ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт) - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3     

 

 

 

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт) - часть 3

 

 

позволяют в полной мере обеспечить планируемую потребность предприятий
региона, производящих строительные материалы, до 2020 года.
В то же время строительный комплекс края нуждается в отдельных ви-
дах строительных материалов, которые отвечают потребностям современно-
го строительства. В крае на данный момент отсутствует производство совре-
менных теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, нет
современного производства высококачественного облицовочного керамиче-
ского кирпича.
Существующее производство строительных материалов хотя и обеспе-
чивает в основном потребности строительного комплекса края и имеет опре-
деленный потенциал роста объемов их производства, однако не удовлетворя-
ет современным требованиям к уровню энергоэффективности, имеет низкую
степень автоматизации производства и, как следствие, высокую себестои-
мость выпускаемой продукции.
На перспективу до 2020 года сформирован перечень инвестиционных
проектов развития производственной базы строительного комплекса Алтай-
ского края, претендующих на получение государственной поддержки за счет
средств краевого бюджета, стоимость реализации которых составляет поряд-
ка 18 млрд. рублей (приложение 10 к Программе).
Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий строи-
тельного комплекса предполагается продолжить в рамках действующего по-
становления Администрации Алтайского края от 15 сентября 2007 года №
437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельно-
сти в Алтайском крае», предусматривающего субсидирование банковской
процентной ставки по кредитам, привлеченным предприятиями, субсидиро-
вание налогов на имущество и прибыль.
Приоритетом государственной поддержки инвестиционной деятельно-
сти предприятий строительного комплекса края пользуются инновационные
проекты, в том числе по внедрению энерго- и ресурсосберегающих техноло-
гий, ориентированных на достижение долгосрочных целей, определенных
стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 го-
да.
Таблица 3.7.1.
Производство основных строительных материалов на территории
Алтайского края к 2017 году
Наименование
2012 г.
2017 г.
% 2017 г.
оценка
к 2012 г.
Цемент, тыс. т
270
640
237 %
Стеновые материалы, млн. шт. условного кирпича
167
175
129 %
Сборные железобетонные изделия и конструкции,
290
375
125 %
тыс. куб. м
Изделия теплоизоляционные из минеральной ваты,
-
80
-
тыс. куб. м
44
Материалы строительные нерудные, тыс. куб. м
3593
5600
140 %
Для обеспечения деятельности предприятий строительного комплекса в
области жилищного строительства строительными материалами в необходи-
мых объемах предполагается:
стимулировать производство экологически чистых строительных мате-
риалов, новой продукции с использованием естественных, местных материа-
лов, а также отходов в качестве вторичного дополнительного ресурса;
оказывать поддержку социально и экономически значимым для регио-
на инвестиционным проектам по производству экологически чистых строи-
тельных материалов;
оказывать содействие развитию интеграционных межрегиональных
связей на основе расширения кооперации и углубления специализации с уче-
том имеющихся в субъектах Российской Федерации уникальных природных
и социально-экономических конкурентных преимуществ для обеспечения
строительного комплекса строительными материалами, не производимыми в
крае, и обеспечения поставок стройматериалов, объемы производства кото-
рых в крае превышают внутрирегиональные потребности.
С целью развития промышленности строительных материалов поста-
новлением Администрации Алтайского края от 19.02.2013 № 77 утверждена
краевая программа «Развитие предприятий промышленности строительных
материалов и индустриального домостроения в Алтайском крае до 2020 го-
да». Ожидаемый результат от ее реализации - практически полное обеспече-
ние потребности края в основных видах стройматериалов соответствующего
уровня качества, необходимых для реализации приоритетных национальных
проектов и планов социально-экономического развития Алтайского края на
период до 2020 года.
3.8. Мероприятия по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих
технологий в жилищном строительстве
Мероприятия по энергосбережению должны выполняться сегодня как
при новом строительстве, так и при выполнении программы капитального
ремонта и эксплуатации жилых объектов, в частности, внедрение индивиду-
альных тепловых пунктов во вновь строящихся и реконструируемых жилых
зданиях.
В целях перехода к строительству энергоэффективных жилых домов
необходимо:
проанализировать опыт строительства и эксплуатации энергоэффек-
тивных жилых домов и разработать методические рекомендации по их про-
ектированию, строительству и эксплуатации;
разработать программу выпуска на предприятиях комплектующих из-
делий и оборудования для строительства жилых домов, отвечающих требо-
ваниям энергоэффективности;
45
предусмотреть предоставление преференций, в том числе налоговых,
при применении энергосберегающих технологий при строительстве жилья;
предусмотреть развитие областей применения локальных и альтерна-
тивных источников энергии, прежде всего при малоэтажном домостроении.
3.9. Мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования
Деятельность по ипотечному кредитованию в крае осуществляется как
в виде реализации самостоятельных ипотечных программ кредитных органи-
заций, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк
Сберегательного банка России, так и в форме их участия в федеральной про-
грамме ОАО
«Агентство ипотечного жилищного кредитования»
(ОАО
«АИЖК») совместно с ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному
кредитованию» (ОАО «АЖИК»), ООО «Алтайская ипотечная корпорация»
(ООО «АИК»), при перепродаже закладных которым кредитные организации
восстанавливают свою ресурсную базу для продолжения ипотечного жилищ-
ного кредитования.
