ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ - часть 13

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ - часть 13

 

 

193 

 

 

исследования клещей на клещевые инфекции (с положительным результатом на боррелиоз – 32%, 
на гранулоцитарный анаплазмоз человека – 1,6%). 

За отчетный период в  отделении паразитологии было исследовано 1688 проб на малярию 

по контролю за качеством диагностики в клинико-диагностических лабораториях медицинских 
организаций города Москвы. Возбудители малярии выявлены у 99 лиц (98 лиц -  завозная 
малярия и в одном случае -  прививная, вызванная  плазмодием тропической малярии). 

 

Радиологические исследования  

в рамках обеспечения полномочий Управления 

 

В  отчетном  году  проведено  29 849  радиологических  исследований,  измерений  и 

лабораторных  испытаний.  Плановые  показатели  36 361  выполнены  на  82%.  В  2019  году  было 
проведено 

радиологических исследований

165 

 

55

. Плановые показатели 54 012 были превышены 

на 2%. В 2018 году было проведено свыше 67 тысяч радиологических исследований. Плановые 
показатели 64 163 были превышены на 5 %. 

Радиологические  исследования,  измерения  и  лабораторные  испытания  включают  в  себя: 

исследования  образцов  продукции,  инструментальные  измерения  (радиационный  контроль 
помещений  жилых  зданий,  помещений  общественных  и  производственных  зданий,  не 
эксплуатирующих источники ионизирующего излучения, медицинских рентгеновских аппаратов, 
ИИИ в общественных и производственных зданиях, на открытой местности, территории).  

Основными  причинами  более  высоких  показателей  радиологических  лабораторных 

исследований и инструментальных измерений для обеспечения надзора в период 2018 г. в сравнении 
2019г. и 2020г. была подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018г. и пандемия COVID-19 в 2020 
году. 

В структуре лабораторных исследований, образцов (проб), наибольшую долю составляют: 

пищевые продукты, почва, грунт, вода источников питьевого водоснабжения (таблица № 39). 

 

Таблица № 39 

 

Наименование образцов 

2018 

2019 

2020 

Пищевые продукты 

35 % 

30% 

43% 

Почва, грунт 

25,3 % 

25,6 % 

26% 

Вода 

источников 

питьевого водоснабжения 

20,5 % 

24,7 % 

16 % 

Прочее 

19,2 % 

19,7 % 

15 % 

 

В  структуре  инструментальных  измерений  наибольшую  долю  составляют:  радиационный 

контроль территории, медицинских рентгеновских аппаратов, помещений и общественных зданий 
(таблица № 40) 

 
 

Таблица № 40 

 

Радиационный контроль 

2018 

2019 

2020 

Территории 

29,0 % 

27,3 % 

76 % 

Мед.рентгеновских 
аппаратов 

26,0 % 

23,5 % 

10 % 

Помещений и 
общественных зданий 

19,3 % 

21,4 % 

9,8 % 

Прочее 

25,7 % 

27,8 % 

4,2 % 

 

По результатам инструментальных измерений в 2020 году по результатам поисковой гамма-

съемки  выявлено  3  случая  локальных  радиационных  аномалий  -  в  4-х  контрольных  точках 
значения мощности дозы гамма излучения превышают до-пустимый уровень: 

-  по  периметру  участка  территории  между  АО  «Московский  завод  полиме-таллов»  и  ж/д 

платформой «Москворечье» площадью 2.4га.; 

194 

 

 

-  на  территория  складирования  отработанных  труб  ООО  "АРММЕТАЛЛ",  г.Москва, 

поселение Рязановское, Рязановское шоссе,д.4; 

- в ряде обследованных помещений надземной части здания установки У-5 АО "ВНИИНМ" 

по адресу: г. Москва, СЗАО, "Щукино", ул. Рогова 5а, строение 4. 

Кроме  того,  выявлено  3  случая  превышения  мощности  дозы  рентгеновского  излучения  в 

рентгенодиагностических кабинетах: 

- ГБУЗ "ГП № 66 ДЗМ", 111675, г. Москва, ул. Руднёвка, дом 8, кабинет флюорографии с 

Флюорографом цифровым малодозовым беспленочным ФЦМБ-"Ренекс-Флюоро", зав.№ 321; 

-  ГБУЗ  "ГП  №  219  ДЗМ"  Филиал  №4,  г.  Москва,  ул.  Родионовская,  дом  10,  корпус  2, 

рентгенодиагностический кабинет №320 с комплексом рентгено-диагностическим цифровым со 
столом - штативом поворотным КРДЦ - Т20/Т2000 - «РЕНЕКС», сер. № 3185; 

-  АО  "СКТБЭ",  г.  Москва,  ул.  Сельскохозяйственная,  12,  одноэтажное  строение 

примыкающее к  корпусу 17. Специальная защитная камера для проведения

 

рентгенографических 

работ с переносным рентгеновским импульсным дефектоскопом «РИНА-1Д зав.№ 1310. 

 

Деятельность по исследованию физических факторов неионизирующей природы для 

обеспечения полномочий Управления 

 

2. Исследования физических факторов на рабочих местах в период 2018-2020гг. 

 

На промышленных предприятиях 

Показатель 

2018 

2019 

2020 

Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным 
нормам по шуму(%) 

26 

16 

24 

Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным 
нормам по вибрации(%) 

31 

3,4 

61 

Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным 
нормам по микроклимату(%) 

10 

25 

12 

Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным 
нормам по электромагнитным полям(%) 

0,9 

0,9 

0,7 

Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным 
нормам по освещенности (%) 

14 

22 

10 

     

   Доля  рабочих  мест,  не  соответствующих  санитарным  нормам  на  промышленных 

предприятиях за период 2018-2020гг: 

- по шуму составляет 16-26%; 

по вибрации увеличилась с  3,4 - 31% в 2018, 2019г до 61%  в 2020г.; 

- по микроклимату составляет  10% - 25% г., в 2020-12%; 
- по электромагнитным полям составляет 0,7-0,9%.; 
- по освещенности составляет в 2018-2019г- 10-22%, в 2020г. -10%. 
Повышенные  уровни  шума  связаны  с  техническими  характеристиками  технологического 

оборудования и технологических процессов, в большинстве случаев морально устаревшего. 

Наибольший вклад в повышенные уровни вибрации внесли рабочие места  в метрополитене. 
Несоответствие гигиеническим требованиям параметров микроклимата может быть связано 

характером технологического процесса: наличием источников  холодо-, тепло-, влаговыделения, 
необходимостью  поддержания  определенных  температурных  режимов.  А  также  с  нарушением 
процессов отопления и вентиляции.  

Повышенные  уровни  электромагнитных  полей  могут  быть  связаны  с  техническими 

характеристиками  технологического  оборудования  и  технологических  процессов  производства. 
Это бывает в случаях неправильного подключения оборудования к электросети (без организации 
заземления и расчета нагрузки на сеть), а также в случаях размещения рабочих мест в помещениях, 

195 

 

 

прилегающих  к  трансформаторным  подстанциям,  электрощитовым,  серверным,  месту 
прохождения силовых кабелей.  

