Лесной план Ленинградской области на 2019-2028 годы - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Ленинградской области на 2019-2028 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Лесной план Ленинградской области на 2019-2028 годы - часть 6

 

 

85

 

 

Таблица 4.9.3. – Средние ежегодные объемы посева питомников и объемы вы-

ращивания стандартного посадочного материала 

Питомник 

Лесничество 

Средний  

ежегодный  

посев, га 

Средний ежегодный объем 
выращивания стандартных 

сеянцев, тыс.шт. 

Волховский 

Волховское 

1,0 

1000,0 

Лодейнопольский 

Лодейнопольское 

4,4 

5000,0 

Лужский 

Лужское 

3,0 

3000,0 

ЛССЦ 

Лужское 

1,0 

4000,0 

Подпорожский 

Подпорожское 

1,0 

1000,0 

Винницкий 

Подпорожское 

2,0 

2200,0 

Тихвинский 

Тихвинское 

5,5 

60000,0 

Сосновский 

Приозерское 

1,5 

1500,0 

Итого 

 

19,4 

23700,0 

Средняя ежегодная потребность в посадочном материале - 20767,2 тыс.шт. 
Средняя  ежегодная  потребность  семян  основных  лесообразующих  пород  для  по-

сева питомников составляет 1346 кг, из них семян сосны обыкновенной – 228 кг, семян 
ели европейской – 1118 кг. На перспективу развитие питомнического хозяйства должно 
идти по линии более эффективного использования имеющихся постоянных лесных пи-
томников,  лесопитомнических  комплексов,  включающих  в  себя  питомник,  лесосемен-
ные  плантации,  лесосеменные  участки,  шишкосушилки,  склады  для  хранения  семян, 
посадочного материала, удобрений, химикатов, помещений для хранения техники. 

Планируется  также  внедрение  комплекса  по  выращиванию  саженцев  с  закрытой 

корневой  системой,  что  позволит  сократить  сроки  выращивания,  увеличить  сроки  по-
садки  при  высокой  приживаемости  лесных  культур,  уменьшить  расход  семян,  значи-
тельно увеличить долю лесных культур, созданных селекционно-улучшенным посадоч-
ным материалом. Для выращивания посадочного материала и создания лесных культур 
должны использоваться районированные семена лесных насаждений, соответствующие 
требованиям,  установленным  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  17.12.1997  г. 
№149-ФЗ «О семеноводстве» (с изм.), приказом от 10 января 2012 г. № 3 «Об утвержде-
нии порядка производства семян отдельных категорий лесных растений», «Указаниями 
по лесному семеноводству в Российской Федерации» (2000 г.), а также приказом Мин-
природы России от 17.09.2015 г. № 400 «Об утверждении Порядка использования райо-
нированных семян  лесных растений  основных лесных древесных пород» (с изм.),  при-
казом от 2 февраля 2012 г. № 26 Федерального агентства лесного хозяйства «Об утвер-
ждении Порядка использования районированных семян лесных растений основных лес-
ных  древесных  пород»,  приказом  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от 
28.03.2016 г. №100  «О  внесении изменений в приказ Рослесхоза от 18.03.2015 г. №353 
«Об установлении лесосеменного районирования»». 

В соответствии с приказом Рослесхоза от 08.10.2015 № 353 «Об установлении ле-

сосеменного районирования» насаждения  сосны  обыкновенной в области  относятся  ко 
2-му лесосеменному району, ели европейской – ко 2-му и 3-му. 

Районированные  семена  лесных  растений  планируется  заготавливать  в  пределах 

территории  лесосеменного  района,  где  они  используются,  или  в  иных  лесосеменных 

86

 

 

районах, из которых согласно лесосеменному районированию допускается их использо-
вание в данном лесосеменном районе. 

Использование  семян  лесных  растений  основных  лесных  древесных  пород,  не 

включенных  в лесосеменное  районирование, осуществляется  в границах лесного райо-
на. 

Запрещается использовать семена лесных растений для посева (посадки) в случа-

ях, если: 

-  они не районированы; 
-  их  сортовые  или  посевные  качества  не  проверены  или  не  соответствуют  требо-

ваниям  государственных  стандартов,  иных  нормативных  документов  в  области 
семеноводства. 

Лесосеменной район происхождения семян лесных растений должен быть указан в 

сертификате,  удостоверяющем  сортовые  и  посевные  качества  семян  лесных  растений, 
или в удостоверении о качестве семян лесных растений. 

Семена с улучшенными наследственными свойствами необходимо заготавливать с 

объектов  лесного  семеноводства  (плюсовых  деревьев,  плюсовых  насаждений,  лесосе-
менных плантаций). 

В условиях Ленинградской области допускается заготовка семян лесных растений 

в высокопродуктивных здоровых насаждениях, назначаемых в сплошную и выборочные 
рубки леса (за исключением санитарных рубок).  

В страховой фонд закладываются семена 1 класса качества, собранные на лесосе-

менных  объектах  и  в  высокопродуктивных  насаждениях  хозяйственно-ценных  типов 
леса,  как  правило,  в  урожайные  годы,  с  высокими  показателями  энергии  прорастания, 
не  заражённые  вредителями  и  без  патогенной  микрофлоры.  Срок  хранения  семян  в 
страховом  фонде  семян  сосны  сибирской  (кедра)  –  не  более  3  лет,  ели,  лиственницы, 
сосны  –  не  более  7  лет.  Семена  страхового  фонда  используются  в  пределах  зон,  уста-
новленных лесосеменным районированием.  

Основными центрами храниение семям являются ЛССЦ, питомники Приозерского 

и  Тихвинского  лесничества.  В  них  сосредоточен  минимум  годовой  объем  семян  необ-
ходимый для выращивания посадочного материала. 

