Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 22

 

 

337 

 

Акционерное  общество  Микрокредитная  компания  «Гарантийный  фонд 

Самарской области» активно взаимодействует с АО «Федеральная корпорация 

по  развитию  малого  и  среднего  предпринимательства»,  что  позволяет  регио-

нальному Гарантийному  фонду предоставлять дополнительные гарантии и по-

ручительства субъектам малого и среднего предпринимательства при недоста-

ющем обеспечении банковского кредита или договора лизинга. 

В  Самарской  области  сделаны  значительные  шаги,  способствующие  до-

ступу предпринимателям к финансовым ресурсам через механизмы лизинга, с 

целью проведения модернизации основных производственных фондов. Самар-

ская  областная  лизинговая  компания  для  малого  и  среднего  бизнеса  при  под-

держке федеральных финансовых структур будет решать задачи поддержки ма-

лых и средних предприятий – производителей оборудования по реализации их 

продукции  через  механизмы  лизинга,  предоставляя  в  лизинг  конкурентоспо-

собную продукцию, произведенную этими компаниями, другим субъектам ма-

лого и среднего предпринимательства. 

В  связи  с  финансовыми  трудностями  многих  малых  предприятий  акту-

альным является гарантирование займов для них. Существует два варианта ор-

ганизации работы подобной схемы: гарантирование рисков по одиночным зай-

мам и гарантирование пакетов кредитов. В настоящее время в Самарской обла-

сти эффективно реализуется первый тип гарантирования. Использование второ-

го типа схемы оптимально для заемщиков – небольших предприятий МСП без 

длительной  кредитной  истории  и  с  финансовой  отчетностью  по  упрощенным 

формам. 

Отбор заявок отдается на усмотрение банкам, и гарантируется покрытие 

определенного  процента  возможных  потерь  по  всему  пакету  кредитов  (рис. 

128). Учреждение, ответственное за выдачу гарантий, в данном случае занима-

ется разработкой общей  финансовой  политики,  а  также  контролем расходов и 

итогов работы программы гарантирования займов. Такой способ предпочтите-

лен для организации выдачи малых кредитов при условии, что спрос и заемщи-

ки хорошо изучены. 

338 

 

 

 

Рис. 128. Пакетное гарантирование займов 

 

При выборе данного способа предоставления гарантий необходимо будет, 

прежде всего, оценить размер ожидаемых потерь и возможности адаптировать 

программу и ее внутреннее устройство к конкретному типу заемщиков (отрас-

лям) и выстроить политику компенсирования потерь банкам. Схема компенса-

ции  должна  стимулировать  банки  сохранять  качество  портфеля  кредитов  на 

должном  уровне.  Для  эффективности  реализации  программ  финансовой  под-

держки  в  виде  пакетного  гарантирования  займов  необходимо  исследовать  по-

требности в финансировании МСП – потенциальных участников программ. 

Раскрытие  предпринимательского  потенциала.  Вовлечение  молодежи  в 

предпринимательство. 

В текущих экономических условиях  одним их  приоритетов в деятельно-

сти органов государственной власти и органов местного самоуправления явля-

ется  решение  задачи  по  возрождению  интереса  к  предпринимательской  дея-

339 

 

тельности. При этом помощь будет оказываться через становление нового по-

коления  предпринимателей,  популяризацию  малого  и  среднего  предпринима-

тельства  и  создания  «своего  дела»,  развитие  молодежного  предприниматель-

ства, повышение престижа предпринимательской деятельности, тиражирование 

лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на регио-

нальном и муниципальном уровнях. 

В  рамках  этой  работы  будет  обеспечено  тиражирование  в  СМИ  локаль-

ных историй успеха предпринимателей, учреждение наград за вклад в развитие 

предпринимательства,  вручаемых  за  достижение  значимых  экономических ре-

зультатов,  включая  создание  высокопроизводительных  рабочих  мест,  коммер-

циализацию  инновационных  технологий,  а  также  проведение  специализиро-

ванных  мероприятий,  посвященных  истории  развития  предпринимательства  в 

России. 

Воспитанию нового поколения предпринимателей способствует активное 

вовлечение  в  предпринимательскую  деятельность  молодых  людей.  С  этой  це-

лью реализуется общероссийский проект «Ты — предприниматель». Основная 

цель программы – формирование у молодых людей системы знаний и навыков, 

необходимых для открытия и успешного развития собственного дела. 

