ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В 2020 ГОДУ - часть 11

 

 

161 

 

 

Контроль за обращением отходов. 

Ввиду  сложившейся  эпидемиологической  ситуации,  связанной  с  распространением 

коронавирусной  инфекции,  в  соответствии  с  Постановлением  Председателя  Правительства 
Российской Федерации М.Мишустина от 3 апреля 2020 г. N 438 «Об особенностях осуществления 
в  2020  году  государственного  контроля  (надзора),  муниципального  контроля  и  о  внесении 
изменения в п. 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных 
планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», 
в  отношении    объектов,  отнесенных  к  категории  чрезвычайно  высокого  или  высокого  риска, 
деятельность  которых  связана  с  обращением  с  отходами,  а  именно:  ООО  «Хартия»  и  ООО 
«ЭкоЛайн»,  Управлением  были  проведены  плановые  проверки  с  использованием  средств 
дистанционного  взаимодействия,  в  том  числе  аудио-  или  видеосвязи.  В  связи  с  выявленными 
нарушениями  требований  санитарных  правил,  проведена  процедура  привлечения  к 
административной  ответственности  в  соответствии  с  Кодексом  Российской  Федерации  об 
административных  правонарушениях.  Выданы  Предписания  об  устранении  нарушений 
требований  санитарных  правил  и  Представления  об  устранении  причин  и  условий, 
способствовавших  совершению  административного  правонарушения.  Сроки  и  полнота 
выполнения на контроле Управления Роспотребнадзора по г. Москве. 

О надзоре за объектами коммунально-бытового назначения в 2020 году, в том числе 

в период распространения новой коронавирусной инфекции. 

Порядок  осуществления  планового  и  внепланового  надзора  за  объектами  коммунально-

бытового назначения в 2020 году, так  же как и за другими объектами, осуществлялся с учетом 
изменений,  установленных  Правительством  Российской  Федерации  в  связи  с  пандемией 
коронавируса,  при  этом  большая  часть  плановых  проверок  была  исключена  из  плана.  Таким 
образом,  основной  задачей  при  осуществлении  надзора  являлся  контроль  за  выполнением 
санитарно-противоэпидемических  (профилактических)  мероприятий  на  объектах  с  целью 
предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. 

На основании методических рекомендаций Роспотребнадзора по работе различных типов 

коммунальных объектов в период распространения коронавирусной инфекции Управлением были 
направлены  Предписания  о  проведении  противоэпидемических  мероприятий  –  41  в  адрес 
профильных  Департаментов,  3500  –  на  объекты  надзора,  8  в  адрес  основных  религиозных 
конфессий, 9 – в судебные органы на территории Москвы. 

С  целью  доведения  требований  санитарного  законодательства  и  необходимых  мер 

профилактики  до  предпринимательского  сообщества  в  доступной,  наглядной  форме 
Правительством Москвы при участии Управления разработаны «защитные протоколы» (21), в том 
числе для объектов торговли, бытового облуживания, культуры, спорта, зрелищных объектов и 
др., а также «Антиковидный паспорт объекта», включающий формы учета противоэпидемических 
мероприятий на объектах. 

Для контроля выполнения Предписаний о проведении противоэпидемических мероприятий 

обследовано более 3,5 тыс. коммунальных объектов, связанных с массовым посещением людей 
(торговых  центров,  объектов  культуры,  спорта,  бытового  обслуживания  ВУЗов,  и  др.).  За 
нарушения  «антиковидных  мер»  на  коммунальных  объектах  составлена  1  тыс.  протоколов  об 
административном нарушении, вынесено 780 штрафов на 13,5 млн. руб.,закрыто и опечатано 94 
объекта. 

Система жилищно-коммунального хозяйства 

На  основании  предложений  Управления  с  февраля  Мосводоканаломусилен  режим 

обеззараживания  питьевой  воды  и  сточной  воды,  включены  дополнительные  УФ-лампы, 
дополнительные  режимы  обеззараживания,  изменена  скорость  потока.  Управлением  в  рамках 
мониторинга  увеличена  кратность  отбора  проб  воды  на  4  станциях  водоподготовки  и  4 
водоочистки до 2 раз в неделю. С целью мониторинга РНК вируса в факторах среды обитания 
отобрано  347  пробсточной  воды,  1236  проб  питьевой  воды,  1030  проб  воды  источников 
водоснабжения, 123 пробы воды в зонах отдыха, 2293 смывов. По результатам исследований РНК 
вируса не обнаружено. 

162 

 

 

21.02.20.  дано  Предписание  Департаменту  ЖКХ  об  усилении  режима  текущей 

дезинфекциив  жилом  фонде    силами  управляющих  компаний.В  марте  2020  г.  разработан, 
согласован с заместителем мэра Москвы П.П. Бирюковым и внедрен алгоритм взаимодействия и 
передачи  информации  между  Управлением,  Департаментом  ЖКХ,  Префектурами,  Московским 
городским  центром  дезинфекции  и  управляющими  компаниями  о  местах  проживания/работы 
заболевших  и  контактных  с  целью  оперативного  проведения  заключительной  дезинфекции  в 
жилом фонде, в местах общего пользования жилых домов. По состоянию на 31.12.20. обработано 
700  млн.  кв.м.  В  марте  2020  г.  совместно  с  ГУП  МГЦД  разработаны  и  распространены  через 
Департамент  ЖКХ  памятки  для  населения  и  инструкции  для  управляющих  компаний  по 
дезинфекционной  обработке  квартир,  подъездов,  открытых  пространств.  В  начале 
апреляразработан и внедренчерез Департамент ЖКХ алгоритм обращения отходов, образующихся 
в  квартирах  негоспитализированных  заболевших.  В  связи  с  поступлением  в  апреле  2020 
гобращений ЖСК и ТСЖ о невозможности обеспечения необходимым количеством дезсредств и 
средств индивидуальной защиты Управление обратилось к заместителю мэра П.П. Бирюкову, по 
поручению  которого  были  организованы  поставки  необходимых  средств  не  только  в 
государственные  управляющие  компании,  но  и  в  ТСЖ  и  ЖСК.  В  период  ухудшения 
эпидемиологической  ситуации  в  конце  марта  и  в  октябре  2020  года  на  основании 
Предписаний/писем Управления в адрес заместителя мэра Москвы П.П. Бирюкова в соответствии 
с рекомендациями Роспотребнадзора проводилась обработка открытых пространств: аэропортов, 
вокзалов, торговых центров, рынков, парков, остановочных площадок. 

Взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы 

В  связи  с  наделением  Указом  Мэра  Москвы  №  40  от  04.04.2020  ряда  московских 

департаментов  и  инспекций  полномочиями  по  контролю  за  выполнением  на  объектах 
«антиковидных»  мер,  с  апреля  было  организовано  взаимодействие  с  данными  организациямис 
еженедельным информированием Управления о выявленных нарушениях указов мэра и принятых 
мерах с целью анализа соблюдения законности и выполнения «антиковидных мер» в различных 
сферах деятельности города, а также о нарушениях санитарного законодательства. На основании 
донесений  из  ОАТи,  Департамента  торговли  и  услуг,государственной  инспекции  по  контролю 
заиспользованием объектов недвижимости было проверено более 1,5 тысяч объектов, в том числе 
более 300 объектов проверено совместно с ОАТи, МАДИ, Департаментом торговли и услуг при 
информационной поддержке СМИ (в 90% случаев были выявлены нарушения, возбуждены дела в 
соответствии с КоАП РФ, деятельность 50 объектов приостановлена). 

Кальянные 

25 марта 2020 года работа кальянных в Москве была запрещена указом мэра, вместе с тем 

большое количество подобных заведений продолжало работать, создавая угрозу распространении 
воздушно-капельной  инфекции,  способной  передаваться  через  кальяны  неиндивидуального 
использования. Также с октября вступили изменения в «антитабачный» федеральный закон №15, 
согласно которым запрещено курение кальянов в объектах общественного питания. На основании 
данных  норм  законодательства,  а  также  по  факту  выявления  многочисленных  нарушений 
«антиковидных» мер по итогам проверок специалистов Управления было закрыто 52 кальянные. 

 

163 

 

 

  

Рис. 145 Контроль за деятельностью кальянных 

 
Основные нарушения в кальянных: 
-курение кальянов в общественных местах, в нарушение указа мэра Москвы 
-курение кальянов в объектах общепита (ФЗ-15) 
-нарушение дезинфекционного режима (отсутствие санитайзеров, дезсредств, антисептиков,  
-нарушения к оборудованию  вентсистемы  
-нарушения к организации общественного питания и антитабачного законодательства, в т.ч. 

