Лесной план Саратовской области на 2019-2028 годы - часть 4

 

  Главная      Книги - Лесное дело     Лесной план Саратовской области на 2019-2028 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4     

 

 

 

 

Лесной план Саратовской области на 2019-2028 годы - часть 4

 

 

ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХО-
ЗЯЙСТВА, РЕСУРСНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
5.1. Структура органа государственной власти Саратовской области в области лесных от-
ношений.
На основе имеющегося зонирования территории по освоению лесов и Схемы территори-
ального планирования Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Са-
ратовской области от 28 декабря 2007 года № 477-П, на землях лесного фонда в Саратовской
области существует региональная система ведения лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 8 ок-
тября 2013 года № 537-П «Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской
области» органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществ-
ляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизвод-
ства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, осуществляю-
щим организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной
безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного райониро-
вания и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключени-
ем лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и
государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда по передан-
ным в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиям и
обеспечивающим охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию
лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов)
на указанных землях, осуществляющим согласно статье 82 Лесного кодекса Российской Феде-
рации владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственно-
сти области является министерство природных ресурсов и экологии области (далее - министер-
ство).
Юридический адрес министерства: 410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51.
Фактическое место нахождения министерства: 410012, г. Саратов, ул. Университетская, д.
45/51; 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 131а.
Министерство является правопреемником министерства лесного хозяйства Саратовской
области и комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.
В области лесных отношений осуществляют функции следующие управления и отделы
министерства, должности которых финансируются за счет субвенций из федерального бюдже-
та: управление лесного хозяйства, в которое входят: отдел лесовосстановления, охраны и защи-
ты лесов, отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора, отдел использо-
вания лесов и государственной экспертизы, отдел государственного лесного реестра; отдел ор-
ганизационной работы (6 ед.), отдел экономики, планирования и контрактной службы (4 ед.),
отдел правовой работы (3 ед.), отдел кадровой работы (2 ед.), отдел бюджетного учета, отчет-
ности и администрирования платежей (6 ед.).
Общее штатное количество должностей в министерстве - 102 ед., из них 52 ед., осущест-
вляющих полномочия в сфере лесного хозяйства за счет субвенций из федерального бюджета.
Перечень подведомственных министерству юридических лиц установлен в приложении
4 к постановлению Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года № 537-П. В сфе-
ре лесного хозяйства на момент разработки лесного плана осуществляют деятельность сле-
дующие государственные учреждения:
государственное казенное учреждение Саратовской области «Саратовское обла-
стное лесничество»;
государственное автономное учреждение «Аркадакский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Аткарский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Балашовский лесхоз»;
областное государственное учреждение «Балтайский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Вольский лесхоз»;
69
областное государственное учреждение «Вязовский учебно-опытный лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Дьяковский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Калининский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Красноармейский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Лысогорский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Макаровский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Заволжский лесхоз»;
областное государственное учреждение «Пугачевский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Романовский лесхоз»;
областное государственное учреждение «Саратовский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Усовский лесхоз»;
государственное автономное учреждение «Черкасский лесхоз»;
областное государственное учреждение «Энгельсский лесхоз»;
государственное автономное учреждение Саратовской области «Новобурасский
межрайонный лесопитомник»;
государственное автономное учреждение Саратовской области «Петровсклес»;
государственное автономное учреждение Саратовской области
«Саратовская
межрайонная лесосеменная станция»;
Государственное казенное учреждение Саратовской области «Кумысная поляна»;
Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Концессия»;
Государственное казенное учреждение Саратовской области «Саратовское обла-
стное лесничество».
Структура органа государственной власти Саратовской области в области лесных отно-
шений и подведомственных учреждений с количеством штатных и фактически занятых единиц
представлена в приложении 29 к лесному плану Саратовской области.
5.2. Информация о материальных ресурсах (техника, оборудование, материалы) и кадро-
вом обеспечении ведения лесного хозяйства. Возрастная и образовательная характери-
стики занятых в лесном секторе экономики субъекта Российской Федерации, включая
численность работающих в организациях лесохозяйственной направленности, в том числе
органах государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных от-
ношений, организациях, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства,
лесопромышленных организациях с указанием вида деятельности, осуществляемой этими
организациями.
Министерство и приведенные в разделе 5.1 подведомственные учреждения, а также иные
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере лесного хозяйства, имеют
необходимые для выполнения всего комплекса работ по управлению лесами, их охране, защите
и воспроизводству ресурсы (технику, оборудование, материалы) и соответствующее кадровое
обеспечение. Управление лесного хозяйства министерства и управленческий аппарат государ-
ственного казенного учреждения Саратовской области (далее - ГКУ СО) «Саратовское област-
ное лесничество», а также Саратовское лесничество располагаются в здании, расположенном
по адресу 410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51. Остальные 24 лесничества разме-
щены в районах области, местонахождение большинства которых совпадает с расположением
контор специализированных лесохозяйственных учреждений, выполняющих мероприятия по
охране, защите, лесов (далее - лесхозы).
Все лесхозы на праве оперативного управления имеют следующее областное имущество:
административные здания, складские и производственные помещения, гаражи, мастерские, де-
ревообрабатывающие цеха и иные помещения, лесохозяйственную технику (лесопожарную,
лесозаготовительную и лесокультурную), находящиеся в центральных комплексах, а также на
производственных участках. Информация о наличии и потребности в лесохозяйственной тех-
нике лесхозов приводится в таблице 5.2.1. Информация о наличии и потребности в лесопожар-
70
ной технике (используемой только для тушения лесных пожаров) лесхозов приводится в табли-
це 5.2.2.
Информация о наличии и потребности в лесопатрульной технике, используемой лесхо-
зами и ГКУ СО «Саратовское областное лесничество» для охраны лесов от пожаров и лесона-
рушений, приводится в таблице 5.2.3.
Таблице 5.2.1
Информация о наличии и потребности в лесохозяйственной технике
Коли-
Год при-
Процент
Потреб-
Вид основной лесохозяйственной техники
чество,
обретения
износа
ность в тех-
шт.
техники
техники
нике, шт.
1
2
3
4
5
Трактор гусеничный тягового класса 30 кН
4
1968, 1973
95
25
Трактор колесный, универсальный
54
1972-2012
90
50
Автомобиль грузовой Камаз
12
1986-2007
88
50
Автомобиль грузовой полноприводный до 6 т
10
1973-1992
95
25
Гидроманипулятор
9
1981-2004
95
25
Лесопосадочная машина
12
1968-1996
95
30
Сажалка, типа СЛЧН
17
1968-2000
95
30
Таблица 5.2.2
Информация о наличии и потребности в лесопожарной технике
Количество,
Процент
Дополнительная по-
Вид лесопожарной тех-
Год приобрете-
шт.
