ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ - часть 8

 

 

образовательных организаций, что свидетельствует о наличии существенных проблем и
недостаточном контроле со стороны руководителей указанных организаций.
Общие выводы и задачи для органов исполнительной власти Краснодарского
края.
1. Администрации Краснодарского края:
- продолжить работу по реализации краевой и муниципальных программ по
строительству и восстановлению дошкольных и общеобразовательных организаций, в
соответствии с расчетной вместимостью для обеспечения потребности в дошкольном и общем
среднем образовании.
2. Министерству труда и социального развития Краснодарского края
- продолжить работу по решению вопроса сохранения сети детских загородных
стационарных оздоровительных учреждений и укрепления материально-технической базы
действующих муниципальных и краевых детских оздоровительных учреждений.
3. Министерству образования Краснодарского края, главам муниципальных
образований:
- продолжить работу по укреплению материально-технической базы детских и
подростковых организации (разработка и финансирование программ);
- обеспечить выполнение натуральных норм питания на
1 ребенка в день в
организованных детских коллективах;
- не допустить возникновения распространения массовых инфекционных заболеваний
среди детских организованных коллективов, отдыхающих на территории края.
- не допустить открытие детских организаций отдыха и оздоровления без санитарно-
эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарного законодательства.
- организация соответствующей работы по профилактике нарушений обязательных
требований с поставщиками пищевых продуктов питания и операторами питания при
предоставлении услуг по организации питания детей и подростков в организованных
коллективах.
3.2.4. Проблемы обеспечения охраны здоровья работающего населения
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся как важнейшей производительной силы
общества определяет возможности и темпы экономического развития страны и ее
национальную безопасность, и по этой причине должны становиться основой социальной
политики как в стране в целом, так и в нашем крае. В этой связи одной из основных задач
является развитие и сохранение трудового потенциала, формирование и сохранение
профессионального здоровья, профессионального долголетия за счет сберегающих здоровье
технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма.
Здоровье работающего населения является необходимым условием как экономического
развития в целом, так и повышения производительности труда и качества жизни самих
работников.Сохранение и укрепление здоровья работающего населения
- важнейшая
стратегическая задача государства, выбравшего путь инновационного развития экономики.
В Краснодарском крае остается актуальным преумножение трудового потенциала,
сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия населения за счёт
внедрения прогрессивных производственных технологий.
Основными направлениями Управления по разделу
«надзор за условиями труда»
являются: проведение контрольно-надзорных мероприятий промышленных предприятий, в том
числе канцерогенноопасных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, транспортных
предприятий. Также контролируется соблюдение санитарного законодательства по
профилактике профессиональных заболеваний женщин, занятых на работах с вредными
производственными факторами. В рамках проведения мероприятий по контролю проводятся
лабораторные измерений на рабочих местах.
182
Анализ показателей состояния производственной среды: характеристика воздушной
среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны (статистическая форма №18 раздел
10) и физических факторов (статистическая форма № 18 раздел11) по Краснодарскому
краю за 2016- 2021г.
В 2021 году в крае проводились лабораторные исследования воздушной среды и
воздуха закрытых помещений на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей на 915 объектах
(в 2020г-824 объекта; в 2019 -на
1015 объектах; в 2018г. - на 894 объектах; в 2017г. - на 919
объектах; в 2016г. - на 1114 объектах).
В таблицах №54-57 приведен краткий сравнительный анализ проведения лабораторных
исследований воздушной среды в период 2016-2021 годы и результаты исследований.
Таблица №54
Исследования воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны
на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей (с учётом транспортных средств)
Годы
Число объектов, обследованных
Число всех исследованных
Число всех исследованных
лабораторно при проведении
проб, проведенных как по
проб
мероприятий по контролю
контролю, так и по другим
на один объект
основаниям
Всего
Промышленные
На объектах
На
На объектах
На
объектов
предприятия
края всего
промышленных
края всего
промышлен
края
предприятиях
ных
предприятия
х
2016
1114
185
17474
5062
15,68
27,36
2017
919
155
10933
4942
11,97
31,88
2018
894
206
11297
4095
12,63
19,87
2019
1015
306
11039
4737
10,87
15,48
2020
771
308
9395
3089
12,18
10,02
2021
915
275
5964
2433
6,5
8,8
Анализ результатов исследования воздушной среды закрытых помещений и воздуха
рабочей зоны на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей показал:
- число объектов, обследованных лабораторно при проведении мероприятий по контролю
на всех объектах края в 2021 г. в сравнении с 2020 г. увеличилось и составило 915 против 771
(в 1,18 раза); снизилось число обследованных лабораторно при проведении мероприятий по
контролю промышленных предприятий с 308 в 2020 году до 275 (в 1,12 раз);
- число всех исследованных проб, проведенных как по контролю, так как и по другим
основаниям в 2021 г. в сравнении с 2020 г. снизилось: на всех объектах края с 9395 до 5964 (в
1,57 раз) и на промышленных предприятиях - с 3089 до 2433 (в 1,26 раза);
- снизилось число исследованных проб на один объект на всех объектах края в 2021г. и
составило 6,5 проб против 12,18 проб в 2020г., на промышленных предприятиях снизилось в
2021г. - 8,8 проб против 10,02 в 2020г.
183
Таблица № 55
Характеристика воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны на содержание
паров, газов, пыли и аэрозолей (транспортные средства не учитывались)
Наименование предприятий по
Удельный вес проб воздуха, превышающих ПДК
отраслям
(%)
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Все обследованные объекты
1,54
1,15
1,26
0,81
0,71
1,96
Промышленные предприятия
0,83
0,42
0,73
1,56
1,26
2,18
Детские и подростковые учреждения
0
0,18
1,02
0
0,02
0,29
Предприятия пищевой промышленности,
0,18
0,87
0,86
0,97
1,8
0
общественного питания и торговли пищевыми
продуктами
Коммунальные объекты
3,28
3,46
2,34
0,12
1,1
4,8
Удельный вес нестандартных проб по содержанию паров и газов, пыли и аэрозолей в
целом на всех объектах надзора (транспортные средства не учитывались) в 2021 г. составил
1,96% против 1,54% в 2016г., рост нестандартных проб произошел в основном за счет
промышленных предприятия, общественного питания и торговли пищевыми продуктами и
промышленных объектов.
