ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (2020-2021 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (2020-2021 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (2020-2021 год) - часть 2

 

 

25
на 2026 год - 409 545 547,8 тыс. рублей;
на 2027 год - 491 454 657,4 тыс. рублей;
на 2028 год - 589 745 588,9 тыс. рублей;
на 2029 год - 707 694 706,7 тыс. рублей;
на 2030 год - 849 233 648,0 тыс. рублей
Аналитически: всего предусмотрены бюджетные
ассигнования федерального бюджета на научные
исследования и разработки гражданского назначения в
непрограммной части федерального бюджета:
на 2019 год - 2 119 562,9 тыс. рублей;
на 2020 год - 2 195 606,9 тыс. рублей;
на 2021 год - 1 996 712,4 тыс. рублей;
на 2022 год - 2 396 054,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 2 875 265,9 тыс. рублей;
на 2024 год - 3 450 319,0 тыс. рублей;
на 2025 год - 4 140 382,8 тыс. рублей;
на 2026 год - 4 968 459,4 тыс. рублей;
на 2027 год - 5 962 151,3 тыс. рублей;
на 2028 год - 7 154 581,5 тыс. рублей;
на 2029 год - 8 585 497,8 тыс. рублей;
на 2030 год - 10 302 597,4 тыс. рублей
Аналитически: всего предусмотрены бюджетные
ассигнования федерального бюджета на научные
исследования и разработки гражданского назначения и
высшее образование:
на 2019 год - 188 429 413,0 тыс. рублей;
на 2020 год - 198 059 217,8 тыс. рублей;
на 2021 год - 199 551 584,2 тыс. рублей;
на 2022 год - 234 018 735,6 тыс. рублей;
на 2023 год - 276 164 216,2 тыс. рублей;
на 2024 год - 325 624 019,4 тыс. рублей;
на 2025 год - 373 322 317,0 тыс. рублей;
на 2026 год - 442 980 999,6 тыс. рублей;
на 2027 год - 526 484 320,5 тыс. рублей;
на 2028 год - 626 597 026,6 тыс. рублей;
на 2029 год - 746 636 613,6 тыс. рублей;
на 2030 год - 890 583 865,9 тыс. рублей
Ожидаемые
-
концентрация ресурсов на реализации приоритетов научно-
результаты
технологического развития и обеспечение значимых
реализации
мультипликативных эффектов от использования полученных
подпрограммы
технологий, в том числе изменяется значение индекса
технологической зависимости до уровня не менее чем 250
процентов;
существенно увеличен вклад от использования результатов
интеллектуальной деятельности в экономику страны, в том
числе рост ее нематериальной капитализации. Число
26
принадлежащих российским правообладателям объектов
интеллектуальной собственности (изобретения, полезные
модели, промышленные образцы), в отношении которых
зарегистрировано распоряжение исключительным правом по
договору достигает 6500 единиц;
развит эффективный трансфер технологий;
обеспечены реализация стратегических приоритетов научно-
технологического развития Российской Федерации,
возможность ответа на большие вызовы, выход на рынки и
занятие устойчивого положения на них;
рост количества междисциплинарных и (или) комплексных
научных, научно-технических и инновационных проектов,
рост числа экспортных сделок по продуктам, товарам,
работам, услугам научной, научно-технической и
высокотехнологичной направленности;
прагматически обоснованная полномасштабная интеграция
российской науки в общемировую научную систему,
обеспечивающая доступ к новым компетенциям и (или)
ресурсам, формирование интернациональной научной среды,
формирование устойчивой кооперации с мировым
сообществом, позволяющей получать необходимые
компетенции и финансовые ресурсы, в том числе доля статей
в соавторстве с иностранными учеными в общем числе
публикаций российских авторов, индексируемых в
международных системах научного цитирования составляет
31,5%;
сокращение транзакционных издержек взаимодействия
исследователей, инженеров и технологических
предпринимателей, а также доступ к различным услугам,
необходимым для осуществления научной, научно-
технической и инновационной деятельности;
существенный рост охраняемых результатов
интеллектуальной деятельности и сделок с ними, в том числе
число принадлежащих российским правообладателям
объектов интеллектуальной собственности (изобретения,
полезные модели, промышленные образцы), в отношении
которых зарегистрировано распоряжение исключительным
правом по договору достигает 6500 единиц;
рост объема экспорта российских товаров, работ, услуг, а
также прав на технологии, преимущественно принадлежащие
российским правообладателям;
активное включение России в формирование стандартов
глобальных рынков будущего и обеспечение значимой доли
российских компаний на этих рынках;
создание не менее 14 центров компетенций Национальной
технологической инициативы (далее - НТИ),
27
обеспечивающих формирование инновационных решений в
области «сквозныхª технологий;
в разработку технологий, продуктов, услуг в рамках
реализации проектов научно-образовательных центров (далее
-НОЦ) и НТИ вовлечены не менее 300 крупных или средних
российских компаний, работающих на соответствующих
рынках наукоемких технологий, продуктов, услуг
(нарастающим итогом к 2030 году);
формирование и становление исследователей, инженеров и
предпринимателей, формирование лидерских навыков;
развиты сетевые формы организации научной, научно-
технической и высокотехнологичной деятельности, в том
числе исследовательских, инженерно-производственных
консорциумов;
создано не менее 16 научных центров мирового уровня,
включая сеть международных математических центров и
центров геномных исследований;
создано не менее 15 научно-образовательных центров
мирового уровня на основе интеграции университетов и
научных организаций и их кооперации с организациями,
действующими в реальном секторе экономики (далее -
компании-участники НОЦ), в рамках НОЦ, а также центров
компетенции НТИ, разработаны и переданы для внедрения и
производства в организации, действующие в реальном
секторе экономики, нарастающим итогом не менее 250
технологий, защищенных патентами (нарастающим итогом к
2030 году);
гармонизация уровня научно-технологического развития
различных регионов Российской Федерации с учетом
сложившейся и (или) новой специализации регионов.
