ГЛАВА V СВОБОДНЫЙ АНКЕРНЫЙ СПУСК БАЛАНСОВЫХ ЧАСОВ (1957 год)

 

  Главная      Книги - Разные     Часовые механизмы (И.С. Беляков) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

ГЛАВА V СВОБОДНЫЙ АНКЕРНЫЙ СПУСК БАЛАНСОВЫХ ЧАСОВ (1957 год)

1. УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ АНКЕРНЫХ СПУСКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

 

Всякий свободный анкерный спуск, как известно, состоит из следующих узлов:

1) анкерного (спускового) колеса с трибом;

2) анкерной вилки с копьем, осью и палетами;

3) двойного ролика с эллипсом.

На фиг. 61 показан швейцарский анкерный спуск. Узел анкерного колеса с трибом (фиг. 61, а) состоит из триба 2 с запрессованным на нем анкерным колесом 1. Элементы анкерного колеса: ступица 3, спицы 4,

обод 5, зубья 6, ось 7. Зубья анкерного колеса имеют следующие основные элементы: острие зуба 10, пятка зуба 11, передняя грань 12, плоскость импульса 13.

Анкерное колесо имеет фаску 14.

Узел анкерной вилки (фиг. 61, б) состоит из анкерной вилки 15, имеющей плечи — входное 16, выходное 17 и хвост 18, в котором фрезерован паз 19. Анкерная вилка запрессована на оси 20. В плечи вилки вставлены палеты — входная 21 и выходная 22 из синтетического рубина. Каждая палета имеет рабочие грани: плоскость покоя 23 и плоскость импульса 24. В хвостовой части вилки укреплено расклепыванием копье 25. Крепление копья показано на фиг. 66.

На фиг. 61, б показаны также следующие элементы анкерной вилки: рожок вилки 26, переднее ребро палеты 27, заднее ребро палеты 28.

На фиг. 61, в показан двойной ролик с эллипсом. Двойной ролик состоит из импульсного ролика 29 и предохранительного ролика 30, соединенных трубкой 31. В импульсном ролике укреплен эллипс 9 из синтетического рубина. Предохранительный ролик имеет выемку 8. Двойной ролик обычно изготовляется в виде цельной детали и запрессовывается на ось баланса.

Рассмотрим работу анкерного спуска [46]:

 

 

Во время работы спуска анкерное колесо, анкерная вилка и баланс совершают движения (поворачиваются), находясь в определенном взаимодействии друг с другом. Поэтому рассматривать движение какой-либо детали спуска, например, анкерной вилки, следует во взаимной связи с движением остальных его деталей.

Рассмотрение работы анкерного спуска мы начнем с момента, когда баланс, анкерная вилка и анкерное колесо занимают следующее положение.

Положение I (фиг. 67, а). Под влиянием момента волоска баланс из своего крайнего левого положения начнет возвращаться в положение равновесия. Большую часть своего пути баланс совершает свободно (не соприкасаясь с анкерной вилкой), и только при подходе баланса к положению равновесия начинается взаимодействие его с анкерной вилкой. Часть пути, которую баланс проходит свободно, называется дополнительной дугой. Положение I изображает спуск в тот момент, когда баланс проходит дополнительную дугу, вилка прижата к левому ограничительному упору, зуб анкерного колеса упирается в плоскость покоя входной палеты, удерживая вилку на упоре. Благодаря тому, что анкерная вилка прижимается к упору, исключается возможность соприкосновения копья вилки с боковой поверхностью предохранительной рольки.

Положение II (фиг. 67, б). При встрече эллипса с анкерной вилкой произойдет удар эллипса в правую стенку паза вилки, так как баланс в этот момент закончил дополнительную дугу и имеет сравнительно большую скорость, а вилка неподвижна. После удара баланс хотя и потеряет часть своей скорости, но будет продолжать двигаться в прежнем направлении, увлекая за собой анкерную вилку. 

 

Увлекаемая эллипсом анкерная вилка начнет поворачиваться вокруг своей оси и вытягивает входную палету из-под зуба анкерного колеса, преодолевая давление зуба на палету. Анкерное колесо в это время также поворачивается, но не по направлению своего обычного движения, а назад, против часовой стрелки, как говорят,— на «угол отхода назад» и, скользя своим зубом по плоскости покоя входной палеты, станет острием на начало плоскости импульса (место стыка плоскости покоя и импульса), заняв положение, изображенное на фиг. 67, в.

