Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 9

 

 

129 

Многочисленной  категорией  населения  (более  четверти  жителей  регио-

на),  материальное  благосостояние  которой  напрямую  зависит  от  государства, 

являются  пенсионеры.  В  последние  годы  уровень  пенсионного  обеспечения 

граждан существенно повышен (в начале 2015 года – в 1,4 раза по сравнению с 

началом  2011  года).  На  01.02.2015  средний  размер  назначенных  пенсий  в  Са-

марской области составил 11,8 тыс. рублей. Кроме того, следует отметить, что 

благодаря  региональной  социальной  доплате  к  пенсии  до  уровня  величины 

прожиточного минимума пенсионера в Самарской области численность пенси-

онеров,  имеющих  материальное  обеспечение  ниже  величины  прожиточного 

минимума, на 01.02.2015 составила 9,7% (на 01.02.2011– 13,3%). 

К данной категории относятся те пенсионеры, которые продолжают осу-

ществлять трудовую деятельность и соответственно, получая заработную плату 

(даже  на  уровне  минимального  размера  оплаты  труда),  фактически  не  могут 

быть причислены к бедному населению.  

В  2014  году  пожилым  гражданам  предоставляется  31  мера  социальной 

поддержки (26 видов социальных выплат из областного бюджета). В целом бо-

лее  75%  средств,  направляемых  Правительством  области  на  социальную  под-

держку,  нацелены  на  повышение  материального  благосостояния  старшего  по-

коления. 

Среди  всех  видов  выплат  первое  место  по  объему  финансовых  средств 

принадлежит  ежемесячным денежным выплатам  (далее  –  ЕДВ)  на  оплату  жи-

лищно-коммунальных услуг (более 25%), второе место – ЕДВ труженикам ты-

ла,  ветеранам  труда,  реабилитированным  лицам и  лицам,  признанным постра-

давшими от политических репрессий (около 16%).  

К основным видам социальной помощи, предоставляемым с учетом нуж-

даемости, относятся социальная доплата к пенсии, ежемесячное пособие на ре-

бенка и доплаты к нему, субсидии на оплату жилого помещения и коммуналь-

ных  услуг  в  соответствии  с  региональным  стандартом  оплаты  жилищно-

коммунальных услуг, а также адресная социальная помощь и ежемесячная де-

130 

нежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка, не достигшего 

возраста трех лет. 

В 2014 году получателями федеральной социальной доплаты к пенсии до 

уровня величины прожиточного минимума пенсионера стали более 55 тыс. не-

работающих пенсионеров (в 2010 году данная выплата имела статус региональ-

ной и ее получателями являлись 73 тыс. человек). 

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных 

услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем 

доходов (5% в общем объеме областных социальных выплат). В 2010 – 2014 го-

дах  число  семей,  получающих  этот  вид  социальной  помощи,  сократилось  в  2 

раза до 36 тыс., что связано с ростом уровня доходов, установлением приборов 

учета, а также со снижением численности безработных граждан.  

Семьи с детьми, семьи с неработающими пенсионерами и инвалидами, а 

также одиноко проживающие граждане со среднедушевыми доходами ниже ве-

личины  прожиточного  минимума  имеют  право  на  ежемесячное  получение  со-

циальной помощи в размере 150 рублей на одного получателя. Количество по-

лучателей  адресной  социальной  помощи  ежегодно  снижается  и  достигло  25 

тыс.  семей  в  2014  году,  что,  с  одной  стороны,  свидетельствует  о  сокращении 

численности крайне бедного населения, а, с другой стороны, соответствует сути 

самой выплаты, условия предоставления которой не подразумевают длительно-

го периода ее получения.  

Родитель  в семьях со  среднедушевым доходом, размер которого не пре-

вышает величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, имеет 

право на получение ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого по-

следующего ребенка, не достигшего возраста трех лет. Размер данной выплаты 

ежегодно  индексируется  (в  2014  году  размер  выплаты составлял  7,5  тыс. руб-

лей, в 2015 году – 7,9 тыс. рублей). Число получателей выплаты в 2015 году до-

стигло 12,1 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2013 годом в 3,5 раза. 

