ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 6

 

 

81 

В связи с этим приоритетами являются восстановление ирригационных и 

дренажных  сетей  для  обеспечения  поливной  водой  востребованных  земель 
регулярного  и  лиманного  орошения,  улучшение  мелиоративного  состояния 
поливных земель, уменьшение ущерба от вредного воздействия вод населению, 
окружающей  среде  и  экономике,  удовлетворение  ежегодных  потребностей 
природных  объектов  в  воде,  повышение  эффективности  водопотребления  в 
промышленности. 

Для  этого  будет  проработан  вопрос  обеспечения  возвратности 

инвестиций в отрасль водного хозяйства. 

Будут  приняты  меры  по  совершенствованию  системы  мониторинга 

водных  ресурсов,  их  прогнозирования  и  управления  с  обеспечением 
надлежащего  контроля  и  мониторинга  мелиоративного  состояния  орошаемых 
земель и выполнения мелиоративных мероприятий. 

В  целях  повышения  эффективности  эксплуатации  инфраструктуры  к 

поддержанию ее в надлежащем рабочем состоянии будут приняты следующие 
меры: 

развитие эксплуатирующих водохозяйственных организаций; 
модернизация  инфраструктуры  для  обеспечения  ее  безопасной 

эксплуатации, надлежащего качества и необходимого объема водных ресурсов; 

обеспечение 

безопасной 

эксплуатации 

трансграничных 

водохозяйственных  сооружений  республиканского  значения,  не  связанных  с 
подачей воды; 

строительство  новых  и  реконструкция  аварийных  водохозяйственных 

объектов; 

многофакторное обследование водохозяйственных объектов; 
использование коллекторно-дренажных вод для орошения; 
установка  измерительных  приборов  воды,  автоматизация  водоучета  и 

диспетчеризация; 

разработка и экспертиза декларации безопасности плотин. 
Для  сокращения  дефицита  водных  ресурсов  как  на  национальном,  так  и 

региональном  уровне  будут  приняты  меры  по  вододелению  трансграничных 
водных  ресурсов,  использованию  подземных  вод,  строительству  новой 
инфраструктуры,  увеличению  лесистости  водосборных  площадей  водных 
объектов и осуществлению природоохранных попусков, а также детализации и 
обновлению бассейновых схем комплексного использования и охраны водных 
ресурсов.  

Согласно 

текущему 

прогнозу 

объема 

водных 

ресурсов 

РК 

трансграничные  воды  являются  наиболее  уязвимым  компонентом  водного 
баланса.  Работа  по  международному  сотрудничеству  в  данной  сфере  будет 
усилена путем реализации следующих мер: 

создания  инфраструктуры  по  мониторингу  объема  и  качества  водных 

ресурсов, поступающих из сопредельных государств, в том числе совместно с 
ними на их территории; 

82 

разработки  прогнозов  и  анализа  возможных  сценариев  изменения 

трансграничных перетоков на основании детальных компьютерных моделей; 

усиления переговорных групп и обеспечения постоянного состава путем 

привлечения 

экспертов 

научно-исследовательских 

институтов 

и 

высококвалифицированных  специалистов  в  сфере  водного  хозяйства  и 
усиления  переговорного  процесса  по  трансграничному  вододелению  с 
сопредельными  государствами  для  подготовки  и  заключения  международных 
соглашений; 

разработки  комплексных  переговорных  стратегий,  основанных  на 

собранной аналитической информации и учитывающих международный опыт; 

разработка  и  подписание  соглашения  по  эффективному  использованию 

водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона; 

проработки  долгосрочных  соглашений  по  вододелению  трансграничных 

рек и создания механизмов по их выполнению; 

обеспечения деятельности Международного центра оценки вод.  
В  целях  обеспеченности  подземными  водными  ресурсами  будут 

реализованы: 

изучение  потенциала  использования  подземных  вод  для  нужд  сельского 

хозяйства; 

доразведка  и  переоценка  месторождений  подземных  вод,  поисково-

разведочные  работы  по  обеспечению  запасами  подземных  вод  населенных 
пунктов на территории РК, начиная с вододефицитных регионов, в том числе и 
как альтернативных источников водоснабжения; 

Для развития водохозяйственной и гидромелиоративной инфраструктуры 

будут реализованы следующие меры: 

определение  приоритетности  инфраструктурных  проектов  исходя  из 

экологической ситуации и потребности в воде; 

проработка  увеличения  располагаемых  водных  ресурсов  за  счет 

межбассейновых перебросок водного стока; 

создание  новых  водохранилищ  и  ирригационных  систем  для  их 

применения. 

Для  повышения  эффективности  водопотребления  в  промышленности 

будут реализованы следующие меры: 

внедрение промышленными предприятиями передовых водосберегающих 

технологий; 

информирование промышленных предприятий о доступных технологиях 

и их экономической эффективности; 

повторное и оборотное использование очищенных вод. 
Для  поддержания  водных  объектов  в  надлежащем  состоянии  будет 

увеличена лесистость прилежащих территорий земель водного фонда.  

