Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - 1992 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 13

 

 

Шкала количественной и качественной оценки активно-оборонительной 

реакции (злобы) по Ю. Н. Пильщикову 

Степень выра­

женности АОР 

30 (злоба от­

сутствует) 

З Л - 1 (зло­

ба—лай) 

ЗЛ-2 

зл-з 

ЗХ-1 (злоба— 

хватка) 

ЗХ-2 

ЗХ-3 

Особенности поведения 

При приближении незнакомого человека собака не прояв­

ляет никаких признаков агрессивности. При резком внезапном 

взмахе руки в сторону собаки, ударе о решетку, если собака 
находится в вольере, не проявляет никаких признаков агрессии 

При приближении к собаке незнакомого человека она не 

проявляет никаких признаков агрессии. При дразнений лает. 
После прекращения дразнения лай почти сразу прекращается. 
Во время дразнения собака только лает, не пытаясь схватить 

подошедшего 

При приближении незнакомого человека собака лает. При 

дразнений лай усиливается, однако собака не щелкает зубами 
и не пытается схватить подошедшего. При приближении вплот­
ную к собаке она перестает лаять и начинает ласкаться 

При приближении незнакомого человека собака, едва заме­

тив его, лает, кидается. При этом проявляется резкая двига­
тельная реакция: собака мечется, вертится. При дразнений лай 
усиливается, собака лает, иногда визжит, однако не делает по­

пыток укусить подошедшего, не щелкает зубами и не скалит их. 
После ухода незнакомца собака долго продолжает лаять 

При приближении незнакомого человека собака не проявляет 

никаких признаков агрессии. При дразнений молча или с рыча­
нием бросается на человека, щелкает зубами, пытаясь схватить 
дразнящего. После прекращения дразнения агрессия исчезает 

При приближении незнакомого человека собака лает, пыта­

ется схватить подошедшего. При дразнений лай усиливается, 
собака щелкает зубами, скалит их. Если подошедший стоит со­
вершенно спокойно в 2—3 шагах от собаки, то через 1 —1,5 мин 
лай делается прерывистым и собака постепенно перестает 

лаять. Однако, как только человек делает движение, лай возоб­

новляется 

При приближении незнакомого человека собака лает, кидает­

ся на него. При приближении вплотную к собаке она, щелкая 
зубами и хрипло рыча (лай переходит в рычание), пытается 
схватить подошедшего. При этом пасть оскаливается, шерсть 

ощетинивается, изо рта выделяется пена, слизистые оболочки 

бледны, зрачки расширены 

Шкала количественной и качественной оценки пастушьего инстинкта 

Степень выражен­
ности пастушьего 

инстинкта 

ПО 

П-1 

по Ю. Н. Пильщикову 

Особенности поведения 

Пастуший инстинкт отсутствует. При приближении вожа­

того с собакой к группе овец, находящихся на расстоянии 

100 м от отары, собака не стремится подогнать их к отаре. 

При вспугивании группы овец вожатым (бросает ком земли 
в сторону группы овец) собака не стремится преследовать 
движущихся овец 

При приближении вожатого с собакой к группе отбивших­

ся овец собака не стремится подогнать их к отаре. При вспу­
гивании группы овец вожатым собака преследует их. При 
этом подгон овец к отаре не сопровождается лаем 

П-2 

ПЛ-1 

ПЛ-2 

При приближении вожатого с собакой к группе отбивших­

ся овец собака, едва заметив их, стремится подогнать к ота­
ре. При вспугивании овец вожатым активность собаки в их 
преследовании усиливается, однако подгон собакой группы 
овец к отаре не сопровождается лаем 

При приближении вожатого с собакой к группе отбивших­

ся овец собака не стремится подогнать их к отаре. При вспу­
гивании овец вожатым собака с лаем гонит их к отаре 

При приближении вожатого с собакой к группе отбивших­

ся овец собака, едва заметив их, с лаем стремится подогнать 

к отаре. При вспугивании группы овец вожатым активность 
собаки в преследовании движущихся овец усиливается. При 
этом подгон овец к отаре сопровождается лаем 

ОСОБЕННОСТИ ДРЕССИРОВКИ СОБАК 

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД 

Отдрессировать собаку — значит сформировать ее поведение 

в нужном для человека направлении, выработать навыки, необ­

ходимые для того или иного вида службы собаки. Существуют 

различные методы дрессировки.  М е х а н и ч е с к и й  м е т о д 

основан на подкреплении условного раздражителя физическим 

или болевым воздействием — рывком поводка, ударом хлыста, 

нажимом на круп собаки и т. д. Механический метод — самый 

древний. Он применялся еще для укрощения диких зверей. При 

механическом методе можно добиться безотказного выполнения 

некоторых приемов, но применять его можно только к собакам, 

обладающим сильной нервной системой. 

Главный недостаток этого метода состоит в том, что в результа­

те применения неприятных для собаки раздражителей разрушает­

ся привязанность и доверие к дрессировщику, теряется заинтере­

сованность в работе. Собака начинает работать по принуждению 

как автомат и все время стремится выйти из-под воздействия дрес­

сировщика. Пользуясь механическим методом, дрессировщик не 

должен допускать длительных болевых воздействий. 

В к у с о п о о щ р и т е л ь н ы й  м е т о д основан на пищевом 

раздражителе. Этот метод применял известный артист цирка 

В. Л. Дуров. 