Несоответствие уровней освещенности гигиеническим требованиям связано с неправильным 

размещением светильников по отношению к рабочим местам, неправильно выбранной высотой 
подвеса  светильников,  использованием  марок  люминесцентных  ламп,  имеющих  высокий 
коэффициент пульсации при отсутствии электронных пускорегулирующих аппаратов, а также с 
несвоевременной заменой перегоревших ламп. 

На  предприятиях  пищевой  промышленности,  организациях  коммунального  и  социального 

назначения, детских и подростковых организациях количество несоответствий рабочих мест по 
физическим факторам за последние три года либо снизилось, либо осталось на прежних позициях, 
что объясняется снижением количества плановых проверок в 2020 году. 

 

Исследования при экспертизе безопасности непродовольственной продукции,  

химических веществ, композиций, материалов 

 

В  2020  г.,  как  и  в  предыдущие  годы,  в  целях  обеспечения  химической  безопасности 

населения г. Москвы основным направлением деятельности являлся контроль за безопасностью 
химических  веществ,  материалов  и  изделий  из  них,  в  т.ч.  токсиколого-гигиеническая  оценка 
производимой в г. Москве, Российской Федерации и импортируемой продукции. Исследования 
проводились:  
-

 

по Поручениям Управления Роспотребнадзора по г. Москве и его филиалов; 

-

 

по запросам государственных ведомств, органов управления, внутренних дел и т.п.; 

-

 

по жалобам, письмам и запросам граждан и организаций; 

-

 

по заявкам граждан и организаций в том числе для целей Государственной регистрации. 

Объекты исследований 

В  соответствии  с  областью  аккредитации  ИЛЦ  Центра  проводились  исследования 

следующих 

видов 

непродовольственной 

продукции 

для 

подтверждения 

соответствия/несоответствия  продукции  по  санитарно-химическим  и  токсикологическим 
показателям безопасности требованиям: 

1

 

Товары детского ассортимента (ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции для детей);  

2

 

Игрушки (ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»); 

3

 

Материалы,  реагенты,  оборудование,  используемое  для  водоочистки  и  водоподготовки 

(раздел  3  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010    "Единые  санитарно-эпидемиологические  и 
гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому 
надзору (контролю)"); 

4

 

Парфюмерно-косметическая продукция, средства и изделия гигиены для полости рта (ТР 

ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»); 

5

 

Товары бытовой химии (далее по тексту ТБХ) и лакокрасочные материалы (раздел 5 глава 

II ЕСТ №299 от 28.05.2010  "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования 
к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"); 

6

 

Мебель (ТР ТС 025/2011 «О безопасности мебельной продукции»); 

7

 

Полимерные  и  полимерсодержащие  строительные  материалы,  в  том  числе  для 

изготовления  мебели  (раздел  6  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010    "Единые  санитарно-
эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю)"); 

8

 

Материалы  и  продукция  легкой  промышленности  (ТР  ТС  017/2011  «О  безопасности 

продукции легкой промышленности»); 

9

 

Средства личной гигиены (раздел 12 глава II ЕСТ №299 от 28.05.2010  "Единые санитарно-

эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю)"); 

10

 

Средства  индивидуальной  защиты  (ТР  ТС  019/2011  «О  безопасности  средств 

индивидуальной защиты»); 

11

 

Материалы,  изделия  и  оборудование,  контактирующее  с  пищевой  продукцией 

(раздел  16  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010    "Единые  санитарно-эпидемиологические  и 

196 

 

 

гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому 
надзору (контролю)"), ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»); 

12

 

Изделия  медицинского  назначения  ((раздел  18  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010  

"Единые  санитарно-эпидемиологические  и  гигиенические  требования  к  продукции  (товарам), 
подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)");  

13

 

Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения ((раздел 

19  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010    "Единые  санитарно-эпидемиологические  и  гигиенические 
требования  к  продукции  (товарам),  подлежащей  санитарно-эпидемиологическому  надзору 
(контролю)"); 

14

 

Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (раздел 20 глава 

II ЕСТ №299 от 28.05.2010  "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования 
к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"); 

15

 

Агрохимикаты  (раздел  15  глава  II  ЕСТ  №299  от  28.05.2010    "Единые  санитарно-

эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю)"); 

16

 

Прочая продукция в том числе жидкости для заправки испарителей, парогенераторов 

и некурительные никотинсодержащие продукты для орального потребления (снюсы). 

В ходе работы по обеспечению Химической безопасности в Центре определяются более 150 

показателей безопасности различных видов продукции, 

Физико-химическими методами определяется более 130 показателей в образцах продукции, 

при эмиссии веществ в воздушную среду, при миграции веществ в вытяжки.  

Альтернативными  токсикологическими  показателями  –  на  5ти  биологических  моделях 

(сперма  КРС,  Люминесцентные  бактерии;  куриные  эмбрионы,  дафнии,  водоросли-хлорелла)  и 
традиционными  токсикологическими  показателями  на  лабораторных  животных  более  20 
показателей. 

Общее 

количество 

токсиколого-гигиенических 

исследований 

по 

оценке 

непродовольственных  товаров  проведенных  в  г.  Москве  за    2020  год  (35928  исследований)  по 
сравнению  с  данными  за  2019  год  (41386  исследований)  уменьшилось  на  13%.  При  этом 
количество исследований выполненых в рамках Поручений Роспотребнадзора сократилось на 40 
%.  Что  объясняется  сокращением  числа  плановых  контрольно-надзорных  мероприятий 
обусловленных  спецификой  современной  эпидемиологической  ситуацией.  Больше  всего 
сократилось  количество  Поручений  по  таким  видам  продукции  как  изделия  легкой 
промышленности  (-62%),  товары  детского  ассортимента  (-  56%),  строительные  отделочные 
материалы и мебель(- 45%). 

При  этом  особенностью  отчетного  периода  является  активная  работа  по  исследованиям  и 

экспертизе  жидкостей  для  заправки  испарителей,  парогенераторов  и  некурительных 
никотинсодержащих  продуктов  для  орального  потребления  без  содержания  табака,  изделий 
медицинского назначения как по поручениям Управления Роспотребнадзора, так и по обращениям 
правоохранительных органов. 

В  Центре  прошли  исследования  и  экспертиза  10  образцов  жидкостей  для  заправки 

испарителей, парогенераторов, 392 образцов некурительных никотинсодержащих продуктов для 
орального потребления, 4 образцов кальянных смесей.  

С целью установления соответствия исследованных образцов требованиям законодательства 

и оценки опасности жизни и здоровью человека проводились: 

 

 Анализ  информации  для  потребителя  на  этикетках,  для  оценки  соответствия 

/несоответствия требованиям законодательства. 

 

 Химические исследования образцов на содержание никотина, металлов, формальдегида и 

других  веществ,  обладающих  токсическими  свойствами  как  по  результатам  исследований 
проведенным в ИЛЦ Центра, так и по результатам исследований Экспертно-криминалистического 
центра ГУ МВД России по г. Москве. 

 

 Расчет доз никотина, формальдегида, пропиленгликоля поступающих в организм человека, 

с оценкой риска их для здоровья человека.  

197 

 

 

 

Токсикологические исследования образцов (определение среднесмертельной дозы (DL

50

при внутрижелудочном пути поступления; определение раздражающего действия на слизистую 
оболочку полости рта). 

