ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 16

 

 

 

241 

 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  16.04.2011  №  281  

«О мерах противопожарного обустройства лесов»; 

–  Положением  об  осуществлении  федерального  государственного  пожарного 

надзора в лесах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 

05.06.2013  № 476  «О  вопросах  государственного  контроля  (надзора)  и  признании 

утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  06.03.2012  № 194  

«Об 

утверждении 

критериев 

оценки 

эффективности 

деятельности 

органов 

государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных 

полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  05.04.2010  № 215  

«Об  утверждении  правил  подготовки  докладов  об  осуществлении  государственного 

контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и 

об эффективности такого надзора»; 

–  приказом  Минсельхоза  Российской  Федерации  от  22.12.2008  № 549  

«Об утверждения норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов»; 

– приказом Рослесхоза от 03.11.2011 № 471 «Об утверждении Порядка ограничения 

пребывания  граждан  в  лесах  и  въезда  в  них  транспортных  средств,  проведения  в  лесах 

определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной 

безопасности в лесах»; 

–  приказом  Рослесхоза  от  05.07.2011  № 287  «Об  утверждении  классификации 

природной  пожарной  опасности  лесов  и  классификации  пожарной  опасности  в  лесах  в 

зависимости от условий погоды»; 

–  приказом  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  от  27.03.2009  №  93 

«О  реализации  Федерального  закона  от  26.12.2008  №  294-ФЗ  «О  защите  прав 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении 

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

–  приказом  Министерства  экономического  развития  Российской  Федерации  от 

30.04.2009  №  141  «О  реализации  положений  Федерального  закона  «О  защите  прав 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении 

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  25.04.2012  №  390  

«О противопожарном режиме»; 

–  Кодексом  Тюменской  области  об  административной  ответственности  от 

27.12.2007 № 55; 

 

242 

 

–  постановлением  Правительства  Тюменской  области  от  26.10.2011  № 391-п  

«Об  определении  органов  исполнительной  власти  Тюменской  области,  уполномоченных 

на осуществление государственного контроля (надзора)»; 

–  Положением  о  Департаменте  лесного  комплекса  Тюменской  области, 

утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п; 

– распоряжением Правительства Тюменской области от  17.05.2010 № 600-рп  «Об 

утверждении  перечня  должностных  лиц  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области,  государственного  учреждения  Тюменской  области  «Тюменское  управление 

лесами», имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях 

при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах»; 

–  распоряжением  Правительства  Тюменской  области  от  22.07.2013  № 1383-рп  

«Об  утверждении  перечня  должностных  лиц,  осуществляющих  федеральный 

государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану),  федеральный  государственный 

пожарный надзор в лесах Тюменской области»; 

–  постановлением  Губернатора  Тюменской  области  от  04.07.2011  № 130  

«Об  утверждении  административного  регламента  исполнения  государственной  функции 

по  осуществлению  федерального  государственного  пожарного  надзора  в  лесах  в 

Тюменской области»;  

–  приказом  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  от  23.04.2012 

№ 69-гк  «Об  утверждении  перечня  должностных  лиц  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области,  государственного  казенного  учреждения  «Тюменское  управление 

лесами», осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах»; 

–  приказом  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  от  18.05.2012 

№ 89-гк  «Об  утверждении  перечня  должностных  лиц  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области,  государственного  казенного  учреждения  «Тюменское  управление 

лесами», имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»; 

–  приказом  прокуратуры  Тюменской  области,  ГУ  МЧС  России  по  Тюменской 

области,  ГУВД  по  Тюменской  области,  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области  от  12.04.2012  №  39/179/47/476  «О  порядке  взаимодействия  в  пожароопасный 

период»;  

– другими приказами департамента. 

В  Тюменской  области  исполнительным  органом,  осуществляющим  федеральный 

государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану),  является  Департамент  лесного 

комплекса  Тюменской  области  (постановление  Правительства  Тюменской  области  от 

 

243 

 

09.07.2007  № 153-п  «Об  утверждении  Положения  о  Департаменте  лесного  комплекса 

Тюменской области»). 

Должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной 

надзор  (лесную  охрану),  являются  должностные  лица  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области,  определенные  перечнем  должностных  лиц,  осуществляющих 

федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану),  утвержденным  приказом 

Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  от  23.04.2012  № 69-ГК  и 

распоряжением  Правительства  Тюменской  области  от  22.07.2013  № 1383-рп  «Об 

утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный 

лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах 

Тюменской области». 

В  Тюменской  области  федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесную 

охрану)  осуществляют  следующие  должностные  лица,  являющиеся  государственными 

лесными инспекторами: 

– директор Департамента лесного комплекса Тюменской области; 

–  заместители  директора  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области, 

начальник  управления  лесничествами  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области,  начальник  отдела  государственного  лесного  контроля  и  надзора  Департамента 

лесного  комплекса  Тюменской  области,  начальники  отделов-лесничеств  управления 

лесничествами  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  директор 

государственного  казенного  учреждения  Тюменской  области  «Тюменское  управление 

лесами» (далее – ГКУ ТО «Тюменьлес»), заместитель директора ГКУ ТО «Тюменьлес»;  

–  заместитель  начальника  отдела  государственного  лесного  контроля  и  надзора 

Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  главные  специалисты  отдела 

государственного  лесного  контроля  и надзора,  главные  специалисты  отделов-лесничеств 

управления  лесничествами  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области, 

государственные  инспекторы  по  охране  леса  ГКУ  ТО  «Тюменьлес»,  инженеры  по 

лесопользованию ГКУ ТО «Тюменьлес». 

 Права и обязанности государственных лесных инспекторов определены пунктами 

8–10  Положения  об  осуществлении  государственного  лесного  контроля  и  надзора, 

утвержденного  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  22.06.2007 

№ 394.  

Должностные  лица,  осуществляющие  федеральный  государственный  лесной 

надзор (лесную охрану), имеют право: 

 

244 

 

а) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые 

лицами, не осуществляющими использование лесов; 

б)  осуществлять  патрулирование  лесов  в  соответствии  с  нормативами, 

установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; 

в)  проверять  у  граждан  документы,  подтверждающие  право  осуществлять 

использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 

г)  пресекать  нарушения  лесного  законодательства,  в  том  числе  приостанавливать 

рубки  лесных  насаждений,  осуществляемые  лицами,  не  имеющими  предусмотренных 

Лесным кодексом Российской Федерации документов; 

д) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на 

лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; 

е) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 

ж) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты 

и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, индивидуальным 

предпринимателям,  осуществляющим  использование,  охрану,  защиту,  воспроизводство 

лесов и лесоразведение; 

з) давать обязательные для исполнения  предписания об устранении выявленных в 

результате  проверок  соблюдения  лесного  законодательства  нарушений  и  осуществлять 

контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 

и)  осуществлять  в  установленном  порядке  досмотр  транспортных  средств  и  при 

необходимости их задержание; 

к) уведомлять в письменной форме граждан и юридических лиц, индивидуальных 

предпринимателей,  осуществляющих  использование,  охрану,  защиту,  воспроизводство 

лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и 

выявленных нарушениях; 

л) 

предъявлять 

гражданам 

и 

юридическим 

лицам, 

индивидуальным 

предпринимателям,  осуществляющим  использование,  охрану,  защиту,  воспроизводство 

лесов  и  лесоразведение,  требования  об  устранении  выявленных  в  результате  проверок 

соблюдения лесного законодательства нарушений; 

м) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; 

н)  осуществлять  в  пределах  своей  компетенции  производство  по  делам  об 

административных правонарушениях; 

о) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке 

экспертов  и  экспертные  организации  к  проведению  мероприятий  по  контролю  при 

 

245 

 

проведении  проверок  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  а  также  к 

проведению мероприятий по контролю в лесах; 

п) 

задерживать 

в  лесах 

граждан, 

нарушивших 

требования 

лесного 

законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; 

р) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия 

совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы; 

с) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права. 

Должностные  лица,  осуществляющие  федеральный  государственный  лесной 

надзор (лесную охрану), имеют право на ношение, хранение и применение специальных 

средств,  служебного  оружия,  а  также  разрешенного  в  качестве  служебного  оружия 

гражданского  оружия  самообороны  и  охотничьего  огнестрельного  оружия  в  порядке, 

установленном Федеральным законом «О ведомственной охране». 

