БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 14

 

 

Счета  Федерального  казначейства  в  Банке  России  и  кредитных  организациях  ведутся  на  основании 

договоров,  заключаемых  и  исполняемых  в  соответствии  с  гражданским  законодательством  Российской 
Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. 

Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения 

Федерального казначейства не допускаются. 
 

Статья 245. Исполнение доходов федерального бюджета 

 

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает: 
перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета; 
распределение  в  соответствии  с  утвержденным  федеральным  бюджетом  федеральных  регулирующих 

налогов; 

возврат излишне уплаченных сумм доходов; 
учет  доходов  федерального  бюджета  и  отчетность  о  доходах  федерального  бюджета  в  соответствии  с 

бюджетной классификацией Российской Федерации. 
 

Статья 246. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета 

 

Сводная  бюджетная  роспись  федерального  бюджета  составляется  Министерством  финансов  Российской 

Федерации и утверждается министром финансов Российской Федерации в течение 15 дней со дня вступления в 
силу  федерального  закона  о  федеральном  бюджете.  Утвержденная  сводная  бюджетная  роспись  федерального 
бюджета  передается  Федеральному  казначейству  для  доведения  ее  главным  распорядителям  средств 
федерального  бюджета,  а  также  направляется  для  сведения  в  Федеральное  Собрание  и  Счетную  палату 
Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 247. Санкционирование расходов федерального бюджета 

 

Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к 

финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о 
федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального 
бюджета. 

Санкционирование расходов федерального бюджета включает: 
утверждение  и  доведение  бюджетных  ассигнований  до  распорядителей  и  получателей  средств 

федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и 
бюджетным учреждениям; 

утверждение  и  доведение  до  распорядителей  и  получателей  средств  федерального  бюджета  лимитов 

бюджетных обязательств; 

принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета; 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. 
Порядок  и  правила  санкционирования  расходов  федерального  бюджета  устанавливаются  Министерством 

финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 248. Уведомление о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета 

 

На  основании  сводной  бюджетной  росписи  федерального  бюджета  и  ассигнований  из  федерального 

бюджета,  сообщенных  Федеральным  казначейством,  орган,  исполняющий  бюджет,  в  течение  20  дней  со  дня 
утверждения  сводной  бюджетной  росписи  федерального  бюджета  доводит  по  установленной  форме  объемы 
бюджетных  ассигнований  из  федерального  бюджета  до  нижестоящих  распорядителей  и  получателей  средств 
федерального бюджета через органы Федерального казначейства. 

Изменение  бюджетных  ассигнований  из  федерального  бюджета  осуществляется  министром  финансов 

Российской 

Федерации, 

главными 

распорядителями 

средств 

федерального 

бюджета 

в 

пределах 

предоставленных им полномочий, определенных статьями 229, 231 и 233 настоящего Кодекса. 
 

Статья 249. Уведомления о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета 

 

1.  Объем  распорядительных  прав  получателей  средств  федерального  бюджета  на  принятие  бюджетных 

обязательств  федерального  бюджета  устанавливается  в  пределах  утвержденных  и  доведенных  лимитов 
бюджетных обязательств. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

Действие  абзаца  второго  пункта  1  статьи  249  в  части  формирования  лимитов  бюджетных  обязательств 

федерального  бюджета  на  период,  не  превышающий  трех  месяцев,  приостановлено  с  1  января  по  31  декабря 
2005  года  Федеральным  законом  от  23.12.2004  N  173-ФЗ,  с  1  января  по  31  декабря  2006  года  -  Федеральным 
законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ, с 1 января по 31 декабря 2007 года - Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-
ФЗ. 

 

Лимиты  бюджетных  обязательств  федерального  бюджета  формируются  на  период,  не  превышающий  три 

месяца,  на  основании  сводной  бюджетной  росписи  федерального  бюджета,  доведенных  бюджетных 
ассигнований  и  прогноза  поступления  доходов  и  поступлений  из  источников  финансирования  дефицита 
федерального бюджета. 

Лимиты  бюджетных  обязательств  для  главных  распорядителей  средств  федерального  бюджета 

утверждаются Министром финансов Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

Распределение  бюджетных  обязательств  между  распорядителями  и  получателями  средств  федерального 

бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета. 

