ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 1

 

 

 Министерство транспорта Российской Федерации 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА 

 
 
 

Отчетный период: 2018 год 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Москва 

2019 г.

 

2

 

Содержание доклада о реализации Транспортной стратегии Российской 

Федерации на период до 2030 года 

 

1.

 

Общая информация о Транспортной стратегии Российской Федерации

  

на период до 2030 года (далее – Транспортная стратегия)  

№ п/п 

Содержание раздела 

1.1 

Наименование отраслевого документа стратегического планирования: 

Доклад о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период 
до 2030 года 

1.2 

Реквизиты  акта,  которым  утвержден  отраслевой  документ  стратегического 
планирования:  

Транспортная  стратегия  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года 
утверждена 

распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации  

с  изменениями,  внесенными  распоряжением  Правительства  Российской 
Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р 

1.3 

Федеральный орган исполнительной власти (далее – разработчик):  

Министерство транспорта Российской Федерации 

1.4 

Федеральные органы исполнительной власти – соисполнители: 

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) 
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)  
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)  
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) 
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

 

 

1.5 

Отчетный  год,  за  который  представляется  доклад  о  реализации  отраслевого 
документа стратегического планирования: 

2018 год 

2.

 

Аналитическая справка о реализации Транспортной стратегии 

№ п/п 

Содержание раздела 

2.1 

Описание динамики показателей Транспортной стратегии 

В  2018  году  деятельность  Минтранса  России  была  направлена  на  решение 

поставленных  задач  и  обеспечение  потребностей  населения  и  отраслей  экономики  
в  транспортных  услугах,  повышение  их  конкурентоспособности,  доступности, 
качества, стабильное и безопасное функционирование транспортного комплекса и его 
развитие. 

В  отчетном  году  достижение  поставленных  целей  реализации  Транспортной 

стратегии  определяется  рассчитанными  фактическими  значениями  по  89  целевым 
индикаторам в сравнении их с заданными целевыми значениями.  

Анализ  достижения  целевых  индикаторов  в  2018  году  по  Цели  1 

«Формирование 

единого 

транспортного 

пространства 

России 

на 

базе 

сбалансированного 

опережающего 

развития 

эффективной 

транспортной 

инфраструктуры»  демонстрирует  положительную  динамику  развития  транспортной 
отрасли  Российской  Федерации  в  части  формирования  единого  транспортного 
пространства.  

Из  25  показателей  по  данной  группе  44  %  опережают  установленные 

Транспортной  стратегией  целевые  уровни.  Особенно  высокими  темпами  роста 
характеризуется  индикаторы  строительства  новых  региональных  автомобильных 
дорог общего пользования.   

В  целом,  интегрированный  показатель  (общий  процент)  достижения  Цели  1 

Транспортной стратегии составил 98,41 %.  

Анализ  уровня  достижения  целевых  индикаторов  в  2018  году  по  Цели  2 

3

 

«Обеспечение  доступности  и  качества  транспортно-логистических  услуг  в  области 
грузовых  перевозок  на  уровне  потребностей  развития  экономики  страны» 
показывает,  что  из  14  индикаторов  по  данной  Цели  7  индикаторов  превышают 
целевые  значения.  Например,  на  151  %  выполнен  целевой  индикатор  по  снижению 
среднего возраста парка грузовых железнодорожных вагонов.  

В  целом,  интегрированный  показатель  (общий  процент)  достижения  Цели  2 

Транспортной  стратегии  составил  102,78  %, при  этом демонстрируя  рост  на  0,68  % 
относительно аналогичного интегрального показателя за 2017 год. 

Анализ достижения целевых индикаторов по Цели 3 «Обеспечение доступности  

и  качества  транспортных  услуг  для  населения  в  соответствии  с  социальными 
стандартами» демонстрирует в 2018 году повышение  уровня достижения  указанной 
Цели  для  9  индикаторов  из  24.  Наиболее  значимым  является  высокий  уровень 
индикатора  «Доля  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского 
наземного  электрического  транспорта  общего  пользования,  оборудованного  для 
перевозки  маломобильных  граждан,  в  общей  численности  подвижного  состава 
автомобильного  и  городского  наземного  электрического  транспорта  общего 
пользования»,  который  составил  212,73  %.  Интегрированный  показатель  (общий 
процент) достижения Цели 3 в 2018 году составил 99,67 %, при этом демонстрируя 
положительную динамику относительно уровня 2017 года на 2,03 %.  

Анализ достижения целевых индикаторов в 2018 году по Цели 4  «Интеграция  

в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны» 
показывает  недостаточный  уровень  достижения  данной  Цели.  Интегрированный 
показатель  (общий  процент)  достижения  Цели  4  составил  80,29  %.  При  этом 
наблюдается 

положительная 

динамика 

роста 

относительно 

2017 

года  

в размере 1,36 %. 

Анализ  динамики  достижения  целевых  индикаторов  в  2018  году  по  Цели  5 

«Повышение  уровня  безопасности  транспортной  системы»  показывает  высокий 
уровень  достижения  данной  Цели.  Интегрированный  показатель  (общий  процент) 
достижения Цели 5 составил 128,21 %. Девять из пятнадцати индикаторов превысили 
целевые  показатели,  что  говорит  о  полном  и  своевременном  выполнении 
транспортной  отраслью  всех  требований  законодательства,  направленных  
на обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры и населения.  

