ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК (Сахаров Николай) - часть 1

 

 

Сахаров Николай Алексеевич

ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Собака   сопутствует   человеку   с   незапамятных   времен.   Она   первая   из   животных

приручена людьми в раннюю эпоху человеческой истории. Начиная с конца мезолита, когда
еще   не   знали   других   домашних   животных,   собаки   были   единственными   помощниками
человека   в   суровой   борьбе   за   существование.   По   мере   развития   общества   создавались
породы собак, предназначенные для различных видов хозяйственной деятельности людей.

Сравните ныне живущих диких родичей собаки: шакала и волка – с любой породой

собак, и вы увидите, на какие изменения природы животных способен человек. Здесь, как и в
создании   пород   других   домашних   животных,   «сконцентрирован   труд   многих   сотен
человеческих поколений, вкладывающийся небольшими порциями в течение многих тысяч
лет и доставивший в каждом случае, нечто в своем роде чрезвычайно выдающееся» (Е. А.
Богданов. Происхождение домашних животные 1937, стр. 13.).

Удивительно   ярко   выраженная   привязанность   к   своему   хозяину,   необыкновенная

способность к приобретению полезных навыков, выносливость, изумительно тонкий слух –
все   это   отличает   собаку   от   других   прирученных   животных   и   делает   возможным   широко
использовать ее в современных условиях для самых разнообразных целей.

В биологии  и медицине  они служат  незаменимыми лабораторными  животными  при

изучении самых сложных физиологических и биохимических проблем. В изучении высшей
нервной   деятельности,   кровообращения   и   других   функций   организма   высших   животных
собаки   сыграли   главную   роль   как   экспериментальные   объекты.   Для   этой   цели   собак
повседневно   используют   в   многочисленных   аудиториях   высших   учебных   заведений   и
научно-исследовательских   лабораторий.   Поэтому   в   свое   время   Иван   Петрович   Павлов
указывал на исключительную роль, которую сыграли собаки на благо человечества.

Собаки, верные помощники людей еще в седую старину, остаются и поныне верными

подручными   человека   науки,   человека   труда.   Они   отлично   служат   в   таких   видах
деятельности   людей,   как   охотничий   промысел,   охрана   различных   объектов,   управление
стадами   скота   на   пастбищах,   розыск   затерявшихся   животных   и   вещей,   транспортировка
людей, товаров, снаряжения по труднопроходимым местностям Крайнего Севера и т.п.

Большую роль в охране наших государственных границ играют служебные собаки.
21 июня 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику запаса,

проводнику легендарной розыскной собаки Индус Н. Ф. Карацупа присвоено звание Героя
Советского Союза.  За ряд лет службы  на границе  Никита Федорович и его верный друг
Индус задержали много нарушителей границы.

Отдавая должное мужеству и отваге командира пограничников, необходимо отметить

его мастерство в дрессировке служебных собак.

В годы Отечественной войны (1941–1945 гг.) на собаках эвакуировали раненых с поля

боя и доставляли военные грузы с пунктов боепитания на передовые позиции, куда нельзя
было доставить их иными средствами. Специально подготовленные собаки применялись для
обнаружения мин.

Космос! И здесь, в этой новейшей и исключительной области изысканий человека, не

нашлось   лучшего   посредника,   через   которого   так   достоверно   подтверждены   гипотезы   и
расчеты   ученых.   Космонавты   СССР   не   забудут,   что   собаки   –   разведчики   космоса   –
безупречно сыграли свою роль.

Служебное   использование   экономически   оправдывается   тем,   что,   заменяя   подчас

человека, а иногда выполняя непосильную для него работу, собака не требует больших затрат
на свое содержание.

Несмотря   на   огромные   возможности   и   преимущества   использования   на   различных

службах, область применения собак остается ограниченной из-за недостатка специалистов,
которые могли бы организовать подготовку и применение собак для службы.

В этой книге мы стремились дать тот объем сведений, который необходим практикам,

чтобы   улучшить   качество   дрессировки   и   расширить   масштабы   применения   служебных
собак.

ГЛАВА IV

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ (общие положения)

Дрессировать   –   значит   приучать   животных   к   выполнению   различных   действий   по

желанию   человека.   Поэтому-то   дрессировщик   должен   знать   возможности   обучаемого
животного, его внутреннюю организацию (строение) и физическое состояние.

Дрессировкой   достигают   очень   высокого   совершенства   в   действиях   собаки,

«необычного» для ее естественного состояния. А из этого следует, что в процессе обучения в
организме   животного   должно   произойти   глубокое   изменение   нервной   регуляции   и   чисто
физического   состояния.   Здесь   же   заметим,   что   не   всякий   организм   способен   на   такие
изменения и столь глубокую перестройку внутренней организации. При этом само собой
разумеется, что шансы на успех в обучении будут тем меньше, чем больше нарушений в
сложившейся методике и технике обучения допустит дрессировщик.

Ведь в конечном счете мы желаем путем последовательного воздействия на организм

животного различными раздражителями выработать у собаки желательные ответные реакции
и   затормозить   ненужные.   Процесс   закрепления   определенных   навыков   у   собак   считают
законченным, когда твердо установится связь между командой и выполняемым действием
собаки (условный рефлекс) и отработана необходимая четкость и безотказность в действиях.

С точки зрения учения о высшей нервной деятельности, дрессировка есть не что иное,

как преднамеренная научно обоснованная система приемов для выработки у собак нужных
условных рефлексов на различные звуковые и зрительные сигналы, которые подает человек.

(Дрессировать   (французское   слово)   означает   обучать   животных   реагировать

определенным образом на те или иные условные раздражители. Поэтому слова «обучать» и
«дрессировать» мы всюду употребляем как синонимы.)

Обучение   состоит   в   том,   чтобы   вначале   заставить   собаку   выполнить   определенное

действие   по   общепринятому   сигналу   (команде),   а   затем   повторными   упражнениями
закрепить полученный результат.

Поясним   сказанное   примером.   Чтобы   научить   собаку   сидеть   по   соответствующей

команде, нужно показать, что от нее требуют. Делают это так: дрессировщик произносит
команду «сидеть» и одной рукой нажимает на круп собаки, заставляя ее согнуть задние ноги
и сесть.

Звуковой   сигнал   (команда)   как   условный   раздражитель   всегда   подается   несколько

раньше   непосредственного   или   одновременно   с   ним.   Чтобы   убедиться,   образовался   ли
условный рефлекс, установилась ли необходимая связь между командой и действием собаки,
произносят   команду   «сидеть»,   используя   только   условный   раздражитель.   Если   условный
рефлекс образовался, собака выполнит команду. А это значит, что команда «сидеть» заменила
собой   безусловный   раздражитель.   Если   же   на   поданную   команду   не   последует   нужного
действия, значит, условный рефлекс еще не образовался и дрессировщик обязан повторить
весь процесс сначала, используя при этом непосредственный и условный раздражитель. Мы
вновь подчеркиваем, что в данном случае правильное сочетание между непосредственным и
условным   (заменяющим)   раздражителями   является   крайне   необходимым   условием   для
успешного обучения.

