 

5,1 

4,9 

4,7 

4,7 

4,7 

эндокринология 

9,6 

9,8 

9,6 

11,7 

11,5 

11,4 

10,4 

10,2 

10,3 

10,6 

10,6 

неврология 

15,1 

15,6 

15,3 

16,2 

16,5 

16,9 

16,6 

16,4 

16,5 

16,3 

16,5 

офтальмология 

33,0 

34,2 

33,6 

35,7 

34,8 

34,0 

33,5 

33,0 

33,3 

35,2 

35,0 

отоларингология 

22,6 

24,0 

24,1 

24,5 

24,9 

24,7 

26,1 

27,1 

27,8 

28,2 

28,0 

кардиология 

20,6 

22,0 

23,0 

26,5 

26,0 

26,5 

26,3 

26,1 

26,6 

26,6 

29,9 

пульмонология 

310,4 

293,4 

294,4 

296,0 

300,8 

302,8 

337,2 

324,0 

338,8 

330,9 

338,4 

гастроэнтерология 

35,3 

35,5 

35,4 

35,1 

34,3 

34,4 

34,3 

33,4 

33,3 

34,8 

35,2 

дерматология 

47,1 

48,9 

49,7 

50,6 

50,1 

49,4 

49,0 

48,2 

47,5 

48,0 

47,0 

патологии опорно-

двигательного 

аппарата и 

соединительной 

ткани 

33,6 

34,1 

33,3 

35,2 

35,2 

35,1 

34,7 

33,5 

33,6 

33,2 

32,3 

урология 

42,0 

45,6 

46,1 

48,7 

48,6 

48,4 

47,9 

47,9 

49,3 

49,6 

49,8 

осложнения 

беременности, родов 

и послеродового 

периода 

62,8 

62,5 

63,0 

64,2 

68,2 

71,2 

76,0 

77,2 

76,4 

78,0 

77,6 

405 

 

 

врожденные 

аномалии (пороки 

развития), 

генетические 

патологии 

1,6 

1,7 

1,7 

1,8 

1,9 

2,1 

2,1 

2,1 

2,1 

2,1 

2,1 

Токсикология и 

травматология 

89,9 

89,9 

90,0 

89,2 

91,5 

91,2 

90,0 

91,7 

92,8 

93,8 

92,6 

1)

 За 2003-2010 гг, показатели рассчитаны с использованием численности населения c учетом итогов ВПН-2010. 

2) 

На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет. 

415 

 

В представленной таблице 3 уровень заболеваемости населения значительно выше, 

чем тот фонд коечных мест, который может предоставить сфера здравоохранения. Такое 
удручающее положение оставляет нашу  страну далеко позади в списке других развитых 
стран.  

По  данным  анализа  объема  финансирования  и  конечных  показателей,  на  которые 

реально  влияет  отрасль  здравоохранения,  результативности  деятельности  системы 
здравоохранения,  проведённому  Всемирной  организацией  здравоохранения,  было 
выявлено существенное отставание России от индустриально развитых стран мира. Кроме 
того, нуждается в совершенствовании непосредственно структура оказания медицинской 
помощи.  Её  нерациональность  приводит  к  неспособности  системы  здравоохранения 
соответственно  и  своевременно  реагировать  на  нужды  населения  согласно  стандартам 
оказания  медицинской  помощи.  Кроме  того  сохраняет  актуальность  проблема 
справедливости  распределения  средств,  которая  характеризует  уровень  социальной 
защиты наиболее нуждающейся части населения. [3] 

Рисунок  2.  Ранжирование  стран  по  показателям  расходов  и  результатов 

деятельности 

систем 

здравоохранения, 

по 

оценке 

Всемирной 

организации 

здравоохранения (ранги от 1 до 191) данные 2013 года [3]  

 

Диаграмма  2  показывает,  насколько  Россия  на  данный  момент  отстает  от 

большинства  восточноевропейских  и  некоторых  латиноамериканских  стран,  имеющих 
одинаковый уровень экономики. По показателям здоровья Россия занимает 127-е место, а 
по интегральным показателям деятельности системы здравоохранения- 130-е место! В то 
время как значения показателей расходов на душу населения находятся на 75-м месте[3]. 

