О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2020 году - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2020 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2020 году - часть 3

 

 

44
период с 2016 по 2020)
Санитарно-карантинному контролю
2016
2017
2018
2019
2020
подверглось
Транспортных средств
2982
3793
4527
3745
1504
из них из стран неблагополучных по ООИ
490
974
1543
937
1504
% от транспортных средств
16,4
25,6
34,0
100,0
Лиц (пассажиров)
460 752
504 979
629 769
539561
164837
Партий грузов
967
915
747
1156
351
В пункте пропуска через государственную границу РФ
«Международный аэропорт
Краснодар» организовано:
- анкетирование прибывающих на борту воздушных судов, следующих из Европы
(анкета на русском и английском языках прилагается).
-организован
2-х кратный тепловизионный контроль
(на борту воздушного
судна переносным, затем
- стационарным тепловизором) всех прибывающих на
воздушном судне.
- выдаются уведомления о необходимости информирования о месте дальнейшего
пребывания для организации медицинского наблюдения.
-каждому пассажиру выдается
памятка о необходимости
(при наличии
условий) самоизоляции с указанием телефонов горячих линий, куда следует сообщать о
месте своего нахождения. Рекомендации по условиям самоизоляции
прилагаются.
-организован полный сбор информации о прибывающих
(анкеты) в целях
незамедлительной передачи информации в территориальные отделы Управления
Роспотребнадзора
по
Краснодарскому
краю
и
Министерство
здравоохранения Краснодарского края для своевременной организации
полного комплекса профилактических мероприятий по месту фактического
пребывания.
Для повышения активности выявления больных в пункте пропуска в городе
Краснодаре, Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю были проведены
следующие мероприятия:
-проводились
еженедельные
оперативные
штабы
по
организации
противоэпидемических и профилактических мероприятий в пункте пропуска ВПП
Краснодар;
- семинар-совещания с медицинскими работниками медицинского пункта,
специалистами государственных контрольных органов, а также со специалистами СКП
(обучено 250 представителей государственных контрольных органов и 27 медицинских
работников);
- координационные советы по вопросам выявления больных пассажиров и
процедурам их оформления по открытию границы с внесением соответствующих
корректировок в Технологическую схему пункта пропуска и Оперативный план;
- усилен санитарно-карантинный контроль за прибывающими и убывающими
транспортными средствами и лицами с проведением дистанционной термометрии всех
пассажиров и членов экипажа.
В течение 2020 года при проведении санитарно-карантинного контроля в пункте
пропуска через государственную границу РФ в городе Краснодаре специалистами
Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю досмотрено
1648371 лиц,
прибывших на территорию Краснодарского края. Выявлено 37 человек с подозрением на
инфекционные заболевания (табл. №16).
45
Таблица 16
Лица, выявленные с признаками инфекционного заболевания в ВПП «Краснодар»
2017
2018
2019
2020
Досмотрено лиц
504 979
629 769
539561
164837
Выявлено с признаками инф. заб.
39
30
33
37
воздушно-капельными инф-ми
21
2
8
14
острыми кишечными инфекциями
3
4
-
1
трансмиссивными
-
-
1
-
прочими
15
24
24
22
Госпитализировано
9
15
16
10
В целях своевременного выявления граждан прибывших из КНР и других
эпидемиологически неблагополучных стран, организовано в круглосуточном режиме
взаимодействие по обмену информацией между Управлением Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому
краю, Пограничным управлением ФСБ России по Краснодарскому краю, и ГУМВД России
по Краснодарскому краю.
Медицинской службой аэропорта дополнительно проведены инструктажи для
экипажей самолетов (бортпроводников), выданы памятки по профилактике коронавирусной
инфекции, образцы анкет и алгоритм действия экипажа в случае выявления больного на
борту.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю организовано обучение
работников медицинского пункта
«Международного аэропорта Краснодар» по порядку
выявления и забора материала от подозрительного на заболевание новой коронавирусной
инфекцией и транспортированию материала.
Также в медицинском пункте аэропорта имеется запас медикаментов и расходных
медицинских материалов, а также противоэпидемического имущества и дезсредств.
В медицинском пункте АО
«Международный аэропорт
«Краснодар» имеется
комплект медицинский (универсальная укладка для забора материала от больного и из
объектов окружающей среды) - 3, защитные костюмы «Кварц 1М» - 4, ленсистемы (с
фонендоскопом) - 2 шт., защитных костюмов одноразовых (Тайкем, Тайвек С) - 10 шт.
Инструктаж с персоналом проведен специалистом ГБУЗ «СКИБ» МЗ КК по правилам забора
материала от больного новой коронавирусной инфекцией. Маршрутизация по доставке
материала из аэропорта в ФБУЗ отработана.
Санитарно-карантинный контроль за грузами, прошедшими через государственную
границу Российской Федерации Краснодарского края
В 2020 году продолжены мероприятия по недопущению завоза и оборота на
территорию Краснодарского края потенциально-опасных товаров и грузов. Специалисты
Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществляют санитарно-
карантинный контроль за транспортными средствами, лицами и грузами II и III единого
перечня товаров в соответствии с:
- Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении
санитарных мер в Таможенном союзе»,
- Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011г. № 500 «Об утверждении правил
осуществления
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу РФ».
За 2020 год в пункт пропуска через государственную границу прибыло груза в
количестве
320 партий груза, досмотрено при осуществлении санитарно-карантинного
контроля 320 партий груза: 22 партии пищевые продукты и продовольственное сырье, 298
партий прочих грузов (товаров).
46
В 2020 году ввиду неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки по
новой короновирусной инфекции в мире, были отменены все массовые спортивные,
развлекательные и духовные мероприятия, такие как паломничество на Хадж.
На сайте Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю размещалась
актуальная информация для граждан прибывающих из зарубежных стран о требованиях
Российской Федерации к возвращающимся: работала горячая линия, размещались во всех
информационных ресурсах памятки для туристов, информационные бюллетени, перечень
стран эндемичных по различным нозологиям.
В 2020 году проводилось большое количество рабочих встреч и совещаний с
представителями туристических фирм, туроператорами и организациями,
осуществляющими пассажирские перевозки
(авиакомпании, морские пароходства,
агентирующие компании). Были организованы совещания с представителями туристического
бизнеса Краснодарского края, авиаперевозчиками, направлены информационные письма о
ситуации по опасным инфекционным болезням о клинике, диагностике и мерах
профилактики. Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю разработаны и
направлены в туристические фирмы и авиаперевозчикам памятки: для туристов,
собирающихся посещать экзотические азиатские страны; и экипажей осуществляющих
рейсы в эндемичные по трансмиссивным лихорадкам страны.
