Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 18

 

 

274

Банковская система и комплаенс

Источники: анализ рабочей группы

Мониторинг и усовершенствование Системы

Процессы 

и 

операционные 

практики

Данные 

и системы

Отчётность

Организационная структура/

разделение обязанностей 

Руководства, методики, 

стандарты

Планирование

Бизн.

треб.

1

2

3

4

7

6

5

8

1. Создание парадигмы системы 
комплаенс
• Стратегические цели и принципы
• Расчётный уровень приемлемого 

риска мошенничества и коррупции

• Внедрённая культура системы 

управления рисками мошенничества 
и коррупции

2. Внедрение и контроль
• План внедрения стратегических 

инициатив

• Непрерывный план аудита системы
• Ресурсный план для эффективного 

функционирования системы

3. Методология
• Внедренный Кодекс этики
• Стандарты управления рисками для 

всей структуры компании

• Комплекс необходимых политик 

(«Знай своего клиента», «Знай свой 
продукт»)

Система противодействия мошенничеству и коррупции

4. Разделение обязанностей
• Разделение обязанностей в системе
• Создание отделов управления операционными 

рисками и комплаенс

• Описание функций сотрудников управления 

операционными рисками, комплаенс

5. Аудит процессов 
• Создание процесса идентификации риска 

мошенничества и коррупции

• Процедуры по оценке риска мошенничества и 

коррупции

• Процедуры внутреннего контроля
6. Анализ данных 
• Определение требований ИТ для системы
• Определение принципов хранения данных
• Разделение прав доступа к базам данных
• Внедрение запасных систем в случае нарушения 

работы основной 

• Внедрение практики тестирования всех систем

7. Отчётность и каскадирование задач
• Система внутренней и внешней отчётности по 

рискам мошенничества и коррупции

• КИРы системы 

управления рисками мошенничества 

и коррупции

8. Постоянный мониторинг
• Формирование и совершенствование системы 

мониторинга уровня риска мошенничества и 
коррупции

• Сбор данных о рисках внешнего и внутреннего 

мошенничества и коррупции

• Разработка мер по совершенствованию системы и 

процесса управления рисками

• Мониторинг ИТ-систем регулятором
• Мониторинг аутсорсинга регулятором
• Периодический мониторинг фининститутов

регулятором

• Автоматизация отчётности регулятору

Аналогичная система должна быть внедрена не только в банковской и финансовой системах, но и в каждой 

компании на территории РУз, в особенности в государственных органах и компаниях

Целевое видение комплаенс 2035

275

Банковская система и комплаенс

Источники: анализ рабочей группы
Примечание: KYC – Know Your Customer – процедуры должного анализа клиента на предмет возникновения регуляторного риска

Идентификации физического лица, которое прямо или косвенно владеет более 25

% в капитале 

клиента –

юридического лица («право собственности»)

Идентификации физического лица, на которое возложена ответственность по осуществлению контроля, 
управлению и направлению деятельности клиента («право контроля»)

Проверка личности вышеуказанных лиц в соответствии с процедурами, выполняемыми на основе оценки 
рисков, которые должны включать в себя ряд 

обязательных элементов 

согласно правилу идентификации 

клиента.

Идентификация и верификация клиента

Верификация и идентификация бенефициарного владельца

Понимание цели клиентских отношений для определения риска клиента

• Непрерывный

мониторинг для выявления подозрительных сделок, своевременное изменение информации о 

клиенте в его досье

Cоздание базы данных юрлиц с открытым доступом к 2-3 базовым идентификаторам (название фирмы, год 
создания) 

Cоздание базы на основе единых данных налогового регулятора

В соответствии с Правилом финансовые институты должны устанавливать 
процедуры для:

В Правиле представлены четыре основных элемента процесса due diligence 
клиента в рамках ПОД/ФТ:

Внедрение актуальных правил FinCEN

SCA (Strong Customer Authentication) является обязательным только для банков Евросоюза, но другим странам 
также следует внедрять этот стандарт, поскольку это облегчит международное банковское сотрудничество и 
значительно повысит потенциал сотрудничества с крупными международными банками

Внедрение единой базы данных граждан и организаций в РУз снизит стоимость процедур KYC

