Маврикий. Тактика и стратегия - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Маврикий. Тактика и стратегия - 1903 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Маврикий. Тактика и стратегия - часть 8

 

 

на удобной местности. Кроме того необходимо, чтобы личное знамя мерарха 
отличалось от знамен прочих начальников, ему подчиненных, не только видом, но и 
особенным способом употребления, так чтобы, будучи или неподвижным, или 
наклоненным вперед, или назад, или поднятым кверху, или опущенным вниз, оно 
отличалось в бою от прочих знамен. Не надо всем мерархам употреблять свои знамена 
одинаковым образом, а так, чтобы была разница, вследствие чего воины привыкнут к 
знамени своего мерарха. Потому что знамя мерарха дает сигнал не только знаменосцам 
подчиненных ему начальников, но и воинам, которые состоят под его начальством, 
чтобы они при отступлении собирались к нему и к своим знаменам. Тех воинов, 
которые одноплеменны с неприятелем, следует отделять от войск в день сражения и 
отсылать в другое место под благовидным предлогом. Каждый мерарх, должен 
составлять описание упражнений для своих сведенных вместе тагм. 

ГЛАВА XVII. 

Подобный же свод правил, которые могут быть даны для руководства всякому 

начальнику тагмы и мерии, а также и самому мерарху. 

  
Каждая банда или тагма, будет ли она стоять в лагере или где-либо вместе с другими, 

или одна сама по себе, должна каждый день рано утром перед занятиями, а также 
каждый вечер после ужина петь по установленному обычаю молитвы и Троесвятие 

(120)

Помещения для людей отводить сообразно с их числом в тагме, и размещать, как 
сказано, молодых воинов вместе с ветеранами. Первый и второй в ряду, также урагос 
(последний) и предпоследний должны быть вооружены копьями, а средние – третий и 
четвертый – как уже известно – стрелами. Во время боя не надо оставлять флажки на 
копьях, чтобы они не мешали пикам сзади стоящих. Надо назначить 6 или 8 депутатов 
из тех, которые отличаются наиболее мягким сердцем, чтобы они во время боя 
заботились о раненых. Кроме того назначить двух разведчиков – или дозорных – 
проворных и бдительных, а также двух мандаторов. Еще надо выбрать двух мензоров, 
мужей распорядительных, которые умели бы выбирать место для лагеря. Также надо 
выбрать двух антецессоров для рекогносцировки путей. Для охраны знамени во время 
боя тоже надо выбрать двух храбрых воинов. Также и пригодного кантатора. Кроме 
того назначить начальником обоза одного из старейших и способных к тому воинов. В 
больших тагмах до сражения иметь два знамени, из которых – одно пусть будет при 
начальнике тагмы, а другое при старшем из Гекатонтархов, который называется также 
Илиархом, и чтобы при них были соразмерно построены в рядах ветераны и молодые 
воины. В день сражения каждый воин должен иметь в седельных сумках воду и 
сухарей или муки один или два фунта. Во время сражения, когда схватка горяча, никто 
да не осмелится грабить неприятеля: про это надо чаще напоминать воинам. Под 
знаменами и в тагмах стоять, как полагается по уставу. Во время похода не надо обозов 
перемешивать с воинами, в особенности когда неприятель близко, но обозы каждой 
банды должны быть или непосредственно за ней, или следовать отдельно, смотря по 
обстоятельствам. Упражнения должно производить согласно данным образцам (типам), 
хотя бы и нельзя было их скоро усвоить вследствие 9 их видоизменений. Лошадей 
необходимо приучить скакать не только на ровной, легко доступной местности, но и на 
гористой, крутой и обрывистой, а также на отлогой и покатой, чтобы легко могли 
преодолевать их. Если они будут приучены к этому, то не будет такого места, где 
человек или конь могли бы найти для себя что-либо нового и трудного. Во время жары 
не надо часто поить лошадей. Вследствие этого не особенно удобно выбирать места 
для лагеря близко к рекам. Для учений конницу надо заводить на пересеченную 
местность и заставлять ее взбираться на холмы и спускаться с них, причем каждая 
банда должна сохранять строй. Кто же, положившись на силы своих коней, 

пренебрежет этими упражнениями, то сам себе принесет вред. Полезно также ученья 
производить и в сильную жару, потому что и это может случиться на войне. 

