ЛЕСНОЙ ПЛАН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4     

 

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 4

 

 

6.3. Экономическая оценка средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов
Многие экологические задачи, касающиеся состояния лесного фонда, его
функционирования, объективно решаются при наличии достоверных данных о состоянии лесов.
Сущность экономической оценки средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов в целях предотвращения их
деградации и сохранения на перспективу состоит в обосновании экологической нагрузки
(оптимизации) на природные лесные комплексы (не превышающей пределов их естественных
восстановительных способностей). Для лесов ЕАО, активно осваиваемых последние 100 лет,
эта задача достаточно сложная. Во-первых, нет четких ценовых характеристик практически по
каждой из указанных выше функций. Во-вторых, нет общей экологической оценки лесов по
формациям. Например, однозначно кедрово-широколиственные леса по своим
средообразующим функциям существенно выше мягколиственных лесов. Но последние в
большинстве случаев являются начальной стадией восстановительных, лесообразовательных
процессов, ранее растущих на этих местообитаниях ценных хвойных пород.
Сравнивая средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и иные
полезные функции лесов можно сказать, что из них наиболее важной является защитная
функция лесов. Сюда относятся леса, расположенные в водоохранных зонах, леса,
выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса,
расположенные на особо защитных участках лесов, в соответствии с частью 4 статьи 12
Лесного кодекса Российской Федерации. Они подлежат освоению в целях сохранения
средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и
иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это
использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими
полезными функциями.
В приложении
32 приведены результаты экономической оценки средообразующих,
водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов. Всего на
период действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации оценка
«невесомых» полезных функций лесов ЕАО составит 3,942 млн. рублей. Это многократно
превышает все запланированные доходы от всех видов использования лесов в области на
несколько десятилетий вперед. Это своеобразный капитал, процентная ставка на который с
каждым годом будет повышаться. Нет необходимости говорить, что при реализации Киотского
протокола каждая тонна депонированного углерода лесами области будет стоить до
100
американских долларов (Усольцев, В.А., 2001)
Приложение 32
Экономическая оценка средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов
Оценка полезных
Оценка социально-экологических функций лесов по годам
функций лесов за
Всего на период
год,
действия
Наименование вида
предшествующий
разрабатываемого
Единица
полезных функций
разработке проекта
на 1-
на 2-й
на 3-й
на 4-й
на 5-й
на 6-й
на 7-й
на 8-й
на 9-й
на 10-й
лесного плана
измерения
лесов
лесного плана
й год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
субъекта
субъекта
Российской
Российской
Федерации
Федерации
Леса, расположенные на землях лесного фонда
средообразующие
млн. руб/га
83612
83612
87899
92187
96475
100763
105051
109338
113626
117914
122202
1 029 067. 000
санитарно-
млн.руб/га
109338
109338
109338
109338
109338
109338
109338
109338
109338
109338
109338
1 093 380 000
гигиенические
защитные
млн. руб/га
147929
147929
147929
147929
147929
147929
147929
147929
147929
147929
147929
1 479 290 000
3 601 737 000
Городские леса
средообразующие
млн. руб
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
санитарно-
млн.руб
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
гигиенические
защитные
млн. руб
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий
средообразующие
тыс руб
8029
8029
8029
8029
8029
8029
8029
8029
8029
8029
8029
80 290 000
санитарно-
тысруб
11067
11067
11067
11067
11067
11067
11067
11067
11067
11067
11067
110 670 000
гигиенические
защитные
тысруб
14973
14973
14973
14973
14973
14973
14973
14973
14973
14973
14973
149 730 000
Итого
млн.
средообразующие
91641
91641
95928
100216
104504
108792
113080
117367
121655
125943
190231
1 109 357 000
руб/га
санитарно-
млн.руб/га
120405
120405
120405
120405
120405
120405
120405
120405
120405
120405
120405
1 204 050 000
гигиенические
млн.