Анализ  достижения  целевых  индикаторов  в  2018  году  по  Цели  6  «Снижение 

негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду» показывает 
выполнение  и  превышение  целевых  значений  по  1  индикатору  из  4. 
Интегрированный  показатель  (общий  процент)  достижения  Цели  6  составляет  
84,07 %.  

В 2018 году наметился рост спроса на услуги транспортного комплекса в части 

грузовых перевозок и улучшение динамики в части пассажирских перевозок. 

В  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом  объем  перевозок  грузов  

(за исключением промышленного железнодорожного и трубопроводного транспорта) 
вырос  на  1,7  %  и  составил  7098  млн.  тонн,  грузооборот  (за  исключением 
промышленного  железнодорожного  и  трубопроводного  транспорта)  увеличился 
на,3,6  %  и  достиг  2,97  трлн.  т-км,  объем  коммерческих  перевозок  грузов  вырос  
на 1,5 % и составил 3,1 млрд. тонн, коммерческий грузооборот увеличился на 3,6 5 %  
и достиг 2,9 трлн. т-км. 

Грузооборот  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  увеличился  

в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 4,2% (2 597 млрд. т- км), автомобильного 
транспорта  -  на  2,3  %  (259,0  млрд.  т-км),  морского  транспорта  снизился  на  10  % 
(45,07  млрд.  т-км),  внутреннего  водного  транспорта  -  на  1.7  %  (66,03  млрд.  т-км), 
воздушного транспорта - на 0,8 % (7,8 млрд. т-км). 

Объем перевозок грузов, выполненный железнодорожным транспортом общего 

4

 

пользования,  вырос  в  2018  году  по  сравнению  с  уровнем  2017  года  на  2,26  %  
(1415,3 млн. тонн), автомобильным транспортом - на 1,8% (5544,0 млн. тонн). 

В  2018  году  перевалка  грузов  в  морских  портах  страны  увеличилась  на  3,8  %  

по сравнению с 2017 годом и составила 816,5 млн. тонн. 

Пассажирооборот  транспорта  общего  пользования  в  2018  году  вырос  

по сравнению с 2017 годом на 5,7 % и составил 584,4, млрд. пасс-км. 

На  воздушном  транспорте  в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом 

пассажирооборот  вырос  на  10,6%  и  составил  286,3  млрд.  пасс-км,  объем  перевозок 
пассажиров - на 10,5 % (116,1 млн. пассажиров). На внутренних линиях в 2018 году 
наблюдался  рост  объема  пассажирооборота  на  10,0%  по  сравнению  с  2017  годом 
(126,1 млрд. пасс-км) и перевозок пассажиров на 10,0% (68,8 млн. пассажиров). 

В 2018 году аэропорты обслужили более 200 млн. пассажиров. Это наивысший 

показатель за все 95 лет истории российской гражданской авиации. 

Объем  перевозок  пассажиров  на  железнодорожном  транспорте  в  2018  году  

по сравнению с 2017 годом вырос на 3,4 % и составил 1160,4 млн. пассажиров, в том 
числе  в  пригородном  сообщении  -  1050,1  млн.  пассажиров,  в  дальнем  сообщении  - 
110,3 млн. пассажиров. 

Пассажирооборот  внутреннего  водного  транспорта  вырос  на  1,4%  

(0,571 млрд. пасс-км). 

Объем  экспорта  транспортных  услуг,  по  предварительной  оценке,  составил  

19,2 млрд. долларов США, что на 13,6 % больше уровня 2017 года. 

Таким образом, основные итоги производственной деятельности транспортной 

отрасли  отражают  положительные  макроэкономические  тенденции  в  экономике 
страны. 

Финансирование  расходов  в  сфере  транспорта  за  счет  средств  федерального 

бюджета в 2018 году составило 924,4 млрд. руб. или 94,6% от доведенных объемов. 
Объем  финансирования  из  федерального  бюджета  Государственной  программы 
«Развитие  транспортной  системы»  (далее  –  Государственная  программа  «РТС»)  
в 2018 году составил 813,7 млрд. рублей. 

В 2018 году сохраняется высокая доля внебюджетных источников в реализации 

мероприятий  Транспортной  стратегии,  что  говорит  о  высоком  потенциале  
и  привлекательности  для  инвесторов  транспортной  системы  страны.  Сохранение 
данного потенциала, обеспечение опережающего развития транспортного комплекса 
в  условиях  глобальных  макроэкономических  и  геополитических  изменений,  
и  безусловное  достижение  целевых  значений  индикаторов  Транспортной  стратегии 
являются приоритетными направлениями деятельности транспортной отрасли. 

2.1.1 

Аналитические материалы по оценке уровня и динамики достижения 

целевых индикаторов за отчетный период реализации Транспортной стратегии  

Для  управления  реализацией  Транспортной  стратегии  проводился  анализ 

уровня  и  динамики  достижения  целей  стратегии  по  годам  ее  реализации.  Целью 
анализа является формирование аналитических оценок уровня достижения заданных 
значений  целевых  индикаторов,  выявление  тенденций  достижения  целевых 
индикаторов и проблемных участков.  

С использованием оценок уровня и динамики достижения целей стратегии был 

выполнен приведенный в разделе 4 анализ факторов, повлиявших на ход реализации 
стратегии,  а  также  причин  отклонений  с  целью  выработки  предложений  
по мерам, направленным на достижение запланированных результатов.  