0

50

100

150

200

США 

Швейцария 

Германия 

Франция 

Италия 

Япония 

Великобритания 

Чехия 

Польша 

Эстония 

Литва 

Россия 

Болгария 

Румыния 

11 

13 

26 

40 

58 

60 

71 

75 

96 

107 

72 

26 

41 

24 

81 

89 

115 

93 

127 

92 

130 

37 

20 

25 

10 

18 

48 

50 

77 

73 

130 

102 

160 

Интегральный 
показатель 
деятельности 
системы 
здравоохране
ния 

Показатели 
здоровья 
населения 

416 

 

Отсутствующие  стимулы  к  работе,  повышающей  эффективность  применения 

имеющихся  ресурсов,  а  также  отсутствие  ответственности  за  состояние  здоровья 
населения  -  это  ключевые  проблемы  здравоохранения  сегодня.  К  утрате  необходимой 
мотивации  также  приводит  и  дефицит  средств,  однако  многие  проблемы  носят 
«рукотворный» 

характер. 

Недостатки 

системы 

организации, 

управления 

и 

финансирования  здравоохранения,  побуждают  врачей  нерационально  использовать 
ресурсы и  не добиваться максимально высоких показателей здоровья населения в расчете 
на вложенные ресурсы. 

Все эти проблемы не являются новыми, многие из них стали пережитками времени 

советского здравоохранения, характеризующегося чрезмерной специализацией медицины 
и  снижением  важности  роли  первичной  помощи.  Эти  недостатки  проявились  в  виде 
наращивания  коечного  фонда,  числа  врачей,  объемов  госпитализации  и  посещений,  в  то 
время как реальным показателям качества, доступности и эффективности использования 
ресурсов отводилось меньше внимания. Обострение перечисленных проблем за последние 
15 лет проявилось в условиях дефицита средств.[3] 

Приоритетная  стратегия  выхода  здравоохранения  из  кризиса  должна  включать  в 

себя, как основной компонент, разработку эффективной системы мотивации. На этом пути 
важно найти ответ на такие вопросы как:  

1) 

Какими реальными мотивами руководствуются врачи в своей деятельности 

и  какими  возможностями  по  улучшению  качества  медицинской  помощи  населению 
владеет государство?  

2) 

Остаются  ли  на  втором  плане  профессиональный  рост,  сохранение 

репутации,  получение  морального  удовлетворения  от  своей  работы  и  другие  мотивы  на 
фоне  низкого  уровня  оплаты  труда,  который  актуализирует  у  врачей  материальную 
мотивацию?  

3) 

Достаточно  ли  повышения  заработной  платы  для  мотивации  врачей  к 

качественной работе?  

4) 

Различны ли мотивы у сложившихся профессионалов и молодых врачей?  

5) 

Как  отреагирует  индивидуальная  мотивация  врачебной  деятельности,  если 

зарплата будет повышена? [4, С 99-100] 

Используя все факторы мотивации профессиональной деятельности, повышающей 

производительность  труда  и  рациональность  использования  производственных  ресурсов 
можно  предотвратить  дальнейшее  повышение  уровня  текучести  медицинских  кадров. 
Ценный 

внутренний 

ресурс 

любого 

лечебно-профилактического 

учреждения, 

обеспечивающий  результативность  его  деятельности-  это  медицинский  персонал 
Сохранность должного уровня медицинских кадров в государственных и муниципальных 
медицинских учреждениях будет гарантировать система мотивации персонала. 

Учитывая  трудовое  поведение  врачей,  взаимодействие  внешних  и  внутренних 

стимулов,  заинтересованность  медицинских  работников  в  высокооплачиваемом  труде, 
соразмерность  доходов  от  результатов  труда,  обеспечение  сотрудников  ЛПУ  широким 
спектром  социальных  гарантий,  можно  разработать  эффективную  систему  мотивации. 
Таким образом, создав высокоэффективные и мотивированные команды, можно добиться 
повышения производительности труда,  улучшения качества оказываемых услуг,  условий 
труда и жизни персонала, сокращения текучести кадров, снижения уровня конфликтности, 
стимулирования новаторства, обретения большей гибкости и снижения издержек. 

Выбор  методов  мотивации:  экономических,  социальных,  психологических  и 

организационных,  определяется  создавшимися  в  коллективе  условиями  и  желаемыми 
результатами.  Эффективная  система  мотивации  должна  учитывать  высокую 
интенсивность  труда  медицинского  персонала  и  его  работу  в  высоких  стрессовых 
ситуациях  и  систему  ценностей  отдельного  работника.  Чтобы  задействовать 
нематериальные факторы мотивации необходима специализация труда, что подразумевает 
самостоятельность персонала.  

