ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Московской области (2018-2028 год) - часть 9

 

  Главная      Книги - Лесное дело     ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Московской области (2018-2028 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Московской области (2018-2028 год) - часть 9

 

 

170
почвы цезием-137 (137 Cs
) - от 1 до 5 Ки/км2 (от 37 до 185 кБк/м2) и по плот-
ности загрязнения почвы стронцием-90 (90Sr
) от 0.15 до 1 Ки/км2 (от 5,55 до
37 кБк/м2);
б) зона средней степени загрязнения лесов - по плотности загрязнения
почвы цезием-137 (137 Cs
) от 5 до 15 Ки/км2 (от 185 до 555 кБк/м2) и по плот-
ности загрязнения почвы стронцием-90 (90Sr
) от 1 до 3 Ки/км2 (от 37 до 111
кБк/м2);
в) зона высокой степени загрязнения лесов - по плотности загрязнения
почвы цезием-137 (137 Cs
) от 15 до 40 Ки/км2 (от 555 до 1480 кБк/м2) и по
плотности загрязнения почвы стронцием-90 (90Sr
) свыше 3 Ки/км2 (свыше
111 кБк/м2);
г) зона крайне высокой степени загрязнения лесов - по плотности загряз-
нения почвы цезием-137 (
) свыше 40 Ки/км2 (свыше 1480 кБк/м2).
137 Cs
Целями осуществления профилактических и реабилитационных меро-
приятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов являются:
а) предотвращение вторичного загрязнения лесов радионуклидами;
б) сохранение средообразующих функций лесов;
в) возврат в хозяйственный оборот лесных участков, загрязненных ради-
онуклидами;
г) получение нормативно чистой по радиационному фактору древесины
и других лесных ресурсов, а также продуктов их переработки.
В целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду
обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от
нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены
леса, подлежат рекультивации.
Особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществ-
ления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом ис-
полнительной власти.
Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных
веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромагнитного
или радиоактивного излучения) в количествах, вызывающих изменение со-
става и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на
человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По про-
исхождению загрязнения разделяются на антропогенные и естественные, по
воздействию на организмы и экосистемы - на механические, физические, био-
логические и химические.
При проведении мероприятий, назначенных в лесохозяйственном регла-
менте, должны учитываться причины загрязнения от проводимых мероприя-
тий, приниматься все возможное для сокращения загрязнения окружающей
171
среды.
Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основ-
ными группами:
лесной - предназначенной для выращивания насаждений;
нелесной - представленной угодьями, не используемыми в лесном хо-
зяйстве землями и землями специального назначения.
Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени
антропогенного воздействия.
Если в первой группе воздействие человека носит временный характер и
необходимо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойство
лесного биогеоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструк-
туры, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес.
Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти ка-
тегории земель различны. Основное воздействие на лесные земли при выполне-
нии мероприятий лесохозяйственного регламента происходит в процессе лесо-
пользования и прежде всего, заготовки древесины и рекреации.
В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов:
- древесные отходы;
- отходы от работы техники и транспорта;
- бытовые отходы.
По данным «Временного классификатора токсичных промышленных от-
ходов», М, 1987, при заготовке и вывозке древесины при организации заго-
товки в спелых и перестойных насаждениях (рубки главного пользования) об-
разуются следующие отходы на 1 тыс.м3 заготовленной древесины.