Положение III (фиг. 67, в). Освобождение анкерной вилки уже окончено и острие зуба анкерного колеса перешло на плоскость импульса палеты. Обратный ход колеса окончен, начинается его движение по часовой стрелке под действием заводной пружины. Острие зуба начинает скользить по плоскости импульса палеты.

Положение IV (фиг. 67, г). В этот период через анкерное колесо анкерной вилке сообщается импульс, под действием которого она быстро поворачивается и левая стенка ее паза ударяет по эллипсу, передавая импульс балансу. При этом острие зуба колеса скользит по плоскости импульса палеты. 

 

Фиг. 67. Последовательность работы анкерного спуска 

 

Положение V (фиг. 67, д). В этом положении острие зуба анкерного колеса продолжает скользить по плоскости импульса палеты, поворачивая вилку, которая стенкой паза передает импульс через эллипс балансу. Импульс балансу сообщается и при прохождении плоскости импульса зуба под задним ребром палеты, до тех пор, пока пятка зуба не соскользнет с ребра.

Положение VI (фиг. 67, е). В этом положении плоскость импульса зуба колеса прошла под задним ребром палеты и передача импульса заканчивается. В этом положении, казалось бы, можно остановить вилку ограничительным упором, чтобы она сразу же уперлась в него, как только пятка зуба соскользнет с палеты, но этого не делают и располагают правый упор (а соответственно и левый) немного дальше, так как малейшая неточность в изготовлении анкерной вилки и анкерного колеса могла бы привести к задержке зуба на плоскости импульса входной палеты и часы бы остановились. 

 

Положение VII (фиг. 67, ж). После того как зуб анкерного колеса покинул входную палету. второй зуб падает на плоскость покоя выходной палеты и притягивает анкерную вилку к правому ограничительному упору. Эллипс в это время не касается паза (он его покинул при окончании импульса) и проходит мимо правого рожка. Угол, на который поворачивается анкерное колесо из положения фиг. 67, е до соприкосновения зуба с плоскостью покоя выходной палеты, называется углом падения колеса.

Положение VIII (фиг. 67, з). При «освобождении» анкерной вилки баланс теряет часть энергии, а затем, получив дополнительную энергию при передаче импульса на палете и на зубе, начинает проходить дополнительную дугу с другой стороны, двигаясь к своему крайнему правому положению. Анкерная вилка и анкерное колесо стоят неподвижно. Вилка в этом положении прижата к правому ограничительному упору. Угол, который проходит вилка от положения фиг. 67, е до падения на ограничительный упор (фиг. 67, з), называется углом потерянного пути.

Когда баланс возвращается из своего крайнего правого положения обратно, работа спуска повторяется в той же последовательности, но со стороны выходной палеты.

 

 

2. ПРИТЯЖКА

Из предыдущего описания работы спуска читатель знает, что зуб анкерного колеса, падая на плоскость покоя палеты, притягивает вилку к ограничительному штифту (упору) и удерживает ее около него. В этом легко убедиться на практике, для чего нужно пинцетом немного отклонить анкерную вилку от штифта, но так, чтобы зуб анкерного колеса оставался на плоскости покоя палеты. Как только вилка будет отпущена, она мгновенно возвратится в первоначальное положение и прижмется к штифту. Приспособление (обусловленное конструкцией спуска), при помощи которого вилка притягивается к штифту, называется притяжкой [46]. 