131 

С  2014  года  в  качестве  дополнительной  материальной  поддержки  моло-

дых семей  студенческим  семьям  с  детьми  предоставляется  ежемесячное посо-

бие на ребенка в возрасте до 3 лет в размере 3 тыс. рублей. 

Кроме того, с 2010 года в регионе развивается система оказания социаль-

ной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам за счет 

средств областного бюджета по социальному контракту в  соответствии с про-

граммой социальной адаптации (Закон Самарской области от 06.05.2000 № 16-

ГД).  За  2014  год  количество  заключенных  контрактов  достигло  1,8  тыс.  (мак-

симальный размер выплаты по контракту – 35 тыс. рублей). Вместе с тем необ-

ходимо признать, что на макроэкономическом уровне эффект от воздействия на 

уровень бедности в регионе данного вида помощи малозаметен, прежде всего, 

из-за незначительного размера.  

Особой  категорией  граждан,  получающих  дополнительные  меры  соци-

альной  поддержки  только  на  территории  области,  являются  сироты  Великой 

Отечественной войны. С января 2012 года им установлена ежемесячная денеж-

ная выплата в размере 500 рублей.  

В  Самарской области  функционирует  действенная  система  мер  социаль-

ной поддержки семей с детьми. В 2014 году всего в области оказывалось 28 ви-

дов социальной поддержки для данной категории населения, которыми охваче-

но более 200 тыс. семей. Из них областными мерами являются 18 социальных 

выплат.  

Общий объем финансирования мер социальной поддержки семей с деть-

ми в 2013 году сложился на уровне 2,9 млрд. рублей, что составило чуть более 

20% общего объема и соответствует региональному профилю бедности.  

В  области  предоставляется  региональный  семейный  капитал  в  размере 

100 тыс. рублей на детей, рожденных третьими и последующими (в 2014 году 

получателями являлись 4001 человек).  

В  Самарской  области  действует  сеть  из  117  учреждений,  оказывающих 

комплексную социальную помощь детям и семьям с детьми, в том числе нахо-

132 

дящимися в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги предоставляют-

ся в стационарной и полустационарной формах. 

В каждом муниципальном образовании функционирует центр социальной 

помощи семье и детям – центр «Семья», являющийся своего рода «социальной 

поликлиникой» (44 учреждения и 3 отделения). На профилактическом учете в 

территориальных центрах социальной помощи семье и детям состоит около 13 

тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитыва-

ется более 18 тыс. детей. 

Важное  значение  для  сохранения  семьи,  оказания  помощи  женщинам  с 

детьми,  попавшим  в  трудную  жизненную  ситуацию,  оказывает  деятельность 

социальных гостиниц (1 учреждение и 6 отделений при комплексных центрах). 

Реабилитационные услуги детям, находящимся в трудной жизненной си-

туации, в том числе воспитывающимся в замещающих семьях, предоставляют-

ся  на  базе  социально-реабилитационных  центров  и  социальных  приютов  для 

несовершеннолетних,  расположенных  практически  в  каждом  муниципальном 

образовании Самарской области. В данные учреждения дети помещаются сро-

ком до шести месяцев в целях нормализации родительско-детских отношений, 

а также на время подбора замещающих родителей для ребенка, оставшегося без 

попечения родителей. 

В сети учреждений службы семьи, оказывающих услуги детям и семьям с 

детьми,  находящимся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  том  числе  детям-

инвалидам,  действуют  центры  диагностики  и  консультирования  (13  учрежде-

ний), выполняющие роли психолого-медико-педагогических комиссий (далее – 

ПМПК).  Согласно  Федеральному  закону  «Об  образовании»  ПМПК  отводится 

координирующая роль в выборе образовательного и реабилитационного марш-

рута обучающегося, в том числе об определении формы и степени его инклю-

зии (интеграции) в образовательную среду. 

С 2014 года в единую систему социального обслуживания семьи и детей 

включены  специализированные  учреждения  для  детей-сирот  и  детей,  остав-

133 

шихся без попечения родителей: детские дома (6 учреждений) и дома ребенка 

(5 учреждений). 

В рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей 

на 2012 – 2017 годы, Федерального закона «Об образовании в Российской Фе-

дерации», постановления Правительства  Российской Федерации от 24.05.2014 

№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без 

попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения 

родителей» в Самарской области проводится реформирование учреждений для 

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реформирование и 

реструктуризация  затронет  6  образовательных  учреждений  для  детей-сирот  и 

детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов), создание на их ба-

зе учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся 

без  попечения  родителей,  проведение  разукрупнения  имеющихся  детских  до-

мов. 

Действующие  социально-реабилитационные центры и приюты для несо-

вершеннолетних  Самарской области  планируется  преобразовать  в  учреждения 

для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.  Это  позволит 

создать единое реабилитационное пространство для данной категории детей.  

В процессе реформирования учреждений для детей-сирот и детей, остав-

шихся  без  попечения  родителей,  будут  сформированы  условия  проживания  и 

воспитания,  приближенных  к  домашним,  модернизирована  материально-

техническая  база  учреждений  позволяющая  отойти  от  традиционного  уклада 

учреждений интернатного  типа, что  позволит активизировать  передачу  воспи-

танников данных учреждений в замещающие семьи, решить проблемы их соци-

ализации после выпуска из учреждений. 

В целях повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов в сфере 

социальной защиты региона действуют 47 центров социального обслуживания 

граждан пожилого возраста и инвалидов,  39 стационарных учреждений соци-

ального обслуживания населения, где проживает более 5 тыс. граждан. 

134 

С  учетом  современных  тенденций  развития  социального  обслуживания 

наиболее  значимым  и  социально  эффективным  является надомное  социальное 

обслуживание.  Оно  направлено  на  максимально  возможное  продление  пребы-

вания  получателя  социальных  услуг  в  привычной  благоприятной  социальной 

среде. В целом по области 99,8% пожилых граждан и инвалидов, обратившихся 

в социальные службы, получают необходимые им социальные услуги на дому. 

Это приводит к тому, что в области наблюдается тенденция «утяжеления» об-

служиваемых  людей.  Все  более  востребованными  становятся  трудозатратные 

услуги по уходу. Это обуславливает то, что очередность граждан, нуждающих-

ся  в  стационарном  социальном  обслуживании,  растет  и  по  состоянию  на 

01.01.2015 года составляет 767 человек, в том числе в пансионаты общего типа 

– 176 человек, в учреждения психоневрологического профиля – 581 человек.  

В целях снижения очередности, обеспечения доступности, безопасности и 

качества предоставления стационарного социального обслуживания в 2014 году 

утверждена  Перспективная  схема  развития  и  размещения  стационарных  учре-

ждений  социального  обслуживания  граждан  пожилого  возраста  и  инвалидов 

Самарской области до 2020 года. 

Для снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном обслу-

живании в Самарской области проводится большая работа по применению ин-

новационных  стационарозамещающих  технологий  (институт  приемной  семьи, 

школы реабилитации и ухода), увеличению  объемов реабилитационных услуг. 

По состоянию на 01.01.2015 в Самарской области создано 208 приемных семей 

для пожилых людей и инвалидов, которые позволили им находиться в домаш-

них комфортных для них условиях. 

Конкретные  меры  социальной  поддержки  инвалидов,  направленные  на 

исполнение обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов, дополняются 

в  регионе  действием  Закона  Самарской  области  от  10.02.2009  №  7-ГД  «Об 

обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам 

социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в 

Самарской  области».  Проводится  адаптация  зданий  социально  значимых  объ-

135 

ектов  и  их  оснащение  специализированным  оборудованием  с  учетом  требова-

ний доступности для инвалидов всех категорий. Кроме того, принята и реали-

зуется «дорожная карта» по повышению показателей доступности для инвали-

дов социально значимых объектов и услуг. 

В  сфере  социальной  защиты  сформирована  система  комплексной  реаби-

литации инвалидов всех категорий, основу которой составляет сеть из 18 госу-

дарственных  учреждений,  оказывающих  реабилитационные  услуги  инвалидам 

и детям-инвалидам, в том числе 11 реабилитационных центров, предоставляю-

щих услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями и их семьям. 

