Банк России. Годовой отчёт за 2021 год - часть 10

 

  Главная      Книги - Разные     Банк России. Годовой отчёт за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

Банк России. Годовой отчёт за 2021 год - часть 10

 

 

2. Деятельность
138
Банка России
— стандарт защиты прав и интересов физи-
грузки по составлению отчетности. Эконо-
ческих и юридических лиц— получателей
мический эффект от 50 реализованных Бан-
финансовых услуг, оказываемых членами
ком России инициатив составил, по оценкам,
СРО в сфере финансового рынка, объе-
порядка 17 млрд рублей в год.
диняющих СКПК1.
За весь период действия Рабочей груп-
пы наибольших успехов удалось достичь
2.3.4.9. ОПТИМИЗАЦИЯ
в оптимизации порядка заполнения отчет-
РЕГУЛЯТОРНОЙ НАГРУЗКИ
ности кредитных и некредитных организа-
НА УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО
ций (13 и 40 инициатив соответственно).
РЫНКА
Кроме того, оптимизировано регулирова-
В 2021 году Банк России совместно с участ-
ние банковского сектора (34 инициативы) —
никами рынка в рамках Рабочей группы по
устранены коллизии и избыточные требова-
оптимизации регуляторной нагрузки на
ния к организации деятельности, снижена
участников финансового рынка (далее — Ра-
административная нагрузка в виде надзор-
бочая группа) продолжил работу, направ-
ных мероприятий, устранены избыточные
ленную на снижение регуляторного бремени
или неактуальные требования в сфере ре-
и финансовых издержек бизнеса на соответ-
гулирования профучастников (18 инициа-
ствие требованиям надзора. Рабочей груп-
тив) и правил допуска (17 инициатив), а так-
пой в отчетный период рассмотрено 56 ини-
же усовершенствованы требования в сфере
циатив участников рынка по оптимизации
ПОД/ФТ (11 инициатив). Остальные 34 ини-
регуляторной нагрузки, из которых в итоге
циативы были направлены на усовершен-
поддержано 30. Всего с августа 2019 года по
ствование регулирования микрофинансо-
декабрь 2021 года реализовано 167 иници-
вого и страхового рынков, корпоративных
атив, из них 93 — за 2021 год. Большинство
отношений, рынка коллективных инвести-
поддержанных и реализованных инициатив
ций, а также функционирования платежной
направлено на снижение избыточной на-
системы.
1 Протокол от 21.12.2021 № 3.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
Банка России
139
2.3.5. НАДЗОР
2.3.5.1. ДИСТАНЦИОННЫЙ
явления рисков с помощью особого набора
НАДЗОР
финансовых показателей, системы класте-
ризации банков и алгоритма анализа каче-
2.3.5.1.1. Кредитные организации,
ственных характеристик банка.
банковские группы, банковские
В 2021 году в условиях стремительного
холдинги
роста потребительского кредитования и свя-
Надзор за кредитными организациями (КО)
занного с ним увеличения уровня долговой
осуществлялся с учетом принципов пропор-
нагрузки населения значительное внимание
ционального регулирования, а также осо-
надзора уделялось анализу внутренних ме-
бенностей деятельности, соответствующих
тодик кредитных организаций, разработан-
виду выданной КО лицензии.
ных для расчета показателя долговой на-
грузки физических лиц, на предмет соот-
Консолидированный надзор
ветствия действующему законодательству.
Консолидированный надзор за деятельно-
Банк России также проводил активную
стью объединений кредитных организа-
работу по выявлению и пресечению прове-
ций и некредитных финансовых организа-
дения кредитными организациями непро-
ций (НФО) на конец 2021 года осуществля-
зрачных трансграничных операций: направ-
ли 29 надзорных групп.
ленных в пользу компаний-нерезидентов,
Процесс консолидированного надзора
осуществляющих нелегальную букмекерскую
предусматривал формирование композит-
деятельность, деятельность в области азарт-
ного риск-профиля объединения кредитной
ных игр, деятельность нелегальных участни-
организации и НФО по следующим состав-
ков финансового рынка.
ляющим:
Риск-ориентированный
— пруденциальный банковский надзор;
консультативный надзор
— корпоративное управление;
— риск использования услуг финансовой
В рамках консультативного надзора с топ-
организации в целях ОД / ФТ;
менеджментом кредитных организаций и бе-
— информационная безопасность и кибер­
нефициарами регулярно проводились сове-
устойчивость;
щания и рабочие встречи по обсуждению
— поведенческий надзор;
выявляемых значимых рисков, реализуемой
— недобросовестное поведение.
бизнес-модели поднадзорных кредитных ор-
На основе присвоенного композитного
ганизаций и банковских групп, текущих во-
риск-профиля формировался (актуализиро-
просов деятельности.
вался) план надзорных мероприятий в отно-
В течение 2021 года проведены сове-
шении финансовых объединений.
щания с кредитными организациями, в том
числе с СЗКО. На совещаниях наряду с во-
Ключевые надзорные вопросы
просами текущей деятельности обсужда-
Важной составной частью надзорного про-
лось выполнение стратегии развития, фи-
цесса являлся анализ бизнес-моделей кре-
нансовых результатов и бизнес-планов бан-
дитных организаций, благодаря чему на
ков. Также рассматривались вопросы оценки
ранней стадии удавалось обнаружить риски,
ВПОДК и ПВФУ, адаптация кредитной ор-
недостатки и уязвимые места в деятельно-
ганизации к волатильности на финансовых
сти поднадзорных кредитных организаций.
рынках и влиянию пандемии коронавирус-
Для анализа бизнес-моделей и страте-
ной инфекции, в том числе ее воздействие
гий развития банков в 2021 году был раз-
на финансовую устойчивость кредитной
работан эффективный инструментарий вы-
организации при поэтапном (с 01.04.2021
2. Деятельность
140
Банка России
и 01.07.2021) выходе из режима регулятор-
Так, например, с 01.04.2021 банки, применя-
ных послаблений.
ющие ПВР для определения величины кре-
дитного риска, начали представлять в Банк
Анализ внутренних процедур оценки
России новые формы отчетности. Проводи-
достаточности капитала (ВПОДК)
лась работа по внедрению и оптимизации
В 2021 году Банк России провел анализ
информационной системы обеспечения ва-
ВПОДК за 2020 год 2081 банков с универ-
лидации моделей количественной оценки
сальной лицензией как на соло-, так и на
рисков и последующего надзора за их при-
консолидированной основе. По итогам
менением, предназначенной для обеспече-
анализа отмечен достаточно высокий уро-
ния автоматизации и систематизации надзо-
вень зрелости управления рисками в бан-
ра за банками, применяющими ПВР.