Таблица № 56
Удельный вес исследованных проб воздуха на содержание паров и газов, превышающих ПДК
(транспортные средства не учитывались)
Наименование
Удельный вес
проб воздуха,
Удельный вес
проб воздуха,
предприятий
по
превышающих ПДК, на пары и газы
превышающих ПДК на пары и газы,
отраслям
(%)
содержащие в-ва
1 и 2 класса опасности (%)
2016
2017
2018
2019
202
2021
2016
201
2018
2019
2020
2021
0
7
На всех объектах
1,86
1,31
1,08
0,37
0,61
0,30
2,70
1,7
0,09
0,30
0,13
3,31
Промышленные
0,51
0,24
0,87
1,23
0,24
0,66
0,93
1,02
0,14
0,68
0,24
предприятия
0,68
Детские
и
0
0,20
0
0
0,03
0,06
0
0,33
0
0
0,03
0,06
подростковые
учреждения
Предприятия пищевой
0
1,3
0,43
1,49
2,20
0
0
0,83
0,94
0,56
0
0
промышленности,
общественного
питания и торговли
пищевыми
продуктами
Коммунальные
4,72
3,78
2,59
0,05
1,11
0,94
7,79
6,3
4,34
0,05
0,69
0,08
объекты
184
Таблица №57
Удельный вес исследованных проб воздуха содержание пыли и аэрозолей, превышающих ПДК
(транспортные средства не учитывались)
Наименование
Удельный вес
проб воздуха,Удельный вес проб воздуха, превышающих
предприятий
попревышающих ПДК, на пыль и аэрозолиПДК на пыль и аэрозоли, содержащие в-ва 1
отраслям
(%)
и 2 класса опасности (%)
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2016
2017
2018
2019
2020
2021
На всех объектах
0,67
0,57
2,09
2,48
1,13
1,37
0,45
1,05
0
0,18
0
0,13
Промышленные
1,6
0,80
0,41
3,69
1,30
2,3
2,3
1,33
0
0,28
0
0
предприятия
Детские и подростковые0
0
15,08
0
0
0
0
0
0
0
0
0
учреждения
Предприятия пищевой0,5
0
2,23
0
1,30
1,5
0
0
0
0
0
0
промышленности,
общественного питания
и торговли пищевыми
продуктами
Коммунальные
0
0
0,55
0,59
3,08
0,30
0
0
0
0
0
0
объекты
Удельный вес нестандартных проб по содержанию пыли и аэрозоли в 2021г. составил
1,37% против 0,67% в 2016 г., т.е. увеличился в 2 раза. Рост нестандартных проб - произошел,
в основном, за счет промышленных предприятий с 1,6% в 2016 году , до 2,3 % в 2021 году.
В 2016-2021 годах осуществлялся контроль за уровнями физических факторов на
рабочих местах промышленных предприятий, предприятий пищевой промышленности,
общественного питания и торговли пищевыми продуктами, коммунальных объектов, детских и
подростковых учреждений. Результаты измерений шума, вибрации, микроклимата,
освещенности, электромагнитных полей приведены в таблицах №58- 61
Таблица № 58
Результаты исследований физических факторов на предприятиях пищевой
промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами (среднекраевые
показатели) за 2016г.-2021г.
Наименование фактора производственной
Шум
Вибрация
Микро-
Освещен-
ЭМИ
среды
климат
ность
2016 год
обследовано объектов лабораторно
444
48
1533
1009
61
обследовано рабочих мест
1721
131
4922
3278
374
не отвечают санитарным нормам
149
7
108
93
1
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
8,66%
5,35%
2,20%
2,84%
0,27%
2017 год
обследовано объектов лабораторно
506
38
1958
1240
55
обследовано рабочих мест
1088
74
3353
3549
202
не отвечают санитарным нормам
84
0
101
148
6
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
7,72%
0
3,01%
4,17%
2,97%
2018 год
обследовано объектов лабораторно
464
24
1857
1166
161
обследовано рабочих мест
1131
64
5167
3452
701
не отвечают санитарным нормам
96
0
157
153
3
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
8,49%
0
3,04%
4,43%
0,43%
2019 год
обследовано объектов лабораторно
607
40
2474
1692
73
обследовано рабочих мест
1553
130
8264
4735
442
не отвечают санитарным нормам
131
6
58
174
3
185
Продолжение таблицы № 58
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
8,43%
4,61%
0,70%
21,05%
0,67%
2020
обследовано объектов лабораторно
710
46
2444
1560
71
год
обследовано рабочих мест
1544
211
9995
4380
393
не отвечают санитарным нормам
75
21
55
83
4
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
4,85%
9,95%
0,55%
1,89%
1,01%
2
021
обследовано объектов лабораторно
830
63
2337
1593
54
обследовано рабочих мест
1946
147
11267
4400
660
не отвечают санитарным нормам
98
0
55
126
0
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
5,03%
0
0,48%
2,86%
0
Таблица № 59
Результаты исследований физических факторов на коммунальных объектах (среднекраевые
показатели)
Наименование фактора производственной
Шум
Вибраци
Микро-
Освещен-
ЭМИ
среды
я
климат
ность
2016 год
обследовано объектов лабораторно
725
101
3908
3436
394
обследовано рабочих мест
2037
189
14258
11064
1520
не отвечают санитарным нормам
221
6
136
653
101
Уд. вес не отвечающих сан.
10,85%
3,18%
0,96%
5,91%
6,65%
нормам
2017 год
обследовано объектов лабораторно
336
73
3442
3633
394
обследовано рабочих мест
898
105
13322
12222
1488
не отвечают санитарным нормам
147
1
159
835
36
Уд. вес не отвечающих сан.
16,37%
0,95%
1,19%
6,83%
2,41%
нормам
2018 год
обследовано объектов лабораторно
378
67
3817
3308
462
обследовано рабочих мест
1229
163
16973
15060
1650
не отвечают санитарным нормам
111
6
245
961
104
Уд. вес не отвечающих сан.
9,03%
3,68%
1,44%
6,38%
6,30%
нормам
2019 год
обследовано объектов лабораторно
463
44
3929
3551
448
обследовано рабочих мест
1310
217
20178
15592
2082
не отвечают санитарным нормам
104
1
246
856
56
Уд. вес не отвечающих сан.
7,93%
0,46%
1,21%
5,48%
2,68%
нормам
2020 год
обследовано объектов лабораторно
370
43
3879
3101
320
обследовано рабочих мест
1407
111
27222
11835
2992
не отвечают санитарным нормам
160
0
54
650
44
Уд. вес не отвечающих сан.
11,37%
0
0,19%
5,49%
1,47%
нормам
2021 год
обследовано объектов лабораторно
400
66
3687
2964
145
обследовано рабочих мест
1080
138
27605
13051
1251
не отвечают санитарным нормам
104
1
109
841
4
Уд. вес не отвечающих сан.
