Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 11

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 11

 

 

 

 

РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ

На топливных насосах двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 устанавливаются всережимные механические регуляторы.

При работе двигателя регулятор изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая число оборотов, заданное положением рычага управления. С помощью специального механизма регулятора подача топлива может быть выключена водителем принудительно в любой момент вне зависимости от режима, на котором перед этим работал двигатель.

При пуске двигателя регулятор автоматически обеспечивает увеличенную подачу топлива, которая значительно улучшает пусковые свойства двигателя, особенно при низких температурах окружающей среды.

Регулятор устанавливается на заднем торце насоса высокого давления.

 

 

Конструкция регулятора числа оборотов

Корпус регулятора 2 (рис. 58), обработанный из алюминиевой отливки, крепится к заднему торцу корпуса топливного насоса тремя винтами 8, которые после установки зачеканиваются.

В выступающей цилиндрической части корпуса, аналогичной по конструкции передней крышке насоса, установлены задний подшипник кулачкового вала насоса, резино-армированный сальник 31 и уплотнительное резиновое кольцо 99. В верхней передней части корпуса выполнены отверстия для прохода рейки насоса и установки стального пальца 1. В пальце просверлено отверстие, в которое входит один конец стартовой пружины 4. Палец свободно устанавливается в корпус регулятора со стороны переднего торца до крепления корпуса регулятора к топливному насосу. Головка пальца располагается в специальном углублении корпуса.

На боковых поверхностях корпуса выполнены две бобышки с наклонными отверстиями, одно из которых закрывается стальной штампованной заглушкой. Во второе отверстие запрессована направляющая втулка 11 указателя уровня масла 6. Уплотнение полости корпуса регулятора обеспечивается прокладкой 7.

В задний торец корпуса запрессованы два стальных штифта 3, 

 

по которым фиксируется крышка 75 регулятора. Для крепления крышки в корпусе имеются шесть глухих резьбовых отверстий, выполненных в специальных бобышках.

Во внутренней полости корпуса расположен измеритель числа оборотов и его привод от кулачкового вала насоса высокого давления.

На коническом хвостовике кулачкового вала на сегментной шпонке установлена втулка 12 ведущей шестерни из низкоуглеродистой хромистой стали. Фланец 23 ведущей шестерни, изготовленный из стальной отливки, шипами входит в паз втулки с зазором 0,011—0,041 мм. Фланец и втулка закрепляются на кулачковом валу гайкой 18 со стопорной шайбой 17. Между передним буртом втулки и фланцем 23 расположена прямозубая ведущая шестерня 25 регулятора, выполненная из низкоуглеродистой хромомарганцевой стальной отливки. В отливке шестерни выполнена цилиндрическая полость с двумя противоположно расположенными прямоугольными шипами. Ведущая шестерня установлена на втулке с зазором по внутреннему диаметру 0,020—0,062 мм. Между шипами шестерни и выступами втулки, которые заходят в полость шестерни, заложены четыре сухаря 24 из масло-бензостойкой резины. Эти сухари, являясь упругим элементом, передают вращение от фланца к ведущей шестерне регулятора и гасят колебания, вызванные неравномерным вращением кулачкового вала насоса. Демпферное устройство установлено в приводе ведущей шестерни в связи с необходимостью уменьшить высокочастотные колебания и, как следствие, интенсивный износ поверхностей основных деталей регулятора.

В зацеплении с ведущей шестерней находится ведомая шестерня, выполненная как одно целое с валиком 15 державки грузов, который изготовлен из низкоуглеродистой хромомарганцевой стали. Валик державки грузов вращается в подшипниках 14 и 16. Радиально-упорный шарикоподшипник 14 установлен на валике с натягом0,002—0,022 мм и воспринимает осевое усилие, создаваемое грузами регулятора. Задний подшипник установлен на валике с натягом 0,012—0,034 мм. Рядом с посадочными местами под подшипники на валике державки обработаны лыски, предназначенные для съема подшипников.

Прессовой посадкой с валиком державки связана державка 19 грузов. Державка изготовлена из низкоуглеродистой стальной отливки. Упоры грузов державки имеют сквозные отверстия, в которые запрессованы с натягом 0,002—0,025 мм стальные оси 20 грузов. Задняя обработанная цилиндрическая часть державки является направляющей для муфты грузов.