Следовательно, при образовании условного рефлекса непосредственным (безусловным)

раздражителем является тот раздражитель, который вызывает само действие, а условным –

звуковая команда или жест. Чередованием раздражителей и отрабатывают у собак те или
иные навыки. Нельзя забывать, что при отработке навыков на основе принуждения команду
(сигнал) следует применять перед болевым ощущением. Например, при отработке навыка
ходить   рядом   с   дрессировщиком   команду   «рядом»   нужно   произносить   (с   повышенной
интонацией)   перед   рывком.   Только   при   такой   последовательности   процессов   воздействия
собака, услышав команду «рядом», поспешит занять правильное положение у левой ноги
дрессировщика. Если же дрессировщик вначале будет производить рывок поводком, а затем
произносить   слово   «рядом»,   то   оно   не   будет   восприниматься   собакой   как   команда.   Как
сказано выше, в тех случаях, когда звуковой сигнал «сидеть» связывают с непосредственным
раздражителем, т. е. с усаживанием собаки рукой, полученный в результате этого рефлекс
называют   условным   рефлексом   первого   порядка.   Если   же   звуковой   сигнал,   на   который
образовался условный рефлекс первого порядка, связать со зрительным сигналом – жестом,
то   полученный   таким   путем   рефлекс   на   жест   есть   условный   рефлекс   второго   порядка.
Условные рефлексы последующих порядков, начиная со второго, как правило, бывают менее
прочными, чем условные рефлексы первого порядка.

ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДРЕССИРОВКЕ

В зависимости от типа высшей нервной деятельности у взрослых собак по-разному

проявляется   характер   преобладающей   реакции.   У   одних   преобладает   оборонительная
реакция   в   активной,   у   других   –   в   пассивной   форме;   у   некоторых   собак   резче   выражена
пищевая или ориентировочная реакция. Умение определять по поведению собаки характер
преобладающей   реакции   имеет   очень   важное   практическое   значение   в   дрессировке
служебных собак. Наличие той или иной преобладающей реакции требует от дрессировщика
определенного   подхода.   Например,   у   трусливой   собаки   следует,   соблюдая   осторожность,
развивать   смелость   и   злобу;   дрессировку   собак   с   преобладанием   пищевой   реакции
целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях и т.д.

Практикой работы с собаками установлено, что преобладание той или иной реакции не

является неизменным. Достаточно иногда изменить условия, окружающие собаку, и у нее
может   до   некоторой   степени   измениться   и   характер   преобладающей   реакции.   Например,
собака  находится  в таких  условиях  содержания,  где  плохо  с  ней  обращаются,  бьют   ее  и
постоянно   запугивают.   У   такой   собаки   обязательно   проявится   оборонительная   реакция   в
пассивной форме. При виде постороннего человека такая собака обязательно будет проявлять
трусость,   убегать   от   людей,   поджимая   хвост.   И,   наоборот,   когда   с   собакой   обращаются
хорошо, постоянно развивают у нее смелость и злобу к посторонним, у такой собаки всегда
будет   проявляться   оборонительная   реакция   в   активной   форме.   Она   будет   всегда   смело
наступать,   не   проявляя   трусости.   Отсюда   следует,   что   в   процессе   обучения   при   умелом
подходе,   методике  и   технике  дрессировки  у  собаки  складывается   определенный  характер
преобладающей   реакции   и   соответствующее   поведение.   Из   трусливой   можно   выработать
смелую и активную собаку, но бывают и обратные результаты. Могут встретиться собаки, у
которых почти невозможно достигнуть какого-либо изменения в характере независимо от
методики и техники дрессировки.

Здесь имеется в виду в первую очередь возраст. У старой собаки с преобладающей

оборонительной реакцией в пассивной форме невозможно выработать активную форму.

В сложившемся организме трудно преодолеть консерватизм; молодые животные легко

реагируют на изменения внешней среды. Как известно, собаки, как и другие животные, со
дня   рождения   имеют   ответные   реакции,   которые   с   возрастом   все   время   обогащаются
условными рефлексами. Это обогащение особо возрастает у собак в процессе дрессировки,
где,   помимо   естественных   раздражителей,   применяются   искусственные.   Если   у   собаки
преобладает   пищевая   реакция,   ее   дрессируют   на   лакомство.   На   собаку   с   преобладанием

оборонительной реакции в активной форме можно наступать смело, а в пассивной – еще
легче и т.д. В каждом случае учитывается преобладающая реакция.

МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ

В практике дрессировки служебных собак применяются следующие методы: 
1.   Так   называемый   механический   метод.   При   этом   воздействуют   на   собаку

раздражителями, причиняющими собаке неприятные (болевые) ощущения.

2. Вкусопоощрительный, где вся дрессировка построена исключительно на лакомстве,

без принуждения. Таким в основном методом пользовался покойный Владимир Дуров.

3. Контрастный метод, в котором при воздействии на собаку участвуют механические и

пищевые раздражители.

4.   Метод   подражания,   основанный   на   способности   собаки   «перенимать»   действия

других собак.

Как   известно,   одинаковых   собак   нет:   у   одной   условный   рефлекс   образуется

сравнительно быстро, у другой – медленнее.

Иногда дрессировщик долго трудится, чтобы вызвать у собаки лай на команду; здесь

можно   применить   метод   «перенимания»,   совместить   занятия   плохо   работающих   собак   с
хорошо работающими.

Мы   уже   упоминали   выше   о   так   называемом   контрастном   методе   дрессировки,

состоящем в чередовании принуждения с поощрением. В практической работе этот метод
является   более   эффективным,   чем   все   другие.   В   контрастном   методе   последовательно
чередуются   болевые   раздражители   для   принуждения   и   пищевые   –   для   поощрения.   Если
собака   по   угрожающей   команде   не   выполняет   требуемого   действия,   ее   принуждают   к
выполнению,   причиняя   боль.   Если   же   требование   дрессировщика   выполнено,   собака
немедленно   получает   кусочек   мяса   и   ласковое   одобрение   командой   «хорошо».   При
повторении таких контрастных приемов у собаки быстро устанавливается условная связь,
животное   начинает   отличать   сигналы,   причиняющие   боль,   от   сигналов,   сопровождаемых
лакомством. Контрастный метод  позволяет ускорить процесс  дрессировки  и обеспечивает
безотказное   выполнение   собакой   требований   дрессировщика   в   различных   условиях   и
обстановке.

Собаку можно выдрессировать и без применения резких контрастов, на одних болевых

или на одних пищевых раздражителях.

Но собака,  которую дрессируют   только на  болевых  раздражителях,  может оказаться

задерганной,   у   нее   нарушится   требуемый   контакт   с   дрессировщиком.   Собаки   же,
выдрессированные только на пищевых раздражителях, бывают ненадежными в исполнении
команд дрессировщика. При встрече с сильным отвлечением у таких собак условный рефлекс
тормозится   и   команда   остается   невыполненной.   Собака   может   выйти   из-под   влияния
дрессировщика.   На   одном   вкусопоощрительном   методе   почти   невозможно   выработать   у
собаки   безотказного   повиновения.   Кроме   того,   очень   трудно   дрессировать   сытых   собак,
последние иногда не проявляют большого желания к лакомству. Вместе с тем удлиняются
сроки дрессировки, так как здесь отсутствует принуждение.