износа тех-
требность в технике,
ники
ния техники
ники
шт.
1
2
3
4
5
Пожарные автоцистер-
7
1990-2012
90
25
ны
Таблица 5.2.3
Информация о наличии и потребности в лесопатрульной технике
Процент
Дополнительная по-
Вид лесопатрульной
Год приобре-
Количество, шт.
износа тех-
требность в технике,
техники
тения техники
ники
шт.
Балансодержатель - лесхозы
Малый лесопатрульный
23
2009, 2011
78
25
комплекс
Автомобиль легковой
17
1993-2013
85
83
Балансодержатель - ГКУ СО «Саратовское областное лесничество»
Автомобиль легковой
96
1985-2013
96
50
Квадроцикл
-
-
-
50
Снегоход
-
-
-
50
Моторная лодка
-
-
-
10
Основные фонды лесхозов и лесничеств приобретались преимущественно до 2006 года,
частично в 2012 году и имеют высокую степень износа, что свидетельствует о том, что на пла-
нируемый период необходимо их обновление. Так как в Саратовской области лесхозами прово-
дятся только рубки ухода и санитарные рубки, в ходе которых получается низкотоварная древе-
сина, а при выполнении государственных заданий по охране, защите и воспроизводству лесов,
финансируются только мероприятия и заработная плата, то обновление основных средств за-
труднительно. Саратовская область относится к малолесным регионам, где все леса имеют
только защитное назначение, следовательно лесопромышленный комплекс в регионе отсутст-
вует, и наличие существенных инвестиционных проектов в лесах на планируемый период не
ожидается. Для дальнейшего эффективного выполнения мероприятий по охране, защите и вос-
71
производства лесов требуется государственная поддержка, а также реформирование сущест-
вующей системы лесхозов.
Планируемая модернизация имеющихся мощностей по переработке древесины, прежде
всего, в части использования мелкотоварной древесины, а также внедрение машин нового по-
коления в лесозаготовительном производстве с учетом имеющегося развития овощеводства на
территории области и строительной индустрии, что потребует древесину для производства тары
и поддонов разнообразной спецификации, позволит лесхозам развивать переработку низкото-
варной древесины и повысить свои доходы от ее реализации. Также планируется увеличение
объемов поставки древесины за пределы области на существующие производства древесно-
стружечных, цементно-стружечных и ориентировано-стружечных плит в Ростовскую и Волго-
градскую области, а также производство колотых дров, древесного угля и других видов древес-
ного топлива в пределах области. Штатная и фактическая численность министерства и его под-
ведомственных учреждений, осуществляющих деятельность в области лесных отношений,
приводится в приложении 29 к лесному плану Саратовской области. Существующее кадровое
обеспечение для ведения лесного хозяйства, возрастная и образовательная характеристики ми-
нистерства и его подведомственных учреждений приводится в таблице 5.2.4.
72
Таблица 5.2.4
Кадровое обеспечение для ведения лесного хозяйства, возрастная и образовательная характеристики
Распределение кадрового состава, в процентах от фактической численности
Ежегодная про-
Стаж работы в
Гендерное рас-
гнозируемая по-
лесном хозяйстве,
Возраст, лет
Образование
пределение
требность
лет
среднее спе-
до
5-
свыше
до
31-
51-
свыше
высшее
среднее спе-
муж.
жен.
высшее
циальное
прочее
ИТР
рабочие
5
15
15
30
50
60
60
профильное
циальное
профильное
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (только в сфере лесного хозяйства)
49
23
57
20
20
84
12
4
37
63
73
27
-
-
-
3
-
ГКУ СО «Саратовское областное лесничество»
187
22
23
55
8
38
40
14
69
31
46
19
8
27
-
31
1
Лесхозы
559
47
29
24
7
46
39
8
80
20
12
7
12
29
40
10
30
73
В лесах, расположенных на землях особо охраняемых территорий, лесохозяйственную
деятельность осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение Националь-
ный парк «Хвалынский», расположенное по адресу: 412787, Саратовская область, г. Хвалынск,
ул. Октябрьская, 2 «б», которое имеет необходимое для выполнения мероприятий по охране,
защите и воспроизводству лесов материальные ресурсы. Штатная и фактическая численность
федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский»
составляет 114 ед., при этом имеющих высшее образование - 41 ед.
Филиал федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» -
«Центр защиты леса Саратовской области» (далее - филиал) образован в соответствии с прика-
зом федерального государственного учреждения «Российский центр защиты леса» № 134 от 20
августа 2002 года в результате реорганизации «Саратовской станции по борьбе с вредителями и
болезнями леса». Основным предметом деятельности филиала является обеспечение реализа-
ции предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в об-
ласти защиты и воспроизводства лесов. Филиал имеет необходимые для выполнения своих
функций материальные ресурсы.
В состав филиала входят три отдела обеспечивающие основные направления его дея-
тельности:
отдел защиты леса и лесопатологического мониторинга;
информационно-аналитический отдел;
отдел «Саратовская лесосеменная станция».
В зону обслуживания филиала входят земли лесного фонда Саратовской области. Штат-
ная численность филиала составляет 26 человек.
5.3. Информация об организации использования, охраны, защиты и воспроизводства ле-
сов, предоставленных для разных видов использования, а также о мероприятиях по по-
вышению ее эффективности.
Организация предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в арен-
ду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, возложена на министер-
ство.
В соответствии с действующим лесным законодательством лица, использующие леса на
праве аренды и постоянного (бессрочного) пользования, обязаны: в установленном порядке
разработать и предоставить в министерство проект освоения лесов с положительным заключе-
нием государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декла-
рацию, а также в установленные сроки представлять отчеты об использовании, охране, защите
и воспроизводству лесов.
В таблице 5.3.1 приведена информация об использовании лесов в Саратовской области.
Таблица 5.3.1
Информация об использовании лесов в Саратовской области
Количе-
Количест-
ство
Площадь
Площадь
во догово-
догово-
лесных уча-
лесных уча-
ров, шт.
ров, шт.
Вид использования лесов
стков, га
стков, га
(на 1 янва-
(на 1
(на 1 января
(на 1 января
ря 2018
января
2018 года)
2022 года)
года)
2022
года)
1
2
3
4
5
предоставлено в аренду
Заготовка пищевых лесных ресурсов и
1
186,9
3
274,2
сбор лекарственных растений
Заготовка и сбор недревесных лесных ре-
-
-
1
694.0169
сурсов
Осуществление видов деятельности в сфе-
32
19 424,0052
33
17989,6408
Количе-
Количест-
ство
Площадь
Площадь
во догово-
догово-
лесных уча-
лесных уча-
ров, шт.