защитные
162902
162902
162902
162902
162902
162902
162902
162902
162902
162902
162902
1
629 020 000
руб/га
3 942 427 000
Примечание: расчеты произведены по методике: Выводцев Н.В., Понкратова Н.Н. Экономическая оценка земель лесного фонда. Методические указания.
ТОГУ. 2018. - 48 с. Стоимость 1 га средообразующих функций в ЕАО принята равной 37 руб., санитарно-гигиенических - 51 руб., защитных - 69 руб.
Городские леса, ввиду небольшой площади и, как следствие, малых расчётных величин в общий итог не включались.
6.4. Оценка объемов финансирования мероприятий, предусмотренных лесным
планом субъекта Российской Федерации, из различных источников за период действия
предыдущего лесного плана субъекта Российской Федерации
На выполнение мероприятий разрабатываемого лесного плана за весь период потребуется
1423,3 млн. руб., в том числе:
-
на выполнение работ по охране лесов - 619,6 млн. руб. (43,5 %),
-
мероприятия по защите лесов - 177,7 млн. руб. (12,4 %),
-
воспроизводство лесов и лесоразведение - 622,1 млн. руб. (43,7 %),
-
лесоустройство - 4,03 млн. руб. (0,3 %).
Основным источником финансирования мероприятий лесного плана ЕАО являются
средства субвенций из федерального бюджета, а также собственные средства арендаторов и
иные источники (приложение 33).
Потребность в субвенциях из федерального бюджета за весь планируемый период
составляет 749,0 млн. руб. или 52,6 % от общих затрат. Из них на охрану лесов приходится
491,9 млн. руб. (65,7 %), защиту лесов - 13,5 млн. руб. (1,8 %), воспроизводство лесов и
лесоразведение - 240,1 млн. руб. (32,0 %), лесоустройство - 3,5 млн. руб. (0,5 %).
Объем и расходы на мероприятия, выполняются за счет собственных средств арендаторов,
которые в соответствие с действующим лесным законодательством обязаны осуществлять
работы по охране, защите и воспроизводству лесов. Планируется, что арендаторами будут
проведены мероприятия по противопожарному обустройству лесов на сумму 12,661 млн. руб.,
по защите лесов на сумму 16,413 млн. руб. и лесовосстановительные мероприятия на сумму
36,659 млн. руб., лесоустройство - 0,53 млн. руб. Общая сумма расходов арендаторов за весь
период лесного планирования составит 65,78 млн. руб.
Приложение 33
Оценка объемов финансирования мероприятий, предусмотренных лесным планом субъекта Российской Федерации, из различных
источников за период действия предыдущего лесного плана субъекта Российской Федерации
Наименование
Источник
Единица
Объем
Плановые показатели
Общая
лесохозяйственных
средств
измерен
финансировани
на 1-й
на 2-й
на 3-й
на 4-й
на 5-й
на 6-й
на 7-й
на 8-й
на 9-й
на 10-й
сумма
я за год,
мероприятий
ия
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
на
предшествующ
планов
ий разработке
ый
проекта
период
лесного плана
субъекта
Российской
Федерации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Всего по субъекту Российской Федерации (по видам мероприятий)
По охране лесов
-субвенции
из федер.
тыс. руб.
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
49188,7
491887
бюджета
-бюджет
субъекта
тыс. руб.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
РФ
-средства
тыс. руб.
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
12661,9
126619
арендаторов
-иные источ
тыс. руб.
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
1043
По защите лесов
-субвенции
из федер.
тыс. руб.
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
1353,1
13531
бюджета
-бюджет
субъекта
тыс. руб.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
РФ
-средства
тыс. руб.
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
16413,5
164135
арендаторов
-иные
тыс. руб.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
источники
Продолжение таблицы 33
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
По
воспроизводству
лесов
-субвенции
из федер.
тыс. руб.
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
24006,7
240067
бюджета
-бюджет
субъекта
тыс. руб.
-
РФ
-средства
тыс. руб.
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
36659,2
366592
арендаторов
-иные
тыс. руб.
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
1544,0
15440
источники
Лесоустройство
-субвенции
из федер.
тыс. руб.
350
350
350
350
350
350
350
350
350
350
350
3500
бюджета
-бюджет
субъекта
тыс. руб.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
РФ
-средства
тыс. руб.
53
53
53
53
53
53
53
53
53
53
53
530
арендаторов
-иные
тыс. руб.
источники
6.5. Экономическая эффективность реализации мероприятий лесного плана
субъекта Российской Федерации за период действия предыдущего лесного плана субъекта
Российской Федерации, показатели экономической эффективности реализации
мероприятий лесного плана субъекта Российской Федерации
Экономическая оценка лесов отличается от оценки земель других категорий тем, что к
многофункциональности почв и земельного покрова добавляется разнообразие лесной
растительности. Прежде всего, это проявляется в необходимости учета множества факторов,
которые можно объединить в две группы:
1) характеризующие природное разнообразие лесов;
2) отражающие эколого-экономические и социальные условия.
Для максимально полного учета разнообразия типологической структуры лесных
формаций, дифференциации других природных, эколого-экономических и социальных
особенностей на уровне лесничеств, лесных участков разработана методика экономической
оценки лесов. Ее суть заключается в определении текущей стоимости наличных древостоев,
других лесных ресурсов на основе потенциального дохода от их использования на уровне
субъекта РФ, лесничества или лесного участка. Для этого устанавливается базовая
(обезличенная) цена единицы площади лесов по преобладающей породе базовой группы типов
леса по лесотаксовому району. Переход от базовой цены к оценке конкретного лесничества или
лесного участка осуществляется с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих
природное разнообразие, эколого-экономические и социальные особенности лесов ДФО, а
именно:
экономическую ценность лесных ресурсов (только для покрытых лесом земель);
категорию земель лесного фонда (для всех категорий земель);
эксплуатационный, ресурсно-сырьевой и рентный потенциал (для всех категорий земель);
группы типов леса и условия местопроизрастания (для покрытых лесом и не покрытых
лесом земель);
возрастное состояние лесов (только для покрытых лесом земель);
целевое назначение лесов и категории защитных лесов (для всех категорий земель).
В результате суммирования произведений оценок единиц площади лесов по категориям
земель на занимаемую ими площадь определяется экономическая оценка земель лесного фонда,
характеризующая состояние лесов на уровне лесничеств, лесных участков.
Пример. Определение экономической оценки лесов на уровне Кульдурского лесничества
и четырех участковых лесничеств: Кульдурского, Известкового, Бираканского, Теплоозерского
(табл. 17).
Таблица 17. Таксационная характеристика Кульдурского лесничества ЕАО
Показатели
Ед. изм.
Значение показателей, всего
1
2
3
Площадь
га
312349
Покрытая лесом площадь
га
279931
в том числе: лесные культуры
га
6828
Не покрытая лесом площадь
га
9477
из них: 1) несомкнувшиеся лесные культуры
га
1411
2) естественные редины
га
4140
3) фонд лесовосстановления (гари, погибшие древостои,
га
3926
вырубки, прогалины, пустыри)
1
2
3
Нелесная площадь
га
22941
из них: 1) дороги, просеки, усадьбы и др. строения
га
285
2) сенокосы, пастбища
га
4375
3) воды, болота и прочие земли
га
18281
Запас общий
тыс. м3
32473,5
Группа древесных пород (хозяйство):
- мягколиственное (преобладающая порода - береза белая,
га
140170
III кл. возраста)
- хвойное (преобладающая порода - лиственница, IV кл.
га
100179
возраста)
- твердолиственное (преобладающая порода - дуб
га
39568
высокоствольный, береза желтая, V кл. возраста)
Группа типов леса и условия местопроизрастания
индекс
-
Целевое назначение лесов:
А) Защитные леса, всего
га
62037
1) Леса, выполняющие функции защиты природных и иных
объектов, всего
из них: а) Защитные полосы лесов, расположенные вдоль
железнодорожных путей общего пользования,
га
4957
автомобильных дорог общего пользования, находящихся в
собственности субъектов РФ
б) Зеленые зоны
га
4800
в) Леса расположенные в первой, второй и третьей зонах
округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных
га
14230
местностей, курортов
2) Ценные леса, всего
га
38050
из них: а) Нерестоохранные полосы лесов
га
28733
б) Орехово-промысловые зоны
га
9317
Б) Эксплуатационные леса
га
250312
Примечание
- данные лесохозяйственного
регламента
Кульдурского
лесничества,
государственного лесного реестра ЕАО, Лесного плана ЕАО на период 2009-2018 гг. (редакция
2011 г.), материалы лесоустройства Кульдурского лесничества (2004 г.).
Этапы расчета экономической оценки эффективности мероприятий реализации лесного
плана в разрезе лесничества:
1. Расчет базовой цены единицы площади лесничества
1.1. Расчет базовой цены единицы площади лесничества:
,
(2.1
)
где:
- базовая цена единицы площади лесов, руб./га;
- средняя ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений, руб./м3;
- средняя концентрация запаса спелых и перестойных лесов на единицу площади,
м3/га.
1.3. Базовая цена единицы площади лесничества, рассчитанная по формуле
(2.1)
Методики, равна 6959,4 руб./га.
2. Оценка единицы площади лесничества
2.1. Определение значений корректирующих коэффициентов
2.1.1. По данным лесохозяйственного регламента на территории Кульдурского
лесничества разрешается использовать все виды лесных ресурсов. Допускается заготовка
древесины, живицы, недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений,
осуществление охотничьего хозяйства, рекреационной деятельности и ведение сельского
хозяйства (кроме северного оленеводства).
2.1.2. Сумма коэффициентов экономической ценности лесных ресурсов по лесничеству
(включая заготовку древесины), составляет 3,302.
2.1.3. Структура земель лесного фонда лесничества дифференцирована в пределах
категорий земель, поэтому для корректировки оценок в соответствии с п. 4.17 Методики
коэффициенты по каждой категории земель определяются как средневзвешенные величины.
2.1.4. Для учета дифференциации покрытых лесом земель сумма произведений площадей
лесных культур и лесов естественного происхождения на соответствующие им коэффициенты
категорий земель из прил. 2 делится на площадь всей покрытой лесом площади:
Кз = (6828х1,3+273103х1)/279931=1,007.
2.1.5. Средневзвешенный коэффициент не покрытых лесом земель рассчитывается
аналогичным образом, только используются площади в пределах данной категории земель и
соответствующих им коэффициентов:
Кз = (1411х1,1+4140х0,75+3926х0,6)/9477=0,74.
2.1.6. Средневзвешенный коэффициент, учитывающий варьирование оценок в переделах
нелесных земель, составляет:
Кз = (285х0,9+4375х0,7+18281х0,5)/22941=0,54.
2.1.7. Коэффициент, учитывающий эксплуатационный, ресурсно-сырьевой и рентный
потенциал Кульдурского лесничества, устанавливается по прил. 5 и составляет 1,028.
2.1.8. Величина коэффициента групп типов леса устанавливается по прил.
6 и
определяется как средневзвешенная в зависимости от площади, занимаемой каждой группой
типов леса в лесничестве: 1,035.
2.1.9. Коэффициент, учитывающий возрастное состояние лесов, в Кульдурском
лесничестве также определяется как средневзвешенная величина, рассчитываемая как сумма
произведений площадей групп древесных пород
(мягколиственных, хвойных и
твердолиственных) на коэффициенты соответствующих классов возраста преобладающих
пород и их возрастов спелости из прил. 7:
Кв = (140170х0,45+100179х0,67+39568х0,82)/279931=0,58.
2.1.10. Коэффициент целевого назначения лесов и категорий защитных лесов
рассчитывается в целом для Кульдурского лесничества как средневзвешенное значение в
зависимости от занимаемой площади защитных лесов по категориям и эксплуатационных лесов
и соответствующего коэффициента из прил. 8:
Кц = (4957х4,5+14230х5,0+28733х4,0+9317х3,5+4800х3,0+250312х1,5)/
/312349=2,02.
