ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2013-2017 годы (паспорт) - часть 2

 

 

строительными материалами и конструкциями
В состав промышленности строительных материалов и строительной
индустрии Алтайского края входят 140 действующих крупных, средних и
малых предприятий, в том числе по производству цемента - 1, нерудных
стройматериалов - 33, сборных железобетонных изделий и конструкций - 22,
стеновых материалов - 61, панелей и конструкций для крупнопанельного до-
мостроения - 15, кровельных и гидроизоляционных - 3, заводов индустри-
ального домостроения - 5. К основным, обеспечивающим более 80,0 % от
всего объема выпускаемых в крае стройматериалов, относятся 35 предпри-
ятий.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что промышленность
стройматериалов края полностью обеспечивает регион кровельными мате-
риалами, стеновыми материалами, ЖБИ и панелями КПД, деревянными до-
мами и комплектами для домостроения.
По ряду позиций край имеет значительный потенциал поставок про-
дукции на межрегиональные рынки, в том числе по кровельным материалам,
домам деревянным заводского изготовления.
В связи с отсутствием собственного производства край обеспечивается
листовым стеклом, асбоцементными изделиями, теплоизоляционными изде-
лиями из минерального сырья за счет поставок с межрегионального рынка.
Ввоз стеновых материалов незначителен и происходит за счет ввоза облицо-
вочного керамического кирпича, производство которого в крае отсутствует.
В результате действия экономического кризиса в 2009-2010 годах зна-
чительно сократился спрос на продукцию строительной отрасли и снизилась
инвестиционная активность предприятий строительного комплекса. Пред-
приятия промышленности строительных материалов испытывают значитель-
ные трудности, связанные с недозагрузкой производственных мощностей:
уровень загрузки производственных мощностей составил в 2012 году по
стройиндустрии в среднем немногим более 40 %. Низкая загрузка производ-
ственных мощностей предприятий, выпускающих строительные материалы,
негативно влияет на себестоимость и качество выпускаемой продукции
вследствие неритмичности производства и повышения доли непроизводст-
венных издержек в структуре затрат предприятий.
Совершенствование структуры производства строительных конструк-
ций и материалов неразрывно связано с реализацией новых проектов строи-
тельства жилых домов, переходом к эффективным монолитным, комбиниро-
ванным и каркасным системам домостроения.
Среди мероприятий по развитию стройиндустрии, обеспечивающей за-
данные темпы жилищного строительства в Алтайском крае, наиболее важ-
ными являются повышение загрузки производственных мощностей дейст-
вующих предприятий и реализация инвестиционных и инновационных про-
ектов по модернизации их производственной базы, в том числе по освоению
производства строительных материалов, отвечающих современным требова-
ниям энергоэффективности, экологичности и конкурентоспособности.
22
1.7. Основные факторы, сдерживающие темпы
строительства жилья на территории Алтайского края
Основными факторами, сдерживающими темпы строительства жилья
на территории Алтайского края, являются:
низкая доступность кредитных ресурсов как для строительных органи-
заций, так и для граждан, возникшая на фоне кризиса и продолжающая ока-
зывать негативное влияние на развитие отрасли в целом;
отсутствие земельных участков, предназначенных для комплексной
жилой застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой;
значительная стоимость подключения к инженерным сетям;
слабая проработанность в муниципальных образованиях документации
градостроительного планирования и территориального зонирования.
Для устранения указанных барьеров развития жилищного строительст-
ва необходима реализация комплекса мер в рамках полномочий как органов
государственной власти Алтайского края, так и органов местного самоуправ-
ления. В связи с этим развитие жилищного строительства должно быть осно-
вано на мероприятиях программы социально-экономического развития Ал-
тайского края на период до 2017 года, утвержденной законом Алтайского
края от 21 ноября 2012 г. № 87-ЗС, комплексной программы действий, вклю-
чающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы
стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на
рынке жилья.
Проблемы, существующие в сфере жилищного строительства, обуслав-
ливают необходимость разработки и практического воплощения комплекса
мер, направленных на одновременное стимулирование и покупательской, и
инвестиционной активности на рынке жилья.
Данные обстоятельства подтверждают обоснованность и необходи-
мость решения изложенных проблем программно-целевым методом.
В этих целях разработана настоящая программа, которой предусмотре-
на реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благопри-
ятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличение на этой ос-
нове платежеспособного спроса на жилье, с одной стороны, и увеличение
объемов строительства доступного жилья для населения с различным уров-
нем доходов, с другой.
В ходе выполнения программных мероприятий существует возмож-
ность воздействия негативных факторов, которые могут повлиять на дости-
жение основной цели программы. К таким факторам можно отнести: сниже-
ние темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня
внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение феде-
рального законодательства в области жилищного строительства, изменение
стоимости сырья и материалов, невыполнение или выполнение не в полном
объеме застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сро-
ков реализации инвестиционных проектов.
23
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы.
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приори-
тетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражда-
нам России».
Основной целью Программы является обеспечение населения Алтай-
ского края доступным качественным жильем.
Основными задачами Программы, связанными с осуществлением пол-
номочий органов государственной власти Алтайского края, являются:
создание условий для развития массового жилищного строительства, в
том числе малоэтажного;
обеспечение документами территориального планирования, градо-
строительного зонирования и документацией по планировке территорий му-
ниципальных образований Алтайского края;
поддержка обеспечения земельных участков, предназначенных для жи-
лищного строительства, социальной, коммунальной и дорожной инфраструк-
турой;
содействие развитию производственной базы строительного комплекса
Алтайского края, создание условий для применения в жилищном строитель-
стве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэф-
фективности, экономичности и экологичности;
оказание содействия муниципальным образованиям Алтайского края в
финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной
инфраструктуры и обеспечении благоустроенным жильём граждан, прожи-
вающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и
деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан;
определение прогнозной потребности строительной отрасли в квали-
фицированных кадрах, организация и регулирование величин подготовки
кадров в образовательных учреждениях Алтайского края
Имеющиеся в Алтайском крае резервы земельных ресурсов, мощности
предприятий строительного комплекса позволяют обеспечить развитие жи-
лищного строительства в долгосрочной перспективе.