использование курительных смесей с табаком либо неизвестного состава и происхождения 

-отсутствие  меддокументации  на  сотрудников  (в  т.ч.  результатов  ПЦР  обследования  на 

ковид) 

-бактериальная обсемененность трубок кальянов (в 15 из 57 случаев) 
-не  соответствие  содержания  кальянных  смесей  информации  на  упаковке,  в  т.ч.  по 

содержанию никотина (в 6 из 15 случаев) 

Высшие учебные заведения 

Огромное значение было уделено работе с ВУЗами ввиду того, что работа данных объектов 

связана  с  постоянным  тесным  контактом  молодых  людей  и  преподавателей,  в  том  числе  и 
пожилого  возраста.  В  августе  Управление  напомнило  ректорам  ВУЗов  Москвы  о  старте 
вакцинальной  компании  против  гриппа  и  эпидемических  рисках  этого  сезона  с  учетом 
возможности развития «микст-инфекции». Вместе с тем, по состоянию на середину октября было 
вакцинировано только 37 тысяч из 104 тысяч преподавателей (35 %) и 92 тысячи из 354 тысяч 
студентов (26%). Данная информация была доведена до министра науки и высшего образования 
РФ в ходе совещания в режиме ВКС 07 октября, по итогам которого Управлением организована 
работа  с  советом  ректоров  ВУЗов.К  середине  ноября  охват  вакцинацией  студентов  и 
преподавателей превысил 75%. 

В  рамках  Приказа  Министерства  науки  и  высшего  образования  РФ,в  связи  с 

неблагоприятной  эпидемиологической  обстановкой  в  Москве,  с  марта  большинство  ВУЗов 
приступили  к  дистанционному  обучению.  В  августе  Управлением  была  собрана  и 
проанализирована информация с целью оценки возможности работы ВУЗовв очном формате, в 
том  числе  о  наличии  в  ВУЗах  помещений  для  изоляции,  закупленных  дезсредствах,  масках  и 
антисептиках,  об  установленных  облучателях  для  обеззараживания  воздуха,  о  наличии 
бесконтактных  термометров  для  организации  «входного  котнроля».  По  итогам  анализа 
Управление  проинформировало  Председателя  совета  ректоров  ВУЗов  Москвы  о  готовности 
ВУЗов  к  очному  обучению  при  условии  неукоснительного  соблюдения  противоэпидемических 
мер. 

06.10.2020.  специалистами  Управления  обследовано  107  учебных  корпусов  62  наиболее 

крупных  ВУЗов  Москвы.  Было  установлено,  что  в  большинстве  ВУЗов  противоэпидемические 
мероприятия  выполняются  в  должном  объеме,  системных  нарушений  установлено  не  было, 

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

2016

2017

2018

2019

2020

71

86

88

87

162

34

54

32

47

159

30

22

18

50

25

4

12

9

5

52

обращения

проверки

штрафы

закрытия

164 

 

 

организовано  информирование  студентов  и  преподавателей  о  необходимости  выполнения  мер 
профилактики посредством аудиосообщений, трансляции видеосюжетов, размещения плакатов. В 
отдельных  учебных  корпусах  недостаточно  контролировалось  соблюдение  масочного  режима, 
норм  социального  дистанцирования.  07.10.20. информация  об  итогах  «рейда»  была  доложена  в 
ходе  вышеуказанного  ВКС-совещания  с  министром  науки  и  высшего  образования  РФ.  
Руководство  ВУЗов,  где  были  выявлены  нарушения,  в  течение  2  суток  отчитались  об  их 
устранении. 

Объекты культуры 

После  улучшения  эпидобстановки  со  второй  половины  мая  в  рамках  поэтапного  снятия 

ограничений указом мэра от 08 июня Управлением налажено взаимодействие с Департаментом 
культуры Москвы с целью организации противоэпидемических мероприятий на возобновляющих 
функционировать  объектах  культуры.  Было  проведено  3  совместных  совещания  с  работниками 
крупнейших объектов культуры Москвы (театров, музеев и библиотек), на которых разъяснялась 
необходимость выполнения «антиковидных» мер и требований Роспотребнадзора. На основании 
рекомендаций  Роспотребнадзора  и  Предписаний  Управления  были  изданы  Распоряжения 
Департамента  подведомственным  театрам,  музеям,  концертным  залам,  разработаны  «защитные 
протоколы»,  организован  контроль  силами  Департамента  с  информированием  Управления  в 
случае нарушений антиковидных мер. С целью объективной оценки состояния систем вентиляции, 
работа  которой  крайне  важна  для  профилактики  ковида,  при  проверке  кинотеатров  была 
опробована методика контроля бактериальной обсемененности воздуха в начале и конце рабочего 
дня.  Всего  проведено  172  обследования  культурно-зрелищных  объектов,  в  45  случаев  были 
выявлены нарушения и приняты меры. За грубые нарушения антиковидных мер, представляющие 
реальную  угрозу  для  жизни  и  здоровья  граждан  закрыто  13  развлекательных  объектов 
(концертные залы, ночные клубы). 

Так  были  опечатаны  помещения  клуба  «Известия  HALL»  на  Пушкинской  площади  за 

многочисленные нарушения мер профилактики коронавируса, выявленные в ходе обследования, 
проведенного совместно с ОАТИ 23 октября.  

На  основании  материалов  органов  внутренних  дел  о  нарушении  санитарно-

эпидемиологического  режима  во  время  концерта  в  концертном  зале  «Адреналин  Стадиум»  на 
Ленинградском проспекте, в том числе о превышении 50-процентного лимита заполнения зала, не 
использования средств индивидуальной защиты, нарушения норм социального дистанцирования 
сотрудниками  территориального  отдела  в  Северном  округе  с  полицией  проведен  осмотр 
помещений,  в  ходе  которого  подтвердился  факт  многочисленных  нарушений.  Помещение 
концертного зала было опечатано, по решению суда назначено приостановление деятельности на 
30 суток. 

В  тех  случаях,  когда  организаторы  сообщали  Управлению  о  планируемом  массовом 

мероприятии,  специалисты  службы  оказывали  помощь  при  подготовке  мероприятия  для 
определения  потребностей  в  оборудовании,  в  дезсредствах,  определении  порядка  «входного 
контроля».  На  наиболее  масштабных  мероприятиях  организовывались  дежурства  специалистов 
для помощи организаторам в предотвращении нарушений. Так была организована и проведена в 
начале  июня  Книжная  ярмарка,  первое  массовое  мероприятие  после  периода  самоизоляции, 
Праздник ВДВ, церемония вручения премии «Золотой Грамофон», новогодние праздничные шоу 
и около 40 других массовых мероприятий. 

Объекты спорта 

Также было организовано взаимодействие с Департаментом спорта – накануне частичного 

снятия ограничений руководителями Управления и Департамента проводились видеоселекторные 
совещания с руководителями спортивных объектов и фитнес-индустрии, Российской федерации 
футбола и регби, в ходе которых представителям спортивного сообщества подробно разъяснялся 
порядок 

выполнения 

основных 

профилактических 

мероприятий, 

предписываемых 

Распоряжениями Департамента и Предписаниями Управления, выполнение которых обязательно 
для  обеспечения  безопасности  граждан  при  поэтапном  открытии  объектов.  В  соответствии  с 
регламентом  проведения  спортивных  мероприятий,  утвержденным  Роспотребнадзором  и 

165 

 

 

Минспорта,  на  основании  указов  мэра  Москвы  Управлением  было  согласовано  более  400 
спортивных мероприятий после детального анализа информации, полученной от организаторов, 
на предмет достаточности сил и средств для обеспечения безопасности гостей и спортсменов. На 
18 наиболее масштабных спортивных мероприятиях было организовано дежурство специалистов 
Управления,  в  2  случаях  были  выявлены  нарушения  –  организаторы  матчей,  проводившихся  в 
начале октября на стадионах «Спартак» и «ЦСКА», не приняли достаточных мер для соблюдения 
болельщиками  норм  социального  дистанцирования  и  масочного  режима.  За  данные  нарушения 
виновные  были  привлечены  судом  к  ответственности  в  виде  штрафов.  Управлением  давались 
предписания правообладателям данных стадионов о сокращении числа зрителей на стадионах до 
количества, которое могут проконтролировать организаторы мероприятия. 

