ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 25

 

 

386 

 

присваивает код продукции; 

формирует  статистический  ресурс  в  разрезе  производимой  и  закупаемой 

продукции. 

Как  выше  было  отмечено,  реализация  подобной  модели  на  уровне  субъектов  и 

федеральном  уровне  позволит  реализовывать  программы  по  импортозамещению  и 
развитию экспорта. 

 

 ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ СФЕРЫ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Бушуева А.И., 

аспирант Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 
В  статье  рассматривается  основные  направления  развития  и  эволюция  проблем 

формирования 

механизмов 

обеспечения 

качества 

услуг 

сферы 

высшего 

профессионального образования в экономике Российской Федерации, выявлены основные 
недостатки 

критерий 

эффективности 

деятельности 

бюджетных 

организаций, 

оказывающих  услуги  в  сфере  ВПО  в  перечне  контрольных  показателей  эффективности 
бюджетных  организаций  сферы  ВПО,  а  именно  результативности  предоставления 
образовательных услуг. 

Эффективное 

совершенствование 

механизмов 

обеспечения 

качества 

образовательных  услуг  организаций  системы  ВПО  Российской  Федерации  должно 
базироваться  на  комплексном  исследовании  эволюции  тенденций  и  проблем  развития 
систем  управления  качеством  исследуемого  вида  услуг  в  отечественной  экономике  в 
период рыночных отношений (1992 – 2017 г.г.). В этой связи на основании исследования 
специальной литературы осуществлена периодизация основных тенденций формирования 
механизмов  обеспечения  качества  услуг  системы  высшего  профессионального 
образования (таблица 1). 

 Необходимо  отметить,  что  в  советский  период  в  отечественной  экономике 

достаточно  эффективное  функционирование  механизмов  обеспечения  качества  высшего 
образования вытекало, по мнению большинства исследователей, из совместного влияния 
следующих факторов [1]: 

-  наличие  единой  директивной,  достаточно  жесткой  системы  государственного 

унифицированного  управления  и  контроля  качества  образования,  предоставляемого 
организациями системы ВПО; 

-  достаточно  высокий  социальный  статус  вузовских  педагогов,  обуславливаемый 

как существенным по сравнению со средними показателями по экономике СССР уровнем 
оплаты труда, так и развитой системой дополнительных материальных и нематериальных 
благ. 

Вместе  с  тем,  для  советской  системы  ВПО  был  характерен  достаточно  высокий 

уровень  идеологизации,  в  определенной  степени  препятствующий  интенсификации 
процессов обеспечения высокого уровня качества образовательных программ. 

В  1990  г.г.  качество  образования  в  Российской  Федерации  снизилось  по  всем  без 

исключения  направлениям,  что  признается  практически  всеми  экспертами  в  области 
образовательных  услуг. Вместе  с тем, в специальной литературе встречаются различные 
точки  зрения  по  поводу  основных  причин  такого  рода  резкого  снижения.  В  частности, 
Е.Т.  Гайдар  в  качестве  фундаментальной  причины  относительно  низкого  качества 
высшего  образования  в  отечественной  экономике  в  указанный  период  рассматривал 
“достаточно  архаичный,  не  соответствующий  требованиям  рыночных  стандартов  стиль 

387 

 

управления российскими университетскими комплексами” [2]. С подобной точкой зрения 
нельзя  согласиться,  поскольку  основными  причинами  снижения  качества  образования 
учреждений  ВПО  РФ  в  1990  г.г.  являлись  не  столько  недостаточная  управленческая 
квалификация представителей административно-управленческого корпуса  вузов, сколько 
тотальное недофинансирование системы высшего образования в целом. 

 
Таблица 1- Основные направления развития механизмов обеспечения качества 

услуг сферы ВПО в экономике Российской Федерации  

Периоды 

Основные направления развития механизмов обеспечения качества 

услуг ВПО в РФ 

1. 1992-1995 г.г. 

Обеспечению  качества  образовательных  услуг  уделялось  крайне 
недостаточное внимание ввиду проблем выживаемости, актуальных в 
данный  период  для  большинства  учреждений  системы  ВПО  РФ. 
Фактическая девальвация института государственной стандартизации 
качества образовательных услуг. 

2. 1996 – 2000 г.г. 

Фрагментарное  формирование  рыночных  систем  обеспечения 
качества  услуг  в  сфере  высшего  профессионального  образования. 
Интенсификация 

процессов 

развития 

негосударственных 

образовательных  учреждений  ВПО,  как  правило характеризующихся 
сравнительно  низкими  требованиями  к  формированию  механизмов 
обеспечения  качества  образовательных  услуг.  Формирование 
института 

государственной 

стандартизации 

и 

аккредитации 

образовательных  услуг  в  соответствии  с  новыми  принципами 
функционирования  образовательного  пространства  Российской 
Федерации. 

3. 2001 – 2010 г.г. 

Формирование  системы  обязательных  стандартов  ГОС  ВПО  новых 
поколений.  Интеграция  системы  высшего  образования  РФ  в 
Болонский  процесс  (с  2003  г.)  и  соответствующие  ему  изменения 
механизмов  обеспечения  качества  образовательных  услуг.  Развитие 
рыночных  систем  многоуровневой  интеграции  организаций  сферы 
высшего 

профессионального 

образования 

и 

отраслевых 

работодателей. 

Некоторая 

унификация 

деятельности 

негосударственных  учреждений  сферы  ВПО  с  целью  защиты 
потребителей  их  услуг  в  плане  предоставления  высшего 
профессионального  образования  заведомо  низкого  качества. 
Формирование  в  большинстве  крупных  учреждений  ВПО 
подразделений по  управлению (контролю) качества образовательных 
услуг. 

4. 2011 – 2017 г.г. 