Учреждения ежегодно предоставляют услуги более 12,5 тыс. инвалидам, детям-

инвалидам  и  членам  их  семей,  но  потребность  в  реабилитационных  услугах 

остается высокой – в списках учета состоит более 9 тыс. человек. В целях рас-

ширения  сети  реабилитационных  учреждений  в  2016-2018  годах  планируется 

отработка  проектов  государственно-частного  партнерства.  Кроме  того,  плани-

руется работа по формированию на территории Самарской области межведом-

ственной  системы  комплексной  реабилитации  инвалидов,  в  том  числе  детей-

инвалидов, а также системы ранней помощи детям с ограниченными возможно-

стями здоровья.  

Одной  из  задач  социальной  политики  является  создание  безбарьерной 

школьной среды для детей-инвалидов. В Самарской области начиная с 2001 го-

да  ведется  работа  по  созданию  условий  для  обучения  детей  с  ограниченными 

возможностями  здоровья  в  общеобразовательных  учреждениях  по  месту  жи-

тельства  –  внедрению  инклюзивного образования.  В  2014  году  в  22  образова-

тельных учреждениях области установлено оборудование, обеспечивающее до-

ступность зданий и помещений детям, ограниченным в передвижении.  

Одновременно с этим в целях обеспечения индивидуальной мобильности 

инвалидов  всех  возрастных  групп  в  Самарской  области  реализуются  следую-

щие меры социальной поддержки: 

-  обеспечение  инвалидов  техническими  средствами  реабилитации,  вклю-

чая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий; 

136 

- обеспечение автотранспортными средствами детей-инвалидов и инвали-

дов с детства; 

-  выплаты  инвалидам  страховых  премий  по  договорам  обязательного 

страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 

счет средств федерального бюджета.  

С  1  января  2010  года  Самарской  области  переданы  федеральные  полно-

мочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ве-

теранов путевками на санаторно-курортное лечение с оплатой проезда на меж-

дугородном транспорте к месту лечения и обратно. 

По состоянию на 01.01.2016 в Самарской области состояло на получение 

путевок на санаторно-курортное лечение более 26 тыс. человек. Ежегодно вы-

деляемые средства из федерального бюджета позволяют обеспечить путевками 

20-25%  от  потребности.  Объем  выделяемых  субвенций  субъектам  Российской 

Федерации  на  обеспечение  санаторно-курортным  лечением  формируется  по 

принципу  солидарного  участия  в  нем  всех  федеральных  льготополучателей, 

вносящих часть ЕДВ. 

Фактически  75%  получателей  ЕДВ  отказываются  от  набора  социальных 

услуг,  внося за санаторно-курортное лечение 1 416,0 рублей в год, и претендуя  

при этом на путевку стоимостью не менее 19 тысяч рублей. В связи с чем, оче-

редность  на  санаторно-курортное  лечение  ежегодно  увеличивается,  аналогич-

ная  ситуация  складывается  и  в  других  регионах  страны.  Правительством  Са-

марской  области  проводится  работа  по  привлечению  дополнительных  средств 

из федерального бюджета. 

В настоящее время одной из основных проблем в деятельности учрежде-

ний социального обслуживания является дефицит квалифицированных кадров, 

обусловленный в основном низким уровнем оплаты труда  работников. За 2014 

год  средняя  заработная  плата  социальных  работников  государственных  учре-

ждений  социального  обслуживания  за  счет  всех  источников  финансирования 

составила 14947 рублей. 

