БАЗОВАЯ ТЕОРИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ПЯТЬ ВРАЩЕНИЙ, ШЕСТЬ ЭНЕРГИЙ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     БАЗОВАЯ ТЕОРИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ПЯТЬ ВРАЩЕНИЙ, ШЕСТЬ ЭНЕРГИЙ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

БАЗОВАЯ ТЕОРИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ПЯТЬ ВРАЩЕНИЙ, ШЕСТЬ ЭНЕРГИЙ - часть 2

 

 

Рис Г.

Двенадцать месяцев - ветвей и их связь с сезонными ци (энергиями). Показаны 4 ци,

«двигающих» сезон, и 4 промежуточных ци-почва

Рис. Д

Распределение годов: стволов и ветвей по инь-ян и пяти стихиям 

для начала 60-летнего цикла.

Как видно из рисунка, распределения по инь-ян всегда совпадают, 

а по стихиям - не всегда.

Цвета стихий: ххх черный,.......желтый, - - -_ _ красный, +++ зеленый,

белый специальными знаками не обозначен.

Таблица В 

Некоторые меры времени

хоу

пятидневка

5 дней

ци

пятнадцатидневка

15 дней

ши

время сезона

1,5 суток 90 дней

суй

год

360 дней

ши

поколение

30 лет

цзи

запись

30 лет

чжоу

цикл

60 лет

Примечания:

1

 Чтобы не перегружать текст китаизмами и длиннотами, здесь первый лунный месяц 

китайского календаря назван «январь», второй «февраль» и т.д. Т.е. китайские месяцы 
даны в кавычках.

17

2

 Не путать с инь — «темное, отрицательное, женское, минус, изображаемым другим 

иероглифом».

3

 «Эръя» — древнейший словарь, объясняющий еще более древние термины.

4

 Как видим, автор счет земных ветвей начинает с третьей.

5

 «Книга законов по «Историческим запискам».

6

 «Заметки об истории законов по «Книге (династии) Хань»».

7

 Начало весны (мэнчунь) — один из 24-х сезонов. Здесь автор называет «январем» (1-м 

месяцем китайского календаря) март, поскольку счет 12 ветвей начинает с ветви инь (3) 
вместо обычно принятого цзы (1). Следует прибавлять 2 к каждому названному здесь 
«месяцу».

Илы «младшая весна».

9

 Шэнь — достигать.

10

 Ю — сосуд, в котором готовили вино.

11

 Цзы — ребенок, детеныш.

12

 Напоминаю: чтобы не перегружать текст китаизмами, 12 ветвей обозначаются 

арабскими цифрами в скобках.

13

 Желтый колокол — первый из тесты мажорных тонов (кроме того, есть О минорных); 

соответствует «ноябрю» китайского календаря. Всего 12 тонов, соответствующих 
двенадцати ветвям.

14

 Три ян: ян в высшем наполнении.

15

 «Лей цзин ту и: ци шу тун лунь», здесь ци — сезон, состоящий из J5 дней: каждые 15 

дней сменяется энергия ци. Чжан Цзинъюэ — знаменитый врач, живший примерно в 
1563-1640 гг., автор ряда книг и комментариев к древним медицинским трактатам.

16

 Тот же иероглиф, что и энергия — ци. 

В. ЦЗЯ-ЦЗЫ (1-1)

Выше уже было сказано, что иньцы для счета дней использовали сочетание стволов и 
ветвей. Для удобства нахождения дня на костях и панцирях черепах вырезали 60 
различных таблиц. Во многих текстах, особенно гадательных, часто встречаются 
сочетание стволов и ветвей. Например: «(В день) I-5 гадали, Шан получит урожай». (В 
день) Х-4 гадали, спрашивали, получит ли Гэнь урожай проса». (В день) I-11 гадали, 
Большой спрашивал, не будет ли сегодня дождя» и т.д.

Почему сочетание небесных стволов и земных ветвей называют 1-1? В сочетании этих 
стволов и ветвей небесные стволы находятся наверху, земные ветви — внизу, в 
соответствии с порядком каждой системы, последовательно дополняя друг друга, и, 
естественно, I из небесных стволов и (1) из земных ветвей сочетаются первыми. В 

18

«Сувэнь», в «Великой теории шести тонких указаний» сказано: «Небесная ци (энергия) 
начинается в I, земная ци начинается в (1), когда I и (1) взаимосочетаются, это называют 
становлением года (суй ли); тщательно следя за этим временем, можно сочетать ци с 
периодами».

Смысл здесь следующий. Рассчитывают небесную ци по 10 стволам, начинающимся с I; 
рассчитывают земную ци по 12 земным ветвям, начинающимся с (1). В соответствии с 
порядком стволов и ветвей, начиная с первых знаков 1 и (1), последовательно сочетают их
друг с другом, вплоть до последних: X в небесных стволах и (12) в земных ветвях, в итоге 
получают ровно 60 сочетаний «1—1», соответствующих одному циклу. Когда создан 
порядок расположения I-1, способ расчета годовой ци таким образом тоже создан, и 
содержание ци в ожидаемых временных интервалах можно рассчитывать и предсказывать
на основе I-1.

Способ сочетания стволов и ветвей следующий. Пять стволов-ян: I, III, V, VII, IX 
сочетаются с 6 ветвями-ян: (1), (3), (5), (7), (9), (11); 5 стволов-инь: II, IV, VI, VIII, X 
сочетаются с ветвями-инь: (2), (4), (6), (8), (10), (12); так сочетаются десять стволов с 12 
ветвями. Небесные стволы 6 раз образуют ряды, земные ветви повторяются 5 раз, образуя 
в итоге цикл из 60 сочетаний. Он приведен в табл. 4.

Таблица 4

Сочетание небесных стволов с земными ветвями 

(таблица цзя-цзы, или 1-1 

1

)

Небесные

стволы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Земные ветви

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10

(11)

(12)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(90

(10)

(11)

(12)

В «Сувэнь» в «Теорий шестизвездных явлений во внутренних органах» говорится: «Небо 
имеет 10 дней, 6 итогов дней приводят к возврату I, I повторяется 6 раз и завершается год, 
таков закон 360-ти дней».

