ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 14

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14     

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 14

 

 

 

226 

при  проведении  плановых  и  внеплановых  мероприятий  по  контролю  в  отношении 
хозяйствующих субъектов. 

Контроль  за  реализацией  ТР  ТС  009/2011  «О  безопасности  парфюмерно-

косметической  продукции»  обеспечивается  Управлением  в  рамках  плановых  и 
внеплановых проверок деятельности  организаций коммунального назначения. 

 

За  2018 год Управлением проведено 117 мероприятий по контролю за исполнением 

требований технического регламента Таможенного союза, регламентирующих требования к 
парфюмерно-косметической продукции, из них 66% -  плановые проверки. Доля проверок в 
рамках которых проведены лабораторно-инструментальные исследования составила 72.6%. 
При проведении 7 проверок установлены нарушения требований  технического регламента 
Таможенного союза.  

В рамках контроля за реализацией технического регламента в 2018 году исследовано 

371  проба  парфюмерно-косметической  продукции,  в  том  числе  на  санитарно-
гигиенические,  токсиколого-гигиенические  и  микробиологические  показатели.    Проб 
несоответствующих гигиеническим нормативам не установлено.  

В    2017  году  Управлением  обеспечивался  контроль  за  исполнением  5  Приказов 

Роспотребнадзора и поручений Правительства Российской Федерации: 

1.  Приказ  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 

благополучия  человека  №  201  от  09.04.2018  «О  проведении  внеплановых  выездных 
проверок 

при 

организации 

массовых 

мероприятий 

спортивно-туристической 

направленности»,  изданный  в  целях  реализации  поручения  Правительства  Российской 
Федерации от 29.03.2018 № ВМ-П12-1762.  

2.  Приказ  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 

благополучия  человека  от  20.10.2017  №  954  «О  проведении  внеплановых  надзорных 
мероприятий  в  отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, 
участвующих в подготовке и проведении мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 
2018»,  изданный  в  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской  Федерации  от 
20.09.2017.  

3.  Приказ  руководителя  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав 

потребителей  и  благополучия  человека  от  28.11.2018  №  978  «О  проведении  внеплановых 
проверок  в  период  подготовки  и  проведения  новогодних  праздников  и  зимних  каникул», 
изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 
№ ТГ-П12-8141. 

4.  Приказ  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 

благополучия человека от 24.11.2017 №1098 «О реализации перечня поручений Президента 
Российской Федерации от 15.11.2017 №Пр-2319»  

5.  Поручение  Заместителя  Председателя  Правительства  Российской  Федерации  О.Г. 

Голодец  от  26.10.2017  №  ОГ-П12-260пр  «О  реализации  программы  развития 
перинатальных центров в Российской Федерации». 

 

 

 

 

227 

Заключение. Общие выводы, предложения по оптимизации 

деятельности федеральных органов исполнительной власти, главы 

администрации Краснодарского края, глав муниципальных образований 

по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения  

 

 

 

В  целях  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения 

Краснодарского края на 2018 год необходимо совершенствование законодательной базы в 
указанной  области.  При  разработке  и  реализации  региональных  программ  в  области 
санэпидблагополучия  исходить  из  реализации  и  включения  в  них  приоритетных 
мероприятий  в  зависимости  от  конкретной  санэпидобстановки  и  результатов  социально-
гигиенического  мониторинга,  решения  вопросов  их  финансирования.  Обеспечение 
широкого взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления, 
общественными  организациями  по  реализации  законодательства  в  области  обеспечения 
санэпидблагополучия  населения,  со  средствами  массовой  информации  по  вопросам 
здорового образа жизни, профилактики заболеваний и освещения санэпидобстановки. 

 
Рекомендации

 

Необходимо  выполнение  следующих  мероприятий,  обеспечивающих  нормальные 

условия жизнедеятельности населения: 

 
В области охраны атмосферного воздуха: 
Главам  муниципальных  образований  Краснодарского  края

  для  снижения 

загрязнения атмосферного воздуха предлагается: 

-продолжить 

разработку  генеральных  планов  муниципальных  образований 

препятствующих  размещению  перспективной  жилой  застройки  в  границах  сложившихся 
санитарно-защитных зон предприятий и в промышленных зонах; 

-определять  предпочтения  при  решении  вопросов  о  размещении  новых  предприятий 

тем  производствам,  которые  внедряют  передовые  ресурсосберегающие,  малоотходные 
технологические решения минимизирующие уровень воздействия физических, химических 
факторов на среду обитания населения Краснодарского края; 

-осуществлять выдачу разрешений на строительство с учетом соблюдения требований 

к  зонам  с  особыми  условиями  использования  территорий  (санитарно-защитные  зоны, 
приаэродромные  зоны)в  соответствие  Федеральным  законом  от  1  июля  2017 г.  № 135-ФЗ 
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части 
совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и 
санитарно-защитной  зоны”,  Постановлением  Правительства  РФ  от  3  марта  2018 г.  N 222 
"Об  утверждении  Правил  установления  санитарно-защитных  зон  и  использования 
земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"; 

-реализовать  комплекс  мероприятий  по  снижению  экологической  нагрузки  , 

связанной с выбросами автотранспорта, в том числе посредством развития общественного 
электротранспорта; 

-снизить  пылевую  нагрузку  нв  население  путем  пылеподавления,  например 

проведением регулярной влажной уборки улично-дорожной сети; 

-организацию  дорожного  движения  вне  территории  жилой  застройки,  строительство 

альтернативных автодорог; 

-устройство лесозащитных полос и шумозащитных экранов вдоль автомагистралей; 
-рекомендовать хозяйствующим субъектам находящимся в одной промышленной зоне 

устанавливать единые санитарно-защитные зоны; 

Главе  муниципального  образования  город  Новороссийск

 

для  улучшения 

экологической ситуации в г. Новороссийске предлагается рассмотреть вопрос о разработке 
сводного  тома  предельно-допустимых  выбросов  по  г.  Новороссийску,  что  позволит 

 

228 

отразить действительное состояние загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха на 
территории  города  и  его  влияние  на  население  и  позволит 

 

регулировать  выбросы 

загрязняющих  веществ  в  атмосферу  города  хозяйствующими  субъектами,  принимать 
управленческие решения по вопросам развития города. 

С  целью  упорядочения  работы  хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих 

перевалку  нефти  и  нефтепродуктов  в  г.  Новороссийске,  а  также  организации  контроля  за 
выбросами  данных  предприятий  Алканов  С12-С19  (C

12-16

H

26-40

)  при  формировании 

загрязнения  атмосферного  воздуха  г.  Новороссийска    выйти  с  предлоежниями  перед 
Гидрометбюро  г.  Новороссийска  Краснодарского  центра  по  гидрометеорологии  и 
мониторингу  окружающей  среды  -  филиалу  ФГБУ  "Северо-Кавказского  УГМС"  о 
включении    в  перечень  контролируемых  загрязняющих  веществ  атмосферного  воздуха  г. 
Новороссийска  Алканов  С12-С19  (C

12-16

H

26-40

)  для  определения  фоновой  концентрации 

атмосферного воздуха по Алканам С12-С19 (C

12-16

H

26-40

). 

