Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 8

 

 

113 

язык 
Немецкий язык 

41,6 

43,5 

50,0 

59,5 

57,1 

60,8 

58,6 

65,6 

70,0 

Французский 
язык 

64,4 

68,8 

63,9 

74,5 

66,6 

67,9 

69,5 

73,3 

79,5 

Обществознание  56,2 

58,8 

56,6 

59,1 

55,2 

58,2 

59,5 

63,7 

53,1 

58,6 

Испанский язык 

70,0 

73,0 

70,0 

68,9 

79,0 

51,5 

Литература 

54,5 

61,2 

56,8 

61,7 

56,3 

63,2 

58,4 

65,5 

54,1 

63,0 

 

С 1 сентября 2015 года во всех 1-7-х классах общеобразовательных учре-

ждений, а также в 8-х классах 41 экспериментальной школы реализуются феде-

ральные  государственные  образовательные  стандарты  общего  образования 

(ФГОС), введению которых в регионе уделяется значительное внимание.  

Одним  из  важных  элементов  новых  ФГОС  является  создание  современ-

ных условий для обучения. В этом направлении в регионе в предыдущие годы 

проведена  значительная  работа:  все  общеобразовательные  организации  осна-

щены  современным  оборудованием для  реализации  ФГОС  начального  общего 

образования, 100% образовательных учреждений региона обеспечены широко-

полосным  доступом  к  сети  Интернет,  все  школы  губернии  укомплектованы 

спортивным инвентарем и др.  

При этом лишь 57 % общеобразовательных учреждений Самарской обла-

сти имеют доступ к сети Интернет на скорости 2 Мбит/с и выше и лишь 1,5 % – 

на скорости свыше 20 Мбит/с. Принимая во внимание стремительное развитие 

информационных технологий, наличие подключений к сети Интернет на скоро-

сти ниже 2 Мбит/с является фактором сдерживания развития образовательных 

технологий.  Поэтому  в  2015/2016  учебном  году  стартует  проект  по  переводу 

общеобразовательных учреждений Самарской области на использование воло-

конно-оптических линий связи со скоростью доступа в сеть Интернет не менее 

20 Мбит/с. 

В  настоящее  время    в  условиях  демографического    роста  наблюдается 

увеличение численности  школьников. В результате в 2015 году возросла доля 

обучающихся во вторую смену – до 9,3% школьников. На решение данной про-

блемы направлена государственная программа Самарской области «Строитель-

ство,  реконструкция  и  капитальный  ремонт  образовательных  учреждений  Са-

114 

марской области» до 2025 года, предполагающая ввод более 40 тыс. новых мест 

в школах. 

Согласно данным Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по показателю 

«Доля  государственных  (муниципальных)  общеобразовательных  организаций, 

соответствующих  современным  требованиям  обучения»  Самарская  область  в 

2015 году занимала 36 место среди субъектов Российской Федерации.   

В регионе также успешно функционирует в составе различных ведомств 

система дополнительного образования  детей, которая является важной состав-

ляющей образовательного пространства региона (около 300 учреждений, охва-

тывающих 78,5% детей в возрасте 5-18 лет).  

Приоритетное  внимание  направлено  на  развитие  системы  технического 

творчества  обучающихся,  адаптированной  к  современному  уровню  развития 

науки,  техники  и  технологий,  учитывающей  приоритеты  социально-

экономической политики региона и рассчитанной на все социальные и возраст-

ные категории детей и молодежи. Так, в рамках подпрограммы «Развитие тех-

нического творчества обучающихся Самарской области» до 2020 года государ-

ственной  программы  Самарской  области  «Развитие  образования  и  повышение 

эффективности  реализации  молодежной  политики  в  Самарской  области»  на 

2015  –  2020  годы  планируется:  обеспечить  развитие  материально-технической 

базы 117 образовательных учреждений для занятий техническим творчеством, 

качественного  освоения  предмета  «Технология»,  робототехнического  направ-

ления,  разработать  новые  программно-методические  комплексы  для  учрежде-

ний  дополнительного  образования  технической  направленности,  повысить  ка-

чество кадрового потенциала в системе технического творчества детей и моло-

дежи и др. 

