Экскаватор одноковшовый пневмоколёсный ЭО-3322Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации - часть 2

 

  Главная      Книги - Экскаваторы     Экскаватор одноковшовый пневмоколёсный ЭО-3322Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (СССР)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Экскаватор одноковшовый пневмоколёсный ЭО-3322Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации - часть 2

 

 

3.2. Пневмоколесный ход

Ходовая часть экскаватора состоит из ходовой рамы 8 (рис. 13, 14) с откидными опорами 1, двух ведущих мостов 2 и 9, коробки перемены передач 6 с гидромотором, промежуточных валов 4, зубчатых муфт 11, опорно-поворотного устройства 3, стабилизаторов 10 и рулевых тяг с исполнительным цилиндром и центрального коллектора 5.

 

 

3.2.1. Ходовая рама

Ходовая рама представляет собой сварную конструкцию. Она опирается на два ведущих моста: передний — управляемый, крепится балансирно; задний — крепится жестко к раме.

Балансирная подвеска выключается реечным стабилизатором 10 (см. рис. 13).

Во время копания для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры (аутригеры) 1, приводимые в действие гидроцилиндром 12 (см. рис. 14).

Привод на мосты осуществляется от низкомо-ментного гидромотора через коробку перемены передач зубчатыми муфтами и промежуточными валами.

На раму пневмоколесного хода крепится центральный коллектор 5 (см. рис. 13).



3.2.2. Мосты

Мосты экскаватора (рис. 15, 16) взаимозаменяемы с мостами экскаваторов Э-302Б, ЭО-3322, ЭО-3322А. 

 

Главные передачи мостов одноступенчатые и представляют собой прямозубые конические шестерни.

Смонтированные в отдельный редуктор вместе с чашками сателлитов, крестовиной и полуосевыми шестернями, редукторы мостов представляют собой отдельные узлы, которые могут легко заменяться в случае необходимости.

Задний мост экскаватора имеет двойные шины с размерами 370—508 (14,00—20) или 320—508 (12,00—20), передний — одинарные.

3.2.3. Коробка перемены передач

Вал 2 (рис. 17) коробки перемены передач, передающий крутящий момент на задний и передний мосты и получающий вращение через шестерни от гидромотора 14, имеет две скорости вращения:

I-я скорость—вращение валу 2 передается от гидромотора 14 шестернями 15, 13, валом-шестерней 12, шестерней 4, валом-шестерней 7 и шестерней 1. В это время полумуфта 8 находится в зацеплении с шестерней 4;

If-я скорость — вращение валу 2 передается от гидромотора 14 шестернями 15, 13, 9, валом-шестерней 7 и шестерней 1. В это время полумуфта 8 находится в зацеплении с шестерней 9.

Переключение передач должно производиться при полной остановке экскаватора, во избежание деформации зубьев зубчатой полумуфты.

Движение к заднему мосту передается от вала 2 зубчатой полумуфтой 3, компенсирующей возможную несоосность валов.

Передача движения переднему мосту осуществляется через зубчатую полумуфту 28 введением ее в зацепление с полумуфтой 30.

Включение переднего моста сблокировано с включением I-й скорости, т. е. при включении 1-й скорости автоматически включается и передний-мост с помощью механизма включения переднего моста (рис. 18).

 

 

3.2.4. Стояночный тормоз

Тормоз стояночный постоянно-замкнутый (рис. 19), с пневматическим управлением из кабины машиниста, крепится к корпусу коробки перемены передач.

При передвижении пользоваться стояночным тормозом нельзя, так как это приведет к быстрому износу колодок.

Включать тормоз следует только на стоянках и при перевозке экскаватора на железнодорожной платформе.

После запуска двигателя, прежде чем начать движение, необходимо выключить стояночный тормоз краном 15 (см. рис. 12). Нормальный зазор между колодками 7 и шкивом 6 в пределах 0,5—1,0 мм. Регулировку этого зазора при износе колодок следует проводить свертыванием вилки 11 со штока 1. После регулировки зазора вилку 11 законтрить контргайкой 10.

 

 

3.2.5. Стабилизаторы

Стабилизаторы (рис. 20) предназначены для повышения поперечной устойчивости экскаватора при работе со всеми видами рабочего оборудования за счет устранения поперечного качания переднего моста.

Управление стабилизаторами пневматическое из кабины машиниста, сблокировано с тормозами колес.

Зубчатая рейка 1 стабилизатора нижним концом при помощи пальца 4 шарнирно закреплена на картере переднего моста, верхняя часть рейки свободно проходит в отверстие корпуса 2 стабилизатора и при качании моста перемещается в нем в вертикальной плоскости.

