ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 2

 

 

Считая аппортировку наиболее важным упражнением в ходе дрессировки, не следует

злоупотреблять ею, иначе у собаки пропадет «интерес» к этому упражнению.

Во   втором   периоде   обучения,   когда   у   собаки   вырабатывают   злобу,   пускают   ее   на

задержание   убегающего,   требуется   обращать   особое   внимание   на   активизирование
оборонительных реакций и все время развивать у собаки недоверие к посторонним людям.

Для повышения общей возбудимости у собаки при развитии у нее злобы лучше всего

проводить занятия в сумерках среди кустарника, создавая различные по силе шорохи.

С   малозлобными   собаками   такие   занятия   проводятся   в   составе   группы,   помощник

дразнит собак поочередно.

Если   молодая   собака   труслива,   то   нападают   вначале   на   ее   хозяина.   Отсутствие

непосредственной опасности развивает у нее смелость и злобу. При пуске такой собаки на
задержание хозяин сам преследует убегающего, делает взмахи на него и задерживает. В таких
случаях собака легко вступает в борьбу с помощником, у нее вырабатывается смелость и
крепкая хватка.

При   «нападении»   и   вообще   во   всех   случаях   развития   злобы   помощник   не   должен

стремиться быть победителем. Нужно так инсценировать действия, чтобы победительницей
всегда была собака.

Совершенно недопустимо в начале занятий по охране собакой вещей наступать на нее с

двух противоположных сторон, такие действия только нервируют собаку.

Очень часто можно наблюдать, когда дрессировщик при охране собакой вещей, при

пуске на задержание неактивно участвует, ограничивается лишь дачей команды «фас». Такие
пассивные   действия   задерживают   развитие   злобы   у   собаки.   Дрессировщику   необходимо
самому вступать в борьбу с помощником. В таких случаях собака активнее набрасывается на
него и развивает крепкую хватку.

Слабые   действия   со   стороны   помощника   и   неревностное   отношение   к   делу   самого

дрессировщика ведет к понижению качества проводимых занятий. Дрессировщик должен
особенно внимательно отнестись к этим замечаниям.

После задержания убегающего собака и дрессировщик сопровождают его до пункта

сдачи. Здесь следует указать, что в конечном пункте следует сдавать задержанного третьему
лицу и не допускать, чтобы он сам уходил от собаки.

В   третьем   периоде   дрессировки   при   отработке   навыков   специального   назначения

особенно требуется соблюдать последовательность, т. е. постепенные переходы от легкого к
сложному.

В следовой работе эти переходы могут выражаться в удлинении следа, перемене часов

занятий   и   времени   суток   и   т.д.   У   собак   караульной   службы   такую   последовательность
следует соблюдать при отработке настороженности во время нахождения собаки на посту.

Грубую   ошибку   допускают,   когда   при   обучении   собаки   следовой   работе   чрезмерно

увлекаются   прокладкой   так   называемых   «слепых»   следов.   Надо   помнить,   что   применять
«слепой»   след   можно   только   тогда,   когда   у   собаки   будет   прочно   закреплена
«заинтересованность» в поиске и хорошо выработана дифференцировка запахов.

При   обучении   собаки   работе   по   следу   занятия   необходимо   проводить   на   строго

контрольных   следах.   В   таких   случаях   дрессировщик   хорошо   знает,   где   проходит   линия
следа,, своевременно и правильно поправляет собаку, если последняя почему-либо собьется
со   следа.   Контрольный   след   от   начала   и   до   конца   должен   быть   хорошо   известен
дрессировщику.

Что касается «слепых» следов, то их надо применять главным образом для проверки

розыскной собаки: насколько она правильно работает по искомому запаху следа.

Немало   таких   фактов,   когда   розыскные   собаки   отвлекаются   от   искомых   следов   на

посторонние, случайные.

Происходит это потому, что у многих собак не выработано стойких условных связей на

проработку следов индивидуального запаха разыскиваемого.

Известно, что при правильной дрессировке любая собака быстро привыкает к своему

дрессировщику. Его индивидуальный запах она точно отличает от всех других отвлекающих
запахов. Поэтому мы часто наблюдаем, когда собака, потеряв своего хозяина из виду, очень
быстро   отыскивает   его   по   следам,   если   даже   они   проложены   среди   многих   других.
Непреодолимым   раздражителем   служит   для   нее   в   данном   случае   индивидуальный   запах
хозяина, он-то и побуждает ее идти именно по его следу.

Привязанность или, как говорят специалисты, «заинтересованность» собаки в розыске

хозяина используется в методике дрессировки розыскной собаки в работе по чутью. Путем
последовательного   усложнения   технических   приемов   у   собаки   вырабатывают   стойкие
условные рефлексы и навыки на поиск по индивидуальному запаху любого человека.

В   начале   занятий   собаку   побуждают   находить   унесенный   предмет   по   следу

дрессировщика (хозяина) и только потом собаку переключают с поиска вещи дрессировщика
на  поиск  помощника.   Затем  путем   частой   замены  помощников  у  собаки  устанавливается
стойкая условная связь на проработку следа по индивидуальному запаху любого человека.