1

для 

международных банков и значительно снизит порог отсечки по объему транзакций, с которым 
международные банки будут готовы работать

Развитие удалённой аутентификации также позволит повысить качество обслуживания в удалённом канале и 
расширить проникновение банковских услуг среди населения РУз 

В части клиентской аутентификации необходимо развивать удалённые методы, 
поскольку это позволит ускорить и снизить стоимость банковского обслуживания:

Внедрение SCA, API (PSD2 как возможный законодательный фреймворк) 

В части межбанковского и кроссплатформенного взаимодействия необходимо 
развитие платформ с открытым исходным кодом :

API-интерфейсы обеспечивают банки технологической возможностью связывать свои платежи и услуги 
передачи данных с третьими лицами
, что является основной целью PSD2

Это сотрудничество позволяет операторам и конкурентам использовать данные клиентов и инновации для 
создания новых потоков доходов 
и индивидуализированных предложений услуг

Развитие стабильных и безопасных «платформ с открытым исходным кодом» (API) является основополагающим 
проектом для реализации инициатив по созданию финансовых маркетплейсов 
в период с 2025 до 2030 года и 
последующей интеграции банковских, страховых и инвестиционно-сберегательных продуктов

Целевое видение комплаенс 2035

276

Банковская система и комплаенс

Источники: анализ рабочей группы
Примечание: FATF – Financial Action Task Force – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

1.

Собирать достаточную информацию о 

ФИ

-

респонденте в целях получения полного 
представления о природе бизнеса респондента / 
оценки на основании публично доступной 
информации, репутации ФИ, и практики 
взаимных ежегодных проверок и надзора

включая тот факт, является ли он объектом 
регулирования по ПОД/ФТ

2.

Оценить средства контроля респондента по 
ПОД/ФТ

3.

Получать одобрение руководства ФИ на 
установление корреспондентских отношений

4.

Иметь зафиксированные сферы 
ответственности 
ФИ-респондентов

5.

В отношении транзакций, проходящих 
транзитом по корреспондирующим счетам

,

удостовериться в том, что банк-респондент в 
достаточном объеме предпринял меры по 
идентификации 
и оценке / управлению рисками 
клиентов, которые имеют прямой доступ к 
счетам банка-корреспондента

1.

Предоставление банковских услуг одним 
банком 
(банком-корреспондентом) другому 
банку (банку-респонденту)

2.

Банку-респонденту может быть предоставлен 
широкий спектр услуг, включая управление 
финансовыми показателями 
(в том числе 
ведение накопительных счетов в различных 
валютах), международные банковские 
переводы, расчеты по чекам, транзитные 
платежи и транзитные (сквозные) счета, услуги 
по операциям с иностранной валютой

3.

Корреспондентский банкинг не предполагает 
совершение сделок разового характера и обмен 
сообщениями SWIFT в части неклиентского 
взаимодействия, но имеет продолжительный 
повторяющийся характер

4.

Крупные международные банки действуют в 
качестве банков-корреспондентов для тысяч 
других банков по всему миру

Требования FATF

Целевое видение комплаенс 2035

FATF

1

Приоритетно: В сфере 

корреспондентского банкинга

Цели

• Тактические шаги
• Обучение

- Банки

- Бизнес

- Основные  

Госструктуры

• Подведение итогов

Шага №1

• Работа над  

ошибками на  
основе  
рекомендаций  
ФАТФ

• Основная  цель -

подготовка к  
следующей
проверке ФАТФ

• Проверка ФАТФ 

• Работа над  

техническими  
системами

• Единая база  

данных для  
банков  
бизнесов

Проверка ФАТФ

2035

2025

2019

2022

Шаг

№1

Шаг

№3

Шаг

№5

Шаг

№2

2030

Шаг

№4

Проверка ФАТФ

Этапы внедрения требований FATF (в части всех рекомендаций)

277

Банковская система и комплаенс

Источник: * - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF)

Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — межправительственная организация, которая занимается 
установлением стандартов и содействием эффективному применению правовых, регулирующих и оперативных мер по 
борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового 
уничтожения и иными связанными угрозами целостности международной финансовой системы. Основным инструментом 
ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем 
один раз в пять лет.