Анализ  уровня  и  динамики  достижения  целевых  индикаторов  обеспечивает 

предоставление  актуальной  аналитической  информации  о  ходе  реализации 
Транспортной  стратегии  для  формирования  решений  по  корректировке  мер, 
направленных на ее реализацию. 

Для анализа уровня и динамики достижения целевых индикаторов за отчетный 

5

 

период по каждому индикатору вычисляются следующие оценки: 

1) Оценка уровня (доли в процентах) достижения заданного планового значения 

индикатора в истекшем периоде; 

2) Оценка динамики (темпов) достижения целевых значений индикаторов. 
Первая  оценка  описывает  в  процентах  долю  достижения  заданного  планового 

значения  индикатора.  Такие  оценки  обеспечивают  сопоставление  уровней 
достижения различных индикаторов, для которых их единицы измерения различны. 

В  2018  году  достижение  поставленных  целей  реализации  Транспортной 

стратегии  определяется  рассчитанными  фактическими  значениями  по  89  целевым 
индикаторам  в  сравнении  их  с  заданными  целевыми  значениями.  На  Рис.  2.1. 
приведены  сведения  об  уровне  достижения  индикаторами  целей  Транспортной 
стратегии,  т.е.  каждому  цветовому  блоку  соответствует  уровень  достижения  
по каждой цели: свыше 100 %, от 90 до 100 %, от 70 до 90 %, от 50 до 70 % и менее  
50 %. 

 

Рис. 2.1. Уровень достижения заданных значений индикаторов по целям 

Транспортной стратегии.  

 

Общий  уровень  (процент)  достижения  индикаторов  вырос  по  Целям  2,  3  и  4. 

Динамика достижения индикаторов по Цели 1,5 и 6 стала несколько ниже прошлого 
года.  

Для  отображения  в  данном  разделе  оценок  уровня  достижения  заданного 

планового  значения  индикатора  в  истекшем  периоде  используются  графические 
лепестковые  диаграммы,  построенные  по  индикаторам  каждой  цели  стратегии.  
На  каждом  луче  лепестковой  диаграммы  показан  фактически  достигнутый  процент 
достижения определенного индикатора в истекшем периоде, что позволяет наглядно 
сопоставить уровень достижения целевых индикаторов разной размерности. На этой 
же диаграмме приведены значения динамики изменения темпов достижения целевых 
индикаторов  в  текущем  году  по  сравнению  с  предыдущим  годом  в  виде  круговой 
столбчатой  диаграммы,  расположенной  радиально  по  всей  окружности  лепестковой 
диаграммы.  При  этом  положительные  значения  динамики  отображены  на  круговой 
столбчатой  диаграмме  в  виде  радиально  расположенных  столбцов  зеленого  цвета, 
отрицательные – в виде столбцов красного цвета. 

 

Значение  оценок  динамики  изменения  темпов  достижения  целевых 

индикаторов  вычисляются  как  разность  оценок  уровня  (процента)  достижения 
индикаторов  в  2018  году  и  2017  году.  Если  эта  разность  положительна,  то  темпы 

6

 

достижения  соответствующего  индикатора  в  отчетном  2018  году  возрастают  
по сравнению с предыдущим годом и изображаются на круговой диаграмме зеленым 
цветом,  если  отрицательна,  то  темпы  снижаются  и  отображаются  на  диаграмме 
красным цветом.  

Оценки  динамики  изменения  темпов  достижения  целевых  индикаторов  

в  текущем  году  по  сравнению  с  предыдущим  годом  представляются  также  
в  виде  графических  линейчатых  диаграмм,  приведенных  ниже  в  данном  разделе  
по каждой цели стратегии. Такие диаграммы описывают динамику роста или падения 
уровня  (процента)  достижения  планового  значения  индикатора  заданного  года  
по отношению к уровню (проценту) достижения данного индикатора в предыдущем 
году,  т.е.  диаграмма  описывает  динамику  темпов  достижения  заданных  значений 
индикаторов. 

На  приведенных  ниже  линейчатых  диаграммах  зеленым  цветом  в  их  правой 

части  показан  положительный  прирост  темпов  достижения  значений  индикаторов  
в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом,  а  в  левой  части  красным  цветом  показан 
отрицательный  прирост,  то  есть  замедление  темпов  достижения  по  индикаторам, 
целевые значения которых еще не достигнуты.  

На  линейчатой  диаграмме  в  ее  левой  части  приведены  также  оценки  темпов 

изменения значений индикаторов, которые уже достигнуты (см. признак для каждого 
индикатора  на  диаграмме:  достигнут/не  достигнут).  Такие  оценки  для  индикаторов, 
значения  которых  уже  достигнуты,  но  темпы  прироста  которых  снизились  
в  2018  году,  показаны  голубым  цветом  в  левой  части  диаграммы.  Эта  информация 
носит  справочный  характер,  поскольку  снижение  темпов  прироста  в  данном  случае 
не является негативным фактором и не столь существенно для индикаторов, значения 
которых уже достигнуты.

 

 

 

7

 

2.1.1.1 

Оценки уровня и динамики достижения целевых индикаторов  

за 2018 год по Цели 1 «Формирование единого транспортного пространства 

России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной 

транспортной инфраструктуры» 

Оценки уровня и динамики достижения целевых индикаторов по Цели 1 

представлены в виде лепестковой диаграммы на Рис. 2.2.  

