Лесохозяйственный регламент Семилукского лесничества Воронежской области (2018 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесохозяйственный регламент Семилукского лесничества Воронежской области (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Лесохозяйственный регламент Семилукского лесничества Воронежской области (2018 год) - часть 9

 

 

 

 

130 

2)  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  посадочных  площа-

док для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиацион-
ных работ по охране и защите лесов;  

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противо-

пожарных минерализованных полос;  

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюда-

тельных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунк-
тов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;  

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противо-

пожарного водоснабжения; 

6) проведение работ по гидромелиорации;  
7)  снижение природной  пожарной опасности  лесов путем  регулирова-

ния породного состава лесных насаждений;  

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного 

выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горю-
чих материалов;  

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. 
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в 

себя:  

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными 

пожарами;  

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, систе-

мы  наблюдения  за  их  развитием  с  использованием  наземных,  авиационных 
или космических средств;  

3) организацию патрулирования лесов;  
4)  прием  и  учет  сообщений  о  лесных  пожарах,  а  также  оповещение 

населения  и  противопожарных  служб  о  пожарной  опасности  в  лесах  и  лес-
ных пожарах специализированными диспетчерскими службами. 

При проведении противопожарных мероприятий следует руководство-

ваться  Правилами  пожарной  безопасности  в  лесах,  утвержденными  поста-
новлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и при-
казом Рослесхоза от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации при-
родной  пожарной  опасности  лесов  и  классификации  пожарной  опасности  в 
лесах в зависимости от условий погоды». 

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы 

обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, а также нор-
мы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при исполь-
зовании  лесов  регламентируются  Приказом  Минприроды  России  от 
28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и туше-
ния лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, 
использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения  лес-
ных пожаров при использовании лесов». 

 

 

131 

Таблица 35 

 

Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения 

лесных пожаров лиц, использующих леса 

 

Наименование 

средств преду-

преждения и 

тушения лес-
ных пожаров 

Ед. 

изм. 

Заготовка древесины в Воронежской области 

До 10,0 

тыс. га 

арендо-

ванной 

площади 

От 10 

до 50 

тыс. га 

арендо-

ванной 
площа-

ди 

От 50 до 100,0 тыс. га 

арендованной площади 

От 100,0 до 500,0 тыс. 

га, на каждые 100 

тыс. га арендованной 

площади <1> 

На участках 

с преобла-

данием 

лиственных 
насаждений 

(в общем 

составе по-

род более 

50%) 

На 

участках 

с преоб-

ладанием 

хвойных 

насажде-

ний (в 

общем 

составе 

пород 

более 

50%) 

На участ-

ках с пре-

обладани-

ем лист-

венных 

насажде-

ний (в об-

щем со-

ставе по-

род более 

50%) 

На 

участках 

с преоб-

ладанием 

хвойных 

насажде-

ний (в 

общем 

составе 

пород 

более 

50%) 

Мобильные 
средства по-
жаротушения: 
(в том числе 
малый лесо-
патрульный 
комплекс или 
легковой ав-
томобиль по-
вышенной 
проходимости 
с комплектом 
пожарно-
технического 
вооружения (за 
исключением 
спасательного 
оборудова-
ния)) 

шт. 

 

 

132 

 

Пожарная мото-
помпа с подачей 
от 100 до 800 
л/мин., укомплек-
тованная пожар-
но-техническим 
вооружением (в 
соответствии с 
руководством по 
эксплуатации 
(паспортом) на 
пожарную мото-
помпу) 

шт. 

Тракторы с плу-
гом или иным 
почвообрабаты-
вающим орудием 

шт. 

Катера речные, 
грузоподъемно-
стью не менее 2 
тонн <2> 

шт. 

Пожарное обору-
дование: 

 

 

 

 

 

 

 

Съемные цистер-
ны, резиновые 
емкости для воды 
объемом 1000 - 
1500 л 

шт. 