  
 

Примечания 

101. Импер. Льва сочин. в слав. перев. Кн. I, гл. 13, стр. 29 "выгледай время и место 

угодное". Leo Imp., III, 10 – буквально.   

102. Onosander, cap. XXXIII.  
103. Vigiles.  
104. Имп. Льва сочин. в слав. перев. Кн. I, гл. 10, стр. 19: "прежде всех соглядчиков 

посылай, да высмотрят уготование супостатов, и их силы, и множества, дерзость и 
шествие в путь, дабы еси внезапу с ними брани воинския не зводил, или на тебе не 
напали".  

105. Ibid. "аще будет подосугу, вои твоя, аки прежде написано через начальных 

людей утешай, к памяти им приводя милость всемогущаго Бога, великаго Государя 
жалованье великое, прежднию победу, на супостаты и благополучие и т д.".  

106. Имп. Лев в сл. перев. Кн. I, гл. 10, стр. 20: "страшливых или боязливых всяк 

имать утешати, ащебы не утешилися, отсылай их на иное место за "табор к возам или к 
рати, дабы не оскорбили или непредалися супостатом".  

107. Имп. Лев. Слав. перев. Гл. 8, стр. 14.  
108. Чертежа не имеется.  
109. Имп. Лев сл. пер. Кн. I, гл. 10, стр. 20: "совет часто имей наипаче с 

ближающейся брани воинской, со всеми начальными людми советными или к совету 
досужими". "Место к бою высмотри загоде, откуду лучше окончение подвигнути".   

110. Ibid.: "Наказуй всему воинству, дабы в нощи напоили лошади или досвета".  
111. Ibid. Кн. I, гл. 9, стр. 18. : "прежде всего, всяк воин да имеет воду в сосуд, и 

сухари и толокно, дабы мели чым подкрепитися".  

112. Имп. Льва сочин. в слав. перев. Кн. I, гл. 9, стр. 18 и 21: "Даст ли Бог победу, 

запрети всему воинству, дабы не кидалися на трупы пред скончанием брани, сицевою-
бо дерзостью победоносцы часто побеждени быша".  

113. Импер. Льва сочин. в слав. перев. Кн. I, гл. 11, стр. 22: "Сам не бийся с 

супостатами, но стоя на добром месте или приводя оглядай все воинство, неручах 
понукай, ослабляющим помощь додавай". Onosander, Cap. XXXIII, тоже не советует, а 
лучше сесть на коня и объехать войско.   

114. Имп. Лев, Кн. II, гл. 19, стр. 118, "побитых или убиенных честно погрести". 

Onosander, cap. XXXVI "погрести не стесняясь ни временем ни местом".  

115. Потому что правый фланг сильнее?  
116. Имп. Льва, Кн. II, гл. 19, стр. 114. "На побежденных нападай и ужасающихся 

гони, иногда бо побежденные исправивши силы победоносцев поражают".  

117. …non solum simplices vigilias eo loco habere, sed et duplices, ut si forte unas quid 

lateat, alteras tamen, qui post illas sunt, latere nequeat.  

118. Императ. Льва сочин. в славянск. перев. Кн. I, г. II, стр. 24: "пред ополчением 

дабы не сияло оружие имут вои закрывати и всяку красоту одежды, да узрят супостаты 
сперва велми негожо, а потом сшедшися близ и подвигнувши ополчения, тогда внезапу 
открыти оружие и всяку красоту, да возсияет, знечею сиеже знамение помощи 
Господни будет, и егда узрят врази, ужаснутся и смятутся". В друг. месте – XX, 189, он 
говорит наоборот, что нужно показывать блеск оружия. Onosander. Cap. XXVIII тоже – 
даже почистить шлемы и панцири, чтобы блестели.  

119. Вероятно ошибка, так, как ранее несколько раз подтверждается, что курсоры 

составляют 2/3 меры. А у Льва Философа принято за общее правило, в чем 
единственное отличие его 1 лин. боев. пор. от Маврикиевой.  