9,6%
0,72%
0,39%
6,4%
0,31%
нормам
186
Таблица № 60
Результаты исследований физических факторов в детских и подростковых учреждениях
(среднекраевые показатели)
Наименование фактора производственной
Шум
Вибрация
Микро-
Освещен-
ЭМИ
среды
климат
ность
2016 год
обследовано объектов лабораторно
204
1
1745
2048
436
обследовано рабочих мест
704
1
9226
25554
2644
не отвечают санитарным нормам
18
0
237
2087
50
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
2,56%
0
2,47%
8,17%
1,90%
2017 год
обследовано объектов лабораторно
271
1
1870
2132
416
обследовано рабочих мест
797
2
11988
26312
2530
не отвечают санитарным нормам
19
0
196
2291
78
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
2,38%
0
1,63%
8,70%
3,08%
2018 год
обследовано объектов лабораторно
278
21
1936
2568
455
обследовано рабочих мест
617
34
12119
32197
2206
не отвечают санитарным нормам
2
0
237
2799
62
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
0,32%
0
0,74%
8,69%
2,81%
2019 год
Обследовано объектов лабораторно
326
32
1992
2313
469
обследовано рабочих мест
534
92
15436
25727
3288
не отвечают санитарным нормам
2
0
241
1952
106
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
0,37%
0
1,56%
7,58%
3,22%
2020 год
Обследовано объектов лабораторно
145
2
1766
1820
319
обследовано рабочих мест
200
6
22212
22162
3726
не отвечают санитарным нормам
1
0
183
734
30
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
0,5%
0
0,82%
3,31%
0,8%
2021год
Обследовано объектов лабораторно
250
20
2151
2393
223
обследовано рабочих мест
342
144
21549
27423
2236
не отвечают санитарным нормам
0
0
273
2915
32
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
0
0
1,26%
1,06%
1,43%
Таблица № 61
Результаты исследований физических факторов на промышленных объектах надзора
(среднекраевые показатели) за 2016г.-2021г.
Наименование фактора производственной
Шум
Вибрация
Микро-
Освещен-
ЭМИ
среды
климат
ность
2016 год
обследовано объектов лабораторно
275
115
342
340
336
обследовано рабочих мест
1113
522
2166
2287
1558
не отвечают санитарным нормам
94
12
29
198
55
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
8,45%
2,3%
1,34%
8,66%
3,53%
2017 год
обследовано объектов лабораторно
243
126
261
241
154
обследовано рабочих мест
1419
552
2251
2425
871
не отвечают санитарным нормам
86
13
62
215
61
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
6,06%
2,35%
2,75%
8,86%
7,0%
2018 год
обследовано объектов лабораторно
248
118
298
275
171
обследовано рабочих мест
1516
492
2021
2211
944
не отвечают санитарным нормам
83
8
48
123
40
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
5,47%
1,63 %
2,38%
5,56%
4,24%
2019 год
обследовано объектов лабораторно
383
212
483
488
297
обследовано рабочих мест
1655
620
3513
3249
1623
не отвечают санитарным нормам
111
3
65
161
36
187
Продолжение таблицы № 61
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
6,70%
0,48%
1,85%
4,95%
2,21%
2020 год
обследовано объектов лабораторно
207
104
254
223
119
обследовано рабочих мест
1167
380
3001
1620
1189
не отвечают санитарным нормам
86
13
16
90
26
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
7,36%
3,42%
0,53%
5,55%
2,18%
2021 год
обследовано объектов лабораторно
183
124
227
218
94
обследовано рабочих мест
1147
501
2816
1445
993
не отвечают санитарным нормам
62
13
8
43
6
Уд. вес не отвечающих сан. нормам
5,4%
2,59%
0,28%
2,97%
0,60%
Ионизирующие излучения соответствовали санитарным нормам на всех объектах за весь
анализируемый период.
Надзор за применением пестицидов хозяйствующими субъектами при
выращивании сельскохозяйственной продукции.
За
2021 год Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю совместно с
территориальными отделами была продолжена работа по надзору за применением
хозяйствующими субъектами пестицидов при выращивании сельскохозяйственной продукции.
Согласно плану проведения проверок было проведено
39 контрольно-надзорных
мероприятий.
Внеплановые проверки проводились в отношении 20 предприятий.
За
2021 год из проверенных хозяйствующих субъектов, применяющих пестициды,
обследовано лабораторно 37 хозяйствующих субъектов. Всего отобрано 923 пробы, из них:
95 проб почвы,
624 проб продукции на содержание пестицидов,
218 проб воды.
По итогам плановых проверок возбуждено
148 дел об административных
правонарушениях, привлечено к административной ответственности в виде штрафа
66
юридических лиц,
77 должностных лиц,
5 индивидуальных предпринимателей, выданы
предписания об устранении нарушений.
Контроль исполнения Правил установления санитарно-защитных зон и
использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении
правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков,
расположенных в границах санитарно-защитных зон»
В 2021 году была продолжена работа по исполнению требований постановления
Правительства Российской Федерации от
03.03.2018
№ 222 «Об утверждении Правил
установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в
границах санитарно-защитных зон».
Так, за
2021 год в адрес Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
поступило 885 заявлений (в 2020 году - 615) от хозяйствующих субъектов о согласовании
проектов санитарно-защитных зон. По результатам рассмотрения представленных материалов
было выдано 834 положительных санитарно-эпидемиологических заключения (в 2020 году -
544), уведомлений об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологических заключений - 51 (в 2020
году - 71).
Количество поступивших заявлений об установлении окончательных размеров
санитарно-защитных зон за 2021 год составило 468 (в 2020 году - 474). По результатам
рассмотрения представленных материалов было выдано 354 (в 2020 году - 402) Решения об
установлении санитарно-защитной зоны и 114 отказов (в 2020 году - 72).
188
Также за указанный период поступило 587 заявлений (за 2020 год - 682 заявления) с
приложенными электронными носителями для подписания ЭЦП XML-файлов с границами
санитарно-защитной зоны. После утверждения ЭЦП указанные файлы были направлены в
ФГБУ ФПК Росреестра по Краснодарскому краю. По результатам проведенной работы в 2021
году на публичную кадастровую карту внесены сведения о границах санитарно - защитной
зоны для 462 объектов (в 2020 году - 360).
Для охраны здоровья работающего населения необходимо:
Главам муниципальных образований:
Содействовать организации проведения в районах, в том числе и в Краевом центре
радиационной и профессиональной патологии обязательных предварительных
(при
поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
укомплектованию муниципальных учреждений здравоохранения квалифицированными
кадрами врачей-специалистов, в том числе профпатологов.
Министерству здравоохранения Краснодарского края:
Усилить контроль за выполнением медицинскими организациями лицензионных
требований и условий при проведении предварительных и периодических медицинских
осмотров работников, экспертизы профпригодности, качеством их проведения.