Государственные  лесные  инспектора  при  осуществлении  федерального 

государственного надзора (лесной охраны) обязаны: 

а)  своевременно  и  в  полной  мере  исполнять  предоставленные  в  соответствии  с 

законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и 

пресечению нарушений лесного законодательства; 

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы 

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; 

в)  проводить  мероприятия  по  федеральному  государственному  лесному  надзору 

(лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями Федерального агентства 

лесного  хозяйства  и  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  природопользования,  их 

территориальных  органов  или  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской 

Федерации  о  проведении  указанных  мероприятий  в  порядке,  установленном 

законодательством Российской Федерации; 

г)  посещать  объекты  (территории  и  помещения)  юридических  лиц, 

индивидуальных  предпринимателей  и  граждан  в  целях  проведения  мероприятия  по 

федеральному  государственному  лесному  надзору  (лесной  охране)  только  во  время 

исполнения  служебных  обязанностей  при  предъявлении  служебного  удостоверения  и 

распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной 

службы  по  надзору  в  сфере  природопользования,  их  территориальных  органов  или 

органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  о  проведении 

мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране); 

д)  не  препятствовать  представителям  юридического  лица,  индивидуального 

предпринимателя  или  гражданина  присутствовать  при  проведении  мероприятия  по 

 

246 

 

федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), давать разъяснения по 

вопросам, относящимся к предмету проверки; 

е)  предоставлять  должностным  лицам  юридического  лица,  индивидуального 

предпринимателя  или  гражданину  либо  их  представителям,  присутствующим  при 

проведении  мероприятия  по  федеральному  государственному  лесному  надзору  (лесной 

охране), относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; 

ж)  знакомить  должностных  лиц  юридического  лица,  индивидуального 

предпринимателя  или  граждан  либо  их  представителей  с  результатами  мероприятий  по 

федеральному государственному лесному надзору (лесной охране); 

з)  при  определении  мер,  принимаемых  по  фактам  выявленных  нарушений, 

учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности 

для  жизни,  здоровья  людей,  окружающей  среды  и  имущества,  а  также  не  допускать 

необоснованные  ограничения  прав  и  законных  интересов  граждан  и  юридических  лиц, 

индивидуальных предпринимателей; 

и)  доказывать  законность  своих  действий  при  их  обжаловании  юридическими 

лицами,  индивидуальными  предпринимателями  и  гражданами  в  порядке,  установленном 

законодательством Российской Федерации. 

Органом,  осуществляющим  федеральный  государственный  пожарный  надзор  в 

лесах Тюменской области, является Департамент лесного комплекса Тюменской области 

и его подведомственное учреждение ГКУ ТО «Тюменьлес».  

Федеральный  государственный  пожарный  надзор  в  лесах  направлен  на 

предупреждение,  выявление  и  пресечение  нарушений  органами  государственной  власти, 

органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными 

должностными  лицами,  индивидуальными  предпринимателями,  их  уполномоченными 

представителями  и  гражданами  требований  пожарной  безопасности  в  лесах, 

установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными 

нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  законами  и  иными 

нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации,  посредством 

организации  и  проведения  проверок,  осуществления  пожарной  охраны  в  лесах  и 

проведения  мероприятий  по  обеспечению  пожарной  безопасности  в  лесах,  принятия 

предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  мер  по  пресечению  и  (или) 

устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения 

за  исполнением  обязательных  требований,  анализа  и  прогнозирования  состояния 

исполнения  обязательных  требований  при  осуществлении  органами  государственной 

 

247 

 

власти,  органами  местного  самоуправления,  юридическими  лицами,  индивидуальными 

предпринимателями и гражданами своей деятельности. 

Должностными  лицами,  осуществляющими  федеральный  государственный 

пожарный надзор в лесах Тюменской области, являются: 

–  директор  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  –  главный 

государственный инспектор Тюменской области по пожарному надзору в лесах; 

–  заместители  директора  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области, 

начальник  управления  лесничествами  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области,  начальник  отдела  государственного  лесного  контроля  и  надзора  Департамента 

лесного комплекса Тюменской области, начальник отдела мониторинга, охраны и защиты 

лесов  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  директор  государственного 

казенного учреждения Тюменской области «Тюменское управление лесами», заместитель 

директора  государственного  казенного  учреждения  Тюменской  области  «Тюменское 