417 

 

Экономические методы стимулирования способствуют достижению баланса между 

целями медицинского учреждения и медицинского работника, что формирует у персонала 
чувство удовлетворенности своей работой. 

Итогом  вышесказанному  становится  вывод-  для  эффективной  мотивации 

медицинского персонала необходим комплекс экономических и социальных факторов. [5, 
С. 10-14]. 

Список литературы: 

1. 

Ягудин  Р.Х.  Здоровье  как  фактор  повышения  качества  жизни  в 

трансформационной экономике. Казань : Издательство КФУ, 2008. 178с. 

2. 

Федеральная  служба  государственной  статистики  [Электронный  ресурс]: 

база данных. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi, свободный. 

3. 

Российское  здравоохранение:  сценарии  развития  (2007–2016  гг.) 

[Электронный  ресурс]:  институт  современного  развития.  —  Режим  доступа: 
http://www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/343, свободный. 

4. 

Шишкин  С.В.  Российское  здравоохранение:  мотивация  врачей  и 

общественная доступность. М.: Независимый институт социальной политики, 2008. 238с. 

5. 

Афонин  Ю.А.,  Сагдеев  Р.Р.  Проблемы  мотивации  медицинского     

персонала.  Вестник  Самарского  государственного  экономического  университета  2012 
№7(93).  

 

РАССМОТРЕНИЕ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ 

УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

 

Алешина Е. А. 

Аспирант Казанского кооперативного института Российского университета 

кооперации, г.Казань 

 

Определяя  перспективы  социально  -  экономического  развития  Татарстана  важно 

обратить  внимание  на  здравоохранение.  Приоритетное  направление  в  этой  сфере- 
повышение  уровня  здоровья  населения,  качества  и  доступности  медицинской  помощи. 
Автором  рассматривалась  актуальная  проблема  кадрового  дефицита  в  здравоохранении. 
Активно  развивается  малый  и  средний  бизнес,  осуществляется  государственная 
поддержка  медицинских  проектов  федерального  значения,  поддержка  открытой  в  мае 
2014  года  в  Казани  инновационной  образовательной  площадки  «Центр  медицинской 
науки».  Эти  проекты  нацелены  на  создание  благоприятных  условий  жизни  и  труда 
населения,  привлечение  высококвалифицированных  зарубежных  специалистов  и, 
конечно,  предотвращение  оттока  зарубеж  отечественных  специалистов  высокого 
профессионального уровня.  

Столица Татарстана сейчас находится на пике своих демографических показателей 

и город еще не исчерпал своего демографического потенциала.[1] 

В  связи  с  этим  возникает  вопрос-  как  обстоит  ситуация  с  обеспеченностью 

населения  медицинскими  кадрами?  С  увеличением  численности  населения  проблема 
кадрового  дефицита  будет  становиться  всё  острее.  Для  начала  обратимся  к  данным 
статистики.  Обеспеченность  врачебными  кадрами  в  РТ  на  10  тыс.  человек  населения-
2014-38,5;  2015-38,7;  2016-38,9  [2]  В  республике  имеет  место  проблема  кадрового 
дефицита  и  сохраняться  она  ещё  будет.  Решением  данной  проблемы  может  стать 
совершенствование  системы  мотивации  трудовой  деятельности.  В  настоящее  время 
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет мониторинг уровня 
оплаты  труда  медицинских  работников  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации, 
отдельных  учреждений  здравоохранения,  а  также  отдельных  специальностей.  Однако, 
несмотря  на  рост  показателей  средней  заработной  платы  проблема  дефицита  врачебных 
кадров  сохраняется.  Несмотря  на  то,  что  повышение  зарплат  необходимо  для  врачей 

418 

 

сегодня, чтобы сохранить их социальную самооценку, этого шага явно недостаточно для 
продвижения медицины вперед. 

Автор  считает,  что  важно  обратить  внимание  на  нематериальные  факторы 

стимулирования  труда  медицинских  работников.  Ключевой  задачей  является  анализ 
особенностей  мотивации  работников  здравоохранения  и  выявление  роли  такого 
инструмента управления, как нематериальное стимулирование.  

