ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 15

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ в 2019 году (глава 15-20) - часть 15

 

 

1744 

В  соответствии  со  статьями  12  и  28  данного  Федерального  закона  содержание 

образования  в  конкретной  образовательной  организации  определяется  основной 

образовательной программой, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с ФГОС 

и с учетом примерной основной образовательной программы. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) содержание 

основной  образовательной  программы  дошкольного  образования  должно  охватывать 

различные  направления  развития  и  образования  детей  (образовательные  области),  в  том 

числе  их  познавательное  развитие,  предполагающее  формирование  первичных 

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях 

объектов  окружающего  мира  (в  том  числе  о  причинах  и  следствиях),  планете  Земля  как 

общем доме людей, об особенностях ее природы и др. 

Усвоение  детьми  ценностей,  норм  и  правил,  принятых  в  обществе,  в  том  числе 

касающихся бережного отношения к природе и охраны окружающей среды, происходит в 

практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения, 

при  непосредственном  участии  детей.  Одновременно  экологическое  воспитание  может 

осуществляться через социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, 

физическое развитие. 

Для  обогащения  детского  развития  в  рамках  сетевого  взаимодействия  могут 

использоваться ресурсы местного сообщества и вариативные программы дополнительного 

образования детей, в том числе экологической направленности. Таким образом, ФГОС ДО 

и  примерной  основной  образовательной  программой  дошкольного  образования 

предусмотрено  экологическое  воспитание  детей  через  различные  формы  организации 

образовательной  деятельности,  что  не  требует  включения  во  ФГОС  ДО  расширенного 

блока вопросов, посвященных экологии и охране окружающей среды. 

Проекты ФГОС начального общего и основного общего образования направлены на 

обеспечение  экологического  воспитания  и  культуры,  осознание  глобального  характера 

экологических  проблем,  активное  неприятие  действий,  приносящих  вред  окружающей 

среде. 

На  уровне  начального  общего  образования  вопросы  экологического  образования 

включены  в  предмет  «Окружающий  мир»  предметной  области  «Обществознание  и 

естествознание (окружающий мир)». За счет достижения предметных результатов данной 

области обеспечиваются формирование уважительного отношения к природе и стремление 

действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.  

На  уровне  основного  общего  образования  задачи  экологического  образования 

решаются: 

1745 

-  при  освоении  ряда  обязательных  для  изучения  учебных  предметов 

естественнонаучного,  гуманитарного  и  прикладного  характера  (география,  биология, 

физика,  химия,  обществознание,  технология,  основы  безопасности  жизнедеятельности), 

включая  учебный  предмет,  курс  (модуль)  по  экологии,  возможность  изучения  которого 

предусмотрена  за  счет  части  образовательной  программы,  формируемой  участниками 

образовательных отношений; 

-  за  счет  формирования  у  обучающихся  личностных  результатов  при  реализации 

программ воспитания (в том числе по направлению «Экологическое воспитание»); 

- при реализации программ по экологии в учебной и внеурочной деятельности. 

Ожидается,  что  разработка  проекта  ФГОС  среднего  общего  образования  будет 

осуществлена  по  итогам  утверждения  проектов  ФГОС  начального  общего  и  основного 

общего образования для обеспечения преемственности уровней образования. 

Также  проводится  актуализация  ФГОС  среднего  профессионального  образования 

(далее – ФГОС СПО, СПО) с внесением общей компетенции «Содействовать сохранению 

окружающей  среды,  ресурсосбережению,  эффективно  действовать  в  чрезвычайных 

ситуациях».  Содержание  СПО  в  части  включения  базовых  знаний  в  области  охраны 

окружающей  среды  и  устойчивого  развития  формируется  с  учетом  специфики  будущей 

профессиональной деятельности. 

В  действующих  в  2019  г.  ФГОС  СПО  для  всех  профессий  и  специальностей 

предусмотрено  изучение  общепрофессиональных  дисциплин  «Основы  экологии», 

«Экологические  основы  природопользования»,  «Природопользование  и  охрана 

окружающей  среды»  в  объеме  от  36  часов,  куда  включены  разделы  из  области  охраны 

окружающей среды в рамках будущей профессии или специальности. 

В  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской  Федерации  в  2019  г. 

Министерство  просвещения  Российской  Федерации  разработало  проект  Концепции 

экологического  образования  (далее  –  Концепция),  к  работе  над  которым  в  качестве 

экспертов также были привлечены ФГБУ «Российская академия наук», ФГБНУ «Институт 

стратегии развития образования Российской академии образования» (далее – ИСРО РАО), 

ФГБУ «Центральное бюро информации Минприроды России», ФГБОУ ДО «Федеральный 

детский  эколого-биологический  центр»  (далее  –  ФДЭБЦ),  ФГБУ  «Информационно-

аналитический  центр  поддержки  заповедного  дела».  Утверждение  Концепции 

запланировано  на  2020  г.  После  утверждения  Концепции  планируется  разработка  плана 

реализации Концепции. 