Десять дней — это 10 стволов. По табл. 4 нетрудно увидеть, что 10 стволов в цикле 1-1 
повторяются 6 раз, это и названо «6 итогов дней приводят к возврату I». «Итог» — это тот
же, что «истощение», «завершение». В году 365 дней, эти 5 дней сосредоточены на 
границах ци, в остаточных нулевых числах. Древние часто, установив, не говорили, но 
только указывали: «6-6»

2

, имея в виду округленное число 360 дней. Если ограничиться 

шестью итогами небесных стволов, то I-1 невозможно; необходимо стволы сочетать с 
пятью циклами земных ветвей. Поэтому в «Сувэнь», в «Великой теории небесных 
первоначальных записей»

3

 сказано: «Небо имеет шестерки в качестве звена, земля имеет 

пятерки в качестве, системы, цикл небесной ци — 6, срок один готов, завершаются 
земные записи в пятерке, год образует цикл... Пятерки и шестерки сочетаются друг с 
другом, и 720 ци образуют одну запись, всего 30 лет; 1440 ци, всего 60 лет, образуют один
цикл. Не надо слишком многого, чтобы понять это».

19

Десять стволов — это ян, хозяин Неба, 12 ветвей — инь, хозяин Земли. Десять небесных 
стволов обращаются 6 раз, об этом сказано: «Небо имеет шестерку в качестве звена». 
Земные ветви обращаются 5 раз, об этом сказано: «Земля имеет пятерку в качестве 
системы», «завершаются земные записи в пятерке». О шести циклах небесных стволов и 
пяти готовностях земных ветвей сказано: «Пятерки и шестерки сочетаются друг с 
другом». В этом заключается основной смысл образования системы I—1. После того, как 
сочетаются пятерки с шестерками и образуется шестидесятеричный цикл I-1, первые 30 
лет охватывают 720 ци (в году 24 ци), это называют «одна запись» или «одно поколение»

4

.

Добавив еще 30 лет, т.е. 720 ци, всего получим 1440 ци, что образует как раз 60-летний 
цикл I-1. В этих 60-ти годах имеем ряды системы I-1, построенные на сочетании инь и ян, 
стволов и ветвей, и все избытки и недостатки в пяти вращениях и шести ци

5

 отсюда 

нетрудно увидеть.

Небесные стволы в I-1 главенствуют над наполнением и опустошением пяти вращений, в 
«Великой теории хода пяти вращений» сказано: «Пять ци главенствуют над годом, 
первый ствол (I) устанавливает вращение». Смысл здесь следующий: земные ветви 
системы I—1, главным образом, управляют изменениями шести ци. В «Великой теории 
шести первоначальных истинных записей» сказано: «6 ци — 6 изменений, победы и 
поражения домогаются власти», что можно понять, исходя из земных ветвей. Поэтому, 
изучая 5 вращений и 6 ци, нельзя отключаться от стволов и ветвей, I и 1. Чжан Цзинъюэ 
говорил: «Поднимая ци одного года и говоря о числе стволов и ветвей, исходя из Неба, 
используя стволы, имеют 5 дней — одну пятидневку (один период ци— 15 дней, три 
пятидневки). Пять инь и пять ян, Небо потому и имеет 10 стволов; I и V, (I, III, V, VII, IX) 
показывают изменения ян, VI и X (II, IV, VI, VIII и X) — изменения инь, это пятиричные 
изменения. Исходя из земли, используя стволы, в 6 дней получают одно изменение, 6 
жестких и 6 податливых

6

, потому земля и имеет 12 ветвей, (1) и (6) (1, 2, 3, 4, 5 и 6) по ян 

изменяются, (7) и (12) (7, 8, 9, 10, 11 и 12) по инь изменяются, это шестиричные 
изменения. Десять стволов соответствуют Солнцу, 12 ветвей соответствуют Луне, 
поэтому в месяцах года две шестерки, дни в месяце — шестью пять, ци в году — 
четырежды шесть, пятидневки в ци — трижды пять. Всего в счете года 36 цзя (I) и цикл 
неба — пять, 30 цзы (1) и цикл земли — шесть». — Схемы и крылья к «Трактату о 
сходном», «Общая теория пяти стихий».

Можно видеть, что 10 стволов и 12 ветвей путем сочетания пятерок и шестерок образуют 
систему I—1, и неудивительно, что с помощью I-1 считают месяцы, дни, часы, и все с 
очень давних пор. Только для счета лет постепенное распространение этого способа 
началось после Гуанъу Восточно-ханьской династии

7

.

О знаках для счета лет до Восточной Хань в «Эръя» сказано: «Великий год

8

 в I называют 

«остановить встречу», в II— «войлок заворачивать», в III — «мягкое предвестье», в IV — 
«жесткая граница», в V — «ясная гармония», в VI —-«убитая связь», в VII — «верхний 
глава», в VIII — «новый свет», в IX — «таинственный мрак», в X — «ясное солнце». 
Великий год в (3) называют «взять и поднять класс», в (4) — «простая остановка», в (5) —
«блюсти спокойно», в (6) — «падает великое опустошение», в (7) говорят «щедрый и 
цветущий», в (8) — «содействие и гармония», в (9) — «обмеление».
Соответствующие десяти стволам, называют годы-ян; относящиеся к 12-ти ветвям, 
называют годы-инь. Сочетание годов-ян и годов-инь снова образует I—1... Только нет 
системы пятерок и шестерок, смысла сочетания инь и ян, и в конце концов это заменили 
на систему I-1 (см. рис. Д).

Таблица Г

20

10 стволов и 5 вращений: распределение по инь ян и 

пяти стихиям

Инь-ян

Ян

Инь

Ян

Инь

Ян

Инь

Ян

Инь

Ян

Инь

10 стволов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Дерево

Огонь

Почва

Металл

Вода

5 вращений Дерево Огонь Почва Металл Вода Дерево Огонь Почва Металл Вода

Примечания: 1. Каждое из вращений имеет иньскую и янскую стихию, т.е. есть дерево-ян 
и дерево-инь и т.д.
2. Из таблицы видно «правление» (тун), т.е. какое вращение правит годом: дерево-ян, 
например, в год ствола I.

