Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 12

 

 

• приучение к спокойному обнюхиванию предмета по команде «Нюхай»;
•   апортировка   чужих   предметов,   разнообразных   по   форме,   размерам   и   качеству

материала;

• апортировка чужих запаховых предметов из 50–70 штук, беззапаховых и небольших

до 1x10 сантиметров по величине.

В целях развития у собаки обонятельно-поисковой реакции целесообразно проводить

следующие   апортировочные   упражнения:   апортировка   палочек,   камней   из   большого
количества   подобных   предметов   и   т. д.;   поиск   сосновой   шишки,   желудя   с   запахом
дрессировщика, помощника среди большого количества беззапаховых.

Для контроля за работой собаки все апортируемые предметы необходимо пометить так,

чтобы можно было определить, кому принадлежит каждый предмет.

В   ходе   подготовительных   упражнений   собака   должна   быть   приучена   к   спокойному,

заинтересованному   поиску   своего   и   чужого   апортировочного   предмета   с   последующей
подноской   искомой   вещи   к   дрессировщику   и   усадкой   перед   ним.   Отработка   этих
подготовительных упражнений имеет решающее значение, особенно при 5–6-месячном курсе
дрессировки розыскных собак.

Главное здесь — приучение собаки к заинтересованной апортировке чужих запаховых

предметов, так как конечная цель приема — выборка чужих вещей.

Приучить собаку заинтересованно апортировать вещи помощника можно следующими

способами:

1. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим

подобным   предметам.   Дрессировщик   посылает   собаку   за   предметом.   За   каждую
поднесенную   вещь   собака   поощряется   лакомством.   На   одном   занятии   упражнение
повторяется 10–15 раз.

2. Дрессировщики   кладут   в   полиэтиленовые   мешочки   по   10–15   предметов   и   по

указанию   руководителя   занятия   обмениваются   ими,   и   затем   каждый   занимается
апортировкой чужих предметов.

Методика  и  техника   дрессировки.   Первый   период.    Задача:   выработать  у  собаки

первоначальный условный рефлекс выборки вещи из 5–6 подобных запаховых предметов.

Для   этого   каждый   дрессировщик   должен   в  совершенстве   знать  и   строго   выполнять

правила организации и проведения упражнений по выборке вещей.

Рис. 62. Оборудование места для выборки вещей

Правила подготовки места для выборки вещей.  Занятия по выборке вещей проводят

на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей
(особенно   запаховых),   на   специально   подготовленной   площадке.   В   этом   случае   собака
привыкает   к   обстановке,   всевозможным   запахам,   т. е.   у   нее   угасают   ориентировочные
рефлексы   на   новизну   обстановки,   что   способствует   быстрому   образованию   условного
рефлекса. И, наоборот, если каждое занятие проводить на различной местности, то собака
будет   отвлекаться   на   незнакомые   запахи,   новизну   обстановки.   Это   замедлит   процесс
выработки условного рефлекса выборки вещей (рис. 62).

Специальное место для выборки вещей состоит из следующих элементов. Оборудуется

площадка для раскладки предметов размером 1,5x1 метр, которая выравнивается, очищается
от   травы,   при   необходимости   снимается   верхний   слой   земли   (№ 1).   В   одном   метре   от
площадки обозначается место для посадки собаки (№ 2). Расстояние определяется с учетом
удобства управления собакой коротким поводком (его длина 1,5 метра) и так, чтобы собака
видела лежащие апортировочные предметы. Справа в одном шаге от места посадки собаки
обозначается площадка для вещей основного помощника (№ 3), а в одном шаге от нее —
площадка   для   запасных   вещей,   запаховых   или   беззапаховых   (№ 4)   (чтобы   при   выборке
собака не отвлекалась на предметы, находящиеся на площадках для основного помощника
(№ 3) и для запасных вещей (№ 4), целесообразно площадки слегка углубить; позади в 1,5
метрах от места посадки собаки — площадка для использованных вещей (№ 5).

Специально оборудованные площадки располагаются в один ряд с промежуточными

расстояниями   не   менее   5   метров.   Их   закрепляют   за   дрессировщиками   с   учетом
индивидуальных особенностей собак (нежелательно соседство собак, злобно относящихся
друг к другу), а также степени подготовленности самих дрессировщиков. Места для выборки
вещей метятся номерными указателями, установленными у площадки для использованных
предметов. Дрессировщики распределяются на пары, один из двух назначается старшим, и
выборку проводят, помогая, друг другу.

Здесь   же   целесообразно   оборудовать   стеллажи   для   выветривания   вещей   (один   на

отделение или для каждого дрессировщика).

После выработки у собаки прочного условного рефлекса выборки вещей занятия можно

проводить на различных участках местности.

Правила подбора и хранения предметов, используемых при выборке вещей.   До

начала выборки вещей упражнения по апортировке должны проводиться в целях развития у
собаки обонятельно-поисковой реакции. Поэтому все предметы должны быть небольшими, в
пределах   5–10   сантиметров   длиной   и   1–1,5—толщиной,   различные   по   форме,   цвету   и
качеству.   На   небольших   предметах   концентрация   запаха   меньше   и   собаке   труднее
обнаружить их в траве, кустах.

Для   первоначальных   упражнений   выборки   вещей   целесообразно   использовать

апортировочные   предметы,   изготовленные   из   твердого   картона   в   виде   треугольников,
прямоугольников, кружков, предварительно перегнутых пополам (собаке удобнее поднимать
их с земли). Бумага хорошо впитывает в себя запахи, удобна для переноски в карманах, к
тому же используется только один раз. Это обеспечивает чистоту индивидуального запаха
человека на предметах, имеющего решающее значение при выборке вещей.

Если одна и та же вещь в течение занятия применяется несколько раз — при обыске

местности, апортировке, выборке вещей и ее хватают несколько собак (от каждой из них
остается на предмете запах слюны), то апортировочный предмет пропитывается комплексом
всевозможных   запахов.   Это   приводит   к   выработке   у   собаки   нежелательного   условного
рефлекса — выборки вещи не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного
запаха, что отрицательно влияет на подготовку розыскной собаки.

Для   обеспечения   (сохранения)   чистоты   индивидуального   запаха   на   предметах

необходимо соблюдать следующие правила:

• все апортировочные предметы каждого дрессировщика должны быть обозначены или

пронумерованы, чтобы исключить их обезличку;

• каждому дрессировщику иметь личный пинцет и все вещи брать, раскладывать, давать

обнюхивать собаке только с его помощью;

• ежедневно после каждого занятия выветривать вещи на специальных стеллажах, а

через 3–4 занятия заменять их;

•   во   время   занятий   хранить   предметы   в   строго   определенном   месте:   в   сумке   для

апортировочных   предметов,   полиэтиленовом   пакете,   карманах   одежды,   куда   запрещается
класть другие запаховые предметы;

• правильно пользоваться лакомством (давать только левой рукой), готовить его заранее,

нарезав мелкими кусочками;

•   если   при   выборке   вещей   используются   деревянные   предметы,   то   их   необходимо

делать из различных пород дерева, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на
специфический запах дерева;

•   предметы,   используемые   при   выборке,   должны   быть   разнообразными   по   форме,

размерам, цвету и качеству материала.