ров, шт.
Вид использования лесов
стков, га
стков, га
(на 1 янва-
(на 1
(на 1 января
(на 1 января
ря 2018
января
2018 года)
2022 года)
года)
2022
года)
1
2
3
4
5
ре охотничьего хозяйства
Ведение сельского хозяйства
13
81,32
20
562,2492
Осуществление научно-исследовательской
деятельности, образовательной деятельно-
2
263,7
1
3,7
сти
Осуществление рекреационной деятельно-
335
738,8153
175
382,3578
сти
Выращивание посадочного материала лес-
2
10,2998
2
10,2998
ных растений (саженцев, сеянцев)
Выполнение работ по геологическому изу-
чению недр, разработка месторождений
6
33,2040
13
125,1126
полезных ископаемых
Строительство и эксплуатация водохрани-
лищ и иных искусственных водных объек-
тов, а также гидротехнических сооруже-
31
41,7183
21
28,1183
ний, морских портов, морских терминалов,
речных портов, причалов
Строительство, реконструкция, эксплуата-
89
202,5764
105
237,5225
ция линейных объектов
Всего передано в аренду с учетом много-
510
20 982,539
374
20307,2179
целевого использования
предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование
Осуществление рекреационной деятельно-
35
364,6464
35
364,6464
сти
Выращивание посадочного материала лес-
10
146,7444
10
146,7444
ных растений (саженцев, сеянцев)
Строительство и эксплуатация водохрани-
лищ и иных искусственных водных объек-
тов, а также гидротехнических сооруже-
1
1,4479
1
1,4479
ний, морских портов, морских терминалов,
речных портов, причалов
Строительство, реконструкция, эксплуата-
1
1,4000
1
1,4000
ция линейных объектов
Всего предоставлено в постоянное (бес-
срочное) пользование с учетом многоцеле-
47
514,2387
47
514,2387
вого использования
ИТОГО
557
21 496,7777
557
21 496,7777
Информация о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов в раз-
резе видов использования представлена в таблице 5.3.2.
Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов арендаторами и лесопользова-
телями осуществляются на 3 процентах земель лесного фонда на основании имеющихся проек-
тов освоения лесов с последующим представлением отчетов.
Анализ проектов освоения лесов, лесных деклараций и отчетности за предшествующие
разработке лесного плана три года с учетом преобладающих видов использования, позволяют
сделать выводы, что лицами, использующими леса, по охране лесов выполняются такие меро-
приятия как установка и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря,
75
размещение лесоохранных и противопожарных аншлагов, обустройство противопожарных ми-
нерализованных полос; по защите лесов - лесопатологические обследования, уборка неликвид-
ной древесины, установка искусственных гнездовий, вырубка погибших деревьев (в минималь-
ных объемах); воспроизводство лесов не проводится в связи с отсутствием необходимости в
этом.
Объем выполняемых арендаторами и лесопользователями мероприятий по охране, защи-
те и воспроизводству лесов несущественный. В Саратовской области данные мероприятия вы-
полняют подведомственные министерству лесхозы, что является одной из особенностей лесно-
го хозяйства региона.
Развитие организации использования лесов области способствует повышению эффек-
тивного использования лесных ресурсов, созданию инфраструктуры по оказанию услуг населе-
нию, поступлению средств в бюджеты разных уровней и экономии государственных средств на
мероприятия по охране и защите лесов. Аренда на сегодняшний день является основной орга-
низационной формой использования лесов.
Таблица 5.3.2
Информация о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов
Проведено государственных экспертиз по годам
2015 год
2016 год
2017 год
Вид
использования
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Осуществление видов дея-
тельности в сфере охотничье-
15
1
-
3
1
-
3
-
-
го хозяйства
Ведение сельского хозяйства
9
5
-
1
-
-
-
3
-
Осуществление рекреацион-
70
7
-
63
7
-
70
7
2
ной деятельности
Выполнение работ по геоло-
гическому изучению недр,
-
-
-
1
-
-
2
-
-
разработка месторождений
полезных ископаемых
Строительство, реконструк-
ция, эксплуатация линейных
21
1
-
12
5
-
24
-
-
объектов
Строительство и эксплуатации
водохранилищ, иных искусст-
венных водных объектов, а
также гидротехнических со-
4
2
-
2
1
-
3
-
-
оружений, морских портов,
морских терминалов, речных
портов, причалов
Выращивание посадочного
4
4
-
2
1
-
3
-
-
материала лесных растений
Выращивание лесных плодо-
вых, ягодных, декоративных
-
-
-
-
-
-
1
-
-
растений, лекарственных рас-
тений
Итого
123
20
1
86
15
-
106
7
2
76
В связи с тем, что большинство земель лесного фонда в Саратовской области поставлены
на кадастровый учет условно, имеющуюся возможность по предоставлению лесных участков в
аренду министерство не может реализовать в полной мере, для повышения эффективности ор-
ганизации мероприятий по использованию необходимо провести государственный кадастро-
вый учет всех земель лесного фонда.
На сегодняшний день из-за отсутствия современных материалов лесоустройства ведение
лесохозяйственной деятельности затруднительно. Отсутствие информации о достоверных ко-
личественных и качественных показателях делает невозможным предоставление в пользование
лесных участков с целью заготовки древесины. Таким образом, для повышения эффективности
организации мероприятий по использованию необходимо провести лесоустройство лесничеств
на территории всей области.
5.4. Информация о деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и авто-
номных учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов. Мероприятия по повы-
шению эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и ав-
тономных учреждений.
Государственные полномочия в сфере управления лесами и организации работ по охра-
не, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда осуществляют министерство и
государственное казенное учреждение Саратовской области «Саратовское областное лесниче-
ство», в состав которого входит 25 лесничеств.
В связи с тем, что в аренде и постоянном (бессрочном) пользовании находится только 3
процента земель лесного фонда в Саратовской области созданы областные государственные
бюджетные и автономные учреждения с целью проведения всего комплекса мероприятий по
охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда, перечень которых приводит-
ся в разделе 5.1.
Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов выполняют 21 государствен-
ных лесохозяйственных учреждения области. Все запланированные мероприятия выполняются
ежегодно в полном объеме. Перечень и объемы основных мероприятий по охране, защите и
воспроизводству лесов, выполненных подведомственными министерству государственными
бюджетными и автономными учреждениями за предшествующие разработке лесного плана три
года, приводятся в таблице 5.4.1.