Однако   в   ходе   подготовки   замечаем,   что   у   многих   розыскных   собак   способность

разбираться   в   индивидуальных   запахах   развита   слабо.   Изучение   опыта   дрессировки
показывает, что причин здесь в основном три.

В   качестве   помощников   используются   одни   и   те   же   люди.   В   результате   у   собак

вырабатывается условный рефлекс только на один и тот же запах. Чтобы преодолеть этот
недостаток, необходимо постоянно менять помощников.

Упрощение учебной обстановки. Многие дрессировщики не проявляют должной заботы

о ее постепенном усложнении. Занятия по тренировке проводятся на местности, где никто не
ходит, а это значит, что собака не привыкает выбирать искомый след из числа других. И если
она оказывается в таких условиях, какие изображены на рисунке 20, когда искомый след
пересечен многими другими, иногда собака направляется по постороннему следу или вовсе
прекращает работу.

А ведь подобные условия могут сложиться не только во время учебных занятий.
Именно из-за упрощений, допускаемых в процессе дрессировки (тренировки), собаки

зачастую   прекращают   розыск   нарушителей   в   реальной   обстановке,   когда   их   следы
смешиваются с другими следами.

Чтобы   избежать   этого,   необходимо   требовать   от   дрессировщиков   постепенного

усложнения условий следовой работы приучать собаку к так называемой веерной выборке
следа из ряда других следов.

И,   наконец,   о   третьей   причине.   Представим   себе,   что   собака   применена   на   след,

который дрессировщик предварительно хорошо изучил. Он знает исходную точку следа, весь
путь   движения   прокладчика,   места,   где   тот   бросал   предметы,   делал   повороты,   точки
пересечения следа прокладчика другим следом и конечную точку искомого следа.

Но  вот   собака   подошла  к   тому  месту,  где   прокладчик   резко  уклонился  под   острым

углом в сторону от линии своего движения, собака по инерции проскочила нужный след и,
как правило, заметалась. Дрессировщик командой, жестом или движением поводка несколько
затормаживает   неправильные   действия   собаки   и   побуждает   ее   усиленно   отыскивать
утерянный след. Собака принюхивается и, наконец, вновь находит требуемый запах следа.
Это нормальная дрессировка или тренировка на контрольных, следах.

Здесь   дрессировщик   активно   влияет   на   поведение   и   действия   собаки.   Если   она

сбивается со следа, он пускает в ход соответствующие сигналы и жесты, которые заставляют
собаку «разобраться в обстановке» и вновь уловить запах утерянного следа. Иное дело на
«слепых» следах. Здесь дрессировщик не может быть уверен, идет ли собака по нужному
следу или сбилась с него. Иногда дрессировщик сам срывает собаку со следа, так как ему
показалось, что она ведет не туда, куда следует.

Несколько   таких   случаев   достаточно,   чтобы   у   слабо   натренированной   собаки

затормозить  привитый  ей  условный рефлекс на  дифференцировку  запахов.  Значит,  чтобы
устранить причину, надо дрессировать собак на строго контрольных следах.

Немалую роль в дрессировке розыскных собак играет характер собаки, т. е. тип нервной

деятельности. Отдельные ошибки и неудачи, отказ от решения трудной задачи очень часто
следует  искать именно  в  характере  собаки.  Так,  например,  проскакивание  при  поворотах
следа,   потеря   его   или   легкий   переход   на   другие   посторонние   следы   (отсутствие
дифференцировки) присущи возбуждаемому типу собаки.

Иногда аттестование розыскных собак производится после проверки их работы лишь в

облегченных условиях. Розыскная собака, по нашему мнению, может получить аттестование
лишь   тогда,   когда   будет   безошибочно   дифференцировать   запахи   на   следах.   Проработка
одного следа в чистом поле или в лесу не дает права называть собаку розыскной.

Учитывая индивидуальные особенности собак, необходимо постоянно всматриваться в

их   поведение,   подбирать   раздражители   для   лучшего   усвоения   отрабатываемого   навыка,
своевременно вести борьбу с нежелательными явлениями в процессе дрессировки, постоянно
следить за правильностью произношения команд и интонациями.

В первые дни занятий по дрессировке собак для караульной службы, когда требуется

развивать злобу, нельзя нападать, подкрадываться или наносить собаке удары сзади. Такие
действия   вызывают   у   нее   испуг.   Собака   всегда   должна   видеть   приближающегося
«противника». Но и при инсценировке нападения с фронтальной стороны помощник должен
действовать так, чтобы собака выходила всегда «победительницей».

У   караульной   собаки   развивают   длительное   настораживание   на   шорохи.   Для   этого

постепенно увеличивают промежутки времени (паузы) от появления помощника до момента
нападения на собаку.

Необходимо обратить особое внимание на значение шлейки.
При несении службы на ошейнике от частых и сильных рывков собаки, в моменты

сильного возбуждения и лая, особенно при наличии сильно натянутого троса, можно всегда
наблюдать уменьшение силы и громкости лая, переходящее в повизгивание.

Это явление вполне объяснимо: чем сильнее общее возбуждение, тем сильнее лай и

броски. Постоянные рывки ошейника при бросках собаки надавливают на гортань и снижают

громкость лая. Поэтому для этого вида службы рекомендуется применять вместо ошейника
прочную шлейку.

