ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ - часть 9

 

 

1700
1650
1600
Смертность
1550
1500
Линейный
1450
(Смертность)
1400
1350
1300
100
80
60
40
20
0
y = 2,1344x + 1402,5
Смертность, обусловленная алкоголем, на
R2 = 0,3716
100 тыс.
Рис. №107 Смертность от всех причин и смертность, обусловленная алкоголем, в Абинском
районе в 2008-2020 гг.
В Абинском районе в результате повышения уровня жизни смертность в 2008-2020 гг.
снизилась на 78 на 100 тыс. населения. Проблемой Абинского района остаются низкие расходы
на здравоохранение, в 2020 г. по прогнозу 4699 рублей.
Примеры можно продолжить - достоверное снижение смертности при росте зарплаты,
несмотря на COVID-19, отмечается на следующих территориях: г.Горячий Ключ, г.Сочи,
Апшеронский, Динской, Отрадненский, Северский, Староминский, Темрюкский районы. Это
успешные районы. Здесь можно прогнозировать снижение смертности при росте
благосостояния. В этих районах проживает 1,2 млн. человек, 21% населения края.
Самое большое снижение смертности наблюдается в Отрадненском районе 208 на 100
тыс., Северском районе 184 на 100 тыс., Апшеронском районе 162 на 100 тыс.
Отсутствие достоверного, стабильного снижения смертности при повышении уровня
жизни наблюдается во всех остальных районах. Это результат COVID-19. На следующих
территориях: г.Армавир, г.Геленджик, г.Краснодар, Белоглинский, Белореченский,
Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской,
Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский,
Лабинский, Ленинградский, Новокубанский, Новопокровский, Павловский, Славянский,
Староминский, Тбилисский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский, Успенский, Усть-
Лабинский, Щербиновский районах смертность с 2008 по 2020 годы увеличилась. Здесь
проживает 3,7 млн. человек, 66% населения края. Здесь нужны меры снижения смертности от
COVID-19 и других причин.
В этих районах помимо антиковидных мер, повышения уровня жизни необходимо
значительное увеличение расходов на здравоохранение
(рис.
№ 108) и проведение
антиалкогольн
Смертность и расходы на здравоохранение в Краснодарском крае в
мом приведена
2016 году
на рис. № 109.
18,0
17,0
16,0
15,0
14,0
Смертность
13,0
Линейный (Смертность)
12,0
11,0
10,0
y = -0,0003x + 15,653
9,0
R2 = 0,0939
8,0
4 000
5 000
6 000
7 000
8 000
9 000
10 000
11 000
Расходы на здравоохранение руб.
Рис. №108 Смертность и расходы на здравоохранение в Краснодарском крае в 2016 г.
203
2500
2000
1500
Смертность
Линейный
1000
(Смертность)
y = 11,916x + 1448,2
R2 = 0,107
500
0
0
5
10
15
20
25
Заболеваемость алкоголизмом на
100 тыс.
Рис. №109 Смертность и заболеваемость алкоголизмом в Краснодарском крае в 2020 г.
Увеличение расходов на здравоохранение на 3,2 тыс. рублей позволяет предотвратить
смерть одного человека из тысячи. До 9% смертности связаны с расходами на здравоохранение.
В районах с высокими расходами на здравоохранение достоверно ниже смертность от всех
причин, в том числе от болезней системы кровообращения, травм и отравлений, в том числе от
транспортных несчастных случаев, смертность в трудоспособном возрасте, болезненность
туберкулезом. Это говорит о необходимости повышения расходов на здравоохранение в
муниципальных образованиях как минимум до 8 тыс. рублей, а в районах с повышенной
смертностью до 12-14 тыс. рублей.
Предотвращение одного нового заболевания хроническим алкоголизмом на 1 человека
позволяет предотвратить 12 случаев смерти.
Поперечное исследование по данным
2020 года показывает, что высокая зарплата
приводит к снижению смертности, повышению рождаемости, уменьшению естественной убыли
населения в крае (рис. № 110-112).
20
19
18
17
16
Смертность
15
Линейный
14
(Смертность)
13
12
y = -0,0001x + 20,374
11
R2 = 0,1791
10
25000 30000 35000 40000 45000 50000 55000
Зарплата, рублей
Рис. №110 Смертность и зарплата в Краснодарском крае в 2020 г.
204
15
14
13
12
Рождаемость
11
Линейный
10
(Рождаемость)
9
8
y = 0,0002x + 2,9872
7
R2 = 0,3783
25000 30000 35000 40000 45000 50000 55000
Зарплата, рублей
Рис. №111 Рождаемость и зарплата в Краснодарском крае в 2020 г.
2
0
25000 30000 35000 40000 45000 50000 55000
-2
Естественный
прирост
-4
Линейный
-6
(Естественный
прирост)
-8
-10
y = 0,0003x - 17,387
R2 = 0,3949
-12
Зарплата, рублей
Рис. №112 Естественный прирост (убыль) населения и зарплата в Краснодарском крае в 2020 г.
Повышение зарплаты на 10 тыс. рублей дает снижение смертности на 0,1 человека на
1000. До 18% смертности связаны с уровнем зарплаты.
Повышение зарплаты на 10 тыс. рублей дает повышение рождаемости на 0,2 человека на
1000. До 38% рождаемости связаны с уровнем зарплаты.
Повышение зарплаты на 10 тыс. рублей дает увеличение естественного прироста на 0,3
человек на 1000. До 39% естественного прироста связаны с уровнем зарплаты. Для увеличения
естественного прироста на 1 на тысячу требуется увеличение зарплаты на 3,3 тыс. рублей. В
Белоглинском и Новопокровском районах естественный прирост -11,6 и -9,8 на тысячу, для
достижения нулевого естественного прироста зарплата должна увеличиться в этих районах на
11,6х3,3=38,3 и 9,8х3,3=32,3 тыс. рублей.