ковском секторе.
Совершенствование методологии
Тем не менее в ходе анализа в деятель-
разработки и представления
ности некоторых банков были выявлены
планов восстановления финансовой
отдельные проблемы и недостатки. Как
устойчивости кредитных организаций
правило, их основными причинами были
превышение установленных лимитов ри-
В 2021 году Банк России издал новые реко-
сков, нарушение обязательных нормати-
мендации по разработке планов восстанов-
вов, несоответствие системы управле-
ления финансовой устойчивости2. Эти реко-
ния рисками масштабам и характеру дея-
мендации отражают аспекты, связанные со
тельности. По результатам оценки ВПОДК
стресс-сценариями, мероприятиями по вос-
в банки были направлены рекомендации
становлению финансовой устойчивости, их
и требования об устранении выявленных
планированием, индикаторами активации
недостатков, в том числе требования об
плана, а также другими темами, и содержат
установлении дополнительной надбавки
примеры лучшей международной практики.
капитала.
Развитие надзорного
Надзор за применением ПВР
стресс-тестирования
В 2021 году Банк России продолжал рабо-
Развитие надзорного стресс-тестирования
ту по оценке методик и моделей, приме-
в 2021 году было сфокусировано на пилоти-
няемых банками для определения величи-
ровании расширенного формата надзорно-
ны кредитного риска на основе внутренних
го стресс-тестирования по методу bottom-
рейтингов. Так, было выдано разрешение на
up3. В периметр НСТ bottom-up 2021 года
применение ПВР одной СЗКО и продолже-
вошли 30 крупнейших банков с общей до-
на оценка методик и моделей двух СЗКО,
лей в активах банковского сектора более
уже применяющих ПВР в отношении части
80%, которые репрезентативно представ-
кредитного портфеля и реализующих планы
ляют банковский сектор. После коронави-
последовательного перехода на ПВР в от-
русного перерыва ежегодный НСТ bottom-
ношении оставшихся сегментов кредитных
up был усилен по всем направлениям — ме-
требований.
тодологии, аналитики и взаимодействия
Одновременно Банк России совершен-
участников.
ствовал процесс по надзору за применени-
Банк России проанализировал как струк-
ем банками ПВР после выдачи разрешения.
турные риски и портфельные позиции, так
1
196 кредитных организаций, поднадзорных СТБН, и 12 кредитных организаций, поднадзорных ДНСЗКО.
2
Информационное письмо Банка России от 15.12.2021 № ИН-03-23/95 «О рекомендациях по отдельным вопросам
разработки и актуализации кредитными организациями ПВФУ и взаимодействия с Банком России в ходе их реали-
зации».
3
Надзорное стресс-тестирование по методу bottom-up (НСТ bottom-up) предполагает, что банки рассчитывают стресс-
тесты самостоятельно с использованием собственных моделей прогнозирования по единому стресс-сценарию,
а Банк России осуществляет проверку, корректировку и свод результатов.
2. Деятельность
Банка России
141
и крупнейшие индивидуальные позиции каж-
Элементом комплексной оценки потен-
дого банка. Материалы каждого банка до-
циальных кредитных потерь является экс-
полнялись результатами расчетов по моде-
пертиза предметов залога, принятых кре-
лям Банка России и сравнительными оцен-
дитными организациями в качестве обе-
ками по группам сопоставимых банков (peer
спечения по ссудам, в рамках которой
analysis). Полученные аналитические справ-
устанавливались фактическое наличие
ки рассматривались совместно с банками,
и правовой статус предметов залога, вы-
после чего формировались итоговые ре-
носилось суждение о стоимости предме-
зультаты стресс-теста. Оценка по каждо-
тов залога. За 2021 год Банк России осуще-
му банку включала как количественный ре-
ствил оценку более 5,7 тыс. активов, провел
зультат прохождения стресс-теста — соблю-
экспертизу более 10 тыс. предметов зало-
дение в стрессе установленных нормативов
га, а также продолжил работу по внедрению
достаточности капитала, так и качествен-
реестра залогов.
ные показатели оценки рисков и процесса
В рамках анализа рыночного риска
проведения стресс-тестирования. В целом
в 2021 году в отношении 123 кредитных ор-
результаты НСТ bottom-up показали доста-
ганизаций были подготовлены 372 заклю-
точно высокую устойчивость сектора с уче-
чения по оценке справедливой стоимости
том накопленного за последние годы банка-
ценных бумаг и производных финансовых
ми запаса капитала, однако есть отдельные
инструментов, категорий качества выпусков
банки, которые более других чувствитель-
ценных бумаг, финансового состояния их
ны к стрессу.
эмитентов, анализа сделок с финансовы-
ми инструментами. Среднемесячный объ-
Совершенствование системы
ем проанализированных портфелей цен-
контроля различных видов рисков
ных бумаг кредитных организаций в рам-
кредитных и некредитных финансовых
ках регулярного анализа составил около
организаций1
3,4 трлн рублей.
В 2021 году Банк России проанализировал
В ходе оценки качества системы управ-
около 600 групп компаний и крупнейших
ления операционными рисками в кредит-
заемщиков2, совокупная долговая нагрузка
ной организации, в том числе оценки каче-
которых с учетом связанных компаний со-
ства планов по обеспечению непрерывно-
ставляет более 58 трлн рублей. В рамках
сти и восстановлению деятельности, было
оценки кредитного риска массового сег-
проанализировано 3210 внутренних норма-
мента за 2021 год проанализировано бо-
тивных документов и подготовлено 175 за-
лее 15 тыс. ссуд юридических лиц на сумму
ключений по 153 кредитным организациям.
3,3 трлн рублей, подготовлено 47 заключе-
Надзорные мероприятия, направленные
ний с оценкой розничных кредитных порт-
на обеспечение информационной
фелей общим объемом более 5 трлн рублей,
безопасности
включающих в том числе анализ 388 вну-
тренних нормативных документов кредит-
В рамках совершенствования надзорной де-
ных организаций. Проведен анализ проце-
ятельности с кредитными организациями
дур и подходов банков в части принятия ре-
проводились киберучения, в ходе которых
шения о предоставлении кредитов, оценки
осуществлялось моделирование реальных
финансового положения физических лиц,
угроз информационной безопасности, про-
порядка формирования резервов, оценки
водился анализ способности кредитных ор-
ожидаемых кредитных потерь и достаточно-
ганизаций обеспечить их своевременное
сти сформированного резерва.
выявление и реагирование на них.