По мере упрочения у собаки условного рефлекса выборки вещей (в конце 2-го периода

дрессировки)   необходимо   использовать   предметы,   которые   встречаются   при   выполнении
служебных задач, такие, как расчески, ножи, пистолеты (макеты), ключи, записные книжки,
носовые платки, поясные ремни, носки, ручки, перчатки и др.

Правила раскладывания предметов при выборке вещей. 
Расположение предметов на площадке может облегчить или затруднить работу собаки.

От правильного расположения предметов (запахоносителей) зависит скорость образования
условного рефлекса и его качество. Так, в подготовительном периоде дрессировки предметы
располагаются   беспорядочно,   чтобы   затормозить  зрительно-ориентировочную  реакцию  на
месторасположение   искомого   предмета   и   тем   самым   заставить   собаку   найти   его   среди
подобных   (по   цвету,   размерам,   форме)   беззапаховых   предметов   с   помощью   обоняния.
Количество предметов не менее 50–70 штук (рис. 63).

Рис. 63. Раскладка предметов для выборки. а) в ряд, б) вразброс

В последующих периодах выборки вещей предметы необходимо раскладывать в ряд,

расстояние   между   ними   не   менее   30–50   сантиметров.   Это   объясняется   тем,   что   пахучие
вещества   обладают   большой   летучестью,   непрерывно   выделяются   во   внешнюю   среду   и
распространяются   в   воздухе.   Они   могут   поглощаться   апортировочными   предметами:
наиболее сильно впитывают запахи матерчатые вещества (шерстяные, шелковые), меньше —
бумажные, деревянные. Расположение апортировочных предметов в один ряд способствует
лучшему   сохранению   запаха,   помогает   правильной   дифференцировке   запахов   собакой.   К
тому   же   она   приучается   к   организованному   и   последовательному   обнюхиванию   всех
предметов.

При   расположении   предметов   вразброс   они   пропитываются   разными   запахами,

особенно если продолжительное время лежат на площадке. В этой обстановке собаке трудно
выбрать   искомый   предмет,   она,   как   правило,   ошибается,   что   отрицательно   влияет   на
формирование условного рефлекса выборки вещей.

Правила   ознакомления   собаки   с   запахом   искомого   предмета.    Одно   из   важных

условий успешного приучения собаки к выборке вещей — умение дрессировщика правильно
ознакамливать собаку с запахом искомого предмета. Для этого дрессировщик должен хорошо
знать строение обонятельного анализатора и физиологию обоняния собаки.

Установлено, что острота обоняния собаки, способность дифференцировки различных

запахов зависят от степени ее натренированности. Она в состоянии производить выборку
вещей   по   чрезмерно   малым   дозам   адсорбированных   на   них   веществ,   т. е.   микрозапахам.
Кроме   того,   собака   способна   обнаруживать   в   смеси   нескольких   запахов   присутствие
нитробензола   в   разведении   10:2,   поваренной   соли   и   хинина   10:4,   соляной   и   молочной
кислоты 10:5, уксусной и муравьиной кислот 10:6, а в отношении масляной и других кислот
порог чувствительности у собаки в миллион раз ниже, чем у людей.

В   подготовительном   периоде   у   собаки   необходимо   выработать   условный   рефлекс

спокойного отношения к зажиманию морды, так как при обнюхивании рот у собаки должен
быть   закрыт,   а   также   спокойного,   заинтересованного   обнюхивания   предлагаемой   вещи.
Первоначально   рекомендуется   ее   слегка   смазывать   веществом   с   запахом,   привлекающим
внимание собаки — рыбьим жиром, мясным отваром, консервным соком и др. (рис. 64).

Рис. 64. Ознакомление собаки с запахом искомой вещи

Запах предмета рекомендуется давать обнюхивать 2–3 раза продолжительностью 3–5

секунд с промежутками такой же длительности.

Если собака обнюхивает запах вещи долго (более 10–15 секунд), у нее может наступить

адаптация,   т. е.   привыкание   обоняния   к   силе   запаха   (раздражителя),   ведущее   к   потере
чувствительности. Чтобы снова ощутить этот запах, необходимо усилить его концентрацию
или дать временный отдых органу обоняния.

Для ознакомления собаки с запахом предмета, прежде всего, необходимо зафиксировать

морду собаки: зажимают верхнюю и нижнюю челюсти собаки левой рукой так, чтобы рот
был закрыт или прижимают (приподнимают) только нижнюю челюсть собаки.

При   ознакомлении   собаки   с   запахом   предмет   должен   находиться   перед   ее   носом

неподвижно, так как движение вещи отвлекает собаку, и она плохо принюхивается к запаху.

Положение собаки (сидя или стоя) при ознакомлении ее с запахом предмета зависит от

ее индивидуальных особенностей: собак возбудимых, подвижных не обязательно сажать, а
слабо возбудимых необходимо больше держать в положении сидя, чтобы на выборку вещей
они шли активнее.

При   выборке   вещей   надо   учитывать   особенности   запаховой   памяти   собаки.

Наблюдениями установлено, что обычная запаховая память собаки после обнюхивания вещи
сохраняется   не   более   минуты.   Поэтому   в   процессе   дрессировки   необходимо   постепенно
увеличивать время от начала обнюхивания вещи до пуска собаки на выборку до 3–5 минут.