В  целях  ликвидации  процессов  деградации  и  опустынивания  в  низовьях 

реки  Шидерты  Павлодарской  области,  заполнения,  подпитки  озерных  систем 
Кызылординской 

области 

и 

Тенгиз-Коргалжынской 

системы 

озер 

83 

Коргалжынского  государственного  заповедника  Акмолинской  области 
проводятся компенсационные природоохранные попуски.  

Также  будут  осуществлены  экологические  попуски,  обеспечивающие 

режим,  близкий  к  естественному,  для  поддержания  биологической 
продуктивности и санитарного благополучия.  

Составление  долгосрочного  прогноза  баланса  водных  ресурсов  по 

речным  бассейнам  является  одной  из  важнейших  задач  водной  политики. 
Детальные  бассейновые  схемы,  учитывающие  тенденции  изменения  объема 
доступных  водных  ресурсов  и  прогнозы  потребления,  будут  лежать  в  основе 
долгосрочного планирования развития инфраструктуры. На постоянной основе 
будут проводиться работы по разработке бассейновых схем и их обновлению и 
совершенствованию  системы  сбора  первичных  материалов  и  их  обработки,  в 
том числе с использованием информационных систем. 

Для  максимального  ускорения  внедрения  новых  технологий  в  сфере 

управления  водными  ресурсами  будет  обеспечена  доступность  первичных 
данных  для  всех  потенциальных  пользователей.  Данные,  собранные  за  счет 
средств государственного бюджета РК, будут размещены в открытом доступе. 

Учитывая  поставленные  целевые  индикаторы  и  задачи,  для  достижения 

показателей  прямых  результатов  требуется  привлечение  инвестиций  для 
восстановления 

имеющейся 

и 

создания 

новой 

водохозяйственной 

инфраструктуры. 

Ввиду  отсутствия  бюджетных  возможностей  для  финансирования 

капиталоемких  проектов  по  восстановлению  водохозяйственных  систем  и 
сооружений  и  реализации  мер  по  плавному  переходу  на  окупаемость  и 
инвестиционную  привлекательность  отрасли  будут  на  возвратной  основе 
привлечены средства международных финансовых организаций на приемлемых 
условиях,  с  учетом  их  окупаемости,  и  изучены  возможности  привлечения 
частных  инвестиций  (крупных  СХТП,  других  организаций)  на  принципах 
государственно-частного партнерства.  

Также  будут  проработаны  меры  по  достижению  окупаемости 

эксплуатационных  расходов  и  инвестиционной  привлекательности  тарифов  в 
долгосрочной перспективе на содержание и бесперебойное функционирование 
водохозяйственных систем и сооружений, постепенному уходу от сдерживания 
тарифов для сельского хозяйства с учетом передового зарубежного опыта. 

Для 

предотвращения 

чрезвычайных 

ситуаций, 

связанных 

с 

регулированием водных ресурсов,  будет создана правовая основа обеспечения 
безопасности водоподпорных и водорегулирующих сооружений. 

Будет  обеспечена  безопасная  эксплуатация  водохозяйственных  объектов 

и 

внедрены 

современные 

системы 

автоматизации, 

оповещения, 

диспетчеризации,  управления  водными  ресурсами  и  водохозяйственными 
объектами и их использования.  

84 

Маловодный  цикл  водообеспеченности  наносит  значительный  ущерб 

экономике  страны,  особенно  сельскохозяйственному  производству.  Будут 
предусмотрены меры по смягчению последствий таких явлений.  

Предусматриваются  ежегодные  организационно-технические  меры  по 

защите населения и экономики от паводковых (талых) вод. 

Для  проведения  дно-  и  берегоукрепительных  работ  в  целях  увеличения 

пропускной  способности  водных  объектов  предусматривается  проведение 
обследования естественного гидрологического режима рек. 

В  целях  формирования  навыков  и  знаний  политики  культуры 

водопотребления  будет  обеспечено  научное  сопровождение  реализации 
Программы с привлечением ведущих институтов страны и мира для реализации 
научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. 

В области образовательной сферы будут: 
в  соответствии  с  прогнозной  потребностью  обеспечены  подготовка 

квалифицированных  кадров  для  водохозяйственного  сектора  и  повышение 
квалификации работников, увеличено соответствующее количество грантов по 
водным специальностям в рамках программы «Болашак»; 

усилена  техническая  и  технологическая  база  РГП  на  ПХВ  «Таразский 

государственный  университет  им.  М.Х.Дулати»  Министерства  образования  и 
науки  РК.  Будут  организованы  различные  обучающие  курсы  на  базе 
профильных  вузов  и  ТОО  «Казахский  научно-исследовательский  институт 
водного хозяйства»; 

по  всем  инженерным  специальностям  в  обучение  будет  включено 

изучение 

предметов, 

посвященных 

защите 

окружающей 

среды  и 

производительности ресурсов (например, как в большинстве стран ОЭСР). 