1
Информация в этом блоке приведена на основе данных Службы анализа рисков Банка России.
2
Оценка кредитного риска крупнейших заемщиков и групп компаний включает в себя оценку финансового положения,
качество обслуживания долга, подтверждение целевого использования ссуд.
2. Деятельность
142
Банка России
Надзорное реагирование
2.3.5.1.2. Инфраструктурные
организации
Информация о мерах, примененных к кре-
дитным организациям в 2021 году, представ-
Организаторы торговли
лена в таблице 35 раздела 5.4 «Статистиче-
и клиринговые организации
ские таблицы».
(в том числе выполняющие функции
В 2021 году Банк России в соответ-
центрального контрагента)
ствии со статьей 74 Федерального закона
№ 86-ФЗ и статьей 20 Федерального зако-
По результатам надзорных мероприятий
на № 395-1 отозвал1 лицензии на осущест-
Банк России выявил нестандартную прак-
вление банковских операций2 у 26 кредит-
тику, выраженную в совершении клиентами
ных организаций (в 2020 году — у 16 кредит-
отдельных участников торгов регулярных
ных организаций).
сделок3 с биржевыми паевыми инвестици-
Основаниями для отзыва лицензий яви-
онными фондами. По итогам проведенной
лись:
совместной работы Банка России с биржей
— в 23 случаях — неисполнение федераль-
и участниками торгов существенно сокраще-
ных законов, регулирующих банковскую
ны масштабы распространения такой прак-
деятельность, а также нормативных ак-
тики.
тов Банка России, если в течение од-
По результатам надзорных мероприятий
ного года к кредитной организации не-
Банк России выявил риски участников тор-
однократно применялись меры, пред-
гов по сделкам с участием контролера по-
усмотренные Федеральным законом
ставки на биржевом рынке нефтепродуктов
№ 86-ФЗ;
(крупный продавец, участник клиринга, ра-
— в 14 случаях— неоднократное нарушение
ботающий на условиях полной предоплаты)
в течение года требований Федерального
и принял меры по их снижению. Оценку ри-
закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О про-
сков контролеров поставки для клиринго-
тиводействии легализации (отмыванию)
вой организации стали проводить рейтин-
доходов, полученных преступным путем,
говые агентства.
и финансированию терроризма» (далее—
С целью усиления контроля за участ-
Федеральный закон № 115-ФЗ), а также
никами торгов на товарных рынках на ос-
изданных в соответствии с ним норма-
новании рекомендованных Банком России
тивных актов Банка России;
подходов Акционерное общество «Санкт-
— в четырех случаях — снижение значений
Петербургская Международная Товарно-
всех нормативов достаточности соб-
сырьевая биржа» разработало и внедри-
ственных средств (капитала) кредитной
ло методику выявления недобросовестных
организации ниже 2%;
практик торгового поведения. Опублико-
— в трех случаях — снижение размера соб-
ван совместный пресс-релиз Банка Рос-
ственных средств (капитала) кредитной
сии и ФАС России о необходимости повы-
организации ниже минимального значе-
шения контроля биржами за участниками
ния уставного капитала, установленного
торгов и недопущении в дальнейшем по-
на дату ее государственной регистрации.
добного торгового поведения участниками
Кроме того, в отчетный период Банк Рос-
торгов. По результатам данной работы отме-
сии аннулировал лицензии шести кредитных
чено существенное снижение таких практик.
организаций в связи с принятием их акцио-
В связи с планами российских бирж по за-
нерами (участниками) решения о доброволь-
пуску торгов российскими акциями, номини-
ной ликвидации.
рованными в рублях, с расчетами в иностран­
1
Отзыв осуществлялся по двум и более основаниям.
2
Отзыв лицензии у кредитных организаций мог осуществляться одновременно по нескольким основаниям.
3
Параметры сделок позволяют получать необоснованный дополнительный доход за счет округления сумм при про-
ведении расчетов по сделкам.
2. Деятельность
Банка России
143
ной валюте Банк России публично в рамках
совершенствованию качества корпоратив-
пресс-релиза выразил позицию, что, несмо-
ного управления.
тря на отсутствие законодательных ограни-
В рамках совершенствования системы
чений, распространение и масштабирова-
управления операционным риском учетной
ние указанной практики способно оказать
инфраструктуры Банк России провел оцен-
негативное влияние на стабильность финан-
ку функционирования ИТ-систем и других
сового рынка и устойчивость национальной
аспектов системы управления операцион-
валюты.
ным риском в крупных учетных институтах
В связи с появлением двух новых цен-
и по выявленным зонам риска направил со-
тральных контрагентов в 2020 году и в ре-
ответствующие рекомендации.
зультате проверки предоставления цен-
В целях развития надзорной деятель-
тральными контрагентами ежедневной ин-
ности за регистраторами, а также перево-
формации о заключенных сделках выявлена
да нормативных требований в сферу кон-
проблема в интерпретации требований к пе-
троля саморегулируемой организации Банк
редаваемой в Банк России информации.
России утвердил Базовый стандарт совер-
В связи с этим центральным контрагентам
шения регистратором операций на финан-
были даны соответствующие разъяснения.
совом рынке1.
В результате существенно повысилось ка-
В результате вступивших в силу измене-
чество представляемой отчетности, которая
ний в законодательство о рынке ценных бу-
может оперативно использоваться Банком
маг в 2021 году стало возможно совмещение
России для анализа текущей конъюнктуры
деятельности регистратора с депозитарной
финансового рынка.
деятельностью и деятельностью специали-
зированного депозитария, появился первый
Организации учетной инфраструктуры
поднадзорный субъект, совмещающий все
В 2021 году помимо направлений надзора,
три вида деятельности.
связанных с оценкой операционной деятель-
Платформенные сервисы
ности, фокус внимания Банка России также
был направлен на оценку качества корпо-
В течение года Банк России развивал кон-
ративного управления и оценку операцион-
сультативный надзор за операторами плат-
ного риска в организациях учетной инфра-
форменных сервисов, а также контроль за
структуры.