Гидрометбюро г. Новороссийска Краснодарского центра

  по  гидрометеорологии  и 

мониторингу  окружающей  среды  -  филиалу  ФГБУ  "Северо-Кавказского  УГМС"  в  связи  с 
регистрацией в 2018г. в г.Новороссийске превышения ПДК предельных углеводородов С12-
С19  (Алканы  С12-С19  (C

12-16

H

26-40

)  по    результатам  лабораторных  исследований 

атмосферного  воздуха,  проводимого  в  рамках  социально-гигиенического  мониторинга, 
рекомендовать включить в перечень контролируемых загрязняющих веществ атмосферного 
воздуха  г.  Новороссийска  Алканы  С12-С19  (C

12-16

H

26-40

)  для  определения  фоновой 

концентрации атмосферного воздуха по Алканам С12-С19 (C

12-16

H

26-40

). 

Министерству  природных  ресурсов

 

Краснодарского  края

  оптимизировать  и 

повысить  эффективность  системы  мониторинга  состояния  атмосферного  воздуха  в  зонах 
влияния выбросов предприятий и автотранспорта 

 

В области водоснабжения населения: 
Главам  муниципальных  образований  Краснодарского

  края,  хозяйствующим 

субъектам, осуществляющим водоснабжение предлагается: 

-обеспечить  реализацию  планов  мероприятий  по  доведению  подаваемой  населению 

питьевой  воды  до  требований  санитарного  законодательства  в  Ейском,  Успенском, 
Приморско-Ахтарском, 

Каневском, 

Брюховецком, 

Ленинградском, 

Крыловском, 

Кущёвском и других районах Краснодарского края.  

-обеспечить  выполнение  мероприятий  по  модернизации  систем  водоснабжения 

населенных  пунктов  путем  развития  поселковых  систем  коммуникаций  водоснабжения,  с 
проведением закольцовок тупиковых водопроводных линий, не допуская подачи питьевой 
воды в бесхозные, крайне изношенные и не переданные на обслуживание гарантирующих 
организаций    разводящие  сети  во  избежание  рисков  вторичного  бактериального  
загрязнения  питьевой воды и исключяя тем самым возможного возникновения массового 
заболевания  населения  инфекциями  передающимися  водным  путем  возникшим  для 
примера в 2018 г. в ст. Раевской г. Новороссийска; 

-разработать  целевые  муниципальные  программы  по  увеличению  объемов 

водоснабжения  населения  городов-курортов  Краснодарского  края,  расположенных  на 
Азово-Черноморском  побережье  с  учетом  постоянно  растущего  водопотребления  в  пик 
курортного сезона, обеспечить внедрение программ; 

-принять  действенные  меры  по  разработке  и  согласованию  проектов  зон  санитарной 

охраны источников питьевого назначения и утверждению их границ; 

-строго  выполнять  мероприятия,  предусмотренные  в  зонах  санитарной  охраны 

источников питьевого водоснабжения;  

-не  допускать  отвод  земельных  участков  и  строительство  объектов  в  границах  зон 

санитарной охраны водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения, потребовав от 
заинтересованных  муниципальных  служб  и  ведомств  при  отводе  и  предоставлении 
земельных участков под строительство объектов строго соблюдать требования санитарного 

 

229 

законодательства,  в  т.ч.  СанПиН  2.1.4.1110-02  «Зоны  санитарной  охраны  источников 
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». 

Министерству  природных  ресурсов  Краснодарского  края

  предлагается  обеспечить 

внесение  сведений  об  утвержденных  границах  зон  санитарной  охраны  источников 
питьевого водоснабжения в государственных кадастр недвижимости. 
         Хозяйствующим  субъектам,  осуществляющим  питьевое  водоснабжение  обеспечивать 
проведение лабораторного производственного контроля в полном объеме в соответствии с 
требованиями действующего законодательства. 

 
В области охраны водоемов, используемых в рекреационных целях: 

-органам исполнительной власти муниципальных образований, руководителям ЖКХ, 

водоканалов,  предприятий  разработать  мероприятия  по  совершенствованию  очистки 
сточных  вод;  в  том  числе,  решению  вопросов  обеззараживания  стоков  и  дехлорирования 
сточных вод (при обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы; 

-ужесточить  требования  к  сбросу  неочищенных  бытовых  и  производственных 

сточных  вод  в  водоемы,  являющиеся  источниками  питьевого  водоснабжения  и  зонами 
рекреационного водопользования; 

-обеспечить 

хозяйствующими  субъектами  выполнение  в  полном  объеме 

производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов 

  

С целью снижения загрязнения Черного и Азовского морей необходимо:  

      

Главам  муниципальных  образований  Краснодарского  края

,  хозяйствующим 

субъектам, осуществляющим деятельность в зонах рекреации, предлагается: 
-проведение  инвентаризации  водопроводных,  канализационных  сетей  и  сооружений 
приморских поселений и городов Краснодарского края; 
-внедрение  систем  оборотного  и  повторного  водоснабжения  на  производствах  на  стадии 
проектирования; 
-перепрофилирование  на  экологически  чистое  производство  или  полное  закрытие 
предприятий-загрязнителей в рекреационных зонах края; 
-постепенное  удаление  из  санитарных  зон  животноводческих  ферм  и  других  объектов 
хозяйственного  назначения,  способствующих  загрязнению  почв,  воды  тяжелыми 
металлами, нитратами и другими отходами их производства; 
-строительство на предприятиях приморского региона новых сооружений очистки, а также 
усовершенствование  существующих  установок  локальной  очистки  и  доведения  качества 
сточных  вод,  сбрасываемых  в  городские  и  поселковые  системы  канализации,  до 
установленных норм; 
-полное  исключение  сброса  неочищенных  сточных  вод,  содержащих  токсичные  вещества, 
непосредственно в моря или в системы городской, поселковой ливневой канализации; 
-строительство сооружений по доочистке сточных вод на городских, поселковых очистных 
сооружениях; 
-строительство и реконструкция очистных сооружений и морских глубоководных выпусков 
сточных  вод  должно  соответствовать  требованиям  СанПиН  2.1.5.5282-10  «Санитарно-
эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах 
водопользования населения», в зависимости от мощности очистных сооружений; 
-строительство  в  приморских  поселках  и  городах  систем  канализации,  обеспечивающих 
подачу всех загрязненных сточных вод на очистные сооружения; 
-вынос  объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на  водные  ресурсы  из 
водоохранных зон; 
-рекультивация  всех  свалок,  находящихся  в  водоохранных  зонах  рек  и  связанных  с  ними 
морей, ликвидация всех несанкционированных свалок; 

 
В области охраны почвы: 

        

Главам 

муниципальных 

образований 

Краснодарского 

края

 

предлагается 

 

230 

осуществлять: 
-строительство современных полигонов  и мусоросортировочных комплексов; 
-организацию  селективного  сбора  отходов  и  объектов  по  предварительной  обработке 
отходов в целях извлечения вторичного сырья и уменьшения объемов захоронения; 
-рекультивация  мест  размещения  отходов  (свалок),  эксплуатация  которых  не  отвечает 
экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; 
-рациональное использование строительных отходов; 
-разработать территориальную схему движения медицинских отходов; 
-применение методов вторичной переработки отходов; 
-внедрение  обязательного  исследования  грунта  и  песка  при  осуществлении  подсыпки 
грунта  на  детские  и  спортивные  площадки  на  территории  детских  учреждений,  школ, 
придомовых территорий. 