Развернутый анализ выполнения мероприятий государственными бюджетными и авто-
номными учреждениями по охране лесов от пожаров за период действия предыдущего лесного
плана Саратовской области был приведён в таблице 2.3.1. раздела 2.3, по защите лесов - в таб-
лице 2.4.1. раздела 2.4, по воспроизводству лесов - в таблице 2.5.1. раздела 2.5.
Результат выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов за пери-
од действия предыдущего лесного плана Саратовской области свидетельствует об эффективно-
сти существующей системы областных государственных бюджетных и автономных учрежде-
ний. При этом с учетом финансового состояния отдельных областных государственных бюд-
жетных и автономных учреждений в плановый период требуется выполнение мероприятий по
их реорганизации для обеспечения дальнейшего эффективного выполнения мероприятий по
охране, защите и воспроизводству лесов.
77
Таблица 5.4.1
Перечень и объемы основных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов,
выполненных подведомственными министерству областными государственными бюджетными
и автономными учреждениями
Выполнено государственными
Единица
бюджетными и автономными уч-
Наименование мероприятия
измерения
реждениями
2015
2016
2017
1
2
3
4
5
Охрана лесов
Ремонт, содержание и эксплуатация лесных до-
рог, предназначенных для охраны лесов от по-
км
176,2
35,1
277,1
жаров
Устройство противопожарных
км
4087,4
7104,5
7595,8
минерализованных полос
Прочистка противопожарных
км
23389,1
23997,3
25275,7
минерализованных полос
Установка и размещение стендов, знаков и
указателей, содержащих информацию о мерах
шт.
442
442
442
пожарной безопасности в лесах
Обустройство мест отдыха
шт.
52
52
52
Защита лесов
Лесопатологические обследования
тыс. га
26001,9
22717,9
26200,5
Сплошные санитарные рубки
га
452,6
272,2
293,9
Выборочные санитарные рубки
га
129,05
1346,8
1240,7
Уборка неликвидной древесины (уборка захлам-
га
285,1
183,8
236,5
лённости)
Воспроизводство лесов
Лесовосстановление, всего
га
2000
1500
1500
в том числе искусственное лесовосстановление
га
1209,4
1100
1100
содействие естественному лесовосстановлению
га
657
50
50
комбинированное лесовосстановление
га
133,6
350
350
Проведение агротехнического ухода за лесными
га
2418,8
2200
2200
культурами
Дополнение лесных культур
га
400
400
400
Подготовка почвы под лесные культуры
га
1200
1200
1200
Рубки ухода за лесом
га
971,8
809,9
892,6
Заготовка семян лесных растений
кг
3122,3
1661,1
6394,4
Выращивание стандартного посадочного мате-
тыс. шт.
5044,3
6453,9
5921,9
риала
Повышение эффективности охраны лесов от пожаров планируется за счет совершенст-
вования системы раннего предупреждения лесных пожаров посредством организации сети на-
блюдения автоматизированной системой слежения за возгораниями на территории лесного
фонда области, обеспечения патрулирования лесов лесопатрульными группами и привлечения
населения к информированию работников лесного хозяйства о возгораниях в лесах.
Мероприятия позволяющие повысить эффективность деятельности государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений:
78
привлечение в учреждения высококвалифицированных работников, имеющих
профильное образование;
приобретение современной лесохозяйственной, противопожарной техники и обо-
рудования;
развитие (модернизация) технологий по переработке и использованию низкосорт-
ной древесины;
пересмотр ценовой политики при расчете стоимости мероприятий по охране, за-
щите и воспроизводству лесов, выполняемых за счет бюджетных средств;
применение современных научно-обоснованных технологий при проектировании
и выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В лесах, расположенных на землях особо охраняемых территорий, лесохозяйственную
деятельность осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Националь-
ный парк «Хвалынский».
Муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по охране, защите и вос-
производству лесов, в Саратовской области отсутствуют.
5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного лесного
надзора (лесной охраны), о мероприятиях по повышению эффективности контрольно-
надзорной деятельности.
Деятельность по федеральному государственному лесному надзору в лесах (лесной ох-
ране) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лесного законода-
тельства.
При осуществлении федерального государственного лесного надзора в лесах (лесной ох-
раны) уполномоченными на то органами и должностными лицами осуществляется также феде-
ральный государственный пожарный надзор в лесах и государственный надзор в области семе-
новодства в отношении семян лесных растений.
Федеральный государственный лесной надзор в лесах (лесную охрану) на землях лесно-
го фонда Саратовской области осуществляют государственные лесные инспектора Саратовской
области, которые являются сотрудниками министерства природных ресурсов и экологии облас-
ти и ГКУ СО «Саратовское областное лесничество», в лесах, расположенных на землях оборо-
ны и безопасности - Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно и через Депар-
тамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу», в лесах, расположенных на
ООПТ федерального значения - должностные лица федерального государственного бюджетно-
го учреждения «Национальный парк «Хвалынский» и Управления Росприроднадзора по Сара-
товской области. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, к моменту разработ-
ки лесного плана лесопарки не образованы, на плановый период будет сформировано два лесо-
парка.
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации данные полномо-
чия осуществляются министерством и подведомственными ему учреждениями посредством:
проведения патрулирований лесов, а также плановых (рейдовых обследований,
осмотров лесных участков);
организации и проведения плановых и внеплановых проверок лесопользователей;
принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений
и привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения лесного за-
конодательства;
систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодатель-
ства;
пропаганды бережного отношения к окружающей среде;
осуществления иных контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных дей-
ствующим законодательством и т.д.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 октября 2015 года № 521-П
«Об установлении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный
79
лесной надзор (лесную охрану) в лесах, находящихся на территории Саратовской области, и
перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор
в лесах, находящихся на территории Саратовской области», определен перечень должностных
лиц министерства и государственных учреждений Саратовской области, подведомственных
министерству, государственными лесными инспекторами являются: министр - главный госу-
дарственный лесной инспектор Саратовской области; первый заместитель министра - замести-
тель главного государственного лесного инспектора Саратовской области; первый заместитель
начальника управления лесного хозяйства; заместитель начальника управления лесного хозяй-
ства - начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, консуль-
тант, главный специалист-эксперт отдела федерального государственного лесного и пожарного
надзора - старшие государственные лесные инспекторы Саратовской области; ведущие специа-
листы-эксперты, специалисты-эксперты отдела федерального государственного лесного и по-
жарного надзора - государственные лесные инспекторы Саратовской области; начальники уч-
реждений, заместители начальников учреждений - старшие государственные лесные инспекто-
ры Саратовской области; главные лесничие, участковые лесничие, инженеры по охране и защи-
те леса, мастера леса - государственные лесные инспекторы Саратовской области.