3. Расчет оценок единицы площади покрытых лесом, не покрытых лесом и нелесных
земель
3.1. Подставляя значения из п. 1.3, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.7-2.1.10 в формулу (2.2) получим оценку
единицы площади покрытых лесом земель лесничества:
6959,4х3,302х1,007х1,028х1,035х0,58х2,02=28846,37 руб./га
3.2. Для оценки единицы площади не покрытых лесом земель данные значений из п. 1.3,
2.1.5, 2.1.7-2.1.8 и 2.1.10 подставляются в формулу (2.3):
6959,4х0,74х1,028х1,035х2,02=11068,49 руб./га
3.3. Для оценки единицы площади не покрытых лесом земель данные из п. 1.3, 2.1.6, 2.1.7,
2.1.10 подставляются в формулу (2.4) Методики:
3.3. Для оценки единицы площади нелесных земель данные из п. 1.3, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.10
подставляются в формулу (2.4) Методики:
6959,4х0,54х1,028х2,02=7803,87 руб./га
4. Определение экономической оценки Кульдурского лесничества ЕАО
4.1. Экономическая оценка лесничества определяется как сумма произведений оценок
единиц площади покрытых лесом земель, не покрытых лесом и нелесных земель (п. 3.1, 3.2, 3.3)
на занимаемые данными категориями земель площади по формуле (2.9):
(28846,37 х279931) + (11068,49 х9477) +(7803,87*22941) = 8 358 917,8 тыс. руб.
Значения показателей, порядок расчета и результаты экономической оценки лесничества
сведены в табл. 18.
Таблица 18. Таксационная характеристика Кульдурского лесничества ЕАО
N п/п
Показатели
Ед. изм.
Значения
показателей
1
Площадь лесничества, всего
га
312349
1.1
Площадь покрытых лесной растительностью земель
га
279931
1.2
Площадь не покрытых лесом земель
га
9477
1.3
Площадь нелесных земель
га
22941
2
Средняя концентрация запаса древесины в ЕАО
м3/га
147,57
3
Средняя ставка платы за единицу объема древесины по
руб./м3
47,16
ЕАО
4
Базовая цена единицы площади (п.2 х п.3)
руб./га
6959,4
5
Коэффициент экономической ценности возможных к
Кэ
3,302
использованию лесных ресурсов на лесном участке
(сумма п. 5.1-5.7)
5.1
заготовка древесины
1,0
5.2
заготовка живицы
0,028
5.3
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (все
0,917
виды)
5.4
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор
0,535
лекарственных растений (все виды)
5.5
осуществление видов деятельности в сфере
0
охотничьего хозяйства
5.6
сельское хозяйство (все виды, кроме оленеводства)
0,032
5.7
осуществление рекреационной деятельности
0,79
6
Коэффициент категории земель лесного фонда:
6.1
покрытых лесной растительностью
Кз
1,0
(средневзвешенный)
6.2
не покрытых лесной растительностью
Кз
0,74
(средневзвешенный)
6.3
нелесных земель (средневзвешенный)
Кз
0,54
7
Коэффициент эксплуатационного, ресурсно-сырьевого
Кл
1,028
и рентного потенциала (Кульдурское лесничество)
8
Коэффициент групп типов леса и условий
Кт
1,035
местопроизрастания (средневзвешенный)
9
Коэффициент возрастного состояния лесов
Кв
0,58
(средневзвешенный)
10
Коэффициент целевого назначения и категории
Кц
2,02
защитных лесов (средневзвешенный)
11
Оценка единицы площади покрытых лесом земель (п.4
руб./га
28846,37
х п.5 х п.6.1 х п.7 х п.8 х п.9 х п.10)
12
Оценка единицы площади не покрытых лесом земель
руб./га
11068,49
(п.4 х п.6.2 х п.7 х п.8 х п.10)
13
Оценка единицы площади нелесных земель (п.4 х п.6.3
руб./га
7803,87
х п.7 х п.10)
14
Оценка лесничества
тыс. руб.