В формировании кадрового потенциала малого и среднего предпринима-

тельства  будет  играть  реализация  специализированных  образовательных  про-

грамм, в том числе для начальной и средней школы, направленных на развитие 

предпринимательских  способностей  c  самого  раннего  возраста,  а  также  для 

слушателей высших учебных заведений. В Самарской области уже существует 

опыт проведения подобных программ. 

В целях вовлечения школьников и молодежи в предпринимательство со-

здаются  Центры  молодежного  инновационного  творчества  (ЦМИТ),  ориенти-

рованные на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов 

малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи.  

ЦМИТ – это инфраструктура, небольшая научно-производственная лабо-

ратория  по  одному  или  нескольким  научным  направлениям,  обеспечивающая 

340 

 

выявление и первичную профессиональную ориентацию технически талантли-

вых детей для наиболее полного раскрытия их природного потенциала, а также 

доступность  высокотехнологичного  оборудования  для  детей,  молодежи,  субъ-

ектов малого и среднего предпринимательства с целью материализации их ин-

новационных идей.  

ЦМИТ представляет собой зону свободного доступа, где молодежь может 

реализовывать  свои  технические  идеи,  обучаться  и  обмениваться  опытом. 

ЦМИТ оснащен сравнительно недорогим и простым в использовании оборудо-

ванием.  Это  позволяет  работать  на  нем  без  прохождения  специального  дли-

тельного обучения. 

Целевой  аудиторией  ЦМИТа  являются  школьники,  молодые  ученые, 

старт-ап  проекты  и  бизнес.  Ежегодно  пользоваться  услугами  Центров  будет 

около 10 тыс. человек. Центры созданы на площадках ведущих вузов области, 

обладающих  развитой  инновационной  инфраструктурой  и  высококвалифици-

рованными  специалистами  (Самарский  национальный исследовательский  уни-

верситет  имени  академика  С.П.Королёва,  Самарский  государственный  меди-

цинский  университет,  Тольяттинском  государственном  университет,  Самар-

ский государственный экономический университет), создаются и успешно раз-

виваются частные ЦМИТы.  

Создание ассоциации наставников для МСП. 

Сложившаяся  система  информационно-консультационной  поддержки 

предпринимателей в Самарской области отвечает базовым потребностям МСП. 

Однако  слабо  представлены  инструменты  передачи  опыта  предприниматель-

ской  деятельности  начинающим  предпринимателям  от  состоявшихся  предста-

вителей бизнеса. Одним из таких инструментов  является создание ассоциации 

наставников, главной задачей которой станет оказание консультационной под-

держки  в  организации  и  развитии  собственного  бизнеса:  система  наставниче-

ства, персональные консультации, проведение курсов и семинаров и информа-

ционная  поддержка.  Преимущества  такого  подхода  заключаются  в  том,  что 

опытные управленцы на собственном опыте знают, какие основные проблемы 

341 

 

возникают  в  компаниях  при  выходе  на  рынок  на  разных  этапах  развития.  На 

первоначальном  этапе  систему  наставничества  целесообразно  выстраивать  на 

базе  действующих  общественных  объединений  предпринимателей,  работаю-

щих  на  территории  Самарской  области,  представляющих  интересы  бизнеса  и 

входящих  в  инфраструктуру  поддержки  предпринимательства,  что  предостав-

ляет им более широкие возможности при оказании консультационной помощи 

начинающим предпринимателям. 

В дальнейшем возможно создать Ассоциацию в виде некоммерческой ор-

ганизации. Основной задачей членов ассоциации будет являться персональное 

консультирование начинающих предпринимателей по вопросам организации и 

развития бизнеса, внедрения инновационных идей и коммерциализации разра-

боток.  Ассоциация  может  организовывать  курсы  и  семинары  по  актуальным 

вопросам  и  «горячую  линию»,  по  которой  предприниматели  смогут  получить 

консультации. Таким образом, это позволит более полно использовать ресурсы 

членов ассоциации и охватить широкий круг предпринимателей. Также ассоци-

ация может предоставлять информационные материалы, шаблоны документов, 

отраслевые обзоры. В данном контексте целесообразно установить сотрудниче-

ство  с  другими  организациями  информационной  поддержки  региона.  В  каче-

стве  примера  для  новой  структуры  может  быть  взята  Ассоциация  советников 

малого бизнеса, которая функционирует в США с 1964 года (рис. 129). 

342 

 

 

Рис. 129. Организация ассоциации наставников для МСП на примере SCORE 

 

Снижение административных барьеров. 