 

4.10.  Сведения об объектах лесного семеноводства, информация по их созданию, 

содержанию и использованию  

 
Сведения об объектах лесного семеноводства и инфраструктуре для воспроизвод-

ства лесов и лесоразведения приводятся в приложении 26. 

Постоянную  лесосеменную  базу  (ПЛСБ)  в  лесничествах  составляют  аттестован-

ные  в  соответствии  с  «Указаниями  по  лесному  семеноводству  в  Российской  Федера-
ции»  (утв.  Федеральной  службой  лесного  хозяйства  России  11.01.2000  г.)  следующие 
лесные  селекционно-семеноводческие  объекты:  плюсовые  насаждения,  лесосеменные 
плантации (ЛСП), постоянные лесосеменные участки (ПЛСУ).   

Все перечисленные селекционно-семеноводческие объекты, а также плюсовые де-

ревья,  маточные  плантации,  архивы  клонов,  испытательные  культуры,  географические 
культуры,  генетические  резерваты  составляют  единый  генетико-селекционный  ком-
плекс (ЕГСК). 

87

 

 

Сведения о наличии объектов единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК) 

приведены в таблице 4.9.4.  

 
Таблица 4.9.4. – Объекты лесного семеноводства на 01.01.2018 г. 

Наименование 

 

лесничества

 

Плюсовые

 деревья, шт.

 

Плюсовые

  

насажде

ни

я, га

 

Лесос

еменные 

 

плант

ации, га

 

Постоянные 

 

лесос

еменные у

 

час

тки

, га

 

Маточные

 

 плант

ации, га

 

Архивы клонов, га

 

Испытательные 

 

культ

уры, га

 

Генетические 

 

резерваты, га

 

Географичес

кие 

 

культ

уры, га

 

Всего 

876 

81,2 

311,5 

189,9 

10,9 

11,6 

77,3 

962 

56,2 

 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

в т.ч.: 

 

Сосна – 
541 шт. 

Сосна – 
45,0 га 

Сосна –
150,2 га 

Сосна – 
108,1 га 

Сосна – 
10,9 га 

Сосна – 
3,6 га 

Сосна – 
49 га 

Ель – 
962 га 

Сосна – 
29 га 

 

Ель – 
282 шт. 

Ель – 
36,2 га 

Ель– 
121,6 га 

Ель – 
17,9 га 

 

Ель – 2,0 
га 

Ель – 
28,3 га 

 

Ель – 
27,2 га 

 

Лист-
венница 
 – 50 шт. 

 

Листвен 
ница 
 – 38,7 га 

Листвен-
ница 
– 18 га 

 

Лист-
венница  
– 5,0 га 

 

 

 

 

Дуб че-
решча-
тый 
– 3 шт. 

 

 

Береза 
карель-
ская 
– 16,3 га 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосна 
кедровая  
– 20,6 га 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дуб 

че-

решча-
тый – 9 га 

 

 

 

 

 

 

Лесное  семеноводство  включает  комплекс  мероприятий  по  созданию  и  исполь-

зованию  объектов  постоянной  лесосеменной  базы  (ПЛСБ)  на  генетико-селекционной 
основе  и  объектов  сохранения  генофонда  которые  составляют  Единый  генетико-
селекционный комплекс (ЕГСК). ЕГСК включает: лесосеменные плантации (ЛСП I по-
рядка  и  повышенной  генетической  ценности  –  ЛСП  ПГЦ),  постоянные  лесосеменные 
участки (ПЛСУ), маточные плантации, плюсовые деревья, плюсовые насаждения, архи-
вы клонов, испытательные культуры плюсовых деревьев, географические культуры, ге-
нетические резерваты. 

В  повышении  продуктивности  будущих  насаждений  важное  значение  имеет  ис-

пользование при создании лесных культур посадочного материала, выращенного из се-
мян с улучшенными наследственными свойствами. 

Работам по созданию постоянной лесосеменной базы должна предшествовать се-

лекционная оценка насаждений с выделением плюсовых насаждений и деревьев. 

Генетическая оценка  плюсовых деревьев и  насаждений  должна  производиться  в 

испытательных культурах. Генетическую оценку климатипов и эдафототипов планиру-
ется  проводить  в  географических  культурах.  Параллельно  проводятся  мероприятия  по 

88

 

 

обеспечению сохранения генетического фонда на всех объектах лесного семеноводства. 

Создание  лесосеменных  плантаций  повышенной  генетической  ценности  и  план-

таций  второго порядка, продуцирующих сортовые семена, является завершающим эта-
пом всей селекционной работы.  

Использование лесов для создания объектов лесного семеноводства и их эксплу-

атации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 
149  –  ФЗ  «О  семеноводстве»,  и  регламентируется  Указаниями  по  лесному  семеновод-
ству,  утвержденными  Рослесхозом  11.01.2000  г.,  приказом  Минприроды  России  от 
20.10.2015 № 438 "Об утверждении Правил создания и выделения объектов лесного се-
меноводства  (лесосеменных  плантаций,  постоянных  лесосеменных  участков  и  подоб-
ных объектов)", а также другими нормативными документами. 

Объекты лесного семеноводства создаются по рабочим проектам, утверждаемым 

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными 
в области лесных отношений. 

Объекты  лесног  семеноводства  подлежат  сохранению  при  всех  видах  использо-

вания лесов и подлежат аттестации в целях документального подтверждения фактов за-
вершения работ по их созданию.  

Объекты, потерявшие свое назначения по причинам гибели, утери исходных ма-

териалов,  а  также  аттестованные  лесосеменные  плантации  и  ПЛСУ,  недоступные  для 
заготовки шишек и семян или достигшие возраста естественной ротации (замены), под-
лежат  списанию.  При  организации  крупных  комплексных  лесосеменных  хозяйств,  на 
месте  списанных объектов  ПЛСБ, создаются новые. Плюсовые деревья,  насаждения, и 
иные  объекты  могут  быть  списаны  и  переведены  в  другую  категорию  по  результатам 
научных изысканий и (или) их генетической оценки. 