На  основании  Предписаний  Управления  руководство  стадионов  приняло  меры  по 

недопущению  нарушений,  из  расчета  своих  возможностей  по  контролю  за  болельщиками 
определило для себя максимальную квоту вместимости, параллельно с этим усилив контроль за 
ними,  что  обеспечило  проведение  последующих  игр  без  нарушений  противоэпидемического 
режима. Также, с соблюдением мер безопасности прошли и прочие, организованные с участием 
Управления спортивные мероприятия: скачки на московском ипподроме, Кубок силовых структур 
по  рукопашному  бою  памяти  В.В.  Черникова,  московский  полумарафон,  Чемпионат  России  по 
фигурному катанию среди юниоров и многие другие. 

Работа с жалобами на выполнение строительных работ 

В  Управление  с  конца  марта  по  конец  апреля  поступило  более  100  жалоб  от  граждан, 

находящихся на самоизоляции, на шум от проведения строительных работ вблизи их дома. В связи 
с  тем,  что  надзор  за  строящимися  объектами  органы  Роспотребнадзора  не  осуществляют, 
Управление  обратилось  к  заместителю  мэра  А.Ю.  Бочкареву,  которым  были  даны  указания 
подведомственным  городским  структурам  о  принятии  оперативных  мер,  в  том  числе 
Мосгосстройнадзору  -  об  усилении  контроля  за  стройками,  что  привело  к  значительному 
снижению числа жалоб в Управление. 

Контроль за соблюдением «антиковидных» мер на объектах похоронного назначения 

Объекты  похоронного  назначения,  кладбища  в  системе  риск-ориентированного  надзора 

являются  объектами  высокого  риска  ввиду  массовости  их  посещения  гражданами  (по  данным 
Департамента торговли и услуг г. Москвы в дни массового посещения на наиболее крупные из них 
приходит до 8-10 тыс. чел.) 

Вместе  с  тем,  в  нарушение  предписания,  выданного  по  итогам  плановой  проверки  ГБУ 

«Ритуал» в июле 2019 года, до настоящего времени не выполнены наиболее значимые его пункты, 
что  подтвердили  проверки  в  феврале  и  октябре  2020:  не  организован  поверхностный  сток  с 
территорий кладбищ, не оборудованы стационарные туалеты с подводкой городских инженерных 
систем. 

За невыполнение Предписания ГБУ «Ритуал» дважды привлечен судом к административной 

ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. 

С целью контроля за местами массового посещения людей в декабре выборочно обследованы 

58 кладбищ. Были установлены факты невыполнения противоэпидемических мероприятий, в том 
числе отсутствие условий для соблюдения посетителями правил личной гигиены. 

В  рамках  совещания,  проведенного  по  итогам  рейда,  руководителем  Управления  Е.Е. 

Андреевой  с  министром  Правительства  Москвы  А.А.  Немерюком,  а  также  руководством  ГБУ 
«Ритуал»  и  АО  «Мосводоканал»  были  приняты  решения  о  разработке  дорожной  карты  по 
обеспечению  кладбищ  города  стационарными  туалетами  с  подключением  городских  систем 
канализации и водоснабжения и организации поверхностного ливнестока с включением данных 
мероприятий в Адресную инвестиционную программу города Москвы. 

В  настоящее  время  специалистами  ГБУ  «Ритуал»  и  АО  «Мосводоканал»  организованы 

обследования  кладбищ  города  с  целью  определения  на  местности  возможностей  технического 
подключения объектов на кладбищах к инженерным сетям. 

 

166 

 

 

Надзор за услугами и товарами для детей и подростков 

В 2020 году осуществлялся надзор за 11 320 объектами, в том числе:  
- объекты, деятельность которых связана с обучением, воспитанием, питанием, отдыхом и 

оздоровлением детей и подростков (6 071 объекта); 

- предприятия общественного питания (4 920 объекта, в том числе: 1 предприятие пищевой 

промышленности,  7  базовых  предприятий  общественного  питания,  4  912  структурных 
подразделений школьно-базовых предприятий - пищеблоков учреждений для детей и подростков), 
обеспечивающих питание воспитанников и обучающихся города Москвы; 

-  предприятия,  осуществляющие  оборот,  реализацию,  производство  детских  товаров  (354 

объекта). 

В  2020  году  в  ходе  осуществления  федерального  государственного  санитарно-

эпидемиологического надзора проведено 923 обследования учреждений для детей и подростков, 
что на 10 % ниже уровня  2019 года (2019 г.- 1 897 обследований), из них 51 % проверок (470 
обследований) были проведены по плану и 49 % проверок (453 обследования) вне плана, в том 
числе  50,6  %  обследований  (467  обследований)  было  с  применением  лабораторных  и 
инструментальных методов исследования (2019 г. – 50,6 %). 

При  всех  плановых  проверках  (100%)  и  на  367  (39,8  %  )  внеплановых  проверок  были 

установлены  нарушения  санитарных  норм  и  правил  (2019  г.  546  (45,6  %).  За  выявленные 
правонарушения назначены 1 642 постановления о назначении административного наказания (в 
том числе: на должностных лиц –  846 постановлений, на индивидуальных предпринимателей – 81 
постановление,  на  юридических  лиц  –  715 постановлений),  в  виде  административных  штрафов 
вынесено 1 642 постановления на общую сумму 25 987,9 тысяч рублей и 99 предупреждений. 

На  рассмотрение  в  суды  направлялось  65  дел  о  привлечении  к  административной 

ответственности,  по  которым  судами  наложено  44  административных  штрафа  и  назначено  17 
постановлений о приостановлении деятельности объектов/отдельных помещений организаций для 
детей  и  подростков,  в  том  числе:  5  дошкольных  образовательных  организаций,  3  организации 
дополнительного  образования,  8  прочих  организаций  для  детей  и  подростков,  1  организация 
отдыха детей и их оздоровления. 

В  2020  году  осуществлялся  контроль  за  реализацией  товаров  для  детей  на  144  объектах 

образовательных  организаций,  7  объектах  детских  оздоровительных  лагерей,    8  объектах 
производителей/  импортеров  детской  продукции.  В  ходе  которых  проведены  исследования 
детской одежды, обуви, книг, ранцев, игрушек, мебели, гигиенических товаров по уходу за детьми. 

При  всех  плановых  проверках  предприятий,  реализующих  детские  товары,  выявлены 

нарушения. При проведении проверок исследовано 3 048 образцов (5 240 исследований) детских 
товаров. Установлено несоответствие требованиям технических регламентов при исследовании 14 
образцов  (0,4%)  детской продукции: 

-2  образца  парфюмерно-косметических  средств    (2  партии)  (по  микробиологическим 

показателям);  

-3 образца пальчиковых красок  (3 партии) («индекс токсичности»); 
-4 образца одежды (4 партии) («гигроскопичность»);  
-4 образца ранцев (4 партии) (отсутствовали светоотражающие элементы) 
-1 образец обуви  для детей до 3-х лет (1 партия) (открытая пяточная часть)  
Кроме  того,  при  проведении  проверок  на  соответствие  требованиям  технических 

регламентов по показателю «маркировка» установлены несоответствия 44 образцов (1,4%).   

Снято  с  реализации  9 087  единиц  детского  товара,  несоответствующая  требованиям 

технических регламентов. 

По  результатам  проверок  вынесено  62  административных  наказания  в  виде 

административных штрафов на общую сумму 7,5 млн. рублей. 

Управлением  прекращено  действие  4  деклараций  о  соответствии  и  5  сертификатов 

соответствия.  

 
 
 

167 

 

 

Осуществление государственного надзора (контроля) за выполнением  

требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав 

потребителей на объектах, осуществляющих производство и оборот продовольственного 

сырья и пищевых продуктов 

 

Надзор  за  объектами,  занимающимися  производством  и  оборотом  пищевых  продуктов  в 

2020г. в Управлении и в территориальных отделах осуществляли 68 специалистов. 

Под  надзором  специалистов  Управления  в  2020г.  находилось  16  298  субъекта  

(22 тыс. 599 объектов), занимающихся производством и оборотом пищевых продуктов из них: 

- крупных сетевых субъектов общественного питания – 150; 
- крупных сетевых субъектов торговли – 81. 
- крупных сетевых субъектов пищевой промышленности – 6 
Реализация  риск  -  ориентированного  подхода  позволила  Управлению  пересмотреть 

планирование  контрольно-надзорных  мероприятий,  выделить  приоритеты  и  сконцентрировать 
усилия  на  проверке  объектов  предпринимательской  деятельности  с  высоким  потенциальным 
риском причинения вреда жизни и здоровью человека. 

В  2020  г.  проверено  914  субъектов  (1  834  объектов),  занимающихся  производством  и 

оборотом пищевых продуктов, из них: 166 субъектов (678 объектов) – в плановом порядке и 748 
субъектов (1 156 объектов) - внепланово. 