операционными рисками, в том числе за ИТ-
По результатам анкетирования по оценке
инфраструктурой, обеспечивающей непре-
качества корпоративного управлениях круп-
рывность деятельности операторов плат-
ных учетных институтов были выявлены не-
форменных сервисов. На основе выявленных
достатки в части организации внутренних
проблем Банк России провел соответствую-
процедур по контролю со стороны органов
щие разъяснения:
управления инфраструктурных организаций
— для ОФП и операторов инвестиционных
за качеством функционирования системы
платформ (ОИП) — об управлении риском
управления рисками, внутреннего контроля
функциональных сбоев и о порядке рас-
и внутреннего аудита. Банк России провел
крытия информации2;
обсуждения с поднадзорными организация-
— для ОИП — о режиме номинального счета,
ми и направил индивидуальные рекоменда-
об особенностях инвестирования физи-
ции по подготовке планов мероприятий по
ческими лицами, о требованиях к лицам,
1
Базовый стандарт совершения регистратором операций на финансовом рынке устанавливает единые для всей от-
расли процедуры обработки документов и внесения записей в системы ведения реестров при проведении операций
владельцами и эмитентами ценных бумаг.
2
Информационное письмо Банка России от 03.09.2021 № ИН-015-34/68 «Об управлении риском функциональных
сбоев».
2. Деятельность
144
Банка России
привлекающим инвестиции, и порядке
ные истории, хранившиеся в указанных БКИ,
заключения договоров инвестирования1.
были реализованы путем продажи с прово-
В рамках дистанционного надзора Банк
димых в форме аукциона торгов, при этом
России осуществлял мониторинг изменения
в одном случае организатором торгов вы-
бизнес-моделей и стратегий деятельности
ступил Банк России.
ОФП в связи с расширением перечня пред-
На основании письменных заявлений
лагаемых финансовых услуг; проводил про-
БКИ и информации, подтверждающей соот-
верки ОИП соблюдения расчета собствен-
ветствие БКИ установленным Банком Рос-
ных средств, порядка заключения договоров
сии критериям, три БКИ были признаны ква-
инвестирования.
лифицированными. Такие БКИ отвечают по-
По итогам всех надзорных мероприятий
вышенным требованиям и будут обязаны
существенных рисков в деятельности опе-
предоставлять в порядке, установленном
раторов платформенных сервисов выявле-
Банком России, сведения о среднемесячных
но не было.
платежах гражданина для расчета его долго-
вой (платежной) нагрузки.
Кредитные рейтинговые агентства
В 2021 году Банк России впервые опре-
Значительно возросла востребованность
делил значение среднерыночной стоимо-
кредитных рейтингов российских кредитных
сти предоставления кредитного отчета на
рейтинговых агентств (КРА) в качестве ос-
2022 год — 3,46 рубля, которое использу-
новного показателя кредитного риска.
ется квалифицированными БКИ для расче-
В 2021 году в рамках надзора за КРА осо-
та предельного значения стоимости предо-
бое внимание уделялось оценке методо-
ставления сведений о среднемесячных пла-
логий и процедуре присвоения кредитных
тежах. Значение среднерыночной стоимости
рейтингов. По результатам проведенных
предоставления кредитного отчета опреде-
мероприятий Банк России направил реко-
ляется Банком России ежегодно и публику-
мендации по совершенствованию качества
ется на официальном сайте Банка России.
методологий. Также Банк России проводил
В рамках осуществления контроля и над-
мероприятия по повышению эффективности
зора за деятельностью БКИ Банк России на-
функционирования внутреннего контроля
правил девять предписаний об устранении
КРА, который должен отвечать за соблюде-
выявленных в деятельности БКИ наруше-
ние требований законодательства при осу-
ний, возбудил семь дел об административ-
ществлении деятельности КРА.
ных правонарушениях, одному БКИ направил
В целях обеспечения возможности со-
рекомендации о снижении уровня рисков,
поставления рейтингуемых лиц, имеющих
выявленных в деятельности БКИ.
оценки от различных кредитных рейтинго-
2.3.5.1.3. Негосударственные пенсионные
вых агентств, на сайте Банка России опу-
фонды
бликована таблица сопоставления рейтин-
говых шкал российских кредитных рейтин-
В 2021 году развивался риск-ориентиро­
говых агентств.
ванный надзор за негосударственными
пенсионными фондами (НПФ). Банк России
Бюро кредитных историй
сформировал и проанализировал возмож-
В 2021 году Банк России исключил из госу-
ные индивидуальные предпосылки для оцен-
дарственного реестра бюро кредитных исто-
ки финансовой устойчивости и проведения
рий (БКИ) две организации (одно БКИ — на
стресс-тестирования по 36 НПФ. По итогам
основании собственного заявления, дру-
анализа определена их применимость к кон-
гое — в связи с нарушениями законода-
кретным НПФ. Пересмотр предпосылок для
тельства Российской Федерации). Кредит-
каждого НПФ было решено проводить не
1
Информационное письмо Банка России от 18.10.2021 № ИН-015-34/79 «О вопросах, связанных с деятельностью
по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
2. Деятельность
Банка России
145
реже двух раз в год при обновлении сцена-
застрахованных лиц Банк России осущест-
риев обязательного стресс-тестирования,
влял мониторинг ситуации с подачей заяв-
а также при необходимости проведения до-
лений на смену страховщика, уведомлений
полнительного сценарного стресс-теста.
об отказе от смены страховщика, а также
Банк России также разработал методо-
с заключением договоров об обязательном
логию классификации продуктов негосудар-
пенсионном страховании. Согласно инфор-
ственного пенсионного обеспечения (НПО)
мации, представленной ПФР, за 2021 год
и триггеры изменения ключевых параметров
было подано порядка 115 тыс. заявлений на
продуктов НПО.
досрочную смену страховщика, что соответ-
Завершена реализация плана восста-
ствовало уровню 2020 года, при этом чуть
новления платежеспособности одного НПФ
больше половины заявлений было подано на
(первый случай для рынка НПФ в соответ-
переход в ПФР.
ствии с Федеральным законом от 26.10.2002
В 2021 году сохранилась тенденция умень-
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (бан-
шения потерь граждан из-за досрочной сме-
кротстве)» (далее — Федеральный закон
ны пенсионного фонда. По закону гражданин
№ 127-ФЗ).
теряет часть инвестиционного дохода, начис-
С учетом данного факта по результатам
ленного на пенсионные накопления, если ме-
прохождения стресс-тестирования все НПФ
няет фонд чаще чем раз в пять лет. Благода-
соблюдают требования к достаточности сво-
ря изменению правил перехода в 2019 году1,
их активов для исполнения обязательств.
а также надзору регулятора за тем, как НПФ
Банк России дополнил внутреннюю
привлекают новых клиентов, число таких
«Методику контроля сделок по размеще-
досрочных переходов снижается: по ито-
нию средств пенсионных резервов и инве-
гам 2020 года их стало меньше в 2,4 раза по
стированию пенсионных накоплений него-
сравнению с результатами предыдущего года,
сударственных пенсионных фондов на со-
а по итогам 2019 года — в шесть раз по от-
ответствие наилучшим доступным для них
ношению к предыдущему году и в 18 раз по
условиям» положениями в отношении сде-
сравнению с итогами 2017 года. Это означает,
лок с облигациями с плавающей процент-
что граждане стали подходить к смене фонда
ной ставкой.
