ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 4

 

 

в   силу   оборонительных   реакций,   двигает   конечностями,   хорошо   удерживается   на   воде   и
плывет.

Обучение собаки плаванию сводится главным образом к заглушению у нее страха к

воде.

Занятия   по   выработке   у   собаки   смелости   и   плавательных,   движений   проводятся   в

жаркую   погоду   в  неглубоких   водоемах  с   отлогими   берегами.   Нельзя   затягивать   собаку   в
водоем принудительно, брать ее на руки и бросать в воду. Подобные действия причиняют
только вред, так как после этого собака проявляет большую осторожность и даже боязнь
воды. Дрессировщик  должен  подобрать  такой  раздражитель,  который  заставил  бы  собаку
самостоятельно войти в воду и некоторое время находиться в ней.

Опыт дрессировки показывает, что самым лучшим раздражителем для посылки собаки

в воду является брошенный в воду на ее глазах аппортировочный предмет. Хорош и такой
прием:   дрессировщик   сам   входит   в   воду,   переходит   (переплывает)   на   противоположную
сторону реки (водоема) и подзывает собаку к себе. Из боязни отстать от хозяина она входит в.
воду и плывет за дрессировщиком.

Одним из наиболее обычных способов заставить собаку входить в воду может служить

игра с ней. Дрессировщик, увлекая собаку игрой, незаметно входит вместе с ней в воду, на
некоторое время задерживает ее там, ласкает и дает лакомство.

Обычно после нескольких упражнений собака перестает бояться воды и в жаркие дни

самостоятельно   входит   в   нее..   Впервые   попавшая   в   воду   собака   плывет   очень   странно,
кружится   на   одном   месте,   теряет   направление,   но   в   дальнейшем   начинает   нормально
ориентироваться во время плавания и поворачивается в любых направлениях.

После того как собака по команде «плыви» будет смело входить в воду и свободно

плавать, следует требовать от нее выполнения некоторых упражнений: приносить из воды
аппортировочные предметы, смело идти через водные преграды для задержания убегающего
и т.д.

Разгоряченную собаку посылать в воду не следует; после выхода из водоема надо дать

ей просохнуть на солнце.

ГРУППОВАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

Групповая   дрессировка   служебных   собак   преследует   цель   закрепить   и

усовершенствовать навыки, выработанные во время индивидуальных занятий. Ее проводят
после отработки всех навыков курса общей дрессировки.

При групповой дрессировке большое значение приобретает правильный подбор собак.

В   первые   дни   занятий   составляют   группы   не   более   чем   из   3–4   собак.   При   подборе
учитывается степень подготовленности и тип нервной деятельности каждой собаки. Лучше
всего, когда в группе будет одинаковое числе сук и кобелей.

Вначале дрессировка проводится на длинных поводках с интервалом между собаками

до   двух   метров.   По   мере   свыкания   собак   между   собой   интервалы   сокращают   до   одного
метра, а группы постепенно увеличивают до 8–10 собак.

Во время групповых занятий собак обучают ходить рядом с дрессировщиком в составе

группы, делать повороты на месте и в движении, производить групповые и индивидуальные
посадки и укладки, выполнять команды на подзыв из группы поодиночке, в порядке номеров
и т.д.

Групповую дрессировку проводят следующим образом. Группу выстраивают в линию,

руководитель   занятий   подает   команду   дрессировщикам:   «Отойти   от   собак   на   столько-то
шагов прямо перед собой, шагом (или бегом)». Отходя, каждый дрессировщик подает своей
собаке команду «сидеть», удаляется на указанное расстояние, поворачивается кругом (лицом
к собаке) и ожидает следующую команду руководителя.

Чтобы   уложить   или   посадить   собак   с   расстояния,   руководитель   подает   команду:

«поочередно (или всем одновременно) по жесту (или по команде) положить (или посадить)
собак». Тогда каждый дрессировщик, предварительно назвав кличку своей собаки, дает ей
соответствующие   команды   (или   жесты),   требуя   их   выполнения.   Таким   же   порядком
дрессировщики   должны   подзывать   к   себе   собак.   Подошедшую   собаку   обязательно
поощряют.

Если собака при отходе дрессировщика срывается с места, то он берет ее за поводок,

произносит в угрожающем тоне команду «место» и легкими рывками возвращает ее в строй,
а сам присоединяется к группе. По указанию руководителя собак поочередно посылают из
группы за брошенными аппортировочными предметами.

При отходе от собаки внимание дрессировщика все время должно быть обращено на ее

поведение, чтобы своевременно предупредить срывы с места и не допустить драки с другими
собаками.

Формы   групповой   дрессировки   разнообразят:   собак   рассаживают   по   кругу,

дрессировщики отходят от них в разные стороны. Допускается ввод различных отвлечений,
команды собакам подаются как в одиночку, так и одновременно всей группе.

Для возвращения дрессировщиков к собакам руководитель подает команду: «Подойти

(бегом)   к   собакам».   Подойдя   к   собакам,   дрессировщики   поглаживают   их   и   дают   им
лакомства.

Групповую дрессировку обязательно чередуют  с индивидуальной. Во время занятий

соблюдается полная тишина, так как лишний шум и суета отвлекают собак.

ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ РЕАКЦИИ

Поскольку   собаки   неодинаковы   по   состоянию   нервной   системы,   у   них   также

индивидуален и характер преобладающей реакции.

Учитывая это, перед началом дрессировки нужно определить преобладающую реакцию

собаки. Местность, на которой нужно провести такую проверку, не должна быть знакомой
для собаки. Лучше, если это будет изолированный и покрытый растительностью участок.

Проверку проводят так. Два помощника, заранее проинструктированные, до привода

собаки   занимают   назначенные   для  них  места;  дрессировщик   на  избранном   для  проверки
участке прочно привязывает собаку на цепь, оставляет около нее бачок с пищей и уходит в
укрытие на пункт наблюдения. Дождавшись, когда собака освоится с обстановкой и начнет
есть корм, один помощник спокойно проходит стороной у нее на виду (шагах в шести) и
скрывается за укрытие.

Как только первый помощник скроется от собаки, через несколько минут появляется

второй, который в отличие от первого имеет при себе специально приготовленный жгут, идет
прямо на собаку, замахивается на нее и пытается отобрать бачок с кормом, ударяет жгутом по
земле, отбегает в сторону и опять повторяет наступательные действия. Затем, как и первый,
тоже уходит за укрытие. Если собака сразу после ухода хозяина, оставившего бачок, начинает
жадно есть корм, а при появлении и проходе около нее первого помощника прекращает еду,
не отходя от бачка, злобно лает на него и смело набрасывается на второго помощника, то
такие   признаки   в  поведении   характеризуют   преобладание   у   этой   собаки   оборонительной
реакции в активной форме.