Обеспечить своевременное повышение квалификации (не реже 1 раза в 5 лет) по
специальности
«профпатология» всех врачей, участвующих в проведении медицинских
осмотров.
Проводить краевые конференции и семинары для врачей профпатологов края.
Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных
образований края:
Обеспечить качественное проведение предварительных и периодических медицинских
осмотров работников, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от
12.04.2011 №302н.
Продолжить работу по оснащению учреждений необходимым оборудованием и
аппаратурой для проведения профмедосмотров в соответствии с требованиями приказа
Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.
Обеспечить своевременную профессиональную подготовку и переподготовку врачей-
специалистов, в том числе по вопросам профпатологии, участвующих в проведении
профилактических медицинских осмотров согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития
России от 12.04.2011 № 302н.
Направлять работников, в установленном порядке, в краевой Центр радиационной и
профессиональной патологии в случаях затруднения определения профессиональной
пригодности.
Руководителям организаций всех форм собственности:
В полном объёме и в установленные сроки организовывать проведение за счет
работодателя предварительных и периодических медицинских осмотров работающим во
вредных условиях труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от
12.04.2011г.
№302н., в том числе и в Краевом центре радиационной и профессиональной
патологии.
Прием на работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условия труда осуществлять
только после проведения предварительного медицинского осмотра работника.
Своевременно составлять и утверждать поименные списки работников, подлежащих
прохождению периодического медицинского осмотра и не позднее чем за
2 месяца до
согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра
направлять в данную медицинскую организацию.
Обратить внимание на возможность использования средств Фонда социального
страхования Российской Федерации, направляемые на финансирование предупредительных мер
189
по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, на проведение
обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на
работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
3.2.5. Обеспечение безопасности от неионизирующего излучения
Контроль за электромагнитной обстановкой на территории Краснодарского края и в
г. Краснодаре, в частности, осуществлялся на стадиях проектирования передающих
радиотехнических объектов. За 2021 год рассмотрено проектных материалов и подготовлено
3062 санитарно-эпидемиологических заключений
(СЭЗ) на проектную документацию по
размещению радиоэлектронных средств (РЭС), что больше показателя 2020 года, который
составлял 2916. Причиной увеличения выдачи СЭЗ на РЭС является активное развитие сети
сотовой связи, их модернизация. За
2021 года подготовлено
598 писем-отказов в
предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений
на размещение радиоэлектронных средств (в 2020 году - 84 письма) по причинам: не точно
обозначенной зоны ограничения застройки, отсутствия сведений о проведении реконструкции,
не учтены источники ЭМИ сторонних оператор, разночтение в представленных для
рассмотрения материалах.
В последние годы отмечается значительный рост количества обращений граждан на
неудовлетворительные условия проживания из-за размещения РЭС вблизи с местом их
проживания. В своих обращениях заявители указывают на отсутствие правоустанавливающих
документов у владельцев РЭС на выделение земельных участков под размещение
(строительство) вышек сотовой связи, которые требовать Управление не вправе.
За истекший год Управлением рассмотрено 288 обращения на неудовлетворительные
условия проживания из-за уровней электромагнитных излучений от различных источников,
подавляющая часть из которых - на воздействие излучения от РЭС. В ходе проведенных при
рассмотрении обращений инструментальных измерений было подтверждено негативное
воздействие от РЭС (базовых станций) в 14 случая и по результатам надзорных мероприятий
составлены протоколы на владельцев РЭС.
Задачей на 2022 год Управление видит выход с инициативой в законодательное собрание
Краснодарского края по разработке нормативного документа, включающего в себя требования
к отводу земельных участков в зоне влияния радиоэлектронных средств на территории
Краснодарского края.
3.2.6. Радиационная гигиена и обеспечение безопасности от ионизирующего
излучения
Радиационная обстановка в Краснодарском крае
В целом радиационная обстановка в крае в последние годы остается стабильной и
благоприятной и оценивается как удовлетворительная. Радиационных аварий, загрязнения
окружающей среды, переоблучения персонала и населения не отмечалось.
Уровень естественного радиационного фона и содержание естественных и
искусственных радионуклидов в объектах внешней среды не превысили значений многолетних
наблюдений.
Государственный надзор по разделу радиационной гигиены в Управлении в 2021 году был
направлен на обеспечение радиационной безопасности с учетом:
выполнения требований постановлений Главного государственного санитарного врача РФ по
ограничению доз облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских
исследований и снижению риска от природных источников ионизирующего излучения;
приказов и писем Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения и
защиты прав потребителей при обращении с источниками ионизирующего излучения;
190
контроля за объектами внешней среды;
своевременного представление форм государственного статистического наблюдения № 1-ДОЗ -
№ 4-ДОЗ и составление радиационно-гигиенического паспорта территории Краснодарского края.
В целях реализации основных направлений деятельности по вопросам радиационной
безопасности населения края Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», издан приказ от 23.04.2021 № 122/239
«О проведении радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий
Краснодарского края по итогам 2020 года».
В соответствии с планом-графиком мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в
области потребительского рынка по Краснодарскому краю на 2021 год в дистанционном
режиме (посредством телефонной связи и видеоконференцсвязи) в течение отчетного периода
проведены 2 совещания с представителями организаций, осуществляющих деятельность по
обращению с источниками ионизирующего излучения в медицинских целях («Обеспечение
требований радиационной безопасности и гигиены при проведении рентгенодиагностических
исследований, в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки по COVID-19» и по
вопросам профилактики правонарушений при эксплуатации рентгеновских кабинетов,
аппаратов и проведении рентгенологических исследований).
По всем территориям Краснодарского края в 2021 году была проведена радиационно-
гигиеническая паспортизация организаций и учреждений, работающих с источниками
ионизирующего излучения (далее - ИИИ) по итогам 2020 года.
В радиационно-гигиенической паспортизации по итогам
2020 года на территории
Краснодарского края приняли участие 638 организаций, использующих техногенные ИИИ,
включая 5 организаций Министерства обороны России,
6 организации МВД России,
10
организаций Северо-Кавказской железной дороги и 14 организаций ФСИН России.
Из 638 организаций 6 организаций относятся к III категории потенциальной радиационной
опасности, остальные к IV категории. Большая часть учреждений (470), эксплуатируют ИИИ
для медицинских целей. Охват радиационно-гигиенической паспортизацией организаций,
находящихся под надзором Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю составляет
100%.
По данным радиационно-гигиенической паспортизации коллективная доза населения в
крае составила
19164,108 чел.-Зв. Структура коллективной дозы облучения населения
Краснодарского края за 2020 год представлена на рис. № 101
Природные
источники 68,36%
Техногенный
фон 0,15%
Эксплуатация
ИИИ 0,02%
Медицинские
источники 31,47%
191
Рис.№ 101. Структура годовой эффективной коллективной дозы облучения
населения Краснодарского края за 2020 год.