При помощи вкусопоощрительного метода могут быть образо­

ваны многие навыки. При этом методе быстро устанавливается 

контакт между дрессировщиком и собакой и легко образуется 

необходимый условный рефлекс. Однако метод не обеспечивает 

безотказности в работе и не эффективен при пониженной возбуди­

мости пищевого центра мозга собаки (сытая собака). При работе 

только вкусопоощрительный методом большое значение имеет от­

бор способных для дрессировки собак. 

Вся школа В. Л. Дурова построена на жестком отборе пригод­

ных для конкретного номера способных животных, на использова­

нии их естественных привычек. Из практики дрессировки 

служебных собак известно, что одинаково способных ко всем прие-

мам общего курса дрессировки и спецслужбы не бывает. Да и дале­

ко не все приемы, особенно спецслужб, можно отдрессировать 

при помощи вкусопоощрительного метода. 

Основным при дрессировке служебных собак является  к о н ­

т р а с т н ы й метод. Сущность его состоит в сочетании механиче­

ского и поощрительного воздействия на собаку. Действуя механи­

ческими раздражителями умеренной силы, собаку заставляют при­

нять то или иное положение, а лакомство используется в качестве 

поощрения для закрепления выполненного действия. Контрастный 

метод объединяет в себе положительные стороны механического 

и вкусопоощрительного. При этом методе сохраняется заинтересо­

ванность собаки в работе, и контакт между дрессировщиком и со­

бакой не только сохраняется, но и становится более прочным, по­

вышается безотказность выполнения команд. 

Используя контрастный метод дрессировки, нужно избегать 

слишком частого чередования противоречивых воздействий на 

собаку. Подкрепляя лакомством в начале дрессировки каждое 

правильное выполнение приема, дрессировщик затем начинает 

поощрять лакомством лишь наиболее чистое выполнение приема. 

Выборочность положительных подкреплений, вероятность полу­

чить лакомство за хорошую работу повышают заинтересован­

ность собаки. 

Одним из древнейших методов дрессировки является  п о д ­

р а ж а т е л ь н ы й . Он широко используется при подготовке па­

стушьих, караульных собак везде, где молодая собака может ско­

пировать действия более опытной. Дикие животные приобретают 

многие сложные условные рефлексы и формы поведения, копируя 

действия старших. В основе этого метода лежит подражательный 

безусловный рефлекс. Дрессировщик должен позаботиться о том, 

чтобы его питомец наблюдал лишь достойные подражания при­

меры поведения собак. Крайне нежелательно, чтобы молодая соба­

ка, ожидая своей очереди для прыжков через забор, видела 

упорное нежелание прыгать и связанное с этим механическое воз­

действие на предыдущую собаку. 

Дрессировать собаку необходимо стадийно от  п р о с т о г о 

переходя к более  с л о ж н о м у , наращивая требования и услож­

няя прием. Сначала прием выполняется в уединенном месте лишь 

вчерне. Любой правильный ответ собаки на команду подкрепляют 

лакомством, лаской. Ошибочные действия не подкрепляют. В по­

следующей стадии созданный условный рефлекс закрепляют, 

достигают более четкого выполнения, образуют навык. Наконец, 

в третьей стадии дрессировки вводят различные усложнения, от­

влекающие раздражители. Воздействие дрессировщика на собаку 

усиливается при помощи более угрожающего тона команд, при­

менения более сильных механических раздражителей. Последую­

щей тренировкой и шлифовкой приема достигают окончательного 

закрепления навыка, доводят его выполнение до безотказ­

ности. 

Главным и основным раздражителем для собаки является ее 

дрессировщик. Он воздействует на собаку голосом, движениями, 

жестами, внешним видом, меняющимся выражением лица, запа­

хом. Собака улавливает даже незначительные оттенки голоса, 

интонации, незаметные изменения настроения дрессировщика и 

реагирует на них. Поэтому, начиная работать с собакой, дресси­

ровщик обязан на время забыть все свои неприятности, чтобы его 

состояние не влияло на работоспособность собаки. 

Дрессировщик должен уметь владеть собой, голосом, мимикой, 

быть своеобразным артистом театра одного зрителя — собствен­

ной собаки. 

Команды нужно произносить спокойным приказным тоном. При 

правильной работе собаки интонация должна стать ласковой, 

ободряющей. При ошибке или нежелании выполнить задание ко­

манда должна быть повторена твердым, чуть повышенным тоном, 

с угрозой в голосе. В случае продолжающегося неповиновения 

необходимо применять безусловный раздражитель, принужде­

ние — рывок, резкий нажим или удар. 

Для выработки безотказного выполнения приказа в дрессиров­

ке применяется  п р и н у ж д е н и е , для прекращения нежелатель­

ного действия —  з а п р е щ е н и е . Запретительная команда «фу» 

всегда подается в угрожающей интонации, причем подать эту ко­

манду нужно точно в момент совершения нежелательного дей­

ствия. Вслед за резкой командой «фу» необходимо сильно дернуть 

собаку за поводок, т. е. оказать на нее сильное механическое воз­

действие. 

Работая с собакой, нужно внимательно следить за ее физичес­

ким и психическим состоянием, не причинять ей случайно болевые 

ощущения — задевать поводком за голову, наступать на лапы во 

время хождения и поворотов. Нельзя путать команды, заменять их 

неуставными выражениями, слишком часто применять запрещаю­

щую команду, сопровождать ее неадекватно сильным физическим 

воздействием или же забывать применить безусловный раздра­

житель. 

Важен  п о р я д о к  п р и м е н е н и я  р а з д р а ж и т е л е й . Сна­

чала подается условный раздражитель (команда, жест), затем 

должен следовать безусловный (нажим, рывок) и после выполне­

ния приема — подкрепляющий раздражитель — лакомство. 