Лучше   всего   для   караульных   собак   участки   охраны   не   менять,   а   еще   лучше,   когда

собака на участке охраны находится постоянно. В этом случае стимул к окарауливанию будет
значительно сильнее.

Для   рациональной   и   более   правильной   постановки   обучения   сторожевых   собак

начинающим   дрессировщикам   можно   дать   один   совет:   условия   сторожевого   охранения
всегда следует создавать точно такие же, какие они были бы в районе реальной обстановки.
Поэтому никогда не нужно «играть» в сторожевку. Так, например, ни в коем случае нельзя
допускать, чтобы дрессировщик, придя к месту сторожевки вместе с помощником и собакой,
предложил помощнику для нападения на собаку пройти несколько вперед.

Такое отношение к  организации данных  занятий,  безусловно,  не вызовет  требуемой

реакции у собаки, ибо такое построение занятий неестественно.

Должны   быть   созданы   реальные   условия   ночной   сторожевки   –   собака   привыкает   к

таким условиям, как к естественной необходимости настораживания.

Не   следует   забывать,   что   во   время   занятий   дружеские   беседы   дрессировщика   с

помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому
все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРЕНИРОВКЕ

Чтобы   организация   занятий   по   тренировке   собак   отвечала   требованиям   того   или

другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик   должен   быть   хорошо   знаком   с   принципами   организации   того   вида

службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до

тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и

той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во   всех   случаях   тренировочных   занятий   помощники   должны   быть   тщательно

проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия
считаются обязательными и проводятся систематически.

В   процессе   дрессировки   и   тренировки   служебных   собак   по   специальному   циклу

обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При
обнаружении   допущенных   ошибок   или   при   отказе   собаки   от   работы   тут   же   объясняют
неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее

ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет
теоретические  знания,   получает  методические   навыки  и   практику  в  технике  дрессировки
служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по

дрессировке розыскных собак.

Готовясь   к   занятиям,   руководитель   прежде   всего   должен   прочитать   специальную

литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий,
уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и
как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель   должен   определить   задание   для   каждой   собаки   и   последовательность

отработки   навыка,   участок   местности   разбить   на   секторы,   определить   необходимое
количество   дрессировочных   предметов   и   снаряжения,   составить   план-конспект   для
проведения занятий.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.
Цель занятия.
1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с

дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить   технике   отработки   навыков   вспомогательного   и   специального   назначения

(развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в

пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.
Место занятия. Поле № 3.
Учебные вопросы и расчет времени: 
а)  отработка  общих  навыков (хождение  собаки  рядом с дрессировщиком, посадка и

укладка собаки) – 35 минут; 

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание

и сопровождение задержанного) – 35 минут; 

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) – 80 минут; 
г) разбор проведенных занятий – 30 минут; 
д) движение к месту занятий и обратно – 60 минут.
Материальное обеспечение
Каждый   обучающийся   должен   иметь   при   себе:   металлическую   облегченную   цепь,

короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для
выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку.

Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий,

руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из;
курса   общей   дрессировки,   предлагает   потом,   чтобы   каждый   занимался   самостоятельно,
наблюдая   за   ходом   занятий.   Всякая   замеченная   ошибка   немедленно   устраняется
руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам

Фамилия обучаемого и кличка собаки
Навыки из курса общей дрессировки
Навыки вспомогательного характера
Навыки специальные

Петров Друг
Хождение собаки рядом с дрессировщиком в одном направлении без поворотов
Посадка и укладка собаки на команду
Пуск собаки на задержание убегающего с предварительным дразнением
Выборка собакой предмета дрессировщика из 3 шт.
След строго контрольный на 500 м.

Пуск собаки с исходной точки

Сидоров Джек
Хождение собаки рядом с дрессировщиком на поводке с поворотами вправо и влево.
Посадка и укладка собаки на сигналы и жесты.
Пуск   собаки   на   задержание   без   предварительного   дразнения   с   сопровождением

задержанного.

Выборка собакой чужих предметов из 3 шт. След контрольный с прямыми и тупыми

углами на дистанции до 700 м.

Пахомов Жуля
Хождение собаки рядом с хозяином без поводка.
Посадка собаки рядом с хозяином.
Посадка и укладка собаки с расстояния.
Пуск собаки на задержание с расстояния (до 50 м) с сопровождением; в пути остановки

и охрана на месте.

Контрольная выборка чужих вещей из 5 разных.
След контрольный до 1000 м, конечная точка в жилом здании.

Второй   учебный   вопрос   отрабатывают   в   секторе   №   3   после   выборки   предметов.

Руководитель   поочередно   проверяет,   как   идет   собака   на   задержание,   насколько   технично
управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно,

руководитель   указывает   каждой   паре   участок   местности,   на   котором   будут   прокладывать
следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой – помощника. Первый

дает   задания   второму,   где   и   какой   следует   проложить   след   и   внимательно   наблюдает   за
действиями   прокладчика,   запоминая   те   места,   где   были   сделаны   повороты   и   где   были
оставлены   для   контроля   те   или   иные   предметы.   Проложив   след,   помощник   остается   на
конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу.