ОАО «АЖИК», созданное Администрацией Алтайского края, являясь
региональным оператором ОАО «АИЖК», выполняет функции института
развития рынка ипотечного жилищного кредитования на территории Алтай-
ского края.
Соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного
ипотечного жилищного кредитования между Администрацией Алтайского
края, ОАО «АЖИК» и ОАО «АИЖК» заключено 25.10.2002.
Важнейшим фактором повышения покупательского спроса населения
на жилье является реализация мер по предоставлению гражданам, приобре-
тающим жилье в новостройках (уже возведенных или возводимых жилых
домах), ипотечных жилищных кредитов по льготным условиям. При этом не-
обходимы меры государственной поддержки как граждан, приобретающих
жилье в новостройках, так и застройщиков, осуществляющих жилищное
строительство.
Доступность ипотеки достигается за счет:
развития рынка строительства жилья экономического класса;
расширения ипотечных программ;
снижения размера первоначального взноса;
снижения процентной ставки по ипотечному кредиту;
предоставления субсидий на уплату первоначального взноса и компен-
сацию части процентной банковской ставки по ипотечному кредиту.
Развитие рынка строительства жилья экономического класса будет
обеспечиваться в рамках реализации ипотечных программ, разработанных
ОАО «АИЖК»:
«Новостройка» - направлена на стимулирование спроса граждан на
ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые на цели приобретения жи-
лья в многоквартирных домах на первичном рынке;
46
«Малоэтажное жилье» - направлена на стимулирование спроса при по-
купке (строительстве) жилья на территории организованной комплексной
малоэтажной застройки: квартиры, жилого дома с земельным участком, зе-
мельного участка под строительство на нем жилого дома;
«Стимул» - в соответствии с трехсторонним соглашением о сотрудни-
честве по реализации программы стимулирования застройщиков жилья эко-
номического класса, заключенным Администрацией Алтайского края 20 ию-
ля 2010 года с ОАО «АИЖК» и ОАО «АЖИК»; программа направлена на
стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты по
строительству жилья экономического класса и граждан, приобретающих та-
кое жильё.
Реализация ипотечной программы «Стимул» предполагает достижение
следующих основных целей:
обеспечить доступность механизмов приобретения жилья с помощью
ипотеки для широких слоев населения края;
обеспечить снижение стоимости приобретаемого жилья на стадии до-
левого строительства;
обеспечить значительный приток денежных средств населения в строи-
тельство, создав благоприятные условия для роста в строительной отрасли
края.
Реализация жилья экономического класса, возводимого в рамках дан-
ной программы, будет осуществляться по стоимости, не превышающей ут-
верждаемой для Алтайского края Министерством регионального развития
Российской Федерации на момент заключения соглашения с застройщиком,
которая является фиксированной.
Гарантом сбыта нереализованных жилых площадей будет выступать
ОАО «АЖИК».
Прогнозные объемы ввода жилья по ипотечной программе «Стимул»
будут составлять:
в 2013 году - 11,6 тыс. кв. м;
в 2014 году - 13,7 тыс. кв. м;
в 2015 году - 18,1 тыс. кв. м;
в 2016 году - 21,8 тыс. кв. м;
в 2017 году- 33,03 тыс. кв. м.
Максимальное количество выкупаемых ОАО «АЖИК» нереализован-
ных жилых площадей, будет составлять:
в 2013 году - 8,12 тыс. кв. м;
в 2014 году - 9,59 тыс. кв. м;
в 2015 году - 12,67 тыс. кв. м;
в 2016 году - 15,26 тыс. кв. м;
в 2017 году - 23,12 тыс. кв. м.
Общая сумма средств, необходимых ОАО «АЖИК» для выкупа нереа-
лизованного жилья, составит:
в 2013 году - 206,64 млн. руб.;
в 2014 году - 244,09 млн. руб.;
47
в 2015 году - 322,42 млн. руб.;
в 2016 году - 388,36 млн. руб.;
в 2017 году - 588,49 млн. руб.
Размер целевого займа ОАО «АИЖК» составит:
в 2013 году - 144,65 млн. руб.;
в 2014 году - 170,86 млн. руб.;
в 2015 году - 225,69 млн. руб.;
в 2016 году - 271,85 млн. руб.;
в 2017 году - 411,95 млн. руб.
Размер собственных средств ОАО «АЖИК», направляемых на выкуп
нереализованного жилья, составит:
в 2013 году - 61,99 млн. руб.;
в 2014 году - 73,23 млн. руб.;
в 2015 году - 96,73 млн. руб.;
в 2016 году - 116,51 млн. руб.;
в 2017 году - 176,54 млн. руб.
Предусматривается ежегодное предоставление государственной гаран-
тии Алтайского края в размере до 130 млн. рублей и увеличение уставного
капитала ОАО «АЖИК» за счет капитализации прибыли, взамен получения
дивидендов краевым бюджетом (92% - доля Алтайского края в акционерном
обществе), в следующих объемах:
в 2013 году - 20 млн. руб.;
в 2014 году - 20 млн. руб.;
в 2015 году - 20 млн. руб.;
в 2016 году - 20 млн. руб.;
в 2017 году - 20 млн. руб.
В случае невозможности выполнения обязательств по увеличению ус-
тавного капитала до установленных значений собственные средства
ОАО «АЖИК» будут возмещены за счет повышения размера гарантии.