Формирование  законодательной  базы  укрупненной  сравнительной 
оценки  качества  образовательных  услуг  организаций  сферы  ВПО. 
Дальнейшая  активизация  Болонского  процесса.  Развитие  системы 
образовательных  кластеров.  Концентрация  на  обеспечении  высокого 
качества  образовательных  услуг  в  рамках  ведущих,  т.н.  “опорных 
вузах”.  Активное  внедрение  технологий  балльно-рейтинговой 
системы  (БРС)  в  систему  обеспечения  качества  образовательных 
услуг.  Развитие  систем  дистанционного  высшего  образования. 
Комплексная автоматизация систем предоставления образовательных 
услуг, осуществляемая, как правило на основе интегрированных ERP-
систем  управления  процессами  деятельности  организаций  системы 
ВПО. 

 

388 

 

Н.А.  Восколович  придерживается  определенной  конспирологической  версии 

относительно причин снижения качества отечественного высшего образования в 1990 г.г., 
возлагая  за  это  ответственность  за  некие  внешние  силы,  заинтересованные  в 
целенаправленном “развале” системы высшего образования РФ [3]. Приведенная позиция 
является  излишне  кардинальной;  более  того,  в  1990  г.г.  многие  американские  и 
европейские  образовательные  фонды  оказывали  активную  поддержку  образовательным 
инициативам  ряда  вузов  РФ  (например,  в  Республике  Татарстан  в  указанный  период 
целевые  гранты  для  развития  ряда  организаций  системы  высшего  профессионального 
образования предоставлял фонд Дж. Сороса). 

Основными  причинами  снижения  качества  подготовки  специалистов  вузами 

Российской  Федерации  по  большинству  направлений  и  специальностей  в  1990  г.г. 
являлись: 

-  крайнее  недофинансирование  системы  отечественного  высшего  образования, 

фактическое  финансирование  данной  сферы  в  1992  –  1996  г.г.  в  соответствии  с  т.н. 
“остаточным принципом” распределения бюджетных средств; 

- существенное снижение по сравнению с советским периодом социального статуса 

представителей профессорско-преподавательского состава вузов РФ (так, в соответствии с 
данными  официальной  государственной  статистики  в  1995  г.  средний  уровень  оплаты 
труда вузовских педагогов в сопоставимом стоимостном измерении сократился к уровню 
1985 г. в 4,25 раза [4]); 

-  неразвитость  системного  методического  инструментария  обеспечения  качества 

услуг сферы высшего профессионального образования в новых условиях хозяйствования; 

недостаточность 

как 

внутривузовского, 

так 

и 

централизованного 

государственного  контроля  за  качеством  предоставления  образовательных  услуг 
учреждениями ВПО; 

активизация  процессов  формирования  и  осуществления  деятельности 

негосударственных образовательных организаций, а также региональных филиалов вузов, 
предоставляющих  в  значительной  своей  массе  образовательные  услуги  достаточно 
низкого качества, в том числе заведомо халтурные; 

-  крайне  недостаточная  степень  интеграции  вузов  и  промышленных  предприятий 

(отраслевых  работодателей),  обусловленная,  в  первую  очередь,  существенными 
финансовыми,  производственными  и  организационными  проблемами  последних,  не 
позволяющих  реализовывать  комплексные  программы  производственной  практики, 
совместные  научно-образовательные  проекты  с  организациями  ВПО,  что  в  масштабах 
отечественной 

экономики 

в 

целом 

негативно 

отражалось 

на 

уровне 

практикоориентированности образовательных услуг. 

Необходимо  отметить,  что  за  период  2001  –  2017  г.г.  большинство  выделенных, 

сформировавшихся в 1990 г.г. проблем недостаточного уровня качества образовательных 
услуг  организаций  ВПО  Российской  Федерации  были  в  значительной  степени  решены.  
Относительно  нерешенной  является  проблема  недостаточно  высокого  уровня  оплаты 
труда  и,  соответственно,  социального  статуса  представителей  профессорско-
преподавательского  состава  ряда  вузов,  а  также  проблема  обеспечения  относительно 
высокого  качества  образовательных  услуг  в  негосударственных  организациях  системы 
ВПО и региональных филиалах вузов. 

В целом, для периода 2001 – 2010 г.г. было характерно существенное  увеличение 

объемов  финансирования  деятельности  организаций  сферы  высшего  профессионального 
образования  Российской  Федерации  (за  указанный  период  увеличение  бюджетного 
финансирования  отрасли  составило  3,1  раза  [5]).  Соответственно,  данная  тенденция 
положительно  отразилась  на  таких  факторах  формирования  механизмов  обеспечения 
качества  услуг  организаций  ВПО,  как  возможности  вузов  по  модернизации  парка 
специального  оборудования,  комплексной  информатизации  образовательного  процесса, 
повышении уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. 

389 

 

Как  показано  в  таблице  1,  существенным  направлением  обеспечения  качества 

образовательных услуг организаций ВПО РФ в 2001  – 2010 г.г. стало начало интеграции 
отечественного  образовательного  пространства  в  Болонский  процесс.  Основными 
направлениями такого рода интеграции являются [6]: 

-  переход  от  одноуровневой  системы  подготовки  выпускников  организаций  ВПО 

(специалитет) к двухуровневой (взаимосвязанные бакалавриат и магистратура); 

-  внедрение  технологий  балльно-рейтинговой  системы  (БРС)  контроля  качества 

образовательных услуг; 

-  развитие  многоплановой  системы  интеграционных  связей  и  отношений  между 

вузами  Российской  Федерации  и  ведущими  зарубежными,  в  первую  очередь 
европейскими  университетами  (программы  т.н.  “двойного  диплома”,  системы  обмена 
специалистами,  совместные  технологии  дистанционного  электронного  образования  (e-
learning)). 

Указанные  основные  направления  Болонского  процесса,  за  исключением 

интеграционных  механизмов,  крайне  неоднозначно  оцениваются  отечественными 
специалистами  с  точки  зрения  обеспечения  высокого  уровня  качества  образовательных 
услуг в целом. Так, А.А. Гретченко полагает, что дифференциация ступеней образования 
на  бакалавриат  и  магистратуру,  являющаяся  основой  Болонского  процесса,  не  вполне 
предпочительна для отечественного образовательного пространства ввиду невозможности 
подготовки  квалифицированных  специалистов  по  большинству  направлений  только  в 
течение  четырех  лет  обучения  (стандартный  период  бакалавриата).  Соответственно, 
многие  работодатели  не  заинтересованы  в  приеме  на  работу  выпусников  бакалавриата 
ввиду  необходимости  существенных  инвестиций  в  их  дообучение  непосредственно  на 
производственных местах [7]. 