28
П А С П О Р Т
подпрограммы 5 «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной
деятельностиª
государственной программы Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерацииª
Ответственный
-
Министерство науки и высшего образования Российской
исполнитель
Федерации
подпрограммы
Участники
-
Федеральное государственное бюджетное учреждение
подпрограммы
«Российская академия наукª;
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Национальный исследовательский центр «Курчатовский
институтª;
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский фонд фундаментальных исследованийª.
Программно-
-
Отсутствуют
целевые
инструменты
подпрограммы
Цель
-
обеспечение доступности инфраструктуры и информации,
подпрограммы
необходимой для осуществления научной, научно-
технической и высокотехнологичной деятельности.
Задачи
-
создание и развитие уникальных научных установок класса
подпрограммы
«мегасайенсª на территории Российской Федерации и участие
в развитии крупных международных проектов за пределами
страны;
формирование и эффективная загрузка и доступность сетей
центров коллективного пользования научным оборудованием,
инжиниринговых центров и центров экспериментального и
мелкосерийного производства;
обеспечение высокой скорости оборота научной, научно-
технической информации (публикационной, патентной,
первичных данных исследований), в том числе, на основе
свободных, открытых и безвозмездных лицензий, ее
доступности, включая средства эффективного анализа;
создание условий для развития «гражданскойª науки,
расширение доступа граждан России к научным знаниям и
участия в их получении.
Целевые
-
Степень обеспечения взносов Российской Федерации в
индикаторы и
международные научные организации;
29
показатели
Количество баз данных, подписка на которые обеспечивается
подпрограммы
за счет средств федерального бюджета;
Доля результатов интеллектуальной деятельности, учтенных в
Единой государственной информационной системе учета
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ гражданского назначения, в общем
объеме созданных результатов интеллектуальной
деятельности;
Количество переданных в НЭБ3 документов и сведений из
интегрированных ресурсов библиотек, архивов, иных
организаций, в том числе осуществляющих функции
государственных депозитариев;
Доля научных публикаций российских исследователей,
индексируемых в международных системах научного
цитирования, размещенных через национальные журналы
(системы).
Этапы и сроки
-
2019-2030 годы, в том числе:
реализации
I этап - 2019 - 2024 годы;
подпрограммы
II этап - 2025 - 2030 годы.
Объем бюджетных
-
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на
ассигнований
реализацию подпрограммы:
подпрограммы
на 2019 год - 33 151 634,0 тыс. рублей;
на 2020 год - 33 184 403,1 тыс. рублей;
на 2021 год - 54 689 520,5 тыс. рублей;
на 2022 год - 77 357 680,1 тыс. рублей;
на 2023 год - 93 274 072,3 тыс. рублей;
на 2024 год - 86 630 463,1 тыс. рублей;
на 2025 год - 30 863 434,7 тыс. рублей;
на 2026 год - 31 665 944,7 тыс. рублей;
на 2027 год - 32 516 564,4 тыс. рублей;
на 2028 год - 33 418 178,4 тыс. рублей;
на 2029 год - 34 373 844,4 тыс. рублей;
на 2030 год - 35 386 803,4 тыс. рублей
Аналитически: всего предусмотрены бюджетные
ассигнования федерального бюджета на научные
исследования и разработки гражданского назначения в других
государственных программах:
на 2019 год - 20 291 796,1 тыс. рублей;
на 2020 год - 30 245 544,6 тыс. рублей;
на 2021 год - 31 078 068,7 тыс. рублей;
на 2022 год - 32 942 752,8 тыс. рублей;
на 2023 год - 34 919 318,0 тыс. рублей;
на 2024 год - 37 014 477,1 тыс. рублей;
3 Национальная электронная библиотека
30
на 2025 год - 39 235 345,7 тыс. рублей;
на 2026 год - 41 589 466,4 тыс. рублей;
на 2027 год - 44 084 834,4 тыс. рублей;
на 2028 год - 46 729 924,5 тыс. рублей;
на 2029 год - 49 533 720,0 тыс. рублей;
на 2030 год - 52 505 743,2 тыс. рублей
Аналитически: всего предусмотрены бюджетные
ассигнования федерального бюджета на научные
исследования и разработки гражданского назначения и
высшее образование:
на 2019 год - 53 443 430,1 тыс. рублей;
на 2020 год - 63 429 947,7 тыс. рублей;
на 2021 год - 85 767 589,2 тыс. рублей;
на 2022 год - 110 300 432,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 128 193 390,3 тыс. рублей;
на 2024 год - 123 644 940,1 тыс. рублей;
на 2025 год - 70 098 780,4 тыс. рублей;
на 2026 год - 73 255 411,1 тыс. рублей;
на 2027 год - 76 601 398,8 тыс. рублей;
на 2028 год - 80 148 102,9 тыс. рублей;
на 2029 год - 83 907 564,4 тыс. рублей;
на 2030 год - 87 892 546,5 тыс. рублей
Ожидаемые
-
достижение количественного паритета в развитии
результаты
инфраструктуры класса «мегасайенсª, в том числе реализация
реализации
на территории Российской Федерации четырех проектов
подпрограммы
класса «мегасайенсª при степени обеспечения взносов
Российской Федерации в международные научные
организации на уровне 100%;
развита передовая инфраструктура научных исследований и
разработок, инновационной деятельности, включая создание и
развитие сети уникальных установок класса «мегасайенсª;
обновлено не менее 50 процентов приборной базы ведущих
организаций, выполняющих научные исследования и
разработки;
обеспечение возможности быстрого выхода товаров в
серийное производство, развитие инфраструктуры
производства по месту потребления;
обеспечение высокого уровня доступности информации,
необходимой для научной и научно-технической