На сайте Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю размещалась
актуальная информация для граждан прибывающих из зарубежных стран о требованиях
Российской Федерации к возвращающимся: работала горячая линия, размещались во всех
информационных ресурсах памятки для туристов, информационные бюллетени, перечень
стран эндемичных по различным нозологиям.
Подводя итог можно смело сказать, что все разработанные усиления, а также
выверенный алгоритм противоэпидемических и профилактических мероприятий,
направленный на защиту границы Российской Федерации оправдывают свое значение и
необходимость, так как санитарно-карантинный контроль является первым видом
государственного контроля, с которым встречаются иностранные и российские граждане,
гости, туристы и участники мероприятий по прибытию на территорию Российской
Федерации, а всё это проводится с целью недопущения завоза и распространения опасных
инфекционных Болезней на территории нашей страны. 2020 год был неблагоприятным годом
с эпидемиологической точки зрения для всего мира, так как человечество столкнулось с
Пандемией новой короновирусной инфекцией, которая и сейчас и в дальнейшем будет
представлять угрозу для человечества.
В результате проведения усиленного санитарно-карантинного контроля
специалистами Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в пунктах пропуска
через государственную границу Российской Федерации в городе Краснодаре в течение 2020
года удалось удержать эпидемиологическую обстановку и защитить город Краснодар от
внешних угроз с помощью привлекаемых сил и средств: студентов Кубанского
государственного медицинского университета, специалистов территориальных отделов и
всех структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
Задачи на 2021 год:
1. Усиление контроля за прибывающими транспортными средствами лицами и
грузами из стран, неблагополучных по новой короновирусной инфекции COVID-19, а также
всеми опасными инфекционными заболеваниями.
2. Совершенствовать систему электронного обмена информацией о пассажирах, их
лабораторных исследованиях, состоянии здоровья, а также особой принадлежности
(иностранные подданные, лица без гражданства и т.д.), прибывающих из эпидемиологически
неблагополучных стран мира с другими службами и ведомствами, а также пунктами
пропуска из всех субъектов Российской Федерации.
3. Подключения новых систем и ресурсов, а также более современного
47
оборудования, для удобства в работе и анализе информации о прибывающих гражданах и
грузах.
4. Продолжить проведение тренировочных учений с целью отработки навыков при
выявлении подозрительных на болезнь лиц в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации Краснодарского края и практической готовности лечебно-
профилактических учреждений Краснодарского края к приему и оказанию помощи
пострадавшим, в результате террористических актов с применением химического оружия,
биологических средств и радиоактивного веществ.
5. Разработка новых систем, алгоритмов и подходов по охране государственной
границы РФ от внешних биологических угроз.
48
Раздел 3. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической
обстановки в г. Краснодаре, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении
санитарно-эпидемиологического благополучия и намечаемые меры по их решению
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей
деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
города Краснодара
В соответствии с Планом мероприятий Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю по реализации документов стратегического планирования
Роспотребнадзора на период
2016-2021 годы, утвержденном приказом руководителя
Управления
«Об утверждении плана мероприятий Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю по реализации документов стратегического планирования
Роспотребнадзора на 2016-2021 годы» №202 от 08.09.2016 сформированы основные целевые
показатели для Краснодарского края по основным направлениям деятельности: снижение
удельного веса объектов
3-й группы санитарно-эпидемиологического благополучия;
недопущение несанкционированных заездов организованных групп детей в
неподготовленные здравницы; увеличение удельного веса детей с наличием выраженного
оздоровительного эффекта в здравницах
(%), в лагерях с дневным пребыванием (%);
увеличение охвата вакцинацией декретированного контингента санаторно-оздоровительного
комплекса края против дизентерии Зоне (%), гепатита А (%); увеличение удельного веса
источников питьевого водоснабжения, по которым разработаны проекты зон санитарной
охраны (%) и др.
В течение года деятельность службы была направлена на проведение мероприятий по
улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в г. Краснодаре и достижение
указанных показателей. Оценка эффективности достижения основных целевых показателей
представлена в табл. №17.
Таблица № 17
Оценка эффективности достижения основных целевых показателей по г.
Краснодару за 2020 г.
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
Обеспечить законность при проведении
процент
100,0
100
контрольно-надзорных мероприятий,
включение в структуру плановых мероприятий
по контролю гигиенически и
эпидемиологически значимых объектов.
Обеспечить при выявлении нарушений
процент
100,0
100
санитарного законодательства и
законодательства в сфере защиты прав
потребителей принятие предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер, по пресечению и устранению последствий
выявленных нарушений
Удельный вес информационно-аналитических
процент
100,0
100
материалов, подготовленных по результатам
ведения СГМ и оценки риска от числа
регламентированных
49
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
Удельный вес мониторируемых показателей от
процент
100,0
100
общего числа показателей Федерального
информационного фонда социально-
гигиенического мониторинга
Количество принятых управленческих
количеств
32
2
решений по результатам ведения социально-
о
гигиенического мониторинга
Удельный вес населения, охваченного
процент
87,0
92
контролем в системе социально-
гигиенического мониторинга
Заболеваемость дифтерией
на 100.
0,02
0
тыс.
населения
Заболеваемость острым вирусным гепатитом
на 100.
0,8
1,3
В
тыс.
населения
Заболеваемость корью
на 100.
0,1
2,6
тыс.
населения
Заболеваемость вирусным гепатитом А
на 100
3,0
1,9
тыс. нас.
Заболеваемость краснухой
на 100
0,09
0
тыс.
населения
Охват прививками населения против
процент
98,0
98
инфекций, управляемых средствами
специфической профилактики
Достижение уровня охвата прививками против
процент
96,0
98
гриппа населения в группах риска
Число ВИЧ-инфицированных беременных
процент
96,0
98
женщин, получивших курс
химиопрофилактики
Охват ВИЧ-инфицированных диспансерным
процент
99,7
100
наблюдением
Пораженность населения аскаридозом
процент
Не более 0,8
0,04
Уровень противоэпидемической готовности
95
учреждений государственного санитарно-
Не ниже 80, в Сочи
баллы
эпидемиологического надзора и лечебно-
- 100
профилактической сети
Проведение санитарно-карантинного контроля
процент
100
лиц, совершающих паломничество и
возвращающихся из Королевства Саудовской
100,0
Аравии через пункты пропуска
государственной границы РФ
Санитарно-карантинный контроль
процент
100
транспортных средств, прибывающих из
100,0
эпидемиологически неблагополучных стран
Отсутствие вторичных случаев инфекционных
0
заболеваний, требующих проведения
число
мероприятий по санитарной охране
0
случаев
территории в случае их заноса на территорию
края
50
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
Недопущение случаев завоза и реализации
0
товаров, химических, биологических веществ,
число
радиоактивных материалов и других грузов,
0
случаев
ввозимых из-за рубежа без разрешительных
документов
Проведение санитарно-карантинного контроля
100
грузовых и пассажирских транспортных
процент
100,0
средств в соответствии с Административным
регламентом
Обеспечение санитарно-карантинного
100
контроля пассажирских и грузовых
процент
100,0
транспортных средств в период подготовки и
проведения массовых мероприятий
Удельный вес населения, обеспеченного
процент
96,8
90,1
доброкачественной питьевой водой.
