Лесной план Ивановской области (2012 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Ивановской области (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     4      5      6     

 

 

 

Лесной план Ивановской области (2012 год) - часть 6

 

 

Таблица 2.24
Нормы площади насаждений на одного условного посетителя и максимально допу-
стимые единовременные нагрузки в лесах I класса рекреационной пригодности (зе-
леные зоны, лесопарки)
Лесорастительная зона
Группа типов леса, категория площадей
хвойно-широколиственных лесов
га
чел/га
1
2
3
Брусничная:
без благоустройства
1,2
2,0
лесопарковая часть
0,6
4,0
Лесопарк
0,2
12,0
Черничная:
без благоустройства
1,0
2,4
лесопарковая часть
0,5
4,8
Лесопарк
0,2
12,0
Кисличная:
без благоустройства
0,7
3,4
лесопарковая часть
0,4
6,0
Лесопарк
0,2
24,0
Сложная:
без благоустройства
0,5
4,8
лесопарковая часть
0,3
8,0
Лесопарк
0,1
24,0
Таблица 2.25
Шкала предельно допустимых рекреационных нагрузок на 1 га лесного фонда в раз-
личных условиях лесорастительных зон хвойных, смешанных и лиственных лесов,
чел./га
Протяженность дорож-
Сосна, лист-
Дуб, клен ост-
Осина, ива
Ольха
Ель,
Ольха
ной сети на 1000 га
венница,
ролистный,
белая, то-
Береза
Липа, вяз
черная
пихта
серая
лесного фонда, км
кедр
ясень
поль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Молодняки
До 10
-/0,6
0,7/0,6
1,0/0,7
1,1/0,7
1,2/-
1,3/-
1,4/0,8
1,5/-
11-15
-/0,7
0,8/0,7
1,2/0,8
1,3/0,8
1,4/-
1,5/-
1,7/0,9
1,8/-
16-20
-/0,8
0,9/0,8
1,4/0,9
1,5/0,9
1,6/-
1,8/-
1,9/1,0
2,0/-
21-25
-/0,9
1,0/0,9
1,5/1,0
1,6/1,0
1,8/-
1,9/-
2,1/1,1
2,2/-
Более 25
-/0,9
1,1/0,9
1,6/1,1
1,8/1,1
1,9/-
2,1/-
2,2/1,2
2,4/-
Средневозрастные и приспевающие насаждения
До 10
-/0,8
1,0/0,8
1,4/0,9
1,5/0,9
1,6/-
1,7/-
1,8/1,0
1,9/-
11-15
-/0,9
1,2/0,9
1,7/1,1
1,8/1,1
1,9/-
2,0/-
2,1/1,2
2,3/-
16-20
-/1,0
1,4/1,0
1,9/1,2
2,0/1,2
2,2/-
2,3/-
2,9/1,3
2,6/-
21-25
-/1,1
1,5/1,1
2,1/1,3
2,2/1,3
2,4/-
2,5/-
2,7/1,4
2,8/-
Более 25
-/1,2
1,6/1,2
2,2/1,4
2,4/1,4
2,6/-
2,7/-
2,5/1,5
3,0/-
Спелые и перестойные насаждения
До 10
-/0,7
0,9/0,7
1,2/0,8
1,5/0,8
1,4/-
1,5/-
1,6/0,9
1,7/-
11-15
-/0,8
1,1/0,8
1,4/0,9
1,5/0,9
1,7/-
1,8/-
1,9/1,0
2,0/-
16-20
-/0,9
1,2/0,9
1,6/1,0
1,8/1,0
1,9/-
2,0/-
2,2/1,2
2,3/-
21-25
-/1,0
1,3/1,0
1,8/1,1
1,9/1,1
2,1/-
2,2/-
2,4/1,3
2,5/-
Более 25
-/1,1
1,4/1,1
1,9/1,2
2,1/1,2
2,2/-
2,4/-
2,6/1,4
2,7/-
Примечание:
В числителе - на дренированных почвах; в знаменателе - на избыточно-увлажненных.
Дренированные почвы: А1, А2, А3, В2, В3, С2, С3, D2, D3.
Избыточно-увлажненные почвы: А4, А5, В4, В5, С4, С5.
Предельно допустимые рекреационные нагрузки: для насаждений с преобладанием сосны в типах лесорастительных условий А1 - 0,4, А2
- 0,8 чел/га; для насаждений с преобладанием березы в типах лесорастительных условий А2 - 0,9 чел/га.
При переводе данных шкалы в чел.-ч/га их умножают на 8,0.
254
Для применения данных шкалы в холмистой и горной местности их перемножают на коэффициенты, одинаковые для всех древесных по-
род и групп их возраста: при крутизне склона 4-10° коэффициент 0,8; 11-15° - 0,6; 16° и более - 0,5.
Протяженность дорожной сети приведены для условий комплексного благоустройства территории лесных массивов.
Для определения стадий рекреационной дигрессии используется шкала, разра-
ботанная ВО «Леспроект» (табл. 2.26).
Таблица 2.26
Классификация стадий рекреационной дигрессии лесов
Стадии
Признаки дигрессии
деградации
1
2
Признаков разрушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальное, их
1
механические повреждения отсутствуют, подрост и подлесок жизнеспособные, моховой и травя-
нистый покров характерен для типа леса, подстилка не нарушена.
Незначительные изменения лесной среды: ухудшение условий роста и развития деревьев и ку-
старников, их повреждения, подрост разновозрастный и жизнеспособный - до 20% поврежденных
2
и усохших экземпляров. Мхом покрыто до 20% площади, травой - до 10%> (1/10 часть - луговые
травы), почвы и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни - обнажены, вытоптано менее 5%>
площади.
Значительные нарушения лесной среды: ослабленный рост деревьев, до 10% стволов механически
повреждены, одновозрастный подрост и подлесок средней густоты - 21-50% поврежденных и
3
усохших экземпляров, мхи только у стволов деревьев с покрытием 5-10%> площади, травы - на
70-80% площади (2/10 - луговые травы), появляются сорняки, подстилка и почва значительно
уплотнены, много обнаженных корней, вытоптано от 6 до 40% площади.
Сильные нарушения лесной среды: древостой куртинного типа, деревья значительно угнетены, 11-
4
20% стволов механически повреждены, подрост и подлесок жизнеспособны только в куртина -
повреждение более 50% экземпляров, мхов и подстилки нет, травы на 40-60% площади.
Лесная среда деградирована: древостой изрежен, куртинного типа, деревья сильно ослаблены или
усыхают, более 20% стволов механически повреждены, проективное покрытие травянистого по-
5
крова до 20% (3/4 луговые травы и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и поврежде-
ны, почвы вытоптаны до минерализованной части на площади более 60%.
Предложенные шкалы позволяют выявить стадии рекреационной дигрессии и
представить дополнительную информацию о состоянии лесного ландшафта.
Земли территории государственного лесного фонда Ивановской области ис-
пользуются для следующих целей:
- трасс газонефтепроводов;
- трасс высоковольтных линий электропередач;
- магистральных лесовозных дорог (железных и автомобильных), а также ле-
сохозяйственных и противопожарных.
Кроме того, нарушения почвенного покрова возникают при использовании
территории под погрузочные площадки при лесозаготовках, разработках карьеров
при добыче минерального сырья и прочих видах хозяйственной деятельности.
Основными видами воздействия на земли (почвы) при строительстве и экс-
плуатации объектов определены:
- изменение рельефа территории, рекультивация;
- загрязнение отходами, образующимися в результате хозяйственной деятель-
ности, и предполагаемая зона загрязнения данными отходами;
- деградация поверхности почвы.
Отрицательное воздействие на почву в виде повреждения почвенного покрова,
его загрязнения, изменения рельефа происходит при устройстве волоков, при лесо-
сечных работах, строительстве лесовозных дорог и веток, при расчистках площадок
255
под склады и т.д.
При строительстве лесовозных дорог нарушение земель возможно на всей
площади земельного отвода, поэтому должна предусматриваться полная рекульти-
вация всех земель, временно занимаемых под объекты.
Рекультивации подлежат:
- карьеры, разрабатываемые для сооружения земляного полотна лесовозных
дорог и дорожного покрытия;
- сосредоточенные и притрассовые резервы;
- участки земель, временно отведенные для хранения растительного слоя, сня-
того на полосе строящихся дорог, верхние склады и т.д.;
- участки земель под погрузочными площадками.
В комплекс работ по рекультивации нарушенных земель включены следую-
щие мероприятия:
- уплотнение откосов, карьеров и резервов;
- планирование растительного грунта на уплотнённые поверхности и откосы
карьеров и резервов;
- дискование почв;
- посадка древесно-кустарниковой растительности, пригодной для рекульти-
вации;
- содействие естественному заращиванию.
При строительстве лесовозных дорог предусматривается перевод лесных зе-
мель в земли других категорий и аренда. На площади временного и постоянного от-
вода земель производится единовременная вырубка (изъятие) лесной растительно-
сти и этим лесному хозяйству наносится определенный ущерб.
Мероприятия по охране и рациональному использованию земель при строи-
тельстве дорог включают в себя следующие мероприятия:
- вырубку растительности строго в полосе земельного отвода;
- полное использование (реализацию) вырубленной древесины;
- устройство противопожарных минполос вдоль дороги и уход за ними;
- возмещение ущерба лесному хозяйству;
- возмещение ущерба охотничьему хозяйству.
Основные воздействия, при проведении которых происходит временное изме-
нение лесных земель (почв) - это рубки.
При проведении рубок образуются следующие отходы:
- древесные отходы и зелень;
- отходы от работы техники и автотранспорта;
- бытовые отходы.
Токсичные отходы, не подлежащие переработке и которые должны быть под-
вергнуты захоронению на специальных площадках (согласно СНиП 2. 01. 28-85), от-
сутствуют.
В справочнике «Общесоюзные нормативы для таксации лесов» (М., Колос,
1992 г.) приводятся нормативы наличия древесных отходов и зелени от объёма
ствола в %:
- сучья и ветви - 7 %;
- пни и корни - 23 %;
256
- зелень - 9 % (или около 15-18 т./га).
Общесоюзные нормы технологического проектирования лесозаготовительных
предприятий (ОНТП 02-85, Л., 1986 г.) определяют для смешанных пород следую-
щее количество древесных отходов на 1 тыс.м3 заготовки древесины:
- сучья, ветки и вершинки (16 %) - 160 м3 или 130 т;
- откомлёвки, козырьки (2 %) - 20 м3 или 16 т.
К 2018 году ориентировочное ежегодное количество отходов без пней, корней
и зелени будет составлять 280,0 тыс. м3 в год. Данные отходы остаются в лесной
зоне.
При всех рубках рекомендуется производить обязательную очистку лесосек от
порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
Загрязнение атмосферного воздуха на территории земель лесного фонда про-
исходит от следующих источников:
Антропогенные:
- двигатели лесозаготовительной техники (трелёвочные трактора, комплексы,
бензопилы, и т. д.);
- очистка мест рубок методом сжигания (в неопасный в пожарном отношении
период), а также сжигание топлива (дров) в котельных и обогревательных домиках
на лесосеках;
- двигатели автотранспорта (лесовозов, автотранспорта для перевозки людей,
ГСМ и т. д.);
- пыление грунтов на лесовозных дорогах при движении автотранспорта;
Природные:
- лесные пожары.
Выхлопные газы от двигателей внутреннего сгорания представляют собой
смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды, оксид углерода, ок-
сиды азота, альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием, и
другие. Вследствие неполного сгорания топлива в двигателях часть углеводородов
превращается в сажу и смолистые вещества.
На 1 м3 заготовленной ликвидной древесины (валка деревьев, обрезка сучьев,
трелёвка, погрузка) составляет: бензина - 0,18 кг, дизельного топлива - 2,06 кг.
При освоении запроектированных объёмов рубок к 2018 году ежегодно будет
сжигаться: бензина - 270 т, дизельного топлива - 3090 т. Выброс загрязняющих ве-
ществ от двигателей, работающих на бензине, составляет 2,8%, на дизельном топли-
ве 3,8% от сожженного топлива. Соответственно в атмосферу ежегодно будет вы-
брасываться 125 т загрязняющих веществ.
При лесозаготовках техника всегда рассредоточена по всей территории, а их
местонахождение постоянно меняется, поэтому возможные негативные воздействия
на атмосферный воздух незначительны и не выходят за установленные нормативы.
При очистке мест рубок методом сжигания, в неопасный в пожарном отноше-
нии период, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу могут повышаться в не-
сколько раз по сравнению с выбросами от двигателей лесозаготовительной техники.
Поэтому такой метод очистки вырубок лесничествами следует назначать в крайних
случаях, в основном на тех площадях, где планируется создание лесных культур с
механизированной подготовкой почвы и посадкой. Загрязнение атмосферы при сжи-
257
гании дров в котельных и обогревательных домиках незначительное, поэтому нет
необходимости их учитывать.
Среднее расстояние вывозки древесины от делянок во двор к потребителю со-
ставляет 80 км. При вывозке каждой тысячи кубометров на такое расстояние годо-
вые выбросы вредных веществ выхлопных газов составляют 0,24 т, соответственно
прогнозируемое количество выбросов вредных веществ к 2017 году составит более
3 тыс. т в год.
Расчеты, оценивающие воздействие лесовозной дороги на состояние атмо-
сферного воздуха, с максимальной нагрузкой до 100 автомобилей в сутки, показы-
вают невысокое загрязнение. Расчетные данные максимальной концентрации вред-
ных веществ выхлопных газов (по программе «Эколог - ПРО») на границе норма-
тивного санитарного разрыва - на расстоянии 50 м от края дороги, ни по одному ве-
ществу не превышают 0,15 ПДКм.р.
Основной загрязнитель воздуха - крупные лесные пожары, возникающие в
пожароопасный период. Сведения о лесных пожарах и выполнение запроектирован-
ных противопожарных мероприятий за прошедшие ревизионные периоды приведе-
ны в лесоустроительных проектах. Для предупреждения и ограничения распростра-
нения пожаров, а также борьбы с ними, лесоустройством проектируются соответ-
ствующие противопожарные мероприятия.
Состояние загрязнения атмосферного воздуха при реализации проектных ме-
роприятий должно контролироваться со стороны исполнителя работ, лесничества и
органов природнадзора.
2.7.2. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техноген-
ных нагрузок на леса
Для организации массового отдыха вокруг крупных населенных пунктов со-
здаются зеленые зоны и лесопарки, на которых ограничивается режим лесопользо-
вания. Проводимые лесохозяйственные мероприятия направлены на поддержание
средообразующих, водоохранных, защитных, оздоровительных, санитарно-
гигиенических и иных полезных функций леса.
Для перераспределения притока отдыхающих лесопарк разделяют на функци-
ональные зоны активного и тихого отдыха (прогулочная зона, зона фаунистического
покоя). Это обусловливает определенное соотношение в них соответствующих по
площади типов ландшафтов с различным сочетанием древостоев по составу древес-
ных и кустарниковых пород и по возрастной структуре, что также должно быть
предусмотрено при проектировании лесопарков. Как правило, в зоне активного от-
дыха преобладают открытые пространства, на которых расположено большинство
объектов благоустройства и преобладают магистральные пешеходные дороги. В
зоне тихого отдыха открытые пространства представлены лишь небольшими по
площади полянами, которые могут быть как видовыми точками, так и местами от-
дыха. Дорожно-тропиночная сеть включает пешеходные тропы и туристические
маршруты, кемпинги, места для кострищ, навесы от дождя.
Распределение по площади зон активного и тихого отдыха должно быть в пре-
делах соотношения 1:4 или 1:3.
258
Необходим систематический контроль за соблюдением допустимых рекреаци-
онных нагрузок и, в случае их превышения и невозможности сокращения, создание
«отвлекающих объектов» (местные достопримечательности, новые водоемы, видо-
вые точки дендрологические садики и т.д.), обеспечивающих отток отдыхающих.
Участки для организации массового отдыха следует подбирать в наиболее устойчи-
вых к рекреационным нагрузкам насаждениях, а малоустойчивые к ним локализо-
вать от интенсивной посещаемости, обходя их при трассировке прогулочных дорог
и туристических маршрутов, преграждая вход в их пределы шлагбаумами и преду-
предительными аншлагами или густыми живыми изгородями. Прогулочные дороги
и тропы, проложенные по легким песчаным почвам, должны обеспечиваться твер-
дым покрытием или деревянными настилами. Определяя пункты размещения мест
массового отдыха, следует предусмотреть возможность перемены их территориаль-
ного размещения через 5 - 7 лет для восстановления лесного природного комплекса
на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались (создавать ме-
ста - дубли).
Леса для осуществления рекреационной деятельности должны использоваться
способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Величи-
ны предельно допустимых рекреационных нагрузок приведены в пункте 2.7.1.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах во избежание из-
лишнего повреждения насаждений допускается возведение временных построек на
лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и организация их бла-
гоустройства (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и
аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей
направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
Для обеспечения эффективного развития, сохранения и повышения жизне-
устойчивости, улучшения эстетических свойств лесных биоценозов рекреационного
назначения, необходимы следующие мероприятия:
- рубки ухода для формирования лесопарковых ландшафтов;
- улучшение состава, декоративных качеств древостоев и пространственного
размещения деревьев по площади;
- рубки ухода за подростом и подлеском;
- рубки формирования опушек;
- санитарные рубки, уборка валежника, хвороста, гниющих пней и прочие ра-
боты, направленные на оздоровление древостоев:
- индивидуальный уход за отдельными деревьями;
- защита деревьев и кустарников от вредителей и болезней;
- охрана диких животных, птиц и мероприятия по созданию благоприятных
условий для их жизни и воспроизводства (устройство ремиз, искусственных гнездо-
вий, заказников);
- охрана от пожаров;
- охрана водоемов от загрязнения;
- охрана полян и лужаек от зарастания сорной растительностью, порослью
ивы;
- посадка деревьев и кустарников для создания новых закрытых и полуоткры-
тых территорий в зонах активного и прогулочного отдыха;
259
- посадка деревьев и кустарников для восстановления уничтоженных ланд-
шафтов;
- посадка деревьев и кустарников в древостое с целью обогащения его видово-
го состава декоративными породами;
- декоративные посадки деревьев и кустарников;
- посадка деревьев и кустарников при формировании опушек;
- защитно-декоративные посадки с целью защиты отдельных наиболее уязви-
мых участков и посадка для укрытия непривлекательных мест;
- создание и улучшение лугов и полян и цветочного оформления отдельных
объектов.
Госстрой России рекомендует использовать для проектирования объектов ин-
фраструктуры «Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной доку-
ментации «Охрана окружающей среды»» (письмо № 13-1/25-477 от 30 марта 2000
года).
В соответствии с этим пособием раздел охраны окружающей среды в проект-
ной документации должен содержать следующие подразделы:
- охрана и рациональное использование земельных ресурсов;
- охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
- охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения;
- охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов про-
мышленного производства;
- охрана растительного и животного мира;
- прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием
проектируемого объекта;
- эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий.
Сбор, накопление, хранение и размещение отходов на предприятии должны
быть организованы в соответствии с действующими нормами и правилами. Сбор
образующихся отходов осуществляется раздельно по видам и классам токсичности.
Оценка воздействия отходов на окружающую природную среду производится
с учетом условий хранения и их физико-химических свойств: растворимость в воде;
летучесть; реакционная способность; опасные свойства (взрывоопасность и пожаро-
опасность); агрегатное состояние.
Отходы, имеющие наибольшую возможность повлиять на окружающую среду
(отработанные аккумуляторы, масла, нефтешламы) хранятся в условиях, исключа-
ющих случайное попадание этих отходов в окружающую среду - в специальных за-
крытых емкостях. Отходы, имеющие меньшую возможность влияния на окружаю-
щую среду (древесные отходы, металлический лом, отработанные шины и др.) хра-
нятся в специально отведенных местах, исключающих возможность захламления
территории предприятия этими отходами. Агрегатное состояние этих видов отходов
и их реакционная способность позволяют размещать их на предназначенных для
этих целей площадках.
Твёрдые бытовые и отходы, промасленная ветошь, масляные фильтры и др.
накапливаются в контейнерах с крышками в местах, исключающих опрокидывание
контейнеров. Отходы в дальнейшем вывозятся и утилизируются на действующих
полигонах.
260
Большая часть древесных отходов утилизируется непосредственно на выруб-
ках при очистке лесосек в соответствии с
«Правилами заготовки древесины»,
утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федера-
ции от 16.07.2007 №184. Древесные отходы некондиционной древесины на нижних
складах хранятся на специально отведенных территориях с дальнейшей их утилиза-
цией в котельных или переработкой на топливные гранулы.
Мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся отходов на
состояние окружающей среды (исключение загрязнения почвы и водных объектов):
- селективный сбор отходов;
- своевременный вывоз отходов с территории предприятия;
- своевременное заключение договоров на передачу, утилизацию, размещение
отходов со специализированными предприятиями (аккумуляторы, металлический
лом, люминесцентные лампы);
- обезвреживание отходов для снижения класса опасности (нейтрализация от-
работанного электролита и т.д.);
- утилизация отходов на самом предприятии (древесные лесосечные - для
укрепления волоков, древесные отходы от производства щепы - в собственной ко-
тельной для получения тепловой энергии, регенерация отработанных масел и т. д.);
- соблюдение разработанных на предприятии инструкций по обращению с от-
ходами;
- контроль со стороны лесничества и органов природнадзора.
Отрицательное воздействие на водные объекты может происходить при реали-
зации следующих видов намечаемой деятельности:
- при производстве лесозаготовительных работ;
- при эксплуатации сортировочно-погрузочных комплексов;
- при транспортировке древесины по лесовозным дорогам.
Основными видами возможного воздействия на водные объекты являются за-
грязнение вод водотоков и нарушение их гидравлического режима, а также наруше-
ние режима поверхностного и внутрипочвенного стока.
Для этого необходимо выполнение следующие мероприятий, ограничиваю-
щих негативное воздействие на водные объекты:
- применение технически исправных машин и механизмов с отрегулированной
топливной аппаратурой, исключающей потери ГСМ;
- заправка машин только на специально оборудованных площадках автоза-
правщиком с механизированной подачей топлива, сбор отработанных масел в спе-
циальные емкости, устройство складов ГСМ, мастерских участков за пределами во-
доохранных полос с обвалованием земляным валом и устройством минерализован-
ной полосы;
- в целях исключения повреждения русла и берегов водотоков, а также их за-
грязнения, при переправе лесозаготовительной техники к местам производства ра-
бот, через водотоки предусматривается сооружение временных переправ-настилов,
которые после завершения работ разбираются. Для погрузочных площадок, в соот-
ветствии с утвержденными технологическими картами производства работ, в
первую очередь, используют поляны, прогалины и другие места свободные от леса,
а также подроста, не имеющие соприкосновений с руслами рек и ручьёв. Маги-
261
стральные и пасечные волока должны располагаться в местах, исключающих тре-
левку древесины по руслам постоянных и временных водотоков;
- в лесах водоохранных зон осуществление сплошных рубок запрещается. Раз-
решается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий,
обеспечивающих охрану водных объектов;
- сбор образующихся в результате деятельности всех видов отходов и их ути-
лизация (сбор и утилизация порубочных остатков осуществляется в соответствии с
«Правилами заготовки древесины», утвержденными Приказом Министерства при-
родных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №184);
- сбросы ливневых и талых вод с площади искусственных сооружений (мо-
стов) лесовозной дороги в водотоки высшей рыбохозяйственной категории не долж-
ны превышать предельно допустимых;
- очистка ливневых вод не требуется в связи с небольшой интенсивностью
движения автотранспорта;
- установка на границе водоохранных зон рек, ручьев по всей трассе
лесовозной дороги информационно-указательных аншлагов природоохранного
назначения;
- применение техники, исключающей значительное уплотнение почвенных го-
ризонтов и нарушающей режим водного стока.
При данных видах деятельности необходимо строго соблюдать положения
Водного кодекса РФ и режим хозяйствования в водоохранной зоне водотоков. В со-
ответствии с Водным кодексом предусмотрена минимальная ширина водоохранной
зоны при длине реки (ручья) от источника:
до 10 км - 50 м,
от 10 до 50 км - 100 м,
от 50 и более - 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья
водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохраной
зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина прибрежных полос для рек, озёр и других водных объектов устанав-
ливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать
метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех граду-
сов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Ширина прибрежных защитных полос для участков водоёмов, имеющих особо
ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные
участки), устанавливается в размере двухсот метров, независимо от уклона и харак-
тера прилегающих земель.
В водоохранной зоне рек (ручьев) запрещается:
- использование сточных вод для удобрения почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов произ-
водства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных,
-
отравляющих и ядовитых веществ;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями рас-
тений;
- движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по
262
дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих
твердое покрытие.
Функции водоохранной полосы:
- охрана качества воды в реках (в водоохранной полосе с ее мощным слоем
растительности на поверхности почвы образуется подстилка из разлагающегося ма-
териала). Вся подстилка насыщена влагой. Пористый характер поверхности почвы
полосы способствует регулированию стока воды в водоемы. Почва в этих местах аб-
сорбирует воду во время влажных сезонов и медленно выпускает эту влагу в ручьи.
Это минимизирует эффект паводкового стока, а также предохраняет водотоки от
преждевременного пересыхания;
- поддержание температуры воды и ее чистоты (предохраняет русла от отло-
жений) и способствует нересту рыбы;
- до 90% питательных веществ в лесных ручьях происходит от прилегающей
растительности;
- многие береговые откосы стабилизируются деревьями. Они закрепляют поч-
ву и предотвращают эрозию в половодье;
- многие звери и птицы используют прибрежную полосу для размножения,
укрытия, питания;
- защита водотоков от процесса эрозии почвы.
Обычно эрозия почвы развивается на пологом широком отроге, наклоненном
на северо-запад в сторону речных долин ориентировочно под углом 5-15°. Оттаива-
ющий грунт медленно перемещается вниз по склону. Грунты на всем склоне испы-
тывают пластично-вязкое течение, имеются гнезда и полости проседания раститель-
ности. Особенно опасны эти процессы, происходящие в рединах и при повреждении
напочвенного покрова. Защитная полоса леса с каждой стороны водотока предохра-
няет от сползания в русло суглинистых почв и способствует сохранению его гидро-
логического режима.
Состояние загрязнения и водного режима при реализации проектных меро-
приятий должно контролироваться со стороны исполнителя работ, лесничества и
органов природнадзора.
В целях сохранения и обогащения животного мира (в том числе охотничьих
животных), в условиях хозяйственной деятельности все лесохозяйственные и лесо-
эксплуатационные работы необходимо рассматривать с точки зрения сохранения
животного мира и среды их обитания. В настоящее время порядок пользования ле-
сом для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства урегули-
рован «Лесным кодексом Российской Федерации» (ст.121), в соответствии с кото-
рым лесное пользование и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осу-
ществляться с учётом необходимости сохранения благоприятных условий для оби-
тания диких животных.
Дополнительно к действующим правилам и нормам необходимо предусмот-
реть следующие мероприятия:
- осуществление арендатором и специалистами арендатора, ведущими лесоза-
готовительные работы, постоянного мониторинга за объектами животного мира, в
том числе охотничьими животными, и информирование соответствующих районных
служб о происходящих изменениях и нарушениях. Для этого по лесозаготовитель-
263
ному предприятию издаётся распоряжение (приказ) о назначении должностного ли-
ца (инженера по лесфонду, мастера верхнего склада и т.д.) являющегося ответствен-
ным за проведение мониторинга за объектами животного мира. Этим распоряжени-
ем (приказом) по предприятию запрещается выезжать на лесозаготовительные
участки работникам предприятия в рабочее время с огнестрельным охотничьим
оружием;
- оставление на вырубаемых площадях дуплистых деревьев (5-6 шт./га) для
гнездования куницы;
- сохранение деревьев с гнездовьями крупных хищных птиц;
- устройство галечников из расчёта один галечник на 8 тыс. га угодий;
- устройство порхалищ из расчёта 5 порхалищ на 1000 га;
- устройство солонцов из расчёта 1 солонец на 1000 га;
- расход соли на один солонец 20 кг в год (количество солонцов корректирует-
ся в зависимости от численности лосей и согласовывается с районным охотоведом);
- весной (апрель-май), в период гнездования видов птиц, включенных в Крас-
ные книги Российской Федерации и Ивановской области, и откладывания яиц, лесо-
заготовительные работы в местах их обитания необходимо приостанавливать;
- проектировать набор лесосек в рубку таким образом, чтобы всегда существо-
вал зелёный коридор для миграции животных;
- при организации рубок на арендуемой территории предпочтительно разум-
ное сочетание сплошных и выборочных рубок. В результате будет достигнуто моза-
ичное расположение насаждений разного возраста, породного состава, сомкнутости,
а также наличие многоярусных древостоев и открытых угодий (не облесившихся
вырубок);
- строгое соблюдение норм и правил использования химикатов и минеральных
удобрений при проведении химуходов и при подкормке лесных культур;
- тщательная заделка протравленных семян в питомниках и при создании лес-
ных культур.
Всё это значительно улучшает кормовые и защитные свойства среды обитания
животного мира, в т.ч. охотничьих угодий, и указывает на сохранение высокого ка-
чества среды обитания животных.
Постоянный контроль и практическая работа районных охотоведов совместно
с представителями лесничеств и арендаторами позволяют исключить ухудшение
среды обитания животного мира на рассматриваемом участке лесных земель.
Для обеспечения 25% суточной потребности в корме 5 лосям за зимний сезон
достаточно оставление порубочных остатков на площади 1,5-2,0 га сплошных или
на 4-6 га несплошных рубок. Для расчета принимается площадь лесных угодий -
1000 га. Это мероприятие проводится по договорам между арендатором, охотополь-
зователем (районный охотовед) и лесничеством. В договорах отражаются сроки
проведения рубки, порядок сохранения порубочных остатков и сроки очистки лесо-
сек.
Оценка воздействия проектируемых мероприятий на среду обитания животно-
го мира необходимо рассматривать согласно «Положению об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в Россий-
ской Федерации» от 16 мая 2002 года №372.
264
Размер возможного (заблаговременного) ущерба животному миру от воздей-
ствия лесозаготовок в настоящее время подсчитать не представляется возможным,
так как юридически оформленные нормативные документы по определению вероят-
ного ущерба отсутствуют. Имеются отдельные, разрозненные разработки различных
институтов, в которых зачастую не учитывается все разнообразие отрицательного и
положительного влияния рубок с целью заготовки древесины на среду обитания жи-
вотного мира.
В случае нарушения проектируемых мероприятий, в результате которого
нанесен реальный ущерб животному миру и среде их обитания, с арендатора взыс-
кивается ущерб. Основанием для взыскания ущерба являются законодательные акты
«О животном мире», Федеральный Закон РФ от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ, а также
Приказ Минсельхозпрода России от 25 мая 1999 года № 399 «Об утверждении такс
для исчисления размера взыскания за ущерб, причинённый юридическими и физи-
ческими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного
мира, отнесённых к объектам охоты» и «Методика оценки вреда и исчисления раз-
мера ущерба от уничтожения животного мира и нарушения их среды обитания»,
утвержденной Госкомэкологией России 28.04.2000 г. В соответствии со ст.22 Феде-
рального закона «О животном мире» № 209-ФЗ от 24.07.2009 г. объекты животного
мира не должны причинять вред лесному хозяйству. При выделении защитных
участков с ограничением хозяйственной деятельности (глухариных токов, бобровых
полос по берегам рек и других участков), арендатору должна выплачивается ком-
пенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законода-
тельством субъектов Российской Федерации.
В случае организации охотничьих и лесоохотничьих хозяйств на территории
конкретного лесничества, необходимо проведение охотустройства, которое целесо-
образно выполнять после проведения лесоустройства по специальному заказу охот-
хозяйств на договорных условиях. При этом все работы должны выполняться в со-
ответствии с «Указаниями по проектированию охотничьих и лесоохотничьих хо-
зяйств (1988 г.) и нормативными документами, действующими на территории Рос-
сийской Федерации.
Контроль (мониторинг) позволит предотвратить возникновение любых отри-
цательных ситуаций на окружающую среду, обеспечит своевременное принятие мер
по их предупреждению, компенсации и ликвидации неблагоприятных последствий.
В соответствии со статьями 63, 64 Федерального закона «Об охране окружа-
ющей среды» от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ определены три главных направления и
уровня системы экологического контроля:
- государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной
среды и государственный экологический контроль;
- производственный экологический контроль;
- общественный экологический контроль.
На стадии реализации проекта осуществляются только государственный и об-
щественный экологический контроль, при непосредственном проведении мероприя-
тий (проведении сплошных рубок, эксплуатации лесовозных дорог и т. д.) - все ви-
ды контроля.
Перечень объектов контроля и процессов производства работ приводится ни-
265
же:
- контроль наличия проектной документации и разрешений на ведение работ
(в том числе наличие разрешения на проведение работ, связанных с нарушением
почвенного покрова, а также документов на право пользования землей и недрами,
проекта рекультивации);
- проверка ведения работ в границе существующего отвода;
- контроль над обеспечением поверхностного стока, предотвращения его за-
грязнения, образования линейной и плоскостной эрозии;
- контроль над укладкой водопропускных труб, который должен предшество-
вать устройству земляного полотна (при строительстве лесовозных дорог);
- контроль над своевременным укреплением откосов участков полотна дороги,
отсыпка которых завершена;
- контроль над размещением строительных площадок, строительно-дорожных
машин, складов строительных материалов;
- контроль качества и своевременность выполнения работ по рекультивации
нарушенных земель и восстановлению из плодородия, снятием, сохранением и ис-
пользованием плодородного слоя почвы;
- контроль над организацией рабочих площадок;
- контроль над вывозом строительного мусора и отходов в места захоронения;
- участие в комиссии по приемке законченных строительством участков доро-
ги, сооружений, промышленных площадок, искусственных сооружений.
Мониторинг осуществляется лицами, в компенсацию которых входит осу-
ществление технического контроля над строительством объектов. Финансирование
данных работ осуществляется в пределах затрат, связанных с содержанием и рабо-
той администрации заказчика или подрядной строительной организации.
Контроль над выполнением рекультивационных работ осуществляют органы
Обособленного подразделения территориального отдела управления Роснедвижи-
мости района, Минприроды, службы организаций, проводящих работы или осу-
ществляющих авторский надзор, внештатные общественные инспекторы.
Приемку выполненных работ по рекультивации осуществляет рабочая комис-
сия, назначенная Председателем Постоянной Комиссии по вопросам рекультивации
земель при органах местного самоуправления. В состав Комиссии входят предста-
вители государственных муниципальных органов и организаций, в том числе глав-
ный специалист Обособленного подразделения территориального отдела управле-
ния Роснедвижимости района.
Во время приемки рекультивированных земель обязательно контролируется:
- соответствие выполненных работ проекту;
- качество планировочных работ;
- мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
- наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также усло-
вия его хранения;
- полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитар-
но-гигиенических, строительных и др. нормативов и требований в зависимости от
дальнейшего использования рекультивированных земель;
- качество выполнения противоэрозионных мероприятий;
266
- наличие на рекультивированном участке строительства отходов.
Наблюдения за воздействием на окружающую среду на стадии эксплуатации
лесосырьевой базы, лесовозных дорог и промышленных площадок осуществляет
владелец предприятия, органы природоохраны и санитарного надзора. Производ-
ственный экологический контроль осуществляется экологической службой пред-
приятия с выполнением следующих задач:
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоров-
лению окружающей среды;
- соблюдение нормативов качества окружающей среды;
- выполнение требований природоохранного законодательства.
Дополнительные требования к производственному контролю, а также сроки
проведения контрольных замеров и периодичность отчетности определяются и со-
гласовываются с местными органами государственного контроля.
Основные функции службы производственного контроля в период эксплуата-
ции объектов будут заключаться в следующем:
- разработка программы проведения экологического контроля при эксплуата-
ции объектов, согласование ее с органами государственного экологического кон-
троля;
- обучение персонала знанию основ охраны окружающей среды и правил при-
родопользования;
- организация периодичных инструментальных замеров на источниках выбро-
сов загрязняющих веществ;
- ведение документации и периодичность отчетов перед органами государ-
ственного экологического контроля и общественностью.
Создание специальной экологической службы не предусматривается, для
осуществления производственного контроля необходимо назначение ответственного
исполнителя.
Так как в районе расположения объектов отсутствуют жилые зоны, наиболее
целесообразным на данном предприятии является осуществление расчетного (ба-
лансового) метода контроля. Все результаты производственного контроля обяза-
тельно ежегодно представляются предприятием в территориальные органы в обла-
сти охраны окружающей среды.
267
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЛАНИРУЕМОГО ОСВОЕНИЯ
ЛЕСОВ
3.1. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению плани-
руемого освоения лесов
3.1.1. Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам их
использования
Источниками поступления доходов от использования лесов Ивановской обла-
сти в прогнозе до 2018 г. будут являться следующие:
- заготовка древесины - 78,4%;
- строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов - 6,4%;
- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторож-
дений полезных ископаемых - 7,5%;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - 0,03%;
- осуществление рекреационной деятельности - 2,7%;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных
объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов -
0,7%;
- прочие поступления -4,3%.
Общая сумма дохода от использования лесов за 2012-2018 гг. составит 509146
тыс. руб. По сравнению с 2012 годом доходы в последний год планируемого перио-
да увеличатся в 1,64 раза.
Расчет доходов лесного хозяйства проводился на основании данных об объе-
мах использования лесов, а также на основе ставок доходов по видам использования
лесов.
При формировании плановых показателей поступления платы за использова-
ние лесов в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с проектом
федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов ( Приложение к Приказу Рослесхоза №425 от 05.10.2011 года)
необходимо учитывать, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавли-
ваемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Пра-
вительством Российской Федерации в 2007 году, применяются
- в 2012 году с коэффициентом 1,30;
- в 2013 году с коэффициентом 1,37;
- в 2014 году с коэффициентом 1,44.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключениемдревесины)
и ставки платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной
собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году,
применяются:
- в 2012 году с коэффициентом 1,13;
- в 2013 году с коэффициентом 1,19;
- в 2014 году с коэффициентом 1,25.
Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в ценах и условиях 2007 г.,
приведены в табл. 3.1.
268
Таблица 3.1
Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в ценах и условиях 2007 и 2010
годов
Минимальная ставка платы за 1 м3,
Действующая ставка платы за 1 м3
установленная для перечисления в
древесины, отпускаемой в рубку
Годы
бюджет РФ
по договорам
по договорам куп-
по договорам
по договорам
аренды, руб.
ли-продажи, руб.
аренды, руб.
аренды, руб.
1
2
3
4
5
2007
40,05
35,28
61,2
146,1
2010
22,1
29,1
26,0
29,1
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализа-
ции мероприятий лесного плана Ивановской области по видам использования лесов
приведены в таблице 3.2 и прил. 21.
Таблица 3.2
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации
Общая
Год реализации лесного плана
сумма
доходов
Вид исполь-
за пла-
зования ле-
нируе-
сов
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
мый пе-
риод
2012-
2018
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Заготовка
47473,
48381,6
44059,4
51000,5
55631,3
60682,7
66848,0
73639,8
399335,5
древесины
8
Осуществле-
ние видов
деятельности
17,3
17,3
18,3
19,2
20,5
22,0
23,5
25,2
146,0
в сфере охот-
ничьего хо-
зяйства
Осуществле-
ние рекреа-
1100,1
1250,4
1439,8
1695,0
1955,4
2194,5
2531,6
2841,2
13907,9
ционной дея-
тельности
Выполнение
работ по гео-
логическому
изучению
недр, разра-
4435,0
4206,7
4541,7
5005,1
5353,3
5904,4
6315,2
6965,3
38291,7
ботка место-
рождений
полезных ис-
копаемых
269
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строитель-
ство, рекон-
4181,8
3581,6
3853,8
4220,4
4514,0
4978,7
5325,0
5873,2
32346,8
струкция,
эксплуатация
линейных
объектов
Строитель-
ство и экс-
плуатация
водохрани-
лищ и иных
искусствен-
ных водных
399,6
399,6
420,8
442,0
472,9
506,0
541,5
579,4
3362,2
объектов, а
также гидро-
технических
сооружений
и специали-
зированных
портов
Прочие по-
ступления, в
том числе
2600,0
3108,0
3108,0
3108,0
3108,0
3108,0
3108,0
3108,0
21756,0
денежные
штрафы
60856,
61115,4
56623,0
65490,2
71055,5
77396,3
84692,9
93032,1
509146,2
Итого
2
Прогнозируемые доходы бюджетной системы Российской Федерации от реа-
лизации Лесного плана Ивановской области по уровням бюджета приведены в табл.
3.3.
Таблица 3.3
Прогнозируемые доходы бюджетной системы Российской Федерации
Год реализации лесного плана
Общая
сумма до-
ходов за
Показа-
планиру-
тель
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
емый пе-
риод
2012-2018
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Доходы
феде-
55410,
59071,
62989,
рального
42163,6
43468,5
47496,7
51989,0
67181,0
387607,1
7
9
3
бюджета,
тыс. руб.
Доходы
15644,
18324,
21703,
регио-
18951,8
13154,5
13359,5
13501,2
25851,1
121539,1
8
5
5
нального
270
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
бюджета,
тыс. руб.
Итого,
71055,
77396,
84692,
61115,4
56623,0
60856,2
65490,2
93032,1
509146,2
тыс. руб.
5
3
9
3.1.2. Прогнозируемый объем расходов на выполнение запланированных мероприя-
тий Лесного плана
В целях сопоставления с прогнозируемыми индексируемыми доходами от ис-
пользования лесов итоговые суммы расходов по годам были проиндексированы с
учётом роста инфляции в размере 1,54 к 2018 г. (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Индексы инфляции по годам*
Год
Показатель
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Коэффициент ин-
фляции, к
2007
1,05
1,10
1,16
1,22
1,26
1,31
1,37
1,42
1,48
1,54
году
*Темп роста инфляции рассчитан с учётом прогнозов её увеличения, заявленных в проекте Кон-
цепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (5-6% на пе-
риод 2008-2012 гг. и 4-4,5% на 2012-2017 гг.). На указанные периоды в расчётах приняты значе-
ния 5 и 4%, соответственно.
Расходы на выполнение запланированных мероприятий лесного плана прогно-
зировались исходя из сложившихся в 2010 г. сумм удельных расходов на проведе-
ние лесохозяйственных мероприятий, а также запланированных объемов работ,
представленных в прил. 15-19. Стоимость единицы работ рассчитана методом за-
трат в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к
формированию цен и с учётом особенностей технологических процессов лесохозяй-
ственного производства.
Стоимость лесохозяйственных работ по уходу за лесом, сложившаяся в 2010 г.
приведена в табл. 3.5., стоимость работ по охране лесов от пожаров - в табл. 3.6.
Общая сумма расходов на проведение мероприятий лесного плана за 2012-
2018 гг. составит 3,03 млрд. руб. (табл. 3.7).
Инвестиционные проекты развития лесопромышленного комплекса Иванов-
ской области направлены на создание новых предприятий по заготовке и переработ-
ке древесины. Инвестиционные проекты в Ивановской области оформляются для
передачи в Министерство промышленности и энергетики российской Федерации
для включения их в «Стратегию развития лесопромышленного комплекса Россий-
ской Федерации на период до 2020 года». Объемы инвестиций в реализацию инве-
стиционных проектов представлены на рис. 3.1. Распределение объемов инвестиций
в развитие лесопромышленного производства Ивановской области приведено на
рис. 3.2.
271
Рис. 3.1. Объем инвестиций в реализацию инвестиционных проектов по развитию
заготовки и переработки древесины в Ивановской области, млн.руб.
800
700
600
500
400
300
200
100
0
2009-2010 гг.
2011-2015 гг.
2016-2020 гг.
Рис. 3.2. Распределение объемов инвестиций в развитие лесопромышленного произ-
водства Ивановской области
272
Таблица 3.5
Стоимость лесохозяйственных работ в 2007 и 2010 годах, руб./га
Стоимость работ, руб./га
по
по
по ухо-
по отво-
по
по
био-
ухо-
по содей-
по ухо-
ду за
ду лесо-
по от-
допол-
по подго-
по ком-
заго-
лесопа-
по отводу
логи-
ду за
ствию
ду за
посто-
сек под
воду
по
пол-
товке
биниро-
товке
Го-
тологи-
лесосек
че-
по по-
лес-
есте-
лесосе-
янными
рубки с
лесосек
по-
нению
почвы
ванному
лес-
ды
ческие
под про-
ским
садке
ны-
ственно-
менны-
лесосе-
целью
под
севу
лес-
под лес-
лесовос-
ных
обсле-
межуточ-
мето-
леса
ми
му воз-
ми
менны-
заготов-
прочие
леса
ных
ные
станов-
семян,
дования
ные рубки
дам
куль
обновле-
планта-
ми
ки древе-
рубки
куль-
культуры
лению
руб./к
борь-
ту-
нию леса
циями
участ-
сины
тур
г
бы
рами
ками
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
2007
10,2
257,7
158
0
1384,5
0
2740,3
534,6
243
1220,4
450,6
1864,4
0
0
902,7
2010
13,9
932,1
745,7
0
90,0
0
5564,4
1366,4
0
2045,4
1158,7
581,3
0
0
0
Таблица 3.6
Стоимость работ по охране лесов от пожаров, тыс. руб. в 2007 и 2010 годах
Создание систем, средств
Затраты
Затраты на
Затраты на
предупреждения и туше-
Затраты на бла-
на наем
уход за проти-
ремонт дорог
ния лесных пожаров, со-
Затраты на лесохозяйственную проти-
Прочие
Годы
гоустройство
времен.
вопожар. барь-
противопож.
держание этих систем, а
вопожарную пропаганду
расходы
территории
пожар
ерами
назначения
также формирования запа-
сторожей
сов ГСМ
1
2
3
4
5
6
7
8
2007
329,1
79,6
2967,7
282,9
615,9
1483,1
506,8
2010
871,5
502,5
3320,0
543,3
1120,2
8639,3
692,8
273
Таблица 3.7
Прогнозируемый объем расходов на выполнение запланированных мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Год реализации лесного плана
Всего за время
Наименование мероприятия
реализации лес-
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
ного плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1033,0
1679,5
1760,1
1844,5
1936,7
2033,6
2135,2
2242,0
13631,6
Строительство лесных дорог предназна-
ченных для охраны лесов от пожаров
159,6
196,3
205,7
215,6
226,4
237,7
249,6
262,1
1593,4
Реконструкция лесных дорог предназна-
ченных для охраны лесов от пожаров
Прокладку просек, противопожарных
1690,3
2696,6
2825,8
2961,3
3109,19
3264,58
3427,88
3599,4
21884,8
разрывов, устройство противопожарных
минерализованных полос
Проведение профилактического контро-
70,7
116,8
122,4
128,3
134,7
141,3
148,5
156,0
948,0
лируемого противопожарного выжигания
горючих материалов
Прочистка просек, прочистка противо-
1716,0
1362,6
1241,1
1300,5
1365,3
1433,5
1505,1
1580,4
9788,5
пожарных минерализованных полос и их
обновление
Благоустройство зон отдыха граждан,
231,4
653,5
684,9
717,7
750,0
783,8
819,1
856,0
5265,0
пребывающих в лесах
Установка шлагбаумов, устройство пре-
град, обеспечивающих ограничение пре-
282,5
388,7
407,3
426,8
446,0
466,1
487,1
509,0
3131,0
бывания граждан в лесах в целях обеспе-
чения пожарной безопасности
Установка и размещение стендов и дру-
гих знаков и указателей, содержащих
1238,6
2091,7
2192,1
2297,2
2400,6
2508,6
2621,5
2739,5
16851,2
информацию о мерах пожарной безопас-
ности в лесах
274
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приобретение противопожарного снаря-
жения и инвентаря, содержание пожар-
414,6
4210,4
4210,4
4210,4
4420,9
4641,9
4874,0
5117,7
31685,7
ной техники и оборудования, систем свя-
зи и оповещения, создание резерва по-
жарной техники и оборудования, а также
ГСМ (расшифровать в "Справке")
Проведение мониторинга пожарной
2544,5
7819,3
8194,6
8587,9
9059,7
9476,3
9997,0
10517,6
63652,4
опасности в лесах, всего
Тушение пожаров
6165,2
7737,4
8108,8
8498,0
8956,0
9372,0
9893,0
10414,0
62979,2
Лесопатологические обследования
2612,5
9504,8
9960,3
8229,3
8640,5
9072,6
9525,6
10002,4
64935,5
Локализация и ликвидация очагов вред-
44,6
40,4
42,3
44,3
46,5
48,9
51,3
53,8
327,4
ных организмов, всего
Санитарно-оздоровительные мероприя-
52599,8
90898,1
74511,3
33495,4
33495,4
33495,4
33495,4
33495,4
332886,4
тия
12909,1
47070,3
69386,5
102044,1
107146,0
112503,3
118128,4
124035,1
680313,5
Лесовосстановление
Проведение агротехнического ухода за
5205,6
11652,1
17673,5
34099,0
35804,3
37594,3
39473,6
41447,0
217743,8
лесными культурами, всего
1776,0
11211,4
16837,9
25184,4
26443,6
27765,8
29154,2
30612,1
167209,4
Дополнение лесных культур
Обработка почвы под лесные культуры,
4026,8
18404,1
19233,9
20156,8
21164,6
22222,8
23334,2
24500,9
149017,3
всего
Уход за лесами
71313,9
96695,7
101341,6
106206,9
111510,2
117090,8
122940,3
129092,35
784877,9
Выращивание стандартного посадочного
0
8239,3
12285,4
18268,3
21101,7
24374,4
28151,2
32515,6
144935,9
материала для лесовосстановления и ле-
соразведения
Отвод и таксация лесосек
19943,3
34413,4
35279,1
33636,9
35318,7
37084,6
38938,8
40885,7
255557,2
Прогнозируемые затраты на проведение
189042,7
357082,4
386505,0
412553,6
433476,2
455612,1
479350,7
504634,7
3029215,0
мероприятий лесного плана, всего
275
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
в том числе осуществляемые за счет
128326,4
251634,0
269689,3
264067,9
279474,7
295768,8
313371,9
332426,8
2006434,0
средств арендаторов
за счет средств бюджета субъекта Россий-
0
3210,4
3210,4
3210,4
3370,9
3539,4
3716,4
3902,2
24160,0
ской Федерации
иных источников
31693,3
53755,8
63405,1
91748,2
95890,3
101017,0
106632,0
112792,7
625240,0
29023,0
48482,2
50200,2
53527,1
54748,4
55290,0
55637,5
55516,1
373401,0
субвенций из федерального бюджета
Затраты на содержание органов исполни-
122012,7
119464,4
121629,6
122575,9
128409,8
134368,2
140128,6
145818,6
912395,0
тельной власти
311055,4
476546,8
508134,6
535129,5
561886,0
589980,3
619479,3
650453,3
3941610,0
Всего затрат
Кроме того затраты на проведение лесо-
0
57 640,0
73400,0
0
0
0
0
0
0
устроительных работ
Таблица 3.8
Прогнозируемый объем средств субвенций из федерального бюджета на выполнение запланированных мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Год реализации лесного плана
Всего за вре-
мя реализа-
Наименование мероприятия
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
ции лесного
плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительство лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
482,2
821,9
861,3
902,6
710,1
677,9
640,6
597,9
5212,3
Реконструкция лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
52,4
38,8
40,7
42,6
28,3
23,8
18,7
13,1
206,0
Прокладку просек, противопо-
жарных разрывов, устройство
противопожарных минерализо-
ванных полос
590,5
1556,5
1631,0
1709,2
905,8
757,9
572,7
343,7
7476,8
276
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проведение профилактического
контролируемого противопожар-
ного выжигания горючих матери-
алов
28,4
54,2
56,8
59,5
47,1
43,8
39,6
34,3
335,3
Прочистка просек, прочистка про-
тивопожарных минерализованных
полос и их обновление
373,4
447,5
469,0
491,3
337,9
282,3
214,1
131,8
2373,9
Благоустройство зон отдыха
граждан, пребывающих в лесах
85,4
291,1
305,1
319,7
322,6
324,7
325,8
325,7
2214,7
Установка шлагбаумов, устрой-
ство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан
в лесах в целях обеспечения по-
жарной безопасности
105,1
223,5
223,5
223,5
223,5
223,5
223,5
223,5
223,5
Установка и размещение стендов
и других знаков и указателей, со-
держащих информацию о мерах
пожарной безопасности в лесах
422,4
1114,1
1167,6
1223,6
1253,1
1281,2
1307,9
1332,8
8680,3
Приобретение противопожарного
снаряжения и инвентаря, содер-
жание пожарной техники и обо-
рудования, систем связи и опове-
щения, создание резерва пожар-
ной техники и оборудования, а
также ГСМ (расшифровать в
"Справке")
0
1000
1000
1000
1050,0
1102,5
1157,6
1215,5
7525,6
Проведение мониторинга пожар-
ной опасности в лесах
1071,9
7819,3
8194,6
8587,9
9059,7
9476,3
9997,0
10517,6
63652,4
Тушение пожаров
6165,2
7737,4
8108,8
8498,0
8956,0
9372,0
9893,0
10414,0
62979,2
Лесопатологические обследования
2278,5
3721,5
3451,9
3617,6
3798,3
3988,3
4187,4
4397,0
27162,0
Локализация и ликвидация очагов
вредных организмов
0
0
0
0
0
0
0
0
0
277
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Санитарно-оздоровительные ме-
роприятия
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесовосстановление
6093,9
9146,5
10639
11149,7
12246,1
12858,4
13501,3
14176,4
83717,4
Проведение агротехнического
ухода за лесными культурами
1555,2
2351
2768,4
3642,8
3823,2
4014,4
4215,0
4425,8
25240,6
Дополнение лесных культур
842,0
2591,7
3246,7
3402,5
3615,7
2891,1
1901,5
606,1
18255,3
Подготовка лесного участка под
лесовосстановление
3064,7
5063,7
3725,7
4129,7
3610,9
2967,7
2181,7
1232,1
22911,5
Обработка почвы под лесные
культуры
1630,9
5063,7
3725,7
4129,7
3610,9
2967,7
2181,7
1232,1
22911,5
Уход за лесами
40,4
1966,3
2060,6
2159,6
2267,6
2381,0
2500,1
2625,1
15960,3
Выращивание стандартного поса-
дочного материала для лесовос-
становления и лесоразведения
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Отвод и таксация лесосек
4140,5
2537,2
2238,9
2345,5
2462,8
2585,9
2715,2
2851,0
17736,5
Прогнозируемые затраты на про-
ведение мероприятий лесного
плана за счет субвенций из феде-
рального бюджета
29 023,0
48 482,2
50 200,2
53 527,1
54 748,4
55 290,0
55 637,5
55 516,1
373 401
Затраты на содержание органов
исполнительной власти
115984,6
112105,2
116172,4
117032,0
122782,4
128464,8
133926,2
139310,4
873469,2
Всего затрат
145007,6
160587,4
166372,6
170559,1
177530,8
183754,8
189563,7
194826,5
1246870,2
278
Таблица 3.9
Прогнозируемый объем средств за счет арендаторов на выполнение запланированных мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Год реализации лесного плана
Всего за вре-
мя реализа-
Наименование мероприятия
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
ции лесного
плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительство лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
550,8
763,9
800,6
839,0
1097,5
1220,1
1352,3
1494,7
7568,1
Реконструкция лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
99,7
148,2
155,3
162,8
186,8
202,0
218,4
235,9
1309,4
Прокладку просек, противопо-
жарных разрывов, устройство
противопожарных минерализо-
ванных полос
795,0
936,5
981,4
1028,5
1839,7
2124,8
2454,2
2834,8
12199,9
Проведение профилактического
контролируемого противопожар-
ного выжигания горючих матери-
алов
17,6
47,3
49,6
52,0
67,4
76,3
86,6
98,3
477,5
Прочистка просек, прочистка про-
тивопожарных минерализованных
полос и их обновление
1269,0
789,9
641,0
671,8
863,6
979,3
1110,4
1259,1
6315,1
Благоустройство зон отдыха
граждан, пребывающих в лесах
87,7
334,1
350,1
366,9
396,3
428,0
462,2
499,2
2836,8
Установка шлагбаумов, устрой-
ство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан
в лесах в целях обеспечения по-
жарной безопасности
101,9
130,5
136,8
143,4
154,9
167,3
180,7
195,2
1108,8
279
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Установка и размещение стендов
и других знаков и указателей, со-
держащих информацию о мерах
пожарной безопасности в лесах
364,6
841,6
882
924,3
998,2
1078,1
1164,3
1257,4
7145,9
Приобретение противопожарного
снаряжения и инвентаря, содер-
жание пожарной техники и обо-
рудования, систем связи и опове-
щения, создание резерва пожар-
ной техники и оборудования, а
также ГСМ (расшифровать в
"Справке")
414,6
0
0
0
0
0
0
0
0
Проведение мониторинга пожар-
ной опасности в лесах,
999,0
0
0
0
0
0
0
0
0
Тушение пожаров
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесопатологические обследова-
ния
252,6
5783,3
6508,4
4611,7
4842,2
5084,3
5338,2
5605,4
37773,5
Локализация и ликвидация очагов
вредных организмов, всего
44,6
40,4
42,3
44,3
46,5
48,8
51,3
53,8
327,4
Санитарно-оздоровительные ме-
роприятия
37301,4
85323,8
69957,2
28722,7
28722,7
28722,7
28722,7
28722,7
298894,5
Лесовосстановление
3855,8
28646,1
42945,4
62855,7
65467,3
68740,5
72177,7
75786,7
416619,4
Проведение агротехнического
ухода за лесными культурами
3650,4
6952,7
10724,8
20776,2
21815,3
22905,9
24050,9
25253,3
132479,1
Дополнение лесных культур
510,1
6719,4
10305,4
15416,9
17481,2
19823,5
22478,5
25492,3
117717,2
Обработка почвы под лесные
культуры
2395,9
7865,5
11775,3
8638,6
9795,9
11109,3
12599,3
14288,0
76071,9
Уход за лесами
61526,4
75965,6
79615,7
83437,9
87609,8
91990,3
96589,8
101419,3
616628,4
280
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Выращивание стандартного поса-
дочного материала для лесовос-
становления и лесоразведения
0
4987,1
7577,1
11249,2
12757,4
14468,3
16406,1
18605,5
86050,7
Отвод и таксация лесосек
14089,3
25358,1
26240,9
24126,0
25332,3
26598,9
27928,8
29325,2
184910,2
Прогнозируемые затраты на про-
ведение мероприятий лесного
плана за счет средств арендаторов
128326,4
251 634,0
269 689,3
264 067,9
279 474,7
295 768,8
313 371,9
332 426,8
2 006 434
Затраты на содержание органов
исполнительной власти
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Всего затрат
128326,4
251 634,0
269 689,3
264 067,9
279 474,7
295 768,8
313 371,9
332 426,8
2 006 434
Кроме того затраты на проведение лесо-
0
57 640,0
73400,0
0
0
0
0
0
0
устроительных работ
Таблица 3.10
Прогнозируемый объем средств за счет субъекта на выполнение запланированных мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Год реализации лесного плана
Всего за вре-
мя реализа-
Наименование мероприятия
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
ции лесного
плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительство лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Реконструкция лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Прокладку просек, противопо-
жарных разрывов, устройство
противопожарных минерализо-
ванных полос
0
0
0
0
0
0
0
0
0
281
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проведение профилактического
контролируемого противопожар-
ного выжигания горючих матери-
алов
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Прочистка просек, прочистка про-
тивопожарных минерализованных
полос и их обновление
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Благоустройство зон отдыха
граждан, пребывающих в лесах
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Установка шлагбаумов, устрой-
ство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан
в лесах в целях обеспечения по-
жарной безопасности
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Установка и размещение стендов
и других знаков и указателей, со-
держащих информацию о мерах
пожарной безопасности в лесах
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Приобретение противопожарного
снаряжения и инвентаря, содер-
жание пожарной техники и обору-
дования, систем связи и оповеще-
ния, создание резерва пожарной
техники и оборудования, а также
ГСМ (расшифровать в "Справке")
0
3210,4
3210,4
3210,4
3370,9
3539,4
3716,4
3902,2
24160,1
Проведение мониторинга пожар-
ной опасности в лесах,
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Тушение пожаров
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесопатологические обследования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Локализация и ликвидация очагов
вредных организмов, всего
0
0
0
0
0
0
0
0
0
282
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Санитарно-оздоровительные ме-
роприятия
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесовосстановление
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Проведение агротехнического
ухода за лесными культурами
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Дополнение лесных культур
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Обработка почвы под лесные
культуры
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Уход за лесами
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Выращивание стандартного поса-
дочного материала для лесовос-
становления и лесоразведения
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Отвод и таксация лесосек
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Прогнозируемые затраты на про-
ведение мероприятий лесного
плана за счет средств субъекта
0
3 210,4
3 210,4
3 210,4
3 370,9
3 539,4
3 716,4
3 902,2
24 160
Затраты на содержание органов
исполнительной власти
6028,1
7359,2
5457,2
5543,9
5619,3
5900,3
6195,3
6505,1
38905,8
Всего затрат
6028,1
10569,6
8667,6
8754,3
8990,2
9439,7
9911,7
10407,3
63065,8
Таблица 3.11
Прогнозируемый объем средств за счет иных источников на выполнение запланированных мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Год реализации лесного плана
Всего за вре-
мя реализа-
Наименование мероприятия
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
ции лесного
плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
283
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительство лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
0
93,7
98,2
102,9
129,1
135,6
142,3
149,5
851,3
Реконструкция лесных дорог
предназначенных для охраны ле-
сов от пожаров
7,5
9,3
9,7
10,2
11,3
11,9
12,5
13,1
78,0
Прокладку просек, противопо-
жарных разрывов, устройство
противопожарных минерализо-
ванных полос
304,8
203,6
213,4
223,6
363,7
381,9
401,0
421,0
2208,2
Проведение профилактического
контролируемого противопожар-
ного выжигания горючих матери-
алов
24,7
15,3
16,0
16,8
20,2
21,2
22,3
23,4
135,2
Прочистка просек, прочистка про-
тивопожарных минерализованных
полос и их обновление
73,6
125,2
131,1
137,4
163,8
172,0
180,5
189,6
1099,6
Благоустройство зон отдыха
граждан, пребывающих в лесах
58,3
28,3
29,7
31,1
31,1
31,1
31,1
31,1
213,5
Установка шлагбаумов, устрой-
ство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан
в лесах в целях обеспечения по-
жарной безопасности
75,5
34,7
36,4
38,1
38,1
38,1
38,1
38,1
261,6
Установка и размещение стендов
и других знаков и указателей, со-
держащих информацию о мерах
пожарной безопасности в лесах
451,6
136
142,5
149,3
149,3
149,3
149,3
149,3
1025,0
Приобретение противопожарного
снаряжения и инвентаря, содер-
жание пожарной техники и обо-
рудования, систем связи и опове-
щения, создание резерва пожар-
0
0
0
0
0
0
0
0
0
284
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ной техники и оборудования, а
также ГСМ (расшифровать в
"Справке")
Проведение мониторинга пожар-
ной опасности в лесах,
473,6
0
0
0
0
0
0
0
0
Тушение пожаров
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Лесопатологические обследования
81,4
0
0
0
0
0
0
0
0
Локализация и ликвидация очагов
вредных организмов, всего
0
0
0
0
0
0
00
0
0
Санитарно-оздоровительные ме-
роприятия
15298,4
5574,3
4554,1
4772,7
4772,7
4772,7
4772,7
4772,7
33991,9
Лесовосстановление
2959,4
9 277,7
15 802,1
28 038,7
29 433
30 904
32 449
34 072
179976,5
Проведение агротехнического
ухода за лесными культурами
0
2348,40
4180,3
9680,00
10165,8
10674,1
11207,6
11767,9
60024,1
Дополнение лесных культур
423,9
1900,3
3285,8
6365,0
5346,6
5051,3
4774,1
4513,7
31236,8
Обработка почвы под лесные
культуры
0
5474,9
3732,9
7388,5
7757,9
8145,7
8553,1
8980,8
50033,8
Уход за лесами
9747,1
18763,8
19665,3
20609,4
21639,9
22721,9
23858,0
25050,9
152309,2
Выращивание стандартного поса-
дочного материала для лесовос-
становления и лесоразведения
0
3252,2
4708,3
7019,1
8344
9906
11745
13910
58884,6
Отвод и таксация лесосек
1713,5
6518,1
6799,3
7165,4
7523,7
7899,9
8294,9
8709,6
52910,9
Прогнозируемые затраты на про-
ведение мероприятий лесного
плана за счет иных источников
31693,3
53 755,8
63 405,1
91 748,2
95 890,3
101 017,0
106 632,0
112 792,7
625 240
Затраты на содержание органов
исполнительной власти
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Всего затрат
31693,3
53 755,8
63 405,1
91 748,2
95 890,3
101 017,0
106 632,0
112 792,7
625 240
285
Соотношение прогнозируемых доходов бюджетной системы Российской Фе-
дерации расходов и расходов на осуществление мероприятий Лесного плана из
бюджета Российской Федерации и бюджета Ивановской области приведено в табл.
3.8
Таблица 3.12
Соотношение прогнозируемых доходов бюджетной системы Российской Федерации
и расходов на осуществление мероприятий Лесного плана, тыс. руб.
Объемы по годам действия Лесного плана
Об-
щий
объ-
ем за
Показатели
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2012
-
2018
г.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Прогнозируемые до-
ходы бюджетной си-
61115,4
56 623
60 856
65 490
71 056
77 396
84 693
93 032
509 146
стемы от использо-
вания лесов
Прогнозируемые
расходы на осу-
357082
412533,
ществление меро-
189042,7
438505
433476,2455612,1479350,7 504634,7
3029215
,4
6
приятий
Лесного
плана
Доходность от ис-
32,3
15,9
13,9
15,9
16,4
17,0
17,7
18,4
16,8
пользования лесов
Таким образом, тенденция изменения соотношения прогнозируемых доходов
бюджетной системы РФ и расходов на осуществление мероприятий Лесного плана
за ревизионный период имеет положительную динамику.
3.2. Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осу-
ществлению планируемого освоения лесов
Выполнение мероприятий лесного плана, разработанных на основе всесторон-
него анализа состояния и динамики лесосырьевого потенциала территорий лесни-
честв и развития лесопромышленного производства, позволит вывести лесной ком-
плекс на более высокий уровень по следующим экономическим показателям:
- объемы заготовки древесины к 2018 г. увеличатся до 1150 тыс. м3, то есть
доля освоения расчетной лесосеки составит около 80%;
- средняя стоимость 1 куб. м древесины достигнет 64 руб./ м3;
- общий объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов
Ивановской области за 2012-2018 гг. составит 509146 тыс. руб.
Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществле-
нию планируемого освоения лесов приведены в табл. 3.9.
286
Таблица 3.13
Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению
планируемого освоения лесов
Фактический
Наименование целевого прогнозного
Единица
Значение ЦПП
показатель
п/п
показателя
измерения
на 2018 г.
2010 год
1
2
3
5
Объем рубок лесных насаждений с 1
1.
гектара покрытых лесной растительно-
м3/га
0,5
0,9
стью земель лесного фонда
Соотношение стоимости 1 м3 древесины
от рубок лесных насаждений и ставки
2.
платы за единицу объема древесины,
%
173,5
105,6
установленной Правительством Россий-
ской Федерации
Объем платежей в бюджетную систему
Российской Федерации от использова-
3.
руб./га
46,6
89,0
ния лесов в расчете на 1 гектар земель
лесного фонда
Удельная площадь земель лесного фон-
4.
да, покрытых лесной растительностью,
%
2,431
0,00
погибшей от пожаров
Удельная площадь земель лесного фон-
5.
да, покрытых лесной растительностью,
%
0,01
0,01
погибшей от вредителей и болезней
Соотношение площади искусственного
лесовосстановления и площади сплош-
6.
%
60,4
60,4
ных рубок лесных насаждений на зем-
лях лесного фонда
Доля площади ценных лесных насажде-
7.
ний в составе покрытых лесной рас-
%
47,5
47,0
тительностью земель лесного фонда
Общий средний прирост на 1 гектар по-
8.
крытых лесной растительностью земель
м3/га
3,6
3,7
лесного фонда
Лесистость территории субъекта Рос-
46,7
9.
%
46,4
сийской Федерации
Более подробно значения целевых показателей эффективности мероприятий
по освоению лесов Ивановской области представлены в прил. 23 «Целевые показа-
тели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого
освоения лесов».
«Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, по-
гибшей от пожаров» на планируемый период стабильна за счёт своевременного про-
ведения профилактических противопожарных мероприятий и лесопожарной пропа-
ганды всеми пользователями лесного фонда.
Интегрированная борьба с вредителями и болезнями леса, которая включает в себя
287
проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные санитарные и вы-
борочные санитарные рубки), мероприятия по локализации и ликвидации очагов
вредных организмов биометодом и лесопатологические обследования позволят
удельную площадь земель лесного фонда, покрытую лесной растительностью, по-
гибшей от вредителей и болезней держать на стабильном уровне.
Общий средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного
фонда установлен на основании средних многолетних данных (по материалам лесо-
устройства). С учётом повышения доли ценных высокопроизводительных насажде-
ний ожидается увеличение данного показателя до 3,7 м3/га.
288

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6