В соответствии с «Планом мероприятий выполнения основных направлений деятельности 

Управления Роспотребнадзора по г. Москве на 2020 год» были проведены следующие проверки 
сетевых  предприятий  торговли,  общественного  питания  и  пищевой  промышленности:  20 
субъектов (532 объекта): ООО «ТТ Садовническая», ООО «ОКЕЙ», ЗАО «ДИПРОФ», ООО «Мир 
Даблби», ИП Рюрикова Я.С., ИП Степанов М.С., ИП Добряков А.В., ИП Прудникова О.С., ИП 
Костенко И.Ю., ООО «Фреш Маркет», ИП Подобедов, ИП Блинников. 

Плановые  проверки  с  апреля  2020  года  (ООО  «Кофе  Сирена»,  АО  «Вимм-Билль-Данн», 

ООО  «Столичная  торговая  компания»,  ООО  «Шоко  Холдинг»,  ООО  «Кофе  Хаус»,  ООО 
«Агроторг», ООО «Сити Ресторантс», ООО «Камелот А») проводились в дистанционном формате.  

Во  исполнение  Постановления  Российской  Федерации  №438  от  03.04.2020,  были 

исключены из плана 19 субъектов малого и среднего предпринимательства (ООО «4 ПАПАС», 
ООО «Донатс Проджект», ООО «Семерка М», ООО «Серый бык», ООО «Герус», ООО «Город 
Пиццы»,  ООО  «Добрая  пицца»,  ООО  «ДП  МОСКВА»,  ООО  «Пицца  Венчур»,  ООО  «ДДП 
МОСКВА-1»,  ООО  «Планинвестпроект»,  ООО  «Изюминка»,  ООО  «Кейтеринг  Сервис»,  ООО 
«Магазин в Коньково», ООО «Кронэкс», ООО «Констот», ООО «Лорс», ООО «Джамп.Ресторантс 
Юнайтед Групп», ООО «Чанс»). 

Все  проверенные  в  плановом  порядке  сетевые  компании  относятся  к  1-4  классам  риск-

ориентированного надзора. 

В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции, Управлением с 

февраля  2020  года  были  организованы  проверки  по  контролю  за  выполнением  санитарно-
эпидемиологических  требований,  касающихся  мероприятий  по  усилению  дезинфекционного 
режима на объектах жизнеобеспечения населения города Москвы в местах массового скопления 
людей (на предприятиях общественного питания, торговли и пищевой промышленности). 

В  адрес  органов  исполнительной  власти  Москвы  и  хозяйствующих  субъектов  были 

направлены  более  2000  Предписаний  главных  (заместителей  главных)  государственных 
санитарных  врачей  по  городу  Москве  и  по  административным  округам  с  рекомендациями 
Роспотребнадзора об усилении профилактических, в том числе дезинфекционных мероприятий, 
продолжающих работу в условиях режима повышенной готовности. 

Специалистами Управления с мая 2020г. и по настоящее время всего было проведено 5990 

мониторинговых проверок, в том числе сетевых предприятий торговли и общественного питания 
(торговля-4230, общественное питание-1639, рынки и ярмарки-121) по контролю за соблюдением 
дезинфекционного режима, из них с нарушениями 2246 (37,5%).  

По  результатам  мониторинга  в  случае  невыполнения  предписаний    выносились 

распоряжения о проведении внеплановых проверок  таких сетевых компаний, как АО «Тандер», 
ООО  «Билла»,  АО  «Дикси  ЮГ»,  ООО  «Агроторг»,  ООО  «Вкусвилл»,  АО  «ТД  «Перекресток», 

168 

 

 

ЗАО «ТиК Продукты», ООО «Макдоналдс», ООО «Лента», ООО «Бургер Рус», ООО «Стар Шеф», 
АО «Теремок-Инвест» и другие.      

За  невыполнение  Предписаний  об  усилении  профилактических,  в  том  числе 

дезинфекционных  мероприятий,  вынесено  постановлений  о  наложении  административного 
наказания – 956 на общую сумму 35,5 млн. руб., приостановлено объектов по решению судов -76. 

Как  показали  результаты  плановых  проверок  сетевых  объектов  несмотря  на 

профилактическую  работу  Управления,  направленную  на  предупреждение  правонарушений,  а 
именно  вручения  уведомления  о  проведении  плановой  проверки  до  ее  начала,  проведения 
совещаний  с  сетевыми  структурами  по  программам  плановых  проверок,  были  выявлены 
многочисленные  нарушения  обязательных  требований,  касающихся  не  только  санитарного 
состояния  объектов  и  режимных  моментов,  но  и  нахождения  в  реализации  просроченной 
продукции, отсутствия личных медицинских книжек и др.  

В  целях  реализации  информационной  политики  по  работе  с  предпринимательским 

сообществом,  повышению  грамотности  населения  в  сфере  обеспечения  санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, развитию механизма 
открытости Роспотребнадзора, Управление с 2014 года на регулярной основе проводит встречи с 
юридическими  лицами  и  индивидуальными  предпринимателями,  в  том  числе  с  бизнес-
сообществом.  

В связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с заболеваемостью COVID-19, встречи 

с бизнес-сообществом в 2020 году проходили в режиме ВКС (видеоконференцсвязи). 

В целях повышения информационной доступности деятельности Управления, в том числе 

для  предпринимателей,  на  сайте  Управления  размещена  публичная  декларация  целей  и  задач; 
создан регулярно обновляемый раздел «В помощь предпринимателям», на котором размещаются 
самые последние и необходимые для предпринимательской деятельности нормативно-правовые 
акты,  а  именно:  перечни  основных  нормативно-правовых  актов  Российской  Федерации  и 
изменения  к  ним,  которые  невозможно  оперативно  отследить  бизнесу,  рабочие  программы 
проведения проверок.   

В  преддверии  проводимых  плановых  проверок  по  обращениям  юридических  лиц 

начальниками профильных отделов Управления проводятся совещания с юридическими лицами 
(в  2020  году  поводились  в  режиме  ВКС),  на  которых  обсуждаются  вопросы  предстоящих 
проверок,  так  как  нарушения  лучше  предотвратить  заранее,  избежать  риски  для  бизнеса  при 
применении штрафных санкций. 

По инициативе бизнеса по итогам проведённых плановых проверок сетевых объектов до 

проведения штрафной комиссии проводятся совещания у Руководителя Управления, на которых 
обсуждаются результаты проверок, а также мероприятия по устранению выявленных нарушений.       

Кроме того, введена практика объединения типовых нарушений, выявленных при проверке 

сетевых объектов в одно постановление, при условии устранения нарушения во время проверки, 
что  является  смягчающим  обстоятельством  при  рассмотрении  дела  на  штрафной  комиссии.  В 
адрес  законных  представителей  сетевых  структур  направляются  представления  об  устранении 
причин  и  условий,  способствующих  совершению  административных  правонарушений,  с  целю 
недопущения системных ошибок при осуществлении деятельности на всех объектах сети. 

Результаты  проверок  доводятся  до  сведения  руководителей  компаний  и  при  вынесении 

постановлений  об  административном  правонарушении.  При  этом  учитываются  принятые 
юридическим  лицом  меры  по  устранению  выявленных  нарушений.  Также  с  руководителями 
объектов обсуждаются даты исполнения предписания с учётом возможностей юридического лица.  

В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа 

к  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления» 
результаты проверок размещаются на сайте Управления и публикуются в журнале «СЭС». 

С августа 2018 года Управление приступило к выполнению Приказа Роспотребнадзора от 

17.07.2018  №629  «Об  информировании  и  организации  обучающих  мероприятий  для  субъектов 
предпринимательской  деятельности»,  проводит  обучающие  мероприятия  в  виде  лекций  и 
семинаров для хозяйствующих субъектов.  

Обучающие  мероприятия  посвящены  актуальным  вопросам,  возникающим  при 

осуществлении  предпринимательской  деятельности,  нормативно-правовому  регулированию  по 

169 

 

 

соблюдению  обязательных  требований  действующего  законодательства,  санитарных  норм  и 
правил,  профилактике  инфекционных  заболеваний  и  пищевых  отравлений,  требованиям  к 
транспортировке, приему, хранению пищевой продукции. 

Лекции  и  семинары  для  предпринимателей  проводятся  специалистами  Управления 

Роспотребнадзора  по  г.  Москве  совместно  с  сотрудниками  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и 
эпидемиологии в городе Москве» на безвозмездной основе. 

Проведение Всероссийской акции «День открытых дверей для предпринимателей» стало 

традицией для Управления.  

