Руководство по производству земляных работ бульдозерами (1976 год) - часть 5
16. РАЗРАБОТКА МЕРЗЛЫХ И СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ
16.1. В зимнее время следует выполнять только такие земляные работы, на
выполнение которых требуются минимальные трудовые и материальные затраты и их
производство оправдывается технической и экономической целесообразностью . (
Производство земляных работ в зимних условиях. Справочное пособие. М.,
Стройиздат, 1971. )
16.2. В зимний период необходимо ориентироваться на разработку
разрыхленных скальных, сухих песчаных, щебенистых и гравелистых
несмерзшихся грунтов, несвязных и малосвязных грунтов (содержащих
глинистые частицы от 3 до 12%), которые по сравнению со связными
грунтами легко уплотняются и после оттаивания дадут меньшие осадки.
16.3. Рыхление мерзлого и скального грунтов для их разработки
бульдозерами должно обеспечивать наименьшие линейные размеры глыб
разрыхленного грунта, т. е. не более половины высоты отвала бульдозера.
16.4. Производство земляных работ в зимних условиях должно находиться
под постоянным наблюдением руководящего технического персонала, а при
возведении полезных насыпей, кроме того, и грунтовой лаборатории.
16.5. Разработка грунта бульдозерами должна производиться на узком
фронте, не допуская образования мерзлой корки в перерывах между
очередными проходами бульдозеров.
Участки работ необходимо обеспечить рыхлителями для дополнительного
рыхления замерзшего грунта.
16.6. Разработку разрыхленных скальных грунтов бульдозерами должны
выполнять машинисты более высокой квалификации, так как в отдельных
случаях потребные усилия на отделение глыб из взорванного массива
настолько велики, что вызывают полную остановку двигателя трактора.
Поэтому при разработке взорванной скальной породы необходимо все время
маневрировать движением отвала бульдозера или поворотами трактора.
16.7. Ориентировочное количество мерзлого грунта, допускаемое в
земляное сооружение, должно быть не более:
15 % —для обратной засыпки пазух, котлованов и траншей;
20 % — для автодорожных насыпей, дорожное покрытие которых устраивается
вслед за отсыпкой; для безнапорных дамб и защитных берм;
30 % — для железнодорожных насыпей, присыпок к существующим насыпям и
для насыпей планировки площадок в пределах расположения железнодорожных
путей, автомобильных проездов и тротуаров;
50 % — для автодорожных насыпей, дорожное покрытие которых устраивается
после осадки насыпи;
60 % — для насыпей при планировке площадей.
При засыпке пазух внутри зданий применение мерзлого грунта не
допускается.
Мерзлые комья не должны иметь линейные размеры более двух третей толщины
уплотняемого слоя.
При возведении напорных насыпей гидротехнических сооружений промышленных
комплексов, а также конусов мостов и оголовков дорожных труб допускаемое
количество мерзлого грунта должно быть указано в проекте сооружения.