 

 

 

Рис. 2.2. Диаграмма интегральной оценки фактического уровня достижения 

индикаторов стратегии по Цели 1 «Формирование единого транспортного 

пространства России на базе сбалансированного опережающего развития 

эффективной транспортной инфраструктуры» в процентах от запланированных  

в 2018 году 

Здесь  уровень  достижения  каждого  индикатора  представлен  в  виде  доли  

в  процентах  достижения  в  2018  году  заданного  целевого  значения  данного 
индикатора.  

На  этой  же  диаграмме  приведены  значения  динамики  изменения  темпов 

достижения  целевых  индикаторов  в  текущем  году  по  сравнению  с  предыдущим 
годом  в  виде  круговой  столбчатой  диаграммы,  столбцы  которой  расположены 
радиально  по  кругу  внутри  лепестковой  диаграммы.  Положительные  значения 
динамики  отображены  на  круговой  столбчатой  диаграмме  в  виде  радиально 
расположенных столбцов зеленого цвета, отрицательные – в виде столбцов красного 
цвета. 

Ниже в Таблице 2.1. изложены наименования индикаторов и их шифры, а также 

значения  за  2018  год  в  процентном  соотношении  по  базовому  варианту  развития 
отрасли. 

 
 

8

 

 
 
 

Таблица 2.1. 

Уровень достижения индикаторов по Цели 1 за 2018 год. 

Шифр 

Индикатор 

2018 год 

1.1.1 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, 
имеющих ограничения пропускной способности, в общей протяженности линий 
железнодорожного транспорта общего пользования 

117,24 % 

1.1.2 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального 
значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности 
автомобильных дорог общего пользования федерального значения 

128,38 % 

1.1.3 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального 
значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности 
автомобильных дорог общего пользования регионального значения 

102,22 % 

1.1.4.1                      

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности внутренних водных путей с ограничениями пропускной 
способности в общей протяженности внутренних водных путей 
В том числе на Единой глубоководной системе европейской части России 

79,03 % 

1.2 

Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования  
(нарастающим итогом с 2011 года) 

35,6 % 

1.3.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 

56,55 % 

1.3.1.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 
Ввод новых участков 

56,67 % 

1.3.1.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 
Ввод реконструируемых участков 

56,47 % 

1.3.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 

106,42 % 

1.3.2.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 
Ввод новых участков 

326 % 

1.3.2.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 
Ввод реконструируемых участков 

55,35 % 

1.4.3 

Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Автомагистралей 

80,04 % 

9

 

1.5 

Мощность морских портов 

99,71 % 

1.6 

Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных 
полос (нарастающим итогом с 2011 года) 

40 % 

1.8.1 

Густота транспортной сети (общего пользования): 
Железные дороги 

99,04 % 

1.9.1 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего 
Автомобильные дороги федерального значения 

100,74 % 

1.9.2 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего 
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения 

102,8 % 

1.10 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования первой категории в 
общей протяженности автомобильных дорог федерального значения 

190,78 % 

1.11.1 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих 
нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей 
протяженности автомобильных дорог общего пользования: 
Федерального значения 

99,88 % 

1.11.2 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих 
нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей 
протяженности автомобильных дорог общего пользования: 
Регионального или межмуниципального значения 

117,78% 

1.12.1 

Перевалка грузов портами России: 
Морскими портами 

106,45 % 

1.12.2 

Перевалка грузов портами России: 
Речными портами 

81,67 % 

1.13 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 

99,8 % 

1.13.1 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 
С гарантированными габаритами судовых ходов 

114,42 % 

1.13.2 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 
С освещаемой и отражательной обстановкой 

109,52 % 

Общий процент достижения по 25 индикаторам - Цель 1 (за 2018 год)

 

98.41 %

 

 
Ниже  на  Рис.  2.3.  приводится  линейчатая  диаграмма,  описывающая  динамику 

роста  или  падения  уровня  (процента)  достижения  планового  значения  индикатора 
заданного года по отношению к уровню (проценту) достижения данного индикатора 
в  предыдущем  году.  Диаграмма  описывает  таким  образом  динамику  темпов 
достижения заданных значений индикаторов. 

На  приведенных  здесь  и  ниже  линейчатых  диаграммах  зеленым  цветом  

в  их  правой  части  показан  положительный  прирост  темпов  достижения  значений 
индикаторов в 2018 году по сравнению с 2017 годом, а в левой части красным цветом 
показан  отрицательный  прирост,  то  есть  замедление  темпов  достижения  
по индикаторам, целевые значения которых еще не достигнуты.  

На  линейчатой  диаграмме  в  ее  левой  части  приведены  также  оценки  темпов 

изменения значений индикаторов, которые уже достигнуты (см. признак для каждого 
индикатора  на  диаграмме:  достигнут/не  достигнут).  Такие  оценки  для  индикаторов, 
значения  которых  уже  достигнуты,  но  темпы  прироста  которых  снизились  
в  2018  году,  показаны  голубым  цветом  в  левой  части  диаграммы.  Эта  информация 
носит  справочный  характер,  поскольку  снижение  темпов  прироста  в  данном  случае  
не является негативным фактором и не столь существенно для индикаторов, значения 
которых уже достигнуты. 

 

10

 

 

Рис. 2.3. Оценка динамики достижения целевых индикаторов по Цели 1  

за 2018 год по отношению к прошлому году. 