Удельный вес источников питьевого
процент
98,0
98
водоснабжения, по которым разработаны
проекты организации зон санитарной охраны
Обеспечение контроля при проведении
количеств
постоянно при
248
проверок за алкогольной продукцией в местах
о
проведении
ее ограничения по месту и по времени
проверок
Обеспечение контроля при проведении
количеств
постоянно при
248, из них 24
проверок за реализацией табачной продукции
о
проведении
проверки за
в местах ее ограничения
проверок
реализацией
табачной
продукцией в
местах её
ограничения
Удельный вес пищевых продуктов, не
процент
3,13
соответствующих гигиеническим нормативам:
0,79
- по физико-химическим показателям
2,2
- по микробиологическим показателям
1,5
Охват школьников горячим питанием
процент
98,9
98,9
Удельный вес детей, отдохнувших в детских
процент
98,2
98,2
стационарных загородных оздоровительных
организациях и организациях санаторного
типа, с наличием выраженного
оздоровительного эффекта
Обеспечение индивидуальной дозиметрией
процент
98,0
99
персонала группы А, работающих с
источниками ионизирующего излучения
Количество объектов, использующих
процент
100,0
98,2
источники ионизирующего излучения,
обеспеченных радиационно-гигиенической
паспортизацией
Удельный вес работников, занятых во вредных
процент
97,9
97
условиях труда, которым проведены
периодические медицинские осмотры, в том
числе:
98,0
96
- женщин
51
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
Численность населения, проживающего в
количеств
17366 человек
0
санитарно-защитной зоне предприятий,
о
сооружений и иных объектов (ежегодное
снижение не менее 10%)
Удельный вес хозяйствующих субъектов, на
процент
65,0
61
которых разработаны паспорта
канцерогеноопасных производств, от общего
количества канцерогеноопасных производств
Удельный вес удовлетворенных в досудебном
процент
67,0
67%
порядке имущественных требований
потребителей в ходе рассмотрения обращений,
поступивших в Управление Роспотребнадзора
по Краснодарскому краю в отчетном периоде
и, содержащих таковые требования.
Количество мероприятий с представителями
количеств
400
78
органов исполнительной власти субъектов
о
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений
потребителей по актуальным вопросам защиты
прав потребителей на территории
Краснодарского края.
Количество устных консультаций гражданам-
на 100
390,0
1186
потребителям, обратившимся по телефонам
тыс.
«горячей линии» в Управление
населения
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и
Консультационный центр ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Краснодарском
крае»
Количество заключений, данных в судах в
на 100
5,5
4,0
целях защиты прав потребителей
тыс.
населения
Количество исков, поданных в суд в защиту
на 100
4,4
4,4
прав неопределенного круга потребителей
тыс.
населения
Удельный вес удовлетворенных исков в
процент
99,0
96,3
защиту неопределенного круга потребителей
от общего количества исков, рассмотрение по
которым окончено в отчетном периоде.
Прирост просветительской деятельности в
процент
1,7
1,7
области защиты прав потребителей (от
показателей 2017 года)
Количество мероприятий направленных на
информирование потребителей и повышение
правовой грамотности населения:
- проведение «круглых столов»;
количеств
- проведение семинаров по изучению новелл
о
25
7
законодательства РФ в области защиты прав
68
307
потребителей;
- «горячих линий»;
- проведение уроков «потребительской
85
12
грамоты» в образовательных учреждениях;
215
40
- выступления в СМИ, в том числе: по
телевидению, по радио, публикаций;
810
74
52
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
- печатные издания (памятки, листовки,
буклеты и др.) с наглядной информацией для
потребителей
тыс. шт.
20000
8521
Проведение тематического анкетирования по
количеств
4
5
актуальным вопросам защиты прав
о
потребителей
Актуализация реестра субъектов и объектов
процент
100,0
100
надзора с учетом риск-ориентированного
подхода контрольно-надзорной деятельности
Удельный вес выполненных проверок от числа
процент
99,5
100
запланированных в ежегодном плане
проведения плановых проверок
Удельный вес проверок, результаты которых
процент
0,02
0
были признаны недействительными
Удельный вес плановых выездных проверок
процент
100,0
100
осуществленных с применением лабораторных
исследований
Проведение публичных обсуждений
количеств
4
1
результатов правоприменительной практики,
о
руководств по соблюдению обязательных
требований органа государственного контроля
(надзора)
Удельный вес проверок, по результатам
процент
100,0
100
которых применены меры административного
воздействия от количество проверок при
которых выявлены правонарушения
Отношение суммы взысканных
процент
97,0
76,01
административных штрафов к общей сумме
наложенных административных штрафов
Доля обжалованных постановлений по делам
процент
Не более 3,0
6,52
об административных правонарушениях
Доля отмененных постановлений по делам об
процент
Не более 2 %
0,94
административных правонарушениях от
общего числа вынесенных
Проведение
аттестации
гражданских
служащих отделов и территориальных отделов
Чел.
60
27
Формирование кадрового резерва, по
результатам проведения аттестаций и
Чел.
22
33
конкурсов
на
замещение
вакантных
должностей гражданской службы
Исполнение требований по повышению
квалификации
федеральных
Чел.
60
52
государственных гражданских служащих
Управления
Роспотребнадзора
по
Краснодарскому краю по дополнительным
образовательным программам
Обеспечение
реализации
Плана
противодействия
коррупции,
в
целях
Чел.
400
136
выполнения ведомственной программы по
противодействию
коррупции и иных
правонарушений в службе
53
Показатель, характеризующий планируемый
Единица
Целевые значения
Фактические
уровень достижения
измерения
(в целом по
значения
Краснодарскому
(по
краю)
г.Краснодару)
В целях выполнения установленной квоты
Чел.
8
7
на целевые места, за счет федерального
бюджета, обеспечить заключение договоров;
-
о целевом обучении с гражданами,
поступающими
на
обучение
по
специальности
32.05.01
медико-
профилактическое дело;
Обеспечить трудоустройство в
2019 году
Чел.