При подаче воздуха в тормозную камеру 3 шток камеры поворачивает эксцентрик 7, который перемещает плунжер 6, вводя в зацепление его зубья с зубьями рейки 1, исключая тем самым поперечное качание моста.

При прекращении подачи воздуха шток камеры поворачивает обратно эксцентрик 7, освобождая плунжер 6, а пружины 5 оттягивают его от рейки.

Для переведения стабилизаторов из рабочего положения в транспортное служит кран 20 (см. рис. 48), расположенный под передним настилом ходовой рамы. С помощью крана 20 перекрывается допуск воздуха к пневмокамерам стабилизатора, что исключает возможность включения стабилизаторов при торможении экскаватора.

Запрещается передвижение экскаватора на повышенных передачах при установке крана включения стабилизаторов в рабочее положение.
 


3.2.6. Тормоза колес

В мостах применены пневматические колодочные тормоза. Включение тормозов производится педалью 7 (см. рис. 12). При этом шток тормозной камеры 3 (рис. 21) поворачивает рычаг 8 и вместе с ним разжимает кулак 10. При повороте разжимного кулака 10 колодки 2 прижимаются к барабану 1.

Тормоза должны подвергаться тщательному уходу и ежедневной проверке перед выездом.

В процессе эксплуатации не допускается износ тормозных накладок до головок заклепок.

 

 

3.3. Рабочее оборудование

Конструкция экскаватора предусматривает возможность использования различных видов рабочего оборудования, в том числе:

— обратной лопаты со сменными рабочими органами;

— погрузчика со сменными ковшами;

— грейферного рабочего оборудования;

— крюковой подвески.



3.3.1. Рабочее оборудование обратная лопата

Рабочее оборудование обратная лопата предусматривает возможность использования как составной, так и моноблочной стрелы в сочетании с различными сменными рабочими органами. 

 

3.3.1.1. Обратная лопата с составной стрелой

Обратная лопата с составной стрелой состоит из нижней части стрелы 1 (рис. 22) и верхней части стрелы 2, шарнирно соединенных между собой пальцами и тягой 8, рукояти 4 и сменного рабочего органа 6.

Верхняя часть 2 стрелы может устанавливаться из положения В (уменьшенный вылет) в положение А (полный вылет), что позволяет увеличить глубину и радиус копания, а также высоту и радиус выгрузки.



З.З.1.2. Обратная лопата с моноблочной стрелой

Обратная лопата с моноблочной стрелой состоит из стрелы 1 (рис. 23), рукояти 4 и сменного рабочего органа 6.



3.3.1.3. Сменные рабочие органы

К числу сменных рабочих органов относятся: ковш емкостью 0,5 м3; усиленный ковш емкостью 0,4 м3; облегченный ковш емкостью 0,63 м3; ковш для узких траншей; рыхлитель; профильный ковш; планировочный отвал; удлиненная рукоять.



3.3.1.3.1. Удлиненная рукоять

Удлиненная рукоять предназначена для применения только с моноблочной стрелой и служит для увеличения рабочих параметров обратной лопаты.

Вниманию машиниста!

В целях безопасной работы на экскаваторе, а также во избежание поломки узлов рабочего оборудования категорически запрещается:

а) работа .ковшами емкостью 0,5 м3 и выше, а также рыхлителем на полном вылете и с удлиненной рукоятью;

б) установка удлиненной рукояти на составную стрелу.

Поворот стрелы, рукояти и ковша осуществляется соответственно гидроцилиндрами 7, 3, 9 (см. рис. 22, 23).

 

 

3.3.1.3.2. Основной ковш

Основной ковш емкостью 0,5 м3 может применяться с составной стрелой при уменьшенном вылете, с моноблочной стрелой и рукоятью для разработки грунтов I—IV категорий.

3.3.1.3.3. Усиленный ковш

Усиленный ковш емкостью 0,4 м3 применяется для разработки грунтов I—IV категорий со всеми видами сменного оборудования.

3.3.1.3.4. Облегченный ковш

Облегченный ковш емкостью 0,63 м3 применяется для разработки грунтов I—III категорий с составной стрелой при уменьшенном вылете и с моноблочной стрелой при установке рукояти.

3.3.1.3.5. Ковш для узких траншей

Ковш позволяет разрабатывать траншеи шириной 500 мм в грунтах I—IV категорий и применяется со всеми видами сменного оборудования.

Для облегчения выгрузки ковш оборудован выталкивателем грунта. Во время выгрузки (отворот ковша) выталкиватель специальным упором упирается в нижнюю часть рукояти и выталкивает грунт из ковша.