Собака с преобладанием оборонительной реакции в пассивной форме будет вести себя

иначе. После ухода хозяина она боязливо оглядывается по сторонам, вздрагивает от каждого
шороха, осторожно подходит к бачку и робко пытается поедать корм; при появлении первого
помощника   она   моментально   отходит   от   бачка   в   сторону,   боязливо   оглядывается   по
сторонам,   а   когда   скроется   первый   помощник,   очень   несмело   опять   подходит   к   бачку   и
начинает есть. При появлении второго помощника она тут же прекращает есть корм, а при

нападении   на   нее   бросается   по   сторонам,   трусливо   взвизгивает,   пытается   оторваться   и
убежать. После ухода этого помощника она боится подойти к бачку с пищей

Поведение собаки с преобладающей пищевой реакцией будет выражаться в следующем.

После ухода хозяина собака тут же смело подходит к бачку и торопливо начинает; поедать
корм, продолжая  это и при  появлении  первого помощника,  на которого она не  обращает
внимания. Когда же  появляется второй помощник и пытается нападать на собаку, она со
злобой набрасывается на нападающего, продолжая глотать корм. На взмахи жгутом и удары
по бачку собака отвечает мгновенным злобным набрасыванием и лаем, не прекращая есть.
После ухода помощника она как ни в чем не бывало хладнокровно продолжает это занятие.

В   зависимости   от   преобладающей   реакции   собаки   дрессировщик   в   ходе   занятий

подбирает для нее соответствующие условные и безусловные раздражители.

Слух, острота зрения и обоняния проверяется путем врачебного осмотра и наблюдения.

ГЛАВА VII

ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(практические занятия)

Отработка   навыков   вспомогательного   характера   направлена   на   развитие   у   собаки

оборонительного инстинкта, который в ходе занятий проявляется по-разному в зависимости
от применяемого приема.

Ряд   навыков   отрабатывается   в   едином   комплексе   приемов,   тесно   переплетающихся

между собой.

Например,   во   время   развития   у   собаки   злобы   пускают   ее   на   задержание,   потом

заставляют   сопровождать   и   охранять   задержанного   и   т.д.   Переходы   от   одного   приема   к
другому совершенно незаметны.

Навыки вспомогательного характера не являются самостоятельными, они потом входят

отдельными звеньями в основные навыки собак специальной службы.

Перечень навыков вспомогательного характера: 
– злоба и недоверие к посторонним лицам; 
– отказ от корма, предлагаемого посторонним; 
– задержание убегающего; 
– сопровождение задержанного; 
– защита хозяина; 
– охрана вещей; 
– выборка вещей хозяина; 
– поиск по следу.

РАЗВИТИЕ У СОБАКИ ЗЛОБЫ И НЕДОВЕРИЯ К ПОСТОРОННИМ

ЛИЦАМ (основная команда «фас»)

Служебные   собаки,   применяемые   для   усиления   охраны,   розыска,   сторожевой   и

пастушьей служб должны быть злобными и недоверчивыми к посторонним людям.

Развитие   злобы   и   смелости,   повышение   активно-оборонительной   реакции   у   собаки

достигается   путем   применения   специальных   приемов   и   соответствующих   раздражителей.
Например, собаку дразнят, убегают от нее, подкрадываются к ней, инсценируют нападение и
т.д.

Практически это делают так.
На обычном участке местности собаку привязывают на цепь. Дрессировщик находится

возле   собаки.   Через   некоторое   время   из-за   укрытия   появляется   помощник,   одетый   в
дрессировочный халат. Двигаясь к собаке, возбуждает ее резкими движениями рук, ударами о
землю мягким жгутом, меняет позы, направление движения и т.п.

Если   собака   начнет   лаять   на   помощника,   то   дрессировщик   поощряет   ее,   повторяет

команду   «хорошо».   Подойдя   на   определенное   расстояние   к   дрессировщику,   помощник
изображает   испуг,   убегая   за   укрытие.   Дрессировщик   ласкает   собаку,   дает   ей   лакомство.
Присутствие   хозяина   всегда   усиливает   активность   собаки   в   проявлении   злости   на
постороннего. Спустя некоторое время такие действия повторяются.

Если собака не проявляет злобности, не набрасывается на помощника, то он наносит ей

легкие удары мягким жгутом или прутиком и стремится спрятаться. Хозяин натравливает
собаку на удаляющегося помощника и, если она проявляет злобность, поощряет ее.

Помощника   заранее   инструктируют   о   порядке   подхода   к   собаке   и   об   ее

индивидуальных   особенностях.   Необходимо   подчеркнуть,   что   помощники,   привлекаемые
для   таких   занятий,   должны   быть   незнакомыми   для   собак.   Если   во   время   занятий   не
предполагается пуск собаки на задержание, то помощнику дрессировочный халат надевать не
следует, потому что у собаки закрепляется нежелательная реакция на эту одежду.

Как только собака достаточно возбуждается, помощник делает испуганный вид и бежит

от   собаки,   а   дрессировщик   пускает   ее   на   задержание   убегающего.   Во   время   бега   очень
полезно показать собаке, что ее боятся.

Если   убегающий   помощник   оставит   на   месте   какую-либо   вещь,   это,   как   правило,

доставляет удовольствие собаке и стимулирует ее активность в подобного рода задержаниях.

Чем больше возбуждена собака, тем активнее должны быть действия дрессировщика.

Он   натравливает   собаку   на   убегающего,   четко   произносит   команды   и   своевременно

поощряет правильные действия собаки. После того как собака будет активно проявлять злобу
на помощника в дневных условиях, такие занятия переносят на ночное время.

В   ночной   обстановке   можно   легче   достигнуть   проявления   сторожевых   инстинктов

собаки. В ночное время деятельность нервной системы собаки становится напряженной и
ответные реакции на раздражители возникают быстрее.

Недоверчивую активно-оборонительную реакцию по отношению к посторонним лицам

постоянно поддерживают и совершенствуют. В ходе каждого урока помощник с хлыстом в
руке, спрятанным за спину, подходит к дрессировщику, вступает с ним в разговор, называет
кличку   собаки   и   пытается   погладить   ее.   Если   собака   ласкается,   то   помощник,   выбрав
удобный момент, ударяет ее хлыстом и немедленно уходит в сторону. Дрессировщик в это
время   командой   «фас»   натравливает   собаку   на   помощника.   Если   на   повторную   попытку
помощника поласкать собака огрызается, то дрессировщик поощряет ее и дает лакомство.

При   повторении   подобных   упражнений   у   собаки   образуется   определенная   ответная

активно-оборонительная реакция на подход постороннего человека.

Недоверие служебной собаки к посторонним лицам надо всегда поддерживать как в

помещении, так и на занятиях. Если собака одного дрессировщика подойдет в ходе занятий
или во время уборки к другому дрессировщику, то последний обязан отогнать ее от себя
хлыстом и даже причинить ей боль. Получая поощрения и защиту только от своего хозяина и
неприятное от посторонних, собака всегда будет проявлять недоверие к чужим людям.

ОТКАЗ СОБАКИ ОТ КОРМА, ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОСТОРОННИМИ

ЛИЦАМИ (основная команда «фу»)

Собака, не приученная к отказу от корма, который предлагают незнакомые лица, может

быть легко похищена или отравлена.

