Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (Р.М. Вербук) - 1963 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 11

 

 

 

Глава 10 МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР


Система смазки двигателя СМД комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, подшипники шестерен, клапанный механизм. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. Масляный фильтр, определяющий качественную работу системы смазки, включен в маслосистему после масляного насоса. На двигатели СМД устанавливают масляный фильтр двойной очистки, состоящий из отделения грубой очистки масла и отделения тонкой очистки. Грубая очистка осуществляется щелевым фильтром, а тонкая — реактивной центрифугой. (На двигатель СМД-14 вместо фильтра, имеющего двойную очистку, также устанавливают полнопоточную центрифугу без отделения грубой очистки.)

Поданное насосом масло, поступив в фильтр, делится на два потока, один из них идет на тонкую очистку в центрифугу, другой в фильтр грубой очистки.

Основной частью центрифуги является ротор, вращающийся на вертикальной оси. Сверху он закрыт колпаком. Масло, попадающее во внутрь ротора, вытекает через форсунки, направленные в противоположные стороны и сообщает вращательное движение ротору. Тяжелые частицы — продукты износа и смолы — отжимаются центробежной силой на стенки ротора и осаждаются на них. Масло, вытекающее из форсунок ротора, собирается в корпусе фильтра и сливается в картер двигателя. Через переключатель масло поступает в фильтр грубой очистки. Переключатель имеет клапан, который автоматически отключает масляный радиатор при холодном масле в период запуска двигателя. В фильтр грубой очистки масло попадает через калиброванное отверстие. Фильтр грубой очистки состоит из наружной и внутренней секций.

Профильтрованное проволочно-щелевыми секциями масло собирается в полости внутренней секции и далее через горловину внутренней секции, уплотненной войлочным кольцом, поступает в главную масляную магистраль двигателя. Параллельно с фильтром грубой очистки в корпусе фильтра установлен перепускной шариковый клапан, который при засорении щелевого фильтра пропускает нефильтрованное масло в главную магистраль. Параллельно потоку масла на выходе в главную масляную магистраль установлен сливной клапан, поддерживающий рабочее давление в масляной магистрали.

 

 

 

 

Рис. 69. Масляный фильтр.

 

 

СНЯТИЕ, РАЗБОРКА И ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА


Сняв масляный фильтр с двигателя, закрывают фланец крепления маслофильтра на блоке дощечкой или затыкают отверстия масляных полостей.

Очищают фильтр снаружи от грязи и пыли. Отвертывают нажимную пробку 24 (рис. 69).

Снимают колпак 25 фильтра грубой очистки, осторожно вынимают наружную и внутреннюю фильтрующие секции 30 и тщательно промывают внутреннюю полость корпуса дизельным топливом.

Снимают уплотняющее кольцо 26 и промывают обе секции в керосине или дизельном топливе. Смолистые отложения на наружных поверхностях секций снимают резиновой лопаткой или мягкой волосяной щеткой. Применение металлических щеток или скребков не допускается.

Промытые секции споласкивают в чистом топливе и дают ему стечь, для чего обе секции перевертывают горловиной вниз.

Затем отворачивают нажимную пробку 20, снимают прокладку 19 и колпак 16, стараясь не повредить прокладку 15. Гайку 18, фиксирующую ротор центрифуги, отворачивают торцовым ключом. Снимают упорное кольцо 17 и ротор в сборе.

Отвинтив гайку 21, снимают крышку 23 ротора. Очищают деревянным скребком внутреннюю полость ротора от грязи, снимают с маслозаборных трубок сетчатые колпачки 12, промывают их и корпус ротора в дизельном топливе; осматривают и промывают каналы у маслозаборных трубок и форсунок 31. При необходимости прочищают форсунки медной проволокой, не вывертывая их. Стальной проволокой форсунки прочищать запрещается.

Снимают контровочную проволоку и гайку сливного клапана, вынимают прокладку 46, вывертывают регулировочный винт 45 и вынимают пружину 4 и шарик 5. Отвернув две гайки 42, с легким постукиванием по корпусу 38 снимают переключатель; отвернув пробку 40, вынимают пружину 41 и клапан 37. Аналогично разбирают и снимают перепускной клапан. Если нужен ремонт, выворачивают штуцеры 32, оси ротора 6 и фильтра грубой очистки 27, а также выпрессовывают втулки 3.

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ ДЕТАЛЯМ И УЗЛАМ

 

 

 

 

 

РЕМОНТ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА


Двухсекционный масляный фильтр при длительной эксплуатации на двигателе сильно загрязняется продуктами отложений и осадков масла. Повреждается навивка, сползают витки и образуются широкие щели в фильтрующих секциях грубой очистки.