деятельности: обеспечен доступ исследовательских групп к
национальным и международным информационным ресурсам,
включая исследовательские данные, созданы условия для
развития общественной науки, сформированы
конкурентоспособные информационные ресурсы и
исследовательские инфраструктуры, создающие стимулы для
сотрудничества и интеграции с российским
31
исследовательским сообществом, в том числе доля
результатов интеллектуальной деятельности, учтенных в
Единой государственной информационной системе учета
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ гражданского назначения, в общем
объеме созданных результатов интеллектуальной
деятельности, составляет не менее 50%;
развитие "подвижной" и экспедиционной исследовательской
инфраструктуры (исследовательский флот нового поколения и
т.д.): выполнено нарастающим итогом не менее 300 морских
экспедиций на научно-исследовательских судах к 2030 году;
повышение уровня доступности современной
инфраструктуры исследовательской деятельности и рост
эффективности ее использования;
обеспечение равного доступа к услугам и сервисам,
необходимым для осуществления научной, научно-
технической и инновационной деятельности на всей
территории Российской Федерации, в том числе количество
баз данных, подписка на которые обеспечивается за счет
средств федерального бюджета, составляет не менее 26;
формирование открытых баз (банков) исследовательских
больших данных, содержащих первичную информацию для
проведения научных исследований;
укрепление международного авторитета национальных баз
(банков) знаний, включая журналы и их коллекции, в том
числе доля научных публикаций российских исследователей,
индексируемых в международных системах научного
цитирования, размещенных через национальные журналы
(системы), составляет 34,8%.
32
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годыª
П А С П О Р Т
федеральной целевой программы
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-
технологического комплекса России на 2014-2020 годыª
Наименование
-
федеральная целевая программа «Исследования
Программы
и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2014-
2020 годыª
Основание для
-
распоряжение Правительства Российской Федерации
разработки
от 2 мая 2013 г. № 736-р
Программы
Государственный
-
Министерство науки и высшего образования Российской
заказчик Программы
Федерации
Государственный
-
Министерство науки и высшего образования Российской
заказчик-
Федерации
координатор
Программы
Основной
-
Министерство науки и высшего образования Российской
разработчик
Федерации
Программы
Основная цель
-
формирование конкурентоспособного и эффективно
Программы
функционирующего сектора прикладных научных
исследований и разработок
Основные задачи
-
поддержка прикладных научных исследований и
Программы
экспериментальных разработок, в том числе
межотраслевого характера, направленных на создание
продукции и технологий для модернизации отраслей
экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-
технологической сферы с использованием результатов
фундаментальных и поисковых исследований;
обеспечение системного планирования и координации
исследований и разработок на основе выстраивания
системы приоритетов развития научно-технологической
сферы, опирающейся на систему технологического
прогнозирования и учитывающей конкурентные
преимущества в различных областях науки, перспективные
задачи социально-экономического развития Российской
Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской
33
Федерации;
обеспечение возможности решения сектором исследований
и разработок качественно новых по объему и сложности
научно-технологических задач, а также повышение
результативности выполняемых исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований
и разработок в глобальную международную инновационную
систему на основе сбалансированного развития
международных научно-технических связей Российской
Федерации;
повышение результативности сектора исследований и
разработок за счет обеспечения единства его
инфраструктуры, координации направлений развития
инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-
технологической сферы
Важнейшие целевые
-
прирост числа публикаций по результатам исследований и
индикаторы и
разработок в ведущих научных журналах на 7,6 тыс.
показатели
единиц;
Программы
прирост числа патентных заявок, поданных по результатам
исследований и разработок на 3 тыс. единиц;
снижение среднего возраста исследователей - участников
Программы к 2020 году до 43 лет;
рост доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей
численности исследователей - участников Программы до 35
процентов;
прирост количества новых рабочих мест на 356 единиц;
привлечение внебюджетных средств в размере 32,9 млрд.
рублей;
дополнительное увеличение внутренних затрат на
исследования и разработки, включая средства
внебюджетных источников, в размере 126 млрд. рублей
Сроки и этапы
-
2014-2020 годы, в том числе:
реализации
I этап-2014-2017 годы;
Программы
II этап-2018-2020 годы
Объемы и источники
-
всего на 2014 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет)
финансирования
предусматривается 179839,8149 млн. рублей, в том числе:
Программы
за счет средств федерального бюджета - 146953,2461 млн.
рублей, из них на прикладные научные исследования и
экспериментальные разработки гражданского назначения -
94266,6169 млн. рублей, капитальные вложения -
26199,0139 млн. рублей, прочие нужды - 26487,6153 млн.
рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 32886,5688
млн. рублей.
Объем и источники финансирования ежегодно уточняются
при формировании федерального бюджета на
соответствующий год и плановый период
34
Ожидаемые
-
формирование системы приоритетов развития научно-
конечные результаты
технологической сферы, учитывающей конкурентные
реализации
преимущества в различных областях науки, перспективные
Программы и
задачи социально-экономического развития Российской
показатели
Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской
социально-
Федерации;
экономической
концентрация на приоритетных направлениях кадровых и
эффективности
материальных ресурсов;
получение результатов прикладных научных исследований и
экспериментальных разработок, в том числе
межотраслевого характера, направленных на создание
продукции и технологий, востребованных отраслями
экономики;
расширение масштаба и тематического охвата выполняемых
прикладных научных исследований и экспериментальных
разработок и развитие форм их поддержки;
увеличение объема полученных в рамках Программы
результатов исследований и разработок, принятых к
дальнейшей реализации в организациях корпоративного
сектора в отраслях экономики;
эффективная интеграция российского сектора исследований
и разработок в глобальную инновационную систему,
развитие кооперационных связей российских и
иностранных научно-исследовательских организаций;
увеличение количества пользователей и повышение
интенсивности использования объектов инфраструктуры
для обеспечения передового уровня исследований и
разработок, интеграция объектов инфраструктуры в систему
приоритетов развития научно-технологической сферы;
формирование конкурентоспособного сектора исследований
и разработок, обладающего технологической базой
мирового уровня;
повышение привлекательности профессиональной
деятельности в сфере исследований и разработок;
улучшение качества кадрового состава научных
организаций, выполняющих прикладные научные
исследования и экспериментальные разработки,
направленные на создание продукции и технологий
35
1. Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к
политике субъектов Российской Федерации
в сфере реализации государственной программы Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерацииª
Особенности формирования государственной политики в области научно-
технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов
определяют новую роль науки и технологий как основополагающего элемента
решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности
прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции,
ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие
вызовы и эффективно отвечать на них.
В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
2016 года
№ 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерацииª (далее - Стратегия), основной целью научно-технологического развития
Российской
Федерации
является
обеспечение
независимости
и
конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укрепления и
наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2024 года (далее - ОНДП), утвержденными Председателем
Правительства Российской Федерации Д. Медведевым
29 сентября
2018 г.,
предусмотрено создание условий по присутствию Российской Федерации в числе
пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в
областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое
развитие Российской Федерацииª (далее - Государственная программа, ГП НТР,
Программа) является одним из основных механизмов реализации Стратегии и ОНДП
и детализирует ряд инструментов ее реализации, устанавливая источники, объемы и
правила государственных инвестиций в исследования и разработки, инфраструктуру и
информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной
(высокотехнологичной) деятельности, поддержку трансфера полученных результатов
интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики.
В результате реализации мероприятий ГП НТР будет обеспечено достижение
целевых показателей, позволяющих оценить реализацию Стратегии и ОНДП:
по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых
приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в
международных базах данных (с 11-го места в 2017 году до 5-го места в 2024 году);
по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение,
поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического
развития (с 8-го места в 2016 году до 5-го места в 2024 году);
36
по численности исследователей в эквиваленте полной занятости (по данным
ОЭСР) будет достигнуто и сохранено 4-е место;
по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
Россия выйдет на 10 место;
соотношение темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки к
темпу роста валового внутреннего продукта возрастет до 1,01.
Государственная программа направлена на повышение социально-
экономической отдачи от использования результатов интеллектуальной деятельности,
существенный рост эффективности как частных, так и государственных инвестиций в
исследования и разработки через переход к модели «квалифицированного заказчикаª,
разработка которой предусмотрена пунктом 11 плана мероприятий по реализации
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019
годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24
июня 2017 г. № 1325-р.
Государственная программа направлена на повышение уровня капитализации
образовательного потенциала населения с целью решения задач технологической
модернизации, развития предпринимательства, социальной мобильности,
привлечения талантов, обеспечения высоких темпов экономического роста и качества
жизни.
В рамках государственной программы обеспечивается комплексная реализация
государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на
обеспечение высокого уровня интеграции системы высшего образования в научно-
технологическое развитие страны, актуальности и качества реализуемых
образовательных программ и их востребованности на международных
образовательных рынках, эффективного воспроизводства кадров для научной и
социальной сферы, базовых и высокотехнологичных отраслей экономики.
Государственная программа обеспечивает реализацию основополагающих
принципов государственной политики в области научно-технологического развития
Российской Федерации, установленных пунктом 30 Стратегии, в том числе:
рационального баланса: предусмотрена государственная поддержка
исследований и разработок, как направленных на решение значимых задач в рамках
приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, так и задач,
инициированных исследователями, инженерным и предпринимательским
сообществом и обусловленных внутренней логикой развития науки, технологий и
рынков;
системности поддержки: обеспечение полного цикла получения новых знаний,
разработки качественно новых технологий, создания прорывных продуктов и услуг,
трансфера технологий, формирования новых рынков, а также занятие устойчивого
положения на них обеспечивается поддержкой научных, научно-технических и
высокотехнологичных проектов на всех их реализации и обеспечении
беспрепятственного перехода между такими стадиями;
37
концентрации ресурсов: сосредоточение интеллектуальных, финансовых,
организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и
разработок, создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы,
стоящие перед Российской Федерацией, с одновременным созданием механизмов
своевременного распознавания таких вызовов;
адресности поддержки и справедливой конкуренции: использование публичных
механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным,
финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских
коллективов, иных субъектов научной и научно-технической деятельности независимо
от их организационно-правовой формы и формы собственности через установление
соответствующих правил доступа к указанным ресурсам.
