Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры - часть 5

 

 

5. ПОМНИТЕ' Измерять температуру необходимо не менее 

10 минут! НАДЕНЬТЕ ПЕРЧАТКИ! 

6. Выньте термометр, отметьте в памяти полученный 

результат. 

7. Стряхните ртуть в термометре до отметки 35 

градусов. 

8. Продезинфицируйте термометр в одном из указанных 

растворов. 

9. Промойте его под проточной водой, высушите. 
10. Замочите перчатки, вымойте руки и отметьте 

результат. 

11. Храните термометры в сухом виде, ртутным 

резервуаром вниз в футляре! 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. 

Температуру у пациента измеряют, как правило, 2 раза в 

день: 

утром  натощак  (с  7  до  9  часов)  и  вечером  (с  17  до  19 
часов).  По  назначению  врача  температура  может  измеряться 
чаще, по мере необходимости. 

РЕКТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ 

Цель: диагностическая. 
Показания: назначение 
врача. Противопоказания: 

- задержка стула; 
- понос; 
- заболевания прямой кишки. 

ПРИГОТОВЬТЕ: 

- ПЕРЧАТКИ; 
- ректальный термометр (ртутный резервуар - 

зеленый); 

- вазелин; 
- шпатель; 
- маркированную емкость для дезинфекции термометров. 

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА: 

- психологически; 
- объясните его поведение при проведении этой 

манипуляции; 

- осмотрите место введения ректального термометра на 

предмет выявления местных воспалительных проявлений. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: 

1. Вымойте, высушите руки, наденьте ПЕРЧАТКИ! 
2. Предложите пациенту лечь на левый бок (при 

невозможности лечь на бок можно измерять ректальную 
температуру в положении пациента лежа на спине). 

36 

3. Предложите пациенту согнуть ноги в коленных 

суставах и прижать к животу. 

4. Наденьте на указательный или средний палец (в 

перчатке!) на-палечник, опустите его в СТЕРИЛЬНЫЙ, лучше 
ЖИДКИЙ, вазелин. 

5. 4-мя пальцами левой руки разведите ягодицы 

пациента и смажьте вазелином анальное отверстие, не очень 
обильно, только для облегчения введения ректального 
термометра. 

6. Снимите напалечник и положите в емкость для 

использованного материала. 

7. 4-мя пальцами левой руки раздвиньте ягодицы 

пациента и правой рукой введите ректальный термометр 
узкой частью в прямую кишку на ПОЛОВИНУ его длины, 
прижмите ягодицы друг к другу. 

8. Через 10 минут выньте ректальный термометр, 

отметьте в памяти полученный результат. 

9. Термометр замочите в одном из дезинфицирующих 

растворов: 

- в 2% растворе хлорамина - экспозиция 5 минут; 
- в 0,5% растворе хлорамина - экспозиция 30 минут; 
- в 3% растворе перекиси водорода • экспозиция 80 

минут. 

10. Промойте термометр в моющем растворе, сполосните 

проточной водой, высушите (храните в сухом виде, в 
футляре, ртутным 
концом вниз). 

11. Обработайте перчатки в одном из дезинфицирующих 

растворов, снимите и замочите в дез. растворе. 

12. ВЫМОЙТЕ руки, высушите, вотрите смягчающий крем. 
13. Полученный результат внесите в: 
- карту наблюдения за пациентом, в виде КРИВОЙ, 

начерченной СИНИМ карандашом или пастой; 

- в общий температурный лист, для стола справок, 

арабскими 

цифрами. 

ПОМОЩЬ ПРИ ЛИХОРАДКЕ 

Цель:  оказание  помощи  пациенту  в  различные  периоды 

лихорадки. 

Показания:  лихорадка  -  общая  приспособительная 

реакция  организма  на  воздействие  чаще  инфекционного 
агента,  представляет  собой  изменение  тепловой  регуляции 
с накоплением тепла и повышением 

температуры тела. 

ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ тела на 1°С ускоряет ритм 

сердца на 10 ударов. 

37

 

ДЫХАНИЕ при лихорадке учащается параллельно повыше-

нию ритма сердечных сокращений и температуры тела. 

Поскольку температура отражает степень реактивности 

заболевшего организма, то она может быть ценным 
показателем его состояния в борьбе с инфекцией. 