Профессиональное  образование  в  Самарской  области  развивается  на  ос-

нове ведущего принципа – консолидации ресурсов бизнеса, государства и обра-

зовательных  организаций.  В  рамках  сформированной  в  регионе  системы  пла-

нирования кадровых потребностей экономики в 2014 году разработан и принят 

Прогноз кадровых потребностей экономики Самарской области на среднесроч-

115 

ный период в разрезе профессий и специальностей по уровням профессиональ-

ного образования. Данный прогноз является основой для формирования Регио-

нального заказа на подготовку кадров, утверждаемого Координационным сове-

том по кадровой политике при Губернаторе Самарской области, исходя из ко-

торого формируются объем и структура контрольных цифр приема в професси-

ональные образовательные организации области. 

Подготовку по образовательным программам среднего профессионально-

го образования осуществляют: 

73  профессиональных  образовательных  организаций,  подведомственных 

Самарской области; 

1 федеральное учреждение, подведомственное Министерству спорта Рос-

сийской Федерации; 

1  федеральное  казенное  учреждение,  подведомственное  Федеральной 

службе исполнения наказаний; 

7 негосударственных профессиональных образовательных организаций.  

Кроме  того,  18  образовательных  организаций  высшего  образования  реа-

лизуют  программы  среднего  профессионального  образования.  В  2014/2015 

учебном  году  контингент  обучающихся  по  программам  среднего  профессио-

нального образования составил свыше 64,9 тыс. человек. 

На  территории  Самарской  области  создано  пять  многофункциональных 

центров  прикладных  квалификаций

  (

учебных  центров  профессиональной  ква-

лификации)  (далее  –  МЦПК).  Целью  деятельности  МЦПК  является  обеспече-

ние  подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  кадров  с  учетом 

актуальных и перспективных потребностей рынков труда, обусловленных зада-

чами  технологической  модернизации  и  инновационного  развития  экономики 

Самарской области. До 2018 года в области будет создано не менее 8 МЦПК. 

В  целях  эффективного  использования  имеющихся  материально-

технических  ресурсов  в  системе  профессионального  образования  созданы  и 

успешно функционирует на основе сетевого взаимодействия 26 ресурсных цен-

тров профессионального образования, которые специализируются по наиболее 

116 

востребованным  профилям  подготовки:  машиностроение  и  металлообработка, 

электротехника,  металлургия,  автомобилестроение,  строительство,  сельскохо-

зяйственное  производство,  авиационное  и  промышленное  машиностроение  и 

др. В их числе межрегиональный отраслевой ресурсный центр на базе Тольят-

тинского машиностроительного колледжа. 

Начиная  с  2014  года  при  формировании  регионального  заказа  учитыва-

ются потребности инвесторов в подготовке квалифицированных рабочих и спе-

циалистов среднего звена: увеличены  контрольные цифры приема в професси-

ональные  образовательные  организации  по  ряду  направлений  подготовки  (по 

строительным направлениям – на 9,7%, по переработки нефти и газа – на 7,3%, 

по машиностроению – на 11,5%). 

Однако  проблемным  моментом  остается  ориентация  инвесторов  на  ква-

лифицированных специалистов с опытом работы. 

В  этой  связи  активизирована  работа  по  усилению  качества  подготовки 

рабочих кадров и внедрению «коротких» образовательных программ с учетом 

потребности работодателей в подготовке кадров. 

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих качественную под-

готовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях, яв-

ляется дуальное образование. 

С 2015 года Самарская область включена в реализацию Проекта автоном-

ной  некоммерческой  организации  «Агентство  стратегических  инициатив  по 

продвижению  новых  проектов»  –  «Подготовка рабочих  кадров,  соответствую-

щих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе 

дуального  образования».  В  организации  дуального  образования  в  настоящее 

время  участвуют  11  профессиональных  образовательных  организаций  и  более 

70 предприятий. 