В целях ускорения реализации программы «Стимул» необходимо вы-
полнение в 2012-2013 годах следующих мероприятий:
отбор проектов строительства жилых домов экономического класса с
учетом рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального
развития Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 79 «Об утвержде-
нии методических рекомендаций по установлению жилья экономического
класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с
использованием средств федерального бюджета»;
определение на конкурсной основе банка, который будет являться пер-
вичным кредитором проекта (проектов).
В связи с увеличением объема просроченной задолженности по ипо-
течным кредитам особое внимание заслуживает вопрос формирования муни-
ципальными образованиями Алтайского края специализированных жилищ-
ных фондов, в том числе для переселения граждан, утративших жилые по-
мещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, обре-
мененные ипотекой. В целях социальной защиты граждан данной категории
48
21 июля 2010 года заключено соглашение об оказании поддержки заемщикам
ипотечных кредитов между Администрацией Алтайского края, ОАО
«АИЖК», ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кре-
дитов» (ОАО «АРИЖК») и ОАО «АЖИК».
Формирование муниципальных специализированных жилищных фон-
дов будет производиться в соответствии со стратегией развития ипотечного
жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержден-
ной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010
№ 1201-р.
Формирование маневренного фонда и его пополнение планируется
осуществлять в рамках Соглашения об обеспечении права граждан на рест-
руктуризацию долга по ипотечному кредиту, заключенного между Админи-
страцией Алтайского края, ОАО «АИЖК», ОАО «АРИЖК» и ОАО «АЖИК»
в 2010 году.
В целях формирования маневренного фонда согласно предложенной
ОАО «АИЖК» (г. Москва) схеме планируется в 2013 году построить на тер-
ритории г. Барнаула 5 тыс. кв. метров общей площади жилья на основе фи-
нансирования за счет средств закрытого паевого инвестиционного фонда,
созданного ОАО «АИЖК», осуществить передачу его в собственность (долг)
муниципальному образованию и профинансировать его стоимость за счет
краевого и муниципального бюджетов в течение 10 лет, исходя из 1/10 стои-
мости строительства за пользование денежным ресурсом.
Таблица 3.9.1.
Прогнозный объем ввода в эксплуатацию маневренного фонда
Количество квартир манев-
Объем инвестиций, направленных на строи-
Годы
ренного фонда, единиц
тельство маневренного фонда, тыс. рублей
2013
125
127250
Объем финансирования формирования маневренного фонда определя-
ется по фактической потребности и подлежит уточнению каждый финансо-
вый год.
Основные направления развития рынка ипотечного жилищного креди-
тования в Алтайском крае:
массовое внедрение механизмов, предусмотренных ипотечной про-
граммой «Стимул». Жилье должно соответствовать характеристикам, утвер-
жденным приказом Министерства регионального развития Российской Феде-
рации от 27 февраля 2010 г. № 79 «Об утверждении методических рекомен-
даций по установлению жилья экономического класса в отношении жилых
домов, строительство которых осуществляется с использованием средств фе-
дерального бюджета» и иметь пороговое значение стоимости 1 кв. м, уста-
навливаемое приказами Министерства регионального развития Российской
Федерации;
49
привлечение застройщиков, для которых будет предусмотрено право
выкупа или аренды земельных участков через аукцион;
разработка и внедрение новых ипотечных продуктов для различных
социально ориентированных групп населения;
поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
осуществление взаимодействия с участниками рынка управления
жильем (управляющими компаниями, ТСЖ, поселковыми советами) и орга-
нами государственной власти Алтайского края, координирующими вопросы
строительства и эксплуатации жилищного фонда;
осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием
ОАО «АИЖК»;
разработка схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на
рынок ипотечного жилищного кредитования.
Общий объем финансирования мероприятий по стимулированию спро-
са на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реали-
зации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного креди-
тования, направленных на приобретение жилья экономического класса граж-
данами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в 2013 - 2017 го-
дах составит 45484 млн. рублей, в том числе:
в 2013 году - 6130 млн. руб.;
в 2014 году - 7412,5 млн. руб.;
в 2015 году - 8765,5 млн. руб.;
в 2016 году - 10621,5 млн. руб.;
в 2017 году - 12554,5 млн. руб.
Средства ОАО «АИЖК» (г. Москва) составят 2500 млн. рублей, в том
числе:
в 2013 году - 295,2 млн. руб.;
в 2014 году - 348,7 млн. руб.;
в 2015 году - 460,6 млн. руб.;
в 2016 году - 554,8 млн. руб.;
в 2017 году - 840,7 млн. руб.
Средства частных инвесторов и кредиторов составят 41400 млн. руб-
лей, в том числе:
в 2013 году - 5704,8 млн. руб.;
в 2014 году - 6851,3 млн. руб.;
в 2015 году - 8039,4 млн. руб.;
в 2016 году - 9645,2 млн. руб.;
в 2017 году - 11159,3 млн. руб.
Из них сбережения населения, привлеченные в качестве первоначаль-
ного взноса при покупке жилья с помощью ипотеки, составят 12420,0 млн.
рублей, в том числе:
в 2013 году - 1711,44 млн. руб.;
в 2014 году - 2055,39 млн. руб.;
в 2015 году - 2411,82 млн. руб.;
в 2016 году - 2893,56 млн. руб.;
50
в 2017 году - 3347,79 млн. руб.