 

Действие  абзаца  пятого  пункта  1  статьи  249  в  части  срока  доведения  лимитов  бюджетных  обязательств 

федерального бюджета приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 
23.12.2004  N  173-ФЗ,  с  1  января  по  31  декабря  2006  года  -  Федеральным  законом  от  26.12.2005  N  189-ФЗ,  с  1 
января по 31 декабря 2007 года - Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ. 

 

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей 

средств  федерального  бюджета  через  Федеральное  казначейство  в  форме  уведомления  о  лимите  бюджетных 
обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до получателей 
средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов. 

Министерство  финансов  Российской  Федерации  вправе  отсрочить  предоставление  прав  на  принятие 

бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета на период до трех месяцев в 
порядке, определенном статьей 224 настоящего Кодекса. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

2.  Свод  лимитов  бюджетных  обязательств  по  главным  распорядителям  средств  федерального  бюджета  в 

едином  реестре  лимитов  бюджетных  обязательств  на  определенный  срок  направляется  Министерством 
финансов Российской Федерации для сведения в Счетную палату Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 250. Принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право 

принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. 

Принятие  денежных  обязательств  осуществляется  путем  заключения  получателем  бюджетных  средств  и 

поставщиком  продукции  (работ,  услуг)  договоров  (контрактов)  в  соответствии  с  законодательством  Российской 
Федерации. 

2. Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в 

текущем  финансовом  году,  не  должен  превышать  лимиты  бюджетных  обязательств  в  структуре  показателей 
бюджетной классификации Российской Федерации. 
 

Статья 251. Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета 

 

1.  Федеральное  казначейство  совершает  расходование  средств  федерального  бюджета  после  проверки 

соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям 
настоящего Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам 
бюджетных обязательств. 

2.  Перечень  и  формы  документов,  представляемых  в  Федеральное  казначейство  для  подтверждения 

принятых  денежных  обязательств  федерального  бюджета,  утверждаются  Правительством  Российской 
Федерации. 

3.  Федеральное  казначейство  осуществляет  процедуры  выверки  и  подтверждения  исполнения  денежных 

обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. 

4. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. 
Объем  подтвержденных  денежных  обязательств  не  может  превышать  объем  принятых  денежных 

обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных 
обязательств  только  в  случае  отказа  Федерального  казначейства  подтвердить  принятые  денежные 
обязательства по основаниям, установленным настоящим Кодексом. 

Подтвержденное  денежное  обязательство  федерального  бюджета  является  основанием  для  совершения 

расходования средств федерального бюджета. 
 

Статья 252. Финансирование расходов федерального бюджета 

 

Финансирование  расходов  федерального  бюджета  представляет  собой  последовательно  совершаемые 

действия и включает: 

разрешение (распоряжение) на осуществление платежа; 
осуществление платежа. 
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. 
Совершение  разрешительной  надписи  (разрешение  на  осуществление  платежа)  и  распоряжение  об 

осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. 

 

Статья 253. Осуществление платежа из федерального бюджета 

 

1.  На  основании  представленных  получателем  средств  федерального  бюджета  платежных  документов, 

оформленных  надлежащим  образом,  Федеральное  казначейство  в  день  совершения  разрешительной  надписи 
осуществляет  платеж,  списав  средства  с  единого  счета  федерального  бюджета  и  отразив  выполненную 
операцию на лицевом счете. 

2.  В  процессе  осуществления  платежа  соответствующая  сумма  денежных  средств  списывается  на 

основании  распоряжения  Федерального  казначейства  с  единого  счета  федерального  бюджета  в  пользу 
физических и юридических лиц. 

3.  Сумма  платежа  из  федерального  бюджета  не  может  превышать  сумму,  указанную  в  подтвержденных 

денежных обязательствах. 

4. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках 

межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря. 
 

Статья 254. Лицевые счета бюджетных средств 

 

1.  Исполнение  федерального  бюджета  по  расходам  осуществляется  с  использованием  лицевых  счетов 

бюджетных  средств  (далее  -  лицевые  счета),  открываемых  в  едином  учетном  регистре  Федерального 
казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. 

2.  На  лицевом  счете  отражается  объем  средств  федерального  бюджета,  которыми  располагает 

распорядитель  либо  получатель  этих  средств  в  процессе  реализации  процедур  санкционирования  и 
финансирования расходов федерального бюджета. 