Самарская  область  имеет  значительный  потенциал  по  улучшению  пред-

принимательского  климата  за  счет  упрощения  административных  процедур. 

Наибольший потенциал по сокращению административных барьеров  наблюда-

ется  в  процедурах  получения  разрешений  на  строительство  и  подключения  к 

системе электроснабжения, газоснабжения.  

Это связано с высокими тарифами на электроэнергию, при этом дополни-

тельными  проблемами  являются  значительные  сроки  подключения  к  сетям 

электроэнергии, обременительные требования технических условий на подклю-

чение.  

Длительное, многоэтапное и затратное подключение  также отмечено и в 

газораспределительной  системе  (подключение  к  газоснабжению  затратно  по 

стоимости и продолжительно по времени). 

343 

 

Для  улучшения  предпринимательского  климата  необходимо  обеспечить 

снижение этих барьеров (рис. 130). 

 

Рис. 130. Рейтинг регионов по результатам исследования Всемирного  

банка «Ведение бизнеса в России» 

 

Для  снижения  административных  барьеров  одним  из  ключевых  методов 

может стать принятие и реализация региональных дорожных карт по снижению 

административных  барьеров,  где  будут  четко  указаны  зоны  ответственности 

всех ведомств и заданы соответствующие цели, например, по снижению сроков 

отдельных процедур или их упрощению. Дополнительным инструментом сни-

жения административных барьеров может стать «единое окно» (либо центры по 

принципу «единого окна») для субъектов малого и среднего предприниматель-

ства  при  подключении  к  коммунальной  инфраструктуре  (электроэнергия,  газ, 

вода)  в  целях  упрощения  взаимодействия  субъектов  малого  и  среднего  пред-

принимательства  с  естественными  монополиями.  В  таких  центрах,  например, 

можно агрегировать представителей организаций, оказывающих коммунальные 

услуги, предоставляющих различную документацию, связанную с подключени-

344 

 

ем к коммунальным сетям. В настоящее время процедура подключения состоит 

из  большого  числа  этапов,  которые  проходят  в  различных  инстанциях.  Также 

необходимо принять и реализовать четкий порядок действий для потребителей 

при подключении к коммунальным сетям, который будет содержать список не-

обходимых документов и время, необходимое для прохождения отдельных эта-

пов. 

В Самарской области данная работа начата в рамках внедрения стандарта 

деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 

по  обеспечению  благоприятного  инвестиционного  климата  в  Самарской  обла-

сти.  Работает  «Проектный  офис»  по  внедрению  Стандарта  в  Самарской  обла-

сти, где рассматриваются вопросы разработки «дорожных карт» по упрощению 

административных  процедур  при  подключении  к  электросетям,  получению 

разрешений  на  строительство  и  др.  (более  подробно  освещено  в  разделе  1.7 

настоящей стратегии). 

Налоговое регулирование и нелегальное предпринимательство. 

Налоговое  регулирование,  направленное  на  развитие  малого  и  среднего 

предпринимательства, будет осуществляться через снижение налоговой нагруз-

ки на этапе начала бизнеса путем принятия регионального закона о «налоговых 

каникулах». 

Одними  из  ключевых  проблем,  коренным  образом  влияющих  на  пред-

принимательский  климат,  являются  отсутствие  упрощенной  формы  легализа-

ции трудовой деятельности для самозанятых граждан, избыточная фискальная 

и  административная  нагрузка  на  малый  бизнес,  отсутствие  у  муниципальных 

властей заинтересованности в развитии малого и среднего бизнеса. 

Вопрос  конкуренции  легального  и  нелегального  бизнеса  выделяется 

предпринимателями  области  как  один  из  сдерживающих  факторов  развития. 

Предприниматели,  которые  прекращают  официальное  ведение  предпринима-

тельской  деятельности,  пополняют  ряды  граждан,  ведущих  незаконную  пред-

принимательскую  деятельность.  Выдержать  конкуренцию  законопослушному 

345 

 

предпринимателю  сложно,  что  приводит  к  уменьшению  легального  предпри-

нимательства. 

В этой связи необходимо принять действенные меры по противодействию 

нелегальному предпринимательству (поскольку недобросовестным предприни-

мателям легче заплатить несущественный штраф (от 500 до 2000 рублей), чем 

официально  осуществлять  свою  деятельность).  Деятельность  незарегистриро-

ванных  предпринимателей наносит прямой  ущерб  государству  в  виде  неполу-

ченных  доходов  бюджета,  дискредитирует  провозглашенные  государством 

идеи и принципы экономической политики перед законопослушными предста-

вителями бизнеса и обществом в целом. 