Перечень рекомендаций ФАТФ

*

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

Политика противодействия отмыванию преступных доходов и 
финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и координация

1)

Оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода

2)

Национальное сотрудничество и координация

Отмывание денег и конфискация

3)

Преступление отмывания денег

4)

Конфискация и обеспечительные меры

Финансирование терроризма и финансирование распространения 
оружия массового уничтожения (ОМУ)

5)

Преступление финансирования терроризма

6)

Целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию 

терроризма

7)

Целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению ОМУ

8)

Некоммерческие организации

Превентивные меры

9)

Законы о защите тайны финансовых учреждений 

10)

Надлежащая проверка клиентов

11)

Хранение данных

12)

Публичные должностные лица

13)

Банки-корреспонденты

14)

Услуги перевода денег или ценностей

15)

Новые технологии 

16)

Электронные переводы средств

17)

Доверие мерам третьих сторон

18)

Внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании

19)

Страны с более высоким риском

20)

Сообщения о подозрительных операциях (сделках)

21)

Разглашение и конфиденциальность

22)

УНФПП — надлежащая работа с клиентом

23)

УНФПП — иные меры

Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и 
образований

24)

Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц

25)

Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических образований

Полномочия и ответственность компетентных органов и иные 
институциональные меры

26)

Регулирование и надзор за финансовыми учреждениями

27)

Полномочия надзорных органов

28)

Регулирование и надзор за УНФПП

29)

Подразделения финансовой разведки

30)

Ответственность правоохранительных и следственных органов

31)

Полномочия правоохранительных и следственных органов

32)

Курьеры наличных

33)

Статистика

34)

Руководящие принципы и обратная связь

35)

Санкции 

Международное сотрудничество

36)

Международные инструменты

37)

Взаимная правовая помощь

38)

Взаимная правовая помощь: замораживание и конфискация

39)

Экстрадиция

40)

Иные формы сотрудничества

Страны и организации, участвующие в ФАТФ*

Страны
1.

Аргентина

2.

Австралия

3.

Австрия

4.

Бельгия

5.

Бразилия

6.

Канада

7.

Китай

8.

Дания

9.

Финляндия

10. Франция
11. Германия
12. Греция
13. Гонконг, Китай
14. Исландия
15. Индия
16. Ирландия
17. Италия
18. Япония
19. Республика Корея 
20. Люксембург
21. Малайзия
22. Мексика
23. Нидерланды
24. Новая Зеландия
25. Норвегия
26. Португалия
27. Российская Федерация
28. Сингапур
29. Южная Африка
30. Испания
31. Швеция
32. Швейцария
33. Турция
34. Великобритания
35. Соединенные Штаты

Организации:
1.

Европейская комиссия

2.

Совет сотрудничества в Персидском 
заливе

Государства-наблюдатели:
1.

Индонезия

2.

Израиль

3.

Саудовская Аравия

278

Банковская система и комплаенс

Источники: анализ рабочей группы
Примечание: FATF – Financial Action Task Force – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Общий регламент о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, далее «GDPR»)

Законность, 
справедливость 
и понятность 
процессов 
обработки 
персональных 
данных

Ограничение 
обработки 
персональных 
данных в 
соответствии с 
целями 
обработки 

Сокращение 
избыточности 
обрабатываемых 
персональных 
данных

Обеспечение 
точности и 
актуальности 
обрабатываемых 
персональных 
данных

Ограничение 
времени 
персональных 
данных

Обеспечение 
целостности и 
конфиденциальност
и обрабатываемых 
персональных 
данных

Компании, учреждённые в ЕС и являющиеся операторами (controllers) и/или обработчиками (processors) 
персональных данных

Компании, не учреждённые в ЕС и являющиеся операторами (controllers) и/или обработчиками (processors) 
персональных данных, и вид деятельности которых связан с:

̶

Предоставлением товаров или услуг гражданам ЕС

̶

Мониторингом поведения субъектов персональных данных в пределах ЕС

Основные принципы обработки персональных данных

Организации, к которым применяется GDPR:

Целевое видение комплаенс 2035

279

Новые компании будут регистрироваться, получать 
лицензию и регулироваться на уровне Евросоюза. Все 
барьеры для новичков будут убраны, из-за чего на рынке 
возникает конкуренция, вследствие которой снизятся 
цены для потребителей. Новые компании смогут 
получить доступ к платёжным аккаунтам клиентов 
(доступ к аккаунту обозначают термином «XS2A»), чтобы 
совершать платежи от их имени (разумеется, только 
после предварительного одобрения).