Балльно-рейтинговая  система  также  является  достаточно  неоднозначным 

инструментом 

обеспечения 

качества 

услуг 

организаций 

системы 

высшего 

профессионального  образования.  С  одной  стороны,  такого  рода  система  позволяет 
унифицировать  требования  к  организации  образовательного  процесса,  обеспечить 
комплексный  контроль  успеваемости  исходя  не  только  из  эказаменационно-зачетной 
успешности студентов, но и на основании результативности освоения ими дидактических 
единиц образовательной программы на протяжении всего учебного семестра. 

С  другой  стороны,  в  ряде  организаций  ВПО  Российской  Федерации  в  2000  г.г. 

внедрение  БРС  вызвало  процессы  тотального  внедрения  технологий  экзаменационного 
тестирования  знаний  студентов,  осуществляемого  преимущественно  на  компьютерной 
основе.  Использование  такого  рода  тестовых  технологий  достаточно  проблематично, 
особенно  в  рамках  цикла  гуманитарных  дисциплин,  с  точки  зрения  обеспечения 
долгосрочного  высокого  качества  подготовки  специалистов.  Как  отмечает,  в  частности 
А.Г.  Дружинин,  технологии  тестирования  в  рамках  БРС  ориентированы  в  значительной 
степени на элементарное заучивание знаний, а не формирование логических связей между 
отдельными  блоками  образовательной  программы,  критическое  мышление  в  отношении 
основных отраслевых профессиональных тенденций и проблем, что в значительной мере и 
составляет основу компетенций высококвалифицированного специалиста [8]. 

Кроме  того,  существенной  организационной  новацией  периода  2001  –  2010  г.г. 

явилось формирование в большинстве организаций системы высшего профессионального 
образования  Российской  Федерации  подразделений  по  управлению и  контролю  качества 
образовательного процесса.  

Для периода 2011  – 2017 г.г. в части функционирования механизмов обеспечения 

качества  образовательных  услуг  были  характерны  такие  основные  тенденции,  как 
совершенствование системы государственных стандартов качества образования (в первую 
очередь,  в  части  формирования  и  утверждения  стандартов  ГОС  ВПО  четвертого 
поколения),  развитие  новых  требований  к  аттестации  и  аккредитации  как  самих 

390 

 

организаций  ВПО,  так  и  отдельных  образовательных  программ,  комплексная 
автоматизация процессов предоставления образовательных услуг и т.п. 

Таблица  2  -  Основные  проблемы  функционирования  механизмов  обеспечения 

качества образовательных услуг современных организаций сферы ВПО РФ (2017 г.) 

Группы проблем 

Основные проблемы функционирования механизмов 

обеспечения качества образовательных услуг современных 

организаций сферы ВПО РФ 

1. Методические 

-  несовершенство  официально  утвержденного  инструментария 
оценки качества услуг организаций ВПО; 

отсутствие 

комплексных 

методик  анализа 

качества 

образовательных услуг системы ВПО; 
-  недостаточная  согласованность  отдельных  курсов  в  рамках 
образовательного 

процесса, 

наличие 

нерационального 

дублирования дидактических единиц; 

не  вполне  проработанное  внедрение  методического 

инструментария БРС в деятельность организаций ВПО. 

2. Кадровые 

- недостаточный уровень оплаты труда ППС вузов РФ; 
-  отсутствие  тесной  корреляции  между  уровнем  оплаты  труда 
ППС вузов и качеством образовательных услуг; 
-  сохранение  тенденции  оттока  наиболее  квалифицированных 
педагогических  кадров  в  зарубежные  университеты  и 
образовательные центры. 

3. Финансовые 

-  недостаточный  уровень  рациональности  систем  управления 
финансами многих организаций ВПО РФ; 
-  низкий  уровень  финансовой  устойчивости  деятельности 
отечественных вузов; 
-  достаточно  высокий  средний  коэффициент  износа  основных 
фондов вузов РФ, в т.ч. специального оборудования. 

4. Организационные 

недостаточная 

эффективность 

функционирования 

подразделений по контролю качества образования вузов; 
-  низкая  интенсивность  процессов  формирования  научно-
образовательно-промышленных кластеров; 

распространенность 

и 

многообразие 

коррупционных 

отношений  в  процессе  организации  и  предоставления 
образовательных услуг организациями ВПО. 

Вместе 

с 

тем, 

для 

современного 

периода 

развития 

отечественного 

образовательного  пространства  характерен  ряд  взаимосвязанных  проблем  развития 
механизмов  обеспечения  качества  услуг  системы  ВПО,  основные  из  которых 
систематизированы нами в таблице 2. 

В  целом,  в  2011  –  2017  г.г.  одним  из  основных  направлений  государственного 

регулирования  системы  ВПО  РФ  является  формирование  основ  количественной 
сравнительной  оценки  качества  предоставления  образовательных  услуг.  Так,  в  2010  г. 
Министерством  образования  и  науки  РФ  был  утвержден  перечень  контрольных 
показателей  эффективности  бюджетных  организаций  сферы  ВПО,  которые  можно 
укрупненно  рассматривать  в  качестве  критериев  результативности  предоставления 
образовательных  услуг.  В  указанный  перечень  были  включены  следующие  группы 
показателей [9]: 

-  собственно  показатели  качества  образовательного  процесса  (средний  балл  ЕГЭ, 

доля  студентов  –  граждан  иностранных  государств,  удельный  вес  бакалавров, 
обучающихся в рамках магистратуры и т.п.); 

391 

 

-  показатели  социальной  защищенности  обучающихся  (обеспеченность  местами  в 

общежитиях, социальной помощью и т.п.); 

- показатели научного потенциала; 
- показатели кадрового потенциала; 
-  показатели  финансового  обеспечения  оказания  образовательных  услуг 

организацией ВПО; 

показатели, 

характеризующие 

уровень 

исполнительской 

дисциплины 

образовательной организации. 