более осознанно.
В 2021 году проведена оценка 2359 сде-
В рамках совершенствования надзорной
лок с простыми облигациями, 326 сделок
деятельности с НПФ проводились киберу-
с облигациями с плавающей процентной
чения, где моделировались реальные угрозы
ставкой, 14 договоров депозитного вклада
информационной безопасности, проводил-
и одной сделки с акциями на соответствие
ся анализ способности НПФ обеспечить их
фидуциарным обязанностям НПФ.
своевременное выявление и реагирование
В результате семь сделок с простыми об-
на них. При проведении надзорных меро-
лигациями признаны не соответствующими
приятий большое внимание уделялось также
наилучшим доступным условиям. Из-за нару-
вопросам информационной безопасности.
шения фидуциарных обязанностей Банк Рос-
В 2021 году Банк России принял над-
сии уведомил НПФ о признаках нарушений
зорные меры по фактам выявленных нару-
с расчетом средств, подлежащих восполне-
шений требований пенсионного законо-
нию. НПФ добровольно компенсировал не-
дательства:
обходимую сумму в портфеле пенсионных
— в адрес НПФ и их управляющих компаний
резервов за счет собственных средств.
направлено 75 предписаний об устране-
В рамках переходной кампании 2021 года
нии нарушений (в том числе 13 — по ре-
для предотвращения незаконных переводов
зультатам рассмотрения актов проверок),
1
01.01.2020 вступило в силу Указание Банка России от 01.10.2019 № 5277-У «Об утверждении типовой формы договора
об обязательном пенсионном страховании», в соответствии с которым договор об ОПС со стороны НПФ должен
подписываться исключительно единоличным исполнительным органом.
2. Деятельность
146
Банка России
61 письмо в рамках надзорного взаимо-
ности участников рынка соблюдать мини-
действия по выявленным нарушениям за-
мальный размер НДК и НКЛ, а также прово-
конодательства (в том числе три— по ре-
дил надзорные мероприятия по оценке кор-
зультатам рассмотрения акта проверки),
ректности расчетов нормативов.
а также 661 предписание и запрос о пре-
Актуальным оставался вопрос ограни-
доставлении информации;
чения роста продаж неквалифицированным
— составлено четыре протокола об админи-
инвесторам сложных структурных продуктов.
стративных правонарушениях в отноше-
В результате проведенных надзорных меро-
нии НПФ, три протокола об администра-
приятий объем структурных инструментов
тивных правонарушениях в отношении
в портфелях физических лиц — неквалифи-
должностных лиц НПФ и один протокол
цированных инвесторов в течение 2021 года
в отношении управляющей компании НПФ.
снизился примерно на треть.
Также Банк России аннулировал лицен-
При этом разработку, расчет и распро-
зию одного НПФ по заявлению о добро-
странение инвестиционных продуктов, в том
вольном отказе от лицензии.
числе поставленных в зависимость от фи-
нансовых индикаторов, зачастую производят
2.3.5.1.4. Профессиональные участники
аффилированные с финансовыми посредни-
рынка ценных бумаг
ками лица. В связи с этим Банк России про-
В 2021 году значительно вырос интерес фи-
водил оценку деятельности аффилированных
зических лиц к инструментам фондового
с финансовыми посредниками лиц, выявлял
рынка. В связи с этим Банк России прово-
потенциальные риски для потребителей фи-
дил работу с профессиональными участни-
нансовых инструментов и предпринимал со-
ками рынка ценных бумаг, осуществляющи-
ответствующие надзорные действия.
ми брокерскую деятельность, направленную
В отчетном году Банк России проводил
на снижение рисков их клиентов. Необходи-
оценку порядка исполнения поручений кли-
мость проведения данных мероприятий была
ентов ПУРЦБ. С этой целью была проанали-
обусловлена особенностями сложивших-
зирована деятельность ряда крупных бро-
ся бизнес-моделей, подразумевающих ис-
керов, и в действиях некоторых из них были
пользование в интересах брокера временно
выявлены признаки совершения клиентских
свободных клиентских активов путем совер-
сделок не на лучших условиях, приводящих
шения сделок с контролируемыми брокера-
к повышению клиентских издержек.
Объем структурных инструментов в портфелях физических лиц —
неквалифицированных инвесторов в результате проведенных надзорных
мероприятий снизился примерно на треть
ми компаниями, деятельность которых Банк
В 2021 году наблюдался рост количества
России не регулирует.
выданных индивидуальных инвестицион-
Со вступлением в силу новых требований
ных рекомендаций, что свидетельствовало
в части нормативов достаточности капитала1
о высоком спросе на услуги инвестицион-
и краткосрочной ликвидности2 (НДК и НКЛ)
ных советников. При этом в ряде случаев от-
Банк России осуществлял мониторинг готов-
дельные советники, выдавая рекомендации,
1
Указание Банка России от 02.08.2021 № 5873-У «Об установлении обязательного норматива достаточности капитала
для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую, брокерскую деятельность,
деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность форекс-дилеров».
2
Указание Банка России от 13.04.2020 № 5436-У «Об установлении обязательного норматива краткосрочной ликвид-
ности для брокера, которому клиентами предоставлено право использования их денежных средств в его интересах».
2. Деятельность
Банка России
147
включали в них предупреждение о том, что
и платежеспособности, только две страхо-
предоставляемая клиенту информация не
вые организации испытывают определен-
является индивидуальной инвестиционной
ные проблемы с соответствием новым тре-
рекомендацией. Целью таких предупрежде-
бованиям.
ний были попытки ограничить ответствен-
Для малых страховых организаций с объ-
ность и не соблюдать предъявляемые к ре-
емом премий до 2 млрд рублей (77 стра-
комендациям инвестиционных советников
ховых организаций), не осуществляющих
требования. В связи с этим Банк России на-
ОСАГО, требования Положения Банка Рос-
правил разъяснение в адрес саморегулируе-
сии № 710-П вступили в силу 01.01.2022.