 

Анализ опубликованных данных по токсикологии и клиническим проявлениям воздействия 

никотина на организм лабораторных животных и человека. 

Еще одна особенность отчетного периода – активная работа по исследованиям и экспертизе 

изделий медицинского назначения (защитные комбинезоны, маски, перчатки и т.п. В 2020 году на 
35%  увеличилось  количество  образцов  изделий  медицинского  назначений  по  Поручениям 
Роспотребнадзора по сравнению с тем же периодом 2019 года. 

Основной  процент  продукции,  не  отвечающей  санитарно-гигиеническим  требованиям  по 

результатам  токсикологических  исследований  непродовольственной  продукции,  приходится  на 
такие социально значимые виды продукции как материалы, контактирующие с питьевой водой, 
изделия медицинского назначения, средства индивидуальной защиты. 

Структура  видов  непродовольственной  продукции,  оцениваемой  при  санитарно-

эпидемиологической  экспертизе  для  целей  обеспечения  надзорной  деятельности  Управления 
Роспотребнадзора и его филиалов, остается неизменной на протяжении ряда лет. 

Оценка и экспертиза проводится в соответствии с требованиями нормативных документов 

по показателям безопасности, по требованиям, предъявляемым к информации для потребителя и 
к  документам,  подтверждающим  соответствие  контролируемой  продукции  требованиям 
законодательства. 

Результаты  оценки  непродовольственной  продукции  при  обеспечении  надзорной 

деятельности Управления Роспотребнадзора и его филиалов представлены в таблице 41. 

 

Таблица 41. 

Выявление непродовольственной продукции не соответствующей санитарно-гигиеническим 

требованиям. 

 

Вид нормативного 
документа  

2018 

2019 

2020 

Количество 

образцов 

неуд. 

Количество 

образцов 

неуд. 

Количество 

образцов 

неуд. 

всего  неуд. 

всего  неуд. 

всего  неуд. 

ТР ТС 005/2011 «О 
безопасности упаковки» 

55 

19 

34,5% 

188 

3,7% 

165 

3,0% 

ТР ТС 007/2011 «О 
безопасности продукции, 
предназначенной для детей 
и подростков» 

429 

29 

6,8% 

994 

0,4% 

421 

29 

6,9% 

ТР ТС 008/2011 «О 
безопасности игрушек» 

275 

444 

15 

3,4% 

169 

1,8% 

ТР ТС 009/2011 «О 
безопасности парфюмерно-
косметической продукции» 

227 

1,3% 

809 

19 

2,3% 

609 

14 

2,3% 

ТР ТС 017/2011 «О 
безопасности продукции 
легкой промышленности» 

267 

14 

5,2% 

629 

0,3% 

331 

87 

26,3% 

ТР ТС 019/2011 «О 
безопасности средств 
индивидуальной защиты» 

108 

2,8% 

485 

12 

2,5% 

247 

14 

5,7% 

ТР ТС 025/2012 «О 
безопасности мебельной 
продукции» 

18 

11,1% 

38 

7,9% 

29 

ЕСТ* Раздел 5. Требования 
к товарам бытовой химии и 
лакокрасочным материалам 

147 

16 

10,9%  348 

111 

31,9%  231 

113 

48,9% 

ЕСТ Раздел12. Требования 
к средствам личной гигиены 

30 

20 

43 

4,6% 

198 

 

 

ЕСТ Раздел 18. Требования 
к изделиям медицинского 
назначения и медицинской 
технике 

97 

151 

0,7% 

139 

2,9% 

ЕСТ Раздел. 20 Требования 
к дезинфицирующим 
средствам 

182 

1,1% 

218 

0,5% 

200 

0,5% 

*) ЕСТ – «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденные  Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299. 

 
Основной процент продукции, не отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям в 2020 

году приходятся на следующие группы социально значимых видов продукции:  

 

Стеклоомывающие  жидкости  для  атотранспорта  (48,9%),  которые  содержат  в  своем 

составе метанол  

 

Изделия  легкой  промышленности  (26,3%)  выявлены  нарушения  требований 

предъявляемых к информации для потребителей, несоответствие по биологическим и химическим 
показателям безопасности. 

 

Товары для детей и подростков (6,9%) - несоответствие по биологическим показателям 

безопасности,  нарушение  требований,  предъявляемых  к  оформлению  текста,  нарушение 
внешневидовых характеристик.  

 

Средства  индивидуальной  защиты  (5,7%)  выявлены  нарушения  требований 

предъявляемых  к  информации  для  потребителей,  несоответствие  по  органолептическим  и 
химическим показателям безопасности. 

Результаты исследований в 2020 году в целом аналогичны результатам, характеризующим 

различные виды продукции в предыдущие годы. 

Для  дальнейшего  повышения  эффективности надзора  и контроля  за непродовольственной 

продукцией  необходимо  решить  ряд  методологических  проблем,  которые  возникают  при 
применении Технических регламентов ЕАЭС: 

1.

 

Внедрение  методов  определения  механических  показателей  безопасности 

продовольственной продукции при решении вопросов их материально-технического и кадрового 
обеспечения  (оборудовние,  производственные  помещения,  обучение  персонала)  с  учетом 
возможностей филиалов. 

2.

 

Для  эффективного  надзора  за  мебельной  продукцией  и  оценки  соответствия  / 

несоответствия мебели требованиям безопасности по ТР ТС 025/2011 по показателю миграции в 
воздушную  среду  (в  частности  оценке  суммационного  действия  формальдегида  и  аммиака) 
необходимо внести в список методов к данному  регламенту  методы, способные определять 0,5 
ПДК (в частности по аммиаку).  

3.

 

Для  повышения  эффективности  надзора  за  средствами  для  стирки  необходимо 

поставить вопрос об утверждении унифицированного метода оценки вымываемости из тканей. 

4.

 

Действующие требования статьи 9 ТР ТС 017 «О безопасности продукции легкой 

промышленности»  в  которой  не  закреплено  требование  в  обязательном  порядке  (в  отличии  от 
других регламентов) наносить фирму производитель на маркировку не позволяют в полной мере 
идентифицировать  продукцию  в  соответствии  с  представляемой  товарно-сопроводительной 
документацией. 

Деятельность по энтомологическим и зоологическим исследованиям для 

обеспечения полномочий Управления 

В  целях  мониторинга  за  возбудителями  природно-очаговых  инфекций  в  городе  Москве 

проводятся эпизоотологические обследования территорий города для расстановки орудий лова и 
отлова грызунов и мелких млекопитающих для проведения зоологических и микробиологических 
исследований.    Эти  работы  в  Центре  осуществляет  специалист  эпидемиологического  отдела  – 
зоолог. Все отловленные  млекопитающие  подлежат зоологическим исследованиям (определение 
вида грызуна, пол и возраст грызуна, очес грызунов для определения эктопаразитов) и подготовка 
грызунов и эктопаразитов для лабораторных исследований 

199 

 

 

Всего  за  период  2018-2020г.г.  зоологом  выставлено  8900  ловушко-суток  для  отлова  и 

проведено  3072  зоологических  исследования  грызунов  и  мелких  млекопитающих  (в 
государственном  задании  ежегодно  планируется 1000 зоологических исследований). 