 

Притяжка в анкерном спуске нужна для того, чтобы обеспечить зазор между копьем и предохранительным роликом двойного ролика. При отсутствии притяжки копье будет касаться предохранительной рольки, создавая трение и этим влияя на точность хода часов. Копье, случайно прижавшись к рольке, будет создавать трение, и тогда утратится самое ценное свойство свободного анкерного спуска. Мало того, этот спуск будет значительно хуже цилиндрового, где трение предусмотрено конструкцией и оно относительно постоянно, в то время как в таком анкерном спуске трение будет случайным, меняясь по величине. Английский часовщик Томас Медж, ученик Георга Грагама (живший в период 1715—1794 гг.), реконструировав спуск Грагама, построил в 1760г. анкерный спуск, характерной чертой которого являлась передача импульса балансу не непосредственно, как это было во всех известных до этого спусках (цилиндровом, дуплекс и хроно-метровом), а через промежуточный узел — анкерную вилку. Однако анкерный спуск в том виде, как его предложил Томас Медж, не мог конкурировать с цилиндровым спуском и спуском дуплекс и поэтому не нашел широкого применения. При жизни Меджа было сделано всего двое часов с анкерным спуском, и то самим Меджем. В начале XIX в. отдельные часовщики пытались применить анкерный спуск Меджа в карманных часах, но безуспешно. Только спустя 65 лет после изобретения Меджем анкерного спуска французский мастер часового дела Г. А. Лешо внес в конструкцию спуска усовершенствование, обеспечивающее притяжку вилки к упорным штифтам, и этим поставил анкерный спуск в разряд лучших спусков и обеспечил ему до настоящего времени преимуществен-, ное применение и широкое распространение.

Это конструктивное усовершенствование заключается в том, что плоскость покоя палеты наклонена под острым углом к радиусу Оb (фиг. 68), благодаря чему сила давления колеса на палету создает момент, поворачивающий и удерживающий вилку у ограничительного штифта. Этот момент называется моментом силы притяжки,, Расположение плоскости покоя палеты определяется углом притяжки. Угол притяжки ABC образуется перпендикуляром ВА (фиг. 68), восстановленным к линии, соединяющей ось вращения анкерной вилки и острие зуба колеса, и линией наклона плоскости покоя палеты ВС.

Надо помнить, что момент силы притяжки будет тем больше, чем больше угол притяжки. Но делать угол слишком больщим нельзя, так как в этом случае баланс может не вытащить палету из-под зуба анкерного колеса. Кроме того, при слишком большом угле

притяжки на освобождение палеты из-под зуба анкерного колеса будет затрачено слишком много энергии, в результате чего уменьшится амплитуда колебаний баланса. В то же время угол притяжки нельзя делать и очень малым, так как момент силы притяжки может оказаться недостаточным, чтобы притянуть и удержать вилку у штифта особенно при сотрясениях. Поэтому угол притяжки делают определенной величины. Угол притяжки в спуске авиационных часов (АЧХО) и карманных часов К-43 делают не более 13,5° и не менее 10,5°. Минимальный угол притяжки берется в зависимости от коэффициента трения зуба анкерного колеса о палету. Коэффициент трения полированной стали о полированный синтетический рубин равен 0,15. При коэффициенте трения, равном 0,15, угол трения равен 8°32 , а поэтому, чтобы палета втягивалась во впадину между зубьями анкерного колеса, необходимо иметь угол притяжки больше угла трения. Следует заметить, что величина угла притяжки все время меняется при скольжении зуба по плоскости покоя палеты от начала освобождения, когда вилка прижата к упорному штифту (фиг. 67, а и 67, б), и до начала импульса (фиг. 67, в), когда Острие зуба анкерного колеса встанет на начало плоскости импульса. Изменение угла притяжки происходит на величину полного угла покоя. Полный угол покоя равен сумме угла покоя и угла потерянного пути. Углом покоя называется угол, образованный линией, проведенной из оси вращения анкерной вилки к точке падения острия зуба на плоскость покоя, и линией, проведенной к началу плоскости импульса палеты. Угол потерянного пути — это тот угол, на который поворачивается вилка после того как зуб анкерного колеса упадет на покой палеты, а вилка будет поворачиваться до встречи с ограничительным штифтом. На входной палете по мере ее освобождения из-под зуба анкерного колеса, угол притяжки постепенно увеличивается (см. фиг. 69, а). На выходной палете, по мере освобождения палеты, угол притяжки, наоборот, уменьшается (фиг. 69, б). Это легко показать на примерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УГЛЫ, ПРОХОДИМЫЕ АНКЕРНЫМ КОЛЕСОМ

Угол отхода назад. Когда баланс посредством эллипса начинает освобождать анкерную вилку, прижатую к упорному штифту зубом анкерного колеса, то вилка, поворачиваясь, вращает анкерное колесо назад.
 