 

 

3.3.1.3.6. Рыхлитель

Однозубый рыхлитель статического действия устанавливается на место ковша и используется для выемки бордюрного камня, вскрытия асфальтового покрытия или других подобных работ, а также для рыхления мерзлых грунтов при глубине промерзания до 400 мм.

3.3.1.3.7. Профильный ковш

Профильный ковш емкостью 0,5 м3 предназначен, в основном, для отрытия мелиоративных траншей и отличается от других ковшей трапециевидной формой, наличием открылков, что позволяет получать траншеи с наклоном вертикальных стенок равным 45°.

Может применяться на грунтах I—II категорий.

3.3.1.3.8. Планировочный отвал

Планировочный отвал шириной 2,4 м применяется для зачистки стенок и дна котлованов.

3.3.2. Рабочее оборудование погрузчика

Гидравлический экскаватор, оборудованный погрузчиком, производит .разработку* грунта I— III категорий на уровне или выше уровня стоянки, планирует поверхности и используется на погрузке материалов, в том числе мелкодробленых скальных пород с размерами фракций не более 200 мм.

Рабочее оборудование погрузчика монтируется на нижнюю часть стрелы обратной лопаты. Оно состоит из рукояти 1 (рис. 24), тяги 2, подвески 3 ковша, ковша 4, цилиндра 5 ковша, цилиндра 6 рукояти, трубопроводов и рукавов высокого давления 7, деталей крепления (пальцев, шайб, втулок, осей).

Ковши погрузчика — сменные. Для погрузки грунтов I—II категорий следует применять ковш емкостью 1 м3, а для погрузки грунтов III категории, в том числе размельченных горных пород, — ковш емкостью 0,57 м3. 

 

3.3.3. Рабочее оборудование грейфера

Рабочее оборудование грейфера 2 (рис. 25, 26) навешивается на рукоять 3 обратной лопаты составной или моноблочной стрелы с помощью подвески 1.

При навешивании грейфера на составную стрелу для увеличения рабочих параметров тяга 4 может быть снята и заменена гидроцилиндром ковша.

В зависимости от конструкции грейферное оборудование может применяться для рытья траншей, колодцев и подобных сооружений, а также на погрузочно-разгрузочных работах.

Инструкция по устройству, монтажу и эксплуатации грейфера придается вместе с грейферным оборудованием.

3.3.4. Крюковая подвеска

Крюковая подвеска (рис. 27) навешивается на рукоять обратной лопаты.

При использовании крюковой подвески с моноблочной стрелой и нормальной рукоятью поднимаемый груз не должен превышать 1,5 т.
При использовании крюковой подвески с составной стрелой на уменьшенном вылете поднимаемый груз не должен превышать 1,3 т.

При использовании крюковой подвески с моноблочной стрелой и удлиненной рукоятью и с составной стрелой на полном вылете груз не должен превышать 1 т.
 

 

 

3.4. Гидрооборудование

Все рабочие движения экскаватора и его передвижение осуществляются с помощью гидравлического привода, схема которого приведена на рис. 28.

От секции I сдвоенного насоса 3 рабочая жидкость из гидробака 1 поступает к распределителю 9, который управляет механизмами привода хода, откидных опор, поворота платформы и поворота рукояти (золотники ЗР1, ЗР2, ЗРЗ, ЗР4).

При работе грейфером золотник ЗР4 может быть использован для изменения угла между нижней и верхней частями составной стрелы.

В гидрораспределителе 9 имеется два сливных канала, один из которых соединен с общей линией слива рабочей жидкости в гндробак, другой — напорной линией секции II насоса 3, что при выключенных золотниках в гидрораспределителе 9 позволяет использовать расход секции I насоса для питания гидрораспределителя 23.

Рабочая жидкость от секции II насоса 3 поступает к гидрораспределителю 23, который управляет подачей двойного потока для механизма хода, подъема и опускания стрелы, поворота ковша и рукояти (золотники ЗР5, ЗР6, ЗР7. ЗР8). Кроме того, золотник ЗР7 при работе грейфером управляет гидроцилиндром ковша грейфера, а при работе погрузчиком — гидроцилиндром ковша погрузчика.

Гидронасос 30 подает рабочую жидкость к золотнику 29, который управляет механизмом поворота ковша грейфера, или на механизмы управления поворотом колес экскаватора.

Гидравлическая схема позволяет совмещать два любых движения за исключением одновременного движения стрелы и ковша.

Предусмотренное в схеме питание механизма рукояти от двух золотников (одного в гидрораспределителе 9 и одного в гидрораспределителе 23) позволяет получить совмещения движений рукояти с поворотом платформы, с подъемом и опусканием стрелы, с поворотом ковша и с передвижением экскаватора.