После   этого   обучающиеся   меняются   ролями.   Во   время   работы   по   следам   руководитель
главное   внимание   уделяет   обучающимся,   которые   выполняют   роль   дрессировщика.   Он
прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать
длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и
под углом к следу.

РАЗБОР ЗАНЯТИЙ И ВЫВОДЫ

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает,

как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает

положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из
них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.
Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет

внимательный   анализ   руководителя   степени   подготовленности   собак.   Благодаря   этому   он
имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив   эти   задания   обучаемым   накануне,   он   тем   самым   помогает   им   лучше

подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки

каждого   учебного   вопроса,   руководитель   экономит   учебное   время   и   создает   на   занятиях
более насыщенную обстановку.

Приведенный   вариант   подготовки   проведения   занятий   не   является   обязательным   и

лучшим образцом, он только примерный.

Методика   проверки   обучаемых   и   служебных   собак   по   окончании   о   бучен   и   я.   По

окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у
обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится
не совсем правильно.

Практические   способности   обучаемого   по   технике   и   управлению   собакой   обычно

оцениваются   только   по   одному   или   двум   видам   работы   с   собакой,   а   чаще   всего   оценка
выводится   только   по   результату   работы   собаки,   а  не   по   его  способностям   в  руководстве
собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый
только  пробежал  за   розыскной   собакой   по  следу?  Так  же   и  при  обыске  местности,   если
собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась
оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической
подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка

обучаемого,   его   инструкторские   способности   в   дрессировке   и   практическое   управление
собакой во время работы.

Чтобы наиболее объективно оценить способности и определить оценку обучающегося

по   тем   или   другим   видам   практической   подготовки,   рекомендуется   проверочные   занятия
организовывать следующим порядком.

По   курсу   общей   дрессировки.   Обучающиеся   с   собаками   находятся   в   общем   строю.

Проверяющий   вызывает   обучаемого,   который   с   собакой   выходит   на   указанное   место,
называет   свою   фамилию   и   кличку   собаки.   Проверяющий:   предлагает   ему   показать,   как
технически строится (отрабатывается) тот или другой навык у собаки. Например, сидеть,
лежать и т.п. После исполнения экзаменатор ставит обучающемуся соответствующую оценку.

По разделу специального цикла (следовая работа и обыск местности). Обучающихся

разбивают на пары. Каждой паре указывается участок местности, на котором они поочередно
должны применять собак, т. е. показать свою методическую подготовку и инструкторские
способности.

Придя   на   указанный   участок   местности,   дрессировщик   дает   задание   помощнику

проложить для собаки такой-то след.. или разбросать там-то столько-то предметов.

Когда   помощник   все   это   исполнит,   тот,   кто   в   роли   дрессировщика,   докладывает

проверяющему о своей готовности к применению собаки. Получив разрешение, применяет
собаку,   а   проверяющий   наблюдает   за   его   действиями   и   оценивает   его   практические
способности, после чего эта пара меняется ролями: обучающийся, который применял собаку
первым, становится помощником.

При такой организации проверочных занятий имеется полная возможность выявить:

насколько обучаемый методически подготовлен, особенно когда он дает задание помощнику,
и   насколько   умело   руководит   собакой   во   время   работы.   Одновременно   с   проверкой
обучаемого проверяющий наблюдает и за качеством подготовки собак во время работы и
ставит им тоже соответствующую оценку.

ГЛАВА VI

КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ (практические занятия)

B курс общей дрессировки входит отработка так называемых простых навыков у собак,

которые   дисциплинируют   их   и   являются   основой   для   специальной   дрессировки.   В   курс
общей дрессировки включается отработка следующих навыков собак: 

– реагирование на кличку; 
– приучение к ошейнику и поводку
– приучение к наморднику; 
– хождение рядом с человеком; 
– «свободное состояние»; 
– подход к человеку (на подзыв) по команде; 
– выполнение запрещающей команды «фу»; 
– посадка-укладка; 
– стояние; 
– выдержка; 
– возвращение на место; 
– аппортировка; 
– ползание; 
– прыжок через забор, изгородь или канаву; 
– хождение по буму; 
– лазание по лестнице; 
– замедление темпа движения; 
– лай по вызову; 
– плавание.
Сюда же входят: 
– групповая дрессировка собак
– техника определения преобладающей реакции у собак

СПОСОБЫ ПРИУЧЕНИЯ СОБАКИ К КЛИЧКЕ, ОШЕЙНИКУ, ПОВОДКУ И

НАМОРДНИКУ

Не следует думать, что при подходе к незнакомой собаке можно без труда надеть на нее

ошейник, намордник, взять ее на поводок и идти с ней на занятия. Так не бывает. До начала
занятий дрессировщик должен приучить собаку к себе, привить ей доверие, «ознакомить» ее
с предметами дрессировки и снаряжением.

Обычно собак приучают к кличке, ошейнику и поводку в щенячьем возрасте. Но если

кличка собаки неизвестна, нет данных о ее поведении на поводке, то с такой собакой нужно
начинать   занятия   с   приучения   к   кличке,   ошейнику   и   поводку.   Этой   последовательности
следует придерживаться потому, что другой порядок не дает желательных результатов.

