Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 1

 

 

Администрация Губернатора Свердловской области 

Департамент административных органов 

Губернатора Свердловской области 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СБОРНИК 

нормативных правовых актов, 

регулирующих вопросы противодействия 

коррупции 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург 

2012 г.

 

 

 
 

Оглавление 

 

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции  

от 31 октября 2003 года ............................................................................. 4 

Рекомендация № Rec (2003) 4 Комитета министров Совета Европы 

государствам-членам об общих правилах борьбы с коррупцией  
при финансировании политических партий и избирательных 
кампаний (8 апреля 2003 года) ............................................................... 62 

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ  

«О противодействии коррупции» .......................................................... 69 

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ  

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых  
актов и проектов нормативных правовых актов» ................................. 94 

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815  

«О мерах по противодействию коррупции» ....................................... 100 

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460  

«О национальной стратегии противодействия коррупции  
и национальном плане противодействия коррупции  
на 2010 - 2011 годы» .............................................................................. 104 

Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297  

«О национальном плане противодействия коррупции  
на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты 
Президента Российской Федерации по вопросам  
противодействия коррупции»............................................................... 112 

Постановление Правительства Российской Федерации  

от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе 
нормативных правовых актов и проектов нормативных  
правовых актов» .................................................................................... 134 

Закон Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О 

противодействии коррупции в Свердловской области» .................... 139 

Указ Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 года  

№ 971-УГ «О мониторинге состояния и эффективности 
противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге)  
в Свердловской области» ...................................................................... 149 

 

 

Указ Губернатора Свердловской области от 03 ноября 2010 года  

№ 970-УГ «О социологическом опросе уровня восприятия  
коррупции в Свердловской области» .................................................. 170 

Указ Губернатора Свердловской области от 09 сентября 2008 года  

№ 982-УГ «О Совете при Губернаторе Свердловской области  
по противодействию коррупции» ........................................................ 225 

Указ Губернатора Свердловской области от 26 октября 2010 года  

№ 944-УГ «Об утверждении порядка проведения  
антикоррупционной экспертизы указов Губернатора  
Свердловской области и проектов указов Губернатора  
Свердловской области» ......................................................................... 234 

Постановление Правительства Свердловской области  

от 3 ноября 2010 г. № 1605-ПП «Об утверждении порядка  
проведения антикоррупционной экспертизы постановлений 
Правительства Свердловской области и проектов  
постановлений Правительства Свердловской области» .................... 242 

 

 

 

 

КОНВЕНЦИЯ 

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ  

ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 

(Принята Генеральной Ассамблеей ООН 

на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года) 

 

ПРЕАМБУЛА 

 

Государства - участники настоящей Конвенции,  

будучи  обеспокоены  серьезностью  порождаемых  коррупцией  про-

блем  и  угроз  для  стабильности  и  безопасности  общества,  что  подрывает 

демократические институты и ценности, этические ценности и справедли-

вость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, 

будучи  обеспокоены  также  связями  между  коррупцией  и  другими 

формами  преступности,  в  частности  организованной  преступностью  и 

экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, 

будучи обеспокоены далее случаями коррупции, связанными с боль-

шими  объемами  активов,  которые  могут  составлять  значительную  долю 

ресурсов государств, и ставящими под угрозу политическую стабильность 

и устойчивое развитие этих государств, 

будучи  убеждены  в  том,  что  коррупция  уже  не  представляет  собой 

локальную проблему, а  превратилась в транснациональное явление, кото-

рое  затрагивает общество и экономику  всех стран, что обусловливает  ис-

ключительно важное значение международного сотрудничества в области 
предупреждения коррупции и борьбы с ней, 