В течение большинства лихорадок различают ТРИ 

стадии, и объем ухода за пациентом зависит от той или 
иной СТАДИИ лихорадки. 

1 стадия - НАРАСТАНИЯ температуры (кратковременная), 

характеризуется ПРЕОБЛАДАНИЕМ теплопродукции над 
теплоотдачей. 

ПРИГОТОВЬТЕ: 

-грелку, 
- полотенце, 
- одно или два одеяла.          ' 
- поильник, 
- судно, 
- минеральную воду (морс, соки) без газов. ОСНОВНАЯ 

ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА - ОЗНОБ, боль во всем теле, головная 
боль, может быть цианоз (синюшность) губ. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: 

1. Создать покой, уложить в постель, к ногам 

положить грелку, хорошо укрыть, напоить крепким 
свежезаваренным чаем. 

2.  Контролировать  физиологические  отправления  в 

постели. 

3. НЕ ОСТАВЛЯТЬ ПАЦИЕНТА ОДНОГО! 
4. НЕ ДОПУСКАТЬ СКВОЗНЯКОВ! 
5.  Желательно  установить  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПОСТ.  Если 

это  невозможно,  то  медсестра  ОБЯЗАНА  часто  подходить  к 
пациенту  и  контролировать  гемодинамические  показатели 
(пульс,  АД,  ЧСС,  ЧДД  и  ДРАПРИ  ПОЯВЛЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В 
СТОРОНУ УХУДШЕНИЯ она должна НЕМЕДЛЕННО вызвать врача! 

Чем  выше  температура  и  больше  ее  колебания,  тем 

сильнее 

истощается 

пациент. 

Чтобы 

повысить 

сопротивляемость  организма  и  восполнить  энергетические 
потери,  необходимо  КОРМИТЬ  пациента  ВЫСОКОКАЛОРИЙНОЙ  и 
ЛЕГКОУСВОЯЕМОЙ  пищей  в  жидком  или  полужидком  виде,  5-6 
раз 

в 

сутки, 

НЕ 

БОЛЬШЕ, 

малыми 

порциями. 

Как 

дезинтоксикационное  (снижение  концентрации)  и  выведение 
из  организма  токсических  веществ)  средство  применяется 
большое  количество  жидкости  в  виде  минеральной  воды, 
соков, морса. 

2 стадия - МАКСИМАЛЬНОГО ПОДЪЕМА температуры (период 

РАЗГАРА). 

ПРИГОТОВЬТЕ: 

- пузырь со льдом, 

38 

- полотенце, 
- тонометр с фонендоскопом, 
- поильник, 
- судно. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: 

1. По возможности организуйте индивидуальный пост. 
2. Сообщите врачу об изменении состояния пациента. 
3. Контролируйте гемодинамические показатели. 
4. Уберите одеяла и укройте пациента простыней. 
5.  Используйте  ПРИМОЧКИ  к  периферическим  сосудам  и 

пузырь со льдом к голове. 

6. Проветривайте помещение, избегайте сквозняков. 
7.  Ухаживайте  за  полостью  рта,  носом  и  др.  органами 

пациента.. 

8. 

Помогайте 

пациенту 

при 

физиологических 

отправлениях, проводите профилактику ПРОЛЕЖНЕЙ. 

3 стадия - период СНИЖЕНИЯ температуры. 
Может  протекать  по-разному,  так  как  температура 

может  снижаться  КРИТИЧЕСКИ,  то  есть,  РЕЗКО  снижаться  с 
ВЫСОКИХ цифр до НИЗКИХ (например, от 40 до 37 градусов), 
что 

часто 

сопровождается 

СТРЕМИТЕЛЬНЫМ 

падением 

сосудистого тонуса, которое проявляется в РЕЗКОМ снижении 
АД  до  80/20  мм  рт.  ст.  и  появлении  НИТЕВИДНОГО  пульса, 
повышенной 

потливостью 

(гипергидроз), 

предельной 

слабостью, БЛЕДНОСТЬЮ кожных покровов. 

Это  состояние  пациента  называется  коллапсом  и 

требует от медицинского персонала СРОЧНЫХ мер. 