Следовательно,   наиболее   надежным   и   результативным   методом   дрессировки   будет

контрастный метод с использованием пищевого и болевого раздражителей.

ВИДЫ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

В   процессе  дрессировки   собак   применяют   различные  раздражители,   которые,   как   и

рефлексы, делятся на безусловные и условные.

К безусловным раздражителям относят пищу, рывок поводком, удар хлыстом и другие

приемы, вызывающие болевые ощущения. Приемы, причиняющие боль, вызывают только
оборонительную ответную реакцию.  Разные по силе болевые раздражители  применяют  в
зависимости   от   индивидуальных   особенностей,   обусловленных   типом   высшей   нервной
деятельности, и чаще всего только как фактор принуждения и запрещения.

К   условным   раздражителям   относятся   все   словесные   команды,   жесты   и   другие

звуковые   и   зрительные   сигналы.   Ими   пользуются   для   управления   поведением   собаки   во
время занятий и использования на службе.

Команды   подразделяются   на   основные   и   вспомогательные.   К   основным   относятся

такие, на которые у собак вырабатывают основной навык.

Вспомогательные   команды   используются   только   для   образования   дополнительного

условного рефлекса. Например, при выборке собакой предметов подается команда «нюхай»,
так как на эту команду выработан определенный навык выбирать нужные предметы из ряда
других по запаху. Вспомогательными командами здесь являются слова «хорошо» и мягкое
«фу». Команда «хорошо» применяется во всех случаях правильной выборки предметов, а
команда «фу» в мягком тоне при ошибках.

По   своему   словесному   обозначению   все   основные   команды   бывают   постоянными

(неизменяемыми).   О   постоянстве   и   стандартности   в   произношениях   словесных   команд
необходимо   сказать   несколько   слов.   Если   на   команду   «аппорт»   собака   почему-либо   не
реагирует, не схватывает указанного ей предмета, неопытный дрессировщик, желая усилить
команду «аппорт», произносит новые для собаки слова: подай, принеси и т.п.

Эти новые, незнакомые слова не помогают ему, они сбивают собаку с толку, она не

понимает,   чего   от   нее   требуют.   В   данном   случае   единственно,   что   поможет   делу,   это
настойчиво и энергично повторять только команду «аппорт», на которую у собаки образован
условный рефлекс. Любые новые слова непонятны для дрессируемой собаки.

Жест   –   зрительный   сигнал,   он   является   таким   же   условным   раздражителем,   как   и

команда голосом.

Выработка   ответной   реакции   на   жест   производится   после   образования   условного

рефлекса на звуковую команду.

При   одновременной   выработке   условного   рефлекса   на   звуковую   команду   и   жест

условный рефлекс может образоваться быстрее на жест.

Однако   в   порядке   соблюдения   последовательности   требуется   вначале   отрабатывать

навык на звуковые команды и только после этого на жест.

Кроме   перечисленных   выше   условных   раздражителей,   основным   и   самым   сильным

раздражителем является для собаки сам дрессировщик.

По   А.   П.   Орлову,   дрессировщик   является   для   собаки   сложным   комплексным

раздражителем.   Он   с   особой   значимостью   воздействует   на   дрессируемую   собаку   прежде
всего   своим   поведением   (внешним   видом),   ростом   и   формой   одежды,   манерой   своих
движений, интонацией голоса, мимикой лица, а также своим индивидуальным запахом, к
которому собака особенно привыкает.

В первый период дрессировки, когда отрабатывают навыки общего курса, используют

раздражители   средней   силы,   за   исключением   случаев,   когда   нужно   приостановить
нежелательные действия. Но во всех случаях принуждению должна предшествовать команда
дрессировщика в угрожающем тоне, в дальнейшем достаточно будет произнести команду
строгим   тоном   и   собака   незамедлительно   выполнит   требования   дрессировщика:   команда
заменит болевые раздражители.

Пищевые   безусловные   раздражители   играют   различную   роль.   В   одном   случае   их

применяют для выработки основного условного рефлекса на соответствующую команду, в
другом – для ускорения дрессировки путем контраста, т. е. дачей лакомства за выполнение
команды и лишением награды при невыполнении.

Для закрепления пищевого рефлекса и связи его с нужной командой используют мясо.

Поощряя выполнение команд, мясо скармливают маленькими кусочками.

Во   всех   случаях   момент   дачи   лакомства   связывают   с   командой   «хорошо».   При

повторении   такого  приема   у  собаки   образуется   условный   рефлекс   на   команду   «хорошо»,
которая потом будет заменять лакомство.

Здесь следует вообще напомнить о манере дачи лакомства. Опытный дрессировщик с

маленьким кусочком мяса возбудит собаку значительно сильнее, чем неопытный.

ОТВЛЕКАЮЩИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Для дрессировщика этот вид раздражителей имеет особое значение.
Отвлекающими раздражителями могут быть предметы и явления в окружающей среде

или   такие   ощущения,   которые   возникают   внутри   организма:   голод,   жажда   и   другие,
действующие на собаку сильнее, чем раздражители, применяемые дрессировщиком. Чтобы
собака не выходила из подчинения дрессировщика, он должен выработать у нее безразличное
отношение   к   отвлекающим   факторам.   Для   этого   необходимо,   чтобы   раздражители,
применяемые   дрессировщиком,   были   сильнее,   чем   отвлекающие,   так   как   более   сильные
раздражители затормаживают действие более слабых. В период дрессировки собаку нужно
поставить   в   такие   условия,   чтобы   влияние   дрессировщика   было   безраздельно
господствующим. Достигается это следующим способом. В первые дни при отработке курса
общей дрессировки занятия проводят в уединенном тихом месте до тех пор, пока не будет
установлена прочная связь дрессировщика с собакой и отработаны некоторые навыки. Затем
занятия   переносят   в   условия,   приближенные   к   реальной   обстановке,   где   имеются
отвлекающие факторы (хождение людей, скота, движение транспорта и т.д.).

По мере усиления влияния дрессировщика на поведение собаки внешние отвлечения

усложняют.   Затем   отрабатывают   четкое   исполнение   команд   в   условиях   большого   числа
отвлечений, и только потом можно переходить к тренировкам в условиях так называемого
физического отвлечения (голодание, холод, жара и т.д.).

Безусловно,   в   ходе   занятий   необходимо   учитывать   особенности   типа   нервной

деятельности   собаки.   Некоторые   отвлечения   собаки   можно   объяснить   повышенным
ориентировочным рефлексом и слабым действием применяемого раздражителя.

В   таких   случаях   дрессировщик   обязан   воздействовать   на   собаку   командой   с

угрожающей интонацией.

Если   собака   боится   отвлекающего   раздражителя,   ее   прежде   всего   нужно   успокоить

лаской, поглаживанием, а потом принять меры к устранению данного раздражителя.

Такие, более сильные, отвлечения естественно заслоняют влияние дрессировщика на

собаку, и последняя иногда выходит из подчинения.

Дрессировщик   должен   уметь   вырабатывать   и   развивать   у   собаки   безотказность

исполнения его приказаний даже при влиянии отвлекающих раздражителей.

ИНТОНАЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ДРЕССИРОВКЕ

Звуковые   команды   необходимо   произносить   четко   и   достаточно   громко,   используя

различную интонацию. Нельзя допускать, чтобы голос дрессировщика был монотонным: и
низкий и высокий тембры одинаково непригодны, если всегда пользоваться только каким-
либо одним из них.

