Маврикий. Тактика и стратегия - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Маврикий. Тактика и стратегия - 1903 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Маврикий. Тактика и стратегия - часть 6

 

 

6егство. Деций с сыном во главе римлян, преследуя их, попал в болото, где все погибли 
и тела их, засосанные тиной, не были отысканы. Зонара, II, Анналы. Жизнь Имп. 
Деция. В варварской земле Деций, вошед с беспорядочной толпой воинов, был 
поглощен трясиной болота и трупа его не могли отыскать. Sext. Awol. Victor.  

86. Tribula. Tribula были маленькие машинки с 4 остриями, из которых одно 

втыкалось в землю, а три остальных торчали кверху или вбок. (Прокопий, Gothic. lib. 
III cap. 24). Название заимствовано от tribuli – звездочного чертополоха – растения, 
которое дает колючие плоды, очень часто попадающееся в Италии. Гиббон, Ист. 
упадка и разр. римск. Имп. Т. IV, стр. 546.  

87. Буквально "гибель коней" – волчьи ямы.  
88. Globum – куча – масса – без рядов и шеренг.  

 

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ 

Маврикий 

 

Книга пятая 

ОБ ОБОЗАХ 

ГЛАВА I. 

О том, что не надо во время боя держать обозы

 (89)

 близко к войску. Leo Imp., 

Instit. X, буквально. 

  
Об обозах надо заботиться, насколько это необходимо: не бросать их, или, как это 

часто бывало, не оставлять их без прикрытия, а также не тащить их безрассудно вместе 
с боевым порядком. Потому что при них обыкновенно находятся слуги, необходимые 
для воинов, а кроме того дети и семьи; если последние не будут в безопасности, то и 
воины будут беспокоиться и тосковать по ним и во время битвы отвлекаться, думая о 
них. Ведь всякий благоразумный воин старается захватить то, что принадлежит 
неприятелю по возможности без потерь для себя. В особенности же Мы не советуем 
тащить за собой огромную толпу слуг, когда скоро предстоит дать генеральное 
сражение, будь это в своей стране или в неприятельской, но немного, чтобы легче 
управлять ими, однако все-таки столько, сколько необходимо по числу палаток и 
животных, чтобы не вышло беспорядка и лишней траты корма. На время боя слуг, 
воюем ли в своей или в чужой земле, надо, даже если при коннице имеется и пехота, 
оставлять в лагерях вместе с обозами и прикрытием к нему, потому что это безопаснее, 
как видно из главы о лагерях. 

ГЛАВА II. 

О вьючных животных. Leo, X. 
  
Вьюки вместе с вьючными животными тоже пусть остаются там. Мы не знаем, 

почему не считается излишним то, что воины ввиду боя влекут за собой при помощи 
слуг вьюки. Ведь если воины победят или сами будут побеждены, то вследствие 
обязательно возникшего шума и беспорядка, кто же сможет отыскать, в случае 
надобности, свой багаж среди такого большого количества вьюков? Поэтому-то Мы не 
без основания учредили тагму депутатов, как некоторое пособие на всякий случай. 
Впрочем, при набегах и разведках воины обязательно должны иметь при себе вьюки с 
оружием 

(90)

. Их можно также иметь и при войске и вплоть до дня сражения, только в 

малом количестве и под хорошим прикрытием. Что же касается до дня сражения, то 
Мы думаем, что иметь в это время вьюки при самом войске совершенно бесполезно, их 
надо оставлять в лагере. Потому что среди обоза легко может произойти беспорядок, 
тем более, что животные управляются малыми отроками. 

ГЛАВА III. 

Об обозах, в которых не всегда имеется надобность. Leo, X. 
  
Если вместе с конным войском будет и пехота и ежели предвидится дать сражение в 

скором времени, будет ли это в своей стране или вблизи границ ее, а обозы нельзя 

поставить в безопасном месте, где было бы вдоволь воды и корма для животных, то 
лучше большую часть не особенно необходимого обоза, а также лишних животных, 
инструменты 

(91)

 и прочее, в чем во время боя нет никакой надобности, оставлять в 

одном переходе сзади, под прикрытием одной или двух банд; этим оставшимся 
приказать: заготовить фураж на 4 или 5 дней, а животных, пока не окончится сражение, 
держать для большей безопасности в лагере, причем в этот промежуток между войском 
и лагерем назначить известное число вполне благонадежных воинов, которые ставятся 
по указанию начальника обоза, на некотором расстоянии друг от друга для того, чтобы 
по окончании сражения через них можно было бы дать знать 

(92)

 оставшимся при 

обозах: оставаться ли им на тех самых местах, где стояли, или передвинуться в другое 
место, или наконец подойти к войску. Затем, идущие от обозов в сражение должны 
брать с собой вьючных животных, маленькие палатки, 

(93)

 и двойные саги, 

(94)

 чтобы при 

случае иметь, что надеть на себя, а также чтобы воспользоваться в случае надобности 
палатками и шатрами 

(95)

. Вместе с обозами пусть располагаются лагерем 20 или 30 

хлебопеков (сухарщиков) и мельников, в особенности если война ведется со Скифами. 