ИСРО  РАО  занимался  разработкой  проекта  Концепции  общего  экологического 

образования в интересах устойчивого развития и первичной ее апробации, потребность на 

1746 

2019 г. – 3833,22 тыс. руб. (приказ от 20.08.2019 № 421, протокол Финансового совета от 

07.08.2019 АН-17/11вн). 

18.1.2 Высшее образование 

Все Федеральные государственные стандарты высшего образования (далее – ФГОС 

ВО)  уровней  «Бакалавриат»  и  «Специалитет»  содержат  требование  об  обязательном 

изучении дисциплины по безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя, в том 

числе,  требования  к  овладению  знаниями  в  области  защиты  окружающей  среды  и 

устойчивого развития. 

Кроме  того,  подготовка  специалистов  с  высшим  образованием  в  области  охраны 

окружающей среды и устойчивого развития осуществляется в соответствии с Федеральным 

стандартом  высшего  профессионального  образования  в  рамках  направлений  подготовки 

высшего  образования:  по  программам  бакалавриата:  05.03.06  Экология  и 

природопользование, 

по 

программам 

магистратуры: 

05.04.06 

Экология 

и 

природопользование. 

Формирование  компетенций  в  области  охраны  окружающей  среды  и  устойчивого 

развития  предусмотрено  ФГОС  ВО  по  направлениям  подготовки  (специальностям), 

входящим в расширенные группы направлений подготовки (специальностей): 

- 14.00.00 Ядерная энергетика и технологии; 

- 15.00.00 Машиностроение; 

- 18.00.00 Химические технологии; 

- 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии; 

- 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство; 

- 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; 

- 24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника; 

-  25.00.00  Аэронавигация  и  эксплуатация  авиационной  и  ракетно-космической 

техники; 

- 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта; 

- 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство. 

По  направлениям  подготовки  (специальностям)  «Международные  отношения»  и 

«Юриспруденция»  ФГОС  ВО  предусмотрено  освоение  компетенций  в  области 

экологического права. 

При формировании ФГОС в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона 

от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  учитываются 

положения профессиональных  стандартов.  Порядок  учета  профессиональных  стандартов 

1747 

во  ФГОС  осуществляется  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской 

Федерации  от  05.08.2013  №  661  «Об  утверждении  правил  разработки,  утверждения 

федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». 

В  настоящее  время  приказами  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской 

Федерации утверждены профессиональные стандарты в области экологического развития: 

-  «Специалист  в  области  обращения  с  отходами»  (Приказ  Министерства  труда  и 

социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2014 № 203н, с изменениями согласно 

Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 

№ 727н); 

-  «Специалист  по  эксплуатации  станций  водоподготовки»  (Приказ  Министерства 

труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2014 № 232н); 

-  «Специалист  по  эксплуатации  очистных  сооружений  водоотведения»  (Приказ 

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2014 № 227н, с 

изменениями  согласно  Приказу  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской 

Федерации от 12.12.2016 № 727н); 

-  «Инженер-проектировщик  сооружений  очистки  сточных  вод»  (Приказ 

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015 № 1084н); 

«Специалист-технолог 

в 

области 

природоохранных 

(экологических) 

биотехнологий» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 

от 21.01.2015 № 1046н); 

-  «Специалист  по  экологической  безопасности  (в  промышленности)»  (Приказ 

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2016 № 591н); 

-  «Специалист  контроля  качества  и  обеспечения  экологической  и  биологической 

безопасности в области обращения с отходами» (Приказ Министерства труда и социальной 

защиты Российской Федерации от 24.12.2015 № 1146н); 

- «Инженер-технолог по обращению с медицинскими и биологическими отходами» 

(Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2015 № 

1149н). 

18.1.3 Дополнительное образование и повышение квалификации 

Региональные  ресурсные  центры  развития  дополнительного  образования  детей 

естественнонаучной направленности действуют в 85 субъектах Российской Федерации, как 

правило,  на  базе  организаций  дополнительного  образования.  Они  проводят  работу  по 

методическому обеспечению и координации деятельности образовательных организаций, 

реализующих дополнительные общеобразовательные программы данной направленности. 

1748 

В 2019 г. Министерство просвещения Российской Федерации разработало Порядок 

формирования Всероссийского сводного календарного плана мероприятий, направленных 

на  развитие  экологического  образования  детей  и  молодежи  в  образовательных 

организациях,  всероссийских  и  межрегиональных  общественных  экологических 

организациях  и  объединениях  (далее  –  Порядок).  На  основе  Порядка  сформирован  и 

реализуется с 2019 г. Всероссийский сводный календарный план мероприятий. 

