ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ КРАСНОСЕЛЬКУПСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Ямало-Ненецкого автономного округа (на период 2019-2028 годы) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ КРАСНОСЕЛЬКУПСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Ямало-Ненецкого автономного округа (на период 2019-2028 годы)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ КРАСНОСЕЛЬКУПСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА Ямало-Ненецкого автономного округа (на период 2019-2028 годы) - часть 8

 

 

производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний
и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
- установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и
сооружений на путях массовой миграции животных;
- устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова,
размеры которых превышают две трети ширины водотока;
- после завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода
оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки
траншей;
- расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль
трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период
размножения животных.
Лица, использующие леса обязаны:
-
своевременно
информировать
специально
уполномоченные
государственные органы по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания о случаях гибели животных при
осуществлении при осуществлении эксплуатации транспортных магистралей,
трубопроводов, линий связи и электропередачи;
- при проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо
ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях
миграции и в местах концентрации объектов животного мира;
- владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие
транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба,
наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции
судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально
уполномоченными государственными
органами по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. На
транспортных
магистралях
необходимо
устанавливать
специальные
предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта;
- опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов
животного мира и на путях их миграции ограждать устройствами со специальными
проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально
уполномоченными государственными органами по охране и контролю
использования объектов животного мира и среды их обитания;
- при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев
(поверхностных водотоков) обеспечивать свободную миграцию рыб и наземных
животных;
- при проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на
объекты животного мира шума движущегося транспорта устанавливать санитарно -
защитные зоны в соответствии с действующими правилами и нормами;
- трубопроводы заглублять (погружать под землю на определенную глубину).
При строительстве трубопроводов в легко уязвимых местах среды обитания
животных (тундра и другие), где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо
142
предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв
отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м;
- в случае пересечения реки трубопровод заглублять и фиксировать (для
предотвращения всплытия), при пересечении трубопроводом верховий рек и ручьев
устраивать эстакаду; трубопроводы не должны пересекать нерестилища и
зимовальные ямы;
- в месте пересечения водного объекта, участка концентрации наземных
животных или на путях их миграции трубопровод оснащать техническими
устройствами, обеспечивающими отключение поврежденного в результате аварии
участка трубопровода;
- после завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода
запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные
участки траншей;
- при проектировании и строительстве трубопроводов обеспечивать меры
защиты объектов животного мира, включая ограничение работ на строительстве
трубопроводов в периоды массовой миграции, в местах размножения и линьки,
выкармливания молодняка, нереста, нагула и ската молоди рыбы;
- при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи
предусматривать меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в
случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к
конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета;
- линии электропередачи, опоры и изоляторы оснащаться специальными
птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать
гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам.
Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств
неизолированных металлических конструкций;
- для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия
электромагнитного поля линий электропередачи вдоль этих линий устанавливать
санитарно-защитные полосы;
- запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней
воздействия электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий
линий электропередачи на объекты животного мира;
- трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и
работающие механизмы должны быть оснащены устройствами
(изгородями,
кожухами и другими), предотвращающими
проникновение животных на
территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы;
- в местах массовой миграции птиц для предотвращения их гибели от
столкновения с линиями связи рекомендуется, как вариант, воздушную проводную
систему связи заменять на систему подземную кабельную или радиорелейную.
10. Нормативы рубки лесных насаждений устанавливаются исходя из
требований установленных Приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил
заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.
23 Лесного
кодекса Российской Федерации».
143
На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, рубка
лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации
железных и автомобильных дорог, определены «Правилами пожарной безопасности
в лесах» утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2007 № 417.
2.15. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для переработки
древесины и иных лесных ресурсов
Использование лесных участков для переработки древесины и иных лесных
ресурсов определяется статьей 46 ЛК РФ и Правилами использования лесов для
переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденными приказом
Минприроды России от 1.12.2014 № 528 «Об утверждении Правил использования
лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» (далее - Правила
использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов).
Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов
представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с
производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в
соответствии со статьей 14 ЛК РФ.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для
переработки древесины и иных лесных ресурсов в соответствии с Перечнем
объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов,
эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В случае если федеральными законами допускается осуществление
переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными
учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности,
могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное
(бессрочное) пользование.
Для переработки древесины и иных лесных ресурсов, создается
лесоперерабатывающая инфраструктура
(объекты переработки заготовленной
древесины, биоэнергетические объекты и др.).
Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных
лесах, а также в иных, предусмотренных Лесным кодексом РФ и другими
федеральными законами, случаях в соответствии с частью 2 статьи 14 Лесного
кодекса РФ.
В целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры
используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке
таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а
также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные
лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в
случае отсутствия других вариантов размещения указанных объектов.
144
При использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов
должны исключаться случаи:
загрязнения
(в том числе радиоактивными веществами) лесов и иного
негативного воздействия на леса в соответствии со статьей 51 Лесного кодекса РФ;
въезда транспортных средств в целях обеспечения пожарной и санитарной
безопасности в лесах в соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса РФ.
Лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных
ресурсов, имеют права и обязанности, установленные пунктами
7,
8 Правил
использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или)
эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры,
подлежат рекультивации.
На лесных участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития
эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой
кустарников.
Обязательным условием рекультивации является прогнозирование состояния
лесного участка к моменту завершения его использования с учетом продуктивности
лесных земель и их доступности. Необходимо учитывать целевое назначение лесов,
категорию учета земель лесного фонда, а также учетные подкатегории (лесные,
нелесные земли), связанные с продуктивностью земель лесного фонда.
Рекультивация земель, нарушаемых при использовании лесного участка,
должна быть выполнена до окончания срока договора аренды лесного участка.
2.16. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления
религиозной деятельности
В соответствии со ст. 47 ЛК РФ леса могут использоваться религиозными
организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с
Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях». Лесные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в
безвозмездное пользование для осуществления религиозной деятельности.
Субъектами использования лесов для осуществления религиозной
деятельности и соответственно субъектами имущественных прав на
соответствующие лесные участки провозглашаются религиозные организации.
В соответствии со ст.
8 Федерального закона от
26.09.1997
№ 125-ФЗ,
религиозной организацией признается добровольное объединение граждан
Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях,
проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях
совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом
порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозным объединениям, не имеющим статуса юридического лица, а также
религиозным группам и их участникам предоставление лесов для использования в
религиозных целях не предусматривается.
145
Для осуществления религиозной деятельности в лесах РФ необходимо
наличие договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Договор безвозмездного срочного пользования заключается без проведения
аукциона на основании решения уполномоченного государственного органа в
порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Лица, использующие леса для осуществления религиозной деятельности,
имеют право:
- осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора
безвозмездного срочного пользования лесным участком;
- на лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной
деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного
и благотворительного назначения;
- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям
законодательства Российской Федерации.
Лица, использующие леса для осуществления религиозной деятельности в
лесах РФ, обязаны:
- соблюдать условия договора безвозмездного срочного пользования лесным
участком;
- соблюдать в лесах правила пожарной и санитарной безопасности;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Часть
3 ст.
47 ЛК РФ предписывает лесные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, предоставлять религиозным
организациям в безвозмездное пользование для осуществления религиозной
деятельности.
Строительство объектов религиозной деятельности возможно на всей
территории лесничества, за исключением лесов зеленой зоны (п. 3 статьи 105 ЛК
РФ) и особо охраняемых природных территорий.
Сроки разрешенного использования лесов для строительства объектов
религиозной деятельности, определяются в соответствии со сроками действия,
указанными в документах:
а) актах выбора земельных участков, согласованных на региональном уровне в
соответствии с действующим законодательством;
б) утвержденной проектной документации на строительство объектов
религиозной деятельности.
Использование лесов в любых целях допускается способами, не наносящими
вреда окружающей среде и здоровью человека.
Рассматриваемое использование лесов осуществляется с предоставлением
лесных участков, но без изъятия лесных ресурсов.