При   отработке   этого   навыка   следует   учитывать   неизбежное   проявление   пищевого

инстинкта, поэтому не следует дрессировать собаку на отказ от корма, когда она голодна,
потому   что   пищевой   рефлекс   будет   тормозить   образование   нужного   условного   рефлекса.
Начинать такие занятия  необходимо, когда  собака достаточно сыта. В дальнейшем, когда
условный   рефлекс   достаточно   закреплен,   можно   заниматься   с   собакой,   несколько
недокармливая   ее.   При   этом   необходимо   добиваться   столь   высокого   совершенства,   при
котором бы пищевой инстинкт был заглушен и сменился оборонительным. Запрещающие
действия   со   стороны   дрессировщика   должны   быть   сильнее,   чем   возбуждение   пищевого
инстинкта.   Дрессировка   в   этом   случае   должна   заключаться   в   том,   чтобы   связать   взятие
собакой корма из рук посторонних или случайно оставленного на земле с сильным болевым
ощущением.

Навык отрабатывают в таком порядке.
Дрессировщик, привязав собаку к дереву, столбу или изгороди, стоит несколько позади.

Помощник (заранее проинструктированный) выходит из-за укрытия, останавливается в двух-
трех шагах от собаки и, называя ее кличку, показывает мясо. При попытке собаки взять мясо
дрессировщик произносит строгую команду «фу», делает рывок поводком или наносит ей
удар хлыстом. Помощник после этого уходит за укрытие. Такие упражнения во время урока
проделывают несколько раз.

Затем помощник подходит к собаке с кусочком мяса в руке, не называя клички, ласкает

собаку. Приблизившись, протягивает мясо к морде собаки и, если она пытается взять мясо,
сильно ударяет по морде. А дрессировщик произносит команду «фас», натравливая собаку на
помощника.

Когда   собака   перестанет   реагировать   на   мясо,   находящееся   в   руке   помощника,   он

бросает его на землю, но так, чтобы она не могла его сразу достать, а сам быстро уходит за
укрытие.   Если   собака   пытается   достать   брошенный   кусок,   дрессировщик   произносит

команду   «фу».   Добившись   от   собаки   безразличного   отношения   к   подброшенному   мясу,
дрессировщик быстро подходит к ней, поглаживая и сам дает мясо.

В   дальнейшем   отработку   навыка   усложняют.   Дрессировщик,   привязав   собаку,

скрывается   за   укрытие   и,   держа   в   руках   длинный   поводок,   пристегнутый   за   ошейник,
наблюдает за ее действиями. Помощник из рук предлагает собаке корм и, если она пытается
взять его, ударяет ее жгутом, а дрессировщик, не показываясь собаке, произносит команду
«фу»   и   одновременно   делает   сильный   рывок   за   поводок.   Помощник   скрывается,   а
дрессировщик выходит из укрытия и подходит к собаке. В результате такой дрессировки у
собаки   вырабатывается   ответная   реакция   на   команду   «фу»:   она   без   разрешения
дрессировщика не берет корма из рук посторонних людей.

После этого собаку приучают не брать корм, разбросанный на земле. Делается это так.

На небольшой площади дрессировщик разбрасывает несколько кусочков мяса и на длинном
поводке   подводит   собаку   к   этому   участку.   Как   только   собака   пытается   взять   корм,
дрессировщик   немедленно   произносит   запрещающую   команду   «фу»;   если   же   собака   не
реагирует на корм, то он подзывает ее и скармливает лакомство, доставая его из кармана.

Чтобы собака не подбирала корм, разбросанный на местности, кусочки мяса обильно

смазывают горчицей или хиной. Схватив однажды такой кусок, собака потом не станет брать
с земли корм, подброшенный посторонним человеком.

Для того чтобы приучить собаку вообще не есть любой корм без разрешения хозяина,

применяют и такой метод. Кормушку с пищей ставят не там, где обычно кормят собаку, и
следят за ее поведением. Как только она попытается приблизиться к кормушке, в строгом
тоне   произносят   запрещающую   команду   «фу».   Вначале   собака   возбуждается   видом
кормушки   с   пищей,   пытается   понюхать   и   схватить   корм,   но   запрещающая   команда
сдерживает ее. Когда она успокоится, кормушку с пищей снова переносят на то место, где
собака   постоянно   получает   корм,   и   там   разрешают   его   съесть.   В   этот   момент   хозяин
находится   около   собаки,   ласкает   ее.   К   такому   способу   обычно   прибегают   любители-
дрессировщики домашних собак.

Чтобы отучить собаку подбирать корм с земли, иногда применяют электричество. На

конце  замаскированного  электропровода  прикрепляют   кусочек  мяса. При  попытке собаки
взять мясо включают электроток. Собака от боли немедленно выбрасывает взятое мясо.

После нескольких такого рода упражнений собака не будет брать корм, валяющийся на

земле.

Пищевой инстинкт является сильным безусловным рефлексом. Поэтому погасить его

можно только в том случае, когда собака не будет ощущать сильного голода, а применяемые
раздражители достаточно яркие и сильные.

ЗАДЕРЖАНИЕ УБЕГАЮЩЕГО (основная команда «фас»)

Под   словом   «задержание»   подразумевается   преследование   собакой   убегающего

человека и некоторое сковывание его быстрого движения.

Способов обучения собаки задержанию убегающего человека несколько. Собаку можно

приучить, чтобы она хватала убегающего только за ноги, сзади за воротник пальто или за
другие места.

При   отработке   любого   из   перечисленных   способов   задержания   условным

раздражителем для собаки является звуковая команда дрессировщика «фас», безусловным –
момент борьбы с помощником.

Основным   приемом   в   обучении   считается   сильная   хватка   собакой   убегающего   за

правую руку. Этот навык отрабатывают следующим образом. Помощник, раздразнив собаку,
находящуюся на поводке у дрессировщика, бежит от нее. В момент сильного возбуждения
собаки  дрессировщик  пускает  ее на  задержание.  Собака  обычно  хватает  бегущего за что
попало. Задача помощника сводится к тому, чтобы подставить собаке именно правую руку.

Дрессировщик перед пуском собаки на задержание убегающего произносит команду «фас» и
сам бежит за ней так, чтобы натяжением поводка не тормозить бега собаки.

Убегая   от   собаки,   помощник   следит   за   ее   движениями   и   поведением.   Если   собака

схватит   правый   рукав,   то   помощник   останавливается   и   разыгрывает   борьбу   с   ней,
сопровождая это криками, изображающими испуг и боязнь.

После того как собака схватила помощника за правую руку, дрессировщик произносит

команды «фас» и «хорошо», слегка натягивая поводок, чтобы не дать возможности собаке
укусить помощника, приближается к ней и берет ее за ошейник. Помощник в этот момент
стоит неподвижно; собаку отводят в сторону.

Некоторые   злобные   собаки   с   крепкой   хваткой   не   отпускают   захваченный   рукав

помощника   и   продолжают   трепать   его.   В   этом   случае   дрессировщик   берет   собаку   за
ошейник,   подает   в   строгом   тоне   команду   «дай»   и   делает   сильный   рывок.   Когда   собака
отпустит рукав, дрессировщик отводит ее от помощника в сторону.

В дальнейшем собаку пускают на задержание убегающего помощника без поводка и без

предварительного   дразнения.   При   задержании   у   собаки   отрабатывают   сильную   хватку   за
правый рукав.