мых организаций, согласно которому предо-
Банк России продолжил проведение еже-
ставляемая клиенту информация может быть
месячного мониторинга рынка инвестицион-
признана индивидуальной инвестиционной
ного (ИСЖ) и накопительного страхования
рекомендацией даже при наличии преду-
жизни (НСЖ) в целях отслеживания акту-
преждения о том, что таковой она не явля-
альной ситуации и тенденций в части объ-
ется. Данная мера во многом позволила ре-
емов привлекаемых премий, в том числе по
шить вопрос разграничения инвестиционной
договорам с физическими лицами, облада-
рекомендации и иной информации, за кото-
ющими специальными знаниями в области
рую инвестиционный советник не несет от-
финансов, величины текущих обязательств,
ветственности перед клиентом.
доходности по завершившимся договорам,
В рамках совершенствования надзорной
уровня расторжений договоров.
деятельности Банк России провел кибер­
За 2021 год сборы по ИСЖ и НСЖ соста-
учения с ПУРЦБ, в ходе которых были смо-
вили 219 млрд рублей (+16% по сравнению
делированы реальные угрозы информаци-
с 2020 годом) и 157 млрд рублей (+14% по
онной безопасности, проводился анализ
сравнению с 2020 годом) соответственно.
способности ПУРЦБ обеспечить их своев-
Совокупные обязательства перед стра-
ременное выявление и реагирование.
хователями по ИЖС и НСЖ по состоянию
В целях обеспечения и выполнения тре-
на 31.12.2021 составляют 924 млрд рублей
бований информационной безопасности
и 442 млрд рублей соответственно. Средняя
проводились мероприятия дистанционного
доходность по полисам ИСЖ, завершившим-
надзора и инспекционные проверки.
ся в течение 2021 года, составила 5,1% го-
довых по трехлетним полисам и 4,9% годо-
2.3.5.1.5. Субъекты страхового дела
вых по пятилетним. Расторжения в период
В 2021 году для 69 страховых организаций,
охлаждения, предусматривающие возврат
совокупная доля активов которых на стра-
страхователю суммы внесенной премии, со-
ховом рынке составляет 95,5%, вступило
ставляют 2/3 расторжений по договорам
в силу Положение Банка России № 710-П1.
ИСЖ и НСЖ, заключенным в 2021 году. Про-
Оно внедряет новые подходы к определе-
цент договоров ИСЖ и НСЖ, заключенных
нию финансовой устойчивости и платеже-
ранее 01.01.2021 и расторгнутых в 2021 году,
способности страховых организаций, уста-
составляет 5,6% от количества действующих
навливает методику определения собствен-
договоров на 01.01.2021, в том числе 2,5% по
ных средств (капитала) и учитывает риски
причине неуплаты второго взноса.
изменения стоимости активов при опреде-
В целях снижения и предотвращения
лении достаточности капитала.
рисков информационной безопасности
По данным отчетности, представленной
Банк России в рамках надзора за страхо-
в IV квартале 2021 года, 67 страховых ор-
выми организациями проводил мероприя-
ганизаций полностью соответствуют но-
тия консультативного надзора по вопросам
вым требованиям финансовой устойчивости
противодействия утечкам персональных
1
Положение Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и плате-
жеспособности страховщиков».
2. Деятельность
148
Банка России
ДИНАМИКА ПРЕМИЙ ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ И НАКОПИТЕЛЬНОМУ
Рис. 38
СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ
(МЛРД РУБЛЕЙ)
400
350
300
156,6
136,9
250
109,4
200
150
219,4
100
200,4
188,9
50
0
2019
2020
2021
ИСЖ
НСЖ
данных клиентов страховых организаций,
В рамках реализации надзорных пол-
а также киберучения, в ходе которых осу-
номочий Банка России за деятельностью
ществлялось моделирование реальных
МФО, КПК, СКПК, ЖНК и ломбардов выда-
угроз информационной безопасности, про-
но 1591 предписание об устранении наруше-
водился анализ способности страховых
ний законодательства Российской Федера-
организаций обеспечить их своевременное
ции, 103 предписания об ограничении осу-
выявление и реагирование на них.
ществления привлечения денежных средств,
приема новых членов, выдачи займов и (или)
2.3.5.1.6. Субъекты рынка
проведения иных операций.
микрофинансирования
В рамках консультативного надзора про-
Банк России продолжил работу по реализа-
водились совещания с МФО, направленные
ции риск-ориентированного подхода в над-
на сокращение роста количества обраще-
зорной деятельности, в том числе посред-
ний клиентов МФО в Банк России, связан-
ством реализации положений стандартов
ных с дистанционно оформляемыми продук-
надзорной деятельности Банка России в от-
тами. В целях снижения рисков мошенниче-
ношении субъектов рынка микрофинансиро-
ства при дистанционной выдаче займов Банк
вания. В течение 2021 года в деятельности
России совместно с Минцифры России про-
отдельных субъектов рынка микрофинанси-
вел мероприятия, направленные на внедре-
рования выявлены факты несоблюдения фи-
ние механизмов двухфакторной аутентифи-
нансовых нормативов и требований к ми-
кации при предоставлении займов клиен-
нимальному размеру собственных средств
там МФО с использованием единой системы
микрофинансовых организаций, неоднократ-
идентификации и аутентификации.
ного представления субъектами рынка ми-
В связи с введением в 2021 году заяви-
крофинансирования в Банк России суще-
тельной реестровой модели допуска лом-
ственно недостоверных отчетных данных,
бардов1, изменением порядка приобретения
а также факты осуществления запрещенной
и прекращения статуса ломбарда Банк Рос-
деятельности. По данным фактам приняты
сии исключил из государственного реестра
меры надзорного реагирования.
ломбардов сведения о 988 юридических ли-
1
Изменения вступили в силу 11.01.2021 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Деятельность
Банка России
149
цах: 586 организаций исключены из реестра
зультатом работы стало заключение согла-
в связи с неподтверждением статуса, 188 ор-
шений о расторжении договорных отноше-
ганизаций прекратили деятельность, утратив
ний с соответствующими ИППУ.
статус ломбарда в связи с неоднократными
Наиболее распространенными наруше-
в течение года нарушениями законодатель-
ниями, выявленными Банком России в рам-
ства Российской Федерации, 214 организа-
ках дистанционного надзора в 2021 году,
ций добровольно прекратили деятельность
явились несоответствие правил платежных
на основании заявлений.
систем Федеральному закону № 161-ФЗ, не-
В 2021 году из государственного реестра
достоверная отчетность операторов по пе-
МФО исключены сведения о 238 юридиче-
реводу денежных средств, недостаточное
ских лицах: 85 организаций прекратили дея-
осуществление операторами платежных си-
тельность, утратив статус МФО в связи с не-
стем контроля за соблюдением участни-
однократными в течение года нарушениями
ками и операторами услуг платежной ин-
законодательства Российской Федерации,
фраструктуры правил платежных систем,
153 организации добровольно прекратили
а также недостатки и нарушения, связанные
деятельность на основании заявлений.