Определен  перечень  профессиональных  образовательных  организаций, 

подведомственных  министерству  образования  и  науки  Самарской  области, 

осуществляющих  подготовку  кадров  для  предприятий  авиационно-

космического кластера Самарской области, которые в том числе будут работать 

117 

над  целями  и  задачами,  определенными  в  государственной  программе  Самар-

ской  области  «Создание  благоприятных  условий  для  инвестиционной  и  инно-

вационной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2018 годы. 

Создано 4 структурных подразделений (учебных центров) среднего про-

фессионального образования на базе ведущих предприятий региона. 

Также стоит отметить, что осуществляемая в последние годы поддержка 

региональных  программ  развития  профессионального  образования  позволила 

укрепить материально-техническую базу ряда организаций среднего професси-

онального образования. Однако проблема реконструкции зданий и сооружений 

профессиональных образовательных организаций до сих пор не решена.  

Подготовку по программам высшего образования на территории региона 

осуществляют 45 вузов, в том числе 15 государственных вузов, 2 муниципаль-

ных, 11 частных образовательных организаций, 11 филиалов государственных 

вузов, 6 филиалов частных образовательных организаций. Численность обуча-

ющихся  по  образовательным  программам  высшего  образования  в  2014-2015 

учебном году составила около 120,4 тыс. человек. 

Наличие  конкурентоспособных  вузов  позволяет  занимать  региону  высо-

кую  позицию  в  рейтинге  российских  университетов  агентства  Эксперт  РА.  В 

2015 году в данный рейтинг вошли четыре вуза из Самарской области: 

-  Самарский  государственный  аэрокосмический  университет  имени  ака-

демика С.П. Королёва (в настоящее время это Самарский национальный иссле-

довательский университет имени академика С.П. Королёва) – 27 место; 

- Самарский государственный медицинский университет – 49 место; 

- Самарский государственный технический университет – 54 место; 

-  Самарский  государственный  университет  (в  настоящее  время  входит  в 

состав  Самарского  национального  исследовательского  университета  имени 

академика С.П. Королёва) – 65 место. 

Самарский  национальный  исследовательский  университет  имени  акаде-

мика С.П. Королёва входит в первый эшелон вузов и является участником про-

граммы топ-15 российских университетов, основная задача которых  – войти в 

118 

число 100 ведущих вузов мира. Благодаря реализации  «дорожной карты» про-

граммы  повышения  конкурентоспособности  в  2015  году  университет  впервые 

вошел  в  рейтинг  QS  EECA  (страны  Восточной  Европы  и  Центральной  Азии), 

заняв  143  место,  и  повторно  вошел  в  рейтинг  QS  BRICS  в  диапазоне  151-200 

место. 

Согласно исследованию Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по пока-

зателю «Доля населения в возрасте от 15 до 72 лет, имеющего высшее профес-

сиональное образование» Самарская область занимает 9 место среди субъектов 

Российской Федерации. 

Слабой  стороной  региональной  системы  высшего  образования  является 

низкая конкурентоспособность научных исследований, на что указывает низкий 

уровень цитирования и количество международных публикаций. За последние 

10 лет были опубликованы 2112 статей в международно-цитируемых изданиях, 

при  этом  количество  цитирований  составило  7682.  Данные  значения  значи-

тельно ниже уровня большинства сопоставимых по уровню развития регионов 

(Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегород-

ская область). 

В соответствии с Указом  Президента Российской Федерации от 07.05.2012 

№  597  в  целях  доведения  средней  заработной  платы  педагогических  работников 

образовательных  учреждений  до  значений,  определенных  данным  указом,  с  2013 

года принят ряд постановлений Правительства области. 

Схожие  меры  принимались  органами  местного  самоуправления  в  отно-

шении муниципальных образовательных организаций г.о. Самара и Тольятти. 