120. Имп. Льва славянск. перев. кн. I, гл. VII, стр. 14 "по ужинеже тризаион, сиречь, 

трисвятый воспоют вси".   

 

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ 

Маврикий 

 

Книга восьмая 

О ПРИНЦИПАХ 

ГЛАВА I. 

Некоторые общие правила, необходимые для Главнокомандующего. 
  
Когда предстоит сделать что-либо важное, то Главнокомандующий не должен 

уклоняться от труда, считая это как бы недостойным для себя, но взять руководство в 
предстоящем деле в свои руки и работать по возможности наряду с прочими 

(121)

Вследствие этого каждый воин будет охотнее повиноваться и легче переносить труд, 
стыдясь неисполнения. 

На проступки, совершенные многими воинами сообща, должен смотреть 

снисходительнее и присуждать к наказанию не всех, а только подстрекателей прочих; 
иначе одинаковое для всех наказание возбудит еще более неудовольствия и бунт. В 
ежедневном обращении с воинами Главнокомандующий должен держать себя просто, 
быть прямым и любить их, как отец, обучать их снисходительнее и настойчиво 
требовать исполнения того, что важнее, наконец, вступать с ними в разговоры, 
употребляя при этом ласковые слова, фамильярность и прочее, что подходит к их 
понятиям; без этого нельзя уверенно управлять войском. Но относительно наложения 
справедливо заслуженных наказаний ему надо стараться быть твердым, 
непоколебимым и справедливым, в особенности когда надо наказать вожаков 
восстания, а не ждать, пока оно разрастется. Непоколебимость и справедливость 
Главнокомандующего увеличивает авторитет его в глазах воинов. Советуем ему 
охранять права воинов, есть умеренно, спать немного и в ночное время думать о том, 
что предстоит сделать. Потому что ночью лучше размышлять, так как ум не 
развлекается внешним шумом. Решаться, в особенности на важное, не сразу, а подумав; 
но раз решение принято, то ни по лености, ни вследствие боязни не упускать 
благоприятного случая для исполнения 

(122)

. Кто боится, тот не проницателен, смотрит 

вперед и представляет себе все в худшем свете. Не превозноситься при удаче и не 
падать духом при неудаче – это достояние твердого и непоколебимого ума (характера) 

(123)

. Безопаснее и выгоднее будет – побеждать врага более благоразумием и искусством, 

нежели силой оружия. Потому что, не пользуясь ими, повредишь себе самому, а 
воспользовавшись – нанесешь поражение неприятелю. Затем неприятелю надо 
показывать одно, а делать другое. Важное доверять не всем, а только немногим, более 
опытным 

(124)

. Не следует постоянно стремиться вступить в бой с неприятелем, даже 

если бы счастье благоприятствовало. Потому что и удачные бой причиняют большие 
потери, если происходят часто. Не надо упускать или пренебрегать тем, что считается 
неприятелем или нашими воинами нечестным, как например – хитростями, засадами, а 
наоборот: – всячески пользоваться ими перед боем 

(125)

Тем, которые против них, говорить обратное, а неприятеля вводить в заблуждение 

посредством перебежчиков из наших. При неудаче полезно скрывать про ее, не 
разглашать про несчастье, а наоборот – распускать противные слухи. Свое войско, если 
бы оно потерпело поражение, не надо приводить в отчаяние упреками, но различным 
способом ободрять и подавать надежду 

(126)

. Во время боя не надо обращать внимания 

на случайные ошибки воинов. Причинявших же беспорядок наказать после 

(127)

. Тела 

наших павших воинов надо ночью предавать тихо погребению, тела же неприятелей 
оставлять на поле битвы, чтобы они возбуждали в неприятелях страх 

(128)

. Когда от 

неприятеля прибудут послы, то их следует принимать ласково, в присутствии лучших 
воинов, чтобы внушить неприятелю уважение к себе. Неловкость воинов не принимать 
близко к сердцу и не кричать на них сейчас же, чтобы они не падали духом. Реку 
можно легко перейти, отведя из нее воду посредством рва в глубокую яму и набросав 
бревна (в обмелевшее русло), причем, когда большая часть войска перейдет на ту 
сторону, то последние, проходя по бревнам, зажигают их 

(129)

. Если воздерживаться от 

разорения и опустошения имений, принадлежащих главным неприятельским вождям, 
то этим можно возбудить в неприятельском войске подозрение против них и 
несогласия 

(130)

. Доверие осажденных можно приобрести, перебрасывая к ним при 

помощи стрел письма 

(131)

, в которых обещать свободу и безопасность в случае сдачи. 