Самарская область активно участвует в разработке законодательных ини-

циатив  по  вопросу  нелегального  предпринимательства.  Контролирующим  и 

проверяющим органам Самарской области совместно с органами исполнитель-

ной власти, органами местного самоуправления с привлечением общественных 

объединений  предпринимателей  разрабатываются  меры  по  пресечению  неле-

гального предпринимательства. 

Способствовать выводу из «тени» нелегального предпринимательства бу-

дет  установление  особого,  льготного  порядка  налогообложения  для  самозаня-

тых граждан и упрощение налогового администрирования, что положительно в 

целом отразится  на  развитии  предпринимательства  в  регионе и  на  уровне  му-

ниципальных образований. 

Реализация  данных  мер  позволит  вывести  из  «тени»  нелегальное  пред-

принимательство и увеличить число занятых в сфере малого бизнеса Самарской 

области и поступление налогов в местные бюджеты. 

Комплексная  реализация  всех  направлений  и  мер  поддержки  малого  и 

среднего предпринимательства позволит создать благоприятную среду для его 

развития на территории Самарской области, что, в свою очередь, будет способ-

ствовать  снижению  уровня  безработицы  и  социальной  напряженности  в  реги-

оне,  создаст  предпосылки  для  роста  налоговых  поступлений  в  бюджеты  всех 

уровней и повышения конкурентоспособности экономики региона в долгосроч-

346 

 

ной  перспективе.  В  складывающейся  ситуации  усиливается  роль  муниципаль-

ных образований в развитии малого и среднего предпринимательства. Разрабо-

танные  механизмы  мотивации  органов  местного  самоуправления,  способству-

ющие  активной  политике  в  сфере  малого  и  среднего  предпринимательства  на 

местном уровне, будут осуществляться путем реализации проекта «Региональ-

ное наблюдение», тиражированием лучших практик муниципальных образова-

ний Самарской области и муниципальных образований других субъектов Рос-

сийской Федерации, а также формированием единой системы показателей. 

На  федеральном  уровне  создан  институт  развития  малого  и  среднего 

предпринимательства  в  Российской  Федерации  –  акционерное  общество  «Фе-

деральная  корпорация  по  развитию  малого  и  среднего  предпринимательства». 

Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 рекомендовано 

органам  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органам 

местного  самоуправления  при  участии  акционерного  общества  «Федеральная 

корпорация  по  развитию  малого  и  среднего  предпринимательства»  организо-

вать  работу  по  поддержке  малого  и  среднего  предпринимательства.  С  целью 

реализации Указа дальнейшее выстраивание региональной политики поддерж-

ки  малого  и  среднего  предпринимательства  совместно  с муниципальными  об-

разованиями Самарской области будет осуществляться по единым стандартам, 

подходам, инструментариям. 

 

3.1.5. Внешнеэкономическая деятельность 

 

Развитие  внешнеэкономических  связей  Самарской  области  требует  фор-

мирования эффективной и комплексной системы государственного стимулиро-

вания  внешнеэкономической  деятельности  и  поддержки  экспортно-

ориентированных предприятий.  Такая система  будет  способствовать решению 

основных задач развития внешнеэкономической деятельности региона: 

-  стимулирование  внешнеэкономической  активности  организаций  регио-

на; 

347 

 

-  развитие  экспортного  потенциала Самарской  области,  увеличение доли 

высокотехнологичного экспорта;  

-  содействие  улучшению  конкурентных  позиций  региона  и  расширению 

рынков сбыта региональной продукции. 

Ключевыми  направлениями  реализации  поставленных  задач  станут  сле-

дующие: 

-  проведение  маркетинговых  исследований  по  различным  вопросам 

внешнеэкономической  деятельности,  организация  мониторинга  и  анализа  со-

стояния внешнеэкономической деятельности Самарской области; 

-  участие  представителей  Самарской  области  в  работе  межправитель-

ственных комиссий, деловых советов и рабочих групп, российских союзов, ор-

ганизаций и ассоциаций; 

-  обеспечение  деятельности  организаций  инфраструктуры  поддержки  

внешнеэкономической деятельности, в том числе для субъектов малого и сред-

него  предпринимательства,  осуществляющих  внешнеэкономическую  деятель-

ность; 

-  создание  и  поддержка  региональных  информационных  ресурсов  для 

участников внешнеэкономической деятельности; 

