ПАО Московская биржа. «Личный кабинет эмитента». Руководство пользователя (2018 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО Московская биржа. «Личный кабинет эмитента». Руководство пользователя (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5     

 

 

 

ПАО Московская биржа. «Личный кабинет эмитента». Руководство пользователя (2018 год) - часть 5

 

 

17 

 

Таким образом, в данном случае размер обязательств по договору должен быть сопоставлен как 
с  балансовой  стоимостью  консолидированных  активов  и  консолидированной  выручкой 
должника  по  договору,  так  и  с  балансовой  стоимостью  консолидированных  активов  и 
консолидированной выручкой кредитора по договору. Если между эмитентом и потенциальным 
существенным  контрагентом  имеется  несколько  договоров,  по  одним  из  которых  эмитент 
выступает кредитором, а по другим – должником, обязательства по данным договорам не могут 
быть учтены как встречные и подлежат суммированию. 

Указанные обязательства сопоставляются с балансовой стоимостью консолидированных 

активов и с консолидированной выручкой (доходами) каждой из сторон договора. 

При  сравнении  размера  обязательств  с  балансовой  стоимостью  консолидированных 

активов  используется  значение  на  отчетную  дату,  предшествующую  моменту  оценки 
существенности контрагента (отчетность за 3 месяца/6 месяцев/9 месяцев/год).  

При сравнении размера обязательств с размером консолидированной выручки (доходов) 

используется показатель выручки за завершенный календарный год, предшествующий моменту 
оценки существенности контрагента.  

В  случае  если  к  отчетности  компании  не  применимо  понятие  «выручка»  (например, 

кредитные,  страховые  организации),  то  размер  обязательств  по  договору  сравнивается  с 

балансовой стоимостью консолидированных активов

 этой компании 

на отчетную дату

 и с 

размером ее 

доходов 

в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за год. При 

определении доходов по аналогии с выручкой компании необходимо брать гросс-потоки (то 
есть не должны использоваться статьи, где уже вычтены расходы).  

В  свою  очередь,  доходы  кредитных  организаций  складываются  из  процентных  и 

комиссионных доходов, доходами страховых организаций являются страховые премии, брутто. 

При  проверке  директора/его  связанного  лица  по  данному  критерию  связанности 

эмитенты могут воспользоваться следующим алгоритмом действий. 

1.

 

Эмитент берет из публичных источников (если они доступны)/запрашивает

4

 у директора 

информацию  об  организациях,  в  которых  он/его  связанные  лица  входят  в  органы 
управления  (в  том  числе  исполнительные)/являются  работниками,  а  также  о 
контролирующих и подконтрольных организациях таких компаний, далее составляется 
соответствующий список организаций. 

 

2.

 

Эмитент  проверяет,  являются  ли  организации  из  указанного  списка  контрагентами 
эмитента. Проверить, является ли та или иная организация контрагентом для эмитента, 
можно,  воспользовавшись  электронной  системой,  используемой  эмитентом  для  учета 
договоров (например, программным продуктом 1С: Предприятие 8.2).  

 

3.

 

После установления контрагентских отношений с какими-либо 

организациями

, эмитент: 

 

А. Устанавливает наличие/отсутствие существенности таких контрагентских отношений 
для эмитента, сравнивая размер обязательств по договорам с указанными организациями 
с 2% балансовой стоимости своих активов, а также с 2% собственной выручки. 

 

Б.  Запрашивает  у  данных 

организаций

  информацию  (в  том  числе  при  содействии 

директора), является ли эмитент существенным контрагентом для них.  

Полученный  в  остатке  ряд  организаций  будет  являться  перечнем  существенных 

контрагентов эмитента, необходимым для анализа. 

                                                           

4

  В  целях  анализа  связанности  директора/его  связанных  лиц  по  данному  критерию  эмитентам  рекомендуется 

направлять  в  адрес  директоров  соответствующие  запросы,  так  как  информация  о  том,  входят  ли  директор/его 
связанные лица в органы управления и/или исполнительные органы  
- существенного контрагента или конкурента,  
- лиц, контролирующих существенного контрагента или конкурента,  
- лиц  подконтрольных  существенному  контрагенту  или  конкуренту,  не  всегда  очевидно  следует  из  публичных 
источников. 