То же надо объявлять через выпускаемых на волю пленников. Остерегаться 
преследовать неприятеля по местности, удобной для засад. Отступить вовремя, чтобы 
затем опять перейти в наступление, более всего зависит от искусства полководца. Не 
надо доверять ни гуманным предложениям противника, ни притворному его бегству. 
Вследствие медлительности и колебания начальников войско может быть объято 
страхом, вследствие чего им должно отдать определенные приказания на время боя. По 
взятии многолюдного города надо приказать немедленно отворить ворота 

(132)

, чтобы 

большая часть жителей могла свободно уйти из него, а не приводить их в ожесточение 
с отчаяния. Так же поступать и при взятии неприятельского лагеря. Свой лагерь, если 
бы даже окрестные жители были доброжелательны, все-таки надо окружить рвом, 
потому что Главнокомандующему неудобно не позаботиться о безопасности. Для 
безопасного отступления можно разложить костры во многих местах, в стороне от того 
места, где отдыхает войско; таким образом неприятель направится на эти костры 

(133)

. К 

передавшимся от нас неприятелю надо посылать письма 

(134)

 так, чтобы они могли быть 

захвачены последним; в этих письмах напоминать перебежчикам, чтобы они выбрали 
удобное для измены время, вследствие чего неприятель будет подозревать их и они от 
него убегут. Трусов можно узнать в затруднительном положении или, приказав перед 
отправлением для нечаянного нападения, выйти из строя тем, у которых лошади слабы 
и не в теле; выступившие из рядов выкажут этим свою трусость 

(135)

: таких можно 

назначать в гарнизоны крепостей или употреблять для других, более безопасных 
назначений. Поход против неприятеля надо предпринимать во время жатвы, так, чтобы 
неприятель терпел от недостатка продовольствия и вследствие этого становился 
неспособным к защите. Приглашенных в союз не надо снабжать оружием до тех пор, 
пока совершенно не уверишься в них. После победы не надо быть беспечным, но еще 
более охранять себя от нечаянного нападения, со стороны побежденных. С 
неприятельскими переговорщиками не следует обращаться свысока, даже если мы 
превосходим неприятеля числом 

(136)

. При осаде города большими силами, не надо 

оставлять своего лагеря без охраны; не довольствуясь одним валом, надо иметь и 
караулы. Если есть основание подозревать кого-либо в шпионстве 

(137)

, то 

распространять противное тому, что предпринимается, чтобы неприятель этими 
людьми был обманут. Даже во время перемирия или переговоров о мире, надо 
остерегаться обмана. Не следует верить показаниям тех, которые добровольно 
изменяют неприятелю, или перебежчикам от него, но все, что говорится ими, надо 
сравнивать с показаниями взятых в плен; таким только образом можно узнать правду. 
Никоим образом не нарушать клятвы, данной неприятелю. Надеяться после Бога на 
оружие, а не на одни только укрепления и рвы 

(138)

. Войско должно быть поставлено так, 

чтобы оно готово было выступить в поход и в ясную погоду и в ненастье, и днем и 
ночью 

(139)

; для этого не объявлять заранее ни дня, ни часа выступления в поход, что бы 

оно всегда было готово. Не следует объявлять войску о могущих случиться опасностях, 
если это не нужно и явно бесполезно. Отдающихся под наше покровительство избегать 

и не принимать их тотчас же, как они сами сдаются, потому что неприятель часто 
посылает своих под видом ищущих покровительства, а они впоследствии обманывают 
принявших их. Надо следить за перебежчиками от неприятеля в осажденные города 

(140)