Ежегодная корректировка ресурсного обеспечения реализации Государственной
программы, осуществляется в зависимости от роста результативности и
эффективности сферы науки и технологий посредством поэтапного увеличения затрат
на исследования и разработки.
Необходимая для такой корректировки оценка эффективности сферы науки и
технологий осуществляется в рамках мониторинга реализации Стратегии, в том числе
анализа динамики показателей, которые подлежат мониторингу в соответствии с
Правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Опережающее развитие Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках
подпрограммы 2 Программы обеспечено основными мероприятиями 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4.
На федеральном уровне указанные мероприятия обеспечивают:
формирование государственного задания на оказание государственных услуг по
реализации образовательных программ высшего образования
-
программ
бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры,
программ ассистентуры-стажировки, а также государственное задание на подготовку
докторантов;
государственную
поддержку одаренным детям, поступившим в
образовательные организации высшего образования, расположенные на территории
ДФО;
государственную поддержку целевого обучения студентов образовательных
организаций высшего образования ДФО, подведомственных Минобрнауки России, в
интересах организаций оборонно-промышленного комплекса;
обучение студентов образовательных организаций высшего образования ДФО в
ведущих зарубежных университетах в рамках Программы социальной поддержки
граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие
иностранные образовательные организации, обучающихся в них по специальностям и
направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим
мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации,
зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с
38
полученной квалификацией, утверждённой постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 июня 2014 г. № 568;
государственную поддержку программ развития ведущих университетов в том
числе расположенных на территории ДФО, в целях повышения их
конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
государственную поддержку программы развития регионального центра
компетенций в области онлайн-обучения, созданного на базе федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Дальневосточный федеральный университетª в рамках реализации приоритетного
проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерацииª.
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от 18 августа 2018 г. № 1727-р утверждена Программа мероприятий по подготовке
кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа и
поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года (далее - Программа).
Основными инструментами реализации Программы являются: реализация
профориентационных мероприятий; установление образовательным организациям
ДФО контрольных цифр приема граждан в соответствии с кадровой потребностью
ключевых отраслей экономики ДФО; закрепление молодых специалистов на рынке
труда ДФО, в том числе в рамках заключения договоров о целевом обучении;
создание в ДФО структурных подразделений российских университетов по профилям
деятельности в области химической технологии, нефтегазового дела, авиастроения,
космонавтики программной инженерии, информационной безопасности, математики,
прикладной информатики, регионоведения, экономики и педагогики.
Государственной программой предусмотрена реализация федеральных
проектов национальных проектов «Наукаª, «Образованиеª и «Цифровая экономикаª,
разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года
№ 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 годаª. ГП НТР разработана в соответствии
с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной
научно-технической политикеª.
2. Цели и задачи Государственной программы
С учетом приоритетов и целей государственной политики в области научно-
технологического развития Российской Федерации исходя из того, что
Государственная программа является ключевым механизмом инвестиций Российской
Федерации в научно-технологическое развитие, целями таких инвестиций, и
программы в целом являются:
развитие интеллектуального потенциала нации;
научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в
экономике;
39
эффективная организация научной, научно-технической и инновационной
(высокотехнологичной) деятельности.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные
задачи:
а)
создать условия для развития талантов и профессионального роста
научных, инженерных и предпринимательских кадров, в том за счет расширения
влияния науки на общество, понимание ценности результатов интеллектуального
труда, развития гражданских инвестиций в исследования и разработки, современной
социальной инфраструктуры и повышения качества жизни участников научно-
технологического развития при одновременном росте их ответственности перед
обществом за полученные результаты;
б)
модернизировать систему высшего образования и создать условия для
повышения ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала;
в)
обеспечить получение фундаментальных знаний, необходимых для
ответа на существующие и новые большие вызовы;
г)
сократить потери и инвестиционные риски в экономике, обеспечив
сквозную и сбалансированную поддержку всех стадий «жизненного циклаª знаний и
эффективное использование инициативного и творческого потенциала нации, в том
числе за счет поддержки многосторонних инициатив исследователей,
предпринимателей и общества и создания эффективной системы трансфера и оборота
прав на результаты исследований и разработок;
д)
обеспечить получение значимых результатов, применение которых
создает мультипликативный эффект в национальной экономике, наращивает ее
экспортный потенциал, позволяет повысить качество жизни населения, в том числе
благодаря ориентиру на развитие
«сквозных технологийª, формирование и
реализацию амбиционных и инвестиционно-привлекательных (за счет долгосрочных
финансовых и регуляторных гарантий государства) комплексных научно-технических
программ, научно-технических и высокотехнологичных проектов;
е)
устранить дефицит в части инфраструктуры и информационного
обеспечения научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной)
деятельности за счет ее опережающего развития с учетом Прогноза научно-
технологического развития Российской Федерации и обеспечения беспрепятственного
доступа к ней;
ж) сформировать и реализовать национальные и международные