Мероприятия Программы реализуются с 1 января 2013 года по 31 де-
кабря 2017 года в один этап. В дальнейшем Программа может быть продлена
до 2020 года для достижения контрольного значения целевого показателя
ежегодного объема ввода жилья с уточнением при необходимости механиз-
мов реализации Программы.
3. Мероприятия Программы
Для достижения целевых параметров Программы необходима реализа-
ция комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной ак-
24
тивности участников рынка жилищного строительства и покупательского
спроса, в том числе:
разработка градостроительной документации;
выделение земельных участков под жилую застройку, в том числе ма-
лоэтажную;
комплексное обеспечение земельных участков объектами коммуналь-
ной, инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры;
улучшение качества жилищного фонда за счет обеспечения благоуст-
роенным жильем граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих ус-
тановленным требованиям;
развитие производственной базы строительной индустрии;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень мероприятий Программы, реализуемых с участием средств
бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, представлен в прило-
жении 1.
План мероприятий по реализации Программы, выполняемых в рамках
текущего финансирования органами исполнительной власти Алтайского
края, органами местного самоуправления и другими организациями, пред-
ставлен в приложении 5.
3.1. Мероприятия по подготовке документов территориального
планирования, градостроительного зонирования и документации по плани-
ровке территорий
В состав Алтайского края входят 59 муниципальных районов, 11 го-
родских округов, 6 городских и 660 сельских поселений.
В целях обеспечения Алтайского края документами территориального
планирования реализованы следующие меры:
приняты нормативы градостроительного проектирования Алтайского
края, утвержденные постановлением Администрации края от
18.05.2012
№ 261 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования
Алтайского края»;
разработаны и согласованы Администрацией Алтайского края проекты
схем территориального планирования 55 муниципальных районов края, в 2
муниципальных районах проекты находятся в стадии согласования и в 2 му-
ниципальных районах ведется разработка таких проектов;
разработаны и согласованы Администрацией Алтайского края гене-
ральные планы всех 11 городских округов;
разработаны и согласованы Администрацией края генеральные планы
35 поселений края, в стадии согласования находятся генеральные планы 57
поселений, в 123 поселениях ведется разработка генеральных планов.
В соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О вне-
сении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов тер-
25
риториального планирования» уточнен перечень поселений, на которые не-
обходимо разработать генеральные планы, правила землепользования и за-
стройки. По данным органов местного самоуправления количество сельских
поселений, на которые разработаны, разрабатываются или необходимо раз-
работать генеральные планы и правила землепользования и застройки, со-
ставляет 340 сельских поселения или 52 % от общего количества сельских
поселений.
Для завершения формирования системы документов территориального
планирования в крае необходимо завершить разработку 2 проектов схем тер-
риториального планирования муниципальных районов и 254 проектов гене-
ральных планов поселений.
На обеспечение Алтайского края и его муниципальных образований
градостроительной документацией (документами территориального плани-
рования и градостроительного зонирования) потребуется 186,7 млн. рублей.
3.2. Мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот
земельных участков для увеличения объемов строительства малоэтажного
жилья и жилья экономического класса
Приоритетное значение при предоставлении государственных средств
на цели обеспечения перспективных для массового жилищного строительст-
ва земельных участков коммунальной, инженерной, социальной и транс-
портной инфраструктурой будут иметь муниципальные районы, на террито-
рии которых планируется реализовать инвестиционные проекты краевой
программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья».
В рамках данного направления предусмотрена реализация следующих
мероприятий:
3.2.1. разработка механизмов вовлечения в хозяйственный оборот для
целей жилищного строительства земельных участков на территории Алтай-
ского края, находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществ-
ления взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищ-
ного строительства (далее - «Фонд РЖС»).
Реализация мероприятий предусматривается в соответствии с Согла-
шением о взаимодействии (сотрудничестве) между Администрацией Алтай-
ского края и Фондом РЖС от 6 февраля 2009 года. В рамках данного Согла-
шения Администрацией Алтайского края обеспечивается:
предоставление в Фонд РЖС с учетом статьи 11 Федерального закона
от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»
(далее - «Федеральный закон») перечней земельных участков, находящихся в
федеральной собственности, для целей жилищного строительства, размеще-
ния объектов, предназначенных для производства строительных материалов,
изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания про-
мышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития тер-
риторий;
26
разработка и согласование совместно с Фондом РЖС планов мероприя-
тий по жилищному строительству на земельных участках, переданных для
формирования имущества Фонда РЖС, планов мероприятий по размещению
иных объектов, указанных в статье 11 Федерального закона;
при содействии Фонда РЖС деятельность по территориальному плани-
рованию и планировке территорий под жилищное строительство и размеще-
ние иных объектов, указанных в статье 11 Федерального закона;
установление экономически обоснованных тарифов на технологиче-
ское присоединение к электрическим сетям;
совместно с Фондом РЖС содействие разработке и координации инве-
стиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию
систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Вовлечение в оборот земельных участков Фонда РЖС будет оказывать
влияние на развитие сегмента рынка жилья экономического класса, прежде
всего малоэтажного, путем предоставления необходимого количества ком-
плексно обеспеченных земельных участков.
Под комплексным обеспечением земельных участков понимается:
системная интеграция Фондом РЖС процесса освоения земельного
участка, включая обеспечение исполнения государственными органами, ор-
ганами местного самоуправления, субъектами естественных монополий, фи-
нансовыми и иными организациями обязательств, связанных с освоением
участков на протяжении всего цикла - от оформления прав застройщика и
получения необходимой разрешительной документации до регистрации прав
собственности граждан - покупателей жилья;
содействие обеспечению участка инженерной инфраструктурой в соот-
ветствии с предельными объемами жилищного и иного строительства, исхо-
дя из условий подключения к инженерным сетям;
содействие застройщикам, осуществляющим строительство жилья эко-
номического класса, в доступе к финансовым ресурсам Фонда РЖС;
обеспечение возможности использования типовых проектных решений
жилых домов на земельных участках, предназначенных для комплексного
освоения в целях жилищного строительства.
Реализация указанного комплекса мер должна осуществляться только в
отношении земельных участков, на которых будет возводиться жилье, отве-
чающее критериям жилья экономического класса.