137 

Также в результате проведенной диагностики были выделены следующие 

ключевые проблемы развития сферы социальной защиты:  

-  несоответствие  количества  стационарных  учреждений  и  их  эксплуата-

ционных характеристик потребностям населения и утвержденным нормативам 

(износ основных фондов составляет более 60%);  

-  недостаточная  доступность  инфраструктуры  объектов  социального  об-

служивания для инвалидов и маломобильных групп населения; 

-  подавляющая  часть  социальных  выплат  представлена  пособиями,  вы-

плачиваемыми по категориальному признаку без учета реальной нуждаемости 

получателей; 

- недостаточное обеспечение инвалидов техническими средствами реаби-

литации, низкие темпы создания безбарьерной среды; 

- низкая оперативность предоставления социальной помощи лицам, нахо-

дящимся в трудной жизненной ситуации; 

-  высокая  очередность  в  стационарные  учреждения  социального  обслу-

живания (психоневрологического профиля); 

-  нехватка  реабилитационных  учреждений  и  высокий  уровень  очередно-

сти на прохождение курсов реабилитации; 

-  низкий  уровень  охвата  санаторно-курортным  лечением  нуждающихся 

граждан. 

 

1.4.6. Развитие гражданского общества

 

 

Институты  гражданского  общества  являются  одним  из  ключевых  ресур-

сов развития Самарской области по инновационному сценарию с активизацией 

новых региональных «полюсов роста», кластеров креативной экономики. Дан-

ные институты способны внести существенный вклад в формирование в реги-

оне  социальной  среды,  необходимой  для  использования  конкурентных  пре-

имуществ, связанных с развитием высокотехнологичного производства, интел-

лектуальных  и  высокотехнологичных  услуг,  для  решения  проблем  дефицита 

кадров  по  специальностям  и  профессиям,  обеспечивающим  технологическое 

138 

развитие и диверсификацию экономики, а также для повышения доступности и 

качества  социальных  услуг  населению.  Благоприятная  социальная  среда  обес-

печит привлекательность области как места жизни и работы для образованных, 

творческих людей с активной жизненной установкой, обладающих профессио-

нальными навыками, востребованными в высокотехнологичном производстве и 

в современном предпринимательском секторе. 

Самарская область занимает одно из ведущих мест в ПФО по количеству 

зарегистрированных  некоммерческих  организаций  (далее  –  НКО).  По  состоя-

нию на 01.01.2016 в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской 

Федерации учтены 4512 действующих на территории Самарской области него-

сударственных некоммерческих организаций. 

Наиболее значимую долю в общем количестве НКО занимают организа-

ции, реализующие проекты социальной направленности (в сфере образования, 

здравоохранения,  физкультуры  и  спорта,  социальной  политики  и  культуры)  – 

около 50%, а также религиозные организации – 13%, профсоюзы – 9% и благо-

творительные организации – 5%. 

В Самарской области активно развиваются современные формы социаль-

ного  партнерства,  гражданского  (общественного)  контроля  за  деятельностью 

государства  и  механизмы  общественной  экспертизы  принимаемых  органами 

власти решений. Систему, обеспечивающую включение социально ориентиро-

ванных  НКО  (далее  СОНКО)  в  мероприятия  гражданского  контроля  и  обще-

ственной  экспертизы,  в  настоящее  время  образуют  общественная  палата  Са-

марской области, Экспертный совет при Губернаторе Самарской области по ре-

ализации проекта внедрения принципов и механизмов системы «Открытое пра-

вительство»  в  деятельность  органов  исполнительной  власти  Самарской  обла-

сти,  Общественный  совет при  Самарской  Губернской Думе,  33 общественных 

совета при органах исполнительной власти Самарской области, областная трех-

сторонняя  комиссия  по  регулированию  социально-трудовых  отношений.  При-

няты и действуют Закон Самарской области от 10.12.2012 № 127-ГД «О госу-

дарственной  поддержке  социально  ориентированных  некоммерческих  органи-

139 

заций в Самарской области» и Закон Самарской области от 24.05.1999 № 18-ГД 

«О благотворительной деятельности в Самарской области». 

Общее  состояние  сферы  гражданского  общества  в  Самарской  области 

имеет ряд преимуществ и сильных сторон: 

-  сравнительно  развитый  сектор  СО  НКО,  относительно  устойчивое  по-

ложение НКО по параметру численности сотрудников; 

-  уровень  осведомленности  жителей  о  деятельности  НКО  находится  на 

относительно высоком уровне (по сравнению со средними российскими показа-

телями); 

-  весьма  развитый,  по  общероссийским  меркам,  интерфейс  информацион-

ного взаимодействия структур гражданского общества и органов власти области; 

-  наличие основ нормативно-правовой базы и  практики  оказания ресурс-

ной поддержки НКО со стороны государственных органов региона. 

