Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 10

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 10

 

 

 

Работе топливного насоса высокого давления



Принцип работы насоса высокого давления показан на рис. 55.

При нижнем положении плунжера (рис. 55 а) топливо, поступающее из фильтра тонкой очистки, заполняет внутренние полости А и Б насоса и через впускное отверстие В втулки плунжера — над-плунжерную полость между верхним торцом плунжера и нагнетательным клапаном.

В начале движения плунжера вверх топливо из надплунжерной полости вытесняется через впускное отверстие втулки (рис. 55, б).

После перекрытия этого отверстия верхней кромкой плунжера замкнутое в надплунжерном объеме топливо поднимает нагнетательный клапан, сжимая его пружину, до выхода из седла нижней кромки разгружающего пояска Д (рис. 55, в) и нагнетается плунжером к форсункам двигателя (рис. 55, г). Давление топлива в трубопроводе перед форсункой достигает при впрыске величины, превышающей 400 кГ/см2. Нагнетание прекращается, как только отсечная кромка винтовой канавки плунжера Е открывает отсечное отверстие втулки плунжера Г. При этом давление над плунжером резко падает, нагнетательный клапан садится под действием пружины на седло, разъединяя надплунжерное пространство и полость топливопровода высокого давления, а топливо при дальнейшем движении вверх плунжера перетекает из надплунжерного пространства в полость Б корпуса насоса (рис. 55, д).

Во время движения плунжера вниз полость над ним заполняется топливом под давлением, которое поддерживается в каналах корпуса А и Б топливоподкачивающим насосом. Далее процесс повторяется.

Назначение нагнетательного клапана не ограничивается простым разобщением трубопровода высокого давления и надплунжерной

 

 

 

 

 

Особенности разборки и сборки топливного насоса высокого давления



Для полной разборки топливного насоса высокого давления после снятия муфты опережения впрыска, подкачивающего насоса, узлов регулятора необходимо:

1) снять указатель уровня масла, боковую крышку и колпак рейки; 

 

 

 

 

 

на втулке плунжера; при этом плунжер должен свободно, без заеданий, перемещаться в пазах поворотной втулки.

Поворотные втулки с венцами должны быть установлены при среднем относительно корпуса насоса положении рейки таким об- , разом, чтобы прорезь каждого венца находилась в плоскости оси отверстия под стопорный винт втулки плунжера, а средний зуб венца — в средней впадине рейки. После затяжки стопорных винтов втулок плунжеров ход рейки должен быть легким, плавным, без ощутимых заеданий и иметь величину не менее 25 мм. Свободный ход рейки относительно каждого зубчатого венца должен быть не более 0,17 мм.

10. Штуцеры насоса должны быть затянуты динамометрическим ключом с моментом 10—12 кГм. После затяжки каждого штуцера перемещение рейки должно оставаться легким и плавным на всей длине ее хода.

11. Винт-ограничитель мощности на обкаточный период должен быть вывернут до упора из колпака рейки и законтрен шплинт-проволокой.

После сборки и установки регулятора числа оборотов топливный насос должен быть отрегулирован на специальном стенде.

Особенности регулирования насосов и требования к регулировочному стенду изложены ниже в разделе «Стендовая регулировка и проверка насосов высокого давления с регулятором числа оборотов».

 

 

Привод топливного насоса высокого давления



Конструкция. Привод топливного насоса высокого давления осуществляется парой цилиндрических шестерен со спиральным зубом. Модуль зуба в нормальном сечении 2,5 мм. Ведущая шестерня крепится к шестерне распределительного вала шестью болтами М10Х1- Фиксация шестерни в радиальном направлении обеспечивается плотной посадкой на бурт шестерни распределительного вала, выполненной по 2-му классу точности (зазор 0,058лш, натяг 0,022 мм).

Шестерни можно соединить в блок только в одном положении, так как одно отверстие под крепежный болт смещено на 4° от равномерного расположения по окружности.

Ведомая шестерня устанавливается на шейку вала привода топливного насоса до упора в напрессованный на него радиальный шарикоподшипник и крепится гайкой со специальной замковой шайбой. Положение шестерни на валу фиксируется сегментной шпонкой. Ведущая и ведомые шестерни изготовлены из стали 40X и подвергнуты закалке и отпуску в заготовке до твердости НВ 241—285. 

 

 

 



Вал в сборе с подшипниками и шестерней устанавливается в расточки блока цилиндров. Передний подшипник закрепляется в блоке с помощью штампованного из листовой стали упорного фланца. Задний подшипник в блоке и на валу не крепится.

Установленный на выступающем конце вала фланец ведущей полумуфты имеет разрезную ступицу и зажимается на валу болтом с корончатой гайкой. Такое соединение фланца с валом позволяет регулировать осевой зазор в муфте привода при установке топливного насоса. Гайка стопорится разводным шплинтом. На фланце выполнены по дуге два сквозных паза, через которые проходят болты, соединяющие фланец с ведущей полумуфтой. На наружной цилиндрической поверхности фланца нанесена нулевая метка, по обе стороны от которой расположены по восемь рисок через каждые 2°.

На обработанной цапфе фланца устанавливается ведущая полумуфта, имеющая два прямоугольных выступа с резьбовыми отверстиями. В эти отверстия ввертываются болты, соединяющие полу-муфту с фланцем. На наружной поверхности полумуфты нанесена нулевая метка. Привалочные плоскости фланца и полумуфта подвергаются пескоструйной обработке для увеличения коэффициента трения.

Болты крепления полумуфты изготовлены из стали 35Х и термически обработаны до твердости HRC 33—37. Под головку болта устанавливается плоская шайба толщиной 3 мм. Стопорение болтов производится шплинт-проволокой.

Выступы на ведущей полумуфте входят в соответствующие пазы текстолитовой шайбы. В другую пару пазов текстолитовой шайбы входят выступы автоматической муфты опережения впрыска топлива, которая установлена на валу топливного насоса высокого давления. Для увеличения прочности текстолитовая шайба имеет металлический обод.

Особенности сборки привода топливного насоса высокого давления. При установке привода необходимо обращать внимание на совмещение меток на венцах ведущей и ведомой шестерен. Нулевые метки на фланце и ведущей полумуфте должны быть также совмещены, а при установке насоса высокого давления метка на автоматической муфте должна быть совмещена с меткой на ведущей полумуфте. Это обеспечит предварительную увязку работы секций топливного насоса с положением деталей кривошипно-шатунного механизма и газораспределения.

 

 

Более точная регулировка начала подачи топлива производится при заполненной топливом системе и описана в разделе «Техническое обслуживание двигателя».

При установке топливного насоса следует проверять осевой зазор между торцами выступов ведущей полумуфты и автоматической муфты опережения впрыска топлива. Этот зазор должен находиться в пределах 0,3—0,8 мм и может регулироваться перемещением фланца ведущей полумуфты по валу привода топливного насоса.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..