Кроме  того,  зоологом    в  период  таяния  снега  проводится  отбор  талой  воды,  подснежных 

гнезд и следов жизнедеятельности грызунов  с территорий города для исследования на туляремию. 
За  трех  летний период  собрано      60  проб  воды  и  20  подснежных  гнезд.    Весной  2020  года  эти 
работы не проводились из-за проведения ограничительных мероприятий на территории города. 

2. Для проведения мониторинга за возбудителями малярии и клещевых инфекций проводятся 

энтомологические  обследования  парков,  лесопарков  и  прудов  в  Москве  специалистами 
энтомологами. Энтомологами Центра и филиалов  проводятся обследование парков и лесопарков 
1 раз в месяц с целью обнаружения клещей и назначения акарициды обработок,  и  1 раз в 10 дней 
проводится обследование каждого водоема с целью обнаружения личинок комаров  и  назначения  
ларвицидных обработок водоемов. 

Всего за прошедшие 3 года проведено 221972 энтомологических исследования, из которых  

101582  исследования    на  наличие  клещей  и  119351  исследование  воды  водоемов  на  наличие 
личинок комаров.  

Энтомологами  Центра  и  филиалов  проводятся  так  же  исследования  почвы  вокруг 

мусоросборников  на наличие куколок мух. Всего за 3 года  обследовано 1039 мусорных площадок, 
отобрано 5195 проб, проведено 10390 исследований. 

 

С целью совершенствования надзора, взаимодействия Центром и принятия эффективных 

управленческих  решений  приоритетные  вопросы  деятельности  обсуждались  на  оперативных 
совещаниях  с  руководящим  составом.  Организованы  и  проведены  51  еженедельное  совещание 
Руководителя  Управления  и  6  заседаний  Коллегии  Управления,  по  темам:  «Об  итогах 
деятельности  Управления  Роспотребнадзора  по  г.  Москве  в  2019  году  и  задачах  на  2020  год», 
«Итоги эпидсезона 2019/2020 по гриппу и ОРВИ и о мероприятиях по профилактике в эпидсезон 
2020/2021»,  «О  деятельности  Управления  Роспотребнадзора  по  г.  Москве  по  осуществлению 
федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2019 году», «О 
результатах  федерального  государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  за 
организацией  питания  детей  и  подростков  в  образовательных  организациях  в  2019-2020  году», 
«Анализ судебной практики Управления Роспотребнадзора по г. Москве по итогам 6 месяцев 2020 
года  и  о  результатах  работы  Управления  Роспотребнадзора  по  г.  Москва  с  Управлением 
Федеральной службой судебных приставов города по Москве», «Об осуществлении федерального 
государственного  санитарного  надзора  по  исполнению  Указов  и  поручений  Президента 
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». 

Решение  вопросов  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  и  защиты 

прав  потребителей  осуществлялось  в  тесном  взаимодействии  с  законодательными  и 
исполнительными  органами  власти,  правоохранительными  органами,  общественными 
объединениями и предпринимательским сообществом. С учетом эпидемиологической ситуации 
большая часть мероприятий проводилась дистанционно в режиме ВКС. 

Ежедневно вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 

докладывались руководителем Управления в режиме ВКС председателю Оперативного штаба по 
борьбе с новой коронавирусной инфекцией, заместителю МЭРа Москвы в Правительстве Москвы 
по вопросам социального развития. 

Специалисты Управления принимали участие в режиме ВКС в коллегиях и совещаниях в 

департаментах  города  Москвы,  в  том  числе  по  подведению  итогов  надзора  за  объектами 
социальной  защиты,  организации  и  проведении  летней  оздоровительной  кампании,  надзору  за 
детскими  товарами,  работе  распределительных  центров,  по  вопросам  профилактики 
инфекционных заболеваний и заболеваний, связанных с оказанием медицинской помощи. 

На рассмотрение органов исполнительной власти Москвы было вынесено 486 вопросов. В 

префектурах административных округов начальниками территориальных отделов инициировано 
проведение  19  санитарно-противоэпидемических  комиссий.  Начальники  территориальных 
отделов  приняли  участие  в  115  круглых  столах,  во  встречах  с  населением  в  Префектурах  и 
районных управах административных округов.  

200 

 

 

Принято  участие  в  деятельности  13  общественных  приемных,  в  том  числе  федеральных 

органов власти – 2.  

Для  обеспечения  оперативного  взаимодействия  и  обмена  информацией  Управлением 

заключено 49 Соглашений, в том числе 1 - в 2020 году с Управлением медицинского обеспечения 
Департамента  по  материально-техническому  и  медицинскому  обеспечению  МВД  Российской 
Федерации и Департаментом здравоохранения города Москвы. 

Одним  из  основных  инструментов,  направленных  на  повышение  правовой  грамотности 

населения  и  предпринимательского  сообщества,  в  сфере  обеспечения  санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей является повышение 
информационной доступности о деятельности Управления. 

С  2014  года  на  регулярной  основе  проводятся  встречи  с  юридическими  лицами  и 

индивидуальными предпринимателями. 

Во  исполнение  поручения  Президента  Российской  Федерации  от  27  декабря  2017  года 

Управлением  обеспечено  ежемесячное  информирование  субъектов  предпринимательской 
деятельности,  а  также  проведение  обучающих  мероприятий  для  хозяйствующих  субъектов  по 
вопросам  соблюдения  обязательных  требований  действующего  законодательства  в  области 
санитарно-эпидемиологического  благополучия  и  защиты  прав  потребителей,  а  также  о 
применении  риск-ориентированного  подхода  при  организации  и  проведении  контрольно-
надзорных мероприятий. 

В  2020  году  в  Управлении  и  его  территориальных  отделах  в  округах  проведено  четыре 

акции «День открытых дверей для предпринимателей» в дистанционном формате, в ходе которых 
специалистами  Управления  проконсультировано  1504  предпринимателя,  проведено  7  141 
обучающее  мероприятие.  На  предприятиях  общественного  питания  и  торговли  пищевыми 
продуктами  в  2020  году  обучено  4  167  субъектов  предпринимательской  деятельности.    Общее 
количество лиц, прошедших обучение, составило 26 377 человек.  

За истекший период 2020 года в целях повышения открытости и доступности сведений о 

деятельности Управления специалистами Управления в СМИ дано более 285 комментариев. 

В  целях  информирования  субъектов  предпринимательской  деятельности  об  изменении 

обязательных требований законодательства Управлением проведено 47 ВКС. 

В  разделе  «В  помощь  предпринимателям»  размещаются  необходимые  для 

предпринимательской  деятельности  нормативно-правовые  акты,  программы  проведения 
проверок,  информация  по  вопросам  внедрения  и  практического  применения  Технических 
регламентов  Таможенного  союза,  информация  о  подготовке  к  проверке  для  хозяйствующих 
субъектов. 

В  пресс-центр  Управления  в  2020  году  по  вопросам,  связанным  с  санитарно-

эпидемиологической  обстановкой  в  городе  Москве  и  защитой  прав  потребителей,  поступило  5 
запросов от радиостанций (дано 5 комментариев), 366 запросов на предоставление письменных 
разъяснений  от  печатных  СМИ  (дано  360  комментариев),  182  –  от  телеканалов  (дан  171 
комментарий), 121 – от информагентств и интернет-изданий (дано 117 комментариев). На ресурсах 
электронных СМИ пресс-релизы, опубликованные на сайте Управления, были процитированы 3 
637 раз.  