Выше сказано, что у собак изумительно развит слух, поэтому они остро реагируют на

голосовые вариации как по силе, так и продолжительности звучания. Мы обращаем на это
особое внимание потому, что звуковые сигналы – это средство общения дрессировщика с
собакой, это «язык», которым человек может управлять и требовать от собаки выполнения
определенных   действий.   Голос   является   важнейшим   элементом,   которым   человек
воздействует на обучаемых животных, подчиняя их своей воле.

Неправильная подача команд, нарушение установившихся правил использования голоса

может сделать работу по дрессировке совершенно бесплодной.

В практической работе, с самого начала и особенно при отработке навыков по курсу

общей дрессировки, нужно четко разграничивать звуковое содержание различных команд;
например,   угрожающие   команды   подаются   резко,   строгим,   повышенным   тоном,   а
одобряющие – несколько протяжно и ласково.

Благодаря правильному чередованию интонаций у собак образуются условные связи на

голос дрессировщика: наказание – и строгий тон, поощрения – и спокойный, ласкающий
голос.

В   практической   работе   нужно   помнить,   что,   если   собака   не   выполняет   требований

дрессировщика,   он  немедля  повторяет  ту  же   команду,  но  повышенным  тоном,  в  котором
звучит угроза, предупреждающая о наказании.

В   противоположность   этому,   когда   требования   выполнены,   команда   произносится   с

ласковой одобряющей интонацией! Собаки четко отличают разницу в интонациях, и у них
вырабатывается   условный   рефлекс,   подсказывающий,   что   за   угрожающим   тоном   всегда
следует неприятность со стороны дрессировщика и за ласковым и спокойным – обязательное
поощрение.

Рис.   19.   Схема   взаимоотношений   команд   с   угрожающими   и   поощряющими

интонациями.

Покажем   значение   интонаций   на   примере   обучения   собаки   ходить   рядом   с

дрессировщиком.   Если   собака   далеко   выбегает   вперед   или   отстает,   тогда   ее   каждый   раз
рывком поводка возвращают к ноге. При этом произносят команду «рядом» повышенным
угрожающим тоном. А при нахождении собаки у ноги (правильное положение) связывают с
той   же   командой   «рядом»,   но   произносимой   мягким   ласковым   тоном.   После   нескольких
повторений у собаки образуется новый условный рефлекс на интонацию; команда «рядом»,
подающаяся   в   угрожающем   тоне,   будет   обозначать   условно   грядущую   неприятность,   и,
чтобы   избежать   этого,   собака   по   такому   сигналу   возвратится   немедленно   к   левой   ноге
дрессировщика. Теперь собака не отходит от ноги лишь в силу действия одной команды, она
чувствует, что только при нахождении у ноги дрессировщика ей спокойно и хорошо, что
ласковый голос своего хозяина она слышит именно при нахождении на этом месте.

Каждый  отход   собаки   от   ноги   сопровождается   строгой  командой,  которая  влечет  за

собой сильный рывок поводком. По мере того как собака хорошо освоится с интонациями,
процесс дрессировки резко ускоряется. Нельзя допускать надуманных, вольных голосовых

вариаций   и   незнакомых   слов,   потому   что   собака,   заметив   фальшь,   будет   недоверчиво
относиться   к   произносимым   командам   (сигналам)   дрессировщика.   Правильные,   вовремя
применяемые интонации входят в привычку самого дрессировщика, и он воспроизводит их
быстро, своевременно и точно.

В свою очередь это экономит время и повышает результативность проводимых занятий.

ПРИНУЖДЕНИЯ

Большое   значение   в   дрессировке   собак   имеет   способ   принуждения   (заставляющий

фактор).   Принуждение   позволяет   выработать   безотказность   исполнения   требований
дрессировщика   независимо   от   различных   отвлекающих   факторов.   Под   принуждением
понимают   такие   приемы   дрессировщика,   которые   насильственно   заставляют   собаку
выполнять упражнения.

Принуждение тормозит все действия собаки, которые не нужны дрессировщику. Меры

принуждения необходимы потому, что многие наши требования неприятны для собаки и она
не будет исполнять их добровольно.

К   принуждению   прибегают   даже   в   том   случае,   когда   отрабатывают   самые   простые

упражнения: сидеть, лежать и др.

Если   собака   отказывается   выполнять   знакомые   ей   команды,   дрессировщик   обязан

насильно добиться послушания. Во всех случаях, когда требуется принудить собаку, нельзя
делать ей уступок, иначе влияние дрессировки будет потеряно.

К способам принуждения относятся: рывок поводком, нанесение болевого раздражения

строгим ошейником, удар хлыстом и т.п. Некоторые специалисты служебного собаководства
пытаются отрицать необходимость применения хлыста в ходе занятий, но, на наш взгляд,
такие   высказывания   неосновательны.   Хлыст   как   способ   принуждения   в   руках   опытного
дрессировщика   является   незаменимой   вещью,   если   имеешь   дело   с   собаками,   у   которых
преобладает активно-оборонительная реакция. Но применение хлыста должно быть связано
по  времени   с  моментом  отказа   собаки   от   выполнения   требований  как  последняя   мера,  к
которой прибегают тогда, когда собака не выполняет требований дрессировщика не только
после обычной команды, но и после того, как он произносит команду в угрожающем тоне и
повторяет ее. Только в этом случае следует немедленно применить хлыст или рывок строгим
ошейником.  Здесь угрожающая  команда,  подкрепленная  болевым  ощущением,  становится
предупредительным сигналом о последующем наказании, и требуемое действие выполняется
немедленно. Но как только собака по первому требованию выполнит упражнение, ее нужно
немедленно поощрить лакомством и одобряющей командой.

В   последовательном   применении   угрозы   и   поощрения   и   заключается   принцип

контрастного метода дрессировки. Здесь, собаке предоставляется выбор между выполнением
с   его   приятными   последствиями   и   невыполнением   с   наказанием.   Можно   вообще   не
применять сильных средств принуждения (хлыст) и ограничиваться более слабыми. Но с
отдельными собаками, у которых ярко выражены активно-оборонительная реакция и сильная
возбудимость, следует не церемониться и не ограничиваться полумерами, а использовать все
способы принуждения вплоть до применения хлыста.

Применение   принудительных   действий   имеет   особенное   значение,   когда

дрессировщику   приходится   заглушать   у   собаки   врожденные   инстинкты.   Например,
набрасывание дрессируемой собаки на другую. В таких случаях полумерой не обойдешься.
Против возбудившегося инстинкта требуется применить сильные средства принуждения.

Следовательно,   о   значении   принуждения   можно   сказать,   что   оно   является   в   одном

случае   средством   дрессировки   и   в   другом   случае   –   фактором   принуждения,
вырабатывающим у собаки безотказность выполнения.

Если   принуждение   будет   применяться   своевременно   и   правильно,   оно   не   повредит

делу,   и   дрессировка   будет   протекать   успешнее.   Собаку   можно   выдрессировать   и   без

принуждения, но тогда трудно надеяться на безотказное исполнение команд. Безотказность в
выполнении   требований   достигается   только   с   применением   принуждения   определенной
строгости.