Примечания:

1

 Сначала следует сочетание небесных стволов с первой строчкой земных ветвей: I—1, II

—2, III-3 и т.д., затем со второй строчкой: I—II, II—12, III—I н т.О. Например, 1995 году 
примерно соответствует II-12 (начало года у европейцев и китайцев не совпадает, поэтому
— примерно).

2

 То есть шестью шесть.

3

 Тянь юань цзи да лунь.

4

 Цзи или ши.

5

 Как видно из текста, ци обозначает а) энергию, б) 15 дней. На самом деле смысл один: 

через каждые 15 дней меняется характер, качество энергии, как бы приходит другая ци.

6

 Жесткие и податливые — характеристика ян и инь.

7

 Гуанъу правил в 25-57 гг. н.э.

8

 12 лет.

III. ПЯТЬ ВРАЩЕНИЙ

Пять вращений — это ход вращения и изменения ци (энергии) пяти стихий (дерево, огонь,
вода, почва и металл) между инь и ян, Небом и Землей. В «Сувэнь», в «Великой теории 
небесных первоначальных записей» говорится: «Инь-ян пяти вращений — путь Неба и 
Земли»! Так называемый путь (дао) тоже представляет собой закон изменения хода 
вращения. Как же, следовательно, 5 стихий изменяются, образуя пять вращений? Главным
образом, в соответствии с изменением десяти небесных стволов, т.е., как говорят: «10 
стволов изменяют вращения». Об этом и сообщается ниже

1.

 

Примечание: 

Термин «вращение» указывает на цикличность изменения характера энергии (ци). 

Качественная характеристики изменений определяется пятью элементами (стихиями), где 
дерево символизирует рождение, а огонь — рост, почва — превращение, металл — 
уменьшение, вода — застой (смерть), после, чего следует повое рождение. И хотя 

21

значения символов-элементов могут в разных источниках объясняться несколько по-
разному, общая идея остается той же.

А. ДЕСЯТЬ СТВОЛОВ ИЗМЕНЯЮТ ВРАЩЕНИЕ

Пять стихий распределены по десяти небесным стволам так: I-II — дерево, III-IV — огонь,
V-VI — почва, VII-VIII — металл, IX-X — вода, о чем уже говорилось выше. В пяти 
вращениях нужно эти инь-ян — стволы, относящиеся к пяти стихиям и десяти стволам, 
пересочетать заново, и как сказано в «Сувэнь», в «Великой теории хода пяти вращений»: 
«Почва главенствует над I и VI, металл главенствует над II и .VII, вода главенствует над 
III и VIII, дерево главенствует над IV и IX, огонь главенствует над V и X»

1

.

I — это янский ствол стихии дерево, VI — иньский ствол стихии почва, сочетание I с VI 
превращается во вращение-почву в пяти вращениях; III — янский ствол стихии огонь, VIII
— иньский ствол стихии металл, сочетание III с VIII превращается во вращение-воду в 
пяти вращениях; IV — иньский ствол стихии огонь, IX — янский ствол стихии вода, 
сочетание IV-IX превращается во вращение-дерево в пяти вращениях; V — янский ствол 
стихии почва, X — иньский ствол стихии вода, сочетание V—X превращается во 
вращение-огонь в пяти вращениях.

Если посмотреть на этот порядок: I-V1 — вращение-почва, II— VII — вращение-металл, 
II1-VIII — вращение-вода, IV-IX — вращение дерево и V-X — вращение огонь, то мы по-
прежнему имеем порядок взаимопорождения пяти стихии: почва порождает металл, 
металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь. Почему 10 
стволов, изменяющих вращения, должны по-разному сочетаться с инь-ян различных 
стихий и стволов? Сочетание пяти стихий и десяти стволов определяются пятью 
направлениями и пятью сезонами, ци пяти стихий превращаются во вращения и движутся 
в соответствии с Небом, т.е. это связано с вращением созвездий на небосводе. В «Сувэнь»,
в «Великой теории хода пяти вращений» сказано: «Посмотрим книги о великом начале, 
первоначале неба: ци киноварного неба проходит через Вола, Женщину разделение V; ци 
желтого неба проходит через Сердце, Хвост, разделение VI; ци лазурного неба проходит 
через Стропила, Комнату, Иву и Черта; (ци чистого неба проходит через Шею, Основу, 
Утиное гнездо, Вилы; ци фиолетового неба проходит, через Лук, Крыло, Оковы, Желудок.
То, что называют «разделение V и VI», т.е. Скипетр и Стена, Рог и Повозка — это ворота 
и дверь Неба и Земли. Вот начало времени

2

, место возникновения дао, нельзя пройти».

Для лучшего понимания смысла сказанного обратимся к рис. 2.

Таблица 5 

Зодиакальные созвездия

Буква на рис.2

Китайское название

Значение

Примечание

1

2

3

4

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж

Цзи
Вэй
Синь
Фан
Ди
Ган
Цзяо

Корзина
Хвост
Сердце
Дом
Основа
Шея
Рог

Восток
Лазурный
Дракон
 
всего 75

0

 
 

22

З
И
К
Л
М
Н
О 

Чжень
И
Чжан
Син
Лю
Гуй
Цзин

Повозка
Крыло
Лук
Звезда
Ива (Изгиб)
Черт (Духи)
Колодец

Юг,
Красная
Птица
всего 112

0

 
 
 

П 
Р 
С 
Т 
У 
Ф
Х

Шень
Цзуй
Би
Мао
Вэй
Лоу
Куй

Заслуги
Морда
Вилы
Утиное гнездо
Желудок
Оковы
Скипетр

Запад, 
Белый Тигр,
 
 
 
всего 80

0

 

Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Би
Ши
Вэй
Сюй
Нюй
Ню
Доу

Стена
Комната
Стропилы
Пустота
Женщина
Вол
Ковш

Север, 
Черна
Черепаха,
всего 98

0

 
 
 