В результате реализации мероприятий за 2013-2017 годы предполагает-
ся достичь следующих показателей:
количество предоставленных жителям края ипотечных жилищных кре-
дитов - около 60 000;
количество семей, получивших государственную поддержку в виде
субсидий на внесение первоначального взноса - 5500 семей;
коэффициент доступности жилья - 3,5 года;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствую-
щее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собствен-
ных и заемных средств - 30 процентов.
3.10. Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями отдельных
категорий граждан
Одним из направлений стимулирования жилищного строительства яв-
ляется оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе:
1) отдельные категории граждан, установленные федеральным законо-
дательством. По состоянию на 01.09.2013 в Алтайском крае количество таких
граждан составляло 499 человек, в том числе по категориям:
граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица,
вставшие на учет до 01.01.2005, - 19 человек;
граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей, - 185 человек;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными пере-
селенцами, - 256 человека;
граждане, пострадавшие от радиационных аварий и катастроф и при-
равненные к ним лица, - 39 человек;
2) ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-
инвалидов, - 1500 человек;
3) ветераны Великой Отечественной войны - 637 человек;
4) молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в
рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в
Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы - 2100 семей;
5) работники бюджетной сферы, участвующие в строительстве жилья
или приобретении его на первичном рынке, - 1500 семей;
6) молодые семьи и молодые специалисты на селе, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, в рамках федеральной целевой программы
«Социальное развитие села до 2013 года» - 2000 семей.
Для обеспечения их жильем необходимо построить 2,4 млн. кв. м
жилья.
Обеспечение жильем граждан данных категорий осуществляется в со-
ответствии с объемами финансирования из федерального и краевого бюдже-
тов, предусмотренными в рамках бюджетных ассигнований.
51
В Алтайском крае реализация первых трех указанных направлений
возложена на Главное управление Алтайского края по социальной защите
населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатин-
ском полигоне.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет
основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части насе-
ления, повлияет на улучшение демографической ситуации в Алтайском крае.
Механизм реализации краевой целевой программы
«Обеспечение
жильем молодых семей» на 2011-2015 годы предполагает оказание государ-
ственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий пу-
тем предоставления им социальных выплат в размере от 30 % до 50 % от рас-
четной (средней) стоимости жилого помещения.
Участникам программы предоставляется дополнительная субсидия за
счет средств краевого бюджета в размере 5 % от расчетной (средней) стоимо-
сти жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части
кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств
на приобретение или строительство индивидуального жилья.
В рамках поддержки молодых учителей общеобразовательных учреж-
дений в Алтайском крае разработана долгосрочная целевая программа
«Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 - 2015 годы. Программа
предусматривает предоставление молодым учителям общеобразовательных
учреждений первоначального взноса при получении ипотечного жилищного
кредита в размере 20 % за счет средств федерального и краевого бюджетов, а
также компенсацию процентов по ипотечному кредиту, превышающих про-
центную ставку в размере 8,5% годовых, за счет краевого бюджета.
Решение жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств
ипотечного жилищного кредита (займа), создаст для молодежи стимул к по-
вышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях
роста заработной платы, позволит сформировать экономически активный
слой населения.
Данное направление реализуется Главным управлением образования и
молодежной политики Алтайского края.
Обеспечение финансовой поддержки работников бюджетной сферы,
участвующих в строительстве жилья или приобретении его на первичном
рынке, будет осуществляться Главным управлением экономики и инвестиций
Алтайского края в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в
бюджете края на очередной финансовый год.
Значительный стимулирующий эффект в решении жилищных проблем
сельского населения оказывает федеральная целевая программа «Социальное
развитие села». Поддержка граждан, проживающих в сельских населенных
пунктах, создает хорошие предпосылки для закрепления на селе молодых
специалистов как предприятий агропромышленного комплекса, так и соци-
альной сферы.
52
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края выступает
основным координатором по улучшению жилищных условий сельских граж-
дан, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Для обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников
государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохране-
ния, культуры и строительства для этих целей многоквартирных и индивиду-
альных жилых домов экономического класса принято постановление Адми-
нистрации Алтайского края от 25.04.2012 № 211 «Об утверждении перечня
отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищ-
но-строительных кооперативов«».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №
600 в крае продолжается работа по улучшению жилищных условий семей,
имеющих трех и более детей:
1. Во исполнение п.16.6 Федерального закона от 24 июля 2008 года №
161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» постановлением
Алтайского краевого Законодательного Собрания от 26 апреля 2013 г. N 264
«О законе Алтайского края «О правилах формирования списков граждан,
имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и о порядке
включения указанных граждан в эти списки» принят проект закона Алтай-
ского края, согласно которому отдельные категории граждан, в том числе
многодетные семьи имеют право в числе первоочередников быть включены в
списки граждан, имеющих право на приобретение жилых помещений эконо-
мического класса, построенных или строящихся на земельных участках Фе-
дерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
2. Постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2013 г.
N 271 внесены изменения в постановление Администрации края от
25.04.2012 N 211"«Об утверждении перечня отдельных категорий граждан,
которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперати-
вов«», согласного которому граждане, имеющие трех и более детей, могут
быть членами жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях
реализации Федерального закона
«О содействии развитию жилищного
строительства». Земельные участки для строительства жилья экономического
класса и жилищно-строительным кооперативам будут предоставляться на
праве безвозмездного срочного пользования согласно действующему законо-
дательству.