Инсценируя   борьбу,   помощник   стремится   к   тому,   чтобы   собака   всегда   хватала   за

правую   руку,   так   как   обычно   человек   обороняется   этой   рукой.   Дрессировщик   помогает
собаке в борьбе с помощником, развивая у нее злобу на него, однако сам акт борьбы должен
быть коротким.

В это же время приучают собаку к выстрелам. Вначале стрельбу производит третье

лицо в стороне от места занятий. Затем стреляющий постепенно приближается, но находится
за укрытием. Потом стрельбу ведет сам дрессировщик в момент, когда собака вступает в
борьбу с помощником. Наконец, стреляют и дрессировщик и помощник. Стрелять можно
только вверх и холостыми патронами на некотором удалении от собаки и друг от друга.
После того как собака будет относиться к выстрелам безразлично, ее приучают задерживать
стреляющего за ту руку, в которой находится оружие.

Чтобы   приучить   собаку   хватать   убегающего   за   ноги,   помощник   в   борьбе   с   нею

действует только ногами.

Обучают   собаку   задерживать   убегающего   сзади   хваткой   за   воротник   следующим

образом. Помощник вызывает у собаки злобу специально приготовленной для этого тряпкой
или обычным мешком вначале на месте, а затем уходит (убегает) и тащит мешок по земле.

Если собака действует активно и хватает за мешок, то ее надо поощрять командами

«хорошо»   и   «фас».   Когда   собака   станет   смелее   хватать   за   мешок,   тянущийся   по   земле,
помощник постепенно поднимает его по спине до воротника. Чтобы собаке во время прыжка
было легче и удобнее хватать находящийся около воротника мешок, помощник вроде шарфа
приспосабливает его на своей шее. После ряда тренировок собака берет только за воротник,
вначале   специально   подшитый   к   дрессировочному   костюму,   а   потом   и   за   обыкновенный
воротник пальто.

При   пуске   на   задержание   этим   способом   дрессировщик   командует   собаке   «фас»   и

указывает рукой на воротник, побуждая ее к прыжку. Бывает, что от прыжка собаки на спину
помощник падает. В таких случаях лицо и руки он закрывает, а дрессировщик принимает
меры, чтобы собака не трогала спокойно лежащего человека. Чтобы проверить поведение
собаки около спокойно лежащего человека, дрессировщик сажает ее, а сам отходит. Если
собака пытается броситься на лежащего человека, дрессировщик командой «фу» пресекает
такую попытку.

Чтобы   выработать   у   собаки   условный   рефлекс   на   схватывание   бегущего   за   разные

места, помощник действует следующим образом. Когда собака схватит его за правую руку, он
наносит ей удары левой рукой, если собака хватает за левую руку, ударяет ее ногой и т.д.

После   того   как   злоба   и   задержание   будут   достаточно   отработаны,   переходят   к

приучению собаки не набрасываться на спокойно стоящего и лежащего человека.

В тех случаях, когда помощник прекращает активные действия, стоит на месте или

лежит без движений, дрессировщик резким окриком «фу» и рывком за поводок запрещает
собаке набрасываться. Как только собака успокоится, дрессировщик ласкает ее и скармливает
лакомство.  В  этом  приеме  можно  применять   сильные  принудительные  действия,  которые
подавляют чрезмерное возбуждение собаки, возникающее в результате действий помощника.

При отработке навыка  на задержание у собак образуется нежелательная  реакция  на

дрессировочный   костюм.   Отдельные   собаки   продолжают   с   азартом   трепать   уже   снятый
костюм.   Чтобы   избежать   таких   явлений,   необходимо   периодически   сбрасывать
дрессировочный костюм на землю и отвлекать собаку на себя. Делается это так. Помощник
берет в руку дрессировочный костюм, сходный с тем, в который он одет, только более легкий,
и,   когда   собака   настигнет   его   во   время   преследования,   бросает   костюм   на   землю,   а   сам
продолжает бежать. Если собака осталась у брошенного костюма и треплет его, то помощник
возвращается и наносит ей болевые удары, чтобы отвлечь ее внимание на себя. Незлобную
собаку, которая с трудом идет на задержание, пускают в паре с хорошо работающей злобной
собакой.

Упражнения по задержанию проводятся в разное время суток – рано утром, днем и

ночью.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАДЕРЖАННОГО (основная команда «охраняй»)

Когда у собаки хорошо развита злоба, недоверие к посторонним лицам и она активно

идет   на   задержание   убегающего,   переход   на   отработку   сопровождения   задержанного
достаточно прост.

Условным   раздражителем   для   собаки   является   команда   «охраняй»,   безусловным   –

непосредственное воздействие на нее со стороны помощника.

Отработку   навыка   строят   следующим   образом.   После   того   как   собака   задержала

убегающего, дрессировщик сажает ее около задержанного и командой «охраняй» заставляет
внимательно наблюдать за спокойно стоящим человеком. После паузы от трех до пяти минут
дрессировщик, приказав помощнику продолжать движение, произносит команду «охраняй» и
вместе с собакой идет за помощником, повторяя эту команду. Во время движения собака
находится с левой стороны дрессировщика, несколько впереди, и внимательно наблюдает за
сопровождаемым.

Пройдя известное расстояние, помощник по условленному сигналу делает попытку к

бегству; собака должна самостоятельно броситься на преследование и задержание.

В первые дни занятий собака сильно тянет вперед, дрессировщик командой «рядом» и

рывком  за   поводок   сдерживает   ее.   Когда   собака   идет   спокойно   и  внимательно   следит   за
идущим впереди помощником, дрессировщик поощряет ее командой «хорошо».

Если собака отвлекается, смотрит по сторонам, то помощник оборачивается к ней и

наносит неожиданный удар прутом; дрессировщик в этот момент произносит команду «фас»
и пускает собаку на помощника.

Задержанного   сопровождают   на   определенное   расстояние,   затем   передают   третьему

лицу, а собаке предоставляют небольшой отдых.

После усвоения собакой сопровождения одного человека ее приучают сопровождать

одновременно   двух   человек.   Переход   для   сопровождения   одновременно   двух   человек   не
составит   трудности.   Дрессировщик   с   собакой   приходит   к   двум   помощникам,   одетым   в
дрессировочные   халаты,   сажает   собаку   возле   них   и   дает   команду   «охраняй».   После
небольшой   паузы   он   заставляет   помощников   идти   и   сам   идет   с   собакой   на   поводке,
произнося команду «охраняй».

Если оба сопровождаемые убегают, то собаку пускают на задержание одного из них, а

другого, который поближе, задерживает сам дрессировщик и подводит его к задержанному
собакой, после чего сопровождение продолжается.

Затем вырабатывают у собаки выдержку при охране сопровождаемого на месте. Для

этого дрессировщик останавливает движение, сажает собаку около сопровождаемых и, не
снимая поводка, отходит в сторону, подав команду «охраняй». Если собака отвлекается, то
задержанный делает попытку к побегу, а дрессировщик пускает ее на задержание. Таким
образом, отрабатывают у собаки навык охранять стоящего человека. После этого приучают
сопровождать   одновременно   большую   группу   людей.   При   побеге   задержанных   собаку
пускают на задержание того, кто находится на большом расстоянии, а ближних преследует и
задерживает сам дрессировщик.