ПООЩРЕНИЯ И ЗАПРЕЩЕНИЯ

Разбирая   сущность   и   значение   принуждения   в   дрессировке   служебных   собак   как

сильного безусловного раздражителя нельзя умолчать о значении и способах применения
поощрения и запрещения, которые тесно связаны с принуждением.

К   поощрениям   относятся:   звуковая   дополнительная   команда   «хорошо»,   легкое

поглаживание собаки и все виды лакомства. Чтобы как-то оттенить, что собака своевременно
и четко выполняет требования дрессировщика (хозяина), ее поощряют, произносят команду
«хорошо», поглаживают и дают лакомства. Команду «хорошо» всегда произносят в мягком,
ласковом тоне.

Для запрещения нежелательных действий собаки применяется запрещающая команда

«фу», обязательно сопровождаемая строгим тоном, а иногда наносится удар хлыстом или
рывок поводком.

Необходимо указать, что молодые дрессировщики часто злоупотребляют запрещающей

командой «фу», применяют ее, когда нужно и не нужно, это гибельное дело. При частом
употреблении   этой   команды,   она   как   запрещающий   фактор   теряет   свое   значение.   Для
устранения отдельных незначительных отклонений в действиях собаки вместо команды «фу»
можно дать основную соответствующую команду с повышенной интонацией, например, если
будет замечено, что собака во время охраны вещей на что-то отвлекается, то вместо команды
«фу» повышенной интонацией применяется основная команда «охраняй» и т.д.

Следует   знать,   что   запрещающая   команда   не   является   противоположностью

дополнительной команде «хорошо».

Запрещающая команда «фу» является совершенно самостоятельной командой, общим

тормозным   сигналом   для   всех   нежелательных   действий   собаки   и   сильным   условным
раздражителем, вызывающим у нее ярко выраженную пассивно-оборонительную реакцию.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА ДРЕССИРОВКУ

Практические   занятия   по   дрессировке   служебных   собак   проводятся   в   различных

условиях местности, в разное время года и суток. Внешние условия, в которых проводятся
занятия, по-разному влияют на ход дрессировки и ее результаты.

Одни явления внешней среды способствуют ускорению и закреплению отрабатываемых

навыков,   другие   затрудняют   этот   процесс.   Если   на   участке   местности,   где   проводятся
занятия,   окажется   много   отвлекающих   раздражителей,   работа   будет   затруднена.
Вырабатываемые   условные   рефлексы   под   воздействием   сильных   отвлекающих
раздражителей будут затормаживаться, и собака откажется повиноваться дрессировщику.

Отвлекающие раздражители бывают как внешнего, так и внутреннего происхождения, и

все они в одинаковой мере относятся к явлениям, вызывающим отвлечения. Например, шум
выстрелов,   домашние   животные,   находящиеся   вблизи   места   дрессировки,   состояние
здоровья   дрессируемой   собаки   –   все   это   в   равной   мере   отвлекает   собаку.   Степень
воздействия   отвлекающих   раздражителей   зависит   от   прочности   выработанного   условного
рефлекса.

Жара,   а   равно   и   холод   являются   сильными   отвлечениями,   влияющими   на

физиологическое состояние, они снижают заинтересованность к проводимым занятиям. При
высокой температуре воздуха собака быстро утомляется и становится неработоспособной.

Поэтому в летнее время занятия следует начинать рано  утром. При этом переход к

повышенной   температуре   полудня   происходит   постепенно,   и   собака   легче
приспосабливается к жаре. Очень низкая температура зимой также отрицательно сказывается
на работе собаки, она настолько трудно переносит холод, что зачастую отказывается отвечать
на сигналы дрессировщика. Отвлекающие факторы физиологического характера: усталость,
голод, присутствие суки в период пустовки и т.п. – отрицательно влияют на дрессировку.

Борьба   с   подобными   видами   отвлечений   особенно   трудна,   так   как   они   относятся   к

явлениям   физиологического   характера,   и   устранить   их   можно   только   более   сильными
средствами воздействия.

Влияние внешних условий  сказывается  с особой  силой при  дрессировке розыскных

собак.   Обычно   при   сильном   ветре   оставленный   на   следу   запах   быстро   исчезает,   это
затрудняет работу собаки по следу; встречный же ветер облегчает обыск местности. В меру
влажная и покрытая травой почва дольше удерживает оставленный на следу запах, чем сухая,
каменистая   и   т.д.   Занимаясь   с   розыскными   собаками,   всегда   надо   учитывать   рельеф
местности, время года и суток, температуру воздуха и другие природные условия.

Свежесть   воздуха   является   одним   из   самых   благоприятных   условий   для   занятий   с

собаками.

Для повышения качества и результатов занятий по дрессировке необходима постоянная

смена мест: новые впечатления повышают у собак заинтересованность в работе, у розыскных
собак повышается энергия и активный поиск.

В первые дни практических занятий еще мало подготовленные собаки при воздействии

отвлечений проявляют иногда нежелательные действия, набрасываются на мимо проходящих
людей   и   домашних   животных.   Такого   рода   действия   должны   немедленно   пресекаться
самыми сильными средствами принуждения вплоть до нанесения удара хлыстом.

Отвлечения, какие бы они ни были, затрудняют дрессировку и дрессировщик должен с

этим постоянно вести борьбу.

Ориентировочная   реакция   у   собак   также   по   мере   ознакомления   с   новыми

раздражителями постепенно снижается, и собака начинает проявлять безразличное к ним
отношение.

ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ

В   ходе   проведения   практических   занятий   по   дрессировке   служебных   собак   нередко

дрессировщики   допускают   различного   рода   ошибки.   В   результате   этого   у   собак
вырабатываются   разные   нежелательные   привычки,   которые   сильно   мешают   нормальной
работе.

Ошибки,   встречающиеся   при   дрессировке,   принято   подразделять   на   тактические   и

технические.

К   ошибкам   тактического   порядка   относят   неправильности,   вытекающие   из   самой

организации   занятий,   когда   формы   проведения   их   недостаточно   продуманы.   Собаки
отказываются   выполнять   команды,   если   в   глаза   падают   прямые   лучи   солнца   или   если
животных заставляют ложиться на сырую почву. Чаще это бывает при групповых занятиях.
Если дрессировщик не заметит этих ошибок, он не поймет причины плохой работы собак,
без нужды  будет повышать интонацию, прибегать к грубым принуждениям. В результате
собаки станут задерганными и запуганными. К такому же роду тактических ошибок нужно
отнести случаи, когда дрессировщик не придает значения систематической смене участков
местности, где ведутся занятия. Проведение занятий на одном и том же участке способствует
появлению   нежелательных   привычек.   Например,   дрессируя   собак   для   связи   только   по
дорогам, мы незаметно для себя вырабатываем привычку ориентироваться только во время
движения по дорогам. В результате таких ошибок в обучении выдрессированная собака при
службе   по   связи   будет   сходить   с   правильного   направления,   переключаться   на   дороги.

Подобные   нежелательные   связи   могут   образовываться   у   собаки   и   при   обучении   на
розыскную и другие виды служб.