Приучение к кличке начинают, когда собака находится в помещении. Дрессировщик

осторожно открывает дверь, мягко и спокойно окликает собаку, а как только она повернется к
нему, без промедления повторяет кличку и дает кусочек мяса. Если собака не реагирует на
кличку,   дрессировщик   повторяет   этот   прием.   Обычно,   если   собаке   неоднократно
приходилось получать мясо непосредственно из рук людей, она быстро подходит за ним. В
этот момент дрессировщик еще раз повторяет кличку, дает собаке мясо, ласкает ее и гладит. В
дальнейшем кличку произносят всегда при подходе и во время подзыва.

В   первые   дни   дрессировщик   добивается,   чтобы   собака   подходила,   когда   он   ей

показывает мясо. Затем отрабатывает подход только на команду «ко мне». Поскольку каждый
раз перед подзывом упоминается кличка, собака быстро привыкает к ней.

Приучение к ошейнику. Приучают собаку к ошейнику, поводку и наморднику во время

игр и прогулок.

Дрессировщик, имея при себе ошейник с пристегнутым заранее поводком (длинным),

входит   в   клетку,   называет   кличку   собаки,   ласкает   ее   и   одновременно,   соблюдая
осторожность,   надевает   ошейник.   Если   собака   проявляет   беспокойство,   пытается   снять
ошейник,   дрессировщик   ласкает   ее,   открывает   дверь   клетки,   быстро   выходит   вместе   с

собакой,   отвлекая   ее   игрой.   Увлекшись   игрой   во   время   прогулки,   собака   «забывает»   об
ошейнике. Во время прогулки нужно несколько раз снять и надеть ошейник.

Приучение к поводку. После того как собака привыкнет к ошейнику, не будет пытаться

снять его, можно начинать держать собаку за поводок короче, приучать ее к хождению рядом.

Пристегивание поводка к ошейнику следует сочетать с выводом собаки из помещения;

потом это будет для нее сигналом к прогулке. За 1–2 дня собака привыкает к поводку и потом
безразлично относится к этому снаряжению. При вводе в помещение после прогулок или
занятий ошейник с собаки рекомендуется снимать, чтобы не вытиралась шерсть на шее.

Приучение к наморднику. Его надевают собаке для того, чтобы она не могла укусить

человека или животное. Приучать собаку к нему лучше всего во время прогулок или чистки.

Дрессировщик должен уметь правильно и быстро надевать намордник. Делают это так:

левой рукой ближе к ошейнику держат собаку за поводок, а правой осторожно надевают
намордник и закрепляют его ремнями.

Если собака пытается сбросить намордник, что бывает чаще всего, то нужно отвлечь ее

или в строгом угрожающем тоне произнести запрещающую команду «фу», сопровождая ее
сильным   рывком   за   поводок.   Некоторые   злобные   собаки   во   время   попыток   сбросить
намордник   огрызаются   и   даже   набрасываются   на   дрессировщика.   В   таких   случаях
непременно применяют строгий ошейник и хлыст. Каждый момент спокойного поведения в
наморднике надо поощрять поглаживанием и дачей лакомства.

Иногда, чтобы собака не боялась намордника и скорее привыкла к нему, практикуют

скармливание ей мяса при надетом наморднике. По мере привыкания время пребывания в
нем увеличивают до нескольких часов.

Намордник   обязательно   надевают   собаке   при   прогулках   по   улицам,   в  многолюдных

местах, при перевозке по железной дороге, на автомобилях и судах.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ХОДИТЬ РЯДОМ (основная команда «рядом»)

Цель отработки  навыка  состоит  в том, чтобы  приучить собаку по команде «рядом»

занимать место сбоку дрессировщика у его левой ноги. Собака должна быть на этом месте,
когда она с человеком, во всех случаях: при стоянии на месте и в движении.

Отработка навыка ходить рядом является прежде всего условием для развития у собаки

повиновения. Требование человека занимать постоянно одинаковое положение без команды
является важным дисциплинирующим элементом в системе дальнейшего обучения собаки.
Ни   одна   другая   команда   не   используется   так   часто.   Сами   условия   общения   с   собакой
вынуждают   постоянно   применять   команду   «рядом»:   при   отработке   других   навыков   и   во
время   прогулок.   Условный   рефлекс   у   собаки   на   эту   команду   методично   поддерживается
человеком и поэтому является наиболее прочным.

К   занятиям   по   выработке   навыка   ходить   рядом   приступают   после   того,   как   собака

приучена к ошейнику и поводку, когда она без страха, смело и свободно бегает на всю длину
поводка.

Занятия по выработке этого навыка проводят в полевых условиях или на специальных

площадках,   где   мало   отвлекающих   факторов.   Условным   раздражителем   является   команда
«рядом», безусловным – рывок за поводок. Отрабатывают навык следующим образом.

Дрессировщик берет собаку на короткий поводок, т. е. левой рукой ближе к ошейнику, а

свободную часть поводка держит в правой. Собака находится у левой ноги. Поводок нужно
держать   свободно,   чтобы   во   время   движения   собака   могла   отрываться   от   ноги
дрессировщика вперед, назад или в сторону.