Основная причина депопуляции это низкий уровень жизни (рис. № 113). Повышение
уровня жизни снижает депопуляцию. Докризисного уровня естественного прироста населения в
205
2017 году достиг только город Краснодар +5,2 на 1000 населения, но и в Краснодаре идет
снижение естественного прироста в 2018 4,4 на 1000, в 2019 3,9 на 1000, в 2020 1,9 на 1000. В
2020 году естественный прирост был еще в г. Сочи 0,3 на 1000. На остальной территорий края
естественная убыль населения.
25,0
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
-5,0
-10,0
-15,0
г.Краснодар зарплата 52,6 тыс. руб.
Белоглинский зарплата 32,9 тыс. руб.
Новопокровский зарплата 29,4 тыс. руб.
Рис. №113 Рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения и зарплата в г.
Краснодаре, Белоглинском и Новопокровском районах в 2020 г.
Прогноз снижения смертности в крае относительно благоприятный, все будет зависеть от
преодоления кризиса, вызванного COVID-19 (рис. № 114).
2000
1900
1800
1700
1600
1500
Минимальная
1400
Средняя
1300
Максимальная
1200
Линейный (Минимальная)
1100
1000
Линейный (Средняя)
900
Линейный (Максимальная)
Рис. №114 Прогноз смертности в Краснодарском крае по уровню смертности в 2008-2020 гг.
Если сохранится динамика последних тринадцати лет и будет преодолена смертность от
COVID-19, средняя смертность по краю будет в
2022 году порядка
1250 на
100 тыс.,
минимальная около 1000 на 100 тыс., максимальная порядка 1700 на 100 тыс. Наибольшего
снижения требует максимальная смертность, имеется тенденция к росту.
Связь смертности с показателем отношения зарплаты к прожиточному минимуму в
районах края в 2020 году показана на рис. № 115.
206
20
19
18
17
16
Смертность
15
Линейный
14
(Смертность)
13
12
y = -1,5697x + 20,374
11
R2 = 0,1791
10
2,00
3,00
4,00
5,00
Отношение зарплаты к прожиточному
минимуму в разах
Рис. №115 Смертность и отношение зарплаты к прожиточному минимуму в районах Краснодарского края
в 2020 году
Для достижения целевого показателя смертности 10,5 на 1 тыс. зарплата должна более чем
в 6,3 раз превышать прожиточный минимум (в 2020 году превышение в 3,8 раз). При зарплате
на уровне прожиточного минимума смертность 18,8 на 1 тыс. населения.
Для достижения продолжительности жизни 75 лет необходимо снижение показателя
уровня смертности от всех причин до 1150 на 100 тыс., в том числе от болезней системы
кровообращения до
447 на
100 тыс., травм и отравлений до
65 на
100 тыс., причин,
обусловленных алкоголем, до 2,8 на 100 тыс. населения.
Денежные доходы должны быть более 41 тыс. руб., зарплаты более 46 тыс. руб., пенсии
более 16 тыс. руб., прожиточный минимум более 13 тыс. руб., реальные доходы, зарплаты,
пенсии должны вырасти более чем на 20-30%, расходы на здравоохранение во всех районах
должны быть более 8 тыс. руб., а по краю более 17,9 тыс. рублей на человека, что составляет
более 100 млрд. руб. по краю.
Для дальнейшего снижения смертности необходимо дальнейшее повышение уровня и
качества жизни, особенно зарплаты и расходов на здравоохранение в МО, проведение
антиалкогольных мероприятий, выравнивание районов по уровню социально-экономического
развития.
Реальные доходы населения и демография в Краснодарском крае
Улучшение и ухудшение демографических показателей тесно связано с ростом реальных
доходов населения (рис. № 116).
207
210
200
190
180
170
160
150
140
130
120
110
100
90
80
Реальные располагаемые денежные доходы населения
Рождаемость
Смертность
Рис. № 116 Реальные доходы населения, рождаемость и смертность в Краснодарском крае в 2006-
2020 гг.
В последние годы наблюдается снижение реальных доходов и прекращение улучшения
демографических показателей. Для роста рождаемости необходим не только рост реальных
доходов, но и эффективные меры стимулирования многодетности и поддержки семьи.
И для увеличения продолжительности жизни также необходим рост реальных доходов,
зарплат и пенсий (рис. 117-119).
77
76
75
74
73
ОПЖ
72
Линейный (ОПЖ)
71
70
69
y = 0,0922x + 63,417
R2 = 0,8364
68
67
40
50
60
70
80
90
100 110 120 130 140 150
Реальные доходы в % к 2018 г.
Рис. № 117 Ожидаемая продолжительность жизни и реальные доходы населения в Краснодарском
крае в 2005-2019 гг., прогноз
208
79
78
77
76
75
74
ОПЖ
73
Линейный (ОПЖ)
72
71
70
y = 0,1296x + 60,058
69
R2 = 0,7979
68
67
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
Реальные зарплаты в % к 2018 г.
Рис. № 118 Ожидаемая продолжительность жизни и реальная зарплата в Краснодарском крае в
2005-2019 гг., прогноз
78
77
76
75
74
73
ОПЖ
72
Линейный (ОПЖ)
71
70
y = 0,098x + 63,309
69
R2 = 0,9098
68
67
40
50
60
70
80
90
100 110 120 130 140 150
Реальные пенсии в % к 2018 г.
Рис. № 119 Ожидаемая продолжительность жизни и реальные пенсии в Краснодарском крае в
2005-2019 гг., прогноз
Для ОПЖ 75 лет необходим рост реальных доходов более чем на 25%, зарплат на 15%, и
пенсий на 20%. Для увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 2 необходим рост
реальных доходов более чем на 33%. Для увеличения реальных доходов на 30% требуется рост
номинальных доходов до 67,4 тыс. руб., номинальные зарплаты должны составлять 75,4 тыс.
руб., пенсии 26,1 тыс. руб., прожиточный минимум 20,4 тыс. руб., расходы на здравоохранение
27,7 тыс. руб. Без роста реальных доходов населения улучшения демографической ситуации не
будет.