будучи  убеждены  также  в  том,  что  всеобъемлющий  и  многодисци-

плинарный подход необходим для эффективного предупреждения корруп-

ции и борьбы с ней, 

будучи убеждены далее в том, что наличие технической помощи мо-

жет  играть  важную  роль  в  расширении  возможностей  государств,  в  том 

числе  путем  усиления  потенциала  и  создания  институтов,  в  области  эф-

фективного предупреждения коррупции и борьбы с ней, 

будучи  убеждены  в  том,  что  незаконное  приобретение  личного  со-

стояния  может  нанести  серьезный  ущерб  демократическим  институтам, 

национальной экономике и правопорядку, 

будучи преисполнены решимости более эффективно предупреждать, 

выявлять и пресекать международные переводы незаконно приобретенных 

активов  и  укреплять  международное  сотрудничество  в  принятии  мер  по 

возвращению активов, 

подтверждая  основополагающие  принципы  надлежащего  правопри-

менения в ходе уголовного производства и гражданского или администра-

тивного производства для установления имущественных прав, 

 

 

учитывая,  что  предупреждение  и  искоренение  коррупции  -  это  обя-

занность всех государств и что для обеспечения эффективности своих уси-

лий  в  данной  области  они  должны  сотрудничать  друг  с  другом  при  под-

держке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного секто-

ра, таких как гражданское общество, неправительственные организации и 

организации, функционирующие на базе общин, 

учитывая также принципы надлежащего управления публичными де-

лами  и  публичным  имуществом,  справедливости,  ответственности  и  ра-

венства  перед  законом  и  необходимость  обеспечения  честности  и  непод-

купности, а также содействия формированию культуры, отвергающей кор-

рупцию, 

высоко оценивая работу Комиссии по предупреждению преступности 

и  уголовному  правосудию  и  Управления  Организации  Объединенных 

Наций по наркотикам и преступности в области предупреждения корруп-

ции и борьбы с ней, 

ссылаясь на работу, проводимую другими международными и регио-

нальными организациями в этой области, включая деятельность Африкан-

ского  союза,  Европейского  Союза,  Лиги  арабских  государств,  Организа-

ции  американских  государств,  Организации  экономического  сотрудниче-

ства и развития, Совета Европы и Совета по таможенному сотрудничеству 

(также известному как Всемирная таможенная организация), 

принимая к сведению с признательностью многосторонние докумен-

ты  по предупреждению коррупции и  борьбе  с  ней, включая,  в частности, 

Межамериканскую конвенцию о борьбе с коррупцией, принятую Органи-

зацией американских государств 29 марта 1996 года, Конвенцию о борьбе 

с  коррупцией,  затрагивающей  должностных  лиц  Европейских  сообществ 

или должностных лиц государств - членов Европейского Союза, принятую 
Советом  Европейского  Союза  26  мая  1997  года,  Конвенцию  о  борьбе  с 

подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих 

сделках, принятую Организацией экономического сотрудничества и разви-

тия  21  ноября  1997  года,  Конвенцию  об  уголовной  ответственности  за 

коррупцию,  принятую  Комитетом  министров  Совета  Европы  27  января 

1999 года, Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за корруп-

цию, принятую Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года, 

и Конвенцию Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе 

с ней, принятую главами государств и правительств Африканского союза 

12 июля 2003 года, 

приветствуя вступление в силу 29 сентября 2003 года Конвенции Ор-

ганизации Объединенных Наций против транснациональной организован-

ной преступности, 

согласились о нижеследующем: 

 

 

ГЛАВА I 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

Статья 1 
Цели 
 
Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: 
a)  содействие  принятию  и  укрепление  мер,  направленных  на  более 

эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; 

b) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудниче-

ства и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, 
в том числе принятии мер по возвращению активов; 

c)  поощрение  честности  и  неподкупности,  ответственности,  а  также 

надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. 