 

 

 

начнет скользить по плоскости импульса палеты в направлении своего обычного движения. При этом вилка стенкой своего паза передает импульс балансу (через эллипс). Импульс будет продолжаться до того момента, пока пятка зуба не соскочит с плоскости импульса палеты. Угол, пройденный за это время анкерным колесом, называется углом импульса анкерного колеса. При прохождении плоскости импульса палеты зубом анкерного колеса создается впечатление, что плоскость импульса зуба совпадает с плоскостью импульса палеты. В действительности этого нет, так как между плоскостями импульса палеты и зуба всегда существует угол [46].

Угол падения. Углом падения называется угол, на который поворачивается анкерное колесо с момента, когда пятка одного зуба покидает импульсную плоскость палеты, до момента падения другого зуба на плоскость покоя противоположной палеты. Различают два угла падения: внутренний и внешний. Внутренним углом падения называется угол, на который повернется колесо после того как зуб его покинет плоскость импульса входной палеты. Внешним углом называется угол, на который повернется колесо после того, как зуб его покинет плоскость импульса выходной палеты [46].

Величина внутреннего и внешнего углов падения при правильно отложенном- спуске всегда должна быть одинакова, а различают внутренний угол от внешнего только потому, что зуб падает или внутри вилки (на выходную палету) или вне вилки (на входную палету). Следует заметить, что если внутренний угол падения мал (мало расстояние между входной палетой и пяткой зуба), то анкерную вилку (скобку) называют узкой. Если же внешний угол падения мал (мало расстояние между выходной палетой и пяткой зуба), то анкерную вилку (скобку) называют широкой. При прохождении угла падения анкерное колесо никакой работы не совершает и энергия заводной пружины в это время расходуется «вхолостую». Поэтому, казалось бы, угол падения колеса в анкерном спуске совсем не нужен. Это было бы верно, если не принимать во внимание неточности в изготовлении колеса и вилки (главным образом неравномерность шага анкерного колеса), которые привели бы к заклиниванию спускового механизма. Кроме того, анкерное колесо не могло бы совершить угол отхода назад. Поэтому угол падения в спуске всегда необходим для его нормальной работы, однако надо стремиться делать этот угол как можно меньшим. В спуске часов К-43 угол падения равен 1°45', а в часах АЧХО этот угол равен 2°.

 

 

4. УГЛЫ, ПРОХОДИМЫЕ АНКЕРНОЙ ВИЛКОЙ



Угол покоя. Когда вилка зубом анкерного колеса прижата к упорному штифту, эллипс, входя в паз вилки, поворачивает ее. В свою очередь, вилка, поворачиваясь, освобождает палету из-под зуба, давая возможность колесу совершить угол отхода назад и 

 

зубом встать в начало плоскости импульса. Угол, на который поворачивается в это время вилка от установочного штифта до того положения,, когда зуб встанет в начало плоскости импульса палеты, называется полным углом покоя или углом освобождения (полный угол покоя равен углу покоя плюс угол потерянного пути). При угле покоя, равном 1°30', и угле потерянного пути, равном 0°30', величина пюлного угла покоя будет равна 2°.



Угол имтульса. Когда анкерная вилка закончила прохождение угла освобождения, т. е. когда острие зуба анкерного колеса стало в начало плоскости импульса палеты, анкерное колесо, получив свободу вращения, начнет поворачивать вилку, сообщая ей импульс. Угол, на который поворачивается анкерная вилка, начиная с положения, когда острие зуба колеса стало в начало плоскости импульса, и до того мюмента, пока пятка зуба не покинет эту плоскость, называется углом импульса анкерной вилки. Угол импульса анкерной вилки в спуске часов К-43 равен 7°, а в спуске АЧХО— 10°. Часто сумму угла покоя и угла импульса называют углом подъема анкерной вилки [46].



Угол потерянного пути. Когда пятка зуба колеса покидает импульсную плоскость палеты, анкерная вилка уже прошла угол подъема (угол покоя и угол импульса). На этом роль анкерной вилки как передаточного узла спуска между балансом и анкерным колесом заканчивается.