209
3.2.8. Достигнутые результаты улучшения эпидемиологической обстановки в
Краснодарском крае и проблемные вопросы по профилактике инфекционных
заболеваний
В обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия одним из актуальных
направлений также остается профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний.
В 2021 году по Краснодарскому краю зарегистрировано всего
430559 случаев
инфекционных и паразитарных заболеваний, инт. пок. 7586,3 на 100 тыс. населения, что на 79%
выше уровня заболеваемости 2020 года (239397 случаев, инт. пок. 4238,4).
В 2021 году по сравнению с 2020 годом не регистрировалась заболеваемость по 54
формам инфекционных и паразитарных болезней, отмечено снижение заболеваемости по 24
формам инфекционных и паразитарных болезней. Данная ситуация обусловлена введением
комплекса ограничительных мероприятий, связанных с пандемией новой коронавирусной
инфекции
(COVID-19), снижением интенсивности формирования очагов инфекционных
болезней.
Наиболее существенное снижение отмечено по следующим инфекционным нозологиям:
сальмонеллезом на 26%, дизентерией в 3,7 раза, вирусным гепатитом А в 2,4 раза, вирусным
гепатитом В в 6,5 раз, вирусным гепатитом С на 84%, хроническими вирусными гепатитами на
6%, коклюшем в 21 раз, стрептококковой инфекцией в 3 раза, менингококковой инфекцией на
26%, ГЛПС в 7 раз, педикулезом на 21%, гриппом в 15,9 раз, микроспорией на 32%.
Основные «проблемные» вопросы деятельности Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю по вопросам профилактики инфекционных заболеваний:
- значительное усиление контроля за планированием, организацией и проведением
иммунопрофилактики населения в рамках национального календаря профилактических
прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за
достижением и поддержанием достоверно высоких уровней охвата профилактическими
прививками детей и взрослых в декретированных возрастах (не менее 95 %) с расширением
информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики, противодействие
антипрививочным кампаниям,
- реализация мероприятий по поддержанию статуса субъекта Российской Федерации,
свободного от полиомиелита, в том числе мероприятий в рамках программы
«Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции»;
- организация дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий в
целях стабилизации заболеваемости корью, достижения статуса субъекта Российской
Федерации, свободного от эндемичной кори и краснухи, в рамках реализации программы
«Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации (2021-2025 гг.)»;
- реализация мероприятий, направленных на борьбу с гриппом, в том числе достижение не
менее
60% уровня охвата профилактическими прививками против гриппа населения
Краснодарского края и не менее 95% охвата прививками против гриппа групп риска;
- совершенствование мер по медицинскому освидетельствованию иностранных граждан,
прибывающих в Российскую Федерацию, а также контроль за своевременным и правильным
оформлением материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания)
иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
- повышение оперативности и полноты получения и передачи информации в случае осложнения
эпидситуации, регистрации групповых очагов инфекционных болезней, своевременное
проведение эпидрасследований с организацией адекватных противоэпидемических
мероприятий и контролем их исполнения;
- расширение межведомственного взаимодействия государственных контрольных органов
в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в случае
210
подозрения или выявления больных с признаками острых инфекционных болезней, ввоза
потенциально опасной продукции на территорию страны.
3.3. Выполнение мер по реализации международных актов и нормативных правовых
актов Российской Федерации, принятых в целях обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения в Краснодарском крае
Одним из основных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю является надзор за соблюдением обязательных требований,
установленных техническими регламентами Таможенного союза, который осуществляется при
проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю в отношении хозяйствующих
субъектов.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю при проведении плановых и
внеплановых мероприятий по контролю в отношении хозяйствующих субъектов, занятых
производством и оборотом пищевых продуктов, осуществляется государственный контроль за
соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза.
Управлением обеспечивается контроль за реализацией 13 технических регламентов,
регламентирующих требования к производству и обороту пищевых продуктов.
За истекший период
2021 года Управлением и его территориальными отделами
проведено
1379 мероприятий по контролю за исполнением требований технических
регламентов Таможенного союза, регламентирующих производство и оборот пищевой
продукции.
В
2021 году рядом территориальных отделов не проводились проверки в рамках
контроля за исполнением требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС
027/2012
«О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе
диетического лечебного и диетического профилактического питания»:
территориальным отделом в г. Туапсе;
территориальным отделом в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском,
Каневском районах;
территориальным отделом в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах.
Кроме того, рядом территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю не осуществлялся контроль за соблюдением требований технического
регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»: территориальным
отделом в г. Туапсе, территориальным отделом в Темрюке, территориальным отделом в в
Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах.
Крайне низкий процент контрольно-надзорных мероприятий с выявленными
нарушениями у следующих территориальных отделов:
в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах;
в Белореченском, Апшеронском районах, городе Горячий Ключ;
в г. Новороссийск;
в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах.
За нарушения требований технических регламентов Таможенного союза предусмотрена
административная ответственность по 17 составам КоАП РФ, за текущий период 2020 года
Управлением Роспотребнадзора и его территориальными отделами использовано
14
административных составов.
Из 17 возможных составов Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения требований технических
регламентов, крайне низкое количество составов использовано:
территориальным отделом в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах - 5
составов;
территориальным отделом в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском
районах- 4 состава;
211
территориальным отделом в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском,
Каневском районах — 6 составов.
Из общего числа составленных протоколов в 2021 году 75% приходится на ч.1 ст.14.43
КоАП РФ, процент составления ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ — 14,1%, удельный вес ст. 14.45 КоАП
РФ составил
5,2%, оставшиеся
5,7% приходятся на следующие статьи кодекса об
административных правонарушениях: ч. 1 ст. 14.46- 2,1%, ч. 15 ст. 19.5- 1,4%, ст. 19.33 - 0,3%,
ч. 1 ст. 14.44 - 1,7%, ч. 3 ст. 14.43- 0,2%.