 

По разделу социально-гигиенического мониторинга: 

 

Установить  социально-гигиенический  мониторинг  за  сырьем  и  полуфабрикатами 

поступающие в предприятия школьного питания; 

 

Не проводить социально-гигиенический мониторинг

 

в местах сброса сточных вод, а 

так же в местах рекреации не находящиеся на контроле в органах Роспотребнадзора; 

 

Приоритет  при  выборе  мониторинговых  точек  за  качеством  атмосферного  воздуха 

осуществлять в соответствии с изменением № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-
защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в 
новой  редакции  (исследования  атмосферного  воздуха  на  подтверждение  соблюдения 
гигиенических  нормативов  на  границе  жилой  застройки,  кратность натурных  замеров  200 
исследований  в  год,  проводимых  посезонно,  по  приоритетным  веществам,      расчетная 
концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК); 

 

Приоритет  при  выборе  мониторинговых  точек  за  качеством  питьевой  воды 

осуществлять в местах водозабора и накопительных емкостях 

 
В области обеспечения здоровых условий труда: 
Главам муниципальных образований: 

 

Содействовать  организации проведения в районах, в том числе и в Краевом центре 

радиационной  и  профессиональной  патологии  обязательных  предварительных  (при 
поступлении  на  работу)  и  периодических  медицинских  осмотров  (обследований) 
работников,  занятых  на  тяжелых  работах  и  на  работах  с  вредными  и  (или)  опасными 
условиями  труда,  укомплектованию  муниципальных  учреждений  здравоохранения 
квалифицированными кадрами врачей-специалистов, в том числе профпатологов. 

Территориальному органу Росздравнадзора по Краснодарскому краю: 

 

Усилить  контроль  за  выполнением  медицинскими  организациями    лицензионных 

требований и условий при проведении периодических медицинских осмотров работников, 
экспертизы  профпригодности.  Принимать  меры  административного  воздействия    при 
нарушении  лицензионных  требований,  в  части  проведения  медицинскиъх  осмотров  не  по 
месту выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности. 

Министерству здравоохранения Краснодарского края: 

 

.  Усилить  контроль  за  качеством  проведения  медицинскими  организациями  

предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров  работников,  экспертизы 
профпригодности. 

 

Обеспечить  своевременное  повышение  квалификации  (не  реже  1  раза  в  5  лет)  по 

специальности  «профпатология»  всех  врачей,  участвующих  в  проведении  медицинских 
осмотров. 

 

Проводить краевые конференции и семинары для врачей профпатологов края. 

Руководителям  органов  управления  и  учреждений  здравоохранения  муниципальных 

образований края: 

 

231 

 

Обеспечить  качественное  проведение  предварительных  и  периодических 

медицинских  осмотров  работников,  в  соответствии  с  требованиями  приказа 
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н. 

 

Продолжить  работу  по  оснащению  учреждений  необходимым  оборудованием  и 

аппаратурой  для  проведения  профмедосмотров  в  соответствии  с  требованиями  приказа 
Минздравсоцразвития России  от  12.04.2011 № 302н. 

 

Обеспечить  своевременную  профессиональную  подготовку  и  переподготовку 

врачей-специалистов, в том числе по вопросам профпатологии, участвующих в проведении 
профилактических 

медицинских 

осмотров 

согласно 

требованиям 

приказа 

Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. 

 

Направлять работников, в установленном порядке, в краевой Центр радиационной и 

профессиональной  патологии  в  случаях  затруднения  определения  профессиональной 
пригодности. 

Руководителям организаций всех форм собственности: 

 

В  полном  объёме  и  в  установленные  сроки  организовывать  проведение  за  счет 

работодателя  предварительных  и  периодических  медицинских  осмотров  работающим  во 
вредных  условиях  труда  в  соответствии  с  приказом  Минздравсоцразвития  России  от 
12.04.2011  №302н.,  в  том  числе  и  в  Краевом  центре  радиационной  и  профессиональной 
патологии. 

 

Прием  на  работу  с  тяжелыми,  вредными  и  (или)  опасными  условия  труда 

осуществлять  только  после  проведения  предварительного  медицинского  осмотра 
работника. 

 

Своевременно составлять и утверждать поименные списки работников, подлежащих 

прохождению  периодического  медицинского  осмотра  и  не  позднее  чем  за  2  месяца  до 
согласованной  с  медицинской  организацией  датой  начала  проведения  периодического 
осмотра направлять в данную медицинскую организацию. 

-  Обратить  внимание  на  возможность  использования  средств  Фонда  социального 

страхования Российской Федерации, направляемые на финансирование предупредительных 
мер  по  сокращению  производственного  травматизма  и  профзаболеваний,  на  проведение 
обязательных  периодических  медицинских  осмотров  (обследований)  работников,  занятых 
на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. 

-  Обеспечить  условия  труда,  бытового  обслуживания  работающих  в  соответствии  с 

требованиями санитарного законодательства. 

 
В  области  обеспечения  безопасности  продовольственного  сырья  и  пищевых 

продуктов: 

         

Администрации Краснодарского края: 

- В рамках реализации       Концепции государственной политики по снижению масштабов 
злоупотребления  алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма  среди  населения 
Российской  Федерации  на  период  до  2010  года  (распоряжение  правительства  Российской 
Федерации от 30.12.2019 № 2128-р), одобренной распоряжением Правительства Российской 
Федерации  решить  вопрос  о  снижении  уровня  потребления  алкогольной  продукции  и 
повышении  эффективности  системы  профилактики  злоупотребления  употребления 
алкогольной продукции; 
-  Консолидировать под руководством администрации Краснодарского края все  структуры, 
включая  силовые  ведомства,  муниципалитеты,  контрольно  -  надзорные  органы, 
общественные  организации  и  объединения  с  широким  освещением  проводимых 
мероприятий в СМИ для недопущения оборота фальсифицированной продукции. 
-  Выступить  с  инициативой  перед  Законодательным  собранием  Краснодарского  края  о 
разработке  целевой  программы  по  ликвидации  дефицита  микро  и  макронутриентов  в 
питании населения края, в том числе у детского населения. 
 

Министерству сельского хозяйства Краснодарского края: 

 

232 

 

Рассмотреть  вопрос  о  расширении  выработки  пищевыми  промышленными 
предприятиями  Краснодарского  края  обогащенной  молочной,  хлебобулочной, 
кондитерской продукции, напитков. 

Министерству  здравоохранения  Краснодарского  края,  Министерству  образования 
Краснодарского края, главам муниципальных образований: 

 

Обеспечить  реализацию  комплекса  мероприятий,  направленных  на  снижение 
алкоголизма и табакокурения, в том числе по средствам информирования граждан. 

 

Главам муниципальных образований 

 

Для

 

подготовки  к  курортному  сезону  2019  г.  обеспечить  приведение  в  порядок 

организаций  торговли,  в  том  числе  рынков,  предприятий  общественного  питания, 
как  расположенных  вдоль  Федеральных  автомобильных  дорог,  так  и  в 
общедоступной сети прибрежных районов края. 

 

 Активизировать  муниципальный  контроль  за  качеством  реализуемых    продуктов  в 
организациях мелкорозничной сети на ярмарках «выходного дня». 

 
В области гигиены на транспорте: 

 

Совершенствование 

межведомственного 

взаимодействия 

по 

вопросам 

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки 
и  проведения  массовых  мероприятий  путем  проведения  семинаров,  круглых 
столов,  совещаний  и  тактико-специальных  учений  в  пунктах  пропуска  через 
государственную границу РФ Краснодарского края.  

 

Продолжить практику проведения усиления санитарно-карантинного контроля, на 
период  проведения  массовых  мероприятий,  на  внутренних,  международных  и 
деловых  авиалиниях  в  аэропортах  Краснодарского  края  за  лицами, 
транспортными  средствами,  грузами,  товарами  и  животными,  уделив  особое 
внимание оформлению международных рейсов (особенно прибывающих из эпид. 
неблагополучных  стран)  в  пунктах  пропуска  края,  в  связи  с  ухудшением 
эпидемиологической обстановки по опасным инфекционным болезням. 