По  поступившим  запросам  специалисты  Управления  прокомментировали  в  области 

надзора за питанием населения вопросы по качеству и безопасности продуктов питания (молоко, 
сыр,  масло,  икра,  яйца,  рыба,  бахчевые  культуры,  клубника,  мясо,  колбасные  изделия),  по 
результатам  проверочных  мероприятий  в  отношении  организаций  торговли  и  общественного 
питания. 

Запросы на получение комментария в области надзора за объектами коммунально-бытового 

назначения и средой обитания человека поступили по следующим темам: санитарные требования, 
предъявляемые к салонам красоты, бассейнам, баням и саунам, контроль деятельности кальянных, 
хостелов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции  COVID-19, контроль за 
состоянием зон отдыха в летний сезон, уровень шума вблизи жилых домов, атмосферного воздуха. 

В  Управление  направлялись  запросы  СМИ  в  области  эпидемиологического  надзора, 

которые  касались  уровня  заболеваемости  ОРВИ,  гриппом  и  новой  коронавирусной  инфекции, 
работы тематической горячей линии, ситуации по заболеваемости кишечными инфекциями. 

201 

 

 

По  вопросам  надзора  за  услугами  и  товарами  для  детей  и  подростков  СМИ  выражали 

интерес к следующим темам: качество и безопасность товаров детского ассортимента, школьной 
формы, работа тематических горячих линий.  

Кроме  того,  дано  7  разъяснений  о  ходе  контроля  за  оборотом  автомобильной 

стеклоомывающей жидкости. 

Взаимодействие специалистов Управления осуществлялось с: 

 

телекомпаниями: Москва Медиа (телеканал «Москва 24»), ТВЦентр,  НТВ, Первый 

Канал, Россия 1, Россия 24, Мир,  360°, РенТВ; 

 

радиостанциями: Коммерсант ФМ, Москва FM, Вести FM, Радио России, Business 

FM; 

 

печатными  СМИ:  РБК,  Вечерняя  Москва,  газета  «Вечерняя  Москва»,  газета 

«Звездный  бульвар»,  Российская  газета,  журнал  «Огонек»,    Московский  комсомолец,  газета 
«Москва. Северо-Запад», газета «Юго-Восточный курьер», газета «Московская правда»; 

 

электронными СМИ: интернет-издание «Медуза», Rambler&Co,  информационное 

агентство  «Россия  сегодня»,  АГН  «Москва»,  Life.ru,  РИАМО,  инфопортал  Zelenograd.ru, 
официальный  портал  Мэра  и  Правительства  Москвы  mos.ru,  газета.ru,  Lenta.ru,  Daily  Storm, 
REGNUM, Ведомости, ТАСС, РБК, РИА Новости. 

В 2020 году для официального сайта Управления был подготовлено 1 837 информационных 

материалов  в  форме  пресс-релизов,  анонсов,  памяток,  рекомендаций,  фотоматериалов, 
видеоматериалов, баннеров, интерактивных опросов и других жанров.   

На основании анализа количества просмотров новостей, размещенных на главной странице 

сайта  Управления,  наибольшую  популярность  имеют  пресс-релизы,  посвященные  вопросам 
профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19, организации надзорной деятельности, 
обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия,  защиты  прав  потребителей, 
предоставления государственных услуг. 

Среди наиболее популярных тем в 2020 году: обеспечение санитарно-эпидемиологического 

благополучия  (в  том  числе,  в  контексте  распространения  новой  коронавирусной  инфекции 
COVID-19), защиты прав потребителей и организации надзорной деятельности.  

Управлением  в  2020  году  было  организовано  консультирование  потребителей  по 

телефонам  горячих  линий  по  вопросам,  касающимся  санитарного  законодательства  и 
законодательства  в  сфере  защиты  прав  потребителей.  Информация  о  консультировании 
анонсировалась на официальном сайте Управления. 

Всего были проведены 23 горячих линии: по профилактике гриппа и ОРВИ, профилактике 

распространения  новой  коронавирусной  инфекции  COVID-19,    профилактике  ВИЧ-инфекции, 
качеству  и  безопасности  плодоовощной  продукции  и  срокам  годности,  услугам  такси  и 
каршеринга,  качеству  и  безопасности  молочной  продукции  и  срокам  годности,  по  вопросам 
защиты  прав  потребителей,  по  организации  дополнительного  питания  в  школах, 
вакцинопрофилактике,  профилактике  клещевого  энцефалита,  качеству  и  безопасности  детских 
товаров и детского отдыха, по качеству и безопасности хлебобулочных изделий и кондитерской 
продукции  и  срокам  годности,  туристическим  услугам  и  инфекционным  угрозам  за  рубежом, 
качеству и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, качеству и безопасности 
мясной  и  рыбной  продукции и  срокам  годности, по  вопросам  качества  и  безопасности  детских 
товаров и выборе новогодних подарков и другие. 

На телефоны горячих линий поступило 27 859 обращений. 
Наибольшее  количество  обращений  поступило  в  ходе  горячих  линий  по  защите  прав 

потребителей – 2 756, по профилактике гриппа и ОРВИ – 2 078 и профилактике ВИЧ-инфекций – 
1 785, по качеству и безопасности пищевой продукции  и срокам годности – 1017. Много вопросов 
поступило  на  горячие  линии  качеству  и  безопасности  детских  товаров  –  976,  по  вопросам 
вакцинопрофилактики – 370. 

В ходе проведения горячей линии по вопросам профилактики заболеваний, передающихся 

через  укусы  клещей,  консультирование  специалистами  проводилось в  круглосуточном  режиме, 
включая  праздничные  майские  и  выходные  дни.  Самыми  актуальными  вопросами  были:  какие 
территории  Российской  Федерации  являются  неблагополучными  по  клещевому  вирусному 
энцефалиту; что делать и куда обращаться, если произошло присасывание клеща;  куда обращаться 

202 

 

 

в  случае  положительного  результата  на  энцефалит  при  исследовании  клеща;  каковы  основные 
признаки  болезни;  где  можно  сделать  прививку  против  клещевого  вирусного  энцефалита. 
Звонивших граждан интересовали вопросы наличия вакцин в медицинских организациях и сроки 
проведения  вакцинации  при  выезде  в  эндемичные  по  клещевому  вирусному  энцефалиту 
территории. 

Позвонивших  на  горячие  линии  по  профилактике  ВИЧ-инфекций  москвичей  и  гостей 

столицы интересовали актуальные вопросы, касающиеся эпидемиологической ситуации по ВИЧ-
инфекции в России и мире, этиологии ВИЧ-инфекции и механизма передачи возбудителя, условия 
заражения и восприимчивости, а также информация о группах риска, клинических проявлениях 
ВИЧ-инфекции, профилактике  ВИЧ-инфекции,  вопросы  анонимного  тестирования  и  получения 
медицинской помощи и лечения, проблемы ВИЧ-инфекции у беременных женщин, обследование 
на ВИЧ-инфекцию, получение необходимой медицинской помощи. 