Заготовка и сбор лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства и иная
подобная деятельность могут осуществляться религиозными организациями на
предоставленных им лесных участках в соответствии с иными статьями ЛК РФ.
2.17. Требования к охране, защите и воспроизводству лесов
146
Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию
борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными
порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке
полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса
неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами
воздушного бассейна. Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной
безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идет работа не только по
количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью
замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные породы деревьев,
активно выполняющих не только экономические, но и экологические
оздоровительные задачи.
2.17.1. Требования к охране лесов от лесных пожаров
Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти,
органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в
соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими
федеральными законами.
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ЛК РФ, Правилами
пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.
Обеспечение пожарной безопасности в лесах выполняется в соответствии со
ст.
53 ЛК РФ. Под пожарной безопасностью в лесах понимается обеспечение
условий в лесах, при которых снижается до минимума вероятность возникновения и
распространения лесных пожаров и обеспечивается возможность ликвидации
возникающих очагов горения.
Документом автономного округа в области охраны, защиты, воспроизводства
лесов и лесовосстановления является закон Ямало-Ненецкого автономного округа от
20.06.2007 № 68-3АО «О регулировании лесных отношений на территории Ямало-
Ненецкого автономного округа».
В ст. 53.1 ЛК РФ установлены меры пожарной безопасности в лесах.
Помимо указанных ст. 53.1 ЛК РФ мер, постановлением Правительства
Российской Федерации от
16.04.2011
№ 281
«О мерах противопожарного
обустройства лесов» определено, что к мерам противопожарного обустройства
лесов относятся:
- прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и
их обновление;
- эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии
со ст. 11 ЛК РФ;
147
- установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной
безопасности;
- создание и содержание противопожарных заслонов, и устройство
лиственных опушек;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих
информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Под противопожарным обустройством лесов в первую очередь понимается
создание лесной инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.
Нормативы противопожарного обустройства на 1000 га общей площади лесов
определены в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012
№ 174 «Об установлении нормативов противопожарного обустройства лесов».
Определение лесной инфраструктуры, обеспечивающей пожарную
безопасность в лесах, дают Рекомендации по противопожарной профилактике и
регламентации работы лесопожарных служб, утвержденные Заместителем
Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 17.11.1997 и ОСТ 56-
103-98 «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные
полосы. Критерии качеств и оценка состояния», утверждены приказом Федеральной
службы лесного хозяйства России от 24.02.1998 № 38.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от
21 ноября
2017
№ 1792-ст
«Об утверждении национального стандарта
Российской Федерации» («ГОСТ Р 57972-2017. Национальный стандарт Российской
Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования»).
Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов,
эксплуатационных лесов и резервных лесов утвержден распоряжением
Правительства РФ от 17.07. 2012 № 1283-р.
Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий» функции по организации тушения
лесных пожаров возложены на органы государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 4.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление (в том
числе) мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
В целях успешного решения задач по организации тушения лесных пожаров,
оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с
лесными пожарами Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно
утверждается
«Сводный план тушения лесных пожаров на территории Ямало-
Ненецкого автономного округа».
Организацию тушения лесных пожаров на территории автономного округа
осуществляет департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений
и развития нефтегазового комплекса автономного округа.
Обнаружение и тушение лесных пожаров осуществляется в рамках
заключенных государственных контрактов и утвержденного государственного
задания.
148
Мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров
на территории автономного округа осуществляются в соответствие с ежегодно
утвержденным «Сводным планом тушения лесных пожаров на территории ЯНАО»,
а на территории Красноселькупского лесничества
- «Планом тушения лесных
пожаров на территории Красноселькупского лесничества».
Классификации природной пожарной опасности лесов на территории
лесничества. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011
№ 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и
классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды»
утверждена классификация природной пожарной опасности лесов. В основу этой
классификации положены типы леса, преобладающие породы, характер подроста,
наличие захламленности, насыщенность территории дорогами и т.д.