По данным паспортизации количество персонала в организациях, эксплуатирующих
техногенные ИИИ на территории края, составило 5362 человек, в том числе к группе А
отнесено 4964 человека, к группе Б - 398 человека.
Все организации поднадзорные Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
эксплуатирующие, обслуживающие ИИИ и имеющие в составе работников персонала группы
А, представляют данные по отчетной форме № 1-ДОЗ «Сведения о дозах облучения лиц из
персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующих
излучений», их доля составляет
95
%. Не представляют сведения по указанной форме
организации, осуществляющие только хранение генерирующих ИИИ (РУБДТ на складах СВХ,
хранение временно неиспользуемого медицинского оборудования) и в составе которых имеется
только персонал группы Б, работающий с РИП при естественном гамма-фоне.
В связи с отсутствием финансирования на территории Краснодарского края продолжают
существовать две радиационные аномалии:
1. Территория промышленной зоны Троицкого йодного завода, где загрязнение
произошло за счет накопления радиоактивных отходов в виде радиобаритов, образовавшихся
при добыче йода по старой технологии. В настоящее время деятельность по добыче йода
полностью прекращена. Остаются нерешенными вопросы существования на территории завода
высохшего пруда, использовавшегося ранее для накопления жидких РАО, и утилизации
загрязненного радиоактивными веществами технологического оборудования.
2. В ФГНУ
«Всероссийский научно-исследовательский институт биологической
защиты растений» (ВНИИБЗР, г. Краснодар), где проводились специальные радиационные
исследования на опытном поле и лизиметрических площадках, остаются нерешенными вопросы
захоронения РАО и рекультивации земель.
Содержание радионуклида цезия-137 в почвах Краснодарского края за 2018-2020 годы
приведено в таблице
62. Согласно представленным данным плотность загрязнения не
превышает величин загрязнений почвы цезием-137 вследствие глобальных выпадений.
Таблица № 62.
Содержание радионуклида цезия-137 в почвах
Краснодарского края в динамике за 2018-2020 гг. (кБк/м2)
Год
Наименование показателя
2018
2019
2020
Среднее значение
1,37
1,36
1,36
Максимальное значение
2,47
2,47
2,46
В 2021 году были проведены 490 исследований почвы на содержание радионуклида
цезия-137. Распределение проб по местам их отбора представлено в таблице 63.
Таблица №63.
Исследования проб почвы в 2021 году.
В зоне влияния
Почва в местах
Почва на
ЗСО
Почва в
Территории
промпредприятий
производства
территории
источников
селитебной
детских
Курорты
Прочие
и транспортных
растениеводческоживотноводческих
водоснабже
зоне
магистралей
й продукции
комплексов и ферм организаций
ния
177
187
10
2
14
49
33
32
Исследования проб на суммарную объемная -активность радиоактивных веществ в
атмосферном воздухе на территории Краснодарского края за последние 3 года приведена в
192
таблице 64. Проб с превышением допустимых среднегодовых объемных активностей для
населения не выявлено.
Таблица № 64.
Исследования суммарная объемная бета-активность радиоактивных веществ в атмосферном
воздухе на территории Краснодарского края за 2019-2021 гг.
Год
Наименование показателя
2019
2020
2021
Число исследованных проб
12
12
12
Динамика исследований проб на удельную активность радиоактивных веществ в воде
открытых водоемов за 2019-2021 годы приведена в таблице 65. Исследования воды морей
проводились на содержание цезия-137 и стронция-90, вод пресноводных водоемов на
суммарную альфа- и бета-активность. Проб с превышением контрольных уровней и уровней
вмешательства не выявлено.
Таблица № 65.
Динамика изменения числа исследований водных объектов
в местах водопользования населения за 2019-2021 гг.
Год
Наименование показателя
2019
2020
2021
Водоемы 1-й категории
11
9
5
Водоемы 2-й категории
9
13
11
Моря
167
146
116
На территории Краснодарского края используется более 3400 источников централизованного
питьевого водоснабжения. В 2019 году таких источников было - 3414, в 2020-2021 году - 3453.
Охват исследованиями на суммарную альфа-бета-активность источников централизованного
водоснабжения составил по годам: 50,35% - в 2019 году; 45,67% - в 2020 году; 57,25% - в 2021
году. Превышений суммарных альфа- и бета-активностей при исследованиях не обнаружено, в
связи с чем дополнительные исследования на содержание природных радионуклидов не
проводились.
Количество нецентрализованных источников питьевого водоснабжения на территории
края за последние 3 года не изменялось и составляет 115. Санитарно-эпидемиологическая роль
указанных источников в водоснабжении края невелика, в связи с крайне малым количеством
населения, использующего нецентрализованные источники водоснабжения. За последние 3 года
охват исследованиями на суммарную альфа- и бета-активность нецентрализованных
источников питьевого водоснабжения составил: 8,7 % в 2019; 3,5% в 2020 году, 13,9% в 2021
году. Превышений суммарных альфа- и бета- активностей при исследованиях не обнаружено.
Динамика исследований проб пищевых продуктов на удельную активность
радиоактивных веществ (содержание цезия-137 и стронция-90) за последние 3 года приведена в
таблице 66. Проб с превышением контрольных уровней и уровней вмешательства не выявлено.
193
Таблица № 66.
Динамика исследований проб пищевых продуктов на удельную
активность радиоактивных веществ за 2019-2021 гг.
Год
Наименование показателя
2019
2020
2021
Всего
5910
5959
6355
в том числе:
мясо и мясные продукты
784
650
681
молоко и молочные продукты
991
1008
922
дикорастущие пищевые продукты
13
22
19
Облучение от природных источников ионизирующего излучения
В соответствии с данными радиационно-гигиенической паспортизации за 2020 год вклад
природных источников излучения в коллективную дозу населения края составил 68,36% от дозы
в 19164,108 чел.-Зв или 13101,504 чел.-Зв.
Средняя годовая эффективная доза природного облучения жителя Краснодарского края,
по данным радиационно-гигиенической паспортизации за 2020 год составила 2,305 мЗв, при
средней дозе по этому фактору в Российской Федерации в 2020 году 3,204 мЗв.
На территории Краснодарского края отсутствуют группы населения с эффективной дозой
за счет природных источников равной или выше значения 5 мЗв/год.
По данным радиационно-гигиенического мониторинга за прошедший год мощность дозы
(МД) гамма-излучения на открытой местности в контрольных точках на территории
Краснодарского края находилась в пределах от 0,07 мкЗв/час до 0,15 мкЗв/час и соответствовала
средним значениям многолетних наблюдений.