5
1
выпускников медико
- профилактических
факультетов ФГБОУ ВО КубГМУ и ФГБОУ
ВО РостГМУ, обучавшихся на основании
заключенных договоров о целевом обучении
Использование информационных технологий
процент
100,0
100,0
(ГИР ЗПП, ПО Электронный бюджет, СУФД)
при осуществлении бюджетного
планирования, бюджетных расходов, сдачи
бюджетной отчетности
Осуществление деятельности по
процент
100,0
100,0
использованию информационно-
коммуникационных технологий в рамках
утвержденного плана информатизации на 2019
год
Удельный вес рассмотренных заявлений об
процент
100,0
100
оказании
государственной
услуги,
поступивших от юридических лиц и
(или)
индивидуальных предпринимателей
через
единый
портал
государственных
и
муниципальных услуг
Удельный вес рассмотренных заявлений об
процент
100,0
100
оказании
государственной
услуги,
поступивших от юридических лиц и
(или)
индивидуальных предпринимателей
через
единый
портал
государственных
и
муниципальных услуг в установленные
законодательством сроки
Размещение информации о результатах
количеств
4 (ежеквартально)
8
оказания государственных услуг на сайте
о
Управления
Роспотребнадзора
по
Краснодарскому краю
3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического
благополучия и намечаемые меры по их решению
3.2.1. Проблемы гигиены населенных мест
3.2.1.1. Решение проблем гигиены атмосферного воздуха
В 2020г. исследования атмосферного воздуха в г. Краснодаре проводились в
постоянных точках в рамках системы социально-гигиенического мониторинга, на
автомагистралях, в зоне жилой застройки, при расследовании заявлений населения, а также
54
при осуществлении выполнения программ производственного контроля в зоне влияния
промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха
является, как и в предыдущие годы, автотранспорт.
В атмосферном воздухе города Краснодара в
2020г. определялись следующие
ингредиенты: взвешенные вещества, диоксид серы, дигидросульфид, оксид углерода, азота
диоксид, азота оксид, аммиак, гидроксибензол, формальдегид, бенз/а/пирен, углерод (сажа),
хлор и его соединения, углеводороды ароматические
(бензол, толуол, ксилол, ацетон,
акролеин, бутанол, этанол, бутилацетат, этилацетат, этилбензол), углеводороды
алифатические предельные (С1-с10, С12-С19), тяжелые металлы и прочие.
Основными веществами
(по количеству исследований), контролируемыми на
территории Краснодара в
2018-2020г.г. являлись: взвешенные вещества, сера диоксид,
углерод оксид, азота диоксид, азота оксид, формальдегид, бенз(а)пирен, углеводороды.
В 2020г было отобрано всего 5448 пробы атмосферного воздуха, в 2019г. -
6834, в
2018г. - 4628 проб атмосферного воздуха, из них с превышением ПДК в 2020г. - 5 проб, в
2019г. - 11проб, в 2018г- 16 проб. (Табл. № 18)
Удельный вес проб не отвечающий гигиеническим нормативам составил в 2020г.
составил - 0,09%, в 2019 г - 0,16%, в 2018г.
- 0,345%. Проб с превышением более 5 ПДК в
2020г не зарегистрировано, в 2019 году установлено 2 пробы с превышением более 5 ПДК,
что составляет 0,029%, в 2018г. проб с превышением более 5 ПДК также не установлено.
Таблица № 18
Количество выполненных исследований атмосферного воздуха в г. Краснодаре.
за 2018-2019г.г.
Краснодар
2018г.
2019г.
2020г.
Динамика
Всего
4628
6834
5448
Следует отметить, в 2020 году что доля проб атмосферного воздуха, в которых
установлено превышение ПДКпо Краснодарскому краю значительно выше,чем показатели
по г. Краснодару. (Табл. № 19)
Таблица № 19
Доляпроб атмосферного воздуха в % с превышением ПДК в г.Краснодаре и Краснодарском
крае.
Доля проб атмосферного воздуха,
Динамика
превышающая ПДК,%
2018г.
2019г.
2020г.
Краснодарский край
0,09
0,054
0,1
Краснодар
0,34
0,16
0,09
За последние 3 года в г. Краснодаре регистрировались превышения гигиенических
нормативов по следующим загрязняющим веществам:
Удельный вес проб не отвечающий гигиеническим нормативам по определяемым
показателям составил в 2020г:
Углерод оксид - 0,5%
Углеводороды (этилбензол) - 0,24%
Удельный вес проб не отвечающий гигиеническим нормативам по определяемым
показателям составил в 2019г:
Взвешенные вещества - 0,25%
Углерод оксид - 0,42%
Азота диоксид - 0,22%.
Удельный вес проб не отвечающий гигиеническим нормативам по определяемым
55
показателям составил в 2018г:
Взвешенные вещества - 0,70%
Углерод оксид - 1,90%
В зоне влияния промышленных предприятий в 2020 г. Отобрано - 1048 проб, в 2019г.
отобрано
-
3434 пробы, в
2018г.
-1190 проб. Удельный вес проб не
отвечающийгигиеническим нормативам в 2020 г. составил 0,19%, в 2019г - 0,23%, в 2018г. -
0,50%. Пробы с превышением более 5 ПДК в 2020г, 2019г и 2018г. не регистрировались.
В зоне жилой застройки всего в 2020 г. отобрано 4400 пробы, в 2019г. отобрано - 3400
пробы, в 2018г - 3400 проб.Удельный вес проб не отвечающий гигиеническим нормативам
составил в
2020г. составил
-
0,068%, в
2019г
-
0,088%, в
2018г.
-
0,29%, проб с
превышением более 5ПДК в 2020г не регистрировалось, в 2019г - 1 (0,029%), в 2018 также
не обнаружено.(Табл. № 20)
Таблица № 20
Уровни загрязнения атмосферного воздуха в г. Краснодаре
Удельный вес проб, не отвечающий гигиеническим показателям, %
Всего
В зоне влияния пром.
На автомагистралях в зоне
предприятий
жилой застройки
2018г.
2019г.
2020г.
2018г
2019г
2020г.
2018г.
2019г.
2020г.
Краснодар
0,34
0,16
0,09
0,50
0,23
0,19
0,29
0,088
0,068
Краснодар
0,09
0,05
0,1
0,044
0,05
0,1
0,30
0,055
0,046
ский край
В целом, количество проб атмосферного воздуха, отобранных в
2019 году,
уменьшилось, в том числе вследствие уменьшения количества отобранных проб в зоне
влияния промышленных предприятий.
Анализ данных показал, что в г. Краснодаре в 2020г. доля проб атмосферного воздуха с
превышением гигиенических нормативов выше среднекраевого показателя снизилась в
сравнении с 2019г. -2018г.