с оказанием платежных услуг, в том чис-
ле с использованием электронных средств
2.3.5.1.7. Субъекты национальной
платежа.
платежной системы
Cостав платежных систем, предоставля-
Деятельность по надзору в национальной
ющих услуги на российском рынке, значи-
платежной системе в 2021 году осуществля-
тельных изменений не претерпел. Из рее-
лась с учетом риск-ориентированного под-
стра операторов иностранных платежных
хода, основанного на анализе объемов ока-
систем была исключена Корпорация «Мани-
зываемых субъектами НПС платежных услуг,
Грам Пэймент Системс, Инк.».
взаимосвязи между субъектами и их влия-
В 2021 году национально значимыми си-
ния на платежные системы и стабильность
стемами были признаны Платежная систе-
НПС в целом.
ма PLUSPAY и Платежная система АО «Рос-
Особое внимание уделялось выявлению
сельхозбанк», социально значимой систе-
фактов предоставления физическим и юри-
мой — Платежная Система Вестерн Юнион.
дическим лицам платежных услуг с нару-
Платежная система «Золотая Корона» утра-
шением действующего законодательства,
тила социальную значимость.
правил международных платежных систем,
2.3.5.1.8. Другие участники
а также вопросам выполнения требований
Субъекты рынка коллективных
к обеспечению защиты информации субъ-
ектами НПС.
инвестиций
Банк России проводил надзорные меро-
В 2021 году Банк России проверял способ-
приятия в отношении субъектов НПС, на-
ность управляющих компаний инвестицион-
правленные на соблюдение ими требований
ных фондов и НПФ выявлять конфликт ин-
законодательства о НПС при взаимодей-
тересов и управлять им. В рамках проверок
ствии с иностранными платежными система-
анализировались внутренние документы УК,
ми, подлежащими регистрации Банком Рос-
регламентирующие процесс выявления кон-
сии в Реестре операторов иностранных пла-
фликта интересов и управления им, а так-
тежных систем.
же его фактическая реализация, в том числе
С рядом российских банков прорабаты-
при совершении сделок. По итогам проверок
вался вопрос о прекращении их взаимодей-
в адрес УК направлены рекомендательные
ствия с иностранными поставщиками пла-
письма о выявленных недостатках и пред-
тежных услуг (ИППУ), в отношении кото-
писания об устранении нарушений.
рых имелись сведения о вовлеченности их
Банк России контролировал соблюдение
в проведение сомнительных операций. Ре-
сроков и порядка раскрытия информации
2. Деятельность
150
Банка России
всеми управляющими компаниями ПИФ,
ществлению таких полномочий Банк России
в том числе ключевого информационного
в 2021 году осуществлял мониторинг дея-
документа.
тельности аудиторских организаций в части
В 2021 году были утверждены и вступили
проведения ими внешнего аудита бухгалтер-
в силу разработанные саморегулируемыми
ской (финансовой) отчетности участников
организациями в сфере финансового рынка
финансового рынка.
базовые стандарты защиты прав и интересов
Субъекты актуарной деятельности
лиц — получателей финансовых услуг, оказы-
и саморегулируемые
ваемых негосударственными пенсионными
организации актуариев
фондами, а также акционерными инвести-
Банк России в 2021 году продолжил рас-
ционными фондами и управляющими компа-
смотрение результатов актуарной деятель-
ниями инвестиционных фондов, паевых ин-
вестиционных фондов и негосударственных
ности, в частности актуарных заключений,
подготовленных ответственными актуари-
пенсионных фондов.
ями по итогам проведения ими обязатель-
Данные стандарты устанавливают требо-
ного актуарного оценивания деятельно-
вания, которыми НПФ и УК должны руковод-
сти негосударственных пенсионных фондов
ствоваться в своей деятельности для обе-
и страховых организаций. По результа-
спечения информированности и соблюдения
прав и законных интересов получателей фи-
там рассмотрения Банк России направил
в адрес субъектов актуарной деятельности
нансовых услуг.
информационное письмо о требованиях фе-
Кроме того, в 2021 году был утверж-
дерального стандарта актуарной деятельно-
ден Базовый стандарт внутреннего контро-
сти при выборе актуарных предположений
ля негосударственного пенсионного фон-
да1, устанавливающий порядок мониторинга
и методологии3.
и оценки эффективности системы внутрен-
Банк России осуществлял также мони-
торинг соблюдения саморегулируемыми
него контроля. Одним из ключевых принци-
организациями актуариев требований фе-
пов, заложенных в стандарте, стала непре-
деральных законов, нормативных право-
рывность процессов осуществления вну-
вых актов Российской Федерации, норма-
треннего контроля.
тивных актов Банка России, регулирующих
Аудиторские организации
отношения, возникающие при осуществле-
на финансовом рынке
нии актуарной деятельности. В адрес са-
В 2021 году принят Федеральный закон
морегулируемых организаций актуари-
№ 359-ФЗ2, наделивший Банк России пол-
ев Банк России направил рекомендацию4,
номочиями по осуществлению надзора за
касающуюся контроля расчета величины
деятельностью аудиторских организаций
страховых резервов согласно положени-
в части оказания ими аудиторских услуг об-
ям Банка России № 557-П5 и № 558-П6 при
щественно значимым организациям на фи-
проведении проверок деятельности своих
нансовом рынке. С целью подготовки к осу-
членов.
1
Вступает в силу с 23.05.2022.
2
Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
3
Информационное письмо Банка России от 26.05.2021 № ИН-015-53/34 «О требованиях федерального стандарта
актуарной деятельности».
4
Информационное письмо Банка России от 28.07.2021 № 53-9-4-5/1370 «О проверке расчета величины страховых
резервов».
5
Положение Банка России от 16.11.2016 № 557-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию
жизни».
6
Положение Банка России от 16.11.2016 № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию
иному, чем страхование жизни».
2. Деятельность
Банка России
151
Саморегулируемые организации
В рамках работы по повышению эф-
в сфере финансового рынка
фективности контрольной функции СРО
Банк России продолжил обучение СРО,
В 2021 году была завершена консолидация
в 2021 году проведено 30 обучающих ме-
деятельности СРО регистраторов, депози-
роприятий.
тариев и специализированных депозитари-
ев. В результате такой консолидации на фи-
2.3.5.2. КОНТАКТНЫЙ НАДЗОР
нансовом рынке остались две крупные СРО,
В 2021 году начато проведение 310 прове-
объединяющие профессиональных участни-
рок поднадзорных лиц1 (257 плановых про-
ков рынка ценных бумаг.