212
Заключение. Общие выводы, предложения по оптимизации
деятельности федеральных органов исполнительной власти, главы
администрации Краснодарского края, глав муниципальных образований по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Краснодарского края на 2022 год необходимо совершенствование законодательной базы в
указанной области. При разработке и реализации региональных программ в области
санэпидблагополучия исходить из реализации и включения в них приоритетных мероприятий в
зависимости от конкретной санэпидобстановки и результатов социально-гигиенического
мониторинга, решения вопросов их финансирования. Обеспечение широкого взаимодействия с
органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными организациями
по реализации законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения, со
средствами массовой информации по вопросам здорового образа жизни, профилактики
заболеваний и освещения санэпидобстановки.
Рекомендации
Считаем необходимым выполнение комплекса мероприятий направленных на снижение
негативного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения и сохранение
стабилиьной санитарно-эпидемиологической ситуации в крае.
В области охраны атмосферного воздуха:
Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха на территории Краснодарского
края необходимо выполнение следующих мероприятий, обеспечивающих нормальные условия
жизнедеятельности населения:
снижение загрязнения атмосферного воздуха в городах Краснодар, Новороссийск, Туапсе
и других крупных городах. Развитие общественного электротранспорта. Снижение выбросов от
автотранспорта: внедрение каталитических нейтрализаторов, сажеуловителей, внедрение в
городах стандарта топлива «Евро». Контроль и регулирование загрязнения, снижение пиков
загрязнения атмосферного воздуха;
исключение поступления низкокачественных мазутов, а также снижение использования
мазута и твердого вида топлива в ТЭЦ и котельных;
обеспечение регулярной влажной уборки улично-дорожной сети города;
усиление контроля за реализуемым на территории края качеством автомобильного
топлива, в том числе этилированного бензина, а также техническим состоянием иногороднего
транспорта, использующего бензин с присадками свинца;
усиление контроля, обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и
строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств в целях
сокращения объема выбрасываемых ими вредных веществ;
организацию санитарно-защитных зон от предприятий всех форм собственности;
вывод транспортных организаций за пределы селитебных зон населенных пунктов, не
допускать размещения гаражей, автостоянок с отступлениями от санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов;
органам местного самоуправления отводить участки для строительства многоярусных
паркингов и гаражей с учетом требований норм санитарного законодательства;
разработку единых проектов СЗЗ для групп промышленных предприятий, отселение
жителей;
проведение производственного контроля на предприятиях всех форм собственности в
соответствии с СП 1.1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий».
213
устройство лесозащитных полос вдоль автомагистралей, особенно в свете расширения
трассы федерального значения М-4 «Дон» и ожидаемого увеличения потока автотранспорта;
активное внедрение средств механизации для орошения дорожного полотна и
прилегающей территории в теплое время года, особенно с учетом увеличения потока
автотранспорта на побережье Черного и Азовского морей;
организацию дорожного движения вне территории жилой застройки, строительство
альтернативных автодорог;
устройство паркингов для большегрузных машин или перегрузочных площадок с целью
ограничения движения большегрузных автомобилей на территории жилой застройки;
ограничение движения по автодорогам некоторых видов транспорта в определенные часы;
улучшение качества топлива
(Евро-4,5) на топливозаправочных комплексах на
территории районов.
В области водоснабжения населения:
В целях улучшения качества водоснабжения, необходимо решать следующие задачи:
- улучшение санитарно-технического состояния существующих водозаборных сооружений,
водопроводных сетей; проведение реконструкции водозаборов, не имеющих полного комплекса
очистных сооружений (ст. Отрадная, водозаборы сельских поселений Успенского, Ейского,
Приморско-Ахтарского, Каневского, Брюховецкого и др. районов);
- строительство групповых водопроводов для поселений, не имеющих надёжных источников
водоснабжения, с подключением к водозаборам подземных вод и водозаборам из
поверхностных источников, имеющих полный комплекс очистных сооружений;
- выполнение требований по организации зон санитарной охраны
(ЗСО) источников
водоснабжения и водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения в части обеспечения
требований по размерам ЗСО 1-го пояса, ограждения ЗСО 1-го пояса, организации охраны
водозаборных сооружений и сооружений на водопроводах;
- улучшения системы очистки, обеззараживания, дезинвазии сточных вод на ОСК;
- решение вопросов канализования жилой застройки, размещаемой на территории ЗСО 2-го
пояса;
- соблюдение мероприятий ограничительного характера, направленных на предотвращение
микробного и химического загрязнения питьевой воды в ЗСО
2-го и
3-го поясов
водоисточников;
- проведение лабораторного производственного контроля владельцами ведомственных и
коммунальных водопроводов в полном объеме в соответствии с требованиями действующего
законодательства;
- выполнение хозяйствующими субъектами северных районов Краснодарского края, в которых
имеет место несоответствие подземных вод требованиям гигиенических нормативов по
природным качествам, мероприятий по водоподготовке и кондиционирования воды,
достаточных для обеспечения населения данных районов доброкачественной питьевой водой;
- принятие мер органами местного самоуправления по строительству новых (альтернативных)
источников водоснабжения для обеспечения круглосуточной подачи доброкачественной
питьевой воды населению, в первую очередь в приморских поселениях края (г.Геленджик,
г.-к.Анапа, г.Туапсе, Темрюкский район), где в период летних пиковых нагрузок на систему
водопотребления возникает острый дефицит питьевой воды.
- Территориальным отделам управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
продолжить практику подачи исковых заявлений с контролем выполнения решений судов по
устранению нарушений в части питьевого водоснабжения.
В области охраны водоемов, используемых в рекреационных целях:
Органам исполнительной власти муниципальных образований, руководителям ЖКХ,
водоканалов, предприятий
214
разработать мероприятия по совершенствованию очистки сточных вод, в том числе,
решению вопросов обеззараживания стоков и дехлорирования сточных вод
(при
обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы;
ужесточить требования к сбросу неочищенных бытовых и производственных сточных
вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения и зонами рекреационного
водопользования;
обеспечить хозяйствующими субъектами выполнение в полном объеме
производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов.