Идя на дрессировочную площадку, лакомство нужно подгото­

вить заранее. Это могут быть мелкие кусочки сухарей, ломтики пе­

ченья, кусочки колбасы, нарезанные кусочки мяса, сыра, хлеба. 

Лакомство надо хранить в левом кармане, либо в сумочке, висящей 

на левом боку дрессировщика. Давать лакомство нужно с откры­

той ладони, а не из пальцев. Нельзя бросать лакомство на землю, 

перед собакой. 

Д л я  д р е с с и р о в к и необходим специальный  и н в е н ­

т а р ь — крепкий кожаный или брезентовый ошейник, поводок 

длиной 1,5 м с крепким карабином, поводок 12 м (можно шнур) с 

карабином, намордник. Намордник должен быть подобран по раз­

меру. Собака в надетом наморднике должна иметь возможность 

открыть рот. Широкий намордник необходим южнорусской овчар­

ке, черному терьеру, так как туда должны поместиться усы и боро­

да и не мешать собаке. Необходим для занятий и строгий ошейник-

парфорс, у которого нужно загнуть шипы, находящиеся против 

горла собаки. 

Уже  п р и е м  х о ж д е н и я может оказаться довольно трудным 

для собаки. Если подвижные, возбудимые собаки тянут вперед, 

то собаки, обладающие флегматичным характером и инертной 

нервной системой, часто просто не хотят двигаться с места. Но 

требуется, чтобы собака ходила у левой ноги дрессировщика, 

четко делала повороты, меняла темп движения вместе с дрессиров­

щиком, садилась у ноги, когда дрессировщик останавливается. 

На собаку одевают два ошейника — мягкий и строгий, поводки 

от обоих ошейников находятся в руках у дрессировщика. Перед 

движением дрессировщик подает команду «рядом» и, дернув соба­

ку за поводок, начинает движение вперед. Упрямую собаку можно 

резко дернуть за строгий ошейник. Как только она сделала шаг 

вперед, строгий ошейник необходимо отпустить. Поводки должны 

свободно висеть. На каждую попытку отклониться от направле­

ния движения дрессировщик отвечает командой «рядом» и рывком 

поводка. Как только собака принимает правильное положение по­

водки вновь провисают. После рывка собака какое-то время 

идет правильно. Тут ее нужно поощрить командой «хорошо» или 

оглаживанием. 

Не только на занятиях, но и на прогулках нужно следить за 

тем, чтобы собака шла на провисающем поводке. Рывки поводком 

можно делать только после подачи команды «рядом». Не обяза­

тельно все время водить на парфорсе, но периодически для повто­

рения пройденного применять его надо. 

Движение с места нужно начинать резко, активно, решительно. 

Подняв собаку, следует идти бодрым шагом. Для каждой собаки 

нужно найти оптимальный для нее темп движения. Вялых собак 

необходимо все время подбадривать. Попытки понюхать что-либо 

на земле должны пресекаться командой «рядом» и рывками по­

водка. 

Перед поворотами также подается команда «рядом» в сочета­

нии с механическим воздействием. Повороты кругом с собакой 

выполняются через правое плечо. Лишь после того как собака 

научится ходить на провисшем поводке и четко делать повороты 

в движении и на месте, можно попытаться отстегнуть поводок. 

Много труда требуют от дрессировщика первоначальные 

приемы комплекса  « с и д е т ь ,  с т о я т ь ,  л е ж а т ь » . Эти навыки 

необходимы и их часто приходится применять. Кроме того, здесь 

тренируется тормозной процесс, выдержка. Первичные навыки об­

разуются у собак довольно быстро, но перевести их из одного 

положения в другое по команде, да еще на расстоянии, довольно 

сложно. Поэтому с собаками отечественных служебных пород дол­

гое время нужно работать на укороченных расстояниях, исполь­

зуя механические раздражители. Команда должна быть подана 

властно и резко, механическое воздействие должно быть силь­

ным. Нельзя слишком часто подавать команды. 

После выполнения команды «сидеть» надо сделать паузу, после 

чего дать следующую команду «лежать». Если собака не ложится, 

надо повторить команду, резко нажать левой рукой на холку, а 

правой за парфорс потянуть вниз. Можно, нажимая на холку, со­

баку с преобладающей пищевой реакцией поманить лакомством и 

таким образом заставить ее лечь. Необходимо научить собаку 

ложиться не только из положения «сидеть», но и из положения 

«стоять». Инертных животных заставить переменить положение 

трудно. Много дней проходит, прежде чем собака отечественной 

служебной породы после применения сильных механических раз­

дражителей начинает выполнять команды. Команду «стоять» сле­

дует повторять не только на площадке, но и во время чистки 

собаки, мытья лап и т. д. 

После того как у собаки отработана выдержка в положении 

стоя, можно  ч е р е д о в а т ь  к о м а н д ы , отойдя от нее на длину 

поводка. Не следует более шести раз чередовать команды. Напри­

мер: «сидеть», «стоять», «лежать», «сидеть», «лежать», «стоять», 

«сидеть». Надо обязательно менять порядок команд. Повторных 

команд нужно стремиться подавать как можно меньше. Выдержки 

между командами должны быть 10—15 секунд. Нужно долго рабо­

тать на укороченных дистанциях, постепенно увеличивая расстоя­

ние между дрессировщиком и собакой. Для тренировки выдержки 

поощрять собаку лакомством нужно не сразу после выполнения 

приема, а через несколько секунд, постепенно доводя этот отрезок 

времени до минуты и более. 