Таблица 14.15
Характеристика и объем отходов по классам опасности
Количество отходов,
Наименование отходов
тонн на 1 тыс.м3
1
2
Отходы II класса опасности
Аккумуляторная кислота
0,00022
Отходы III класса опасности
Отходы синтетических и минеральных масел
(отработанное моторное и трансмиссионное масло)
0,0158
Индустриальное масло
0,000322
Нефтешлам при зачистке резервуаров
0,0015
Нефтешлам (проливы ГСМ)
0,0004
Промасленные фильтры
0,001
Ветошь промасленная
0,0011
Уловленные нефтепродукты очистных сооружений
0,003
ливневых стоков и мойки автомобилей
172
продолжение таблицы 14.15
Количество отходов,
Наименование отходов
тонн на 1 тыс.м3
1
2
Итого
0,023342
Отходы IV класса опасности
Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная
древесина) *
130,0
Отходы древесные (козырьки, отхода раскряжевки)
16,0
Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая,
0,00003
огарки сварочных электродов
Лом абразивных изделий
0,00038
Отработанные аккумуляторы без электролита
0,0025
Осадок (шлам) нейтрализации электролита
0,00023
Отработанные шины
0,006
Лом цветных металлов
0,00037
Зола древесная
0,0036
Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной
0,000302
Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых
0,004
сточных вод
Твердые бытовые отходы (ТБО)
0,0384
Отходы потребления подобные ТБО
0,0012
Отходы медпункта
0,000096
Пищевые отходы пунктов общественного питания
0,0074
Итого
146,0645
Всего
146,08784
*Примечание: лесосечные древесные отходы по критерию опасности от-
носятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтвержде-
ния данного класса опасности экспериментальным методом классифициру-
ются как отходы IV класса опасности.
Данные таблицы 14.14 носят усредненный характер и в зависимости от
способов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отли-
чаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается
неизменным.
Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV-V клас-
сов опасности.
Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных
документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной.
Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза,
следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также пози-
тивную роль хозяйственных мероприятий в сохранении целевых пород и со-
здании «нормальных» лесных насаждений.
Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние
173
оказывает рекреационной лесопользование. Наиболее существенными и кон-
тролируемыми показателями антропогенного воздействия при этом виде лесо-
пользования является дигрессия лесной среды и сохранение площади лесных
земель в составе лесного участка.
Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участ-
ков является важнейшей задачей органов управления и контроля.
Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату
передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со
ст. 69 Лесного кодекса РФ (проектирование лесных участков), при наличии це-
левого финансирования, или в процессе производства натурных работ при со-
ставлении «Проекта освоения лесов».
Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия
ст. 41 Лесного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении
их благоустройства на нелесных и не покрытых лесом землях.
Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих
объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрица-
тельного воздействия связано с рекультивацией нарушенных при строитель-
стве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий.
Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по
трем направлениям:
- строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес;
- осуществление всех видов лесопользования;
- организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве техниче-
ских объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по требованию которого в проектах
строительства производится оценка вредного воздействия проектных меро-
приятий на окружающую среду (ОВОС).
Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплу-
атации, контролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995
№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в
отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по про-
хождению экологической экспертизы и контроля за исполнением проектных
решений.
Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования
регулируется системой мероприятий, разрабатываемых в «Проектах освоения
лесов». В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности,
наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка дре-
весины, ведение охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке ме-
сторождений полезных ископаемых.
К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в
отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в
обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов»:
174
1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только
на нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не
менее 50-60% общей площади лесного участка.
2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрес-
сии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие
мероприятия обязательны.
3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покры-
тых лесом земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых ле-
сом земель.
Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области
устанавливается требование по запрещению переруба и равномерному освое-
нию расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород).
Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и
технических условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При
использовании лесов в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по
уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптималь-
ной численности животных и, прежде всего, копытных.
Обязательства пользователей животного мира по предотвращению
ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире».
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного
мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо
по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методи-
ками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактиче-
ским затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том
числе упущенной выгоды.
В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате
жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному
хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если
пользователь животным миром является членом такого фонда.
Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они
не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьше-
нию ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях,
если специально уполномоченные государственные органы по охране, кон-
тролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их
обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миров в изъ-
ятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лес-
ному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные
лица соответствующего специально уполномоченного государственного ор-
гана по охране, контролю и регулированию использования объектов животного
мира и среды их обитания.
Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторож-
дений полезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановле-
ние лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация
земель. Технология рекультивации, график ее проведения детально рассматри-
ваются в «Проектах освоения лесов», и задача органов управления состоит в
175
надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации.
Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена ме-
роприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия
призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их
проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При
практическом применении возможных технических решений предпочтение
следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздей-
ствия на леса.