На  объектах лесного  семеноводства  регулярно  проводятся  уходы  (выкашивание 

поросли и вырубка нежелательных пород), работа по защите урожая семян лесных рас-
тений от вредителей и болезней, а также другие профилактические мероприятия (убор-
ка захламлённости, выборочные санитарные рубки, уборка минусовых деревьев, опаш-
ка и т.д.).   

В предыдущие  годы  в  Ленинградской  области  проводилась работа по  созданию 

базы  единого  генетико-селекционного  комплекса  и  работа  по  инвентаризации,  имею-
щихся объектов ЕГСК с целью целесообразности содержания ряда объектов, их списа-
ния  и  назначения  мероприятий  на  них,  которая  планируется  на  предстоящий  период 
действия лесного плана.  

Работа по созданию селекционных объектов, планирование работ на них, форми-

рование и аттестация проводятся органами исполнительной власти субъекта при обяза-
тельном методическом обеспечении со стороны подведомственных организаций. 

Для  обеспечения  сохранности,  хорошего  роста  и  развития  семенных  деревьев  в 

объектах лесного семеноводства, их регулярного плодоношения и создания условий для 
сбора шишек запланированы уходы (агротехнические и лесоводственные). 

На  объектах  лесного  селекционного  семеноводства  рекомендуется  проведение 

мероприятий по дальнейшему формированию и уходам, направленным на обеспечение 
функционирования объектов, в том числе оптимальной технологии сбора лесосеменно-
го сырья. 

89

 

 

Информация  об  изменениях  площадей  и  таксационных  характеристик  объектов 

лесного  семеноводства,  вносится  в  таксационные  материалы  по  результатам  лесо-
устройства на основании паспортов и технической документации по их учету. 

 

4.10.1 Плановые показатели выполнения мероприятий по воспроизводству лесов и 

лесоразведению. 

Вырубленные, погибшие и поврежденные леса подлежат воспроизводству, кото-

рое осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами в соответствии с при-
казами МПР России от 29 июня 2016 г. № 375 «Об утверждении Правил лесовосстанов-
ления»,  от 22 декабря 2017 г. № 626 «Об утверждении Правил ухода за лесами» и при-
казом Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. № 485 «Об утверждении Особенностей исполь-
зования,  охраны,  защиты,  воспроизводства  лесов,  расположенных  в  водоохранных  зо-
нах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, 
а также лесов расположенных на особо защитных участках лесов». 

На землях лесного фонда, на которых ранее не произрастали леса, осуществляет-

ся  лесоразведение  для  предотвращения  эрозии  почв,  создания  защитных  лесов  и  иных 
целей, связанных с повышением потенциала лесов в соответствии с приказом Рослесхо-
за от 10 января 2012 г. № 1 «Об утверждении Правил лесоразведения».  

Сведения о видах и объемах мероприятий по воспроизводству лесов за 2017 год 

представлены в таблице 4.10.1.1. 

Таблица 4.10.1.1.  Виды и объемы мероприятий по воспроизводству лесов за 2017 год 

Виды мероприятий  

Единица 

измерения 

Годовой объем мероприятий 

план, установ-

ленный  

ЛП или ЛХР 

выполненный 

Лесовосстановление, всего 

га 

26000 

28836,9 

в том числе: 
искусственное лесовосстановление 

га 

8661 

9212,4 

естественное лесовосстановление 
(содействие лесовосстановлению, естественное 
лесовосстановление вследствии природных про-
цессов) 

га 

17239 

19526,9 

комбинированное лесовосстановление  

га 

100 

97,6 

Проведение агротехнического ухода за лесными 
культурами (в переводе на однократный) 

га 

16604 

17134,5 

Дополнение лесных культур 

га 

1838,3 

2007,3 

Обработка почвы под лесные культуры 

га 

8610 

9184,3 

в т.ч. обработка почвы под лесные культуры бу-
дущего года 

га 

5564,5 

5768,1 

Рубки ухода за лесом  
(осветления и прочистки) 

га 

12144 

13873,8 

м

102637 

118118,4 

Уход за аттестованными объектами лесного семе-
новодства, всего 

га 

348 

246 

в том числе: 
уход за лесосеменными плантациями 

га 

237,7 

184,3 

уход за испытательными культурами 

га 

3,7 

уход за постоянными лесосеменными участками 

га 

55,8 

58 

Заготовка (производство) семян лесных растений 

кг 

390,4 

528,5 

90

 

 

Виды мероприятий  

Единица 

измерения 

Годовой объем мероприятий 

план, установ-

ленный  

ЛП или ЛХР 

выполненный 

в т.ч. заготовка семян с улучшенными свойствами 

кг 

50,0 

64,7 

приобретение семян лесных растений 

кг 

112,0 

хранение семян лесных растений 

кг 

2530,1 

2564 

Выращивание стандартного посадочного материа-
ла для лесовосстановления и лесоразведения 

тыс. шт. 

24489,6 

31774,7 

в т.ч. с закрытой корневой системой 

тыс. шт. 

4000 

4520 

 
В 2017 году введено молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных 

насаждений - 21,7 тыс.га. Общие затраты по воспроизводству лесов и лесоразведению в 
2017 году составили – 757 359,6 тыс. руб. 

Общий фонд лесовосстановления на 01.01.2018 г. составляет 96,1 тыс. га, в т.ч.  на 

44,5  тыс.  га  проведены  меры  содействия  естественному  лесовосстановлению  и  комби-
нированное  лесовосстановление  на  35,3  тыс.  га  обеспечивается  естественное  лесовос-
становление  вследствие  природных  процессов.  Таким  образом,  свободный  фонд  лесо-
восстановления составляет 16,3 тыс.га, в т.ч. лесокультурный фонд 8,2 тыс.га.  