потому что неприятель часто посылает их для производства пожаров; когда же 
гарнизон будет занят тушением их, то неприятель легко может овладеть городом. 
Разбитого в открытом бою неприятеля не надо допускать отступить в его лагерь или в 
какой-либо другой укрепленный пункт, но теснить его, пока в нем свежо еще 
впечатление ужаса: если же позволить ему уйти туда, то в другой раз не так легко 
можно будет одержать победу. Если Главнокомандующий уверен, что его войско равно 
числом неприятельскому, то ему лучше внести войну в неприятельские пределы, чем 
вести ее в своих; ведущие войну в чужой стране предприимчивее, так как сражаются не 
только за государство, но и за свое спасение, чего обыкновенно не делается, когда 
война ведется в своей земле, где воины более обеспечены крепостями (укрепленными 
пунктами с гарнизоном), на которые могут безопасно отойти при отступлении. 

ГЛАВА II. 

Некоторые выводы. 
  
Главнокомандующему, прежде чем предпринять какое-либо опасное предприятие, 

надо сперва снискать себе помощь Божью 

(141)

. Потому что, склоняя Бога на свою 

сторону, он будет отважнее. Кто более заботится о войске и об обучении его, тот менее 
будет подвергаться опасностям в бою 

(142)

. Никогда не следует вести в бой войско, не 

убедившись заранее в его мужестве 

(143)

. Не всегда следует вступать в открытый бой с 

неприятелем, а лучше поражать его хитростью, или нечаянными нападениями, или 
лишением съестных припасов, потому что в бою чаще всего главную роль играет не 
храбрость, а счастье 

(144)

. Мы думаем, что из этих средств наиболее пригодны для войны 

те, про которые неприятель не знает до той поры, пока они не обнаружатся сами 

(145)

. На 

войне чаще всего пригодна хитрость. Если кто-либо передается к нам от неприятеля без 
задней мысли, то может принести большую пользу 

(146)

. Такие более приносят вреда 

неприятелю, чем взятые в плен. Кто не сравнит своих сил с неприятельскими, тот 
может жестоко ошибиться. Дело решается более строем, нежели числом 

(147)

. Ведь часто 

помогает местность и делает слабых сильнейшими. Не много родятся храбрыми, 
большинство же делаются годными для боя через свое старание и посредством 
упражнений 

(148)

. Воины, занятые постоянно делом, становятся более склонными к 

храбрости; если же они ничего не делают, то по большей части делаются неискусными 
и слабыми, вследствие чего надо заботиться о том, чтобы они никогда не были без 
дела. Неприятеля страшит внезапность и неожиданность 

(149)

, другой же способ 

действия, к чему мы и придем, мне кажется малопригодным. Кто, разбив неприятеля, 
станет преследовать его, бегущего в разные стороны, не приведя сначала в порядок 
своего отряда, тот сам отдает свою победу в руки противника 

(150)

. Причина войны 

должна быть законна 

(151)

. Могущественный Император достоин славы, если смотря по 

условиям времени и принимая во внимание враждебные отношения, употребит 
особенные соответственные средства. Для выполнения предприятия не следует сводить 
всего войска сразу в одно место; нерадивых наказывать не сейчас же, а после. Потому 
что это служит поводом к бунту. Воины всегда в возбужденном состоянии, даже если и 
не предстоит боя. Если войско будет праздно 

(152)

, то эта праздность и будет причиной 

волнений. Благоразумно поступает тот Император, который не приглашает в свои 
владения вспомогательных войск в числе, превышающем его собственные, чтобы они 
не устроили заговора и, свергнув своих повелителей, не подчинили бы их царства себе 

(153)

. Вспомогательные войска надо набирать по возможности из разных 

национальностей. Вследствие этого они менее имеют возможности вступить в заговор 

(154)

. Свой боевой порядок надо строить сообразно с числом и порядком неприятеля, т.е. 