О б у ч е н и е собаки  п о д з ы в у по команде «ко мне» обычно 

особых трудностей не вызывает, если между дрессировщиками и 

собакой установлен хороший контакт. Ласковая, веселая интона­

ция, с которой произносится команда, лакомство позволяют соба­

ке быстро овладеть этим приемом. Конечно, темп подхода средне­

азиатских, кавказских и южнорусских овчарок довольно медлен­

ный, поэтому поначалу их нужно подбадривать, стимулируя 

более энергичные действия. 

Большие трудности собаки этих пород обычно испытывают 

при овладении  н а в ы к о м  а п п о р т и р о в а н и я , так как боль­

шинство из них не имеет врожденной-склонности к аппортировке. 

Таких собак приучают к подносу аппортировочного предмета ме­

тодом принуждения. Начинают с мягкого предмета — гантельки, 

специально сделанной из тряпок или чулок. Усадив собаку и по­

дразнивая ее гантелькои, дрессировщик подает команду «аппорт» 

и если пес не берет в зубы гантельку сам, дрессировщик вклады­

вает ее в рот собаки насильно. При этом нужно не дать животному 

выплюнуть предмет. Для этого собаку придерживают под челюсть, 

строго повторяя команду «аппорт! аппорт!» Собака пытается вы­

бросить предмет и тут надо слегка похлопать ее под челюстью. 

Так делают до тех пор, пока пес не перестанет выплевывать 

предмет. 

В начале следует добиться того, чтобы собака держала аппорт 

несколько секунд, а затем подают команду «дай» и подставляют 

руку под челюсть. Обязательно нужно успеть схватить предмет 

до того, как он упадет на землю. Взяв аппортировочный предмет, 

надо обязательно ласково похвалить собаку и наградить ее лаком­

ством. 

После освоения команды «аппорт» можно попробовать скоман­

довать собаке «р я д о м». Вероятнее всего, при первом же шаге она 

выплюнет аппортировочный предмет. И тогда нужно опять, при­

держивая челюсть рукой, заставить собаку продержать предмет 

в зубах несколько шагов. Если это получится, дрессировщик 

должен не забыть выразить свою радость и, вынув гантельку изо 

рта собаки, дать ей лакомство. Рано или поздно пес научится 

ходить с аппортировкой в зубах. На следующем этапе можно 

класть гантельку на землю и заставить животное брать ее с земли. 

Лишь после этого можно переходить к посылу собаки за аппорти­

ровочный предметом. 

Иногда бывает, что упрямый пес не отдает взятый в зубы аппор­

тировочный предмет, тогда левой рукой нужно подтолкнуть верх­

нюю губу собаки под зубы и слабо нажать. От боли собака откроет 

рот и в этот момент остается только успеть подхватить предмет, 

не дав ему упасть на землю. 

Многие собаки не любят мокрые, грязные, обслюнявленные 

аппортировочные предметы. Лишь научив собаку подносить мяг­

кий аппортировочный предмет, можно заменить его деревянной 

гантелькой. Ношение в зубах разнообразных предметов из стекла, 

дерева, различных сумочек, ключей, бутылок отечественным ов­

чаркам, вероятно, несвойственно. Среди черных терьеров могут 

встретиться отличные аппортировщики, что зависит от того, какие 

гены передали потомку исходные породы. 

П о л о с а  п р е п я т с т в и й , с которой так блестяще справ­

ляются собаки более сухого типа сложения, для грозных отече­

ственных пород собак может представлять серьезное затруднение. 

К этим собакам нужен индивидуальный подход — неспеша и осто­

рожно надо давать им прыгать, лазать по лестнице, ходить по буму. 

Эти собаки более других нуждаются в страховке. Начинать  з а н я ­

т и я по  п р ы ж к а м следует с невысоких барьеров (60 см высо­

той), постепенно увеличивая высоту до 1 —1,2 м. Затем необходимо 

надолго задержаться на этой высоте до тех пор, пока собака не 

станет легко преодолевать ее. Следует учитывать, что если собака 

живет на приусадебном участке, то обучать ее прыжкам через 

препятствие нежелательно, так как после обучения она может 

легко перепрыгнуть ограду, чего допускать нельзя. 

По  б у м у иногда приходится вести собаку принудительно, 

подпирая ее плечом. Но лучше начинать с более широких низких 

бумов с широкими наклонными досками. 

Л е с т н и ц а поначалу также должна быть более широкой и 

пологой и, конечно, крепкой — не шататься под тяжестью собаки. 

Подъем по лестнице многим собакам дается легче, чем спуск. 

На спуске животное нужно подбадривать спокойно, но твердо, 

вынуждая его сойти вниз. 

Очень важно, чтобы собака н е п о д б и р а л а корм с земли и 

не  б р а л а его из  р у к  п о с т о р о н н и х . При отработке этого 

приема нужны помощники. Дрессировщик привязывает собаку или 

держит ее на коротком поводке. Помощник с лакомством в руках 

подходит к собаке, окликает ее и показывает лакомство. Как толь­

ко собака потянется к лакомству, дрессировщик командует «фу» 

и делает рывок поводком. Сильную, жадную к пище собаку, на ко­

торую рывок не действует, помощник ударяет по морде рукой, 

в которой держит лакомство. 

Тем же способом дрессировщик прекращает попытки собаки 

съесть разбросанный по земле корм. Со временем собаку можно 

оставить привязанной на длинный поводок. Помощник подбрасы­

вает ей кусочки корма, а дрессировщик прекращает попытки 

съесть корм запрещающими командами из укрытия. 