3.  Лицевой  счет  распорядителя  либо  получателя  средств  федерального  бюджета  открывается  в 

соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. 

4.  Средства  от  предпринимательской  деятельности  и  использования  государственной  собственности 

бюджетного  учреждения  зачисляются  на  единый  счет  федерального  бюджета  в  соответствующем 
территориальном  органе  Федерального  казначейства.  Территориальный  орган  Федерального  казначейства 
обязан  отразить  указанные средства на лицевом  счете бюджетного  учреждения не позднее дня, следующего  за 
днем  зачисления  их  на  единый  счет  федерального  бюджета.  С  этого  момента  бюджетное  учреждение  вправе 
распоряжаться этими средствами. 

5. Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в 

том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения. 

6.  При  недостатке  средств  бюджета  для  выполнения  заданий  органа  исполнительной  власти  бюджетное 

учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства 
от  предпринимательской  деятельности  и  использования  государственного  имущества.  Сумма  превышения 
фактически  полученных  бюджетным  учреждением  средств  от  предпринимательской  деятельности  и 
использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается 
в распоряжении бюджетного учреждения. 
 

Статья 255. Утратила силу. - Федеральный закон от 27.12.2005 N 197-ФЗ. 

 

Статья 256. Главная книга казначейства 

 

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет 

доходов  и  поступлений  из  источников  финансирования  дефицита  федерального  бюджета,  а  также  с 
санкционированием  и  финансированием  расходов  федерального  бюджета,  в  Главной  книге  Федерального 
казначейства (далее - Главная книга казначейства). 

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2004 N 182-ФЗ. 
Главная книга казначейства ведется на основе Единого плана счетов бюджетного учета. 

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

Записи  в  Главной  книге  казначейства  осуществляются  по  факту  совершения  соответствующих  операций  в 

процессе исполнения федерального бюджета. 

Данные  Главной  книги  казначейства  являются  основой  для  формирования  отчетов  об  исполнении 

федерального бюджета. 
 

Статья 257. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета 

 

Изменение  бюджетных  ассигнований  из  федерального  бюджета  по  сравнению  с  доведенными  в 

уведомлении  о  бюджетных  ассигнованиях  для  каждого  получателя  средств  федерального  бюджета  может  быть 
осуществлено  вследствие  введения  режимов  сокращения  или  увеличения  расходов  федерального  бюджета, 
определенных  статьями  258  и  260  настоящего  Кодекса,  либо  произведено  главным  распорядителем  средств 
федерального бюджета в пределах полномочий, определенных статьей 233 настоящего Кодекса. 

Изменение  бюджетных  ассигнований  из  федерального  бюджета  по  сравнению  с  доведенными  в 

уведомлении  о  бюджетных  ассигнованиях  может  быть  осуществлено  также  в  соответствии  с  пунктом  5  статьи 
242.2 настоящего Кодекса. 
(часть вторая введена Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ) 
 

Статья 258. Сокращение расходов федерального бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов 

федерального  бюджета  или  поступлений  из  источников  финансирования  дефицита  федерального  бюджета,  что 
приводит  к неполному  по сравнению с  утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 
процентов  годовых  назначений,  Правительство  Российской  Федерации  вправе  принять  решение  о  введении 
режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. 

2. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должны быть указаны дата, 

с  которой  вводится  указанный  режим,  и  размеры  сокращения  расходов  федерального  бюджета.  При  этом 
сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому 
главному  распорядителю  бюджетных  средств,  а  также  по  каждому  объекту,  включенному  в  федеральную 
адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы. 

3.  Уведомление  распорядителей  и  получателей  средств  федерального  бюджета  о  введении  режима 

сокращения расходов федерального бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения. 

4.  На  основании  решения  о  введении  режима  сокращения  расходов  федерального  бюджета  производится 

сокращение лимитов бюджетных обязательств. 

5. Отмена режима сокращения расходов федерального бюджета производится Правительством Российской 

Федерации. 
 

Статья 259. Сокращение расходов федерального бюджета более чем на 10 процентов 

 

1. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений в федеральный 

бюджет,  что  может  привести  к  неполному  финансированию  по  сравнению  с  утвержденным  федеральным 
бюджетом более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации представляет 
в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон 
о федеральном бюджете. 

2.  Государственная  Дума  рассматривает  указанный  в  пункте  1  настоящей  статьи  законопроект  во 

внеочередном порядке, определенном статьей 213 настоящего Кодекса. 

3.  Если  проект  федерального  закона  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  федеральный  закон  о 

федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на 
пропорциональное  сокращение  расходов  федерального  бюджета  впредь  до  принятия  федерального  закона  по 
данному вопросу. 
 

Статья 260. Использование доходов, фактически полученных при исполнении федерального бюджета сверх 

утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете 
 

1.  Доходы,  фактически  полученные  при  исполнении  федерального  бюджета  сверх  утвержденных 

федеральным законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов Российской Федерации 
на  уменьшение  размера  дефицита  федерального  бюджета  и  выплаты,  сокращающие  долговые  обязательства 
федерального бюджета,  без внесения  изменений  и  дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. 
При  этом  Министерство  финансов  Российской  Федерации  подготавливает  и  утверждает  дополнительную 
бюджетную роспись. 

 

Действие пункта 2 статьи 260 приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2005 года Федеральным 

законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ, с 1 января по 31 декабря 2006 года Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-
ФЗ, с 1 января по 31 декабря 2007 года - Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ. 

 

2. В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 

настоящей  статьи,  либо  в  случае  превышения  ожидаемых  фактических  доходов  над  утвержденными  годовыми 
назначениями  более  чем  на  10  процентов  финансирование  расходов  федерального  бюджета  сверх 
ассигнований,  утвержденных  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете,  осуществляется  после  внесения 
изменений  и  дополнений  в  федеральный  закон  о  федеральном  бюджете.  Внесение  изменений  и  дополнений  в 
федеральный  закон  о  федеральном  бюджете  принимается  по  итогам  исполнения  федерального  бюджета  за 
квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено. 

3.  Законопроект  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  федеральный  закон  о  федеральном  бюджете  в 

связи  с  получением  дополнительных  доходов  вносится  Правительством  Российской  Федерации  в 
Государственную Думу не позднее  чем  через 10 дней после рассмотрения  на заседании Государственной  Думы 
отчета  об  исполнении  федерального  бюджета  за  квартал  (полугодие),  в  котором  превышение  доходов  было 
фактически  получено.  Указанный  законопроект  должен  быть  рассмотрен  Государственной  Думой  в  порядке, 
определенном статьей 213 настоящего Кодекса. 

Если  указанный  законопроект  не  принимается  в  срок,  Правительство  Российской  Федерации  имеет  право 

осуществить  равномерную  индексацию  расходов  федерального  бюджета  по  всем  направлениям  после 
сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. 
 

Статья 261. Права министра финансов по перемещению ассигнований и блокировке расходов 

 

1.  Министр  финансов  своим  распоряжением  может  разрешить  перераспределение  средств  федерального 

бюджета  по  разделам,  подразделам,  видам  расходов  и  предметным  статьям  в  пределах  средств,  выделенных 
главному  распорядителю  или  получателю  средств  федерального  бюджета,  в  размере  не  более  10  процентов 
ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. 

2.  Министр  финансов  Российской  Федерации  своим  распоряжением  имеет  право  сократить  лимиты 

бюджетных  обязательств  по  сравнению  с  бюджетными  ассигнованиями,  если  бюджетные  ассигнования  в 
соответствии  с  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  выделялись  при  условии  выполнения  главным 
распорядителем  бюджетных  средств  (субъектом  Российской  Федерации  или  другим  получателем  бюджетных 
средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования 
оказались невыполненными. 

Министр  финансов  имеет  право  отменить  решение  о  блокировке  расходов  по  ходатайству 

соответствующего  главного  распорядителя  бюджетных  средств  (другого  получателя  бюджетных  средств)  только 
после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. 

3.  Министр  финансов  имеет  право  осуществить  блокировку  расходов  при  выявлении  фактов  нецелевого 

использования бюджетных средств. 

4.  Министр  финансов  своим  распоряжением  не  может  сократить  или  увеличить  объемы  ассигнований  по 

главным  распорядителям  бюджетных  средств  более  чем  на  5  процентов  ассигнований,  утвержденных 
федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов. 