Новые компании смогут получить доступ к 
платёжным аккаунтам клиентов

1

Как это будет работать?

Организация, которой принадлежит платежный аккаунт 
клиента, предоставляет компаниям доступ с помощью 
программного интерфейса («API»). Его работу можно 
сравнить с мессенджером, который позволяет 
обмениваться информацией — он принимает запрос от 
компании и передает ответ.

2

Директива PSD2 направлена на снижение вероятности 
мошенничества с электронными транзакциями. Она 
должна улучшить защиту клиентских данных. При 
использовании SCA в электронных транзакциях 
задействуются два или более независимых компонента из 
следующих:

Знания

Информация, которую знает 
только клиент (пароль, PIN-код 
…)

Вещи, которые принадлежат 
только клиенту (карточка и т. д.)

Биометрические данные 
клиента (отпечатки пальцев, 
голос …)

Имущество

Сам клиент

Надежная аутентификация пользователей (SCA)
улучшит безопасность Интернет-платежей

+ дополнительный компонент для удаленных транзакций (Интернет, мобильные устройства)

Уникальный код аутентификации, который динамически связывает транзакцию с конкретной суммой и 

получателем платежа

Банковская система и комплаенс

Источники: Informa Knowledge & Networking division

Основные изменения, которые привнесут SCA, API (PSD2 как возможный законодательный 
фреймворк) 

280

Каждый раз, когда клиент совершает платеж, за исключением следующих ситуаций:

Когда клиент просматривает свой платёжный аккаунт или запрашивает сводную 
информацию обо всех своих аккаунтах с помощью дополнительного сервиса

Сумма платежа ниже определенного 
значения

Бенефициар уже прошел 
идентификацию

Увеличивается географический охват транзакций

Все транзакции, даже те, в которых одна из сторон находится за пределами Евросоюза, будут 
выполняться в рамках директивы. Действие PSD2 распространяется на транзакции в любом виде валюты 
(кроме криптовалюты). Директива улучшит информативность клиентов и уровень защиты европейской 
части транзакций

4

5

6

Правило единой схемы EPC SDD о 
безусловном праве на возврат 
прямого дебетового списания 
становится формальным 
юридическим требованием 
(действует до 8 недель после 
совершения платежа) 

Взимание дополнительных 
средств за совершение 
большинства платежей по карте 
будет ограничено (ставка 
вознаграждения изменится в 
соответствии с правилами 
взимания межбанковской 
комиссии)

При попытке совершить платёж 
без прохождения авторизации, 
клиент не сможет потратить 
более 50 евро (ранее 150 евро). 
Потратить бóльшую сумму можно 
будет лишь в крайних случаях, 
например, если клиент проявил 
недопустимую халатность или его 
аккаунтом завладели мошенники

При первом просмотре аккаунта (или 
нескольких аккаунтов)

Каждые 90 дней

3

Банковская система и комплаенс

Источники: Informa Knowledge & Networking division

Случаи применения «надежной аутентификации пользователей» (SCA)

Основные изменения, которые привнесет PSD2 (продолжение)

Основные изменения, которые привнесут SCA, API (PSD2 как возможный законодательный 
фреймворк) (продолжение)

281

X

Блокчейн является децентрализованным реестром всех транзакций в одноранговой сети. 
Используя эту технологию участники могут осуществлять транзакции без централизованного 
центра сертификации. Потенциальные приложения включают в себя переводы средств, расчеты, 
дистрибуцию продукции, хранение информации, голосование и многие другие

Пользователь 

инициирует 
транзакцию

Сеть узлов
проверяет транзакцию и 
статус пользователя с 
использованием заранее 
известных алгоритмов

Проверка

Криптовалюта – это среда обмена, созданная и хранящаяся в 
электронном виде в блочной цепочке с использованием 
криптографических методов шифрования, для управления 
созданием денежных единиц и проверки перевода средств. 
Биткоин – наиболее известный пример

