5. ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА В УЗЛЕ МЕХАНИЗМА ЗАВОДКИ ЧАСОВ И ПЕРЕВОДА СТРЕЛОК (1957 год)

 

  Главная      Книги - Разные     Часовые механизмы (И.С. Беляков) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

ГЛАВА III ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ (1957 год) - часть 2

 

 

 

5. ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА В УЗЛЕ МЕХАНИЗМА ЗАВОДКИ ЧАСОВ И ПЕРЕВОДА СТРЕЛОК (1957 год)

 

На фиг. 30 изображена схема механизма заводки часов и перевода стрелок, применяемого в наручных часах «Победа». Ключ или заводной валик 2 имеет заводную головку 1.

Заводной валик (фиг. 31) на части своей длины имеет квадратное поперечное сечение. На квадрат посажена кулачковая муфта 4,

которая вращается вместе с заводным валиком, на цилиндрическом пояске заводного валика свободно посажен заводной триб 3. Кулачковая муфта (фиг. 32) и заводной триб (фиг. 33) могут между собой сцепляться торцовыми косыми зубьями. При вращении заводной головки 1 по часовой стрелке вместе с ней вращаются заводной валик 2 и кулачковая муфта 4. Кулачковая муфта своими косыми зубьями входит в зацепление с заводным трибом 3 и передает ему вращение. Заводной триб передает движение заводному колесу (фиг. 34) посредством торцовых зубьев последнего. Коронное(заводное) колесо своими радиальными зубьями передает движение барабанному колесу (как это показано на фиг. 20). Барабанное колесо насажено на квадратную часть вала барабана и приводит во вращение последний, тем самым осуществляя заводку пружины.

Перевод стрелок осуществляется следующим образом. Заводную головку оттягивают вручную до упора, при этом переводной рычаг 7 переводит заводной рычаг 5 в нижнее положение, преодолевая усилие пружины 6, как показано на фиг. 30 справа. Положение переводного рычага и заводного валика фиксируется штифтом фиксатора 8, показанного на фиг. 35. 

 

Фиг. 30. Схема механизма заводки часов и перевода стрелок. 

 

 

 

6. ПРОФИЛИ ЗУБЬЕВ КОЛЕС И ТРИБОВ

В приборостроении применяют зубчатые зацепления, в которых профиль зубьев очерчен по эвольвентным или циклоидальным кривым. Эвольвента строится следующим образом. Чертят окружность 

 

 

 

 

 

 

Для создания хороших условий работы часового механизма важно, чтобы при работе зубчатой пары передаточное отношение оставалось по возможности постоянным и чтобы скольжение соприкасающихся зубьев было бы наименьшим.

Таким требованиям удовлетворит правильно изготовленное циклоидальное зацепление. Однако трудности изготовления режущего инструмента и самих колес и трибов с таким профилем привели к тому, что практически стали применять в часах корригированное
циклоидальное зацепление, так называемое часовое зацепление. В часовом зацеплении головка зуба очерчивается не дугами эпициклоид, а дугами окружностей. Ножка зуба

 

 

очерчивается не гипоциклоидой, а прямой линией. При изготовлении трибов применяются в основном следующие 4 формы головок зубьев, показанные на фиг. 42. На фиг. 42, а показан так называемый острый зуб, головка которого очерчена дугами окружности с радиусом, равным толщине зуба. Зубья этой формы применяются в ведомых трибах с малым числом зубьев (6 или 7). На фиг. 42, б и 42, в показаны формы полуострого зуба, имеющего наибольшее применение в ведомых трибах с различным числом зубьев. Скругленный зуб (фиг. 42, г) может быть применен в ведомых трибах с большим числом зубьев, но в настоящее время применяется редко из-за трудностей изготовления.

В часовом зацеплении общая нормаль к профилям двух зубьев в точке их касания не всегда проходит через полюс зацепления и, следовательно, при работе зацепления передаточное отношение может отклоняться от своего номинального значения. В целях установления величин основных параметров, характеризующих профиль часового зацепления, в НИИЧАСПРОМ были разработаны отраслевые нормали (авторы: О. Ф. Тищенко и Н. Н. Зябрева). Нормали построены на основании теоретических расчетов, исходными данными для которых явились эксплуатационные требования, предъявляемые к часовому зубчатому зацеплению, т. е. достижение наименьшего колебания передаточного отношения и отношения вращающих моментов на колесе и на трибе, а также наименьшего отклонения этих величин от их номинальной величины и наименьшей потери энергии на трение [12]. Нормали устанавливают номинальные числовые величины размеров, определяющих профиль часового зацепления для зубчатых пар с передаточными числами от 5 до 10 для случаев передачи движения от колеса к трибу.

 

 

7. ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАЛИ НА ЗУБЧАТЫЕ ЗАЦЕПЛЕНИЯ (1957 год)

Нормали содержат ряд модулей часового зубчатого зацепления. 

Таблица модулей в мм

 

 

 

 

 

Для ориентировки при назначении допустимой величины биения, ошибок межцентрового расстояния и наружного диаметра в нормали приводится формула, позволяющая подсчитать величину проекции бокового зазора на линию центров.

Нормаль на размеры, определяющие профиль зубьев колеса и триба, облегчает работу конструктора, позволяя быстро подсчитывать 

величины всех параметров зубчатой пары. Для наиболее распространенных зубчатых пар все размеры подсчитаны и приведены к нормали. Устанавливаемые нормалью размеры являются оптимальными, обеспечивающими наилучшее качество зацепления.