Рис. 2 

Пять ци проходят небо и изменяют пять вращений

23

Ци киноварного неба, это когда ци-огонь пяти стихий превращается в видимый на небе 
красный цвет. Ци желтого (сегодняшнего) неба — это когда ци-почва пяти стихий 
превращается в видимый на небе желтый цвет. Ци лазурного неба — это когда ци -дерево 
пяти стихий превращается в видимый на небе синий цвет. Ци чистого неба — это когда 
ци-металл пяти стихий превращается в видимый на небе белый цвет. Ци фиолетово-
черного цвета — это когда ци-вода пяти стихий

3

 превращается в видимый на небе черный 

цвет. Вол, Женщина, Сердце и т.д. — название 28 созвездий на небосводе. А — Ж — семь
созвездий Восточного Лазурного Дракона, охватывают 75°: Ж—12, Е —9, Д—15, Г —5, В
—5, Б—18, А—11. От Я до Ц — семь северных созвездий Сюаньу

4

 , охватывают 98°: Я-

26, Ю-8, Э-12, Щ-10, Ш-17, 4-16, Ц-9. От X до П — семь западных созвездий Белого 
Тигра, охватывающий 80°: Х-16, Ф-12, У-14, Т-11, С-16, Р-2, П-9. От О до 3 — 7 южных 
созвездий Красной Птицы

5

, всего 112°: 0-33, Н-4, М-15, Л-7, К-18, И-18, 3-17.

Всего в цикле неба 365°.

По рис. 2, можно четко видеть положение 28-ми созвездий и тс стволы и ветви, что к ним 
относятся. Земные ветви четырех направлений представляют 4 сезона, 12 месяцев; 
небесные стволы четырех направлений относятся к направлению (положению) пяти 
стихий. Следовательно, когда говорится: «Ци киноварного неба проходит через Вола, 
Женщину, разделение V», это означает, что ци -огонь пяти стихий, проходя на небосводе 
четыре созвездия (Вол, Женщина, Скипетр и Стена — т.е. Ю, Э, X и Ц на рис. 2), в десяти 
стволах соответствует направлениям стволов V и X, в связи с этим, когда встречают 
новый год V или X, главное в изменении движения ци-огня — это изменение V и X и 
превращение их в огонь.

Когда говорится: «Ци желтого неба проходит через Сердце, Хвост, разделение VI», это 
означает, что ци -почва пяти стихий, проходя на небосводе 4 созвездия (Сердце, Хвост, 
Рог и Повозка, В и Б, Ж и 3 на рис. 2) — в десяти стволах соответствует направлениям 
стволов I и VI, в связи с этим, когда встречают Новый год I и VI, то главное в изменении 
движения ци-почвы — превращение стволов I и VI в почву.

Когда говорится, «ци лазурного неба проходит через Стропила, Комнату, Иву и Черта», 
это означает, что цы-дерево пяти стихий, проходя на небосводе 4 созвездия (Ш и Ч, М и 
Н), в десяти стволах соответствует направлениям стволов IV и IX, в связи с этим, когда 
новый год приходится на IV и IX, главное в движении и превращении ци-дерева — 
превращение стволов IV и IX в дерево.
Когда говорится ци чистого неба проходит через Шею, Основу, Утиное гнездо, Вилы», 
это означает, что ци -металл пяти стихий, проходя на небосводе 4 созвездия (Е и Д, Т и С),
в 10 стволах соответствует направлениям II и X, в связи с этим, когда Новый год 
приходится на II и X, главное в изменении движения ци-металл — превращение стволов II
и X в металл.

Когда говорится: «Ци фиолетового неба проходит через Лук, Крыло, Оковы, Желудок», 
это означает, что (ци -вода пяти стихий, проходя на небосводе 4 созвездия (К и И, Ф и У), 
в десяти стволах соответствует направлениям III и VIII, в связи с этим когда Новый год 
приходится на стволы III и VIII, главное в изменении движения ци -воды — превращение 
стволов III и VIII в воду.

В связи с вышесказанным есть еще два вопроса, которые следует уяснить: из 4-х 
созвездий — Скипетр, Стена, Рог к Повозка — которые называют «разделение V» и 
«разделение VI»? И что называют «небесными воротами» и «земной дверью»? 
Направления десяти стволов (см. рис. 2) следующие: I и II — дерево на востоке, III-IV — 

24

огонь на юге, VII-VIII — металл на западе, IX-X— вода на севере; V-VI — почва должна 
находиться в центре, теперь же там не находится: почва—V отправляется в направлении 
триграммы цянь в позицию ветви (11), а почва-VI отправляется в направлении триграммы 
сунь в позицию ветви (5). Почему V и VI должны по раздельности отправляться таким 
манером в направлении триграмм цянь-творчество и сунь-утончение? Чэнь Коцзе 
поясняет: «Сувэнь» называет Скипетр и Стену «разделение V», Повозку и Рог — 
«разделение VI». Скипетр и Стена находятся между ветвями (11) и (12) (см. рис. 2), 
называют их разделением V, т.е. ствол V соответствует положению ветви (И); Рог и 
Повозка — между ветвями (5) и (6), называют их разделением VI, т.е. ствол VI 
соответствует положению ветви (5). Трактат «Дун цзя» (т.е. «Трактат о круговращении 
цзя»— «Дунь цзя цзин», где специально говорится о том, как рас считать цикл из шести 
стволов I как один из способов предсказания судьбы по стихиям) шесть стволов V 
(сочетаний V—5, V-3, V—1, V-11, V—9 и V—7) называет небесными воротами; небесные
ворота находятся между ветвями (11) и (12), поэтому ствол V тоже соответствует 
положению ветви (11). Шесть стволов VI (VI-6, VI-4, Vl-2, VI-12, VI-10 и VI-8) называет 
земными дверями, земные двери находятся между ветвями (5) и (6), поэтому ствол VI 
также соответствует положению ветви (5). Ветви (5) и (11) занимают позицию почвы, 
поэтому стволы V и VI отправили туда (позиции небесных стволов отправляют на 
позиции земных ветвей). Другими словами, взаимосочетают правильно. Согласно 
словарям, ветвь (11) следует стволу V и единице; таким образом, то, что ствол V 
посылают в ветвь (11), исходит отсюда. Иероглиф чэнь (ветвь 5) восходит к иероглифам 
хань — «Обрыв, утес» и шэнь

6

, от шэнь — к II и VI, то есть ствол VI посылают к ветви (5),

что согласуется с «Сувэнь» и «Дунь цзя».