Если каждый раз на одной и той же местности будем проводить занятия с розыскной

собакой, то у нее возникает такая связь с данной обстановкой, что в новых условиях собака
будет работать по следу с большими ошибками. Аналогичное явление возникает, когда следы
прокладываются   несколько   раз   подряд   в   одно   и   то   же   место.   При   этом   у   собаки
вырабатывается   нежелательная   связь   ходить   только   в   определенное   место.   Собака   будет
сбиваться   со   следа,   проложенного   в   другом   направлении.   При   контрольной   выборке
предметов   некоторые   дрессировщики   по   невнимательности   путают   искомый   предмет   с
другим и во время правильной выборки дают собаке запрещающую команду. Такие действия
портят собаку.

К   этой   группе   ошибок   можно   причислить   действия,   при   которых   не   учитывается

«психология»   собаки   и   требования   дрессировщика   остаются   непонятными.   А   поскольку
действие дрессировщика непонятно собаке, то и отказ ее в выполнении требований также
может остаться неясным для дрессировщика.

К ошибкам технического порядка относятся все неправильности, связанные с техникой

отработки   навыков:   неумение   давать   собаке   лакомство,   пользоваться   поводком,
неправильные интонации во время подачи команд и т.д.

Грубейшей   ошибкой   следует   считать,   когда   дрессировщик,   желая   наказать

провинившуюся   собаку,   подзывает  ее   командой   «ко  мне»  и  при   подходе   наказывает.  Это
явная порча собаки: два-три таких и им подобных поступка – и собака откажется выполнять
команду, не будет подходить на подзыв.

Во   избежание   перечисленных   ошибок   мы   настойчиво   рекомендуем   тщательно

продумывать организацию и порядок проведения каждого занятия и уделять внимание своим
действиям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

Полевые практические занятия по дрессировке служебных собак составляют стройную

и   последовательную   систему   обучения.   Отработка   у   собак   любых   навыков   производится
путем применения целого комплекса разнообразных по технике построения приемов.

Вся система обучения (процесс дрессировки служебных собак) условно подразделяется

на три последовательных периода: 

а) общий курс дрессировки; 
б) вспомогательный курс дрессировки; 
в) специальный курс дрессировки.
В   первом   периоде   обучения   у   собак   отрабатывают   простые   навыки   (общее

послушание),   состоящие   из   одного   условного   рефлекса   первого   и   второго   порядка.
Устанавливается   и   до   некоторой   степени   закрепляется   связь   (контакт)   между
дрессировщиком и дрессируемой собакой. Выявляются наклонности собак к тому или иному
виду службы.

Во   втором   –   собак   обучают   более   сложным   навыкам   вспомогательного   характера,

которые потом становятся как бы отдельными звеньями общей цепи специальных навыков
для той или другой службы.

В третьем периоде, завершающем, собак готовят строго по определенному профилю

специального цикла, например, сторожевых собак, розыскных, караульных и т.д.

Однако   здесь   следует   оговориться,   что   резко   установить   границы   между   условно

обозначенными   периодами   обучения   нельзя,   потому   что   на   протяжении   всего   срока
дрессировки   параллельно   сложным   навыкам   все   время   совершенствуются   и   повторяются
навыки общей дрессировки.

Практика обучения собак показывает, что успех работы во многом зависит от решения

следующих вопросов: 

а) насколько умело организуются и методически правильно проводятся практические

занятия; 

б) хорошо ли сам дрессировщик владеет теорией, умеет ли правильно анализировать

свои действия и поведение собаки; 

в) насколько искусно владеет техникой обучения собак сам дрессировщик; 
г) правильно ли подобраны собаки по служебным качествам и особенностям поведения;
д)   насколько   благоприятны   условия   окружающей   среды,   в   которых,   проводятся

практические занятия.

В   ходе   занятий   всегда   должен   соблюдаться   принцип   систематичности   и

последовательности.   Нельзя   достигнуть   успеха,   когда   забываешь   о   последовательности.
Стройная система, последовательность позволяют лучше и правильнее подобрать приемы
для отработки навыков; связать навыки в единую систему всегда следует увязывать вновь
отрабатываемый навык с ранее пройденным.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ И РОЛЬ

ПОМОЩНИКОВ

Хороший дрессировщик – хозяин и властелин собаки, которая отлично выделяет его

среди посторонних людей и беззаветно доверяет только ему одному.

Степенью   привязанности   собаки   к   своему   хозяину   определяется   ее   послушание.

Недоверие к дрессировщику пагубно отражается на результатах всего комплекса обучения
собаки.

Нормальное   взаимоотношение   между   дрессировщиком   и   собакой   всего   лучше

достигается   систематическим   их   общением.   Ласковое   обращение,   внимательный   уход   и
хорошее кормление являются лучшими средствами установления контакта.

Как   известно,   собаки   обладают   разным   характером,   разной   возбудимостью   нервной

системы, поэтому поведение дрессировщика во время работы с собакой может передаться и.
ей. Приходилось наблюдать, как вялость в поведении дрессировщика затормаживает живость
в движениях у собаки.

Дрессировщик должен хорошо знать собаку, постоянно присматриваться к ней, изучать

каждое изменение в ее поведении. Он должен быть в меру требовательным, энергичным,
жизнерадостным, достаточно терпеливым, постоянно следить за своим голосом, не забывая,
что ободряющую и угрожающую команды нужно произносить настолько четко, чтобы их по
интонации   можно   было   отличить   одну   от   другой.   Нужно   уметь   обращаться   с   собаками,
учитывая   тип   их   нервной   деятельности:   с   трусливыми   требуется   более   осторожное
обращение, чем с более смелыми, сильными и злобными.

В   процессе   занятий   могут   появиться   во   взаимоотношениях   с   собакой   отдельные

шероховатости,   собака   иногда   проявляет   нежелательные   для   дрессировщика   действия.   В
таких случаях дрессировщик обязан немедленно применить угрожающие интонации, требуя
от собаки выполнения приказаний.

Если собака упрямится, то сейчас же со стороны дрессировщика должны быть приняты

самые решительные меры вплоть до нанесения удара хлыстом. А когда требования будут
выполнены, снова из уст дрессировщика доносятся мягкие и ласковые тона в голосе – вот это
и есть основной принцип взаимоотношений, он всегда должен проходить красной нитью в
ходе каждого практического занятия.

Впервые знакомясь с собакой, дрессировщик должен иметь в виду, что злобная собака

может наброситься на него, а трусливая обычно убегает.

Иногда   собака   не   набрасывается   и   не   убегает,   но   и   не   подпускает   к   себе:

настораживается, недоверчиво следит за движением незнакомого человека, зачастую ворчит.

Здесь   требуется   находчивость   и   осторожность   со   стороны   дрессировщика.   Малейшая
оплошность может повлечь за собой неприятность.

Если дрессировщик проявит робость и будет стоять перед собакой в нерешительности

или попытается уйти от нее, собака может наброситься на него. При данных обстоятельствах
нужно   назвать   кличку   собаки,   смело   подойти   к   ней   и   моментально   взять   за   ошейник;
повторяя   названную   кличку,   свободной   рукой   ласково   погладить   собаку,   пристегнуть
поводок,   замотать   легко   тесьмой   морду,   выйти   из   помещения   и   погулять   с   ней.   Собака,
которая   проявляет   трусость,   требует   иного   подхода,   ее   прежде   всего   располагают   к   себе
осторожным, ласковым обращением и скармливанием пищи.