 

18 

 

При  оценке  существенности  контрагента  важно  учитывать  временной  фактор  —  во 

внимание  принимаются  не  только  договоры,  обязательства  по  которым  исполняются  в 
настоящее время, но и договоры, обязательства по которым исполнены в течение последнего 

года, предшествующего моменту оценки

.

5

 

В  случае  если  между  контрагентами  существует  текущий  договор  и  договор, 

обязательства  по  которому  исполнены  в  течение  года,  предшествующего  моменту  оценки 
директора,  при  оценке  существенности  контрагента  учитывается  тот  договор,  размер 
обязательств по которому больше. 

Для  удобства  анализа  данных,  полученных  в  ходе  оценки  директора  на  наличие 

связанности с существенным контрагентом, можно составить следующие таблицы: 

 

Анализ размера обязательств эмитента и его контрагентов по АКТИВАМ 

 

Наименование 

контрагента 

Размер 

обязательств в 

текущий момент к 

консолидированной 

БСА эмитента на 

последнюю 

отчетную дату, % 

Размер 

обязательств в 

текущий момент к 

консолидированной 

БСА контрагента 

на последнюю 

отчетную дату, % 

Размер исполненных 

обязательств в 

течение последнего 

года к 

консолидированной 

БСА эмитента на 

последнюю отчетную 

дату, % 

Размер исполненных 

обязательств в течение 

последнего года к 

консолидированной 

БСА контрагента на 

последнюю отчетную 

дату, % 

1. 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

 

Анализ размера обязательств эмитента и его контрагентов по ВЫРУЧКЕ 

 

Наименование 

контрагента 

Размер 

обязательств в 

текущий момент к 

годовой 

консолидированной 

выручке эмитента, 

Размер обязательств в 

текущий момент к 

годовой 

консолидированной 

выручке контрагента, 

Размер исполненных 

обязательств в 

течение последнего 

года к годовой 

консолидированной 

выручке эмитента, % 

Размер 

исполненных 

обязательств в 

течение последнего 

года к годовой 

консолидированной 

выручке 

контрагента, % 

1. 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

Также следует учитывать особенности определения размера обязательств по различным 

договорам. 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

                                                           

5

 С 1 апреля 2019 года в силу вступает новое определение существенного контрагента. 

Под существенным контрагентом эмитента будет пониматься лицо, являющееся стороной по договору (договорам) 
с эмитентом, размер обязательств согласно которому(ым) составляет 2 или более процента балансовой стоимости 
консолидированных  активов  эмитента  или  этого  лица  на  отчетную  дату,  предшествующую  моменту  оценки 
существенности  контрагента,  либо  2  или  более  процента  консолидированной  выручки  (доходов)  эмитента  или 
этого лица за завершенный календарный год, предшествующий моменту оценки существенности контрагента.  
Таким  образом,  при  анализе  существенности  контрагента  исчезнет  необходимость  учитывать  договоры,  срок 
действия по которым истек в течение последнего года, предшествующего моменту оценки. Во внимание  будут 
приниматься 

только  договоры,  действующие  на  момент  оценки

.  В  то  же  время  с  балансовой  стоимостью 

консолидированных  активов  и  консолидированной  выручкой  (доходами)  эмитента  и  контрагента  будет 
необходимо сравнивать весь размер обязательств по действующему договору (договорам) в целом 

без разбивки 

обязательств на текущие и исполненные

19 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Договор банковского вклада 

При оценке существенности контрагента в случае, когда межу сторонами заключен договор 

банковского вклада, чтобы определить размер обязательств по договору, необходимо суммировать 
сам вклад и проценты по нему.  

 

 
Договор процентного займа/кредитный договор 
В случае если между сторонами заключен договор процентного займа/кредитный договор

размер  обязательств  по  договору  будет  равен  сумме  займа  (кредита)  и  начисленных  на  нее 
процентов. 

 

 

Договор кредитной линии* 
В  случае  если  между  сторонами  заключен  договор  кредитной  линии,  то  размером 

обязательств  по  такому  договору  будет  общая  сумма  денежных  средств,  полученная  в  рамках 
кредитной линии и начисленные на нее проценты. 