 

Продолжить проведение тренировочных учений с целью отработки навыков при 
выявлении  подозрительных  на  болезнь  лиц  в  пунктах  пропуска  через 
государственную  границу  Российской  Федерации  Краснодарского  края  и 
практической 

готовности 

лечебно-профилактических 

учреждений 

Краснодарского  края  к  приему  и  оказанию  помощи  при  выявлении  больных  с 
признаками опасного инфекционного заболевания. 

 

Продолжать  осуществлять  координацию  работы  за  вирусом  гриппа  птиц  с 
пандемическим  потенциалом,  в  рамках  Опорной  базы  по  мониторингу  за 
гриппом птиц. 

 

Решить  вопросы  кадровой  политики,  т.е.  увеличения  количества  специалистов 
осуществляющих  санитарно-карантинный  контроль  в  пунктах  пропуска  через 
государственную границу РФ Краснодарского края, а именно в морских портах 
Кавказ, Темрюк, Тамань.  

 
В  области  улучшения  санитарно-эпидемиологической  обстановки  в  детских  и 

подростковых учреждениях: 

1.

 

Администрации Краснодарского края: 

     -продолжить  работу  по  реализации  краевой  и  муниципальных  программ  по 
строительству  дошкольных  и  общеобразовательных  организаций,  в  соответствии  с 
расчетной  вместимостью  для  обеспечения  потребности  в  дошкольном  и  общем  среднем 
образовании.  
 

2. 

Министерству труда и социального развития Краснодарского края:

 

 

233 

 

-  продолжить  работу  по  решению  вопроса  сохранения  сети  детских  загородных 

стационарных  оздоровительных  учреждений  и  укрепления  материально-технической  базы 
действующих муниципальных и краевых детских оздоровительных учреждений; 
                    3.

Министерству  образования  Краснодарского  края,  главам  муниципальных 

образований: 

-  продолжить  работу  по  укреплению  материально-технической  базы  детских  и 

подростковых организации (разработка и финансирование программ); 
 

 

-  не  допускать  сокращения  выделяемых  финансовых  средств  (субсидий)  на 

компенсацию оплаты за питание детей из малообеспеченных и многодетных семей; 
 

 

-  обеспечить  выделение  финансирования  на  организацию  полноценного  питания 

детей,  находящихся  на  полном  государственном  обеспечении,  с  учетом  сложившихся  цен 
на пищевые продукты и продовольственное сырье; 
 

 

-  обеспечить  выполнение  натуральных  норм  питания  на  1  ребенка  в  день  в 

организованных детских коллективах; 
 

 

-  не  допустить  возникновения  распространения  массовых  инфекционных 

заболеваний среди детских организованных коллективов, отдыхающих на территории края. 

- не допустить несанкционированных заездов в неподготовленные здравницы. 

            -организация соответствующей работы  по профилактике  нарушений обязательных 
требований  с  поставщиками  пищевых  продуктов  питания  и  операторами  питания  при 
предоставлении  услуг  по  организации  питания  детей  и  подростков  в  организованных 
коллективах. 
 

В  области  обеспечения  безопасности  населения  и  надзора  за  источниками 

физических факторов: 

 

Администрации  Краснодарского  края  разработать  план  или  программу, 

направленные  на  снижение  шумовой  нагрузки  на  население  проживающее  вдоль 
крупных транспортных магистралей муниципальных образований; 

 

Главам администраций муниципальных образований и Департаментам архитектуры 

и  градостроительства  муниципальных  образований  не  выдавать  разрешения  на 
строительство объектов транспорта

  (автомагистралей,  гаражей  и  автостоянок)

  без 

санитарно-эпидемиологического заключения  по проекту 

расчетного обоснования 

величины санитарных разрывов.

 

 

        В области обеспечения радиационной безопасности населения: 

        Министерству природных рессурсов Краснодарского края:

 

 

В ходе лицензирования и проведения мероприятий по контролю деятельности 

по  заготовке,  хранению,  переработки  и  реализации  лома  черного  и  цветных  металлов 
усилить  надзор  за  обеспечением  радиационной  безопасности  с  целью  предотвращения 
попадания  радиационных  источников  в  металл  и  недопущения  использования 
загрязненного радионуклидами металлолома. 

                Администрации Краснодарского края: 

 

Для  объективной  оценки  радиационной  обстановки  на  территориях 

Краснодарского  края  и  контроля  доз  облучения  населения  за  счет  различных  источников 
излучения  необходимо  продолжить  совершенствование  работы  по  радиационно-
гигиенической паспортизации. 

                 Министерству здравоохранения Краснодарского края: 

 

В  рамках  реализации  постановлений  Главного  государственного  санитарного 

врача  и  согласно  требованиям  законов  РФ  «О  санитарно-эпидемиологическом 
благополучии  населения»,  «О  радиационной  безопасности  населения»  органам 
управления здравоохранения муниципальных образований продолжить работу по: 

- обеспечению контроля за соблюдением на объектах требований МУ 2.6.1.2944-11 

с целью стабилизации доз пациентов и разработки мероприятий по их снижению; 

 

234 

-  контролю  за  обоснованностью  назначения  исследований  на  компьютерных 

томографах; 

-  повышению  достоверности  данных  инструментального  контроля  доз  облучения 

пациентов при рентгенодиагностике во всех медицинских организациях; 

-  обеспечению  контроля  за  высокодозными  исследованиями  при  активном 

внедрении  высокоинформативных  методов  диагностики  с  применением  генерирующих 
источников  ионизирующего  излучения  (компьютерная  томография,  использование 
рентгенохирургических аппаратов); 

-  поддержанию  на  должном  уровне  квалификации  медицинского  персонала,  в 

вопросах радиационной безопасности и обеспечения  безопасности  пациентов; 

-  сбору  и  анализу  в  учреждениях  здравоохранения  информации  о  дозах  от 

основных видов рентгенологических исследований для создания, согласно МР 2.6.1.0066-
12, референтных диагностических уровней в муниципальных образования края; 

-  организации  сбора  и  анализа  данных  о  дозах  пациентов  при  интервенционных 

методах  исследования  и  лечения  с  применением  рентгеновских  аппаратов  для  создания 
референтных диагностических уровней на краевом уровне. 

 

В области обеспечения электромагнитной безопасности населения: 

 

Главам муниципальных образований Краснодарского

 края при выдаче разрешений 

на  строительство  многоэтажных  жилых  и  общественных  зданий  учитывать  информацию 
Управления  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  о  наличии  зон  ограничения 
застройки от передающих радиотехнических объектов. 

В области снижения шумовой нагрузки на население Краснодарского края: 

 

(добавить)  Разработать  план  или  программу,  направленные  на  снижение  шумовой 

нагрузки  на  население,  проживающее  вдоль  крупных  транспортных  магистралей 
муниципальных образований. 

В  области  улучшения  демографической  ситуации,  профилактики  и  борьбы  с 

неинфекционными болезнями: 

 

Повышение  уровня  и  качества  жизни  в  Краснодарском  крае,  особенно  в  малых 
городах  и  сельской  местности.  Рост  доходов,  заработной  платы,  пенсий, 
прожиточного  минимума,  инвестиций,  основных  фондов,  создание  хорошо 
оплачиваемых рабочих мест, дальнейшее уменьшение доли лиц с доходами ниже 
прожиточного минимума. Достижение уровня средней зарплаты во всех районах 
более 34 тыс. рублей.  

 

Для повышения рождаемости необходимо с 2020 года выделение квартир семьям 
при  рождении  третьего  ребенка.  Пособия  многодетным  семьям  в  размере  не 
менее  прожиточного  минимума  на  каждого  ребенка.  Дальнейшее  снижение 
частоты абортов. 

