Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 6

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 6

 

 

 

 

 

СИСТЕМА СМАЗКИ
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ


Система смазки служит для обеспечения бесперебойной подачи предварительно очищенного от механических примесей масла к трущимся поверхностям при работе двигателя для снижения трения и повышения износостойкости деталей, а также для отвода тепла от нагревающихся деталей.

Нормальная работа системы смазки является одним из основных факторов повышения надежности и долговечности двигателя.

На двигателях ЯМЗ трущиеся пары смазываются под давлением и разбрызгиванием. Масло под давлением подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, толкателей и коромысел клапанов, к сферическим опорам штанг толкателей, к втулкам верхней головки шатуна» к подшипникам масляного насоса и его привода, а также к шатунным подшипникам компрессора пневмотормозов. Зеркало цилиндров, зубчатые передачи, подшипники качения, кулачки распределительного вала и другие трущиеся поверхности, не требующие обильной смазки, смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым вращающимися деталями двигателя (рис. 34).

 

 

 

 

 

 

 

вязкость. Это позволяет ограничить нагрузки на детали насоса и его привода в период пуска.

В корпусе фильтра грубой очистки установлен предохранительный клапан, отрегулированный на начало открытия при перепаде давлений до и после фильтра 2—2,5 кГ/см2.

При сильном засорении секций фильтрующего элемента или при пуске двигателя на холодном масле сопротивление фильтра значительно увеличивается, и он не может пропустить достаточное для смазки подшипников двигателя количество масла. Перепад давления в полостях неочищенного и очищенного масел возрастает, и когда он превышает 2—2,5 кГ/см 2, масло, преодолевая усилие пружин, открывает клапан и поступает в центральный масляный канал, минуя фильтр. Это предохраняет подшипники двигателя от перегрева из-за недостатка смазки и, как следствие, от повышенных износов и возможного выхода из строя. Однако следует учитывать, что в этом случае в двигатель подается неочищенное масло. Наличие в масле крупных механических частиц неблагоприятно сказывается на работе подшипников, вызывая задиры и глубокие риски на вкладышах.

Своевременная промывка секций фильтрующего элемента грубой очистки исключает длительную подачу в двигатель нефильтрованного масла и тем самым предохраняет его от преждевременного выхода из строя.

В картере двигателя на нижней привалочной плоскости блока установлен сливной клапан системы смазки. Его назначение — поддерживать постоянное давление в системе смазки, сливая избыток масла, подаваемого масляным насосом в начальный период эксплуатации двигателя. По мере увеличения зазоров в подшипниках в процессе износа деталей увеличивается количество масла, проходящего через подшипники. Когда расход через зазоры при данном давлении становится равным полной производительности насоса сливной клапан, отрегулированный на давление 4,7—5,0 кГ/см 2, закрывается. С этого момента дальнейший износ подшипников приводит к снижению давления в системе смазки. Таким образом, снижение давления в системе смазки ниже допустимого при отсутствии дополнительных, случайных утечек масла указывает на чрезмерный износ подшипников двигателя и прежде всего подшипников коленчатого вала.

Четвертый клапан, о котором уже говорилось выше, установлен на корпусе радиаторной секции и регламентирует давление в магистрали, подающей масло для охлаждения в масляный радиатор. Из масляного радиатора охлажденное масло сливается в поддон.



ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Проверка уровня масла. Уровень масла следует проверять не раньше чем через 5 мин после остановки двигателя, т. е. тогда, когда большая часть масла стечет в поддон со стенок, из каналов и зазоров.

 

 

 

 

Двигатель заправляется чистым, соответствующим сезону маслом через маслозаливную горловину. Перед заливкой масла горловина должна быть тщательно очищена от пыли и грязи. Лучше всего заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами. При отсутствии колонок масло нужно заливать через воронку с сеткой из чистой, специально приспособленной для этой цели посуды.

Масло из корпуса регулятора сливается через отверстие в нижней части крышки (рис. 36).

В корпусе топливного насоса высокого давления нет отверстия для слива масла, поэтому масло в нем меняют только при техническом обслуживании, когда насос снимается с двигателя.

 

 

 

МАСЛЯНЫЙ НАСОС


На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 установлены полностью унифицированные масляные насосы шестеренчатого типа. 

 

 

 

 

 

С левой стороны на корпусе нагнетающей секции имеется фланец, к которому двумя болтами крепится трубка, соединяющая полость нагнетания секции с вертикальным каналом блока цилиндров. Стык между фланцами насоса и трубки уплотняется парони-товой прокладкой. Рядом с фланцем на корпусе насоса имеется резьбовое отверстие М24, в которое ввертывается редукционный клапан нагнетающей секции.

В резьбовое отверстие М22, расположенное на левой стороне радиаторной секции насоса, ввертывается предохранительный клапан. На заднем торце корпуса радиаторной секции имеются два фланца. К одному из них через паронитовую прокладку двумя болтами крепится отводящая трубка радиаторной секции, ко второму — всасывающая трубка с закрепленным на ее свободном конце сетчатым маслозаборником.