Общие требования к организации и проведению первоначальных занятий: 

• упражнения по выборке вещей отрабатывать в начале занятия, когда собака в бодром

состоянии. Условный рефлекс вырабатывается быстрее, если занятия проводятся 3 раза в
день (утром, днем, вечером и, как правило, перед кормлением собак);

•   до   выполнения   упражнений   выборки   вещей   не   заниматься   другими   сложными

специальными приемами;

•   предметы   (запахоносители),   подготовленные   для   выборки,   должны   находиться   на

площадке   в   течение   2–2,5   часа   до   начала   упражнения,   чтобы   усилить   чистоту
индивидуального запаха путем выветривания за это время бытового и других запахов;

•   каждый   дрессировщик   упражнения   выполняет   или   самостоятельно,   или   под

руководством   инструктора.   Руководитель   занятия   при   необходимости   помогает   им   и
периодически проверяет их подготовленность по неизвестным условиям;

• вещи, используемые для выборки, в течение суток должны находиться в карманах

спецодежды помощников;

•   на   занятиях   придерживаться   следующего   режима   работы:   при   каждом   подходе   к

площадке пускать собаку на выборку 1–2 раза;

•   за   время   одного   2–3-часового   занятия   выполнять   6–10   упражнений   с   двумя

сочетаниями в каждом с перерывами 5–10 минут;

•   во   время   выгуливания   собаки   в   перерывах   между   выборкой   вещей   запрещается

заниматься с ней апортировкой;

• обращение с собакой до начала и в период выборки должно быть спокойное, ласковое,

без применения громких команд, сильных механических раздражителей;

•   за   каждую   выбранную   вещь   собаку   обязательно   поощрять   лакомством   и

поглаживанием.

Ко времени начала приучения собак к выборке вещей подготовленность дрессировщика

должна соответствовать следующим требованиям: 

•   изучить   методику   и   технику   приучения   собак   к   выборке   вещей,   а   также   опыт

организации   занятия   по   выборке   вещей   и   управления   собакой   инструктором   —
дрессировщиком; 

•   научиться   правильно,   раскладывать   апортировочные   предметы   на   площадке,

ознакамливать собаку с запахом искомого предмета, пользуясь специальным пинцетом; 

• овладеть навыками управления собакой: командами, жестом и поводком; 
• уметь правильно и своевременно давать лакомство; 
• уверенно и последовательно выполнять все действия, предусмотренные методикой и

техникой приучения собаки к выборке вещей.

Способы   приучения   собак   к   выборке   вещей.    Они   зависят   от   индивидуальных

особенностей   собак   (степени   подготовленности,   выраженности   обонятельно-поисковой
реакции поведения, возраста), продолжительности курса дрессировки и подготовленности
самих дрессировщиков.

Первый способ     — выборка чужой вещи из беззапаховых предметов с постепенным

переключением   к   выборке   из   запаховых.   Дрессировщик   на   оборудованной   площадке
раскладывает   в   ряд   5–6   беззапаховых   предметов,   находящихся   на   стеллажах   для
выветривания или в специальном ящике (на каждые 6–8 дрессировщиков изготавливается
один   переносной   ящик).   Еще   2–3   таких   же   предмета   кладет   на   площадку   для   запасных
предметов   (№ 4).   Одновременно   помощник   оставляет   10–15   запаховых   предметов   на
площадке (№ 3). Упражнение выполняется так. После подготовки условий, через 1,5–2 часа,
предварительно хорошо выгуляв собаку, дрессировщик подходит к месту для выборки вещей
(№ 2) и командой «Сидеть» усаживает ее у левой ноги. Затем пинцетом берет запаховую
вещь   искомого   помощника   и   кладет   на   площадку   (№ 1)   к   беззапаховым   (каждый   раз
местонахождение искомого предмета должно меняться). Взяв пинцетом вторую запаховую
вещь, ставит левую ногу впереди собаки, левой рукой фиксирует морду собаки (рот у собаки
должен быть закрыт), а правой с помощью пинцета подносит предмет к носу собаки на 1–2
сантиметра,   произнося   команду   «Нюхай».   Во   время   активного   принюхивания   собаки

(втягивания   носом   воздуха)   поощряет   ее   командами   «Хорошо»,   «Нюхай»,   «Хорошо»   с
одобрительной интонацией. После ознакомления собаки с запахом, кладет эту вещь справа,
на шаг от себя, и командой «Нюхай» в сочетании с жестом посылает собаку на выборку.

Во время обнюхивания собакой лежащих вещей дрессировщик внимательно следит за

ее   поведением,   стоит   спокойно,   не   произносит   команд.   Если   собака   отвлекается   и   не
обнюхивает предметы, разрешается повторно подать команду «Нюхай».

Когда собака поднесет искомую вещь и сядет перед дрессировщиком, то он забирает

вещь и поощряет собаку лакомством. В случае ошибки он подает команду «Фу» (в мягком
тоне), забирает предмет и кладет его на место использованных предметов. Дрессировщик
обязан   выяснить   причину   ошибки   собаки.   Если   собака   возбудилась,   то   ее   необходимо
выгулять,   если   не   запомнила   запаха   искомой   вещи,   вновь   дать   обнюхать   предмет   и
продолжать упражнение по выборке (рис. 65).

Запрещается заранее готовить (брать в руку) лакомство, подавать команды «Хорошо»,

«Нюхай» или «Фу» в момент обнюхивания вещей на площадке (№ 1), двигаться, дергать
поводком, так как это приводит к образованию у собаки нежелательных связей на поведение
дрессировщика, т. е. собака будет в последующем выбирать вещи не по запаху, а по сигналам
дрессировщика. После произведенной выборки собаке предоставляется отдых на 5–10 минут,
и   упражнение   повторяется.   Рекомендуется   повторять   упражнения   до   6–10   раз,   что
способствует образованию условного рефлекса.

Выборка искомой вещи из 5–6 беззапаховых предметов проводится только на первых

трех занятиях, так как у собаки быстро вырабатывается нежелательный условный рефлекс на
силу запаха, т. е. собака будет брать любую вещь с запахом. Таких собак в последующем
очень   трудно   приучить   к   дифференцировке   запахов.   Поэтому   необходимо   постепенно
переключать собаку к выборке из запаховых предметов. Вначале выбирать вещи искомого
помощника из 3–4 беззапаховых и 1–2 запаховых предметов дополнительного помощника с
незначительной концентрацией запаха. Это упражнение отрабатывается на 2–3 занятиях в
следующей   последовательности.   При   раскладке   предметов   для   выборки   дополнительный
помощник или руководитель занятия подходит к площадке для выборки (№ 1), по указанию
дрессировщика берет правой рукой 1–2 беззапаховых предмета, держит их в руке 1–2 минуты
и   затем   кладет   на   прежние   места.   В   результате   на   площадке   для   выборки   будут   3
беззапаховых, 1 запаховый основного помощника и 2 предмета дополнительного помощника
с   незначительной   концентрацией   запаха.   Кроме   этого,   целесообразно   2–3   предмета
дополнительного помощника иметь в запасе, если собака по ошибке схватит один из них. В
том   случае,   когда   собака   взяла   какую-либо   вещь   по   ошибке,   ее   необходимо   убрать   с
площадки, а на ее место класть другую из числа запасных.