В  среднем  породный  состав  на  территории  лесного  фонда  Ленинградской  обла-

сти при лесовосстановлении следующий: 30,0% - сосна обыкновенная и соответственно 
70,0% - ель европейская. 

Из  сложившейся  практики  средние  показатели  дополнения  культур  на  террито-

рии лесного фонда Ленинградской области следующие: на 26,0% площади культур сос-
ны  обыкновенной  и  ели  европейской  при  осенней  посадке  требуется  дополнение,  при 
весенней посадке 20,0%. 

Учитывая ежегодные непредвиденные изменения в площадях фонда лесовосста-

новления,  т.е.  уменьшение  объемов рубок,  увеличение фонда  по  причине пожаров, ги-
бели  лесных  насаждений  и  т.д.  объемные  показатели  по  лесовосстановлению  требуют 
ежегодного  уточнения  и  внесения  изменений  на  основании  имеющегося  на  текущий 
момент фонда лесовосстановления, пригодного для проведения работ. 

Объемы  лесовосстановления  приведены  в  соответствии  с  планируемым  ежегод-

ным  использованием  расчетных  объемов  по  сплошным  и  сплошным  санитарным  руб-
кам – Приложение 25 к лесному плану (6782 га – ежегодно - в соответствии с фактиче-
ским  санитарным  состоянием  лесных  участков),  и  неукоснительно  соответствуют  ис-
полнению Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О наци-
ональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 
2024 года» и до 2028 года целям сохранения лесов, в том числе на основе их воспроиз-
водства на всех  участках вырубленных и погибших лесных насаждений на территории 
лесного фонда Ленинградской области.

  

Планирование  заготовки семян  проводилось исходя  из периодичности плодоно-

шения  основных  лесообразующих  пород  в  Ленинградской  области  (5-6  лет  по  сосне 
обыкновенной и 5-7 лет по ели европейской).  В урожайные годы объемы заготовки се-
мян составляют порядка 8-13 тонн, что позволяет создавать резервный фонд на неуро-
жайные годы.   

Планируемые  объемы  заготовки  семян  с  улучшенными  наследственными  свой-

ствами составят в среднем 4% от общего объемы заготовки и требуют также ежегодно-
го уточнения в зависимости от балла урожайности. 

91

 

 

Ежегодные объемы заготовки  семян  по лесничествам должны  корректироваться 

на  основе  ежегодного  учета  плодоношения  хвойных  пород  и  фактических  баллов  уро-
жайности. 

Предусмотреть  дополнительные  объемы  лесоразведения  (компенсационное),  со-

гласно  Федеральным  законам  №  212-ФЗ  от  19.07.2018  и  №  280-ФЗ  от  29.07.2017  до 
2028 года не представляется возможным по следующим причинам: 

На  участках  лесного  фонда  Ленинградской  области  проектами  освоения  лесов 

уже  определены  особенности  рекультивации  лицами,  использующими  леса  для  геоло-
гического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых; для строи-
тельства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также 
гидротехнических сооружений, морских портов, терминалов, речных портов, причалов; 
для  возведения,  реконструкции,  эксплуатации  линейных  объектов;  для  переработки 
древесины и иных лесных ресурсов. 

Информация  о  расчистке  леса  под  указанные  объекты  в  Проекте  лесного  плана 

не предусматривается, а находящиеся в использовании лицами лесные участки требуют 
последующего  этапа  -  обводнения  (предусмотренного  в  проекте  освоения  лесов)  и  не 
представляется  возможным  дополнительно  лицам,  использующим  леса  обеспечить 
(принудительное) равное по площади компенсационное лесоразведение (не позднее чем 
через год после рубки или после изменения вида разрешенного использования участка). 
При  этом  лица,  которым  части  лесных  участков  предоставлены  в  пользование,  осу-
ществляют  самостоятельно  деятельность, связанную  с использованием лесов, с  учетом 
требований, установленных законодательством Российской Федерации при использова-
нии лесных участков, включая исполнение требований проекта освоения лесов, подачу 
декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку 
лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.  

В  настоящее  время  свободного  фонда  лесоразведения  на  территории  лесных 

участков Ленинградской области не имеется. 

Рубки  ухода  в  молодняках  (осветления  и  прочистки)  намечено  проводить  в 

насаждениях, нуждающихся в уходе по лесоводственным требованиям.  

В первую очередь рубки ухода будут проводиться в лесных культурах и хвойных 

насаждениях, находящихся в стадии заглушения лиственными породами.  

В предстоящий период в покрытые лесной растительностью земли будут переве-

дены несомкнувшиеся лесные культуры, не покрытые лесом земли и часть лесосек это-
го периода. 

Очерёдность  проведения  в  насаждениях  рубок  ухода  устанавливается  в  зависи-

мости  от  остроты  лесоводственной  потребности  в  уходе,  обусловленной  состоянием 
насаждений с  учётом  целевого назначения.  При  этом  к  первой  группе  очерёдности от-
носятся  рубки  в  смешанных  молодняках  (лесных  культурах,  хвойные,  находящиеся  в 
стадии  заглушения  лиственными  породами,  и  мягколиственные  молодняки  с  участием 
хвойных пород). 

Плановые  показатели  выполнения  мероприятий  по  воспроизводству  лесов  и  ле-

соразведению по годам действия лесного плана представлены в приложении 27.  

 

 

92

 

 

4.11. Планируемые объекты, сроки, объемы и другие лесоустроительные меропри-

ятия, включая проектирование лесных участков, отнесение лесов по целевому 

назначению.   

Лесоустроительные  работы  выполняются  в  соответствии  с  приказом  Министер-

ства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 г. № 22 «Об 
утверждении Лесоустроительной инструкции».  

Таксация  лесов выполняется  в течение двух  лет и  состоит из подготовительных 

работ,  полевых  работ  и  составления  лесоустроительной  документации  (далее  -  каме-
ральные работы). В первый  год  проводятся  подготовительные работы, во второй  год в 
период  полного  распускания  листвы  древесной,  кустарниковой  и  травянистой  расти-
тельности - полевые работы. Лесоустроительная документация составляется при прове-
дении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ. 

Проведение  лесоустроительных    работ      планируется  за  счет  федеральных  суб-

венций, средств, выделяемых  Ленинградской областью, а также за счет средств аренда-
торов.  Планируется  проведение  лесоустроительных  работ  по    таксации  лесов  по  1-му 
разряду  лесоустройства,  глазомерным  глазомерно-измерительным  способами.  Стои-
мость работ по  устройству 1 га площади  лесничеств  планируется в  среднем, от  140 до 
180  рублей.  в  зависимости  от  способа  таксации,  при  этом  планируется  привлечение 
средств  арендаторов  лесных  участков  в  размере  50%  от  общей  стоимости  лесоустрой-
ства аренды. Стоимость работ для проектирования лесных участков с  постановкой лес-
ных  участков  на  кадастровый  учёт  составит  в  среднем  от  4,5  до  28  рублей  за  1  га.  На 
проведения лесоустроительных работ по таксации лесов, проектирование лесных участ-
ков с постановкой их на кадастровых учёт планируется затратить 281 млн. рублей. 

Несвоевременное  проведение  лесоустроительных  работ  приводит  к  искажению 

сведений  о  количестве  и  качестве  древесных  насаждений  на  лесных  участках,  что  не 
позволяет обеспечивать эффективное проектирование мероприятий по охране, защите и 
воспроизводству  лесов  и  приводит  к  менее  эффективному  использованию  расчетной 
лесосеки. 

За  период  действия  предыдущего  лесного  плана  проведены  лесоустроительные 

работы  на  территории  Северо-Западного  (2013г.),  Приозерского  (2014г.),  Кировского 
(полевые работы 2016г.)  Всеволожского (полевые работы 2014 и 2016г), Лодейнополь-
ского (2016-2017г.), Лужского (2017-2018г.) лесничеств.  

В период с 2017 года до окончания 2018 года проводятся работы по лесоустрой-

ству  Лужского    лесничества,  общей  площади  367,3  тыс.  га.  Заключен  контракт  на  вы-
полнение  лесоустроительные  работ  в  2018-2019  годах  в  Волосовском  лесничестве  на 
площади 187 тыс. га. 

В 2013 году выполнены лесоустроительные работы на территории Нижне- Свир-

ского природного заповедника на площади 37 390  тыс. га 

Планируемые объёмы лесоустроительных работ приведены в приложении 28.  

 

93

 

 

ГЛАВА V.  ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ 

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЕСУРСНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕ-

НИЕ 

5.1. Структура органа государственной власти субъекта Российской Федерации в об-

ласти лесных отношений 

Структура органа государственной власти Ленинградской области в области лесных 

отношений представлена в приложении 29, согласно которому численность единиц органа 
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в  области  лесных  отношений, 
включая обособленные подразделения составляет 1297 человек, из них замещено на теку-
щий момент 1288 единиц, в том числе государственные гражданские служащие централь-
ного  аппарата  органа  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в  области 
лесных  отношений  (без  обособленных  подразделений  и  отделов  лесничеств)  –  74  едини-
цы, гражданские служащие, не отнесенные к государственной службе – 86 единиц. 

Всего работающих в лесничествах без учета младшего обслуживающего персонала – 

758 человек, на текущий момент вакантными остаются 6 единиц.  

Численность  младшего  обслуживающего  персонала  органа  государственной  власти 

Ленинградской области в области лесных отношений составляет 10 человек. 

5.2.  Материальные ресурсы и кадровое обеспечение ведения лесного хозяйства, воз-

растная и образовательная характеристика занятых в лесном секторе экономики 

субъекта Российской Федерации 

5.2.1 Информация о материальных ресурсах (техника, оборудование, материалы) 
 
5.2.2 Информация о кадровом обеспечении ведения лесного хозяйства 

Возрастная и образовательная характеристики занятых в лесном секторе экономики 

Ленинградской области представлена в таблицах 5.2.1 и 5.2.2. 

В  составе  работающих  в  органе  исполнительной  власти  Ленинградской  области  в 

области лесных отношений преобладает возрастная группа от 31 до 40 лет. 

Большинство  работающих  в  лесничествах  преимущественно  люди  более  старшего 

поколения, здесь преобладает возрастная группа от 51 до 60 лет, а также большая доля со-
трудников  предпенсионного  возраста,  что  свидетельствует  о  необходимости  разработки 
мероприятий по привлечению молодых специалистов. 

Анализ  образовательных  характеристик  занятых  в  лесном  секторе  экономики  Ле-

нинградской области позволяет сделать следующие выводы: специалисты и руководители 
имеют  высокий  уровень  образования  (преимущественно  высшее  профильное  образова-
ние); работники лесничеств имеют преимущественно высшее или профильное высшее об-
разование, исключение составляют участковые лесничие и младший обслуживающий пер-
сонал  –  среди  которых  большое  количество  работников  имеют  профильное  среднее  спе-
циальное или среднее образование. 
 

 

94

 

 

Таблица  5.2.1  Возрастная  структура  занятых  в  лесном  секторе  экономики  субъекта  Рос-
сийской  Федерации,  включая  численность  работающих  в  организациях  лесохозяйствен-
ной  направленности,  в  том  числе  органах  государственной  власти  субъекта  Российской 
Федерации в области лесных отношений 

Наименование показателя 

<*>

  Количество 

единиц 

от 

20 
до 
30 

от 

31до 

40 

от 

41 
до 
50 

От 

51до 

60 

Старше 

60 

1. Орган исполнительной вла-

сти субъекта Российской Федерации 
в области лесных отношений, вклю-
чая обособленные подразделения 

170 

32 

65 

48 

22 

в том числе: 

  

  

  

  

  

  

государственные гражданские 

служащие центрального аппарата 
органа исполнительной власти субъ-
екта Российской Федерации в обла-
сти лесных отношений (без обособ-
ленных подразделений и отделов 
лесничеств) 

74 

12 

32 

28 

гражданские служащие, не 

отнесенные к государственной 
службе 

86 

18 

30 

17 

18 

младший обслуживающий 

персонал: водители легковых машин, 
уборщики служебных помещений, 
сторожа 

10 

2. Лесничества/лесопарки 

(государственные учреждения) 

1425 

110 

322 

351 

470 

172 

всего работающих в лесниче-

ствах без учета младшего обслужи-
вающего персонала 

752 

64 

176 

184 

237 

91 

из них: руководители лесни-

честв 

18 

лесничие 

19 

участковые лесничие 

270 

15 

81 

63 

83 

28 

младший обслуживающий 

персонал лесничества и лесопарка 

366 

29 

55 

95 

136 

51 

 
Таблица  5.2.2  Образовательная  характеристика  занятых  в  лесном  секторе  экономики 
субъекта Российской Федерации, включая численность работающих в организациях лесо-
хозяйственной  направленности,  в  том  числе  органах  государственной  власти  субъекта 
Российской Федерации в области лесных отношений 

Наименование показателя 

<*>

 

Коли-

чество 

единиц 

Образование, чел. 

Высшее 

Среднее специальное 

Про-

чее 

Всего 

в том чис-

ле: 

Всего 

про-

в том числе: 

95

 

 

про-

филь

ное 

ино

е 

филь-

ное 

про-

филь-

ное 

иное 

1. Орган исполнительной вла-
сти субъекта Российской Фе-
дерации в области лесных от-
ношений, включая обособлен-
ные подразделения 

170 

159 

107 

52 

11 

в том числе: 

  

  

  

  

  

  

  

  

государственные гражданские 
служащие центрального аппа-
рата органа исполнительной 
власти субъекта Российской 
Федерации в области лесных 
отношений (без обособленных 
подразделений и отделов лес-
ничеств) 

74 

74 

62 

12 

гражданские служащие, не 
отнесенные к государственной 
службе 

86 

80 

42 

38 

младший обслуживающий 
персонал: водители легковых 
машин, уборщики служебных 
помещений, сторожа 

10 

2. Лесничества/лесопарки 
(государственные учрежде-
ния) 

1425 

546 

462 

84 

350 

233 

117 

529 

всего работающих в лесниче-
ствах без учета младшего об-
служивающего персонала 

752 

313 

252 

61 

178 

118 

60 

261 

из них: руководители лесни-
честв 

18 

18 

18 

лесничие 

19 

16 

15 

участковые лесничие 

270 

187 

174 

13 

80 

76 

младший обслуживающий 
персонал лесничества и ле-
сопарка 

366 

12 

89 

38 

51 

265 

 

 

96

 

 

5.3. Организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, предо-

ставленных для разных видов использования, а также о мероприятиях по повыше-

нию ее эффективности 

В области лесных отношений и лесопромышленного комплекса  Комитет обеспечи-

вает  исполнение  следующих  установленных  федеральным  и  областным  законодатель-
ством полномочий: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществ-
ления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполне-
ния взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления 
мероприятий  по  искусственному  вызыванию  осадков  в  целях  тушения  лесных  пожаров), 
защиты  (за  исключением  лесозащитного  районирования  и  государственного  лесопатоло-
гического  мониторинга),  воспроизводства  (за  исключением  лесосеменного  районирова-
ния,  формирования  федерального  фонда  семян  лесных  растений  и  государственного  мо-
ниторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защи-
ты,  воспроизводства  лесов  (в  том  числе  создания  и  эксплуатации  лесных  дорог,  предна-
значенных  для  использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов)  на  указанных 
землях. 

В целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров, создания условий для 

рационального,  неистощительного  и  непрерывного  лесопользования, сокращения  площа-
ди  непокрытых  лесом  земель  разработана  областная  целевая  государственная  программа 
«Развитие лесного хозяйства Ленинградской области на 2014-2020 годы».   

В  свою  очередь  для  успешной  реализации  программы  «Развитие  лесного  хозяйства 

Ленинградской области на 2014-2020 годы» разработаны подпрограммы: 

 - «Обеспечение государственного управления в сфере лесного хозяйства»; 
-  «Обеспечение  реализации  государственной  программы  Ленинградской  области 

«Развитие лесного хозяйства Ленинградской области на 2014 - 2020 годы»; 

- «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» 
В  целях  реализации  государственной  программы  «Развитие  лесного  хозяйства  Ле-

нинградской области на 2014-2020 годы», в частности подпрограммы – «Обеспечение ис-
пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов», проводятся следующие меропри-
ятия: 

1. Развитие системы и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах: 
- строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов 

от пожаров; 

- приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования; 
-  обеспечение  содержания  рабочих  команд  пожаротушения  пожарно-химических 

станций, приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной 
техники и оборудования, систем связи и оповещения; 

- организация проведения мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожа-

ров (зона наземной охраны, зона авиационной охраны). 