Таким образом, федеральный государственный лесной надзор в лесах (лесная охрана) в
области на землях лесного фонда осуществляется должностными лицами министерства и
лесничеств ГКУ СО «Саратовское областное лесничество». Штатное количество - 201 ед. (из
них по министерству - 12 ед., в лесничествах - 189 ед.).
Средняя площадь земель лесного фонда, приходящегося на одну штатную единицу
лесного инспектора Саратовской области, составляет 3,3 тыс. га.
Приказом министерства от 1 июля 2015 года № 307 «Об утверждении порядка проведе-
ния мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального го-
сударственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением лесов, расположенных на
землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерально-
го значения» утвержден порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в
лесах. Порядок регламентирует действия должностных лиц министерства и подведомственного
ему ГКУ СО «Саратовское областное лесничество», осуществляющих мероприятия по феде-
ральному государственному лесному надзора (лесной охране), при проведении патрулирования
лесов. Патрулирование в лесах проводится по утвержденным маршрутам на основании выда-
ваемых должностным лицам заданий.
Плановые рейдовые осмотры лесного фонда осуществляются должностными лицами
министерства и лесничеств на основании приказа (распоряжения) о проведении планового
(рейдового) осмотра, обследования лесных участков.
Проведение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществ-
ляется в форме плановых и внеплановых проверок с учетом требований и норм Федерального
закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля».
На землях лесного фонда на территории области министерством совместно с
правоохранительными органами реализуется План по предотвращению незаконной заготовки и
оборота древесины в Российской Федерации на 2017-2020 годы, утвержденный заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации от 11 января 2017 года № 106п-П9.
Для координации работы по контролю по противодействию незаконным рубкам леса и
нелегальному обороту древесины на территории Саратовской области приказом министерства
от 7 апреля 2015 года № 262 создана постоянно действующая комиссия по предотвращению
незаконной заготовки и оборота древесины в Саратовской области, в ее состав помимо
представителей министерства и лесничеств, включены сотрудники полиции, сотрудник
управления Росимущества по Саратовской области, государственный инспектор отдела
федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного
80
надзора в лесах и гражданской обороны Департамента лесного хозяйства по Приволжскому
федеральному округу и представитель Саратовской таможни.
Министерством с Главным управлением МВД России по Саратовской области ежегодно
разрабатываются и утверждаются планы совместных межведомственных мероприятий по выяв-
лению и пресечению нарушений лесного законодательства на землях лесного фонда Саратов-
ской области.
Во исполнение вышеуказанных планов в лесничествах разработаны и согласованы гра-
фики проведения рейдов патрулирования лесных участков совместно с сотрудниками правоох-
ранительных органов в целях выявления и пресечения незаконных рубок, нарушений требова-
ний лесного законодательства по учету и транспортировке древесины, а также правил пожарной
безопасности в лесах.
Ежегодно проводятся межведомственные оперативно-профилактические акции «Лесо-
воз», мероприятия по предупреждению незаконных рубок хвойных насаждений в предновогод-
ний период и другие межведомственные мероприятия, направленные на предупреждение, вы-
явление и пресечение нарушений лесного законодательства.
По результатам анализа данных за последние три года, предшествующие составлению
лесного плана, установлено, что самые распространенные нарушения лесного законодательства
на территории Саратовской области: уголовно наказуемые деяния - незаконная рубка; правона-
рушения:
1) нарушения правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 кодекса Российской
Федерации от административных правонарушениях (далее - КоАП РФ));
2) нарушения правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ);
3) нарушения правил санитарной безопасности (статья 8.31 КоАП РФ).
Показатели деятельности органа исполнительной власти Саратовской области по
исполнению переданных полномочий по федеральному государственному лесному надзору
(лесной охране) приводятся в таблице 5.5.1.
Таблица 5.5.1
Основные показатели деятельности органа исполнительной власти Саратовской области
по исполнению переданных полномочий по федеральному государственному лесному надзору
(лесной охране)
Основные показатели надзорной деятельности
2015 год
2016 год
2017 год
1
2
3
4
Фактическая численность должностных лиц, осуществ-
233
178
168
ляющих лесную охрану
Выявлено нарушений лесного законодательства,
число случаев всего,
430
398
330
из них
- незаконная рубка лесных насаждений
56
65
60
- загрязнение или захламление лесов коммунально-
бытовыми и промышленными отходами, бытовым и
120
67
50
строительным мусором
- самовольное использование лесов
14
25
9
- прочие нарушения лесного законодательства
140
241
211
81
Основные показатели надзорной деятельности
2015 год
2016 год
2017 год
1
2
3
4
Объем незаконных рубок, м3
585
701,3
334,5
Ущерб от незаконных рубок лесов, тыс. руб.
8537,7
15225,2
7672,4
Привлечено к административной ответственности лиц
389
277
282
Назначено административных штрафов на сумму,
3349
3366,7
2509,6
тыс. руб.
Сумма взысканных административных штрафов,
1910,4
2096
1863,8
тыс. руб.
Удовлетворено исков о возмещении вреда лесам, причи-
ненного вследствие нарушений лесного законодательства
2197
2579,9
432,6
на сумму, тыс. руб.
Поступило платежей в результате добровольной и при-
910,9
2227,6
847,3
нудительной оплаты ущерба на сумму, тыс. руб.
За счет средств субвенций из федерального бюджета, запланированных на исполнение
переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в целях
обеспечения государственных лесных инспекторов лесопатрульной техникой для повышения
мобильности лесных инспекторов, увеличения кратности и внезапности проведения
патрулирований земель лесного фонда для выявления и предотвращения нарушений в сфере
лесного законодательства, на период с
2019 по 2028 года министерством запланировано
приобретение
40 автомобилей повышенной проходимости с системой Глонасс и
видеофиксацией (30 единиц в 2019-2021 годы, 2022-2028 - 10 единиц).
Кроме того, для обеспечения государственных лесных инспекторов форменной одеждой
согласно требований приказа министерства от 10 декабря 2015 года № 576 «О форменной
одежде должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области»
министерством запланировано в 2019-2021 годы приобрести 70 комплектов формы и к 2028
обеспечить 100 процентов штатных инспекторов форменной одеждой (565 комплектов). В
последующем обеспечение инспекторов форменным обмундированием планируется
производить по мере истечения сроков службы имущества и его степени износа.
