Главная Учебники - Разные Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 33 34 35 36 ..
И.Иия была одним из самых значителъных факторов культурной лшзни, как въ средние века, так и в последующее время; влияние ея угасало настолыш ме- дленно, что еще в начале XIX столетия в -Германиж основалось большое обще- ство алхимиков — прекрасное доказательство сильнейшого влияния алхимяческой деятелыюсти на умы.
Если мы, далее, проследим раз-витие осповной мысли алхимии, то даже при поверхвостном разсмотрении вопроса легко увидим, что послулшло причиной ея возншшовения. В стране, где зародилась алхимия, в Египте, калсется, еще въ древния времена было сделано наблюдение, что при сплавлении многих металловъ или металлических руд получается вещество, по цвету похолсее ла золото. А так как в то время не было ни химических, ни физических методовъ анализа, то для отличия сплавов друг от друга слулшл лишь грубый ме- тод определения их по впешнему виду. По этой причине получепное вещество, если оно цветом походило на золото, считали чистым золотом. С другой стороны, некоторые металлы легко сплавлялись с ртутью и Иири этом получался сплав цвета серобра. Так как ртуть была известна уже в древнейшия вре- мена, то на сгтлавы с ртутью смотрели, как на чистое серебро. Из этихъ двух наблюдений утвердилась уверенность, что неблагородные металлы при правильной обработке можно превратит в благородные: золото и серебро. Такойвнешний признак, как цвет металлов, явился причиной признания воз- можности превращсния металлов, а также и причиной возникиовения самой алхимии. Вера в возможность подобного превращения распространялась впоследствии все болыпе и болыию. Тех, кто занимался облагоралшванием металлов, позлш называли „алхимиками", также „спагириками". Тех же, про которых думали, что онп, действительно, обладают тайной превращения неблагородньтх метал- лов в благородиые, называли „адептами". Так как их мнимые знания, какъ мы теперь определенно можом утверлгдать, ни на чем не были основаны, то алхимиков в большинстве случаев мы должны считать обманщиками. Опыты превращения неблагородпых металлов в золото и серебро сопровождались неудачами непрерывно в продолжение ста лет. Но в виду того, что вера в возможностг; превращения была тверда, эту неудачу прииысывали тому обстоятели.ству, что при опытах чего-нибудь не доставало в смеси. Скоро стали считать недостающую примесь чемъ-то конкректным, определенным. Эту примесь признали необходимым условием для облагораживания металлов, и съ течением времени утвердилась мысль, что для того, чтобы превратить неблаго- родный металл вь благородный, следует прибавить определенное вещество, без которого опыт ни в каком случае не может удасться. Найти это свое- образное таннственное вещество было самым горячим стремлением алхими- ков, и вскоре их деятелъность 'была обращена исключителъно на изыскание правильного пути для работы в этом направлении. На языке алхимии означенное удивительное и драгоценное вещество называлось: „камень мудрецовъ", „великий элексиръ", „великое волшебство", „красная настойка", „врачебное искусство третьей степени", „красный левъ", „панацея жизни", „квинт эссенция" и т. д., словомъ—самые разнообразные обозначения вещества, которое должно было быть источником всей деятельности алхимиков. Этот „философский камень" окружали пебывалым сиянием и приписывали ему удивительнейшия и самые редкия свой- ства. В VIII столетии после Р. X. только и обсуждали возмолшость существо-
|