Обследование помещений эксплуатируемых и строящихся жилых и общественных
зданий по МД гамма-излучения и концентрации радона за последние 3 года приведено в
таблице 67.
Согласно имеющимся данным, помещений с превышениями допустимых уровней МЭД
гамма-излучения и концентрации радона-222 не выявлено, при этом среднегодовая ЭРОА в
воздухе строящихся и эксплуатируемых зданий не превышала 100 Бк/м3.
Таблица № 67.
Помещения жилых и общественных зданий, исследованные на
МД гамма-излучения и содержание радона за период 2019-2021 годов
Год
Наименование показателя
2019
2020
2021
МЭД гамма-излучения
61629
21901
11175
концентрации радона-222
3661
2796
2385
Основная масса строительных материалов, используемых на территории Краснодарского
края, производится строительным комплексом субъекта Российской Федерации.
Все исследованные в
2021 году
222 пробы строительных материалов местного
производства относились к I классу применения. Импортированных строительных материалов и
завезенных из других территорий Российской Федерации в 2021 году в радиологические
лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» не поступало.
На территории Краснодарского края расположены:
194
30 организаций добывающих глину и производящих кирпич и строительные
керамические изделия;
25 организаций производящих ПГС, ГПС, гравий, щебень и песок добываемые из ПГС
и ГПС в 14 карьерах;
2 организации, добывающие исходное сырье и выпускающие цемент;
1 организация, добывающая и дробящая камень известняк;
1 организация, добывающая сырьевые материалы и производящие гипсовые вяжущие;
1 организация, производящая фарфоро-фаянсовую посуду.
Индивидуальные эффективные дозы облучения работников в данных организациях
формируются за счёт естественного природного фона и обращения с добываемыми и
производимыми материалами. Организаций, использующих или производящих минеральное
сырье, изделия с повышенным содержанием природных радионуклидов, на территории
Краснодарского края нет.
Производственный контроль за показателями радиационной безопасности добываемого
природного сырья и изготавливаемых строительных материалов осуществляется на базе
аккредитованных лабораторий, в том числе ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в
Краснодарском крае» и его филиалов. Согласно результатам лабораторных исследований
показатели Аэфф. природных радионуклидов в добываемом природном сырье и изготавливаемых
строительных материалах не превышает 370 Бк/кг.
По результатам радиационного контроля, осуществляемого в ходе проведения надзорных
мероприятий на указанных производствах, и анализа представленных материалов проведения
производственного контроля превышений допустимых значений, указанных в п. 4.2 СанПиН
2.6.1.2523-09
«Нормы радиационной безопасности
(НРБ-99/2009)» не зарегистрировано.
Эффективная доза облучения природными источниками излучения работников перечисленных
выше предприятий не превышает допустимого значения 5 мЗв в год (п. 4.1 НРБ-99/2009) и
составляет не более 1,0 мЗв в год.
Медицинское облучение
Коллективная доза от диагностического облучения пациентов при проведении
медицинских рентгенорадиологических исследований за 2020 год составила 6030,553 чел.-Зв
(31,47 % от полной коллективной дозы) или в среднем 1,06 мЗв в год одного на человека,
проживающего в крае.
Количество медицинских рентгенорадиологических исследований на
1 жителя
Краснодарского края по результатам радиационно-гигиенической паспортизации в динамике за
2018-2020 годы приведено в таблице 68
Таблица № 68
Количество медицинских рентгенорадиологических исследований на 1 жителя
Краснодарского края и Российской Федерации в динамике за 2018-2020 годы
Год
Наименование показателя
2018
2019
2020
Количество процедур на 1 жителя края
1,90
1,82
1,67
Количество процедур на 1 жителя РФ
1,97
2,03
1,81
Средние эффективные дозы за процедуру по видам исследования в Краснодарском крае и
Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической паспортизации за 2020 год
приведены в таблице 69.
195
Таблица № 69
Средняя эффективная доза за процедуру в Краснодарском крае и
Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической за 2020 год (мЗв/процедура)
Средняя эффективная доза
Средняя эффективная доза
Виды исследований
за процедуру в
за процедуру в Российской
Краснодарском крае
Федерации
Флюорографические
0,072
0,06
Рентгенографические
0,097
0,08
Рентгеноскопические
3,780
2,46
Компьютерная томография
4,583
4,00
Радионуклидные исследования
1,269
6,68
Прочие
6,709
4,41
Всего
0,634
0,44
В 2020 году, с учетом данных ведомственных организаций и формы
№ 3-ДОЗ
министерства здравоохранения края, количество проведенных рентгенорадиологических
исследований в крае по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 8,19%, при этом коллективная
доза населения от процедур возросла на 21,93%.
Ведущим фактором роста доз населения от медицинских диагностических
рентгенологических процедур в Краснодарском крае стала компьютерная томография, где
количество исследований по сравнению с 2019 увеличилось на 36,29 %, при этом коллективная
доза от указанных процедур выросла на 47,37%.
Подобный высокий рост произошел по количеству рентгеноскопических исследований
(42,3%), при этом коллективная доза увеличилась 9,6%.
Основой значительного подъема количества указанных видов исследований стала
диагностика заболевания и последствий воздействия вируса COVID-19 в условиях быстрого
распространения высококонтагиозной инфекции.
По остальным видам рентгенорадиологических процедур отмечается спад количества
исследований (с соответствующим снижением коллективных доз): по флюорографическим на
19,3%; по рентгенографическим на 12,3%; по радионуклидным на 27,4%; по прочим видам
исследований (включая интервенционные) на 43,7%.
Существенные различия в средних дозах по прочим исследованиям на территории
Краснодарского края и в Российской Федерации связаны с оказания высокотехнологичной
медицинской помощи в Краснодарском крае. Большой вклад в увеличение дозы на территории
края от прочих исследований вносят интервенционные методы исследований, осуществляемые
в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт-Краевая клиническая больница № 1 имени проф.
С.В. Очаповского» министерства здравоохранения Краснодарского края, где работает
региональный центр грудной хирургии, и ГБУЗ
«Краевая клиническая больница
№ 2»
министерства здравоохранения Краснодарского края.
Организация
контроля
и
учета
доз
пациентов
при
проведении
рентгенорадиологических исследований удовлетворительная.
В рамках проводящихся
Министерством здравоохранения Краснодарского края ежегодных конференций врачей-
рентгенологов проходят выступления специалистов Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю по темам обеспечения радиационной безопасности пациентов при
проведении рентгенисследований, контроля доз пациентов и обоснованности назначения
высокодозовых рентгенпроцедур.