 
Статья 2 
Термины 
 
Для целей настоящей Конвенции: 
 
Примечание:  В  официальном  тексте  документа,  видимо,  допущена 

опечатка: вместо слов "главой I..." следует читать "главой II...". 

 
a) "публичное должностное лицо" означает: i) любое назначаемое или 

избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, 
исполнительном,  административном  или  судебном  органе  Государства-
участника на  постоянной или временной основе, за плату или без оплаты 
труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, 
выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публич-
ного  ведомства  или  публичного  предприятия,  или  предоставляющее  ка-
кую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законо-
дательстве Государства-участника и как это применяется в соответствую-
щей  области  правового  регулирования  этого  Государства-участника;  iii) 
любое  другое  лицо,  определяемое  в  качестве  "публичного  должностного 
лица" во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не ме-
нее  для  целей  принятия  некоторых  конкретных  мер,  предусмотренных 
главой  I  настоящей  Конвенции,  "публичное  должностное  лицо"  может 
означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или 
предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во 
внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяет-
ся  в  соответствующей  области  правового  регулирования  этого  Государ-
ства-участника; 

 

 

b)  "иностранное  публичное  должностное  лицо"  означает  любое 

назначаемое  или  избираемое  лицо,  занимающее  какую-либо  должность  в 
законодательном,  исполнительном,  административном  или  судебном  ор-
гане  иностранного  государства,  и  любое  лицо,  выполняющее  какую-либо 
публичную функцию для иностранного государства, в том числе для пуб-
личного ведомства или публичного предприятия; 

c) "должностное лицо публичной международной организации" озна-

чает  международного  гражданского  служащего  или  любое  лицо,  которое 
уполномочено такой организацией действовать от ее имени; 

d)  "имущество"  означает  любые  активы,  будь  то  материальные  или 

нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в 
правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие пра-
во собственности на такие активы или интерес в них; 

e)  "доходы  от  преступления"  означают  любое  имущество,  приобре-

тенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения ка-
кого-либо преступления; 

f) "приостановление  операций (замораживание)" или "арест" означа-

ют временное запрещение  передачи, преобразования, отчуждения или пе-
редвижения  имущества,  или  временное  вступление  во  владение  таким 
имуществом,  или  временное  осуществление  контроля  над  ним  по  поста-
новлению суда или другого компетентного органа; 

g) "конфискация" означает окончательное лишение имущества по по-

становлению суда или другого компетентного органа; 

h)  "основное  правонарушение"  означает  любое  правонарушение,  в 

результате которого были получены доходы, в отношении которых могут 
быть совершены указанные в статье 23 настоящей Конвенции деяния, об-
разующие состав преступления; 

i) "контролируемая  поставка" означает метод, при  котором допуска-

ется  вывоз,  провоз  или  ввоз  на  территорию  одного  или  нескольких  госу-
дарств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и 
под  надзором  их  компетентных  органов  в  целях  расследования  какого-
либо  преступления  и  выявления  лиц,  участвующих  в  совершении  этого 
преступления. 

 
Статья 3 
Сфера применения 
 
1. Настоящая Конвенция применяется, в соответствии с ее положени-

ями  к  предупреждению,  расследованию  и  уголовному  преследованию  за 
коррупцию и к приостановлению операций (замораживанию), аресту, кон-
фискации и возвращению доходов от преступлений, признанных таковыми 
в соответствии с настоящей Конвенцией. 

 

 

2.  Для  целей  осуществления  настоящей  Конвенции,  если  в  ней  не 

предусмотрено иное, не обязательно, чтобы в результате совершения ука-
занных  в  ней  преступлений  был  причинен  вред  или  ущерб  государствен-
ному имуществу. 

 
Статья 4 
Защита суверенитета 
 
1. Государства-участники осуществляют свои обязательства согласно 

настоящей  Конвенции  в  соответствии  с  принципами  суверенного  равен-
ства  и  территориальной  целостности  государств  и  принципом  невмеша-
тельства во внутренние дела других государств. 

2. Ничто в настоящей Конвенции не наделяет Государство-участника 

правом  осуществлять  на  территории  другого  государства  юрисдикцию  и 
функции,  которые  входят  исключительно  в  компетенцию  органов  этого 
другого государства в соответствии с его внутренним законодательством. 
 

ГЛАВА II 

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ 

 
Статья 5 
Политика и практика предупреждения и противодействия коррупции 
 
1.  Каждое  Государство-участник,  в  соответствии  с  основополагаю-

щими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет 
или  проводит  эффективную  и  скоординированную  политику  противодей-
ствия  коррупции,  способствующую  участию  общества  и  отражающую 
принципы  правопорядка, надлежащего  управления публичными делами и 
публичным  имуществом,  честности  и  неподкупности,  прозрачности  и  от-
ветственности. 

