Главная Учебники - Разные Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 20 21 22 23 ..
в 1212 году битва при Тулузе положила конец мавританскому владычеству на испанском полуострове, арабская наука перешла понемногу к христианским и еврейским ученым Испании, которые, не смотря на все преследования, верно хранили ее и развивали далее. Правда в начале иа свободное научное изследова- ние накладывало свою печать влияние церкви, и даже греческие философы, изучееие ко- торых церковь допускала, были только средством для достижения цели, т. е. при помощи заключающихся в их сочинениях суждений и взглядов пытались дока- зать истинность церковного учения. Благодаря этому обстоятелъству значение грече- ских философов в те времена не было совсем утрачено, но тем не менее изучение их уже не идет по пути свободного изследования и скептическаго толкования, а обращается исключительно к схоластике. Последняя видела свою величайшую цель в том, чтобы посредством софистических доводов вывести из взглядов языческих философов доказательство в пользу церковных уче- ний. Но, несмотря на эту мертвую и одностороннюю точку зрения, греческая философия все же оказала свое живительное и плодотворное влияние. За тесными монастырскнми стенами приобретала опа — сначала с трудом — друзей, которые скоро становилис ревностнейшими последователями „языческихъ" истин. Тогда то из монастырских стен стало распространяться дальше влияние, которое ока- зывало на мысли и чувства изучение греческих учителей—конечно,всегда в схо- ластическом смысле. Вскоре проявились и Иилоды этого влияния в виде основания первых христианских университетов. Правда, это был тернистый путь, ко- торый привел к окончательному освобождению от церковной схоластики, но еще несколько столетий спустя религиозные фанатики считали своей важнейшей задачей ставить препятствия свободному развжтию науки.
Когда в начале XVII столетия иезуитский патер Шейнер хотел пока- зать своему начальнику вновь открытые солнечные пятна, последний сказалъ: „К чему, сын мой? Я прочел два раза Аристотеля и Ишчего подобного тамъ не нашел. Следовательно, эти пятна ошибка или твоих глаз или твоихъ стекол." Подобно этому иезуиту, также и влиятельные духовные лица постоянно старались привлечь греческих философов для доказательства одностороннимъ схоластическим способом церковных истин. Так, например, святой Фома Аквинский доказывал, ссылаясь на Аристотеля, что звезды движутся не ми- ровыми силами, а ангелами. Хотя наука, несмотря на затруднения, разор- вала связывавшия ея путы и освободилас, наконец, от схоластики, но мы должны смотреть на последнюю как на переходную стадию, которая оказала плодотворное влияние в том отношении, что она верно сохраняла приобретенныя познания греческих философов я передала их потомству, как основание для дальнейших изследований. Даже во времена схоластики физика сделала шагъ вперед и отдельные люди, которые опередили свой век, сделали в области физики открытия, имевшия большое значение.
Важнейшим представителем точной науки в схоластический период былъ известный Альберт Магнус (1193—1280), выдающийся химик и физик, осно- вательный знаток математики, тогдашней астрономии и греческой философии. Главнейшим изобретением в области физики, которым ему обязано челове- чество, был компас. Хотя достоверно известно, что китайцы гораздо ранее него были знакомы со свойствами магнитной стрелки, но, благодаря равнодушию, которым этот народ, как жзвестно, сумел уже с давних пор оградиться
|