Казалось бы, можно было сделать так, чтобы анкерная вилка дальше этого положения не двигалась, поставив установочный штифт в соответствующее положение. Но мы выше уже отмечали, что этого не делают из-за возможных неточностей в изготовлении анкерного колеса и вилки, которые нарушили бы нормальную работу спуска. Поэтому установочный штифт относят немного дальше, не более чем на 30°, так, чтобы после схода пятки зуба с импульсной плоскости палеты и падения другого зуба на плоскость покоя противоположной палеты вилка могла бы повернуться к штифту. Угол, на который поворачивается вилка с момента окончания прохождения угла импульса до момента падения на штифт, называют углом потерянного пути.

Следует отметить, что угол потерянного пути увеличивает полный угол покоя„ в связи с чем увеличивается и глубина спуска. Полный угол покоя называют также практическим углом покоя, в отличие от угла покоя:, который называют теоретическим углом покоя. Угол покоя в спуске КЧ-43 и АЧХО берется равным 1°30', но так как установочный штифт относится на 30', то полный угол покоя, или практический угол покоя получается равным 2° [46].

 

 

 

5. УГЛЫ, ПРОХОДИМЫЕ БАЛАНСОМ

Дополнительный угол. В то время как баланс начинает движение из своего крайнего положения в положение равновесия, анкерная вилка неподвижна и прижата к установочному штифту зубом колеса.

Свое движение баланс совершает свободно (копье не касается предохранительного ролика, а эллипс не касается рожков вилки) лишь до момента встречи его со стенкой паза вилки.

Угол, который проходит баланс из своего крайнего положения до встречи эллипса с пазом вилки, называется дополнительным углом.

Угол освобождения. После того как эллипс встретил стенку паза вилки (баланс прошел дополнительную дугу), он заставляет вилку повернуться на полный угол покоя, освобождая палету из-под зуба колеса, давая возможность зубу встать в начало плоскости импульса палеты.

Угол, пройденный балансом с момента встречи эллипса со стенкой паза вилки, до положения, когда зуб колеса станет в начало плоскости импульса палеты, называется углом освобождения баланса. Когда баланс проходит угол освобождения, он еще не достигает положения равновесия.

Угол импульса. После того как зуб колеса стал в начало плоскости импульса палеты (баланс прошел угол освобождения), колесо начинает поворачиваться, а зуб, скользя по плоскости импульса палеты, сообщает импульс вилке, которая передает его балансу посредством эллипса. Импульс закончится тогда, когда пятка зуба соскочит с плоскости импульса палеты.

Угол, пройденный за это время балансом, называется углом импульса баланса. Импульс баланса заканчивается за положением равновесия. Часто сумму угла освобождения и угла импульса баланса называют углом подъема баланса.

После прохождения угла импульса, когда эллипс уже покинул паз вилки (импульс закончился), баланс начинает отклоняться от положения равновесия к своему другому крайнему положению, проходя дополнительную дугу.

 

 

6. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА

Выше мы указывали, что анкерный спуск снабжен копьем и двойным роликом, который состоит из импульсной и предохранительной ролек.

Копье и предохранительная ролька составляют предохранительное приспособление спуска и служат для того, чтобы анкерная вилка не могла произвольно, без помощи баланса, повернуться от одного установочного штифта к другому. При отсутствии предохранительного приспособления последовательность работы спуска не нарушится. Но может случиться, что при прохождении балансом дополнительной дуги, когда вилка прижата к установочному штифту, часы получат сотрясение или толчок извне. Момент силы притяжки, который удерживает вилку у установочного штифта, окажется недостаточным, и вилка перебросится от одного установочного штифта к другому. В результате этого баланс, двигаясь к положению равновесия, вместо паза вилки ударится эллипсом о внешнюю 

стенку рожка. Удар этот довольно жесткий, и в лучшем случае-произойдет остановка часов, а в худшем — даже поломка эллипса.

В анкерном спуске, снабженном копьем и предохранительным роликом, несвоевременный переброс вилки не может произойти от воздействия внешнего толчка, потому что движение копья ограничено боковой поверхностью ролика (фиг. 71).