По нашему мнению, установленные в данном нормативно-правовом акте критерии 

эффективности  деятельности  бюджетных  организаций,  оказывающих  услуги  в  сфере 
высшего профессионального образования, имеют следующие основные недостатки: 

а) не вполне ясен алгоритм количественной оценки ряда критериев эффективности 

оказания образовательных услуг; 

б) отсутствует метод приведения различных по размерности показателей развития 

образовательной организации сферы ВПО к единой сопоставимой оценке; 

в) не представлены столь существенные показатели эффективности предоставления 

образовательных  услуг,  как  степень  их  оценки  рынком  труда,  реальными  и 
потенциальными  работодателями,  что  в  условиях  рыночных  отношений  имеет 
принципиальное значение. 

Впоследствии,  в  2015  г.,  Министерство  образования  и  науки  РФ  сформировало 

перечень  из  пяти  ключевых  индикаторов  эффективности  деятельности  бюджетных 
организаций  системы  высшего  профессионального  образования,  в  состав  которых, 
помимо  среднего  балла  ЕГЭ  поступивших  в  вуз,  были  включены  такие  критерии  как,  в 
частности, отношение финансирования внебюджетных НИОКР к численности ППС вуза, 
доля  иностранных  студентов  в  численности  обучающихся  и  др.  [10]/  Были  выделены 
пороговые значения данных критериев, такие, например, как минимальный средний балл 
ЕГЭ в разрезе специализации вузов, минимальный удельный вес иностранных студентов в 
численности обучающихся (5%). На основании указанных критериев было осуществлено 
ранжирование  государственных  вузов  Российской  Федерации  по  уровню  их 
эффективности. 

Указанные  критерии  также  представляются  недостаточно  обоснованными; 

вызывает  определенное  сомнение  и  порядок  их  отбора  из  множества  индикаторов 
деятельности  вузов.  Так,  например,  доля  иностранных  студентов  в  численности 
обучающихся не может рассматриваться, на наш взгляд, в качестве безусловного критерия 
эффективности деятельности организаций ВПО. Так, например, существует значительное 
количество  вузов,  предоставляющих  достаточно  качественные  образовательные  услуги, 
но  имеющие  сравнительно  небольшой  удельный  вес  иностранных  студентов  в 
численности  обучающихся  ввиду  недостаточной  развитости  кооперационных  связей  с 
зарубежными  контрагентами.  Вызывает  определенное  сомнение  и  обоснованность 
пороговых  значений  критериев  эффективности  деятельности  образовательной 
организации. 

В целом, в настоящее  время в Российской Федерации на законодательном  уровне 

не  представлена  комплексная  методика  оценки  качества  образовательных  услуг  в  сфере 
ВПО,  что  определенным  образом  затрудняет  сопоставление  вузов  по  параметрам 
эффективности  деятельности,  выявление  наиболее  существенных  резервов  повышения 
уровня качества образовательных услуг и т.п. 

Список литературы 

1.  Менеджмент  качества  в  образовательных  учреждениях:  материалы  курса 

повышения квалификации / Д.В. Пузанков, С.А. Степанов и др. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ 
«ЛЭТИ»,  2006.  С.89;  Данников  А.И.  Проблемы  формирования  качества  образования  в 
отечественном  образовательном  пространстве  советского  периода  //  Проблемы 
управления.  –  2017.  -  №3.  –  С.15  –  19;  Ефремов  Л.Г.,  Абруков  В.С.,  Кощеев  И.Г  Новые 

392 

 

подходы к разработке моделей системы поддержки принятия решений и управления вузом 
// Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 227. 

2. Гайдар Е.Т. Гибель империи. – М.: Из-во ИЭПП, 2017. С.71. 
3. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. – М.: Инфра-М, 2017. С.192. 
4.  Российский  статистический  ежегодник.  –  М.:  Из-во  Федеральной  службы 

государственной статистики, 2017. С.322. 

5.  Российский  статистический  ежегодник.  –  М.:  Из-во  Федеральной  службы 

государственной статистики, 2017. С.511. 

6.  Галимов  А.М.  Интегрированный  подход  к  построению  системы  качества  в 

профессиональном учебном заведении // Модернизация профессионального образования: 
вопросы теории и практический опыт: Материалы Международной научно-практической 
конференции  посвященной  Году  учителя.  -  Казань:  Изд-во  «Печать-Сервис-XXI  век», 
2010. С.54. 

7.  Гретченко  А.А.  Инновационные  технологии  в  сфере  образовательных  услуг  // 

Креативная экономика. – 2017. – Том 3. – № 8. С. 27. 

8.  Дружинин  А.Г.  Институциональная  модернизация  российской  экономики: 

территориальный аспект. – Ростов-на-Дону:  Из-во Ростовского ун-та, 2014. С.71. 

9.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  8.11.2010  №1116  “Об 

утверждении  перечня  целевых  показателей  эффективности  работы  учреждений  высшего 
профессионального  образования,  находящихся  в  ведении  Министерства  образования  и 
науки Российской Федерации” 

10. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Государственно-частное партнерство как  один 

из  механизмов  взаимосвязи  науки,  образования  и  экономики  //  Вестник  УГАЭС.  Наука, 
образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - № 1. - С. 115 

 

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА 

УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Бушуева А.И., 

аспирант Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 
В  статье  рассматривается  система  принципов  эффективного  функционирования 

механизма обеспечения качества услуг в сфере высшего профессионального образования. 

Эффективный  механизм  обеспечения  качества  услуг  высшего  профессионального 

образования  должен  соответствовать  ряду  принципов  -  некоторых  устойчивых 
требований, являющихся базисом его результативного и устойчивого функционирования. 
В  специальной  литературе  представлены  различные  подходы  к  рассмотрению  системы 
принципов  обеспечения  качества  образовательных  услуг.  Так,  А.Б.  Крейг  к  такого  рода 
принципам  относит  принципы  системности,  рациональности  и  транспарентности 
(информационной  прозрачности  предоставления  образовательных  услуг)  [1].  Сходный 
спектр  принципов  предлагают  И.М.  Ажмухамедов  и  А.И.  Ижмухамедов,  которые  к 
базовым  принципам  обеспечения  качества  образовательных  услуг  относят  принципы 
системности,  прогнозируемости  и  функциональной  взаимосвязанности,  непрерывности, 
обучаемости  и  накопления  опыта,  рациональности,  своевременности  оказания 
образовательных услуг [2]. 