Стимулирование гражданских служащих области, в том числе являющихся
государственными лесными инспекторами Саратовской области, осуществляется в
соответствии с Законом Саратовской области от 27 сентября 2005 года № 92-ЗСО «О денежном
содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих должности государственной
гражданской службы Саратовской области», должностным лицам ГКУ СО
«Саратовское
областное лесничество» - приказом министерства от 31 декабря 2015 года № 643 «О порядке
установления выплат стимулирующего характера руководителям государственных казенных
учреждений, условиях премирования» и приказом ГКУ СО
«Саратовское областное
лесничество» от
15 апреля
2016 года
№ 02-02/08-1
«О порядке установления выплат
стимулирующего характера работникам учреждения и условия премирования».
Наибольшее количество должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, входят в
штат лесничеств, где имеется наибольшая антропогенная нагрузка и количество арендаторов,
использующих леса для осуществления рекреационной деятельности. Такие лесничества
расположены преимущественно вдоль р. Волга и ее крупных притоков.
82
Также в соответствии с разработанной схемой распределения численности сотрудники
министерства и административно-управленческого аппарата ГКУ СО «Саратовское областное
лесничество» привлекаются на контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в
Балаковском, Вольском, Красноармейском, Марксовском, Саратовском, Энгельсском и
Усовском лесничествах Саратовской области, что позволяет в короткие сроки усилить
конкретное лесничество лесными инспекторами в количестве 10-15 человек.
Увеличение штатной численности, необходимой для выполнения нормативов
патрулирования лесов, запланировано в 2019 году - на 3 шт. ед. (до 204 шт. ед.), в 2020 - не
планируется, в 2021 на 3 шт. ед. (до 207 шт. ед.), всего до 2028 года - до 30 шт. ед. (до 231 шт.
ед.).
Федеральный государственный лесной надзор в лесах (лесная охрана) в области на
землях особо охраняемы природных территорий осуществляют должностные лица
Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский»
и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской
области. В лесах на землях ООПТ осуществляют контрольно-надзорные функции
42
должностных лица, имеется
12 единиц лесопатрульной техники. Все должностные лица
обеспечены форменным обмундированием.
Мероприятия по повышению эффективности лесной охраны:
более активное использование Единой государственной автоматизированной
информационной системы учета
древесины при проведении контрольно-надзорных
мероприятий в лесах, особенно сотрудниками полиции и других правоохранительных органов,
в частности при проведении ежегодной профилактической оперативной акции по пресечению
незаконных рубок и транспортировки древесины «Лесовоз»;
совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере предотвращения
незаконных рубок и других нарушений лесного законодательства
(ежегодное составление и
выполнение плана межведомственных мероприятий, организация совместных регулярных
патрулирований лесов, а также усиленных патрулирований в пики высокой горимости лесов,
мероприятия в рамках акции
«Лесовоз», мероприятия по охране хвойных молодняков в
предновогодний период);
увеличение фактической и штатной численности государственных лесных
инспекторов Саратовской области в соответствии с нормативом патрулирования;
повышение мобильности и внезапности лесных патрулей (за счет снабжения
лесных инспекторов транспортом высокой проходимости с системами навигации);
возрождение престижа лесной охраны посредством разработки системы
стимулирующих выплат должностным лицам эффективно выполняющим контрольно-
надзорные функции;
увеличение времени фактического пребывания в лесах государственных лесных
инспекторов посредством увеличения кратности патрулирований и фактической численности
инспекторского состава;
проведение активной работы в сфере лесной пропаганды и информирования о
лесонарушениях
(повышение экологической культуры населения, развитие школьных
лесничеств, лесного образования и другие мероприятия), в том числе анонсирование
возможностей прямой линии лесной охраны, а также мобильного приложение «Берегите лес».
5.6. Организация и основные мероприятия по ведению государственного лесного реестра.
Полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, распо-
ложенных в границах территории Саратовской области, осуществляются министерством.
Ведение министерством государственного лесного реестра осуществляется в соответст-
вии с Порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденным приказом Феде-
рального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 года № 194, по формам, утвержденным
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 6 октября 2016 года № 514. Информа-
83
ция формируется с использованием программного продукта «Леса и лесные ресурсы», автома-
тизированного рабочего места по формам 4ГЛР, 8-9 ГЛР, 14-16ГЛР. Министерство также орга-
низует в подведомственных учреждениях работу по предоставлению сведений из государствен-
ного лесного реестра, осуществляет подготовку проектов приказов и распоряжений для подве-
домственных учреждений по вопросам ведения государственного лесного реестра, составляет
сводную статистическую отчетность, оказывает государственные услуги по предоставлению
выписки из государственного лесного реестра.
Акты, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об
утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуще-
ствляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее из-
менение», составляются специалистами лесничеств ГКУ СО «Саратовское областное лесниче-
ство»
Изменения в таксационные описания и лесоустроительные планшеты вносятся на уровне
лесничеств, измененные данные поступают в министерство.
Оцифровка материалов лесоустройства, хранимых в государственном лесном реестре,
планируется при проведении очередного лесоустройства лесничеств.
В текущем году министерством в рамках исполнения государственных услуг предостав-
лено 464 выписки из государственного лесного реестра, утверждено 122 проектные документа-
ции на лесные участки, осуществлена постановка на государственный кадастровый учет 1,9
тыс. га лесных участков.
В 2016 году предоставлено 198 выписок из государственного лесного реестра, подготов-
лена проектная документация в количестве 74 шт. для постановки на государственный кадаст-
ровый учет на общей площади 5,6 тыс. га, утверждено схем расположения лесных участков в
количестве 98 шт. на общей площади 2,6 тыс. га.
В 2017 году предоставлено 844 выписки из государственного лесного реестра, подготов-
лена проектная документация в количестве 72 шт. для постановки лесных участков на государ-
ственный кадастровый учёт, утверждено 17 схем расположения лесных участков, проведена ра-
бота по постановке на кадастровый учёт границ лесного фонда Саратовского лесничества на
площади 15,4 тыс. га.
84
ГЛАВА VI. Оценка экономической эффективности и ожидаемые результаты реализации
мероприятий лесного плана Саратовской области.
6.1 Планируемый средний размер платы за использование лесов по видам их использова-
ния в Саратовской области.
Планируемый средний размер платы за использование лесов по видам их использования
приводится в приложении 30 к лесному плану Саратовской области.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади
лесного участка, приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и став-
ках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года №
1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы
за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки пла-
ты за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной соб-
ственности, применялись с коэффициентами: в 2019 году - 2,38 , в 2020 году - 2,62; ставки пла-
ты за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности, приме-
нялись с коэффициентами: в 2019 году - 1,89, в 2020 году - 2,26. В приложении 30 к лесному
плану Саратовской области сведения в колонке 4 «средний размер платы в базовом году» пред-
ставлены по 2018 году.