5.  Все  распоряжения  министра  финансов  о  перераспределении  средств  федерального  бюджета  между 

главными  распорядителями  бюджетных  средств  и  блокировке  расходов  должны  быть  доведены  до  главных 
распорядителей  бюджетных  средств  и  представлены  в  качестве  приложений  к  отчету  об  исполнении 
федерального бюджета. 
 

Статья 262. Учет исполнения федерального бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Все  операции  по  доходам  и  расходам  федерального  бюджета,  а  также  по  привлечению  и  погашению 

источников  финансирования  дефицита  федерального  бюджета  и  иные  операции  со  средствами  федерального 
бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. 

Единую  методологию  учета  исполнения  федерального  бюджета  на  основе  плана  счетов  устанавливает 

Министерство финансов Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 263. Отчетность об исполнении федерального бюджета 

 

Единая  методология  отчетности  об  исполнении  федерального  бюджета  устанавливается  Правительством 

Российской Федерации. 

Правительство  Российской  Федерации  представляет  ежеквартальные  и  годовой  отчеты  об  исполнении 

федерального  бюджета  в  Федеральное  Собрание.  Один  экземпляр  ежеквартальных  и  годового  отчетов  об 
исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. 

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской 

Федерации. 
 

Статья 264. Завершение исполнения федерального бюджета 

 

1. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. 
2. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. 
3.  Принятие  бюджетных  обязательств  после  25  декабря  не  допускается.  Подтверждение  бюджетных 

обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. 

До  31  декабря  включительно  Федеральное  казначейство  обязано  оплатить  принятые  и  подтвержденные 

бюджетные обязательства. 

Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 

часа 31 декабря. 

4.  Средства,  полученные  бюджетными  учреждениями  от  предпринимательской  деятельности  и  не 

использованные  по  состоянию  на  31  декабря,  зачисляются  в  тех  же  суммах  на  вновь  открываемые 
соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. 

5.  После  завершения  операций  по  принятым  бюджетным  обязательствам  завершившегося  года  остаток 

средств  на  едином  счете  федерального  бюджета  подлежит  учету  в  качестве  остатка  средств  на  начало 
очередного финансового года. 
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Раздел IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ 

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 

 

Глава 26. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО 

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

 

Статья  265.  Формы  финансового  контроля,  осуществляемого  законодательными  (представительными) 

органами, представительными органами местного самоуправления 
 

1.  Законодательные  (представительные)  органы,  представительные  органы  местного  самоуправления 

осуществляют следующие формы финансового контроля: 

предварительный  контроль  -  в  ходе  обсуждения  и  утверждения  проектов  законов  (решений)  о  бюджете  и 

иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; 

текущий  контроль  -  в  ходе  рассмотрения  отдельных  вопросов  исполнения  бюджетов  на  заседаниях 

комитетов,  комиссий,  рабочих  групп  законодательных  (представительных)  органов,  представительных  органов 
местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; 

последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. 
2.  Контроль  законодательных  (представительных)  органов,  представительных  органов  местного 

самоуправления  предусматривает  право  соответствующих  законодательных  (представительных)  органов, 
представительных органов местного самоуправления на: 

получение  от  органов  исполнительной  власти,  органов  местного  самоуправления  необходимых 

сопроводительных материалов при утверждении бюджета; 

получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; 
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; 
создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, 

иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного 
самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов; 

вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. 
3.  Органы  исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправления  обязаны  предоставлять  всю 

информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) 
органам,  представительным  органам  местного  самоуправления  в  пределах  их  компетенции  по  бюджетным 
вопросам,  установленной  Конституцией  Российской  Федерации,  настоящим  Кодексом,  иными  нормативными 
правовыми актами Российской Федерации. 
 

Статья  266.  Финансовый  контроль,  осуществляемый  органами  исполнительной  власти,  органами  местного 

самоуправления 
 

1.  Финансовый  контроль,  осуществляемый  органами  исполнительной  власти,  органами  местного 

самоуправления, 

осуществляют 

Федеральная 

служба 

финансово-бюджетного 

надзора, 

Федеральное 

казначейство,  финансовые  органы  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований,  главные 
распорядители, распорядители бюджетных средств. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

2.  Формы  и  порядок  осуществления  финансового  контроля  органами  исполнительной  власти,  органами 

местного самоуправления устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и 
нормативными правовыми актами  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации  и органов местного 
самоуправления. 
 