Рис. 65. Приучение собаки к выборке вещи

Если собака уверенно выбирает искомую вещь, то условия выборки усложняются.
На каждом занятии дополнительные помощники меняются, и постепенно усиливается

концентрация   запаха   на   их   предметах   до   уровня   запаха   искомой   вещи.   Например,   на
площадке   будут   лежать   по   2   беззапаховых,   запаховых   предмета   (один   из   них   искомого,
другой — дополнительного помощников) и с незначительной концентрацией запаха — всего
6 штук.

В последующие дни все предметы раскладывают одновременно (в том числе и вещи

основного помощника). Нельзя перекладывать предметы с места на место, так как на том
месте, где лежала вещь, остается ее запах, и собака может ошибиться. Рекомендуется менять
только местонахождение искомого предмета.

По   мере   выработки   у   собаки   условного   рефлекса   выборки   вещей   постепенно

количество запаховых вещей увеличивается, а беззапаховых уменьшается.

Например,   можно   раскладывать   1   беззапаховый   предмет,   3   запаховых   с   одинаковой

концентрацией   и   2   с   незначительной   концентрацией   запаха.   К   концу   первого   периода
дрессировки собака должна уверенно и активно производить выборку искомой вещи из 5–6
запаховых предметов, имеющих одинаковую концентрацию запаха.

В   целях   проверки   подготовленности   собаки   и   выявления   возможных   ошибок

дрессировщика   необходимо   периодически   проводить   выборку   вещи   по   неизвестным   для
дрессировщика   условиям,   т. е.   он   не   должен   знать   местонахождения   искомого   предмета.
Кроме того, надо пускать собаку на выборку, когда искомая вещь на площадке отсутствует.
Такие   упражнения   рекомендуется   проводить   не   более   одного   раза   за   занятие   и   очень
осторожно. После того как собака обнюхает все вещи и подойдет к дрессировщику, не подняв
предмета, следует поощрить ее. Затем положить на площадку для выборки вещь искомого
помощника, ознакомить собаку с этим запахом и послать ее на выборку.

Второй способ   — выборка чужой вещи из предметов с запахами большой давности с

последующим   их   уравниванием   по   давности   и   силе.   Это   упражнение   проводится   при

участии 5–6 дрессировщиков, имеющих по 15–20 предметов (носителей запахов). При этом
дрессировщики   помогают   друг   другу:   каждый   из   них,   выполняя   упражнение   с   собакой,
одновременно участвует в роли основного и дополнительного помощников.

Занятие   начинается   с   организации   подготовки   условий   для   выборки.   Группа

распределяется на пары, в которых каждый выполняет функции дрессировщика и основного
помощника. В то же время для других пар они являются дополнительными помощниками.
Затем под руководством инструктора группа, следуя в колонне от одной площадки к другой,
раскладывает предметы для каждого дрессировщика. Это делается так.

По команде руководителя занятия, все, кроме дрессировщика и основного помощника,

бросают по 1–2 предмета, а дрессировщик эти предметы раскладывает на площадке (№ 1) в
ряд, и по одному предмету кладут на место для запасных вещей (№ 4). В таком же порядке
распределяют предметы и на всех остальных площадках для каждого дрессировщика. Спустя
1–2 часа основные помощники на площадку (№ 3) кладут 10–15 предметов, которые будут
выделяться большой концентрацией запаховых частиц, что облегчит работу собаки.

После этого дрессировщики с собаками выполняют упражнения по выборке вещей так

же, как и при первом способе.

Через 2–3 занятия постепенно сокращается разница в давности запахов на предметах

основных и дополнительных помощников до 15–20 минут и доводится до их уравнения. Но
это надо делать осторожно, с учетом работоспособности собаки. В целях активизации работы
собаки следует периодически выборку делать по облегченным условиям.

Для   проверки   степени   подготовленности   собаки   и   выявления   возможных

нежелательных связей в ее работе рекомендуется посылать собаку на выборку вещи, когда на
площадке   нет   искомого   предмета.   Собака   должна   обнюхать   все   предметы   и   подойти   к
дрессировщику.

Третий способ    — выборка своей вещи из запаховых с постепенным переключением

на   выборку   чужих   вещей.   Этим   способом   приучают   собак,   мало   заинтересованных   в
апортировке   чужих   вещей.   В   ходе   подготовительных   упражнений   у   них   вырабатывается
условный   рефлекс   активного   поиска   вещи   дрессировщика   среди   большого   количества
беззапаховых предметов, например, палочек среди палочек и т. п.

Основное   упражнение   выполняется   так.   На   площадке   (№ 1)   раскладывают   4–5

запаховых предметов помощников, а через 1–2 часа дрессировщик кладет свою вещь. Через
2–2,5 часа дрессировщик, хорошо выгуляв собаку, приходит к площадке (№ 1) и производит
выборку своей вещи из запаховых. Упражнения повторяются на 2–3 занятиях по 6–10 раз. В
последующем сила запаха на всех предметах постепенно уравнивается.

На  каждом  занятии  целесообразно  вещи  разнообразить  по форме,  качеству и  цвету.

Кроме   того,   необходимо   чаще   проводить   выборку   по   неизвестным   для   дрессировщика
условиям.  При   этом  обстановку   должен   создавать  или   руководитель  занятия,   или   другой
дрессировщик, работающий с ним в паре.

Если   собака   уверенно   и   активно   выбирает   вещь   дрессировщика   из   5–6   чужих

предметов, то ее необходимо переключать постепенно на выборку чужих вещей. В целях
облегчения перехода от выборки своей вещи к чужой следует на первых 2–3 занятиях на
вещи помощника нанести запах дрессировщика, прикасаясь правой рукой к одному из концов
предмета   помощника   (на   искомых   вещах   концентрация   запаха   должна   быть   большей).
Постепенно сила запаха на предметах уравнивается. За каждую правильную выборку собака
поощряется лакомством.

Нормативы подготовки собак в первом периоде выборки вещей. 
К концу первого периода выборки вещей собака должна: 
• спокойно относиться к зажиманию морды и активно принюхиваться к задаваемому

запаху;

• самостоятельно и заинтересованно обнюхивать все лежащие на площадке предметы,

находить искомый предмет из 5–6 штук, подносить его к дрессировщику и садиться перед
ним;

• при отсутствии среди предметов выборки искомой вещи после обхода и тщательного

обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Второй период.  Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки вещей

из 8–10 запаховых предметов до навыка; выработать навык бесконтактной выборки вещей.

В ходе занятий дрессировщик должен: 
• изучить особенности поведения своей собаки при обычной и бесконтактной выборке;
• в совершенстве овладеть техникой управления собакой;
•   научиться   организовывать   и   проводить   упражнения   по   выборке   вещей   в   роли

руководителя занятий;

• уметь предвидеть, замечать ошибки в действиях своих и других дрессировщиков, а

также находить способы их устранения.