Для защиты насоса 3 от перегрузок в напорных линиях распределителей 9 и 23 установлены предохранительные клапаны КП1 и КП2, настроенные при полном расходе на давление: КП1 — 200 кгс/см2, КП2— 175 кгс/см2.

Насос 30 рулевого управления от перегрузок защищен напорным золотником КП9, выполняющим роль предохпанительного клапана, настроенного на давление 50 кгс/см2.

Для защиты гидромотора 11 механизма передвижения и гидромотора 15 механизма поворота платформы от перегрузок и снижения динамических нагрузок в начале движения и при остановке на гидрораспределителе 9 установлены блоки переливных клапанов КПЗ и КП4, настроенные на давление 200 кгс/см2. 

 

Величиной настройки клапана КП4 механизма поворота достигается плавность разгона и торможения поворотной платформой.

При работе в режиме разгона для предотвращения самопроизвольного разгона экскаватора при езде под уклон в золотнике механизма передвижения ЗР1 распределителя 9 установлены проти-вообгонные клапаны Я/С.

Для разгрузки полостей гидроцилиндров механизмов стрелы и рукояти от реактивных усилий на распределительном блоке 23 установлены предохранительные клапаны КП5, КП6, КП7, КП8, настроенные на давление 175 кгс/см2.

Для подпитки гидромоторов и гидроцилиндров на гидрораспределителях 9 и 23 установлены под-питочные клапаны 8 (1) —8 (8).

Для предотвращения обратного потока жидкости под действием нагрузки при одновременном включении нескольких механизмов в золотниках встроены обратные клапаны.

Для получения необходимых скоростей опускания стрелы в схеме применен регулируемый дроссель 20 с обратным клапаном, ограничивающий расход жидкости в одном направлении и свободно пропускающий в другом.

Слив рабочей жидкости в гидробак происходит через кран 24 с подпорным клапаном, калорифер 35, линейные фильтры 33(1) и 33 (3). Кран пропускает рабочую жидкость через калорифер в летнее время года или закрывает доступ в калорифер в холодное время года. Подпорный клапан, встроенный в кран, увеличивает давление слива, улучшая подпитку исполнительных механизмов (гидромоторов, гидроцилиндров). На части машин кран 24 отсутствует. Рабочая жидкость сливной магистрали поступает через обратный клапан или радиатор охлаждения (в зависимости от температуры жидкости) через параллельно включенные фильтры 33 в гидробак.

Передача рабочей жидкости с вращающейся поворотной платформы гидромотору механизма передвижения, рулевому управлению и гидроцилиндру откидных опор производится через центральный коллектор 10.

Для обеспечения безопасности при транспортировании экскаватора на буксире за тягачом, на экскаваторе имеется запорный кран 14, предназначенный для объединения напорных полостей гидромотора поворота платформы (смонтирован во фланце гидромотора) и для объединения полостей гидроцилиндра стрелы служит блок 17 включения стрелы при буксировке экскаватора, смонтированный на гидрораспределителе.

Включение золотников гидрораспределителей 9 и 23 производится с помощью гидравлического управления, позволяющего значительно снизить усилия на рычагах, по сравнению с механическим управлением, и обеспечить четкость работы при различных скоростях перемещений рабочих органов.

Система гидравлического управления гидрораспределителями состоит из аккумуляторного блока 4, блоков управления трех типов:

— блок 39 с двумя рукоятками и фиксацией рукояток в трех положениях (управления передвижением); 

 

— блок 38 с двумя рукоятками и пружинным возвратом в исходное положение (откидные опоры, составная часть стрелы при работе грейфера);

— блоки 37 (1), 37 (2) с одной центральной рукояткой (подъем-опускание стрелы, поворот ковша, поворот рукояти, поворот платформы).

При движении рукоятки блока управления перемещается один из золотников гидрораспределителя, направляя рабочую жидкость к исполнительному органу (гидромотору, гидроцилиндру). Аккумуляторный блок 4 предназначен для питания системы гидравлического управления золотниками гидрораспределителей и создания давления управления. В случае отказа двигателя внутреннего сгорания или аварийной поломки аккумуляторный блок позволяет выполнить пять-десять переключений золотников в гидрораспределителях, например, опустить ковш со стрелой на грунт или снять реактивное давление в гидроцилиндрах при замене рабочего оборудования.

 

 

3.4.1. Устройство и принцип работы насоса



Сдвоенный насос модели 223.25 состоит из двух регулируемых аксиально-поршневых насосов, заключенных в общем корпусе 1 и включающих в себя два качающих узла (рис. 28а).

