Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 11
Глава 10 МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР
Система смазки двигателя СМД комбинированная. Под давлением смазываются коренные
и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, подшипники шестерен,
клапанный механизм. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.
Масляный фильтр, определяющий качественную работу системы смазки, включен в
маслосистему после масляного насоса. На двигатели СМД устанавливают масляный
фильтр двойной очистки, состоящий из отделения грубой очистки масла и отделения
тонкой очистки. Грубая очистка осуществляется щелевым фильтром, а тонкая —
реактивной центрифугой. (На двигатель СМД-14 вместо фильтра, имеющего двойную
очистку, также устанавливают полнопоточную центрифугу без отделения грубой
очистки.)
Поданное насосом масло, поступив в фильтр, делится на два потока, один из них
идет на тонкую очистку в центрифугу, другой в фильтр грубой очистки.
Основной частью центрифуги является ротор, вращающийся на вертикальной оси.
Сверху он закрыт колпаком. Масло, попадающее во внутрь ротора, вытекает через
форсунки, направленные в противоположные стороны и сообщает вращательное
движение ротору. Тяжелые частицы — продукты износа и смолы — отжимаются
центробежной силой на стенки ротора и осаждаются на них. Масло, вытекающее из
форсунок ротора, собирается в корпусе фильтра и сливается в картер двигателя.
Через переключатель масло поступает в фильтр грубой очистки. Переключатель имеет
клапан, который автоматически отключает масляный радиатор при холодном масле в
период запуска двигателя. В фильтр грубой очистки масло попадает через
калиброванное отверстие. Фильтр грубой очистки состоит из наружной и внутренней
секций.
Профильтрованное проволочно-щелевыми секциями масло собирается в полости
внутренней секции и далее через горловину внутренней секции, уплотненной
войлочным кольцом, поступает в главную масляную магистраль двигателя.
Параллельно с фильтром грубой очистки в корпусе фильтра установлен перепускной
шариковый клапан, который при засорении щелевого фильтра пропускает
нефильтрованное масло в главную магистраль. Параллельно потоку масла на выходе в
главную масляную магистраль установлен сливной клапан, поддерживающий рабочее
давление в масляной магистрали.