3. Утвержден постановлением Администрации Алтайского края план
мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству зе-
мельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строитель-
ства семьям, имеющим трех и более детей
Деятельность органов исполнительной власти края в сфере улучшения
жилищных условий отдельных категорий граждан, предоставление жилья ко-
торым осуществляется за счет средств федерального, краевого или местного
бюджетов, осуществляется в рамках целевых программ в соответствии с дей-
ствующими нормативными правовыми актами.
53
3.11. Мероприятия, направленные на снижение административных барьеров
в строительстве
Для снижения административных барьеров в строительстве предусмат-
ривается реализация мероприятий:
3.11.1. разработка и своевременное совершенствование с учетом изме-
нений в законодательстве регламентов по оказанию государственных и му-
ниципальных услуг, в которых указан перечень необходимых документов,
порядок действий, сроки.
В целях совершенствования порядка выдачи разрешений на строитель-
ство и ввод объектов в эксплуатацию, проведения государственной эксперти-
зы проектной документации и результатов инженерных изысканий:
приказом управления Алтайского края по строительству и архитектуре
от 17.08.2010 № 139 (с изменениями от 15.10.2010, 23.06.2011, 26.09.2011,
31.10.2011, 15.02.2012, 22.05.2012, 29.06.2012) утвержден административный
регламент предоставления данным управлением государственной услуги по
выдаче разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию по отне-
сенным к ведению управления Алтайского края по строительству и архитек-
туре полномочиям.
В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти
Алтайского края и органов местного самоуправления в области градострои-
тельной деятельности во всех муниципальных образованиях Алтайского края
органами местного самоуправления разработаны и утверждены регламенты
на оказание муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и
ввод объектов в эксплуатацию.
Для упрощения процедур при оформлении документов и для сокраще-
ния временных и финансовых затрат при получении государственных и му-
ниципальных услуг в режиме «одного окна», постановлением Администра-
ции Алтайского края от 21.12.2010 № 566 создан многофункциональный
центр оказания государственных и муниципальных услуг в городах Барнау-
ле, Бийске и Благовещенском районе. Запланировано открытие филиалов
центра в городах Новоалтайске, Заринске, Рубцовске, Славгороде, а также в
Тальменском и Павловском районах края.
3.11.2. установление жестких мер ответственности для должностных
лиц, принимающих решения в соответствии с вышеуказанными регламента-
ми за несоблюдение сроков либо непринятие решений;
3.11.3. внедрение процедуры электронных торгов по размещению госу-
дарственных и муниципальных заказов на подрядные строительные работы
для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений;
3.11.4. оптимизация процедуры формирования и предоставления зе-
мельных участков для строительства.
Для оптимизации процедуры формирования и предоставления земель-
ных участков для строительства будет проведена работа:
по исключению случаев предоставления земельных участков без про-
ведения аукционов, кроме предоставления земельных участков для строи-
54
тельства объектов государственного и муниципального значения, промыш-
ленных предприятий, а также иных установленных федеральным законода-
тельством случаев;
по подготовке градостроительной документации до проведения аук-
циона, включающей в себя проекты планировки, проекты межевания и гра-
достроительные планы земельных участков, что позволит сократить сроки
оформления предпроектной документации;
по осуществлению мониторинга за соблюдением организациями ком-
мунального комплекса и электросетевыми компаниями правил подключения
к сетям инженерно-технического обеспечения и технологического присоеди-
нения к электрическим сетям в соответствии с требованиями федерального
законодательства;
по оказанию содействия в размещении на официальных сайтах муни-
ципальных образований информации о наличии земельных участков, нахо-
дящихся в государственной и муниципальной собственности, права на кото-
рые зарегистрированы для целей строительства;
по оказанию содействия снятию избыточных административных барье-
ров при подключении (технологическом присоединении) объектов капиталь-
ного строительства к системам инженерно-технического обеспечения и сни-
жению платы за подключение;
3.11.5. предоставление в электронном виде услуг на стадиях эксперти-
зы проектной документации, получения разрешения на строительство, на
ввод объектов в эксплуатацию;
В рамках контроля за соблюдением законодательства о градостро-
ительной деятельности осуществляются проверки органов местного само-
управления, при проведении которых рассматривается правомерность выда-
чи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капиталь-
ного строительства, а также необоснованные отказы. В случае выявления на-
рушения управлением Алтайского края по строительству и архитектуре со-
ставляется акт проверки, предписание об устранении выявленных наруше-
ний, которые направляются в органы местного самоуправления и органы
прокуратуры.
3.11.6. разработка перечня всех возможных процедур, необходимых
для оформления исходно-разрешительной документации, для проведения
строительства и ввода объекта в эксплуатацию приведет к сокращению вре-
мени и финансовых средств.
Реализация всего указанного комплекса мер позволит сократить про-
должительность цикла строительства объекта:
для жилищного и иного строительства - с 886 дней до 861 дня, к 2015-
2017 году до 821 дня (приложения 11 и 12 к Программе);
для индивидуального жилищного строительства
- с
155 дней до
150 дней, к 2015-2017 году до 140 дней.
Также обеспечить сокращение сроков получения разрешительных до-
кументов позволит запараллеливание прохождения процедур на этапах их
оформления
55
Схема мероприятий по подготовке исходно-разрешительной докумен-
тации на строительство объекта и сроков их выполнения приведена в прило-
жении 13 к Программе.
3.12 Мероприятия по кадровому обеспечению задач строительства
Одним из ключевых факторов эффективного функционирования строи-
тельного комплекса Алтайского края является кадровая обеспеченность.