Каждый  раз  на  таких  встречах  принимали  участие  представители  бизнеса  (юридические 

лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного 
питания и торговли, пищевой промышленности), руководители органов исполнительной власти, 
общественных  объединений  предпринимателей,  Московской  торгово-промышленной  палаты, 
Уполномоченный  по  защите  прав  предпринимателей  в  городе  Москве,  представители 
общероссийских и московских общественных объединений и представители саморегулируемых 
организаций. 

Реализация национального проекта «Демография» 

С августа 2020 года в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта 

«Укрепление  общественного  здоровья»,  входящего  в  состав  национального  проекта 
«Демография»,  в  части  реализации  мероприятий  по  формированию  среды,  способствующей 
повышению  информированности  граждан  об  основных  принципах  здорового  питания, 
Управлением проводится работа по внедрению утвержденных Роспотребнадзором 4-х обучающих 
(просветительских) программы по вопросам здорового питания.  

В  соответствии  с  Планом  мероприятий  («дорожной  карты»)  по  обеспечению  внедрения 

обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания на  

 
2020  год  целевым  показателем  «дорожной  карты»  для  Москвы  является  обеспечение 

реализации обучающих программ с охватом не менее 

830 000

 человек. 

На 01.01.2021г. целевой показатель по Управлению достигнут: обучено 

908 121

 человек -

109,4%. 

   

В  рамках  выполнения  Приказа  Роспотребнадзора  от  27.05.2020  г.  №289  «О 

проведении пилотных исследований по мониторингу качества пищевой продукции»

 

ФБУЗ «Центр 

гигиены  и  эпидемиологии  в  городе  Москве»  в  период  с 

08.06.2020г.  по  24.07.2020г

.  были 

закуплены 

535

 образцов пищевой продукции 

преимущественно

 

отечественного производства

 

(кроме  оливкового  масла  и  яблок)  для  проведения  лабораторных  исследований,  с  целью 
мониторинга качества и безопасности пищевой продукции.  

   

По  результатам  оценки  маркировки  –  объем  информации,  заявленный 

производителем на этикетках продукции, соответствовал требованиям технических регламентов. 

   

В 

500

  предприятиях  продовольственной  торговли  специалистами  ФБУЗ  «Центр 

гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и его филиалов 

проведено анкетирование 

населения

 

по оценке доступа к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита 
макро- и микронутриентов. 

   

На 

30.11.2020г

  испытания  закупленных 

535

  образцов  пищевой  продукции. 

Лабораторные исследования, проведенные на базе ИЛЦ «ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии 
в городе Москве», 

полностью завершены.

   

   

По результатам лабораторных исследований установлено, что по показателям 

качества и безопасности не соответствуют требованиям нормативной документации 

180

 

образцов пищевой продукции, что составляет 

33,6%.

, из них: 

мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия 

- 26 образцов 

(14,4%)

- фрукты, овощи и продукты их переработки – 1 образец, 

мясо и мясная продукция 

- 47 образцов 

(26,1%)

- яйца и яйцепродукты - 1 образец, 

молоко и молочная продукция 

– 83 образцов 

(46,0%)

170 

 

 

рыба и продукты ее переработки 

– 16 образцов 

(8,9%)

кондитерские изделия

 – 6 образцов 

(3,3%)

- масложировая продукция – 0, 

- биологически активные добавки к пище (БАД) – 0 образцов, 
- йодированная соль – 0. 

 

Забраковка 

2020 год

 специалистами Управления не было допущено на потребительский рынок города 

некачественной и опасной пищевой продукции и продовольственного сырья общим весом около 

170 тонн

 (в 2019 г. – 88 тонн, в 2018 г. – 37 тонн). 

Основную  часть  забракованной  продукции  составили:  вода,  расфасованная  в  емкости, 

молочная продукция, плодоовощная продукция, мясо и мясная продукция, кулинарная продукция, 
птица, яйца и продукты их переработки.

 

По  результатам  надзора  за  объектами  предприятий  общественного  питания, 

продовольственной торговли и пищевой промышленности за 2020 год Руководителем Управления 
Роспотребнадзора  по  г.  Москве  и  начальниками  территориальных  отделов  Управления 
Роспотребнадзора  по  г.  Москве  в  административных  округах  вынесено 

4 393

  постановлений  о 

назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 

129

 млн. 

742

 тыс. руб. 

(в 2019г. – 4 651 на общую сумму 171 млн. 541 тыс., в 2018г.- 4 306 на сумму 153 млн. 947 тыс.руб.) 

Была  приостановлена  деятельность 

187

  (в  2019-257,  в  2018-361)  пищевых  предприятий 

города. 

Юридическим  лицам  выдано 

821

  (в  2019г.-  1  137,  в  2018г.  –937)  представление  об 

устранении  причин  и  условий,  способствовавших  совершению  административного 
правонарушения. 

Основные меры по улучшению условий труда 

В 2020 году в целях улучшения условий труда на предприятиях промышленного профиля 

проведены  организационно-технические  и  санитарно-гигиенические  мероприятия  по 
обеспечению  оптимальных  условий  труда,  работы  по  реконструкции  и  техническому 
перевооружению:  модернизация  систем  отопления,  модернизация  систем  общего  и  местного 
освещения, ремонты гардеробных, замена сантехнического оборудования в туалетных комнатах и 
другие  мероприятия  (ОАО  «Воздухотехника»,  АО  «НПО  «МРТЗ»,  ПАО  «Мосточлегмаш»,  АО 
«ПИК-Индустрия», АО «КБ «Кунцево», ТЭЦ-25 – филиал ПАО «Мосэнерго», ТЭЦ-12 – филиал 
ПАО «Мосэнерго», АО «Завод «РТИ-Каучук» и др.).  

Также  в  отчетном  периоде  Управлением  Роспотребнадзора  по  г.Москве,  не  смотря  на 

особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) в соответствии с 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, снижение количества 
проведенных  плановых,  внеплановых  надзорных  мероприятий,  был  обеспечен  контроль  за 
соблюдением  требований  Технического  регламента  таможенного  союза  ТР  ТС  019/2011  «О 
безопасности средств индивидуальной защиты». 

В 2020 году проведено 169 проверок за соблюдением требований Технического регламента 

таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (2018г. - 
335  проверок,  2019г.  –  506  проверок),  из  них  65  проверок  с  привлечением  лабораторно-
инструментальных методов исследований (2018г. - 94, 2019г. – 161). 

В рамках проверок было отобрано и исследовано 247 проб продукции (2018 г. - 194 проб, 

2019 г. – 485 проб), проведено 2 078 исследований (2018 г. – 1 187 исследований, 2019 г. – 2 168 
исследований),  в  том  числе  963  по  санитарно-гигиеническим  и  санитарно-химическим 
показателям,  152  исследования  по  органолептическим  показателям,  152  токсикологических 
исследований, 810 исследований физических факторов. Выявлено 14 проб не соответствующих 
гигиеническим нормативам (2018 г.  – 3 пробы, 2019 г. – 12 проб). По результатам выявленных 
несоответствий в 2020 году юридические лица привлечены к административной ответственности 
на сумму 300 тыс. рублей (2018г. – 649,7 тыс. рублей, 2019г. – 1067 тыс. рублей). 

Управлением Роспотребнадзора по г.Москве в целях недопущения до реализации опасной 

продукции в 2020 году проведено 148 мероприятия по контролю за производством и реализацией 

171 

 

 

стеклоомывающей  низкозамерзающей  жидкости  (в  2018г.  –  282  контрольных  мероприятий;  в 
2019г. – 302). 

В ходе мероприятия по контролю в 2020 году отобрано и исследовано 799 литров (в 2018г. 

– 580 литров, в 2019г. – 932 литров) стеклоомывающей низкозамерзающей жидкости, 60 % (483 
литра)  которой  не  соответствовало  Единым  санитарно-эпидемиологическим  и  гигиеническим 
требованиям  к  продукции  (товарам),  подлежащим  санитарно-эпидемиологическому  надзору 
(контролю), утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 г. № 299, по содержанию 
в своем составе метанола.  

По  итогам  проведенных  в  2020  году  мероприятий  составлено  67  протоколов  об 

административных  правонарушениях,  не  допущено  до  реализации  269  227  литров  опасной 
стеклоомывающей низкозамерзающей жидкости содержащей метанол (всего за период 2017-2020 
годов  не  допущено  до  реализации  430  575  литров).  Приостановлена  деятельность  незаконного 
производства стеклоомывающей жидкости (арестовано 13 000 литров готовой стеклоомывающей 
жидкости и 240 000 литров сырья неизвестного происхождения). Материалы дела направлены в 
суд  и  в  правоохранительные  органы  для  возбуждения  дела  о  привлечении  к  уголовной 
ответственности, следственным комитетом возбуждено уголовное дело. 