Размышляя  об  особенностях  современной  ситуации  в  здравоохранении, 

респонденты особо подчеркивают необходимость удовлетворения потребностей врачей в 
профессиональном  развитии.  Мотивация  профессионального  развития  и  есть  тот 
потенциальный  ресурс,  по  мнению  врачей,  от  которого  будет  зависеть  развитие 
российской медицины. 

Завтра  российская  медицина  будет  бороться  не  просто  за  кадровый  ресурс,  а  за 

креативный  кадровый  ресурс,  высокомотивированный  и  способный  работать  с 
передовыми технологиями. И если государство не даст адекватный ответ на этот вызов, то 
государственная  система  здравоохранения  будет  становиться  все  менее  и  менее 
привлекательной для квалифицированных врачей[3]. 

Список литературы: 

1.  Казань:1200000  [Электронный  ресурс]  .Режим  доступа:  http://www.business-

gazeta.ru/article/122349 

2.  План  мероприятий  «дорожная  карта»  изменения  в  отраслях  социальной  сферы, 

направленные  на  повышение  эффективности  здравоохранения  в  РТ.  [Электронный 
ресурс].Режимдоступа: http://www.minzdrav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1655008.pdf 

3  Российское  здравоохранение:  мотивация  врачей  и  общественная  доступность  / 

Отв. ред. С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики, 2008. — 288 
с. 

 

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДИНАМИКЕ 

 

Бурганова Л.И. 

Старший преподаватель Казанского кооперативного института (филиала)  

Российского университета кооперации, г. Казань 

 
Аннотация.  Прогнозирование  имиджа  —  самый  важный  шаг,  который  поможет 

организации  «обойти»  конкурентов.  Поддержание  конкурентоспособности  организаций 
сферы  розничных  торговых  услуг  достигается  путем  рассмотрения  системы 
сбалансированных  показателей  на  основе  сценарного  планирования,  изучения  и  анализа 
исследований отечественных ученых. Для расчета факторов успеха торговых организаций 
Республики  Татарстан  и  их  прогнозирования  на  перспективные  периоды  используются 
данные  официальных  сайтов  компаний.  Разработан  оптимистический,  базовый  и 
пессимистический  сценарии  работы  исследуемых  организаций  сферы  розничных 
торговых  услуг  за  трехлетний  период.  Прогнозы  выстроены  по  основным  блокам: 
эффективность  финансового  положения;  эффективность  торговой  деятельности; 
эффективность  маркетинговой  деятельности;  эффективность  системы  управления 
кадрами. 

Сценарии  (прогнозы)  позволят  увеличить  эффективность  управления  имиджем 

торговой организации, повысить ее конкурентоспособность. 

Ключевые  слова:  прогноз,  имидж,  торговая  организация,  имидж  торговой 

организации. 

Отслеживание  действий  конкурентов  также  в  помощь  организациям,  чтобы 

определить  возможности,  которые  они,  возможно,  упустили,  например,  появляющиеся 
международные  рынки  или  возможности  продавать  продукты  совершенно  другим 
группам клиентов. 

419 

 

Хорошая  бизнес-стратегия  может  гарантировать  эффективное  использование 

ресурсов  компании.  Примеры  ресурсов  компании  включают  персонал,  репутацию  на 
рынке, клиентскую базу, патенты компании, производственные процессы и логистические 
ресурсы, такие как склады и партнеры по отгрузке. 

Маркетинговые  исследования  компании  помогут  создать  ее  бренд  или  имидж, 

который  она  хочет  установить  о  своей  компании.  Без  рыночных  исследований  и 
стратегического маркетингового плана организация может откликаться на требования от 
продавцов  рекламы  на  индивидуальной  реакционной  основе,  направляя  сообщения,  не 
соответствующие  ее  идентичности  бренда,  которая  создана,  на  основе  усилий  компании 
по  разработке  товара  или  услуги.  Маркетинговая  стратегия  позволяет  установить, 
отвечает  ли  определенный  сайт,  радиостанция  или  журнал  планам  продаж  торговой 
организации. 

Учитывая  особенности  существующих  подходов  к  оценке  имиджа  организаций 

сферы розничных торговых услуг, предлагается методика комплексной оценки. 

Ключевые    факторы  успеха  (КФУ)  –  это  определенный  внутренний или  внешний 

фактор, являющийся обязательным и главенствующим для достижения конкретной цели. 
Критические  факторы  успеха  (KPI)  -  это  мероприятия  по  реализации  запланированного 
фактора успеха. 