Внедрение новых технологий в области строительных материалов и строи-
тельных систем требует обеспечения строительной отрасли высококвалифи-
цированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена.
Строительный комплекс Алтайского края объединяет в себе деятель-
ность более 3000 предприятий и организаций с количеством работающих
почти 28 тыс. человек. В строительстве работают 22 тыс. человек, в промыш-
ленности строительных материалов заняты 6 тыс. работников.
Таблица 3.12.1
Динамика численности работников строительного комплекса
Алтайского края в 2006-2011 годах
Годы
Показатель
2006
2007
2008
2009
2010
2011
1
2
3
4
5
6
7
среднесписочная численность работ-
34,5
34,3
33,5
27,2
29,0
25,8
ников стройкомплекса края, тыс. чел.
из них:
в строительстве
27,5
27,2
25,6
21,5
23,9
20,3
в.том числе в жилищном строительстве
12,4
12,2
11,8
13,6
15,8
15,5
% занятых в жилищном строительстве
35,9
35,8
46,1
63,2
72,1
76,7
к численности работников стройком-
плекса
в промышленности стройматериалов
7,0
7,1
7,9
5,7
5,1
5,5
в % к соответствующему периоду
115
98
98
81
101
98,2
прошлого года
Особенностью современного состояния обеспеченности кадрами
строительного комплекса Алтайского края являются:
недостаток в квалифицированных работниках и по отдельным профес-
сиям рабочих и специалистов;
наличие на рынке труда стройкомплекса края дисбаланса между струк-
турой спроса и предложения.
Для определения дисбаланса между спросом и предложением исполь-
зовались следующие индикаторы:
1. Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса края
Ккорс
Таблица 3.12.2
56
Годы
2008
2009
2010
Объем капитального строительства (тыс. кв. м.)
631,89
654,26
659,37
Общее количество персонала организаций осуществ-
11802
13588
15793
ляющих строительство жилья, в том числе:
специалисты
1402
1415
1444
линейный персонал
1445
1645
1696
рабочие
8955
10528
12653
Ккорс I (интегральный)
53,541
48,150
41,751
Ккорс 1 (по категориям персонала, I - индекс категории)
450,706
462,375
456,627
Ккорс 2 (по категориям персонала, i - индекс категории)
437,294
397,726
388,779
Ккорс 3 (по категориям персонала, i - индекс категории)
70,563
62,145
52,112
2. Индикатор соотношения кадрового ресурса между категориями пер-
сонала Кскп
Таблица 3.12.3
Годы
2008
2009
2010
специалисты
1
1
1
линейный персонал
1,0
1,2
1,2
рабочие
6,4
7,4
8,8
3. Индикатор соотношения кадрового ресурса между уровнями профес-
сионального образования Купо
Таблица 3.12.4
Годы
2008
2009
2010
высшее профессиональное образование
1
1
1
среднее профессиональное образование
0,39
0,39
0,39
начальное профессиональное образование
4,6
4,6
5,0
без профессионального образования
0,2
0,2
0,2
4. индикатор миграционной компоненты кадрового обеспечения регио-
нального строительного комплекса К мигр
Таблица 3.12.5
Годы
2008
2009
2010
Количество иностранных специалистов в строи-
4285
3228
2201
тельстве, чел.
специалисты
43
32
176
линейный персонал
3214
2421
1915
рабочие
1028
775
110
Индикатор Кмигр
специалисты
1
1
1
линейный персонал
74,7
75,7
10,9
рабочие
23,9
24,2
0,6
В настоящее время кадровые службы предприятий строительного ком-
плекса Алтайского края отмечают дефицит электрогазосварщиков, плотни-
57
ков-бетонщиков, штукатуров, маляров, плиточников-облицовщиков, мон-
тажников стальных и железобетонных конструкций, монтажников внутрен-
них сантехнических систем и оборудования. На предприятиях нерудных
стройматериалов сложился дефицит маркшейдеров и горнорабочих, подго-
товка которых в крае не ведется.
На предприятиях промышленности стройматериалов отмечается дефи-
цит слесарей-ремонтников, электрогазосварщиков, слесарей по ремонту гру-
зоподъемных механизмов, токарей, мастеров по ремонту технологического
оборудования, машинистов бульдозеров и экскаваторов, электромонтеров.
Исходя из запланированного роста объемов жилищного строительства
в 2013-2017 годах прогнозная потребность в специалистах строительных
специальностей всех уровней образования составит 5000 работников, в том
числе:
в 2013 году - 500 человек,
в 2014 году - 750 человек,
в 2015 году - 1 000 человек,
в 2016 году - 1 250 человек,
в 2017 году - 1 500 человек.
Информация о планируемых годовых объемах выпуска в Алтайском
крае специалистов строительных специальностей в 2013-2017 годах (с раз-
бивкой по уровню образования) приведена в приложениях 15 к Программе.
Для решения поставленных задач на территории Алтайского края дей-
ствуют 11 профессиональных образовательных учреждений с адаптируемы-
ми для нужд строительного сектора программами подготовки, способных
обеспечить выпуск необходимого количества специалистов, в том числе:
- 6 краевых государственных образовательных учреждений начального
профессионального образования;
- 4 федеральных государственных образовательных учреждения сред-
него профессионального образования;
- 1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
Финансирование расходов на целевую подготовку кадров будет осуще-
ствляться в пределах средств, предусматриваемых в 2013-2017 годах на эти
цели Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского
края, управлению Алтайского края по труду и занятости населения и средств
строительных организаций, выступивших заказчиками учреждений профес-
сионального образования по подготовке рабочих кадров требуемых специ-
альностей.