управление  лесами»  –  заместители  главного  государственного  инспектора  Тюменской 

области по пожарному надзору в лесах; 

–  начальники  отделов-лесничеств  управления  лесничествами  Департамента 

лесного  комплекса  Тюменской  области,  главные  государственные  инспекторы  районов 

Тюменской области по пожарному надзору в лесах;  

– 

главные 

специалисты 

отделов-лесничеств 

управления 

лесничествами 

Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  заместители  главных 

государственных  инспекторов  районов  Тюменской  области  по  пожарному  надзору  в 

лесах;  

–  заместитель  начальника  отдела  государственного  лесного  контроля  и  надзора 

департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  заместитель  начальника  отдела 

мониторинга,  охраны  и  защиты  лесов  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области,  главные  специалисты  отдела  государственного  лесного  контроля  и  надзора 

Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  главные  специалисты  отдела 

мониторинга,  охраны  и  защиты  лесов  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской 

области,  инженеры  по  лесопользованию  ГКУ  ТО  «Тюменьлес»  –  государственные 

инспекторы Тюменской области по пожарному надзору в лесах. 

Права  и  обязанности  должностных  лиц,  осуществляющих  государственный 

пожарный  надзор  в  лесах,  определены  Положением  об  осуществлении  федерального 

государственного  пожарного  надзора  в  лесах,  утвержденным  постановлением 

Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного 

 

248 

 

контроля  (надзора)  и  признании  утратившими  силу  некоторых  актов  Правительства 

Российской Федерации». 

В  соответствии  с  частью  1  статьи  97  Лесного  кодекса  Российской  Федерации 

федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется  Департаментом 

лесного  комплекса  Тюменской  области  в  соответствии  с  Лесным  кодексом  и 

законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении 

ими  федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны)  в  порядке, 

установленном Правительством Российской Федерации. 

Должностные  лица  органов  государственного  надзора  при  проведении  проверок 

пользуются правами, установленными статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, 

соблюдают  ограничения  и  выполняют  обязанности,  установленные  статьями  15–18 

Федерального  закона  «О  защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных 

предпринимателей 

при 

проведении 

государственного 

контроля 

(надзора) 

и 

муниципального  контроля»,  а  также  несут  ответственность  за  неисполнение  или 

ненадлежащее  исполнение  возложенных  на  них  полномочий  в  соответствии  с 

законодательством Российской Федерации. 

Проведение  федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны), 

государственного  пожарного  надзора  в  лесах  осуществляется  в  форме  проверок  в 

соответствии  с  планами,  утверждаемыми  директором  Департамента  и  согласованными  с 

органами  прокуратуры  в  предусмотренном  законодательством  порядке;  внеплановых 

проверок, других мероприятий по контролю. 

План  проверок  разрабатывается  Департаментом  лесного  комплекса  Тюменской 

области  и  согласуется  с  органами  прокуратуры  в  порядке  и  сроки,  предусмотренные 

Федеральным  законом  от  26.12.2008  №  294-ФЗ,  приказами  Генеральной  прокуратуры, 

утверждается  директором  департамента  и  размещается  на  сайте  Департамента  лесного 

комплекса Тюменской области.  

Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям: 

1)  истечение  срока  исполнения  юридическим  лицом,  индивидуальным 

предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения 

обязательных требований; 

2) поступление в Департамент лесного комплекса Тюменской области обращений и 

заявлений  граждан,  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  информации 

от  органов  государственной  власти,  органов  местного  самоуправления,  из  средств 

массовой информации о следующих фактах: 

 

249 

 

а) возникновение угрозы причинения вреда лесам и лесным насаждениям, а также 

угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

б)  причинение  вреда  лесам  и  лесным  насаждениям,  а  также  возникновение 

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

3)  приказ  (распоряжение)  директора  департамента,  изданный  в  соответствии  с 

поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и 

на  основании  требования  прокурора  о  проведении  внеплановой  проверки  в  рамках 

надзора  за  исполнением  законов  по  поступившим  в  органы  прокуратуры  материалам  и 

обращениям. 

Проведение  внеплановых  проверок,  указанных  в  пункте  2  настоящего  раздела, 

согласуется с органами прокуратуры в установленном порядке. 