Грузы 21 регулятора—сложной формы. Каждый груз имеет два расположенных в линию отверстия, в которые с натягом 0,007— 0,024 мм запрессованы стальные втулки, и поводок с отверстием. В отверстие поводка с натягом 0,002—0,028 мм запрессована ось,

 

 

 

Рис. 58. Регулятор числа оборотов:
1 -— палец пружины рычага рейки; 2 — корпус регулятора; 3 — штифт; 4 — пружина рычага рейки (стартовая); 5 — тяга рейки в сборе; 6 — указатель уровня масла; 7, 67 — уплотнительные прокладки; 8 — винт крепления корпуса регулятора; 9 — болт крепления стакана подшипников; 10 — стопорная шайба; 11 — втулка указателя уровня масла; 12 — втулка ведущей шестерни; 13 — пружинное кольцо; 14, 16 — шарикоподшипник; 15 — валик державки грузов; 17 — стопорная шайба; 18 — гайка крепления втулки ведущей шестерни; 19 — державка грузов; 20 — ось грузов; 21 — груз регулятора; 22 — ролик груза регулятора; 23 — фланец ведущей шестерни; 24 — сухарь ведущей шестерни; 25 — ведущая шестерня; 26 — втулка вала рычага пружины; 27 — болт крепления стакана подшипников; 28 — стакан подшипников; 29 — рычаг рейки; 30 — разводной шплинт; 31 — сальник корпуса регулятора; 32 — болт; 33 — пружинная шайба; 34, 56, 58, 62 — шайбы; 35—крышка возвратной пружины скобы кулисы; 36 — возвратная пружина скобы кулисы; 37 — уплотнительное кольцо оси кулисы; 38 — втулка оси кулисы; 39, 41 — винт; 40 — крышка смотрового люка; 42 — буферная пружина; 43 — корпус буферной пружины; 44 — контргайка; 45 — колпачок корпуса буферной пружины; 46 — винт крепления крышки регулятора; 47 — регулировочный болт; 48, 79, 84 — контргайка; 49 — регулировочный винт кулисы; 50 — скоба кулисы; 51 — стопорный винт; 52 — ось рычагов; 53 — винт-заглушка; 54 — рычаг управления регулятором; 55 — компенсационная пружина; 57 — винт; 59 — пружинное кольцо; 60 — вал рычага пружины; 61 — сегментная шпонка; 63, 65 — уплотнительное кольцо; 64 — втулка вала рычага пружины; 66 —ось скобы кулисы; 68 — втулка оси скобы кулисы; 69 — фиксатор кулисы; 70 — пружина фиксатора; 71 — кулиса регулятора; 72 — прокладка крышки смотрового люка; 73— винт крепления крышки регулятора; 74 — ось кулисы регулятора; 75 — крышка регулятора; 76 — прокладка крышки регулятора; 77 — винт-ограничитель; 78 — регулировочный винт двуплечего рычага; 80 — двуплечий рычаг; 81 — пружина регулятора; 82 — рычаг регулятора; 83 — пружинное кольцо; 85 — корпус пружины корректора; 86, 87 — регулировочные шайбы; 88 — пружина корректора; 89 — корректор; 90 — регулировочный болт; 91 — болт рычага пружины; 92 — ось упорной пяты; 93 — рычаг пружины; 94 — палец; 95 — серьга регулятора; 96 —упорная пята; 97 — муфта грузов; 98 — шарик; 99 — уплотнительное кольцо

 

 

 

на которую установлен ролик 22 груза, изготовленный из подшипниковой стали. Перемещение ролика вдоль оси ограничивается обработанными боковыми поверхностями поводка груза, с одной стороны, и державки—с другой. Грузы с роликами установлены на осях 20, а валик державки с подшипниками, державкой и грузами с роликами в сборе — в стакане 28 подшипников.

Стакан подшипников представляет собой цилиндрическую деталь с фланцем, изготовленную из стальной отливки. Внутренняя поверхность стакана расточена под установку шарикоподшипников валика державки с диаметральным зазором по наружному кольцу подшипников 0,00— 0,061 мм.

В хвостовой части стакана подшипников обработаны три сквозные прорези. Три внутренних выступа стопорного кольца 13 через прорези стакана заходят в кольцевую канавку наружной обоймы заднего подшипника, фиксируя его положение в осевом направлении.