Средний размер платы в базовом году принят в соответствии с отчётом 1-ОИП по состоя-
нию на 1 января 2018 года.
Расчеты плановых показателей на предстоящий период в части среднего размера платы за
использование лесов по видам их использования, произведен с применением предварительных
индексов потребительских цен, предложенных министерством экономического развития облас-
ти, составленных на основании данных уточненного прогноза социально-экономического раз-
вития Российской Федерации, представленных Министерством экономического развития Рос-
сийской Федерации.
6.2. Анализ прогнозируемого поступления доходов за базовый период. Прогнозируемое по-
ступление доходов от использования лесов по видам их использования на плановый пери-
од в Саратовской области.
В приложении 31 к лесному плану Саратовской области приводятся прогнозируемые по-
ступления доходов от использования лесов области в бюджетную систему Российской Федера-
ции на 10-летний период.
Расчеты доходов от использования лесов по видам их использования проводились на основании
данных о планируемых объемах использования лесов по видам использования в разрезе лесни-
честв, а также прогнозируемых ставок платы за лесные ресурсы по видам использования лесов и
предварительных индексов потребительских цен, предложенных министерством экономического
развития области, составленных на основании данных уточненного прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации, представленных Министерством экономиче-
ского развития Российской Федерации.
Доход от использования лесов есть произведение таких множителей как показатель плани-
руемого объема использования лесов и средней ставки по данному виду использования. При
этом полученное значение уменьшалось на 31,4 процента. Процент недополученных доходов
определялся на основании анализа поступления платежей за период действия предыдущего
лесного плана Саратовской области . Так, за период действия предыдущего лесного плана Са-
ратовской области по всем видам использования лесов было расторгнуто 163 договора аренды
лесных участков на площади 740,9 га, по решению суда 23 договора аренды лесного участка на
площади 45,3 га.
Снижение доходов от заготовки древесины происходит вследствие того, что в Саратов-
ской области заготовка древесины осуществляется только в рамках проводимых в соответствии
со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятий, т.е. при проведении рубок
85
уходов и санитарных рубок. Рубки ухода и санитарно-оздоровительные рубки проводятся пре-
имущественно выборочным способом и в соответствии с постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ре-
сурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной соб-
ственности» при расчете платы за лесные насаждения применяются понижающие коэффициен-
ты. Кроме того получаемая в результате таких рубок древесина является дровяной и мелкой де-
ловой, что существенно отражается на ее стоимости.
Планируемый объем использования к 2028 году по видам использования принят на основа-
нии: данных по объемам и интенсивности фактического использования лесов в разрезе лесни-
честв; сформированного спроса; перспектив увеличения объемов использования и интенсивности ос-
воения лесов. При определении планируемого к 2028 году объема использования лесов по видам
использования учитывалась схема территориального планирования Саратовской области, утвер-
жденная постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 года № 477-П.
Как и в предшествующий разработке проекта лесного плана Саратовской области на пла-
новый период ожидается преобладающий вид использования лесов - осуществление рекреаци-
онной деятельности. Прогнозируемое поступление доходов за 10 лет составляет 279888,6 тыс.
рублей (59 процентов). Вторую позицию по поступлению платежей занимает заготовка древе-
сины с суммой 68397,27 тыс. руб. (14 процентов) от подведомственных министерству лесохо-
зяйственных учреждений, осуществляющих санитарные рубки и рубки ухода в рамках выпол-
нения работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Сумма планируемого поступления
арендной платы с лесных участков предоставленных в аренду для строительства, реконструк-
ции, эксплуатации линейных объектов 64044,34 тыс. руб., что составляет 14 процентов от ито-
говой суммы.
В федеральный бюджет на последний год периода действия лесного плана области запла-
нировано поступление 79 процентов суммы от общего объема платежей, 21 процент - в бюд-
жетную систему области, поступление доходов в местные бюджеты не планируется ввиду от-
сутствия в настоящий момент времени в лесах, расположенных на землях населенных пунктов,
лесопарков и лесничеств.
6.3. Экономическая оценка средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-
гигиенических и иных полезных функций лесов Саратовской области.
Экономическая оценка средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-
гигиенических и иных полезных функций лесов представлена в приложении 32.
Для определения экономической составляющей полезных функций лесов Саратовской об-
ласти использовалась методика, утвержденная приказом Рослесхоза от 10 марта 2000 года № 43
«Об утверждении Методики экономической оценки лесов».
Под полезными природными функциями лесов понимаются средообразующие, водоох-
ранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные природные
функции лесов, обеспечивающие охрану здоровья человека, а также свойства лесов, имеющие
научную или историческую ценность.
Валовой капитализированный доход от перечисленных полезных природных функций ле-
сов рассчитывался по формуле путем умножения валового капитализированного дохода от
древесины, отпускаемой на корню на коэффициент, соответствующий категории защитности
лесных земель. При этом разбивка по наименованиям вида полезных функций лесов не произ-
водится, так как вне зависимости от категории защитности лесные участки выполняют как сре-
дообразующие, так и водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и
иные полезные природные функции лесов, которые обеспечивают охрану здоровья человека, а
также имеют иную ценность. Таким образом, выделение видов полезных функций будет некор-
ректным.
При определении валового капитализированного дохода древесины использовались став-
ки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных
86
ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной
собственности» с учетом коэффициентов, установленных постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 11 ноября 2017 года № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за еди-
ницу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находяще-
гося в федеральной собственности».
На предстоящий 10-летний период экономическая оценка средообразующих, водоохран-
ных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов Саратовской облас-
ти в денежном эквиваленте составляет 248 966,8 млн. руб.
6.4. Оценка объемов финансирования мероприятий, предусмотренных лесным планом
Саратовской области за базовый период. Прогнозные объемы средств на финансирование
мероприятий лесного плана Саратовской области.
Оценка объемов финансирования мероприятий, предусмотренных лесным планом Сара-
товской области, из различных источников за период действия предыдущего лесного плана Са-
ратовской области приведена в приложении 33 к лесному плану Саратовской области.
Фактические объёмы финансирования за год, предшествующий разработке проекта лесно-
го плана области, приняты в соответствии с формой 1-Субвенция по состоянию на 1 января
2018 года.
Плановые показатели финансирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству
лесов на 2019 - 2028 годы рассчитаны для объема работ и мероприятий для обеспечения охра-
ны, защиты и воспроизводства лесов, приведенных в приложениях 24 - 27 лесного плана Сара-
товской области.