 

Обеспечение  доступности  и  качества  медицинской  помощи,  увеличение 
финансирования  системы  здравоохранения,  заработной  платы  медработников, 
обеспеченности  врачами,  диспансеризация  взрослого  населения,  профилактика, 
раннее  выявление  и  качественное  лечение  болезней  кровообращения,  снижение 
смертности от травм и отравлений, туберкулеза. 

 

Меры  по  обеспечению  рационального  питания  населения,  ограничению 
потребления фаст-фудов. 

 

Разработка  и  осуществление  программы  экстренных  мероприятий  по 
профилактике 

злоупотребления 

алкоголем 

и 

алкоголизма. 

Снижение 

употребления алкоголя, сокращение числа мест продажи алкогольных напитков. 
Повышение  акцизов  на  алкогольные  напитки.  Качественное  лечение 
алкоголизма. 

 

Жесткие  меры  против  курения,  повышение  акцизов  на  табачные  изделия, 
снижение числа курящих. 

 

235 

 

Борьба  с распространением наркотиков, профилактика наркоманий. 

 

Усиление  мер  по  снижению  смертности  от  транспортных  несчастных  случаев 
самоубийств и убийств. 

 
В области профилактики и борьбы с инфекционными болезнями: 
Органам здравоохранения Краснодарского края

 

Поддержание статуса территории Российской Федерации свободной от полиомиелита. 

 

Обеспечение реализации программы «Элиминация кори и краснухи в Краснодарском 

крае» (2016 – 2020 г.г.) 

 

Определение 

потребности 

в 

необходимом 

количестве 

медицинских 

иммунобиологических 

препаратов 

для 

обеспечения 

иммунизации 

населения 

Краснодарского края по эпидемическим показаниям, закупаемых за счет средств краевого 
бюджета  в  рамках  мероприятия  государственной  программы  Краснодарского  края 
«Развитие здравоохранения». 

 

Определение 

численности 

контингентов 

подлежащих 

иммунизации 

по 

эпидемическим показаниям. 

 

Организация  проведения  профилактических  прививок  по  эпидемическим 

показаниям не менее 95% от плана. 

 

Своевременное выявление групп риска по кори и их иммунизация; 

 

Высокий достоверный охват населения двумя прививками против кори; 

 

Обеспечение 

и 

подержание 

высоких 

уровней 

охвата 

(свыше 

98%) 

профилактическими прививками детей в декретированных возрастах и взрослых, включая 
группы  повышенного  риска  инфицирования  и  труднодоступные  группы  населения,  в 
соответствии с национальным календарем профилактических прививок. 

 

Принять  меры  по  увеличению  охвата  населения  профилактическими  прививками 

против  бешенства  и  по  обеспечению  запаса  антирабических  иммунобиологических 
препаратов в муниципальных образованиях. 

 

Обеспечить  проведение  ежегодной  профилактической  иммунизации  против 

туляремии  и  лептоспироза  контингентов  населения,  в  соответствии  с  национальным 
календарем профилактических прививок по эпидпоказаниям.  

 

Снижение  количества  медицинских  отводов  от  прививок  у  детей  и  взрослых, 

сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок. 

 

Обеспечение 

условий 

хранения 

и 

транспортирования 

медицинских 

иммунобиологических препаратов  на всех уровнях «холодовой цепи».  

 

Проведение  оценки  готовности  медицинских  организаций  к  эпидемическому 

подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ; 

 

Организация  проведения  заключительной  дезинфекции  в  очагах  инфекционных 

заболеваний. 

 

Обеспечение  полноты  выявления,  достоверности  учета  и  регистрации  случаев 

ИСМП,  включая  современную  этиологическую  расшифровку  случаев  заболевания  ИСМП 
современными  методами,  внедрение  лабораторных  исследований  по  выявлению 
устойчивости  возбудителей  ИСМП  к  антимикробным  препаратам,  систематическое 
проведение  в  медицинских  организациях  микробиологического  мониторинга  с 
определением  чувствительности  возбудителей  к  антимикробным  средствам,  анализа 
тактики  проведения  антибиотикопрофилактики  и  атибиотикотерапии  с  их  коррекцией, 
внедрение новых средств и методов профилактики. 

 

Продолжение  работы  по  совершенствованию  медицинского  освидетельствования 

иностранных  граждан,  прибывающих  в  Российскую  Федерацию,  а  также  контроли  за 
своевременным  и  правильным  оформлением  материалов  по  принятию  решения  о 
нежелательности  пребывания  (проживания)  иностранного  гражданина  или  лица  без 
гражданства РФ. 

 

236 

 

Обеспечение диагностики инфекций, передающихся иксодовыми клещами и другими 

кровососущими  членистоногими  на  основании  эпидемиологических,  клинических  и 
лабораторных данных. 

 

Органам исполнительной власти Краснодарского края: 

 

Контроль за проведение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 

период подготовки и проведения массовых мероприятий; 

 

Организация  профилактических  мероприятия  на  территории,  эндемичной  по 

инфекциям,  передающимися  иксодовыми  клещами  и  другими  кровососущими 
членистоногими в части проведения комплексных мероприятий по снижению численности 
переносчиков. 

 

Обеспечение  проведения  акарицидных,  дезинсекционных  (комароистребительных), 

дератизационных обработок эпидемиологически значимых природных биотопов в течение 
эпидемического  сезона  с  использованием  акарицидных,  инсектицидных  и  родентицидных 
средств, разрешенных для применения в качестве дезинфекционного средства. 

 

Проведение благоустройства территорий населенных пунктов, парков, скверов, мест 

массового отдыха и пребывания населения; ликвидацию самопроизвольных свалок мусора. 

 

 Проведение комплекса противокомариных работ с приоритетом на ликвидацию мест 

выплода  кровососущих  членистоногих,  за  счет:  усиления  контроля  за  санитарным 
содержанием населенных мест при проведении надзорных мероприятий; взаимодействия с 
органами  исполнительной  власти  муниципальных  образований  Черноморского  побережья 
Краснодарского края;  

 

Проведению информационно-разъяснительной работы среди населения. 

 

237 

Приложение №1 

 

 