 

5.5. Совершенствование земельных отношений 

 

В  целях  совершенствования  земельных  отношений  и  рационального 

использования  земель  сельскохозяйственного  назначения,  предотвращения  их 
деградации будут проведены следующие мероприятия: 

проведение  почвенных  изысканий  на  площади  33  млн  га  земель 

сельскохозяйственного назначения; 

проведение  геоботанических  изысканий  на  площади  33  млн  га 

пастбищных угодий; 

проведение  работ  по  определению  бонитета  почв  на  землях 

сельскохозяйственного значения на площади 30 млн га; 

изготовление  электронных  земельно-кадастровых  карт  на  1175  учетных 

кварталов на землях городов и сельских населенных пунктов; 

изготовление  электронных  почвенных  и  геоботанических  карт  на 

площади 66 млн га; 

85 

передача  ирригационной  и  дренажной  системы  для  земель  регулярного 

орошения  от  источника  поливной  воды  до  границы  водовыдела  конечных 
СХТП единым балансодержателям как государственным, так и частным; 

передача 

водохозяйственных 

сооружений 

в 

республиканскую 

собственность для восстановления земель регулярного орошения; 

восстановление  и  реконструкция  водохозяйственной  инфраструктуры 

систем  земель  регулярного  и  лиманного  орошения  с  целью  снижения  потерь 
воды, в том числе путем применения современных технологий. 

Кроме  того,  будет  проведена  ревизия  земель,  собственников  земельных 

участков  и  землепользователей  с  целью  достоверного  количественного  учета 
земельного фонда, а также будут получены актуальные данные о качественных 
характеристиках  земель  сельскохозяйственного  назначения  для  применения 
поправочных  коэффициентов  к  базовым  ставкам  платы  за  землю  при 
определении их кадастровой (оценочной) стоимости. 

Также  в  целях  защиты  земель  от  водной  и  ветровой  эрозии,  создания 

микроклимата,  улучшения  плодородия  почв,  снего-  и  влагозадержания  будут 
разработаны меры по созданию древесно-кустарниковых насаждений. 

 

5.6. Совершенствование системы государственных услуг 

 

Для  повышения  эффективности  работы  в  сфере  сельского  хозяйства  и 

упрощения  получения  государственных  услуг  будут  предприняты  следующие 
меры: 

передача 

государственных 

услуг, 

находящихся 

в 

реестре 

государственных услуг в сфере сельского хозяйства, в НАО «Государственная 
корпорация «Правительство для граждан»; 

оптимизация реестра государственных услуг в сфере сельского хозяйства 

за счет передачи части услуг в конкурентную среду.  

К  2020  году  доля  государственных  услуг,  подлежащих  оптимизации  и 

автоматизации, составит 100%. 

 

Дальнейшее развитие IT – технологий 

 
Будут  продолжены  внедрение  информационных  технологий  в  отрасли 

сельского хозяйства и развитие информационных систем, а также интеграция с 
системами  государственных  органов  и  стран-участниц  ЕАЭС  посредством 
национального шлюза по следующим процессам: 

субсидированию и другим мерам государственной поддержки; 
прослеживаемости животноводческой продукции; 
прослеживаемости растениеводческой продукции; 
мониторингу оборота рыбы и рыбной продукции; 
управлению, мониторингу и учету водных ресурсов; 

86 

регистрации сельскохозяйственной техники, залогу, выдаче водительских 

удостоверений с использованием портального решения; 

мониторингу и учету лесного фонда и предотвращению лесных пожаров; 
мониторингу и управлению земельными ресурсами; 
учету,  производству,  движению  сельскохозяйственной  продукции  для 

СХТП, предприятий переработки, кооперативов. 

Направления  2-4  предусмотрены  в  рамках  реализации  Государственной 

программы «Цифровой Казахстан – 2020». 

Благодаря указанным мерам будут обеспечены: 
перевод оказания государственных услуг в электронный вид; 
повышение  прозрачности  и  оперативности  оказания  государственных 

услуг; 

повышение уровня информационной насыщенности отрасли; 
создание предпосылок для экспорта продукции сельского хозяйства.  
Стоимость  проектов  будет  определяться  на  стадии  анализа  и 

планирования проектов.  

Финансирование  проектов  будет  осуществляться  как  со  стороны 

инвестора,  так  и,  при  необходимости,  со  стороны  государства  в  рамках 
механизмов  государственно-частного  партнерства  (далее  –  ГЧП).  Поэтому 
основные  параметры,  требования  и  результаты  развития  будут  описаны  в 
соответствующих  концепциях  ГЧП  или  технических  заданиях  на  разработку 
информационных систем. 