Плановые  и  внеплановые  проверки  при  осуществлении  федерального 

государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны),  федерального  государственного 

пожарного  надзора  в  лесах  проводятся  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 

26.12.2008  №  294-ФЗ  «О  защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных 

предпринимателей 

при 

проведении 

государственного 

контроля 

(надзора), 

муниципального  контроля»;  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 

22.06.2007  №  394  «Об  утверждении  Положения  об  осуществлении  федерального 

государственного  надзора  (лесной  охраны)»;  Положением  об  осуществлении 

федерального 

государственного 

пожарного 

надзора 

в 

лесах, 

утвержденным 

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах 

государственного  контроля  (надзора)  и  признании  утратившими  силу  некоторых  актов 

Правительства  Российской  Федерации»;  административными  регламентами:  исполнения 

Департаментом  лесного  комплекса  Тюменской  области  государственной  функции  по 

осуществлению  федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны)  в 

Тюменской области, утвержденному распоряжением  Губернатора Тюменской области от 

04.07.2011 

№ 129; 

исполнения 

функции 

по 

осуществлению 

федерального 

государственного  пожарного  надзора  в  лесах  в  Тюменской  области,  утвержденному 

распоряжением  Губернатора  Тюменской  области  от  04.07.2011  №  130,  в  зависимости  от 

предмета проверки. 

Юридические лица и граждане, в отношении которых проводятся мероприятия по 

федеральному  государственному  надзору  (лесной  охране),  государственному  пожарному 

надзору  в  лесах  обязаны  обеспечивать  государственным  лесным  инспекторам  доступ  на 

объекты, подлежащие такому контролю, и представлять документацию, необходимую для 

проведения проверки. 

 

250 

 

Должностные  лица  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области, 

осуществляющие 

федеральный 

государственный 

надзор 

(лесную 

охрану), 

государственный  пожарный  надзор  в  лесах,  несут  установленную  законодательством 

Российской  Федерации  ответственность  за  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение 

возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля и надзора. 

Организация  противодействия  незаконным  рубкам  лесных  насаждений, 

нелегальному обороту древесины 

Для  борьбы  с  незаконным  оборотом  древесины  в  Тюменской  области 

распоряжением  Правительства  Тюменской  области  от  10.04.2006  №  291-рп  создана 

межведомственная комиссия по борьбе с нарушениями в сфере лесного законодательства 

и  контролю  за  использованием  лесных  ресурсов  Тюменской  области.  Председатель 

комиссии  –  заместитель  Губернатора  Тюменской  области,  в  состав  комиссии  входят 

руководители различных федеральных и региональных ведомств – Департамента лесного 

комплекса  Тюменской  области;  структурных  подразделений  Главного  управления 

внутренних  дел  Тюменской  области:  управления  по  борьбе  с  экономическими 

преступлениями,  милиции  общественной  безопасности,  Главного  следственного 

управления,  Управления  ГИБДД;  Тюменского  линейного  управления  внутренних  дел  на 

транспорте;  Управления  Федеральной  миграционной  службы  по  Тюменской  области, 

Управления  Федеральной  налоговой  службы  по  Тюменской  области,  Управления 

Росприроднадзора  по  Тюменской  области,  Тюменской  таможни,  ГКУ  ТО  «Тюменьлес», 

представители органов местного самоуправления.  

По  решению  межведомственной  комиссии  в  муниципальных  районах  созданы 

мобильные  группы,  включающие  представителей  различных  ведомств.  Цель  работы 

мобильных  групп  –  борьба  с  незаконным  оборотом  древесины  и  лесопродукции, 

организация  межведомственного  взаимодействия  по  профилактике  незаконного  оборота 

древесины в районах.  

В  целях  обеспечения  активного  взаимодействия  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области  и  его  подведомственных  учреждений  с  правоохранительными 

органами  по  вопросам  лесонарушений  издан  приказ  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области  от  10.06.2013  №  92  «О  порядке  взаимодействия  при  выявлении, 

фиксировании и передаче материалов по лесонарушениям». 

Ежегодно  разрабатывается  и  утверждается  план  мероприятий  по  профилактике  и 

пресечению  незаконных  рубок  и  незаконного  оборота  древесины  на  территории 

Тюменской области. 