Для отработки у собак навыков вспомогательного и специального цикла дрессировщик

имеет помощника, знакомого с теорией и техникой дрессировки. Помощник должен уметь
правильно оценивать поведение собаки, быть смелым, увертливым и точно выполнять все
указания и требования дрессировщика.

В   упражнениях   для   развития   у   собаки   злобы,   а   также   при   обучении   сторожевой   и

караульной службе помощнику принадлежит активная роль.

В   процессе   дрессировки   на   караульную,   розыскную   и   сторожевую   службы   нужно

систематически менять помощников, чтобы дрессируемые собаки с ними не свыклись. Число
помощников назначают в зависимости от отрабатываемых навыков.

При   дрессировке   розыскных   собак   помощники   главным   образом   используются   для

прокладки следов, при обыске местности и помещений.

Особую роль помощник выполняет при обучении собак для связи, здесь он является

равноценным хозяином дрессируемой собаки, он в одинаковой мере располагает собаку к
себе, как и основной дрессировщик: убирает и кормит ее.

Во всех случаях работой помощников руководит дрессировщик, который каждый раз

напоминает помощнику о его действиях в том или другом приеме.

О ПРИЕМАХ И НАВЫКАХ

При обучении служебных собак пользуются определенными, сложившимися в практике

приемами. Прием – это своеобразный подход, техника воздействия на собаку при отработке у
нее какого-либо навыка.

Приемы   по   техническому   построению   бывают   очень   разнообразные.   В   каждом

конкретном случае соответственно отрабатываемому навыку дрессировщик применяет тот
или иной прием.

Например, чтобы научить собаку садиться по команде, поступают так: держа поводок

правой рукой, тут же вслед за командой «сидеть» левой рукой нажимают на круп собаки,
принуждая ее сесть.

Действуя таким способом, дрессировщик добивается образования у собаки условного

рефлекса на звуковой сигнал, т. е. команду «сидеть». Но это не единственный прием, навык
посадки   на   команду   «сидеть»   можно   отработать   другим   способом.   Наступить   ногой   на
поводок и держать кусок мяса над головой собаки, она обязательно поднимет морду вверх и
вынужденно сядет. И вот этот момент посадки увязывают с командой.

Следовательно, в каждом отдельном случае в зависимости от условий и возможности

применяют наиболее рациональный способ подхода (прием); каждый раз независимо от цели
дрессировки  следует  изыскивать лучший  способ  подхода  к  собаке и  применять  наиболее
рациональную  технику  обучения.  Чем  больше  будет  проявлено  творческой  инициативы  в
техническом построении приемов, тем успешнее будет проходить процесс дрессировки.

Навыком   называют   умение   собаки   выполнять   действия,   приобретенные   в   процессе

дрессировки. Навык является результатом применения определенных приемов.

Отрабатываемые у собак навыки по своему характеру делятся на простые и сложные. К

простым относятся навыки, состоящие из одного условного рефлекса 1–2-го порядка, к более

сложным   относятся   такие,   которые   включают   несколько   условных   рефлексов,   например,
выборка розыскной собакой предмета по запаху. В данном случае по команде дрессировщика
собака   должна   подойти   к   предметам,   выбрать   среди   них   нужную   вещь,   поднести   ее   к
дрессировщику и сесть перед ним. В этом навыке ясно выражен целый комплекс ответных
реакций.

ПОНЯТИЕ О СЛЕДЕ И КОМПОНЕНТАХ ЗАПАХА

Откуда и каким образом появляется индивидуальный запах человека на следу и что

понимается под словом «след», дрессировщику эти вопросы должны быть хорошо понятны.

Если мы разольем в смежной комнате одеколон, то первые секунды люди, находящиеся

за стенкой, запаха не почувствуют. Запах одеколона, распространяясь по помещению, дойдет
до них лишь спустя некоторое время. Чем больше помещение, тем слабее будет ощущаться
запах,   чем   меньше   помещение   и   свежее   воздух,   тем   сильнее   чувствуется   запах.
Распространению   запаха   способствует   перемещение   воздуха.   Пахучие   вещества   по   силе
запаха и стойкости неодинаковы: одни более стойкие, другие менее. Мы также знаем, что
запах   может   поглощаться   другим,   более   сильным.   Например,   многие   неприятные   запахи
исчезают при опрыскивании помещения другой жидкостью с более приятным запахом.

Так и запах человека, оставшийся на следу или предметах, тоже может затушевываться

другими запахами, встречающимися на пути движения.

Под понятием слова «след» в дрессировке собак предполагаются мельчайшие частицы

(молекулы) пахучих веществ.

Организм человека постоянно выделяет пот, который распространяется в окружающую

среду в виде мельчайших частиц. Запах пота даже одного и того же человека может быть
разным по силе распространения в пространстве. Например, у взволнованного человека пот
обычно пахнет сильнее, чем у находящегося в спокойном состоянии. Запах выделяемого пота
больше всего концентрируется между пальцами ног и под мышками, поэтому эти части тела
пахнут значительно острее других.

Исходящий   от   человека   запах   проникает   через   обувь,   одежду,   попадает   в   воздух,

задерживается на почве и предметах, к которым прикасался человек. Запах этот у каждого
человека специфичен, и служебные собаки, особенно розыскные, благодаря тонко развитому
аппарату обоняния способны различать, дифференцировать индивидуальные запахи людей.

Но использовать эту способность собака может только в том случае, если она вначале,

от исходной точки, хорошо восприняла нужный в данном случае определенный запах и все
время на пути следа сможет отличать его от встречающихся на пути других запахов. Ведь во
время работы розыскной собаки по следу могут к первоначальному запаху присоединиться
другие, которые изменят его (хотя между ними и сохранится некоторая связь). Бывает и так,
что на протяжении пути первоначально воспринятый запах смешивается с другими и в конце
концов совсем исчезает.

Если, прокладывая след, подошвы обуви намазать мясом, то следу будет придан такой

компонент,   который   будет   иметь   для   собаки   особое   значение:   он   может   явиться
доминирующим   по   той   причине,   что   запах   мяса   послужит   сигналом   для   удовлетворения
голода собаки. Но и запах мяса будет постоянно слабеть и в конечном счете потеряет свое
первоначальное качество.

Чем же объяснить, что у животных, в том числе и у людей, выделяемые ими запахи

специфичны   (индивидуальны)?   На   этот   вопрос   наука   отвечает   так:   вещества,
вырабатываемые апокринными и потовыми железами состоят главным образом из эфирных
масел   и   ряда   других   химических   соединений,   составы   которых   меняются   не   только   от
возраста,   пола   и   вида   животного,   но   и   от   его   общего   физиологического   состояния   и
состояния нервной системы.

Вся   работа   розыскной   собаки   по   чутью   в   целом   основана   на   способности   и

заинтересованности в поиске и в четкой дифференцировке (различие) запахов.

Следовательно,   при   отработке   навыка   в   работе   по   следу   нужно   постоянно

совершенствовать это уменье.

ГЛАВА V

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕССИРОВКЕ И ТРЕНИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Результаты подготовки служебных собак во многом зависят от организации и качества

проведения практических занятий.