2.17.2. Требования к защите лесов (нормативы и параметры
санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических
мероприятий по защите лесов, мероприятий по ликвидации очагов
вредных организмов, а также других определенных уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти мероприятий)
Защита лесов от вредных организмов регламентируется статьями 60.1-
60.11 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» (далее - Пра-
вила санитарной безопасности).
Леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных расте-
ний любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезне-
творных организмов любых видов, биологических типов, которые способны
нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и
предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вред-
ных организмов - на их ликвидацию.
Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантин-
ных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
21.07.2014 года № 206-ФЗ "О карантине растений".
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, орга-
нами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в
соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмот-
рено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими
использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения ле-
сов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения
договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаж-
дений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бес-
срочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользо-
вания лесными участками.
Правила санитарной безопасности устанавливают порядок и условия ор-
ганизации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования,
176
направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использо-
вании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Меры санитарной безопасности в лесах, за исключением лесозащитного
районирования и государственного лесопатологического мониторинга, осу-
ществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федера-
ции, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом
освоения лесов.
Лесозащитное районирование.
При лесозащитном районировании определяются зоны слабой, средней
и сильной лесопатологической угрозы, а также зоны использования наземных
и (или) дистанционных методов осуществления государственного лесопатоло-
гического мониторинга, проведения лесопатологических обследований.
Порядок лесозащитного районирования установлен приказом Минпри-
роды России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении порядка лесозащитного рай-
онирования».
Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой
систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных ме-
тодов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происхо-
дящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза
изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Государственный лесопатологический мониторинг является частью гос-
ударственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды).
Порядок осуществления государственного лесопатологического монито-
ринга установлен приказом Минприроды России от 05.04.2017 № 156 «Об
утверждении порядка осуществления государственного лесопатологического
мониторинга».
Лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных
государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информа-
ции о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Порядок проведения лесопатологических обследований установлен при-
казом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка
проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологиче-
ского обследования».
Лесопатологические обследования (далее - ЛПО) проводятся с исполь-
зованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными и инстру-
ментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки
санитарного и лесопатологического состояния лесов.
177
ЛПО проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатоло-
гического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопато-
логическом состоянии лесов.
Проведение ЛПО обеспечивается органами государственной власти или
органами местного самоуправления в пределах их полномочий, (далее - упол-
номоченные органы), определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, либо
гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридиче-
скими лицами, осуществляющими использование лесов.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, граж-
дане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и
воспроизводство лесов (далее - граждане, в том числе индивидуальные пред-
приниматели, юридические лица), в случае обнаружения признаков появления
вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массо-
вого повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнару-
жения проинформировать об этом уполномоченные органы.
Информация направляется в письменном или электронном виде с указа-
нием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием при-
знаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади
повреждения и контактных данных заявителя: фамилия, имя, отчество (при
наличии) и телефон).
Проверка информации проводится уполномоченными органами в 30-
дневный срок с момента ее получения.
ЛПО проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных ме-
тодов, визуальными и (или) инструментальными способами, обеспечиваю-
щими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического со-
стояния лесов.
ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном
(характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных катего-
рий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется
по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) со-
стоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий
по предупреждению распространения вредных организмов.
ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного пери-
ода с момента распускания листвы (хвои) и до момента начала сезонной де-
хромации (изменения цвета хвои или листьев в результате воздействия небла-
гоприятных природных и антропогенных факторов).
В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях, а также лесных
насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожа-
рами, ЛПО проводятся в течение года.
Объемы ЛПО в лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохо-
зяйственном регламенте лесничеств (лесопарков) не указываются и определя-
ются ежегодно, в том числе с учетом данных государственного лесопатологи-
ческого мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом
состоянии лесов.
178
ЛПО визуальным способом планируются на основе информации о сани-
тарном и лесопатологическом состоянии лесов, полученной в результате осу-
ществления государственного лесопатологического мониторинга, государ-
ственного мониторинга воспроизводства лесов, мониторинга пожарной опас-
ности в лесах и лесных пожаров, а также информации, полученной от уполно-
моченных органов, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц.