Администрацией Алтайского края представлен в Фонд РЖС для после-
дующего направления на рассмотрение Правительственной комиссии по раз-
витию жилищного строительства следующий перечень находящихся в феде-
ральной собственности земельных участков для подготовки предложений об
их использовании в целях жилищного строительства, производства строи-
тельных материалов, изделий и конструкций, а также создания промышлен-
ных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов:
1) земельный участок общей площадью 116,5051 га, расположенный в
северо-западном направлении от пересечения ул. Просторной и Павловского
тракта г. Барнаула Алтайского края, кадастровый номер 22:61:010202:0005;
27
2) земельный участок общей площадью 325,4396 га, расположенный в
северо-западном направлении от пересечения ул. Просторной и Павловского
тракта г. Барнаула Алтайского края, который может быть образован из зе-
мельного участка общей площадью
949,3222 с кадастровым номером
22:61:010202:0008;
3) земельный участок площадью 49,1987 га, расположенный по ул.
Плодопитомник, 12, г. Новоалтайска.
Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства
согласно протоколу от 19.07.2010 № 19 полномочия по распоряжению зе-
мельным участком ориентировочной площадью 20 га, находящегося в 570 м
западнее земельного участка, расположенного по ул.6-ой Нагорной, дом 11б
г.Барнаула, переданы Администрации Алтайского края.
В июне 2012 Администрацией Алтайского края организовано проведе-
ние аукциона по продаже права аренды на указанный земельный участок для
комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, по
результатам которого с победителем аукциона заключен договор аренды зе-
мельного участка сроком до 31.12.2015 года.
На данном земельном участке планируется осуществление строитель-
ства жилья в 2013-2015 годах с ориентировочным вводом в эксплуатацию
18,6 тыс. кв. метров.
В рамках Соглашения о взаимодействии между Администрацией Ал-
тайского края и Фондом РЖС (далее - Фонд) совместно с Фондом была про-
ведена работа о возможности использования земельного участка, находяще-
гося в федеральной собственности общей площадью 949 га, расположенного
на пересечении Павловского тракта и ул. Просторной в г. Барнауле с кадаст-
ровым номером 22:61:010202:8.
- утверждена схема расположения земельных участков площадью 24,27
га, 16,52 га, 86,34 га, 15,5 га, 806,67 га, которые образованы из земельного
участка общей площадью 949,32 га;
- Правительственной комиссией по развитию жилищного строительст-
ва (протокол от 17.05.2012 № 36) переданы 4 земельных участка для форми-
рования имущества Фонда РЖС. Земельный участок площадью 86,34 га пла-
нируется для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в
том числе жилья экономического класса, площадью 24,27 га и 16,52 га для
иного развития, площадью 15,5 га в целях размещения объектов, предназна-
ченных для производства строительных материалов, конструкций для целей
жилищного строительства.
Фондом «РЖС» 12 декабря 2012 года проведен аукцион по продаже
права на заключение договора аренды земельного участка для его комплекс-
ного освоения в целях жилищного строительства площадью 86,34 га, распо-
ложенного в северо-западном направлении от пересечения ул. Просторной и
Павловского тракта в г. Барнауле. В результате реализации вышеуказанного
земельного участка минимальный объем общей площади объектов жилищно-
го строительства должен составит 200 тыс. кв. м. Освоение земельного уча-
стка планируется до 2019 года.
28
Таблица 3.2.1.
Перечень земельных участков, предлагаемых для использования
Фондом РЖС
Площадь
Плани-
Планируе-
Год
Местонахожде-
Катего-
земельно-
руемый
Тип за-
мый вид
вовле-
п/
ние земельного
рия зе-
го участ-
ввод жи-
стройки
использо-
чения в
п
участка
мель
ка,
лья, тыс.
вания
оборот
га
кв. м
1
г. Барнаул, в се-
сме-
земли
комплекс-
86,34
200, 0
2013-
веро-западном
шанная
насе-
ное освое-
2019
направлении
ленных
ние
от пересечения
пунктов
ул. Просторной и
Павловского
тракта
2
г. Барнаул, в се-
под
земли
промыш-
116,5051
2013-
веро-западном
про-
насе-
ленные
2017
направлении
мыш-
ленных
парки,
от пересечения
ленные
пунктов
технопар-
ул. Просторной и
объекты
ки, бизнес-
Павловского
инкубато-
тракта
ры и др.
3
г.
Новоалтайск,
для ин-
земли
комплекс-
49,1987
20
2013-
ул. Плодопитом-
дивиду-
насе-
ное освое-
2017
ник, 12
ального
ленных
ние
жилищ-
пунктов
ного
строи-
тельст-
ва
Согласно генеральному плану городского округа - города Новоалтай-
ска земельный участок, находящийся в федеральной собственности, общей
площадью 149,7132 га, расположенный по ул. Плодопитомник, 12 в г. Ново-
алтайске предлагается к использованию в целях малоэтажного строительства.
Часть земельного участка площадью 49,1987 га планируется к вовлечению в
оборот в 2016 году. На данном земельном участке возможно построить жи-
лые дома общей площадью более 20 тыс. кв. метров.
Данный перечень земельных участков не является исчерпывающим.
Работы по вовлечению федеральных земельных участков в оборот будут
продолжаться;
3.2.2. разработка механизмов вовлечения в хозяйственный оборот зе-
мельных участков, освобождаемых в результате ликвидации на них аварий-
ного жилья.
При реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда, по расчетным данным, будут высвобождены земельные
участки общей площадью порядка 100 га. Земли, высвобождаемые из-под
аварийного жилищного фонда, планируется использовать в соответствии с
29
правилами землепользования и застройки территорий под вторичную жи-
лищную застройку с реконструкцией и модернизацией инженерных комму-
никаций;
3.2.3. разработка механизмов вовлечения в хозяйственный оборот для
целей жилищного строительства земельных участков на территории Алтай-
ского края, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время определено 67 земельных участков. Участки распо-
ложены в наиболее востребованных районах края; они частично могут быть
вовлечены в оборот в целях жилищного строительства в 2013-2017 годах
(приложение 7 к Программе).