В рамках соглашения между Правительством г. Москвы и Федеральной службой по надзору 

в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  Управление  с  сентября  2014  года 
является  одним  из  пользователей  и  исполнителем  государственной  информационной  системы 
г. Москвы  «Наш  город».  Программа  развития  Москвы».  Результаты  рассмотрения  обращений 
граждан, поступающих на портал, публикуются в открытом доступе. 

Всего  за  2020  год  поступило  1298  обращений.  Наибольшее  количество  поступивших 

обращений зарегистрировано в 

САО – 284, СВАО – 211, ЮВАО – 144, ЗАО – 138, ЮАО – 

127 и ЦАО – 108. 

В  2020  году  обращения  граждан  распределились  по  следующим  темам:  на  нарушение 

санитарных требований к организациям торговли – 365, на продажу продуктов с истекшим сроком 
реализации  –  146,  на  демонстрацию  табачной  продукции  –  744,  на  реализацию  табачной 
продукции ближе 100 метров от образовательных учреждений – 43 обращений. 

По результатам рассмотрения обращений за 2020 года подготовлено 1287 ответ, из них: по 

136 обращениям проблема была подтверждена; по 1104 обращениям проблема опровергнута и по 
67 обращениям проведение проверки не представилось возможным в связи с введением в городе 
Москве  ограничительных  мер,  включающих  в  себя  приостановку  работы  большинства 
предприятий, из-за новой коронавирусной инфекции.  

По  фактам  выявленных  нарушений  вынесено  60  постановление  о  назначении 

административного наказания в виде штрафа на общую сумму 655 тыс. рублей, в том числе 18 на 
юридических  лиц,  1  на  должностное  лицо  и  41  на  индивидуальных  предпринимателей,  по  6 
статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В 2020 году

 Управлением в соответствии с действующим законодательством, приказами, 

Административными регламентами Роспотребнадзора в рамках оказания государственных услуг 
выдавались: 

1.  санитарно-эпидемиологические  заключения  о  соответствии  (несоответствии) 

государственным  санитарно-эпидемиологическим  правилам  и  нормативам  (далее  -  санитарным 
правилам): 

-  зданий,  строений,  сооружений,  помещений,  оборудования  и  иного  имущества,  которые 

предполагается  использовать  для  осуществления  деятельности  (далее  -  санитарно-
эпидемиологические заключения на виды деятельности) 

-  проектной документации  
2.  свидетельства  о  государственной  регистрации  о  соответствии  продукции  Единым 

санитарно-эпидемиологическим  и  гигиеническим  требованиям  к  товарам,  подлежащим 
санитарно-эпидемиологическому  надзору  (контролю),  Техническим  регламентам  Таможенного 
союза.  

3.  лицензии  на  деятельность  в  области  использования  источников  ионизирующего 

излучения  (генерирующих)  (за  исключением  случаев,  если  эти  источники  используются  в 
медицинской  деятельности)  и  на  деятельность,  в  области  использования  возбудителей 
инфекционных  заболеваний  человека  и  животных  (за  исключением  случаев,  если  указанная 
деятельность  осуществляется  в  медицинских  целях)  и  генно-инженерно-модифицированных 
организмов III - IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. 

203 

 

 

В  целях  лицензирования  выдавались  санитарно-эпидемиологические  заключения  на 

следующие виды деятельности: 

-медицинскую деятельность  
-фармацевтическую деятельность 
-образовательную деятельность 
-деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению 

отходов 1-4 класса опасности. 

Не  в  целях  лицензирования  выдавались  санитарно-эпидемиологические  заключения, 

выдача которых предусмотрена статьями 18, 20, 26-28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека».

  

Через ЕПГУ в электронном виде было подано в 2020 году 969  заявлений, что в 4,6 раза 

больше  чем  в  2019  году  (209),  из  них  выдано  санитарно-эпидемиологических  заключений  в 
электронном виде в 2020 году -601, что в 5 раз больше (2019 г. – 120).   

В  2020  году  в  Управление  и  ТО  Управления  было  подано  6202

 

заявлений  на  выдачу 

санитарно-эпидемиологических  заключений  на  виды  деятельности,  из  них  выдано  5902 
санитарно-эпидемиологических заключений:  

-о соответствии санитарным правилам - 5682  
-о несоответствии санитарным правилам - 220 
-  отказано  в  предоставлении  гос.  услуги  и  аннулировано  заявлений  по  обращениям 

юридических лиц и ИП - 300.  

Проводя  анализ  выданных  санитарно-эпидемиологических  заключений  на  виды 

деятельности можно отметить, что количество выданных заключений в 2020 году уменьшилось по 
сравнению с 2018 и 2019годами в среднем на 27,0%. 

В  2020  году  по  сравнению  с  2018-2019  годами,  доля  выданных  санитарно-

эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам увеличилась в среднем на 
1%  и  составляет  96,2%,  доля  выданных  санитарно-эпидемиологических  заключений  о 
несоответствии санитарным правилам снизилась и в среднем составляет около 3,8%, что отражено 
в таблице №42. 

Таблица №42 

Динамика выданных заключений на виды деятельности

 в 2018-2020гг. 

 

Год

 

Выдано санитарно-эпидемиологических заключений

 

Количество заключений о 

несоответствии санитарным 

правилам

 

Количество заключений о 
соответствии санитарным 

правилам

 

Всего

 

Abs

 

% от общего 

кол-ва

 

Abs

 

% от общего 

кол-ва

 

Кол-во 

заключений

 

2018 

347 

4,2% 

7891 

95,8% 

8238 

2019 

418 

5,2% 

7611 

94,8% 

8029 

2020 

220 

3,8% 

5682 

96,2% 

5902 

 

Территориальными  отделами  Управления  Роспотребнадзора  по  г. Москве  в 

административных округах города Москвы (далее - ТО в АО) на виды деятельности в 2020г выдано 
3730  санитарно-эпидемиологических  заключений  (2018  –  6031,  2019  -  5766),  из  них  3542  о 
соответствии заявленного вида деятельности санитарным правилам (2018  - 5785, 2019-5441). О 
несоответствии заявленного вида деятельности санитарным правилам 188 (2018 – 246, 2019 - 325). 
Количество заключений на виды деятельности в 2020 году выдаваемых в ТО в АО, в сравнении с 
2018 и 2019 гг. уменьшилось в среднем на 27,5%. 

204 

 

 

 

 

Таблица №43 

Количество санитарно-эпидемиологических заключений 

на виды деятельности,

 выданных Управлением Роспотребнадзора 

по городу Москве, включая ТО в АО  в 2020г. 

 

№ 

п/п 

Территориальные 

отделы в АО 

Выдано санитарно-эпидемиологических заключений 

Количество 

санэпидзаключений 

о соответствии СанПиН 

Количество 

санэпидзаключений о 

несоответствии СанПиН 

Всего 

ВАО 

398 

399 

ЗАО 

390 

32 

422 

ЗелАО 

69 

69 

САО 

456 

465 

СВАО 

345 

24 

369 

СЗАО 

180 

185 

ЦАО 

474 

33 

507 

ЮАО 

433 

39 

472 

ЮВАО 

280 

285 

10 

ЮЗАО 

333 

30 

363 

11 

ТиНАО 

177 

10 

187 

12    Сколковский 

  Всего по ТО в АО 

3542 

188 

3730 

 

Управление 

2140 

32 

2172 

 

Всего 

5682 

220 

5902 

 

В 2020 году отделами Управления (далее – профильными отделами) на 

виды деятельности

  

выдано 

2172 

санитарно-эпидемиологических заключений (далее - заключения) (2019г – 

2263)

, из 

них: 

2140 

заключений  о  соответствии  санитарным  правилам  (2019г  – 

2170)

  32   

(2019г  -

93) 

заключений о несоответствии санитарным правилам.  