ЛПО инструментальным способом планируются на лесных участках, на
которых по результатам ЛПО визуальным способом или по информации, по-
лученной из других источников, необходимо проведение санитарно-оздорови-
тельных мероприятий (далее - СОМ).
ЛПО визуальным способом проводятся с использованием наземных и
(или) дистанционных методов.
ЛПО инструментальным способом проводятся только с использованием
наземного метода.
В процессе ЛПО производятся:
определение причин повреждений (или гибели) лесных насаждений, а
также выявление аварийных деревьев;
определение местоположения и границ поврежденных лесных участков;
определение текущего санитарного и лесопатологического состояния
лесных участков;
назначение мероприятий по предупреждению распространения вредных
организмов, в том числе профилактических мероприятий по защите лесов, а
также агитационных мероприятий (далее - мероприятия) в первую очередь на
лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной дея-
тельности, в ценных лесах.
Площади однородных по своему состоянию выделов определяются пу-
тем сложения площадей соответствующих выделов, указанных в таксацион-
ном описании, а при отсутствии таксационных описаний вычисляются на ос-
новании координат границ описываемых участков леса.
При неоднородности санитарного и лесопатологического состояния вы-
дела описывается его часть, обладающая однородными характеристиками для
назначенных мероприятий (лесопатологический выдел). Минимальная пло-
щадь лесопатологического выдела в зоне сильной лесопатологической угрозы
- 0,1 га; в зоне средней лесопатологической угрозы - 0,5 га; в зоне слабой ле-
сопатологической угрозы - 1 га.
По результатам осуществления ЛПО составляется акт лесопатологиче-
ского обследования по форме, приведенной в приложении 2 к приказу Мин-
природы России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения
лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обсле-
дования».
При ЛПО определяются таксационная характеристика по обследуемому
лесотаксационному выделу, при необходимости по лесопатологическому вы-
делу, причины ослабления и гибели насаждений, характер усыхания, распре-
179
деление деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля дере-
вьев на поврежденном лесном участке с визуальными признаками поврежде-
ния, выраженная в процентах, или уровень повреждения отдельных частей де-
рева) в % от запаса насаждения, а также признаков повреждений деревьев и
доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков.
При изменении характеристик санитарного и лесопатологического со-
стояния лесных участков, повлекших ухудшение санитарного и (или) лесопа-
тологического состояния лесных участков ЛПО проводятся повторно.
По результатам ЛПО составляется Акт лесопатологического обследова-
ния, в котором указываются процент выборки деревьев по категориям состоя-
ния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, при-
чины повреждения и гибели лесных насаждений. Форма акта утверждена при-
казом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка
проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологиче-
ского обследования».
В зависимости от способа ЛПО заполняются соответствующие разделы
и приложения к акту лесопатологического обследования.
Каждый заполненный раздел акта и приложения к нему подписываются
исполнителями работ по проведению ЛПО.
В течение 2-х рабочих дней после подписания акт направляется в упол-
номоченные органы для утверждения и опубликования.
В течение 10-ти рабочих дней со дня поступления акта с приложениями
уполномоченные органы рассматривают акт и при отсутствии замечаний
утверждают его.
В срок не позднее 3-х рабочих дней со дня утверждения акт без прило-
жений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифици-
рованной электронной подписью, размещается на официальном сайте органа
государственной власти или органа местного самоуправления в информаци-
онно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Одновременно с размещением на официальном сайте акт с приложени-
ями к нему направляется в форме электронного документа, подписанного уси-
ленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой
системы межведомственного электронного взаимодействия или информаци-
онно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
"Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации феде-
ральный орган исполнительной власти.
Актами ЛПО назначаются мероприятия по предупреждению распро-
странения вредных организмов.
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя
проведение:
1) профилактических мероприятий по защите лесов;
2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погиб-
ших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприят-
ных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки повреждения
180
неблагоприятными факторами) лесных насаждений, уборки неликвидной дре-
весины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений
гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других не-
благоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев;
3) агитационных меропирятий.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях,
проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных орга-
низмов осуществляется с учетом особенностей режима особой охраны терри-
торий.
Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению рас-
пространения вредных организмов:
- в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим
актом лесопатологического обследования;
- в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатоло-
гического обследования или о внесении в него изменений;
- в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3
статьи 60.6 Лесного кодекса акта лесопатологического обследования на офи-
циальном сайте уполномоченных органов в информационно-телекоммуника-
ционной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия по защите лесов
Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчиво-
сти лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса.
Основанием для планирования профилактических мероприятий явля-
ются результаты лесопатологических обследований (далее - ЛПО). Результаты
планирования профилактических мероприятий отражаются в лесохозяйствен-
ных регламентах и проектах освоения лесов.
Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные
и биотехнические.
К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся:
- использование удобрений и минеральных добавок для повышения
устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды (засуха,
повреждение насекомыми);
- лечение деревьев;
- применение пестицидов для предотвращения появления очагов вредных
организмов.
Лечение деревьев осуществляется в первую очередь на лесных участках,
предоставленных для осуществления рекреационной деятельности. Лечение
деревьев заключается в обрезке отдельных усыхающих и поврежденных вет-
вей, удалении плодовых тел дереворазрушающих грибов, лечении ран, сана-
ции дупел.
Применение пестицидов и биологических средств для предотвращения
появления очагов вредных организмов в первую очередь производится на
181
участках ценных лесов или в питомниках на основании прогнозных данных на
начальной фазе развития очага. При этом не допускается использование пести-
цидов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохи-
микатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации,
предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О
безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Профилактическими биотехническими мероприятиями являются:
- улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и дру-
гих насекомоядных животных;
- охрана местообитаний, выпуск, расселение и интродукция насекомых-
энтомофагов;
- посев травянистых нектароносных растений.
Улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и
насекомоядных животных заключается в их охране, посадке деревьев и кустар-
ников для гнездования, развешивании скворечников и дуплянок, подкормке,
посадке ремиз (полос или куртин из древесных или кустарниковых растений,
служащих местами укрытия и кормления полезных птиц), сохранении и созда-
нии в лесу источников воды.
Посев травянистых нектароносных растений производится в непосред-
ственной близости от лесных участков, на которых возникают очаги вредных
насекомых, или по опушкам этих лесных участков.
Санитарно-оздоровительные мероприятия
Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с
целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения
угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насажде-
ниями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия не-
благоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные
условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотиче-
ские факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений,
уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами,
использующими леса на основании договора аренды, права постоянного (бес-
срочного) пользования лесным участком, отражаются в лесной декларации.
Планирование объемов СОМ на лесных участках, не переданных в поль-
зование, отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества (лесопарка)
на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и
ЛПО.
При распределении объемов СОМ по кварталам года учитываются сте-
пень и время повреждения лесных насаждений, биология древесной породы,
182
вредных насекомых и возбудителей заболеваний. Во избежание распростране-
ния инфекции сплошные и выборочные санитарные рубки следует проводить
преимущественно в зимний период.
СОМ не планируются в лесных насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исклю-
чением случаев угрозы возникновения в этих лесных насаждениях очагов
вредных организмов, а также в лесничествах, где лесные насаждения данных
бонитетов являются преобладающими.
СОМ планируются в лесах любого целевого назначения и всех катего-
рий защитных лесов, кроме заповедных участков.
Отвод лесосек для проведения СОМ в лесных насаждениях (лиственных
и лиственничных) (30% и более в составе насаждений) проводится в вегетаци-
онный период (кроме лесных участков, поврежденных ветрами (ветровал, бу-
релом - деревьев 5 "а", "б" и 6 "а", "б" категорий состояния) и верховыми по-
жарами).
Размер лесосек для проведения СОМ не лимитируется.
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в
форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной
(для поврежденных насаждений) санитарной рубки.
В молодняках до созревания в них деловой древесины при наличии по-
гибших семенников проводятся выборочные санитарные рубки и (или) уборка
неликвидной древесины.