Стакан подшипников прижимается обработанным торцом фланца к передней стенке корпуса регулятора двумя болтами 27, ввернутыми в корпус насоса через отверстия корпуса регулятора, и болтом 9, ввернутым в корпус регулятора. Все три болта законтрены специальными стопорными шайбами 10. Точность установки стакана подшипников обеспечивается введением в расточку корпуса регулятора выступающей из стакана наружной обоймы переднего подшипника валика державки грузов.

Для повышения долговечности деталей измерителя скорости и его привода втулка ведущей шестерни, ведущая шестерня, валик державки грузов, оси грузов, оси роликов и ролики 

 

грузов подвергаются специальной термической или химико-термической обработке, обеспечивающей высокую твердость и износостойкость их рабочих поверхностей.

Крышка регулятора 75 изготовлена из алюминиевой отливки и является корпусной деталью, в полости которой расположено большинство деталей регулятора. Между передней плоскостью крышки и корпусом регулятора установлена уплотнительная паро-нитовая прокладка 76

крышка крепится к корпусу шестью винтами 73 с пружинными шайбами 33 и плоскими шайбами 34. Правильность положения крышки относительно корпуса обеспечивается двумя установочными штифтами 3, запрессованными в отверстия корпуса.

На боковых поверхностях крышки регулятора обработаны отверстия и поверхности под установку деталей и механизмов регулятора. Передняя и задняя боковые проушины с резьбовыми отверстиями предназначены для установки болта 47 регулировки максимальных чисел оборотов с контргайкой 48 и такого же болта регулировки минимальных оборотов холостого хода с контргайкой.

На заднем обработанном торце крышки имеются резьбовые отверстия для крепления крышки смотрового люка и установки регулировочных винтов регулятора. В нижней задней части крышки расположено маслосливное отверстие, закрытое винтом 57 с уплотняющей шайбой 58.

В верхней части крышки регулятора в двух бобышках просверлены поперечные сквозные отверстия, заканчивающиеся с обеих сторон резьбой. В отверстии с зазором 0,005—0,036 мм установлена ось 52 рычагов, изготовленная из низкоуглеродистой прутковой стали. Положение оси определяется двумя ввернутыми в крышку винтами-заглушками 53.

На оси рычагов подвешены двуплечий рычаг 80 и рычаг 82 регулятора. Перемещение двуплечего рычага вдоль оси рычагов ограничено внутренними обработанными торцами бобышек крышки регулятора. Между коротким плечом двуплечего рычага и торцом бобышки крышки на ось надета дистанционная шайба 56. Рычаг регулятора прижат к короткому плечу двуплечевого рычага установленной на оси компенсационной пружиной 55.

Двуплечий рычаг изготовлен штамповкой из листовой конструкционной стали. Выступ длинного плеча рычага имеет отверстие, в которое входит один конец пружины 81 регулятора. Этот выступ термически обработан для повышения твердости поверхности и уменьшения износа проушины. На спинке рычага в нижней отогнутой части имеется отверстие, в которое установлен регулировочный винт 78 с контргайкой 79, передающий усилие пружины на рычаг регулятора.

Рычаг 82 регулятора изготовлен обработкой отливки из низкоуглеродистой стали. Форма швеллера придает его стержню необходимую прочность и жесткость. 

 

В средней части рычага выполнена бобышка с резьбовым отверстием для установки регулировочного болта 90 с контргайкой 48. Торец головки регулировочного болта, опирающийся на вал 60 рычага пружины, имеет высокую чистоту и твердость, обеспечивающую минимальные износы поверхности. Над нижними проушинами расположена полая бобышка корректора. Передний торец этой бобышки, находящийся в контакте с упорной пятой 96, обработан до высокой чистоты и имеет высокую твердость.

Корректор 89 регулятора 1 изготовлен из подшипниковой стали. Его износостойкость обеспечивается высокой чистотой и твердостью поверхности переднего торца шляпки. Корректор вместе с пружиной 88 установлен в стаканообразном стальном корпусе 85, в котором положение корректора фиксируется пружинным кольцом 83, вставленным в канавку стержня корректора. Величина предварительного натяга пружины отрегулирована при сборке установкой соответствующего количества стальных шайб 34, 86 и 87 различной толщины. Выступание корректора над передним торцом бобышки рычага на определенную величину регулируется ввертыванием корпуса корректора в рычаг. Затем корпус корректора контрится контргайкой 84, навернутой до упора.