Во всем комплексе этих упражнений (развитие злобы, задержание и сопровождение)

надо приучать собаку не бояться ударов. У помощника должен быть твердый жгут или хлыст,
которым   при   надобности   он   наносит   удары   собаке.   В   этих   случаях   собака   проявляет
инстинкт   самосохранения   –   увертливость,   которая   помогает   ей   избегать   ударов,   она
привыкает к замахам и не боится их.

В   дальнейшем   приучают   собаку   сопровождать   задержанного   без   поводка,   для   чего

дрессировщик   отстегивает   поводок   и   управляет   собакой   только   условной   командой
«охраняй» и жестом правой руки на сопровождаемого.

Дрессировщик всячески поощряет собаку, если она правильно ведет себя без поводка,

выполняет команды и не набрасывается на спокойно идущих впереди людей.

В   конечном   пункте   сопровождения   помощника   можно   передать   третьему   лицу   или

оставить на месте, а собаку отвести.

ЗАЩИТА СОБАКОЙ ХОЗЯИНА (основная команда «фас»)

После того как у собаки будет выработано недоверие к посторонним людям, развиты

злоба и крепкая хватка, ее обучают защите своего хозяина.

Условным   раздражителем   является   команда   «фас»,   безусловным   –   моменты   хватки

собакой помощника во время борьбы.

Занятия   строятся   следующим   образом.   Дрессировщик   ведет   собаку   на   поводке,

навстречу выходит помощник, одетый в дрессировочный костюм. Поравнявшись с хозяином
собаки, он делает руками жесты, соответствующие намерению напасть на дрессировщика.
Собака, у которой подобными приемами развивалась злоба, возбуждается и набрасывается на
помощника, пытаясь схватить его. Дрессировщик в это время ободряет собаку, произносит
команду «фас». Попытки нападения на дрессировщика начинаются с некоторого расстояния
(два-три шага), а затем помощник нападает и непосредственно. В этом случае дрессировщик
моментальной командой «фас» натравливает собаку и заставляет ее хватать помощника за
костюм. После того как собака хорошо выполнила это требование, помощник прекращает
всякие движения и принимает спокойное положение. Если собака пытается наброситься на
спокойно стоящего помощника, то дрессировщик запрещает это, произнося команду «фу».
Так   вырабатывается   у   собаки   новый   условный   рефлекс   –   не   набрасываться   на   спокойно
стоящих людей.

Выждав некоторое время, помощник по сигналу дрессировщика повторяет нападение.

Собака по команде хозяина «фас» снова вступает в борьбу с помощником.

Чтобы собака нападала активнее, хозяин сам вступает в борьбу с помощником, как бы

помогая   собаке.   Прекратив   борьбу   с   собакой,   помощник   отходит   в  сторону   и   принимает
спокойное   положение.   Дрессировщик,   поласкав   собаку,   продолжает   с   ней   двигаться   по
установленному маршруту, а помощник остается на месте.

После   того   как   собака   приобретет   навык   проявлять   постоянное   недоверие   к

постороннему   лицу,   в   следующих   занятиях   навстречу   дрессировщику   выходят   два
помощника в обычных гражданских пальто с надетым на правую руку специальным рукавом,
предохраняющим от укусов. Помощники спокойно проходят один за другим вблизи собаки,
не обращая внимания на ее хозяина. Если собака бросается на спокойно проходящих людей,

дрессировщик немедленно пресекает такую попытку командой «фу» и рывком за поводок.
Спокойное хождение людей около хозяина вырабатывает у собаки не только повышенную
настороженность   к   встречающимся   посторонним   лицам,   но   и   мешает   образованию
нежелательной агрессивной реакции на всех встречающихся людей. Помощников постоянно
меняют.

ОХРАНА СОБАКОЙ ВЕЩЕЙ (основная команда «охраняй»)

Отработка   навыка   охраны   вещей   принципиально   отличается   от   упражнения   по

развитию   у   собаки   злобы.   Здесь   требуется   выработать   у   собаки   внимание   к   охраняемой
вещи. Действия помощника должны сводиться не к дразнению собаки, а к попытке отобрать
эту вещь.

Помощник вначале привлекает внимание собаки к охраняемой вещи, а потом старается

унести   ее.   Условным   раздражителем   является   тоже   команда   «охраняй».   Технически
отработка строится так. Дрессировщик, привязав собаку на цепь, кладет перед ней какую-
либо вещь, например, свою куртку, так, чтобы собака не могла её достать, а сам уходит и
становится   на   некотором   расстоянии   позади   собаки.   После   некоторой   паузы   появляется
заранее проинструктированный помощник; он медленно и осторожно приближается к собаке
и,  нагибаясь,  делает  попытку  взять  положенную  около  ее  вещь.  Появление  постороннего
человека и робкое приближение его возбуждают собаку. Когда, подойдя ближе, помощник
протягивает руку к вещи, возбужденная собака тоже тянется за ней, старается подобрать ее
под   себя,   начинает   лаять.   В   этом   случае   она   получает   поддержку   от   стоящего   вблизи
дрессировщика, который произносит команды «; охраняй» и «хорошо».

Если   же   собака   безразлична   к   охраняемым   вещам,   слабо   проявляет   злобность   на

помощника, то последний старается возбудить ее легким ударом прутика и более энергично
тянет к себе вещь чтобы заставить собаку схватить ее и удержать при себе. Предметы нужно
сменять.   Надо   заменять   и   помощников,   чтобы   у   собаки   выработалось   недоверчивое
отношение к каждому постороннему человеку.

После   того   как   собака   привыкнет   охранять   вещи   в   присутствии   дрессировщика,

переходят к совершенствованию навыка охраны в его отсутствие. Для этого дрессировщик
оставляет около привязанной собаки свою вещь, подает команду «охраняй» и прячется за
укрытие, откуда время от времени произносит команду «охраняй». Спустя некоторое время к
собаке приближается помощник и пытается взять охраняемую вещь. Если собака ворчит и не
дает взять вещь, то немедленно подходит дрессировщик и ласкает ее, скармливает лакомство,
а помощник убегает за укрытие.

По   мере   закрепления   условного   рефлекса   у   собаки   на   команду   «охраняй»   время

отсутствия дрессировщика постепенно увеличивают до 30 минут.

Звуковая команда невидимого дрессировщика вырабатывает у собаки чувство того, что

близко постоянно находится хозяин, который всегда может оказать помощь. Для закрепления
этого   навыка   вещи,   оставляемые   под   охрану   собаки,.   следует   разнообразить.   Усложняют
условия охраны также тем, что к охраняемому предмету подходят два помощника с разных
сторон. Этим повышается у собаки внимание к охраняемой вещи.

В   конечном   итоге   служебная   собака   (розыскная,   сторожевая),   оставленная   одна,   не

должна подпускать к охраняемым вещам посторонних людей. При попытке постороннего
человека   приблизиться   и   взять   вещь   собака   должна   проявить   злобу,   наброситься   на
постороннего человека, не отходя от охраняемых вещей до прихода хозяина.