На занятиях необходимо выполнять следующие правила: 
• усложнение условий окружающей среды, смену мест выборки проводить постепенно

и осторожно, чтобы не затормозить проявление первоначального условного рефлекса и не
задерживать формирование навыка;

• на одном занятии упражнения повторять не менее 3–4 раз, заниматься 2–3 раза в

неделю. В каждом упражнении собаку посылать на выборку 2–3 раза с перерывами до 1
минуты;

• за каждую правильную выборку собаку поощрять лакомством и поглаживанием;
• упражнения проводить в начале, середине и конце занятия, а также утром, вечером и в

полдень;

•   давность   запахов   на   предметах   постепенно   увеличивать   (уменьшать)   на   каждом

занятии до 10–15 минут и доводить до 8–10 часов, а также периодически проводить выборку
вещей при давности запахов 20–40 минут;

•   использовать   предметы,   различные   по   качеству,   цвету,   форме   и   размерам.   Строго

соблюдать правила хранения вещей, учитывать, что использование предметов из различных
материалов   способствует   выработке   у   собаки   навыка   дифференцировки   индивидуальных
запахов   помощников   среди   комплекса   других   запахов,   присущих   каждому   предмету,   в
зависимости от исходного материала (резина, дерево, металл, ткань и др.);

•   умело   сочетать   выборку   вещей   по   известным   и   неизвестным   для   дрессировщика

условиям.

Усложненные упражнения, отрабатываемые во втором периоде выборки вещей.

Увеличение количества (до 8–10 штук) разнообразных по форме, качеству, размерам и цвету
предметов, давности запахов на них до 10–15 минут на каждом занятии и доведение до 8–10
часов. Эти упражнения отрабатываются с учетом активности и заинтересованности работы
собаки:

• выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников;
• приучение собаки к бесконтактной выборке вещей.
При отработке усложнений во втором периоде дрессировщику необходимо соблюдать

следующие правила. 

• Для активизации работы собаки через каждые 3–4 занятия проводить периодические

выборки (1–2 занятия) по облегченным условиям при давности запахов до 20–40 минут.

•   В   целях   экономии   времени   и   удобства   создания   обстановки   для   выборки   вещей

целесообразно каждому дрессировщику иметь специальный ящик со стеклянными банками
емкостью 0,5 литра или полиэтиленовые мешочки.

•   В   эти   банки   дрессировщик   заранее   (в   установленное   время)   закладывает

разнообразные   предметы   помощников.   Это   позволяет   проводить   выборку   в   любое   время
суток, в любом месте без присутствия помощников.

•   После   каждого   занятия   банки   необходимо   мыть,   просушивать   и   заменять

запахоносители (предметы).

• Чтобы своевременно выявить возможные ошибки у дрессировщиков и нежелательные

связи у собак, рекомендуется чаще проводить выборку по неизвестным для дрессировщика

условиям.

Если в первом периоде выборку вещей проводили при благоприятных условиях и на

специально подготовленной площадке, то в последующем необходимо постепенно приучать
собаку   к   работе   в   различное   время   суток   (утром,   вечером,   в   полдень),   при   различной
температуре   воздуха,   в   начале,   середине,   конце   занятия   и   на   разнообразных   участках
местности.   При   этом   необходимо   помнить,   что   резкая   смена   условий   выборки   может
привести   к   ослаблению   дифференцировочного   рефлекса:   собака   становится   суетливой,
хватает предметы, имеющие любой сильный запах. Если при вводе усложнений у собаки
наблюдаются   срывы   в   работе   (перехватывает   вещи,   выбирает   вещи   неактивно,   иногда
ложится на вещи и т. п.), не следует ее принуждать, повышать интонацию голоса, а лучше
сделать   перерыв   в  работе   на   3–5   дней   или   проводить   выборку   в  облегченных   условиях,
побуждением   собаки   на   силу   и   свежесть   запаха.   При   введении   каждого   усложнения   от
дрессировщика   требуются   терпеливость,   сдержанность,   ровное,   спокойное   обращение   с
собакой и последовательность в работе.

Методические  советы  руководителю  занятия.   Успех  обучения  дрессировщиков  и

приучения собак к выборке вещей зависят от организаторских способностей руководителя
(инструктора). Он должен, прежде всего, научить дрессировщиков (еще в первом периоде)
самостоятельно правильно выполнять упражнения по выборке вещей. По мере ввода новых
усложнений   показывать   порядок   выполнения,   упражнять   их   индивидуально   и   разрешать
заниматься самостоятельно, периодически проверяя их работу. Для взаимного контроля и
оказания помощи друг другу всех дрессировщиков распределять на пары, назначив одного из
них старшим.

В   целях   предупреждения   ошибок   и   выявления   у   собак   нежелательных   связей   чаще

организовывать   выборку   вещей   по   неизвестным   для   дрессировщика   условиям,   как   под
личным руководством, так и под контролем напарника (товарища).

Очень важно обеспечить обучаемых необходимыми материальными средствами. Все,

что   посильно,   изготовить   самим   дрессировщикам.   Остальные   средства   готовить
централизованно или своевременно закупать.

Для   занятий   по   выборке   личных   вещей   каждому   дрессировщику   необходимо   иметь

набор разнообразных предметов и специального инвентаря:

Все предметы должны быть пронумерованы, и храниться в определенном месте, после

занятий   выветриваться,   обрабатываться,   просушиваться   на   специально   оборудованных

полочках (стеллажах).

Индивидуальные   пинцеты   закупаются   или   изготовляются   самими   дрессировщиками

(целесообразнее поручить их изготовление наиболее опытному в этом деле дрессировщику).
Для   пинцета   необходима   проволока   диаметром   3   мм,   длиной   15–16 см.   Чтобы   лучше
удерживать пинцет в руках, концы проволоки должны быть загнуты в кольца диаметром 3–
4 см.   Такой   пинцет   удобен   и   для   хватания   предметов,   и   для   переноски   в   сумке   для
снаряжений и на поясном ремне (во время работы).

При выборке вещей, как и при работе по следу и обыску местности, больше применяют

полиэтиленовые   мешочки   разных   размеров.   Они   очень   удобны   для   сохранения   чистоты
индивидуального  запаха   человека  на  предметах.  К  тому  же   каждый  дрессировщик  имеет
возможность с помощью таких мешочков постоянно иметь большой комплект предметов с
запахами других дрессировщиков (помощников) и в любое удобное время самостоятельно
производить выборку вещей.