-  оказание  информационно-консультационной  поддержки  участникам 

внешнеэкономической деятельности Самарской области; 

-  содействие наращиванию  компетенций  сотрудников предприятий и  ор-

ганизаций  Самарской  области  в  сфере  внешнеэкономической  деятельности,  в 

том  числе  путем  организации  программ  подготовки,  переподготовки  и  повы-

шения квалификации кадров; 

-  формирование  и  исполнение  ежегодного  плана  выставочных  и  презен-

тационных  мероприятий  Правительства  Самарской  области  с  учетом  приори-

тетных направлений социально-экономического развития региона; 

-  планирование  и  организация  целевых  мероприятий  по  освоению  внеш-

них  рынков  (торгово-экономических  миссий  за  рубеж,  мероприятий  в  рамках 

348 

 

сотрудничества  с  иностранными  государствами,  зарубежными  регионами-

партнерами Самарской области); 

- активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации 

в иностранных государствах в работу по продвижению экспортного потенциала 

Самарской  области,  развитие  института  торговых  представителей  Самарской 

области в странах – стратегических партнерах Самарской области; 

-  максимальное  использование  возможностей  федеральной  инфраструк-

туры  поддержки  экспорта  (Российский  экспортный  центр,  Российское 

агентство  по  страхованию  экспортных  кредитов  и  инвестиций  и  других)  для 

оказания  финансовой,  страховой  и  консультационной  поддержки  экспортной 

деятельности самарских компаний; 

-  развитие  и  расширение  региональных  мер  поддержки  внешнеэкономи-

ческой деятельности. 

Реализация данных задач и направлений будет осуществляться в соответ-

ствии с мерами государственной поддержки, установленными на федеральном 

уровне (в частности в рамках государственной программы Российской Федера-

ции  «Развитие  внешнеэкономической  деятельности»,  утвержденной  постанов-

лением  Правительства  Российской  Федерации  от  15.04.2014  № 330,  и  Плана 

мероприятий  («дорожной  карты»)  «Поддержка  доступа  на  рынки  зарубежных 

стран  и  поддержка  экспорта»,  утвержденного  распоряжением  Правительства 

Российской Федерации от 29.06.2012 № 1128-р), а также в соответствии с пла-

нируемой к разработке региональной программой развития внешнеэкономиче-

ской деятельности в Самарской области. 

 

3.2. Улучшение качества жизни населения 

 

3.2.1. Демографическое развитие 

 
Цели и задачи региональной политики в сфере народонаселения основы-

ваются на приоритетах демографической политики Российской Федерации, со-

держащихся  в  Концепции  демографической  политики  Российской  Федерации 

на  период  до  2025  года,  указах  Президента  Российской  Федерации  от 

349 

 

07.05.2012 № 597-600, 606, Национальной стратегии действий в интересах де-

тей на 2012 – 2017 годы, Концепции государственной миграционной политики 

Российской Федерации на период до 2025 года. 

Стратегической  целью  демографического  развития  области  на  долго-

срочный период является улучшение демографической ситуации и увеличение 

численности населения региона. 

Ключевыми задачами демографической политики являются: 

повышение уровня рождаемости и укрепление семейных отношений; 

сокращение уровня смертности и улучшение здоровья населения. Основ-

ное  внимание будет  уделено  сокращению  смертности  граждан  в  трудоспособ-

ном возрасте, в том числе от социально-значимых причин, укреплению здоро-

вья граждан и формированию здорового образа жизни, дальнейшему снижению 

младенческой смертности; 

повышение миграционной привлекательности региона области. 

Решение  задачи  по  повышению  уровня  рождаемости  и  укреплению  се-

мейных отношений предполагает реализацию следующих направлений: 

поддержка семей в зависимости от числа детей и очередности их рожде-

ния  с  целью  ориентации  родителей  на  рождение  второго  и  третьего  ребенка, 

что  является  особо  актуальным  в  условиях  сокращения  численности  женщин 

активных репродуктивных возрастов; 

содействие формированию идеологии крепких семейных отношений, по-

вышение престижа семей с детьми, материнства и отцовства, создание условий 

для развития общесемейных ориентиров и интересов; 

обеспечение  потребности  семей  в  образовательных  услугах  для  детей 

(дошкольного, школьного, дополнительного образования); 

повышение доступности жилья для семей с детьми; 

создание в городах и районах области среды обитания, благоприятной для 

семей с детьми; 

улучшение репродуктивного здоровья граждан; 

350 

 

реализация  комплекса  мер  по  содействию  занятости  женщин,  имеющих 

малолетних  детей,  в  целях  совмещения  трудовой  деятельности  с  воспитанием 

детей. 