 

Таблица 2.2  

Оценка динамики достижения целевых индикаторов по Цели 1  

за 2018 год по отношению к 2017 году

*

 

Шифр 

Индикатор 

2018 год 

1.1.1 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, 
имеющих ограничения пропускной способности, в общей протяженности линий 
железнодорожного транспорта общего пользования 

9,42 % 

1.1.2 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального 
значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности 
автомобильных дорог общего пользования федерального значения 

-2,25 % 

1.1.3 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального 
значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности 
автомобильных дорог общего пользования регионального значения 

39.79 % 

11

 

1.1.4.1 

Снижение протяженности участков транспортной сети, обслуживающих движение в 
режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность: 
Доля протяженности внутренних водных путей с ограничениями пропускной 
способности в общей протяженности внутренних водных путей 
В том числе на Единой глубоководной системе европейской части России 

-15,33 % 

1.2 

Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования  
(нарастающим итогом с 2011 года) 

-10,08 % 

1.3.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 

-3,22 % 

1.3.1.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 
Ввод новых участков 

4,79 % 

1.3.1.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Федерального значения: 
Ввод реконструируемых участков 

-7,97 % 

1.3.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 

-14,76 % 

1.3.2.1 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 
Ввод новых участков 

-26,94 % 

1.3.2.2 

Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Регионального (с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с 
софинансированием из федерального бюджета): 
Ввод реконструируемых участков 

-7,89 % 

1.4.3 

Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций 
(нарастающим итогом с 2011 года): 
Автомагистралей 

-4,75 % 

1.5 

Мощность морских портов 

-0,32 % 

1.6 

Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных 
полос (нарастающим итогом с 2011 года) 

-8,33 % 

1.8.1 

Густота транспортной сети (общего пользования): 
Железные дороги 

0 % 

1.9.1 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего 
Автомобильные дороги федерального значения 

1,67 % 

1.9.2 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего 
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения 

-0,16 % 

1.10 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования первой категории в 
общей протяженности автомобильных дорог федерального значения 

-3,96 % 

1.11.1 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих 
нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей 
протяженности автомобильных дорог общего пользования: 
Федерального значения 

-0,38 % 

1.11.2 

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих 
нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей 
протяженности автомобильных дорог общего пользования: 
Регионального или межмуниципального значения 

-1,94 % 

12

 

1.12.1 

Перевалка грузов портами России: 
Морскими портами 

-3,07 % 

1.12.2 

Перевалка грузов портами России: 
Речными портами 

-7,04 % 

1.13 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 

0 % 

1.13.1 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 
С гарантированными габаритами судовых ходов 

0,78 % 

1.13.2 

Протяженность внутренних водных путей, всего в том числе 
С освещаемой и отражательной обстановкой 

-0,84 % 

Общая оценка динамики уровня достижения по 25 индикаторам - Цель 1  

(за 2018 год)

 

-4,10 %

 

* Измеряется разностью уровня (процента) достижения значения индикатора в текущем и предыдущем 
году, что описывает динамику достижения заданных значений индикаторов

 

По Цели 1 «Формирование единого транспортного пространства России на базе 

сбалансированного 

опережающего 

развития 

эффективно 

транспортной 

инфраструктуры» были рассчитаны данные за 2018 год по 25 индикаторам. 

Общий уровень (процент) достижения Цели 1 за 2018 год составил 98,41 %. 
По  отдельным  индикаторам  Цели  1  в  2018  году  ситуация  сложилась 

следующим образом. 

Фактическое  значение  Индикатора  1.1.1  «Доля  протяженности  линий 

железнодорожного  транспорта  общего  пользования,  имеющих  ограничения 
пропускной  способности,  в  общей  протяженности  линий  железнодорожного 
транспорта общего пользования, %» за 2018 год составило 9,6 %. Уровень (процент) 
достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил 
117,24 %.  

Фактическое  значение Индикатора  1.1.2  «Доля  протяженности  автомобильных 

дорог  общего  пользования  федерального  значения,  обслуживающих  движение  
в  режиме  перегрузки,  в  общей  протяженности  автомобильных  дорог  общего 
пользования  федерального  значения,  %»  за  2018  год  составило  21,63  %.  Уровень 
(процент) достижения индикатора за 2018 год по сравнению с базовым показателем 
составил 128,38 %.  

Фактическое  значение Индикатора  1.1.3  «Доля  протяженности  автомобильных 

дорог  общего  пользования  регионального  значения,  обслуживающих  движение  
в  режиме  перегрузки,  в  общей  протяженности  автомобильных  дорог  общего 
пользования  регионального  значения,  %»  за  2018  год  составило  3,52  %.  Уровень 
(процент) достижения индикатора за 2018 год по сравнению с базовым показателем 
составил  102,22  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  39,79  %)  изменения 
уровня 

(процента) 

достижения 

данного 

индикатора 

по 

отношению  

к прошлому году. 

Фактическое  значение  Индикатора  1.1.4.1  «Доля  протяженности  внутренних 

водных  путей  с  ограничениями  пропускной  способности  в  общей  протяженности 
внутренних  водных  путей,  в  том  числе  на  Единой  глубоководной  системе 
европейской  части  России  %»  составило  75,0  %.  Уровень  (процент)  достижения 
индикатора за 2018 год по сравнению с базовым показателем составил 79,03 %.  