С целью снижения загрязнения Черного и Азовского морей необходимо:
принятие на федеральном, региональном уровнях законодательных актов об
устойчивом, безопасном развитии Краснодарского края, предусматривающего такую модель
общественного прогресса и движения вперед, при которой удовлетворение жизненных
потребностей нынешнего поколения людей достигается
не за счет лишения такой
возможности следующих поколений, не за счет деградации биосферы, а за счет кардинального
изменения характера хозяйственной деятельности и природопользования;
внедрение в практику методики долгосрочного прогнозирования экзогенных
геологических процессов всероссийского НИИ гидрогеологии и инженерной геологии;
разработка образовательных программ по экологии для детских, подростковых
образовательных учреждений с целью формирования экологической культуры и разумного
подхода к живой природе у подрастающего поколения;
утверждение на федеральном уровне полноценных образовательных программ по
экологии для формирования экологической культуры и разумного подхода к живой природе;
восстановление сети
прибрежных водомерных и метеорологических постов в
Краснодарском крае;
проведение инвентаризации водопроводных, канализационных сетей и сооружений
приморских поселений и городов Краснодарского края;
внедрение систем оборотного и повторного водоснабжения на производствах на стадии
проектирования;
упорядочение ввоза, хранения и продажи высокотоксичных химических средств защиты
растений на территории края;
перепрофилирование на экологически чистое производство или полное закрытие
предприятий-загрязнителей в рекреационных зонах края;
постепенное удаление из санитарных зон животноводческих ферм и других объектов
хозяйственного назначения, способствующих загрязнению почв, илов, воды тяжелыми
металлами, нитратами и другими отходами их производства;
строительство на предприятиях приморского региона новых сооружений очистки, а
также усовершенствование существующих установок локальной очистки и доведения качества
сточных вод, сбрасываемых в городские и поселковые системы канализации, до установленных
норм;
полное исключение сброса неочищенных сточных вод, содержащих токсичные
вещества, непосредственно в моря или в системы городской, поселковой ливневой
канализации;
строительство сооружений по доочистке сточных вод на городских, поселковых
очистных сооружениях;
строительство и реконструкция морских глубоководных выпусков сточных вод должно
соответствовать требованиям СанПиН
2.1.5.5282-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования
населения», в зависимости от мощности очистных сооружений;
строительство в приморских поселках и городах систем канализации, обеспечивающих
подачу всех загрязненных сточных вод на очистные сооружения;
215
вынос объектов, оказывающих негативное воздействие на водные ресурсы из
водоохранных зон;
рекультивация всех свалок, находящихся в водоохранных зонах рек и связанных с ними
морей, ликвидация всех несанкционированных свалок;
строительство мусороперерабатывающих заводов.
В области охраны почвы:
строительство современных полигонов и мусоросортировочных комплексов;
организация селективного сбора отходов и объектов по предварительной обработке
отходов в целях извлечения вторичного сырья и уменьшения объемов захоронения;
рекультивация мест размещения отходов (свалок), эксплуатация которых не отвечает
экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
рациональное использование строительных отходов;
утилизация медицинских отходов;
применение методов вторичной переработки отходов;
внедрение обязательного исследования грунта и песка при осуществлении подсыпки
грунта на детские и спортивные площадки на территории детских учреждений, школ,
придомовых территорий.
По разделу социально-гигиенического мониторинга:
установить социально-гигиенический мониторинг за сырьем и полуфабрикатами
поступающие в предприятия школьного питания;
не проводить социально-гигиенический мониторинг в местах сброса сточных вод, а так
же в местах рекреации не находящиеся на контроле в органах Роспотребнадзора;
приоритет при выборе мониторинговых точек за качеством атмосферного воздуха
осуществлять в соответствии с действующими изменениями к СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных
объектов» в новой редакции
(исследования атмосферного воздуха на подтверждение
соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки, кратность натурных
замеров
200 исследований в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам,
расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК);
приоритет при выборе мониторинговых точек за качеством питьевой воды осуществлять
в местах водозабора и накопительных емкостях.
В области обеспечения здоровых условий труда:
Главам муниципальных образований:
Содействовать организации проведения в районах, в том числе и в Краевом центре
радиационной и профессиональной патологии обязательных предварительных
(при
поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
укомплектованию муниципальных учреждений здравоохранения квалифицированными
кадрами врачей-специалистов, в том числе профпатологов.
Министерству здравоохранения Краснодарского края:
Усилить контроль за выполнением медицинскими организациями лицензионных
требований и условий при проведении предварительных и периодических медицинских
осмотров работников, экспертизы профпригодности, качеством их проведения.
Обеспечить своевременное повышение квалификации (не реже 1 раза в 5 лет) по
специальности
«профпатология» всех врачей, участвующих в проведении медицинских
осмотров.
Проводить краевые конференции и семинары для врачей профпатологов края.
216
Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных
образований края:
Обеспечить качественное проведение предварительных и периодических медицинских
осмотров работников, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России
от 12.04.2011г. №302н.
Продолжить работу по оснащению учреждений необходимым оборудованием и
аппаратурой для проведения профмедосмотров в соответствии с требованиями приказа
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года № 302н.
Обеспечить своевременную профессиональную подготовку и переподготовку врачей-
специалистов, в том числе по вопросам профпатологии, участвующих в проведении
профилактических
медицинских
осмотров
согласно
требованиям
приказа
Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н.
Направлять работников, в установленном порядке, в краевой Центр радиационной и
профессиональной патологии в случаях затруднения определения профессиональной
пригодности.
Руководителям организаций всех форм собственности:
В полном объёме и в установленные сроки организовывать проведение за счет
работодателя предварительных и периодических медицинских осмотров работающим во
вредных условиях труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от
12.04.2011г.
№302н., в том числе и в Краевом центре радиационной и профессиональной
патологии.
Прием на работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условия труда осуществлять
только после проведения предварительного медицинского осмотра работника.