Опыт   работы   с   собаками   показывает,   что   занятия   целесообразнее   проводить

небольшими   группами   по   6–8   человек.   Каждая   такая   группа   занимается   отдельно,   на
постоянно меняющемся участке местности.

В связи с тем, что установить строго единый метод в обучении всех собак невозможно,

занятия осуществляются индивидуально, т. е. каждый дрессировщик обучает закрепленную
за   ним   собаку   с   учетом   ее   индивидуальных   качеств,   особенностей   поведения   и
восприимчивости. Подбирает соответствующие раздражители и подход к ней. Отработка у
собак навыков общей дрессировки составляет одну из важных сторон обучения, поэтому в
этот период дрессировки необходимо придерживаться следующей схемы: 

– установить хорошие взаимоотношения между дрессировщиком и собакой; 
– заглушить в собаке нежелательные связи (наклонности); 
–   вызвать   у   собаки   стремление   (интерес)   к   занятиям,   выработать   и   развить   у   нее

необходимые условные рефлексы; 

– отработать общее послушание.
В   этот   период   обучения   со  стороны   дрессировщика   должна   быть   проявлена   особая

осторожность в обращении с собакой, так как малейшие неточности в действиях, технике
применяемого приема, грубый подход к собаке – все это легко может испортить ее, лишить
заинтересованности   в   занятиях.   Дрессировщик   должен   особенно   внимательно   следить   за
поведением собаки и своими действиями. Своевременно исправлять допускаемые ошибки.

Лучшее   время   года   для   дрессировки   –   лето   и   ранняя   осень.   Так   как   жара   снижает

активность   собак,   занятия   проводят   рано   утром   и   только   по   мере   закрепления   у   них
выработанных навыков постепенно переносят на более жаркое время дня.

Для   обеспечения   качественной   и   методически   правильной   организации   проведения

практических занятий они каждый раз должны быть хорошо продуманы дрессировщиком.
Намечаемые упражнения для отработки должны  быть увязаны  с конкретными условиями
местности, в которых проводятся данные занятия.

Зачастую   малоопытные   дрессировщики   превращают   урок   в   ненужное   зрелище,

требуют от собак то тех, то иных действий, не настаивая при отказе на выполнении или не
исправляют  неточности в действиях собак. Таких явлений допускать не следует. Во всех
случаях обучения дрессировщик должен требовать своевременного и точного выполнения
приказа. Совершенствование навыков общей дрессировки состоит из мелочей, тем не менее
не следует пренебрегать ими, постоянное наблюдение за действиями и немедленная поправка
вырабатывает у собаки четкость выполнения требований.

В   процессе   занятий   не   следует   допускать   вялого,   нечеткого   выполнения   собаками

очередных требований.

Если дрессировщик сам проявляет вялость, медлительность и неповоротливость, то у

собаки   может   снизиться   «заинтересованность»   в   работе,   она   будет   ко   всему   относиться
безразлично. В таких случаях всегда нужно напоминать дрессировщикам, что при работе с
собакой   надо   быть   энергичным   и   жизнерадостным,   это   вызывает   у   нее   подвижность   и

активность   в   работе.   Наряду   с   этим   необходимо   постоянно   следить   за   четкостью   в
произношении контрастных команд – принуждающих и поощряющих.

Примерно   во   второй   половине   курса   обучения   нередко   можно   наблюдать,   что   у

некоторых собак начинает пропадать общая активность в работе. Опасаться этого не следует:
для собак, у которых еще не выработана безотказность в выполнении навыков, такое явление
закономерно. Известно, что в начале дрессировки к любому вновь введенному упражнению
собака   проявляет   определенную   «заинтересованность».   С   течением   времени   ранее
проведенные   упражнения   перестают   быть   новыми   и   у   нее   начинает   снижаться   прежняя
«заинтересованность» в работе. В таких случаях, чтобы восстановить прежнюю активность в
выполнении требований дрессировщика, необходимо на некоторое время изменить условия
дрессировки, перенести часы занятий на другое время суток и временно исключить такое
упражнение, которое особенно «надоело» собаке. Однако здесь следует отметить, что такой
переходный момент у одних собак проявляется почти незаметно, а у других ярко выражен.

Во   время   обучения   нельзя   злоупотреблять   лакомством.   Если   собака   во   время

дрессировки за каждое выполнение упражнения будет получать мясо, то, как правило, она
станет   постоянно   возбуждаться,   засматривать   в   карман   (где   находится   мясо)   и
преждевременно срываться с места.

Поощрение мясом, как безусловный раздражитель, есть только средство к достижению

цели–выработке нужного нам навыка.  Злоупотребляя  лакомством,  мы  незаметно  для себя
вырабатываем   у   собак   нежелательные   связи,   которые   будут   отрицательно   влиять   на
результаты дрессировки.

Каждый момент дачи лакомства нужно связывать с командой в ласковой интонации,

поглаживанием собаки.

Не   следует   давать   собаке   лакомство   молча.   Такая   практика   затягивает   выработку

вспомогательных условных рефлексов на интонации.

Для   ускорения   дрессировки   молодой   дрессировщик   иногда   принуждает   собаку

продолжительное   время   лежать   на   сырой   земле.   Если   у   собаки   еще   не   выработана
безотказность в выполнении требований дрессировщика, то такой метод будет только вредить
делу: вместо ускорения срок дрессировки может затянуться.

Дрессировщику должно быть хорошо известно, что некоторые навыки, отрабатываемые

у   собак,   тесно   увязаны   между   собой   и   зависят   один   от   другого,   поэтому   необходимо
соблюдать в занятиях определенную последовательность. Когда, например, дрессировщику
удастся   заинтересовать   собаку   в   подноске   аппортировочных   предметов,   ему   легче   будет
вести дрессировку по специальному циклу. Собака, «заинтересованная» в аппортировочном
предмете, всегда будет активно его разыскивать, где бы он ни был спрятан. Таким образом
дрессировщик будет развивать у собаки общий стимул к поиску.

Если постороннее лицо пытается взять аппортировочный предмет, находящийся около

собаки,  а она  не отдает его, проявляет  недоверие  к посторонним  людям, то этот  момент
можно увязать с соответствующей командой на охрану вещей, помещения или объекта. Если
же аппортировочный предмет унести от собаки, то это, бесспорно, облегчает выработку у нее
тщательного принюхивания к следу и активного поиска унесенного предмета.

Попытка постороннего человека отобрать у привязанной собаки оставленный хозяином

аппортировочный   предмет   или   какую-либо   вещь   вызовет   у   нее   злобу   и   недоверие   к
посторонним   лицам.  Такие   моменты   необходимо  использовать  при  охране  собакой  вещи,
развитии у нее злобы и при пуске на задержание убегающего.

Первоначальная   выборка   собакой   аппортировочных   предметов,   принадлежащих

хозяину, является базой  для развития у нее  обоняния к выборке чужих предметов по их
запаху.

Дрессировщику, впервые имеющему дело с собакой, должны быть хорошо известны все

детали   взаимной   связи   между   отрабатываемыми   упражнениями.   Плохо   отработанное
упражнение,   даже   простое,   отрицательно   скажется   на   отработке   последующих,   более
сложных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..