Принципиальная схема процесса

Выгоды

Недостатки

Криптовалюта

Потенциальные приложения

Потребители могут 
использовать блок-цепочку 
для управления частичной 

собственностью в автономных 
автомобилях

Более быстрые, более 

дешёвые платежи могут 
сократить транзакционные 
издержки на миллиарды 
долларов и и повысить их 
прозрачность

Используя блок-код граждане 

могут голосовать через 
смартфон, планшет или 
компьютер, что позволит 
получить немедленный и 
более точный результат

Зашифрованную медицинскую 

информацию пациентов 
возможно разделить с 
несколькими сторонами без 
риска нарушения 
конфиденциальности

Автомобили

Финансовые услуги

Голосование

Здравоохранение

Проверяемая транзакция 
может включать 
криптовалюты, контракты, 
записи или другую 
информацию

После проверки
транзакция 
объединяется с другими 
транзакциями для 
создания нового блока 
данных для реестра

Сделка завершена

Новый блок затем 
добавляется к 
существующей блок-
цепочке, путь к который 
является постоянным и 
неизменным

Не имеет ценности сама 

по себе в том смысле, 
что она не обеспечена 
золото-валютными 

запасами (как и доллар 
США)

Не имеет 
физической 
формы и 
существует только 
в сети

Выпуск новых единиц 
не определяется 
центральным банком, 
а сеть полностью 
децентрализована

Комплексная 
технология

Нормативные
последствия

Проблемы 
внедрения

Конкурирующие 
платформы

Повышенная 
прозрачность

Точное 
отслеживание

«Вечный» реестр

Сниженные 
издержки

Банковская система и комплаенс

Источники: Informa Knowledge & Networking division

Возможности блокчейн-технологий (blockchain)

282

Страховая и пенсионная 

система

Развитие экономики

2.6.2

283

Страховая система крайне мала по отношению к ВВП  - 0,4%

Низкий уровень финансовой грамотности, низкий уровень 
личного располагаемого дохода и регуляторной поддержки со 
стороны государства осложняют общую ситуацию для 
развития страхования страны

Общая убыточность растет вместе с объемом собранных 
страховых премий, но все равно демонстрирует низкий 
уровень, что позволит привлечь дополнительных игроков на 
рынок

Доля государства в страховом секторе относительно невысока 
в сравнении с финансовой системой Узбекистана в целом

Высокий уровень концентрации в столичном регионе

Страховые компании широко используют международное 
перестрахование. Наибольшую долю исходящего 
перестрахования занимают компании Великобритании

Для диверсификации перестраховочного портфеля требуется 
ввести обязательного государственного перестраховщика, 
который будет «перекладывать» на себя часть рисков 
страховых компаний

Страховая и пенсионная система

Страховая система, млрд долл. США, 2017 г. 

Источники: World Bank, Государственная инспекция по страховому надзору от 27.06.2018

0,11

1,4%

0,4%

Узбекистан

1,11

Казахстан

0,8%

50,50

Грузия

21,59

Азербайджан

2,8%

0,17

Россия

0,32

0,8%

1,2%

Бразилия

170,80

12,1%

Южная

Корея

% от ВВП

объем

Комментарии

• Общая страховая система слабо 

развита, соответственно, страна 
имеет большой потенциал для её 
развития

• Среди 

бенчмарков

Узбекистан 

имеет наименьший страховой 
портфель по отношению к ВВП 

• Размер страховой системы по 

отношению к ВВП 

в 30 раз меньше 

по сравнению с Южной Кореей

2017

693

111

2014

75

2016

927

2015

439

+23,5%

516

+34,1%

131

270

338

67

2013

• В суммовом выражении портфель 

страховых премий растёт 
высокими темпами, в особенности 
начиная с 2015 года

• Значительное превышение премий 

страховых компаний над 
выплатами повлечёт появление 
новых участников на рынке 
страховых услуг

Динамика роста объёмов страховых премий и выплат

млрд сумов

Комментарии

Премии

Выплаты

Текущий уровень развития страховой системы

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Размер страхового сектора Узбекистана 
не соответствует размерам экономики 
в сравнении с международными 
бенчмарками