 

5.7. Оптимизация систем контроля, надзора, 

разрешений и оценки соответствия 

 

Ветеринарная безопасность 

 
Для  предупреждения  возникновения  и  распространения  особо  опасных 

болезней  будет  обеспечен  100-процентный  охват  иммунопрофилактическими 
мероприятиями  сельскохозяйственных  животных,  подверженных  риску 
заболевания.  При  этом  доля  сертифицированных  по  международным 
стандартам  ветеринарных  препаратов  против  особо  опасных  болезней, 
применяемых  при  иммунопрофилактических  мероприятиях,  будет  не  ниже               
70%, используемых для диагностических исследований, – не ниже 80%. 

Ветеринарная  безопасность  будет  обеспечена  за  счет  проведения 

системных 

диагностических, 

профилактических 

и 

ликвидационных 

мероприятий  на  принципах  анализа,  оценки  и  управления  рисками  с  учетом 
зонирования  территории  страны;  увеличения  использования  ветеринарных 
диагностических  и  иммунопрофилактических  препаратов,  соответствующих 
международным стандартам. 

Также  для  обеспечения  ветеринарной  безопасности  будут  внесены 

изменения и дополнения в законодательство в части закрепления за местными 

87 

исполнительными органами функций по закупу изделий, средств и атрибутов 
для  идентификации  сельскохозяйственных  животных,  а  также  внедрения 
системы  оценки  эффективности  деятельности  местных  исполнительных 
органов в области ветеринарии. 

Кроме  того,  будут  определены  ветеринарные  требования  к 

государственным  ветеринарным  организациям,  созданным  местными 
исполнительными 

органами; 

ветеринарное 

законодательство 

будет 

гармонизировано  с  учетом  рекомендаций  Международного  эпизоотического 
бюро  (далее  –  МЭБ)  и  документов  ЕАЭС;  законодательно  закреплена 
возможность местных исполнительных органов принимать административные 
меры  при  нарушении  законодательства  в  области  ветеринарии;  будет 
установлена 

подотчетность 

сельскохозяйственных 

формирований 

подразделениям  местных  исполнительных  органов  при  проведении 
ветеринарных  мероприятий;  усилен  мониторинг  пищевой  продукции, 
подлежащей  государственному  ветеринарно-санитарному  контролю  и 
надзору. 

Также  будет  усилена  координация  заинтересованных  государственных 

органов, международных организаций и общественных объединений, включая 
своевременное 

информирование 

о 

перемещениях 

подконтрольных 

государственному  ветеринарно-санитарному  контролю  и  надзору  объектов, 
возникновении  зооантропозоонозных  болезней  и  ухудшении  эпизоотической 
ситуации в сопредельных государствах. 

Кроме  того,  будут  усилены  контроль  за  ящуром,  выработка  единого 

подхода  и  стратегии  по  борьбе  с  ящуром  на  региональном  уровне, 
объединение усилий ветеринарных служб среднеазиатского региона по борьбе 
с ящуром совместно с региональными и специальными комиссиями МЭБ. 

 

Фитосанитарная безопасность 

 
С  целью  обеспечения  фитосанитарной  безопасности  будет  разработан 

комплекс  мер  по  стимулированию  СХТП  к  сохранению  благоприятной 
фитосанитарной  обстановки  путем  проведения  разъяснительных  работ  о 
фитосанитарных  требованиях,  порядке  оказания  государственных  услуг, 
методах  и  подходах  борьбы  с  карантинными  и  особо  опасными  вредными 
организмами. 

С  целью  принятия  оперативных  фитосанитарных  мер  будет 

предусмотрено  регламентирование  сроков  наложения  карантинной  зоны  с 
введением  карантинного  режима или  его отмены  местными исполнительными 
органами    на  соответствующих  территориях,  закрепление  ответственности  за 
местными  исполнительными  органами  за  проведение  мониторинга  по 
соблюдению 

СХТП 

требований 

законодательства 

по 

проведению 

фитосанитарных  мероприятий  и  ликвидации  карантинных  объектов, 
регламентирование  процедур  введения  и  отмены  временных  карантинных 

88 

фитосанитарных мер, порядка признания эквивалентности фитосанитарных мер 
других государств, правил проведения анализа фитосанитарного риска.  

Для  стимулирования  СХТП  будет  обеспечено  внесение  изменений  в 

законодательство,  предусматривающие  субсидирование  затрат  СХТП  на 
приобретение  пестицидов  и  биопрепаратов  (биоагентов)  для  борьбы  с  сорной 
растительностью,  вредными  и  особо  опасными  вредными  организмами, 
локализации и  ликвидации карантинных объектов,  за исключением  стадных и 
нестадных видов саранчовых вредителей с численностью выше экономического 
порога  вредности  (далее  –  ЭПВ),  бактериального  ожога  плодовых  деревьев, 
дынной  мухи,  южноамериканской  томатной  моли  и  карантинных  сорняков  на 
землях запаса за счет средств РБ, а также возмещение затрат за уничтоженные 
плодовые  деревья  собственникам  садов  с  целью  стимулирования  СХТП  к 
обеспечению благополучной фитосанитарной обстановки на своей территории. 
Проведение  субсидирования и  возмещения  затрат  будет  осуществлено  за  счет 
перераспределения  финансовых  средств,  предусмотренных  бюджетом  на 
соответствующий период для борьбы с особо опасными вредными организмами 
и карантинными объектами.  