Техногенные источники
196
На контроле в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю за период 2021
года находилось 657 организаций работающих с ИИИ, основная часть из которых (около 73,4%)
- медицинские учреждения. Из 657 организаций 6 относятся к III категории потенциальной
радиационной опасности, остальные к IV категории.
В
2021 году плановыми проверками по краю было охвачено
43 организаций,
использующих ИИИ, в составе которых работало 74 рентгенкабинета (17 организаций и 65
рентгенкабинетов в 2020 году). При проведении внеплановых надзорных мероприятий по
выполнению ранее выданных предписаний проведено 8 внеплановых проверок (обследовано 9
рентгенкабинетов). В результате осуществления надзорных мероприятий, доля организаций,
использующих ИИИ, в которых выявлены нарушения санитарного законодательства в 2021 году
составила 54% (в 28 организациях, в составе которых работало 35 рентгенкабинетов). За
выявленные нарушения в части обеспечения радиационной безопасности в 2021 году был
составлен 41 протокол об административных правонарушениях. Основными нарушениями,
выявленными в ходе проведенных надзорных мероприятий, стали: определение доз пациентов,
без учета действующих методических рекомендаций; нарушение сроков проведения контроля
защиты персонала и пациентов от нерадиационных факторов в рентгенкабинетах, отсутствие
листков учета доз пациентов в амбулаторных картах больных. Для обеспечения выполнения
требований радиационной безопасности при обращении с ИИИ, как указано выше, проводятся
совещания с представителями организаций, осуществляющих деятельность по обращению с
ИИИ, в рамках мероприятий по Программе профилактики нарушений обязательных
требований.
Рабочих мест, несоответствующих требованиям санитарного законодательства при работе с
ИИИ, не выявлено.
В организациях, поднадзорных Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
согласно формы государственного статистического наблюдения №1-ДОЗ «Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников
ионизирующих излучений» за 2020 год, численность персонала работающего с ИИИ составила
4348 человека (4737 человек 2019 году), в том числе:
4045 человека из персонала группы А;
303 человек персонала группы Б.
Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю удается поддерживать обеспеченность
инструментальным индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы А на 100%
уровне. В крупных медицинских учреждениях края наиболее облучаемые лица из персонала
группы Б (врачи-хирурги, врачи-травматологи, анестезиологи и медицинские операционные
сестры) обеспечены инструментальной индивидуальной дозиметрией, либо решением
руководства организаций отнесены к персоналу группы А, с полным обеспечением требований
радиационной безопасности.
На территории Краснодарского края за 2021 год инцидентов, связанных с обнаружением
повышенной радиоактивности грузов, или радиационных аварий не выявлено.
Предложения в области обеспечения радиационной безопасности населения:
1. В ходе лицензирования и проведения мероприятий по контролю деятельности по
заготовке, хранению, переработки и реализации лома черного и цветных металлов усилить
надзор за обеспечением радиационной безопасности с целью предотвращения попадания
радиационных источников в металл и недопущения использования загрязненного
радионуклидами металлолома.
2. Для совершенствования работы по радиационно-гигиенической паспортизации и
объективной оценки радиационной обстановки на административных территориях
Краснодарского края необходимо продолжить работы по контролю доз облучения населения за
счет различных источников ионизирующего излучения, включая природные источники.
197
3. Обеспечить контроль радиационной обстановки в строящихся и вводимых в
эксплуатацию жилых и общественных зданиях с целью недопущения приемки в эксплуатацию
зданий, не соответствующих требованиям радиационной безопасности.
4. В рамках реализации постановлений Главного государственного санитарного
врача и согласно требованиям законов РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»,
«О радиационной безопасности населения» министерству здравоохранения
Краснодарского края продолжить работу по:
- обеспечению контроля за соблюдением на объектах требований МУ 2.6.1.2944-11 с
целью стабилизации доз пациентов и разработки мероприятий по их снижению;
- недопущению необоснованного роста доз медицинского облучения жителей
Краснодарского края при активном внедрении высокоинформативным методов диагностики с
применением генерирующих источников ионизирующего излучения
(компьютерная
томография, использование рентгенохирургических аппаратов) на основе обеспечения 100%
инструментального контроля доз облучения пациентов при рентгенодиагностике во всех
медицинских организациях и контроля обоснованности назначения рентгенодиагностических
процедур;
- повышению качества, достоверности радиационного контроля и учета индивидуальных
доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических диагностических процедур
во всех медицинских организациях, для обеспечения эффективного регулирования доз
медицинского облучения в условиях наметившегося их роста;
- поддержанию на должном уровне квалификации медицинского персонала, в вопросах
радиационной безопасности и обеспечения безопасности пациентов;
- сбору и анализу в учреждениях здравоохранения информации о дозах от основных
видов рентгенологических исследований для создания, согласно МР
2.6.1.0066-12,
референтных диагностических уровней в муниципальных образования края;
- организации сбора и анализа данных о дозах пациентов при интервенционных
методах исследования и лечения с применением рентгеновских аппаратов для создания
референтных диагностических уровней на территории края.
5. Обеспечить радиационный и индивидуальный дозиметрический контроль персонала
хирургических бригад, проводящих операции под рентгеновским контролем, с учетом
возможного воздействия и с целью выявления категорий персонала с повышенным облучением
хрусталиков глаз.
6.
Для улучшения радиационной обстановки на территории Краснодарского края
наметить разработку планов мероприятий по нормализации радиационной обстановки на
территориях
радиационно-опасных
объектов
ФГНУ
«Всероссийский
научно-
исследовательский институт биологической защиты растений» и Троицкий йодный завод.
3.2.7. Проблемы социально-экономического развития и медико-демографической
ситуации
К приоритетным социальным факторам, формирующим негативные тенденции состоянии
здоровья, относятся низкая зарплата, государственные расходы на здравоохранение.
Для анализа влияния социальных факторов на здоровье населения Управление
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю использует методические рекомендации,
утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека Российской Федерации «Анализ медико-демографических и социально-
экономических показателей на региональном уровне», МР, 2010.
В Государственных докладах, начиная с 2006 года, Управление Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю предлагает увеличение зарплаты, расходов на здравоохранение и других
показателей уровня и качества жизни. По данным Краснодарстата за 2008-2020 гг. средняя
зарплата в Краснодарском крае увеличилась в 3 раза, на 28564 рубля. Увеличение зарплаты
отмечается во всех районах края (см. Приложение табл. 1). В таблицах Приложения красным
198
цветом выделены наиболее неблагополучные показатели, зеленым цветом наиболее
благополучные показатели.
Если сохранится динамика последних восьми лет, прогноз улучшения уровня жизни
благоприятный (рис. №102).