2.  Каждое  Государство-участник  стремится  устанавливать  и  поощ-

рять эффективные виды практики, направленные на предупреждение кор-
рупции. 

3. Каждое Государство-участник стремится периодически проводить 

оценку соответствующих правовых документов и административных мер с 
целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения кор-
рупции и борьбы с ней. 

4. Государства-участники, в надлежащих случаях и в соответствии с 

основополагающими  принципами  своих  правовых  систем,  взаимодей-
ствуют  друг  с  другом  и  с  соответствующими  международными  и  регио-
нальными организациями в разработке и содействии осуществлению мер, 
указанных  в  настоящей  статье.  Это  взаимодействие  может  включать  уча-

 

 

стие  в  международных  программах  и  проектах,  направленных  на  преду-
преждение коррупции. 

 
Статья 6 
Орган  или  органы  по  предупреждению  и  противодействию  корруп-

ции 

 
1.  Каждое  Государство-участник  обеспечивает,  в  соответствии  с  ос-

новополагающими  принципами  своей  правовой  системы,  наличие  органа 
или,  в  надлежащих  случаях,  органов,  осуществляющих  предупреждение 
коррупции с помощью таких мер, как: 

a)  проведение  политики,  упомянутой  в  статье  5  настоящей  Конвен-

ции, и, в надлежащих случаях, осуществление надзора и координации про-
ведения такой политики; 

b) расширение и распространение знаний по вопросам предупрежде-

ния коррупции. 

2.  Каждое  Государство-участник  обеспечивает  органу  или  органам, 

упомянутым  в  пункте  1  настоящей  статьи,  необходимую  самостоятель-
ность, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой 
системы,  с  тем  чтобы  такой  орган  или  органы  могли  выполнять  свои 
функции  эффективно  и  в  условиях  свободы  от  любого  ненадлежащего 
влияния.  Следует  обеспечить  необходимые  материальные  ресурсы  и  спе-
циализированный  персонал,  а  также  такую  подготовку  персонала,  какая 
может потребоваться для выполнения возложенных на него функций. 

3.  Каждое  Государство-участник  сообщает  Генеральному  секретарю 

Организации Объединенных Наций название  и адрес органа или органов, 
которые  могут  оказывать  другим  Государствам-участникам  содействие  в 
разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению корруп-
ции. 

 
Статья 7 
Публичный сектор 
 
1. Каждое Государство-участник стремится, в надлежащих случаях и 

в соответствии с основополагающими принципами своей правовой систе-
мы, создавать, поддерживать и укреплять такие системы приема на работу, 
набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отстав-
ку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых 
публичных должностных лиц, какие: 

a)  основываются  на  принципах  эффективности  и  прозрачности  и  на 

таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость 
и способности; 

 

10 

 

b) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для 

занятия публичных должностей, которые считаются особенно  уязвимыми 
с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров 
на таких должностях; 

c) способствуют выплате  надлежащего вознаграждения и установле-

нию  справедливых  окладов  с  учетом  уровня  экономического  развития 
Государства-участника; 

d)  способствуют  осуществлению  образовательных  и  учебных  про-

грамм, с тем чтобы такие  лица могли удовлетворять  требованиям в отно-
шении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публич-
ных функций,  а  также  обеспечивают  им специализированную и  надлежа-
щую  подготовку,  с  тем  чтобы  углубить  осознание  ими  рисков,  которые 
сопряжены  с  коррупцией  и  связаны  с  выполнением  ими  своих  функций. 
Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты по-
ведения в применимых областях. 

2.  Каждое  Государство-участник  также  рассматривает  возможность 

принятия  надлежащих  законодательных  и  административных  мер,  сооб-
разно целям настоящей Конвенции и в соответствии с основополагающи-
ми принципами своего внутреннего законодательства, с тем чтобы устано-
вить  критерии  применительно  к  кандидатам  и  выборам  на  публичные 
должности. 