Правильный (своевременный) переброс вилки от одного штифта, к другому осуществляется балансом с помощью эллипса. Для того-чтобы сделать возможным этот переброс, предохранительный ролик; имеет вырез, который располагается симметрично относительно эллипса и дает возможность беспрепятственного прохода копья (фиг. 67, б).

Для того чтобы обеспечить балансу свободное прохождение дополнительных дуг, т. е. чтобы копье не прикасалось к предохранительному ролику, когда вилка лежит на покое, должен существовать зазор между копьем и предохранительным роликом. Зазор этот обеспечивается притяжкой и измеряется углом, на который нужно повернуть вилку от установочного штифта, чтобы копье коснулось поверхности предохранительного ролика (фиг. 71). Зуб колеса при этом должен остаться на плоскости покоя палеты, т. е. угловая величина зазора не должна быть больше полного угла покоя. Если угловая величина зазора между копьем и предохранительным роликом будет больше полного угла покоя, то зуб анкерного колеса может перейти на плоскость импульса и прижать копье к ролику (фиг. 72, а). В этом случае баланс посредством эллипса не сможет перекинуть вилку к другому штифту, так как импульсная плоскость палеты опирается на зуб. Необходимо также иметь-в виду, что зазор между копьем и предохранительным роликом должен быть меньше зазора между эллипсом и рожком.

Если зазор между копьем и предохранительным роликом будет больше зазора между эллипсом и рожком, то может произойти наскок эллипса на конец рожка (фиг. 72, б). Кроме того, данное соотношение-в величине зазоров необходимо, чтобы при обратном переводе стрелок эллипс мог бы свободно пройти мимо рожков. Необходимо также отметить, что зазор в рожке должен быть больше, чем угол потерянного пути. Это обстоятельство вызывается тем, что движение баланса в конце импульса очень быстрое и может оказаться, что эллипс покинет паз вилки раньше, чем будет пройден угол падения колеса и начнется прохождение потерянного пути вилки.

Если бы зазор в рожках был меньше, чем потерянный путь, то легко могло возникнуть трение эллипса о рожок, прежде чем анкерная вилка коснулась бы установочного штифта (фиг. 72, в). Копье и предохранительный ролик выполняют свою роль предохранительного приспособления спуска только до момента прохода выемки предохранительного ролика перед копьем.

Когда выемка предохранительного ролика проходит перед копьем, ,роль предохранительного приспособления выполняют эллипс и

рожок. Эллипс и рожок заканчивают свою роль предохранительных органов тогда, когда выемка предохранительного ролика пройдет мимо копья.

Игра эллипса в пазу анкерной вилки для наручных часов типа «Победа» колеблется в пределах 0,015—0,02 мм.

 

 

Фиг. 71. Схема предохранительного приспособления. 

 

 

 

Фиг. 72. Схема неправильного действия предохранительного приспособления.

Фиг. 72 г. Построение швейцарского равноплечего анкерного спуска.

 

 

Приведем размеры зазоров в предохранительных устройствах часов [16]:

Тип часов

Зазор между копьем и предохранительной частью ролика в мм

Зазор между эллипсом и рожками вилки в мм

„Победа*

0,03

0,05

„Звезда*

0.03

0,05

„Молния*

0,04

0,06

 

 

 

7. ОСТАНОВКИ НА ПЛОСКОСТИ ИМПУЛЬСА И НА ПЛОСКОСТИ ПОКОЯ

Остановки на плоскости импульса («на пальце»). Нарушение нормальной работы часов (остановка часов) в положении, когда острие зуба анкерного колеса находится на плоскости импульса палеты, называется остановкой на плоскости импульса [46].

Такой вид остановки часов в производстве чаще всего называют остановкой на пальце. В этот момент зуб анкерного колеса, точно большим пальцем руки, подпирает вилку в импульсной плоскости палеты.

 

 

Несмотря на правильный конструктивный расчет часового механизма, остановка на пальце может произойти от неправильной сборки и обнаруживается, если по окончании действия заводной пружины часы заводят вновь и их механизм не начинает работать самостоятельно без встряхивания.