В целом по Алтайскому краю определен перечень приоритетных инве-
стиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищно-
го строительства общей площадью
1393,85 га, планируемых к реализации в
2013-2017 годах (приложение 8 к Программе). На части указанной террито-
рии в период реализации Программы планируется построить 1545,1 тыс. кв.
м жилья. При необходимости возможно внесение изменений в данный пере-
чень.
В результате реализации мероприятий по вовлечению в хозяйственный
оборот земельных участков для увеличения объемов строительства мало-
этажного жилья и жилья экономического класса к 2017 году предполагается
достичь следующих показателей:
вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной
собственности:
в 2013 году - 86,3 га;
в 2014-2017 годах - 49,2 га;
вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в муниципаль-
ной собственности, а также земельных участков, государственная собствен-
ность на которые не разграничена:
в 2013 году - 118,0 га;
в 2014 году - 358,6 га;
в 2015-2017 годах - 1066,0 га.
3.3. Мероприятия по обеспечению территорий жилой застройки (в том числе
комплексному) объектами инженерной и транспортной инфраструктуры
Уровень комфортности жилья и уровень жизни населения в значитель-
ной степени зависят от состояния жилищного фонда, в том числе от беспере-
бойного обеспечения населения качественными коммунальными услугами.
Темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального ком-
плекса Алтайского края значительно отстают от темпов их старения, средний
износ основных фондов сохраняется на уровне около 60 %. Большинство ин-
женерных систем Алтайского края было введено в эксплуатацию в период с
1950 по 1980 годы и построено без учета современных требований, что при-
30
водит к повышению затрат на производство коммунальных услуг и значи-
тельным потерям ресурсов в процессе эксплуатации.
Инвестиционные проекты развития инженерной инфраструктуры, как
правило, имеют высокую стоимость. В целях выполнения капиталоёмких
проектов строительства и реконструкции муниципальных объектов комму-
нального назначения будут привлечены внебюджетные средства организаций
коммунального комплекса и средства бюджетов различных уровней.
Поэтому в рамках реализации данных мероприятий предусматриваются
следующие механизмы создания и обновления объектов инженерной инфра-
структуры:
3.3.1. строительство объектов инженерной инфраструктуры будет осу-
ществляться организациями коммунального комплекса - сетевыми компа-
ниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строи-
тельство достигается путем формирования и защиты инвестиционных про-
грамм развития сетей инженерно-технического обеспечения (за счет инве-
стиционной надбавки в тарифе), взимания с потребителей экономически
обоснованной, согласованной с управлением Алтайского края по государст-
венному регулированию цен и тарифов платы за подключение к указанным
сетям. Планируется корректировка инвестиционных программ в соответст-
вии с программами комплексного развития систем коммунальной инфра-
структуры муниципальных образований;
3.3.2. оказание государственной поддержки муниципальным образова-
ниям Алтайского края в целях развития инженерной инфраструктуры. Реали-
зация мероприятий направлена:
на завершение строительства объектов инженерной инфраструктуры,
начатого в предыдущие годы, и реализацию первоочередных мероприятий по
улучшению технического состояния существующих централизованных сис-
тем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения;
на развитие систем коммунального назначения и обеспечение инже-
нерной инфраструктурой участков массовой жилой застройки;
3.3.3. участие Алтайского края в реализации мероприятий федеральной
целевой программы «Жилище»;
3.3.4. развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в районах
комплексной массовой жилой застройки, улучшение на этой основе транс-
портного обслуживания населения и субъектов экономической деятельности
путем повышения качества и обеспечения высокой пропускной способности
автомобильных дорог, повышения доступности и качества услуг транспорт-
ного комплекса для населения.
Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья
имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации в Алтайском крае
крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.
Механизм предоставления государственной поддержки по данному на-
правлению заключается в выделении субсидий за счет средств федерального,
краевого и местных бюджетов на условиях софинансирования на следующие
цели:
31
возмещение затрат застройщиков на уплату процентов по кредитам,
привлеченным для обеспечения территорий жилой застройки объектами
коммунальной инфраструктуры;
строительство автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой
многоквартирной и малоэтажной жилой застройки;
строительство объектов коммунальной инфраструктуры и социальной
сферы при реализации проектов комплексного освоения и развития террито-
рий.
В рамках Программы запланировано выполнение требований по разра-
ботке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных до-
кументов, а также по реализации следующих основных мероприятий:
утверждение генерального плана городского округа или городского,
сельского поселения;
утверждение правил землепользования и застройки городского округа
или городского, сельского поселения;
утверждение документации по планировке территорий, предназначен-
ных для жилищного строительства в рамках реализации проектов, за исклю-
чением проектов развития застроенных территорий в целях жилищного
строительства, документация по планировке которых может быть утверждена
муниципалитетом после получения субсидий на переселение граждан из жи-
лищного фонда с высоким уровнем износа и реализации мероприятий по пе-
реселению граждан;
согласование и утверждение инвестиционных программ развития сетей
инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с перечнем приоритетных инвестиционных проектов
комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, пла-
нируемых к реализации на территории Алтайского края в 2013-2017 годах
(приложение 8), объем ввода жилья в рамках таких проектов в период реали-
зации Программы составит 1545,1 тыс.кв. м. Стоимость инженерной, транс-
портной и социальной инфраструктуры - более 10 млрд. руб.
В целях создания и эксплуатации объектов инженерной инфраструкту-
ры предлагается:
в рамках действующего законодательства осуществить переход на дол-
госрочное регулирование тарифов на коммунальные услуги с учетом доход-
ности инвестированного капитала;
органам местного самоуправления заключить соглашения с субъектами
естественных монополий о содействии в присоединении к сетям инженерно-
технического обеспечения;
в рамках законодательства о концессиях (Федеральный закон от 21 ию-
ля 2005 года № 115 «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от
2 июля 2010 года 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации») строить и модернизировать объекты инженерной и
транспортной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.
32
3.4. Мероприятия, направленные на поддержку развития малоэтажного
жилищного строительства
Условиями реализации мероприятий являются традиционно сложив-
шийся в Алтайском крае спрос населения на малоэтажное жилье и необходи-
мость оказания финансовой поддержки гражданам при строительстве жилых
домов.