В  ходе  проведения  проверок  по  адресам,  указанным  на  этикетке  и  в  сопроводительной 

документации к стеклоомывающей низкозамерзающей жидкости содержащей метанол, ни одного 
производителя  в  городе  Москве  не  установлено.  По  фактическим  и  юридическим  адресам 
«производителей-фантомов»  расположены  жилые  дома,  офисные  помещения.  Сведения  о 
«Производителях-фантомах»  стеклоомывающей  жидкости  направлены  в  ГУ  МВД  России  по  г. 
Москве,  Прокуратуру  г.  Москвы,  Следственный  комитет  РФ  по  г.  Москве,  Управления 
Роспотребнадзора  субъектов  РФ.

 

Перечень  производителей-фантомов  с  наименованием 

стеклоомывающей  жидкости  размещен  на  сайте  Управления  Роспотребнадзора  по  г.Москве  и 
постоянно обновляется. 

Одновременно с этим осуществляется контроль за канцерогеноопасными производствами, 

а  также  гигиенической  паспортизацией  канцерогеноопасных  объектов.  Работа  по  контролю 
проводится  как  в  ходе  контрольно-надзорных  мероприятий,  так  и  при  рассмотрении  списков 
контингентов,  подлежащих  предварительным  и  периодическим  медицинским  осмотрам, 
представляемых работодателями согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 
12 апреля 2011 г. N 302н. 

На  текущий  момент  в  Москве  насчитывается  764  канцерогеноопасные  организации,  что 

составляет 15,8% от общего количества объектов надзора промышленного профиля. В контакте с 
канцерогенами  работает  44  398    человека,  27,6%  из  которых  составляют  женщины  (12  254 
работниц). По состоянию на 31.12.2020 по результатам санитарно-гигиенической паспортизации 
в Москве оформлены и согласованы с Управлением Роспотребнадзора по г.Москве 733 санитарно-
гигиенических паспорта (2018г.  – 686, 2019г.  - 690). Основные канцерогеноопасные факторы и 
вещества:  химические:  сажа  черная,  бензол,  бенз(а)пирен,  формальдегид,  этилена  оксид, 
каменноугольные,  нефтяные  и  сланцевые  смолы,  пеки  и  их  возгоны,  кремния  диоксида 
кристаллического  (кремнезема)  пыль  в  форме  кварца  или  крисгобалита,  акрилонитрил; 
производственные процессы, связанные с воздействием аэрозоля серной кислоты или содержащих 
аэрозоли сильных неорганических кислот, минеральные масла, древесная пыль, аэрозоли, свинца 
соединения  неорганические,  кремния  диоксид  кристаллический,  бензол,  кожевенная  пыль, 
процессы,  связанные  с  нанесением  покрытий;  ручная  электродуговая  и  газовая  сварка  и  резка 
металлов; биологические: кровь (Гепатит, ВИЧ); физические факторы: ионизирующее излучение. 

2.2. Основные меры по профилактике массовых неинфекционных заболеваний в 

связи с вредным воздействием факторов среды обитания 

 

Контроль за проведением предварительных и периодических  

медицинских осмотров работников

 

 

172 

 

 

Контроль  за  проведением  предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров 

работников,  работающих  во  вредных  и  опасных  условиях  труда,  реализация  комплекса 
оздоровительных  мероприятий,  являются  неотъемлемой  частью  государственного  санитарно-
эпидемиологического  надзора  и  направлены  на  улучшение  условий  труда  работников  и 
профилактику профессиональных заболеваний. 

Исключая  ряд  социальных  факторов,  играющих  свою  роль  в  проблеме  выявляемости 

профессиональных  заболеваний  (перепрофилирование  промышленных  предприятий,  сокрытие 
работодателями информации и нежелание работников получать профессиональное заболевание), 
ведущей причиной низкой выявляемости профессиональных заболеваний являются недостатки в 
организации  и  проведении  периодических  медицинских  осмотров  работающих  в  контакте  с 
вредными  и  опасными  производственными  факторами,  которые  выявляются  специалистами 
Управления Роспотребнадзора по г. Москве практически при каждой плановой проверке, а также 
при  рассмотрении  поступающих  контингентов  работников  и  при  участии  в  оформлении 
медицинскими организациями заключительных актов. 

В 2020 году специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Москве приняли участие в 

оформлении медицинскими организациями 9 011 заключительных актов (в 2018г. – 8 464, 2019г. - 
10 880). Численность работников на объектах надзора Управления Роспотребнадзора по г. Москве 
и его территориальных отделов (с учетом непроизводственной сферы), подлежащих обязательным 
периодическим медицинским осмотрам, в 2020 году составила 974 684 работника (2018г.  – 903 
573, 2018г.- 1 011 895).  

Таблица 36 

Динамика процента осмотренных работников промпредприятий  

от числа подлежащих ПМО  (на момент осмотра) 

 

Годы 

2018 

2019 

2020 

% осмотренных 

95,6 

95,7 

77,4 

 
Снижение количества проведенных периодических медицинских осмотров работающих в 

2020  году  в  сравнении  с  2019  годом  обусловлено  особенностью  проведения  медицинских 
осмотров  работников  с  учетом  сложившейся  эпидемиологической  ситуации  в  связи  с 
распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе:  
-  в  соответствии  с  Приказом  Министерства  здравоохранения  РФ  от  18.05.2020  г.  №455н  по 
решению  работодателя  периодические  медицинские  осмотры  на  многих  предприятиях  были 
отложены;  
-  в  связи  с  переводом  сотрудников  на  дистанционную  форму  работы  с  соблюдением  режима 
самоизоляции,  а  так  же  временному  отстранению  от  работы  лиц  из  групп  риска,  к  которым 
относятся лица старше 65 лет и лица имеющие хронические заболевания. 

Профилактика заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других 

микронутриентов 

В 

2020  году

  в  городе  Москве 

19

  предприятий  пищевой  промышленности  вырабатывали 

пищевые продукты, обогащенные йодом и другими микронутриентами (в 2018- 21, в 2019-19). 

На  территории  города 

11164

  предприятия  продовольственной  торговли  осуществляют 

реализацию продуктов,  обогащенных  микронутриентами,  что  составляет  около 

90%

  от  общего 

количества объектов продовольственной торговли. Из них 

90%

  реализуют  йодированную соль, 

80%

 хлеб и хлебобулочные изделия, 

70%

 молочную продукцию. 

В 

2020 году

 было исследовано 

127 

проб йодированной соли, все пробы соответствовали по 

содержанию йода данным, представленным на потребительской упаковке продукции. В 2019 году 
было  исследовано  144  пробы,  все  пробы  также  соответствовали  по  содержанию  йода  данным, 
представленным  на  потребительской  упаковке  продукции,  (в  2018  году  было  исследовано  284 
пробы йодированной соли, из них 5 проб (1,8%) не соответствовали по содержанию йода данным, 
представленным на потребительской упаковке продукции. 

173 

 

 

 

                                                                                                                    Таблица №37 

Фактическое содержание йода в соли йодированной, реализуемой в г. Москве 

 

 

2.3. Основные меры по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости. 

 
Правительством Москвы на эпид.сезон 2020/2021гг. было выделено 870 млн. рублей для 

проведения  вакцинации  населения.  На  данные  средства  было  закуплено  3  млн.  450  тыс.  доз 
вакцины против гриппа 

По результатам прививочной кампании за счёт всех источников финансирования в городе 

привито против гриппа 7 млн. 417 тыс. 195 человек (59,1 %), в том числе 1 млн. 264 тыс. 850 детей. 
За счет средств работодателей и граждан в городе привито 584 тыс. 680 человек. В текущем сезоне 
осложнений на введение вакцины против гриппа не зарегистрировано.  

Кроме того, в целях увеличения охвата и обеспечения доступности иммунизации против 

гриппа взрослого населения в городе Управлением Роспотребнадзора по г. Москве совместно с 
департаментом  Здравоохранения  города  Москвы  организована  работа  мобильных  прививочных 
пунктов  у  38  станций метро,  2  станций  московского  центрального кольца,  2  железнодорожных 
станций  (Крюково,  Щербинка),  в  4  многофункциональных  центрах  (МФЦ)  города  Москвы,  По 
итогам,  без  отрыва  от  производства  с  существенной  экономией  времени  с  01  сентября  
дополнительно было привито  на мобильных прививчных пунктах  400 432 человека, в том числе 
у  38  станций  метрополитена,  2  станций  МЦК  и  2  ж/д  станций-  390  196    человек,  в 
многофункциональных  центрах  (МФЦ)  города  Москвы-  10  236  человек,  в  негосударственных 
медицинских организациях привито - 584 тыс. 680 человек. 