Выделены  следующие  составляющие  имиджа  организации  сферы  розничных 

торговых услуг: 

1.  компонент, характеризующий эффективную торговую деятельность услуги; 
2.  финансовые возможности предприятия сферы услуг розничной торговли; 
3.  уровень  эффективного  управления  маркетинговой  деятельностью  предприятия 

сферы услуг; 

4.  компонент, характеризующий, трудовую деятельность персонала. 
Оценить  возможности  организации  сферы  розничных  торговых  услуг 

целесообразно с помощью показателей, представленных в таблице 1. 

 

Таблица 1 – Показатели, характеризующие имидж торговой организации 

№ 

Критерии 

Показатели 

1. 

 

Эффективность  торговой 
деятельности  

Коэффициент эффективности использования основных 
фондов

 

Товарооборачиваемость 
Фондоотдача 
Нагрузка на 1 кв.метр торговой площади  
Прирост прибыли от коммерческой деятельности 

2. 

 

Эффективность 
финансового положения 

Коэффициент общей рентабельности 
Коэффициент ликвидности 
Коэффициент оборачиваемости активов 
Коэффициент 

обеспеченности 

собственными 

средствами 

3. 

 

Эффективность 
маркетинговой 
деятельности предприятия 

Удельный  вес  расходов  на  рекламу  в  издержках 
обращения 
Степень обновления ассортимента 
Коэффициент завершенности покупки 
Рентабельность реализованной продукции 

4. 

 

Эффективность 

системы 

управления 

кадрами 

предприятия 

Производительность труда рабочего персонала 
Зарплатоотдача 
Коэффициент текучести кадров 
Скорость обращения оборотных средств 
Индекс валового дохода 

420 

 

На  основе  разработанной  стратегической  карты  по  развитию  организации  сферы 

розничных торговых услуг проведен расчет критических факторов успеха Х5 Retail Group, 
АО «Тандер», АШАН и их прогнозирование на перспективные периоды.  

Комплексный анализ ключевых показателей X5 Retail Group представлен в таблице 

2. 

Таблица 2 – Комплексный анализ ключевых показателей X5 Retail Group 

Прогнозируемые 

показатели 

Факт 

2016 г. 

Сценарии 

Характеристика перспективного периода 

Х5 Retail Group 

2017 г. 

2018 г. 

2019 г. 

Рентабельность 
продаж, % 

33,25 

Сценарий 1 

36,66 

38,49 

40,42 

Сценарий 2 

34,91 

36,66 

38,49 

Сценарий 3 

32,33 

30,79 

29,32 

Выручка 

от 

реализации,  тыс. 
руб. 

1 033 667 

000 

Сценарий 1  1 139 617 868  1 196 598 761  1 256 428 699 
Сценарий 2  1 085 350 350  1 139 617 868  1 196 598 761 
Сценарий 3  1 004 954 028  957 099 074 

911 522 928 

Коэффициент 
текучести 
кадров 

0,03 

Сценарий 1 

0,026 

0,025 

0,024 

Сценарий 2 

0,029 

0,027 

0,026 

Сценарий 3 

0,030 

0,032 

0,033 

Удельный 

вес 

расходов 

на 

рекламу 

в 

издержках 
обращения, % 

3,87 

Сценарий 1 

4,27 

4,48 

4,70 

Сценарий 2 

4,06 

4,27 

4,48 

Сценарий 3 

3,76 

3,58 

3,41 

 
Проведем  анализ  динамики  выручки  X5  Retail  Group,  АО  «Тандер»  и  АШАН  в 

период  с  2016  г.  по  2019  г.  рассматривая  три  варианта  развития  событий: 
оптимистический, базовый и пессимистический (рисунок 1).  

 

Рис. 1 – Прогноз выручки X5 Retail Group на 2017-2019 гг. 

Рассматривая рисунок 1 можно сделать вывод, что при оптимистическом  сценарии 

(Сценарий 1) выручка X5 Retail Group с 103366700 тыс. руб. (2016 г.) возрастет к 2019 г. 
до 1 256 428 699 тыс. руб. или на 21,5 %. Планируя деятельность организации по базовому 
сценарию  (Сценарий  2)  выручка  к  2019  г.  достигнет  1 196 598 761 тыс.  руб.,  что  на  5  % 
больше  оптимистической  версии.  По  пессимистическому  сценарию  (Сценарий  3)  тот  же 
показатель уменьшится на 11,8 % и достигнет лишь 911 522 928 тыс. руб. 