 

 

 

 

 

 

 

8. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА АНКЕРНОМ КОЛЕСЕ

Как известно, период колебаний баланса в часах в большей или меньшей степени зависит от амплитуды колебаний. Поэтому возникает необходимость в применении специальных устройств для поддержания постоянства амплитуды колебаний. 

 

Главной причиной изменения амплитуды является изменение энергии импульсов, сообщаемых балансу, в результате непостоянства крутящего момента пружинного двигателя.

Устройства, обеспечивающие передачу балансу импульсов постоянной величины в условиях переменного крутящего момента двигателя называются импульсными стабилизаторами.

Импульсные стабилизаторы чрезвычайно необходимы в связи с возросшими потребностями нашей страны в точных приборах времени переносного типа с многодневным заводом (радиомаячные часы, авиационные астрономические хронометры, специальные реле времени,

замыкатели, сигнальные приборы и т. п.), где требуется достаточно большой крутящий момент при одновременном постоянстве его.

1) Инерционный импульсный стабилизатор. Схема стабилизатора показана на фиг. 45. Маховичок 2 насажен на триб анкерного колеса 1. Анкерное колесо 3 насажено на втулку 4, свободно вращающуюся на оси триба. Анкерное колесо соединено с маховичком 2 спиральной пружинкой 5, внешний конец которой закреплен в колонке на маховичке, а внутренний — во втулке 4 анкерного колеса. Пружинка 5 несколько закручена (заведена) и создает момент, стремящийся повернуть анкерное колесо. Между спицами анкерного колеса проходит штифт 6, назначение которого— ограничивать закручивание пружинки 5. Маховичок 2 под действием заводной пружины поворачивается на некоторый угол до тех пор, пока штифт 6 не упрется в спицу анкерного колеса. При этом пружинка 5 получит дополнительный завод. При движении к положению

 

 

Фиг. 45. Схема инерционного импульсного стабилизатора. 

 

Взаимодействие деталей. Спиральная пружина 1 одним концом прикреплена к оси 2, а другим — к колонке 3, укрепленной на зубчатом колесе 4, которое свободно вращается на оси 2. Штифт 5 укреплен на рычаге 6, который, в свою очередь, неподвижно закреплен на планетарном трибе 7.

Гнезда под цапфы планетарного триба 7 находятся: для нижней цапфы в мосту 8, а для верхней — в колесе 4. Мост 8 прикреплен к колесу 4. Рычаг 9 неподвижно укреплен на оси 2. Мост 10 привинчен к колонкам 11, которые запрессованы в колесе 4. Штифт 12 запрессован в рычаг 13, который имеет неподвижную посадку на оси 14.

 

Ось 14 имеет опоры в колесе 4 ив мосту 10. Рычаг 16 закреплен неподвижно на оси 15, которая имеет опоры в колесе 4 ив мосту 10. Между рычагами 13 и 16 натянута пружина 17. Колесо 18 привинчено к платине 20. Колесо 19 находится в постоянном 

 

зацеплении с колесом 4, а планетарный триб 7 — с колесом 18. Ось 2 свободно вращается в отверстиях колес 4 и 18.

Взаимодействие узлов. Зубчатое колесо 19 под действием заводной пружины передает крутящий момент на колесо 4, которое не может повернуться ввиду того, что рычаг 6, опираясь своим концом на кромку выреза оси 15, связывает колесо 4 с неподвижным колесом 18 через посредство планетарного триба 7.

Рычаг 16, опираясь своим концом на кромку выреза оси 14, остается неподвижным до момента подзаводки спиральной пружины.





Подзаводка. Колесо 4, будучи связано с неподвижным колесом 18 системой рычагов, не вращается. Спиральная пружина 1, предварительно заведенная на угол φ, вращает ось 2, а следовательно, поворачивает и рычаг 9, который подходит к штифту 12 и начинает поворачивать рычаг 13 с осью 14. Ось 14, будучи повернутой на незначительный угол, позволяет рычагу 16 под действием пружины 17 проскочить через вырез в оси 14, в связи с чем повернется ось 15 и освободит рычаг 6. Как только рычаги 13 и 16 проскочили в вырезы осей 14 и 15, колесо 4 перестает быть связанным с неподвижным колесом 18 и под действием крутящего момента колеса 19, мгновенно поворачиваясь на 1/4 оборота, поведет колонку 3, тем самым обеспечивая подзаводку спиральной пружины 1. Поворот на 1/4 оборота обусловливается передаточным отношением между планетарным трибом 7 и колесом 18.





Возврат в исходное положение. Как только рычаги 13 и 16 проскочили в вырезы осей 14 и 15, штифт 5, вращаясь с рычагом 6, отводит рычаг 16 в исходное положение. При этом рычаг 16, упираясь концом в вырез оси 14, отводит рычаг 13, натягивая при этом пружину 14, которая и позволяет рычагам 13 и 16 занять исходное положение. С рычагом 16 стала в исходное положение и ось 15, вследствие чего рычаг 6 при своем вращении снова упадет на кромку среза оси 15 и займет исходное положение.

Колесо 4 опять оказалось связанным с неподвижным колесом 18, а ось 2 продолжает свое вращение под действием спиральной пружины. Затем следует повторение цикла в том же порядке. Резерв хода спиральной пружинки 1 равен 15 сек.

Рассмотренный нами планетарный импульсный стабилизатор дал возможность получить исключительно высокую точность хода радиомаячных часов, показавших на государственных испытаниях уклонение хода за 6 суток на 6,5 сек. [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..