Информация о станциях, где работали мобильные прививочные пункты, размещалась на 

сайтах Управления, Департамента здравоохранения города Москвы, Московского метрополитена 
и в твиттере MetroOperativno. 

В Управлении проводится ежедневный и еженедельный мониторинг эпидемиологической 

ситуации  по  заболеваемости  острыми  респираторными  вирусными  инфекциями  (ОРВИ)  и 
внебольничными пневмониями. 

С  целью  этиологической  расшифровки  возбудителей  ОРВИ  исследования  материала  от 

больных гриппом с тяжёлым и нетипичным течением, беременных, больных с внебольничными 
пневмониями,  а  также  из  очагов  групповой  заболеваемости  гриппом  и  больных  гриппом  с 
летальным исходом проводятся на базе микробиологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены 
и эпидемиологии в городе Москве» с последующим направлением выделенного возбудителя (или 
материала)  в  Референс-центр  по  мониторингу  возбудителей  инфекций  верхних  и  нижних 
дыхательных путей в ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора или ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» г. 
Новосибирск. 

В  рамках  выполнения  Постановления  Главного  государственного  санитарного  врача 

Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых 
респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (Covid-2019) в 
эпидемическом  сезоне  2020-2021  годов»,  а  также  для  обеспечения  эпидемиологического 
благополучия населения города Москвы по ОРВИ и гриппу в эпидсезон 2020/2021 Управлением 
проведена следующая работа: 

1)  Для  обеспечения  эпидемиологического  благополучия  населения  города  Москвы  по 

ОРВИ  и  гриппу издан приказ  от  18.08.2020 №  80  «О  мероприятиях  по  профилактике  гриппа и 
острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2020/2021 в городе Москве»;  

2) 

проведена 

корректировка 

Комплексного 

плана 

профилактических 

и 

противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и острыми респираторными вирусными 

Годы 

Количество 

исследованных образцов 

% образцов с содержанием йода 

ниже 25 мкг\г 

2018 

284 

2019 

144 

2020 

127 

174 

 

 

инфекциями в г. Москве, с включением комплекса мер по снижению рисков заболевания новой 
коронавирусной инфекцией  Covid-19; 

3)  в  адрес  руководителей  Департамента  здравоохранения  Москвы,  Департамента 

образования  Москвы,  Департамента  труда  и  социальной  защиты  г.  Москвы,  Департамента 
культуры  г.  Москвы,  Департамента  спорта  г.  Москвы  направлены  Предписания  должностного 
лица,  уполномоченного  осуществлять  государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор 
«О  проведении  дополнительных  санитарно-противоэпидемических  (профилактических) 
мероприятий по гриппу и ОРВИ в эпидсезон 2020/2021»; 

4) с целью оперативной оценки эпидемиологической ситуации и своевременному принятию 

управленческих  решений  продолжается  ежедневный  мониторинг  заболеваемости  гриппом  и 
ОРВИ,  в  том  числе  новой  коронавирусной  инфекции  (Covid-2019),  проводимый  Управлением, 
совместно с Центром гигиены и эпидемиологии г. Москвы; 

5) еженедельно на сайте Управления размещается информация о заболеваемости ОРВИ и 

гриппом населения города Москвы и направляется в ведомственные службы города; 

6) еженедельно на оперативных совещаниях у руководителя Управления Роспотребнадзора 

по  г.  Москве  с  начальниками  ТО  и  отделов  Управления  заслушивается  вопрос  о  состоянии 
заболеваемости  гриппом  и  ОРВИ,  в  том  числе  новой  коронавирусной  инфекции  (Covid-2019), 
внебольничными пневмониями; 

7)  еженедельно  готовится  информация  для  выступления  Руководителя  Управления 

Роспотребнадзора  по  городу  Москве  на  селекторном  совещании  по  темам:  2Оперативная 
обстановка по коронавирусной инфекции», «О заболеваемости гриппом и ОРВИ, и организации 
профилактических и противоэпидемических мероприятий» в Федеральной службе по надзору в 
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 

8)  28.09.2020  проведена  Коллегия  Управления  Роспотребнадзора  по  городу  Москве  «Об 

итогах  эпидсезона  гриппа  и  ОРВИ  2019/2020  в  городе  Москве.  Организация 
противоэпидемических и профилактических мероприятий в эпидсезон 2020/2021»; 

9). 28.10.2020г. руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве в дистанционном 

формате  выступила  на  заседание  Московской  городской  Думы  с  докладом  «О  ситуации  с 
распространением  новой  коронавирусной  инфекции  в  столице  и  принимаемых  Управлением 
Роспотребнадзора по г. Москве санитарно-противоэпидемиологических мерах». 

10)  руководителем  Управления  проведены  10  совещаний  с  Правительством  г.  Москвы  и 

Департаментом  здравоохранения  города  Москвы  в  режиме  ВКС  по  вопросам  профилактики 
вакцинации против гриппа и профилактики ОРВИ в текущем эпидемическом сезоне; 

11) в октябре проведено 5 видеоконференций «О мероприятиях по профилактике гриппа и 

ОРВИ в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией COVID-
19-19  в  эпидемическом  сезоне  2020-2021  гг.  с  ректорами  крупных  ВУЗов,  руководителями 
образовательных организаций, главными врачами стационаров, главными врачами амбулаторно-
поликлинической сети, Управляющими и директорами аптечной сети; 

11)  руководителем  Управления  Роспотребнадзора  по  г.  Москвы  были  даны  интервью 

телеканалам Москва-24, 1 канал, Россия «Об эпидемиологической ситуации в городе Москве по 
гриппу и ОРВИ, включая новую коронавирусную инфекцию COVID-19-19 и профилактических 
мероприятиях  по  предупреждению  возникновения  и  распространения    COVID-19-19»,  всего 
выступлений  на  телевидении  и  радио  123  сюжета  с  участием  сотрудников  Управления.  В 
социальных сетях В Контакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, в Twitter размещены ролики 
«Грипп атакует?»; 

12)информация  о  необходимости  вакцинации  против  гриппа,  использование  средств 

индивидуальной защиты и мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19-
19    размещается  в  виде  «бегущей  строки»  на  видеодисплеях  в  вагонах  подвижного  состава 
метрополитена,  дополнительно  на  станциях  метрополитена  проводятся  устные  объявления  о 
необходимости вакцинации против гриппа, коронавирусной инфекции и  использование средств 
индивидуальной защиты; 

13)  С  01.10  по  16.10.2020  Управлением  и  его  территориальными  отделами  совместно  с 

ФБУЗ  «»Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  городе  Москве»  было  организовано  39  «горячих 
линий» по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ. 

175 

 

 

Размещено  анонсов  горячих  линий:  на  сайте  Управления-3,  на  сайтах  органов  местного 

самоуправления- 31, на сайтах образовательных организаций города- 32, публикаций в СМИ -5 , 
на интернет ресурсах- 4. 

Всего поступило 2848 вопросов от граждан, из них 2827 вопросов по «горячей линии», 21- 

в виде письменных обращений от граждан.  

Из  2848  звонков  на  «горячую  линию»,  поступило  2008  звонков  в  Управление  и  его 

территориальные отделы и 840 звонков в ФБУЗ «ЦГиЭ в г. Москве»  и его филиалы. На все звонки 
и  обращения  граждан  даны  разъяснения  и  консультации  по  вопросам  профилактики  гриппа  и 
ОРВИ.  

Наибольшую часть обращений (19,8%) составили вопросы по введению ограничительных 

мероприятий  в  образовательных  и  прочих  организациях  при  осложнении  эпидобстановки  по 
гриппу  и  ОРВИ,  в  том  числе  новой  коронавирусной  инфекции  (COVID-19),  об  иммунизации 
против  гриппа  (где  сделать  прививку,  контингенты  подлежащие  иммунизации,  подготовка  к 
вакцинации, противопоказания к введению вакцины и возможные реакции на введение вакцины) 
- 17,9%, об использовании медицинских масок- 14,8%, о неспецифической профилактики гриппа 
и  ОРВИ-7,2%,  вопросы,  касающиеся  эпидемиологической  ситуации  по  гриппу  и  ОРВИ-  6,5%, 
вопросы  касающиеся  вакцин  против  гриппа  (их  состав,  совместимость  с  другими  вакцинами, 
эффективность,  наличие  вакцин  в  медицинских  организациях)  –  5,9%,  вопросы  соблюдения 
температурного режима в помещениях социальной инфраструктуры, рабочих помещениях- 5,6%, 
получения медицинской помощи при гриппе и ОРВИ, в том числе коронавирусной  инфекции в 
ЛО и обследования на  COVID-19- 4,5% . 