В г. Краснодаре в
2018г,
2020г проб атмосферного воздуха с превышением
гигиенических нормативов выше 5 ПДК не обнаружены.
В 2019г. выявлены 2 пробы атмосферного воздуха с показателем выше 5 ПДК
(превышающим средний показатель по Краснодарскому краю)
(при пожаре по ул.
Кореновская (1 проба - по углероду (прочие)); точка СГМ - селитебная зона, Авиагородок, 26
(1 проба - по взвешенным веществам).
Для снижения неблагоприятного влияния загрязнения атмосферного воздуха на
здоровье населения г. Краснодара необходимо:
- снижение интенсивности движения автотранспорта на территории города за счёт
строительства новых транспортных развязок, объездных дорог для большегрузных
автомобилей и железнодорожного транспорта;
-
снижение выбросов от автотранспорта
(усовершенствование двигателей
(электромобили), применение качественно-новых видов топлива
(ЭКТО-), применение
катализаторов отработанных газов на автомобилях и др.);
- усиление контроля за реализацией этилированного бензина, а также техническим
состоянием иногороднего транспорта, использующего бензин с присадками свинца;
- озеленение и обеспечение регулярной влажной уборки улично-дорожной сети города
с целью снижения концентрации взвешенных веществ в атмосферном воздухе;
- рекомендовать органам местного самоуправления отводить участки для строительства
многоярусных паркингов и гаражей с учетом требований норм санитарного
законодательства.
56
3.2.1.2. Гигиенические проблемы питьевого водоснабжения
Вода является одним из важнейших факторов внешней среды, от которого в
значительной мере зависит здоровье и санитарные условия жизни населения. Повышение
надежности и качества водоснабжения населения питьевой водой является одной из
первоочередных социальных проблем.
Населению города Краснодара подается вода из 254 источников централизованного
водоснабжения, все источники подземные. Поверхностные источники для питьевых целей, а
также децентрализованные источники не эксплуатируются.
Отбор проб питьевой воды осуществлялся в ходе проведения мониторинга, плановых
исследований, поручений Управления Роспотребнадзора в Краснодарском крае, в рамках
производственного контроля и по заявлениям граждан.
В 2020г. в ходе контроля за качеством питьевой воды из источников было отобрано
836 проб на санитарно-химические,
755 проб на микробиологические показатели, на
паразитологические показатели были исследованы
4 пробы. Не соответствовали
гигиеническим нормативам (188 проб) 22,4% на санитарно-химические показатели и 0,92%
не соответствовали по микробиологическим показателям. Все пробы, отобранные на
паразитологические показатели соответствуют гигиеническим нормативам.
В 2019г. в ходе контроля за качеством питьевой воды из источников было отобрано
652 пробы на санитарно-химические,
568 проб на микробиологические показатели,
паразитологические показатели не исследовались. Не соответствовали гигиеническим
нормативам (70проб) 10,7% на санитарно-химические показатели и 3,6% не соответствовали
по микробиологическим показателям.
В 2018г. в ходе контроля за качеством питьевой воды из источников было отобрано
775 проб на санитарно-химические,
594 пробы на микробиологические показатели,
паразитологические показатели не исследовались. Не соответствовали гигиеническим
нормативам
(111проб)
14,3% на санитарно-химические показатели, все пробы
соответствовали по микробиологическим показателям. (Табл. № 21).
Таблица № 21
Данные о качестве воды источников централизованного водоснабжения
за период 2018-2020г.г.
2018г.
2019г.
2020г.
Динамика
Показатели
п/п
1
Количество источников
262
254
254
1.1
из них не отвечают санитарным нормам и
0,38
0
0
правилам (всего в %)
1.2
в том числе из-за отсутствия зон
0,38
0
0
санитарной охраны
1.3
число исследованных проб по санитарно-
химическим показателям / не отвечает
775/111
652/70
836/188
↓↑
требованиям
1.4
% не отвечающих требованиям
14,3
10,7
22,4
1.5
(краевые показатели)
9,6
11,9
14,17%
57
Продолжение таблицы№ 21
1.6
число, исследованных проб на
199/26
193/28
172/27
содержание фтора/не отвечает
требованиям
1.7
% не отвечающих требованиям
13,0
14,5
15,7
1.8
(краевые показатели)
21,6%
20,5%
17,86%
1.9
число исследованных проб по
микробиологическим показателям/ из них
594/0
568/21
755/7
↓↑
не отвечает гигиеническим нормативам
1.10
%, не отвечающих требованиям
0
3,6%
0,92%
↑↓
1.11
(краевые показатели)
0,55%
0,70%
0,66%
↑↓
1.12
в т.ч. с выделенными возбудителями
0
0
0
0
патогенной и условно-патогенной флоры
1.13
на паразитологические показатели /не
0
0
0
0
отвечает требованиям
1.14
(краевые показатели)
0
0
0
0
1.15
число исследованных проб на суммарную
альфа и бета-активность/ число не
208/0
177/0
209/0
↓↑
отвечающих требованиям
Количество отобранных из источников проб
на санитарно-химические и на
микробиологические показатели в течение 2018-2020г.г. варьировалось в зависимости от
санитарно-эпидемиологической обстановки в течение года.
На санитарно - химические показатели из источников в 2020г. было отобрано 836
проб, что на 61 пробу больше, чем в 2018г. и на 184 больше чем в 2019г. В 2020г. 22,4% проб
не соответствуют гигиеническим нормативам при среднекраевом показателе 14,17%.
Превышение показателей из источников города отмечается как и в предыдущие годы
по содержанию железа, марганцу, по мутности, цветности, запаху.
На содержание фтора из источников в 2020г. было отобрано 172 пробы, что на 27
проб меньше, чем в
2018г и на
21 меньше, чем в
2019г. В
2020г.
15,7% проб не
соответствуют гигиеническим нормативам при среднекраевом показателе 17,86%.
На микробиологические показатели из источников в 2020г. было отобрано 755 проб,
что на 161 пробу больше, чем в 2018г и на 187 меньше, чем в 2019г. В 2020г. 0,92% проб не
соответствуют гигиеническим нормативам при среднекраевом показателе 0,66%.
В 2019-2018г. пробы на паразитологические показатели не отбирались. В 2020г на
паразитологические показатели были отобраны
4 пробы, из которых все пробы
соответствуют гигиеническим нормативам.
Проб с превышением контрольного уровня по суммарной альфа-бета активности в
2018-2020г.г. в источниках не зарегистрировано.
Таблица № 22
Данные о качестве воды в водопроводах за период 2018-2020г.г.
2018г.
2019г.
2020г.