Своевременно составлять и утверждать поименные списки работников, подлежащих
прохождению периодического медицинского осмотра и не позднее чем за
2 месяца до
согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра
направлять в данную медицинскую организацию.
Обратить внимание на возможность использования средств Фонда социального
страхования Российской Федерации, направляемые на финансирование предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, на проведение
обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на
работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В области обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых
продуктов:
Администрации Краснодарского края:
В целях реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской
Федерации до 2030 года, утверждённого распоряжением Правительства российской
Федерации от 19.04.2017 №738-р выступить с инициативой перед Законодательным
собранием Краснодарского края о разработке целевой программы по развитию
производства пищевых продуктов, обогащённых незаменимыми компонентами,
содержащими микро- и макронутриенты, специализированных продуктов детского
питания, продуктов функционального назначения, диетических продуктов (лечебных и
профилактических) пищевых продуктов, в том числе для питания организованных
коллективов (трудовых, образовательных и других).
Министерству сельского хозяйства Краснодарского края:
Рассмотреть вопрос о расширении выработки пищевыми промышленными
предприятиями Краснодарского края продуктов питания, обогащенных незаменимыми
компонентами, содержащими микро- и макронутриенты, специализированных
продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических
продуктов (лечебных и профилактических) пищевых продуктов.
217
Министерству здравоохранения Краснодарского края, Министерству образования
Краснодарского края, главам муниципальных образований:
- Обеспечить реализацию комплекса мероприятий на формирование здорового образа
жизни населения, в том числе здорового питания, направленных на создание ситуации
нетерпимости к употреблению населением табачных изделий, алкогольной продукции,
безтабачных никотинсодержащих продуктов.
Главам муниципальных образований:
- Для подготовки к курортному сезону
2022 г обеспечить приведение в порядок
организаций торговли, в том числе рынков, предприятий общественного питания, как
расположенных вдоль Федеральных автомобильных дорог, так и в общедоступной сети
прибрежных районов края.
В области гигиены на транспорте:
- Усиление контроля за прибывающими транспортными средствами лицами и грузами из
стран, неблагополучных по новой короновирусной инфекции COVID-19, а также всеми
опасными инфекционными заболеваниями.
- Совершенствовать систему электронного обмена информацией о пассажирах, их
лабораторных исследованиях, состоянии здоровья, а также особой принадлежности
(иностранные подданные, лица без гражданства и т.д.), прибывающих из
эпидемиологически неблагополучных стран мира с другими службами и ведомствами, а
также пунктами пропуска из всех субъектов Российской Федерации.
- Подключения новых систем и ресурсов, а также более современного оборудования, для
удобства в работе и анализе информации о прибывающих гражданах и грузах.
Продолжить проведение тренировочных учений с целью отработки навыков при
выявлении подозрительных на болезнь лиц в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации Краснодарского края и
практической готовности
лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края к приему и оказанию
помощи пострадавшим, в результате террористических актов с применением
химического оружия, биологических средств и радиоактивного веществ.
- Разработать новые системы, алгоритмы и подходы по охране государственной
границы РФ от внешних биологических угроз.
В области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и
подростковых учреждениях:
Администрации Краснодарского края:
- продолжить работу по реализации краевой и муниципальных программ по
строительству и восстановлению дошкольных и общеобразовательных организаций, в
соответствии с расчетной вместимостью для обеспечения потребности в дошкольном и общем
среднем образовании.
Министерству труда и социального развития Краснодарского края
- продолжить работу по решению вопроса сохранения сети детских загородных
стационарных оздоровительных учреждений и укрепления материально-технической базы
действующих муниципальных и краевых детских оздоровительных учреждений.
Министерству образования Краснодарского края, главам муниципальных
образований:
- продолжить работу по укреплению материально-технической базы детских и
подростковых организации (разработка и финансирование программ);
- обеспечить выполнение натуральных норм питания на
1 ребенка в день в
организованных детских коллективах;
- не допустить возникновения распространения массовых инфекционных заболеваний
218
среди детских организованных коллективов, отдыхающих на территории края.
- не допустить открытие детских организаций отдыха и оздоровления без санитарно-
эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарного законодательства.
- организация соответствующей работы по профилактике нарушений обязательных
требований с поставщиками пищевых продуктов питания и операторами питания при
предоставлении услуг по организации питания детей и подростков в организованных
коллективах.
В области обеспечения безопасности населения и надзора за источниками
физических факторов:
Администрации Краснодарского края разработать план или программу, направленные
на снижение шумовой нагрузки на население, проживающее вдоль крупных транспортных
магистралей муниципальных образований;
Главам администраций муниципальных образований и Департаментам архитектуры и
градостроительства муниципальных образований не выдавать разрешения на строительство
объектов транспорта
(автомагистралей, гаражей и автостоянок) без санитарно-
эпидемиологического заключения по проекту расчетного обоснования величины санитарных
разрывов.
В области обеспечения радиационной безопасности населения:
В ходе лицензирования и проведения мероприятий по контролю деятельности по
заготовке, хранению, переработки и реализации лома черного и цветных металлов усилить
надзор за обеспечением радиационной безопасности с целью предотвращения попадания
радиационных источников в металл и недопущения использования загрязненного
радионуклидами металлолома.
Для совершенствования работы по радиационно-гигиенической паспортизации и
объективной оценки радиационной обстановки на административных территориях
Краснодарского края необходимо продолжить работы по контролю доз облучения населения за
счет различных источников ионизирующего излучения, включая природные источники.
Обеспечить контроль радиационной обстановки в строящихся и вводимых в
эксплуатацию жилых и общественных зданиях с целью недопущения приемки в эксплуатацию
зданий, не соответствующих требованиям радиационной безопасности.