ВЫБОРКА СОБАКОЙ ВЕЩЕЙ СВОЕГО ХОЗЯИНА (основная команда

«нюхай»)

Упражнение   для   обучения   выбора   вещей,   принадлежащих   дрессировщику,   из   ряда

других   предметов,   является   вспомогательным   для   дрессировки   розыскной   собаки.   Это
начальная   ступень   более   сложных   упражнений   в   работе   собаки   по   чутью.   Цель   этого
упражнения   состоит   в   том,   чтобы   развить   у   собаки   навык   принюхиваться   к   вещам   по
соответствующей команде дрессировщика.

Переходить   к   этому   упражнению   нужно   после   того,   как   собака   будет   приучена   к

аппортировке предметов.

Условными раздражителями являются основная команда «нюхай» и вспомогательные –

«аппорт» и мягкое «фу», которые применяются при явных ошибках собаки во время выборки
предметов.

Упражнение   строится   так.   В   стороне   от   остальных   собак   помощник   по   указанию

дрессировщика   кладет   на   ровном   месте   два   одинаковых   по   форме   аппортировочных
предмета на расстоянии один от другого 20–30 сантиметров. В двух метрах от положенных
предметов   по   направлению   ветра   дрессировщик   сажает   собаку   (на   поводке)   и   дает   ей
обнюхать свой аппортировочный предмет, одинаковый по форме с лежащим. Для этого он
левой   рукой   берет   собаку   за   морду   и,   держа   в   правой   руке   аппортировочный   предмет,
подносит его к мочке носа собаки, произнося команду «нюхай». Затем, потерев о предмет
руки, отходит от нее к двум предметам, положенным помощником, и кладет между ними
свой аппортировочный предмет, имеющий теперь запах руки хозяина. Вернувшись к собаке,
дрессировщик опять левой рукой берет ее за морду, подносит к мочке носа ладонь правой
руки   одновременно   с   этим   несколько   раз   с   ласковой   интонацией   произносит   команду
«нюхай».

Если дрессировщик ощущает, что собака принюхивается к ладони, то он произносит

команду   «хорошо»,   вслед   за   этим   жестом   правой   руки   показывает   собаке   на   лежащие
предметы и посылает ее к ним, сам находится около нее, повторяя команду «нюхай».

В   первый   раз   пущенная   на   выборку   собака   обычно   схватывает   любой   предмет   без

принюхивания. В таких случаях дрессировщик произносит в несколько мягкой интонации
команду «фу». Этим он старается затормозить неправильные действия собаки и заставляет ее
выбросить   из   пасти   ошибочно   схваченный   предмет.   Затем   наводит   собаку   на   искомый

предмет командой «аппорт» заставляет взять именно его, после чего произносит команду
«хорошо» и скармливает кусочек мяса.

В   случае,   когда   собака   принюхивается   к   искомому   предмету,   но   самостоятельно   не

берет его, дрессировщик оказывает ей помощь: произносит команду «аппорт». После того
как собака возьмет нужный предмет, подзывает ее к себе, ласкает и дает лакомство.

В течение урока собаку пускают на выборку предметов не более 4–5 раз. Если она

ошибается и берет каждый раз один и тот же предмет, то его обязательно заменяют другим.

Когда собака явно путается в выборке, ее отводят от предметов, снова дают обнюхать

ладонь руки и вторично пускают на выборку.

Некоторые   собаки   длительное   время   не   могут   усвоить,   что   от   них   требуется   при

подходе к предметам. В таких случаях дрессировщик бросает свой предмет в кучку других на
глазах   собаки   и   тут   же   командой   «нюхай»   посылает   ее   на   выборку.   Собака,   подбегая   к
брошенному   предмету,   ощущает   идущий   от   него   хорошо   знакомый   ей   запах   хозяина   и
безошибочно   схватывает   предмет.   Вот   этот   момент   дрессировщик   увязывает   с   командой
«нюхай» и закрепляет его лакомством.

В момент пуска собаки на выборку дрессировщик должен хорошо знать, где именно его

предмет   лежит.   Путаница   здесь   совершенно   недопустима:   она   усложняет,   затягивает
отработку   навыка.   Поэтому   дрессировщик   не   должен   касаться   руками   предметов,
положенных помощником, чтобы не оставлять на них своего запаха.

При правильном и своевременном произношении команд «нюхай», «фу», «аппорт» и

при поощрении собака сравнительно быстро начинает принюхиваться к лежащим предметам
и правильно выбирать среди них предмет с запахом хозяина. В дальнейшем требуют, чтобы
собака с выбранным предметом садилась перед дрессировщиком и по его команде «дай»
отдавала принесенный предмет.

После того как собака будет безошибочно выбирать предмет с запахом дрессировщика,

условия   работы   усложняют:   число   предметов   увеличивают,   форму   их   раскладки
разнообразят;   на   выборку   пускают   собаку   после   обнюхивания   не   ладони,   а   вещи;   время
пуска собаки на выборку постепенно удлиняют, команды вспомогательного характера сводят
на нет. Если вначале предметы раскладывает один помощник, то теперь их кладут несколько
лиц, следовательно, увеличивается число запахов, из которых потребуется делать выборку.

Могут спросить, нужно ли перед посылкой собаки на выборку давать обнюхивать вещь,

принадлежащую хозяину? Может ли собака, ограничиваясь только запахом ладони, выбирать
предмет хозяина среди других посторонних предметов? Очевидно, да, так как собака хорошо
знакома со специфическим запахом хозяина. Обучение выборке предметов с запахом хозяина
не является целью дрессировки, а лишь средством обучения собаки принюхиваться, прежде
чем начать выборку нужного предмета.

В   дальнейшем   с   целью   выработки   у   собаки   более   тонкой   дифференцировки   число

предметов с различными запахами увеличивают до 10–12 штук. Аппортировочные предметы
(деревянные палочки) перемешивают с другими вещами. Собаку пускают на выборку без
поводка.

В   порядке   проверки,   насколько   правильно   собака   отличает   запах   дрессировщика,

положенную им вещь закрывают разными другими предметами. Собаке предоставляется при
выборке полная самостоятельность. Это так называемая «слепая» выборка, дрессировщик не
видит своего предмета и не может влиять на собаку во время ее работы.

Выборка   собакой   предметов   с   запахом   своего   хозяина   рассматривается   как

подготовительный этап к переводу ее на выборку «чужих» вещей.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ПОИСКУ ПО СЛЕДУ ХОЗЯИНА (основные

команды «нюхай», «след»)

В  начале  приучения  собаки  к работе  по  следу  дрессировщик  должен избрать такие

приемы,   которые   могли   бы   заставить   собаку   принюхиваться   к   проложенному   следу,   и
постараться   связать   их   с   командой   «след».   Для   выполнения   этой   задачи   первые   занятия
нужно   проводить   на   местности,   покрытой   невысокой   травой,   среди   мелких   кустарников,
рано утром, по росе, когда меньше бывает отвлекающих раздражителей и ярче выделяется
линия проложенного следа.