Для каждого учебного подразделения (отделения) необходимо определить постоянный

участок для выборки вещей в соответствии с рекомендациями, данными на стр. 228. Такие
участки желательно иметь недалеко от места содержания собак (питомника). Кроме этого на
всех   учебных   полях   в   пунктах   расположения   во   время   выходов   на   занятия   также   надо
готовить площадки (№ 1) для раскладывания предметов на выборку, очистив их от травы,
камней   и   других   предметов.   Желательно   направление   господствующих   ветров.   Собаку
пускать на выборку надо против ветра.

Правила отработки усложнений второго периода. 
Выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников.   Приучение собаки к выборке

вещей в присутствии людей на площадке выборки имеет важное значение для выработки
первоначального   условного   рефлекса   выборки   человека   по   запаху   вещи.   К   концу   курса
дрессировки   собака   должна   спокойно   относиться   к   посторонним   людям   (помощникам),
присутствующим   при   выборке.   Упражнения   усложняются   и   выполняются   в   следующей
последовательности. Первоначально помощники (3–4 человека) находятся на удалении 5–7
метров,   стоят   спокойно   на   одной   линии.   Если   собака   во   время   выборки   отвлекается   на
помощников,   то   дрессировщик   должен   взять   ее   на   короткий   поводок,   подойти   к   группе
помощников и, двигаясь вокруг них, успокоить собаку. В случае проявления злобы командой
«Фу»   приостановить   нежелательные   действия   собаки.   Затем   возвратиться   к   месту   для
выборки и продолжить упражнение по выборке вещей.

На каждом занятии расстояние между предметами для выборки и местом нахождения

помощников постепенно сокращается. Конечная цель этого упражнения — выборка вещей,
лежащих у ног помощников или на носках обуви.

Необходимо применять для выборки и личные вещи помощников, так как в процессе

выполнения задач на службе по опознанию человека будут использоваться разнообразные по
форме, качеству, цвету и размерам предметы (запахоносители), принадлежащие конкретному
человеку.

При   создании   обстановки   для   выборки   личных   вещей   надо,   чтобы   на   площадке

находились одинаковые по форме и качеству предметы, так как разнообразные предметы
имеют   разную   концентрацию   запаховых   частиц,   и   собака   может   ошибиться.   На   каждом
занятии пользоваться разными по форме и качеству предметами.

До   выработки   условного   рефлекса   упражнения   по   выборке   вещей   в   присутствии

помощников проводить ежедневно, желательно утром, вечером, в обед, по 3–5 раз, затем
периодически.

Приучение собаки к бесконтактной выборке вещей.   Традиционная форма поведения

собаки при выборке вещей — подноска обнаруженного предмета дрессировщику, так же как
при апортировке. Собаки с выработанным стереотипом такого поведения не проявляют в
практической   работе   достаточно   высокой   работоспособности,   нередко   имеют   различные
нежелательные условные рефлексы на вид, качество, цвет, а также форму апортировочных

предметов.   Апортировочный   способ   выборки,   связанный   с   подачей   предмета
(запахоносителя),   приводит   к   загрязнению   его   слюной   и   повреждению   зубами   собаки   и,
следовательно,   исключает   возможность   проведения   повторной   (контрольной)   выборки
объекта.

Бесконтактный   способ   выборки   вещей   заключается   в   том,   что   собака   не   хватает

выбранный предмет, а только обозначает (показывает) его своим поведением: сигнализирует
об обнаружении источника искомого запаха царапанием или усиленным принюхиванием к
определенной банке. Этот способ — более эффективный по сравнению с обычной выборкой,
так   как   собака   ищет   источник   запаха,   а   не   предмет,   чем   достигается   более   четкая
дифференцировка   запахов.   Кроме   того,   исключается   выработка   у   собак   нежелательных
условных рефлексов на  вид,  цвет,  форму,  качество апортировочных  предметов  и  на  силу
запаха.

Бесконтактная выборка дает возможность: 
• проводить выборку вещей (тренировки) самостоятельно в любое время суток и при

отсутствии помощников; 

• использовать вещи, людей, не имеющих отношение к дрессировке собак; 
•   сохранять   на   предметах   чистоту   индивидуального   запаха   каждого   человека

(помощника); 

• применять для выборки двух и более собак при одном и том же комплекте источников

запаха (предметов).

Рис. 66. Ящик-контейнер с банками

К   бесконтактной   выборке   целесообразнее   переходить   после   приучения   собаки   к

выборке обычным способом. Но можно исключить этот переходной этап.

Для   проведения   бесконтактной   выборки   необходимо   изготовить   для   каждого

дрессировщика   2   ящика   (контейнера)   размерами   10х10х75   сантиметров,   внутри   которых
имеются   по   5   стеклянных   баночек   объемом   200   кубических   сантиметров.   Для   удобства
переноски   они   складываются   в   кассеты   по   8–12   ящиков.   Как   правило,   на   каждые   6–8
дрессировщиков собирается одна кассета (рис. 66).

Бесконтактную выборку следует начинать в конце второго периода обычной выборки

вещей.   Вначале   у   собаки   вырабатывается   условный   рефлекс   заинтересованного   и
последовательного обнюхивания баночек с контейнера. С этой целью на первых 3–4 занятиях
в   одну   из   баночек   бросают   запаховую   вещь   помощника,   затем   заполняют   банку   смятой
бумагой и сверху кладут кусочек мяса, чтобы собака смогла достать его. Местонахождение
баночки с таким комплексным запахом в контейнере каждый раз меняется.

Перед   работой   собака   должна   быть   в   бодром   и   полуголодном   состоянии.

Дрессировщик, ознакомив собаку с исходным запахом, по команде «Нюхай» направляет ее к

ящику-контейнеру. Управляя коротким поводком, добивается, чтобы собака последовательно
обнюхивала все баночки в контейнере и после обнаружения искомого запаха самостоятельно
брала   лакомство   и   садилась.   Затем   собака   поощряется   поглаживанием,   лакомством   и
выгуливается. За сутки повторяются 10–15 упражнений, посылая собаку на выборку каждый
раз   по   2–3   раза.   Для   активизации   обонятельно-поисковой   реакции   целесообразно
использовать 2–3 контейнера, поставленных в ряд.

После выработки и закрепления условного рефлекса активного, заинтересованного и

последовательного   обнюхивания   банок   в   контейнере   и   посадки   возле   обнаруженного
запахоносителя,   надо   переходить   к   выработке   более   выраженного   обозначения   собакой
искомого предмета. Для этого рекомендуется лакомство бросать на дно банки, а предмет
класть сверху. Обнаружив запаховый предмет и кусочек лакомства, собака будет пытаться
достать   их,   царапать   лапой,   лаять   усиленно,   засовывать   морду   в   баночку   и   т. д.   Такое
поведение   собаки   в   комплексе   с   посадкой   следует   закрепить   поощрением.   Для
предупреждения   возможной   выработки   у   собаки   нежелательного   условного   рефлекса
выборки   вещи   по   силе   запаха   во   все   другие   банки   следует   закладывать   предметы
дополнительных помощников давностью до 4–5 часов.