Стабильно высокими темпами осуществляется индивидуальное жи-
лищное строительство в сельской местности. В 2012 году населением в сель-
ской местности введено 244,3 тыс. кв. метров общей площади, что в 1,33 раза
больше уровня 2007 года и составило 67 % от общего ввода индивидуального
жилищного строительства, в городской местности, соответственно - 120,4
тыс. кв. метров и 33 %.
Площадь земельных участков, ежегодно вовлекаемых в оборот под ма-
лоэтажное жилищное строительство составляет порядка 300-400 га.
Большая часть нуждающихся в жилых помещениях семей может улуч-
шить свои жилищные условия путем строительства индивидуального жилья
при условии получения государственной поддержки. В связи с этим в рамках
мероприятий предусмотрено предоставление государственной поддержки
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на
учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта
2005 года, а также гражданам, признанным органами местного самоуправле-
ния по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жи-
лищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным
статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граж-
дан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма.
Доля индивидуальных жилых домов в общем объёме ввода жилья на
территории Алтайского края в 2005 - 2012 годах составила 53,2 %. Строи-
тельство малоэтажного жилья в Алтайском крае в настоящее время ведется
преимущественно индивидуальными застройщиками.
Малоэтажное домостроение перед строительством многоэтажного жи-
лья обладает такими существенными преимуществами, как возможность
снижения себестоимости и сроков строительства, возможность строительства
автономных систем инженерного обеспечения участков жилой застройки в
виде обособленных имущественных комплексов, экономия эксплуатацион-
ных затрат при обслуживании таких систем инженерного обеспечения, при-
менение экологичных и энергоэффективных конструкций домостроения, в
том числе из дерева и с применением отходов его переработки.
Прогнозируемая структура ввода жилья в Алтайском крае определяет
соотношение между строительством многоквартирного жилищного фонда и
малоэтажного жилья к концу действия Программы на уровне 35 и 65 %. Ос-
нованием прогноза является устойчивый тренд преобладания малоэтажного
строительства в структуре ввода жилья на протяжении последних лет, а так-
33
же предусматриваемые меры поддержки индивидуального и комплексного
малоэтажного жилищного строительства.
Наиболее интенсивно малоэтажное жилищное строительство в Алтай-
ском крае развивается на территории городского округа - города Барнаула и
прилегающих к нему районов - Первомайского и Павловского.
Началось освоение земельных участков в городе Белокурихе, Алтай-
ском (19,6 га), Первомайском, Павловском, Поспелихинском (48,8 га), Ро-
динском (19,3 га), Троицком (15 га), Мамонтовском (11,8 га), Ключевском
(8,42 га) районах.
Генеральным планом городского округа - города Барнаула дополни-
тельно запланировано для жилищного строительства около 1,5 тыс. га, на ко-
торых за счет внебюджетных источников - средств инвесторов и собствен-
ных средств граждан наряду с практически сформированными и застроенны-
ми поселками строятся новые современные малоэтажные жилые поселки:
Благодатное, Сибирь, Отрадное, Сибирская долина и другие.
Малоэтажное жилищное строительство в Алтайском крае получило до-
полнительный импульс в развитии на волне экономического подъема 2005-
2007 годов и, несмотря на последствия кризисной ситуации в экономике, ос-
тается одним из деятельных сегментов на рынке строительства жилья. Поя-
вился ряд развивающихся поселков эконом-класса, что отвечает современ-
ным тенденциям рынка.
С 2006 года в Алтайском крае в рамках приоритетного национального
проекта «Развитие агропромышленного комплекса» реализуются мероприя-
тия государственной программы по ускоренному развитию животноводства
края, в которую вошли 17 проектов, являющихся системообразующими и не-
сущими существенную социально-экономическую нагрузку. Все они входят
в краевую программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья». В целом
в рамках этого проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных
проектов как в области сельского хозяйства, так и в сельхозмашиностроении,
энергетике, производственной инфраструктуре. Краевая программа «Ком-
плексное развитие Алтайского Приобья» предусматривает ускоренное разви-
тие растениеводства и животноводства края, модернизацию основных фон-
дов, урегулирование земельных отношений, развитие сопутствующей инфра-
структуры, а также улучшение условий проживания населения в сельской
местности.
Инвесторы, реализуя поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию
животноводческих и птицеводческих комплексов, предусматривают строи-
тельство жилых поселков для их работников, что является одним из меха-
низмов, направленных на активизацию жилищного строительства в сельской
местности.
Такой подход реализуется ООО «Западное» в Ключевском районе, где
строится крупный животноводческий комплекс.
Белгородская фирма «Приосколье» в Зональном районе реализует про-
ект «Алтайский бройлер» по производству мяса птицы. Администрацией
района произведен отвод земли рядом с одной из производственных площа-
34
док, определено место для компактной застройки. Предоставление жилья
станет одной из форм закрепления специалистов на предприятии. Здесь будет
работать порядка 1300 человек, в том числе 400 жителей Зонального района.
ОАО «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе строит жилье для моло-
дых специалистов свиноводческого комплекса.
Основные точки роста малоэтажного жилищного строительства в Ал-
тайском крае определяются развитием территорий, прилегающих к районам
реализации инвестиционных проектов сельскохозяйственного назначения, а
также - формируемой агломерации краевого центра города Барнаула, города
Новоалтайска и Первомайского района, где создается основная потребность в
жилье, как за счет собственного населения, так и за счет миграционных про-
цессов. Подготовка выделяемых для комплексной малоэтажной жилой за-
стройки территорий требует значительных финансовых ресурсов на цели
обеспечения их социальной, коммунальной и инженерной инфраструктурой,
3.4.1. Строительные материалы и технологии, применяемые
для малоэтажного жилищного строительства.
В Алтайском крае широко представлены различные технологии строи-
тельства, используются различные материалы: кирпич, бетон, блоки ячеисто-
го бетона, дерево, фибропенобетон, монолитный пенобетон, альтернативные
строительные материалы.