Отвод лесосек под санитарные сплошные и выборочные рубки произво-
дится по результатам ЛПО, проводимого инструментальным способом в соот-
ветствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Мин-
природы России от 13.09.2016 № 474.
Уменьшение периметра лесосеки (уменьшение количества столбов на
углах лесосеки) при отводе в сплошную и выборочную санитарную рубку до-
пускается в пределах, не превышающих 10 % от площади погибшего или по-
врежденного участка леса.
На визирах лесосек, отводимых в выборочную санитарную рубку, дере-
вья не срубаются, и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а
также рубки кустарника.
При назначении в сплошную и выборочную санитарную рубку в обяза-
тельном порядке отбираются деревья 5 - 6-й категорий состояния. Ветровал,
бурелом и снеголом относят к 5 - 6-й категориям состояния.
Допускается назначение в сплошную и выборочную санитарную рубку
деревьев категорий состояния в следующих случаях:
- деревья хвойных пород 4-й категории состояния;
- деревья 3 - 4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхаю-
щие) назначаются в рубку при повреждении корневой губкой (в сосняках), де-
ревья осины - при повреждении осиновым трутовиком и деревья различных
видов вяза - при повреждении голландской болезнью;
- в лесных насаждениях, пройденных лесным пожаром: деревья с нали-
чием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обя-
зательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем
183
у 100 деревьев) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола (нали-
чие пробной площади также обязательно);
- деревья хвойных пород, имеющие повреждения коры лосем и другими
животными более трети окружности ствола, или поселения стволовых вреди-
телей, занимающие более половины окружности ствола.
Отбор деревьев в выборочную и сплошную санитарную рубку при по-
вреждении хвое- и листогрызущими насекомыми производится после завер-
шения периода восстановления хвои (листвы).
При выборочной санитарной рубке жизнеспособные деревья с дуплами
в количестве 5 - 10 шт./га оставляются в целях обеспечения естественными
укрытиями представителей животного мира.
Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную
книгу Российской Федерации и (или) в Красные книги субъектов Российской
Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустар-
ников, заготовка древесины которых не допускается, в соответствии Приказом
Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) де-
ревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается», разре-
шается рубка только погибших экземпляров.
После проведения выборочных санитарных рубок полнота лесных
насаждений не должна быть ниже минимальных допустимых значений, при
которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соот-
ветствующие их категориям защитности или целевому назначению.
В лесных насаждениях, для которых в естественных условиях харак-
терно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты после
выборочных санитарных рубок не лимитируется. К таким лесным насажде-
ниям относятся: можжевеловые, арчовые, саксауловые, высокогорные кед-
рачи.
В спелых и перестойных насаждениях в эксплуатационных лесах выбо-
рочные санитарные рубки не проводятся. При наличии в них повышенного те-
кущего отпада они планируются в рубку для заготовки древесины в первую
очередь.
В лесных насаждениях с участием ели, пихты в составе 70 % и более
проведение выборочных рубок запрещается, за исключением случаев, когда
полнота в данной категории защитности не лимитируется.
Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается весь древостой
на площади 0,1 га и более. Запрещается проводить сплошную санитарную
рубку на всем выделе, если куртины деревьев без признаков ослабления пре-
вышают половину площади данного выдела.
Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в кото-
рых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже пре-
дельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев вы-
полнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целе-
вому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при
проведении ЛПО.
184
Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок
подлежат сжиганию, мульчированию или вывозу в места, предназначенные
для переработки древесины.
Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования вет-
ровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений при
наличии неликвидной древесины более 90% от общего запаса погибших дере-
вьев.
В первую очередь уборка неликвидной древесины производится в лесах,
выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также в цен-
ных лесах. На землях другого целевого назначения и иных категорий защит-
ных лесов уборка неликвидной древесины производится в случае, если созда-
ется угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной опасно-
сти в лесах.
По результатам осуществления СОМ вносятся изменения в лесной план
субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества.
Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда
жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и иму-
ществу граждан и юридических лиц.