3.  Каждое  Государство-участник  также  рассматривает  возможность 

принятия  надлежащих  законодательных  и  административных  мер,  сооб-
разно целям настоящей  Конвенции и в соответствии с основополагающи-
ми принципами своего внутреннего законодательства, с тем чтобы усилить 
прозрачность  в  финансировании  кандидатур  на  избираемые  публичные 
должности и, где это применимо, финансировании политических партий. 

4. Каждое Государство-участник стремится, в соответствии с осново-

полагающими  принципами  своего  внутреннего  законодательства,  созда-
вать,  поддерживать  и  укреплять  такие  системы,  какие  способствуют  про-
зрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов. 

 
Статья 8 
Кодексы поведения публичных должностных лиц 
 
1. В целях борьбы с коррупцией каждое Государство-участник поощ-

ряет,  среди  прочего,  неподкупность,  честность  и  ответственность  своих 
публичных должностных лиц в соответствии с основополагающими прин-
ципами своей правовой системы. 

2. В частности, каждое Государство-участник стремится применять, в 

рамках  своих  институциональных  и  правовых  систем,  кодексы  или  стан-

дарты  поведения  для  правильного,  добросовестного  и  надлежащего  вы-

полнения публичных функций. 

 

11 

 

3.  Для  целей  осуществления  положений  настоящей  статьи  каждое 

Государство-участник принимает во внимание, в надлежащих случаях и в 

соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, 

соответствующие  инициативы  региональных,  межрегиональных  и  много-

сторонних организаций, например Международный кодекс поведения гос-

ударственных  должностных  лиц,  содержащийся  в  приложении  к  резолю-

ции 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года. 

4.  Каждое  Государство-участник  также  рассматривает,  в  соответ-

ствии  с  основополагающими  принципами  своего  внутреннего  законода-

тельства, возможность установления мер и систем, способствующих тому, 

чтобы публичные должностные лица сообщали соответствующим органам 

о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении 

ими своих функций. 

5. Каждое Государство-участник стремится, в надлежащих случаях и 

в  соответствии  с  основополагающими  принципами  своего  внутреннего 

законодательства,  устанавливать  меры  и  системы,  обязывающие  публич-

ных  должностных  лиц  представлять  соответствующим  органам  деклара-

ции, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, 

активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может 

возникать  коллизия  интересов  в  отношении  их  функций  в  качестве  пуб-

личных должностных лиц. 

6.  Каждое  Государство-участник  рассматривает  возможность  приня-

тия, в соответствии с основополагающими принципами своего внутренне-

го  законодательства,  дисциплинарных  или  других  мер  в  отношении  пуб-

личных  должностных  лиц,  которые  нарушают  кодексы  или  стандарты, 

установленные в соответствии с настоящей статьей. 

 
Статья 9 

Публичные закупки и управление публичными финансами 
 

1.  Каждое  Государство-участник  принимает,  в  соответствии  с  осно-

вополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры 

для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на про-

зрачности,  конкуренции  и  объективных  критериях  принятия  решений  и 

являются  эффективными,  среди  прочего,  с  точки  зрения  предупреждения 

коррупции.  Такие  системы,  которые  могут  предусматривать  надлежащие 

пороговые  показатели  при  их  применении,  затрагивают,  среди  прочего, 

следующее: 

a) публичное распространение информации, касающейся закупочных 

процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях 

к участию в торгах и надлежащую или уместную информацию о заключе-

нии  контрактов,  с  тем  чтобы  предоставить  потенциальным  участникам 

торгов  достаточное  время  для  подготовки  и  представления  их  тендерных 

заявок; 

 

12 

 

b)  установление,  заблаговременно,  условий  участия,  включая  крите-

рии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правила 

проведения торгов, и их опубликование; 

c)  применение  заранее  установленных  и  объективных  критериев  в 

отношении  принятия  решений  о  публичных  закупках  в  целях  содействия 

последующей проверке правильности применения правил или процедур; 

d)  эффективную  систему  внутреннего  контроля,  включая  эффектив-

ную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспари-

вания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или про-

цедур, установленных согласно настоящему пункту; 

e) меры регулирования, в надлежащих случаях, вопросов, касающих-

ся персонала, который несет ответственность за закупки, например требо-

вание  о  декларировании  заинтересованности  в  конкретных  публичных 

закупках,  процедуры  проверки  и  требования  к  профессиональной  подго-

товке. 