Рассмотрим пять стихий: почва и вода постоянно друг друга сопровождают, ствол V — 
почва-ян. Единица — порождающее число для воды, вода к тому же дитя металла, воду 
посылают на запад в конец металла, и рождается вода, а цветущая почва обнимает ее, в 
этом смысл этой ветви (11). Ствол VI — почва-инь, шестой (из десяти стволов), целое 
число вод, вода к тому же — мать дерева, воду посылают на восточный конец, это старая 
вода, а дряхлая почва (то есть почва, образованная деревом-5) вместе с инь — под обрыв, 
могила воде и почве. Обрыв — «там, где черные утесы». — «Записки Мэн Сибу: числа 
явлений»

7

. В целом, ветви (5) и (И) —местоположение почвы в двенадцати ветвях, стволы 

V и VI — почва в десяти стволах, и отправка почвы в местоположение почвы совершенно 
естественна.

О небесных воротах и земных дверях Чжан Цзинъюэ говорит следующее: «В цикле Неба 
семь правителей движутся по ступеням (то есть по участкам прохождения созвездий на 
небосводе в день, месяц), а именно: весеннее равноденствие — с середины «февраля», 
солнце движется к началу Стены, порядок к югу, в «марте» входит в Скипетр и Оковы, в 
«Апреле» — в Желудок, Утиное гнездо и Вилы, в «мае» — в Морду и Заслуги, в «июне» 
— в Колодец, Черт, в «июле» — в Иву, Звезду, Лук; осеннее равноденствие — середина 
«августа», солнце движется к концу Крыла, контакт — в Повозке, поворот порядка на 
север, в «сентябре» входит в Рог и Шею, в «октябре» — в Основу, Дом, Сердце, в 
«ноябре» — в Хвост, Корзину, в «декабре» — в Ковш, Вол, в «январе» — в Женщину, 
Пустоту, Стропила, в «феврале» снова контакт с весенним равноденствием, вхождение в 
Скипетр и Стену. Это долгое солнце, теплое время, возникновение тьмы вещем, 
следование Скипетру, начало Стены. Короткое солнце, холодное время, сбор и сохранение
тьмы вещей — когда следует Рогу, началу Повозки. Поэтому говорят: «Весеннее 
равноденствие управляет началом, осеннее равноденствие управляет концом, вместе они 
управляют началом и концом, и как же можно без ворот и дверей? Со Скипетра и Стены 
— на юг, солнце следует путем ян, поэтому говорят: «Небесные ворота»; с Рога и Повозки

25

— на север, солнце следует путем инь, поэтому говорят: «земная дверь» — «Лэй цзин ту 
и: разговор о Скипетре и Стене, Роге и Повозке, воротах и дверях Неба и Земли».

О небесных воротах и земных дверях в «Сувэнь», в «Великой теории небесных 
первоначальных записей», кроме того, сказано: «Небо: ян рождает, инь взращивает; 
Земля: ян убивает, инь хранит — таков смысл проявления угасания и роста инь и ян».

Впоследствии, выясняя смысл изменения движений десяти стволов, стали исходить из 
возникновения позиции ветви (3), устанавливающейся в первом месяце каждого года, как 
о том сказано у Лю Вэньшу: «Ствол III — ян огня, строится во главе годов I и II, «январь» 
строит III-3, огонь-III рождает почву, поэтому стволы I и, VI— вращение-почва. Стол V —
ян почвы, строится во главе годов II и VII, «январь» строит V-3, почва—V рождает 
металл, поэтому, стволы II и VII — вращение-металл. Ствол VII — ян металла, строится 
во главе годов III и VIII, «январь» строит VII-3, металл-VII. рождает воду, поэтому III и 
VIII — вращение-вода, ствол I — ян, дерева, строится во главе годов V и X, «январь» 
строит 1-3, дерево-I рожает огонь, поэтому V и X — вращение-огонь. Ствол IX — ян 
воды, строится во главе годов IV и IX, «январь» строит IХ-3, вода-IХ рождает дерево, 
поэтому IV и IX — вращение дерево». — «Сувэнь», «Основы теории входных формул и 
вращений ци»

8

Подобное объяснение хотя и не обязательно исходит из изменений вращений, однако 
удобно для расчетов и запоминания, дает достаточно материала для сведения.

Вращения, возникающие при изменении десяти стволов, называются средними 
вращениями

9

. Объяснение этому мы находим в «Сувэнь», в «Великой теории шести 

первоначальных истинных записей»: «Небесная ци недостаточна — земная ци следует ей; 
земная ци недостаточна — небесная следует ей; вращение находится в середине и 
постоянно впереди». Небесная ци — наверху, земная ци — внизу, ци вращения находится 
между верхом и низом, разделяя контакт ци, поэтому когда небесная ци стремится 
опуститься, то находящееся в промежутке вращение безусловно опускается раньше нес; 
земная ци стремится подняться, а находящееся в промежутке вращение также безусловно 
раньше нее поднимается, это среднее вращение проходит, главным образом, как годовая 
ци (суй ци) одного года, поэтому обычно его также называют большим вращением (да 
юнь). В «Сувэнь», в «Великой теории небесных первоначальных записей», сказано: «Годы
I и VI: вращение-почва правит ими; годы II и VII: в ращение-металл правит ими, годы III и
VIII: вращение-вода правит ими, годы IV и IX: вращение-дерево правит ими; годы V и X: 
вращение-огонь правит ими».

Так называемое «правление» (тун) означает календарную запись одного года. Например, 
год I означает вращение почвы-ян при летоисчислении всего года, год II — вращение 
почвы-инь в продолжении всего года и т.д. И поскольку оно может продолжаться целый 
год, его и называют «большим вращением».

Итак, мы в основном разобрались в возникновении изменений, вызываемых пятью 
вращениями, но при использовании вращений нужно знать еще несколько вещей, а 
именно; что такое а) избыток и недостаток, б) ровная ци, в) вращение-хозяин (главное 
вращение), г) вращение-гость. Ниже рассмотрим их по порядку.