Для того чтобы искусственно вызвать остановку на пальце в работающих часах, нужно пинцетом придержать баланс, не дав ему закончить угол подъема, т. е. чтобы эллипс не вышел из паза вилки, а зуб анкерного колеса не соскочил с плоскости импульса палеты. После того как будет отпущен баланс (при наличии остановки на пальце), часы не пойдут [46].

Остановка на плоскости импульса (на пальце) возникает от того, что момент импульса, создаваемый на оси баланса заводной пружиной, недостаточен и не в состоянии преодолеть сопротивление волоска — произвести его закручивание (или раскручивание). Вследствие этого зуб и удерживается на плоскости импульса в момент передачи усилия (импульса) балансу, когда баланс еще не закончил угол подъема и когда имеется контакт между эллипсом и пазом вилки. Необходимо также иметь в виду, что остановка на пальце может скорее произойти на входной палете, чем на выходной. Это объясняется тем, что момент импульса, который передается анкерным колесом на входной палете, в начале плоскости импульса больше, чем в конце, а на выходной палете — наоборот.

Основными причинами остановки на плоскости импульса (на пальце), зависящими от конструкции часов, являются [46]:

1) слишком большой угол подъема баланса (большой угол подъема баланса получается из-за длинной вилки и близкого расположения эллипса к оси баланса в импульсном ролике); 

 

2) слишком «сильный» волосок и «тяжелый» баланс, а заводная пружина «слабая»;

3) тяжелая вилка.

Недостатками в изготовлении часов, которые могут привести к остановке на пальце, являются:

1) большое трение в зубчатом зацеплении, в связи с чем происходит потеря крутящего момента, передаваемого от заводной пружины анкерному колесу;

2) трение эллипса о стенки паза вилки (паз вилки плохо обработан);

3) плохая полировка импульсных плоскостей палети зуба колеса;

4) неправильная сборка (эллипс при балансе, находящемся в положении равновесия, не лежит на линии, соединяющей оси баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, т. е. смещен волосок).

Остановка на покое. Остановкой на покое называется остановка часов в таком положении, когда зуб анкерного колеса находится на плоскости покоя входной или выходной палеты. Остановка на покое может произойти только тогда, когда механизм спуска был искусственно остановлен как раз в таком положении, когда зуб анкерного колеса лежит на плоскости покоя одной из палет. 

 

Остановка на покое может произойти в том случае, когда момент волоска, с помощью которого происходит освобождение вилки из-под зуба колеса, не в состоянии преодолеть момент силы притяжки, который удерживает вилку у установочного штифта. В случае, если часы работают, остановка на покое произойти не может, так как освобождение вилки происходит не только благодаря непосредственному действию крутящего момента волоска, но и от удара эллипса о паз вилки. Основными причинами остановки на покое, зависящими от конструкции часов, могут быть [46]:

1) слишком малый угол подъема баланса (малый угол подъема баланса бывает при большом расстоянии эллипса от оси баланса и короткой вилке);

2) слишком «легкий» баланс и «слабый» волосок, а заводная пружина «сильная»;

3) тяжелая вилка.

Если рассмотреть основные конструктивные причины (причины

1 и 2) остановки на покое и сравнить их с основными причинами остановки на пальце (причины 1 и 2), то можно видеть, что они противоположны.

Недостатками в изготовлении часов, которые могут привести к остановке на покое, являются;

1) большой угол притяжки;

2) большая глубина спуска;

3) плохая полировка плоскостей покоя палет;

4) неправильная сборка (эллипс баланса, находящегося в положении равновесия, не лежит на линии центров, соединяющей баланс, анкерную вилку и анкерное колесо, т. е. волосок смещен).

 

 

Работающие часы никогда сами по себе не остановятся в положении покоя, а по мере раскручивания заводной пружины и убывания ее момента возможность искусственной остановки на покое устраняется сама по себе.

 

 

8. ПОСТРОЕНИЕ ШВЕЙЦАРСКОГО РАВНОПЛЕЧЕГО АНКЕРНОГО СПУСКА

Построим швейцарский равноплечий анкерный спуск по следующим данным (фиг. 72, г):

а) число зубьев анкерного колеса 15;

б) действующий диаметр окружности острий зубьев анкерного колеса равен 10,4 мм 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..