Динамика
Показатели
п/п
1
Количество водопроводов
148
148
145
58
Продолжение таблицы № 22
1.1
число исследованных проб по
санитарно-химическим
468/26
389/20
420/41
↓↑
показателям/ из них не отвечает
гигиеническим нормативам
1.2
% не отвечающих требованиям
5,5
5,14%
9,76%
↓↑
1.3
в том числе на содержание
6/2
9/1
15/2
фтора \из них не отвечает
гигиеническим нормативам
1.4
% не отвечающих требованиям
33,3%
11,1
13,3
1.5
число исследованных проб по
410/0
383/8
439/4
↓↑
микробиологическим
показателям/ из них не отвечает
гигиеническим нормативам
1.6
% не отвечающих требованиям
0%
2,0%
0,91%
↑↓
1.7
в т.ч. с выделенными
0
0
0
-
возбудителями инфекционных
заболеваний
1.8
число исследованных проб на
0
0
0
паразитологические показатели
-
/число не отвечающих
требованиям
1.9
число исследованных проб на
9/0
13/0
14/0
суммарную альфа и бета-
активность/ число не
отвечающих требованиям
Количество водопроводов
в
сравнении
с
2019г
в
2020г уменьшилось
на
три
и
составило 145.
В 2020г. из водопроводов
было отобрано
420 проб на санитарно-химические
показатели, что на 48 проб меньше, чем в 2018г, но на 31 пробу больше, чем в 2019г. На
микробиологические показатели в 2020г. отобрано 439 пробы, что на 29 проб больше, чем в
2018г и на 56 проб больше, чем в 2019г.(Табл. № 22)
Качество воды в 2020г в водопроводах г. Краснодара по санитарно-химическим
показателям в сравнении с 2019г ухудшилось. Так, удельный вес проб, не соответствующий
гигиеническим нормативам составил в 2020г. - 9,76%, в 2019г. - 5,14%. Превышение
санитарно-химических показателей отмечается по содержанию железа, по мутности,
цветности, запаху.
Удельный вес проб, не соответствующий гигиеническим нормативам по
микробиологическим показателям уменьшился по сравнению с 2019г. и составил 0,91% (в
2019г. - 2,0%).
В 2018г.-2020г.г. исследования воды из водопроводов на наличие возбудителей
патогенной, условно-патогенной флоры и паразитарных заболеваний не проводились.
59
Таблица № 23
Водопроводная сеть.
2018г.
2019г.
2020г.
Динамика
Показатели
п/п
1
Число исследованных проб по
санитарно-химическим показателям\
4476/55
4474/72
3304/162
не отвечает требованиям
1.1
% не отвечает гигиеническим
1,2
2,5
4,9
нормативам
1.2
(краевые показатели)
2,87%
4,1%
4,81%
1.3
в том числе: по органолептике/ %
19проб/0,
46проб/
77проб/
4%
1,0%
2,33%
1.4
общей минерализации (сухому
0
1проба/
0
остатку)/%
0,02%
1.5
по содержанию химических веществ,
0,8%
1,8%
0,27%
превышающих ПДК сантокс
1.6
не отвечающих требованиям по
6/0
22/4
41/5
содержанию фтора
1.7
Число исследованных проб по
4272/6
4450/18
3323/13
микробиологическим показателям/из
них не соответствует гигиеническим
нормативам
1.8
% не отвечает гигиеническим
0,14
0,4%
0,39
нормативам
1.9
(краевые показатели)
0,9%
0,79%
0,95
↓↑
1.10
выделены возбудители патогенной и
0
0
0
-
условно-патогенной флоры.
1.11
Число исследованных проб на
0
0
3/0
паразитологические показатели/из
них не соответствует гигиеническим
нормативам
1.12
число исследованных проб на
5/0
17/0
32/0
суммарную альфа и бета-активность/
число не отвечающих требованиям
Количество отобранных в
2018г.-2020г.г.
проб воды
из водопроводной
сети
соответствует планируемому на эти годы количеству проб по госзаказу и социально-
гигиеническому мониторингу.(Табл. № 23)
Качество воды за последние
3 года по санитарно-химическим показателям
практически не меняется; % проб, не отвечающих гигиеническим нормативам составил: в
2020г. - 4,9%, в 2019г. - 2,5%, в 2018г. - 1,2%. при краевых показателях в 2020г. - 2,87%, в
2019г. - 4,1%, в 2018г. - 2,87%.
По микробиологическим показателям качество воды из распределительной сети в
2018-2020г.г. (0,14%, 0,4%и 0,39% соответственно) при краевых показателях
0,9%, 0,79% и
0,95%.
В 2018г. из распределительной сети исследовано 214 проб горячей воды, из них 6
проб
(2,8%) не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
показателям, по микробиологическим показателям отобрано 315 проб, из них (1проба) 0,3%
не соответствовала гигиеническим нормативам.
В 2019г. из распределительной сети исследовано 106 проб горячей воды, 6 проб
(5,6%) не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
60
показателям, по микробиологическим показателям отобрано
304 пробы, все пробы
соответствовали гигиеническим нормативам.
В 2020г. из распределительной сети исследовано 103 пробы горячей воды, 15 проб
(14,5%) не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
показателям, на микробиологические показатели отобраны 359 проб горячей воды 5 проб
(1,39%) не соответствовали гигиеническим нормативам
В 2018г.-2020г.г. была проведена санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой
воды, подаваемой населению из разводящей сети. Гигиеническая оценка проводилась по
материалам лабораторных исследований ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в
Краснодарском крае».
По качеству питьевая вода соответствует категории «доброкачественная».
С целью улучшения качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения,
а также привлечения бюджетных инвестиций в отрасль водопроводно-канализационного
хозяйства на региональном и местном уровнях министерством топливно-энергетического
комплекса
и
жилищно-коммунального
хозяйства
Краснодарского
края
в
2020 году продолжилась реализация подпрограммы
«Развитие водопроводно-
канализационного комплекса населённых пунктов Краснодарского края» государственной
программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-
2021 годы, утвержденной постановлением главы администрации
(губернатора)
Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 967, а также инвестиционных программ
организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)
водоотведение в Краснодарском крае.