1 На некоторых модификациях двигателей устанавливается топливная аппаратура без корректора на рычаге регулятора.





Нижняя часть рычага регулятора заканчивается двумя выступающими проушинами со сквозным отверстием в каждой, расположенным параллельно оси рычагов. В эти отверстия установлен с зазором 0,009—0,025 мм стальной грибковый палец 94. Своей шляпкой палец обращен в сторону рычага рейки. От выпадания палец удерживается разводным шплинтом 30. Осевое перемещение пальца р зазор между его шляпкой и рычагом рейки регулируются стальными шайбами 34.

На грибковом пальце подвешена серьга 95 регулятора. Серьга изготовлена штамповкой из низкоуглеродистой листовой стали и имеет П-образную форму. Четыре отверстия, выполненные по два в линию, служат для подвижного соединения серьги с рычагом регулятора и упорной пятой муфты грузов.

Упорная пята 96 изготовлена из хромомарганцевой низкоуглеродистой стали. Поверхность пяты, работающая в контакте с корректором и рычагом регулятора, имеет цилиндрическую форму. При изготовлении для получения высокой износостойкости эта поверхность была подвергнута цементации и закалке и обработана до высокой чистоты. Передний хвостовик пяты запрессован с натягом 0,002—0,022 мм во внутреннюю обойму упорного шарикоподшипника 14. Наружная обойма этого подшипника установлена в расточку муфты грузов.

Пята и серьга регулятора установлены на одной оси 92, которая вставлена в отверстие пяты с зазором 0,025—0,090 мм. На этой же оси установлен рычаг 29 рейки. Серьга регулятора, упорная пята 

 

и рычаг рейки удерживаются на оси разводными шплинтами 30 с шайбами 34.

Муфта 97 грузов изготовлена из низкоуглеродистой хромистой стали. Рабочие поверхности ее подвергнуты цементации и закалке до высокой твердости. Передний торец муфты, в который упираются при работе регулятора ролики грузов, обработан до высокой чистоты. В передней части муфты на внутренней поверхности выполнена канавка трапецеидального сечения. В канавку при сборке заложено двадцать семь шариков 98, которые обеспечивают возможность вращения муфты и ее осевого перемещения относительно державки грузов.

Установленный на оси упорной пяты рычаг 29 рейки связан с тягой 5 рейки верхним пальцем, который с зазором 0,025—0,075 мм входит во втулку тяги. Соединение зафиксировано разводным шплинтом 30.

Нижний палец рычага рейки с зазором 0,080—0,185 мм входит в прямоугольный паз кулисы 71.

Передний палец тяги удерживается в отверстии рейки насоса с зазором 0,011—0,069 мм пружинной планкой, ось которой закреплена на тяге рейки.

Рычаг и тяга рейки изготовлены холодной штамповкой из низкоуглеродистой листовой стали. Пальцы и втулки рычага и тяги, обработанные из низкоуглеродистого стального прутка, зачекаииваются в соответствующих отверстиях рычага и тяги и припаиваются к ним медью. После пайки рычаг и тяга подвергаются цианированию, которое обеспечивает повышение их жесткости и высокую износостойкость всех шарнирных соединений. Рычаг рейки постоянно находится под действием усилия стартовой пружины 4, один конец которой закреплен в отверстии рычага.

Управление регулятором осуществляется изменением положения пружины 81 регулятора, изготовленной из термически обработанной пружинной проволоки. Пружина подвергнута дробеструйной обработке для повышения ее усталостной прочности.

Рычаг пружины изготовлен из стальной отливки. Верхняя часть его для уменьшения износа отверстия подвергнута термической обработке. Рычаг нижним отверстием с прорезью установлен на валу 60 рычага пружины. Сегментная шпонка 61 фиксирует рычаг в определенном положении относительно вала. В осевом направлении рычаг на валу удерживается затяжкой клеммового соединения болтом 91 с пружинной шайбой 33.

Вал 60 рычага пружины изготовлен из конструкционной стали. Наружная цилиндрическая поверхность его для уменьшения износа подвергнута закалке с нагревом токами высокой частоты. В осевом направлении вал фиксируется пружинным кольцом 59, установленным в специальную канавку.