инфраструктурные проекты класса «мегасайенсª, в том числе создающих условия для
концентрации научного, научно-технического и инновационного потенциала;
з)
обеспечить эффективную и взаимовыгодную интеграцию в
международное научное, научно-технологическое и экономическое пространство в
целях получения необходимых компетенций и
(или) финансовых ресурсов и
смещения дисциплинарной структуры как для эффективного ответа на большие
40
вызовы, так и продвижения российских технологий, продуктов и услуг на внешние
рынки, в том числе за счет экспорта регулирования;
и)
развивать сетевое взаимодействие, устранить барьеры и создать условия
многостороннего финансирования и инвестиций в научные, научно-технические и
высокотехнологичные проекты, научные и образовательные организации,
инфраструктуру научной, научно-технической и высокотехнологичной деятельности,
включая государственно-муниципального и государственно-частное партнёрство;
к)
создать эффективную открытую систему организации исследований и
разработок, обеспечивающую высокие темпы получения и освоения новых знаний,
существенное сокращение издержек, эффективное взаимодействие и прозрачное
финансирование субъектов научной, научно-технической и инновационной
деятельности, комфортность услуг по правовой охране и обороту прав на результаты,
устранение архаичных форм отчетности за счет полного перехода на цифровые
технологии, включая распределенные реестры;
3. Направления реализации Государственной программы
Приоритетным направлением реализации Государственной программы и,
соответственно инвестиций государства является развитие интеллектуального
потенциала нации, являющегося источником и основным ресурсом создания
общественных и экономических благ и одновременно
- их потребителем. Для
решения указанной задачи реализуются:
- Подпрограмма 1, которая обеспечит стабилизацию процессов выявления,
формирования, становления и эффективного включения талантов в решение задач
научно-технологического развития Российской Федерации;
- Подпрограмма
2, направленная на обеспечение доступности высшего
образования, повышение уровня его глобальной конкурентоспособности и
экспортного потенциала, развитие системы непрерывного образования на базе
образовательных организаций высшего образования.
Ключевыми целевыми ориентирами подпрограммы являются, во-первых,
выполнение государственных гарантий на получение бесплатного высшего
образования на конкурсной основе и социальных гарантий на предоставление
стипендий обучающимся, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерацииª; во-вторых, обеспечение
международной конкурентоспособности национальной сети образовательных
организаций высшего образования и реализуемых образовательных программ; в-
третьих, обеспечение качества подготовки кадров с учетом приоритетов отраслевого и
территориального развития; в-четвертых, принципиальное изменение роли
образовательных организаций высшего образования в развитии системы
непрерывного образования в Российской Федерации.
Доступность высшего образования в соответствии с государственными
гарантиями реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего
41
образования (ежегодно не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек в
возрасте от 17 до 30 лет) обеспечивается в рамках выполнения образовательными
организациями высшего образования государственного задания на оказание
государственных услуг по реализации образовательных программ высшего
образования на основе установления образовательным организациям высшего
образования контрольных цифр приема граждан на обучение по образовательным
программам высшего образования.
В рамках основного мероприятия
2 подпрограммы
2 предусмотрено
финансовое обеспечение деятельности организаций высшего образования,
направленное на реализацию образовательных программ высшего образования, в том
числе расходы на проведение научной деятельности в области фундаментальных и
прикладных научных исследований, приобретение современного оборудования,
проведения работ по капитальному ремонту, реставрации и дооснащения
материально-технической базы учебных и лабораторных корпусов.
Повышение международной конкурентоспособности образовательных
организаций высшего образования обеспечивается в рамках участия ведущих
российских университетов в каждом из глобальных сегментов науки и технологий,
обеспечения гибкости, актуальности и высокого качества реализуемых
университетами образовательных программ, широкого внедрения онлайн-технологий
и новых образовательных форматов, обеспечивающих подготовку кадров,
обладающих навыками предпринимательства и проектной деятельности, для
растущих и новых (прежде всего, технологических) рынков.
Формирование позитивного имиджа России в мире будет осуществляться через
экспорт образовательных продуктов и привлечение талантов из других стран, что
критически важно в условиях растущей глобальной конкуренции за
высокопроизводительный человеческий капитал.
Будет обеспечена ключевая роль системы высшего образования в
формировании и развитии непрерывного образования взрослых в Российской
Федерации.
- Подпрограмма
3, в рамках которой предусмотрено получение новых
фундаментальных научных знаний в интересах долгосрочного развития и
обеспечения конкурентоспособности общества и государства, обеспечивающих в
соответствии с пунктом 21 Стратегии готовность к большим вызовам.
Интеллектуальный потенциал является основой для формирования и
реализации научных, научно-технических и высокотехнологичных проектов,
обеспечивающих научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных
изменений в экономике и ее технологическое обновление, повышение качества жизни
и укрепление национальной безопасности. Подпрограммой 4 предусмотрены:
- концентрация ресурсов для получения быстрых значительных эффектов от
использования полученных технологий и достижение конкурентоспособного качества
жизни, высокой эффективности производства и рационального использования
42
ресурсов, освоение территории страны и пространств глобальной значимости через
реализацию комплексных научно-технических программ и проектов, при
утверждении которых Правительством Российской Федерации возможно
перераспределение финансовых ресурсов на их реализацию и/или определение
механизма совместного финансирования в рамках нескольких государственных
программ Российской Федерации;
- научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру
направлений
по
инициативе
исследовательского,
инженерного
и
предпринимательского сообщества, обеспечивающее эффективное развитие
фундаментальных знаний до следующих уровней технологической готовности.