Условными   раздражителями   для   собаки   являются   команды   «нюхай»   и   «след»,   а

безусловным – скармливание мяса в конце следа.

Занятия строятся так. Собаку привязывают к дереву или к специальному приколу на

длинный   поводок.   Дрессировщик   возбуждает   собаку   помахиванием   перед   нею   любимой
игрушкой – аппортировочным предметом.

Когда возбужденная собака будет пытаться вырвать предмет, дрессировщик уносит его

метров за 150, прокладывая при этом след по прямой линии с небольшим закруглением.
Оставив   в   конце   следа   аппортировочный   предмет,   дрессировщик   точно   по   своему   следу
возвращается   к   собаке,   отвязывает   ее.   подводит   к   исходной   точке   следа,   расправляет
длинный поводок, чтобы не мешал во время движения, и произносит команду «нюхай» при
этом, нагнувшись, правой рукой показывает собаке на след и побуждает ее идти по нему.

Продвигаясь за собакой по следу, дрессировщик наблюдает за ее поведением. Если она

правильно идет по следу и хорошо принюхивается к нему, то дрессировщик периодически
повторяет команду «след». Если же собака отвлекается от проложенного следа в стороны, то
дрессировщик силой заставляет ее принюхиваться, произнося команды «нюхай» и «след», и
направляет ее по следу. Таким способом собаку доводят до конечной точки следа, где был
оставлен аппортировочный предмет. Когда собака находит его и берет в зубы, дрессировщик
поощряет   ее,   дает   лакомство.  Такие   упражнения   тотчас   же   повторяются.   Очень   часто   на
третьем-четвертом уроке собака начинает самостоятельно принюхиваться к следу.

Отыскивание предмета по следу хозяина и выборка предмета с запахом дрессировщика

являются   вспомогательными   упражнениями   для   дальнейшей   дрессировки,   когда   надо
заставить   собаку   по   команде   «нюхай»   принюхиваться   к   следу.   Прокладка   следа   самим
дрессировщиком преследует единственную цель: связать условный сигнал – команду «след»
– с действиями собаки.

Можно дрессировать собаку сразу по следам посторонних людей, но, на наш взгляд, это

будет хуже. Практика дрессировки розыскных собак показывает, что, когда помощник перед
прокладкой следа подразнит собаку и тут же уходит, она сильно возбуждается и к следу
помощника, как правило, не принюхивается, все ее стремления в это время направлены на
одно   –   настигнуть   помощника   и   потрепать   его.   Поэтому   очень   трудно   заставить   собаку
сначала принюхиваться к чужому следу; в это время она больше пользуется верхним чутьем
и зрением.

Как только собака будет охотно прорабатывать след дрессировщика и у нее образуется

связь между командой «след» и действием ходить по запаху следа, переходят к проработке
«чужих» следов.

Если   эти   упражнения   сравнительно   легко   выполняются   собакой,   то   последующие

гораздо   сложнее   и   требуют   от   нее   навыков   разбираться   в   запутанных   следах   с
перемешанными запахами и на больших дистанциях поиска, а от дрессировщика – хороших
теоретических знаний и практического опыта.

ГЛАВА VIII

ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (практические

занятия)

Отработка   навыков   специального   цикла   является   завершающим   этапом   работы   по

дрессировке служебных собак.

За этот курс обучения у собак отрабатывают наиболее важные навыки специального

назначения,  которые  включают   в  себя  результаты   работы   по  курсу  общей  дрессировки  и
дрессировки вспомогательного характера.

ДРЕССИРОВКА КАРАУЛЬНЫХ СОБАК

Человек издавна использует караульных собак для охраны жилья.
Караульную собаку нельзя отождествлять со сторожевой. Караульную собаку держат на

привязи или в свободном состоянии, она оповещает своего хозяина об опасности громким
лаем. Сторожевая же собака всегда находится вместе с человеком и предупреждает его не
лаем, а повышением настороженности или порывами в сторону опасности. У караульных
собак специально развивают громкий лай, тогда как у сторожевых заглушают его.

Для  караульной  службы   отбирают   физически   выносливых,  сравнительно  крупных  и

злобных собак. Лучшими для этого вида службы считаются наши отечественные породы:
кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки.

На месте дрессировки караульных собак устраивают блочную установку, длина которой

в зависимости от местности может быть 60 – 80 метров по фронту. На глубину 70 – 80
сантиметров   в   грунт   вкапывают   два   столба   высотой   до   двух   метров.   Столбы   укрепляют
металлическими оттяжками с внешней стороны. Между столбами на высоте 180 сантиметров
от   земли   натягивают   металлический   трос   или   прочную   проволоку   диаметром   0,   5
сантиметра. На тросе монтируют специальный блок, который свободно можно передвигать
по всей длине троса.

Блок служит местом привязи собаки. Если специального блока нет, тогда для привязи

собаки на трос надевают прочно сваренные 2–3 кольца. На расстоянии трех погонных метров
от каждого столба на трос крепят ограничители, которые сдерживают собаку от возможного
удара о столб при сильных разбегах.

У караульных собак отрабатывают следующие навыки: 
– охрану на блоке; 
– охрану на глухой привязи; 
– свободную охрану.

ОХРАНА ОБЪЕКТА СОБАКОЙ НА БЛОКЕ (основная команда

«охраняй»)

При   отработке   данного   навыка   у   собак   используется   врожденный   оборонительный

инстинкт, а также злоба и недоверие к посторонним, развитые ранее при дрессировке.

В   качестве   условных   раздражителей   применяется   команда   «охраняй»   и   жест   –

выбрасывание   правой   руки   в   сторону,   откуда   должен   появиться   посторонний   человек
(помощник).   Безусловными   раздражителями   являются   легкие   удары,   наносимые   собаке
помощником, и борьба собаки с ним.

Вначале, чтобы собака не боялась шума, который появляется при движении блока или

кольца по тросу, дрессировщик несколько раз пробегает вместе с привязанной собакой вдоль
троса,   после   чего   оставляет   ее   на   середине   участка,   произносит   команду   «охраняй»   и
отходит.   Когда   собака   успокоится,   из-за   укрытия   появляется   помощник,   одетый   в
дрессировочный   халат,   и,   крадучись,   продвигается   к   участку   охраны.   Свои   действия
помощник   должен   постоянно   согласовывать   с   поведением   собаки.   Если   собака   залает,
помощник   прекращает   двигаться.   Дрессировщик   подходит   к   собаке,   поглаживает   ее   и
произносит команды «хорошо» и «охраняй».

Наступившая пауза является для помощника сигналом к повторению своих действий.

Если собака чутко улавливает шумы и шорохи и немедленно отвечает на них лаем, то

силу этих звуков постепенно уменьшают, и, наоборот, если собака не замечает слабых шумов
и шорохов, их усиливают.

Если   же   собака   вообще   не   реагирует   на   появление   помощника   и   его   действия,   то

последний приближается к собаке и Жгутом наносит ей несколько легких ударов, пока она не
придет в сильное возбуждение. Тогда помощник убегает на прежнее место, а дрессировщик
без промедления освобождает собаку с цепи, дает команду «фас» и пускает на задержание
убегающего. Чтобы не допустить выработки у собаки нежелательных реакций на подход к
ней с одной и той же стороны, помощник каждый раз приближается из разных мест.