Маслозаборник состоит из штампованного кожуха, закрепленного двумя болтами на фланце трубки, и металлической сетки с размером ячеек 4X4мм, выполненной в форме чаши с окантованными краями. Сетка закрепляется в кожухе с помощью проволочной пружины, концы которой заведены в замковые прорези кожуха. Трубки маслозаборника для двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 различны по длине, которая определяется формой поддона двигателя.

Масляный насос в сборе крепится к крышке переднего коренного подшипника с помощью двух шпилек с гайками и фиксируется на ней двумя штифтами, запрессованными в специальный кронштейн, выполненный как одно целое с корпусом нагнетающей секции насоса.

Для обеспечения необходимого зазора в зацеплении промежуточной шестерни привода масляного насоса с шестерней коленчатого вала положение насоса по вертикали регулируется специальными стальными прокладками толщиной 0,1 мм. Количество прокладок, устанавливаемых между корпусом насоса и крышкой переднего коренного подшипника, должно быть не более трех; при этом зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,25—0,37 мм. Всасывающая трубка масляного насоса дополнительно крепится к крышке третьего коренного подшипника коленчатого вала с помощью специального кронштейна и скобы.

Во избежание неправильной установки нагнетающих и всасывающих трубок, приводящей к неплотностям в соединениях фланцев, утечке масла или подсосу воздуха и, как следствие, к снижению давления масла в системе, их окончательное крепление следует производить только после установки насоса. Затяжку болтов на фланцах нагнетающих трубок нужно производить поочередно на обоих фланцах в несколько приемов. Перед окончательной затяжкой болтов крепления всасывающей трубки к насосу ее надо, перемещая вверх, прижать к специальному кронштейну, затем затянуть болты и скобой прикрепить к кронштейну.

 

 

КЛАПАНЫ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Конструкция. Конструкция редукционного клапана нагнетающей секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции и сливного клапана системы смазки в принципе одинакова, а редукционный и сливной клапаны отличаются между собой только пружинами, имеющими различную характеристику. Следует иметь в виду, что редукционный и сливной клапаны, имея одинаковые установочные размеры, отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически воспрещается.

В отличие от редукционного клапана нагнетающей секции масляного насоса на сливном клапане после его сборки наносится номер

узла 236-1011359Б. Предохранительный клапан (рис. 38) радиаторной секции отличается наружной резьбой корпуса и поэтому не может быть установлен в другое отверстие.

Клапаны системы смазки — плунжерного типа, монтируются в цилиндрическом трубчатом корпусе. Снаружи на одном из концов корпуса нарезана цилиндрическая резьба, служащая для установки клапана в соответствующее резьбовое отверстие корпуса насоса или блока цилиндров. Для затяжки резьбового соединения на корпусе имеются лыски под ключ.

Внутренняя поверхность корпуса клапана обработана и имеет две ступени. Ступень меньшего диаметра служит направляющей клапана, а вторая ступень образует упор, на который клапан садится своим буртом. По образующей направляющей части расточки корпуса выполнен прямоугольный паз, по которому часть масла во время открытия клапана перетекает в плоскость пружины.

Это устройство позволяет гасить колебания клапана во время его работы. В средней части корпуса имеются четыре радиальных сверления, через которые при открытом клапане излишки масла сливаются в картер двигателя.

На свободном конце корпуса имеются два диаметрально расположенных отверстия, в которые устанавливается разводной шплинт. 

 

 

 

Клапан имеет цилиндрическую форму с буртом. Наружная направляющая поверхность клапана обработана. Со стороны бурта в клапане выполнено глухое отверстие, в которое входит пружина. Другой конец пружины упирается в специальный колпачок, в конструкции которого предусмотрено ограничение максимального перемещения клапана. С наружного торца на колпачке имеется диаметрально расположенный прямоугольный паз, через который проходит разводной шплинт корпуса. Это предотвращает проворачивание колпачка во время работы клапана и предохраняет шплинт от перетирания.

Затяжка пружины клапана регулируется специальными регулировочными шайбами, устанавливаемыми между колпачком и пружиной. Количество шайб на каждом клапане должно быть не более 4.

Снятие и промывка клапанов. При возможном засорении редукционного клапана нагнетающей секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции масляного насоса или сливного клапана системы смазки, установленного на нижней плоскости блока, клапан необходимо вывернуть, отогнув предварительно замковую шайбу, промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место, застопорив от самоотворачивания замковой шайбой.

Самостоятельная разборка и регулировка клапанов в эксплуатации не допускается, и при всех неисправностях (например, при поломках пружин) следует заменить весь клапан в сборе. В комплект запасных частей двигателя входят клапаны в сборе, отрегулированные на заводе на нужное давление.

 

 

ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА



Конструкция. Основным устройством для очистки масла, поступающего к подшипникам двигателя, является двухсекционный фильтр грубой очистки (рис. 39), через который проходит все масло, подаваемое насосом в систему.