Так, в 2020 году в рамках реализации инвестиционной программы ООО «Краснодар
Водоканал» в сфере водоснабжения реализованы следующие мероприятия:
Закончены строительством и введены в эксплуатацию следующие объекты:
1)
Модернизация сетей водоснабжения с целью нормализации водоснабжения по
ул. Красной, от ул. им. Пушкина до ул. им. Будённого;
2)
Строительство сетей водоснабжения с целью переключения абонентов от
водоразборных колонок к городскому водопроводу;
3)
Реконструкция водозабора «Кировский»;
4)
Строительство резервуара чистой воды ёмкостью
5000 м3 на водозаборе
«Витаминкомбинат»;
5)
Бурение новой скважины
№ 219 глубиной 400 м на водозаборе «Ново-
Северный» взамен вышедшей из строя скважины № 46/219а;
6)
Бурение новой скважины № 110 глубиной 216 м на водозаборе «Восточный-2»
взамен вышедшей из строя скважины № 15СКВС/110а;
7)
Бурение новой скважины № 123 глубиной 90 м на водозаборе «Восточный-2»
взамен вышедшей из строя скважины № 65842/123;
8)
Реконструкция сетей водоснабжения по адресам ул. 2-я Пятилетка, 4-8, ул.
Ставропольская, 131-135/1, ул. им. Димитрова, 127-139;
9)
Модернизация двух водоводов водозабора «Витаминкомбинат» Д-600 мм по
ул. им. Дзержинского, от № 231/2 до виадука;
10)
Реконструкция Ду-200 мм и Ду-300 мм по ул. Ярославской, от жилой
застройки до
ул. Кореновской, с закольцовкой реконструируемого водопровода с
водоводом по ул. Кореновской Ду-400 мм;
11)
Автоматизация и диспетчеризация артезианских скважин на водозабор «Роща».
Начаты крупные мероприятия:
- Реконструкция водозабора «Восточный-1»;
- Модернизация водопроводной насосной станции по ул. Московской, 74;
- Реконструкция водопроводной насосной станции в пос. Пашковском.
В целях дальнейшего улучшения качества водоснабжения, необходимо:
61
продолжить работу по улучшению санитарно-технического состояния сетей
водоснабжения;
выполнение требований по организации зон санитарной охраны
(ЗСО)
источников водоснабжения и водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения в части
обеспечения требований по размерам ЗСО
1-го пояса, ограждения ЗСО
1-го пояса,
организации охраны водозаборных сооружений и сооружений на водопроводах;
проведение лабораторного производственного контроля владельцами
ведомственных и коммунальных водопроводов в полном объеме в соответствии с
требованиями действующего законодательства.
принятие мер по обеспечению круглосуточной подачи доброкачественной
питьевой воды населению и улучшению качества питьевой воды.
3.2.1.3. Гигиенические проблемы состояния водных объектов в местах
водопользования населения
Река Кубань является открытым водоемом 2-й категории.
В 2018г
-
2020г в г. Краснодаре пробы воды были отобраны испытательным
лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в 12
постоянных створах, запланированных Управлением Роспотребнадзора по Кранодарскому
краю, в том числе в 3-х постоянных створах на реке Кубань (3 км ниже Кубанского моря,
500м ниже сброса Суворовского коллектора и
100м ниже сброса ОСК-2), а также, в местах
организованного купания
(пляж
«Старая Кубань» и пляж
«Солнечный остров»).
Систематический ежедекадный лабораторный контроль за качеством воды производился с 15
мая и до окончания купального сезона. (Табл. № 24)
Таблица № 24
Данные о качестве воды в местах водопользования населения на территории
г. Краснодара в 2018-2020г.г.
Динамика
Показатели
2018г.
2019г.
2020г.
Число исследованных проб по санитарно-
химическим показателям/ не отвечает требованиям
147/9
132/33
113/17
% не отвечает гигиеническим нормативам
6,1
25,0
15,0
(краевые показатели)
12,2
13,1
15,9
Число проб на определение пестицидов/ не
28/0
0
0
отвечающих требованиям
Число исследованных
проб по микробиологическим показателям/из них
149/130
124/116
113/89
не соответствует гигиеническим нормативам
% не отвечает гигиеническим нормативам
87,2
93,5
78,76
(краевые показатели)
11,3
16,0
16,4
Число исследованных проб по
134/2
124/7
113/1
паразитологическим показателям\ не
отвечает требованиям
% не отвечает гигиеническим нормативам
1,5
5,6
0,89
Число исследованных проб на радиоактивные
1/0
3/0
2/0
вещества \ не отвечает требованиям
62
В течение 2020г. в черте г. Краснодара в местах отдыха и купания населения из
постоянных створов открытых водоемов на санитарно-химические показатели было
отобрано 113 проб, из которых 17 проб (15,0%) не отвечает гигиеническим нормативам по
содержанию железа, нитратов, нитритов, водородному показателю (рН), а так же по
показателям: химическое потребление кислорода
(ХПК) и биохимическое потребление
кислорода (БПК5).
В 2020г. улучшилось качество воды по санитарно-химическим показателям в
сравнении с 2019г. и составило 15,0% (в 2018г показатель составлял 6,1%). Нестандартные
пробы отмечались в местах выпуска с ОСК-1, 3км от Кубанского моря (1створ), 500м ниже
сброса Суворовского коллектора, 100м ниже сброса ОСК-2, пляж «Старая Кубань» и пляж
«Солнечный остров».
В 2020г. так же как и в 2019г. пробы на пестициды не отбирались. Из 28 проб,
исследованных в 2018г. на определение пестицидов, превышений ПДК не обнаружено.
На микробиологические показатели в 2020г. отобрано 113 проб, из которых 89 проб
(78,76%), не отвечает гигиеническим нормативам по следующим показателям: общие
колиформные бактерии (ОКБ) и термотолерантнтные колиформные бактерии (ТКБ).
Качество воды по микробиологическим показателям в 2020г. улучшилось в сравнении
с 2019г. и составило 78,76% (в 2018г показатель составлял 87,2%). Нестандартные пробы
отмечались в местах выпуска с ОСК-1, 3км от Кубанского моря (1створ), 500м ниже сброса
Суворовского коллектора,
100м ниже сброса ОСК-2, пляж
«Старая Кубань» и пляж
«Солнечный остров».
В зонах рекреации г. Краснодара были обнаружены колифаги: в 2018г. в 1 пробе
(0,76%) в 2019г. 5-ти пробах (4,3%). В 2020г. % нестандартных проб увеличился в сравнении
с предыдущими годами и составил 4,49 (4 пробы). В 2020г. нестандартные пробы по
колифагам были зарегистрированы в мониторинговых точках в месте размещения пляжей
«Старая Кубань» и «Солнечный остров».
В
2020г. в
2 пробах из
89 проб
(2,24%) были обнаружены патогенные
микроорганизмы (пляж «Солнечный остров» и пляж «Старая Кубань»).
В 2019г. в
15 пробах из
116 проб
(12,9%) были обнаружены патогенные
микроорганизмы (пляж «Солнечный остров», зона купания №4). В 2018г. патогенные
микроорганизмы местах купания населения обнаружены не были.