ПОСТЕПЕННОЕ  СНИЖЕНИЕ  температуры  с  высоких  цифр  до 

нормы  (ниже  нормы)  называется  ЛИТИЧЕСКИМ  снижением 
температуры (лизис). 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ МЕДСЕСТРЫ ПРИ 

КРИТИЧЕСКОМ СНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ 

1. СРОЧНО всеми доступными способами сообщите о 

случившемся врачу, организуйте оказание помощи пациенту. 

2. Ни в коем случае НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ пациента одного. 
3. БЫСТРО уберите у него из-под головы подушку, 

приподнимите ножную часть кровати на 20 градусов или 
используйте подручные средства (одеяла, подушки и др.). 

4. Положение пациента должно быть ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ, с 

ПРИПОДНЯТЫМИ ногами. 

5. К рукам и ногам пациента приложите грелки, 

обернутые полотенцем. 

39 

6. Используйте увлажненный водой кислород. 
7. Контролируйте гемодинамические показатели. 
8. Правильно доложите лечащему или дежурному врачу о 

состоянии пациента. 

9. Выполните назначения врача. 
10. После выведения пациента из данного состояния 

вытрите его насухо, смените влажное нательное и 
постельное белье. 

11. Обеспечьте дальнейший уход за пациентом (горячий 

сладкий чай и т.д.). 

12. Контролируйте назначенный врачом режим 

двигательной активности пациента. 

13. Обеспечьте наблюдение дежурного мед. персонала в 

течение суток.                             . 

14. Создайте пациенту условия для продолжительного 

глубокого сна. 

ПОМНИТЕ! 

- КАК ПРАВИЛО, ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПАЦИЕНТ 

ЗАСЫПАЕТ БЫСТРО, и будить его для кормления и т.д. НЕ 
СТОИТ! 

- ПАЦИЕНТА НЕОБХОДИМО БУДИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ПРИЕМА 

МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ, КАК ЧЕРЕЗ рот, так и 
парентерально. 

- Температуру измеряют термометром, который 

называется МАКСИМАЛЬНЫМ: поднявшись до высшего 
показателя, столбик ртути или спирта не может снизиться, 
для этого термометр необходимо встряхнуть до отметки 35 
градусов. 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА 

Цель:  транспортировка  пациента  в  лечебные  отделения 

или к месту оказания помощи. Показания: 

- назначения врача; 
- по жизненным показаниям. Противопоказаний: 
-нет; 
- определяет врач. ПРИГОТОВЬТЕ: 
- необходимые транспортные средства: 
а) носилки; 
б)каталку; 
в) кресло-каталку; 
- а также: 
г) одеяло; 
д) подушку; 

40 

е) простыню; 
ж) клеенку, пеленку. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА 
(если он в сознании): 

- психологически; 
- объясните, как ему вести себя во время 

транспортировки; 

- при необходимости дополнительно оденьте пациента. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: 

1. Перед транспортировкой сообщите в лечебное или 

реанимационное отделение: 

- факт транспортировки пациента в данное отделение; 
- его состояние; 
- уточните возможность присутствия родственников; 
- уточните номер палаты для пациента; 
- транспортируйте пациента в отделение с его историей 

болезни; 

- контролируйте состояние пациента во время его 

транспортировки. 

2. Если пациент в удовлетворительном состоянии, то 

он может 
идти сам в сопровождении мед. персонала. 

ТРАНСПОРТИРОВКА В КРЕСЛЕ-КАТАЛКЕ 

1. Проверьте и подготовьте к работе кресло-каталку. 
2. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на 

подставку для 

ног. 

3. Попросите пациента встать на подставку для ног, 

усадите, 

поддерживая его, в кресло, прикройте одеялом. 

4. Придайте креслу-каталке исходное положение. 
5. Следите, чтобы во время транспортировки руки 

пациента не находились за пределами подлокотников 
кресла-каталки. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. 
Транспортировать пациента можно в 
положении: 

-сидя, 
- полулежа, 
- лежа, меняя положение спинки и ножной панели. 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА НА КАТАЛКЕ (ВДВОЕМ) 

1. Проверьте и подготовьте к транспортировке 
каталку. 
2. Постелите на каталку: 

-1/2 часть одеяла; 
- накройте простыней; 

41

 

- положите подушку; 
- клеенку с пеленкой (при необходимости). 

3. Поставьте каталку ножной частью под углом к 

изголовью кушетки или другим способом, более удобным в 
данной ситуации. 