Для того чтобы собака не брала из рук посторонних лаком­

ство, нельзя разрешать посторонним подкармливать ее. Нельзя 

допускать бродяжничество собаки. На площадке нужно подо­

брать с земли все кусочки корма, оставшиеся после предыдущего 

занятия. 

Часто допускаются ошибки при  п р и у ч е н и и собаки к 

в ы с т р е л а м . В этом случае, как и при отработке других навы­

ков, нужна постепенность. Нельзя сразу стрелять близко от собаки. 

Даже не очень сильный, но неожиданный звук выстрела может 

надолго вывести собаку из строя. Стреляющему нужно учитывать, 

что звук выстрела, отраженный от стен окружающих зданий, мо­

жет восприниматься собакой как очень сильный. Поэтому прежде, 

чем стрелять, необходимо подумать, не принесет ли выстрел боль­

ше вреда, чем пользы. Если есть тир, то хорошо во время трениро­

вок стрелков, проводить собаку возле него, с каждым днем все 

ближе. 

Э л е м е н т ы  з а щ и т н о - к а р а у л ь н о й службы более ес­

тественны для собаки, чем приемы общего курса дрессировки. 

Первый из этих элементов —  в ы б о р к а  в е щ и . Собака должна 

уметь по приказу выбрать вещь из нескольких других. К выборке 

нельзя приступать, прежде чем не будет отработан навык аппор-

тировки любых вещей. Если собака плохо выбирает, то это вовсе 

не значит, что у нее плохое обоняние. Обоняния собаки вполне 

достаточно, чтобы выбрать вещь соответствующего запаха. Меша­

ет выборке торопливость, стремление схватить любую вещь. Это 

особенно характерно для легко возбудимых собак. Процесс обню-

хивания предлагаемой вещи возбуждает их настолько, что они 

хватают любую. 

Флегматичные отечественные овчарки работают спокойно, но 

при этом важно показать собаке, как рад дрессировщик, что вещь 

выбрана правильно, чтобы заинтересовать ее. Интонация команды 

«нюхай» должна быть веселой, задорной. Хорошим подготови­

тельным упражнением является выборка собственного аппортиро-

вочного предмета из группы аппортировочных предметов других 

собак. Затем можно перейти к выборке вещи с запахом хозяина. 

Когда вещь хозяина собака будет выбирать уверенно, можно 

перейти к выборке вещи с чужим запахом. Выбираемый предмет 

всегда должен иметь свежий запах. Повтори гь выборку более двух 

раз за занятие не рекомендуется, причем второй раз вещь должна 

иметь тот же запах, что и первый. Лишь когда прием усвоен, мож­

но вводить усложнения — брать вещи, различные по величине, ма­

териалу, делать слепую выборку, когда и дрессировщик не знает, 

какую вещь должен выбрать его питомец. 

Собаки отечественных служебных пород, как правило, обла­

дают большой природной злобностью при общей инертности. По­

этому  п р и е м  о х р а н ы  в е щ и часто со стороны выглядит не­

убедительно. Собака обычно лежит возле вещи, не двигаясь. Глав­

ная задача дрессировщика — научить собаку после броска возвра­

щаться к охраняемой вещи. Задача помощника, работающего в 

роли нападающего, состоит в том, чтобы раззадорить собаку и за­

ставить ее проявить свои охранные качества. 

Для собак флегматичного склада характера очень полезно ов­

ладевать навыками охраны вещи и задержания, не после прохож­

дения общего курса, а одновременно с ним. Ведь молодая собака 

более подвижна, энергична. Этим и следует воспользоваться. 

Необходимо воспитывать  н е д о в е р и е к  п о с т о р о н н и м 

л ю д я м . Для этой цели нужны помощники, незнакомые собаке. 

Помощник приближается к животному, окликает ее ласковым го­

лосом, но как только собака приближается к нему, замахивается. 

Если собака не обращает внимания на помощника, тот наносит ей 

легкий удар. Дрессировщик же должен возбуждать собаку к напа­

дению на помощника. Активные действия собаки необходимо 

поощрить голосом. Помощники на каждом занятии должны ме­

няться. Повышают настороженность собаки занятия в вечернее 

время, в лесу. 

Неплохо, используя подражательный метод дрессировки, пока­

зать молодой собаке работу опытного пса. Однако нельзя и пере­

усердствовать, подавить молодую собаку. Как только ее азарт 

начнет ослабевать, помощник обязан прекратить нападение и, 

изобразив испуг, удалиться. Подготовив молодую собаку таким об­

разом, можно переходить с ней к систематическим занятиям по 

защитно-караульной или караульной службе. 

Отечественных овчарок, живущих в сельской местности, все же 

нужно дрессировать и по пастушьей службе, даже если они в чем-

то и будут уступать таким прирожденным пастухам, как бордер-

колли или австралийский келпи. Скорее всего, у поколений собак, 

тысячелетиями живущих при овечьих отарах, пастуший инстинкт 

в какой-то степени должен сохраниться. Возможности же южно­

русских овчарок, вероятно, выше, чем у овчарок азиатского 

происхождения. 

Пастушью собаку необходимо сначала научить четко исполнять 

подход к дрессировщику по команде «ко мне» и прекращать 

нежелательные действия по команде «фу». Затем вырабатываются 

следующие специальные навыки: приучение к стаду (без особой 

команды), подгон отдельного животного, отстающего от стада (ко­

манда «гони»), сбор, скучивание стада (команда «кругом»), па­

трулирование и выравнивание фронта стада (команда «вперед»), 

охрана загона или выпаса (команда «охраняй»), розыск живот­

ного, отбившегося от стада (команда «ищи»). 