В 2020г. улучшилось качество воды по паразитологическим показателям в сравнении
с 2019г. составило 0,88% (в 2018г. показатель составлял 1,5%).
В местах сброса сточных вод в черте города Краснодара в 2020г. в было отобрано 24
пробы в которых цист простейших и яиц гельминтов не обнаружено. В 2019г. в 1 пробе из 32
проб
(3,1%) обнаружены цисты простейших и яиц гельминтов. В
2018г. данные
исследования не проводились.
В 2020г. было отобрано 2 пробы на радиоактивные вещества, в 2019 - 2018г. отобраны по
1 пробе, все пробы отвечают гигиеническим нормативам.
Водные объекты, используемые в рекреационных целях, в том числе водные объекты,
расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные
объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических
факторов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если
водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с
их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению
использования указанных водных объектов.
В рамках исполнения требований ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-
ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управлением
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю регулярно направлялись сведения о результатах
социально-гигиенического мониторинга качества воды р.Кубань в администрацию
63
муниципального образования г.Краснодар для принятия мер в соответствии со ст.
41
Водного Кодекса РФ.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар были
приняты следующие меры:
1. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от
07.08.2019
№ 3434 «Об организации и осуществлении мероприятий по обеспечению
безопасности людей на водных объектах, расположенных на территории муниципального
образования город Краснодар» определен перечень водных объектов, расположенных на
территории муниципального образования город Краснодар, опасных и запрещенных для
купания людей.
2. Проведено заседание комиссии администрации муниципального образования город
Краснодар по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности по вопросу: «О мерах по предупреждению гибели людей на водных
объектах в летний период 2020 года на территории муниципального образования город
Краснодар».
3. На всех водоемах, опасных и запрещенных для купания, и вдоль береговой линии
реки Кубань установлено 212 специальных информационных знаков «Купание запрещено».
4. В период летнего сезона организовано и проводится межведомственными группами
патрулирование мест массового отдыха на водных объектах с участием сотрудников
администрации города, сотрудников полиции, казаков и инспекторов Краснодарского
отделения ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю по выполнению профилактической
и разъяснительной работы среди отдыхающих.
5. Через средства массовой информации с
1 апреля
2020 года было обеспечено
доведение до населения правил безопасного поведения на воде и информации о запрете
купания в опасных и запрещенных местах. В СМИ было размещено 50 телевизионных, 4
печатных и
28 материалов на официальном интернет портале администрации
муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара, на других
интернет-ресурсах - 36.
Кроме того, для улучшения ситуации в области экологического состояния внутренних
водоемов города Краснодара, в рамках работы межведомственной
комиссии по
предотвращению загрязнения реки Кубань неочищенными
сточными водами
(постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 29.05.2009
№ 1796), в каждом внутригородском округе были сформированы постоянно действующие
рабочие группы, состоящие из сотрудников отраслевых, функциональных и
территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар. В
ходе рейдовых мероприятий по обследованию сетей ливневой канализации, осуществлялось
выявление и предотвращение фактов незаконного сброса неочищенных сточных вод в
систему ливневой канализации. Виновные лица были привлечены к административной
ответственности, а источники загрязнения ликвидированы.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что использование
водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и
условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Однако
заявлений о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного
объекта в целях рекреации в черте г.Краснодара в
2018-2020 г. в Управление
Роспотребнадзора не поступало.
Для решения вопроса охраны поверхностных вод и улучшения ситуации в городе
администрации МО г. Краснодар необходимо:
- модернизация и техническое совершенствование систем водоотведения.
- проведение инвентаризации и обследования сетей ливнеотведения города, ликвидация
незаконных врезок в систему ливневой канализации.
64
- принятие мер по решению вопроса проектирования и строительства на выпусках
ливневых сточных вод очистных сооружений для доведения сточных вод в соответствии
требованиям гигиенических нормативов.
- проведение мероприятий по сокращению сброса загрязняющих веществ, связанных с
совершенствованием технологий производства в части снижения объема сбросных вод и
улучшения качества очистки.
- недопущение образования и своевременная ликвидация скопления бытового и
промышленного мусора по берегам реки Кубань.
- изыскание средства на обследование подводящего коллектора к искусственному
водоему, расположенному между ул. Старокубанской, Селезнева, Ставропольской, и
ревизию подключений к данному коллектору. Принятие мер по ликвидации
несанкционированных подключений к коллектору и как следствие сбросов сточных вод в
данный водоем.
- направление информации в органы, уполномоченные на осуществление
экологического контроля, о субъектах, сбрасывающих сточные воды в данный водоем, с
целью определения наличия у них утвержденных нормативов допустимого сброса
загрязняющих веществ в водоемы. Наладить контроль качества воды данного водоема.
Предпринять меры по строительству очистных сооружений на выпуске из данного водоема.
- рассмотрение вопроса о разработке муниципального нормативного документа, в
соответствии с которым здания, вводимые в эксплуатацию должны быть подключены к
централизованным сетям канализации на момент ввода.
- организация постоянных постов наблюдения в местах массового отдыха населения
на берегу реки с целью пресечения возможного купания.
3.2.1.4. Гигиена почвы
Лабораторный контроль за состоянием почвы на территории г. Краснодара
проводился в соответствии с планами государственного санитарного надзора
(зоны
санитарной охраны подземных источников водоснабжения, в районах площадок по сбору
ТБО на дворовых территориях, и др.), при отводах земельных участков для строительства
объектов различного назначения и т. д., деятельность которых может привести к
загрязнению почвы, а также в рамках осуществления социально-гигиенического
мониторинга
(рекреационные зоны, жилая застройка в районах автомагистралей,
расположения ГСК, на территории детских дошкольных и образовательных учреждений и
др.).
Анализ объема лабораторных исследований почвы на санитарно-химические
показатели за 2018-2020годы показал, что число лабораторных исследований в 2020г. (220
проб) уменьшилось в сравнении с 2018г. (Табл. № 25)
Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим
показателям в 2018г.-0,8%, в 2019г.-0,7%, в 2020г-0,54%. (Табл. № 26)
По микробиологическим показателям доля проб, не отвечающих гигиеническим
нормативам, составила: в 2018г.-4,0%, в 2019г.-10,7%, в 2020г.-1,09%.
В 2020г. отобрано 411 проб на паразитологические показатели, из которых 11 проб,
не отвечающие гигиеническим нормативам, что составляет 2,67%, в 2019г. отобрано 481
проба
на паразитологические показатели, из которых
20 проб, не отвечающие
гигиеническим нормативам, что составляет 4,1%, в 2018г. отобрано 722 пробы
на
паразитологические показатели, из которых
15 проб, не отвечающие гигиеническим
нормативам, что составляет 2,0%.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..