В рамках реализации сводного плана мероприятий на региональном уровне в 2019 г. 

было проведено более 700 мероприятий природоохранной тематики с участием более 2 млн 

детей в возрасте от 6 до 18 лет. 

В 2019 г. отмечалось большое количество обучающихся на федеральных (заочных) 

этапах Всероссийских конкурсных мероприятий экологической тематики: 

Всероссийского  конкурса  юных  исследователей  окружающей  среды 

(470 представителей из 68 субъектов Российской Федерации); 

-  Всероссийского  конкурса  «Моя  малая  родина:  природа,  культура,  этнос» 

(258 представителей из 50 субъектов Российской Федерации); 

- Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (301 представитель из 68 

субъектов Российской Федерации). 

В период с 8 по 11 октября 2019 г. в Москве проведен Всероссийский экологический 

фестиваль детей и молодежи «Земле жить!». Участниками фестиваля стали 397 человек из 

54 субъектов Российской Федерации. 

25  марта  2019  г.  состоялась  I  Международная  научно-практическая  конференция 

«Экологическое образование в целях устойчивого развития», в которой приняли участие 30 

человек из 19 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. 

В  2019  г.  в  75  субъектах  Российской  Федерации  действовало  1592  трудовых 

объединений обучающихся лесохозяйственного направления (школьных лесничеств и др.); 

в 56 субъектах Российской Федерации 2883 сельскохозяйственных трудовых объединений 

обучающихся (ученических производственных бригад  и др.); в 55 субъектах Российской 

Федерации  и  3898  трудовых  объединений  обучающихся  по  иным  направлениям, 

относящимся к естественнонаучной тематике (в области природопользования и сохранения 

природных ресурсов), в том числе по озеленению населенных пунктов, в сфере рыбного 

хозяйства и др.;  в 8 субъектах Российской Федерации на региональном  уровне работали 

детские экологические пресс центры. 

В  72  субъектах  Российской  Федерации  образовательными  организациями 

осуществлялось  взаимодействие  с  заповедниками,  национальными  парками  и  другими 

особо охраняемыми природными территориями. 

1749 

По  информации  Рослесхоза  в  настоящее  время  на  территории  Российской 

Федерации действует более 1837 школьных лесничеств (34 786 обучающихся). 

Ежегодно  совместно  с  Рослесхозом  Министерство  просвещения  Российской 

Федерации  проводит  Всероссийский  юниорский  лесной  конкурс  «Подрост».  Финальный 

этап XVI Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» состоялся с 4 по 6 июня 

2019  г.  На  федеральный  этап  конкурса  поступила  301  опытно-исследовательская  работа 

обучающихся из 68 субъектов Российской Федерации. В финале Конкурса приняли участие 

70  человек  из  39  субъектов  Российской  Федерации,  в  том  числе  59  обучающихся  и  11 

педагогических работников и специалистов лесного хозяйства. 

В 2019 г. с 23(24) июня по 13(14) июля в ФГБОУ ВДЦ «Орленок» состоялась смена 

для  школьных  лесничеств  «Лесной  Подрост»,  в  которой  приняли  участие 

200 обучающихся. 

9-12  сентября  2019  г.  в  Брянской  области  прошел  V  Всероссийский  съезд  (слет) 

школьных  лесничеств,  организованный  Рослесхозом  совместно  с  Министерством 

просвещения  Российской  Федерации.  В  нем  приняли  участие  более  180  обучающихся  в 

составе 60 команд из 56 субъектов Российской Федерации. 

В 2019 г. в рамках Всероссийского конкурса программ и методических материалов 

по  дополнительному  естественнонаучному  образованию  детей  «БиотопПрофи», 

организованного  для  руководителей  школьных  лесничеств  ФДЭБЦ,  проанализировано 

более 500 работ, поступивших из 66 субъектов Российской Федерации. 

ФДЭБЦ  проводит  работу  по  выявлению  лучших  практик  субъектов  Российской 

Федерации по развитию школьных лесничеств. С 2019 г. лучшие практики размещаются на 

едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru. 

18.2 Экологическое просвещение и формирование экологической культуры 

В Российской Федерации экологическое просвещение осуществляется посредством 

распространения  экологических  знаний  об  экологической  безопасности,  информации  о 

состоянии  окружающей  среды  и  использовании  природных  ресурсов  с  целью 

формирования  экологической  культуры  в  обществе,  воспитания  бережного  отношения  к 

природе,  рационального  использования  природных  ресурсов  (статья  74  Федерального 

закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). 