Вместе с тем в Самарской области присутствует ряд ограничений для бо-

лее активного развития сферы гражданского общества, повышения институци-

ональной устойчивости и реализации ее потенциала в решении стоящих перед 

областью  задач  перехода  социально-экономического  развития  на  инновацион-

ный сценарий: 

- невысокий уровень участия граждан в деятельности НКО; 

- уровень осведомленности граждан о деятельности НКО в области не все-

гда включает адекватное понимание характера и содержания этой деятельности; 

- ресурсы благотворительной деятельности, прежде всего ресурсы массо-

вой индивидуальной благотворительности, еще не достаточно концентрируют-

ся  в  специализированных  НКО,  которые  могли  бы  участвовать  в  реализации 

сравнительно  масштабных  проектов  по  оказанию  социальной  помощи  нужда-

ющимся и по решению задач развития области; 

-  взаимодействие  НКО  с  органами  власти  осуществляется  пока  преиму-

щественно  в  форме  информационного  обмена,  общественной  экспертизы  про-

ектов  законов  и  подзаконных  актов,  проектов  областных  бюджетов  и  отчетов 

об их исполнении, подготовки и проведения мероприятий, посвященных празд-

140 

ничным дням, дням воинской славы и памятным датам России. Общественные 

формы  сотрудничества,  предполагающие  участие  НКО  в  работе  по  решению 

социально-экономических проблем области, только  начинают развиваться; 

- НКО слабо участвуют в оказании государственных и муниципальных услуг. 

 

1.5. Оценка качества жизни населения Самарской области 

 
Самарская  область  традиционно  характеризуется  относительно  высоким 

уровнем  благосостояния  населения.  По  отдельным  показателям  уровня  жизни 

регион сохраняет верхние позиции в рейтинге регионов ПФО. 

В  2008  – 2013  годах инфляция  в регионе  складывалась  ниже  среднерос-

сийского уровня. Рост инфляции в 2014 году до 111,8% к декабрю 2013 года (в 

целом  по  Российской  Федерации  –  111,4%)  обусловлен  ухудшением  внешне-

экономических условий и ослаблением курса национальной валюты.  

Основным  индикатором  уровня  благосостояния  граждан  является  дина-

мика денежных доходов населения. С 2008 года среднедушевые денежные до-

ходы населения Самарской области увеличились почти в 1,7 раза, составив по 

итогам 2014 года 26 тыс. рублей (4 место в ПФО). Реальные доходы (с учетом 

накопленного индекса потребительских цен) выросли на  10,5% к 2008 году (в 

среднем по Российской Федерации – на 19,8%).  

По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата составила 25,9 тыс. 

рублей (4 место в ПФО), увеличившись по сравнению с 2008 годом в  1,8 раза 

или на 16,6% в реальном выражении (в среднем по Российской Федерации – на 

20%). Отставание Самарской области по реальной заработной плате объясняет-

ся  более  глубоким  ее  снижением  в  «кризисном»  2009  году.  В  2014  году  рост 

номинальной заработной платы отмечен во всех основных сферах деятельности 

и во всех муниципальных образованиях Самарской области.  

Значимым фактором роста заработной платы в целом по региону высту-

пает увеличение оплаты труда работников бюджетных организаций, в том чис-

ле обусловленное выполнением «майских» указов Президента Российской Фе-

дерации. По итогам 2014 года средний размер заработной платы в бюджетной 

141 

сфере  региона  составил  25,9  тыс.  рублей,  увеличившись  по  сравнению  с  2008 

годом в 2,1 раза, и достиг уровня средней заработной платой в Самарской обла-

сти  (25,9  тыс.  рублей).  Если  анализировать  в  разрезе  категорий  работников, 