 

* Разновидности кредитного договора 
 

20 

 

Определение конкурента эмитента Правилами листинга не установлено.

 

Кого  признавать  конкурентом,  эмитент  решает  по  своему  усмотрению,  как  правило, 

третьи лица могут узнать о конкурентах эмитента, например, из п. 4.8 «Конкуренты эмитента» 
ежеквартального  отчета  или  из  годового  отчета  эмитента,  а  также  на  сайте  эмитента  (из 
презентаций для инвесторов и т.п.). Таким образом, оценивая директора по рассматриваемому 
признаку,  нужно  проанализировать,  является  ли  он/его  связанные  лица  работниками  и  (или) 
членами  органов  управления  и/или  исполнительных  органов  конкурента  эмитента,  а  также 
юридических  лиц,  контролирующих  конкурента  эмитента  или  подконтрольных  конкуренту 
организаций. 

 

 

 
 
 
Биржа  вправе  запросить  у  эмитента  информацию,  свидетельствующую  о 

наличии/отсутствии  конкурентных  отношений  между  эмитентом  и  соответствующей 
организацией.  В  качестве  сравниваемых  параметров  в  целях  установления  конкурентных 
отношений могут служить: 

- основные виды деятельности эмитента и потенциального конкурента, доля этих видов 

деятельности в бизнесе эмитента и потенциального конкурента; 

-  территория присутствия бизнеса эмитента и потенциального конкурента. 
Для эмитентов-кредитных организаций также: 
- основные клиенты, 
- активы, 
- кредиты, выданные организациям/физическим лицам, 
- привлеченные средства клиентов, 
- депозиты физических лиц и т.п. 

 
3.2 Лицом, связанным с 

существенным контрагентом 

или 

конкурентом 

эмитента, 

следует, в том числе, признавать лицо, в случае если оно и (или

связанные с ним лица

 

являются  владельцами  акций  (долей)  или 

выгодоприобретателями

  по  акциям  (долям) 

существенного  контрагента  или  конкурента  эмитента,  которые  составляют  более  5 
процентов уставного капитала или общего количества голосующих акций (долей). 

Отношения связанности директора с существенным контрагентом или конкурентом по 

данному критерию проиллюстрированы на схеме (

Рис.14

). 

В  целях  анализа  связанности  директора/его  связанных  лиц  по  данному  критерию 

эмитентам  рекомендуется  направлять  в  адрес  директоров  соответствующие  запросы,  так  как 
информация о том, владеют ли директор/его связанные лица акциями (долями) существенного 
контрагента или конкурента не всегда очевидно следует из публичных источников. 

И  наоборот,  организации,  в  которых  директор  и  (или)  его  связанные  лица  владеют 

соответствующим пакетом акций (долей), также должны быть проанализированы на наличие 
контрагентских/конкурентных отношений с эмитентом. 

 

 

Рис.14 

 

 

 

 

 

 

Член СД 

эмитента/его 

СЛ

 

 

 

Существенный 

контрагент/конкурент 

Эмитент 

Член 

СД 

и(ил

>5% УК/голос. акций 

Сущ. контрагентность/ 

конкуренция

 

Например,  если  член  совета  директоров  эмитента-банка/его  связанное  лицо  является 

работником  или  входит  в  органы  управления  и/или  исполнительные  органы  другого  банка, 
необходимо также проанализировать публичную отчетность второго банка на предмет указания в 
ней эмитента в качестве конкурента

.  

 

21 

 

4.

 

Связанность с государством 

Обращаем  внимание,  что  рассматриваемая  группа  критериев  связанности 

распространяется только на директоров и не распространяется на 

связанных с ними лиц

.

 

4.1

 

Лицом,  связанным  с  государством  или  муниципальным  образованием, 

следует, в том числе, признавать лицо, в случае если оно является или являлось в течение 
1 года, предшествующего избранию в совет директоров эмитента, государственным или 
муниципальным служащим, лицом, замещающим должности в органах государственной 
власти,

 

работником Банка России. 

Согласно 

ст.  10  Федерального  закона  от  27.05.2003  №  58-ФЗ  «О  системе 

государственной службы Российской Федерации»

 (далее – Закон о государственной службе), 

федеральный  государственный  служащий

 

гражданин,  осуществляющий 

профессиональную  служебную  деятельность  на  должности  федеральной  государственной 
службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет  средств 
федерального бюджета. 

государственный  гражданский  служащий  субъекта  Российской  Федерации

  - 

гражданин,  осуществляющий  профессиональную  служебную  деятельность  на  должности 
государственной  гражданской  службы  субъекта  Российской  Федерации  и  получающий 
денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта 
Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный 
гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание 
(вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. 

Согласно 

ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в 

Российской Федерации»

, 

муниципальным  служащим

 

является  гражданин,  исполняющий  в  порядке, 

определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами 
и  законами  субъекта  Российской  Федерации,  обязанности  по  должности  муниципальной 
службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

  

воинских должностей, типовых должностей федеральной государственной службы иных видов 
утверждаются Президентом Российской Федерации (далее - РФ) и образуют реестр должностей 
федеральной  государственной  службы.  Реестр  должностей  федеральной  государственной 
гражданской службы установлен Указом Президента РФ.

6

 Реестр должностей государственной 

гражданской  службы  субъекта  РФ  утверждается  законом  или  иным  нормативным  правовым 
актом субъекта РФ. 

Должности  муниципальной  службы  устанавливаются  муниципальными  правовыми 

актами  в  соответствии  с  реестром  должностей  муниципальной  службы  в  субъекте  РФ, 
утверждаемым законом субъекта РФ. 

Связанными с государством также признаются 

лица, замещающие должности в органах 

государственной  власти

.  Согласно  Закону  о  государственной  службе  такие  должности 

Указом  Президента  РФ  от  11  января  1995  г.  №  32  «О  государственных  должностях 

Российской  Федерации»

  утвержден  сводный  перечень  наименований  государственных 

должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами РФ и 
РСФСР. 

 
 
 

                                                           

6

 

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской 

службы».

 

22 

 

 
 
 
 
Таким  образом,  чтобы  установить  наличие/отсутствие  связанности  директора  с 

государством  по  рассматриваемому  критерию  необходимо  проанализировать,  входят  ли 
занимаемые  директором  должности  в  реестры  государственной/муниципальной  службы, 
установлена ли должность, занимаемая директором, соответствующим актом органов власти 
РФ/субъекта РФ. 

 

4.2

 

Лицом, связанным с государством или муниципальным образованием, следует, 

в  том  числе,  признавать  лицо,  в  случае  если  оно  является  представителем  Российской 
Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в совете директоров общества, 
в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие 
в управлении («золотой акции»). 

Согласно 

ст.  38  Федерального  закона  от  21.12.2001  №  178-ФЗ  «О  приватизации 

государственного  и  муниципального  имущества»

  в  целях  обеспечения  обороноспособности 

страны  и  безопасности  государства,  защиты  нравственности,  здоровья,  прав  и  законных 
интересов граждан РФ Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут 
принимать  решения  об  использовании  специального  права  на  участие  соответственно  РФ  и 
субъектов РФ в управлении акционерными обществами (далее - специальное право («золотая 
акция»)).  Решение  об  использовании  специального  права  («золотой  акции»)  может  быть 
принято  при  приватизации  имущественных  комплексов  унитарных  предприятий  или  при 
принятии  решения  об  исключении  акционерного  общества  из  перечня  стратегических 
акционерных  обществ  независимо  от  количества  акций,  находящихся  в  государственной 
собственности. 

Правительство  РФ  или  органы  государственной  власти  субъектов  РФ,  принявшие 

решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно 
представителя  РФ,  субъекта  РФ  в  совет  директоров  (наблюдательный  совет)  акционерного 
общества. 

Таким  образом,  чтобы  установить,  является  ли  лицо  связанным  по  данному  критерию, 

необходимо: 

1. Проанализировать, принималось ли в отношении акционерного общества решение об 

использовании специального права на участие в управлении. 