Постепенно   условия   упражнений   усложняются.   Лакомство   в   баночки   больше   не

бросается,   уменьшается   сила   и   концентрация   запаха   на   предметах   основного   и
дополнительного   помощников.   За   обнаружение   источника   искомого   запаха   собака
поощряется лакомством.

При бесконтактном способе выборки вещей дрессировщику необходимо соблюдать

следующие правила: 

• после каждого занятия все баночки в контейнере тщательно мыть и проветривать;
• класть предметы (запахоносители) в банки только пинцетом и не перекладывать их из

одной банки в другую;

• периодически мыть и выветривать сам ящик-контейнер;
• систематически менять помощников, один и тот же человек может привлекаться в

качестве основного (искомого) помощника повторно не ранее чем через 3–4 занятия.

По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: 
• увеличивается давность запахов на предметах; 
• используются различные по качеству и размерам предметы;
• проводятся периодические выборки по неизвестным для дрессировщика условиям; 
• используется для выборки прибор «Шершень».
К концу курса дрессировки в зависимости от обстановки, выполняемых задач собаку

приучают производить выборку предметов, обнаруженных на месте происшествия, изъятых
при обыске и т, д.

Переход   от   стандартных   банок   к   разнообразным   предметам-носителям   запаха

осуществляется поэтапно. Начинать следует с уменьшения объема банок при одновременном
увеличении   объема   вкладываемых   в   банки   предметов.   Например,   бумагу,   ткань,   нож
вкладывают в банки не полностью, оставляя частично снаружи. В дальнейшем предметы
кладут   на   площадку   для   выборки,   а   банки   убирают.   Целесообразно   чаще   производить
выборку вещей по неизвестным для дрессировщика условиям и периодически пускать собаку
на   выборку,   когда   искомая   вещь   отсутствует.   Выборка   вещей   по   неизвестным   для
дрессировщике условиям способствует: своевременному обнаружению возможных ошибок
дрессировщика   при   управлении   собакой   и   нежелательных   условных   рефлексов  у   собаки;
лучшему изучению поведения собаки, пониманию возможных отклонений в ее поведении, а
также психологической подготовке дрессировщика к предстоящей службе по применению
собаки для выборки.

При организации выборки по неизвестным условиям необходимо: создавать условия

для   выборки   руководителем   занятия   или   наиболее   подготовленным   дрессировщиком   в
отсутствии   производящего   выборку;   подбирать   предметы   основного   и   дополнительного
помощника   одинаковые   по   цвету,   размеру,   форме   и   качеству;   перед   каждой   выборкой

перемешивать запахоносители, т. е. менять места и линию их расположения на площадке.

Если   не   перекладывать   вещи,   то   дрессировщик,   зная   их   постоянное

месторасположение, может помочь собаке найти их. Как однообразные условия упражнений,
так и разнообразные действия дрессировщика могут стать сигналами для собаки. Кроме того,
на   площадке   остаются   запахи   вещей,   лежавших   до   этого.   Если   на   площадке   вещи
перекладываются с места на место только на одной линии, то собака может ошибиться и
выбрать вещь дополнительного помощника, лежащую на том месте, где до этого находилась
искомая вещь, поэтому раскладывать вещи следует на 30–50 см дальше от прежнего места
(линии).

При   проведении   бесконтактной   выборки   банки   из   одного   отсека   переставляются   в

другой.

Нормативы подготовки собаки во втором периоде дрессировки. 
• Собака должна заинтересованно обнюхивать предлагаемые предметы независимо от

их формы, величины и качества материала; 

•   самостоятельно,   без   попутных   сигналов   дрессировщика,   выбирать   предметы,

подносить и садиться перед дрессировщиком или обозначать их при бесконтактном способе
выборки; 

• при отсутствии среди предметов на площадке искомой вещи после тщательного их

обнюхивания возвращаться к дрессировщику без предмета.

Третий   период.    Задача:   совершенствовать   у   собаки   навык   выборки   вещей   до

безотказности выполнения в реальных условиях службы.

Требования к организации и проведению занятий.  Занятия проводить на различных

участках местности с наименьшим количеством запаховых раздражителей. Выбирать вещи
по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным (в целях
конкретного изучения поведения собаки).

Заниматься   не   реже   3–4   раз   в   неделю,   на   каждом   занятии   выполнять   от   2   до   10

упражнений.

Для выборки использовать только личные вещи помощников (обувь, ремни, головные

уборы, записные книжки, расчески и др.), приближая к условиям, близким к служебным.

В третьем периоде выборки дрессировщик должен:
• в совершенстве изучить поведение своей собаки;
• овладеть навыками организации выборки вещей в целях опознания искомого человека,

в том числе и одорологической идентификации предметов;

• совершенствовать умение анализировать действия, работу собаки, замечать ошибки,

искать их причины и устранять.

Упражнения, отрабатываемые в третьем периоде выборки вещей. 
Выборка   вещи   из   предметов,   имеющих   различные   запахи   по   силе,   концентрации   и

давности.   Такие условия близки  к практике службы. Поэтому необходимо отрабатывать
упражнения с подобными условиями, к тому же они оказывают положительное влияние на
совершенствование дифференцировочных навыков собаки.

Упражнение выполняется в следующей последовательности. Вначале на площадку для

выборки кладут вещь искомого помощника, а через 20–30 минут — вещи дополнительных
помощников.   В   последующем,   в   зависимости   от   активности   и   результативности   работы
собаки, постепенно увеличивается запаховая давность искомого предмета до 20–30 минут на
каждом занятии. В целях предупреждения образования нежелательных условных рефлексов
на   силу   запаха   (искомая   с   меньшей   концентрацией)   необходимо   постепенно   увеличивать
запаховую   давность   и   на   вещах   дополнительных   помощников,   создавая   различные
диспропорции запахов.

К концу курса дрессировки собака должна производить выборку вещи из предметов с

различной давностью запаха.

Последовательная   выборка   вещей   нескольких   помощников   с   одной   и   разных   групп

предметов    —   один   из   сложных   видов   выборки.   При   раскладке   предметов   в   качестве
основных   помощников   выступают   2–3   человека.   Каждый   из   них   в   установленном   месте
оставляет по 3–4 предмета (запахоносителя). На первых занятиях проводится выборка вещей
двух помощников из разных групп предметов (на двух площадках). Собаке вначале 2–3 раза
посылается для выборки на первой площадке, а затем столько же раз — на второй.