2.  Каждое  Государство-участник  принимает,  в  соответствии  с  осно-

вополагающими  принципами  своей  правовой  системы,  надлежащие  меры 

по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными фи-

нансами. Такие меры охватывают, среди прочего, следующее: 

a) процедуры утверждения национального бюджета; 

b) своевременное представление отчетов о поступлениях и расходах; 

c) систему стандартов бухгалтерского  учета и аудита  и связанного с 

этим надзора; 

d) эффективные и действенные системы управления рисками и внут-

реннего контроля; и 

e) в надлежащих случаях, корректировку при несоблюдении требова-

ний, установленных в настоящем пункте. 

3.  Каждое  Государство-участник  принимает  такие  гражданско-

правовые  и  административные  меры,  какие  могут  потребоваться,  в  соот-

ветствии  с  основополагающими  принципами  его  внутреннего  законода-

тельства,  с  тем  чтобы  обеспечить  сохранность  бухгалтерских  книг,  запи-

сей, финансовых ведомостей или другой документации, касающейся пуб-

личных  расходов  и  доходов,  и  воспрепятствовать  фальсификации  такой 

документации. 

 

Статья 10 

Публичная отчетность 
 
С учетом необходимости борьбы с коррупцией каждое Государство-

участник  принимает,  в  соответствии  с  основополагающими  принципами 
своего  внутреннего  законодательства,  такие  меры,  какие  могут  потребо-
ваться для усиления прозрачности в его публичной администрации, в том 
числе применительно к ее организации, функционированию и, в надлежа-

 

13 

 

щих случаях, процессам принятия решений. Такие  меры  могут включать, 
среди прочего, следующее: 

a) принятие процедур или правил, позволяющих населению получать, 

в надлежащих случаях, информацию об организации, функционировании и 
процессах  принятия  решений  публичной  администрации  и,  с  должным 
учетом соображений защиты частной жизни и личных данных, о решениях 
и юридических актах, затрагивающих интересы населения; 

b)  упрощение  административных  процедур,  в  надлежащих  случаях, 

для облегчения публичного доступа к компетентным органам, принимаю-
щим решения; и 

c)  опубликование  информации,  которая  может  включать  периодиче-

ские отчеты об опасностях коррупции в публичной администрации. 

 

Статья 11 
Меры в отношении судебных органов и органов прокуратуры 
 
1.  С  учетом  независимости  судебной  власти  и  ее  решающей  роли  в 

борьбе с коррупцией каждое Государство-участник принимает, в соответ-
ствии  с  основополагающими  принципами  своей  правовой  системы  и  без 
ущерба  для  независимости  судебных  органов,  меры  по  укреплению  чест-
ности  и  неподкупности  судей  и  работников  судебных  органов  и  недопу-
щению любых возможностей для коррупции среди них. Такие меры могут 
включать  правила,  касающиеся  действий  судей  и  работников  судебных 
органов. 

2.  Меры,  аналогичные  тем,  которые  принимаются  в  соответствии  с 

пунктом  1  настоящей  статьи,  могут  внедряться  и  применяться  в  органах 
прокуратуры  в  тех  Государствах-участниках,  в  которых  они  не  входят  в 
состав  судебной  власти,  но  пользуются  такой  же  независимостью,  как  и 
судебные органы. 

 
Статья 12 
Частный сектор 
 
1.  Каждое  Государство-участник  принимает  меры,  в  соответствии  с 

основополагающими  принципами  своего  внутреннего  законодательства, 
по  предупреждению  коррупции  в  частном  секторе,  усилению  стандартов 
бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, 
установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее 
воздействие  гражданско-правовых,  административных  или  уголовных 
санкций за несоблюдение таких мер. 