 

251 

 

Рослесхозом утвержден план мероприятий, направленный на борьбу с незаконным 

оборотом древесины на 2011–2014 годы. 

Проблемы,  существующие  в  области  охраны  лесов  от  незаконных  рубок, 

охватывают  целый  комплекс  отраслей,  их  решение  возможно  только  при  условии 

межведомственного взаимодействия. 

Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ установлено, что государственный 

лесной контроль осуществляется в форме проведения проверок охраны лесов. 

В  2014–2015  годах  актуальными  будут  вопросы,  связанные  с  наделением 

должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор (лесную охрану), 

полномочиями  по  охране  лесов,  что  потребует  обеспечения  их  служебным  оружием  и 

спецсредствами,  формой,  транспортными  средствами  для  патрулирования,  проведения 

учебы инспекторского состава по владению оружием, применению спецсредств. 

Одними  из  наиболее  важных  по  степени  общественной  опасности  и  размеру 

причиненного  лесонарушением  ущерба  являются  незаконные  рубки  древесных 

насаждений,  а  именно  незаконные  рубки  без  разрешительных  документов  (таблица 

2.4.3.1). 

Таблица 2.4.3.1 

Динамика незаконных рубок в Тюменской области за 2007–2012 годы 

Показатель 

Ед. 

изм. 

2007 год 

2008 год 

2009 год 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

Количество выявленных 
незаконных рубок 

ед. 

282 

289 

333 

262 

282 

232 

Объем незаконно 
вырубленной древесины,  

 

тыс. м

3

 

14,73 

15,66 

20,71 

14,3 

22,51 

15,3 

Размер причиненного 
ущерба 

тыс. руб.  83557,45 

80846,0 

129220,0 

85846,56 

167910,71 

120379,8 

Установлено виновников 
незаконных рубок  

42,2 

45,3 

42,0 

46,0 

32,2 

47,8 

Для  обеспечения  эффективного  контроля  за  незаконными  рубками  в  

2012–2013 

годах 

осуществляется 

дистанционный 

мониторинг 

лесонарушений 

(космомониторинг)  на  территории  двух  лесничеств.  Однако  ввиду  длительных  сроков 

дешифрования космоснимков, недостаточно высокого разрешения снимков оперативность 

космомониторинга и его эффективность пока низки. 

Контроль за реализацией Лесного плана Тюменской области

 

Рекомендуется разработать и утвердить нормативный акт, определяющий порядок 

ведения  мониторинга  и  контроля  выполнения  мероприятий  плана  Тюменской  области, 

согласованный  со  всеми  вовлеченными  в  процесс  структурами  (органы  исполнительной 

власти  Тюменской  области,  органы  местного  самоуправления).  В  данном  документе 

 

252 

 

функции мониторинга и контроля четко распределены между задействованными в лесном 

планировании структурами при координирующей роли Департамента лесного комплекса 

Тюменской  области  согласно  статье  83  Лесного  кодекса  Российской  Федерации. 

Предложенный  документ  является  связующим  звеном,  позволяющим  наладить 

взаимодействие между структурами, контролирующими леса на землях разных категорий. 

Более  того,  учитывая  статьи  83  и  90  Лесного  кодекса  Российской  Федерации,  где 

отражены  полномочия  по  ведению  государственного  лесного  реестра,  название  данного 

документа  будет  следующим:  «Регламент  осуществления  деятельности  по  ведению 

лесного  реестра,  лесному  планированию,  мониторингу  и  контролю  выполнения  Лесного 

плана  Тюменской  области  на  землях  различных  категорий».  В  регламенте  должен  быть 

пункт,  определяющий  создание  в  регионе  постоянно  действующей  межведомственной 

рабочей  группы  по  решению  данных  вопросов,  периодичность  заседаний,  которые 

должны проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в год. 

2.4.4.  Иные  основные  направления  деятельности  и  мероприятия  по 

осуществлению эффективного освоения лесов 

Новый  лесной  кодекс  Российской  Федерации  кардинально  меняет  порядок 

лесопользования  и  нормативно-правовую  базу,  регулирующую  лесные  отношения, 

поэтому  основной  задачей  в  лесопользовании  на  планируемый  период  становится 

передача  лесных  участков  в  долгосрочную  аренду  (в  первую  очередь  для  заготовки 

древесины) и повышение доходности лесной отрасли за счет арендных платежей. 