Выбрав   направление,   дрессировщик   короткими   шагами   начинает   движение   вперед,

позволяя   собаке   отходить   в   сторону,   отставать   или   забегать   вперед.   Если   она   выбегает
вперед,   подают   угрожающую   команду   «рядом»   и   рывком   назад   заставляют   принять
правильное   положение   у   ноги.   Если   собака   занимает   правильное   положение,   то
дрессировщик левой рукой поглаживает ее, ласкает, произнося команду «хорошо» и «рядом».

Если собака отошла в сторону, следует такой же рывок на себя и угрожающая команда

«рядом». Когда собака отстает, делают рывок в направлении движения. После многократных
упражнений в хождении по команде «рядом», сопровождаемой рывком за поводок, собака
приобретает   навык   быстра   возвращаться   к   ноге   дрессировщика   по   одной   лишь   команде.
Чтобы   проверить,   насколько   прочно   выработан   условный   рефлекс   на   команду   «рядом»,
делают так: уловив момент, когда собака выбежит вперед или отстанет, дрессировщик, не
делая рывка, произносит в угрожающем тоне команду «рядом». Если по этой команде собака
возвратится   к   левой   ноге,   можно   считать,   что   начало   положено,   условный   рефлекс
образовался. В противном случае повторяют прием в той же последовательности, применяя
команду   голосом   и   рывок   поводком.   Сильное   принуждение   довольно   быстро   заставляет

собаку прочно усвоить, что каждый отход от ноги в сторону, отставание или забегание вперед
влечет за собой болевое ощущение, а движение у ноги дрессировщика вполне безопасно.

Обучать этому навыку какими-либо другими приемами не следует, так как только таким

способом   можно   выработать   у   собаки   привычку   внимательно   следить   за   движениями
дрессировщика и приспосабливаться к нему.

Потом   навык   «хождения   рядом»   постепенно   усложняют.   Если   в   начале   занятий

применяют   движения   только   прямолинейные   и   медленные,   то   в   дальнейшем   собаку
приучают к поворотам под разными углами и быстрой ходьбе.

Удерживая собаку на поводке в положении «у ноги», дрессировщик внезапно делает

поворот направо, произносит команду «рядом» и делает рывок поводком. При повторении
приемов с поворотами направо и налево у собаки образуется условный рефлекс на повороты
дрессировщика.

Сигналом для собаки становится сам момент поворота; она стремится выполнить его,

чтобы избежать неприятного рывка поводком.

При поворотах налево следует несколько сдерживать собаку, иначе можно наступить ей

на лапы, что крайне нежелательно. Затем дрессируют собаку, чтобы она не отрывалась от
хозяина при движениях быстрым шагом и бегом. Звуковую команду «рядом» увязывают с
жестом; для этого в моменты, когда собака находится у ноги, дрессировщик одновременно с
командой «рядом»легко ударяет себя ладонью левой руки по бедру. При частом повторении
этот   жест   становится   для   собаки   сигналом,   заменяющим   звуковую   команду   (условный
рефлекс второго порядка).

Когда   хождение   на   поводке   будет   отработано,   собаку   приучают   ходить   рядом   без

поводка. Делают это постепенно: идя рядом, незаметно отпускают поводок на землю; это
дает собаке сразу почувствовать полную свободу. Если собака выбежит вперед или в сторону,
не нужно брать поводок в руки, а надо только наступить на конец его ногой и таким образом
заставить собаку вернуться на место.

Следует   сказать,   что   нередко   дрессировщики   слишком   рано   переключаются   на

выработку навыка у собаки хождения рядом без поводка, т. е. вскоре, как только у собаки
возникнет связь между командой «рядом» и ответным действием.

Может быть, у собаки образовался условный рефлекс, и она выполняет требования, но

все же необходимо продолжать занятия на поводке и добиваться автоматической четкости.
Поводок, как правило, способствует отработке безотказного навыка.

Могут спросить, следует ли во время обучения собаки на поводке применять строгий

ошейник? Мы говорим – да, он не является помехой, а чаще всего ускоряет дрессировку.
Собаки   выбегают   вперед,   нарушая   команду   «рядом»,   дрессировщик   рывком   поводка
возвращает   их   на   место,   и   в   данном   случае   строгий   ошейник,   безусловно,   даст   лучший
эффект.

Если   будет   замечено   угасание   условного   рефлекса   на   движение   рядом   без   поводка,

собаку снова берут на поводок.

Успех   отработки   навыка   во   многом   зависит   от   четкости   команд   и   умелого

использования   интонаций.   Если   перед   каждым   рывком   за   поводок   произносить   команду
«рядом» в тоне угрозы, а при движении рядом у ноги ласковым, ободряющим голосом, то
результаты сказываются очень быстро: собаки поразительно точно реагируют на интонацию
Пользуясь интонациями постоянно в одном и том же значении, через некоторое время вы
убедитесь, что достаточно только одной угрожающей команды (без рывка за поводок), чтобы
заставить   собаку   сделать   то,   чего   от   нее   требуют.   Еще   скорее   собака   будет   занимать
правильное   положение   у   ноги   по   команде   «рядом»,   получая   за   это   соответствующее
поощрение: мясо, ласковые команды  «хорошо», поглаживание. В последующем благодаря
этому контрастному методу дрессировки собака безотказно выполняет команду «рядом» без
применения рывка за поводок.

СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ СОБАКИ (основная команда «гуляй»)

Так   называемое   свободное   состояние   предназначается   для,   разрядки   нервного

напряжения собаки, в котором она находилась во время занятий. Условным раздражителем
является команда «гуляй», безусловным – сам факт свободы.

Отработку навыка рекомендуется проводить в перерывах между занятиями. Удерживая

собаку   на   длинном   поводке   около   себя,   подают   команду   голосом   «гуляй»   и   жестом,
выбрасывая правую руку вперед.

Вначале собака не имеет особого желания отходить от хозяина, но в дальнейшем при

повторных занятиях на команду «гуляй» она охотно отбегает и резвится.

Собаку   на   длинном   поводке   водят   только   в   первые   недели   занятий,   пока   у   нее   не

отработана ответная реакция на запрещающую команду «фу». По мере закрепления общего
послушания   собаку   на   прогулках   освобождают   от   поводка,   предоставляют   ей   полную
свободу. Однако, если на участке прогулки появится сильный отвлекающий раздражитель,
собаку немедленно берут на поводок, чтобы избежать неприятностей.

Во   время   прогулок   с   собакой   на   длинном   поводке   строгий   ошейник   обязательно

снимают.

Условный рефлекс на команду «гуляй» можно легко выработать при выпуске собаки из

помещения, используя момент снятия поводка, а также во время игры, связывая это всегда с
командой «гуляй» и соответствующим жестом – выбрасыванием правой руки вперед.

Если по команде «гуляй» собака неохотно отходит от дрессировщика, последний сам

быстро   направляется   вперед,   увлекая   за   собой   собаку,   играет   с   ней,   произнося
команду»гуляй».   Со   временем   собака   начинает   чётко   разграничивать   состояние   отдыха
(гулянья) и работы, очень живо проявляет ответную реакцию на команду «гуляй»;, активно
стремится к свободе. Помимо предусмотренного перерыва в занятиях следует предоставлять
отдых и в ходе самих занятий, если собака сильно утомилась.

Предоставление собаке свободного состояния рекомендуется особенно в первый период

обучения хождению рядом с дрессировщиком: при отработке этого навыка собака находится
в большом нервном напряжении, быстро устает и выходит из повиновения дрессировщика.
Такое состояние нельзя оставлять без внимания, собаке требуется предоставить отдых.

ПОДЗЫВ СОБАКИ (основная команда «ко мне»)

Цель   упражнения   состоит   в   том,   чтобы   научить   собаку   быстро   подходить   к

дрессировщику (хозяину) на его подзыв при любых обстоятельствах времени и окружающей
обстановки.

Для отработки этого навыка используют главным образом пищевую реакцию собаки и

ее привязанность к хозяину. Момент подхода нельзя связывать с какой-либо неприятностью
для собаки, иначе она станет проявлять боязнь (трусость) и не будет подходить на подзыв.
Команда «ко мне» всегда произносится спокойным ласковым тоном. При подходе собаки
дрессировщик   обязательно   поощряет   ее   лакомством   и   ласковым   обращением.   Когда
дрессировщик произносит команду «ко мне» повышенным тоном, собака либо не подходит к
нему,   либо   крадется   с   явной   опаской.   Это   постоянный   результат   неправильного
использования   интонаций   в   звуковых   сигналах.   Следовательно,   вырабатывая   условный
рефлекс   на   команду   «ко   мне»,   в   первый   период   обучения   нельзя   наказывать   собаку   за
нечеткое исполнение подхода.

Условными   раздражителями   являются   звуковая   команда   «ко   мне»   и   жест   –   резкое

опускание   поднятой   в   сторону   на   уровень   плеча   левой   руки   вниз,   безусловными   –
подергивание к себе за поводок и скармливание мяса.

Техника отработки навыка сводится к следующему. Когда собака во время свободного

состояния находится на некотором удалении, дрессировщик называет ее кличку и произносит
команду «ко мне», показывая лакомство. Услышав спокойную интонацию в голосе, чувствуя
приятный   запах   пищи,   собака   охотно   подходит   к   человеку.   За   это   ее   надо   поощрить
лакомством и ласковым поглаживанием.

Вначале собаку подзывают, когда она находится на близком расстоянии, и только по

мере закрепления навыка расстояние постепенно увеличивают до 20 метров.

Если команду «ко мне» собака выполняет вяло, дрессировщику следует подбадривать ее

своими действиями, например, убегая от собаки, увлекать ее за собой.

При подходе собаки дрессировщик похлопывает ладонью по своему бедру, заставляет

ее сесть у левой ноги.

По мере закрепления безотказного подхода собаки на команду «ко мне» упражнения

постепенно   усложняют:   вводят   в   игру   отвлекающие   факторы,   реагировать   на   которые
запрещают   собаке   голосом   с   угрожающими   интонациями.   Когда   навык   подхода   будет
закреплен, поводок снимают и дрессировку на подзыв проводят без него.

К собаке, которая сильно отвлекается на внешние раздражители, следует применять

рывок   поводком,   однако   при   подходе   обязательно   повторять   команду   «ко   мне»   и   давать
лакомство.   В   последующем   команду   «ко   мне»   увязывают   с   жестом,   означающим   тот   же
сигнал: одновременно с командой «ко мне» вытягивают левую руку в сторону на уровень
плеча   и   быстро   опускают   вниз,   прижимая   к   бедру.   После   нескольких   повторений   жест
приобретает равноценное с командой значение.