В  результате  принятых  мер  обеспечен  значительный  рост  заработной 

платы педагогических работников (табл. 2). 

 

Таблица 2 

Динамика роста заработной платы педагогических работников  

Типы учреждений 

Уровень заработной платы, руб. 

2012 год 

2013 год 

2014 год 

Учреждения общего образования  

19 141 

24 611 

26 777 

119 

Типы учреждений 

Уровень заработной платы, руб. 

2012 год 

2013 год 

2014 год 

Учреждения дошкольного образо-
вания 

12 927 

20 035 

23 795 

Учреждения среднего профессио-
нального образования 

12 873 

21 199 

22 659 

Учреждения дополнительного об-
разования детей 

10 653 

18 989 

22 205 

ГОУ ВПО Самарская государ-
ственная областная академия (Ная-
новой) (преподаватели) 

9 366 

29 109 

35 498 

ГОУ ВПО Самарская государ-
ственная областная академия (Ная-
новой) (научные сотрудники) 

7 408 

35 086 

37 322 

 

В целом ключевые проблемы сферы образования можно разделить на не-

сколько групп.  

В части обеспеченности кадрами: 

-  недостаток  квалифицированных  преподавателей  по  отдельным  направ-

лениям; 

- недостаток научных кадров в области исследований. 

В части развития инфраструктуры: 

- затратность действующей инфраструктуры; 

-  необходимость  строительства  новых  объектов  дошкольного  и  общего 

образования, ввиду  продолжающегося демографического роста и необходимо-

сти  ликвидации  очередности  в  детские  сады  и  второй  смены  в  общеобразова-

тельных организациях; 

-  несогласованность  действий  по  возведению  жилых  зданий  и  объектов 

образования,  вызывающая  переполненность  образовательных  организаций  и, 

как следствие, повышение социальной напряженности в отдельных территори-

ях муниципальных образований; 

- высокая степень износа материальной базы учреждений; 

-  недостаточное  обеспечение  общеобразовательных  учреждений  области 

оборудованием  для  реализации  новых  ФГОС  основного  и  среднего  образова-

ния. 

120 

Также  проблемой  является  недостаточная  конкурентоспособность  учре-

ждений профессионального образования, в первую очередь, на международном 

рынке образовательных услуг. 

 

1.4.3. Физическая культура и спорт 

 

Поддержание  оптимальной  физической  активности  является  существен-

ным  фактором,  определяющим  состояние  здоровья  и  способствующим  росту 

качества жизни населения в Самарской области. 

Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта 

является  физическое  воспитание  детей,  подростков  и  молодежи,  что  способ-

ствует решению многих важных проблем таких, как улучшение здоровья насе-

ления, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика пра-

вонарушений, укрепление обороноспособности страны и др.  

Основные целевые ориентиры на среднесрочный период развития данной 

отрасли определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Са-

марской области на период до 2020 года.  Действует Закон Самарской области 

«О  физической  культуре  и  спорте  в  Самарской  области»,  реализуются  регио-

нальные государственные программы по созданию условий для развития физи-

ческой культуры и спорта.  

Состояние сферы физической культуры и спорта в регионе в целом поз-

воляет  обеспечивать  возможности  для  жителей  области  систематически  зани-

маться физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жиз-

ни, развивать спорт высших достижений.  

В 2015 году в Самарской области насчитывалось 4,5 тыс. спортивных со-

оружений, в том числе 2,3 тыс. плоскостных сооружений, 1,5 тыс. спортивных 

залов.  Уровень  единовременной  пропускной  способности  увеличивается  в 

среднем на 0,9 процентного пункта ежегодно и в 2015 году составил 20,7% от 

норматива.  

В последние годы все больше жителей области активно занимаются фи-

зической культурой и спортом, посещают спортивные секции и оздоровитель-

121 

ные комплексы.  Однако по данному показателю Самарская область по итогам 

2014 года находится на 55 месте среди субъектов Российской Федерации. 