Литой чугунный корпус фильтра имеет две полости, которые соединены каналами с отверстиями на привалочных фланцах. К блоку цилиндров фильтр крепится четырьмя болтами — по два на каждом фланце; привалочные плоскости уплотняются двумя паронитовыми прокладками.

Цилиндрическая часть корпуса имеет кольцевую проточку для фиксации колпака фильтра и центральное отверстие для центровки и уплотнения внутренней секции фильтрующего элемента. В специальное обработанное отверстие корпуса фильтра устанавливается перепускной клапан плунжерного типа, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Между пробкой и пружиной клапана имеются регулировочные шайбы, обеспечивающие необходимую затяжку, пружины и определяющие давление начала открытия клапана.

 

 

 

 

 

 

5. Промыть элементы мягкой волосяной щеткой в ванне с растворителем. При промывке элементов во избежание их повреждения нельзя пользоваться проволочными и жесткими волосяными щетками.

6. Повторно поместить элементы в ванну с чистым бензином или четыреххлористым углеродом, прополоскать каждый элемент и затем продуть сжатым воздухом.

Фильтрующие элементы вместо промывки в бензине или четыреххлористом углероде можно прокипятить в 10%-ном водном растворе каустической соды с последующей промывкой в дизельном топливе, затем продуть изнутри сжатым воздухом. Время кипячения — от 30 мин до 6 ч, в зависимости от степени загрязнения.

7. Промыть в дизельном топливе колпак масляного фильтра.

8. Собрать фильтр — надеть на стержень секции фильтрующих элементов, колпак и затем тщательно затянуть гайку.

9. Пустить двигатель и, дав ему проработать 3—4 мин, проверить фильтр на отсутствие подтеканий при работе двигателя на средних числах оборотов коленчатого вала.

Повреждения наружной и внутренней секций фильтра грубой очистки масла допускается ремонтировать запайкой оловом, если длина разрывов сетки не превышает 100 мм, а величина пробоин 3x3 мм общей площадью до 30 см2.

 

 

ФИЛЬТР ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА

Конструкция. Дополнительной, более тонкой очистке масло подвергается в фильтре центробежной очистки (рис 42). В фильтре из масла удаляются механические примеси величиной от 1 мкм, а также продукты окисления и осмоления масла в процессе работы двигателя. Хотя центробежный фильтр пропускает всего около 10% поступающего в систему масла, в течение 4—5 мин работы через него проходит весь объем залитого в картер двигателя масла; таким образом, загрязненность масла в картере двигателя в значительной степени снижается.

Принцип работы центробежного фильтра основан на отделении из масла более тяжелых грязевых примесей под действием центробежных сил во вращающемся роторе. Грязевые отложения скапливаются у стенок ротора, а в пространстве, близком к оси его вращения, находится зона чистого масла. Из этой зоны масло отводится к двум сопловым отверстиям в нижней части ротора, направленным горизонтально и в противоположные стороны. Вытекающие с большой скоростью через сопловые отверстия струи масла создают Реактивный момент, приводящий ротор во вращение.

При давлении масла в полости ротора порядка 5—6 кГ/см2 число оборотов ротора достигает 5—6 тыс. в минуту. Чистое масло, вытекающее из сопел ротора, свободно сливается в поддон двигателя. В ротор центробежного фильтра масло подается после грубой 

 

 

Промывка фильтра центробежной очистки. Для промывки фильтр центробежной очистки масла нужно разобрать в указанной ниже последовательности.

1. Отвернуть гайку 3 (рис. 43) колпака и снять шайбу 2 и колпак 1.

2. Вынуть чеку 5 и снять упорную шайбу 4.

3. Снять с оси ротор в сборе с колпаком.

4. Разобрать ротор: отвернуть гайку

6, снять шайбу 7 и колпак 10 ротора.

5. Удалить с колпака и ротора осадок, промыть детали фильтра в дизельном топливе.

6. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив при этом состояние деталей, особенно прокладки, сопел ротора, шайбы 2 и обратив внимание на правильность положения сетки. Если необходимо — прокладку заменить, а сопла ротора прочистить.

 

 

ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ

Штампованный из листовой стали поддон закрывает блок-картер двигателя снизу и является емкостью для масла.

На углубленной задней части поддона имеются две бобышки с резьбовыми отверстиями, закрытыми пробками. Через эти отверстия сливается отработавшее масло-. Одно из отверстий является технологическим и предназначено для подачи масла при заводской обкатке двигателя.

По верхнему контуру поддона имеется отбортовка, образующая привалочный фланец, которым поддон соединяется через пробковую прокладку с картерной частью двигателя и крепится к ней болтами. Чтобы фланец не деформировался при затяжке болтов, к нему приварены специальные пластины, увеличивающие его жесткость.

Внутренняя полость поддона разделена двумя перегородками, придающими жесткость его конструкции и уменьшающими всплески масла при движении автомобиля.

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..