1

033667000 

1

139617868 

1

196598761 

1

256428699 

1

085350350 

1

139617868 

1

196598761 

1004954028 

957099074  911522928 

500000000

600000000

700000000

800000000

900000000

1E+09

1,1E+09

1,2E+09

1,3E+09

2015

2016

2017

2018

2019

2020

В

ыру

чк

а,

 т

ыс

. ру

б.

 

года 

Сценарий 1 

Сценарий 2 

Сценарий 3 

421 

 

 

Рис. 2 – Прогноз выручки АО «Тандер» на 2017-2019 гг. 

Как видно из рисунка 2 в период с 2016 по 2019 гг. выручка АО «Тандер» возрастет 

с  1074800000  тыс.  руб.  до  1306426118  тыс.  руб.  (на  21,6  %)  при  оптимистическом 
сценарии работы организации, возрастет до 1244215350 тыс. руб. (на 15,8 %) при базовом 
и снизится до 947795414,5 тыс. руб. (на 11,8 %) при пессимистическом сценариях. 

 

Рис. 3 – Прогноз выручки АШАН на 2017-2019 гг. 

Рассмотрев  рисунок  3  можно  увидеть,  что  в  тот  же  период  значение  выручки 

АШАН  при  оптимистическом  сценарии  также  возрастет  с  333100000  тыс.  руб.  до 
404885131,9  тыс.  руб.  (в  1,22  раза),  при  базовом  –  достигнет  385604887,5  тыс.  руб. 
(увеличится в 1,16 раз), при пессимистическом стечении обстоятельств тот же показатель 
упадет до 293738977,1 тыс. руб., что в 1,13 раза меньше значения базового года. 

Представим  движение  показателя  общей  рентабельности  по  трем  рассмотренным 

сценариям  на  период  с  2015  до  2019  гг.  на  примере  Х5  Retail  Group  в  виде  рисунка 
(рисунок 4). 

1184967000 

1244215350 

1306426118 

1128540000 

1184967000 

1244215350 

1074800000 

1044944444 

995185185,2 

947795414,5 

500000000

600000000

700000000

800000000

900000000

1E+09

1,1E+09

1,2E+09

1,3E+09

1,4E+09

2015

2016

2017

2018

2019

2020

В

ыручк

а, 

тыс.

 р

уб

года 

Сценарий 1 

Сценарий 2 

Сценарий 3 

333100000 

367242750 

385604887,5 404885131,9 

349755000 

367242750 

385604887,5 

323847222,2 

308425925,9 

293738977,1 

100000000

150000000

200000000

250000000

300000000

350000000

400000000

450000000

2015

2016

2017

2018

2019

2020

В

ыру

чк

а,

 т

ыс

. ру

б.

 

года 

Сценарий 1 

Сценарий 2 

Сценарий 3 

422 

 

 

Рис. 4 – Динамика коэффициента общей рентабельности Х5 Retail Group с 2015 по 

2019 гг. при оптимистическом (1), базовом (2)  

и пессимистическом (3) сценариях 

Представленные  сценарии  (прогнозы)  позволят  повысить  эффективность 

управления имиджем торговой организации, повысить ее конкурентоспособность. 

Список литературы 

1.  Бурганова  Л.И.  Исследование  факторов,  определяющих  позитивный  имидж 

торговой организации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 
19-21. 

2.  Бурганова  Л.И.  Матричная  техника  оценки  стратегических  зон  систем 

управления имиджем торговых организаций // Научное обозрение. 2017. № 17. С. 43-46. 

3.  Егошина  А.А.,  Хуснуллова  А.Р.  Качество  продукции  как  основной  фактор 

конкурентоспособности  предприятия  //  В  сборнике:  Актуальные  задачи  управления 
качеством  и  конкурентоспособностью  продукции  в  современных  условиях  материалы 
международной  научно-практической  конференции.  Казанский  кооперативный  институт 
(филиал)  АНО  ОВО  ЦС  РФ  «Российский  университет  кооперации»;  Европейский 
университет Молдовы. 2016. С. 166-168. 