В 2015 году доля населения, ведущего активный образ жизни и занимаю-

щегося  спортом,  составила  30,5%  (в  2014  году  –  27%).  Работу  с  населением 

проводят 7,3 тыс. физкультурных работников. Для проведения занятий по ме-

сту жительства созданы 295 физкультурно-оздоровительных клубов, в которых 

занимается 68,4 тыс. человек.  

Все школы области обеспечены необходимым спортивным оборудовани-

ем и инвентарем. Во всех образовательных учреждениях Самарской области в 

базисный  (учебный)  план  введен  обязательный  третий  дополнительный  урок 

физической  культуры.  Во  многих  школах  получили  широкое  развитие  малые 

формы физической культуры: гимнастика до занятий, «час здоровья», подвиж-

ные перемены, а также часы физической культуры за счет внеучебного школь-

ного дополнительного образования. 

В  рамках  системы  образования  Самарской  области  функционируют  74 

учреждения  дополнительного  образования  детей  физкультурно-спортивной 

направленности,  которые  являются  центрами  развития  физкультурно-

спортивной работы с учащимися в городах и районах области: 

16  специализированных  детско-юношеских  спортивных  школ  олимпий-

ского резерва; 

44 детско-юношеские спортивные школы; 

14 многопрофильных центров дополнительного образования (со спортив-

ным отделением). 

В  2014  году  по  итогам  ежегодного  Всероссийского  смотра-конкурса  на 

лучшую  организацию  физкультурно-спортивной  работы  в  субъектах  Россий-

ской  Федерации  в  рейтинге  регионов  Самарская  область  заняла  35  место  (48 

место в 2013 году).  

В  области  ведется  активная  работа  по  внедрению  норм  всероссийского 

физкультурно-спортивного  комплекса  «Готов  к  труду  и  обороне»  (далее  – 

ВФСК ГТО). Реализуется План мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК 

122 

ГТО на период 2014 – 2017 годов в Самарской области. В качестве эксперимен-

тальных  площадок  в  2015  году  начали  работу  7  центров  тестирования  по  вы-

полнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня 

знаний и умений в области физической культуры и спорта. 

К базовым видам спорта Самарской области относятся: 

зимние олимпийские виды спорта (фигурное катание на коньках); 

летние олимпийские виды спорта (академическая гребля, бадминтон, бас-

кетбол,  велоспорт-маунтинбайк,  велоспорт-трек,  велоспорт-шоссе,  вольная 

борьба, гандбол, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, легкая атлетика, настоль-

ный  теннис,  парусный  спорт,  плавание,  прыжки  на  батуте,  пулевая  стрельба, 

синхронное плавание, современное пятиборье, спортивная гимнастика, стендо-

вая стрельба, теннис, фехтование);  

летние паралимпийские виды спорта (плавание, стрельба из лука и пуле-

вая стрельба, легкая атлетика, академическая гребля). 

В  спорте  высших  достижений  функционируют  профессиональные  спор-

тивные  клубы  по  разным  видам  спорта,  имеющие  всероссийскую  и  мировую 

известность (футбольный клуб «Крылья Советов», баскетбольный клуб «Сама-

ра», спидвейный клуб «Мега-Лада», хоккейный клуб «Лада», гандбольный клуб 

«Лада» и другие). При этом ведущим направлением является развитие детского 

и юношеского спорта. 

В области наработан успешный опыт подготовки и проведения спортив-

ных мероприятий различного уровня, в том числе международного (например, 

клубный  Чемпионат  Европы  2014  по  дзюдо  –  Золотая  лига,  Ice  Speedway 

Gladiators  FIM  World  Championship,  международный  экстремальный  марафон 

Хрящевка  Челлендж  и  другие).  На  высоком  уровне проводятся  всероссийские 

старты  «Лыжня  России»  и  «Кросс  нации»,  «Оранжевый  мяч»,  «Российский 

азимут». 