Таблица 1 

Средняя номинальная заработная плата в Краснодарском крае в 2013-2017 гг. рубли 

Территория 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2017 минус 
2013 

2017 к 
2013 разы 

Анапа 

22162 

25708 

29101 

28204 

29599 

7437 

1,34 

Армавир 

20714 

21723 

22971 

24553 

26417 

5702 

1,28 

Геленджик 

24865 

27536 

28297 

29956 

31604 

6739 

1,27 

Горячий Ключ 

23368 

27789 

27268 

29111 

30235 

6868 

1,29 

Краснодар 

34435 

37215 

38521 

40280 

42128 

7693 

1,22 

Новороссийск 

32695 

35209 

36602 

39290 

41610 

8915 

1,27 

Сочи 

36317 

38492 

34702 

36787 

39074 

2757 

1,08 

Абинский 

19798 

21364 

22842 

26067 

27876 

8078 

1,41 

Апшеронский 

19888 

20835 

21780 

23301 

24561 

4673 

1,23 

Белоглинский 

18104 

20860 

22594 

25032 

26479 

8375 

1,46 

Белореченский 

22817 

24278 

24609 

25979 

27141 

4324 

1,19 

Брюховецкий 

19945 

21518 

23372 

24861 

25666 

5721 

1,29 

Выселковский 

22697 

24202 

26703 

30504 

32353 

9656 

1,43 

Гулькевичский 

20275 

22033 

23320 

24212 

26047 

5772 

1,28 

Динской 

22906 

24451 

25724 

27401 

28660 

5754 

1,25 

Ейский 

19300 

21477 

22667 

24547 

25543 

6243 

1,32 

Кавказский 

21994 

23513 

24696 

25858 

27384 

5391 

1,25 

Калининский 

18192 

20497 

22075 

23417 

25329 

7137 

1,39 

Каневский 

19915 

21944 

23948 

26140 

27348 

7433 

1,37 

Кореновский 

20613 

22361 

23976 

25836 

26843 

6230 

1,30 

Красноармейский 

19913 

21542 

23250 

25614 

27077 

7164 

1,36 

Крыловский 

17783 

19786 

21081 

22375 

22819 

5037 

1,28 

Крымский 

21782 

26490 

28714 

27313 

27975 

6193 

1,28 

Курганинский 

18327 

19895 

21410 

22350 

23318 

4991 

1,27 

Кущевский 

19821 

22563 

23631 

24602 

26177 

6356 

1,32 

Лабинский 

20270 

21728 

22702 

23762 

24686 

4416 

1,22 

Ленинградский 

20339 

22797 

23536 

25141 

27287 

6947 

1,34 

Мостовский 

22196 

24192 

25208 

24850 

24523 

2327 

1,10 

Новокубанский 

18897 

20876 

22338 

24135 

25563 

6667 

1,35 

Новопокровский 

17766 

19980 

21419 

22821 

23856 

6089 

1,34 

Отрадненский 

18190 

20169 

21230 

22694 

23410 

5220 

1,29 

Павловский 

19556 

21281 

23180 

24323 

26092 

6536 

1,33 

Приморско-
Ахтарский 

18683 

20266 

21545 

22573 

23754 

5071 

1,27 

Северский 

29075 

29846 

31207 

35096 

36009 

6934 

1,24 

Славянский 

21605 

23774 

25433 

26392 

28553 

6948 

1,32 

Староминский 

19433 

21107 

22728 

24805 

26182 

6749 

1,35 

Тбилисский 

19656 

21704 

22917 

24209 

26445 

6789 

1,35 

Темрюкский 

22996 

27619 

28430 

32687 

34650 

11654 

1,51 

Тимашевский 

24302 

26711 

28731 

30737 

32391 

8089 

1,33 

Тихорецкий 

22186 

23726 

24699 

26158 

27590 

5405 

1,24 

Туапсинский 

26937 

28707 

29982 

32221 

34419 

7483 

1,28 

Успенский 

21303 

23420 

26180 

28203 

30465 

9162 

1,43 

Усть-Лабинский 

22400 

23449 

24415 

26227 

27042 

4643 

1,21 

Щербиновский 

19279 

21805 

23977 

25371 

25840 

6561 

1,34 

 

238 

Край 

27122 

29420 

30445 

32364 

34107 

6985 

1,26 

Таблица 2 

Расходы на здравоохранение в муниципальных образованиях (МО) Краснодарского 

края в 2013-2017 гг. рубли 

Территория 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2017 минус 
2013 

2017 к 
2013 разы 

Анапа 

6802 

6522 

6748 

6545 

7340 

538 

1,08 

Армавир 

5316 

5467 

6737 

6635 

5857 

541 

1,10 

Геленджик 

6344 

5905 

6463 

6721 

6504 

160 

1,03 

Горячий Ключ 

4548 

4170 

4832 

5048 

4933 

385 

1,08 

Краснодар 

5961 

7087 

9258 

9889 

7571 

1610 

1,27 

Новороссийск 

5697 

5600 

7753 

7863 

6585 

889 

1,16 

Сочи 

6427 

6717 

7414 

7355 

7935 

1508 

1,23 

Абинский 

4186 

3554 

4169 

3985 

4377 

192 

1,05 

Апшеронский 

4536 

4032 

4718 

4568 

4350 

-186 

0,96 

Белоглинский 

6829 

5980 

5977 

6190 

7677 

848 

1,12 

Белореченский 

4776 

4944 

5050 

5030 

5342 

566 

1,12 

Брюховецкий 

5240 

4738 

4943 

5204 

6242 

1002 

1,19 

Выселковский 

8444 

8797 

10193 

10115 

9939 

1495 

1,18 

Гулькевичский 

5788 

3989 

4572 

4534 

4804 

-984 

0,83 

Динской 

4228 

4115 

4646 

4319 

4470 

243 

1,06 

Ейский 

6192 

6658 

7211 

7221 

7282 

1090 

1,18 

Кавказский 

5404 

5120 

6028 

6046 

5977 

573 

1,11 

Калининский 

4766 

3699 

4658 

5177 

5680 

913 

1,19 

Каневский 

5488 

4478 

5778 

5589 

5071 

-417 

0,92 

Кореновский 

4845 

4468 

4754 

4611 

4772 

-73 

0,99 

Красноармейский 

4856 

4448 

5696 

5419 

5736 

881 

1,18 

Крыловский 

5796 

5692 

6533 

6783 

7112 

1316 

1,23 

Крымский 

4709 

3618 

4466 

4689 

4720 

11 

1,00 

Курганинский 

3866 

3738 

4014 

3996 

4230 

365 

1,09 

Кущевский 

6109 

6456 

7202 

7437 

7694 

1586 

1,26 

Лабинский 

5711 

5835 

5992 

6294 

6924 

1212 

1,21 

Ленинградский 

6001 

5246 

6000 

5953 

6552 

551 

1,09 

Мостовский 

5418 

4660 

5908 

6077 

5771 

353 

1,07 

Новокубанский 

4911 

4788 

5233 

5279 

5393 

482 

1,10 

Новопокровский 

6241 

5394 

5706 

5843 

6327 

87 

1,01 

Отрадненский 

4851 

4530 

5106 

5282 

5458 

607 

1,13 

Павловский 

5846 

5907 

6188 

5939 

6474 

628 

1,11 

Приморско-
Ахтарский 

4712 

4468 

5100 

5108 

4992 

280 

1,06 

Северский 

3938 

3953 

4677 

4662 

4703 

765 

1,19 

Славянский 

5563 

5276 

5897 

5833 

5893 

331 

1,06 

Староминский 

5556 

5190 

5508 

5989 

6314 

758 

1,14 

Тбилисский 

9053 

5333 

5660 

5818 

6222 

-2832 

0,69 

Темрюкский 

4023 

3878 

4333 

4085 

4263 

240 

1,06 

Тимашевский 

4388 

4194 

4565 

4590 

4835 

447 

1,10 

Тихорецкий 

5577 

5066 

5349 

5309 

5943 

365 

1,07 

Туапсинский 

5556 

5523 

6461 

6917 

6203 

647 

1,12 

Успенский 

4892 

4759 

5047 

4175 

5612 

719 

1,15 

Усть-Лабинский 

4397 

3707 

3915 

5166 

4636 

239 

1,05 

Щербиновский 

5191 

4900 

4523 

5720 

6367 

1176 

1,23 

Край 

5512 

5477 

6460 

6616 

6279 

767 

1,14 

 