Распределение площади земель лесного фонда Красноселькупского
лесничества по классам пожарной опасности приведено в таблице 22.
Таблица 22
Распределение площади земель лесного фонда Красноселькупского
лесничества по классам пожарной опасности
Площадь по классам пожарной
Средний
Участковое
опасности
класс
п/
Итого
лесничество
пожарной
п
1
2
3
4
5
опасности
Красносельк
1.
555812,8
16952,0
47783,4
1489108,0
2528807,8
4638464,0
4,2
упское
2.
Толькинское
349867,7
9622,8
139480,5
1285503,8
1139444,2
2923919,0
3,9
3.
Раттинское
287248,0
2809,8
89248,4
1417809,2
587968,6
2385084,0
3,8
Всего по
1192928,5
29384,6
276512,3
4192421,0
4256220,6
9947467,0
4,0
лесничеству
В соответствии с действующей методикой оценки горимости, территория
лесничества характеризуется низким классом пожарной опасности - 4,0. Площадь
наиболее опасная в пожарном отношении (1-3 классы) составляет
1498825 га
(15,1 %).
При этом следует учитывать, что на площади верховых болот, в засушливые
периоды, опасность возникновения пожаров достаточно высокая. Обуславливается
149
это наличием мощного багульниково-кустарничкового покрова на всей площади
болот, а на микроповышениях, в травяном покрове, преобладают лишайники. В силу
наличия большого количества эфирных масел в указанных растениях они являются
горючим материалом. На участках таких болот, расположенных вблизи дорог и
населенных пунктов, обосновано создание противопожарных минерализованных
полос.
Наличие развитой гидрографической сети на территории лесничества создает
систему естественных противопожарных барьеров.
Систему естественных противопожарных барьеров дополняют искусственно
созданные в виде дорог, линий связи и электропередачи, мелиоративных каналов и
других минерализованных полос.
За исключением засушливых лет систему естественных противопожарных
барьеров в определенной мере выполняют болота, заболоченные участки и
лиственные насаждения (ограниченно).
Начало пожароопасного сезона устанавливается правительством субъекта в
соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
25.04.2012
№ 390 «О противопожарном режиме» в связи со сходом снежного
покрова в лесах.
Плановый объем мероприятий по противопожарному устройству лесов на
территории лесничества определен с учетом приказа Рослесхоза от
27.04.2012
№ 174 «Об установлении нормативов противопожарного обустройства лесов» и
анализа фактически выполненных мероприятий за период действия предыдущего
лесохозяйственного регламента.
Объем мероприятий по противопожарному устройству выполненных за
период действия предыдущего лесохозяйственного регалмента приведен в таблице
22.1.
Таблица 22.1
Мероприятия по противопожарному устройству на территории
Красноселькупского лесничества за период 2009 - 2018 г.г.
В том числе
арендаторами
Меры противопожарного обустройства
Ед.
п/
Всего
за счет
за счет
лесов
изм.
п
субвенций
собственных
средств
1
2
3
4
5
6
1
Установка и размещение стендов и других
знаков и указателей, содержащих
информацию о мерах пожарной
шт.
3 191
134
3 057
безопасности в лесах в виде объявлений
(аншлагов) и других знаков и указателей
2
Благоустройство зон отдыха граждан,
пребывающих в лесах в соответствии со
шт.
27
19
8
статьей 11 Лесного кодекса Российской
Федерации
150
В том числе
арендаторами
Меры противопожарного обустройства
Ед.
п/
Всего
за счет
за счет
лесов
изм.
п
субвенций
собственных
средств
1
2
3
4
5
6
3
Установка и эксплуатация шлагбаумов,
устройство преград, обеспечивающих
шт.
13
6
7
ограничение пребывания граждан в лесах в
целях обеспечения пожарной безопасности
4
Устройство противопожарных
км.
1 092,69
12,5
1 080,19
минерализованных полос
5
Прочистка и обновление противопожарных
км.
4 054,14
12,5
4 041,64
минерализованных полос
Плановый объем мероприятий по противопожарному устройству лесов
лесничества приведен в таблице 22.2.