В связи с чем основными направлениями развития лесного комплекса Тюменской 

области являются:  

1)  обеспечение  рационального  использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства 

лесов, охраны и использования объектов животного мира; 

2)  содействие  развитию  лесозаготовок  и  повышению  конкурентоспособности 

лесопромышленного комплекса. 

Кроме  заготовки  древесины,  рекреационной  деятельности,  заготовки  пищевых 

ресурсов,  заготовки  недревесных  лесных  ресурсов,  планируется  развивать  и  такие  виды 

использования  лесов,  как  осуществление  видов  деятельности  в  сфере  охотничьего 

хозяйства и ведение сельского хозяйства. 

Для  более  эффективного  использования  лесных  ресурсов  Тюменской  области 

намечены следующие стратегические цели:  

–  повышение  качества  экономического  роста  (увеличение  доли  внутренних 

факторов); 

– повышение уровня здоровья населения; 

 

253 

 

– улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

1. Обеспечение охраны лесов от пожаров, вредителей и болезней, тушение лесных 

пожаров. 

2. Обеспечение воспроизводства лесов. 

3. Создание информационно-аналитической основы использования лесного фонда. 

Реализация данной задачи позволит получить и систематизировать информацию о 

лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве как в целом по области, так 

и в разрезе муниципальных районов.  

4. Обеспечение рационального ведения лесного хозяйства. 

Для решения данной задачи необходимо в дальнейшем предусмотреть мероприятия 

по  содержанию  системы  управления  лесным  хозяйством,  а  также  по  приобретению 

лесозаготовительной  техники,  средств  передвижения  и  других  материальных  ресурсов. 

Также  учесть мероприятие по реализации полномочий по заключению договоров купли-

продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. 

5. Обеспечение охраны и рационального использования объектов животного мира. 

6.  Развитие  инфраструктуры  лесозаготовок  для  увеличения  уровня  освоения 

расчетной лесосеки. 

Решение  этой  задачи  подразумевает  под  собой  создание  и  улучшение 

инфраструктуры  для  активизации  промышленной  деятельности  в  лесном  комплексе  и 

выполнения  полномочий  в  области  лесных  отношений,  проведение  конференций, 

форумов  и  совещаний  по  проблемам,  возникающим  при  осуществлении  полномочий  в 

области лесных отношений. 

Суммы средств, необходимые для реализации данных мероприятий, определяются 

исходя из фактических объемов работ, выполняемых по проектированию и строительству 

лесовозных дорог, а также затрат на проведение конференций, форумов и совещаний по 

проблемам, возникающим при осуществлении полномочий в области лесных отношений. 

7.  Содействие  модернизации  и  расширению  производственных  мощностей 

лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. 

В  данной  задаче  предусмотрено  мероприятие,  способствующее  ускоренному 

развитию кредитных и лизинговых механизмов, обеспечивающих доступ промышленных 

предприятий  к  финансовым  и  материальным  ресурсам,  что  позволяет  решать  проблемы 

предприятий  лесопромышленного  комплекса,  связанные  с  обновлением  основных 

производственных фондов, внедрением передовых технологий.  

 

254 

 

8. 

Разработка 

программы 

развития 

рекреационной 

и 

туристической 

инфраструктуры. 

9. Осуществление мероприятий по контролю и организации использования земель, 

занятых лесами, динамикой состава земель лесного фонда и земельных участков, других 

категорий, занятых лесами. 

Для обеспечения данных мероприятий планируется проведение работы с органами 

власти и местного самоуправления в отношении участков, занятых лесами: 

– при переводе земель лесного фонда в земли других категорий под строительство 

объектов  различного  назначения  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  21.12.2004 

№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; 

–  переводе  земель  лесного  фонда  в  земли  населенных  пунктов  в  соответствии  с 

градостроительным законодательством Российской Федерации; 

– переводе защитных лесов в эксплуатационные леса (изменение границ защитных 

лесов)  для  строительства  объектов  государственного  и  муниципального  значения  в 

соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; 

–  переводе  участков  земель  других  категорий,  занятых  лесами,  в  земли  лесного 

фонда; 

– использовании лесов, расположенных на землях других категорий. 