239 

Таблица 3 

Смертность, обусловленная алкоголем, в Краснодарском крае в 2013-2017 гг. на 100 

тыс. населения 

Территория 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2017 минус 
2013 

2017 к 
2013 разы 

Анапа 

37,9 

59,0 

38,6 

26,1 

4,8 

-33,1 

0,13 

Армавир 

20,9 

30,9 

10,0 

7,6 

11,5 

-9,5 

0,55 

Геленджик 

23,5 

37,4 

18,9 

22,8 

11,2 

-12,4 

0,47 

Горячий Ключ 

3,3 

21,3 

6,4 

28,0 

15,3 

11,9 

4,57 

Краснодар 

5,1 

9,7 

11,1 

7,1 

7,4 

2,3 

1,46 

Новороссийск 

31,9 

33,2 

12,4 

10,7 

8,4 

-23,5 

0,26 

Сочи 

32,4 

24,2 

12,0 

13,2 

8,6 

-23,8 

0,27 

Абинский 

59,4 

66,1 

20,8 

34,2 

9,3 

-50,1 

0,16 

Апшеронский 

39,0 

44,8 

37,6 

47,3 

21,8 

-17,2 

0,56 

Белоглинский 

55,5 

85,1 

3,3 

6,6 

6,5 

-48,9 

0,12 

Белореченский 

30,0 

20,5 

15,7 

22,1 

13,8 

-16,2 

0,46 

Брюховецкий 

30,7 

27,1 

3,9 

2,0 

7,9 

-22,8 

0,26 

Выселковский 

50,0 

33,4 

31,8 

48,8 

33,8 

-16,1 

0,68 

Гулькевичский 

51,1 

41,2 

23,2 

29,3 

20,2 

-31,0 

0,39 

Динской 

53,0 

43,8 

13,8 

27,1 

19,7 

-33,3 

0,37 

Ейский 

28,9 

29,8 

24,8 

8,1 

3,7 

-25,2 

0,13 

Кавказский 

33,8 

43,6 

23,4 

30,0 

37,5 

3,7 

1,11 

Калининский 

5,9 

23,5 

7,8 

3,9 

2,0 

-3,9 

0,33 

Каневский 

44,8 

31,1 

22,3 

25,1 

34,8 

-10,1 

0,78 

Кореновский 

45,5 

52,2 

8,1 

21,9 

9,3 

-36,2 

0,20 

Красноармейский 

52,0 

28,8 

14,4 

7,6 

3,8 

-48,2 

0,07 

Крыловский 

33,7 

44,8 

36,2 

72,3 

39,1 

5,5 

1,16 

Крымский 

59,0 

47,1 

35,9 

18,7 

13,5 

-45,5 

0,23 

Курганинский 

45,9 

21,8 

11,3 

7,6 

8,6 

-37,3 

0,19 

Кущевский 

18,2 

13,6 

1,5 

9,1 

0,0 

-18,2 

0,00 

Лабинский 

80,1 

79,7 

35,5 

46,7 

30,6 

-49,4 

0,38 

Ленинградский 

50,5 

45,6 

4,7 

25,0 

11,0 

-39,4 

0,22 

Мостовский 

46,6 

45,3 

22,7 

15,6 

8,5 

-38,1 

0,18 

Новокубанский 

70,6 

49,5 

18,3 

11,4 

18,4 

-52,2 

0,26 

Новопокровский 

71,4 

90,3 

16,3 

2,3 

4,7 

-66,7 

0,07 

Отрадненский 

70,0 

62,2 

10,9 

7,8 

10,9 

-59,1 

0,16 

Павловский 

11,9 

23,8 

38,8 

38,9 

31,5 

19,6 

2,65 

Приморско-
Ахтарский 

60,6 

37,1 

10,1 

3,4 

5,0 

-55,6 

0,08 

Северский 

20,7 

26,6 

13,6 

21,1 

10,0 

-10,7 

0,48 

Славянский 

26,0 

26,6 

9,9 

9,1 

12,8 

-13,2 

0,49 

Староминский 

66,4 

49,3 

17,2 

22,1 

12,2 

-54,1 

0,18 

Тбилисский 

20,7 

14,4 

32,9 

24,6 

20,5 

-0,1 

0,99 

Темрюкский 

32,4 

33,8 

14,7 

21,9 

24,9 

-7,6 

0,77 

Тимашевский 

21,1 

51,9 

9,0 

10,8 

0,0 

-21,1 

0,00 

Тихорецкий 

76,5 

56,0 

21,8 

13,5 

6,8 

-69,7 

0,09 

Туапсинский 

3,9 

17,0 

30,0 

33,0 

26,9 

23,0 

6,92 

Успенский 

31,7 

36,7 

41,6 

19,6 

9,8 

-21,9 

0,31 

Усть-Лабинский 

48,2 

38,6 

37,0 

21,8 

12,9 

-35,4 

0,27 

Щербиновский 

19,1 

49,4 

19,3 

13,8 

8,4 

-10,7 

0,44 

Край 

32,9 

33,1 

17,6 

17,3 

12,4 

-20,5 

0,38 

 

 

240 

Таблица 4 

Болезненность алкоголизмом в Краснодарском крае в 2013-2017 гг. на 100 тыс. 