ГЛАВА IV. 

О палатках в середине (лагеря). Leo, XI. 
  
Лагери укрепляются самим войском, остающимся для этого в них на один день, 

причем одна из банд собирает в окрестностях и складывает в них сено и солому на 
один день, все это для того, чтобы войско, если бы ему пришлось отступить туда при 
неблагоприятном обороте дел, могло бы в нем защищаться, будь он двойной или 
одинарный 

(96)

 и чтобы оно имело уже в нем на один день фураж для животных, иначе 

при сборе его при такой суматохе оно легко могло бы потерпеть урон от врага, или 
сборщики могли бы попасться в руки неприятеля при самом сборе фуража или на пути 
с ним в лагерь. Затем, если войско должно уйти из лагеря, то полезно назначить 
несколько человек, чтобы они сожгли весь оставшийся фураж, а потом и сами уходили 
бы. 

ГЛАВА V. 

О прикрытии обозов в походе. Leo, X. 
  
Если неприятель близко, то обозы на походе нужно вести вместе с войском для 

наблюдения за ним и охраны его от нападения неприятеля. Во время марша надо идти в 
порядке и не перемешиваться с обозами, но отдельно и так, чтобы каждая мера имела 
отдельно свой обоз, а также и прикрытие к нему. 

  
  

Примечания 

89. Impedimenta – Τυγθου – обозы – слово общее: обозначает все, что в обозе, как 

лошади, мулы, повозки, слуги и т.п. Schefferus. 

90. Sagmaria – Άδεσρατα – специальное – вьючн. животные, на которых везлось 

оружие воинов (от слова sagma – колчан). Сл. обозом разр. Schefferus. "Impedimenta, 
sagmarii, calones, vehiculaque in medio collocantur". Vegetius lib. III. Cap. VI, напечат. в 
книге "Varia in аrtem belli" издан. 1580 г.  

91. Кн., XII гл. VI.  
92. Летучая почта?  

93. Parva tentoria – вероятно походные, а для лагеря употреблялись другие, как и 

ныне?  

94. Saga duplicia – двойные плащи – вероятно двойной ширины?  
95. Tubernaculum – палатка, шатер и вообще всякое жилище солдата.  
96. Т.е. пехота вместе с кавалерией или порознь.  

 

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ 

Маврикий 

 

Книга шестая 

ГЛАВА I. 

О различного рода строях и упражнениях. 
  
Ничто не приносит войску более пользы, как постоянные упражнения 

(97)

. Однако 

неприятель легко узнает их или через шпионов или через быстрое нападение 
(усиленная рекогносцировка), а раз он переймет их, то они становятся для нас 
бесполезными. Поэтому достаточно вышеописанного упражнения (в построении 
боевого порядка), так как оно просто, согласуется с каким угодно строем и не 
обнаруживает цели всего боевого порядка. Но если очень выгодно делать больше 
упражнений, и чтобы они не были переняты, то будет более сообразным, чтобы каждая 
мера делала сама по себе различные построения и упражнения и притом сперва те, 
которые считаются наиболее пригодными, затем другие менее или не особенно 
необходимые и чтобы для каждого из этих построений были свои особенные команды, 
по которым воины, привыкшие, посредством частым упражнениям, к ним, различали 
бы их друг от друга и не смущались бы неизвестными командами. Существуют 
построения в боевой порядок троякого рода, различающиеся по способу построения, но 
одинаково пригодные, а именно: Скифское, Аланское, Африканское и наконец, кроме 
этого еще Итальянское. 

ГЛАВА II. 

Об упражнении под видом скифского. 
  
Скифское упражнение то, в котором тагмы в боевом порядке не разделены, как 

раньше было сказано, на курсоров и дефензоров. Его надо производить, строя боевой 
порядок только в одну линию и разделять не на три, а на две части, причем обе 
фланговые меры заходят плечами, стараясь охватить неприятеля и, выиграв достаточно 
пространства, направляются взаимно одна к другой, причем правое крыло двигается 
справа, левое слева и оба в виде круга охватывают противника. Таким образом 
упражнялись в былое время всадники на Марсовом поле или на своих зимних 
квартирах. 