Объем рассчитан на 1 000 га площади лесов по их целевому назначению, за
исключением площади нелесных земель, и анализа объема выполненных
мероприятий.
Таблица 22.2
Мероприятия по противопожарному устройству на территории
Красноселькупского лесничества на период 2019 - 2028 г.г.
в том числе
Требуется
арендаторам
Меры противопожарного
Ед.
Планируется
по
за счет
и за счет
п/п
обустройства лесов
изм.
всего
нормативу
субвенций
собственных
средств
1
2
3
4
5
6
7
1
Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о
мерах пожарной безопасности в лесах в виде:
стендов
3
3
3
-
объявлений (аншлагов) и других
шт.
1 152
280
80
200
знаков и указателей
2
Благоустройство зон отдыха
граждан, пребывающих в лесах в
шт.
218
191
-
191
соответствии со статьей 11 Лесного
кодекса Российской Федерации
3
Установка и эксплуатация
шлагбаумов, устройство преград,
обеспечивающих ограничение
шт.
120
107
20
87
пребывания граждан в лесах в целях
обеспечения пожарной безопасности
4
Лесные дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров:
строительство
25,64
-
-
-
реконструкция
км
99,52
-
-
-
эксплуатация
125,16
-
-
-
151
в том числе
Требуется
арендаторам
Меры противопожарного
Ед.
Планируется
по
за счет
и за счет
п/п
обустройства лесов
изм.
всего
нормативу
субвенций
собственных
средств
1
2
3
4
5
6
7
5
Прокладка просек
93,47
-
-
-
Устройство противопожарных
км.
543,03
1 000
-
1 000
минерализованных полос
6
Прочистка и обновление:
просек
186,93
-
-
-
противопожарных
км
1 086,04
2 012,5
12,5
2 000
минерализованных полос
7
Строительство, реконструкция и эксплуатация:
пожарных наблюдательных пунктов
(вышек, мачт, павильонов, и других
9
-
-
-
наблюдательных пунктов)
шт.
пунктов сосредоточения
По одному на ДПД
противопожарного инвентаря
8
Устройство подъездов к
источникам противопожарного
шт.
По количеству имеющихся
водоснабжения
9
Снижение природной пожарной
опасности лесов путем
регулирования породного состава
В соответствии с настоящим планом и планами
га
лесных насаждений и проведения
тушения лесных пожаров на территории лесничества
санитарно-оздоровительных
мероприятий
Меры противопожарного обустройства объектов экономики и
инфраструктуры, а также земель иных категорий.
Основное количество объектов экономики и инфраструктуры в
Красноселькупском лесничестве сосредоточено на территории предприятий
-
арендаторов лесных участков.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2007
№ 417,
установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в
зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и
обеспечению пожарной безопасности в лесах при их использовании.
Меры пожарной безопасности в лесах в виде предупреждения лесных пожаров
(противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное
(бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса
на основании проекта освоения лесов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы
обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств
предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов,
определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
152
При проведении работ по геологическому изучению недр и разработке
месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах
обеспечивается выполнение следующих мероприятий:
а) содержание территорий, отведенных под буровые скважины и другие
сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих
материалов; прокладка по границам этих территорий противопожарных
минерализованных полос шириной не менее
1,4 метра и содержание их в
очищенном от горючих материалов состоянии;
б) очистка от лесных насаждений территорий в радиусе
50 метров от
пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых
скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);
в) недопущение хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также
загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории
горючими веществами (нефтью, мазутом и др.);
г) согласование с органами государственной власти или органами местного
самоуправления, указанными в пункте 4 вышеуказанных Правил, порядка и времени
сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путем.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в
период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через
лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от
горючих материалов. Через каждые 5 - 7 км трубопроводов устраиваются переезды
для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные
полосы шириной 2 - 2,5 м вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг
колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи,
линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений,
складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других
горючих материалов.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период
пожароопасного сезона обеспечивается устройство мест отдыха, туристских
стоянок, проводить другие массовые мероприятия разрешается только по
согласованию с органами государственной власти автономного округа,
уполномоченными в области лесных отношений, при условии оборудования на
используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора, кроме
того к данным видам использования лесов применяются общие требования правил
пожарной безопасности в лесах.