Статья 267. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством 

 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

Федеральное казначейство осуществляет контроль за: 
непревышением  лимитов  бюджетных  обязательств,  распределенных  главными  распорядителями 

(распорядителями)  средств  федерального  бюджета  между  нижестоящими  распорядителями  и  получателями 
средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; 

непревышением  кассовых  расходов,  осуществляемых  получателями  средств  федерального  бюджета,  над 

доведенными им лимитами бюджетных обязательств; 

соответствием  содержания  проводимой  операции  коду  бюджетной  классификации  Российской  Федерации, 

указанному  в  платежном  документе,  представленном  в  Федеральное  казначейство  получателем  средств 
федерального бюджета; 

наличием  у  получателя  средств  федерального  бюджета  документов,  подтверждающих  возникновение  у 

него денежных обязательств. 
 

Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 

 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

1.  Федеральная  служба  финансово-бюджетного  надзора  осуществляет  финансовый  контроль  за 

использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. 

2.  Федеральная  служба  финансово-бюджетного  надзора  вправе  осуществлять  финансовый  контроль  за 

исполнением  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов,  получающих  межбюджетные 
трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств. 

 

Статья  269.  Финансовый  контроль,  осуществляемый  главными  распорядителями,  распорядителями 

бюджетных средств 
 

1.  Главные  распорядители,  распорядители  бюджетных  средств  осуществляют  финансовый  контроль  за 

использованием  бюджетных  средств  получателями  бюджетных  средств  в  части  обеспечения  целевого 
использования  и  своевременного  возврата  бюджетных  средств,  а  также  представления  отчетности  и  внесения 
платы за пользование бюджетными средствами. 

2.  Главные  распорядители  бюджетных  средств  проводят  проверки  подведомственных  государственных  и 

муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, автономных учреждений. 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 
 

Статья  270.  Финансовый  контроль,  осуществляемый  контрольными  и  финансовыми  органами  субъектов 

Российской Федерации и муниципальных образований 
 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

Контрольные  и  финансовые  органы  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований 

осуществляют  финансовый  контроль  за  операциями  с  бюджетными  средствами  главных  распорядителей, 
распорядителей  и  получателей  бюджетных  средств  соответствующих  бюджетов,  а  также  за  соблюдением 
получателями  бюджетных  кредитов,  бюджетных  инвестиций  и  государственных  и  муниципальных  гарантий 
условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. 

 
Статья 271. Подготовка отчета об исполнении бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

Отчет  об  исполнении  бюджета  готовит  финансовый  орган  на  основании  отчетов  главных  распорядителей 

бюджетных средств. 

 
Статья 272. Рассмотрение отчета об исполнении бюджета представительным органом 

 

1.  Отчет  об  исполнении  бюджета  представляется  в  соответствующий  представительный  орган  в  форме 

проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными настоящим Кодексом. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной 

классификацией, которые применялись при утверждении бюджета. 

3. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя 

проверка указанного отчета. 

4.  Внешняя  проверка  отчета  об  исполнении  бюджета  осуществляется  соответствующими  контрольными 

органами представительных органов. 

5.  Представительный  орган  принимает  решение  по  отчету  об  исполнении  бюджета  после  получения 

результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами. 

Представительный  орган  имеет  право  обратиться  в  органы  прокуратуры  Российской  Федерации  для 

проверки  обстоятельств  несоответствия  исполнения  бюджета  принятому  закону  (решению)  о  бюджете  в  случае 
превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, настоящим Кодексом и законом (решением) 
о  бюджете,  по  сокращению  расходов,  перемещению  ассигнований  и  блокировке  расходов  и  привлечения  к 
ответственности виновных должностных лиц. 
 

Статья 273. Отклонение отчета об исполнении бюджета 

 

1.  Если  в  ходе  проверки  бюджета  выявлено  несоответствие  исполнения  бюджета  принятому  закону 

(решению)  о  бюджете  в  случае,  если  не  вводился  режим  сокращения  и  блокировки  расходов,  соответствующий 
представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Если  отчет  об  исполнении  бюджета  отклоняется  представительным  органом  по  обстоятельствам, 

изложенным в пункте 1 настоящей статьи, то указанный орган имеет право обратиться в прокуратуру Российской 
Федерации  для  проверки  обстоятельств  нарушения  бюджетного  законодательства  и  привлечения  к 
ответственности виновных должностных лиц. 