пехоту против пехоты и легковооруженных, конницу и тяжеловооруженных против 
таковых же. Кто не заботится о том, что нужно войску для победы, "тот бывает 
разбит еще до сражения

(155)

. Кто более надеется на свою конницу, в особенности если 

она вооружена пиками, тот пусть выбирает ровную местность и на ней дает сражения 

(156)

. Кто же более надеется на пехоту, тот пусть выбирает пересеченную, крутую и 

труднодоступную местность и на ней вступает в бой. Если узнаешь, что план войны 
продан неприятелю, то перемени его 

(157)

. О том, что надо сделать, советуйся со 

многими, о том же, что ты намерен сделать, с немногими доверенными 

(158)

 лицами. 

Наилучший план надо выбрать самому и самому же его выполнить. Войско надо или 
привести туда, где для него заготовлено все необходимое, или последнее доставить к 
войску. Рекогносцировку путей надо производить не только посредством одних 
разведчиков, но и лично самому полководцу, а выбирать наиболее безопасные. В 
разведчики надо назначать людей с твердым характером, надежных, старательных и 
склонных более к славе, чем к деньгам 

(159)

. Слабохарактерные, ненадежные и 

корыстолюбивые правды не скажут, вследствие чего Главнокомандующий и войско 
могут очутиться в большой опасности. В мирное время дисциплина и взыскания 
заставляют воинов исполнять свои обязанности, в военное же они становятся 
послушными от доверия к вождю и из-за наград 

(160)

. Полководец нанесет более вреда 

неприятельскому войску, уничтожив у него продовольственные припасы, нежели если 
будет искать случая победить его оружием 

(161)

. Если наша позиция крепка и выгодна, 

то пойманного при рассматривании ее неприятельского лазутчика надо отпустить, 
чтобы он рассказал об этом неприятелю и внушил ему опасение атаковать ее. Если же 
наше положение не особенно выгодно, то пыткой заставить его открыть намерение 
неприятеля 

(162)

, а затем или сейчас же повесить, или отослать куда-либо в безопасное 

место. Если воины будут почему-либо бояться неприятеля, то должно различными 
способами возбудить их мужество. Решаться надо осмотрительно, но раз решившись, 
быстро приводить задуманное в исполнение, потому что случай благоприятный на 
войне непродолжителен и, упустив его, можно потерять все сразу. Кто не 
превозносится в удаче и не теряет головы при несчастии – тот явно предназначен к 
военной службе. Не тот страшен врагам, кто умеет красно говорить, а тот, кто 
действует решительно. О том, что надо сделать, следует размышлять ночью, 
задуманное же исполнять днем, потому что это время удобно и для совета (с 
начальниками) и для построения (войска). Излишний страх, перед 
Главнокомандующим, вследствие непомерной его строгости, вселяет в войске 
ненависть к нему, излишняя же снисходительность – презрение к нему. При 
вступлении с неприятелем в переговоры или при заключении перемирия с ним 
особенно надо позаботиться о сторожевом охранении и пополнении убыли в своем 
войске. Потому что неприятель, нарушая условия договора, теряет и Благодать Божью 
и наше доверие. А мы должны соблюдать данное слово и вместе с тем заботиться о 
безопасности, потому что все, случившееся против ожидания полководца, может 
служить ему укором. Если войско мало 

(163)

, то выбирать для него узкие по фронту 

позиции и вообще подходящую местность. Потому что в этом случае большая часть 
неприятельского войска не примет участия в бою на такой местности, не будучи в 
состоянии развернуться на ней. Полководец судит о числе неприятельского войска по 
пространству, им занимаемому, а по условиям местности заключает о количестве 
войска, которое может быть введено в бой. Если он желает скрыть от неприятеля число 
своего войска, то приказывает ему наступать, построившись в сомкнутый глубокий 
строй 

(164)

. Потому что сомкнутость обманывает взор и не позволяет неприятелю точно 

определить силу войска. Если расположиться так, чтобы солнце светило нам сзади, 
ветер и пыль дули нам в спину, а неприятелю в глаза 

(165)

, то это очень выгодно, так как 

мешает видеть неприятелю и стесняет ему дыхание и поэтому дает возможность легче 

одержать победу. Свои войска нужно вводить в бой прежде неприятельских, чем 
достигается большая свобода действий. Неприятелю же едва дать 

(166)