Фактическое  значение  Индикатора  1.2  «Ввод  в  эксплуатацию  новых 

железнодорожных  линий  общего  пользования  (нарастающим  итогом  с  2011  года), 
км»  в  2018  году  увеличилось  на  18,6  км  по  сравнению  с  2017  годом  и  составило  
431,4  км.  Уровень  (процент)  достижения  индикатора  в  2018  году  c  учетом 
нарастающего итога с 2011 года составил 35,6 %.  

Темпы  ввода  в  эксплуатацию  новых  железнодорожных  линий  в  2018  году 

13

 

снижены  из-за  недостатка  средств,  направляемых  на  реализацию  инвестиционных 
проектов, связанных со строительством новых линий и  участков железнодорожного 
транспорта  общего  пользования.  В  основном  финансовые  потоки  направлялись  
на  оздоровление  и  реконструкцию  железнодорожного  полотна  в  соответствии  
с  графиками  проведения  ремонтных  работ,  на  увеличение  пропускной  и  провозной 
способности  участков  железнодорожной  сети,  в  том  числе  на  подходах  к  портам 
Северо-Запада,  Юга  и  Дальнего  Востока  России,  на  увеличение  пропускной  
и  провозной  способностей  Байкало-Амурской  и  Транссибирской  железнодорожных 
магистралей в 1,5 раза, до 180 млн. тонн.  

По  Индикатору  1.3.1  «Ввод  в  эксплуатацию  автомобильных  дорог  общего 

пользования  федерального  значения  (нарастающим  итогом  с  2011  года),  тыс.  км» 
фактическое  значение  за  2018  год  увеличилось  на  0,56  тыс.  км  по  сравнению  
с  2017  годом  и  составило  3,13  тыс.  км.  Уровень  (процент)  достижения  индикатора  
за 2018 год по сравнению с базовым показателем составил 56,55 %.  

Фактическое  значение  Индикатора  1.3.1.1  «Ввод  в  эксплуатацию  новых 

участков  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального  значения 
(нарастающим итогом с 2011 года), тыс. км» за 2018 год увеличилось на 0,36 тыс. км 
по сравнению с прошлым годом и составило 1,19 тыс. км. Этому способствовал ввод 
в  эксплуатацию  новых  участков  федеральных  автодорог,  в  т.ч.    на  автомагистрали  
М-11 (в т.ч. на участке км 58- км 97, Московская область с учетом подъезда к г. Клин 
протяженностью  43,76 км,  участка  от  Солнечногорска  до  217,1  км,  а  также  участка 
334 – 543 км от Твери до Великого Новгорода 6 июня 2018 г.), а также 30 км трассы 
А-331  «Вилюй»  (в  Республике  Саха  (Якутия);  20-километрового  участка  (с  424  
по  445  км)  автодороги  А-121  «Сортавала»  в  Пряжинском  районе  Республики 
Карелия; 5-километрового участка федеральной автодороги А-340 Улан-Удэ – Кяхта 
– граница с Монголией (км 30  –  км 35) в Иволгинском районе Республики Бурятия  
и др.  

Уровень (процент) достижения индикатора за 2018 год c учетом нарастающего 

итога с 2011 года составил 56,67 %. Наблюдается положительная динамика (+ 4,79 %) 
изменения  уровня  (процента)  достижения  данного  индикатора  по  отношению  
к прошлому году. 

По  Индикатору  1.3.1.2  «Ввод  в  эксплуатацию  реконструируемых  участков 

автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального  значения  (нарастающим 
итогом  с  2011  года),  тыс.  км»  фактическое  значение  увеличилось  на  0,18  тыс.  км  
по сравнению с 2017 годом и составило 1,92 тыс. км. Уровень (процент) достижения 
индикатора за 2018 год по сравнению с базовым показателем составил 56,47 %.  

Фактическое значение Индикатора 1.3.2 «Ввод в эксплуатацию автомобильных 

дорог  общего  пользования  регионального  значения  (с  учетом  строительства  
и  реконструкции  региональных  дорог  с  софинансированием  из  федерального 
бюджета)  (нарастающим  итогом  с  2011  года),  тыс.  км»  за  2018  год  увеличилось  
на 0,98 тыс. км по сравнению с прошлым годом и составило 11,28 тыс. км. Уровень 
достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  плановым  значением  составил 
106,42  

Среди  построенных  и  реконструированных  участков  региональных  дорог  

в 2018 году следует выделить: 

 

ввод  в  эксплуатацию  12-километрового  участка  обхода  г.  Оренбурга  

от  автодороги  Оренбург  –  Беляево  до  трассы  Оренбург  –  Илек  –  гр.  Республики 
Казахстан). 

Рост  фактических  значений  данного  индикатора  связан  с  увеличением  (после 

индексации)  объемов  поступления  средств  от  системы  взимания  платы  в  счет 
возмещения  вреда,  причиняемого  автомобильным  дорогам  федерального  значения 
транспортными  средствами,  имеющими  разрешенную  максимальную  массу  свыше  

14

 

12 тонн («Платон»). 