Сравнительная  характеристика  количества  заключений,  выданных  на  виды  деятельности 

профильными отделами Управления, представлена в таблице №44. 

 
 
 
 
 
 

205 

 

 

 

Таблица №44  

Количество выданных заключений профильными отделами Управления 

Отделы 

Выдано санитарно-эпидемиологических заключений 

Количество 

санэпидзаключений 

о соответствии 

санитарным 

правилам 

Количество 

санэпидзаключений 

о несоответствии 

санитарным 

правилам 

Всего 

Отдел надзора за услугами и 
товарами для детей и подростков 

Отдел эпидемиологического 
 надзора  

703, из них 

фарм. д-ть 527,  

мед. д-ть 176 

703 

Отдел надзора за объектами 
коммунально-бытового назначения и 
средой обитания  

80 

81 

Отдел надзора за условиями труда и 
радиационной безопасностью 
населения 

1181 

30 

1211  

Отдел надзора за особо опасными 
инфекциями и дезинфекционной 
деятельностью 

172 

173 

ИТОГО 

2140 

32 

2172 

 

Анализ  деятельности  профильных  отделов,  в  части  выдачи  заключений  показывает,    что 

наибольшее  количество  заключений  выдано  отделом  надзора  за  условиями  труда  и  радиационной 
безопасностью населения. 

В  2020

  году  выдано 

5058  (

2019  - 

5438)

  санитарно-эпидемиологических  заключений   

на 

проектную  документацию

,  из  них 

6

  о  несоответствии  проектной  документации  санитарным 

правилам  (2019г – 6): 

147 

(2019г.  –  33)  санитарно-эпидемиологических  заключений  на  проектную 

документацию  по  установлению  СЗЗ,  зон  санитарной  охраны  источников  питьевого 
водоснабжения, приаэродромные территории из них о несоответствии - 

0

 (2019г – 1),  

297 

(2019г.  – 

341

)      санитарно-эпидемиологических  заключений  на  проектную 

документацию  по  нормативам  предельно-допустимых  выбросов  химических,  биологических 
веществ и микроорганизмов в воздух, в водные объекты, из них о несоответствии – 

(2019г. – 

0

), 

-

4614

  (2019г.  - 

5064

)  санитарно-эпидемиологических  заключений  на  проектную 

документацию по размещению передающего радиотехнического оборудования (ПРТО), из них о 
несоответствии - 

(2019г. -5). 

Управлением  осуществляется  выдача  свидетельств  о  государственной  регистрации  на 

следующие виды продукции:  

-косметическая  продукция  (детская  косметика;  пилинги;  парфюмерно-косметическая 

продукция для депиляции; парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи 
от воздействия вредных производственных факторов);  

- средства и изделия гигиены полости рта; 
- товары бытовой химии; 
- предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: 

посуда  и  изделия,  используемые  для  питания  детей,  предметы  по  гигиеническому  уходу  за 
ребенком; одежда для детей (первый слой); 

- продукты детского питания для детей дошкольного и школьного возраста (с 3 до 14 лет); 
- краски, лаки, мастики, грунтовки, шпатлевки, замазки, эмали; 

206 

 

 

- материалы для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения; 
- препараты, изготовленные на основе потенциально-опасных химических веществ. 
За  2020  год  оформлено  и  выдано  3519  свидетельств  о  государственной  регистрации 

продукции, 91 отказ в оформлении свидетельств о государственной регистрации.  

Наибольшее  количество  зарегистрированной  продукции  приходится  на  потенциально 

опасные  химические  вещества  и  препараты  на  их  основе 

2336

  (66,4  %),  парфюмерно-

косметическую продукцию и средства и изделия гигиены полости рта 

345

(9,8%), продукция для 

детей - это  детское питание,  предметы личной гигиены для детей, предметы по гигиеническому 
уходу за ребенком, предметы детского обихода до 3-х лет, одежда для детей - первый слой  

367 

(10,4%), товары бытовой химии и профессионального назначения 

471

(13,4 %).  

По сравнению с 2019 годом (3388 свидетельств) количество выданных свидетельств в 2020 

году увеличилось на 3,7%.  

В Управлении 2020 году находится на контроле 704 лицензиата (2019  - 653), из них 575 

(ИИИ), 129 (3-4 гр. патогенности).  

Охват  лицензированием  юридических  лиц,  осуществляющих  деятельность  в  области 

использования источников ионизирующего излучения, составляет 100%. 

Охват  лицензированием  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, 

осуществляющих  деятельность,  связанную  с  использованием  возбудителей  инфекционных 
заболеваний составляет 100%.

 

За  текущий  год  проведено  114  внеплановых  проверок  о  соответствии  лицензиатов  и 

соискателей лицензий лицензионным требованиям, по результатам которых в установленные сроки 
оформлено  и  переоформлено  114  лицензий,  отказов  в  предоставлении  лицензий  не  было. 
Прекращено  действие  8  лицензий,  из  них  по  заявлению  лицензиатов  прекращено  действие  –  7 
лицензий,  по  причине  ликвидации  юридического  лица  –  1  лицензий.  Оформлено  4  дубликата 
лицензии. 

114  лицензий:  оформлено  68  лицензий  -  (60  –  ИИИ,  8  лицензии  -3-4  гр.  патогенности), 

переоформлено 46 лицензий (37 – ИИИ, 9 лицензий - 3-4 гр. патогенности). Приостановление и 
аннулирование лицензий за отчетный период не было.   

Прием и учет уведомлений о предпринимательской деятельности 

Предоставление  государственной  услуги  –  «Прием  и  учет  уведомлений  о  начале 

осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов 
работ и услуг» осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ 
от 16 июля 2009 г. №584" и Административного регламента Роспотребнадзора.  

Согласно  перечню,  предусмотренному  постановлением  Правительства  Российской 

Федерации  от  16  июля  2009г.  №584  «Об  уведомительном  порядке  начала  осуществления 
отдельных  видов  предпринимательской  деятельности»,  уведомления  предоставляются  по  28 
видам деятельности, в составе которых 66 наименований работ и услуг. 

Наиболее  предоставляемыми  в  Управление  Роспотребнадзора  по  г.  Москве  видами 

деятельности являются: 

1

услуги  общественного  питания  (

56%  от  общего  количества  зарегистрированных 

уведомлений); 

2.  услуги  розничной  торговли  (

12%  от  общего  количества  зарегистрированных 

уведомлений); 

3. деятельность туристических агентств (

9% от общего количества зарегистрированных 

уведомлений); 

4.  услуги  салонов  красоты  и  парикмахерских  (

8%  от  общего  количества 

зарегистрированных уведомлений); 

5. услуги по предоставлению мест для временного проживания (

7% от общего количества 

зарегистрированных уведомлений). 