Для  обеспечения  благоприятной  фитосанитарной  обстановки  будут 

внесены  изменения  и  дополнения  в  законодательство  по  административным 
правонарушениям  и  земельным  отношениям  в  части  ужесточения 
ответственности  и  последствий  для  СХТП  за  неисполнение  требований 
законодательства,  внесены  изменения  и  дополнения  в  законодательство  в 
области  карантина  растений,  предусматривающие  внедрение  механизма 
экстренного  реагирования  при  ухудшении  фитосанитарной  обстановки, 
связанном  с  интродукцией  и  распространением  ранее  не  зарегистрированного 
на территории республики карантинного объекта, будет обеспечено доведение 
материально-технического 

оснащения 

карантинных 

лабораторий, 

фитосанитарных  контрольных  постов  и  государственных  инспекторов  по 
карантину  растений  до  уровня  международных  требований,  а  также  
своевременность  проведения  мероприятий  по  карантину  и  защите  растений,  в 
том  числе  обследовательских  мероприятий  по  выявлению  очагов 
распространения  карантинных  объектов,  вредных  и  особо  опасных  вредных 
организмов,  контролю  за  соблюдением  фитосанитарных  требований  в 
отношении  семенного  и  посадочного  материала,  ввозимого  на  территорию 
республики. 

 

Техническое регулирование 

 
В  рамках  отрасли  технического  регулирования  будут  разрабатываться 

стандарты,  обеспечивающие  переход  на  современный  уровень  развития  и  их 
гармонизацию  в  рамках  ЕАЭС,  усилено  взаимодействие  государственных 
органов  для  защиты  рынка  от  фальсифицированной  продукции,  а  также 
усовершенствованы  имеющиеся  или  разработаны  новые  современные  методы 

89 

контроля  (методики  и  стандарты)  для  выявления  фальсифицированной 
продукции. 

В  целях  облегчения  доступа  отечественных  товаропроизводителей  на 

потенциальные  рынки  сбыта,  в  том  числе  Китай,  Иран  и  ОАЭ  будет 
проводиться  анализ  выставляемых  зарубежными  странами  требований  в 
области  технического  регулирования.  По  итогам  которого  соответствующая 
информация 

будет 

доводиться 

до 

заинтересованных 

в 

экспорте 

производителей.  Также  при  необходимости  будут  улучшаться  действующие 
или  разрабатываться  новые  стандарты  с  рассмотрением  возможности 
выделения средств на данные работы. 

Планируется  рассмотреть  вопросы  устранения  излишних  технических 

барьеров в торговле и обеспечения транспарентности при разработке, принятии 
и  применении  стандартов,  технических  регламентов  и  процедур  оценки 
соответствия  при  проведении  переговоров  по  заключению  соглашений  между 
ЕАЭС и отдельными странами. 

 

5.8. Обеспечение интеграции образования, науки и производства. 

Трансферт эффективных зарубежных технологий 

 

Для  повышения  конкурентоспособности  АПК  Казахстана,  снижения 

производственных 

расходов, 

увеличения 

урожайности 

культур 

и 

продуктивности животных необходимо обеспечить ускоренное инновационное 
развитие АПК на основе тесной интеграции производства, образования и науки, 
разработки  и  внедрения  отечественных  научных  исследований,  трансферта 
зарубежных  эффективных  технологий,  подготовки  и  переподготовки  кадров, 
востребованных на аграрном рынке страны. 

Будут  обеспечены  взаимодействие  аграрной  науки,  образования  и 

производства, а также сотрудничество с лучшими зарубежными партнерами по 
следующим вопросам: 

1) 

изучение  потребностей  аграрного  сектора  экономики  в  передовых 

технологиях для повышения эффективности сельского хозяйства; 

2) 

учет запросов СХТП при подготовке и переподготовке кадров; 

3) совместная разработка научных и образовательных программ силами 

НИИ, университетов, колледжей и СХТП; 

4)  поиск  потенциальных  партнеров  для  проведения  исследований  или 

трансферта технологий в целях удовлетворения потребностей бизнес-структур; 

5)  организация  прямого  внедрения  в  производство  результатов 

исследований и трансферта технологий.  