обозначенных в указах Президента Российской Федерации, то в целом на тер-

ритории  Самарской  области  поставленные  задачи  выполняются.  По  размеру 

средней заработной платы по всем категориям, предусмотренным указами Пре-

зидента  Российской  Федерации,  в  2014  году  среди  регионов  ПФО  Самарская 

область входит в первую пятерку. По заработной плате работников учреждений 

культуры регион занимает по итогам 2014 года 1 место в ПФО (20,2 тыс. руб-

лей), по уровню заработной платы педагогических работников общего образо-

вания  (26,8  тыс.  рублей),  дополнительного  образования  (22,2  тыс.  рублей), 

высшего  профессионального  (41  тыс.  рублей),  научных  сотрудников  (47  тыс. 

рублей), среднего медицинского персонала (21,8 тыс. рублей), младшего меди-

цинского персонала (13,5 тыс. рублей) – третье место.  

Самарская  область  характеризуется  высоким  покупательским  спросом 

населения.  По  итогам  2014  года  область  занимала 2  место  в  ПФО  по обороту 

розничной торговли на душу населения (после Республики Татарстан) и 4 место 

по объему платных услуг в расчете на душу населения (после Республики Та-

тарстан, Республики Башкортостан и Пермского края). По наличию предметов 

длительного  пользования  по  итогам  2014  года  Самарская  область  входит  в 

тройку лидеров в ПФО по числу легковых автомобилей, количеству музыкаль-

ных центров, кондиционеров и DVD-плееров (на 100 домохозяйств). 

По  данным  рейтингового  агентства  «РИА  Рейтинг»  по  качеству  жизни 

населения Самарская область с 2013 года уверенно удерживает 3 место в При-

волжском федеральном округе.  

С целью объективной оценки качества жизни населения Самарской области 

в 2013 году был проведен опрос около 4,5 тыс. жителей, проживающих на всей 

территории  региона,  позволяющий  оценить  удовлетворенность  такими  сферами, 

как работа, жилье, образование, досуг и отдых, товары и услуги, социальный кли-

мат,  окружающая  среда,  медицинское  обслуживание.  Выборка  была  смоделиро-

142 

вана таким образом, чтобы репрезентативно отображать региональную (по муни-

ципальным образованиям) и половозрастную структуру населения.  

В результате данного исследования было выявлено, что 60% опрошенных 

оценивают качество жизни в Самарской области на уровне «хорошо». Вместе с 

тем,  стоит  отметить,  что  доля  жителей,  которые  оценили  качество  жизни  на 

«Отлично»,  незначительная  (2%).  «Крайне  плохо»  оценивают  качество  жизни 

4% респондентов.  

В ходе опроса был выявлен ряд проблем в сфере качества жизни, которые 

жители  считают  ключевыми:  качество  медицинского  обслуживания  (47% 

опрошенных),  рабочих  мест  (44,5%)  и  проблемы  наркомании  и  алкоголизма 

(33%). Также значительная доля респондентов в качестве проблемных зон вы-

делила коммунальные услуги (29%), экологию (28%) и жилье (26,5%). 

Для Самарской области, как и в целом для Российской Федерации, оста-

ется актуальной задача снижения уровня бедности. В последние годы произо-

шли определенные положительные сдвиги в сокращении бедности: с 2008 года 

по 2014 год доля бедного населения снизилась с 17,1% до 12,6% от общей чис-

ленности жителей области (табл. 3). Однако более 450 тыс. человек продолжа-

ют получать доходы ниже величины прожиточного минимума. 

 

Таблица 3 

Численность населения с доходами ниже уровня абсолютной  

бедности в 2008 – 2014 годах в Самарской области 

(в процентах от общей численности населения) 

 

Показатели 

2008 г.  2009 г.  2010 г.  2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г. 

Доля численности населе-
ния с доходами ниже 
уровня абсолютной бед-
ности от общей численно-
сти населения 

17,1 

16,1 

15,1 

15,2 

12,3 

12,1 

12,6 

 

Основными  факторами,  способствующими  попаданию  домохозяйств  в 

категорию бедных, являются высокая иждивенческая нагрузка в домохозяйстве 

и  низкий  образовательно-квалификационный  потенциал  его  членов.  В  группу 

143 

риска  попадают,  прежде  всего,  безработные  граждане,  многодетные  семьи,  а 

также представители так называемых маргинальных слоев. 