Звуковой сигнал и жест чередуют и подают с разных расстояний.
Навык подхода к дрессировщику можно отрабатывать с первого дня занятий, используя

для   этого   любой   случай.   При   открытии   дверцы   помещения,   где   содержится   собака,
дрессировщик, предлагая ей пищу, произносит команду «ко мне», 

Собака, как правило, подходит, чтобы получить лакомство. Этот момент точно также

надо увязать с командой «ко мне».

В последующем подход собаки к человеку совершенствуют при групповых занятиях,

вырабатывая быстроту и четкость исполнения.

ОТРАБОТКА ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ КОМАНДЫ «ФУ»

Для предупреждения или прекращения каких-либо нежелательных действий, у собаки

вырабатывают условный рефлекс на запрещающую команду «фу».

Этот условный рефлекс вырабатывают, применяя болевые безусловные раздражители:

рывок   за   поводок,   пристегнутый   к   строгому   ошейнику   (парфорсу)   или   удар   хлыстом   по
крупу. Команду «фу» и рывок за поводок или удар хлыстом надо применять в тот самый
момент, когда собака намерена произвести какое-либо нежелательное действие.

Команду   «фу»   произносят   резко,   всегда   с   угрожающей   интонацией   и   только   при

необходимости. Без надобности эту команду произносить нельзя, иначе она потеряет свое
значение.

Для   занятий   выбирают   участок,   где   встречаются   различного   рода   отвлекающие

раздражители. На собаку надевают строгий ошейник (парфорс) и отпускают ее от себя на
половину длинного поводка. Если собака без команды попытается наброситься на какое-либо
животное или на постороннего человека, произносят команду «фу» и одновременно делают
поводком   сильный   рывок,   который   причиняет   боль   и   вынуждает   собаку   немедленно
прекратить нежелательное действие. В тех случаях, когда собака, намеревающаяся совершить
нежелательное   Действие,   находится   в   непосредственной   близости   к   дрессировщику,
последний вместе с запрещающей командой «фу» применяет хлыст. Выполнение собакой
команды необходимо поощрять.

Во всех случаях сила рывка за поводок или удара хлыстом должна соответствовать

физическому состоянию собаки и ее характеру.

Когда собака прекращает нежелательные действия по одной команде, без принуждения,

отработку навыка постепенно усложняют: при наличии отвлечений собаку отпускают на всю
длину   поводка,   а   затем   вовсе   освобождают   от   него.   Всякий   раз,   когда   собака   стремится
наброситься   на   отвлекающие   раздражители,   дрессировщик   прибегает   к   поводку   или
строгому ошейнику и хлысту.

Команду  «фу»  применяют   и в  тех  случаях,  когда  собака  без  ведома  дрессировщика

пытается самостоятельно взять корм из рук постороннего человека или найденный на земле.

Условный рефлекс на команду «фу» можно считать закрепленным тогда, когда свободно

гуляющая   собака,   увидев   ранее   отвлекавший   ее   раздражитель,   молниеносно   бежит   к
дрессировщику или набрасывается на постороннего человека который предлагает ей корм.

ПОСАДКА СОБАКИ (основная команда «сидеть»)

Условным раздражителем является команда «сидеть» и жест – резкое поднятие вверх

правой руки ладонью вперед.

Отрабатывают   навык   посадки   в   таком   порядке.   Дрессировщик   ставит   собаку   на

коротком поводке с левой стороны от себя, затем поворачивается вполоборота в ее сторону,
правой рукой берет поводок в 10–15 сантиметрах от ошейника, кисть левой руки кладет на
круп собаки и, произнося команду «сидеть», надавливает вниз, принуждая ее сесть на задние
ноги.   Поводок   одновременно   подтягивает   вверх   с   некоторым   наклоном   вниз,   как   бы
осаживая   собаку.   Если   собака   сопротивляется,   надо   рукой   придержать   ее   в   сидячем
положении.   Каждую   правильную   посадку   следует   поощрять   лакомством   и   ласковой
командой   «хорошо».   А   при   попытках   собаки   встать   надо   повторить   команду   «сидеть»   и
сопровождать ее сильным нажимом на круп.

Команду   «сидеть»   надо   произносить   каждый   раз   до   нажима   на   круп   и   действия

поводком.   Многократное   повторение   указанных   действий   приводит   к   тому,   что   собака
начинает садиться только по команде.

Чтобы убедиться, насколько прочно закреплен у собаки рефлекс на команду «сидеть»,

ее произносят, не производя нажима на круп. Если ответной реакции не последует, нужно
снова прибегнуть к применению непосредственных раздражителей.

Когда   рефлекс   посадки   на   команду   «сидеть»   будет   сравнительно   прочно   закреплен,

дрессировщик   переходит   к   совершенствованию   этого   навыка,   отрабатывая   у   собаки
выдержку.

Это   делается   так.   После   посадки   собаки   дрессировщик,   удерживая   рукой   конец

длинного поводка, осторожно, чтобы не дернуть за поводок, медленно отходит в сторону,
повторяя команду «сидеть» повышенным тоном.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..