В  период  проведения  «горячей  линии»  проведено  30  семинаров  с  представителями 

Префектур  города  и  с  руководителями  предприятий  и  учреждений  города  по  вопросам 
профилактики  гриппа  и  ОРВИ,  124  лекции  в  организациях  торговли,  общественного  питания, 
коммунальной  сферы,  работников  транспорта,  20  круглых  столов  среди  студентов  учебных 
заведений (колледжей, ВУЗов); 

14) с начала эпидсезона 2020/2021гг. по состоянию на конец января 2021г. проведено 424, 

из  них  35  в  январе,  семинаров  и  конференций  с  представителями  Префектур,  медицинскими 
работниками системы здравоохранения и образования города, с руководителями предприятий и 
учреждений города по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ, на которых подготовлено 24 882 
(4 499 в январе)  медицинских работников, в т.ч. 11 408 (1133 в январе) молодых специалистов 
(имеющих стаж работы 0-2 года), 13 747    (4 015 в январе) работников детских учреждений и др. 

Проводится постоянная разъяснительная работа с населением о состоянии заболеваемости 

гриппом  и  ОРВИ,  в  том  числе  новой  коронавирусной  инфекции,  в  Москве  и  необходимости 
проведения  комплексной  профилактики  указанных  инфекций.  За  эпидсезон  2020-2021гг. 
размещено  521  публикаций  в  СМИ  и  на  интернет  ресурсах,  подготовлено  56  139  бюллетеней, 
листовок, размещено 71 информационных материалов на сайте Управления Роспотребнадзора по 
г.  Москве;  также  размещена  информация  о  мерах  по  профилактике  гриппа,  ОРВИ  и  новой 
коронавирусной инфекции на сайтах Управ города – 131, сайтах организаций Департамента труда 
и социальной защиты г. Москвы- 25, сайтах  медицинских организаций города - 142, подготовлено 
32 видеоролика, проведено 159 лекции, 42 круглых столов, 101 беседа, видеоконференции- 4. 

С  целью  определения  готовности  города  Москвы  к  сезонному  подъёму  заболеваемости 

ОРВИ и гриппом специалистами территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. 
Москве в административных округах проведено 882 контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч., в 
отношении медицинских организаций – 89, детских и других образовательных учреждений – 287, 
прочих учреждений и организаций –  506. 

По результатам проверок за выявленные нарушения в организации работы по профилактике 

гриппа  и  ОРВИ,  включая  новую  коронавирусную  инфекцию  COVID-19-19  наложено  677 
административных штрафов на сумму 6 386 000, вынесено 6 предупреждений, 10 материалов дела 
направлены для рассмотрения в суды г. Москвы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ. За выявленные нарушения 
санитарного законодательства приостановлена деятельность 26 объектов 

Имеется  план  поэтапного  перепрофилирования  коечного  фонда  в  стационарах  города 

Москвы в период эпидемии гриппа и ОРВИ в 2020-2021 гг., утвержденный приказом Департамента 

176 

 

 

здравоохранения города Москвы «О проведении мероприятий по сезонной профилактике гриппа 
и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2020-2021 гг. в городе Москве». 

В  настоящее  время  в  9-ти  стационарах  Департамента  здравоохранения  города  Москвы 

развёрнуто 895 коек для больных ОРВИ и гриппом. При ухудшении эпидситуации планируется 
развернуть  дополнительно  636  инфекционных  коек  в  8-ми  стационарах.  Для  лечения  больных 
ОРВИ  имеется  46  686  человек  медицинского  персонала,  при  ухудшении  эпидситуации 
планируется дополнительно привлечь 1 503 мед. работников. В стационарах для больных ОРВИ и 
гриппом  имеется  28  651  пульсоксиметров,  запас  масок  (48  575  687  шт.)  в  2,6  раза  превышает 
расчётную потребность 18 575 079 шт.,8 278 аппаратов ИВЛ при расчётной потребности – 2 536 
шт. В медицинских организациях подчинения ДЗ г. Москвы имеется 39 аппаратов для ЭКМО и 
еще21 аппарат в стационарах федерального подчинения. 

Среднее значение обеспеченности основными противовирусными препаратами составляет 

97,12 %.  

Ситуация  по  заболеваемости  гриппом  и  ОРВИ  населения  находится  на  постоянном 

контроле  у  специалистов  Управления.  Сведения  о  заболеваемости  острыми  респираторными 
вирусными  инфекциями  еженедельно  предоставляется  в  Департамент  здравоохранения  города 
Москвы, Правительство Москвы и др. заинтересованные службы и организации. 

Управлением Роспотребнадзора  по г. Москве было издано постановление № 8 от 29 июля 

2016  г.  «О  проведении  профилактических  прививок  отдельным    группам  граждан    против 
пневмококковой  инфекции    по  эпидемическим  показаниям»  в  рамках  программы  «Столичное 
здравоохранение» было закуплено 450 тыс. доз вакцины против пневмококковой  инфекции для 
иммунизации по эпидемическим показаниям на сумму 607 млн 578 тысяч 750 рублей.  

В городе на протяжение двух последних лет отмечается рост заболеваемости коклюшной  

инфекцией.  Проблема:  смещение  заболеваемости  в  старшие  возрастные  группы  детского 
населения,  связано  с  угасанием  поствакцинального  иммунитета  через  5-7  лет  после  первой 
ревакцинации (18 месяцев). 

  Пути решения:  внедрение второй ревакцинации против коклюша перед  поступлением в 

школу,  одновременно  с  ревакцинацией  против  дифтерии  и  столбняка  с  использованием 
ацеллюлярной  дифтерийно-столбнячно-коклюшной  вакцины  с  уменьшенным  содержанием 
дифтерийного анатоксина. Впервые  в Москве  в 2020 году  закуплена  в количестве 60 тысяч доз  
ацеллюлярная    дифтерийно  –столбнячная  –коклюшная    вакцина  с  уменьшенным  содержанием 
дифтерийного анатоксина  для ревакцинации  детей  в 6  лет (Адасель)  с 50% охватом подлежащих. 

    Учитывая  рост  заболеваемости  менингококковой  инфекцией    в  2019  -20  гг,  рост 

летальных случаев за последние три года, смену доминирующего серотипа, циркулирующего на 
территории города Москвы,  было издано Постановление Главного государственного санитарного 
врача  по  городу  Москве  от  9  января  2018г.  №1  «О  проведении  профилактических  прививок 
отдельным группам граждан в против менингококковой инфекции по эпидемическим показаниями 
и  дополнительных  санитарно-противоэпидемических  (профилактических)  мероприятиях  по 
менингококковой инфекции в городе Москве». В 2020 году Департаментом здравоохранения была 
закуплена вакцина  против менингококковой инфекции   на сумму  672 млн 738 тыс. рублей  (в 
количестве 100 тыс. доз ) в 2 раза больше , чем в 2019 году.  

Эпидемиологическая ситуация по ротавирусной инфекции за период наблюдения (с 1992 

года)  в  Москве  постоянно  ухудшалась.  С  момента  введения  прививок  против  ротавирусной 
инфекции в г. Москве (постановления Главного государственного санитарного врача по городу 
Москве № 3 от 30.07.2015 и  № 4 от 04.02.2016) уровень заболеваемости снизился на более чем 15 
%. Вакцина показала свою эффективность.  Всего  ДЗ г. Москвы   закуплено  в 2020  г.  93 тыс. доз 
вакцины, на сумму 191 936 010 рублей, это в 1,5 раз  больше 2019 года ( 60  тыс  доз вакцины на 
сумму 187  649 220 рублей).   

С    целью    снижения  заболеваемости  корью,  во  исполнении    Постановления  Главного 

государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  07.11.2019  г.  №19  «Об 
иммунизации  против  кори  трудовых  мигрантов,  временно  пребывающих  и  проживающих  на 
территории Российской Федерации» ранее не привитых, однократно привитых, не болевших и без 
сведений  о  прививках,  несмотря  на  длительное  отсутствие  вакцины  и  работой  в  условиях 
пандемии,  связанной  с  новой  коронавирусной  инфекцией,  была  проведена  подчищающая 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..