Т.Н.  Сыроваткина  в  качестве  основных  принципов  обеспечения  качества  услуг 

сферы  высшего  профессионального  образования  выделяет  принципы  комплексности  и 
объективности  [3].  Нельзя  не  согласиться  с  автором  в  том,  что  комплексный  подход 
является  одним  из  необходимых  условий  обеспечения  высокого  качества 
образовательного процесса в целом и предоставления образовательных услуг в частности. 

393 

 

Вместе  с  тем,  принцип  объективности  в  отношении  качества  образовательных  услуг 
системы  ВПО  не  носит  универсальный  характер  при  существенном  требовании  учета 
естественно-научных,  социально-экономических  и  иных  закономерностей  в  процессе 
разработки  образовательных  программ,  необходимости  максимально  широкого  учета 
всего  спектра  существующих  точек  зрения  по  отдельным  содержательным  аспектам 
образовательного процесса характер оказания образовательных услуг в высшей школе все 
же в значительной степени зависит от личности педагога и присущего ему субъективизма. 

Приведем  уточненную  систему  принципов  эффективного  функционирования 

механизма обеспечения качества услуг в сфере высшего профессионального образования 
посредством включения следующих специальных принципов: 

1.  Принцип  рационального  сочетания  консерватизма  и  инновационности  в 

процессе  предоставления  образовательных  услуг.  На  необходимость  постоянных 
инновационных  преобразований  в  процессе  предоставления  услуг  сферы  ВПО  как 
значимый  принцип  обеспечения  высокого  уровня  их  качества  и  конкурентоспособности 
на рынке указывают многие исследователи, в частности Л.А. Насакина [4], Т.Г. Проценко 
[5],  А.А.  Гретченко  [6].  При  этом  инновационность  услуг  в  сфере  ВПО  обычно 
многоаспектна и понимается авторами в качестве необходимости постоянного обновления 
содержания  образовательных  программ,  формы  их  предоставления  получателям  услуг, 
внедрения  новых  инструментов  маркетинга  образовательных  услуг  и  финансовых 
механизмов их реализации. 

Вместе  с  тем,  в  процессе  формирования  и  реализации  механизма  оказания  услуг 

организацией сферы ВПО инновационность, в идеале, должна сочетаться с традиционным 
консерватизмом,  присущем  образовательному  пространству.  Масштабные  инновации 
могут  в  определенной  степени  разрушить  традиционные  устои  образовательной 
организации, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на качестве предоставления 
образовательных услуг. 

В  качестве  одного  из  примеров  отсутствия  рационального  сочетания 

инновационности и консерватизма можно привести ситуацию, сложившуюся в Казанском 
государственном финансово-экономическом институте в 2003 г.г., когда одномоментно по 
всем  дисциплинам,  без  учета  их  индивидуальной  специфики,  была  внедрена  тестовая 
компьютерная  форма  экзаменов.  Не  ставя  под  сомнение  инновационность  тестовых 
механизмов  приема  экзаменов  в  вузе,  хотелось  бы  отметить,  что  в  отношении  ряда 
дисциплин,  в  первую  очередь  относящихся  к  гуманитарному  циклу,  ее  использование  в 
чистом виде не вполне правомерно. Кроме того, инновации в форме перехода к тестовой 
форме  приема  экзаменов  должны  сопровождаться  комплексным  внедрением  БРС,  что 
сделано  не  было,  и,  в  итоге,  подобная  инновация  лишила  часть  студентов  к  посещению 
занятий  в  течение  учебного  семестра.  Также  следует  отметить,  что  данная  инновация, 
внедренная  директивно,  негативно  отразилась  и  на  кадровом  потенциале  указанной 
образовательной организации Республики Татарстан. 

В  качестве  примера  недостаточно  эффективной  инновации  финансово-

экономического  плана,  непосредственно  связанной  с  оказанием  образовательных  услуг, 
можно  привести  образовательное  кредитование.  Так,  по  оценке  А.В.  Якимова  в  2016  г. 
образовательные  кредиты  на  цели  получение  высшего  образования  населению  в  РФ 
составили  лишь  0,15%  общей  суммы  банковских  кредитов  физическим  лицам  [7]. 
Фактически  система  образовательного  кредитования,  необходимость  ускоренного 
развития которой была прописана в том числе и в официальных программных документах 
Российской  Федерации  [8],  в  настоящее  время  не  реализована  как  вследствие 
невыгодности  для  банков,  так  и  ввиду  несоответствия  финансовым  регламентам 
организаций  ВПО,  сложившейся  практике  финансового  обеспечения  предоставления 
образовательных услуг. 

Тем  самым  инновационность  в  процессе  формирования  и  реализации  механизма 

обеспечения  качества  услуг  высшего  образования  должна  рационально  сочетаться  со 

394 

 

сложившимися  консервативными  традициями  развития  организаций  высшей  школы  как 
социально-педагогического, так и финансово-управленческого плана. 

2.  Принцип  превентивности  оказания  услуг  ВПО.  Данный  принцип  означает 

ориентацию в процессе разработки образовательных услуг не столько на текущие, сколько 
на  перспективные  тенденции  развития  образовательного  пространства,  перспективные 
вероятные отраслевые научные концепции, новые формы взаимодействия с получателями 
услуг  и  т.п.  Необходимо  отметить,  что  в  настоящее  время  процесс  оказания 
образовательных услуг в социально-экономической системе Российской Федерации носит 
преимущественно  реактивный  характер.  Переход  к  использованию  механизмов  и 
методического  инструментария  преимущественно  превентивного  управления  является 
достаточно  затратным и  трудоемким  с  организационной  точки  зрения;  вместе  с  тем,  его 
использование  способно  существенным  образом  повысить  уровень  качества  и,  как 
следствие, конкурентоспособности предоставления образовательных услуг организациями 
системы ВПО. 