На концах вала выполнены по две лыски, на которых фиксируется своим пазом рычаг 54 управления регулятором, закрепленный на валу болтом 32 с пружинной шайбой 33.

 

 

Рычаг 54 управления регулятором изготовлен штамповкой из низкоуглеродистой листовой стали. В нижнее отверстие рычага запрессован и расклепан стальной цилиндрический упор, который ограничивает перемещение рычага между болтом максимальных чисел оборотов и болтом минимальных чисел оборотов холостого хода.

Вал с рычагом пружины и рычагом управления расположен в стальных втулках 26 и 64 вала, которые запрессованы в крышку регулятора с уплотняющими резиновыми кольцами 65. Для уплотнения полости регулятора в выточку втулки вала со стороны рычага управления установлено резиновое уплотняющее кольцо 63 с шайбой 62. С противоположной стороны в выточку запрессован стальной штампованный колпачок.

В нижней части крышки регулятора размещен кулисный механизм, служащий для остановки двигателя.

Кулиса 71 регулятора изготовлена из стальной отливки. В расточке кулисы с зазором 0,045—0,140 мм установлен фиксатор 69 кулисы с пружиной 70 фиксатора. Конец фиксатора входит в обработанный паз оси 74, на которой с зазором 0,045—0,110 мм установлена кулиса регулятора. На конце стальной оси кулисы, выступающей из крышки регулятора, выполнен торцовый шип с двумя лысками. Торцовый шип фиксирует ось относительно скобы 50 кулисы. Ось кулисы установлена с зазором 0,035—0,115 мм в отверстии стальной втулки 38,которая ввернута на резьбе в крышку регулятора. В выточке ввертыша расположено резиновое уплотнительное кольцо 37, удерживаемое в своем гнезде стальной штампованной крышкой 35 возвратной пружины. Крышка пружины фиксируется на оси кулисы скобой 50 кулисы, закрепленной на оси болтом 32 с пружинной шайбой 33 и плоской стальной шайбой 34.

Другой своей стороной изготовленная штамповкой из листовой стали скоба надета отверстием на ось 66 скобы с зазором 0,06—0,3 мм. Ось скобы ввернута с уплотнительной шайбой 67 во втулку 68 оси, которая на резьбе установлена в крышке регулятора.

Возврат скобы в пусковое положение обеспечивается возвратной пружиной 36 скобы кулисы. Эта пружина надета на обработанную бобышку втулки оси кулисы. Один из отогнутых витков пружины входит в специальное отверстие крышки регулятора, другой — через малое отверстие в крышке пружины — в отверстие скобы регулятора. Возврат скобы в рабочее положение происходит до упора кулисой в закаленную головку стального регулировочного винта-ограничителя 77 подачи топлива, который регулируется, контрится контргайкой 48 и пломбируется после заводских испытаний двигателя. Рядом с винтом-ограничителем в крышке регулятора установлен и зачеканен регулировочный винт 49 кулисы.

Задняя часть крышки регулятора закрыта крышкой смотрового люка 40. Крышка изготовлена из алюминиевой отливки 1.



1 В регуляторах выпуска до 1968 г. крышки смотрового люка изготовлялись штамповкой из листовой стали.

В средней части крышки расположено гнездо корпуса буферной пружины. В гнездо ввернут стальной корпус 43 буферной пружины со шлицевым пазом под отвертку с наружной стороны. В полости корпуса с натягом 0,00—0,55 мм по концевому витку установлена буферная пружина 42, обеспечивающая установку минимально устойчивых чисел оборотов холостого хода. Корпус буферной пружины фиксируется контргайкой 44 и закрывается резьбовым колпачком 45 корпуса пружины.

Крышка смотрового люка крепится к крышке регулятора пятью винтами 39 с пружинными шайбами 33 и контргайкой 48 винта-ограничителя 77. Для уплотнения полости регулятора под крышкой смотрового люка установлена картонная прокладка 72.

Все подвижные соединения деталей регулятора смазываются маслом, которое разбрызгивается во внутренней полости ведущей шестерней ускоряющей передачи. При эксплуатации двигателей следует внимательно и систематически следить за уровнем масла в регуляторе. Работа регулятора без смазки или с недостаточным количеством масла может привести к интенсивному износу соединений и, как следствие, к изменению начальных регулировок двигателя. Более того, возможные в подобном случае задиры и заклинивание грузов могут привести к разносу двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Работа регулятора числа оборотов

Схема механизмов регулятора при работе двигателя показана на рис. 59.