Прочие  виды  услуг  занимают 

  8%  от  общего  количества  зарегистрированных 

уведомлений. 

Всего 

за  2020год

  Управлением  Роспотребнадзора  по  г.  Москве  в  Реестр  уведомлений  о 

начале  осуществления  отдельных  видов  предпринимательской  деятельности  внесено 

4325

 

207 

 

 

уведомлений. Через портал Государственных услуг в электронном виде 

1173

 уведомлений, что на 

16,5% больше

 в сравнении с 2019 годом.  

В  2019  году  видна  тенденция  роста  зарегистрированных  уведомлений  в  Управление 

Роспотребнадзора по г. Москве (табл. 45).   

 

Таблица №45 

Предоставленные уведомления за 2018 – 2020 годы. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Годы 

Количество 

поданных уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и 

индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно 

перечню, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 

584 и отказов в регистрации в связи с несоответствием требованиям к предоставлению 

Уведомлений 

Количество 

поданных 

Уведомлений 

о начале 

осуществлени

я отдельных 

видов 

предпринимат

ельской 

деятельности 

в Управление 

Роспотребнад

зора по г. 

Москве 

Общее количество 

зарегистрированных 

уведомлений о начале 

осуществления 

отдельных видов 

предпринимательской 

деятельности в Реестре 

уведомлений 

Роспотребнадзора по г. 

Москве 

Количество 

зарегистрированных 

уведомлений о начале 

осуществления 

отдельных видов 

предпринимательской 

деятельности в Реестре 

уведомлений 

Роспотребнадзора по г. 

Москве, полученных 

через портал 

государственных 

услуг

 

Количество отказов 

в регистрации 

уведомлений о 

начале 

осуществления 

отдельных видов 

предпринимательск

ой деятельности в 

Реестре 

уведомлений 

Управления 

Роспотребнадзора 

по г. Москве в связи 

с несоответствием 

требованиям к 

предоставлению 

Уведомлений 

2018 

5565 

5375 

190 

2019 

6456 

6399 

979 

57 

2020 

4421 

4325 

1173 

96 

 

Из представленных данных видно, что общее количество зарегистрированных уведомлений 

о начале осуществления предпринимательской деятельности в 2020 году снизилось по сравнению 
с 2018 и 2019 годами на 20,5% и 32,4% соответственно.  

Оценка гражданами эффективности деятельности Управления Роспотребнадзора по 

г. Москве с учетом качества предоставления им государственных услуг в 2020году. 

За  2020  год  на  Сайт  Управления  поступило  14919  оценок

,  средний  балл  по  всем 

предоставленным государственным услугам составил 

4,99

 балла при 5- бальной системе оценок. 

На Сайт «Ваш контроль» с 28.12.2019 по 28.12.2020 поступило 7473 оценок

, средний балл 

по всем предоставленным государственным услугам составил 

4,93

 балла.  

В  2020  году  проводились  консультации  юридических  лиц,  индивидуальных 

предпринимателей, участников внешней экономической деятельности, лицензиатов, соискателей 
лицензий и иных заинтересованных лиц по вопросам, касающимся организации выдачи санитарно-
эпидемиологических  заключений  на  виды  деятельности,  свидетельств  о  государственной 
регистрации, лицензий, осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора 
и применения документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, на таможенной 
границе и таможенной территории Евразийского экономического  союза. 

Информация  по  данным  вопросам  размещается  на  информационных  стендах  и  сайте 

Управления.  

208 

 

 

В Управлении в целях оптимизации организована работа с заявителями по принципу «одного 

окна» для предоставления государственных услуг по государственной регистрации продукции, по 
выдаче  на  основании  результатов  санитарно-эпидемиологических  экспертиз,  расследований, 
обследований,  исследований,  испытаний  и  иных  видов  оценок,  оформленных  в  установленном 
порядке санитарно-эпидемиологических заключений, лицензий.  

В  Управлении  организована  подача  заявлений  при  оказании  государственной  услуги  по 

выдаче  санитарно-эпидемиологических  заключений  в  электронном  виде 

через  Единый  портал 

государственных и муниципальных услуг (функций). В 2020г. подано 969 заявлений.

  

Необходимо  отметить  оперативное  взаимодействие  Управления  в  части  представления 

информации правоохранительным, таможенным органам, ФНС, юридическим и физическим лицам 
по вопросам выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о государственной 
регистрации, лицензий. 

Как правило, предоставление информации касалось вопросов подтверждения факта выдачи 

санитарно-эпидемиологических  заключений,  свидетельств  о  государственной  регистрации, 
лицензий,  их  подлинности,  представления  копий  материалов,  послуживших  основанием  для  их 
выдачи. 

3.2. Проблемные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия 

населения и меры по их решению. 

В порядке контроля за производством и реализацией стеклоомывающей низкозамерзающей 

жидкости  не  допущено  до  реализации  269  227  литров  опасной  жидкости,  содержащей  метанол. 
Вынесено 67 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую 
сумму  2 205  000  рублей.    Материалы  проверки  в  отношении  производителя  опасной  продукции 
направлены в суд и в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности, и 
следственным комитетом возбуждено уголовное дело.  

Перечень  производителей-фантомов  с  наименованием  стеклоомывающей  жидкости 

размещен на сайте Управления и постоянно обновляется.  

При  контроле  реализации  алкогольной  продукции  нарушения  обязательных  требований 

установлены в 849 объектах. Изъято из оборота 277,7 дкл. алкогольной продукции, по решению суда 
конфисковано 95,5 дкл. К административной ответственности привлечено 803 лица. Сумма штрафов 
составила  более  32,5  млн.  рублей.  Итогом  проделанной  работы  стало  приведение  объектами 
торговли  города  выкладки  винодельческой  продукции  в  соответствии  с  новыми  требованиями 
законодательства. 

По соблюдению требований к реализации табачной продукции, в том числе требований к ее 

маркировке проведены контрольно-надзорные мероприятия на 1742 объектах, по итогам которых на 
потребительский  рынок  не  допущено  около  49  тысяч  пачек  сигарет.  Материалы  2-х 
административных дел направлены в следственные органы.   

3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического 

благополучия населения и намечаемые меры по их решению. 

 

Одной  из  причин  наличия  нарушений  санитарного  законодательства  на  объектах 

промышленного  профиля  является  недостаточная  грамотность  руководителей  хозяйствующих 
субъектов в области санитарного законодательства и, как следствие, отсутствие с их стороны в 
достаточной  мере  организации  и  контроля  за  соблюдением  санитарно-эпидемиологических 
требований  к  условиям  труда  работников.  Также  основным  фактором,  который  сдерживает 
решение  актуальных  вопросов  улучшения  условий  труда  на  предприятиях,  является 
недостаточное финансирование. 

Стоит  отметить,  что  в  течение  года  основной  и  самой  важной  задачей  была  борьба  с 

распространением новой коронавирусной инфекцией Covid-19. Неизвестная инфекция изменила 
жизнь людей во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Москва как и другие города 
столкнулась  с  этим  впервые.  В  вязи  с  чем  был  создан  оперативный  штаб  по  борьбе  с  новой 
коронавирусной инфекцией.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..