В  сфере физической культуры и спорта Самарской области существуют 

проблемы, ограничивающие развитие данной отрасли: 

123 

-  высокий  моральный  и  физический  износ  большей  части  действующих 

спортивных объектов региона; 

-  ограниченность  бюджетных  ресурсов  всех  уровней,  позволяющих  ста-

бильно увеличивать степень обеспеченности населения спортивными услугами 

и сооружениями; 

-  отсутствие  единого  подхода  к  осуществлению  деятельности  по  пропа-

ганде здорового образа жизни и популяризации занятий физической культурой 

и спортом;  

-  старение  и  низкий  уровень  заработной  платы  квалифицированных  тре-

нерских кадров в сфере физической культуры и спорта; 

-  развитие  отрасли  по  инерционному  пути,  основанному  на  сохранении 

существующих тенденций и использовании традиционных подходов; 

- недостаточная включенность работоспособного населения региона в ме-

роприятия по развитию и пропаганде физической культуры и спорта; 

-  низкий  охват  населения  региона  занятиями  физической  культурой  и 

спортом; 

-  предоставление  услуг  спортивных  организаций  для  работающего  насе-

ления в основном на платной основе; 

-  недостаточность  мер,  принимаемых  региональными  органами  власти, 

направленных на развитие семейного спорта и спорта по месту жительства.  

 

1.4.4. Культура 

 

Самарская  область  с  давними  театральными,  музыкальными,  художе-

ственными  и  библиотечными  традициями  обладает  огромным  историко-

культурным  и духовным потенциалом,  который определяет  способность  обес-

печивать динамичное развитие региона, повышать уровень благосостояния его 

населения.  

В  регионе  реализуются  государственная  программа  Самарской  области 

«Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года» и План ме-

роприятий  («дорожная  карта»)  «Изменения  в  отраслях  социальной  сферы, 

124 

направленные на повышение эффективности сферы культуры в Самарской об-

ласти».  

В  области  действуют  25  музеев  (юридических  лиц  с  филиалами).  Сеть 

музейных  учреждений  с  учетом  обособленных  подразделений  культурно-

досуговых  учреждений,  осуществляющих  музейное  обслуживание,  составляет 

36 единиц.  

Фактическая сеть общедоступных (публичных) библиотек Самарской об-

ласти,  с  учетом  библиотек  структурных  подразделений  в  составе  культурно-

досуговых учреждений, насчитывает 778 единиц. 

Также  в  регионе  действуют  15  театров,  4  концертные  организации,  679 

культурно-досуговых учреждений, 1 зоологический парк и 109 учреждений до-

полнительного образования детей в сфере культуры. 

В  целях  оценки  эффективности  и  качества  оказания  государственных 

услуг проводятся регулярные мониторинги. Значительная доля населения реги-

она отмечает удовлетворенность качеством и доступностью услуг в сфере куль-

туры (87,5% в 2012 году, 88% в 2013 году, 97,7% в 2014 году, 94,9% в 2015 го-

ду). 

В ходе реализации мероприятий, направленных на повышение эффектив-

ности  деятельности  учреждений  сферы  культуры,  обеспечена  положительная 

динамика  посещений  жителями  региона  учреждений  культуры  (с  8830,6  тыс. 

посещений в 2012 году до 10055,9 тыс. посещений в 2014 году). По итогам 2015 

года в среднем по региону прирост посещаемости учреждений культуры соста-

вил 9,9 %. Согласно исследованию Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по 

показателю «Численность зрителей театров на 1000 жителей» в 2015 году Са-

марская область находилась  на 26  месте  среди  субъектов Российской  Федера-

ции, по показателю «Число посещений музеев на 1000 жителей» – на 58 месте. 