По  Индикатору  1.3.2.1  «Ввод  в  эксплуатацию  новых  участков  автомобильных 

дорог  общего  пользования  регионального  значения  (с  учетом  строительства  
и  реконструкции  региональных  дорог  с  софинансированием  из  федерального 
бюджета)  (нарастающим  итогом  с  2011  года),  тыс.  км»  за  2018  год  фактическое 
значение  увеличилось  по  сравнению  с  2017  годом  на  0,52  тыс.  км  и  составило  
6,52 тыс. км. Уровень достижения индикатора за 2018 год по сравнению с базовым 
показателем c учетом нарастающего итога с 2011 года превышен более чем в 3 раза  
и составил 326,0 %.  

Положительная  динамика  фактических  значений  данного  индикатора,  а  также 

уровня  его  достижения  связана  с  увеличением  (после  индексации)  объемов 
поступления  средств  от  системы  «Платон»,  направляемых  на  строительство  
и  реконструкцию  региональных  дорог  с  софинансированием  из  федерального 
бюджета.  

Фактическое 

значение 

Индикатора 

1.3.2.2 

«Ввод 

в 

эксплуатацию 

реконструируемых 

участков 

автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

регионального  значения  (с  учетом  строительства  и  реконструкции  региональных 
дорог  с  софинансированием  из  федерального  бюджета)  (нарастающим  итогом  
с  2011  года),  тыс.  км»  за  2018  год  увеличилось  на  0,46  тыс.  км  по  сравнению  
с 2017 годом и составило 4,76 тыс. км. Уровень достижения индикатора за 2018 год 
по сравнению с плановым значением составил 55,35 %.  

По  Индикатору  1.4.3  «Ввод  в  эксплуатацию  скоростных  автомагистралей 

(нарастающим итогом с 2011 года), км» за 2018 год протяженность автомагистралей 
составила  1293  км.  Уровень  достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  
с плановым значением составил 80,04 %.  

Фактическое  значение  Индикатора  1.5  «Мощность  морских  портов,  млн.  тонн  

в  год»  за  2018  год  увеличилось  на  51,5  млн.  тонн  в  год  и  составило  по  сравнению  
с  2017  годом  и  составило  1104,8  млн.  тонн  в  год.  Уровень  достижения  индикатора  
за 2018 год по сравнению с плановым значением составил 99,71 %.  

В  2018  году  существенно  возросли  объемы  перевалки  зерна  (на  16,3  %), 

сжиженного  газа  (на  56,9  %),  наливных  химических  грузов  (на  101,5  %),  леса  и 
лесных изделий (на 7,3 %), металлолома (на 7,4 %), черных металлов (на 7,6 %), угля 
(на  4,4  %).  Также  возрос  контейнеропоток  (на  11,1  %).  По  морским  бассейнам 
наиболее активный рост имел место в Арктическом бассейне (на 26,4 %), Каспийском 
(на 21,6 %), Дальневосточном (на 4,5 %).  

По  Индикатору  1.6  «Количество  введенных  в  эксплуатацию  после 

реконструкции  взлетно-посадочных  полос  (нарастающим  итогом  с  2011  года), 
единиц»  фактическое  значение  за  2018  год  увеличилось  на  5  единиц  по  сравнению  
с  прошлым  годом  и  составило  34  единицы.  Уровень  (процент)  достижения 
индикатора  за  2018  год  c  учетом  нарастающего  итога  с  2011  года  по  сравнению  
с базовым показателем составил 40,0 %.  

За  2018  год  были  введены  в  эксплуатацию  ВПП  в  аэропортах  следующих 

городов: 

 

Самары,  международный  аэропорт  «Курумоч»  (работы  по  реконструкции 

завершены в полном объеме, заключение Ростехнадзора получено 29.12.2017, объект 
введен в эксплуатацию в апреле 2018 года); 

 

Калининграда  (работы  по  реконструкции  завершены  в  полном  объеме, 

проведена  итоговая  проверка  Ростехнадзора,  заключения  о  соответствии  получено, 
ввод в эксплуатацию состоялся в апреле 2018 года); 

 

Нижнего  Новгорода  (работы  по  реконструкции  завершены  в  полном 

объеме,  заключение  Ростехнадзора  получено  27.12.2017,  объект  введен  
в эксплуатацию в апреле 2018 года). 

15

 

 

Ульяновска  (работы  по  Реконструкции  искусственной  взлётно-посадочной 

полосы  и  объектов  аэродромного  комплекса,  объект  введен  в  эксплуатацию  
в сентябре 2018 года); 

 

Норильска  (работы  по  Реконструкции  взлётно-посадочной  полосы,  объект 

введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года). 

Фактическое  значение  Индикатора  1.8.1  «Густота  железных  дорог  общего 

пользования, км/тыс.км

2

» осталось на уровне 2017 года и составило 5,051 км/тыс.км

2

Уровень  достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  плановым  значением 
составил 99,04 %.  

Фактическое значение Индикатора 1.9.1 «Протяженность автомобильных дорог 

федерального  значения,  тыс.  км»  увеличилось  на  1,2  тыс.  км  по  сравнению  
с прошлым годом и составило 54,3 тыс. км. Уровень достижения индикатора за 2018 
год по сравнению с плановым значением составил 100,74 %. При этом наблюдается 
положительная  динамика  (+  1,67  %)  изменения  уровня  (процента)  достижения 
данного индикатора по отношению к прошлому году. 

Фактическое значение Индикатора 1.9.2 «Протяженность автомобильных дорог 

регионального  и  межмуниципального  значения,  тыс.  км»  составило  510,4  тыс.  км. 
Уровень  достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  плановым  значением 
составил 102,8 %.  