Примечания:

1

 Т.е. десятиричный цикл разбивается на два пятиричных — см. табл. Г.

26

2

 Время: :хоу.

Как видим, пять стихий — это различные виды энергий, (ци).

4

 Сюаньу: сюань — сокровенный, у — оружие; сокровенные черепахи и змеи живут на 

севере, их оружие — чешуя и панцирь; Сюаньу — дух (бог) севера, воды. Отсюда смысл: 
Черная (Сокровенная) Черепахи.

Лазурный Дракон, Красная Птица, Белый Тигр и Сюаньу — 4 духа (лин) стран света.

Т.е. иероглиф чэнь состоит из указанных элементов.

7

 Мэн Сибу, «Би тань сян шу».

8

 «Жу ши юнь ци лунь ао».

9

 Чжун юнь. 

Б. ИЗБЫТОК И НЕДОСТАТОК

Избыток

1

 — это цветение и переполнение во вращениях и ци, главенствующих над годом. 

Недостаток — это одряхление и уменьшение во вращениях и ци, главенствующие над 
годом

2

. Пять янских стволов: I, III, V, VH и IX главенствуют над избыточностью 

вращений и ци, они представляют собой избыток; пять иньских стволов: II, IV, VI, VIII и 
X главенствуют над недостаточностью вращений и ци, они представляют собой 
недостаток. Например, стволы I и VI превращаются в почву, соответственно вращение-
почва в эти годы вершит дела; каждый из нечетных встречаемых шести годов I (I—I, I-11, 
1-9, 1-7, 1-5 и 1-3) характеризуется избытком вращения-почвы. Об этом в «Великой 
теории обмена и изменений ци» сказано: «Годы почвы — избыток: стихия — протекание 
дождя и влаги». Каждый из четных шести годов VI (VI-6, VI-4, VI-2, VI—12,'VI—10 и VI-
8) характеризуется недостатком во вращении-почве, об этом в «Великой теории обмена и 
изменений ци»

3

 сказано: «Годы почвы — недостаток: стихия — ветер остается большим» 

(см. табл. Д).

4

III и VIII превращаются в воду; соответственно, вода движет основными делами, каждый 
из нечетных шести годов 111 (III—3, 111— 1, III-ll, III-9, III-7 и III-5) характеризуется 
избытком во вращении-вода, об этом в «Великой теории обмена и изменений ци» сказано 
так: «Годы воды — избыток: стихия — протекание ци-холода». Каждый из четных шести 
годов VIII (VIH-8, VIII-6, VIII-4, VIII-2, V1II-12 и VIII-IO) характеризуется недостатком 
во вращении-воде, об этом в «Великой теории обмена и изменений ци» сказано так: 
«Годы воды — недостаток: стихия — влажность остается большой».

V и X превращаются в огонь, соответственно вращение-огонь управляет делами, каждый 
из нечетных шести годов V (V-5, V—3, V-l, V-ll, V-9 и V-7) представляют собой избыток 
во в ращен ци-огонь. В «Великой теории обмена и изменений ци» сказано так: «Годы огня
— избыток: стихия — протекание жары и жара». Каждый из четных шести годов X (Х-10, 
Х-8, Х-6, Х-4, Х-2, Х-12) представляет собой недостаток во вращении-огонь. В «Великой 
теории обмена и изменений ци» сказано так: «Годы огня — недостаток: стихия — холод 
остается большим».

II и VII превращаются в металл, соответственно металл управляет делами, каждым из 
нечетных шести годов VII (VI1-7, VII-5, VII-3, VII—1, VII-11 и VII—9) характеризуется 

27

избытком во вращении-металл, в «Великой теории обмена и изменений ци» сказано так: 
«Годы металла — избыток: стихия — поток (///-сухости». Каждый из четных шести годов 
1Г (П-2, П-12, П-10, И-8, П-6, П-4) характеризуется недостатком во вращении-металл. В 
«великой теории обмена и изменений ци» сказано так: «Годы металла — недостаток: 
стихия остается в жаре и огне».

IV и IX превращается в дерево. Дерево правит делами, каждый из нечетных шести годов 
IX (IX-9, 1X-7, IX-5, IX-3, IX-1 и IX-11) характеризуется избытком во вращении-дсрево. В 
«Великой теории обмена и изменений ци» сказано так: «Годы дерева — избыток: стихия 
— протекание ци-ветра». Каждый из четных шести годов IV (IV-4, IV-2, IV-12, IV-10, IV-8
и 1V-6) характеризуется недостатком во вращении-дсрево, в «Великой теории обмена и 
движении ци» сказано так: «Годы дерева — недостаток: стихия — сухость

5

 остается 

большой».

Таблица Д 

Годы избытка и недостатка энергии

Стволы и ветви года

Почва

Металл

Вода

Дерево

Огонь

              Ствол
              Ветвь
              Ствол
              Ветвь

I

+

VI

-

II

-

VII

+

III

+

VIII

-

IV

-

IX

+

V

+

X

-

Примечание. +: ветвь нечетная, год избытка данной энергии. -: ветвь четная, год 
недостатка данной энергии. Например, год III-5: избыток воды, а год VI1-6 — недостаток 
воды (следовательно, избыток огня — см. взаимодействие стихий на рис. А. Отметим: как 
видно из табл. 4, четность (и нечетность) ствола и ветви всегда совпадают.

Избыток — это победа ци (энергии) данного вращения, поэтому (см. рис. А) при избытке 
почвы протекает ци влажности, при избытке воды протекает ци холода, при избытке огня 
протекает ци жары, при избытке металла протекает ци сухости, при избытке дерева 
протекает ци ветра. Почве соответствует влажность, воде — холод, огню — жара, металлу
— сухость, дереву — ветер.