населения 

Территория 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2017 минус 
2013 

2017 к 
2013 разы 

Анапа 

781,2 

688,8 

581,6 

461,7 

372,5 

-408,7 

0,48 

Армавир 

540,8 

481,2 

441,9 

418,2 

359,9 

-180,9 

0,67 

Геленджик 

417,3 

377,3 

351,5 

270,7 

93,0 

-324,3 

0,22 

Горячий Ключ 

1210,8 

1163,1 

911,1 

814,2 

562,7 

-648,1 

0,46 

Краснодар 

1085,3 

983,4 

824,9 

637,8 

523,8 

-561,5 

0,48 

Новороссийск 

803,3 

804,3 

759,9 

245,1 

236,3 

-567,0 

0,29 

Сочи 

810,9 

731,6 

700,3 

665,1 

628,5 

-182,4 

0,78 

Абинский 

811,1 

718,4 

698,5 

555,9 

484,5 

-326,6 

0,60 

Апшеронский 

663,3 

663,2 

605,6 

606,8 

564,2 

-99,1 

0,85 

Белоглинский 

953,6 

879,5 

711,8 

584,1 

488,3 

-465,3 

0,51 

Белореченский 

698,6 

608,4 

542,6 

506,7 

421,2 

-277,4 

0,60 

Брюховецкий 

1121,0 

910,7 

828,1 

750,2 

657,0 

-464,0 

0,59 

Выселковский 

1180,0 

1001,8 

806,7 

584,8 

348,4 

-831,6 

0,30 

Гулькевичский 

941,7 

682,3 

612,1 

559,8 

537,9 

-403,8 

0,57 

Динской 

626,7 

589,2 

555,6 

499,9 

424,2 

-202,5 

0,68 

Ейский 

1212,9 

1101,3 

831,9 

629,9 

465,2 

-747,7 

0,38 

Кавказский 

692,1 

642,0 

531,9 

492,8 

432,8 

-259,3 

0,63 

Калининский 

1085,7 

950,9 

895,6 

877,7 

824,9 

-260,8 

0,76 

Каневский 

933,8 

840,0 

764,0 

717,0 

600,1 

-333,7 

0,64 

Кореновский 

1256,6 

1006,0 

757,2 

311,5 

250,5 

-1006,1 

0,20 

Красноармейский 

810,8 

669,5 

635,0 

621,6 

542,7 

-268,1 

0,67 

Крыловский 

1067,7 

890,4 

849,3 

838,9 

495,1 

-572,6 

0,46 

Крымский 

990,8 

920,4 

779,2 

627,8 

509,7 

-481,1 

0,51 

Курганинский 

870,7 

837,9 

738,9 

660,9 

505,4 

-365,3 

0,58 

Кущевский 

1124,4 

1054,5 

922,5 

908,0 

618,3 

-506,1 

0,55 

Лабинский 

929,4 

841,4 

795,5 

753,1 

460,1 

-469,3 

0,50 

Ленинградский 

840,5 

744,1 

610,3 

516,0 

315,8 

-524,7 

0,38 

Мостовский 

977,9 

908,7 

825,5 

753,3 

693,2 

-284,7 

0,71 

Новокубанский 

931,5 

881,1 

770,5 

567,9 

521,8 

-409,7 

0,56 

Новопокровский 

1287,5 

1092,7 

1033,0 

787,6 

554,1 

-733,4 

0,43 

Отрадненский 

635,2 

543,6 

412,8 

293,7 

246,4 

-388,8 

0,39 

Павловский 

1251,8 

849,9 

721,0 

558,3 

490,5 

-761,3 

0,39 

Приморско-
Ахтарский 

1212,6 

1091,6 

977,3 

635,5 

571,7 

-640,9 

0,47 

Северский 

746,9 

755,2 

644,9 

580,7 

427,4 

-319,5 

0,57 

Славянский 

741,3 

599,3 

532,2 

493,4 

411,9 

-329,4 

0,56 

Староминский 

848,8 

728,8 

623,2 

609,8 

333,3 

-515,5 

0,39 

Тбилисский 

914,8 

783,3 

656,4 

411,0 

248,4 

-666,4 

0,27 

Темрюкский 

974,9 

972,6 

965,1 

995,6 

945,0 

-29,9 

0,97 

Тимашевский 

1039,7 

947,0 

758,2 

667,4 

566,6 

-473,1 

0,54 

Тихорецкий 

1023,1 

837,8 

701,6 

678,1 

656,9 

-366,2 

0,64 

Туапсинский 

1199,9 

890,2 

739,2 

691,5 

652,7 

-547,2 

0,54 

Успенский 

878,3 

792,9 

684,9 

601,7 

389,2 

-489,1 

0,44 

Усть-Лабинский 

853,0 

814,9 

776,7 

687,4 

498,0 

-355,0 

0,58 

Щербиновский 

1168,1 

1083,5 

1022,6 

946,1 

692,9 

-475,2 

0,59 

Край 

916,0 

819,1 

718,6 

591,6 

491,3 

-424,7 

0,54 

 

 

241 

Таблица 5 

Смертность от всех причин в Краснодарском крае в 2013-2017 гг. на 100 тыс. населения 

Территория 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2017 минус 
2013 

2017 к 
2013 разы 

Анапа 

1124,9 

1161,0 

1157,8 

1156,6 

1123,6 

-1,2 

1,00 

Армавир 

1085,7 

1109,0 

1134,6 

1111,2 

1080,1 

-5,6 

0,99 

Геленджик 

1079,7 

1157,8 

1102,6 

1147,2 

1110,7 

31,0 

1,03 

Горячий Ключ 

1401,3 

1304,5 

1257,2 

1326,0 

1222,4 

-178,9 

0,87 

Краснодар 

1116,7 

1105,7 

1127,3 

1108,6 

1075,9 

-40,7 

0,96 

Новороссийск 

1028,6 

1050,7 

1072,1 

1097,0 

1065,5 

36,9 

1,04 

Сочи 

1134,3 

1078,3 

1161,5 

1132,2 

1116,0 

-18,3 

0,98 

Абинский 

1430,2 

1596,2 

1442,9 

1450,4 

1426,1 

-4,0 

1,00 

Апшеронский 

1290,4 

1362,1 

1325,4 

1409,5 

1244,4 

-46,0 

0,96 

Белоглинский 

1520,1 

1696,4 

1683,5 

1494,3 

1545,1 

24,9 

1,02 

Белореченский 

1421,3 

1371,8 

1413,7 

1364,2 

1390,0 

-31,3 

0,98 

Брюховецкий 

1499,5 

1526,6 

1447,7 

1608,1 

1541,6 

42,0 

1,03 

Выселковский 

1443,9 

1512,0 

1390,9 

1408,7 

1368,8 

-75,1 

0,95 

Гулькевичский 

1433,0 

1468,5 

1411,0 

1453,2 

1342,5 

-90,5 

0,94 

Динской 

1282,9 

1260,9 

1279,2 

1211,9 

1200,5 

-82,4 

0,94 

Ейский 

1442,1 

1336,1 

1463,9 

1488,8 

1450,4 

8,3 

1,01 

Кавказский 

1374,4 

1407,1 

1400,2 

1380,4 

1399,9 

25,5 

1,02 

Калининский 

1292,7 

1385,8 

1360,5 

1323,4 

1258,7 

-34,0 

0,97 

Каневский 

1201,7 

1312,0 

1346,6 

1261,0 

1278,7 

77,0 

1,06 

Кореновский 

1381,3 

1392,4 

1477,8 

1410,9 

1360,1 

-21,3 

0,98 

Красноармейский 

1358,5 

1403,3 

1447,2 

1453,3 

1313,8 

-44,7 

0,97 

Крыловский 

1270,6 

1303,4 

1393,5 

1332,4 

1191,0 

-79,6 

0,94 

Крымский 

1331,1 

1352,6 

1372,4 

1355,5 

1292,2 

-38,8 

0,97 

Курганинский 

1438,9 

1438,8 

1507,1 

1430,2 

1448,2 

9,3 

1,01 

Кущевский 

1546,4 

1511,6 

1439,4 

1526,8 

1409,7 

-136,8 

0,91 

Лабинский 

1500,2 

1483,6 

1565,0 

1448,2 

1439,4 

-60,8 

0,96 

Ленинградский 

1590,9 

1564,9 

1552,7 

1688,7 

1572,9 

-18,0 

0,99 

Мостовский 

1357,1 

1452,8 

1486,8 

1445,9 

1343,6 

-13,5 

0,99 

Новокубанский 

1480,4 

1374,8 

1347,7 

1370,8 

1289,7 

-190,7 

0,87 

Новопокровский 

1429,9 

1535,4 

1442,8 

1494,7 

1323,9 

-106,0 

0,93 

Отрадненский 

1424,7 

1438,0 

1471,8 

1398,7 

1356,1 

-68,6 

0,95 

Павловский 

1482,3 

1508,7 

1474,8 

1441,5 

1331,3 

-151,1 

0,90 

Приморско-
Ахтарский 

1364,6 

1401,0 

1432,4 

1563,9 

1434,5 

69,9 

1,05 

Северский 

1381,1 

1417,7 

1415,9 

1343,7 

1287,4 

-93,7 

0,93 

Славянский 

1279,9 

1386,2 

1319,4 

1332,3 

1269,8 

-10,1 

0,99 

Староминский 

1393,5 

1376,7 

1450,8 

1337,9 

1396,4 

2,9 

1,00 

Тбилисский 

1292,7 

1398,2 

1401,4 

1406,3 

1371,9 

79,2 

1,06 

Темрюкский 

1413,6 

1426,2 

1408,4 

1332,0 

1345,3 

-68,3 

0,95 

Тимашевский 

1421,9 

1424,7 

1372,8 

1428,6 

1419,9 

-2,0 

1,00 

Тихорецкий 

1518,0 

1559,7 

1584,4 

1632,5 

1540,1 

22,1 

1,01 

Туапсинский 

1303,1 

1278,5 

1325,3 

1301,6 

1279,3 

-23,8 

0,98 

Успенский 

1342,1 

1468,1 

1374,5 

1326,7 

1302,4 

-39,7 

0,97 

Усть-Лабинский 

1495,6 

1523,5 

1470,3 

1523,9 

1513,1 

17,6 

1,01 

Щербиновский 

1424,8 

1513,9 

1589,7 

1532,1 

1529,3 

104,5 

1,07 

Край 

1280,3 

1291,1 

1301,7 

1291,0 

1248,6 

-31,6 

0,98 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14