В 2012 году выполнены следующие мероприятия, направленные на
содействие кадровому обеспечению строительной отрасли Алтайского края:
- осуществлена подготовка квалифицированных специалистов строи-
тельного комплекса в государственных учреждениях различных уровней
профессионального образования в количестве 1372 человек, в том числе с
высшим профессиональным образованием - 358 специалистов, с начальным
и средним профессиональным образованием -1014 специалистов;
58
- в Алтайском центре повышения квалификации специалистов строи-
тельства прошли повышение квалификации 636 ИТР строительных органи-
заций; 183 ИТР проектно-изыскательских организаций; прошли компьютер-
ное тестирование по тестам Национального объединения строителей - 563
ИТР; по охране труда прошли обучение и аттестованы 1214 ИТР;
- проведена подготовка специалистов в сфере строительства посредст-
вом организации профессионального обучения безработных граждан, зареги-
стрированных в органах службы занятости населения в количестве 811 чело-
век;
- трудоустроено службами занятости края на предприятия строитель-
ного комплекса края с рынка труда 2995 рабочих и специалистов.
3.13. Мероприятия по информационному обеспечению реализации
Программы
Основными мероприятиями по информационному обеспечению реали-
зации Программы являются:
освещение в печатных,- электронных, телевизионных средствах массо-
вой информации основной концепции Программы и хода ее реализации;
размещение на официальном сайте управления Алтайского края по
строительству и архитектуре механизмов и предложений о частно-
государственном партнерстве в рамках реализации Программы, новостей о
проведении конкурсных отборов на оказание мер государственной поддерж-
ки, порядка и условий участия в них, иной информация для органов местного
самоуправления, инвесторов, организаций строительного комплекса, граж-
дан;
формирование и ведение реестра создаваемого в рамках проектов жи-
лья экономического класса с целью информирования федеральных органов
власти, реализующих программы по обеспечению жильем установленных
федеральным законодательством категорий граждан, о возможности приоб-
ретения такого жилья;
создание единого электронного реестра категорий граждан, установ-
ленных федеральным законодательством и законодательством Алтайского
края, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жильем, и ко-
торые смогут решить свои жилищные проблемы за счет приобретения
(строительства) жилья в рамках проектов;
проведение публичных массовых мероприятий (конференций, семина-
ров, круглых столов, публичных (общественных) слушаний и т.п.) по вопро-
сам стимулирования жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
инициирование передач и информационных печатных материалов о
применении энергосберегающих технологий в строительстве;
пропаганда привлекательности малоэтажного жилья для граждан.
3.14. Осуществление контроля и мониторинга за ходом
жилищного строительства на территории Алтайского края
59
В целях выполнения установленных показателей ввода в эксплуатацию
объектов жилищного строительства, формирования ежегодных программ по
вводу жилья на территориях муниципальных образований, а также обеспече-
ния строительства жилья в установленные сроки предполагается:
1) проведение работы с органами местного самоуправления по уста-
новлению контрольных параметров ввода жилья в муниципальных образова-
ниях;
2) проведение мониторинга жилищного строительства на территории
Алтайского края, в том числе формирование перечня объектов жилищного
строительства, расположенных на территории Алтайского края;
3) обеспечение комплекса мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных
жилых домов и иных объектов недвижимости, направленных на предотвра-
щение лицами, осуществляющими привлечение денежных средств для
строительства указанных объектов, нарушений Федерального закона от 30
декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве много-
квартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В целях повышения правовой осведомленности участников долевого
строительства обеспечить информационное сопровождение деятельности по
контролю и надзору в области долевого строительства на территории Алтай-
ского края.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
На реализацию мероприятий Программы предусматриваются средства
в объеме 191,88 млрд. рублей за счет всех источников финансирования, в том
числе:
6,35 млрд. рублей - средства федерального бюджета6;
в том числе по годам:
2013 год - 1,26 млрд. рублей;
2014 год - 1,26 млрд. рублей;
2015 год - 1,28 млрд. рублей;
2016 год - 1,28 млрд. рублей;
2017 год - 1,28 млрд. рублей;
средства краевого бюджета - 27,57 млрд. рублей,
в том числе по годам:
2013 год - 3,51 млрд. рублей;
2014 год - 5,98 млрд. рублей;
2015 год - 5,87 млрд. рублей;
2016 год - 6,03 млрд. рублей;
2017 год - 6,17 млрд. рублей;
6 По итогам конкурсных отборов при возникновении обязательств федерального бюджета.
60
средства местных бюджетов - 7,49 млрд. рублей,
в том числе по годам:
2013 год - 1,33 млрд. рублей;
2014 год - 1,57 млрд. рублей;
2015 год - 1,53 млрд. рублей;
2016 год - 1,53 млрд. рублей;
2017 год - 1,53 млрд. рублей;
средства внебюджетных источников - 150,47 млрд. рублей (в том числе
средства населения, коммерческих организаций и кредитные ресурсы
-
145,86 млрд. рублей, средства государственной корпорации - Фонда содейст-
вия реформированию жилищно-коммунального хозяйства7, ОАО «Агентство
по ипотечному жилищному кредитованию» - 4,61 млрд. рублей)
в том числе по годам:
2013 год - 25,20 млрд. рублей;
2014 год - 27,32 млрд. рублей;
2015 год - 29,54 млрд. рублей;
2016 год - 32,02 млрд. рублей;
2017 год - 36,39 млрд. рублей.