Экологическое  просвещение,  в  том  числе  информирование  населения  о 

законодательстве  в  области  охраны  окружающей  среды  и  законодательстве  в  области 

экологической  безопасности,  осуществляется  органами  государственной  власти 

Российской  Федерации,  органами  государственной  власти  субъектов  Российской 

1750 

Федерации,  органами  местного  самоуправления,  общественными  объединениями, 

средствами  массовой  информации  и  учреждениями  культуры,  библиотеками,  музеями, 

природоохранными учреждениями и другими юридическими лицами. 

18.2.1 Эколого-просветительная деятельность библиотек 

Российская государственная детская библиотека 

Реализован  проект  «Зеленая  библиотека»,  основными  направлениями  которого 

стали:  водосбережение,  теплосбережение,  энергосбережение,  ответственные  закупки, 

эффективное управление отходами, мотивация и экологическое просвещение сотрудников, 

просвещение читателей в области экологии (курсы лекций, занятия, игры, мастер-классы, 

выставки)

1

Российская государственная библиотека для молодежи 

Реализован 

проект 

«Экокультура», 

целями 

которого 

стали 

оказание 

информационно-аналитической поддержки экологическому просвещению, образованию и 

воспитанию  молодежи  и  развитие  общественного  экологического  движения.  В  рамках 

проекта  создан  сайт  «Экокультура»,  работает  дискуссионный  клуб  «Пространство», 

проводятся всероссийские конкурсы, формируется информационно-методический ресурс в 

помощь экологическому просвещению

2

18.2.2 Эколого-просветительная деятельность музеев 

В 2019 г., по данным Министерства культуры Российской Федерации, музеи провели 

ряд мероприятий, имеющих эколого-просветительскую направленность. 

Архангельский  государственный  музей  деревянного  зодчества  и  народного 

искусства «Малые Корелы» 

- летняя эколого-этнографическая школа; 

- акция «Экологический БУМ»; 

-  открытый  региональный  детско-юношеский  конкурс  творческих  работ  «Музей 

«Малые Корелы» в загадках и ответах»; 

- слет отрядов «Зеленый патруль»; 

- викторина «Музей «Малые Корелы» в загадках и ответах»; 

-  открытый  региональный  детско-юношеский  конкурс  агитбригад  «Природа. 

Экология. Человек»; 

 

1

 «Зеленая библиотека» // Официальный сайт Российской государственной детской библиотеки // URL: 

https://rgdb.ru/projects/green-library/4777-zelenaya-biblioteka-priglashaet-na-zanyatie-vozdukh-vezdesushchij 
(дата обращения: 16.08.2020) 

2

 «Экокультура» // Официальный сайт Российской государственной библиотеки для молодежи // URL: 

https://ecoculture.ru (дата обращения: 16.08.2020) 

1751 

- открытый региональный детско-юношеский конкурс «Экостих». 

Всероссийский историко-этнографический музей 

- тематическая экскурсия на одноименной экспозиции «Гений вкуса»; 

-  спектакль-миниатюра  в  исполнении  кукольного  театра  «Петрушкина  карусель» 

«Как Петрушка с мусором боролся»; 

- мастер-класс «Ткачество на бердо. Изготовление панно из природных материалов»; 

- музейный сериал для детей «Тяпкин и Леша»; 

- интерактивное музейное занятие «Как рубашка в поле выросла»; 

- интерактивное музейное занятие «Жили-были дед и баба...». 

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник 

- проведены беседы на темы «Мусор – болезнь планеты», «Наш дом – природа» и 

«Утилизация мусора»; 

- организован субботник по уборке мусора на территории музея-заповедника. 

Государственный 

Владимиро-Суздальский 

историко-архитектурный 

и 

художественный музей-заповедник 

- выставка советского экологического плаката «Войди в природу другом!»; 

-  занятие «Заповедными тропами  Владимирской земли» для  учащихся «ГКОУ ВО 

«Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат  г.  Владимира  для 

слепых и слабовидящих детей»; 

- выставка лесной скульптуры «Лесные дива»; 

- мероприятие о птицах города «Пернатые владимирцы»; 

- лекция для школьников 7 класса Интерната № 1 г. Владимира. 

Кроме того, в 2019 г. был опубликован цикл статей по природоохранной тематике. 

Государственный  военно-исторический  и  природный  музей-заповедник 

«Куликово поле» 

- «Большой тур Куликова поля-2019»; 

- экологическая акция музея «Дело бумажное – для природы важное»; 

- фестиваль «Сад – Палисад. Луковый расклад»; 

-  VI  Межрегиональный  конкурс  по  полевым  фотонаблюдениям  за  птицами  «На 

крыльях Победы-2019»; 

- VII Всероссийский экологический арт-фестиваль «Цветет ковыль-2019»; 

- осенняя фотоорнитологическая экспедиция «Куликово поле-2019». 