ГЛАВА III. 

Аланское упражнение. 
  
Аланское упражнение состоит в том, что боевой порядок строится в одну линию, 

меры же подразделяются на курсоров и дефензоров и имеют между собой интервал в 
300 или 400 шагов; при наступлении курсоры стремительно бросаются вперед для 
нападения, а затем поворачивают назад либо для того, чтобы, пройдя через интервалы, 
соединиться с дефензорами и опять вместе с ними вступить в бой, либо, отступивши 
назад, пройти через интервалы и оставаться для наблюдения, построившись на флангах 
меры, если она остается на месте. 

ГЛАВА IV. 

Об африканском упражнении. 
  
Африканское упражнение состоит в том, что боевой порядок строится в одну линию, 

подобно вышесказанному, причем средняя мера состоит из дефензоров, остальные же 
из курсоров. При наступлении, как бы для атаки, средняя двигается стройно, в порядке, 
как дефензоры, остальные же по бокам ее, как курсоры. Потом, при повороте назад, 
одна мера останавливается, другая же быстро скачет, как бы к дефензорам; затем та, 
которая останавливалась, двигается тоже к дефензорам, а первая поворачивает ей 
навстречу и проходит мимо нее, причем обе они будут обращены одна против другой, 
но не касаясь друг друга. Есть и другой вид построения, подобный вышесказанному с 
той разницей, что в нем средняя мера строится, как курсоры, а фланговые как 
дефензоры: в случае если бы пришлось его производить, его можно называть 
Иллирийским 

(98)

ГЛАВА V. 

Об итальянском упражнении, как наиболее пригодном. 
  
Итальянский боевой порядок, т.е. тот, который по раньше объясненному способу и, 

как видно из приложенного рисунка, разделяется на две линии – боевую и 
вспомогательную (резерв), а также на курсоров, дефензоров, плагиофилаков, 
гиперкерастов и кроме того имеет отдельные части, назначенные для производства 
засад, нам кажется наиболее пригоден для боя с каким угодно народом. При обучении 
ему не надо быть особенно доверчивым, чтобы не сделалась известной сама суть; 
таким образом, когда обучается 1 линия боевого порядка, то 2 надо держать отдельно 
от нее. Также нам кажется необходимым, чтобы при обучении 1-я линия и сама была 
одна, т.е. без плагиофилаков, гиперкерастов и частей для засад; для обозначения же 2-й 
линии ставить сзади несколько всадников, чтобы 1 линия видела, куда отступать. 
Руководствуясь этим же, надо учить и 2 линию, обозначая несколькими всадниками 1 
линию, чтобы 2 линия приучилась принимать их на себя, как бы бегущих из первой 
линии. 

ГЛАВА VI. 

Как вести обучение гиперкерастов и плагиофилаков. 
  
Плагиофилаков и гиперкерастов также можно обучать тому, чтобы до боя они умели 

скрытно передвигаться. Т.е. если гиперкерасты поставлены скрытно за правым 
флангом или наравне с ним и им представится удобный случай для охвата неприятеля, 
то они должны двигаться вправо 

(99)

 и, пройдя, сколько надо, повертываться во фронт и 

обходить неприятельский строй. Плагиофилакам, построенным таким же образом у 
левофланговой меры двигаться подобным же образом влево (в сторону щита) 

(100)

 и, 

выиграв сколько надо расстояния, наступать прямо и уравнивать свое крыло. 

  

 

Примечания 

 

97. Macchiavel. L'art de la guerre. Livre II chap. VII.  
98. Иллирия – часть Паннонии, включавшая в себя Либурнию и Далмацию.  
99. In hastam, т.е. в сторону копья (которое в правой руке).   
100.In scutum, т.е. в сторону щита (носимого левой рукой).  

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ 

Маврикий 

 

Книга седьмая 

СТРАТЕГИЯ 

ГЛАВА I. 

Об искусстве полководца. Какими правилами должен руководствоваться 

полководец перед тем, как решится дать сражение. Leo, II. 