Для определения стоимости конкретных видов мероприятий, приведенных в приложениях
24 - 27 лесного плана Саратовской области, были разработаны расчетно-технологические карты
для определения нормативных затрат. Локальные сметные расчеты производились с использо-
ванием ПК «ГРАНД-Смета». Стоимость работ была рассчитана по расценкам работ на 2018 год,
дальнейший расчет плановых показателей финансирования мероприятий по охране, защите и
воспроизводству лесов произведён с применением предварительных индексов потребительских
цен, предложенных министерством экономического развития области, составленных на основа-
нии данных уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,
представленных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Всего на плановый период требуется 2002872,9 тыс. рублей, из них 1149712,6 тыс. рублей
(57,4 процента) средства федерального бюджета, 853160,3 тыс. рублей (42,6 процентов) средст-
ва областного бюджета и иные средства (областных автономных и бюджетных лесохозяйствен-
ных учреждений, арендаторов).
Увеличение расходов преимущественно планируется на выполнение работ по охране ле-
сов от пожаров (включая и приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержа-
ние пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной
техники и оборудования, а также ГСМ), как приоритетному направлению в лесохозяйственной
деятельности с учетом климатических особенностей региона. Перечень мероприятий и объемы
приводятся в приложении 24 к лесному плану Саратовской области.
Объемы финансирования на мероприятия по охране защите воспроизводству лесов на
землях обороны и безопасности на плановый период составят 1 872,7 тыс. руб. ежегодно за счет
средств федерального бюджета, всего на плановый период требуется 18 727 тыс. рублей.
6.5. Экономическая эффективность реализации мероприятий лесного плана Саратовской
области за период действия предыдущего лесного плана Саратовской области.
В связи с тем, что в Саратовской области все леса относятся к категории защитных и для
использования преимущественно полезных и рекреационных свойств леса, требуются дополни-
тельные затраты на ведение лесного хозяйства.
Таким образом, экономическое обоснование проектируемых на планируемый период ле-
сохозяйственных мероприятий проводилось с учетом природных средообразующих, природо-
87
охранных и других полезных свойств леса, которые имеют не менее важное экологическое,
экономическое и социальное значение.
Экономическая эффективность реализации мероприятий лесного плана Саратовской об-
ласти за период действия предыдущего лесного плана Саратовской области приведена в прило-
жении 34 к лесному плану Саратовской области.
Показатель экономической эффективности определялся как отношение прогнозного дохо-
да к прогнозным расходам на охрану, защиту, воспроизводство лесов и на осуществление
функций государственного управления в области лесных отношений.
К 2028 году показатель экономической эффективности составит 0,38.
На увеличение доходности использования лесов должно оказать влияние реализации все-
го комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также проведение лесоуст-
ройства в 10 лесничествах области в запланированном периоде, расходы на которые так же за-
планировано.
Для проведения расчетов эффективности реализации мероприятий лесного плана, исполь-
зованы планируемые доходы от использования лесов, которые приводятся в приложении 31 к
лесному плану Саратовской области, а также учтены иные поступления в бюджетную систему
(штрафы, возмещение ущерба, причиненного лесам, вследствие нарушений лесного законода-
тельства государственные пошлины за оказанные государственные услуги). Прогнозируемый
объем расходов на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов при-
водятся в приложении 33 к лесному плану Саратовской области. Для определения затрат ис-
пользовался необходимый для обеспечения устойчивого развития лесов комплекс мероприятий
с учетом уровня цен в рамках прогноза долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года.
Общая сумма прогнозируемых доходов бюджетной системы составляет за 10 лет 527 387
тыс. рублей, расходов 1 997 722 тыс. рублей, при этом экономическая оценка полезных функ-
ций составит 248 966 800 тыс. рублей, что в значительно превышает планируемые расходы.
Таким образом, запланированные затраты на ведение лесного хозяйства в Саратовской
области являются обоснованными и обеспечивают увеличение объема платежей за использова-
ние лесов в федеральный и областной бюджеты, получение необходимого уровня полезности
лесов и достижение требуемых прогнозных показателей.
6.6. Информация о достижении целевых прогнозных показателей эффективности по осу-
ществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений,
реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, за период действия предыдущего лесного плана Саратовской области.
Информация о достижении целевых прогнозных показателей эффективности по осущест-
влению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализа-
ция которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, за
период действия предыдущего лесного плана Саратовской области приводится в приложении
35 к лесному плану Саратовской области.
Оценка результативности и эффективности реализации мероприятий лесного плана Сара-
товской области проводится посредством использования целевых прогнозных показателей по
осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений,
утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года №
141 «Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчётов о расходах бюджета
субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является суб-
венция, и о достижении целевых прогнозных показателей».
Изменение некоторых из прогнозных показателей проанализировано ниже.
Объемы рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лес-
ного фонда составят к 2028 году до 0,23 тыс. м3/га (с 0,16 тыс. м3/га в 2017). Средний годичный
прирост насаждений рассчитывался исходя из отношения общего среднего прироста древесины
на землях лесного фонда к площади, покрытой лесной растительностью.
88
Соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за
единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации к 2028 году
увеличится до 105 процентов.
Доля площади ценных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель
лесного фонда к концу планируемого периода складывается из отношения площади ценных
лесных насаждений на покрытых лесной растительностью землях лесного фонда к площади зе-
мель лесного фонда и составит 70,7 процента.
Запланировано снижение показателя «Соотношение площадей искусственного лесовос-
становления при сплошных рубках» рубок в 2028 году снизится с 374,28 (в 2017 году) до 150
процентов. Это вызвано тем, что плановые объемы работ по лесовосстановлению на предстоя-
щий период действия лесного плана Саратовской области снижены в связи с уменьшением
площадей доступного лесокультурного фонда.
На плановый период показатель «Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых
лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней» составит постоянную величину
не более 0,005 процента. На запланированном уровне показатель может быть обеспечен свое-
временным и качественным проведением всего комплекса лесозащитных мероприятий.
Выявляемость нарушений лесного законодательства в 2028 году планируется повысить
до 94 процентов. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства в 2028 году пла-
нируется в объеме 10,0 процентов от причиненного общего ущерба лесам.
Выполнение мероприятий лесного плана Саратовской области, разработанных на основе
всестороннего анализа состояния лесосырьевого потенциала лесов, развития лесохозяйственно-
го производства и использования лесных ресурсов, позволит вывести лесной сектор экономики
на более высокий уровень, обеспечит стабильный рост экономических показателей и полезно-
сти лесов.
89

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4