В рамках реализации постановлений Главного государственного санитарного врача и
согласно требованиям законов РФ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»,
«О радиационной безопасности населения» министерству здравоохранения
Краснодарского края продолжить работу по:
- обеспечению контроля за соблюдением на объектах требований МУ 2.6.1.2944-11 с
целью стабилизации доз пациентов и разработки мероприятий по их снижению;
- недопущению необоснованного роста доз медицинского облучения жителей
Краснодарского края при активном внедрении высокоинформативным методов диагностики с
применением генерирующих источников ионизирующего излучения
(компьютерная
томография, использование рентгенохирургических аппаратов) на основе обеспечения 100%
инструментального контроля доз облучения пациентов при рентгенодиагностике во всех
медицинских организациях и контроля обоснованности назначения рентгенодиагностических
процедур;
- повышению качества, достоверности радиационного контроля и учета
индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических
диагностических процедур во всех медицинских организациях, для обеспечения эффективного
регулирования доз медицинского облучения в условиях наметившегося их роста;
- поддержанию на должном уровне квалификации медицинского персонала, в вопросах
радиационной безопасности и обеспечения безопасности пациентов;
219
- сбору и анализу в учреждениях здравоохранения информации о дозах от основных
видов рентгенологических исследований для создания, согласно МР
2.6.1.0066-12,
референтных диагностических уровней в муниципальных образования края;
- организации сбора и анализа данных о дозах пациентов при интервенционных
методах исследования и лечения с применением рентгеновских аппаратов для создания
референтных диагностических уровней на территории края.
ƒ Обеспечить радиационный и индивидуальный дозиметрический контроль персонала
хирургических бригад, проводящих операции под рентгеновским контролем, с учетом
возможного воздействия и с целью выявления категорий персонала с повышенным облучением
хрусталиков глаз.
ƒ Для улучшения радиационной обстановки на территории Краснодарского края
наметить разработку планов мероприятий по нормализации радиационной обстановки на
территориях
радиационно-опасных
объектов
ФГНУ
«Всероссийский
научно-
исследовательский институт биологической защиты растений» и Троицкий йодный завод.
В области улучшения демографической ситуации, профилактики и борьбы с
неинфекционными болезнями:
Органам исполнительной власти Краснодарского края:
Повышение уровня и качества жизни в Краснодарском крае, особенно в малых городах и
сельской местности. Рост доходов, заработной платы, пенсий, прожиточного минимума,
инвестиций, основных фондов, создание хорошо оплачиваемых рабочих мест, снижение
безработицы, дальнейшее уменьшение доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума.
Достижение уровня средней зарплаты во всех районах более 42 тыс. рублей.
Дополнительные меры по стимулированию рождаемости, многодетности, поддержке
семьи, снижению числа абортов.
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, увеличение финансирования
системы здравоохранения, заработной платы медработников, обеспеченности врачами,
диспансеризация взрослого населения, профилактика, раннее выявление и качественное
лечение болезней кровообращения, снижение смертности от травм и отравлений, туберкулеза,
ВИЧ.
Меры по обеспечению рационального питания населения, ограничению потребления
фаст-фудов.
Разработка и осуществление программы экстренных мероприятий по профилактике
злоупотребления алкоголем и алкоголизма. Снижение употребления алкоголя, сокращение
числа мест продажи алкогольных напитков. Повышение акцизов на алкогольные напитки.
Качественное лечение алкоголизма.
Жесткие меры против курения, повышение акцизов на табачные изделия, снижение
числа курящих.
Борьба с распространением наркотиков, профилактика наркоманий.
Усиление мер по снижению смертности от транспортных несчастных случаев
самоубийств и убийств.
Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Краснодаре, Новороссийске и других
крупных городах. Улучшение качества питьевой воды централизованного водоснабжения на
неблагополучных территориях.
В области профилактики и борьбы с инфекционными болезнями:
Органам здравоохранения Краснодарского края:
- совершенствование мер по контролю соблюдения санитарно-противоэпидемического режима
в медицинских организациях в целях недопущения формирования очагов инфекций, связанных
с оказанием медицинской помощи (ИСМП);
220
- расширение системы мер по достижению уровня охвата прививками против гриппа населения,
включая работающее, не менее 60%, а групп риска - не менее 95%;
- совершенствование контроля за проведением обучения медицинского персонала по вопросам
организации, проведения и безопасности иммунопрофилактики населения;
- контроль чувствительности и качества эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП,
реализация мероприятий по профилактике ВАПП;
- разработка и реализация дополнительных профилактических и противоэпидемических
мероприятий с целью снижения заболеваемости корью, в том числе выявление непривитых,
проведение подчищающей иммунизации против кори;
- поиск и реализация новых методов системной разъяснительной работы с населением,
информирование в средствах массовой информации о преимуществах вакцинопрофилактики;
- оптимизация комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по
предупреждению завоза опасных инфекционных болезней, распространения природно-
очаговых и зоонозных инфекций;
- усиление контроля за условиями размещения детей, температурным режимом в помещениях,
немедленной изоляцией инфекционных больных, своевременной подачей экстренных
извещений и проведением противоэпидемических мероприятий в связи с высокой
эпидемиологической значимостью и актуальностью ОРВИ, внебольничных пневмоний,
ветряной оспы и других инфекций;
- определение потребности в необходимом количестве медицинских иммунобиологических
препаратов для обеспечения иммунизации населения Краснодарского края по эпидемическим
показаниям, закупаемых за счет средств краевого бюджета в рамках мероприятия
государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения».
- определение численности контингентов подлежащих иммунизации по эпидемическим
показаниям.
- обеспечение и подержание высоких уровней охвата
(свыше
98%) профилактическими
прививками детей в декретированных возрастах и взрослых, включая группы повышенного
риска инфицирования и труднодоступные группы населения, в соответствии с национальным
календарем профилактических прививок.
- принять меры по увеличению охвата населения профилактическими прививками против
бешенства и по обеспечению запаса антирабических иммунобиологических препаратов в
муниципальных образованиях.
- снижение количества медицинских отводов от прививок у детей и взрослых, сокращение
необоснованных медицинских отводов от прививок.
- обеспечение условий хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических
препаратов на всех уровнях «холодовой цепи».