Если есть возможность, пастушью собаку обучают дополни­

тельным навыкам: поворота стада вправо и влево (команда 

«право», «лево»), освобождение стадом дороги для проезда транс­

порта (команда «машина»). В местах, где появляются хищники, 

пастушью собаку приучают к охране стада и от них. 

Для того чтобы  с о б а к а лучше  п р и в ы к л а к  с т а д у и 

животные не боялись ее, лучше чтобы служебная собака со ще­

нячьего возраста вырастала при стаде. Нельзя допустить, чтобы 

щенка ударяли или бодали крупные сельскохозяйственные живот­

ные. Нужно, чтобы с помощью пастуха щенок выходил победите­

лем из всех столкновений с животными стада. 

В то же время следует пресекать попытки щенка нападать на 

пасущихся животных, кусать их, гонять по пастбищу. Для пресе­

чения такого поведения используется запрещающая команда «фу» 

и рывки поводком. Спокойное поведение собаки поощряется 

лакомством. 

Процесс приучения к стаду взрослой собаки, выращенной в го­

роде, проходит гораздо сложнее. Появление чужой собаки насто­

раживает стадо, часто животные пугаются ее. Поэтому первое 

время дрессировщик должен держать собаку на поводке. 

Большое практическое значение имеет умение собаки  п о д о ­

г н а т ь  о т с т а в ш е е  ж и в о т н о е . Дрессировка собаки начи­

нается с показа. Найдя отставшее животное, дрессировщик сам го­

нит его к стаду. При этом он держит собаку на длинном (10—12 м) 

поводке, обращает ее внимание на отставшее животное коман­

дой «гони» и жестом руки. Как только животное подойдет к стаду, 

гон немедленно прекращают. Дрессировщик подзывает собаку ко­

мандой «ко мне» и дает ей лакомство. Так создается привычка 

прекращать гон, как только животное подходит к стаду. 

О б х о д собаки  в о к р у г  с т а д а необходим для того, чтобы 

удержать пасущихся животных на определенной территории, не 

дать им разбрестись. Обучение собаки начинают у какого-либо 

сарая, сеновала, скирды, загона или иного сооружения. Взяв со-

баку на поводок, дрессировщик обходит сооружение кругом, 

подавая команду «кругом». Постепенно дрессировщик ослабляет 

поводок, бросает его на землю, а сам отстает от собаки, повторяя 

команду «кругом». Отставая от собаки, дрессировщик поворачи­

вает обратно и быстро идет кругом сооружения навстречу со­

баке. Встретив собаку, он поощряет ее лакомством. Постепенно 

встречи собаки с дрессировщиком все более приближаются к ис­

ходному положению. Наконец, дрессировщик остается на месте, 

а собака обходит сооружение самостоятельно. При подходе собаки 

к дрессировщику, последний поощряет ее лакомством, оглажива-

нием и командой «хорошо». Усложняя обучение, дрессировщик 

меняет объекты, потом переходит к небольшим загонам с живот­

ными, а затем к группам животных на выпасе. 

Прием  д в и ж е н и я  с о б а к и  п о  ф р о н т у или  ф л а н г а м 

с т а д а также необходим во время пастьбы. Собака препятствует 

слишком быстрому продвижению пасущегося стада или же не 

допускает его разбредания в стороны. Вначале прием отрабаты­

вается вне стада, вдоль забора, изгороди или других препятствий. 

При обучении собака, находящаяся на длинном поводке, жестом 

руки и командой «вперед» понуждается к движению в указанном 

направлении. Конечная точка движения в начале обучения наме­

чается на расстоянии 100—150 м. Постепенно это расстояние уве­

личивается. Дрессировщик все более и более отстает от собаки. 

Собака, дошедшая до конечной точки, останавливается коман­

дой «сидеть» или «лежать», а затем по команде «ко мне» подзы­

вается к дрессировщику. Овладев навыком движения вдоль забора 

или другого предмета, переходят к работе у стада. Переход к ра­

боте у стада начинается с выполнения приема на удлиненном 

поводке. Установив, что собака работает правильно, не бросается 

на животных, дрессировщик переходит к тренировкам без поводка. 

Овладев приемами обхода вокруг стада и движения по фронту, 

нетрудно перейти к приему  о х р а н ы  г р а н и ц ы  п а с т б и щ а 

по команде «охраняй». По этой команде собака должна подогнать 

к стаду животных, вышедших за границу пастбища. Дрессиров­

щик, указывая жестом руки на животных, переходящих границу, 

командует собаке «охраняй», а сам бросается к ним, отгоняя их 

от границы. 

Дрессировку  п о  р о з ы с к у  п о т е р я в ш и х с я  ж и в о т н ы х 

также начинают, держа собаку на длинном поводке. Заметив от­

бившихся животных, дрессировщик командует «ищи» и показы­

вает рукой направление, посылая собаку зигзагообразно вправо и 

влево. Команда «ищи» подается перед каждым поворотом. Дресси­

ровщик с собакой постепенно подходит к отбившимся животным 

и, увидев, что собака обнаружила их, выражает радость, поощряет 

собаку. Потом переходят к обучению поиску без поводка. Во время 

обучения дрессировщик в конце дня оставляет на пастбище сна­

чала одно, потом несколько животных. Обнаружив «пропажу» 

и продемонстрировав перед собакой свое волнение по этому поводу, 

дрессировщик вместе с ней возвращается на пастбище и разы­

скивает животных. Повторяя упражнения, меняя места «потери» 

и самих потерявшихся животных, дрессировщик усложняет работу 

собаки, постепенно переходя к розыску по следу. 