 
 
 
 
 
 
 
Информация  о  принятии  таких  решений  в  отношении  эмитента  отражается  в  п. 6.3 

ежеквартального отчета эмитента «Сведения о доле участия государства или муниципального 
образования в уставном капитале эмитента, наличии специального права («золотой акции»)». 

 
2. В случае принятия такого решения в отношении акционерного общества, необходимо 

установить,  какие  лица  были  назначены  представителями  РФ/субъекта  РФ/муниципального 
образования. 

Если  оцениваемое  лицо  является  представителем  государства/муниципального 

образования в соответствии с актом органа власти, оно признается связанным с государством. 

 
 
 

В качестве примера нормативного акта, устанавливающего аналогичный перечень на уровне 

субъекта  РФ  можно  привести  Закон  Самарской  области  от  09.02.2006  №  1-ГД  «О  лицах, 
замещающих государственные должности Самарской области».  

 

        

Примером такого решения может служить Распоряжение Правительства РФ от 12.08.2010 

№ 1343-р  «Об  использовании  в  отношении  открытого  акционерного  общества  «Мурманский 
морской торговый порт» и открытого акционерного общества «Новороссийский морской торговый 
порт»  специального  права  на  участие  Российской  Федерации  в  управлении  этими  акционерными 
обществами («золотой акции»)». 

 

23 

 

4.3

 

Лицом, связанным с государством или муниципальным образованием, следует, 

в том числе, признавать лицо, в случае если оно имеет обязанность голосовать по одному 
или  нескольким  вопросам  компетенции  совета  директоров  эмитента  в  соответствии  с 
директивой РФ, субъекта РФ или муниципального образования. 

С

огласно  п.16 

Постановления  Правительства  РФ  от  03.12.2004  №  738  «Об  управлении 

находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании 
специального  права  на  участие  Российской  Федерации  в  управлении  акционерными 
обществами  («Золотой  акции»)»

  (далее  –  Положение)  лица,  избранные  в  установленном 

порядке  в  совет  директоров  из  числа  кандидатов,  выдвинутых  акционером  -  Российской 
Федерацией,  являются 

представителями  интересов  Российской  Федерации

,  которые 

осуществляют свою деятельность в совете директоров в порядке, установленном Положением, 
за  исключением  лиц,  кандидатуры  которых  были  предложены  Российской  Федерацией  как 
акционером для избрания в совет директоров в качестве независимых директоров. 

Представителями  интересов  Российской  Федерации  могут  быть  лица,  замещающие 

государственные  должности,  должности  государственной  службы,  а  также  иные  лица, 
действующие в соответствии с договором и Положением (

профессиональные поверенные

). 

Положением  (п.17)  также  предусмотрен  круг  вопросов,  по  которым  представителям 

интересов РФ в совете директоров акционерных обществ должны быть выданы директивы: 

- вопросы  указанные,  в  подпунктах  3,  5,  9,  11  и  17.1  пункта  1 

статьи  65  Закона  об 

акционерных обществах

 

- согласие на совершение или последующее одобрение сделок, предусмотренных 

главой 

X

 (Крупные сделки) Закона об акционерных обществах, 

- избрание (переизбрание) председателя совета директоров,  
- приобретение  дочерним  или  зависимым  хозяйственным  обществом  акций  (долей  в 

уставном капитале) других хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, в случае, 
если  уставом  акционерного  общества  определение  позиции  акционерного  общества  или  его 
представителей  (при  рассмотрении  органами  управления  дочерних  или  зависимых 
хозяйственных  обществ  вопросов  повестки  дня  общего  собрания  акционеров  и  заседания 
советов  директоров)  по  указанному  вопросу  отнесено  к  компетенции  совета  директоров 
(наблюдательного совета) акционерного общества, 

-  иные  вопросы  в  целях  исполнения  поручений  и  указаний  Президента  Российской 

Федерации,  поручений  Председателя  Правительства  Российской  Федерации  или  Первого 
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. 

Перечень лиц, являющихся представителями государства, муниципального образования в 

эмитенте устанавливается соответствующими актами органов власти на корпоративный год. 