Решение задачи по сокращению уровня смертности и улучшению здоро-

вья населения включает в себя: 

развитие  системы  профилактики  заболеваний,  особенно  сердечно-

сосудистых, новообразований, социально-значимых болезней, предупреждение 

факторов их развития; 

повышение  доступности  и  качества  медицинской  помощи,  развитие  вы-

сокотехнологичных видов медицинской помощи; 

реализация  мер  по  сокращению  смертности  граждан  трудоспособного 

возраста, сокращению предотвратимых потерь здоровья; 

содействие  оздоровлению  образа  жизни  граждан  за  счет  развития  и  мо-

дернизации  инфраструктуры  спорта,  популяризации  массового  и  профессио-

нального спорта, физической культуры. 

Решение  задачи  по  повышению  миграционной  привлекательности  обла-

сти включает в себя: 

содействие привлечению мигрантов из других регионов России; 

развитие разных форм пространственной мобильности с целью осуществ-

ления трудовой деятельности; 

содействие  образовательной  миграции  и  поддержка  академической  мо-

бильности; 

реализация  государственной  программы  Самарской  области  «Оказание 

содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественни-

ков, проживающих за рубежом»; 

реализация  мер  по  адаптации  и  интеграции  мигрантов,  формированию 

конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообще-

ством; 

351 

 

содействие  переселению  на  постоянное  место  жительства  квалифициро-

ванных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных 

на рынке труда области; 

противодействие незаконной миграции. 

Ключевые  параметры  видения  развития  демографической  ситуации  до 

2030 года представлены на рисунке 131. 

 

 

 

Рис. 131. Стратегическое видение демографического развития 

Самарской области по целевому варианту развития 

 

Произойдут изменения в возрастной структуре населения. Увеличатся до-

ли  детей  и  подростков  до  17,2%  от  общей  численности  населения  в  2030 году 

против 16,1% в 2015 году и лиц пенсионного возраста с 26% до 27,8% соответ-

ственно.  Продолжится  сокращение  численности  граждан  трудоспособного  воз-

раста, их доля в общей численности снизится с 57,9% в 2015 году до 55%. Общая 

демографическая нагрузка на трудоспособное население будет расти и составит 

в 2030 году 818 человек нетрудоспособного возраста на тысячу человек трудо-

способного возраста, что на 90 человек больше, чем в 2015 году. 

352 

 

Сокращение численности граждан трудоспособного возраста в долгосроч-

ном периоде (на70 тыс. человек или на 3,8% в 2030 году относительно 2015 года) 

может привести к сокращению численности трудовых ресурсов региона, форми-

руемых за счет местного населения. Тем не менее, при условии роста произво-

дительности труда и уровня обеспеченности экономики  высокопроизводитель-

ными  и  наукоемкими  рабочими  местами,  т.е.  при  решении  стратегических  за-

дач, определяющих вектор успешности развития региона, но влекущих высво-

бождение излишней рабочей силы в результате оптимизации штатной структу-

ры  организаций,  собственных  трудовых  ресурсов  для  поступательного  долго-

срочного экономического развития области в количественном отношении будет 

достаточно. На первый план выдвигается решение задачи обеспечения иннова-

ционного  развития  экономики  области  трудовыми  ресурсами,  обладающими 

необходимыми профессионально-квалификационными качествами и компетен-

циями. Ключевая роль в этом отводится системе профессионального образова-

ния, которая будет модернизироваться в целях повышения эффективности под-

готовки  кадров,  соответствующих  потребностям  экономики  и  современным 

технологиям.  Кроме  того,  будут  приниматься  меры,  предусматривающие  по-

вышение экономической активности населения, незадействованного в трудовой 

сфере. 

Основным  целевым  индикатором  демографического  развития  является 

ожидаемая  продолжительность  жизни  граждан,  которая  в  2030  году  может  вы-

расти до 80 лет – почти на 10 лет выше, чем в 2015 году. 

 

3.2.2. Повышение материального благосостояния жителей 

 

Стратегической целью Самарской области в сфере уровня жизни населе-

ния является достижение среднеевропейских показателей благосостояния. Для 

достижения стратегической цели будут решаться следующие задачи:  

- повышение уровня доходов населения до уровня развитых европейских 

стран; 

- ликвидация абсолютной бедности; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..