Интеграция научного и кадрового обеспечения АПК позволит: 
максимально  эффективно  использовать  кадровый,  имущественный, 

финансовый, интеллектуальный потенциал всех университетов, НИИ, ОПХ для 
осуществления 

научно-образовательной 

деятельности 

и 

оказания 

консалтинговых услуг; 

90 

создать стройную и единую систему подготовки кадров в университетах 

и  колледжах,  переподготовки  и  повышения  квалификации  в  центрах 
распространения знаний; 

сократить  сроки  внедрения  в  производство  результатов  научных 

исследований; 

обеспечить подготовку научных кадров для отраслевых НИИ;  
решить проблему организации и финансирования научных работ; 
повысить  эффективность  использования  инфраструктурных  активов 

НИИ, вузов и ОПХ в виде зданий, сооружений, земли, поголовья и т.п.;  

рационально  использовать  возможности  ОПХ  как  базы  для  внедрения 

научных  разработок,  апробации  и  адаптации  зарубежных  технологий, 
прохождения  производственных  практик  студентов,  функционирования 
центров распространения знаний. 

В  целях  обеспечения  интеграции  науки,  образования  и  производства, 

кадрового  обеспечения  отрасли  будут  реализован  переход  от  финансирования 
НИИ  и  вузов  в  рамках  программно-целевого  финансирования  к 
финансированию преимущественно творческих коллективов исключительно на 
конкурсной  основе,  обеспечено    приоритетное  финансирование  исследований, 
нацеленных  на  решение  конкретных  запросов  аграрного  производства  и 
достижение практических результатов. 

Также  за  счет  собственных  средств  НАО  «НАНОЦ»  будут  созданы 

специализированные сертифицированные научные лаборатории коллективного 
пользования для проведения научных исследований, использования в учебном 
процессе  университетов,  колледжей  и  центров  передачи  знаний,  выполнения 
заказов  бизнес-структур  на  коммерческой  основе.  Кроме  того,  будет 
предоставлен  приоритет  совместным  исследованиям  с  зарубежными 
организациями  –  технологическими  лидерами  при  апробации  и  адаптации 
мировых технологий. 

Также 

будут 

установлены 

требования 

об 

обязательном 

софинансировании  прикладных  НИОКР  субъектами  АПК  и/или  отраслевыми 
ассоциациями  –  потребителями  планируемых  результатов  с  последующим 
внедрением  на  базе  субъектов  АПК  и  организацией  демонстрационных 
участков. 

Кроме  того,  в  целях  внедрения  механизма  выплат  отчислений  за 

использование результатов интеллектуальной и (или) творческой деятельности 
между  авторами,  патентообладателями  и  пользователями  результатов 
селекционных  достижений  будут  приняты  меры  по  совершенствованию 
действующего законодательства. 

Для  обеспечения  интеграции  науки,  образования  и  производства  будет 

проработан 

вопрос 

законодательного 

обеспечения 

создания 

двух 

исследовательских университетов в сфере АПК на базе КазНАУ в г. Алматы (в 
форме агротехнологического хаба) и КазАТУ в г. Астане. 

91 

Для каждого из указанных университетов будут  утверждены программы 

развития,  предусматривающие  расширение  автономии  по  примеру  АОО 
«Назарбаев  Университет»  и  расширение  функционала  в  направлении научных 
исследований,  трансферта  и  адаптации  зарубежных  технологий  и 
распространения знаний.  

Реформирование  университетов  будет  осуществляться  в  партнерстве  с 

ведущими  в  мире  исследовательскими  университетами  аграрного  профиля  с 
приглашением  зарубежных  профессоров  для  модернизации  образовательных 
программ и преподавания.  

С  целью  создания  справедливой  конкурентной  среды  и  эффективного 

распределения ресурсов будут проработаны вопросы: 

1) 

выравнивания  стоимости  образовательных  грантов  между 

национальными и другими университетами; 

2) 

перехода к предоставлению грантов на послевузовские программы 

непосредственно  поступающим  с  предоставлением  им  возможности 
самостоятельно выбирать в каком университете обучаться.  

Для  этого  будет  осуществлено  поэтапное  расширение  академической, 

административной  и  финансовой  автономии  университетов,  НИИ  и  ОПХ  с 
разработкой  и  реализацией  программ  реформирования  каждого  из 
университетов, НИИ и ОПХ. 

Также  будет  восстановлена  подготовка  кадров  рабочих  массовых 

профессий по программам бывших технических училищ (далее – ТУ) со сроком 
обучения  10  месяцев  для  выпускников  средней  школы  и  2-3  года  для 
выпускников 9 классов средней школы и расширено количество учебных мест в 
колледжах  для  подготовки  кадров  со  среднеспециальным  образованием 
аграрного профиля. 

Будут  включены  в  Классификатор  специальностей  РК  специальности: 

«Экономика и управление в аграрном секторе», «Бухгалтерский учет и аудит в 
аграрном  секторе»  и  «Аграрное  право»  отдельной  строкой  для  подготовки 
специалистов для сельскохозяйственных кооперативов с выделением адресного 
государственного  образовательного  гранта  на  подготовку  бакалавров  по 
указанным  специальностям,    а  также  для  ускоренной  подготовки  профильных 
специалистов  с  послевузовским  уровнем  образования  через  магистратуру  по 
указанным специальностям. 