Эффективная организация научной, научно-технической и инновационной
(высокотехнологичной) деятельности обеспечивается путем опережающего развития
инфраструктуры и информационного обеспечения научной, научно-технической и
инновационной
высокотехнологичной
деятельности
и
обеспечения
беспрепятственного доступа к ней; формированием и реализацией национальных и
международных инфраструктурных проектов класса «мегасайенсª (Подпрограмма 5),
а также путем развития системы эффективной и взаимовыгодной международной
кооперации в сфере науки, технологий и инноваций, формирования и освоения новых
рынков; создания условий многостороннего финансирования научных, научно-
технических и высокотехнологичных проектов, научных и образовательных
организаций, инфраструктуры научной, научно-технической и высокотехнологичной
деятельности; создания эффективной системы организации исследований и
разработок.
В
2019-2020 годах будет завершена реализация федеральной целевой
программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на
2014
-
2020 годыª, отдельные
направления реализации которой будут включены с 2021 года в состав основных
мероприятий ГП НТР.
Ряд задач, таких как развитие инфраструктуры исследований и разработок,
доступа к информации решаются в процессном режиме
- предусмотрено их
непрерывное финансирование, поскольку любой дефицит в этой сфере приводит к
невозможности реализации прорывных научных, научно-технических и
высокотехнологичных проектов и как следствие
- неэффективности вложений в
развитие человеческого капитала. Реализация же проектов по развитию
инфраструктур класса «мегасайенсª значима не только как объект получения новых
фундаментальных и прикладных знаний, но и является аттрактором для
исследователей со всего мира.
Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не
только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки
исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна
быть адекватна глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием
43
цифровых технологий. В Государственной программе предусмотрено финансовое
обеспечение создания и функционирования необходимых организационно-
технических механизмов
- от прогнозно-аналитических, включая Советы по
приоритетным направлениям научно-технологического развития, до цифровых
платформ, в которых формируются комплексные научно-технические программы и
проекты, оборачиваются права на результаты интеллектуальной деятельности,
обеспечивается многоканальное, включая частное и краудфандинговое
финансирование.
Финансовое обеспечение основных мероприятий иных государственных
программ, оказывающих влияние на достижение целей и решение задач
государственной программы, носит характер исключительно аналитического
отображения в государственной программе.
4. Результаты и индикаторы реализации Государственной программы
Государственные инвестиции в научно-технологическое развитие, основным
инструментом которых является государственная программа, должны обеспечить
развитие интеллектуального капитала нации, как в части профессиональных
научных работников, так и исследователей, которые способны обеспечить смещение
исследовательских фронтов для ответа на большие вызовы в сжатые сроки;
заметный эффект в части улучшения качества жизни, на первом этапе
-
апробация непосредственно участниками научно-технологического развития, в том
числе доступность персонализированной медицины, наличие качественных и
функциональных продуктов питания, комфортной социальной, прежде всего
жилищной инфраструктуры.
Одновременно, для получения необходимого эффекта от государственных
инвестиций создаваемый потенциал должен быть вовлечен в масштабные и
амбициозные проекты, число участников цифровых платформ и качество их
коммуникации должно возрастать, издержки от разрывов
«жизненного циклаª
результатов исследований и разработок должны быть минимизированы.
Целевыми индикаторами государственной программы являются индикаторы,
отражающие
а)
формирование человеческого капитала, как за счет внутренних ресурсов,
так и за счет привлечения новых исследователей, инженеров, технологических
предпринимателей и их целевой мобильности;
б) представленность российских университетов в мировой научно-
образовательной повестке, репутационный статус российского высшего образования
на глобальном рынке;
в)
эффективность использования сформированного интеллектуального
потенциала для реализации приоритетов Стратегии (создания конкурентоспособных
условий жизни, радикальное повышение эффективности использования труда,
освоение территории, пространств глобальной значимости и ресурсов);
44
г)
качество государственного управления, выражающееся в переходе к
модели
«квалифицированного заказчикаª
(разработка которой предусмотрена
пунктом 11 плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р), обеспечивающее
капитализацию нематериальных активов как показателя качественного изменения
экономики и рост оборота прав на интеллектуальную собственность;
д)
независимость и конкурентоспособность экономики, выраженные в
соотношении объемов импорта и экспорта технологий.
Показатели, подлежащие мониторингу, позволяют оценивать
а)
готовность страны к существующим и возникающим большим вызовам
на основе генерации и применения новых знаний и эффективного использования
человеческого потенциала;
б)
изменение качества жизни населения, обеспечения безопасности страны
и укрепления позиции России в глобальном рейтинге уровня жизни в результате
создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов,
товаров и услуг;
в)
технологическое обновление традиционных для России отраслей
экономики и долю продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в
валовом внутреннем продукте;
г)
продвижение российских технологий и инновационных продуктов на
новые рынки, доходы от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на
технологии и, как следствие, влияние и конкурентоспособность страны;
д)
влияние науки на технологическую и инновационную культуру.
Сведения о показателях
(индикаторах) Программы, подпрограмм и их
значениях приведены в приложении № 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 2.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере
реализации Программы приведены в приложении № 3.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета приведено в приложении № 4.