2.  Предупреждение  возникновения  и  распространения  лесных  пожаров,  тушение 

лесных пожаров: 

- организация  работ по устройству противопожарных минерализованных полос и их 

обновлению; 

- организация работ по прочистке просек, противопожарных минерализованных по-

лос, уходу за противопожарными разрывами; 

97

 

 

- организация работ по благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах; 
- организация работ по установке и размещению стендов и других знаков и указате-

лей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; 

- организация работ по тушению лесных пожаров. 
3.  Проведение  профилактики  возникновения,  локализация  и  ликвидация  очагов 

вредных организмов: 

- организация работ по проведению лесопатологических обследований; 
- организация работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; 
-  организация  санитарно-оздоровительных  мероприятий,  в  том  числе  сплошных  са-

нитарных  рубок,  выборочных  санитарных  рубок,  очистки  лесных  насаждений  от  нелик-
видной древесины; 

-  организация  работ  по  отводу  и  таксации  лесосек  под  очистку  лесных  насаждений 

от неликвидной древесины. 

4. Осуществление лесовосстановления и лесоразведения: 
-  организация  работ  по  лесовосстановлению,  в  том  числе  искусственному  и  есте-

ственному лесовосстановлению; 

- организация работ по проведению агротехнического ухода за лесными культурами; 
- организация работ по дополнению лесных культур; 
- организация работ по обработке почвы под лесные культуры; 
- создание и уход за объектами лесного семеноводства; 
- заготовка  и хранение семян лесных растений; 
- мероприятия по выращиванию посадочного материала (посев в питомнике). 
5. Организация использования лесов: 
- организация работ по отводу и таксации лесосек для заготовки древесины гражда-

нами  и  юридическими  лицами,  в  том  числе  при  проведении  сплошных,  выборочных  ру-
бок, мероприятий по уходу за лесами; 

- проектирование лесных участков; 
-  проведение  мероприятий,  связанных  с постановкой на  кадастровый  учет  участков 

лесного фонда, предназначенных для передачи их в пользование. 

Реализация мероприятий  государственной программы в целом будет способствовать 

повышению эффективности и доходности лесного хозяйства, обеспечению права граждан 
на  благоприятную  окружающую  среду,  наиболее  полному  удовлетворению  собственных 
нужд  граждан  в  древесине  и  других  лесных  ресурсах,  обеспечению  занятости  сельского 
населения. 

В целях организации  эффективного использования лесов  Комитет  участвует в реа-

лизации  инвестиционных  проектов  в  сфере  освоения  лесов,  в  том  числе  проектах  позво-
ляющих  повысить  степень  использования  лиственных  низкобонитетных  и  малопродук-
тивных насаждений. 

Также  в  целях  организации  эффективного  использования  лесов,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства  Комитет  планирует  увеличение  доли  лесных  участков  переданных  в 
аренду для различных видов использования лесов.  

Комитетом природных ресурсов Ленинградской области в соответствии с постанов-

лением  Правительства  Российской  Федерации  от  30.06.2007  г.  №  417  «Об  утверждении 
Правил пожарной безопасности в лесах» организует выполнение противопожарных меро-
приятий по охране и защите лесов, а также обеспечивает пожарную безопасность и охрану 
(в  том  числе  тушение  лесных  пожаров)  в  отношении  лесов,  расположенных  на  землях 

98

 

 

лесного фонда, а также в лесах, находящихся в собственности области. 

Комитет  по    природным  ресурсам  Ленинградской  области  обеспечено  своевремен-

ной  разработкой,  согласованием  планов  тушения  лесных  пожаров  на  территории  лесни-
честв на период пожароопасного сезона 2018 года. 

Лесничества  обеспечены  заключенными  соглашениями  (договорами)  на  основании 

которых  осуществляется  привлечение  и  использование  сил  и  средств  пожаротушения 
(арендаторы лесных участков, лица, не использующие леса). 

Планы  тушения  лесных  пожаров  на  территории  лесничеств  на  период  пожароопас-

ного  сезона  2018  года согласованы  с  Главами  администраций  соответствующих  муници-
пальных  образований  Ленинградской  области,  с  начальниками  структурных  подразделе-
ний  ГУ  МЧС  России  по  Ленинградской  области,  утверждены  директорами  лесничеств, 
утверждены приказом комитета природных ресурсов Ленинградской области. 

Выполнение мероприятий по тушению лесных пожаров осуществляется Ленинград-

скими  областными  автономными  учреждениями  (лесхозами)  в  соответствии  с  выданным 
государственным заданием. 

В  составе  Ленинградских  областных  автономных  учреждений  функционируют  спе-

циализированные подразделения – пожарно-химические станции, осуществляющие непо-
средственно выполнение работ по тушению лесных пожаров. 

На территории лесного фонда лесничеств Ленинградской области действуют 93 по-

жарно-химических станций (ПХС): из них 44 ПХС I типа; 39 ПХС II типа; 10 ПХС III ти-
па. 

Силы  и  средства  пожарно-химических  станций  согласно  Сводному  плану  тушения 

лесных пожаров на территории Ленинградской области на период пожароопасного сезона 
2018 года составляют: 

- количество людей – 745 человек; 
- количество техники – 421 единиц; 
- количество средств пожаротушения – 8755 единиц. 
При  необходимости  привлекаются  для  тушения  лесных  пожаров  силы  и  средства 

арендаторов лесных участков, а также лиц, не использующих леса, привлекаемых к туше-
нию в соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Ленин-
градской области на период пожароопасного сезона 2018 года. 

Силы и средства лиц, которые могут быть привлечены для тушения лесных пожаров 

составляют: 

- количество людей –  2335 человек; 
- количество техники – 1272 единиц; 
  - количеств

о

 средств пожаротушения – 12372 единиц. 

Для организации работ по тушению лесных пожаров подготовлено 99 руководителей 

тушения лесных пожаров (в т. ч. по лесничествам – 646 человек).   

На  территории  Ленинградской  области  мониторинг  пожарной  опасности  в  лесах  и 

лесных пожаров включает в себя: 

- применение информационной системы дистанционного мониторинга обнаружения 

пожаров на природных территориях ИСДМ-Рослесхоз; 

- организация использования системы видеонаблюдения; 
- осуществление наземного патрулирования. 
Системой  ИСДМ-Рослесхоз  на  территории  Ленинградской  области  осуществляется 

мониторинг возгораний на территории Ленинградской области.  

99

 

 

Мониторинг пожарной опасности в лесах и тушение лесных пожаров на территории 

Ленинградской области осуществляется ЛОГКУ «Ленобллес».  

В  круглосуточном  режиме  на  территории  Ленинградской  области  обеспечивается 

видеонаблюдение  за  лесными  участками  в  наиболее  опасных  в  пожарном  отношении 
установлено  47  проводных  видеокамер  «Балтика»  (модели  1-5)  и  109  беспроводных  ви-
деокамер «Горизонт». 

Площадь наземного  мониторинга на  территории Ленинградской  области  составляет 

5680,7 тыс. га, протяженность маршрута 98296,4  км. 

Количество профилактических противопожарных мероприятий на период с 2019 по 

2028 годы запланировано с учётом состояния лесов Ленинградской области, в следующих 
объёмах: 

- строительство дорог противопожарного назначения – 41,0 км; 
- эксплуатация дорог противопожарного назначения – 214,0 км; 
- прочистка квартальных просек – 1,0 тыс. км; 
- устройство минерализованных полос – 1,6 тыс. км; 
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление – 9,5 тыс. 

км; 

- Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах 1964 шт; 
-  устройство  пожарных  водоемов  и  подъездов  к  источникам  противопожарного  во-

доснабжения – 27 шт.; 

-  установка  и  размещение  стендов  и  других  знаков  и  указателей,  содержащих  ин-

формацию о мерах пожарной безопасности в лесах – 1995 шт.; 

- мониторинг пожарной опасности в лесах – на всей территории Ленинградской об-

ласти, на весь период действия Лесного плана. 

5.4. Деятельность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных 

учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов, а также мероприятиях по 

повышению эффективности их деятельности 

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными орга-

нами  государственной  власти  и  их  территориальными  органами,  органами  государствен-
ной  власти  области,  иными  государственными  органами,  органами  местного  самоуправ-
ления области и организациями. 

Комитету природных ресурсов, Ленинградской области, подведомственны: 
- Государственные  областные казенные  учреждения  – лесничества,  в количестве 19 

единиц. Целью деятельности лесничеств является обеспечение реализации предусмотрен-
ных  законодательством  Российской  Федерации  полномочий  комитета  по  природным  ре-
сурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений на подведомственной террито-
рии; 

- Ленинградское областное казенное предприятие «Ленинградское областное лесное 

хозяйство»– лесхозы. (далее – ЛОКП «ЛЕНОБЛЛЕСХОЗ»); 

-  Государственное  областное  казенное  учреждение  «Центр  лесного  хозяйства  и  ре-

гионального диспетчерского управления»; 

 -      Ленинградское  областное  государственное  казенное  учреждение  "Региональное 

агентство природопользования и охраны окружающей среды" 

Состав  подведомственных  Комитету  природных  ресурсов,  Ленинградской  области 

учреждений приведен в таблице 5.4.1. 

100

 

 

Таблица 5.4.1 – Состав подведомственных Комитету по природным ресурсам Ленин-

грдской области учреждений 

Государственные областные ка-

зенные учреждения – лесничества 

(ЛОГКУ) "Ленобллес" 

Ленинградское областное 

казенное предприятие «Ле-

нинградское областное лес-

ное хозяйство» 

Ленинградское областное государ-

ственное казенное учреждение "Ре-

гиональное агентство природо-

пользования и охраны окружаю-

щей среды" 

Бокситогорское лесничество 

-//- 

-//- 

Волосовское лесничество

 

-//- 

-//- 

Волховское лесничество 

-//- 

-//- 

Всеволожское лесничество 

-//- 

-//- 

Гатчинское лесничество 

-//- 

-//- 

Кингисеппское лесничество 

-//- 

-//- 

Киришское лесничество 

-//- 

-//- 

Кировское лесничество 

-//- 

-//- 

Лодейнопольское лесничество 

-//- 

-//- 

Ломоносовское лесничество 

-//- 

-//- 

Лужское лесничество 

-//- 

-//- 

Любанское лесничество 

-//- 

-//- 

Подпорожское лесничество 

-//- 

-//- 

Приозерское лесничество 

-//- 

-//- 

Рощинское лесничество 

-//- 

-//- 

Северо-Западное лесничество 

-//- 

-//- 

Сланцевское лесничество 

-//- 

-//- 

Тихвинское лесничество 

-//- 

-//- 

Учебно-опытное лесничество 

-//- 

-//- 

Ленинградское  областное  казенное  предприятие  «Ленинградское  областное  лесное 

хозяйство:  

 - задачами являются осуществление работ и  оказание иной деятельности в области 

лесного  хозяйства  и  лесопользования  для  удовлетворения  государственных нужд  Ленин-
градской  области  в  соответствии  с  действующим  законодательством,  а  также  в  соответ-
ствии с целями и предметом п. 2.2. Устава. 

Государственные областные казенные учреждения (лесничества) осуществляют сле-

дующие основные виды деятельности:  

- осуществление в пределах, установленных законодательством Российской Федера-

ции, законодательством Ленинградской области и уставом на подведомственной террито-
рии мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;  

-  осуществление  федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны) 

на подведомственной территории;  

- осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах на под-

ведомственной территории. 

 Государственное областное казенное учреждение «Центр лесного хозяйства и реги-

онального  диспетчерского  управления»  (далее  учреждение)  обеспечивает  реализацию 
предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  полномочий  учредителя  в 
сфере лесных отношений. Основной целью деятельности учреждения является осуществ-
ление федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории области, 
организация и функционирование региональной диспетчерской службы лесного хозяйства 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..