Крайне важно поддерживать интерес собаки к работе по ро­

зыску отставших животных. Каждое удачное обнаружение должно 

поощряться лакомством. 

О б у ч е н и е - к о м а н д а м  « п р а в о » и «лево» начинают 

на длинном поводке. Скомандовав «вперед», дрессировщик дви­

гается вслед за собакой, постепенно распуская поводок на полную 

длину. В движении подает новую для собаки команду «право» 

и вытянутой правой рукой показывая направление движения. По­

вернувшись, дрессировщик двигается в новом направлении. Со­

баку, изменившую направление движения, дрессировщик поощ­

ряет возгласом «хорошо!». После нескольких занятий, когда собака 

быстро и правильно исполнила команду поворота вправо, дрес­

сировку переносят к стаду. Как только собака повернется вправо, 

необходимо окриками и щелканьем бича повернуть стадо в пра­

вую сторону. После поворота стада подается знакомая собаке 

команда «гони». Потом занятия по повороту стада вправо прово­

дятся уже без поводка. Четко отработав повороты вправо, следует 

начать дрессировку приема поворота стада в левую сторону по 

команде «лево». 

Для обучения собаки  у п р а в л я т ь  с т а д о м на  д о р о г а х 

необходимо использовать автомашину. Сначала нужно вырабо­

тать у собаки спокойное отношение к автотранспорту. По ука­

занию дрессировщика водитель выезжает навстречу идущему по 

дороге стаду. Подъезжая к стаду, водитель должен перевести 

машину на самую малую скорость, подать сигнал. 

Дрессировщик подзывает собаку к себе и идет с ней навстречу 

автомобилю, командуя собаке «машина». Обогнав стадо на 30— 

50 м, дрессировщик поворачивается лицом к стаду и идет с соба­

кой впереди машины, оттесняя стадо на правую сторону дороги 

(влево от себя). Действия собаки одобряются командой «хорошо». 

Водитель автомашины ведет ее тихим ходом в 15—20 м за собакой, 

пока не минует все стадо. Если стадо разбивается на 2 потока по 

обе стороны автомобиля, водитель должен остановить машину. 

В этом случае упражнение надо повторить. 

У собаки в результате дрессировки должен образоваться навык 

выбегать вперед при появлении машины, поворачиваться к стаду 

и оттеснять животных на правую сторону дороги. В ходе трени­

ровок машины надо менять. Использовать разные их типы, а также 

трактора и другую технику. 

В местах, где не истреблены волки, шакалы и другие крупные 

хищники, целесообразно держать при стаде несколько крупных 

и злобных собак. Собак, охраняющих стадо, следует расставлять 

со стороны, откуда может грозить опасность с учетом направления 

ветра, так как хищники часто нападают против ветра. 

Все приемы пастушьей службы хорошо отрабатываются мето­

дом подражания. Поэтому желательно, чтобы у щенка был пример 

работы более опытной, взрослой собаки. 

Нельзя забывать и о стаде. Дрессировщик-пастух должен хо­

рошо знать его, разбираться во внутригрупповых связях живот­

ных, знать лидирующих особей, их характер и особенности 

поведения. Нужно помнить, что стадо сельскохозяйственных жи­

вотных, каким бы случайно собранным оно ни казалось,— это 

группа высокоразвитых животных, очень быстро устанавливаю­

щих сложную структуру взаимоотношений, имеющую свои за­

кономерности. Только зная эти закономерности, понимая стадо, 

можно стать хорошим пастухом и при этом правильно исполь­

зовать собаку. 

* * * 

Итак, в чем же состоят различия поведения и характера исполь­

зования четырех рассматриваемых отечественных пород? Какую из 

них предпочесть? Большинство представителей каждой из четырех 

пород обладают огромной физической силой и крепкой нервной 

системой, способной выдерживать большие нагрузки. Это живот­

ное сильного уравновешенного типа высшей нервной деятельности. 

Для их нервной системы характерен высокий порог раздражи­

мости, т. е. многие слабые раздражители не воспринимаются этими 

животными и не вызывают ответной реакции. Среди отечественных 

овчарок более возбудимыми являются южнорусские, менее возбу­

димыми — среднеазиатские овчарки. Кавказские овчарки зани­

мают промежуточное положение. Среди черных терьеров, в зави­

симости от преобладающей наследственности разнопородных 

предков, встречаются собаки с разным уровнем возбудимости. 

Среднеазиатские овчарки обладают наименьшей подвижностью 

нервных процессов. Однако все породы отечественных овчарок 

характеризуются взрывным характером и агрессивным поведе­

нием, не вяжущимися с их медлительностью и малоподвижностью 

в спокойном состоянии. Агрессивное поведение черных терьеров, во 

многом зависящее от их происхождения, более приближается к по­

ведению собак европейских служебных пород. 

Особенности высшей нервной деятельности животных описы­

ваемых пород обусловливают их своенравие и упрямство, что за­

трудняет дрессировку. Для них характерно безразличное отноше­

ние к работе по ОКД и замедленное выполнение приемов. Среди 

черных терьеров встречаются животные, проявляющие большую 

заинтересованность и активно работающие по ОКД. При правиль­

но складывающихся отношениях между собакой и человеком пред­

ставители всех четырех пород проявляют большую привязанность 

и преданность владельцу. Это собаки одного хозяина, испытанные 

защитники и телохранители. Но даже в отношении человека, 

к которому они привязаны, их поведение остается независимым. 