65000
60000
55000
50000
45000
Минимальная
40000
Средняя
35000
Максимальная
30000
Линейный (Минимальная)
25000
Линейный (Средняя)
20000
Линейный (Максимальная)
15000
10000
5000
Рис. №102 Прогноз зарплаты в Краснодарском крае по уровню зарплаты в 2008-2020 гг.
Максимальная заплата будет в
2022 году
57,5 тыс. руб., средняя
47,5 тыс. руб.,
минимальная выше 32,5 тыс. руб. Отмечается рост дифференциации населения по зарплате.
Наибольшего увеличения требует минимальная зарплата. По данным Министерства
здравоохранения Краснодарского края расходы на здравоохранение за 2008-2017 гг. выросли в
МО края в 1,63 раза, на 2437 рублей. Расходы на здравоохранение растут более медленно, чем
зарплата. В большинстве муниципальных образований расходы на здравоохранение также
выросли (см. Приложение табл. 2).
Прогноз роста расходов на здравоохранение в МО края благоприятный (рис. № 103).
199
13000
12000
11000
10000
9000
8000
Минимальные
7000
Средние
Максимальные
6000
Линейный (Минимальные)
5000
Линейный (Средние)
4000
Линейный (Максимальные)
3000
2000
Рис. №103 Прогноз расходов на здравоохранение в МО Краснодарского края по динамике в 2008-2017
гг.
Если сохранится динамика последних одиннадцати лет, средние по краю расходы на
здравоохранение в МО будут в 2022 году больше 8000 рублей, максимальные около 13000
рублей, минимальные больше 5000 рублей. Дифференциация расходов на здравоохранение в
МО края велика, необходимо ее значительное уменьшение. Для достижения ОПЖ 75 лет во
всех МО расходы на здравоохранение должны быть более 8000 рублей.
По данным Краснодарстата отмечается рост величины прожиточного минимума, пенсий,
конечного потребления домашних хозяйств, основных фондов, инвестиций, расходов на
образование и других показателей социально-экономического развития.
Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края по
данным Краснодарстата, Министерства здравоохранения Краснодарского края, Министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в 2014-2020 гг. представлены
в (табл. № 70).
Таблица № 70
Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края в 2014-2020
гг.
Показатель
Единицы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
измерения
Финансирование
руб./чел.
9888
11606
11838
12552
14301
16719
20599
Программы
государственных
гарантий
здравоохранения
Расходы
на
руб./чел.
46934
45424
45360
45942
45360
46924
48923
образование
Среднедушевой
руб./чел.
28764
31376
32672
33225
33698
35745
36165
доход населения
200
Продолжение таблицы № 70
Прожиточный
руб./чел.
8027
9261
9603
9925
10228
10621
11261
минимум
Стоимость
руб./чел.
3358
3745
3901
3891
4197
4250
4629
минимальной
продуктовой корзины
Процент лиц с
%
10,1
11,7
11,7
11,6
10,9
10,7
10,6
доходами
ниже
прожиточного
минимума
Процент квартир, не
%
19,7
19,2
18,7
18,3
17,8
17,0
17,0
имеющих
водопровода
Процент квартир, не
%
23,6
23,4
23,1
23,0
22,6
21,5
21,5
имеющих
канализации
Площадь
жилищ,
м2/чел.
23,8
24,4
25,0
25,7
26,4
27,1
28,1
приходящихся
в
среднем на одного
жителя на конец года
Фактическое
руб.
263778
294853
31924
337223
350073
379576
453882
конечное
9
потребление
домашних хозяйств
на душу населения
Среднемесячная
руб.
29420
30445
32364
34107
37688
40273
42688
номинальная
начисленная
заработная
плата
работающих
в
экономике
Средний
размер
руб.
10065
11166
16495
12356
13037
13835
14627
начисленных пенсий
Инвестиции
в
руб.
100783
79514
59035
64767
66568
58825
60657
основной капитал на
душу населения
Отмечается улучшение социально-экономических показателей в Краснодарском крае и
вследствие этого, снижение уровня смертности в большинстве районов края в 2008-2019 годах
(см. Приложение табл. 5). В 2020 году в связи с COVID-19 произошло резкое увеличение
смертности и в большинстве районов смертность выше показателя 2008 года.
Относительное благополучие по зарплате и смертности существует на территории, где
проживает 2,1 млн. человек, что составляет 38% населения края. Благополучие относительное
потому, что даже в лучших районах смертность является повышенной. А 62% населения
испытывают неблагополучие в той или иной степени. Привлечение внимания администрации к
наиболее неблагополучным районам приносит определенный эффект, заключающийся в
снижении смертности. Год 2020 привел к увеличению смертности. прогноз на 2021 год еще
более пессимистичный, необходимо снижение смертности от COVID-19, болезней системы
кровообращения, органов дыхания и др.
Не очень большое влияние COVID-19 оказал на смертность в Отрадненском районе и
тенденция снижения смертности там сохранилась. За 2008-2020 гг. зарплата в районе выросла
на 23,3 тыс. рублей, расходы на здравоохранение на 2,7 тыс. рублей, смертность, обусловленная
алкоголем, снизилась на 51, смертность от всех причин на 208 на 100 тыс., но остается выше
средней по краю. Минимальная смертность была в 2018 году, в 2019-2020 смертность начала
повышаться.
201
По результатам СГМ Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в
Государственных докладах и информационных бюллетенях предлагает администрации края
увеличение зарплаты, расходов на здравоохранение, проведение мер по снижению негативного
влияния алкоголя на здоровье. На
(рис.
№ 104-107) представлены примеры снижения
смертности в Абинском районе в результате улучшения социально-экономического положения.
1700
1600
Смертность
1500
Линейный
(Смертность)
1400
1300
y = -0,006x + 1639,1
10000
15000
20000
25000
30000
35000
40000
R2 = 0,2712
Зарплата руб.
Рис. №104 Смертность и зарплата в Абинском районе в 2008-2020 гг.
1700
1650
1600
Смертность
1550
1500
Линейный
1450
(Смертность)
1400
1350
1300
y = -0,1174x + 1968,3
2500
3000
3500
4000
4500
5000
R2 = 0,4582
Расходы на здравоохранение руб.
Рис. №105 Смертность и расходы на здравоохранение в Абинском районе в 2008-2020 гг.
100
Смертность,
обусловленная
80
алкоголем
60
Линейный
(Смертность,
40
обусловленная
алкоголем)
20
0
y = -0,0029x + 113,22
10000
15000
20000
25000
30000
35000
40000
R2 = 0,7874
Зарплата руб.
Рис. 106 Смертность, обусловленная алкоголем, и зарплата в Абинском районе в 2008-2020 гг.
202

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..