В крае более двадцати предприятий занимаются производством мало-
этажных жилых домов и эффективных строительных материалов суммарной
мощностью около 220 тыс. кв. м общей площади жилья с широким спектром
используемых технологий, представленных в информационном справочнике
«Состояние и перспективы развития малоэтажного жилищного строительства
в Алтайском крае». Малоэтажное строительство ведется из клееного бруса,
оцилиндрованного бревна, конструкций из цементно-стружечных и ориенти-
рованно-стружечных плит (OSB), трехслойных теплоэффективных блоков, с
использованием технологий деревянного каркасного домостроения, каркас-
ных технологий с применением монолитного пенобетона, а также с исполь-
зованием технологий монолитного строительства в несъемной опалубке, лег-
ких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Одним из перспективных
и инновационных направлений развития малоэтажного строительства в крае
является модульное строительство.
Прогноз спроса и предложения на строительные материалы, в том чис-
ле для малоэтажного строительства, включен в краевую программу «Разви-
тие предприятий промышленности строительных материалов и индустриаль-
ного домостроения в Алтайского крае до 2020 года».
3.4.2. Обеспечение жителей края земельными участками
для малоэтажного жилищного строительства
35
В крае осуществляется реализация механизма предоставления земель-
ных участков для индивидуального жилищного строительства однократно
бесплатно в собственность граждан отдельных категорий в соответствии с
законом Алтайского края от 16.12.2002
№ 88-ЗС «О бесплатном предостав-
лении в собственность земельных участков».
Органы местного самоуправления ежегодно устанавливают количество
и местоположение земельных участков, предоставляемых гражданам для ин-
дивидуального жилищного строительства.
Право на бесплатное получение земельных участков имеют следующие
категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучше-
нии жилищных условий:
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на
территории Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других го-
сударств;
нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) ветеранов Вели-
кой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории Рос-
сийской Федерации, бывшего СССР и территориях других государств, состо-
явшие на иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
(имеющие право на ее получение);
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социа-
листического Труда, полные кавалеры ордена Славы и награжденные орде-
ном Трудовой Славы трех степеней;
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая
продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а
также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предель-
ного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в свя-
зи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и более;
молодые семьи, возраст каждого из супругов в которых не превышает
35 лет, одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей;
граждане, вложившие средства в строительство многоквартирных до-
мов на основании договора участия в долевом строительстве и иных догово-
ров в соответствии с гражданским законодательством Российской Федера-
ции, заключенных до 1 января 2010 года, и признанные пострадавшими от
деятельности застройщиков, других юридических лиц, привлекающих де-
нежные средства граждан для строительства многоквартирных домов;
иные категории в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации.
Кроме того, право на бесплатное получение в собственность без торгов
земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ве-
дения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более
детей.
Порядок учета граждан утверждается Администрацией Алтайского
края.
36
3.4.3. Основные меры государственной поддержки малоэтажного
жилищного строительства
Основные меры государственной поддержки малоэтажного жилищного
строительства ориентированы на:
строительство жилья экономического класса,
комплексное освоение территорий в рамках осуществления механизмов
частно-государственного партнерства,
выполнение социальных гарантий и обязательств перед защищенными
категориями населения по приобретению жилья,
формирование арендного жилищного фонда для сдачи в наем гражда-
нам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, уровень доходов кото-
рых не позволяет решить этот вопрос путем участия в существующих соци-
альных и коммерческих ипотечных программах;
формирование в районах массовой малоэтажной застройки сегмента
доходных домов;
осуществление малоэтажной жилой застройки с учетом современных
строительных и энергоэффективных технологий, требований по благоуст-
ройству и инженерному обеспечению площадок строительства;
оказание финансовой бюджетной поддержки граждан-участников ма-
лоэтажного строительства, в том числе - обеспечение жильем молодых спе-
циалистов, занятых в развивающихся сельскохозяйственных производствах
сельхозтоваропроизводителями, осуществляющими крупные инвестицион-
ные проекты в области сельского хозяйства.
Централизованные меры государственной поддержки сектора мало-
этажного жилищного строительства будут сконцентрированы на этих терри-
ториях и территориях, реализующих проекты комплексной жилой застройки
(села Ключи, Мамонтово, Поспелиха, Родино и другие). На территориях
иных муниципальных образований края малоэтажное жилищное строитель-
ство будет вестись в рамках существующих потребностей и действующих
механизмов поддержки.
Органы государственной власти Алтайского края реализуют принцип
государственно-частного партнерства при подведении к строящимся микро-
районам массовой жилой застройки газовых, электрических сетей, дорог в
рамках концессионных соглашений.
Обеспечение земельных участков, перспективных для малоэтажного
жилищного строительства, инженерной инфраструктурой будет осуществ-
ляться на условиях концессионных соглашений.
Существенным фактором, влияющим на снижение стоимости строи-
тельства малоэтажного жилья и повышающим доступность строительства
жилого дома для населения, является разработка проектных решений жилых
домов для малоэтажного строительства с использованием новых технологий
в строительстве и современных строительных материалов.
В этих целях необходимо:
37
сформировать базу данных проектов жилых домов для малоэтажного
жилищного строительства с использованием новых технологий в строитель-
стве и современных строительных материалов;
распространять в СМИ, в Интернете информационные материалы, де-
монстрирующие населению преимущества малоэтажного жилья перед мно-
гоэтажным;
осуществлять в соответствии с действующим законодательством суб-
сидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предпри-
ятиями строительного комплекса в целях внедрения новых технологий в
строительстве и производстве современных строительных материалов для
малоэтажного жилищного строительства;
стимулировать применение в строительстве современных технологий и
конструктивных решений, отвечающих современным техническим и эколо-
гическим требованиям, соответствующих природно-климатическим услови-
ям региона, что обеспечит проживание населения не только в экологически
чистых зонах, но и в жилых помещениях, зданиях и сооружениях, построен-
ных с учетом экологических требований.
3.4.4. Реализация проектов комплексного освоения и развития территорий.
Основной акцент в части стимулирования предложения на рынке жи-
лья в Алтайском крае сделан на реализации социальных жилищных про-
грамм, на поддержке инвестиционных проектов комплексного освоения и
развития территорий.