Также 

будет 

проработан 

вопрос 

расширения 

перечня 

сельскохозяйственных специальностей для участия в программе «С дипломом – 
в село!». 

Будут  организованы  переподготовка  и  повышение  квалификации 

работников  аграрного  сектора,  создание  на  базе  передовых  хозяйств,  НИИ  и 
университетов центров распространения знаний, консультационных центров и 
демонстрационных площадок по практике применения передовых технологий, 
с  обеспечением  доступа  к  ним  для  всех  заинтересованных  субъектов  АПК, 
также  центры  распространения  знаний  для  формирования  вертикальной 

92 

кооперации  между  поставщиками  сырья  и  переработчиками  на  базе 
перерабатывающих предприятий. 

Все  указанные  меры,  с  одной  стороны,  повысят  заинтересованность 

субъектов  АПК  в  сотрудничестве  с  академическим  сообществом,  позволят 
объективно  ставить  задачи  ученым  и  оценивать  качество  полученных 
результатов.  С  другой  стороны,  для  академического  сообщества  будет  создан 
дополнительный  источник  финансирования  через  субъекты  агробизнеса, 
которые заинтересованы платить только за качественные научные разработки. 

В целом, эти меры позволят повысить конкурентоспособность аграрного 

сектора  путем  тесной  интеграции  науки,  образования  и  производства, 
разработки  отечественных  научных  разработок,  трансферта  зарубежных 
прорывных  инновационных  проектов  и  их  ускоренного  внедрения  в 
производство,  повышения  качества  подготовки  и  переподготовки  кадров, 
востребованных на аграрном рынке страны.  

Для  создания  эффективной  системы  поддержки  трансферта  зарубежных 

технологий  на  базе  существующего  Центра  трансферта  и  коммерциализации 
агротехнологий (далее – ЦТКА) будет развернут функционал по мониторингу, 
прогнозированию технологических задач и организации трансферта технологий 
в АПК. 

С  этой  целью  деятельность  ЦТКА  будет  переориентирована  на 

следующие направления: 

аналитические  исследования  в  части  мониторинга  существующих  и 

прогнозирования перспективных задач технологического характера в АПК; 

оперативный  поиск  оптимальных  технологических  решений  для 

существующих и перспективных задач в АПК;  

содействие  трансферту  оптимальных  технологических  решений  путем 

организации переговоров, привлечения инвесторов и другими методами; 

формирование базы данных лучших мировых технологий в сфере АПК. 
Результаты 

мониторинга 

существующих 

и 

прогнозирования 

перспективных задач будут использоваться МСХ при финансировании НИОКР 
в  качестве  приоритетных  направлений  научных  исследований  и  других 
мероприятий, направленных на модернизацию АПК. 

Будет 

проводиться 

работа 

совместно 

с 

дипломатическими 

представительствами  РК  за  рубежом,  дипломатическими  представительствами 
зарубежных  стран  в  РК,  зарубежными  офисами  трансферта  и  офисами 
коммерциализации технологий. 

Для оказания информационных услуг на безвозмездной основе в перечень 

информации  и  услуг,  подлежащих  предоставлению  субъектам  АПК  на 
безвозмездной  основе  специализированными  организациями,  будут  внесены 
изменения и дополнения по оказанию услуг в поиске оптимальных технических 
решений и организации трансферта.  

94 

 

6. Необходимые ресурсы, тыс. тенге 

 

По годам 

Всего 

Республиканский бюджет 

Местный бюджет 

Другие источники 

2017 г. 

359697162 

198202164 

144494912  

17000086 

2018 г. 

397855880 

201941545 

151000478 

44913857 

2019 г. 

429359455 

207895670 

158375681 

63088104 

2020 г. 

558841783 

281563096 

193634272 

83644415 

2021 г. 

628405077 

326317805 

204476860 

97610412 

Итого: 

2374159356 

1215920279 

851982203 

306256874 

 
 

___________________ 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

к Государственной программе 

развития агропромышленного 

комплекса  

Республики Казахстан  

на 2017-2021 годы 

 

Производство продуктов переработки 

 

Го-

ды 

Внутреннее 

производство, 

тыс. тонн 

Импорт, 

тыс. 

тонн 

Экспорт, 

тыс. 