Державка 19 грузов, закрепленная на валике 15, приводится во вращение от ведущей шестерни 25, установленной на кулачковом валу топливного насоса высокого давления. Грузы 21 регулятора под действием центробежных сил стремятся повернуться вокруг осей 20, упираясь своими роликами в торец муфты 97, которая через радиально-упорный подшипник и пяту 96 передает усилие грузов рычагу 82 регулятора, подвешенному на оси 52.

С другой стороны на рычаг регулятора действует усилие пружины 81 регулятора, передаваемое через двуплечий рычаг 80 и его регулировочный винт 78.

Верхним концом пружина регулятора зацеплена за рычаг 93, который через вал 60 рычага жестко связан с рычагом 54 управления.

Таким образом, рычаг регулятора и упирающаяся в него пята находятся в положении, когда центробежные силы грузов уравновешиваются усилием пружины регулятора.

При нажатии на рычаг управления 54 усилие от пружины на рычаг увеличивается как за счет растяжения пружины, так и в связи с изменением углового расположения пружины относительно двуплечего рычага. Это усилие при том же положении пяты и силового рычага может быть уравновешено только при увеличении числа

оборотов кулачкового вала насоса, когда центробежные силы грузов достаточно возрастут. Иными словами, каждому положению рычага управления соответствует число оборотов насоса (и двигателя), при котором может быть обеспечено равновесное положение пяты регулятора, а следовательно, и устойчивая работа двигателя.

Пята регулятора шарнирно связана с рычагом 29 рейки, который через тягу 5 соединен с рейкой 100 (рис. 59) топливного насоса. Нижний палец рычага рейки входит в паз кулисы 71 (см. рис. 58) регулятора.

При заданном положении рычага управления и при уменьшении нагрузки на двигатель число оборотов двигателя повышается. В этом случае центробежные силы грузов возрастают и грузы расходятся, преодолевая усилие пружины и перемещая пяту регулятора. Вместе с пятой поворачивается рычаг рейки относительно своего нижнего пальца, выдвигая рейку и уменьшая тем самым подачу топлива до тех пор, пока не установится число оборотов двигателя, заданное положением рычага управления регулятора.

Если же нагрузка на двигатель увеличивается, то число оборотов, а вместе с ними и центробежные силы грузов уменьшаются. Усилием пружины пята перемещается, сближая грузы и увеличивая подачу, до тех пор, пока число оборотов двигателя не достигнет величины, заданной положением рычага управления.

Максимальное число оборотов двигателя устанавливается болтом 47, который ограничивает перемещение рычага управления регулятором; минимальные числа оборотов двигателя регулируются таким же болтом, установленным в заднюю бобышку крышки регулятора.

Для того чтобы остановить работающий на любом режиме двигатель, скоба кулисы 50 поворачивается в нижнее положение. Вместе со скобой перемещается связанная с ней кулиса 71, которая поворачивает за нижний палец рычаг рейки относительно оси, уста-новленной в пяте регулятора. Рейка 100 (рис. 59) топливного насоса, связанная с рычагом рейки тягой 5 (см. рис. 58), выводится в положение выключенной подачи, и двигатель останавливается.

После полной остановки двигателя силовой рычаг занимает под действием пружины регулятора крайнее левое положение, определяемое регулировочным болтом 90, который головкой упирается в вал 60 рычага пружины. Пята регулятора под действием усилия стартовой пружины 4 также перемещается в крайнее левое положение, отходя от рычага регулятора. После возвращения скобы, а с ней и кулисы в исходное положение под действием стартовой пружины рейка вдвигается в положение пусковой подачи, которая приблизительно вдвое превышает номинальную величину подачи.