Оказываемые меры государственной поддержки основываются на ме-
ханизмах, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Жили-
ще», и включают в себя предоставление субсидий за счет средств федераль-
ного, краевого и местных бюджетов:
- на возмещение затрат застройщиков по уплате процентной ставки по
кредитам, привлеченным на строительство инженерных сетей;
- на строительство подводящих автомобильных дорог;
- на строительство объектов коммунальной инфраструктуры и соци-
альной сферы;
В масштабной поддержке проектов комплексной малоэтажной за-
стройки существенную роль призвано сыграть наличие подготовленных
площадок, обеспеченных необходимой градостроительной и проектной до-
кументацией, и слаженное взаимодействие органов местного самоуправле-
ния, органов исполнительной власти края, инвесторов, застройщиков и кре-
дитных организаций.
Средства краевого бюджета для комплексного освоения площадок жи-
лой застройки планируется привлекать на развитие социальной и дорожной
инфраструктур в рамках долгосрочных целевых программ Алтайского края.
Привлечение средств местных бюджетов предполагается на долевой
основе в соответствии с законодательством. Внебюджетные средства плани-
38
руется привлекать за счет кредитов банков, собственных средств инвесторов
на основе использования рыночных механизмов.
Кроме того, строительство подводящих инженерных сетей к новым
жилым микрорайонам будет решаться в рамках инвестиционных программ
организаций коммунального комплекса с включением инвестиционной со-
ставляющей в тарифы и плату за присоединение к системам коммунальной
инфраструктуры в соответствии с законодательством.
Общая потребность в финансировании мероприятий, направленных на
поддержку развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017
годах составляет 64 500 млн. рублей (при стоимости 1 квадратного метра ма-
лоэтажного жилья 30 тыс. рублей), в том числе:
в 2013 году - 11 310 млн. рублей;
в 2014 году - 12 060 млн. рублей;
в 2015 году - 12 740 млн. рублей;
в 2016 году - 13 740 млн. рублей;
в 2017 году - 14 650 млн. рублей.
Из общего объема средств, привлекаемых для реализации данных ме-
роприятий средства краевого бюджета составят 1 650,0 млн. рублей, средства
местных бюджетов - 500,0 млн. рублей, средства внебюджетных источников
- 62 350 млн. рублей.
Реализация мероприятий осуществляется в рамках бюджетных ассиг-
нований на очередной финансовый год.
3.5. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы го-
сударственной статистики по Алтайскому краю, на
1 января
2012 года
2,2 % жилищного фонда Алтайского края (1196,9 тыс. кв. м общей площади
жилых домов) является ветхим и аварийным.
Ветхий и аварийный жилищный фонд угрожает жизни и здоровью гра-
ждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие
инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность
районов и городов.
В 740 многоквартирных домах, в установленном порядке признанных
аварийными и подлежащими сносу, которые не включены в программы по
переселению, проживает более 15 тысяч человек. Это в основном социально
незащищенные категории граждан, не имеющие возможности самостоятель-
но приобрести новое жилье. Переселение граждан только за счет средств ме-
стных бюджетов затянется на долгие годы. Именно поэтому проблему необ-
ходимо решать программными методами.
Решение проблемы переселения будет способствовать снижению соци-
альной напряженности в крае, улучшению демографической ситуации, раз-
витию базы стройиндустрии в крае в целом.
Выполнение мероприятий Программы направлено на решение пробле-
мы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах,
39
признанных непригодными для постоянного проживания, в муниципальных
образованиях Алтайского края. Основная задача заключается в предоставле-
нии субсидий муниципальным образованиям Алтайского края за счёт средств
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищ-
но-коммунального хозяйства, краевого бюджета на приобретение жилых по-
мещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том
числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строи-
тельства, путем предоставления органами местного самоуправления жилых
помещений в домах, перечисленных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градо-
строительного кодекса Российской Федерации.4
Всего в период реализации Программы подлежат переселению 13 570
человек из 5686 жилых помещений, общей площадью 182,8 тыс. кв. метров
740 аварийных и подлежащих сносу жилых многоквартирных домов, в том
числе:
в 2013 году - 36,6 тыс. кв. м общей площади 1137 жилых помещений,
2 714 человек);
в 2014 году - 36,6 тыс. кв. м общей площади 1137 жилых помещений,
2 714 человек);
в 2015 году - 36,6 тыс. кв. м общей площади 1137 жилых помещений,
2 714 человек);
в 2016 году - 36,6 тыс. кв. м общей площади 1137 жилых помещений,
2 714 человек);
в 2017 году - 36,6 тыс. кв. м общей площади 1137 жилых помещений,
2 714 человек).
Общая потребность в финансировании мероприятий в 2013-2017 годах
составляет 5 484 млн. рублей (при стоимости 1 кв. м приобретаемого жилья
30 тыс. рублей), в том числе:
в 2013 году - 1 378,11 млн. рублей;
в 2014 году - 1 378,11 млн. рублей;
в 2015 году - 1 378,11 млн. рублей;
в 2016 году - 674,84 млн. рублей;
в 2017 году - 674,84 млн. рублей.
Общая расчетная потребность в государственной поддержке со сторо-
ны государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жи-
лищно-коммунального хозяйства (далее - «Фонд ЖКХ») на 2013-2015 годы
составляет 2 109,8 млн. рублей5, в том числе:
в 2013 году - 703,27 млн. рублей;
в 2014 году - 703,27 млн. рублей;
в 2015 году - 703,27 млн. рублей.
Объемы финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ будут
уточняться с учетом размера лимита и предоставляться на условиях, уста-
4 При предоставлении Алтайскому краю финансовой поддержки на указанные цели за счет средств Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
5 При утверждении Алтайскому краю дополнительного лимита предоставления финансовой поддержки на
переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда ЖКХ.
40
новленных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства», а также размера увеличения имущества Фонда за счет имущест-
венного взноса Российской Федерации.
Размер предельной стоимости одного квадратного метра общей площа-
ди жилых помещений, подлежащий применению для расчета, будет ежегодно
уточняться приказом Министерства регионального развития Российской Фе-
дерации «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого
помещения, предназначенной для определения размера предельной стоимо-
сти одного квадратного метра общей площади жилых помещений, исполь-
зуемого при приобретении жилых помещений в рамках реализации Феде-
рального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирова-
нию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - «Федеральный закон
185-ФЗ»).