План реализации в
2019 году и в плановый период
2020 и
2021 годов
Программы приведен в приложении № 5.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по
реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской
Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса
наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры
наукоградов Российской Федерации приведены в приложении № 6.
45
______________________________
46
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к государственной программе
Российской Федерации «Научно-технологическое
развитие Российской Федерацииª
С В Е Д Е Н И Я
о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерацииª, подпрограмм государственной программы
Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерацииª
Наименование
Ответственный
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Единица
№ п/п
показателя
(ФОИВ/
измерения
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
(индикатора)
должность)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерацииª
Место Российской
Минобрнауки
Федерации по
России, министр
1
глобальному индексу
место
науки и высшего
55
54
53
52
51
50
49
48
47
46
45
44
43
конкурентоспособнос
образования,
ти талантов
Котюков М.М.
Место Российской
Федерации по
численности
исследователей в
Минобрнауки
эквиваленте полной
России, министр
занятости среди
2
место
науки и высшего
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
ведущих стран мира
образования,
(по данным
Котюков М.М.
Организации
экономического
сотрудничества и
развития)
Место России в мире
Минобрнауки
по присутствию
России, министр
университетов в топ-
3
место
науки и высшего
17
17
15
13
13
12
10
10
10
10
10
10
10
500 глобальных
образования,
рейтингов
Котюков М.М.
университетов
47
Наименование
Ответственный
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Единица
№ п/п
показателя
(ФОИВ/
измерения
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
(индикатора)
должность)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Место Российской
Федерации по
удельному весу в
общем числе статей в
областях,
Минобрнауки
определяемых
России, министр
4
приоритетами
место
науки и высшего
11
11
11
10
8
6
5
5
5
5
5
5
5
научно-
образования,
технологического
Котюков М.М.
развития, в изданиях,
индексируемых в
международных базах
данных
Место Российской
Федерации по
удельному весу в
общем числе заявок
на получение
Минобрнауки
патентов на
России, министр
изобретения,
5
место
науки и высшего
8
8
8
7
7
6
5
5
5
5
5
5
5
поданных в мире по
образования,
областям,
Котюков М.М.
определяемым
приоритетами
научно-
технологического
развития
Индекс доступности и
Минобрнауки
востребованности
России, министр
научной и научно-
6
процент
науки и высшего
26
28
28
30
32
33
35
36
37
38
39
40
41
технической
образования,
инфраструктуры и
Котюков М.М.
информации
Соотношение темпа
Минобрнауки
роста внутренних
России, министр
7
единица
1
1,02
1,02
1,02
1,02
1,02
1,02
1,01
1,01
1,01
1,01
1,01
1,01
затрат на
науки и высшего
исследования и
образования,
48
Наименование
Ответственный
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Единица
№ п/п
показателя
(ФОИВ/
измерения
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
(индикатора)
должность)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
разработки за счёт
Котюков М.М.
всех источников к
темпу роста валового
внутреннего продукта
Внутренние затраты
Минобрнауки
на исследования и
России, министр
8
разработки за счет
млрд руб.
науки и высшего
1 110,20
1 200,58
1 290,71
1 411,66
1 546,21
1690,86
1 847,61
1840
1840
1840
1840
1840
1840
всех источников в
образования,
текущих ценах
Котюков М.М.
Удельный вес средств
из внебюджетных
источников,
направленных на
осуществление
научной, научно-
Минобрнауки
технической
России, министр
9
деятельности, в
процент
науки и высшего
52
53
55
56
57
58
60
61
63
65
68
71
75
объеме бюджетных
образования,
средств,
Котюков М.М.
направленных на
осуществление
научной, научно-
технической
деятельности
Количество крупных
международных
проектов класса
Минобрнауки
«мегасайенсª,
России, министр
реализуемых на
10
единица
науки и высшего
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
территории
образования,
Российской
Котюков М.М.
Федерации
(нарастающим
итогом)
Количество
Минобрнауки
11
функционирующих
единица
России, министр
-
-
7
10
10
16
16
16
16
16
16
16
16
научных
центров
науки и высшего
49
Наименование
Ответственный
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Единица
№ п/п
показателя
(ФОИВ/
измерения
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
(индикатора)
должность)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
мирового уровня
образования,
Котюков М.М.
Количество
созданных и
функционирующих
научно-
образовательных
центров мирового
Минобрнауки
уровня на основе
России, министр
12
интеграции
единица
науки и высшего
-
5
10
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
университетов и
образования,
научных организаций
Котюков М.М.
и их кооперации с
организациями,
действующими в
реальном секторе
экономики
Подпрограмма 1 «Развитие национального интеллектуального капиталаª
Доля исследователей
Минобрнауки
в возрасте до 39 лет в
России, министр
13
общей численности
процент
науки и высшего
43,3
44,2
45,6
47,0
48,2
49,3
50,1
50,5
51
51
51,5
51,5
51,5
российских
образования,
исследователей
Котюков М.М.
Количество
специальных грантов
на проведение
Минобрнауки
научно-
России, министр
14
исследовательских и
единица
науки и высшего
-
1500
1500
1000
1000
1000
1000
-
-
-
-
-
-
опытно-
образования,
конструкторских
Котюков М.М.
работ, выданных
аспирантам
Подпрограмма 2 «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образованияª
Количество
Минобрнауки
российских
России, министр
15
единица
40
47
48
48
49
49
50
50
50
50
50
50
50
университетов,
науки и высшего
входящих в
образования,

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..