Работа  выполняется  на  основании  ходатайств  органов  власти  и  местного 

самоуправления,  проектных  материалов  лесоустройства,  проектных  материалов  или 

утвержденных документов территориального планирования на основании  постановления 

Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения 

об  определении  функциональных  зон  в  лесопарковых  зонах,  площади  и  границ 

лесопарковых зон, зеленых зон». 

2.5.  Основные  направления  деятельности  и  перечень  мероприятий  в  области 

охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения 

2.5.1.  Планируемые  мероприятия  по  охране  лесов,  включая  разграничение 

территории  по  способам  обнаружения  и  тушения  лесных  пожаров,  объемы 

профилактических противопожарных мероприятий, мероприятий по обнаружению и 

борьбе с лесными пожарами, по развитию системы лесопожарных служб 

Леса  подлежат  охране  от  пожаров,  загрязнения  (в  том  числе  радиоактивными 

веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов 

(статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). 

Охрана  и  защита  лесов  осуществляются  органами  государственной  власти, 

органами  местного  самоуправления  в  пределах  их  полномочий,  определенных  в 

 

255 

 

соответствии  со  статьями  81–84  Лесного  кодекса  Российской  Федерации,  если  иное  не 

предусмотрено  Лесным  кодексом  Российской  Федерации,  другими  федеральными 

законами (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). 

Охрана  лесов  от  пожаров  (статья  52  Лесного  кодекса  Российской  Федерации) 

включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах. 

Меры  пожарной  безопасности  в  лесах  (статья  53  Лесного  кодекса  Российской 

Федерации) включают в себя: 

1) предупреждение лесных пожаров; 

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 

4) иные меры пожарной безопасности в лесах. 

Меры  пожарной  безопасности  в  лесах  осуществляются  в  соответствии  с  лесным 

планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и 

проектом освоения лесов. 

Правила  пожарной  безопасности  в  лесах,  утвержденные  постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  от  30.06.2007  №  417,  регулируют  вопросы 

организации мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе обеспечения пожарной 

безопасности и тушения лесных пожаров.  

Предупреждение  лесных  пожаров  (статья  53.1  Лесного  кодекса  Российской 

Федерации)  включает  в  себя  противопожарное  обустройство  лесов  и  обеспечение 

средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных 

для охраны лесов от пожаров; 

2)  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  посадочных  площадок  для 

самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и 

защите лесов; 

3)  прокладку  просек,  противопожарных  разрывов,  устройство  противопожарных 

минерализованных полос; 

4)  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  пожарных  наблюдательных 

пунктов  (вышек,  мачт,  павильонов  и  других  наблюдательных  пунктов),  пунктов 

сосредоточения противопожарного инвентаря; 

5)  устройство  пожарных  водоемов  и  подъездов  к  источникам  противопожарного 

водоснабжения; 

6) проведение работ по гидромелиорации; 

 

256 

 

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного 

состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания 

хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. 

Противопожарные  расстояния,  в  пределах  которых  осуществляются  вырубка 

деревьев,  кустарников,  лиан,  очистка  от  захламления,  устанавливаются  в  соответствии  с 

Федеральным  законом  от  22.07.2008  №  123-ФЗ  «Технический  регламент  о  требованиях 

пожарной безопасности» и Лесным кодексом Российской Федерации. 

Обеспечение  средствами  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  включает  в 

себя: 

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 

2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 

3)  создание  резерва  пожарной  техники  и  оборудования,  противопожарного 

снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. 

Нормативы 

противопожарного 

обустройства 

лесов 

устанавливаются 

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Виды  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  нормативы 

обеспеченности  данными  средствами  лиц,  использующих  леса,  нормы  наличия  средств 

предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  при  использовании  лесов  определяются 

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены 

приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549. 

Мониторинг пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров  (статья  53.2  Лесного 

кодекса Российской Федерации) включает в себя: 

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 

2)  организацию  системы  обнаружения  и  учета  лесных  пожаров,  системы 

наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических 

средств; 

3) организацию патрулирования лесов; 

4)  прием  и  учет  сообщений  о  лесных  пожарах,  а  также  оповещение  населения  и 

противопожарных  служб  о  пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных  пожарах 

специализированными диспетчерскими службами. 

Уполномоченные  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской 

Федерации,  осуществляющие  переданные  им  полномочия  в  области  лесных  отношений, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..