 
 

 

          

 

По мнению Биржи, обязанность голосовать по вопросам компетенции совета директоров 

эмитента в соответствии с директивой государства или муниципального образования является 
непреодолимым  препятствием  для  признания  директора  независимым  в  рамках  процедуры, 
предусмотренной  разделами  2.18  и  2.19  Приложения  №  2  к  Правилам  листинга,  ввиду  его 
тесной связи с государством/муниципальным образованием. 

 

 

 

В  качестве  примера  такого  акта  можно  привести  Распоряжение  Правительства  РФ  от 

28 февраля 2018 года N 330-р «

О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей 

Российской  Федерации  в  совет  директоров  и  ревизионную  комиссию  публичного  акционерного 
общества «Нефтяная компания «Роснефть»

». 

 

24 

 

4.4

 

Лицом, связанным с государством или муниципальным образованием, следует, 

в том числе, признавать лицо, в случае если оно является или являлось в течение 1 года, 
предшествующего избранию в совет директоров эмитента,  
- работником, членом исполнительного органа организации, находящейся под контролем 
РФ, субъекта РФ или муниципального образования,  
- работником  государственного  или  муниципального  унитарного  предприятия  или 
учреждения  (за  исключением  работников  государственной  или  муниципальной 
образовательной или научной организации, которые осуществляют преподавательскую 
или  научную  деятельность  и  не  являются  лицами,  назначенными  (утвержденными)  на 
должность единоличного исполнительного органа или иную должность в государственной 
и муниципальной образовательной или научной организации по решению или с согласия 
органов государственной власти (органов местного самоуправления)),  
если указанное лицо выдвигается для избрания в состав совета директоров эмитента, в 
котором  под  контролем  РФ,  субъекта  РФ  или  муниципального  образования  находится 
более 20% уставного капитала или голосующих акций эмитента. 

1.  Чтобы  оценивать  директора  по  данному  критерию,  во-первых,  необходимо 

установить,  находится  ли  более  20%  уставного  капитала/голосующих  акций  акционерного 
общества, в состав совета директоров которого он выдвигается, под контролем РФ. Причем в 
данном случае необходимо учитывать случаи как 

прямого

так и 

косвенного

 контроля. Так, в 

случаях,  проиллюстрированных  на  схемах,  кандидат  в  независимые  директора  совета 
директоров  эмитента  должен  быть  оценен  по  4-ому  критерию  связанности  с  государством 
(

Рис.15

)

 

Рис. 15 
 
 

ИЛИ 

 

 

 

 

 
 

 

 

2. После того, как мы установили, что имеем дело с эмитентом, 20% уставного капитала 

или голосующих акций  которого находятся под контролем РФ/субъекта РФ/муниципального 
образования, необходимо проанализировать, является/являлось ли оцениваемое лицо в течение 
1  года,  предшествующего  избранию  в  совет  директоров  эмитента, 

работником,  членом 

исполнительного органа организации, находящейся под контролем РФ, субъекта РФ или 
муниципального  образования,

 

или

 

работником  государственного  или  муниципального 

унитарного предприятия или учреждения. 

При  определении  подконтрольности  организации  государству/муниципальному 

образованию нужно принимать во внимание случаи прямого и косвенного контроля, а также 
иметь в виду, что 

отношения контроля

 не исчерпываются только случаями обладания правом 

распоряжаться  более  50%  голосов  на  общем  собрании  акционеров  в  силу  участия  в 
подконтрольной организации.  

Рассмотрим примеры контроля РФ над организациями, встречающиеся на практике. 

 

РФ 

Подконтрольная организация

 

 

Эмитент  

> 20 % 

 

 

Кандидат 

в НД 

 

отношения 

контроля                       

в  соответствии  со  ст.  2  Закона  о 
рынке ценных бумаг 

 

Эмитент  

РФ 

 

Кандидат 

в НД 

> 20 % 

 

 

25 

 

А. Если два общества (Компания А и Компания В), каждое из которых находится под 

контролем РФ, заключили между собой акционерное или иное соглашение, которое позволяет 
им  распоряжаться  более  50%  голосов  на  общем  собрании  акционеров  организации,  то  такая 
организация  будет  находится  под  контролем  РФ,  несмотря  на  то,  что  доля  каждого  из 
участников соглашения в уставном капитале указанной организации меньше 50% (Рис.16). 