-  экскурсии  на  поле  Куликовской  битвы  «Исторический  ландшафт:  прошлое, 

настоящее и будущее»; 

1752 

- интерактивные образовательные занятия проекта «Лаборатория природы Куликова 

поля»: «Волшебное лукошко для матушки Весны»; «Птицы Куликова поля»; «Как у Дона 

у реки жили-были рыбаки»; квест-игра «Загадки прядущего мизгиря»; 

- лекции по эколого-просветительской тематике: «Природные экосистемы Куликова 

поля»; «Лекарственные растения Куликова поля»; 

-  конференции  по  экопросвещению:  международная  стажировка  «Инновационные 

подходы к развитию экологического просвещения и устойчивого туризма в национальных 

парках Словакии, Польши и Чехии»; участие в V Международном экологическом форуме 

«Экопросвещение». 

Государственный  историко-архитектурный  и  этнографический  музей-

заповедник «Кижи» 

В  2019  г.  работа  велась  по  нескольким  направлениям  (с  посетителями, 

сотрудниками, местными жителями, подрядчиками, с участниками обучающих программ) 

и была направлена на распространение информации об уникальном природном комплексе 

Кижских шхер и обеспечение экологической безопасности граждан.

 

Для дополнительных программ экологической направленности были подготовлены 

специальные объекты: аптекарский огород, шунгитовая площадка, экологические тропы, за 

которыми осуществляется постоянный уход. 

Совместно  с  НП  «Водлозерский»  составлена  памятка  по  правилам  рыболовства  в 

районе  Кижских  шхер,  проводилась  работа  по  предотвращению  встречи  людей  с 

медведями,  инструктажи  и  консультации,  распространение  памяток  о  раздельном  сборе 

отходов и о правилах рыболовства в Кижских шхерах. В 2019 г. прошли четыре семинара с 

общим охватом 137 человек из числа местных жителей, предпринимателей и сотрудников 

музея-заповедника «Кижи» по теме «Обращение с отходами в деревнях Кижских шхер».  

На  территории  охранной  зоны  Музея-заповедника  «Кижи»  были  организованы 

полевые работы специалистов Кар НЦ РАН по изучению влияния небольших незаконных 

стихийных свалок на состояние почв, водной среды и растительного покрова.  

В целом эколого-просветительская и практическая работа привела к существенным 

результатам в развитии системы обращения с отходами.  

В 2019 г. в пятый раз состоялась эколого-просветительская акция «ЭкоКижи». 

Государственный 

историко-мемориальный 

музей-заповедник 

«Родина 

В.И. Ленина» 

- «Хрупкая красота»; 

- «От чистого истока»; 

- «Я начинаю любить Кавказ»; 

1753 

- «Зверье мое»; 

- «Поэзия Волги»; 

- «Гравюра «Образование смерчей и формы снежинок»; 

- «Живой мир»; 

- «Термометры от Галилея до Цельсия»; 

- «Игра лучами солнца»; 

- «Привет из Крыма»; 

-  серия  мастер-классов  по  декоративно-прикладному  искусству  из  природного 

материала (по 16 мероприятий); 

- кружок «Волшебная глина» (39 мероприятий); 

-  творческие  встречи  и  мероприятия  на  выставках  о  природе  в  музеях  Музея-

заповедника «Родина В.И. Ленина» (20 мероприятий). 

- акция «День Волги»; 

- цикл занятий для студентов-экологов: «Лыко вяжет» (проблема вырубки лесов на 

территории края); «Во саду ли, в огороде» (о ландшафтном дизайне и растениях на усадьбе 

XIX в.); «А.И. Воейков – первый климатолог земного шара»; 

- цикл занятий для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста: 

«Рогожное  царство  в  Российском  государстве»;  «“Усадьба  на  Московской”  как  пример 

русского огорода и сада XIX в.»; «Здравствуй, музей погоды!». 

Государственный 

историко-художественный 

и 

литературный 

музей-

заповедник «Абрамцево» 

-  тематические  экскурсии  по  парку,  посвященные  природному  своеобразию 

Абрамцева и особенностям усадебного парка, сложившегося в XVIII – XX вв.; 

- экологические и ботанические экскурсии по парку и окрестностям Абрамцева для 

детей в возрасте от 5 до 12 лет; 

- занятия по экологической тематике для детей в рамках «Летней школы»; 

-  ежегодная  флористическая  акция  «Абрамцевский  букет»  с  привлечением 

флористов, проводящих мастер-классы для детей и взрослых; 

- мастер-классы «Школы флористики Анны Поповой»; 

- интерактивная программа «Путешествие по загадочному лесу»; 

- усадебный праздник «Сказки Абрамцевского дуба»; 

- участие в международном конкурсе Совета Европы «Европейское дерево-2019», в 

которой Абрамцевский 250-летний дуб занял второе место); 

- серия акций и мероприятий по защите старовозрастных дереьев; 

1754 

-  мониторинг  состояния  мемориальных  насаждений,  регулярное  проведение 

санитарных рубок, посадок деревьев и кустарников; 

-  работа  с  волонтерскими  организациями  по  посадке  цветов,  санитарной  очистке 

мемориального парка; 

- сотрудничество с селекционером-цветоводом Ю.А. Репревым. 