2.  Меры,  направленные  на  достижение  этих  целей,  могут  включать, 

среди прочего, следующее: 

 

14 

 

a) содействие сотрудничеству между правоохранительными органами 

и соответствующими частными организациями; 

b)  содействие  разработке  стандартов  и  процедур,  предназначенных 

для  обеспечения  добросовестности  в  работе  соответствующих  частных 
организаций,  включая  кодексы  поведения  для  правильного,  добросовест-
ного  и  надлежащего  осуществления  деятельности  предпринимателями  и 
представителями  всех  соответствующих  профессий  и  предупреждения 
возникновения коллизии интересов, а также для поощрения использования 
добросовестной  коммерческой  практики  в  отношениях  между  коммерче-
скими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государ-
ством; 

c)  содействие  прозрачности  в  деятельности  частных  организаций, 

включая, в надлежащих случаях, меры по идентификации юридических и 
физических  лиц,  причастных  к  созданию  корпоративных  организаций  и 
управлению ими; 

d)  предупреждение  злоупотреблений  процедурами,  регулирующими 

деятельность частных организаций, включая процедуры, касающиеся суб-
сидий и лицензий, предоставляемых публичными органами для осуществ-
ления коммерческой деятельности; 

e)  предупреждение  возникновения  коллизии  интересов  путем  уста-

новления  ограничений,  в  надлежащих  случаях  и  на  разумный  срок,  в  от-
ношении  профессиональной  деятельности  бывших  публичных  должност-
ных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном 
секторе  после  их  выхода  в  отставку  или  на  пенсию,  когда  такая  деятель-
ность  или  работа  прямо  связаны  с  функциями,  которые  такие  публичные 
должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за 
выполнением которых они осуществляли надзор; 

f) обеспечение того, чтобы частные организации, с учетом их струк-

туры  и  размера,  обладали  достаточными  механизмами  внутреннего  ауди-
торского  контроля  для  оказания  помощи  в  предупреждении  и  выявлении 
коррупционных деяний и чтобы счета и требуемые финансовые ведомости 
таких частных организаций подлежали применению надлежащих процедур 
аудита и сертификации. 

3. В целях предупреждения коррупции каждое Государство-участник 

принимает  такие  меры,  какие  могут  потребоваться,  в  соответствии  с  его 
внутренним  законодательством  и  правилами,  регулирующими  ведение 
бухгалтерского  учета,  представление  финансовой  отчетности,  а  также 
стандарты  бухгалтерского  учета  и  аудита,  для  запрещения  следующих 
действий,  осуществляемых  в  целях  совершения  любого  из  преступлений, 
признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией: 

a) создание неофициальной отчетности; 

b)  проведение  неучтенных  или  неправильно  зарегистрированных 

операций; 

 

15 

 

c) ведение учета несуществующих расходов; 

d)  отражение  обязательств,  объект  которых  неправильно  идентифи-

цирован; 

e) использование поддельных документов; и 

f)  намеренное  уничтожение  бухгалтерской  документации  ранее  сро-

ков, предусмотренных законодательством. 

4. Каждое Государство-участник отказывает в освобождении от нало-

гообложения в отношении расходов, представляющих собой взятки, кото-

рые являются одним  из  элементов состава преступлений,  признанных та-

ковыми  в  соответствии  со  статьями  15  и  16  настоящей  Конвенции,  и,  в 

надлежащих  случаях,  в  отношении  других  расходов,  понесенных  в  целях 

содействия коррупционным деяниям. 