Фактическое  значение  Индикатора  1.10  «Доля  протяженности  автомобильных 

дорог общего пользования первой категории в общей протяженности автомобильных 
дорог  федерального  значения,  %»  составило  12,21  %.  Уровень  достижения 
индикатора за 2018 год по сравнению с плановым значением составил 190,78 %.  

Фактическое значение Индикатора 1.11.1 «Доля протяженности автомобильных 

дорог  общего  пользования  федерального  значения,  соответствующих  нормативным 
требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности 
автомобильных  дорог  общего  пользования,  %»  в  2018  году  увеличилось  на  5,3  %  
по  сравнению  с  2017  годом,  и  составило  82,8  %.  Уровень  (процент)  достижения 
индикатора в 2018 году по сравнению с базовым показателем составил 99,88 %.  

Фактическое значение Индикатора 1.11.2 «Доля протяженности автомобильных 

дорог  общего  пользования,  соответствующих  нормативным  требованиям  
к 

транспортно-эксплуатационным 

показателям, 

в 

общей 

протяженности 

автомобильных  дорог  общего  пользования  регионального  или  межмуниципального 
значения, %» уменьшилось по сравнению с 2017 годом на 0,7 % и составило 42,4 %. 
Уровень  достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  плановым  значением 
составил 117,78 %.  

По Индикатору 1.12.1 «Перевалка грузов морскими портами, млн. тонн в год» 

за  2018  год  фактическое  значение  выросло  на  30,1  млн.  тонн  по  сравнению  с  2017 
годом  и  составило  816,5  млн.  тонн.  Уровень  достижения  индикатора  за  2018  год  
по сравнению с базовым показателем составил 106,45 %.  

В  2018  году  существенно  возросли  объемы  перевалки  зерна  (на  16,3  %), 

сжиженного  газа  (на  56,9  %),  наливных  химических  грузов  (на  101,5  %),  леса  
и  лесных  изделий  (на  7,3  %),  металлолома  (на  7,4  %),  черных  металлов  (на  7,6  %), 
угля  (на  4,4  %).  Также  возрос  контейнеропоток  на  11,1  %.  По  морским  бассейнам 
наиболее активный рост имел место в Арктическом бассейне (на 26,4 %), Каспийском 
(на 21,6 %), Дальневосточном (на 4,5 %).  

Увеличению объемов перевалки грузов содействовал рост физических объемов 

экспорта  товаров  из  России,  что  было  связано  с  благоприятной  конъюнктурой  
на мировых рынках. 

Наилучшие  результаты,  как  и  в  прошлые  годы,  показывают  порты  Азово-

Черноморского  бассейна,  что  обусловлено  наращиванием  перевалки  нефти  
и нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений и зерновых. 

16

 

Рост  объемов  экспорта  сырьевых  товаров  из  России  в  зарубежные  страны, 

транзитных 

грузопотоков 

с 

использованием 

отечественной 

портовой 

инфраструктуры,  а  также  ввод  новых  мощностей  торговых  портов  в  Балтийском  
и  Арктическом  бассейнах  также  содействовали  увеличению  объемов  перевалки 
грузов морскими портами в 2018 году. 

По  Индикатору  1.12.2  «Перевалка  грузов  речными  портами,  млн.  тонн  в  год»  

за  2018  год  фактическое  значение  снизилось  на  11,7  млн.  тонн  по  сравнению  
с  2017  годом  и  составило  126,5  млн.  тонн.  Уровень  достижения  индикатора  
за 2018 год по сравнению с базовым показателем составил 81,67 %.  

Основным  фактором,  отрицательно  повлиявшим  на  объем  перерабатываемых  

в речных портах Российской Федерации грузов, стало сокращение объема перевалки 
строительных грузов. 

Фактическое  значение  Индикатора  1.13  «Протяженность  внутренних  водных 

путей,  всего,  тыс.  км»  осталось  на  уровне  2017  года  и  составило  в  2018  году  
101,5 тыс. км. Уровень (процент) достижения индикатора в 2018 году по сравнению  
с базовым показателем составил 99,8 %.  

Фактическое  значение  Индикатора  1.13.1  «Протяженность  внутренних  водных 

путей, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов, тыс. км» осталось 
на  уровне  2017  года  и  составило  в  2018  году  50,0  тыс.  км.  Уровень  (процент) 
достижения  индикатора  в  2018  году  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил 
114,42  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  0,78  %)  изменения  уровня 
(процента) достижения данного индикатора по отношению к 2017 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  1.13.2  «Протяженность  внутренних  водных 

путей, в том числе с освещаемой и отражательной обстановкой, тыс. км» снизилось 
по  сравнению  с  2017  годом  на  0,3  тыс.  км  и  составило  39,1  тыс.  км.  Уровень 
достижения  индикатора  за  2018  год  по  сравнению  с  плановым  значением  составил 
109,52 %.  

2.1.1.2 

Оценки уровня и динамики достижения целевых индикаторов  

за 2018 год по Цели 2 «Обеспечение доступности и качества транспортно-

логистических услуг в области грузовых перевозок  

на уровне потребностей развития экономики страны» 

Оценки  уровня  динамики  достижения  целевых  индикаторов  по  Цели  2 

представлены в виде лепестковой диаграммы на Рис. 2.4.  
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////