 время 

вооружиться. Этим своим придается мужество, а на неприятеля наводится страх. Самое 
главное в сражении – соблюдение порядка в строю и установленных дистанций. 
Разным образом надо, чтобы раненым оказывалась помощь, потому что если их 
бросить так и не позаботиться о них, то и прочие воины неохотно будут идти в бой. 
Обратив неприятеля в бегство, необходимо воздерживаться от грабежа, чтобы, 
рассеявшись, не прийти в беспорядок, а напротив – теснить его сомкнутым строем. 
Главнокомандующий сделал бы большую ошибку, если бы в начале боя ввел сразу все 
силы в дело. Войско, способное поднять страшный крик, легко может устрашить врага. 
Осторожный полководец менее подвержен случайностям на войне. Если 
неприятельские полчища составлены из лучников, то воюющему с ними надо выбирать 
сырую погоду для сражения 

(167)

. Главнокомандующий должен употреблять стратегемы, 

смотря по личным качествам неприятельского вождя 

(168)

. Так: если он смел до 

безрассудности, то вызывать его на выгодный для себя случай, если же в меру 
осторожен, то тревожить его частыми нечаянными нападениями. Главнокомандующий 
должен одинаково относиться как к своим войскам, так и к союзническим, и быть 
одинаково справедливым как к тем, так и к другим. Союзников надо награждать 
подарками, а своих воинов – увеличением им жалованья, смотря по заслугам. Тот 
Главнокомандующий, который в бою трудится одинаково с прочими воинами и менее 
всего заботится о своих выгодах, заслуживает кроме славы и общую любовь. Даже 
после одержанной победы Главнокомандующий должен выслушать врагов, если они 
предлагают мир на выгодных условиях 

(169)

 и действуют, по-видимому, без обмана. Он 

должен более всего заботиться о вооружении, зная, что кроме него, все остальное 
можно достать в неприятельской стране, а победить без оружия невозможно. Лучший 
Главнокомандующий не тот, кто славен родом, но тот, кто более опытен в военном 
деле. Главнокомандующий должен думать не только о настоящем, но предвидеть и 
будущее (расчет). Лучший полководец не тот, который не задумывается дать сражение, 
которое приносит много потерь и сопряжено с сомнительным исходом, и не тот, 
который дает его из обыкновения только, но тот, кто при нападении неприятеля своим 
собственным искусством придает мужество войску. Корыстолюбивый 
Главнокомандующий был бы самым опасным и презираемым даже неприятелями. 
Неосторожный вождь одинаково приносит вред как себе, так и войску. Умный же и 
решительный – делает все вовремя, сдерживает пылкость воинов. Если он любит мир, 
то пусть готовится к войне 

(170)

, потому что варвары не осмелятся тогда напасть на 

готовых. Кто ошибается, тот легко может поправить свою ошибку, только не на войне, 
где последствий от нее поправить нельзя 

(171)

. Предусмотрительный 

Главнокомандующий принимает во внимание не только то, что явно опасно, но и то, 
что может быть таковым, вопреки мнению. В мирное время должен поощрять все то, 
что относится до военного искусства, в сражении – пользоваться тем, что возбуждает 
храбрость. Отдыхать ложиться не ранее того, как размыслит сам с собой: что он 
позабыл сделать и что надо сделать на следующий день. Всегда воздерживаться от 
излишества, особенно же ввиду предстоящего боя. Пусть не особенно доверяет 
получаемым донесениям, иначе может прослыть за легкомысленного. Благоразумная 
осторожность на войне имеет громадное значение, потому что слишком поспешные и 
несдержанные полководцы многое упускают из виду. Главнокомандующий сам должен 
быть во всем примером для своих воинов, добродетельным и воздерживаться от всего 
того, что запрещено воинам. Но должен своей справедливостью заслужить любовь 
своих воинов. Он обязан знать личные качества и слабости каждого из военачальников 

(172)

, а также кому и что лучше можно поручить. Кто не желает, чтобы неприятель знал 

его планы, тот пусть не сообщает их многим из своих приближенных. Когда оба 
противника одинаково готовы к войне, то победит тот, кто лучше распорядится своим 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..