3. Принцип комплексной ориентации на удовлетворение потребностей отраслевого 

рынка 

труда. 

Данный 

принцип 

предполагает 

максимально 

возможную 

практикоориентированность  оказания  услуг  в  сфере  высшего  профессионального 
образования, что, в конечном итоге, повышает ценность соответствующих специалистов – 
выпускников  организации  высшего  профессионального  образования  –  на  отраслевом 
рынке  труда.  Реализация  принципа  достигается  посредством  осуществления  следующих 
взаимосвязанных мероприятий: 

- осуществление комплексного анализа и прогнозирования тенденций и перспектив 

спроса на определенные навыки и компетенции на отраслевом рынке труда; 

- максимально полное включение в состав образовательных программ организации 

высшего  профессионального  образования  требований  работодателей  относительно 
навыков и компетенций специалистов; 

-  организация  действенной,  эффективной  производственной  практики  (в  идеале, 

нескольких  производственных  практик  на  различных  этапах  обучения  в  организации 
ВПО), минимизация рисков формального прохождения производственной практики, что, к 
сожалению,  в  настоящее  время  имеет  место  в  ряде  вузов  Российской  Федерации  и 
Республики  Татарстан;  создание  условий  для  трудоустройства  студентов  (в  режиме 
неполной  занятости)  и  выпускников  образовательной  организации  на  предприятиях, 
являющихся базами прохождения производственной практики; 

-  осуществление  интеграции  с  потенциальными  работодателями  посредством 

совместного  проведения  научно-практических  конференций,  реализации  коммерческих 
инновационных проектов и т.п. 

4.  Принцип  минимизации  трансакционных  издержек  в  процессе  оказания  услуг 

ВПО.  Трансакционные  издержки  в  сфере  высшего  профессионального  образования 
представляют  собой  затраты  образовательной  организации,  связанные  с  обеспечением  и 
защитой прав и отношений собственности и обеспечением эффективного осуществления 
контрактных отношений. Основные направления минимизации трансакционных издержек 
в  рамках  механизма  обеспечения  качества  услуг  в  сфере  высшего  профессионального 
образования систематизированы в таблице 1. 

5. Принцип синергизма. Синергизм в сфере предоставления образовательных услуг 

в наиболее общем виде представляет собой получение дополнительного положительного 
эффекта от взаимодействия различных образовательных программ, направлений оказания 
услуг, сфер собственно образовательной, научной, инновационной деятельности вуза [9]. 
Принцип синергизма эффективности функционирования механизма обеспечения качества 
услуг 

в 

сфере 

высшего 

профессионального 

образования 

непосредственно 

корреспондирует с требованием желательной комплексной интегративности услуг в сфере 
высшего профессионального образования. 

395 

 

Таблица  1.Основные  направления  минимизации  трансакционных  издержек  в 

процессе  формирования  и  развития  механизма  обеспечения  качества  услуг  высшего 
профессионального образования 
Виды 

трансакционных 

издержек 

Направления  минимизации  трансакционных  издержек  в 
процессе  функционирования  механизма  обеспечения 
качества услуг ВПО 

1. 

Издержки 

поиска 

и 

обработки 

экономической 

информации 

Рациональная  организация  аналитической  и  плановой 
работы  на  уровне  организации  ВПО.  Формирование 
единой 

комплексной 

информационно-

коммуникационной  системы  управления  услугами. 
Максимально 

полное 

информирование 

всех 

заинтересованных 

социальных 

групп 

об 

образовательных услугах. 

2. 

Издержки 

ведения 

переговоров,  в  т.ч.  судебные 
расходы 

Наличие  типовых  проработанных  договоров  оказания 
образовательных  услуг,  минимизирующих  судебные 
риски и издержки. Дееспособные коллегиальные органы 
управления деятельностью вуза.  

3. Издержки измерения 
 
 
 

Применение унифицированных нормативов и стандартов 
оказания  различных  типов  образовательных  услуг. 
Детальная  проработка  процедур  реагирования  на 
жалобы  конечных  потребителей  по  вопросам  качества 
образовательных услуг.  

4.  Издержки  мониторинга  и 
предупреждения 
оппортунизма 

Внедрение  систем  комплексного  стимулирования 
эффективного  труда  ППС  вуза,  непосредственно 
ориентированной 

на 

долгосрочное 

устойчивое 

повышение 

качества 

образовательных 

услуг. 

Комплексный контроль качества образовательных услуг 
на всех этапах их предоставления. 

5.  Издержки  спецификации  и 
защиты  прав  собственности 
или иных вещных прав вуза  

Наличие  финансовых  резервов  для  осуществления 
защиты  прав  и  интересов  собственности  ВПО  в  судах. 
Квалификация  юристов,  привлекаемых  для  судебных 
разбирательств.  

6. Коррупционные расходы 

Формирование 

и 

реализация 

антикоррупционных 

программ  развития  организации  ВПО.  Минимизация 
коррупционных  возможностей  на  всех  этапах  оказания 
образовательных услуг. 

 
В  целом,  уточненная  система  принципов  эффективного  функционирования 

механизма обеспечения качества услуг в сфере высшего профессионального образования 
позволяет  системно  сформировать  и  определить  направления  результативного 
совершенствования  указанного  механизма,  нацеленные,  в  конечном  итоге,  как  на 
повышение  ценности  специалистов  на  отраслевом  рынке  рабочей  силы,  так  и  на 
обеспечение  высокого  уровня  финансово-экономической  эффективности  деятельности 
организации системы ВПО. 

Список литературы: 

1.  Крейг  А.Б.  Эффективное  развитие  образовательных  центров  //  Менеджмент  в 

России и за рубежом. – 2017. - №1. С.23 

2.  Ажмухамедов  И.М.,  Ажмухамедов  А.И.  Принципы  обеспечения  качества 

образовательных услуг // Вестник АГТУ. – 2011. - №1. С.79. 