На территории Красноселькупского
лесничества
предприятиями
агропромышленного комплекса осуществляется противопожарное обустройство
границы земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда в целях
недопущения перехода природных пожаров из одной категории земель в другую.
Также указанными предприятиями ежегодно осуществляется очистка мест стоянок
оленеводческих бригад от мусора и других горючих материалов.
153
Потребность в средствах пожаротушения в местах использования (по видам
использования) определяется в соответствии с нормами, утвержденными Приказом
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014
№ 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров,
нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм
наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании
лесов».
В случаях, если Нормы составят не целое число, необходимо провести
округление в большую сторону до целого числа. Формулировка в нормах «на
каждые … га арендованной площади» (при объемах более 100 тыс. га) означает, что
нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров рассчитываются
пропорционально указанной площади (объема использования лесов), исходя из
установленных нормативов с округлением до целого числа в большую сторону.
Данное правило аналогично применяется для расчета нормативов при
формулировке «на каждые ... работающих человек».
Средства предупреждения и тушения лесных пожаров должны
соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих техническое регулирование в области пожарной безопасности.
Мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов,
подверженных угрозе лесных пожаров
Постановлением Правительства автономного округа от 08.05.2018 № 475-П
«Об утверждении перечня населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного
округа, подверженных угрозе лесных пожаров» утвержден перечень населенных
пунктов автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров.
В приложении 2.1 к сводному плану тушения лесных пожаров на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно предусматриваются объемы
мероприятий противопожарного обустройства населенных пунктов, объектов
экономики и инфраструктуры, в том числе на территории МО Красноселькупский
район (Красноселькупское лесничество):
- с. Ратта:
- противопожарные барьеры
-
1940 м,
- очистка от сухой
травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных
остатков, мусора и других горючих материалов - 1,9 га;
- с. Киккиакки: - противопожарные барьеры - 680 м.
Мониторинг природных пожаров на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа ведется Департаментом природно-ресурсного регулирования
посредством наземного наблюдения, авиапатрулирования и использования
информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ
Рослесхоз.
На всей территории автономного округа (76 925,0 тыс. га) к обнаружению и
тушению лесных и тундровых пожаров, в том числе в зоне осуществления
лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров с применением наземных и
(или) авиационных сил и средств, привлекается ГКУ «Ямалспас».
Штатная численность ГКУ «Ямалспас» составляет 653 человека, из которых
413 человек привлекаются к работам по тушению природных пожаров, в том числе
154
240 человек сезонных рабочих десантно-пожарного состава, принимаемых на
пожароопасный период. Для тушения природных пожаров в ГКУ «Ямалспас»
имеется 44 единицы специальной техники.
Согласно приказу Рослесхоза от
07.06.2018
№ 468 «Об установлении
лесопожарного зонирования земель лесного фонда и признания утратившим силу
приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2017 года № 65 «Об
установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании
утратившими силу некоторых приказов Федерального агентсва лесного хозяйства»
территория лесничества относится к зоне лесоавиационных работ. При этом
6 811 119 га отнесено к зоне авиационного обнаружения и тушения, 3 136 348 га
отнесено к зоне исключительного обнаружения с помощью космических средств и
преимущественно авиационного тушения.
Характеристики маршрутов авиапатрулирования лесов на землях лесного
фонда на территории Красноселькупского лесничества приведены в таблице 22.3.