Уровень обязательного страхования в 
стране значительно ниже, чем 
добровольного

Линейка страховых продуктов не 
отвечает актуальным требованиям 
экономики: отсутствуют такие виды 
страхования, как медицинское 
страхование, страхование жизни и 
здоровья

284

Страховая и пенсионная система

Источники: Государственная инспекция по страховому надзору от 27.06.2018

Динамика роста объёма инвестиций страховщиков,

млрд сумов

Комментарии

• Обёъем инвестиционного портфеля 

страховых компаний растёт 
высокими темпами, что 
обусловлено ростом собранных 
премий

• Резкий рост инвестиций в 2017 году 

обусловлен ослаблением 
национальной валюты к доллару 
США

526,6

623,7

2013

756,1

2014

867,5

2015

1 482,5

2016

+96,1%

+43,6%

2017

Структура инвестиций страховщиков по итогам 2016 г.

%

Комментарии

• Структура инвестиций страхового 

сектора умеренно консервативна и 
демонстрирует высокий уровень 
диверсификации

• Высокая доля банковских депозитов 

не свойственна для типичной 
структуры размещения страховых 
компаний, однако в текущей 
конъюнктуре рынка РУз может 
являться рациональной опцией

• В дальнейшем по мере 

нормализации рынка банковских 
услуг и снижения ключевой ставки 
страховщики будут размещать 
значительно бóльшую долю средств 
в ценные бумаги

45%

Банковские 

депозиты

41%

Ценные 

бумаги

7%

Участие в 

уставном фонде

6%

Недвижимость

0,8%

Займы

0,2%

Прочее

Великобритания

47%

Корея

16%

Россия

10%

Китай

6%

Германия

3%

Люксембург

3%

Азербайджан

3%

Швейцария

2%

Прочие страны

10%

Структура исходящего перестрахования по итогам 2017г., % 

Комментарии

• Страховые компании широко 

используют механизмы 
международного перестрахования. 
Наибольшую долю исходящего 
перестрахования занимают 
компании Великобритании

• Согласно Положению о 

платёжеспособности страховщиков 
и перестраховщиков (Рег. №1806 от 
12.05.2008 г.) перестрахование 
рисков за рубежом допускается 
только у утверждённого 
перестраховщика, а также 
платёжеспособных страховщиков, 
имеющих соответствующие 
международные рейтинги

Текущий уровень развития страховой системы

285

Страховая и пенсионная система

Источник: World Bank Open Data

Пенсионный фонд
млрд долл. США

Комментарии

• Пенсионный фонд Узбекистана 

занимает последнее место в 
своей группе по выплатам на 
одного пенсионера (

размер 

фонда не достаточен, чтобы 
полностью покрыть все 
пенсионное население страны)

Бразилия

Южная 

Корея

575,00

Грузия

Казахстан

Россия

1,87

Азербайджан

Узбекистан

23,01

251,00

95,55

0,64

2,45

Южная 

Корея

2,14

Россия

Грузия

Азербайджан

Бразилия

Казахстан

0,55

Узбекистан

7,17

27,20

42,00

1,33

3,30

2 274

10 752

9 227

1 408

1 160

80 195

743

На одного пенсионера 
(долл. США)

• Размер пенсионного фонда РУз на 

одного пенсионера составляет 
743 долл. США, что не позволяет 
обеспечить независимость 
пенсионного фонда от 
государственного бюджета

Число лиц пенсионного возраста, млн человек

Комментарии

Текущий уровень развития пенсионной системы

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Текущий размер пенсионного фонда 
Республики Узбекистан не 
соответствует числу пенсионеров 
исходя из сравнительного анализа 
международных показателей

Рост нагрузки на пенсионную систему 
республики продолжит расти в связи со 
структурными демографическими 
изменениями, даже несмотря на 
предлагаемую пенсионную реформу

Размер фонда не позволяет покрыть требования пенсионного 
обеспечения населения в удовлетворительных объемах

Высокие темпы роста населения последних лет приведут к 
увеличению требований к пенсионной системе до 2035 года и, 
следовательно, дополнительной нагрузке на бюджет

Пенсионный фонд на 48% финансируется за счёт единого 
социального платежа; как следствие, возникает 
необходимость в диверсификации источников поступлений за 
счет негосударственных ресурсов