3.  Сыроваткина  Т.Н.  Основы  экономики  образования.  –  Оренбург:  Из-во 

Оренбургского государственного университета, 2013. С.37. 

396 

 

4.  Насакина  Л.  А.  Инновационная  деятельность  в  сфере  образовательных  услуг  и 

современные  подходы  к  ее  оценке  в  вузе  //  Научно-методический  электронный  журнал 
«Концепт». – 2016. – Т. 15. С. 1116 

5.  Проценко  Т.Г.  Инновационный  многоуровневый  образовательный  комплекс  на 

рынке  образовательных  услуг:  теория,  методология,  практика:  Автореф.  дис.  д.э.н.  – 
Новосибирск, 2007. С.127. 

6.  Гретченко  А.А.  Инновационные  технологии  в  сфере  образовательных  услуг  // 

Креативная экономика. – 2017. – Том 3. – № 8. С. 28. 

7.  Якимов  А.В.  Финансово-экономические  инновации  в  сфере  образования: 

тенденции и проблемы // Вестник экономики и инноваций. – 2017. - №9. С. 113.  

 

8. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" 

на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации 
от 15 апреля 2014 г. № 295. 

9.  Сыроваткина  Т.Н.  Основы  экономики  образования.  –  Оренбург:  Из-во 

Оренбургского государственного университета, 2013. С.79. 
 

МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И 

ПЕРСПЕКТИВЫ 

 

Алешина Е. А. 

Аспирант Казанского кооперативного института Российского университета 

кооперации, г.Казань 

 

В  современном  мире  здоровье  всё  чаще  становится  индикатором  социально-

экономического 

благополучия 

страны. 

Следовательно, 

экономическая 

наука 

трансформируется в науку об экономической жизни населения, целью изучения которой 
является  взаимосвязь  между  развитой  экономикой  и  здоровьем  людей  с  учетом 
имеющихся социально-рыночных ресурсов. Кроме статуса социальной ценности, здоровье 
превратилось  в  важнейший  экономический  ресурс  общества.  Сегодня  ресурсный 
потенциал  здоровья  стал  определяющим  измерителем  жизнеспособности  и  уровня 
экономики, динамики народного хозяйства. 

На  рубеже  XXI  века  в  России  наряду  с  формирующимися  социально-рыночными 

отношениями  развивается  принципиально  иной  подход  к  здоровью  населения, 
характеризующий  и  иной  тип  экономических  отношений.  Переосмысливая  устоявшиеся 
понятия в науке, изменяя сложившиеся суждения, здоровье как социальная ценность так 
же  становится  и  важнейшим  экономическим  ресурсом  общества.  Сегодня  ресурсный 
потенциал  здоровья  стал  определяющим  измерителем  жизнеспособности  и  уровня 
экономики, динамики народного хозяйства. [1, С 85-91]. 

В  развитых  странах  уровень  здоровья  является  единицей  измерения  социально-

экономического  благополучия.  Благодаря  этой  тенденции  за  минувшие  10-15  лет  возрос 
интерес  к  комплексу  «наук  о  жизни»,  таким  как  биология,  генетика,  всем  отраслям 
медицины [1, С 85-91]. 

Следовательно, экономическая наука трансформируется в науку об экономической 

жизни  населения,  целью  изучения  которой  является  взаимосвязь  между  развитой 
экономикой и здоровьем людей с учетом имеющихся социально-рыночных ресурсов. [1, С 
85-91]. 

Качество  жизни  предполагает  необходимый  уровень  здоровья  граждан,  здоровый 

образ  жизни.  Всемирная  организация  здравоохранения  (ВОЗ)  дает  такое  определение 
качества  жизни,  -«восприятие  индивидуумом  его  положения  в  жизни  в  контексте 
культуры  и  системы  ценностей,  в  которых  индивидуум  живет  в  связи  с  целями, 
ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума». [1, С 85-91] 

397 

 

Сфера  здравоохранения  призвана  посредством  профилактических,  лечебных  и 

реабилитационных  мероприятий  обеспечить  необходимый  уровень  здоровья  граждан  и 
следовательно приемлемый  уровень качества жизни. Решение этих стратегических задач 
возможно  при  условии  четкой  организации  работы  человеческих  ресурсов  в  сфере 
здравоохранения. Пережитый кризис в процессе трансформации экономической системы 
оставил  после  себя  ряд  важных нерешенных проблем  для  российского  здравоохранения, 
например:  проблема  кадрового  дефицита,  обеспеченность  врачами  населения;  уровень 
заболеваемости  и  смертности  населения  от  различных  заболеваний;  количество  койко-
мест стационаров; вложения государства в здравоохранение. 

Статистические данные позволяют объективно оценить сложившуюся ситуацию и 

сделать определенные выводы. 

Приведенный  ниже  анализ  показателей  обеспеченности  врачами  населения  за 

последние  10  лет,  показывает  что  сфера  здравоохранения  Российской  Федерации  и 
Республики  Татарстан  испытывает  острый  кадровый  дефицит  и  несмотря  на 
предпринимаемые правительством действия ситуация практически не меняется. 

Рисунок 1- Обеспеченность населения врачами на 10000 населения (на конец года), 

всего человек по Российской Федерации и по Республике Татарстан [2] 

 

В  общую  численность  врачей  по  методике  расчета  федеральной  службы 

государственной  статистики  включают  всех  врачей,  имеющих  высшее  медицинское 
образование,  местом  работы  которых  являются  лечебные,  санитарные  организации, 
учреждения социального обслуживания населения, научно-исследовательские институты, 
учреждения, занятые подготовкой кадров, в аппарате органов здравоохранения и др. 

Оснащение  стационаров  также  остается  очень  низким.  Ниже  приведен 

статистический  анализ  обеспеченности  больничными  койками  населения  за  10  лет  по 
Российской Федерации и по Татарстану. По данным таблиц можно сделать вывод о том, 
что коечный фонд не может обеспечить население медицинским обслуживанием высокого 
уровня, вследствие долгого ожидание госпитализации. 

Таблица 1 - Обеспеченность больничными койками на 10000 населения  (на конец 

года), единица, Российская Федерация, значение показателя за год[2]. 

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

 

0

10

20

30

40

50

60

2003 2004

2005 2006

2007 2008

2009

2010

2011

2012

2013

47,9  48,2  48,2  49,1  49,6  49,3  49,8 

50,1 

51,2 

49,1 

48,9 

45,4  44,9  44,9  45,2 

44,8 

43 

43,9 

44,2 

44,2 

41,9 

41,4 

Всего врачей по РФ  Всего врачей по РТ 

398 

 

Всего 

 

 

 

 

 

 

 

94,

 

 

 

Терапия 

24,1 

23,9 

23 

22,8 

22,5 

17,

21,

20,

20,

21,

20,

Хирургия 

20,1 

20 

19,

19,5 

19,2 

18,

18,

18 

18,

17,

17,

Онкология 

2,7 

2,7 

2,7 

2,7 

2,7 

2,8 

2,8 

2,8 

2,8 

Гинекология 

21,3 

10,7 

10,

10,3 

10 

9,5 

9,3 

8,7 

4,5 

7,9 

Туберкулез 

5,9 

5,9 

5,9 

5,9 

5,9 

5,9 

5,9 

5,9 

6,4 

6,5 

6,3 

Инфекции 

6,4 

6,2 

5,9 

5,7 

5,5 

5,2 

5,2 

4,9 

4,9 

4,7 

Офтальмология 

1,9 

1,9 

1,8 

1,8 

1,8 

1,8 

1,9 

1,8 

1,8 

1,7 

1,6 

Отоларингология 

1,8 

1,8 

1,7 

1,7 

1,6 

1,5 

1,5 

1,4 

1,5 

1,4 

1,4 

Дермато-

венерология 

1,6 

1,6 

1,5 

1,4 

1,4 

1,3 

1,2 

1,1 

1,2 

1,1 

1,1 

Психиатрия 

11,6 

11,8 

11,

11,6 

11,6 

11,

11,

10,

10,

10,

10,

Наркология 

2,1 

2,1 

1,9 

1,9 

1,8 

1,8 

1,8 

1,8 

399 

 

Неврология 

6,1 

5,9 

5,8 

5,8 

5,9 

5,9 

Для беременных, 

рожениц и 

родильниц 

21,4 

21,3 

20,

21,1 

21,2 

21,

21,

21,

21,

5,4 

21 

Общие 

1,6 

1,5 

1,6 

1,4 

1,1 

0,9 

0,8 

0,7 

0,6 

0,1 

0,1 

Прочие 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,3 

7,2 

Койки для детей из 

общего числа 

больничных коек 

95,7 

96,8 

93,

92 

90 

89,

86,

82,

80,

12,

48,

Кардиология 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,2 

4,3 

4,2 

Места дневного 

пребывания в 

дневных 

стационарах 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,3 

16,

16,

Больничные койки 

круглосуточных 

стационаров 

111,5 

112,

110 

108,

106,

98 

96,

93,

94,

92,

90,

Кардиохирургия 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4 

0,4 

0,4 

Сосудистая 

хирургия 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,6 

0,5 

0,6 

 

Таблица 2 - Обеспеченность больничными койками на 10000 населения (на конец 

года), единица,Республика Татарстан,значение показателя за год [2] 

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

 

Всего 

 

 

 

 

 

 

 

 

76,7 

 

 

400 

 

Терапия 

22,2  21,2 

19,3 

17,8 

17,8  12,7  16,9  16,3  16,2  17,1  16,9 

Хирургия 

18,9  18,3 

17,9 

17,2 

16,8 

16 

16 

14,8  14,7  14,2  13,5 

Онкология 

3,1 

3,1 

3,1 

3,1 

Гинекология 

20,4 

9,4 

9,2 

8,5 

8,3 

7,9 

7,7 

7,7 

7,5 

3,9 

6,6 

Туберкулез 

4,7 

4,7 

4,4 

4,4 

4,4 

3,5 

3,5 

3,3 

3,2 

3,1 

Инфекции 

5,4 

4,9 

4,7 

4,5 

4,1 

3,5 

3,5 

3,3 

3,3 

2,9 

2,8 

Офтальмология 

1,9 

1,9 

1,8 

1,7 

1,6 

1,6 

1,3 

1,2 

1,3 

1,1 

Отоларингология 

2,3 

2,2 

2,1 

1,9 

1,7 

1,7 

1,6 

1,5 

1,4 

1,3 

Дермато-

венерология 

1,7 

1,5 

1,5 

1,4 

1,3 

1,1 

1,1 

0,9 

0,8 

Психиатрия 

11,4 

11 

10,8 

10,8 

10,9  10,4  10,3  10,4  10,3 

9,7 

Наркология 

2,4 

2,1 

2,1 

1,9 

1,6 

1,6 

1,6 

1,6 

1,5 

1,7 

Неврология 

6,7 

6,4 

6,5 

6,1 

6,1 

5,8 

5,7 

5,8 

5,4 

5,2 

401 

 

Для беременных, 

рожениц и 

родильниц 

20,6  20,5 

19,7 

18,2 

17,5  18,1  18,6  18,1  18,6 

4,7  19,5 

Общие 

1,7 

2,8 

2,4 

2,1 

1,1 

1,1 

1,2 

0,2 

0,5 

Прочие 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,5 

4,5 

Койки для детей 

из общего числа 

больничных коек 

85,4  94,9 

94,2 

91,7 

74,2  75,4  73,3  71,1  67,6  11,5  44,4 

Кардиология 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,8 

3,7 

3,4 

Места дневного 

пребывания в 

дневных 

стационарах 

 

 

 

 

 

 

 

 

16,4  16,9 

Больничные 

койки 

круглосуточных 

стационаров 

108,9  109  107,1  101,3  99,4  80,8  79,9  77,6  76,7  74,8  71,6 

Кардиохирургия 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,4 

0,4 

0,4 

Сосудистая 

хирургия 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,7 

0,6 

0,7 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  23  24  25  26   ..