Комплект напор-
ных пожарных 
рукавов (с харак-
теристиками, 
предусмотрен-
ными документа-
цией на мото-
помпу) 

пог. 

м 

100 

200 

300 

400 

200 

400 

Торфяные стволы 
<3> 

ком-

плект 

Пожарный ин-
струмент: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

133 

 

Воздуходувки 

шт. 

Бензопилы 

шт. 

Ранцевые лесные 
опрыскиватели 
(ранцы противо-
пожарные) 

шт. 

10 

20 

15 

20 

Топоры 

шт. 

Лопаты 

шт. 

10 

20 

30 

20 

30 

Емкость для до-
ставки воды объ-
емом 10 - 15 л 

шт. 

Системы связи и 
оповещения: 

 

 

 

 

 

 

 

Электромегафо-
ны 

шт. 

Радиостанции 
носимые, вози-
мые ультракорот-
коволнового 
(УКВ) и коротко-
волнового (КВ) 
диапазона <4> 

шт. 

Средства инди-
видуальной за-
щиты лиц, участ-
вующих в меро-
приятиях по не-
допущению рас-
пространения 
лесных пожаров: 

-

 

-

 

 

 

134 

 

Дежурная спец-
одежда (защит-
ные каски, за-
щитные очки, 
средства защиты 
органов дыхания 
и зрения, плащи 
из огнеупорной 
ткани, энцефа-
литные костюмы, 
сапоги кирзовые 
(ботинки), бре-
зентовые рукави-
цы) 

ком-

плект 

по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению 

распространения лесных пожаров 

Аптечка первой 
помощи 

шт. 

по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по 

тушению и недопущению распространения лесных пожаров 

Индивидуальные 
перевязочные па-
кеты 

шт. 

по числу лиц, участвующих в мероприятиях по тушению и 

недопущению распространения лесных пожаров 

Огнетушащие 
вещества: 

 

 

 

 

 

 

 

Смачиватели, пе-
нообразователи 

кг 

10 

12 

15 

25 

35 

45 

Дополнительные:   

 

 

 

 

 

 

Зажигательные 
аппараты 

шт. 

Бидоны или ка-
нистры для пить-
евой воды 

шт. 

Бортовой авто-
мобиль повы-
шенной прохо-
димости или вез-
деход 

шт. 

Бульдозеры мощ-
ностью свыше 
100 л.с. 

шт. 

Примечания: 
<1> При аренде участка свыше 500 тыс. га данные нормативы уменьшаются в два ра-

за. В случае обеспеченности лица, использующего леса для заготовки древесины трейле-
рами в количестве не менее 1 единицы на каждые 200 тыс. га, нормы наличия пожарной 

 

 

135 

техники рассчитываются с использованием следующих понижающих коэффициентов при 
суммарной арендованной площади: 

0,9 - от 200 тыс. га до 400 тыс. га; 
0,8 - от 400 тыс. га до 700 тыс. га; 
0,7 - от 700 тыс. га до 1000 тыс. га; 
0,6 - от 1000 тыс. га до 1500 тыс. га; 
0,5 - от 1500 тыс. га и более. 
<2> Для районов, где имеются водные пути, всего не более трех. 
<3> В случае наличия на лесных участках залежей торфа. 
<4> При отсутствии устойчивой сотовой связи. 

 

Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного 

воздействия 

 

Леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивного и 

нефтяного) и от иного негативного воздействия. 

При использовании лесов должны соблюдаться установленные законо-

дательством Российской Федерации требования по охране окружающей сре-
ды  от  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия,  выполняться  меры  по 
охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и дру-
гого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных 
насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других 
природных  объектов  в  лесах,  а  также  должна  осуществляться,  в  том  числе 
посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на 
которых  расположены  леса  и  которые  подверглись  загрязнению  и  иному 
негативному воздействию. 

Охрана  лесов  от  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия  осу-

ществляется физическими и юридическими лицами, органами государствен-
ной  власти,  органами  местного  самоуправления  в  пределах  их  полномочий, 
определенных  в  соответствии  с  Лесным  кодексом  Российской  Федерации  и 
Федеральным  законом  от  10.01.2002  №  7-ФЗ  «Об  охране  окружающей  сре-
ды». 

В  целях  охраны  лесов  от  радиоактивного  загрязнения  осуществляется 

радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивно-
го загрязнения. 

В целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду 

обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от 
нефтяного  загрязнения осуществляются  мероприятия  по  предупреждению и 
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 

Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены 

леса, подлежат рекультивации. 

В  связи  с  отсутствием  информации  в  материалах  лесоустройства  2003 

года  указать  наличие  или  отсутствие  зон радиоактивного загрязнения  лесов 
на территории Семилукского лесничества не представляется возможным. 

 
 

 

 

136 

2.17.2. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных 

организмов 

 

Защита лесов от вредных организмов - это выявление в лесах вредных 

организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологиче-
ских  типов, животных  либо  болезнетворных организмов  любых  видов, био-
логических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам) 
и  предупреждение  их  распространения,  а  в  случае  возникновения  очагов 
вредных организмов их ликвидация. 

Защита  лесов  от  вредных  организмов,  внесенных  в  перечень  карантин-

ных  объектов,  осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 
21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений». 

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасно-

сти в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. 

 

Санитарная безопасность в лесах 

 

Санитарная безопасность в лесах обеспечивается в соответствии с Пра-

вилами  санитарной  безопасности  в  лесах,  утвержденными  Постановлением 
Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607. 

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: 
– лесозащитное районирование; 
– государственный лесопатологический мониторинг; 
– проведение лесопатологических обследований; 
– предупреждение распространения вредных организмов; 
– иные меры санитарной безопасности в лесах. 

 

Лесозащитное районирование 

 

Защита лесов от вредных организмов строится на основе лесозащитно-

го районирования. 

Лесозащитное районирование осуществляется в соответствии с прика-

зом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 
09.01.2017 № 1 «Об утверждении Порядка лесозащитного районирования» и 
приказом  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от  25.04.2017  №  179 
«Об утверждении методических указаний по осуществлению лесозащитного 
районирования».  

Лесозащитное 

районирование 

осуществляется 

Федеральным 

агентством  лесного  хозяйства.    Изменение  зон  лесопатологической  угрозы 
осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства. 

Леса лесничества отнесены к зоне сильной лесопатологической угрозы. 

В связи с этим, лесопатологическое обследование в лесах лесничества долж-
но проводится преимущественно инструментальным способом.   

 
 

 

 

137 

 

Государственный лесопатологический мониторинг 

 
Государственный  лесопатологический  мониторинг  (далее  –  ГЛПМ) 

представляет  собой  систему  наблюдений  (с  использованием  наземных  и 
(или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоя-
нием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также ана-
лиза,  оценки  и  прогноза  изменения  санитарного  и  лесопатологического  со-
стояния лесов. 

ГЛПМ является частью государственного экологического мониторинга 

(государственного мониторинга окружающей среды). 

ГЛПМ осуществляется в соответствии с Порядком осуществления гос-

ударственного  лесопатологического  мониторинга,  утвержденным  приказом 
Министерства  природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  от 
05.04.2017 № 156 «Об утверждении порядка осуществления государственно-
го лесопатологического мониторинга».  

Уполномоченным  органом,  осуществляющим  ГЛПМ,  является  ФБУ 

«Рослесозащита». 

Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и 

прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для 
осуществления  управления  в  области  защиты  лесов  и  обеспечения  санитар-
ной безопасности в лесах. 

Источниками информации для осуществления ГЛПМ являются: 
- данные дистанционного зондирования земли; 
- сведения федеральных органов исполнительной власти; 
-  сведения  органов государственной  власти  субъектов  Российской  Фе-

дерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, 
полученные в результате лесопатологических обследований; 

- данные государственного лесного реестра; 
-  сообщения  граждан,  юридических  лиц  и  средств  массовой  информа-

ции; 

- иные источники информации о состоянии лесов и их количественных 

и качественных характеристиках. 