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» 

- ежегодный субботник; 

- посадка 300 яблонь компанией «Росникель»; 

- экскурсия «О чем расскажет старый парк»; 

- «Яблочный субботник»; 

- день очистки берегов; 

- экологическая акция; 

-  эколого-просветительские  акции  для  детей:  «Высаживаем  Дед  Морозовский 

огород», «Собираем урожай на Дед Морозовском огороде», «Цветочное сердце весны». 

Государственный 

мемориальный 

и 

природный 

музей-заповедник 

А.Н. Островского «Щелыково» 

-  занятия  для  детей  начальных  и  средних  классов  на  темы:  «Птицы  —  вестники 

весны», «Весна в окно стучится»; 

- экскурсии по мемориальному парку (круглый год); 

-  в  рамках акции «Неделя  А.Н. Островского» проведено  занятие о природе  музея-

заповедника «Знать, любить и сохранить»; 

-  в  течение  года  в  социальных  сетях  размещались  «Записки  щелыковского 

натуралиста»  по  следующим  рубрикам:  растительный  мир  Щелыкова,  календарь 

щелыковской природы, обитатели щелыковского парка.  

Государственный музей-заповедник «Петергоф» 

-  экскурсионно-лекционная  деятельность,  в  т.ч.  по  истории  водоподводящей 

системы Петергофа; 

- выставка «Здоровья дар благой»;  

- подготовка к 300-летию водоподводящей системы фонтанов Петергофа; 

- работа с детьми; 

- в парках музея-заповедника установлены выставочные стенды с информацией об 

обитающих на данной территории птицах. 

Государственный музей Л.Н. Толстого 

-  почвенно-экологические  исследования  в  саду  отдела  «Усадьба  Л.Н.  Толстого 

“Хамовники”» (выполнены факультетом почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова); 

1755 

- праздник птиц в саду усадьбы; 

- пленэр московских художников «Поэзия старого сада» в саду усадьбы; 

- выставка цветов Клуба цветоводов Москвы «Улыбка осени» в саду усадьбы; 

-  пленэр  «Цветы  толстовского  сада»  в  филиале  «Культурный  центр  имени 

Л.Н. Толстого» в г. Железноводске; 

- разработаны и прочитаны 4 лекции на тему «Природа и человек в произведениях 

М.М. Пришвина и Л.Н. Толстого» и 1 лекция «Гербарий С.А. Толстой»; 

-  участие  в  работе  международной  конференции  «INTERNATIONAL  SYRINGA 

2019» (организатор конференции – Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова); 

-  серия  публикаций  на  сайте  Музея  tolstoymuseum.ru:  «Кто  рано  встает,  тому  Бог 

подает.  О  саде  весной»,  «В  усадьбе  Л.Н.  Толстого  в  Хамовниках  зацвел  сад»,  «Буйство 

сирени»,  «Соколы  обосновались  в  Хамовниках»,  «Почвоведы  МГУ  начали  новый  сезон 

полевых  работ  в  мемориальном  саду  Льва  Толстого  в  Хамовниках»,  «Сокол  в  гостях  у 

Толстого», «Садовые экскурсии», «Птицы, люди, песни», «Сумасшедший декабрь». 

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова 

- ряд международных, всероссийских, межрегиональных и областных мероприятий 

по формированию экологической культуры разных слоев населения; 

- озеленительная акция в станице Каргинской на территории Подворья Т.А. Каргина. 

-  VII  Международная  детско-юношеская  научная  конференция  «Шолоховская 

география: от истоков до Нобелевского триумфа»; 

-  экологические  и  литературные  конкурсы,  экспедиции  по  экологическим 

маршрутам:  «Озеро  Островное»,  «Лебяжий  яр»,  «Живой  родник»,  «Целебные  силы 

природы»; 

-  весенняя  экологическая  неделя  включала  в  себя  целый  ряд  эколого-

просветительских  мероприятий:  День  экологического  просвещения,  Всероссийский 

конкурс  литературно-ландшафтных  экспозиций  по  произведениям  русской  классической 

литературы, волонтерскую акцию «Литературный лес»; 

-  VII  Международная  научно-практическая  конференция  «Музей-заповедник: 

экология и культура». 

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского 

-  занятия  для  школьников:  «Экология  и  энергетика»,  «Зеленая  планета»,  «По 

законам  Экзюпери»,  «Я  люблю  Землю»,  «Природа  в  русском  космизме»,  «Экология 

космоса». 