Все четыре породы — собаки уличного содержания. Легче дру­

гих переносят содержание в квартирных условиях черные терье­

ры и среднеазиатские овчарки, а кавказским овчаркам в кварти­

ре особенно трудно. Желательно продолжать их традиционное 

применение на охране объектов, стад. В городах собаки этих пород 

используются различными ведомствами в караульной службе, для 

охраны имущества. Обстановка, в которой находятся собаки, 

живущие в городе, значительно обеднена по сравнению с природ­

ной средой. Поэтому у городских собак чаще отмечаются неврозы 

и другие патологические изменения высшей нервной деятельности. 

Горожане — любители собак отечественных пород — должны 

постоянно заботиться об обогащении среды их обитания, расши­

рении сферы применения, о разнообразной дрессировке. Помочь 

собаководам в этом должны клубы служебного собаководства. 

Хорошей помощью может быть организация дрессировочных заня­

тий, испытаний и соревнований по каждой породе отдельно. 

Собаки отечественных служебных пород вполне пригодны для 

использования в качестве ездовых и буксировщиков лыжника. 

Они уступают другим служебным породам в скорости, но могут 

буксировать более тяжелые грузы на большее расстояние. Нуж­

но искать способы применения собак отечественных пород и там, 

где требуется розыскная работа. Качество чутья собак не остав­

ляет сомнения, но как использовать его в сочетании с ростом, 

силой и некоторой инертностью в поведении — остается задачей, 

которую следует решить. 

Выбирая себе собаку, владелец должен исходить из собствен­

ных психологических, физических и социальных возможностей. 

Это касается и жителей сельской местности, и горожан. Но, 

в первую очередь, горожан, для которых собака в доме — не хо­

зяйственная необходимость, а потребность души. Потребность 

эту испытывают многие люди и многим кажется, что они могли бы 

быть хорошими собаководами. Однако следует разобраться, каки­

ми чувствами вызывается эта потребность. Если желанием подчи­

нить себе живое существо и безраздельно властвовать над ним, 

то это плохо. Если желание иметь сильную и злобную собаку дик­

туется чувством собственного комплекса неполноценности, стрем­

лением хоть при помощи собаки выделиться из массы людей — 

это еще хуже. Нехорошо, если собаку заводят из соображений 

престижа, моды. Время быстротечно, моды меняются, а собаки ста­

реют и уже не привлекают к себе восторженного внимания 

прохожих. 

Вероятно, противопоказаны собаки для людей агрессивного, 

взрывного или властного склада характера. Если первые будут 

срывать на собаках свое раздражение, то последние более ориен­

тированы на людей, чем на животных, и очень скоро собака ока­

жется для них лишней обузой. Не должны также заводить собаку 

люди, занятые всецело поглощающей их деятельностью, не остав­

ляющей времени для других забот. 

Моральное право держать собак имеют люди, обладающие 

способностью к сопереживанию, готовые пренебречь многим ради 

общения с животными, люди, для которых это общение доставляет 

постоянную и непреходящую радость. Желательно, чтобы владе­

лец собаки жил не один, так как держать собаку одинокому чело­

веку чрезвычайно трудно, хотя бы потому, что собаку нельзя остав­

лять надолго одну. Очень хорошо, когда собаку приобретает 

дружная семья, где несколько детей. В такой семье один из членов 

является главным владельцем, остальные — помогают ему. Основ­

ной владелец собаки отечественной служебной породы должен 

быть силен физически, смел, решителен и, в то же время, добр. 

Нельзя передоверять собак отечественных пород детям, ведь даже 

некоторым взрослым нелегко с ними справиться. Прежде, чем 

брать такую собаку, каждый потенциальный собаковод обязан хо­

рошо подумать, как обеспечить ей нормальные условия существо­

вания, физическое и психическое здоровье, достаточную физиче­

скую нагрузку. Нужно помнить и о том, что в случае каких-либо 

осложнений передать взрослую собаку отечественной служебной 

породы затруднительно, так как эти животные плохо переносят 

смену владельцев. 

Глава 7 

СОДЕРЖАНИЕ ВЗРОСЛОЙ СОБАКИ 

Существуют следующие виды содержания собак: групповое, 

полевое, дворовое и квартирное. 

Г р у п п о в о е  с о д е р ж а н и е собак принято в различных 

специализированных стационарных питомниках, например, в ар­

мии, милиции, в крупных животноводческих хозяйствах, где ис­

пользуют и разводят собак. 

П о л е в о е  с о д е р ж а н и е собак является временным, рас­

считанным только на период экспедиции, сезон выпаса скота или 

сезон охоты. 

Д в о р о в о е  с о д е р ж а н и е — стационарное, рассчитанное 

на длительное время, обеспечивает нормальную жизнь одиночной 

собаки или нескольких собак во дворе усадьбы в сельской мест­

ности. 

Большинство же собак, принадлежащих членам клубов слу­

жебного собаководства,  с о д е р ж и т с я в  к в а р т и р а х . 

Но для того, чтобы правильно организовать содержание живот­

ного и уход за ним, необходимо знать основные потребности, 

а также влияние факторов внешней среды на собаку. 

Огромное влияние на организм животного оказывают темпера­

тура и состав воздуха. Как известно, атмосферный воздух пред­

ставляет собой смесь газов, главными и более постоянными из 

которых являются азот (79,0%), кислород (20,96%) и углекислый 

газ (0,04%). Воздух необходим прежде всего для дыхания. 

При помощи дыхания осуществляется газообмен между организ­

мом и внешней средой, клетки тела получают кислород, необхо­

димый для выработки энергии, а наружу выводится накопивший­

ся в результате жизнедеятельности углекислый газ. Прекращение 

дыхания, даже на самое короткое время, может привести к смерти. 

Наряду с газообменом при дыхании выделяются водяные пары. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..