4. Приподнимите пациента - одна медсестра подводит 

руки под шею и туловище, другая - под поясницу и ноги. 

5. Положите пациента на каталку и убедитесь, что ему 

удобно лежать. 

6. Укройте пациента второй половиной одеяла и 

простыней. 

7. Встаньте у каталки - одна медсестра ВПЕРЕДИ 

каталки, другая 
- СЗАДИ, но ЛИЦОМ к ПАЦИЕНТУ. 

8. В таком положении транспортируйте пациента в 

отделение. 

9. Поставьте каталку к КРОВАТИ так, как позволяет 

площадь палаты. 

10. Снимите с кровати одеяло, раскройте пациента и 

доступным способом переложите его на кровать. 

11. Укройте пациента и убедитесь, что он чувствует 

себя комфортно, что у него нет просьб. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. 

- Вид транспортировки определяет ВРАЧ, ориентируясь 

на СОСТОЯНИЕ пациента (не путайте с самочувствием!). 

- Состояние пациента может быть: 

а) крайне тяжелым; 
б) тяжелым; 
в) сродней тяжести; 
г) удовлетворительным. 

Медицинская сестра ОБЯЗАНА знать, что СОСТОЯНИЕ пациента 

- это данные его ОБЪЕКТИВНОГО обследования, а 
САМОЧУВСТВИЕ -это СУБЪЕКТИВНЫЕ ощущения пациента. 

При доставке пациента в отделение доставляющие 

ОБЯЗАНЫ ДОЛОЖИТЬ об этом дежурной палатной медсестре и 
отдать ей историю болезни пациента. 

Дежурная медсестра ОБЯЗАНА быстро, а иногда и СРОЧНО 

доложить о поступлении пациента дежурному или лечащему 
врачу. 

ПРИЕМ И СДАЧА ДЕЖУРСТВА 

При  приеме  и  сдаче  дежурства  принимающая  и  сдающая 

медсестры ВМЕСТЕ со старшей медсестрой отделения ОБЯЗАНЫ: 

- совершить обход всех палат с докладом о пациентах, 

находящихся в тяжелом состоянии, о санитарном состоянии 
палат. Необходи- 

42 

мо  поинтересоваться  мнением  пациентов  о  прошедшем 
дежурстве (нет 
ли у них жалоб или предложений); 

- передать (принять) медицинскую документацию: 

а) журнал врачебных назначений; 
б) журнал приема и сдачи дежурств, в котором помимо 

общего количества пациентов отделения указываются сводка 
движения пациентов за сутки, тяжело больные, лихорадящие 
и др.; 

в) журнал учета сильнодействующих, ядовитых и 

дорогостоящих средств вместе с ключами от шкафчиков и 
сейфа, где хранятся эти лекарственные средства; 

г) инструментарий: 

- шприцы, иглы; 
- биксы; 
- термометры; 
- тонометр, фонендоскоп; 
- капельные системы и т.д. 

д) лекарственные средства, находящиеся на постах 

е) хозяйственный инвентарь. 
ПОМНИТЕ! К моменту сдачи дежурства ВСЕ назначенные 
манипуляции 

должны быть выполнены! 

В дальнейшем обе медсестры присутствуют  на ВРАЧЕБНОЙ 

конференции,  где  докладывают  о  динамике  состояния 
пациентов,  находящихся  под  наблюдением  дежурного  мед. 
персонала, сообщают сводку движения пациентов за сутки. 

СОСТАВЛЕНИЕ ПАЛАТНОГО ПОРЦИОННИКА, ВЫПИСЫВАНИЕ 

ЕДИНОГО ПОРЦИОННОГО ТРЕБОВАНИЯ 

Цель:  соблюдение  пациентом  назначенного  врачом 

режима питания и диеты. 

Показания определяет врач. 
ПРИГОТОВЬТЕ: 

1. Бланки палатных порционников. 
2. Ручку. 
3. Бланк ЕДИНОГО порционника. 
4. Сведения палатной медсестры (из истории болезни 

пациента). 

5. Сведения из пищеблока о наличии продуктового 

запаса. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. 
1. В бланке ПАЛАТНОГО ПОРЦИОННИКА укажите: 

- ф.и.о. пациента, 
- номер диеты (стола). 

43 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..