Недостаток — это когда враг данной ци всего лишь преодолевает его, поэтому недостаток 
почвы — это большая стихия ци -ветра: ветру соответствует дерево, а дерево 
преодолевает почву. Недостаток воды — это большая стихия ци -влажности: ей 
соответствует почва, а почва преодолевает воду. Недостаток огня — это большая стихия 
ци-холода: ему соответствует вода, а вода преодолевает огонь. Недостаток металла — это 
большая стихия ци -жара: жару

6

 соответствует огонь, а огонь преодолевает металл. 

Недостаток дерева — большая стихия ци-сухости: сухости соответствует металл, а металл
преодолевает дерево (см. табл. Е)

Таблица Е 

Ци, протекающая в годы избытка и недостатка

Вращение

Дерево

Огонь

Почва

Металл

Вода

Год избытка, ян
("слишком прошло")

Ветер

Жара

Влажность Сухость

Холод

Год недостатка, инь ("недошло")  Сухость

Холод

Ветер

Жара

Влажность

28

Примечание: здесь из шести ци приводятся лишь пять, опущена ци-огонь, т.е. большая 
жара. Подробнее о шести ци — ниже.

Во все годы избытка: I, III, V, VII, IX вращения и ци сменяются за 13 дней до «дня 
больших холодов» (средняя ци в «декабре»)

7

. Во все годы недостатка: II, IV, VI, VIII, X и 

XII вращения и ци сменяются на 13-й день после «дня больших холодов». В «Великой 
теории обмена и изменении ци» сказано: «Избыток — прежнее небо, недостаток 
последующее небо», а в «Великой теории шести первоначальных истинных записей»

8

кроме того, сказано: «Вращение имеет избыток — оно ранее достигает, вращение имеет 
недостаток — оно позже достигает»; в обоих сказано об одном и том же.

Приложения:

1

 Тай го, буквально: «слишком прошло».

2

 Сухость, влажность, ветер, холод, жара, огонь — шесть внешних биопогодных ци, о 

которых — ниже.

3

 Бу цзи, буквально: «не дошло». Год может быть или с избытком во вращении, или с 

недостатком.

4

 Ци цзяо бянь да лунь.

5

 Проще говоря, годы, соответствующие нечетным стволам и ветвям, относятся к избытку 

вращения, соответствующие четным — недостатку этой энергии. Так, 1986 год (III-3) был 
годом избытка вращения-огня, а 1987 (IV—4) — недостатка вращения-огня.

6

 Яньхо.

7

 «Большие холода» — один из 24 сезонов года (об этом подробней ниже), 15-днев-пые 

сезоны также именуются ци, как и энергия: смена ци — смена энергии. День больших 
холодов приходится на 20-21 января, полному в избыточные (нечетные) годы смена 
«ращений происходит 7-8 января, а в недостаточные (четные) 2—3 феврали. Так что 
избыток и недостаток не случайно означает «слишком прошло» и «недошло».

8

 Да юань чжэн цзи да лунь.

В. РОВНАЯ ЦИ

Если ци (энергия) пяти вращений не избыточная и не недостаточная, то ее называют 
«ровная ци» (пин ци). Вместе с избыточной и недостаточной их называют «три записи 
пяти вращений» (у юнь сань цзи). Так, выражение «запись трех ци», о котором говорится 
в «Великой теории пяти постоянных властей»

1

, как раз говорится об этих трех различных 

вращениях: избыточной, недостаточной и ровной ци. Десять стволов пяти вращений 
относятся или к ян, или к инь. Янские относятся к избыткам, иньские к недостаткам, 
откуда же может возникнуть ровная (уравновешенная) ци! Как об этом сказано у Чжан 
Цзинъюэ: «Избыточное вращение опрокидывается, недостаточное получает поддержку» 
(«Схемы и крылья к «Трактату о сходном»: пояснение к схеме обратимых и прямых 
изменений и выравнивания избытка и недостатка в «пяти вращениях»).

Так, например, в год Х-6 недостаток во вращении-огонь, потому что X — огонь-инь, но 
ветви (6) соответствует юг, относящийся к огню: недостаточный огонь в стволе X 

29

получает помощь от огня в ветви (6), с юга, и происходит выравнивание, восполнение 
недостаточности, поэтому год X—6, у которого недостаток во вращении-огонь, 
превращается в год с ровной ци. Еще один пример: V-5 (1988 г.) — год с избытком 
вращения-огонь, так как ствол V относится к огню-ян. Однако в год ветви (5) великий ян, 
холод и вода правят небом

2

, и избыточное вращение-огонь, встречая холод и воду, 

правящие небом, опрокидывается и притормаживается, и поэтому год V—5 с избытком 
огня также превращается в год ровной ци. И еще пример: VIII-12 — год недостатка во 
вращении-вода, т.к. VIII — вода-инь, однако ветвь (12) —север, относящийся к воде, 
недостаточная вода — VIII получает поддержку со стороны северной воды (12) и также 
выравнивается, а недостаток восполняется, так что год VIII-12 с недостатком воды 
аналогично превращается в год ровной ЦП.

Вес эти примеры основаны на взаимосвязи годов-стволов и годов-ветвей, но возможен и 
еще один вид ситуации, приводящей к образованию ровной ци. Например: начальное 
(первое) вращение в каждом году

3

 всегда бывает в «день больших холодов» перед новым 

годом. Возьмем для примера год 1V-12. Первый день после смены вращений в системе 1-1
(цзя-цзы) для дней соответствует дню IX, т.е. ствол дня совпадает со стволом года, что 
называют «у стволов добродетель совпадает». «Совпадение» — то же, что «гармония», и 
это также называют ровной ци. Или в момент смены вращений в шестидесятеричном 
цикле будет IX, ствол Неба и ствол сезона (ши) совпадают — аналогично «у стволов 
добродетель совпадает», это ровная ци. Другой пример: в год, когда во вращении-инь 
недостаток, а ствол наступающего месяца соответствует ему, не превосходит его, так что 
они помогают друг другу, тогда тоже говорят о ровной ци. В общем, ровная ци не может 
не быть связанной с временем, се следует рассчитывать по двенадцатеричному циклу (по 
ветвям года), дню, часу, только так можно определить правильно. Поэтому Линь И, 
комментируя «Сувэнь», «Великую теорию пяти постоянных властей», говорил:

«Царь примечает избытки и недостатки, для каждого отмечает год в двенадцатеричном 
цикле, если приметил ровное вращение-дерево и не отметил год по двенадцатеричному 
циклу, то год ровной ци не может быть точно определен. Или же, желая дополнительно 
применить и называя годы VI-6, VI-12, IX-3, IX-9, результата не достигнешь».