В  развитых  странах  для  оценки  материального  благосостояния  жителей 

используется показатель относительной бедности: бедными считают тех людей, 

чьи доходы не превышают 40% среднего дохода по стране (региону). Относи-

тельная бедность показывает насколько индивид беден в сравнении с другими 

людьми.  В  2013  –  2014  годах  по  данным  Росстата  доля  населения  Самарской 

области  с  доходами,  не  превышающими  40%  медианного  среднедушевого  де-

нежного  дохода,  составила  26,8%  и  25,8%  соответственно.  Следует  отметить, 

что данные значения существенно превышают уровень, сложившийся в странах 

Европейского Союза. 

 

Таким образом, сложившаяся социально-экономическая ситуация в реги-

оне требует активных действий по ускорению экономического развития Самар-

ской области в целях создания новых высококвалифицированных рабочих мест, 

решения социальных проблем и повышения качества жизни населения. 

 
1.6. Анализ демографического потенциала и трудовых ресурсов 

 

В  Самарской  области  на  начало  2015  года  проживало  3212,7  тыс.  чело-

век – 2,2% населения России и 10,8% населения ПФО. По численности населе-

ния Самарская область занимает 12 место среди регионов России и 4 место сре-

ди регионов ПФО. 

Самарская  область  является  высокоурбанизированным  регионом,  доля 

городского  населения  на  протяжении  длительного  времени  не  меняется  и  со-

ставляет 80,3%, что является самым высоким показателем среди регионов ПФО 

и выше, чем в среднем по России. Основная часть населения проживает в круп-

ных городах, среди которых город-миллионник Самара с численностью населе-

ния 1,2 млн. человек. На территории Самарской области находится уникальная 

двухъядерная  Самарско-Тольяттинская  агломерация,  в  которой  проживает  бо-

лее 85% населения области. Плотность населения области – 60 человек на 1 кв. 

км. 

144 

Высокий  уровень  урбанизации и  заселенности  региона  открывает  широ-

кие возможности для развития потребительского рынка и снижает издержки на 

содержание инфраструктуры. 

Демографические  процессы  в  области  характеризуются  относительно 

низкими  параметрами  естественного  воспроизводства  населения  и  преимуще-

ственно  положительным  сальдо  миграции.  В  сравнении  с  регионами  ПФО  по 

показателям естественного  воспроизводства  населения  область  занимает  сред-

ние  позиции,  по  величине  миграционного  прироста  –  лидирующие  места                   

(табл. 4). 

 

Таблица 4 

Основные демографические показатели в Самарской области 

в сравнении с Россией и ПФО 

 

 

Самарская 

область 

ПФО 

Российская 

Федерация 

2000 г. 

2014 г. 

2000 г. 

2014 г. 

2000 г. 

2014 г. 

Коэффициент рождаемо-
сти (число родившихся на 
1000 чел. населения) 

7,9 

12,6 

8,8 

13,3 

8,7 

13,3 

Коэффициент смертности 
(число умерших на 1000 
чел. населения) 

16,4 

14,3 

15,3 

13,9 

15,3 

13,1 

Коэффициент младенче-
ской смертности (число 
детей, умерших в возрасте 
до года, на 1000 чел. ро-
дившихся живыми) 

10,7 

6,4 

14,4 

7,2 

15,3 

7,4 

Коэффициент естествен-
ного прироста/убыли 
населения (на 1000 чел. 
населения) 

-8,5 

-1,7 

-6,5 

-0,6 

-6,6 

0,2 

Коэффициент миграцион-
ного прироста/убыли 
населения (на 1000 чел. 
населения) 

3,8 

  

2,2 

 

1,1 

-0,2 

2,5 

1,9 

 

Тенденция  сокращения  численности  населения  наблюдалась  в  регионе с 

середины 90-х годов и до 2013 года включительно. За этот период количество 

жителей области уменьшилось на 95,6 тыс. человек или почти на  2,9%. В 2014 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..