 

 

1756 

Государственный музей истории религии 

-  международный  конкурс  детских  художественных  работ  «И  лотос,  и  единорог: 

символы и знаки вокруг нас!»; 

-  участие  в  коллегии  жюри  Городского  конкурса  Эколого-биологического  Центра 

«Крестовский» «Новый век – новые ресурсы»; 

- участие в конференции Государственного Дарвиновского музея; 

- XI Всероссийская научно-практическая конференция «Интерпретация природного 

наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения»; 

- участие в Международном семинаре «Здоровье и культура создают благополучие» 

в рамках международного проекта «Качество жизни – здоровье и культура»; 

- абонемент воскресного дня «Weekend в Музее»: «МузоZoo:»; 

- музейно-педагогические занятия («Андрокл и лев»; «Собака по имени Тигр»; «По 

следам зверей и птиц: животные в религиях мира»; «Тайна белого слона»); 

- участие в Городском конкурсе ТРК «Океанариум» «Большая регата».  

Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО»  

- Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия»; 

-  проект  Санкт-Петербургского  клуба  фотоохотников  о  жизни  диких  животных  в 

заказнике «Раковые озера».  

Кирилло-Белозерский  историко-архитектурный  и  художественный  музей-

заповедник 

-  проведена  экскурсия  вокруг  ансамбля  Кирилло-Белозерского  монастыря  для 

школьников и студентов-волонтеров с последующей уборкой территории. 

Музей мирового океана 

- всемирный день национальных парков; 

- интеллектуальный марафон «Океаномания»; 

- Фестиваль науки; 

- всемирный день защиты водных млекопитающих; 

- областной конкурс-выставка «Капля. Море. Океан»; 

- всемирный день водных ресурсов; 

- экологический праздник; 

- всемирный день океанов; 

- экологическая акция «Белый парус – 101 чистый океан»; 

- экологическая акция «За чистое море»; 

-  областной  художественный  конкурс  экологического  плаката  «За  чистую 

Балтику!». 

1757 

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник 

- «Птиц кличем! Весну зовем!»; 

- «Чей дом лучше?»; 

- «Птица Счастья»; 

- «Птичка-невеличка»; 

- «Птичка на удачу»; 

- «Осень величаем! Птиц провожаем!»; 

- «Птичка на палочке»; 

- «Птичка в гнездышке»; 

- «Райская птица»; 

- выставка «Что может быть лучше природы!»; 

-  виртуальная  выставка  «План  ревитализации.  К  истории  концепции  возрождения 

малых городов. Старая Русса»; 

- V муниципальный эколого-краеведческий форум «Живи, цвети, мой край родной»; 

- «Памятник природы – Горная Мста и ее особенности»; 

-  на  основе  постоянно  действующей  палеонтологической  экспозиции  из  фондов 

Боровичского  филиала  Новгородского  музея-заповедника  разработана  и  проводится 

образовательная программа «На дне древнего моря»; 

-  экскурсионная  программа  о  природе  Боровичского  края  «Боровичские  озера», 

«Природа Боровичского края»; 

-  выставки  «Я  хотел  бы  возродиться  птицей...»,  «Сады  и  парки.  Школа  акварели 

Сергея Андрияки», «Природное наследие»; 

- акции: «Накорми птиц», «Чистый берег», «Посади дерево», «День птиц», «Чистый 

парк»; 

- тематические пешеходные экскурсии по городу «Ветер с Панской свободы», «По 

суворовским местам в окрестностях села Кончанского»; 

-  уроки  в  музее:  «Птицы  нашего  края»,  «Первоцветы»,  «Голосеменные», 

«Многообразие растительного мира нашего края», «Биоценоз пруда», «Земноводные». 

Российский национальный музей музыки 

-  музыкальный  фестиваль,  включающий  концертные  программы  с  выступлениями 

русских  фольклорных  коллективов,  демонстрацию  фильмов,  интерактивные  детские 

музейные занятия экологической направленности; 

- открытие Летней сцены Музея музыки; 

- пленэр художников; 

- пешеходные экскурсии и концертные мероприятия экологической направленности; 

1758 

- выставка-«энциклопедия» музыкальных инструментов с изображениями животных 

и звуков животного мира, передаваемых языком музыки. 

Российский этнографический музей 

-  образовательная  программа  для  учащихся  средней  и  старшей  школы 

«Экологическое сознание в традиционной культуре»; 

-  участие  в  работе  Проектной  мастерской  «Человек  в  Арктике:  кому  покоряется 

вечная мерзлота»; 

- презентация музейной выставки «Арктика – земля обитаемая»; 

-  культурно-образовательное  мероприятие  ко  Дню  защиты  детей  «Встречаем  лето 

красное». 