4.  Обеспечение  конкурентоспособности  организаций  (на  примере  сферы 

розничных  торговых  услуг)  [Текст]  :  монография  /  Валеева  Юлия  Сергеевна, 
Ахметгареева  Айсылу  Амирзяновна  ;  ГАОУ  ВПО  "Набережночелнинский  гос.  торгово-
технологический ин-т". - Казань : Печать-Сервис-XXI век, 2014. - 246 с. 

5.  Официальный  сайт  X5  Retail  Group  [Электронный  ресурс].–  Режим  доступа: 

www.x5.ru. 

6.  Официальный  сайт  АО  «Тандер»  [Электронный  ресурс].–  Режим  доступа: 

www.magnit-info.ru. 

7.  Официальный сайт Интернет-магазина АШАН [Электронный ресурс].– Режим 

доступа: www.auchan.ru. 

 

 

 

 

26,66 

27,99 

29,39 

25,76 

27,04 

28,40 

24,53 

24,18 

23,85 

22,71 

21,63 

10,00

15,00

20,00

25,00

30,00

35,00

2015

2016

2017

2018

2019

Ко

эф

ф

иц

ие

нт

 о

бщ

ей

 

рент

аб

ел

ьн

ос

ти,

 %

 

Сценарий 1 

Сценарий 2 

Сценарий 3 

423 

 

СЕКЦИЯ 7СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТОВАРОВЕДЕНИИ 

РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО МОЛОКА И МОЛОЧНОКИСЛЫХ 

ПРОДУКТОВ 

 

Айбатулина А., 

студент 

 

Научный руководитель - Каримова А.З.,к.б.н., доцент Казанского кооперативного 

института (филиал) Российского университета кооперации 

 

Насколько  благополучна  ситуация  с  безопасностью  и  качеством  молока,  сыра, 

масла и других популярных молочных продуктов на прилавках наших магазинов можно 
проверить  каждому,  проведя  независимую  экспертизу  продукта.  По  статистике 
«Росконтроля»,  только  30%  этой  популярной  продукции  заслуживает  доверия 
покупателей [3]. 

Организацией  «Росконтроль»  было  проведено  в  порядке  257  независимых 

экспертиз молочной продукции, в т.ч. молоко, кефир, ряженка, кисломолочные продукты, 
творог,  сметана,  сыры  и  сырные  продукты,  плавленные,  мягкие  и  творожные  сыры  и 
кремы,  сливочное  масло,  йогурты,  мороженое,  сырки  глазированные,  зерненый  творог, 
зерненые  творожные  продукты  и  изделия  из  творога,  сгущенное  молоко  и  молочные 
десерты различных брендов. 

Из  них  по  результатам  экспертиз:  тридцать  процентов  рекомендованы  к  покупке, 

десять  образцов  получили  замечания  и  шестьдесят  процентов  образцов  оказались  в 
черном списке (рисунок 1) 

 

 

 

Рисунок 1- Результаты  проведенных экспертиз 

Росконтролем были выявлены следующие виды фальсификаций и нарушений при 

производстве  молока  и  кисломолочных  продуктов.  Наиболее  часто  распространенная  в 
наше  время  фальсификация  заменителями  молочного  жира.  Растительные  жиры,  не 
заявленные  в  маркировке,  были  обнаружены  в  49  образцах  из  257.  Образцы  с 
нарушениями можно видеть на рисунке 2. 

рекомендованы к 
покупке 

получили замечания 

образцы в черном 
списке 

424 

 

 

 

Рисунок 2- Фальсификация кисломолочных продуктов заменителями молочного 

жира 

Как  видно, на  рисунке  данный  вид  фальсификации  распространен при  получении 

сливочного  масла,  сыров,  более  в  меньших  количествах  мороженого,  сырков,  сыра, 
молока. 

Следующая  наиболее  распространенная  -  это  фальсификация  крахмалом  или 

стабилизаторами.  Данные  виды  сырья  используют  для  придания  продукту  густоты. 
Фальсификация  была  обнаружена  в  26  образцах  из  257.Обычно  применяют  такого  вида 
фальсификации, в двух случаях, первый - это нарушение технологии производства, второй 
- низкое качества сырья. Результаты проведенных исследований можно видеть на рисунке 

 

 

Рисунок 3. Фальсификация крахмалом или стабилизаторами 

Наибольший удельный вес фальсификацией крахмалом и стабилизаторами набрали 

сметана, кефир, глазированные сырки, плавленные сыры, творог.  