- обеспеченность медицинских организаций материальными ресурсами для работы в период
подъема заболеваемостью гриппом и острыми респираторными инфекциями, в том числе новой
коронавирусной инфекцией (COVID-19), включая наличие запаса противовирусных препаратов,
дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, специальной медицинской
аппаратуры, специализированного транспорта для перевозки пациентов с гриппом и острыми
респираторными вирусными инфекциями, а также новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- подготовить медицинских работников по вопросам оказания специализированной медицинской
помощи населению при гриппе, острых респираторных вирусных инфекциях, в том числе новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), внебольничных пневмониях;
- подготовить схемы дополнительного развертывания необходимого (расчетного) количества
инфекционных коек в медицинских организациях на время эпидемического подъема
заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой
коронавирусной инфекции (COVID-19);
- предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку медицинского оборудования,
иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения специфической профилактики
гриппа среди категории граждан, не подлежащих иммунизации в рамках Национального
календаря, прочих лекарственных средств для профилактики и лечения гриппа и острых
221
респираторных заболеваний, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств в
соответствии с расчетной потребностью.
- внести коррективы в региональные планы профилактических и противоэпидемических
мероприятий по борьбе с гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, включив
комплекс мер по снижению рисков заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
- обеспечить готовность стационарных организаций социального обслуживания к работе в период
эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными
инфекциями, включая усиление противоэпидемического режима, своевременную организацию и
проведение комплекса санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в
очагах при регистрации случаев острых респираторных вирусных инфекций, гриппа,
внебольничных пневмоний.
- обеспечить проведение систематического анализа заболеваемости гриппом, острыми
респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекцией
(COVID-19), внебольничными пневмониями для своевременного введения дополнительных
противоэпидемических мер и лабораторного обследования больных с тяжелым и/или
нетипичным течением заболевания.
- организовать своевременное оказание медицинской помощи населению на дому, в
амбулаторных и стационарных медицинских организациях в период подъема заболеваемости
гриппом и острыми вирусными инфекциями.
- организовать своевременную и оперативную диагностику заболеваний гриппом, другими
острыми респираторными вирусными инфекциями, новой коронавирусной инфекцией (COVID-
19), внебольничными пневмониями, определение маршрутизации и объемов оказания
медицинской помощи таким больным.
Органам исполнительной власти Краснодарского края:
- организация профилактических мероприятия на территории, эндемичной по инфекциям,
передающимися иксодовыми клещами и другими кровососущими членистоногими в части
проведения комплексных мероприятий по снижению численности переносчиков.
-
обеспечение проведения акарицидных, дезинсекционных
(комароистребительных),
дератизационных обработок эпидемиологически значимых природных биотопов в течение
эпидемического сезона с использованием акарицидных, инсектицидных и родентицидных
средств, разрешенных для применения в качестве дезинфекционного средства.
- проведение благоустройства территорий населенных пунктов, парков, скверов, мест массового
отдыха и пребывания населения; ликвидацию самопроизвольных свалок мусора.
- проведению информационно-разъяснительной работы среди населения.
222
Приложение
Таблица 1
Средняя номинальная заработная плата в Краснодарском крае в 2016-2020 гг., рубли
2020
2020 к
минус
2016
Территория
2016
2017
2018
2019
2020
2016
разы
Анапа
28204
29599
32549
34198
35129
6925
1,25
Армавир
24553
26417
28478
30875
33249
8696
1,35
Геленджик
29956
31604
35098
37959
39114
9158
1,31
Горячий Ключ
29111
30235
36002
34883
39529
10418
1,36
Краснодар
40280
42128
46168
49473
52575
12295
1,31
Новороссийск
39290
41610
46079
48212
51938
12648
1,32
Сочи
36787
39074
42326
44573
45465
8678
1,24
Абинский
26067
27876
30720
34364
37100
11033
1,42
Апшеронский
23301
24561
27223
28476
31447
8146
1,35
Белоглинский
25032
26479
28669
30744
32899
7867
1,31
Белореченский
25979
27141
29877
32265
35175
9196
1,35
Брюховецкий
24861
25666
28456
30952
32720
7859
1,32
Выселковский
30504
32353
35562
37465
39845
9341
1,31
Гулькевичский
24212
26047
28557
30560
32793
8581
1,35
Динской
27401
28660
31097
32983
35155
7754
1,28
Ейский
24547
25543
28255
30190
31703
7156
1,29
Кавказский
25858
27384
30193
32329
33818
7960
1,31
Калининский
23417
25329
26825
29336
31962
8545
1,36
Каневский
26140
27348
30253
32525
34108
7968
1,30
Кореновский
25836
26843
29708
32713
34950
9114
1,35
Красноармейский
25614
27077
29064
30992
32937
7323
1,29
Крыловский
22375
22819
26086
27825
30095
7720
1,35
Крымский
27313
27975
30630
33863
36544
9231
1,34
Курганинский
22350
23318
25712
27616
28999
6649
1,30
Кущевский
24602
26177
29677
32310
34077
9475
1,39
Лабинский
23762
24686
27365
29240
31617
7855
1,33
Ленинградский
25141
27287
29718
32609
35414
10273
1,41
Мостовский
24850
24523
27726
30141
32712
7862
1,32
Новокубанский
24135
25563
27962
30261
32025
7890
1,33
Новопокровский
22821
23856
26300
27755
29386
6565
1,29
Отрадненский
22694
23410
28044
30283
32112
9418
1,41
Павловский
24323
26092
27907
30594
32217
7894
1,32
Приморско-
Ахтарский
22573
23754
26673
27816
29485
6912
1,31
Северский
35096
36009
41187
42266
43222
8126
1,23
Славянский
26392
28553
32161
34915
37171
10779
1,41
Староминский
24805
26182
27220
29657
31991
7186
1,29
Тбилисский
24209
26445
28581
30562
32658
8449
1,35
Темрюкский
32687
34650
43299
47160
47999
15312
1,47
223

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..