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник  

- экспозиция «Человек и природа»; 

- интерактивный выставочный проект природоохранной направленности; 

- геоэкологические исследования. 

Соловецкий  государственный  историко-архитектурный  и  природный  музей-

заповедник 

-  прочитано  8  научно-популярных  лекций  по  природной  тематике,  включающих 

материал по экологическому просвещению слушателей (230 чел.); 

-  проведено  615  экскурсий  по  природной  тематике  с  элементами  экологического 

просвещения туристов. Экскурсии: «По голубым и зеленым дорогам Соловков», «Природа 

и  природопользование  на  Соловецких  островах»,  «Достопримечательности  Большого 

Заяцкого острова» (на русском и английском языках), «Природа Соловецкого архипелага» 

(на английском языке). Количество посетителей – 15376; 

-  организована  работа  по  уходу  за  акклиматизированными  насаждениями 

Ботанического сада музея-заповедника силами 6 групп волонтеров (школьники, студенты, 

офисные работники, всего 189 человек). Музей продолжил сотрудничество с иностранной 

группой волонтеров. Для всех групп волонтеров проведены экскурсии по Ботаническому 

саду и прочитаны лекции о природе Соловков; 

-  информация  о  природном  наследии  Соловецких  островов,  о  мониторинговых 

исследованиях,  мерах  по  сохранению  и  улучшению  состояния  природной  среды 

представлена  на  официальном  сайте  музея:  http://www.solovky.ru/ru/nauka/monitoring-

prirodnogo-naslediya/.  Раздел  «Мониторинг  природного  наследия»  включает  две  большие 

статьи:  «Из  истории  изучения  природной  среды»  и  «Объекты  природного  наследия 

Соловецкого архипелага». В разделе «Новости» http://www.solovky.ru/ru/news?page=10 и в 

официальных 

сообществах 

в 

социальных 

сетях 

Facebook 

https: 

1759 

//www.facebook.com/museumsolovki/  и  ВКонтакте  https://vk.com/solovkimuseum  регулярно 

публикуются  новостные  статьи,  посвящённые  объектам  природного  наследия, 

Ботаническому  саду  Соловецкого  музея-заповедника,  природным  особенностям 

архипелага,  экологическим  проблемам  и др. Например,  публикация  от  4  октября  2019  г. 

называется «Животный мир Соловецкого архипелага»; 

- экологические праздники и акции: 

а)  участие  в  региональном  экологическом  празднике  «Птичьи  трели»  к 

Международному  дню  птиц  –  7  апреля.  Организована  работа  интерактивной  площадки 

«Творческая  мастерская:  Соловки  –  дом  для  птиц»  в  визит-центре  Кенозерского 

национального парка в Архангельске. Участниками мастер-класса стали 30 человек. 

б)  участие  в  областном  экологическом  празднике  «Синичкин  день»  в  рамках 

Всероссийской  эколого-культурной  акции  «Покормите  птиц!»  в  визит-центре 

Кенозерского национального парка в Архангельске – 17 ноября. Организация работы одной 

из станций квеста «Птицы Соловецких островов»: тематический кроссворд и музыкальная 

викторина «Голоса птиц». Участники игровых заданий станции: 96 человек; 

- взаимодействие с образовательными учреждениями: 

а)  проведение  интерактивных  занятий  по  природно-экологической  тематике  в 

рамках организации музейно-познавательного отдыха участников Летнего пришкольного 

лагеря  МБОУ  «Соловецкая  средняя  школа».  Период:  11-19  июня  2019  г.  Проведено 

4 занятия, участниками которых стали 82 человека. 

б) работа по программе «Летняя культурно-экологическая школа» с группой Фонда 

развития  экотуризма  «ДерсуУзала»  (Москва).  Тема  исследовательской  работы: 

«Природное  разнообразие  и  экология  Соловецких  островов».  Период:  1-12  июля  2019  г. 

Участники: 23 человека. 

в) работа по программе «Летний университет» с группой студентов географического 

факультета Московского государственного педагогического университета (Москва). Тема 

исследовательской  работы:  «Метеорологические  наблюдения,  изучение  верховых  болот, 

гидрометрические и гидрографические исследования озер». Период: 05-10 августа 2019 г. 

Участники: 6 человек. 

г)  проведение  музейно-образовательных  занятий  по  природно-экологической 

тематике  для  групп  Летней  культурно-экологической  школы  и  Летнего  университета. 

Период: июнь-август 2019 г. Проведено 9 занятий, участниками которых стали 157 человек. 

д)  проведение  просветительских  лекций  о  природном  разнообразии  Соловецких 

островов для групп Летнего университета (А.Н. Соболев). Период: август 2019 г. Проведено 

2 лекции, слушателями которой стали 51 человек. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..