Следующий,  так  же  распространенный  вид  фальсификации  –  это  нарушение 

требований  технического  регламента  [1,2].  Недостоверная  информация  на  маркировке, 
касательно жира и белка. Таких нарушений было выявлено 25 из 257 образцов (рисунок 4) 

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

ко

л

ич

е

ст

во

 о

бр

аз

ц

о

в

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ко

л

ич

е

ст

во

 о

бр

аз

ц

о

в

 

425 

 

 

 

Рисунок 4 - Недостоверная информация на маркировке, касательно жира и белка 

Наглядно  видно,  что  наибольшее  количество  образцов  по  данному  виду 

фальсификации коснулось таких продуктов, как сливочное масло и плавленые сыры. 

Касательно  нарушений  технического  регламента  по  микробиологическим 

показателям,  выявлено  несоответствие  у  32  из  исследуемых  257  образцов.  Результаты 
представлены на рисунке 5. 

 

 

 

Рисунок 5 - Нарушения по микробиологическим показателям 

На 

рисунке 

видно, 

что 

нарушение 

требований 

безопасности 

по 

микробиологическим показателям, а это наличие в продукции недопустимого количества 
микроорганизмов,  таких  как  плесени,  дрожжи,  бактерии  группы  кишечной  палочки, 
сальмонеллы, листерии и других, наиболее часты при производстве таких продуктов, как 
творог, сырки глазированные, сливочное масло и кефир. 

Нарушение  требований  технического  регламента  по  содержанию  молочнокислых 

микроорганизмов было выявлено у десяти образцов. Результаты представлены на рисунке 
6. 

0

2

4

6

8

10

12

14

ко

л

ич

е

ст

во

 о

бр

аз

ц

о

в

 

0

2

4

6

8

10

12

ко

л

ич

е

ст

во

 о

бр

аз

ц

о

в

 

426 

 

 

 

Рисунок 6 - Нарушение требований технического регламента по содержанию 

молочнокислых микроорганизмов 

Наибольшее  количество  несоответствия  информации  на  маркировке  и 

фактического  количества  молочнокислых  микроорганизмов  в  продукте  выявлено  в 
йогурте, твороге, кефире и ряженке. 

Подводя  итоги,  хотелось  бы  рекомендовать  потребителям  покупать  продукцию  у 

проверенных производителей, внимательнее читать информацию и отзывы о продукте. 

Список литературы: 

1. 

Федеральный  закон  №88-ФЗ  от  12.06.2008  г.  «Технический  регламент  на 

молоко и молочную продукцию» -М.: Издательство Стандартов, 2008. - 13 с. 

2. 

Дюдина  О.В.  Оценка  необходимости  совершенствования  деятельности 

торговых предприятий на основе внедрения системы менеджмента качества / О.В. Дюдина 
//  Вестник НГУЭУ. – 2013. – №4. – Новосибирск, 2013. – С. 364-371. 

3. 

Каримова  А.З.  Оценка  качества  и  конкурентоспособности  молока, 

реализуемого  в  ПАО  «Магнит»  /Каримова  А.З.  //Современные  исследования  основных 
направлений гуманитарных и естественных наук 
сборник научных трудов под редакцией 
И.Т. Насретдинова.- Казань, 2017. - С. 143-146. 

 

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕСТОРАНОВ 

БЫСТРОГО ПИТАНИЯ 

 

Баландина М.В.Балыкина А.А.Закирова Я.А. 

студенты Казанского кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации,  г. Казани 

 

научный руководитель - Кулькова В.Ю., Член корреспондент  РАЕ, д.э.н. 

Казанского кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
В современном мире наблюдается некая странная тенденция, касающаяся питания: 

наряду  со  всем  увеличивающимся  количеством  сторонников  здоровой  пищи, 
стремительно растет число кафе с фастфудом [3]. Несмотря на то, что ученые и диетологи 
в последние несколько лет бьют тревогу о вреде еды в сети «Макдональдс», популярность 
этой пищи  растет  в  геометрической  прогрессии.  Проблема  заболевания  от  употребления 
фастфуда сейчас очень распространена не только в России, но и по всему миру. От этого 
люди  страдают  различными  заболеваниями,  вследствие  которых  возможен  летальный 

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

йогурт 

творог 

кефир 

ряженка 

ко

л

ич

е

ст

во

 о

бр

аз

ц

о

в

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..