тонн 

Потребле-

ние 

населением, 

тыс. тонн 

Обеспечен-

ность 

продукцией 

отечественного 

производства,  

в % 

 

Продукты переработки молока 

Производство обработанного молока 

2011 

338,5 

40,2 

0,5 

378,2 

89,5 

2012 

372,5 

37,2 

1,6 

408,1 

91,3 

2013 

440,3 

41 

18,9 

462,4 

95,2 

2014 

472,9 

42,2 

20,9 

494,2 

95,7 

2015 

453,6 

46,3 

7,6 

492,3 

92,1 

Производство кисломолочной продукции 

2011 

135,7 

31,2 

1,6 

165,3 

82,1 

2012 

156,3 

33,1 

2,1 

187,3 

83,4 

2013 

180,2 

36,6 

3,9 

212,9 

84,6 

2014 

179,8 

32,9 

6,3 

206,4 

87,1 

2015 

185,5 

32,4 

4,4 

213,5 

86,9 

Производство сливочного масла 

2011 

14,6 

7,4 

0,01 

22 

66,4 

2012 

12,2 

8,1 

0,03 

20,3 

60 

2013 

14,1 

8,8 

0,2 

22,7 

62,1 

2014 

18,8 

10,4 

0,1 

29,1 

64,6 

2015 

16,6 

7,6 

3,1 

21,1 

78,7 

Производство сыра и творога 

2011 

17,6 

22,8 

0,6 

39,8 

44,2 

2012 

19,2 

22,5 

0,7 

41 

46,8 

2013 

22,1 

22,6 

0,5 

44,2 

50 

2014 

22,2 

22,3 

0,7 

43,8 

50,7 

2015 

30,1 

21 

1,5 

49,6 

60,7 

Продукты переработки мяса 

 

Производство колбасных изделий 

 

2011 

35,6 

31,6 

67,2 

53 

2012 

39,6 

34,8 

74,4 

53,2 

2013 

41,9 

36,1 

78 

53,7 

2014 

42 

33,8 

0,3 

75,5 

55,6 

2015 

40,2 

33,2 

0,4 

73,0 

55 

Производство мясных и мясорастительных консервов 

2011 

7,8 

5,3 

0,6 

12,5 

62,4 

2012 

10,6 

6,7 

1,5 

15,8 

67 

2013 

10,4 

6,2 

0,8 

15,8 

65,8 

2014 

9,8 

5,8 

1,5 

14,1 

69,5 

2015 

10,4 

4,8 

0,9 

14,3 

72,7 

Производство муки 

2011 

3846,5 

7,3 

1901,9 

1951,9 

197,0 

2012 

4009,0 

2,5 

2218,6 

1766,6 

223,6 

2013 

3880,6 

1,4 

1875,8 

2023,2 

193,4 

2014 

3883,0 

2,6 

1844,8 

2040,7 

190,3 

2015 

3741,2 

5,9 

1822,7 

1924,4 

194,4 

Производство крупы 

2011 

129,8 

23,4 

66,7 

86,5 

150 

2012 

151,7 

34,2 

49,7 

136,2 

111,4 

2013 

191,0 

26,9 

59,4 

158,5 

120,5 

2014 

208,2 

34,7 

58,1 

184,8 

112,7 

2015 

212,3 

32,8 

71,8 

173,3 

122,5 

Производство макаронной продукции 

2011 

145,7 

25,1 

12,6 

158,2 

92,1 

2012 

145,0 

25,6 

23,6 

147,0 

99,0 

2013 

147,2 

27,8 

24,0 

151,0 

97,5 

2014 

152,5 

28,7 

20,5 

160,7 

94,9 

2015 

146,2 

31,1 

15,5 

161,8 

90,4 

Производство сахара 

2011 

244,2 

183,7 

6,6 

421,3 

57,1 

2012 

146,9 

267,0 

2,2 

411,7 

35,5 

2013 

332,3 

107,8 

14,3 

425,8 

75,5 

2014 

350,7 

164,8 

2,5 

513,0 

68,0 

2015 

239,9 

185,2 

0,6 

424,5 

56,4 

Масло растительное 

2011 

235,0 

156,6 

21,1 

370,5 

60,0 

2012 

292,6 

94,7 

35,2 

352,1 

75,5 

2013 

280,8 

116,8 

34 

363,6 

70,6 

 

2014 

329,4 

118,9 

48,4 

399,9 

73,5 

2015 

290,3 

166,4 

43,7 

413,0 

63,6 

Консервы плодово-овощные 

2011 

17,6 

82,6 

1,7 

98,5 

17,6 

2012 

16,6 

51,3 

1,1 

66,8 

24,4 

2013 

31,5 

110,2 

140,7 

22,2 

2014 

21 

114,4 

0,8 

134,6 

15,5 

2015 

20,7 

98,7 

1,2 

118,2 

17,3 

Продукты переработки картофеля 

2011 

1,1 

7,1 

0,01 

8,2 

13,4 

2012 

0,5 

8,7 

0,02 

9,2 

5,4 

2013 

0,4 

10,8 

0,03 

11,2 

3,6 

2014 

0,5 

11,8 

0,10 

12,2 

4,1 

2015 

0,5 

12,2 

0,04 

12,7 

3,9 

 
 

___________________ 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru