ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 15

 

 

 

225 

 

действующих  предприятий  –  арендаторов  лесных  участков,  осуществляющих  заготовку 

древесины – ЗАО «Загрос», ОАО ЛП «Туртас», ООО «Тюменский фанерный завод», ООО 

Лесное», ООО «Ровиал», ООО ЛП «Варвара» и др.  

Увеличение  объемов  заготовки  древесины  в  лесах  неминуемо  приведет  к 

необходимости  развития  деревообрабатывающих  производств  и  дальнейшему 

использованию  (либо  утилизации)  отходов  ее  переработки.  Наиболее  целесообразна 

организация производств полного производственно-технологического цикла переработки 

низкосортной древесины (ДСП, ЦБК, древесные гранулы). 

В среднесрочной перспективе на территории Тюменской области будут актуальны 

проекты: 

строительство  завода  по  производству  хвойных  пиломатериалов  на  севере  (Уват, 

Вагай, Тобольск); 

строительство завода по производству лиственных пиломатериалов на юге (Ишим); 

строительство  завода  по  производству  древесностружечных  плит  на  юге  (Ишим) 

либо  в  г.  Тюмени  (при  использовании  в  качестве  основного  сырья  отодов  фанерного 

производства); 

строительство ЦБК на севере (Уват, Вагай, Тобольск); 

производство пеллет и строительство котельных на древесном топливе с привязкой 

их к крупным заготовителям-переработчикам древесины. 

Основные причины, препятствующими развитию отрасли: 

 

недостаточное  развитие  арендных  отношений  по  основным  видам 

использования лесов (по состоянию на 1 января 2012года 17,9% от площади всех лесных 

участков передано в аренду для заготовки древесины, что не способствует осуществлению 

в  полном  объеме  мероприятий  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов  ввиду 

недостаточности федеральных субвенций, предусмотренных на эти цели); 

 

недостаточная  сеть  лесовозных  дорог  (тормозит  плановое  ведение 

лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности на арендуемых лесных площадях, 

включающее в себя соблюдение плана рубок леса, посадок, ухода за молодняками, охрану 

лесных  территорий;  не  способствует  обеспечению  ритмичной  загрузки  сырьем 

деревообрабатывающих  предприятий,  препятствует  реализации  стратегических  планов 

развития, увеличению объемов производства, созданию новых рабочих мест, организации 

глубокой переработки древесины, утилизации отходов); 

 

удаленность эксплуатационных запасов леса от транспортных магистралей и 

деревообрабатывающих мощностей (снижает инвестиционную привлекательность лесных 

 

226 

 

участков, т.к. увеличивает затраты на создание дорожной инфраструктуры, что оказывает 

негативное влияние на себестоимость заготавливаемых сырьевых ресурсов); 

 

недостаток  высококвалифицированных  рабочих  и  управленческих  кадров 

(замедляет процессы внедрения передовых, современных технологий в лесной сектор, что 

в  свою  очередь  негативно  отражается  на  темпах  роста  объемов  производства  всего 

лесопромышленного комплекса, а также  угрожает реализации инвестиционных проектов 

отрасли); 

 

острый  недостаток  мощностей  по  переработке  низкотоварной  древесины 

(cдерживает  развитие  арендных  отношений  и  тормозит  комплексное  освоение  расчетной 

лесосеки); 

 

слабая охрана лесов от незаконных рубок; 

 

высокая степень изношенности производственной базы. 

Отрицательное влияние на развитие ЛПК оказывают также: 

–  мировой  ипотечный  кризис,  повлекший  за  собой  резкий  спад  потребления 

строительных материалов, в том числе из древесины (ЦСП, клееная фанера, строительный 

погонаж); 

–  недостаток  инвестиций  в  лесопромышленный  комплекс,  связанный  с  низкой 

инвестиционной 

привлекательностью 

и 

инновационной 

активностью 

многих 

предприятий; 

–  рост  цен  на  электроэнергию,  топливо  и,  как  следствие,  увеличение  стоимости 

сырья и комплектующих материалов; 

– медленные темпы проведения реформы в лесном хозяйстве ведут к сокращению 

поставок сырья на деревообрабатывающие предприятия; 

– низкий уровень использования отходов лесопиления; 

– высокие процентные ставки кредитных учреждений. 

На  развитие  негативных  последствий  в  отрасли  продолжает  влиять  состояние 

строительного  сектора  –  ведущего  потребителя  продукции  деревообрабатывающей 

промышленности.  Темпы  роста  строительства  значительно  снижены.  Спад  объемов 

жилищного  строительства  привел  к  снижению  потребления  лесопромышленной 

продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это повлекло за собой падение 

средних цен на пиломатериалы, фанеру, плиты и прочую лесопродукцию.  

Повсеместно  идет  сокращение  объемов  производства,  что  приводит  к  частичным 

или  полным  остановкам  предприятий  сектора  ЛПК,  значительному  сокращению 

численности  и  заработной  платы  работающих,  росту  социальной  напряженности 

населения. 

 

227 

 

Ситуация в банковском секторе не изменилась.  

Ужесточение  банковских  требований  к  получению  кредитов  реальным  сектором 

экономики  в  условиях  финансового  кризиса  (приостановление  выдачи  кредитов  по 

заключенным  договорам,  рост  процентной  и  налоговой  ставок,  увеличение  залоговой 

массы  обеспечения  кредита,  увеличение  числа  поручителей,  сокращение  сроков 

кредитования) существенно усугубило и без того критическую ситуацию на большинстве 

предприятий отрасли, часть из них вынуждена была прекратить свое существование. 

Практически  все  предприятия  лесопромышленного  комплекса  испытывают 

финансовые трудности.  

Ряд предприятий перешли на сокращенный рабочий день и рабочую неделю. 

Специфические проблемы в лесозаготовке и обработке древесины 

Основной  проблемой  при  ведении  лесного  хозяйства  является  сезонность:  из-за 

значительного  количества  заболоченных  территорий  заготовка  и  вывозка  древесины 

возможна  только  в  зимний  период,  а  отсутствие  достаточного  количества  современной 

лесозаготовительной  и  лесовозной  техники  делает  заготовку  древесины  убыточной. 

Больших затрат требует ремонт и строительство лесовозных дорог.  

Низкий выход деловой древесины из-за низкого качества имеющегося лесосечного 

фонда,  снижение  в  период  кризиса  рыночных  цен  на  продукцию  деревообработки, 

снижение покупательской способности негативно сказывается на сбыте продукции.  

Неоднозначная ситуация в домостроении. Если в 2008 году проблема заключалась 

в отсутствии земельных участков под строительство для многочисленных заявителей, то в 

2009  году  ситуация  резко  изменилась  –  заявители  в  массовом  порядке  отказывались  от 

своих планов на строительство жилья. 

Назревшая  проблема  модернизации  всех  производственных  процессов  –  от 

лесозаготовки  до  переработки  –  практически  повсеместно  сдерживается  из-за  нехватки 

денежных средств, непредсказуемости спроса на продукцию и непростой экономической 

ситуации в регионе в целом. 

Специфические проблемы в производстве мебели 

В  настоящее  время,  поддерживая  тенденции  строительного  рынка  и  рынка 

стройматериалов,  мебельный  рынок  сжался,  демонстрируя  неравномерность  продаж  и 

спад  от  30  до  50%  к  уровню  продаж  прошлого  года.  Недостаток  свободных  денежных 

средств  конечного  потребителя  не  позволяет  в  полном  объеме  осуществлять  сбыт 

продукции;  на  складах  не  содержится  больших  запасов  продукции;  горизонт 

планирования  минимальный  (1  месяц).  Некоторые  производители  мебели  уходят  в 

ценовой демпинг для оперативного получения денежных средств от покупателей. 

 

228 

 

Такое  положение  связано  с  тем,  что  мебель  относится  к  непродовольственным 

товарам,  предназначенным  для  длительной  эксплуатации,  и  при  снижении 

покупательской  способности  населения  приобретение  ее  может  быть  отложено  на 

неопределенный период. 

Анализируя результаты 2009 года и 1 квартала 2010 года, в целом можно отметить 

изменение  структуры  реализуемой  продукции:  в  среднем  ценовом  сегменте  –  снижение 

объемов,  по  бюджетной  категории  –  повышение  спроса,  спрос  на  дорогую  мебель 

остается стабилен. 

Основные проблемы, которые отмечаются всеми участниками мебельного бизнеса 

на  сегодняшний  день,  –  это  недоступность  кредитования:  высокие  процентные  ставки, 

невозможность получения кредитов. 

В  связи  с  финансовым  кризисом  в  стране  растут  цены  на  ТМЦ,  ГСМ  и  т.д.,  что 

приводит к непредвиденному увеличению потребности в объемах оборотных средств. 

2.4.2. Планируемые изменения спроса на древесину 

Большинство  предприятий,  связанных  с  лесным  бизнесом,  работают  на  местном 

сырье.  Производство  продукции  начинается  с  лесозаготовок,  включает  комплекс 

деревоперерабатывающих  работ  и  заканчивается  изготовлением  всех  видов  готовой 

продукции из древесины, древесностружечные плиты, в том числе ламинированные, фанера, 

пиломатериалы, конструкции и детали для деревянного домостроения и другие изделия из 

древесины.  В  целях  обеспечения  производства  сырьем  ряд  предприятий  арендуют  лесные 

участки, и при этом проводят все виды лесохозяйственных работ. 

В  процессе  производства  происходит  дифференцированное  распределение  сырья 

по видам потребления (низкотоварное сырье – ОАО ДОК «Красный Октябрь», березовый 

кряж  –  ООО  «Тюменский  фанерный  комбинат»,  пиловочник  хвойный  – 

деревоперерабатывающим  предприятиям).  Аналогично  происходит  перераспределение 

лесоматериалов  среди  деревообработчиков.  В  составе  деревообработчиков  значительная 

доля принадлежит специализированным строительным предприятиям, имеющим в своем 

составе лесозаготовительные и деревообрабатывающие мощности. 

Учитывая 

структуру 

производственного 

цикла 

изготовления 

продукции 

деревообрабатывающих производств, необходимо развитие деревообработки рассматривать 

в комплексе с мероприятиями по развитию лесозаготовки. 

Основным  фактором,  влияющим  на  рост  объемов  производства  продукции  в 

деревообработке, является доступность сырьевых ресурсов. 

 
 

 

229 

 

Сортиментный состав древесины представлен на графике: 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

Исторически  сложилось  так,  что  крупные  деревообрабатывающие  мощности 

расположены в г. Тюмени, в районах преобладают предприятия малого бизнеса. 

Ведущее место в производстве продукции занимают ОАО ДОК «Красный Октябрь», 

ООО «Тюменский фанерный завод», ОАО «Заречье», ОАО «Сибжилстрой». 

 

Таблица 2.4.2.1 

Динамика обработки древесины и производства изделий из дерева  

в Тюменской области 

  

Показатель 

Ед. изм. 

2010 г. 

(факт) 

2011 г. 

(факт) 

2012 г. 

(факт) 

2013 г. 

(план) 

2014 г. 

(план) 

2015 г. 

(план) 

Объем отгруженной 
продукции в обработке 
древесины и 
производстве изделий 
из дерева 

млн руб. 

2 969,8 

2 668,1 

3 270,8 

3 580,0 

3 730,0 

3 890,0 

в % к 
предыду-
щему году 

159,5 

89,8 

122,6 

109,4 

104,2 

104,2 

Фанера клееная 

тыс. м

3

 

49,486 

50,607 

60,384 

66,0 

70,0 

75,0 

в % к 
предыду-
щему году 

124,5 

102,3 

119,3 

109,3 

106,1 

107,0 

Древесностружечные 
плиты 

тыс. м

3

 

63,49 

77,181 

87,403 

90,0 

95,0 

100,0 

в % к 
предыду-
щему году 

111,1 

121,6 

113,2 

103,0 

105,5 

105,3 

Производство мебели и 
прочей продукции, не 
включенной в другие 
группировки 

 

млн. руб. 

 

1 202,0 

1 751,9 

1 237,8 

1 530,0 

1 610,0 

1 700,0 

в % к 
предыду-
щему году 

86,7 

145,75 

70,7 

123,6 

105,2 

105,6 

 

В  прогнозе  учтены  потребности  граждан  в  древесных  ресурсах  для  собственных 

нужд и в качестве топлива. Запланировано увеличение использования лесных ресурсов на 

ряде  действующих  предприятий,  проводящих  модернизацию  и  расширение 

Дрова 

отопительные 

12%

Пиловочник 

хвойный  14% 

Пиловочник 
лиственный 

15%

Фанерное 

сырье 8%

Сырье для  

ДСП, ЦСП 51%

 

230 

 

существующих  производственных  мощностей,  а  также  предполагаемая  потребность 

муниципальных территориальных образований. 

2.4.3.  Повышение  точности  учета  лесных  ресурсов,  обеспечение  контроля  за 

соблюдением лесного законодательства 

2.4.3.1. Повышение точности учета лесных ресурсов 

В  соответствии  со  статьями  67–70  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  учет 

лесных ресурсов на землях лесного фонда выполняет лесоустройство.  

Лесоустройство включает в себя: 

1) проектирование лесничеств и лесопарков; 

2)  проектирование  эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных  лесов,  а 

также особо защитных участков лесов; 

3) проектирование лесных участков; 

4)  закрепление  на  местности  местоположения  границ  лесничеств,  лесопарков, 

эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных  лесов,  особо  защитных  участков 

лесов и лесных участков; 

5)  таксацию  лесов  (выявление,  учет,  оценка  качественных  и  количественных 

характеристик лесных ресурсов); 

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. 

Геодезические  и  картографические  работы  проводятся  в  соответствии  с 

Федеральным законом от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». 

При  проектировании  лесных  участков  осуществляется  подготовка  проектной 

документации,  содержащей  данные  о  местоположении,  границах,  площади  и  иных 

количественных и качественных характеристиках лесных участков. 

Местоположение,  границы  и  площадь  лесных  участков  определяются 

соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и 

площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых 

определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ 

«О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. 

Целевое  назначение  и  вид  разрешенного  использования  лесного  участка 

указываются  в  проектной  документации  в  соответствии  со  статьями  87  и  91  Лесного 

кодекса Российской Федерации. 

Проектирование  лесных  участков  осуществляется  в  границах  соответственно 

лесничеств и лесопарков. 

В  целях  выполнения  работ,  оказания  услуг  по  лесоустройству  органы 

государственной  власти  или  органы  местного  самоуправления  размещают  заказы  на 

 

231 

 

выполнение  работ  в  порядке,  установленном  Федеральным  законом  «О  размещении 

заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и 

муниципальных нужд». 

Лесоустроительные  работы  выполняются  в  соответствии  с  Лесоустроительной 

инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.  

Качественное  выполнение  сложного  комплекса  лесоустроительных  работ  и 

разработка  научно  обоснованного  лесохозяйственного  регламента  и  проекта  освоения 

лесов  невозможны  без  проведения  таксации  лесов,  обследований  хода  роста, 

возобновления и состояния леса.  

В  процессе  подготовительных  работ  устанавливается  схема  типов  леса  и  типов 

вырубок,  подбираются  таблицы  хода  роста,  бонитировочные  шкалы,  лесотаксационные, 

товарные и другие таблицы, определяется объем и характер обследовательских работ. 

Таксация  леса  выполняется  с  целью  получения  количественных  и  качественных 

характеристик  участков  леса,  оценки  выполненных  мероприятий  и  назначенных 

мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 

Обследования  естественного  возобновления  и  лесных  культур  осуществляются 

выборочно-перечислительными  методами  закладкой  круговых  или  прямоугольных 

пробных  площадок  и  учетных  рядов.  Данные  обследования  используются  инженерами-

таксаторами для  тренировки глазомерного определения количества подроста, самосева и 

молодняка. 

Обследование  проводится  на  не  покрытых  лесом  землях,  находящихся  в  стадии 

возобновления, в спелых насаждениях, намечаемых в рубку, и на участках лесных земель 

с  проведенными  мерами  содействия  естественному  возобновлению.  Обследуются  также 

молодняки, образовавшиеся в прошедшем ревизионном периоде. 

Материалы  обследования  в  сочетании  с  данными  его  глазомерной  оценки 

используются  при  анализе  прошлого  хозяйства,  а  также  при  проектировании  способов 

лесовосстановления  не  покрытых  лесом  лесных  земель  и  лесосек  в  предстоящем 

ревизионном периоде. 

Объем  обследования  лесных  культур,  созданных  за  прошедший  ревизионный 

период,  зависит  от  их  общей  площади  в  устраиваемом  лесничестве.  В  первую  очередь 

обследуются лесные культуры, состояние которых вызывает сомнение в их успешности, и 

при осмотре которых возникли сомнения в достоверности данных инвентаризации. 

Качественное  состояние  лесных  культур,  переведенных  в  покрытые  лесом  земли, 

определяется  полнотой  культивируемых  ценных  древесных  пород  без  учета  древесных 

пород естественного происхождения, имеющихся на участке лесных культур.  

 

232 

 

Данные  обследования  помогают  установить  причины  расхождений  в  площадях 

лесных  культур,  учтенных  лесоустройством,  с  данными  их  учета  в  лесничествах. 

Составленный журнал полевого учета лесных культур в обязательном порядке заверяется 

специалистами лесничества. 

Пробные  площади  в  насаждениях  закладываются  по  специально  разработанным 

программам  и  методикам.  По  результатам  обработки  пробных  площадей  проверяется 

пригодность  таблиц  хода  роста,  товарных  и  сортиментных  таблиц,  стандартных  таблиц 

полнот  и  запасов;  выявляются  особенности  строения  и  роста  насаждений,  составляются 

эскизы  таблиц  хода  роста;  изучается  сортиментная  структура  насаждений,  составляются 

товарные и сортиментные таблицы; устанавливаются возрасты спелости леса; выявляются 

взаимосвязи 

таксационных 

показателей, 

используемых 

при 

камеральном 

дешифрировании  насаждений  по  аэрофотоснимкам;  характеризуются  и  исследуются 

эталонные насаждения; проводится тренировка в глазомерной таксации насаждений.  

Пробные площади для изучения эффективности выборочных и постепенных рубок, 

выборочных санитарных рубок могут быть временными или постоянными в зависимости 

от их целевого назначения и степени изученности состояния древостоев. 

Постоянные пробные площади передаются по акту лесничеству для постоянного их 

хранения до проведения следующего лесоустройства.  

Методика  и  техника  подбора  участков  лесных  насаждений  для  размещения  и 

закладки  в  них  пробных  площадей  регламентируются  отраслевыми  стандартами  

ОСТ 56-69-83 «Площади пробные лесоустроительные. Методы закладки» и ОСТ 56-44-80 

«Знаки  натурные  лесоустроительные  и  лесохозяйственные.  Типы,  размеры  и  общие 

технические требования», а также Общесоюзными нормативами для таксации лесов (М., 

1992., гл. V). 

В  таблице  2.4.3.1  приведены  планируемые  объемы  лесоустроительных  работ  на 

период действия Лесного плана.  

Обновленная  база  данных  по  лесоустройству  –  база  данных,  содержащая  в  себе 

картографические  и  таксационные  сведения,  которые  позволяют  принимать 

стратегические решения в сферах управления и контроля при организации использования 

лесов. 

Картографическая  база  несет  графическую  информацию  о  пространственном 

размещении  лесных  объектов,  полученную  на  топографической  основе  в  заданной 

системе координат. 

 

233 

 

Таксационная  база  данных  дает  подробную  информацию  о  таксационной 

характеристике  лесных  насаждений  и  распределении  лесных  участков  по  целевому 

назначению. 

Обновленная  база  данных  должна  отвечать  требованиям  действующего 

законодательстве Российской Федерации. 

Ситуация  с  проведением  лесоустройства  в  Тюменской  области  представлена  в 

таблице 2.4.3.1.1

Таблица 2.4.3.1.1 

 

Изученность лесного фонда лесничеств Тюменской области 

 

№ 

п/п 

Наименование 

лесничества  

Давность лесоустройства,  

тыс. га 

Расчетная лесосека, тыс. м

3

 

всего 

в том числе по 

хвойному хозяйству 

Давность лесоустройства более 10 лет 

Абатское  

45,5 (часть) 

351,1 

7,3 

Вагайское  

1 523,1 (часть) 

1 825,0 

364,7 

Голышмановское 

92,3 (часть) 

466,7 

15 

Ишимское 

100,0 (часть) 

486,2 

13,6 

Сорокинское  

34,8 (часть) 

269,2 

3,9 

Казанское  

49,6 (часть) 

191,8 

8,9 

Омутинское 

110,9 

291,3 

11,6 

Тобольское  

1 466,4 (часть) 

1 563,6 

393 

Упоровское  

51,9 (часть) 

290,8 

71,2 

10 

Исетское 

114,9 

331,0 

61 

11 

Армизонское  

6,6 (часть) 

103,4 

3,1 

12 

Бердюжское  

29,4 (часть) 

70,0 

2,6 

13 

Сладковское  

23,7 (часть) 

120,1 

1,7 

 

Итого 

3 649,1 

6 360,2 

957,6 

Давность лесоустройства до 10 лет 

Нижнетавдинское 

477,7 

960,1 

174,6 

Уватское 

4 685,3 

5 632,9 

1 551,4 

Юргинское 

354,1 

703,5 

126,5 

Ярковское 

467,5 

668,8 

83,8 

5. 

Аромашевское  

203,9 

439,2 

11 

6. 

Викуловское  

260,6 (часть) 

653,9 

16,4 

7. 

Тюменское  

98,5 (часть) 

234,6 

105,6 

8. 

Ялуторовское 

113,3 

249,4 

81 

9. 

Заводоуковское 

146,4 

390,7 

137,1 

  

Итого 

6 807,3 

9 933,1 

2 287,4 

 

Необходимо  отметить,  что  на  35%  (3 649,1  тыс.  гектаров)  материалы 

лесоустройства  утратили  актуальность,  претерпели  существенные  изменения  вследствие 

возрастной  динамики,  выполнения  лесохозяйственных  мероприятий,  воздействия 

различных негативных факторов (пожары, вредители). 

Планируемые объемы лесоустроительных работ представлены в таблице 2.4.3.1.2

 

234 

 

Таблица 

2.4.3.1.2 

 

Планируемые объемы лесоустроительных работ 

 

Наименование 

лесничества 

Площадь, 

тыс. га 

Аренда, 

тыс. га 

Давность 

лесоустройства 

Объемы 

лесоустроительных 

работ, тыс. га 

Сумма, тыс. 

руб. 

Объемы лесоустроительных работ на 2012–2013 годы 

Армизонское 

59,7 

17,2 

1994 

42,5 

28 911,4 

Исетское 

114,9 

50,2 

1996 

64,7 

Омутинское 

110,9 

4,3 

1996 

106,6 

Упоровское 

108,7 

35,3 

1998 

73,4 

Итого 

394,2 

56,8 

 

287,2 

Объемы лесоустроительных работ на 2013–2014 годы 

Тобольское 

1 624,0 

39,6 

1997 

1 584,4 

99 746,0 

Вагайское 

1 535,0 

147,4 

1996 

1 387,6 

Итого 

3 159,0 

187,0 

 

2 972,0 

 

В  результате  проведения  комплекса  лесоустроительных  работ  будут  созданы 

необходимые  условия  для  принятия  Департаментом  лесного  комплекса  Тюменской 

области  эффективных  управленческих  решений  в  области  использования  и  контроля  за 

лесными ресурсами. 

Последнее  очередное  лесоустройство  в  Тюменской  области  было  проведено  в 

1995–2006  годах.  Разновременность  проведения  и  давность  лесоустройства  более  10  лет 

отрицательно  сказывается  на  текущем  планировании  мероприятий  по  охране,  защите  и 

воспроизводству лесов в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации, 

который вступил в силу с 1 января 2007 года. Также без актуализированной информации о 

лесном  фонде  невозможно  своевременно  и  в  полном  объеме  проектировать  лесные 

участки  под  различные  виды  использования  лесов,  что  напрямую  влияет  на  доходность 

использования лесов. 

2.4.3.2. Геоинформационные системы в лесном хозяйстве 

Появление  геоинформационных  технологий,  развитие  компьютерной  техники, 

использование данных аэрофото- и космических съемок, использование GPS-приемников 

позволило принципиально изменить подход к технологиям обработки данных.  

Разработка  и  внедрение  новых  технологий  при  создании  лесных  карт  позволили 

существенно  сократить  долю  ручного  труда  при  создании  картографической  и 

таксационной баз данных, визуализации карт, формировании лесных планшетов, планов и 

различных тематических карт, что соответственно позволило сократить время обработки 

данных,  повысить  точность  и  качество  работ,  получить  значительный  экономический  и 

технический эффект.  

 

235 

 

Использование  ГИС-технологий  на  основе  картографических  и  таксационных  баз 

данных  позволило  осуществлять  глубокий  анализ  состояния  лесных  ресурсов,  получать 

непосредственный 

доступ 

к 

любому 

лесному 

выделу. 

Использование 

трансформированных  растров  фотоабрисов  позволило  полностью  сократить  ошибки 

привязки  и  сводки  растров.  А  создание  лесных  карт  в  едином  координатном  

пространстве – получать уникальные электронные карты на значительные территории.  

Новые  технологии  позволяют  изготовлять  лесные  электронные  карты  как  для 

равнинных,  так  и  для  горных  территорий.  Основой  создания  лесных  электронных  карт 

служат данные аэрофото- или космической съемки. 

В  мире  существует  огромное  количество  различных  информационных  систем,  в 

том  числе  и  географических.  По  масштабам  применения  их  можно  разделить  на 

глобальные  и  локальные,  направленные  на  решение  общих  (многофункциональных)  и 

частных, конкретных (однофункциональных) задач. Лидерами в области глобальных ГИС 

в  настоящее  время  являются  продукты  двух  фирм  –  это  система  ArcINFO  американской 

фирмы  ESRI  и  MapInfo  корпорации  MapInfo.  Кроме  того,  многие  фирмы  создают  свои 

прикладные ГИС.  

Российской промышленной компанией проводился анализ структуры рынка ГИС в 

России.  Результаты  опросов,  обзоры  публикаций  и  информация  из  конфиденциальных 

источников,  близких  к  фирмам-дистрибьюторам,  дали  картину  рынка  ГИС-систем  в 

России и СНГ.  

Первое место и 36% рынка занимает программное обеспечение ESRI Inc. – ArcInfo, 

ArcView,  ArcGIS  и  др.;  второе  место  и  17%  рынка  принадлежит  MapInfo;  третье  – 

четвертое  места  (по  11%)  поделили  между  собой  Autodesk  с  системами  AutoCAD  MAP, 

World,  MAPGuide  и  GeoGraph  (Russia);  пятое  место  (4%)  –  у  Bentley;  шестое  и  седьмое 

места (по 3%) удерживают Ziegler с CADDY. 

Исторически сложилось, что в организациях, занимающихся учетом лесов страны, 

внедрение  геоинформационных  технологий  развивалось  не  централизованно,  т.е.  в 

каждой организации самостоятельно. Это привело к тому, что использовались различные 

ГИС. 

ГИС  MapInfo  Professional  является  признанным  лидером  в  области  цифровой 

картографии,  оптимально  сочетающей  в  себе  такие  показатели,  как  стоимость, 

функциональность, интегрируемость.  

MapInfo Professional – это современная полнофункциональная ГИС. С ее помощью 

можно  непосредственно  получать  данные  с  локального  компьютера  или  сервера, 

создавать  и  отображать  карты,  генерировать  иллюстративные  отчеты,  диаграммы, 

 

236 

 

графики  и  презентации.  Во  всем  мире  специалисты  в  разных  сферах  деятельности  –  в 

торговле,  телекоммуникации,  коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  науке,  медицине, 

правительственных  структурах  –  уже  более  10  лет  активно  применяют  MapInfo 

Professional  для  социальных  и  маркетинговых  исследований,  анализа  и  выбора  зон 

действия, обслуживания клиентов и реагирования на чрезвычайные ситуации. 

Потенциальными 

сферами 

применения 

MapInfo 

Professional 

являются: 

градостроительство, архитектура, телекоммуникации, добыча и транспортировка нефти и 

газа,  электрические  сети,  экология  и  природопользование,  геология  и  геофизика, 

железнодорожный  и  автомобильный  транспорт,  банковское  дело,  образование, 

составление  земельного,  лесного  кадастров  и  кадастра  недвижимости,  государственное 

управление. 

На  базе  MapInfo  Professional  в  «Запсиблеспроекте»  –  филиале  ФГУП 

«Рослесинфорг»  создан  программный  комплекс  LesGis,  работающий  с  электронными 

таксационными базами данных. Данная технология признана базовой по отрасли. 

ГИС  хранит  информацию  о  реальном  мире  в  виде  набора  тематических  слоев, 

которые  объединены  на  основе  географического  положения.  Этот  простой,  но  очень 

гибкий  подход  доказал  свою  ценность  при  решении  разнообразных  реальных  задач:  для 

отслеживания  передвижения  транспортных  средств  и  материалов,  детального 

отображения  реальной  обстановки  и  планируемых  мероприятий,  моделирования 

глобальной циркуляции атмосферы. 

Любая  географическая  информация  содержит  сведения  о  пространственном 

положении, будь то привязка к географическим или другим координатам, или ссылки на 

адрес,  почтовый  индекс,  избирательный  округ  или  округ  переписи  населения, 

идентификатор земельного или лесного участка, название дороги или километровый столб 

на магистрали и т.п.  

При  использовании  подобных  ссылок  для  автоматического  определения 

местоположения  или  местоположений  объекта  (объектов)  применяется  процедура, 

называемая геокодированием. С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на 

карте,  где  находится  интересующий  вас  объект  или  явление  и  имеющуюся  об  этом 

информацию и т.д. 

ГИС  может  работать  с  двумя  существенно  отличающимися  типами  данных  – 

векторными  и  растровыми.  В  векторной  модели  информация  о  точках,  линиях  и 

полигонах  кодируется  и  хранится  в  виде  набора  координат  X,  Y  (в  современных  ГИС 

часто  добавляются  третья  пространственная  и  четвертая,  например  временная, 

координаты). Линейные объекты, такие как дороги, реки или трубопроводы, сохраняются 

 

237 

 

как наборы координат X, Y. Полигональные объекты, типа речных водосборов, земельных 

участков или лесных выделов, хранятся в виде замкнутого набора координат.  

Лесоустроительная 

организация 

является 

создателем 

таксационных 

и 

картографических  баз  данных.  После  проведения  лесоустроительных  работ  в 

лесничествах  таксационная  повыдельная  информация  вводится  в  компьютер  с  жесткими 

элементами  программного  контроля.  Это  целая  система  программных  и  нормативных 

условий  и  зависимостей  таксационных  показателей.  На  основе  таксационных  и 

геоинформационных баз проводится анализ состояния лесов в форме таблиц, ведомостей, 

таксационных описаний и картографических материалов.  

На основе карт  лесничеств формируется электронная карта  области регированной 

базой  данных  в  пределах  квартала.  Карта  дает  возможность  отслеживать  оперативную 

обстановку  лесов  и  принимать  управленческие  решения  на  уровне  области. 

Геоинформационные  технологии  позволяют  внести  текущие  изменения  в  таксационную 

базу данных, после чего программно вносятся изменения и в картографическую базу. 

Комплекс ЛесГИС, разработанный в Западно-Сибирском филиале государственной 

инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг», предоставляет возможность производить с 

базой данных следующие действия: 

1.  Быстро  найти  любой  таксационный  выдел  лесничества  с  его  таксационной 

характеристикой и внести в него необходимые изменения. 

2.  Сделать  выборки  (запросы)  из  группы  кварталов  по  любым  категориям, 

имеющимся в базе данных. 

3.  Производить  отводы  площадных  (лесосеки  и  т.п.)  и  линейных  (дороги  и  т.п.) 

объектов  как  для  лесохозяйственных  работ,  так  и  для  передачи  другим 

землепользователям. 

4.  Получить  данные  сортиментации  и  материально-денежной  оценки  любого 

выдела эксплуатационного фонда (спелых древостоев) или отведенной делянки. 

5.  Вносить  в  таксационно-картографическую  базу  любые  изменения,  связанные  с 

проведением лесохозяйственных мероприятий. 

6. По мере внесения текущих изменений в базу данных получать по состоянию на 

любой день обобщенные характеристики лесов. 

7. Сформировать выходной файл для выгрузки в разработанную ВНИИЦЛесРесурс 

программу PPPGULF, где можно получить данные государственного лесного реестра. 

8. Сделать обработку отводов лесосек по данным перечетной ведомости, а также по 

материалам лесоустройства. 

 

238 

 

ГИС-технологии в настоящее время используются в лесничествах общей площадью 

6,9  млн  га  (60,4%),  к  2018  году  планируется  их  использование  на  всей  площади  земель 

лесного фонда (11,4 млн га). 

Западно-Сибирским  филиалом  ФГУП  «Рослесинфорг»  в  2010  году  проведены 

полевые  лесоустроительные  работы  на  общей  площади  727,1  тыс.  га  на  территории 

Аромашевского,  Заводоуковского  (части),  Тюменского  (части),  Викуловского  (части), 

Ялуторовского (части) лесничеств. 