 

Статья 13 

Участие общества 
 

1.  Каждое  Государство-участник  принимает  надлежащие  меры,  в 

пределах  своих  возможностей  и  в  соответствии  с  основополагающими 

принципами  своего  внутреннего  законодательства,  для  содействия  актив-

ному  участию  отдельных  лиц  и  групп  за  пределами  публичного  сектора, 

таких как гражданское общество, неправительственные организации и ор-

ганизации, функционирующие  на  базе общин, в предупреждении корруп-

ции  и  борьбе  с  ней  и  для  углубления  понимания  обществом  факта  суще-

ствования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых 

ею угроз. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как: 

a) усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в про-

цессы принятия решений; 

b) обеспечение для населения эффективного доступа к информации; 

c)  проведение  мероприятий  по  информированию  населения,  способ-

ствующих созданию атмосферы  нетерпимости в отношении коррупции, а 

также  осуществление  программ  публичного  образования,  включая  учеб-

ные программы в школах и университетах; 

d) уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опуб-

ликования и распространения информации о коррупции. Могут устанавли-

ваться определенные  ограничения этой свободы,  но только такие  ограни-

чения, какие предусмотрены законом и являются необходимыми: 

i) для уважения прав или репутации других лиц; 
ii) для защиты национальной безопасности, или публичного порядка, 

или охраны здоровья или нравственности населения. 

2.  Каждое  Государство-участник  принимает  надлежащие  меры  для 

обеспечения  того,  чтобы  соответствующие  органы  по  противодействию 

коррупции, о которых говорится в настоящей Конвенции,  были известны 

населению, и обеспечивает доступ к таким органам для представления им 

сообщений, в том числе  анонимно, о любых случаях,  которые могут рас-

 

16 

 

сматриваться в качестве представляющих собой какое-либо из преступле-

ний, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. 

 

Статья 14 

Меры по предупреждению отмывания денежных средств 
 

1. Каждое Государство-участник: 

a)  устанавливает  всеобъемлющий  внутренний  режим  регулирования 

и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, в 

том  числе  физических  или  юридических  лиц,  предоставляющих  офици-

альные или неофициальные услуги в связи с переводом денежных средств 

или  ценностей,  а  также,  в  надлежащих  случаях,  других  органов,  являю-

щихся  особо  уязвимыми  с  точки  зрения  отмывания  денежных  средств,  в 

пределах своей компетенции, в целях недопущения и выявления всех форм 

отмывания  денежных  средств,  причем  такой  режим  основывается  в 

первую  очередь  на  требованиях  в  отношении  идентификации  личности 

клиента  и,  в  надлежащих  случаях,  собственника-бенефициара,  ведения 

отчетности и предоставления сообщений о подозрительных сделках; 

b)  без  ущерба  для  статьи  46  настоящей  Конвенции,  обеспечивает, 

чтобы  административные,  регулирующие,  правоохранительные  и  другие 

органы,  ведущие  борьбу  с  отмыванием  денежных  средств  (в  том  числе, 

когда  это  соответствует  внутреннему  законодательству,  и  судебные  орга-

ны)  были  способны  осуществлять  сотрудничество  и  обмен  информацией 

на  национальном  и  международном  уровнях  на  условиях,  устанавливае-

мых его внутренним законодательством, и в этих целях рассматривает во-

прос об учреждении подразделения по финансовой оперативной информа-

ции, которое будет действовать в качестве национального центра для сбо-

ра, анализа и распространения информации, касающейся возможных слу-

чаев отмывания денежных средств. 

2. Государства-участники рассматривают вопрос о применении прак-

тически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных 

средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы  и 

по  контролю  за  таким  перемещением  при  условии  соблюдения  гарантий, 

направленных на обеспечение надлежащего использования информации, и 

не  создавая  каких-либо  препятствий  перемещению  законного  капитала. 

Такие  меры  могут  включать  требование  о  том,  чтобы  физические  лица  и 

коммерческие предприятия сообщали о трансграничных переводах значи-

тельных объемов наличных денежных средств и передачах соответствую-

щих оборотных инструментов. 

3.  Государства-участники  рассматривают  вопрос  о  применении 

надлежащих и практически возможных  мер для  установления требования 

о  том,  чтобы  финансовые  учреждения,  включая  учреждения  по  переводу 

денежных средств: 

a) включали в формуляры для электронного перевода средств и свя-

занные с ними сообщения точную и содержательную информацию об от-
правителе; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..