Сопрягающиеся поверхности реактивной центрифуги изнашиваются, при этом образуется диаметральный и торцовый износы по втулкам и корпусу ротора, а также износы оси ротора центрифуги. При длительной работе и большом количестве прочисток увеличивается отверстие в форсунке ротора, что уменьшает число оборотов ротора, а следовательно, ухудшает очистку масла. Наблюдаются износы сливных и перепускных клапанов по опорным седлам, а также перетирание пружин.

Перед ремонтом масляный фильтр очищают и промывают. Неисправности навивки устраняют подпайкой припоем ПОС-30. Общая площадь исправленных пайкой мест на каждой секции не должна превышать 5 см2.

Фильтрующие элементы грубой очистки сильно засоряются смолами и коксом. Поэтому при ремонте двигателя проверяют степень их засорения по времени заполнения секции дизельным топливом.

Снятую с фильтра, очищенную от наружных смолистых отложений и промытую секцию погружают в дизельное топливо, закрыв горловину секции резиновой пробкой. Время заполнения секции топливом должно быть не более 100 сек.

 

 

 

 

СБОРКА И ПРОВЕРКА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА


Перед сборкой детали масляного фильтра тщательно промывают и продувают сжатым воздухом. Если седло сливного клапана вынимали из корпуса маслофильтра, то сборку начинают с запрессовки до упора седла сливного клапана и обжимки конической поверхности седла стальным шариком. Затем заворачивают две шпильки в корпус маслофильтра на площадку крепления корпуса переключателя (выступание над плоскостью 25—28 мм).

Резьбовые штуцеры в корпус маслофильтра устанавливают на шеллаке или бакелитовом лаке. При смазке наружной резьбы штуцеров остальные поверхности предохраняют.

Собирают переключатель, для чего вставляют в корпус стакан предохранительного клапана, пружину и ввертывают пробку с прокладкой. После сборки проверяют легкость перемещения стакана предохранительного клапана по всей длине канала и проводят испытание переключателя. Переключатель проверяют в сборе с маслофильтром при разности давлений 0,9—1,7 кг/см2}. В этом случае клапан должен открываться. (Разность давлений определяется как показание давления масла в магистрали, идущей к радиатору, минус показание давления масла под колпаком фильтра грубой очистки.)

Перепускной клапан с корпусом маслофильтра собирают в такой последовательности. Устанавливают в гнездо перепускного клапана опорную шайбу, пружину, шарик и завертывают в корпус маслофильтра корпус перепускного клапана, подложив под него уплотняющее кольцо.

Затем собирают сливной клапан. Вставляют шарик в отверстие и ввертывают регулировочный винт. 

 

Вставляют в корпус фильтра переключатель в сборе, подложив прокладку. Закрепляют переключатель двумя гайками с шайбами. Ввертывают в корпус маслофильтра ось фильтра грубой очистки, выдержав высоту от торца оси до опорной поверхности колпака 158+1 мм, и ось ротора до упора буртом оси в площадку на колпаке. Предварительно каналы в оси и корпусе прочищают. Устанавливают собранный ротор на ось в корпус фильтра, проверив от руки легкость его вращения на оси, и закрепляют ротор гайкой и упорной втулкой.

После установки ротор испытывают путем затормаживания и проверки на герметичность маслом, подающимся под давлением 6 кг/см2. Вязкость масла должна быть в пределах 3—4° по Энглеру. Течь масла из-под крышки ротора не допускается. Узлы, имеющие легкое просачивание масла по зазорам между осью и втулкой ротора, а также между осью и корпусом ротора, устанавливают на двигатели.

Одновременно проверяют (при давлении масла перед фильтром 5—5,5 кг/см2) число оборотов ротора центрифуги, которое должно быть не менее 5500 об/мин.

Испытания ротора проводят на специальном стенде типа УСИН.

После испытаний ротора устанавливают фильтр грубой очистки в такой последовательности. На внутреннюю горловину наружной секции надевают уплотняющее кольцо и вставляют внутреннюю секцию. Затем на горловину внутренней секции также надевают уплотняющее кольцо и устанавливают фильтрующий элемент на ось в корпус фильтра. Надевают на ось сальник с шайбой, накрывают фильтрующий элемент колпаком и закрепляют его гайкой с прокладкой.

После испытаний и регулировки контрят шайбу и навертывают на регулировочный винт гайку сливного клапана, законтрив ее проволокой. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..