8358917,8
(п.11хп.1.1)+(п.12хп.1.2)+(п.13хп.1.3)
Таким образом, стоимость земель лесного фонда в Кульдурском лесничестве ЕАО общей
площадью 312349 га по расчетам с применением Методики экономической оценки лесов ДФО,
составляет 8358,9 млн. руб. или 26761,47 руб./га.
Таким образом, рассчитываются стоимость одного га лесных и не лесных площадей,
переданных в аренду.
Приложение 34
Экономическая эффективность реализации мероприятий лесного плана субъекта Российской Федерации за период действия
предыдущего лесного плана субъекта Российской Федерации, показатели экономической эффективности реализации мероприятий
лесного плана субъекта Российской Федерации
За год,
Показатели на период действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской
предшествующий
Федерации
разработке проекта
Единица
лесного плана
Показатели
измерения
субъекта
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
10-й
Российской
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
Федерации (за
2011-18гг)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Прогнозные расходы на лесное
1218103,1
154983
153434
151882
150331
148784
147235
145686
144133
142582
141031
хозяйство, в том числе за счёт средств:
- федерального бюджета
тыс. руб.
939371,8
117421
116247
115073
113899
112725
111551
110377
109203
108029
106855
- бюджета субъекта Российской
тыс. руб.
65280,0
10880
10771
10662
10553
10444
10335
10226
10117
10008
9899
Федерации
- местных бюджетов
тыс. руб.
8845,7
1106
1096
1085
1074
1063
1052
1041
1030
1019
1008
- лиц, использующих леса
тыс. руб.
204605,6
25576
25320
25064
24808
24552
24296
24040
23784
23528
23272
Прогнозные доходы бюджетной
521512,6
65189
66167
67146
68123
69101
70078
71056
72034
73012
73990
системы, в том числе:
- федерального бюджета
тыс. руб.
481201,0
60150
61052
61954
62856
63758
64659
65561
66463
67365
68267
- бюджета субъекта Российской
тыс. руб.
40311,6
5039
5115
5192
5267
5343
5419
5495
5571
5647
5723
Федерации
- местных бюджетов
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Рыночная стоимость используемых
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
лесных ресурсов
Рыночная стоимость продукции
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
переработки лесных ресурсов
Показатели экономической
42
43
44
45
46
47
49
50
51
52
эффективности
6.6. Целевые показатели эффективности реализации мероприятий лесного плана
ЕАО
В ЕАО на лесные экосистемы воздействуют многие факторы и в первую очередь
факторы, связанные с деятельностью человека: строительство дорог, линии электропередач и
связи, прокладка трубопроводов, разведка и добыча полезных ископаемых. В меньшей мере
рекреационная деятельность и другие виды.
В соответствии со ст.
83 ЛК РФ, органам государственной власти субъектов РФ
переданы полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Основной задачей данной экспертизы является оценка воздействия на окружающую среду
лесохозяйственной деятельности, минимизацию антропогенных, рекреационных и техногенных
нагрузок на леса, а также эффективность проектов.
В прошлом лесном плане была дана прогнозная оценка реализации мероприятий лесного
плана на конец 2018 г. Было спрогнозировано несущественное нарушение окружающей среды
на территории области на конец действия лесного плана, его можно сравнить с естественным
фоном изменений, протекающим в лесных экосистемах. Тем не менее, было отмечено, что при
разработке раздела «Оценки воздействия проектируемых мероприятий на окружающую среду»
(ОВОС) должны учитываться следующие принципы:
- оценка проводится отдельно от лесоустроительного проекта по отдельному договору;
- оценка мероприятий выполняется по специальной методике, сравнивая то что есть и то
что будет в результате реализации проектируемых мероприятий.
Разница между полученными данными покажет эффективность использования лесов от
конкретных видов пользования
В 2009 г. доходы лесного хозяйства от использования лесов в ЕАО составили 29,2 млн.