После   того   как   собака   достаточно   активно   реагирует   лаем   на   приближение

постороннего человека к месту охраны и вступает с ним в борьбу, переходят к обучению
собаки   охранять   объект   в   отсутствии   хозяина.   Поставив   собаку   на   блок,   дрессировщик
произносит команду «охраняй» и уходит за укрытие на такое расстояние, которое позволяет
ему   свободно   слышать   лай   собаки,   следить   за   ее   поведением   и   действиями   помощника,
чтобы своевременно предупредить возможные ошибки.

Помощник выходит из-за укрытия и идет к собаке, действуя вначале так же, как при

дрессировщике. Если собака лает на шорохи, производимые помощником, то дрессировщик
после некоторой паузы выбегает из-за укрытия, поощряет собаку и пускает ее на задержание
убегающего. При таком проведении занятий у собаки вырабатывается условный рефлекс: лай
–   сигнал   для   вызова   хозяина,   который   каждый   раз   приходит,   ласкает   ее   и   пускает   на
задержание.

В тех случаях, когда собака не лает на появление и действия посторонних, помощник

приближается   к   ней   и   наносит   удары   прутом1.   Раздразнив   этим   собаку,   он   убегает,   а
дрессировщик   быстро   выбегает   из-за   укрытия   и   пускает   ее   на   задержание,   потом
сопровождает задержанного и передает третьему лицу. В дальнейшем, когда навык охраны
закрепляется, паузы между временем выставления собаки на блок и действием помощника
постепенно увеличиваются, шум и шорохи по своей силе доводятся до минимальных.

После того как собака будет достаточно активно и настороженно вести себя на блоке,

вводят   некоторые   усложнения.   Например,   помощник   периодически   подходит   к   блоку   с
куском мяса в руке и при попытке собаки взять лакомство наносит ей удар хлыстом, чем
усиливает у собаки недоверие к посторонним людям. Затем к занятиям привлекают  двух
помощников, которые действуют с разных сторон. Каждый раз прибывший на лай собаки
дрессировщик пускает ее на задержание одного из помощников, а второго задерживает сам.
Этим   способом   навык   охраны   на   блоке   становится   более   стойким   и   команда   «охраняй»
закрепляется.

Периодический   пуск   собаки   с   блока   на   задержание   убегающего   не   дает   угаснуть

злобности у караульной собаки.

Озлоблять собаку и вызывать у нее лай следует только на раздражения, поступающие с

внешней стороны здания или другого места занятий, чтобы шумы из охраняемого объекта не
возбуждали ее, а были для нее привычными.

В ходе дрессировки необходимо постепенно развивать у караульной собаки длительное

настораживание.   Поэтому   помощник   должен   появляться   около   собаки   через   большие
промежутки времени.

Затем   собаку   дрессируют   в   ночных   условиях.   Ночная   обстановка,   шорохи   в

кустарниках и т.п. повышают у собаки сторожевые навыки.

В конце дрессировки караульной собаки помощник не появляется, а только производит

шорохи, которые настораживают собаку и вызывают лай. На лай приходит дрессировщик и
поощряет собаку. Таким образом у нее вырабатывается стойкий навык: на каждый шорох и
шаги, идущие в направлении объекта охраны, отвечать длительным громким лаем и ждать
прихода хозяина.

ОХРАНА ОБЪЕКТА СОБАКОЙ НА ГЛУХОЙ ПРИВЯЗИ (основная

команда «охраняй»)

Для охраны на глухой привязи собаку привязывают на цепь к столбу со специальным

приспособлением. Радиус движения собаки при этом ограничен длиной цепи. Поэтому такой
способ   применения   собак   практикуется   для   охраны   входных   дверей   в   помещениях,
различных проемов, тоннелей и т.п.

Навык охраны на глухой привязи отрабатывается в следующем порядке. Дрессировщик

стоит немного сзади собаки, привязанной на цепь у проходных ворот, и периодически подает
команду «охраняй». Через некоторое время с внешней стороны подходит помощник, одетый
в дрессировочный костюм; он пытается обойти собаку стороной и проникнуть в ворота. Если
собака злобно набрасывается на помощника и лает, то дрессировщик ласкает ее, а помощник
быстро   возвращается   назад   и   скрывается   за   укрытие.   Если   же   собака   на   появление
помощника не реагирует, тогда он, уловив подходящий момент, наносит собаке удар жгутом,
заставляя   ее   лаять.   Дрессировщик,   слыша   лай,   быстро   подходит   к   собаке,   берет   ее   на
короткий   поводок   и   натравливает   на   помощника.   После   того   как   собака   основательно
потреплет за костюм помощника, его сопровождают с собакой на небольшое расстояние и
передают третьему лицу, а собаку возвращают на место охраны.

В течение урока помощник несколько раз появляется перед привязанной собакой, и

всегда на лай собаки приходит дрессировщик, произносит одобрительную команду «хорошо»
и скармливает ей лакомство.

Дрессировку таким способом проводят рано утром и поздно вечером. В результате у

собаки образуется условный рефлекс: лай – сигнал для вызова хозяина.

Не ограничиваясь тем, что у собаки образовался условный рефлекс на шорохи, идущие

со стороны, нужно выработать у нее дополнительный навык находиться в настороженном
состоянии продолжительное время. Для этого помощник, находясь в укрытии, наблюдает за
поведением собаки и, как только заметит, что она «забылась», внезапно подбегает к собаке,
наносит удар хлыстом и убегает на прежнее место.

СВОБОДНАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТА (основная команда «охраняй»)

Под   свободной   охраной   понимается   охрана   собакой   без   привязи   внутренней   части

огороженной территории (огороженный забором сад) или помещения (склад, магазин и т.п.).
Собака, помимо оповещения лаем, вступает в борьбу с лицом, проникнувшим на охраняемую
территорию.

Навык   свободной   охраны   отрабатывается   так.   Собаку   пускают   на   огороженную

территорию или в помещение. Дрессировщик вначале ходит с собакой по территории или
помещению, как бы знакомя ее с обстановкой. Прохаживаясь с собакой, дрессировщик время
от времени произносит команду «охраняй».

Помощник,   одетый   в   дрессировочный   костюм,   по   установленному   сигналу   вначале

производит шорох, а потом показывается собаке. Если это происходит внутри помещения, то
дрессировщик   немедленно   пускает   собаку   на   помощника,   задерживает   и   обыскивает   его,
вызывает   второго   помощника   и   передает   ему   задержанного.   После   этого   дрессировщик
оставляет собаку в помещении, произносит команду «охраняй» и уходит за дверь.

Через некоторое время, пока собака еще не успокоилась, помощник опять проникает в

помещение; дрессировщик появляется на лай и помогает собаке задержать постороннего.
После того как собака получит соответствующее удовлетворение, потрепав помощника за
костюм, задержанного уводят, а собаку оставляют в помещении.

Такие   упражнения   повторяют   несколько   раз,   пока   собака   не   будет   самостоятельно

вступать в борьбу, не выпуская постороннего из помещения до прихода дрессировщика.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..