 

Рис.16 

 
 
 

 

 
 
 

 
 
 

 
Б.  РФ  может  быть  признана  контролирующим  лицом  для  организации,  если  органы 

государственной  власти,  действующие  от  имени  РФ,  имеют  право  назначать  (избирать) 
единоличный  исполнительный  орган  и  (или)  более  50%  состава  коллегиального  органа 
управления такой организации. 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

Обращаем внимание, если мы имеем дело с оценкой директора эмитента с прямым или 

косвенным участием РФ/ субъекта РФ/ муниципального образования (>20% голосующих акций 
эмитента, что превышает 5 % голосующих акций эмитента), то РФ/субъект РФ/муниципальное 
образование  будет  являться  существенным  акционером  для  эмитента.  Таким  образом, 
возникает вопрос, по каким критериям оценивать директора: по связанности с существенным 
акционером или по связанности с государством? Практический подход к разрешению вопроса 
сводится к тому, что в указанном случае необходимо применять только критерий связанности 
с 

существенным  акционером

  (п.2.3  Методических  рекомендаций)  и  критерии  связанности  с 

государством. 

В.  На  практике  часто  встречаются  случаи,  когда  член  совета  директоров  эмитента,  в 

котором под контролем  РФ, субъекта РФ или муниципального образования  находится более 
20%  уставного  капитала  или  голосующих  акций  эмитента,  является  работником  высшего 
образовательного или научного учреждения. Если такой директор утвержден на должность в 
образовательном или научном учреждении решением органов государственной власти/органов 
местного самоуправления, он также будет признаваться лицом, связанным с государством. 

 

 
 

20% 

РФ 

Подконтрольная 

организация

 

Компания А 

Компания В 

31% 

 

Акционерное соглашение 

Пример подконтрольной государству организации: Государственная корпорация по атомной 

энергии «Росатом» (далее – Корпорация). 

В соответствии со 

ст.5 Федерального закона от 01.12.2007 №317-ФЗ «О Государственной 

корпорации по атомной энергии «Росатом»

 Президент РФ: 

1)

назначает председателя и иных членов наблюдательного совета Корпорации и прекращает 
их полномочия; 

2)

назначает  на  должность  и  освобождает  от  должности  генерального  директора 
Корпорации.

 

 

26 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Соответственно,  директора  -  работники  высших  образовательных  или  научных 

учреждений  не  будут  считаться  связанными  с  государством,  если  они  осуществляют 
преподавательскую  или  научную  деятельность,  и  решение  об  утверждении  их  на  должность 
осуществлялось  без  участия  органов  государственной  власти  (заведующий  кафедрой, 
проректор по учебной и воспитательной работе и т.п.). 

 
 

Биржа  консультирует  эмитентов,  обращающихся  за  помощью  при  возникновении 

сложностей в процессе оценки независимости кандидатов в независимые директора.  

 
 
 
 

Список сокращений 

 

СД – совет директоров 
ИО – исполнительные органы 
СЛ – связанное лицо 
РФ – Российская Федерация 
БСА – балансовая стоимость активов 
ГОСА – годовое общее собрание акционеров 

Так, например, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы 

при Президенте РФ, согласно ее Уставу, утверждается в  должности Правительством РФ. (См. 

Постановление  Правительства  РФ  от  12.05.2012  №  473  «Об  утверждении  устава  федерального 
государственного  бюджетного  образовательного  учреждения  высшего  образования  «Российская 
академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

.) 

 
Еще один пример:  
Правительство  РФ  осуществляет  представление  в  ученый  совет  Национального 

исследовательского  университета  «Высшая  школа  экономики»  кандидатуры  на  должность 
президента университета, что так же является участием органа власти в процедуре утверждения 
президента университета на эту должность. (См. Постановление Правительства РФ от 01.02.2016 
№  56  «О  федеральном  государственном  автономном  образовательном  учреждении  высшего 
профессионального  образования  «Национальный  исследовательский  университет  «Высшая  школа 
экономики»).  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5