В последующем  производится  выборка  вещей  2–3 помощников на одной площадке.

Такие   упражнения   способствуют   развитию   дифференцировочных   навыков   и   выявлению
возможных нежелательных связей у собаки.

В   заключительных   упражнениях   третьего   периода   выборка   вещей   проводится   при

любых погодных условиях, в различное время суток, на различных участках местности с
наличием   отвлекающих   раздражителей.   Все   это   способствует   выработке   безотказности   в
работе собаки в реальных условиях службы.

Комплексирование   выборки   вещей   с   работой   по   запаховому   следу   и   обыском

местности.   В практике применения служебных собак могут быть случаи, когда в районе
задержания искомого человека, по пути его преследования встречаются другие запаховые
предметы,   не   принадлежащие   ему.   Поэтому   целесообразно   выработать   у   собак
дополнительный навык обыска местности и помещений в целях обнаружения вещей только
по заданному запаху.

Упражнения выполняются так.   На занятиях по обыску местности или помещения,

проработке запахового следа на участке местности разбрасываются разнообразные предметы
дополнительных   помощников.   В   ходе   упражнения   при   обнаружении   собакой   предметов
дрессировщик   добивается,   чтобы   она   обозначала   только   вещи   искомого   помощника,   не
обращая внимания на другие предметы.

Нормативы подготовки собаки в третьем периоде выборки вещей. 
• Собака должна заинтересованно, спокойно принюхиваться к запаху, предлагаемому ей

для ознакомления; 

•   организованно   обнюхивать   предметы   на   площадке,   самостоятельно   обнаружив

искомый предмет, обозначать его или поднять и поднести к дрессировщику, сесть перед ним; 

• при отсутствии на площадке предмета с искомым запахом после обхода и тщательного

обнюхивания предметов самостоятельно возвращаться к дрессировщику без предмета; 

• производить выборку искомой вещи с запаховой давностью меньшей или большей,

чем у дополнительных предметов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Выполнение   в   течение   продолжительного   времени   упражнений   в   условиях,   когда

искомый   предмет   отличается   от   других   силой   запаха,   вырабатывает   у   собаки   привычку
находить искомый предмет не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного
запаха.

2. Обезличка   предметов,   смешивание   их   из-за   отсутствия   маркировки,   плохое

выветривание   и   многократное   использование   одних   и   тех   же   предметов,   что   приводит   к
выработке условного рефлекса выбирать вещь по силе комплексного запаха или к частым
ошибкам в работе собаки.

3. Использование   однообразных   искомых   предметов   способствует   выработке

нежелательной связи на качество, форму и цвет апортировочных предметов.

4. Расположение   искомой   вещи   всегда   на   одном   и   том   же   месте.   Это   приводит   к

выработке нежелательной связи на его местонахождение.

5. Перемещение предметов на площадке с места на место на одной линии, что приводит

к возможной ошибке собаки.

6. Привлечение  в качестве  основного помощника  одного и  того же  человека,  людей

одной   профессии.   Это   мешает   совершенствованию   у   собаки   навыка   дифференцировки
запахов.

7. Многократное   повторение   команды   «Нюхай»   при   обнюхивании   собакой   вещей,   а

также подача команды «Хорошо» в момент принюхивания к искомой вещи или движение
дрессировщика   назад,   подергивание   поводком.   Все   это   вырабатывает   у   собаки
нежелательную реакцию на поведение дрессировщика.

8. Не   в   меру   частое   повторение   упражнений   по   выборке   вещей   приводит   к

передрессировке собаки, к отказу от выборки или ошибкам в работе.

9. Грубое обращение с собакой, принуждение ее неприятными для нее воздействиями

вызывают боязнь, ошибки в работе или полный отказ ее от работы.

10. Выполнение   упражнений   только   по   известным   для   дрессировщика   условиям

закрепляет   ошибочные   действия   дрессировщика   и   вырабатывает   у   собаки   разнообразные
нежелательные рефлексы.

ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ЧЕЛОВЕКА

Навык   выборки   человека   по   запаху   вещи   или   следа   необходим   при   выполнении

служебных   задач   по   опознанию   искомого   человека.   Он   способствует   повышению
чувствительности обоняния, развитию дифференцировки запахов.

Условные  раздражители  :   основные  —  команда   «Нюхай»  и   жест   —  показ  рукой  в

направлении группы людей; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Фу», «Голос»,
«Сидеть».

Безусловные   раздражители  :   помощник,   апортировочный   предмет,   лакомство,

поглаживание.

Навык   вырабатывается   на   базе   обонятельно-поисковой,   активно-оборонительной

реакций поведения, а также на основе ранее выработанных условных рефлексов апортировки
и выборки вещей.

Прием   вводится   после   выработки   у   собаки   условного   рефлекса   выборки   вещи

помощника из запаховых предметов и приучения собаки к работе по запаховым следам в
объеме   второго   периода,   а   также   отработки   специальных   подготовительных   упражнений;
приучение к спокойному реагированию на посторонних людей при апортировке; апортировка
предметов, подбрасываемых к ногам помощника, а затем из его рук; апортировка предметов
из рук помощника, стоящего в группе 3–4 человек; выборка вещей, лежащих вблизи группы
людей,   с   постепенным   приближением   их   к   ногам   помощников.   Чрезмерно   злобных   и
возбудимых собак нецелесообразно приучать к выборке человека по запаху вещи.

Методика и техника дрессировки. 
Первый   период.    Задача:   выработать   у   собаки   первоначальный   условный   рефлекс

выборки помощника из группы в 3–4 человека в облегченных условиях. На первых занятиях
соблюдать следующие условия:

• упражнения проводить на знакомой для собаки местности с наличием естественных

укрытий;

• собака должна быть в полуголодном, бодром состоянии;
• одинаково одетых помощников располагать на одной линии с промежутками 1–2 шага

друг от друга, в течение рабочего дня упражнение повторять не менее 6–8 раз;

• не пользоваться дрессировочными плащами, так как при виде помощников в плащах

собака возбуждается и хватает любого помощника;

•   исключить   обезличку   плащей,   специальных   рукавов,   курток,   используемых   при

выборке, в целях сохранения на них индивидуального запаха каждого помощника;

• исключить возможное влияние на кобелей запаха сук, особенно течкующих, так как

верхняя одежда помощников будет иметь в комплексе и запах закрепленных за ними собак;

• помощники не должны иметь при себе подсумков с лакомством, не класть в карманы

пищевые продукты и во время выборки стоять, не привлекая внимания собаки.

В   зависимости   от   индивидуальных   особенностей   собак   пользуются   несколькими

способами приучения к выборке человека.

Первый способ     — постепенное переключение собаки от выборки вещей к выборке

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..