руб., из них 61,6 % приходилось на доходы от заготовки древесины. Фактическая стоимость
участков оценивалась очень приближенно и по существу была далека от истины. Добиться
увеличения лесного дохода от этого вида использования лесов возможно за счет точной оценки
стоимости 1 га покрытой лесом площади, и как следствие более эффективной организации
процедуры предоставления лесных участков в пользование по другим видам пользования, таких
как создание лесных плантаций, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных
растений, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, выполнение работ
по геологическому изучению недр и др.
Целевые показатели эффективности реализации мероприятий лесного плана ЕАО
приведены в приложении 35. По всем показателям залажен рост в пределах 10% по сравнению с
последним годом действия лесного плана 2011-2018гг. Возможно они на 2-3% завышены. Но
если судить о планах реализации в области разрабатываемых 16 инвестиционных проектов
(общая сумма инвестиций превышает пять миллиардов рублей), часть из которых уже
реализуется, эти цифры вполне соответствуют возможным перспективам развития области.
Анализ выполнения запланированных показателей прошлого лесного плана
свидетельствует, что по большинству из них запланированные целевые объемы не достигнуты.
Причины, на наш взгляд, кроются в отсутствии стратегии и тактики их реализации.
Приложение 35
Целевые показатели эффективности реализации мероприятий лесного плана субъекта Российской Федерации
Значение целевых прогнозных
Планируемое значение целевых прогнозных показателей на период действия
показателей
разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации
за год,
предшествующий
Наименование целевого
Единица
период действия
разработке
прогнозного показателя
измерения
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
10-й
предыдущего
проекта лесного
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
лесного плана
плана субъекта
Российской
Федерации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Объем рубок лесных
насаждений с 1 га покрытых
м3 /га
2,8
2,3
2,4
2,5
2,6
2,7
2,8
2,9
3,0
3,1
3,2
3,3
лесной растительностью
земель лесного фонда
Соотношение стоимости 1 м3
древесины от рубок и ставки
%
142
142
144
145
147
148
149
151
152
153
155
123
платы за единицу объема
древесины
Средняя стоимость 1 м3
древесины от рубок
руб.
79,1
79.1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
79,1
древостоев на землях лесного
фонда
Минимальные ставки
платежей за 1 м3 древесины,
руб.
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
36,2
установленные
Правительством РФ
Объем платежей в
бюджетную систему РФ от
руб./га
46,0
46,0
47
48
49
50
51
52
53
53
54
55
использования лесов с 1 га
земель лесного фонда
Продолжение таблицы 35
Планируемое значение целевых прогнозных показателей на период действия
Значение целевых прогнозных показателей
разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации
Наименование целевого
Единица
период
за год, предшествующий
прогнозного показателя
измерения
действия
разработке проекта
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
10-й
предыдущего
лесного плана субъекта
год
год
год
год
год
год
год
год
год
год
лесного плана
Российской Федерации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Удельная площадь
земель лесного фонда,
покрытых лесной
%
1,145
0,143
0,143
0,14,
0,137
0,134
0,131
0,128
0,125
0,122
0,119
0,116
растительностью,
погибшей от пожаров
Удельная площадь
земель лесного фонда,
покрытых лесной
%
0,144
0,0288
0,0288
0,0258
0,0228
0,0198
0,0168
0,0138
0,0108
0,0108
0,0103
0,0078
растительностью,
погибшей от вредителей
и болезней
Соотношение площади
искусственного
лесовосстановления и
%
169,4
21,7
22
23
24
24
26
27
28
29
30
31
площади сплошных
рубок на землях лесного
фонда
Доля площади ценных
лесов в составе
покрытых лесной
%
113,2
14,6
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
растительностью земель
лесного фонда
Общий средний прирост
на 1 га покрытых лесной
м3/га
13,04
1,66
1,69
1,72
1,75
1,78
1,81
1,84
1,87
1,90
1,92
1,93
растительностью земель
лесного фонда
Лесистость территории
%
45
45,85
46
46
47
47
48
48
49
49
50
51
ЕАО

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4