При пуске в цилиндры двигателя подается, как уже указывалось, увеличенное количество топлива. После пуска, когда число оборотов двигателя начинает увеличиваться, грузы регулятора расходятся и, преодолевая усилие стартовой пружины, перемещают пяту до упора в силовой рычаг, уменьшая подачу топлива до номинальной величины. Далее процесс регулирования происходит, как на обычно работающем двигателе, т. е. перемещение рейки насоса, а с ним и уменьшение подачи топлива происходит до тех пор, пока пята регулятора не достигнет равновесного положения.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности разборки и сборки регулятора



Разборка и сборка регулятора должны проводиться только квалифицированным персоналом в специальной мастерской, так как отрегулировать регулятор после разборки без специализированного стендового оборудования практически невозможно.

При разборке регулятора без крайней необходимости не следует нарушать положения деталей, установка которых регулируется.

При снятии крышки регулятора необходимо не потерять выпадающие из канавки муфты грузов шарики.

При сборке регулятора и его установке на топливный насос высокого давления следует обратить особое внимание на выполнение перечисленных ниже требований.

1. Подготовленные к сборке детали должны быть чистыми. Трущиеся поверхности деталей должны быть смазаны дизельным маслом.

2. Перед установкой гасителя крутильных колебаний ведущая шестерня ускоряющей передачи должна легко и без заеданий проворачиваться на втулке.

3. Гайка крепления гасителя крутильных колебаний должна быть затянута моментом 3 кГм (осевое перемещение не допускается). При легком проворачивании шестерни относительно неподвижного кулачкового вала рука должна встречать упругое сопротивление,

 

 

4. Собранные с державкой грузы должны свободно, без заеданий, качаться на своих осях. Грузы должны быть одной группы по статическому моменту.

5. Подшипники должны напрессовываться на валик державки так, чтобы усилия не передавались через шарики. Повреждение сепараторов, установленных на валик подшипников, не допускается. Установленный в стакан подшипников валик, собранный с державкой и грузами, должен легко, без заеданий и прихватываний, проворачиваться в подшипниках. Пружинное стонорное кольцо должно быть вставлено в прорези стакана таким образом, чтобы его выступы вошли в канавку наружной обоймы подшипника. Болты крепления стакана подшипников должны быть надежно затянуты и законтрены отгибными шайбами.

6. Муфта грузов, собранная с подшипником и пятой, должна легко, без заеданий и прихватываний, проворачиваться на упорной пяте. Для удобства сборки при установке шариков в канавку муфты грузов допускается применение смазки УН по ГОСТу 782—59.

7. Если положение регулировочных винтов, расположенных в крышке регулятора, на рычаге регулятора и двуплечем рычаге при разборке было изменено, то при сборке регулятора винты необходимо установить следующим образом:

торец регулировочного винта-ограничителя подачи в крышке должен быть совмещен с торцом внутренней поверхности бобышки крышки регулятора;

регулировочный винт кулисы должен быть вывернут, но его торец не должен выступать над поверхностью фланца крышки регулятора.

болт минимальных чисел оборотов холостого хода и болт максимального скоростного режима должны быть ввернуты не до конца; расстояние между торцами болтов и бобышек должно быть равно 7—8 мм



выступание торца головки регулировочного болта номинальной подачи над торцом бобышки рычага регулятора должно быть в пределах 12,7—13,3 мм

регулировочный винт двуплечего рычага должен выступать над бобышкой в сторону рычага регулятора на 1—1,5 мм.

8. Осевой зазор вала рычага пружины после установки вала в крышку регулятора с рычагом пружины и стопорным пружинным кольцом должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.

9. Работа фиксатора должна быть проверена перед установкой собранной кулисы в крышку регулятора поворотом оси кулисы до упора против часовой стрелки (со стороны шипа). Ось должна быстро возвращаться в исходное положение.

10. Скоба кулисы после сборки крышки регулятора (даже при повороте скобы на небольшой угол) должна возвращаться в крайнее верхнее положение с четким характерным щелчком удара кулисы

о винт. 

 

11. Буферная пружина должна быть вставлена в корпус до упора, а корпус буферной пружины ввернут в крышку смотрового люка до совмещения его торца с внутренним торцом гнезда.

12. В собранном регуляторе все детали должны перемещаться легко и без заеданий. Выдвинутая до отказа рейка должна плавно, без заеданий и прихватываний, возвращаться в положение максимальной подачи.

Четкость работы регулятора и его долговечность в большей степени зависит от чистоты сборки, поэтому организация рабочего места сборщика должна исключать попадание на детали собираемого узла грязи, пыли, влаги и металлической стружки.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..