Валы 5 качающих узлов приводятся во вращение через встроенный в насос редуктор, включающий шестерню 4 и приводной вал 2.

Через вал качающего узла вращение передается шатунам 20. Шатуны вращают блок 22 цилиндров относительно неподвижного распределителя 21.

При так называемом „нулевом положении" ось вала качающего узла составляет одну прямую с осью блока цилиндров. Расход в этом случае равен нулю.

При отклонении поворотного корпуса 32 от нулевого положения ось блока цилиндров располагается под углом к оси вала; поршни, вращаясь, одновременно будут совершать возвратно-поступательное движение. За один оборот вала каждый поршень совершает один двойной ход, за первую половину оборота всасывает рабочую жидкость, за вторую — нагнетает ее в гидросистему.

Оба поворотных корпуса 32 жестко связаны водилом 23 и могут синхронно поворачиваться на одинаковый угол под воздействием регулятора мощности, состоящего из двухступенчатого поршня 10 и комплекта пружин 11 с упорными шайбами 12.

Ступени поршня регулятора мощности имеют равные площади, и под каждую из них подводится давление нагнетания от качающих узлов.

При работе на малых давлениях пружины регулятора удерживают поворотные корпуса на наибольшем угле поворота. При увеличении давления двухступенчатый поршень сжимает пружины, уменьшает расход насоса.

Пружины регулятора и упорные шайбы подбираются таким образом, чтобы обеспечить постоянство заданной мощности привода при изменении нагрузки.

Эксплуатация, ремонт и обслуживание сдвоенного насоса осуществляются строго по инструкции завода-изготовителя.

 

 

3.4.2. Гидромотор

Гидромотор состоит из качающего узла, установленного в корпусе 4 (рис. 286).

При вращении вала 1 поршни 5, находящиеся в отверстиях блока цилиндров 5, совершают возвратно-поступательное движение.

Рабочая жидкость, нагнетаемая из гидросистемы, поступает в отверстия блока цилиндров через отверстие в крышке 10 и кольцевой паз распределителя 9. Давление на каждый поршень 5 через шатун 6 передается фланцу вала 1 гидромотора под углом 25°.

Тангенциальная сила создает крутящий момент относительно оси вала и сообщает ему вращение.

3.4.3. Блоки управления

Блок управления (рис. 29) с центральной рукояткой состоит из четырех клапанов, смонтированных в корпусе, и предназначен для управления двумя золотниками гидрораспределителя.

Сферический шарнир крепления рукоятки позволяет включадъ один из четырех клапанов или одновременно два клапана, обеспечивая тем самым включение одного или двух золотников гидрораспределителя.

Блок управления с двумя рукоятками управления и фиксацией в трех положениях и блок управления с двумя рукоятками и пружинным возвратом отличаются по конструкции от блока управления с центральной рукояткой только механизмом управления.

Блоки управления работают по принципу редукционного клапана, настройка которого определяется положением рычага. Чем больше наклон рычага, тем больше давление управления (редуцированное, в линии „0“ — отвод), тем больше перемещается золотник гидрораспределителя.

 

 

3.4.4. Аккумуляторный блок системы управления

Аккумуляторный блок системы управления (рис. 30) состоит из пневмогидроаккумулятора 1, блока гидроклапанов 2, переключающего клапана 3, обратного клапана 4, предохранительного клапана 5, редукционного клапана 6.

Через подводы П1 и П2 рабочая жидкость поступает из напорной магистрали основной гидросистемы, через отвод О—к блокам гидроуправления, а через отвод С осуществляется слив в гидробак.

Пневмогидроаккумулятор (баллон) заправлен газом (технический азот I или II сорта с точкой росы 30°С) под давлением 6,5 кгс/см2 и опломбирован.

Заправка пневмогидроаккумулятора газом осуществляется через специальное приспособление, наворачиваемое на штуцер крышки 7 пневмогид-роаккумулятора.

Для нормальной работы гидроуправления необходимо после запуска двигателя увеличить его обороты на непродолжительное время.

Редукционный клапан обеспечивает давление в системе гидроуправления 30 кгс/см2.

В случае отказа редукционного клапана предохранительный клапан ограничивает давление до 40 кгс/см2.

Для разрядки аккумулятора необходимо рукояткой сервоуправления включить 5—10 раз один из гидроцилиндров при неработающем двигателе.

Отсоединять пневмогидроаккумулятор или раз-единять напорные трубопроводы системы управления можно только после разрядки аккумулятора, когда рабочее оборудование опущено на землю.

Внимание! Пневмогидроаккумулятор разборке не подлежит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..