Объёмы финансирования мероприятий Программы приведены в при-
ложении 1 к Программе.
Реализация Программы осуществляется в пределах бюджетных ассиг-
нований на очередной финансовый год.
5. Управление реализацией Программы
В целях реализации мероприятий Программы на территориях муници-
пальных образований в Алтайском крае органам местного самоуправления
рекомендуется актуализировать аналогичные программы стимулирования
развития жилищного строительства, с указанием планируемых объемов вво-
да жилья на территориях муниципальных образований (приложение 4 к Про-
грамме) и согласовать их с управлением Алтайского края по строительству и
архитектуре.
Ответственные исполнители Программы:
1) организуют выполнение мероприятий, входящих в Программу, осу-
ществляют их мониторинг и проводят оценку эффективности их реализации;
2) представляют в управление Алтайского края по строительству и ар-
хитектуре ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчет-
ным, информацию о реализации мероприятий Программы и объемах их фи-
нансирования;
3) обеспечивают информационную открытость для населения мер,
предпринимаемых органами государственной власти в целях стимулирова-
ния развития жилищного строительства, путем широкомасштабного освеще-
7 При утверждении Алтайскому краю дополнительного лимита предоставления финансовой поддержки на
переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства.
61
ния в печатных, электронных, телевизионных средствах массовой информа-
ции основной концепции Программы и хода ее реализации.
Управление Алтайского края по строительству и архитектуре с учетом
сведений, полученных от иных ответственных исполнителей мероприятий
Программы, ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за от-
четным, предоставляет в Главное управление экономики и инвестиций Ал-
тайского края информацию ходе выполнения Программы для подготовки
доклада в Администрацию Алтайского края.
На рабочую группу по реализации приоритетного национального про-
екта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», состав которой
утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от
18 мая
2010 года № 153-р, возлагаются следующие функции:
1) организация и координация деятельности участников Программы;
2) организация мониторинга и оценки хода реализации Программы,
краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития жилищного
строительства в Алтайском крае;
3) рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных
действий участников Программы;
4) формирование предложений по принятию нормативных правовых
актов и методических документов для реализации Программы.
Контроль реализации Программы обеспечивается Координационным
советом по реализации приоритетных национальных проектов в Алтайском
крае при Губернаторе Алтайского края, созданным в соответствии с распо-
ряжением Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года № 9-р.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет
производиться на основе системы целевых показателей, определенных Про-
граммой.
На основе утвержденной методики оценки эффективности Программы
(приложение 17 к Программе) будет проводиться мониторинг её реализации
за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных за-
дач и мероприятий.
Успешная реализация Программы к 2017 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспе-
ченности жильем до 23,8 кв. метра на человека;
повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стои-
мость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему со-
вокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3,5 года;
увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья,
соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помо-
щью собственных и заемных средств, до 30 процентов;
увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономи-
ческого класса, до 75 процентов от общего объема ввода жилья;
62
ликвидацию 182,8 тыс. квадратных метров аварийного жилищного
фонда и переселение 13 570 человек.
Кроме того, реализация мероприятий Программы обеспечит:
завершение разработки документов территориального планирования
муниципальных образований Алтайского края;
развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на
доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градострои-
тельной деятельности, развития инженерной, социальной и дорожной инфра-
структуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых
на жилищное строительство,
создание системы кадрового обеспечения строительной отрасли Ал-
тайского края, способную удовлетворить потребность в квалифицированных
кадрах в 2013-2017 годах и развитие механизмов социального партнерства в
области кадрового обеспечения строительной отрасли края.
Оценка бюджетной эффективности Программы была выполнена с по-
мощью расчета индекса бюджетной эффективности, который сопоставляет
интегральные дисконтированные доходы и затраты бюджетов всех уровней в
ходе реализации Программы.
Критерием бюджетной эффективности Программы является значение
индекса больше 1. Расчет индекса приведен в приложении 18 к Программе.
При определении доходов были учтены нормы бюджетного распределения
налогов, принятые на 2012 год. Налоги были рассчитаны на основе прогноз-
ного ввода жилья, расчетов плановых результатов деятельности строитель-
ных организаций, оценки оборота рынка жилья и земельных ресурсов, оцен-
ки стоимости имущества домохозяйств.
Коэффициент дисконтирования рассчитан на основе ставки рефинан-
сирования Центрального Банка Российской Федерации (7,75 %).
При определении расходов бюджета были учтены расходы бюджетов
всех уровней на реализацию Программы.
Полученное в результате расчетов значение индекса, равное
1,6, подтвердило бюджетную эффективность Программы.
Защита окружающей среды и здоровья человека в Программе будет
обеспечиваться путем реализации заложенных в инвестиционные проекты
технических и технологических решений, соответствующих современным
стандартам и повышенным экологическим требованиям.
Общий вклад Программы в экономическое развитие Алтайского края и
Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использо-
вания бюджетных средств, выделяемых на развитие жилищного строительст-
ва в регионе, повышении доступности и комфортности жилья для населения
края за счет обеспечения ввода в 2013-2017 годах до 3,5 млн. квадратных
метров жилья.
63

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3