Департаментом  лесного  комплекса  Тюменской  области  также  введена  в  действие 

информационно-телекоммуникационная  система  мониторинга  лесопожарной  обстановки 

«Ясень». Система позволяет оперативно получать информацию о возникающих пожарах и 

ходе  их  ликвидации  от  лесничеств.  Информация  о  пожаре  является  основой  для 

мониторинга  лесопожарной  обстановки.  Данные  о  пожаре  могут  быть  получены  с 

воздушного судна на основе облета контура пожара или точки пожара. 

2.4.3.3. Обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства  

Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), 

федерального государственного пожарного надзора в лесах 

Задачами  федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны) 

являются 

предупреждение, 

выявление 

и 

пресечение 

нарушений 

органами 

государственной  власти,  органами  местного  самоуправления,  юридическими  лицами,  их 

руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, 

их  уполномоченными  представителями  (далее  соответственно  –  юридические  лица, 

индивидуальные  предприниматели)  и  гражданами  требований,  установленных  в 

соответствии  с  международными  договорами  Российской  Федерации,  Лесным  кодексом 

Российской  Федерации,  другими  федеральными  законами  и  принимаемыми  в 

соответствии  с  ними  иными  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации, 

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в 

области  использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов  (далее  –  требования 

лесного законодательства). 

Согласно  статье  83  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  осуществление 

федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны),  федерального 

государственного  пожарного  надзора  в  лесах  переданы  органам  государственной  власти 

субъектов Российской Федерации, в том числе и Тюменской области. 

Осуществление  федерального  государственного  лесного  контроля  (надзора)  на 

территории Тюменской области регламентируется следующими основными документами:  

– Конституцией Российской Федерации; 

 

239 

 

– Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ; 

–  Кодексом  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  от 

30.12.2001 № 195-ФЗ; 

– Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц 

и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного  контроля 

(надзора) и муниципального контроля»; 

–  Федеральным  законом  от  02.05.2006  № 59-ФЗ  «О  порядке  рассмотрения 

обращений граждан Российской Федерации»; 

– Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  22.06.2007  №  394  

«Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного 

надзора (лесной охраны)»;  

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  06.03.2012  № 194  

«Об 

утверждении 

критериев 

оценки 

эффективности 

деятельности 

органов 

государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных 

полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  05.04.2010  № 215  

«Об  утверждении  правил  подготовки  докладов  об  осуществлении  государственного 

контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и 

об эффективности такого надзора»; 

–  приказом  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  от  27.03.2009  №  93 

«О  реализации  Федерального  закона  от  26.12.2008  № 294-ФЗ  «О  защите  прав 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении 

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

–  приказом  Министерства  экономического  развития  Российской  Федерации  от 

30.04.2009  №  141  «О  реализации  положений  Федерального  закона  «О  защите  прав 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении 

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 

–  Кодексом  Тюменской  области  об  административной  ответственности  от 

27.12.2007 № 55; 

–  постановлением  Правительства  Тюменской  области  от  26.10.2011  № 391-п  

«Об  определении  органов  исполнительной  власти  Тюменской  области,  уполномоченных 

на осуществление государственного контроля (надзора)»; 

–  постановлением  Правительства  Тюменской  области  от  09.07.2007  №  153-п  

«Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области»; 

 

240 

 

–  постановлением  Правительства  Тюменской  области  от  04.07.2011  №  129  «Об 

утверждении  административного  регламента  исполнения  Департаментом  лесного 

комплекса  Тюменской  области  государственной  функции  по  осуществлению 

федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в Тюменской области»; 

–  распоряжением  Правительства  Тюменской  области  от  17.05.2010  №  601-рп  

«Об утверждении перечня должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской 

области  и  государственного  казенного  учреждения  Тюменской  области  «Тюменское 

управление  лесами»,  имеющих  право  составлять  протоколы  об  административных 

правонарушениях  при  осуществлении  федерального  государственного  лесного  надзора 

(лесной охраны); 

–  приказом  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  от  23.04.2012 

№ 69-ГК «Об утверждении перечня должностных лиц»; 

–  приказом  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области  от  18.05.2012 

№ 89-гк  «Об  утверждении  перечня  должностных  лиц  Департамента  лесного  комплекса 

Тюменской  области,  государственного  казенного  учреждения  «Тюменское  управление 

лесами», имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»; 

– другими приказами департамента. 

Федеральный  государственный  пожарный  надзор  в  лесах  осуществляется  в 

Тюменской  области  в  соответствии  со  следующими  нормативными  правовыми  и 

правовыми актами: 

– Конституцией Российской Федерации; 

– Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ; 

–  Кодексом  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  от 

30.12.2001 № 195-ФЗ; 

– Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц 

и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного  контроля 

(надзора) и муниципального контроля»; 

–  Федеральным  законом  от  02.05.2006  №  59-ФЗ  «О  порядке  рассмотрения 

обращений граждан Российской Федерации»; 

– Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 

– Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; 

–  Федеральным  законом  от  22.07.2008  № 123-ФЗ  «Технический  регламент  о 

требованиях пожарной безопасности»; 

–  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  30.06.2007  №  417  

«Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..