Участок  леса  (лесотаксационный  выдел,  лесопатологический  выдел, 

группа  лесотаксационных  выделов),  в  котором  суммарный  запас  древесины 
зараженных деревьев составляет 10% и более (кроме корневой губки в сосня-
ках), относится к очагам болезни. При наличии суммарного запаса древесины 
зараженных деревьев от 10% до 20% от общего запаса древесины в соответ-
ствующем  выделе  или  группе  выделов  степень  заражения  определяется  как 
слабая, от 21 до 30% - средняя, более 30% - сильная. 

 Для корневой губки в сосновых насаждениях при наличии суммарного 

запаса древесины зараженных деревьев до 10% от общего запаса древесины в 
соответствующем  выделе  или  группе  выделов  очаг  относится  к  слабой  сте-
пени пораженности, от 11 до 30% - к средней, более 30% - к сильной. 

 

 

138 

 В  очагах  хвое-  и  листогрызущих  вредителей  степень  повреждения 

крон деревьев (далее - дефолиация) определяется путем глазомерной оценки 
и  выражается  в  процентах  по  породам  и  в  среднем  для  всего  зараженного 
участка с указанием вида и возраста личинок или иной фазы развития вреди-
теля. 

Слабой является дефолиация до 25%, средней - 26 - 50%, сильной - 51 - 

75%, сплошной - более 75%. 

 Участок леса, в котором запас древесины заселенных стволовыми вре-

дителями деревьев превышает  10%, относится  к очагам  стволовых  вредите-
лей. Деревья, поврежденные насекомыми-стволовыми вредителями в стадии 
имаго,  не  учитываются  (кроме  очагов  черного  пихтового  усача).  При  нали-
чии запаса древесины заселенных (поврежденных) стволовыми вредителями 
деревьев от 11% до 20% степень повреждения определяется как слабая, от 21 
до 30% - средняя, более 30% - сильная. 

Основными результатами ГЛПМ являются: 
-  реестр  лесных  участков,  занятых  поврежденными  и  погибшими  лес-

ными насаждениями в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно); 

- реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение меро-

приятий по защите лесов в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно); 

-  реестр  лесных  участков,  на  которых  действуют  очаги  вредных  орга-

низмов, отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно); 

-  реестр  лесных  участков,  на  которых  действуют  очаги  вредных  орга-

низмов, не отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно); 

- реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение меро-

приятий  по  ликвидации  очагов  вредных  организмов  (ежегодно  до  1  ноября 
текущего года); 

- прогноз санитарного и лесопатологического  состояния лесов Россий-

ской Федерации (один раз в шесть месяцев); 

- обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъек-

там  Российской  Федерации  и  в  целом  по  России  (ежегодно  до  1  мая  года, 
следующего за отчетным). 

 ФБУ  «Рослесозащита»  размещает результаты  ГЛПМ  на  своем офици-

альном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

 

Проведение лесопатологических обследований  

 

Лесопатологические обследования (далее - ЛПО) проводятся в лесах с 

учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также 
иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. 

ЛПО осуществляются в соответствии приказом Минприроды России от 

16.09.2016 № 480 «Об утверждении Порядка проведения лесопатологических 
обследований и Формы акта лесопатологического обследования». 

ЛПО  проводятся  в  целях  получения  информации  о  текущем  санитар-

ном  (характеристика,  которая  определяется  по  количеству  деревьев  разных 
категорий  состояния)  и  лесопатологическом  (характеристика,  которая  опре-

 

 

139 

деляется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими де-
ревьев)  состоянии  лесных  участков,  а  также  для  обоснования  и  назначения 
мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. 