Структура пенсионной системы Узбекистана должна 
основываться на различных уровнях обеспечения, включая 
обязательные, дополнительные и собственные сбережения 
граждан

286

Страховая и пенсионная система

Примечание: 1 - Отношение числа граждан пенсионного возраста (мужчины в возрасте более 60 лет и женщины в возрасте более 55 лет) к числу граждан 
трудоспособного возраста (мужчины в возрасте между 15 и 59 годами и женщины в возрасте между 15 и 54 годами)
Источники: World Bank, Population Pyramid, анализ рабочей группы

Возрастно-половая пирамида населения РУз

2017

1 к 6

(1)

В Республике Узбекистан обсуждается повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин (сейчас 60) и 

58 лет для женщин (55) в связи с изменениями в концепции реформирования системы государственного 

пенсионного обеспечения граждан  

Мужчины

Женщины

40 - 44

70 - 74

80 - 84

90 - 94

15 - 19

20 - 24

25 - 29

30 - 34

35 - 39

45 - 49

50 - 54

55 - 59

60 - 64

65 - 69

75 - 79

85 - 89

95 - 99

100+

10 - 14

0 - 4

2

1,6

1,2

0,8

0,4

0

2

1,6

1,2

0,8

0,4

0

1 к 4

(1)

2035

40 - 44

70 - 74

80 - 84

90 - 94

15 - 19

20 - 24

25 - 29

30 - 34

35 - 39

45 - 49

50 - 54

55 - 59

60 - 64

65 - 69

75 - 79

85 - 89

95 - 99

100+

10 - 14

0 - 4

Население, млн чел.

Население, млн чел.

Возраст

1,6

1,2

0,8

0,4

0

2

1,6

1,2

0,8

0,4

0

Мужчины

Женщины

Текущий уровень развития пенсионной системы

Население, млн чел.

Население, млн чел.

Возраст

287

Страховая и пенсионная система

Текущий уровень развития пенсионной системы

Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает назначение пенсии лицам, имеющим не менее 7 
лет стажа работы (Согласно Конвенции Международной организации труда № 102 минимальный требуемый стаж 
для назначения пенсии по возрасту установлен 15 лет). Наличие минимальных требований к стажу работы в размере 
7 лет негативно отражается в желании участия граждан в системе государственного социального страхования

14,3 

млн. чел. 

Численность экономически 
активного населения в структуре 
трудоспособного населения

4,8

млн. чел. 

Число плательщиков взносов в 
Пенсионный фонд

из которых

Соотношение плательщиков взносов к 

численности получателей пенсии 

1,5:1

(по рекомендациям МОТ оптимальное 
соотношение составляет 4:1)

Пенсионное обеспечение граждан в Республике Узбекистан включает следующие основные системы:

накопительная пенсионная система (условно-накопительная система, базирующаяся на
обязательных и добровольных отчислениях работника)

государственное пенсионное обеспечение (солидарная пенсионная система, базирующаяся на
обязательных социальных отчислениях работников и работодателей)

Концепция по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан

В целях внедрения современных механизмов, стимулирующих граждан в беспрерывном участии в системе 
социального страхования, а также в соответствии с протоколом №1 совещания по обеспечению устойчивости 
пенсионной системы Республики Узбекистан в среднесрочной перспективе, выявлению имеющихся проблем и 
разработке предложений по их решению, утвержденным руководителем Администрации Президента Республики 
Узбекистан от 16 сентября 2018 года, разрабатывается проект Концепции по реформированию системы 
государственного пенсионного обеспечения граждан на 2019-2030 годы

В целях предотвращения социального недовольства граждан, подготовки их к предстоящим изменениям в 
системе пенсионного обеспечения необходимо объявить нововведения заранее (например, от 1 до 3 лет
раньше)
Во избежание любого возможного дефицита бюджета Пенсионного фонда, принятие соответствующих мер по 
предотвращению возможности его появления
Разработка механизма осуществления выплаты минимальной (гарантированной) части пенсии за счет средств
государственного бюджета
Усовершенствование механизма легализации доходов граждан, в том числе путём расширения охвата 
плательщиков взносов за счет самозанятого населения и трудовых мигрантов, работающих в  зарубежных
странах
Учитывая, что действующий Закон Республики Узбекистан «О государственном  пенсионном  обеспечении  
граждан» был утвержден в 1993 году, с учётом предлагаемых изменений в сфере пенсионного обеспечения, 
необходимо разработать и утвердить Закон в новой редакции