Ликвидация очагов вредных организмов
Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следу-
ющие меры:
1) проведение обследований очагов вредных организмов;
2) уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том
числе с применением химических препаратов;
3) рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возраст-
ного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Проведение обследований очагов вредных организмов в том числе на
лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осу-
ществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ органами гос-
ударственной власти или органами местного самоуправления в пределах пол-
номочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84
Лесного кодекса РФ.
Объем древесины, заготовленной при проведении мероприятий по лик-
видации очагов вредных организмов, в расчетную лесосеку не включается.
По результатам осуществления мероприятий по ликвидации очагов
вредных организмов вносятся изменения в лесной план субъекта Российской
Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Правила ликвидации очагов вредных организмов устанавливаются при-
казом Минприроды России от 23.06.2016 № 361 «Об утверждении правил лик-
видации вредных организмов».
До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению
численности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными ор-
ганами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подго-
товительными работами являются:
- организация авиационных работ;
185
- организация и контроль завоза пестицидов (химических или биологи-
ческих препаратов, используемых для борьбы с вредными организмами, по-
вреждающими лесные растения);
- проведение контрольного обследования очагов вредных организмов в
порядке, предусмотренном пунктами 11 - 14 Правил ликвидации очагов вред-
ных организмов, установленных приказом Минприроды России от 23.06.2016
№ 361;
- проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах
и въезда в них транспортных средств.
В насаждениях, поврежденных вредителями, болезнями и другими абио-
тическими и антропогенными факторами, проектируются сплошные и сани-
тарные рубки, проведение которых регламентируется Правилами санитарной
безопасности в лесах. Объемы этих рубок приводятся в таблице 15.
Таблица 15
Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий
Рубка погибших и повре-
Уборка
жденных лесных насаж-
Уборка
нелик-
Ед.
дений
аварий-
Показатели
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Хозяйство - хвойное
Преобладающая порода - Сосна
1.
Выявленный
га
772,9
251,8
521,1
-
4733,8
5506,7
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
77,21
59,18
18,03
-
299,49
376,7
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
257,6
83,9
173,7
-
946,8
1204,4
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
25,737
19,727
6,010
-
59,898
85,635
ликвидный
тыс.м3
24,294
17,937
6,357
-
11,896
36,190
деловой
тыс.м3
2,587
1,980
0,607
-
0
2,587
186
продолжение таблицы 15
Рубка погибших и повре-
Уборка
Уборка
жденных лесных насаж-
ава-
нелик-
Ед.
дений
Показатели
рий-
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Преобладающая порода - Ель
1.
Выявленный
га
12379,9
7910,2
4469,7
-
2838,7
15218,6
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
2112,98
1955,05
157,93
-
74,40
2187,38
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
4126,6
2636,7
1489,9
-
567,7
4694,3
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
704,326
651,683
52,643
-
14,880
719,206
ликвидный
тыс.м3
648,347
591,860
56,487
-
0,706
649,053
деловой
тыс.м3
71,587
66,147
5,440
-
0
71,587
Итого по хвойным
1.
Выявленный
га
13152,8
8162,0
4990,8
-
7572,5
20725,3
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
2190,19
2014,23
175,96
-
373,89
2564,08
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
4384,2
2720,6
1663,6
-
1514,5
5898,7
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
730,063
671,410
58,653
-
74,778
804,841
ликвидный
тыс.м3
672,641
609,797
62,844
-
12,602
685,243
187
продолжение таблицы 15
Рубка погибших и повре-
Уборка
Уборка
жденных лесных насаж-
ава-
нелик-
Ед.
дений
Показатели
рий-
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
деловой
тыс.м3
74,174
68,127
6,047
-
0
74,174
Хозяйство - твердолиственное
Преобладающая порода - Дуб низкоствольный
1.
Выявленный
га
12,1
6,7
5,4
-
6,1
18,2
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
1,22
1,15
0,07
-
0,18
1,4
требованиям,
всего
6,2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
11
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
4
2,2
1,8
-
1,2
5,2
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
0,406
0,383
0,023
-
0,036
0,442
ликвидный
тыс.м3
0,356
0,333
0,023
-
0
0,356
деловой
тыс.м3
0,043
0,043
0
-
0
0,043
Итого твердолиственных
1.
Выявленный
га
12,1
6,7
5,4
-
6,1
18,2
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
1,22
1,15
0,070
-
0,18
1,4
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
11
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
4
2,2
1,8
-
1,2
5,2
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
0,406
0,383
0,023
-
0,036
0,442
188
продолжение таблицы 15
Рубка погибших и повре-
Уборка
Уборка
жденных лесных насаж-
ава-
нелик-
Ед.
дений
Показатели
рий-
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ликвидный
тыс.м3
0,356
0,333
0,023
-
0
0,356
деловой
тыс.м3
0,043
0,043
0
-
0
0,043
Хозяйство - мягколиственное
Преобладающая порода - Береза
1.
Выявленный
га
2621,1
2119,0
502,1
-
1902,2
4523,3
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
361,61
348,68
12,93
-
48,08
409,69
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
873,7
706,3
167,4
-
380,4
1254,1
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
120,537
116,227
4,310
-
9,616
130,153
ликвидный
тыс.м3
110,384
105,767
4,617
-
0,422
110,806
деловой
тыс.м3
12,103
11,670
0,433
-
0
12,103
Преобладающая порода - Осина
1.
Выявленный
га
694,3
687,4
6,9
-
522,6
1216,9
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
139,96
139,68
0,28
-
12,22
152,18
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
231,4
229,1
2,3
-
104,5
335,9
выбираемый
запас, всего
189
продолжение таблицы 15
Рубка погибших и повре-
Уборка
Уборка
жденных лесных насаж-
ава-
нелик-
Ед.
дений
Показатели
рий-
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
корневой
тыс.м3
46,653
46,560
0,093
-
2,444
49,097
ликвидный
тыс.м3
37,356
37,273
0,083
-
0
37,356
деловой
тыс.м3
0
0
0
-
0
0
Преобладающая порода - Ольха серая
1.
Выявленный
га
16,7
12,3
4,4
-
5,9
22,6
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
2,89
2,83
0,06
-
0,18
3,07
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
5,6
4,1
1,5
-
1,2
6,8
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
0,963
0,943
0,020
-
0,036
0,999
ликвидный
тыс.м3
0,774
0,757
0,017
-
0
0,774
деловой
тыс.м3
0
0
0
-
0
0
Преобладающая порода - Липа
1.
Выявленный
га
30,4
22,0
8,4
-
41,2
71,6
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
5,38
5,18
0,20
-
0,74
6,12
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
10,1
7,3
2,8
-
8,2
18,3
выбираемый
запас, всего
190
продолжение таблицы 15
Рубка погибших и повре-
Уборка
Уборка
жденных лесных насаж-
ава-
нелик-
Ед.
дений
Показатели
рий-
видной
Итого
п.п.
изм.
в том числе
ных де-
древе-
всего
сплош-
выбо-
ревьев
сины
ная
рочная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
корневой
тыс.м3
1,794
1,727
0,067
-
0,148
1,942
ликвидный
тыс.м3
0,733
0,693
0,040
-
0
0,733
деловой
тыс.м3
0,176
0,173
0,003
-
0
0,176
Итого мягколиственных
1.
Выявленный
га
3362,5
2840,7
521,8
-
2471,9
5834,4
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
509,84
496,37
13,470
-
61,22
571,06
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
1120,8
946,8
174,0
-
494,3
1615,1
выбираемый
запас, всего
корневой
тыс.м3
169,947
165,457
4,490
-
12,244
182,191
ликвидный
тыс.м3
149,247
144,490
4,757
-
0,422
149,669
деловой
тыс.м3
12,279
11,843
0,436
-
0
12,279
Всего по лесничеству
1.
Выявленный
га
16527,4
11009,4
5518,0
-
10050,5
26577,9
фонд по лесо-
водственным
тыс.м3
2701,25
2511,75
189,50
-
435,29
3136,54
требованиям,
всего
2.
Срок вырубки
лет
3
3
3
-
5
или уборки
3.
Ежегодный
допустимый
объем изъятия
древесины:
площадь
га
5509,0
3669,6
1839,4
-
2010,0
7519,0
выбираемый
запас, всего

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..