  
Как нельзя без кормчего ввести судно из моря в гавань, так нельзя победить и 

неприятеля без порядка и военного искусства, посредством которых мы, при помощи 
Божией, можем разбить не только равное нам по числу неприятельское войско, но даже 
если оно много превосходит числом. Потому что сражения выигрываются не 
(опрометчивой) смелостью и не многочисленностью, как думают некоторые 
неопытные, а после помощи Божьей порядком и военным искусством, которому тем 
более предстоит дела, чем более неопытных в войске. Соблюдающие это остаются 
невредимыми и действиями своими приносят пользу, не соблюдающие – поражение и 
гибельные потери. Итак: в сражении с противником надо хорошо уметь пользоваться 
условиями времени и места 

(101)

. Во-первых, избегать таких случайностей, которые 

могли бы причинить нам вред, и, наоборот, пользоваться таковыми против неприятеля. 
Прежде всего надо стараться узнать намерения и козни врагов, высылая для этого 
разведчиков во все четыре стороны от того места, где должно выстроить боевой 
порядок, воздерживаться от всякого беспорядочного нападения и не разделять своих 
сил. Также мы не думаем советовать того, чтобы Главнокомандующий (стратег) сам 
лично делал набеги или вступал безрассудно в бой 

(102)

, но предоставил бы это опытным 

вождям. Ведь если некоторые из предводителей падут или будут разбиты, то все-таки 
есть надежда скоро поправить дело, если же будет убит тот, кто предводительствует 
всем войском, то все войско будет лишено единоначалия. Поэтому благоразумный 
главнокомандующий до сражения тщательно старается: разведать все, что делается у 
противника, парализовать все то, что может его усилить, и воспользоваться всем, что 
может его ослабить. Так, например: если у неприятеля много конницы, то полезно 
уничтожить пастбища (или запасы фуража), если у него многочисленное войско, то 
запасы продовольствия. Если войско его составлено из разных народностей и между 
ними нет согласия, то можно посоветовать расстроить связь между ними посредством 
даров, подарков, обещаний, а более знатных переманить на свою сторону. Если 
большая часть неприятеля вооружена копьями, то заводить его на местность 
пересеченную, если стрелами, то в открытую и равнинную и тотчас же биться с ним, 
спешившись. На гуннов и скифов нападать обыкновенно в Феврале или Марте месяцах, 
потому что кони их в это время очень обессилены от лишений, переносимых ими 
зимой и они (гунны и скифы) сражаются стрелами почти всегда. Если неприятель идет 
походом или стоит лагерем без предосторожностей, то на него надо нечаянно напасть 
днем или ночью. Если неприятель сражается отважно, но в беспорядочном строю, то 
сперва надо притворно биться с ним, останавливаясь по временам и мешкая, пока пыл 
его не остынет, а когда натиск его будет ослабевать, то в это время и начать настоящее 
сражение. Если у неприятеля много пехоты, то надо предупредить его на ровном месте, 
чтобы издали начать битву стрелами. Военное дело похоже на охоту. Как диких зверей 
лучше ловить не открыто, а посредством западней, сетей, обманом, выслеживанием, а 

также облавой и т.п. средствами, так же надо действовать и в сражениях все равно 
против больших или против меньших сил. Потому что вступать с неприятелем открыто 
в рукопашную, даже когда очевидна победа над ним, все таки не лишено опасности и 
потерь, как показывает исход дела. Поэтому желание победить с уроном не в силу 
необходимости, а из одной только пустой славы – вовсе лишено смысла. 

ГЛАВА II. 

О смотрах банд. Leo, XIII. 
  
Мерархи должны приготовить свои банды и осматривать их за день или другой до 

сражения, а также назначить бандофоров в тагмы. 

ГЛАВА III. 

О совместном жительстве воинов. 
  
Также надо, чтобы префект каждой тагмы разместил своих воинов на совместное 

жительство и пополнил недостающее число их. 

ГЛАВА IV. 

О необходимости разведывать о всем, что делается у неприятеля. Leo, XIII. 
  
Необходимо, чтобы все, что делается у неприятеля, наблюдалось бдительными и 

бесшумными сторожевыми частями 

(103)

 (постами), расставленными на приличных 

расстояниях и разведывалось посредством лазутчиков и разведчиков 

(104)

, а именно 

(дабы узнать): когда передвигаются, сколько их, какова у них дисциплина, причем и 
самим надо так располагаться, чтобы противник не мог нечаянно напасть на нас. Надо 
заметить, что сражаться в открытую против мужественных, храбрых и отважных 
народов очень опасно. Поэтому в войне с подобными народами лучше действовать с 
помощью военного искусства, благоразумия, посредством тайных ухищрений, 
хитрости и обмана, а не явно, открытой силой. 

ГЛАВА V. 

О воодушевлении войска речью 

(105)

. Leo, XIII. 

  
В свободное время надо собирать войско, только не все вместе, а по мерам или по 

мериям, и объявлять ему все то, что ему надо знать, и таким образом заранее 
воодушевлять его. Прежде всего надо напоминать о прошлых славных подвигах. В то 
же время надо объявить в каждой тагме через ее начальников, что Верховный Вождь 
желает награждать воинов, обещать награды тем, которые окажут услуги государству, 
и прочесть писанные законоположения присяги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..