3.  В  соответствии  с  законодательством  субъекта  Российской  Федерации  и  уставом  муниципального 

образования  законодательный  (представительный)  орган  субъекта  Российской  Федерации,  орган  местного 
самоуправления  вправе  возбудить  процедуру  выражения  недоверия  соответствующему  органу  исполнительной 
власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов 
местного  самоуправления,  привлечения  к  иным  формам  ответственности  исполнительного  органа  либо  его 
должностных лиц. 
 

Глава 27. ПОДГОТОВКАРАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ 

ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

 

Статья 274. Подготовка отчета об исполнении федерального бюджета 

 

1. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке 

отчета  об  исполнении  федерального  бюджета  в  целом  и  бюджета  каждого  государственного  внебюджетного 
фонда в отдельности. 

2.  На  основании  распоряжения  министра  финансов  все  получатели  бюджетных  средств  готовят  годовые 

отчеты по доходам и расходам. 

3. В отчетах бюджетных  учреждений в обязательном порядке отражаются степень  выполнения задания по 

предоставлению  государственных  или  муниципальных  услуг,  данные  о  доходах,  полученных  в  результате 
оказания  платных  услуг,  об  использовании  государственного  или  муниципального  имущества,  закрепленного  за 
ними на праве оперативного управления. 

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных 

учреждений. 

4.  Получатели  бюджетных  средств,  предоставленных  в  форме  субвенций,  бюджетных  кредитов,  готовят 

отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации как главный 
распорядитель  бюджетных  средств  по  указанным  расходам  готовит  сводный  отчет  о  расходах  федерального 
бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов. 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

5.  Министерство  финансов  Российской  Федерации  либо  иной  уполномоченный  орган  исполнительной 

власти совместно с Министерством государственного имущества Российской Федерации готовит сводный отчет о 
расходовании средств  федерального бюджета, вложенных в  уставные (складочные) капиталы  юридических лиц, 
и о доходах, полученных от таких вложений. 

6.  Государственные  заказчики  готовят  сводный  отчет  об  использовании  средств  федерального  бюджета, 

выделенных  им  по  государственным  контрактам  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для 
государственных нужд. 
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) 

7. Федеральные казенные предприятия  готовят  годовые и бухгалтерские отчеты  и направляют  их главным 

распорядителям бюджетных средств. 
 

Статья 275. Представление отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу 

 

1.  Ежегодно  не  позднее  1  июня  текущего  года  Правительство  Российской  Федерации  представляет  в 

Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за 
отчетный финансовый год в форме федерального закона. 

2.  Одновременно  с  отчетом  об  исполнении  федерального  бюджета  за  отчетный  финансовый  год  в 

Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. 

3.  Отчет  об  исполнении  федерального  бюджета  должен  быть  составлен  в  соответствии  со  структурой  и 

бюджетной  классификацией,  которые  применялись  при  утверждении  федерального  закона  о  федеральном 
бюджете на отчетный год. 
 

Статья 276. Документы и материалы, представляемые в Государственную Думу одновременно с отчетом об 

исполнении федерального бюджета 
 

Отчет  об  исполнении  федерального  бюджета  представляется  в  Государственную  Думу  одновременно  со 

следующими документами и материалами: 

отчетом  о  расходовании  средств  резервного  фонда  Правительства  Российской  Федерации  и  резервного 

фонда Президента Российской Федерации; 

отчетом  Министерства  финансов  Российской  Федерации  и  иных  уполномоченных  органов  о 

предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов; 

отчетом  Министерства  финансов  Российской  Федерации  и  иных  уполномоченных  органов  о 

предоставленных государственных гарантиях; 

отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований; 
абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 28.12.2004 N 182-ФЗ; 
сводными  отчетными  сметами  доходов  и  расходов  бюджетных  учреждений  по  главным  распорядителям 

бюджетных средств; 

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2004 N 182-ФЗ; 
отчетом  о  состоянии  внешнего  и  внутреннего  долга  Российской  Федерации  на  первый  и  последний  день 

отчетного финансового года; 

отчетом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства 

Российской Федерации, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 277. Проведение внешней проверки отчета об исполнении федерального бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за 

отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..