Росту  посещаемости  культурных  мероприятий  способствует  постоянное 

совершенствование  качества  предоставления  услуг,  обновление  репертуара 

творческих  коллективов  региона,  внедрение  в  учреждениях  культуры  иннова-

ционных  форм  работы,  а  также  реализация  новых  и  ставших  традиционными 

125 

творческих проектов. В регионе накоплен значительный опыт проведения мас-

штабных фестивалей и  международных мероприятий (Грушинский фестиваль, 

Рок  над  Волгой,  молодежные  Дельфийские  игры,  молодежный  форум  При-

волжского  федерального  округа  «iВолга»  с  международным  участием,  в  том 

числе  в  формате  сотрудничества  «Волга  –  Янцзы»,  музыкальный  фестиваль 

«Мстиславу  Ростроповичу»,  фестиваль  искусств  «Самарские  музыкальные  ве-

чера»,  Всероссийский  фестиваль  театров  для детей  и  молодежи  «Золотая реп-

ка», Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества «Рожденные 

в  сердце  России»,  международный  фестиваль  уличного  искусства  «Пластили-

новый дождь» и др.). Также положительную роль играет оказываемая на регио-

нальном уровне поддержка творческим коллективам, некоммерческим органи-

зациям, отдельным деятелям культуры и искусства. 

К  числу  приоритетов  в  развитии  культуры  относится  обеспечение  до-

ступности  и  повышение  качества  предоставляемых  населению  услуг,  в  том 

числе  муниципальными  учреждениями.  Этому  способствует  наблюдаемая  в 

настоящее время тенденция преобразования культурно-досуговых учреждений 

в  многофункциональные  культурные  центры,  совмещающие  в  себе  функции 

библиотеки, музея и клуба. Таким образом, недостаток числа учреждений соот-

ветствующего  типа  не  оказывает  критического  влияния  на  обеспеченность 

населения  муниципальных  образований  региона  культурно-досуговыми  услу-

гами.  

Позитивное влияние оказывает и информатизация учреждений культуры, 

получившая за последние несколько лет интенсивное развитие. В этом направ-

лении проведены работы по усовершенствованию официальных сайтов библио-

тек,  театрально-концертных  организаций  и  музеев  области.  В  связи  с  ростом 

масштабов использования электронных носителей информации библиотеки ре-

гиона используют новые формы работы. Совершенствуются электронные биб-

лиотечные  сервисы,  активно  внедряются  технологии  автоматизированного об-

служивания  читателей,  организуется  дистанционное  предоставление  государ-

ственных услуг. Активно продолжается деятельность по созданию электронных 

126 

каталогов  библиотечного  и  музейного  фондов  Самарской  области,  переводу  в 

электронный  вид  особо  ценных  и  редких  документов  и  музейных  предметов 

для сохранения культурного наследия и др. 

В то же время сохраняется ряд ключевых проблем в сфере культуры. 

Невысокая экономическая привлекательность профессий в сфере культу-

ры, особенно в молодежной среде, на протяжении многих лет служила серьез-

ным барьером в развитии отрасли культуры и обусловила дефицит высокопро-

фессиональных творческих и управленческих кадров.  

В  настоящее  время  улучшению  благосостояния  работников  сферы  куль-

туры способствует увеличение оплаты труда, обусловленное выполнением Ука-

за Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О реализации госу-

дарственной социальной политики». 

По  исполнению  целевого  значения  показателя  соотношения  средней  за-

работной  платы  работников  государственных  (муниципальных)  учреждений 

культуры, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской обла-

сти,  и  среднемесячной  начисленной  заработной  платы  наемных  работников  в 

организациях,  у  индивидуальных  предпринимателей  и  физических  лиц  (сред-

немесячного дохода от трудовой деятельности) в 2013 – 2015 годах Самарская 

область удерживала лидерские позиции в ПФО. За последние 3 года заработная 

плата работников учреждений культуры выросла практически в 2 раза (рост со-

ставил в 2015 году к 2012 году 199,7 %).  

Также  актуальной  является  проблема  укрепления  материально-

технической  базы  государственных  и  муниципальных  учреждений  культуры 

Самарской области. Необходимо предоставление дополнительного финансиро-

вания  на  реализацию  мероприятий  по  строительству  (реконструкции)  и  капи-

тальному  ремонту  зданий  (помещений)  государственных  и  муниципальных 

учреждений культуры, а также на приобретение специализированного оборудо-

вания и музыкальных инструментов (в том числе звукового, светового и иного 

мультимедийного оборудования). 