Предусматривается создание в разрезе каждого физического лица электронных лицевых карточек с наличием 
на них электронных сведений о стаже работы и заработной плате. На данных электронных лицевых карточках 
будут отражены сведения за период после 2006 rода, получаемые посредством электронного обмена 
информацией с базами данных Государственного Налогового комитета и Народного банка (ИНПС и ИНН). 
Электронный учет трудовой деятельности граждан будет осуществляться на основе уплаченных страховых 
взносов в Пенсионный фонд, механизм которого внедрён с 2016 года

Запланировано пересмотреть и усовершенствовать официальный веб-сайт Пенсионного фонда до конца 2018 
года, предусмотрев в нем функции персонального кабинета пенсионеров и работающих. Электронный 
персональный кабинет позволит проверять суммы пенсии, даты доставки и фактического получения, а для 
работающих граждан - накопленный стаж работы

Внедрение электронного учёта трудовой деятельности 

Во исполнение поставленных задач проектом Концепции по реформированию системы государственного
пенсионного обеспечения граждан на 2019-2030 годы разрабатываются меры по следующим основным
направлениям:

1.

2.

3.

4.

5.

288

Проведение реформы Пенсионного системы направленной на создание независимого от государства Органа 
пенсионного Управления, представляющего интересы граждан.

Ключевые моменты реформирования пенсионной системы:

1.

Обозначение чёткой структуры организации независимого Органа пенсионного Управления. Структура 
включает эффективное распределение функций и разграничение ответственностей внутри организации.

2.

Разработка долгосрочного плана развития Органа пенсионного Управления. План включает создание 
долгосрочной стратегии устойчивого инвестирования, подготовку прогноза в отношении (будущих) 
обязательств (при поддержке отдела Актуарных расчетов и исследований), обеспечение непрерывности 
взаимодействия с участниками пенсионного плана.

3.

Разработка устойчивой инвестиционной политики Органа пенсионного Управления. Политика включает 
контроль баланса между риск-доходными местными/внутренними инвестициями и инвестициями с 
нулевым риском, привлечение высококвалифицированных специалистов для принятия решений.

4.

Разработка и совершенствование каналов связей с населением (обратная связь).

5.

Ведение деятельности на принципе прозрачности (прозрачность отчетности).

Реформирование системы пенсионного обеспечения 
граждан

289

Страховая и пенсионная система

Источники: анализ рабочей группы

Естественный рост

Базовое развитие

Государство постепенно вводит дополнительные виды 
обязательного страхования, субсидируя частное страхование

• Страховая система развивается 

более активно

• Защита населения 

• Рост нагрузки на бизнес

2

Активное содействие

Введение значительного числа обязательных видов страхования, 
значительно ограничивающих финансовые потери граждан и 
компаний в случае наступления неблагоприятных обстоятельств

• Увеличение объёма средств для 

экономики

• Широкое покрытие социальной 

защиты населения 

• Развитие медицины и финансовых 

услуг

3

Государство не вмешивается в страховую систему страны и 
применяет меры минимального контроля в отношении основных 
видов страхования

• Низкая доля обязательного 

страхования не создает большую 
нагрузку для бизнеса

• Медленное развитие страховой 

системы

• Дополнительная нагрузка ложится 

на государственный бюджет

• Дополнительная нагрузка на бизнес

Целевая опция развития

1

80%

90%

Страховая система развивается низкими темпами, страховое покрытие граждан не увеличивается

2017

2035

Рост объема страховой 
системы (CAGR)

+8%

Доля добровольного страхования 

80%

60%

2017

2035

Рост объема страховой 
системы (CAGR)

+12%

Доля добровольного страхования 

Страховая система развивается средними темпами, страховое покрытие граждан увеличивается

80%

20%

2017

2035

Рост объема страховой 
системы (CAGR)

+20%

Доля добровольного страхования 

Страховая система быстро развивается, страховое покрытие граждан значительно возрастает, а также 

уменьшается нагрузка на государственный бюджет

Текущий уровень развития пенсионной системы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..