Таблица 22.3
Маршруты авиапатрулирования лесов на землях лесного фонда
расположенных на территории Красноселькупского лесничества
Поворотные
Азимут
Протяженность маршрута, км
пункты
1
2
3
Маршрут № 1 (Северное кольцо)
Село Красноселькуп
284
94
оз. Варкыто
45
96
оз. Кэлыльто
132
57
оз. Анато
205
54
Село Красноселькуп
ИТОГО:
-
301
Маршрут № 2 (Юго-Западное кольцо)
Село Красноселькуп
232
142
оз. Отэльто
136
143
Село Толька
5
192
Село Красноселькуп
-
-
ИТОГО:
-
477
Маршрут № 3 (Южное кольцо)
Село Красноселькуп
116
77
Устье р. Правая Кашкы
226
140
оз. Лимпыпитыльтольмы
300
96
оз. Отэльто
52
142
Село Красноселькуп
-
-
ИТОГО:
-
455
Толькинское ПСО
Село Толька
118
101
155
Поворотные
Азимут
Протяженность маршрута, км
пункты
1
2
3
Село Ратта
265
187
Устье р. Пиччалькы
1
96
оз. Нумто
109
100
Село Толька
-
-
ИТОГО:
-
484
156
157
На территории Красноселькупского лесничества утверждено
4 маршрута
авиационного патрулирования протяженностью 1717 км (таблица 22.3). Кроме того
на территории Красноселькупского лесничества определен 1 маршрут наземного
патрулирования протяженностью 40 км.
Степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных
пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических
условий, влияющих на пожарную опасность лесов, определяется классификацией
пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
В Красноселькупском лесничестве применяются классы пожарной опасности
в лесах в зависимости от условий погоды, утвержденные приказом Федерального
агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 № 287.
Комплексные показатели для их определения указанны в таблице 22.4.
Таблица 22.4
Класс пожарной опасности в
Величина комплексного
Степень пожарной
лесах
показателя
опасности
1
2
3
I
0 - 300
отсутствует
II
301 - 1000
малая
III
1001 - 4000
средняя
IV
4001 - 10000
высокая
V
более 10000
чрезвычайная
Привлечение лесопожарных формирований осуществляется независимо от
класса пожарной опасности в лесах в соответствии с регламентом работы, а в
условиях ЧС при необходимости осуществляется привлечение сил и средств
подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных
организаций и лиц в соответствии с порядком привлечения сил и средств тушения
лесных пожаров. При этом основными силами и средствами пожаротушения
являются силы ГКУ «Ямалспас».
Обнаружение возникших лесных пожаров на территории земель лесного фонда
осуществляется силами и средствами ГКУ
«Ямалспас» при выполнении
авиапатрулирования лесов, силами и средствами ОАУ
«Леса Ямала» при
выполнении наземного патрулирования лесов, а также в виде получения
информации РДС ЯНАО от иных источников, в том числе на телефон Прямой
линии лесной охраны (8-800-100-94-00).
Работа РДС ЯНАО осуществляется на круглогодичной основе и в
круглосуточном режиме.
Авиационное патрулирование осуществляется с учетом класса пожарной
опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных
пожаров:
158
а) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды,
в случае наличия в зоне лесоавиационных работ действующих лесных пожаров -
один раз в сутки;
б) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды
- один раз в двое суток, а при наличии действующих лесных пожаров - не менее
одного раза в сутки;
в) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий
погоды - один раз в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - два раза в
сутки;
г) при IV и V классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий
погоды - два раза в сутки, а при наличии действующих лесных пожаров - три раза в
сутки.
Периодичность проведения авиационного патрулирования
(кратность
авиационного патрулирования) в зоне лесоавиационных работ может быть
увеличена - при наличии нелокализованных лесных пожаров, при скорости ветра
более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни. Кратность авиационного
патрулирования может быть снижена при выпадении осадков на всей или части
зоны лесоавиационных работ.
Порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов
утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от
15.11.2016
№ 597 «Об утверждении Порядка организации и
выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации
и выполнения авиационных работ по защите лесов».
Требования к пребыванию граждан в лесах.
Граждане при пребывании в лесах обязаны:
- соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007
№ 417;
- при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы
государственной власти или органы местного самоуправления;
- принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими
силами до прибытия сил пожаротушения;
- оказывать содействие органам государственной власти и органам местного
самоуправления при тушении лесных пожаров.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения
пожарной безопасности в лесах в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на
три основные группы: предупреждение возникновения лесных пожаров,
ограничение распространения лесных пожаров и организационно-технические и
другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.
Лесопожарная пропаганда должна вестись в направлении обеспечения
выполнения требований пожарной безопасности в лесу и формирования у населения
более глубоких знаний о лесе.
159
Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной,
соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать
конкретные факты и печатные издания, которые должны быть выразительными,
привлекательными и образными.
Пропаганда проводится непрерывно в течение года и усиливается в
пожароопасный сезон, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по
условиям погоды. Для проведения работы должны в первую очередь использоваться
средства массовой информации: печать, радио, телевидение и другие.
2.17.2. Требования к защите лесов от вредных организмов
(в том числе
нормативы, параметры и сроки проведения профилактических, санитарно-
оздоровительных, истребительных и иных мероприятий)
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов
(растений, животных, болезнетворных организмов), способных при определенных
условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам, и предупреждение их
распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных
к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию (ст. 60.1 ЛК РФ).
Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам,
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О
карантине растений». Ликвидация очагов вредных организмов осуществляется в
соответствии с Правилами ликвидации очагов вредных организмов, утвержденными
приказом Минприроды России от 23.06.2016 года № 361.
В соответствии со ст. 60.3 ЛК РФ, постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.05.2017 № 607 утверждены «Правила санитарной безопасности в
лесах» (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), которые устанавливают
порядок, условия организации мер санитарной безопасности в лесах и требования,
направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании,
охране, защите и воспроизводстве лесов.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
а) лесозащитное районирование;
б) государственный лесопатологический мониторинг;
в) проведение лесопатологических обследований (далее - ЛПО);
г) предупреждение распространения вредных организмов;
д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Документом автономного округа в области охраны, защиты, воспроизводства
лесов и лесовосстановления является закон Ямало-Ненецкого автономного округа от
20.06.2007 № 68-3АО «О регулировании лесных отношений на территории Ямало-
Ненецкого автономного округа».
Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным
агентством лесного хозяйства. Порядок лесозащитного районирования определяется
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от
09.01.2017 № 1 «Об утверждении Порядка лесозащитного районирования».
160
Для отнесения объекта лесозащитного районирования к той или иной зоне
лесопатологической угрозы используются следующие критерии: объем санитарно-
оздоровительных мероприятий; объем мероприятий по ликвидации очагов вредных
организмов; площадь очагов вредных организмов, в отношении которых требуется
принятие мер по их ликвидации; площадь лесного участка, занятого погибшими и
поврежденными насаждениями; площадь защитных лесов, в том числе особо
охраняемых природных территорий.
По результатам предыдущего лесозащитного районирования лесничества
ЯНАО относились к слабой зоне лесопатологической угрозы.
Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой
систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов)
за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них
процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения
санитарного и лесопатологического состояния лесов (ч. 1 ст. 60.5 Лесного кодекса
РФ).
Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга
устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ч. 3 ст. 60.5 Лесного кодекса РФ).
ЛПО проводятся в лесах с учетом данных государственного
лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и
лесопатологическом состоянии лесов (ч. 1 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ).
ЛПО проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов,
визуальными и инструментальными способами, обеспечивающими необходимую
точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов (ч. 2 ст. 60.6
Лесного кодекса РФ).
По результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследования
(ч. 4 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ).
В процессе ЛПО производятся:
- определение причин повреждений (или гибели) лесных насаждений, а также
выявление аварийных деревьев;
- определение местоположения и границ поврежденных лесных участков;
- определение текущего санитарного и лесопатологического состояния лесных
участков;
- назначение мероприятий по предупреждению распространения вредных
организмов, в том числе профилактических мероприятий по защите леса, а также
агитационных мероприятий в первую очередь на лесных участках, предоставленных
для осуществления рекреационной деятельности, в ценных лесах.
Способы проведения ЛПО, согласно приказу Министерства природных
ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении
порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта
лесопатологического обследования» также определяются с учетом зон
лесопатологической угрозы и данными государственного лесопатологического
мониторинга.
161

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..