Проведение  ЛПО  обеспечивается  управлением  лесного  хозяйства  Во-

ронежской области в пределах полномочий, определенных статьями 81  - 84 
Лесного кодекса  Российской  Федерации,  либо  гражданами,  в  том  числе ин-
дивидуальными  предпринимателями,  и  юридическими  лицами,  осуществля-
ющими использование лесов. 

ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного пери-

ода с момента распускания листвы (хвои) и до момента начала сезонной де-
хромации  (изменения  цвета  хвои  или  листьев  в  результате  воздействия  не-
благоприятных природных и антропогенных факторов). 

В  чистых  по  составу  вечнозеленых  лесных  насаждениях,  а  также  лес-

ных  насаждениях, поврежденных  ветрами  (ветровал,  бурелом) и  верховыми 
пожарами, лесопатологические обследования проводятся в течение года. 

ЛПО  проводятся  с  использованием  наземных  и  (или)  дистанционных 

методов,  визуальными  и  (или)  инструментальными  способами,  обеспечива-
ющими  необходимую  точность  оценки  санитарного  и  лесопатологического 
состояния лесов. 

ЛПО визуальным способом проводятся с целью определения текущего 

санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

ЛПО  визуальным  способом  проводятся  с  использованием  наземных  и 

(или) дистанционных методов. 

При проведении ЛПО визуальным способом допускается погрешность 

не  более  15%  в  определении  характеристик  санитарного  и  лесопатологиче-
ского состояния лесных участков. 

По результатам ЛПО визуальным способом в акте лесопатологического 

обследования прогнозируется развитие очагов вредных организмов, измене-
ние  площади  ослабленных  и  усыхающих  лесных  насаждений,  указываются 
площади  лесных  насаждений  с  нарушенной  и  утраченной  устойчивостью,  а 
также  указываются  назначенные  профилактические  мероприятия  по  защите 
лесов, агитационные мероприятия.  

ЛПО  инструментальным  способом  проводятся  с  целью  точного  опре-

деления границ повреждения лесных участков, площадей погибших или по-
врежденных  лесных  насаждений  и  подготовки  необходимой  документации 
для проведения мероприятий. 

ЛПО инструментальным способом проводятся только с использовани-

ем наземного метода. 

По результатам ЛПО инструментальным способом в Акте лесопатоло-

гического  обследования  указываются  процент  выборки  деревьев  по  катего-
риям  состояния,  назначения  мероприятий,  степень  поражения  лесного 
насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений. 

При  неоднородности  санитарного  и  лесопатологического  состояния 

выдела описывается его часть, обладающая однородными характеристиками 
для  назначенных  мероприятий  (лесопатологический  выдел).  Минимальная 

 

 

140 

площадь  лесопатологического  выдела  в  зоне  сильной  лесопатологической 
угрозы - 0,1 га. 

По результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследова-

ния. 

В срок не позднее 3-х рабочих дней со дня утверждения акт с приложе-

ниями размещается на официальном сайте управления лесного хозяйства Во-
ронежской  области  в  информационно-телекоммуникационной  сети  «Интер-
нет»,  за  исключением  актов,  содержащих  информацию,  доступ  к  которой 
ограничен федеральными законами. 

Срок размещения акта с приложениями на официальном сайте состав-

ляет два года. 

При изменении характеристик  санитарного и  лесопатологического  со-

стояния лесных участков, повлекших ухудшение санитарного и (или) лесопа-
тологического состояния лесных участков ЛПО проводятся повторно. 
 

Объемы  ЛПО  в  лесохозяйственном  регламенте  лесничества  не  указы-

ваются  и  определяются  ежегодно,  в  том  числе  с  учетом  данных  государ-
ственного лесопатологического мониторинга и иной информации о санитар-
ном и лесопатологическом состоянии лесов. 

 

Предупреждение распространения вредных организмов 

 

Предупреждение распространения вредных организмов включает в се-

бя проведение: 

-  санитарно-оздоровительных  мероприятий,  в  том  числе  рубок  погиб-

ших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприят-
ных  факторов)  и  поврежденных  (имеющих  видимые  признаки  повреждения 
неблагоприятными  факторами)  лесных  насаждений,  уборки  неликвидной 
древесины  (древесины,  утратившей  потребительские  свойства  из-за  повре-
ждений  гнилью,  стволовыми  вредителями,  а  также  в  результате  пожаров  и 
других неблагоприятных воздействий), рубки аварийных деревьев; 

- профилактических мероприятий по защите лесов; 
- агитационных мероприятий. 
Предупреждение  распространения  вредных  организмов  осуществляет-

ся  в  соответствии  приказом  Минприроды  России  от  12.09.2016  №  470  «Об 
утверждении  Правил  осуществления  мероприятий  по  предупреждению  рас-
пространения вредных организмов».  

Мероприятия  по  предупреждению  распространения  вредных  организ-

мов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользо-
вание, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании 
проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоян-
ное (бессрочное) пользование, аренду  – управлением лесного хозяйства Во-
ронежской области в пределах полномочий, определенных в соответствии со 
статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. 

 

 

141 

Мероприятия  по  предупреждению  распространения  вредных  организ-

мов осуществляются  в  соответствии  со  статьей 19  Лесного  кодекса  Россий-
ской Федерации. 

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, 

проведение  мероприятий по предупреждению  распространения  вредных ор-
ганизмов осуществляется с учетом особенностей режима особой охраны тер-
риторий. 

Не  допускается  осуществление  мероприятий  по  предупреждению  рас-

пространения вредных организмов: 

-  в  случае,  если  такие  мероприятия  не  предусмотрены  соответствую-

щим актом лесопатологического обследования; 

-  в  случае,  если  уполномоченным  федеральным  органом исполнитель-

ной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесо-
патологического обследования или о внесении в него изменений; 

- в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 

статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации  акта лесопатологическо-
го обследования на официальном сайте управления лесного хозяйства Воро-
нежской  области  в  информационно-телекоммуникационной  сети  «Интер-
нет». 

 

Санитарно-оздоровительные мероприятия 

 

Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее – СОМ)  проводятся с 

целью  улучшения  санитарного  состояния  лесных  насаждений,  уменьшения 
угрозы  распространения  вредных  организмов,  обеспечения  лесными  насаж-
дениями своих  целевых  функций, а  также  снижения  ущерба  от  воздействия 
неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные 
условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиоти-
ческие  факторы,  наносящие  ущерб  устойчивости  или  целевой  функции  ле-
сов). 

К  СОМ  относятся  рубка  погибших  и  поврежденных  лесных  насажде-

ний, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

142 

Таблица 36 

 

Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий 

 

№№ 

п/п 

 

Показатели 

Един. 

измере-

ния 

Рубка погибших и по-

врежденных лесных  

насаждений 

Уборка 

аварий-
ных де-

ревьев 

Уборка не-

ликвидной 

древесины 

Итого 

всего 

в том числе: 

сплошная  вы-

бо- 

роч-

ная 

С о с н а   

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

99,6 

4,2 

95,4  -

 

71,8 

171,4 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

4,60 
2,06 

1,03 
0,12 

3,57 
1,94 

-

 

4,08 

4,60 
6,14 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

33,9 

2,1 

31,8  -

 

23,9 

57,8 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

1,70 
0,71 

0,51 
0,06 

1,19 
0,65 

-

 

1,68 

1,70 
2,39 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

      сух. 

1,24 
0,52 

0,32 

0,92 
0,52 

-

 

1,24 
0,52 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

              
сух. 

0,39 

0,15 

0,24 

-

 

0,39 

Итого хвойных 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

99,6 

4,2 

95,4  -

 

71,8 

171,4 

т.м

3

 сыр. 

      сух. 

4,60 
2,06 

1,03 
0,12 

3,57 
1,94 

-

 

4,08 

4,60 
6,14 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

33,9 

2,1 

31,8  -

 

23,9 

57,8 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

      сух. 

1,70 
0,71 

0,51 
0,06 

1,19 
0,65 

-

 

1,68 

1,70 
2,39 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

1,24 
0,52 

0,32 

0,92 
0,52 

-

 

1,24 
0,52 

 

 

143 

 

6  7 

 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

             
сух. 

0,39 

0,15 

0,24 

-

 

0,39 

Д у б  

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

793,9 

793,

-

 

2,7 

796,6 

 

 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

6,81 
8,59 

6,81 
8,59 

-

 

0,01 

6,81 
8,60 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

254,6 

254,

-

 

0,9 

255,5 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

2,27 
2,86 

2,27 
2,86 

-

 

2,27 
2,86 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

2,04 
2,29 

2,04 
2,29 

-

 

2,04 
2,29 

 

 -деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

0,45 

0,45 

-

 

0,45 

Ясень обыкновенный 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

12,5 

12,5  -

 

12,5 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,10 
0,52 

0,10 
0,52 

-

 

0,10 
0,52 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользования:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

4,2 

4,2  -

 

4,2 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,03 
0,17 

0,03 
0,17 

-

 

0,03 
0,17 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,02 
0,13 

0,02 
0,13 

-

 

0,02 
0,13 

 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

-  -

 

Клен остролистный 

 

 

144 

 

6  7 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

2,2 

2,2  -

 

2,2 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,08 
0,30 

0,08 
0,30 

-

 

0,08 
0,30 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользования:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

0,7 

0,7  -

 

0,7 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,03 
0,10 

0,03 
0,10 

-

 

0,03 
0,10 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,02 
0,07 

0,02 
0,07 

-

 

0,02 
0,07 

 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

0,01 

0,01 

-

 

0,01 

Ильмовые 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

2,0 

2,0  -

 

2,0 

4,0 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,01 
0,16 

0,01 
0,16 

-

 

0,01 

0,01 
0,17 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользования:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

0,7 

0,7  -

 

0,7 

1,4 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,05 

0,05 

-

 

0,05 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,04 

0,04 

-

 

0,04 

 

 -деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

-  -

 

Итого твердолиственных 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

810,6 

 

810,

-

 

4,7 

815,3 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

7,00 
9,57 

7,00 
9,57 

-

 

0,02 

7,00 
9,59 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

х  -

 

 

 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

145 

 

6  7 

 

Площадь 

га 

260,2 

 

260,

-

 

1,6 

261,8 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

2,33 
3,18 

2,33 
3,18 

-

 

2,33 
3,18 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

2,08 
2,53 

2,08 
2,53 

-

 

2,08 
2,53 

 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

0,46 

0,46 

-

 

0,46 

Береза 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

4,8 

4,8  -

 

4,8 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,02 
0,04 

0,02 
0,04 

-

 

0,02 
0,04 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

х  -

 

 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

3  -

 

х 

 

площадь 

га 

1,6 

1,6  -

 

1,6 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,01 

0,01 

-

 

0,01 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

0,01 

0,01 

-

 

0,01 

 

-деловой 

т.м

3

 сыр. 

        сух. 

-/- 

-/- 

-/-  -

 

-/- 

-/- 

Осина 

Выявленный 
фонд  
по лесовод-
ственным требо-
ваниям 

га 

12,1 

10,0  -

 

2,1 

12,1 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

16,80 

1,68 

16,8

1,68 

-

 

0,02 

16,80 

1,70 

Срок вырубки 
или уборки 

лет 

х 

3  -

 

х 

Ежегодный раз-
мер пользова-
ния:  

 

 

 

 

 

 

 

 

площадь 

га 

4,3 

-

 

3,3  -

 

1,0 

4,3 

 

выбираемый за-
пас: 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-корневой 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

5,40 
0,01 

-

 

5,40 
0,01 

-

 

0,01 

5,40 
0,02 

 

-ликвидный 

т.м

3

 сыр. 

       сух. 

3,88 

 

-

 

3,88 

 

-

 

-

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..