верок и 53 внеплановых проверок), завер-
Одна из указанных СРО имеет статус
шено/прекращено проведение 285 проверок
в том числе в отношении деятельности ре-
поднадзорных лиц, из которых 29 являлись
гистраторов. С этой СРО Банк России про-
переходящими с 2020 года.
вел ряд надзорных встреч по вопросам
применения риск-ориентированного над-
Кредитные организации
зора, анализа подходов к регулированию
Основной объем нарушений, выявляемых
конфликта интересов, а также планов в ча-
в ходе проверок кредитных организаций2,
сти расширения компетенций в рамках де-
как и прежде, был связан с недооценкой ка-
ятельности регистраторов.
чества предоставляемых ссуд, нарушениями
На рынке микрофинансирования действу-
в области потребительского кредитования,
ют две СРО, объединяющие МФО, две СРО,
в том числе в части некорректного расче-
объединяющие КПК, и три СРО, объединя-
та полной стоимости кредита (ПСК) и пока-
ющие СКПК.
зателя долговой нагрузки (ПДН) заемщиков.
В рамках реализации надзорных пол-
Кроме того, выявлено применение от-
номочий Банк России провел контрольно-­
дельными кредитными организациями раз-
надзорные мероприятия с целью проверки
личного рода схем, в том числе со связан-
соблюдения СРО требований, установлен-
ными лицами, в целях формального испол-
ных федеральными законами, нормативны-
нения требований или рекомендаций Банка
ми правовыми актами Российской Федера-
России, искусственного улучшения пока-
ции, нормативными актами Банка России,
зателей деятельности, сокрытия реального
базовыми стандартами и внутренними стан-
уровня рисков, вывода активов, обслужива-
дартами.
ния незаконного игорного бизнеса.
По результатам проведенных меропри-
В области защиты прав потребителей
ятий выдано пять предписаний об устране-
финансовых услуг выявлен ряд нарушений
нии нарушений требований законодатель-
и рисков, в том числе взимание с граждан
ства Российской Федерации, возбуждено
вознаграждения за выдачу справок о за-
четыре дела об административных право-
долженности по кредиту, признаки миссе-
нарушениях.
линга3 при предложении физическим ли-
В 2021 году Банк России провел также
цам сложных финансовых продуктов (в том
серию встреч с СРО по вопросам повыше-
числе вкладов со встроенными финансо-
ния качества их анализа отчетности своих
выми продуктами), признаки навязывания
членов.
1
Поднадзорные лица — кредитные организации, некредитные финансовые организации (определенные статьей 76.1
Федерального закона № 86-ФЗ), саморегулируемые организации в сфере финансового рынка (СРО), не являющиеся
кредитными организациями операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры (субъекты
национальной платежной системы).
2
174 проверки.
3
Мисселинг — недобросовестная практика продажи потребителям финансовых продуктов (услуг), связанная с не-
предоставлением полной, прозрачной и ясной информации о характере финансовых услуг, а также о сопутствующих
им рисках, их стоимости и иных существенных условиях, а также преднамеренное искажение информации, подмена
одного продукта другим.
2. Деятельность
152
Банка России
дополнительных услуг при кредитовании,
вследствие концентрации управления ими
доведение до заемщиков недостоверных
связанными управляющими компаниями).
данных о размере ПСК, уступка задолжен-
Профессиональные участники
ности третьим лицам без согласия заемщи-
рынка ценных бумаг,
ков — физических лиц.
инфраструктурные организации4
Иные поднадзорные лица1
В ходе проверок5 устанавливались случаи не-
При проведении проверок иных поднадзор-
соблюдения требований к брокерской, де-
ных лиц2 устанавливались нарушения тре-
позитарной деятельности, деятельности ин-
бований законодательства, регулирующего
вестиционного советника, порядка расчета
их деятельность; лицензионных требова-
собственных средств, ведения внутренне-
ний; требований к информационной без-
го и депозитарного учета, недостатки функ-
опасности, внутреннему контролю, управ-
ционирования программного обеспечения
лению рисками; порядка ведения учета
и обеспечения непрерывности деятельно-
и составления отчетности, случаи представ-
сти инфраструктурной организации, наруше-
ления в Банк России недостоверных отчет-
ния при признании лиц квалифицированными
ных данных (в отдельных случаях — суще-
инвесторами и случаи приобретения ПУРЦБ
ственно недостоверных данных). Были вы-
в интересах неквалифицированных инвесто-
явлены признаки введения потребителей
ров ценных бумаг, предназначенных для ква-
финансовых услуг в заблуждение, навязы-
лифицированных инвесторов, в отдельных
вание им дополнительных услуг, в том числе
случаях — нарушения порядка расчета и за-
с низкой потребительской ценностью, в от-
крытия непокрытых позиций клиентов, непо-
дельных случаях — применения схем в инте-
следовательное исполнение клиентских по-
ресах связанных лиц или в целях формаль-
ручений, признаки вовлеченности в функци-
ного соблюдения нормативно установлен-
онирование финансовой пирамиды.
ных требований, признаки вывода активов
Субъекты страхового дела
из поднадзорного лица (в том числе за ру-
При проведении проверок6 устанавлива-
беж).
лись основания для увеличения отдельными
Негосударственные пенсионные
страховщиками капитала для обеспечения
фонды
требований к нормативному соотношению
В рамках проверок3 выявлялись наруше-
собственных средств (капитала) и принятых
ния порядка расчета и требований к мини-
обязательств в соответствии со вступивши-
мальному размеру собственных средств,
ми в силу 01.07.2021 требованиями Положе-
порядка ведения пенсионных счетов,
ния Банка России № 710-П7; отдельные слу-
определения вознаграждения фонда за де-
чаи нарушения требований к финансовой
ятельность по обязательному пенсионно-
устойчивости и платежеспособности стра-
му страхованию, риски процесса инвести-
ховщиков; случаи систематического нару-
рования (в том числе размещение средств
шения порядка заключения и исполнения
в активы низкого инвестиционного каче-
договоров страхования, в том числе несо-
ства, в активы связанных с фондом лиц, не-
блюдение размера и сроков осуществле-
эффективное размещение средств НПФ
ния страховых выплат, необеспечение воз-
1
Иные поднадзорные лица— некредитные финансовые организации, СРО, субъекты национальной платежной системы.
2
136 проверок.
3
12 проверок.
4
Организаторы торговли, клиринговые организации, расчетные депозитарии.
5
32 проверки.
6
23 проверки.
7
Положение Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и плате-
жеспособности страховщиков».

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..