127 

Одной из назревающих проблем является возможная нехватка в ближай-

шем  будущем  имеющегося  количества  детских  школ искусств  в  связи  с  боль-

шим  количеством  застраиваемых  территорий  и  необходимостью  их  обеспече-

ния организациями дополнительного образования детей.  

Кроме того, к негативным тенденциям в сфере развития культуры следует 

отнести:  

-  низкий  уровень  популяризации  объектов  культурного  наследия  как 

внутри  региона,  так  и  за  его  пределами,  недостаточное  количество  познава-

тельных  и  образовательных  программ,  посвященных  культурному  наследию 

региона, низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному 

наследию у населения области; 

-  высокую  степень  амортизации  и  физической  изношенности  значитель-

ного количества объектов культурного наследия, создающую угрозу их полной 

физической утраты; 

-  отсутствие  в  Самарской  области  действенного  механизма  повышения 

инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия, а также их 

слабая  вовлеченность  в  индустрию  туризма,  что  не  приносит  экономического 

эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия. 

 

1.4.5. Социальная защита населения 

 

Система  социальной  защиты  населения  является  существенным  инстру-

ментом  политики  социального  государства,  призванным  защищать  людей  от 

неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их по-

следствия. Формирование и реализация социальной политики, направленной на 

повышение уровня и качества жизни граждан, гарантирование равного доступа 

к качественным социальным услугам являются важнейшим приоритетом госу-

дарственной  политики,  проводимой  в  Самарской  области  в  сфере  социальной 

защиты населения. 

В  Самарской  области  реализуется  «дорожная  карта»  по  повышению  эф-

фективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения. 

128 

К  основным  формам  социальной  защиты  населения  региона  относятся 

социальная  поддержка  (выплаты  и  пособия)  и  социальное  обслуживание  (ста-

ционарное, полустационарное, на дому).  

В  2004  году  в  соответствии с  федеральным  законодательством  в  Самар-

ской  области  был  осуществлен  переход  от  механизма  предоставления  льгот  к 

системе категориальных и адресных денежных выплат.   

В качестве мер социальной поддержки в 2014 году предоставлялось 126 

социальных выплат. Всеми видами выплат было охвачено 2,3 млн. жителей об-

ласти.  Из  средств  областного  бюджета  получателям  выплачивались  60  видов 

различных пособий, компенсаций и доплат к пенсии.  В 2014 году объем соци-

альных трансфертов из областного бюджета на поддержку льготных категорий 

населения и граждан, попавших в сложную экономическую ситуацию, вырос по 

сравнению с 2013 годом на 19% и составил 17,5 млрд. рублей. По общему объ-

ему социальных выплат в 2014 году область заняла третье место среди субъек-

тов ПФО. 

Получателями  социальных  выплат  являются  отдельные  категории  насе-

ления,  а  также  малоимущие  граждане.  Наличие  в  составе  домохозяйства  пре-

старелых граждан, безработных и детей является значимым фактором низкого 

уровня благосостояния семьи в целом и повышает риск граждан попасть в кате-

горию бедных.  

В 2014 году доля домохозяйств, имеющих среднедушевые располагаемые 

ресурсы  ниже  величины  прожиточного  минимума,  в  городской  местности  со-

ставила 8%, в сельской местности – 21,1%. Несмотря на снижение в последние 

годы количества малоимущих семей с детьми, в категорию бедного населения 

по-прежнему  попадают  16%  домохозяйств,  имеющих  детей  в  возрасте  до  16 

лет.  При  этом  наибольший  уровень  концентрации  бедности  отмечается  среди 

домохозяйств,  имеющих  троих  и  более  детей.  Среднедушевой  доход  в  много-

детных семьях в 2014 году был в 2,2 раза ниже, чем в домохозяйствах с одним 

ребенком. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..