Проявление ровной ци в пяти вращениях заключается в отсутствии отклонений: нет ни 
превышения, ни отставания. В характеристике таких пяти вращений каждое сохраняет 
ровность. В связи с этим в «Великой теории пяти постоянных властей» сказано: «Ровная 
ци, как получает наименование, как записывается?» Ци Бо в ответ сказал: «Ответ на 
вопрос следующий. Дерево называют «распространяющее и объединяющее», огонь 
называют «поднимающий и освежающий», почву называют «готовящая и изменяющая», 
металл называют «доискивающийся и ровный», воду называют «очищающая и мягкая»».

Ци-дерево стелющаяся и мягкая, ци-огонь поднимающая и светлая, ци-почва готовит 
орудия и рождает изменения, ци -металл доискивающаяся и ровная и не имеет беспорядка,
ци-вода чистая и мягкая — все это признаки ровности для пяти вращений, когда 
продуктов изобилие, народ спокоен, болезни не появляются.

Примечания:

1

 «У чан чжэн да лунь».

2

 О «Правлении неба» см. ниже.

30

3

 В том случае, когда год разделяют на 6 сезонов по 60 с лишним суток и определяют 

вращение каждого из этих сезонов. 

Г. ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ВРАЩЕНИЯ

Главенствующее вращение (или вращение-хозяин) — это годовая ци (энергия), которая 
распределяется как ци пяти вращений по главенствованию над пятью сезонами года. Год 
распределяют на пять ступеней вращения, начиная с вращения-дерева, далее следуют 
вращения-огонь, почва, металл и вода, во взаимопорождающем порядке; завершающее — 
вращение-вода. Каждое вращение главенствует над 73 днями и пятью рисками

1

, ежегодно 

вращение начинается с вращения-дерево, а именно: со «дня больших холодов», и так 
каждый год, как показано на рис. 3.

Из рисунка видно: чтобы разобраться в конкретном содержании главенствующих 
вращений, необходимо прежде всего уяснить следующее:
а) создание вращений пятью звуками;
б) взаимопрохождение великого и малого;
в) пять шагов привода вращений;
г) моменты смены правления.

Рис. 3 

Схема главенствующих вращений в «пяти вращениях».

Примечание: Становление зимы, конец жары, большие холода, колошение хлебов -

сезоны, 

31

когда год делят на 24 сезона, см. рис. 7.

Даты могут иметь погрешность до двух дней. 

Примечание:

1

 Риска (кэ). И старину часами служил медный сосуд с отверстием, из которого, вытекала 

налитая вода, за сутки — полностью. На стенке гравировали 100 делений — рисок. Таким 
образом, сутки делили на сто рисок. Каждое деление делили еще па 10 долей (фэнь). Счет 
времени начинали с часа (3) двенадцатиричного цикла (китайский «час» равен двум 
нашим), что соответствует 3 часам ночи. Три часа ночи — нулевая риска. Для перевода 
древнего времени в современное нужно древние риски и доли умножить на 36, разделить 
на 25 и 60, к результату прибавить три, и получим часы, остаток покажет доли часа. Таким
образом, данный сезон длится 73,05 суток или 73 суток I ч 12 мин. — Прим, автора. 

а) ПЯТЬ ЗВУКОВ СОЗДАЮТ ВРАЩЕНИЯ

Пять звуков — это гун (дворец), шан (прочность), цзяо (рог), чжи (остановка) и юй (перо).
«Дворец» — звук почвы, «прочность»— металла, «рог» — дерева, «остановка» — огня, 
«перо» — воды. Поскольку пять звуков рождаются пятью стихиями

1

 ци, то они также 

принадлежат к пяти стихиям. «Рог»

2

 подразумевает «толкание». Возникает, когда ян-ци 

«толкает» вращение. Дерево тоже рождается при начале вращения-ян весной, поэтому 
«рог» — звук дерева. Когда ян в расцвете, на пределе, продуктов полно, возникает 
«остановка». Огонь — явление, соответствующее расцвету ян, управляет судьбой 
пламени, жары. Поэтому «остановка» — звук огня. «Дворец» — это центр

3

. Смысл — 

нейтрализация. Только почва находится в центре, изменяя и порождая тьму вещей, 
поэтому «дворец» — звук почвы.

«Шан» означает прочность, крепость; из пяти стихий металл обладает максимальной 
прочностью, поэтому «прочность» — звук металла. «Перо» означает распространение. 
Инь истощилась, ян родился, тьма продуктов будет распространяться; только вода 
обладает такой способностью; зима истощается, весна возвращается, вода может родить 
дерево, поэтому «перо» — звук воды.

Из музыкальных инструментов гамму из пяти звуков лучше всего можно передать на 
струнных инструментах: звук «дворец» требует струны из 81 нити, звук «прочность» — из
72-х, звук «рог» — из 64-х, звук «остановка» — из 54-х, звук «перо» — из 48-ми. Отсюда 
видно, что больше всего нитей требует «дворец», меньше всего — «перо», «прочность» по
количеству нитей на втором месте, «остановка» — на втором месте с конца, а «рог» среди 
этих четырех звуков находится посередине. И поскольку количество нитей не одинаково, 
чистота, высота, долгота звуков имеют явное различие. У «дворца» нитей больше всего, 
его звучание самое длинное, низкое, мутное

4

. У «пера» нитей меньше всего, звук у него 

самый короткий, высокий, чистый. У «прочности» нитей побольше, звук длиннее, ниже, 
мутнее. У «остановки» нитей еще меньше, его звук уступает по длине, высоте, чистоте. У 
«рога» число нитей промежуточное, звук находится посередине по длине, высоте, чистоте 
(см. табл. Ж).

Таблица Ж 

Пять звуков и их соответствия

5 звуков

Рог (цзяо)

Остановка

Дворец 

Прочность

Перо (юй)

32

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..