Средства направляются на строительство или приобретение жилых по-
мещений в жилых домах, в том числе малоэтажных.
За счет средств консолидированного бюджета края необходимо напра-
вить на данные цели 3 374,2 млн. рублей, в том числе:
в 2013 году - 674,84 млн. рублей;
в 2014 году - 674,84 млн. рублей;
в 2015 году - 674,84 млн. рублей;
в 2016 году - 674,84 млн. рублей;
в 2017 году - 674,84 млн. рублей.
Объемы ассигнований краевого бюджета будут выделяться в пределах
бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Средства краевого бюджета будут предоставляться в форме субсидий
бюджетам муниципальных образований на софинансирование обязательств
по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным, в
размере не более 50 % от объема финансирования мероприятий за счет
средств краевого и местных бюджетов.
Основным условием участия муниципальных образований края в Про-
грамме получения государственной финансовой поддержки для переселения
граждан из аварийного жилья является требование по разработке и принятию
муниципальных адресных программ, предусматривающих проведение меро-
приятий по строительству либо приобретению жилых помещений для пере-
селения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствующем муни-
ципальном образовании с полным расселением такого фонда в объемах, пре-
дусмотренных программой на соответствующий финансовый год, и муници-
пального правового акта о бюджете муниципального образования, преду-
сматривающего финансирование муниципальной программы, а также выпол-
нение требований статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ.
Для переселения из аварийного жилищного фонда гражданам предос-
тавляется жилое помещение, размеры и качество которого определяются ис-
ходя из установленных законодательством гарантий государства.
41
Реализация мероприятий Программы по переселению граждан из ава-
рийного жилищного фонда проводится по следующим направлениям:
строительство многоквартирных жилых домов, в том числе малоэтаж-
ных (включая незавершенное строительство), для последующего предостав-
ления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по дого-
ворам социального найма жилых помещений в признанных аварийными мно-
гоквартирных домах, или гражданам - собственникам жилых помещений по
договорам мены;
приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, пере-
селяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помеще-
ний в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам -
собственникам жилых помещений по договорам мены.
Главным критерием выбора того или иного вида способа переселения
граждан должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной
при соблюдении определенных законом гарантий по размеру и качеству пре-
доставляемого жилья.
Жилые помещения, предоставляемые гражданам, должны соответство-
вать требованиям энергоэффективности и энергосбережения, установленным
долгосрочной целевой программой «Энергосбережение и повышение энерге-
тической эффективности в Алтайском крае» на 2011-2015 годы и на перспек-
тиву до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Алтайско-
го края от 28.12.2009 № 549.
Земли, высвобождаемые вследствие сноса аварийного жилья, планиру-
ется использовать в соответствии с градостроительными планами террито-
рий.
3.6. Мероприятия по созданию фонда арендного жилья на территории
Алтайского края
С целью нормативного регулирования процесса формирования аренд-
ного жилья на территории региона принят закон Алтайского края от
11.10.2012 № 74-ЗС, которым предусматривается создание краевого жилищ-
ного фонда коммерческого использования, порядок включения жилых поме-
щений в указанный жилищный фонд и исключения из него. Кроме того, до-
рабатывается порядок, определяющий условия и основания предоставления
жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и уста-
навливающий категории граждан, имеющих право на предоставление данных
жилых помещений.
Развитие и формирование рынка арендного жилья является одним из
наиболее перспективных направлений по обеспечению жителей края доступ-
ным жильем. Но в настоящее время строительство жилья для целей коммер-
ческой аренды по рыночным ценам сдерживается высокими ставками креди-
тования и длительным сроком окупаемости таких бизнес-проектов (15-20
лет). Для развития рынка арендного жилья необходимо снижение ставок
банковского и ипотечного кредитования до уровня не более 5 % и предостав-
42
ление инициаторам проектов льготных условий на срок до 10-15 лет. Второй
существенной проблемой, препятствующей развитию данного вида бизнеса,
является высокая ставка налога на имущество для юридических лиц, поэтому
также необходимо внесение соответствующих изменений в налоговое зако-
нодательство.
Развитие некоммерческого жилищного фонда (социальной аренды) для
граждан, имеющих невысокий уровень доходов, не может осуществляться
коммерческими структурами по определению. Следовательно, развитие со-
циальной аренды возможно только при всесторонней поддержке государст-
венной власти и муниципалитетов, в том числе с привлечением бюджетных
средств. Для этого на федеральном уровне требуется разработать соответст-
вующую нормативно-правовую базу. Для дотационных регионов на первона-
чальном этапе также необходима финансовая поддержка из федерального
бюджета.
В настоящее время Администрацией края создана межведомственная
рабочая группа по разработке и реализации в регионе пилотного проекта
строительства арендного жилья для работников особо востребованных спе-
циальностей медицинской сферы с привлечением краевых бюджетных
средств и средств федерального Агентства по ипотечному жилищному кре-
дитованию.
В целях создания рынка арендного жилья для граждан, временно про-
живающих на территории Алтайского края либо не имеющих возможности
приобретения собственного жилья, в рамках реализации Программы преду-
сматривается:
проведение анализа потребностей граждан в арендном жилье с целью
определения необходимых объемов ввода;
оценка эффективности развития рынка арендного жилья;
определение механизма создания и функционирования арендного жи-
лья, в том числе принятие в пределах компетенции необходимых норматив-
ных правовых актов. При этом планируется отработать механизм аукционно-
го предоставления земельного участка под строительство жилья экономиче-
ского класса, когда основной целью аукциона является не получение макси-
мальной цены на приобретение прав собственности или аренды, а макси-
мальное снижение стоимости квадратного метра жилья, построенного на
данном участке. Начальная цена аукциона формируется исходя из среднеры-
ночной стоимости жилья, сложившейся в Алтайском крае.
3.7. Мероприятия по развитию производственной базы строительного
комплекса Алтайского края
Алтайский край располагает значительными запасами полезных иско-
паемых, используемых для производства основных строительных материа-
лов. Достаточен объем разведанных полезных ископаемых, пригодных для
производства иных строительных материалов. В целом разведанные запасы
полезных ископаемых и прирост их объемов на территории Алтайского края
43

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..